Язык тела - ключ к пониманию собеседника. Что такое симпатия и антипатия? Причины и признаки симпатии и антипатии

Общество >> Этика

«Партнер» №5 (152) 2010г.

Тайна симпатии и антипатии

Психология чувств

Григорий Калихман (Дортмунд)

Я дал такое название статье не для того, чтобы заинтриговать читателя. Просто существует некий таинственный феномен, заключающийся в том, что одни люди, казалось бы, без видимых причин нам симпатичны, а другие - несимпатичны.

"Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий", - писал английский поэт Джордж Байрон. Впрочем, задолго до рождения Байрона выдающийся шотландский экономист Адам Смит (тот самый, труды которого читал Евгений Онегин) пытался сформулировать этот "закон". В 1754 году он опубликовал книгу под названием "Теория нравственных чувств". Эту книгу Смит начинает с определения чувства симпатии и его влияния на отношения между людьми. Согласно Смиту, симпатия - это способность разделять какие бы то ни были настроения и чувствования других людей. Современная психология называет эту способность и, главное, готовность словом "эмпатия". Слово "симпатия" (происходит от греческого sympatheia - влечение, расположение) означает устойчивое одобрительное отношение к кому-либо, проявляющееся в приветливости, доброжелательности и других положительных эмоциях.

О рождении симпатии

Иногда бывает даже так, что чувство симпатии или антипатии может стоить очень дорого. Можно вспомнить такой исторический пример. "Великий людоед всех времен и народов" уничтожил журналиста Михаила Кольцова, одного из самых преданных своих паладинов, и в то же время пощадил Илью Эренбурга и Бориса Пастернака, которых Кольцов оговорил под пытками. По-видимому, они были симпатичны Сталину.

Симпатия является самым простым видом межличностной притягательности. Она не задевает нас глубоко. Можно сказать, что это чувство является поверхностным. Если мы разочаровываемся в человеке, которому раньше симпатизировали, это не причиняет нам особой боли. Мы можем находить симпатичными множество людей любого пола и любого возраста. Следовательно, чувство симпатии не имеет выраженной сексуальной окраски. Во многих случаях симпатия вызывает ответную симпатию. Если кто-то проявляет к нам интерес и восхищается нашими "выдающимися" достоинствами, мы, в свою очередь, начинаем симпатизировать этому человеку. И уж почти наверняка антипатия порождает ответную антипатию. Можно сказать, что несимпатичный человек - это тот, кто не проявляет интереса и симпатии ко мне, такому хорошему и обаятельному.

На начальном этапе возникновения симпатии наиболее существенными являются внешние данные человека и манера его поведения, затем в процессе общения более значимыми становятся его социально-психологические свойства. Как это ни покажется странным, слишком высокий уровень положительных качеств снижает привлекательность, потому что такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная "правильность" угнетает. Установлена существенная зависимость симпатии от самораскрытия и доверия партнеров друг к другу. При этом очень важным является не только сходство жизненных установок, но и взаимодополняемость личностных свойств, а также сотрудничество, не переходящее в соперничество.

В одном из современных романов описано, как возникло чувство взаимной симпатии между двумя людьми - начальником и подчиненной, которые до того уже больше года работали вместе: "В этот момент что-то изменилось: у них появились отношения, и они оба это явно почувствовали. Наверно, и раньше в их подсознании что-то происходило. А возможно, возникло спонтанно. Кто поймет тайны психологии..."

Что говорит наука

Если уж говорить о тайнах психологии, то наука пытается объяснить, как и почему возникает чувство симпатии между двумя людьми. Какие-то исследователи открыли, что симпатия между двумя людьми может возникнуть, если они находятся друг от друга на расстоянии не более двух метров. Всему виной, видите ли, вещества, выделяемые телом и называемые феромонами, ощутить которые на большом расстоянии очень сложно. Хотите - верьте, хотите - проверьте. А вот в солидной газете Welt am Sonntag в конце 2008 года была опубликована статья под названием "Gentest statt Gespräch" ("Генетический тест вместо разговора"). В статье говорилось о том, что ученые якобы установили, будто чувство симпатии реализуется на генетическом уровне и, проведя соответствующее исследование, можно установить, понравятся два конкретных человека друг другу или не понравятся. Далее сообщалось, что некоторые агентства, занимающиеся знакомствами и подбором супружеских пар, взяли эту теорию на вооружение и внедряют ее в практику.

По-видимому, в этих исследованиях есть какое-то рациональное зерно. В качестве подтверждения можно привести известное высказывание Максима Горького. Отвечая на вопрос писателя Леонида Андреева, что заставляет его (Горького) тратить время на бесплодную борьбу с антисемитизмом, Горький ответил: "Еврей вообще симпатичен мне, а симпатия - явление биохимическое и объяснению не поддается".

Можно предположить, что антипатия по отношению к евреям вообще (а не к какому-то конкретному еврею), которая зовется антисемитизмом, тоже реализуется на биохимическом уровне. Если исходить из такой точки зрения, то антисемитизм (или, если говорить обобщенно, ксенофобия) какого-то отдельно взятого человека вряд ли можно искоренить, так как нельзя изменить его биохимическую природу.

О стойкости подобного рода убеждений (точнее говоря, предубеждений) писала знаменитая американская психотерапевт Джанетт Рейнуотер: "В отрочестве я спорила со своими знакомыми, придерживающимися расистских убеждений, я неистовствовала и проповедовала, исходя из ошибочных миссионерских идей изменить их систему взглядов, что, конечно же, не удалось сделать".

Наблюдая за собой, каждый может обнаружить, что какие-то люди ему нравятся, к другим он испытывает в лучшем случае безразличие, а к третьим - антипатию. При этом иногда бывает даже так, что этих людей мы никогда не встречали, а видели только по телевизору. И если кто-то вызывает у меня немотивированное неприятие и даже раздражение, то более чем вероятно, что я тоже могу вызывать неприятие у каких-то людей. И совсем не обязательно, что люди, которым я несимпатичен, плохие. Просто они другие, и их антипатию следует переносить, по возможности, спокойно. Здесь уместно вспомнить такое высказывание: "Если не всем ты понравиться сможешь делом своим и искусством, лучшим по вкусу придись: плох приглянувшийся всем".

От симпатии до любви

Значительно более сложными чувствами, по мнению психологов, являются любовь и сексуальное влечение, которые далеко не всегда эквивалентны друг другу.

В большинстве случаев любовь начинается с чувства симпатии. Если отрезок времени от возникновения симпатии до зарождения любви является очень кратким, то принято говорить о любви с первого взгляда. Стендаль в своем знаменитом трактате "О любви" писал: "В силу симпатии и некоторых других законов нашей природы, любовь - это просто-напросто величайшее счастье, какое только может быть". Размышляя о сексуальном влечении, Стендаль далее пишет: "После интимной близости между двумя людьми, испытывающими даже не любовь, а всего лишь чувство симпатии, возникает такое доверие, такая легкость общения, такое нежное внимание друг к другу, какие не появятся и после десятилетней симпатии и прочной дружбы".

Процитировав Стендаля, я подумал, что вся эта "лирика", присущая XIX и в значительной степени XX веку, наверно, уже "не работает" в XXI веке, когда интимные отношения между людьми начинаются в столь раннем возрасте, когда они достигли физической, но отнюдь не духовной зрелости. Тот, кто смотрел телесериал "Школа", наверняка пришел к такому же выводу.

Если корни симпатии спрятаны в подсознании, то причины антипатии в большинстве случаев могут быть подвергнуты критическому анализу, чем и занимается современная психология. Эти причины могут быть различными, причем зачастую взаимоисключающими. Нередко нам не нравится в другом человеке то, что нам не нравится в себе. Например, мы боремся с излишним весом или с морщинами. И другой человек служит как бы зеркалом, которое напоминает нам о наших недостатках. Поэтому мы находим такого человека несимпатичным и стараемся его избегать.

Вторая из возможных причин прямо противоположная: нам не нравится в другом то, что мы охотно хотели бы иметь, но не имеем. Например, бездарный человек неодобрительно относится к талантливому коллеге. Или кто-то счастлив в семейной жизни, а у нас "погода в доме" оставляет желать лучшего. И мы, сами того не сознавая, испытываем чувство зависти и нерасположение к этому человеку, находя для этого другие объяснения.

Еще одна из возможных причин антипатии к кому-либо заключается в том, что он чем-то напоминает наши неудачи в прошлых отношениях с другими людьми. Допустим, человек с какими-то определенными модуляциями голоса в свое время произвел на нас неприятное впечатление. Другой человек с такими же модуляциями имеет мало шансов нам понравиться.

Следующая причина заключается в том, что другой человек не похож на нас. Например, щедрому человеку несимпатичен скряга и, наоборот, скупердяй отвергает широкую натуру, а у сдержанного человека навязчивость и развязность вызывают отвращение и отторжение.

Об антипатии

Антипатия, то есть неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Для мизантропа характерно презрение к распространенным людским недостаткам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри "Один час полной жизни". Там какой-то лавочник считал, что человек - это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Доказывать мизантропу, что жизнь прекрасна, а человек - это венец творения, означает попусту терять время. Психологи еще не установили, является ли мизантропия врожденным или благоприобретенным свойством.

К счастью, подавляющее большинство людей лишены этого недостатка, и каждый из нас должен благодарить судьбу за то, что она наделила нас способностью испытывать симпатию и счастье в любви, жизни и к людям.


помогите с психологией. нам дали по психологии написать сочинение что такое симпатия и антипатия. помогите пожалуйста.

Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям) , проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму) .
Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. , т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева, симпатия — это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума.

В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного)

Источник:
Помогите с психологией
Пользователь 111 111 задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 2 ответа
http://otvet.mail.ru/question/71541915/

Что такое симпатия и антипатия

Антипа?тия (греч. ?????????? , от ???? - «против», и ????? - «страсть») - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и обусловливается подсознательным решением, но она может возникать и полностью сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.

Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума (см. Идиосинкразия ).

Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную или рефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума , биологического вида, группы или этноса .

В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного) .

Источник:
Что такое симпатия и антипатия
Антипа?тия (греч. ?????????? , от???? - «против», и????? - «страсть») - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F

Что такое симпатия и антипатия и почему они возникают?

Люди всегда испытывают друг к другу какие-то чувства. Встречаются понятия антипатии и симпатии. Эти два слова происходят от корня греческого слова patos, что переводится как переживание или ощущение.

Симпатия (в переводе с греческого приязнь, тяга) – это стойкое позитивное отношение к личности или иным явлениям в обществе. Проявляется оно в восхищении, приветливом, дружелюбном отношении, побуждает к коммуникации, помощи или вниманию.

Причиной появления симпатии выступает осознанный или почти неосознанный фактор. К осознанному стоит отнести единство идей, жизненных позиций, интересов, ценностей, идеалов. К другой группе – характер, притягательность внешности, манеру общения и т.д. По одному из определений, симпатией называется тяга к человеку.

Понятие симпатии будоражило умы философов еще в Древней Греции. Они трактовали это явление как общность духа, из-за которой люди способны сочувствовать друг другу. Но в течение многих сотен лет симпатию рассматривали в качестве эмпатии.

Антипатией называется качество личности, т.е. проявление стойкого неодобрения, неблагожелательности к другим людям или явлениям. Она является безотчетным чувством, ее невозможно контролировать. В человеке может ничего не быть отталкивающего внешне, но неприязнь откуда-то возникает. Случается, что антипатия появляется осознанно. Например, с собственной позиции человек оценивает поведение другого и считает его безнравственным.

Антипатия считается противоположным полюсом симпатии. Если симпатии появляются по какому-то особенному закону, то и с антипатиями такая же ситуация. Их корни прячутся в представлении человека, какими должны оказаться другие. Если есть большое расхождение с представлениями, появляется антипатия. Человек замечает в других негативные качества. Они и формируют подобное восприятие. Кроме того, антипатия может явиться следствием несовпадения взглядов на жизнь и другие явления. Антипатия являет собой неприятие других личностей.

Есть несколько признаков симпатии, которые влияют на то, почему остальные люди нравятся нам. Рассмотрим их подробнее:

Человек симпатичен нам, если с ним есть некоторое сходство. Сюда относится не только внешнее совпадение, но и похожие ценности, взгляды. Схожесть интересов и мнений мощно проявляется в некоторых вариантах поведения. К примеру, посещение одинаковых вечеринок, изучение одинаковых предметов, занятие определенным видом спорта.

Приятными будут те отношения, где есть баланс во взаимном обмене. Нам кажутся неприятными личности, которые что-то «взяли», но «не вернули». Это относится и к финансовой, и к интимной стороне взаимоотношений. Но данный эффект встречается и в повседневных реалиях. Если вы рассказали много о себе другому, но он не сообщил ничего, то симпатия вряд ли возникает.

Людям нравятся те, кому приятны они. Данный фактор превалирует над другими. О важности проявления симпатии упоминалось даже в 16 столетии в инструкции для продавцов. Стоит проявлять симпатию к покупателям, и тогда они непременно совершат выгодную покупку.

Сопоставление людей с различными жизненными обстоятельствами приводит даже к суеверному поведению. В подобной ассоциации сложно найти логику, в особенности, если она позитивная.

Притягательных внешне личностей наделяют позитивными чертами. Они считаются благожелательными, сбалансированными, талантливыми. Люди уверены, что они обладают приятными чертами характера, получают лучшие должности и т.п.

Привлекательные люди считаются разносторонними, счастливыми, они верят в себя, остроумны. Но приписывание таких качеств имеет некоторые последствия. Такие люди чаще получают работу, охотнее соглашаются помочь, у них выше шансы одержать победу на выборах и в суде.

Существуют различные причины возникновения симпатии. Относительная «шкала» привлекательности одной личности для другой располагает определенным диапазоном. От проявления этой шкалы находится в зависимости модель возникновения симпатии. Диапазон может быть представлен разными оценками субъекта:

любовь;
явная симпатия;
простая симпатия;
безразличие;
антипатия;
неприязнь.

Уровень любви подразумевается, если человек является для другого смыслом жизни. От этого появляется явное желание быть с ним вечно. О явной симпатии говорится, если вы чувствуете комфорт в присутствии человека. Вы считаете его другом, вам нравится составлять с ним планы, замыслы, придумывать идеи и заниматься общим делом.

Простая симпатия – это позитивное отношение к другой личности, приятное чувство от взаимодействия с ней. Если человек не вызывает эмоций, то здесь имеется в виду нейтральное отношение. При подобном уровне личности не стремятся общаться, но и не избегают встреч.

Как известно, антипатия – это неприятие другого. Человек старается избегать встреч и взаимодействий с определенной личностью. Крайняя ступень диапазона – ненависть. Это отношение, когда человек даже не способен держать в руках себя при взгляде на другого, может желать нанести ему ущерб.

Сейчас эксперты, основываясь на информации из статистики и итогах эмпирических анализов, выделяют следующие причины возникновения симпатии: инфантильность во внешности, схожесть в манерах, притягательность внешности, побуждение к поддержке, а также показной стиль общения.

Инфантильная внешность – это присутствие во внешности каких-то детских черт, но у личности сохраняются черты характера, присущие его реальному возрасту. Считается, что при проявлении подобной внешности даже в мелкой детали, она помогает в немалой степени расположить к себе других. Поясняется это тем, что инфантильные черты на интуитивном уровне свидетельствуют о наивности, беззащитности, а также доверии. Это предупреждает развитие у других людей подозрительности и не доверительного отношения.

Вообще, физическая привлекательность – это многозначный фактор формирования симпатии. Нередко бывает так, что притягательная внешне личность при более близком знакомстве вызывает только негативные чувства. Кроме того, есть и прямо противоположные примеры, если внешне непривлекательные люди в итоге становятся причиной гаммы только позитивных чувств.

Связывается это с тем, что в формировании оценки другой личности, это означает, что и в образовании симпатии, важен не только внешний вид. Он считается первичным фактором, отправной точкой, но в результате на отношение к личности оказывают влияние увлечения, позиция человека, его мировоззрение, приоритеты, манеры.

Случается, что к довольно милому с виду человеку, который ничего плохого вам не делает, возникает антипатия и раздражение. Каковы причины появления такой антипатии?

Если вы испытываете беспричинное раздражение по отношению к другому, не стоит подавлять подобное чувство в себе на корню. Стоит разобраться, откуда оно взялось. Человеческое подсознание способно считать не только вербальную информацию, но и некоторые невербальные признаки. К ним относится мимика, жесты, позы. А они часто оказываются правдивее слов. Может быть, ваш собеседник на деле лжив, желает манипулировать другими. Абстрагируйтесь от его слов, обратите пристальное внимание на его поведение:

если человек прикасается руками к лицу, потирает нос или глаза, прикрывает рот ладошкой в ходе разговора, то перед вами лжец;
кроме того, настораживать должно и то, если человек старается не смотреть в глаза. И, наоборот, если его взгляд чересчур пристальный;
если человек немного морщит нос и приподнимает верхнюю губу, то есть шанс, что он испытывает чувство отвращения к вам;
поза со скрещенными руками тоже свидетельствует о нежелании быть откровенным, о неискренних эмоциях;
часто высокомерие проявляется в том, что человек говорит нейтральные фразы, но смотрит сверху вниз.

Мы невольно замечаем подобные мелочи, а подсознание их фиксирует, что вызывает нервозность, а также кажущуюся беспричинной антипатию или злость. Но случается и так, что фактором возникновения антипатии являемся мы сами. Чтобы это выяснить, стоит задать себе такие вопросы.

Если люди испытывают и проявляют друг к другу чувства, то почти всегда возникает симпатия или антипатия.
"Симпатия" и "антипатия" - слова происходящие из греческого корня patos (патос), означающего чувство, переживание. Приставка "сим" означает соединение, взаимодействие.

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - положительно окрашенное чувство, связанное с положительной оценкой человека и проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п.
Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Может возникнуть и как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека. В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия является одним из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.
Может быть как устойчивым, так и сиюминутно возникшим чувством.

Антипатия (греч. от anti - «против», и patos - «страсть») - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума (Идиосинкразия).
Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную или рефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса..
В психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного)/Википедия/.

Иногда частые встречи друг с другом порождают взаимную неприязнь, антипатию, но, как показывают специальные исследования, гораздо чаще они ведут к взаимной симпатии.
На возникновение симпатии или антипатии влияет эмоциональный контакт, внешность, черты личности, культура, материальная обеспеченность, качества характера, умение общаться, особенности поведения, пристрастия и отношения в силу практической необходимости.

Эмоциональный контакт может иногда возникнуть между совершенно незнакомыми людьми.
С этим человеком можно завести приятельские отношения.

Знакомый - человек известный из прежнего опыта, знающий, встречавший, видевший или слышавший раньше о нём.

Компаньон - это тот, кто составляет компанию кому-либо или совладелец компании имеющий фиксированную долю в общем капитале.
Синонимы:
1. товарищ
2. совладелец, партнер

Приятель - это человек с которым можно весело провести время, но не более того. У него нельзя попросить помощи в трудную минуту и с него ничего не спросишь. В основе приятельских отношений лежат личные симпатии, временные интересы и увлечения. У приятелях обычно нет общих глубоких интересов, единых устремлений, общей деятельности, в успехе которой они оба были бы заинтересованы. Нет у них чаще всего и серьезной заинтересованности судьбой друг друга. Приятельские отношения поддерживаются обменом мнениями по тому или иному поводу, взаимным доброжелательным расположением друг к другу, личными встречами, которые могут быть не очень частыми. такие связи не имеют прочной основы, поэтому приятели легко расстаются, они заменяются другими, компании то распадаются, то распадаются, то опять целиком или частично собираются вместе(А.Д.Андреева).

Партнер - человек организации (учреждения, заведения), принимающий участие в проекте посредством финансовой, материальной, технической, политической или другой поддержки.

Партнерская любовь. Чувство любви и привязанности, основанное на взаимном влечении, уважении, дружбе и общей заботе о чувствах и интересах партнера (Кордуэлл М. Психология. М.: Фаир-Пресс,2003,с.220).
Партнер (от лат. part - часть) - участник переговоров, в ходе которых доминирует стратегия партнерства (А.Я.Анцупов,c.303).

Если же мы чувствуем положительный эмоциональный контакт и доброжелательность, взаимопомощь и деловое сотрудничество то эти отношения могут перерасти в товарищеские, дружеские. Такие отношения дают людям почувствовать,что они нужны друг другу. Постепенно у людей развивается потребность в общении, потребность совместно выполнять общее дело, потребность не только в деловой, но и эмоциональной поддержке друг друга. На основе этой потребности развивается чувство товарищества - одно из самых благородных чувств человека.
Именно товарищеские отношения помогают людям объединяться, развивать культуру, науку, совершенствовать жизнь и самих себя.
В основе товарищеских отношений лежит чувство товарищества - переживание ответственности за общее дело, общие глубокие интересы, эмоциональная поддержка участников совместной деятельности, стремление оказать им всевозможную помощь. Товарищеские отношения бывают довольно продолжительными. Товарищество является начальной стадией, первым этапом в развитии прочных дружеских отношений между людьми.
Дружба
Д.Шеффер в своей книге "Дети и подростки" пишет, что, "уже у детей существуют достаточно четкие представления о том, какими качествами должен обладать друг. для детей до 8 лет в основе дружбы лежит общественная деятельность. Дети воспринимают друга как того, кто им нравится и кто любит похожие виды игровой активности. Напротив, дети от 8 до 10 лет, обладая более развитыми навыками социального понимания,начинают воспринимать друзей как личностей психологически схожи с ними и проявляют к ним верность, доброе отношение, склонность к сотрудничеству, сопереживание и взаимопомощь (Berndt,1996). И хотя подростки продолжают считать, что друга характеризует лояльность и общие психологические черты, их концепции дружбы теперь больше сосредоточены на взаимных эмоциональных обязательствах. То есть друзьями считают близких партнеров, которые понимают сильные стороны и способны принять слабости, а также стремится разделить самые сокровенные мысли и чувства друг друга (Hartup,1996). <..> Часто говорят, что в близкой дружбе есть какая-то алхимия и что друзья "настроены" друг на друга. <..> Даже работая вместе над школьным заданием, друзья склонны проявлять большую слаженность, охотнее соглашаются друг с другом и проводят больше времени над задачей, чем знакомые (Hartup,1996). Одной из причин, по которым взаимодействия друзей могут быть слаженнее и продуктивнее, является то, что, в сравнении с просто знакомым, друзья более похожи по личностным чертам и уровню социально направленного поведения (Haselager et al., 1998). Таким образом, контакты между друзьями часто характеризуются чувством взаимности и позволительного уважения и в контактах действительно присутствует некая благоприятная алхимия.
Близкая дружба детей относительно стабильна, она часто длится более года среди дошкольников (Howes,1998) и несколько лет в среднем детском возрасте. Тем не менее сеть друзей (перечень всех людей, которых ребенок может назвать друзьями) нередко сокращается, когда дети становятся подростками. Эта потеря друзей может просто отражать растущее осознание подростком того, что выполнять обязанности друга (включающие теперь в себя обмен доверительной информацией и предоставление эмоциональной поддержки) легче в небольшом круге очень близких друзей.
Друзья играют уникальную роль в развитии ребенка.
Друзья обеспечивают безопасность и социальную поддержку. Наличие хотя бы одного друга, дающего поддержку, может значительно помочь уменьшить одиночество и преследование непопулярных детей, исключенных из более крупной группы сверстников (Hodges et al.,1999). Дружеские отношения с одним или несколькими друзьями могут обеспечить эмоционально безопасную сеть - некоторый род безопасности, не просто помогающий детям конструктивнее справляться с новыми проблемами, но и способной помочь легче переносить другие формы жизненного стресса (например развод родителей или отвержение с их стороны. <..> Крепкая поддерживающая дружба играет особенно важную роль в развитии социальных способностей и креплении самооценки детей из не слишком заботливых разрозненных семей; и если дети из такой семейной среды, не дающей поддержки, теряют особенно близкого друга, они часто ощущают значительное снижение самооценки (Gauze et al., 1996)/
Таким образом, друзья являются потенциально важным источником безопасности и социальной поддержки, причем эта функция дружбы с возрастом становится всё более значимой.
Друзья как фактор развития навыков решения социальных проблем.
Так как дружба является приятными и вознаграждающими взаимоотношениям, сохраняющими свою ценность, то дети очень заинтересованы решать любые конфликты в отношениях с такими значительными партнерами, как друзья: даже в течение дошкольного периода несогласие друзей значительно чаще прекращается, не переходя в более серьезные переработки, чем несогласие между просто знакомыми, чаще достигаются соглашения о справедливых результатах, а игра продолжается после завершения конфликта (Hartup et al.,1988). В среднем детском возрасте друзья немного больше, чем знакомые, расположены следовать правилам (не жульничать) в соревновательных играх, а также уважать мнения, потребности и желания своих партнеров, используя для разрешения споров переговоры (Fonzi et al.,1997).
Дружба как подготовка к любви.
Некрепкая дружба и месть.
Некрепкая дружба часто оказывается конфликтным союзом, в котором дети реагируют на несогласия скорее попыткой отомстить, чем стремлением найти примирение с другом.
В исследованиях учащихся 7-х и 8-х классов было обнаружено,что дети, начинающие школьный год в близких и поддерживающих дружеских отношениях с другими, обычно демонстрировали усиление симпатии к школе или включенность в нее, в то время как школьники, в дружбе которых чаще отмечались соперничество и конфликты, показали более слабые установки к школе, часто становясь всё менее включенными в школьную деятельность и всё более разрушительными. Таким образом, дружба способствует развитию социальной компетентности и повышению самооценки только тогда, когда характеризуется близостью и поддержкой (Gauzeet al.,1996). Наконец, у подростков, которые поддерживают близкую однополую дружбу, первые любовные отношения складываются успешнее, чем у тех, у кого такой дружбы нет (Connolly et al.,2000)/
Следует педагогам и психологам расширить воздействия на непопулярных детей из группы риска, чтобы включить в них уроки того, как устанавливать и поддерживать эти близкие связи, подобно тому, как мы тренируем в них другие социальные навыки (Rose & Asher,1999).
Дружба - чувство обязательно взаимное. дружба требует взаимной симпатии, взаимной привязанности друг к другу. И никого нельзя принудить (например, из чувства долга или из жалости) стать чьим-либо другом. Можно лишь разными способами заставить притворяться, изображать дружеские отношения. Однако они не доставят никому радости, потому что в них не будет подлинных чувств - близости, открытости, доверия. Поэтому дружба основана на том, что люди добровольно, свободно выбирают друг друга.
Дружба бескорыстна. Она не совместима с отношениями, которые существуют ради выгоды или оказания взаимных услуг.
у великого В.Шекспира Есть такие строки:
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Нередки случаи, когда дружба возникает между людьми с совершенно противоположными чертами характера. Это происходит потому, что человек ищет и находит в друге то, чего недостает ему самому. Они как бы дополняют друг друга, и им бесконечно интересно быть вместе.
Дружба - очень тонка и хрупка. Дружба нередко гибнет из-за того, что люди перестают доверять друг другу. Какие- то поступки друга начинают восприниматься, как предательство. Иногда человек умом понимает, что он не прав, что речь идёт о пустяке, но поделать с собой ничего не может. Между тем, дружба не может существовать без взаимного доверия. "Не доверять другу, - писал французский философ Ф. де Ларошфуко, - позорнее, чем быть им обманутым".
Чтобы иметь друга, надо относится к другому человеку так, ка ты хотел бы, чтобы он относился к тебе. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Немного друзей имеет человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный.
Настоящая дружба немыслима без самоотдачи. Настоящая дружба строго избирательна. Еще Аристотель отмечал, что "Друг всем - ничей друг" [Психология. V|. А.Д.Андреева, И.В.Дубрвина, Д.В.Лубовский, А.М.Прихожан. М.:Московский психолого-социальный институт. Воронеж. МОДЭК, 2001].
Литература:
1. Психология. V|. А.Д.Андреева, И.В.Дубрвина, Д.В.Лубовский, А.М.Прихожан. М.:Московский психолого-социальный институт. Воронеж. МОДЭК, 2001.
2. Шэффер Д. Дети и подростки. СПб.: Питер, 2003.

Симпатия
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/simpatiya
Проявления симпатии могут иметь неожиданные формы.
Симпатия - чувство дружеской расположенности, бескорыстного притяжения. На того, кто симпатичен, хочется смотреть, хочется его слышать, хочется чаще быть с ним рядом. При этом никакой явной выгоды от этого смотрения, слышания и бытия рядом - нет.
В отличие от влюбленности, симпатия - легкое и контролируемое чувство. Симпатию легко "отодвинуть" и забыть о ней, с влюбленностью сделать подобное сложно.
У детей и подростков проявления симпатии имеют иногда неожиданные, в том числе негативные формы: дернуть за косичку, толкнуть, ударить...
Что делать, чтобы люди нравились?
Люди нам нравятся не всегда. Люди бывают и противные, и трудные. А иногда хочется, чтобы люди вам нравились - от этого и самому среди них бывает приятнее находиться, и это иногда нужно для дела. Бывает, что вы головой понимаете - человек наверное хороший, а в душе теплого отношения нет, и тогда хочется поправить душу. Что может этому помочь? Что можно сделать, чтобы какой-то человек вам стал нравиться больше?

Сила симпатии
Статья написана по книге Дэвида Майерса "Социальная психология"
Кого мы будем любить больше – того, кто сначала не любил нас, а потом полюбил, или того, кто любил нас с самого начала?
Пример: Саша учится в одной группе с Олей. Поначалу он не мог избавиться от ощущения, что для Оли он – парень так себе. Но по мере того как идет время, он замечает: мнение Оли о нем явно меняется в лучшую сторону, а в конце концов выясняется, что она считает его способным, внимательным и очаровательным молодым человеком. Вопрос: нравилась бы Оля Саше больше, если бы с самого начала была о нем такого лестного мнения?
Чтобы прояснить этот вопрос, Эллиот Аронсон и Дарвин Линдер провели эксперимент: они «позволили» 80 студенткам подслушать, как отзывалась о них одна женщина. Одни студентки слышали только лестные отзывы, другие – только отрицательные. Другие слышали и те и другие, но в разной последовательности: либо сначала отрицательные, а потом лестные (как в случае с Сашей), либо наоборот. И в этом и в других экспериментах к «оценщице» лучше относились те испытуемые, которые выросли в её глазах, особенно если этот рост был постепенным и опровергал первоначальную критику. Возможно, похвала Оли вызвала большее доверие, потому что последовала за критикой. А возможно и другое: похвалы Оли пришлось ждать, поэтому и вызвала особенную благодарность.
Аронсон полагал: если постоянно хвалить человека, похвала может обесцениться. Когда муж в пятисотый раз повторяет жене: «Дорогая, ты просто неотразима!», – его слова меньше впечатляют, чем если бы он сказал: «Дорогая, по-моему, это платье не очень идет тебе». Поэтому гораздо легче обидеть человека, которого безумно любишь, чем обрадовать. Это значит, что отношения, в которых взаимное уважение и взаимное одобрение сочетаются с честностью по отношению друг к другу, будут оцениваться выше и приносить радости больше, чем отношения, потускневшие под давлением отрицательных эмоций, или те, в которых люди пытаются лишь «не скупиться на похвалу». Аронсон писал:
«По мере того как отношения становятся все более и более близкими, возрастает и значение подлинности – нашей способности отказаться от попыток произвести хорошее впечатление и начать «предъявлять» себя такими, какие мы есть на самом деле, даже если мы вовсе не хороши… Если двое действительно любят друг друга, их отношения будут более продолжительными и эмоциональными в том случае, если они смогут выражать не только позитивные, но и негативные чувства, а не просто постоянно «миловаться» друг с другом».
Чаще всего, общаясь с разными людьми, мы выступаем в роли цензоров собственных негативных чувств. А это значит, что некоторые люди лишены обратной связи, которая могла бы помочь им скорректировать свое поведение. Живя в мире приятных иллюзий, они продолжают вести себя так, что отталкивают от себя тех, кто при других обстоятельствах мог бы стать другом.

Вы задумывались, какое из слов соответствует вашему состоянию и поведению в данный момент? В чем их различие? Нет, про антипатию мы знаем очень даже немало, более того, вполне в силах заметить, что испытываем ее к кому-то, если только не загнали себя в этические рамки, запрещающие ненависть, а это уже совсем другая история.
А как насчет эмпатии и симпатии? А также сочувствия и сожаления?

Два первых слова в парах относятся к нашему более-менее осознанному сопереживанию с другим человеком его эмоционального состояния. Иными словами, понимая, что происходит, мы не растворяемся в чужих эмоциях, а лишь разделяем их, отличая от своих собственных и давая другому право сохранять личностную суверенность.
Два вторых слова - симпатия и сожаление - связаны с нашим собственным восприятием других людей. Чем-то они нам нравятся, их высказывания близки, лица приятны - мало ли что. Или наоборот: они находятся в ситуации, которую мы с высоты собственного опыта сочли бы тяжелой - и тут мы сожалеем, проявляя собственную же доброту или свой же страх, как вариант. Личность другого человека не имеет ни малейшего значения, его вообще могло бы не быть - на самом деле мы сконцентрированы на себе. По правде говоря, к людям, испытывающим ко мне симпатию (или вздумавшим зачем-то меня пожалеть) я отношусь с осторожностью: кто их знает, с кем они на самом деле сейчас общаются. Скорее всего, не с той, кем я являюсь на самом деле. Мне настоящей, то есть, от них можно ждать сюрпризов.
Думаю, каждому из нас приятнее и полезнее было бы проявлять и получать эмпатию, то есть сочувствие, сопереживание в отношениях. А для этого, повторюсь, необходимо признать, что другой человек существует помимо каких бы то ни было связей с нами, он самобытен, независим и обладает собственной внутренней жизнью, которой мы, наверное, можем сопереживать.
Впрочем, есть определенные ограничения, накладывающие на людей своего рода шоры, не позволяющие сочувствовать или строго корректирующие направления эмпатии. В первую очередь это некоторые расстройства психики. Например, отсутствие способности к эмпатии является одним из признаков аутизма. Взять хотя бы зевоту. Известно, насколько это заразная вещь: стоит одному распахнуть рот - и готово: зевают все. Это защитный механизм, выработанный веками у социальных млекопитающих. Так вот, ученые говорят, многие аутисты не реагируют на чужую зевоту. Не проверяла, но очень возможно, что так оно и есть. Аутисты видят во внешнем мире угрозу и защищаются слишком хорошо. Стены, воздвигнутые между ними и миром, слишком толсты, рвы слишком глубоки. В случае стирания личных границ происходит то же самое, но уже за счет невозможности обособления. Так или иначе эмпатия, как правило, терпит крах.
Нарциссическое расстройство личности также характеризуется отсутствием эмпатии. В этом случае окружающие служат лишь фоном, способным дать хвалебный отзыв или стать воплощением позора. Естественно, личность людей, существующих для того, чтобы продемонстрировать все величие отдельного индивида, не имеет ни малейшего значения. Подобные черты "эмпатической глухоты" проступают и в менее проблемных случаях: все мы знаем эгоцентричных друзей, пытающихся сделать из нас унитазы . Они спускают в нас свои проблемы, эмоции, идеи без малейшего интереса к нам самим и нашим переживаниям.
Еще одна убийца эмпатии - депрессия. Она маскирует окружающих, превращая их то в недостижимый идеал, воплотивший все мечты о счастливой жизни, а значит, вызывающий зависть, то в силачей, обязанных взять ответственность и позаботиться об ослабевшем носителе депрессии - и на другом конце такого отношения - зависимость... И здесь, и в случаях тревожных расстройств, когда эмоции других людей кажутся угрожающими, возникает защита от эмпатии.
Иногда о диагнозе речь не идет. Когда политические группировки, поборники того или иного строя, противники чуждых этнических групп, религий, убеждений объединяются вокруг увлекшей их идеи, эмпатия становится неуместной. Во-первых, каждый из членов такой группы в той или иной мере деперсонифицирован сам, во-вторых легко заметить, что существование отдельных личностей: мужчин, женщин, детей, стариков, инвалидов, много еще кого с их правами, чувствами, особенностями и выбором по ту сторону баррикад отсутствует как таковое. Не имеет ни малейшего значения, могут ли они страдать, надеяться или испытывать боль - существует лишь масса потенциальных или уже актуальных врагов. Что мы там говорили об антипатии? Если наши деструктивные механизмы достаточно сильны, люди, обладающие эмоциональными или интеллектуальными аргументами против, олицетворяют угрозу. Можно попытаться прекратить разговаривать с собственным опытом и проекциями и перейти в область со-чувствия, но чаще мы просто убираем таких людей от себя подальше - в лучшем случае. Потому что каждый, кто посмел напомнить о наших темных сторонах, слишком близок к тому, чтобы стать врагом.
Жизнь не проста, и время от времени мы мигрируем по многим из описанных состояний. Возможно, есть смысл запомнить, как оно было в трудный период. Что делалось с нашей эмпатией в депрессивные моменты, что мы делаем с теми, кто вызывает в нас неприятные ощущения? А что происходит теперь? Эмпатия, эта королева подлинных взаимоотношений, капризна: она не желает иметь дело с теми, кто предлагает ей дворец, захламленный расщеплениями, переносами и проекциями.

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому – или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия - это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой сипатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи; а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций.

Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас». Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии - носят врожденный характер и являются результатом tele - таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Якоб Морено используется другое понятие - аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Андреева, 1997). Аттракция - это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману, (1987) ими являются:

Свойства объекта аттракции;

Свойства субъекта аттракции;

Соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

Особенности взаимодействия;

Особенности ситуации общения;

Культурный и социальный контекст;

Время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.

В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), многократно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии-антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

Конкретному изучению свойств человека, вызывающих к нему симпатию или антипатию, посвящены лишь единичные исследования на примере взаимоотношений тренеров и юных спортсменов.

Ю. А. Коломейцев (1975) выявил, что ученики, к которым тренеры питают симпатию («любимчики»), имеют сходство с тренерами по типологическим особенностям проявления свойств нервной системы. Между тренерами и «нелюбимчиками» такого сходства найдено не было.

Однако в исследовании Т. М. Симаревой и др. (1979) этот факт не нашел подтверждения, хотя были выявлены типологические различия между группами «любимых» и «нелюбимых» юных спортсменов. У первых значительно чаще встречалось преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, что свидетельствует, судя по ряду исследований (Высотская и др., 1974; Фетискин, 1978; Сидоров, 1983), о наличии у них выраженной потребности в двигательной активности, большей работоспособности. У первых чаще, чем у вторых, встречалась сильная нервная система, которая тоже способствует проявлению высокой работоспособности «через не могу» за счет терпеливости (Ильина, 1976). В группе «любимых» чаще встречалось и преобладание возбуждения по «внешнему» балансу, что в сочетании с предыдущими двумя типологическими особенностями говорит об их большей решительности, активности. Таким образом, «любимчики» отличаются от «нелюбимчиков» такими типологическими особенностями, которые в комбинации обеспечивают лучшее проявление различных волевых качеств. Последние же, позитивно влияя на поведение спортсменов на тренировках и соревнованиях, на самоотдачу, работоспособность, а в конечном итоге и на спортивный результат, вызывают более положительное отношение к ним тренеров.

Этот вывод был подтвержден и результатами опроса тренеров, которые должны были оценить по 10-балльной шкале всех спортсменов, которых они тренировали, используя следующие критерии: качества, характеризующие одаренность спортсменов; качества, характеризующие работоспособность; волевые качества. Оказалось, что по всем этим критериям преимущество в оценках имели «любимые» спортсмены (хотя были случаи, когда по какому-то критерию некоторые «нелюбимые» оценивались выше).

Доминантное отношение тренеров к «любимым» ученикам проявлялось даже в том, что они начинали писать список своей группы с «любимых», а «нелюбимые» оказывались в этом списке на последних местах.

Эмоциональное отношение к человеку оказывает влияние на оценку как его личности в целом, так и его профессиональных качеств. Это было выявлено Е. Г. Еделевой в отношении оценки школьниками учителей физической культуры; если учитель не нравился и с ним у учащегося были конфликтные отношения, то он оценивался низко и как профессионал, а не только как личность.

Эмоциональное отношение к человеку оказывает влияние и на оценку его личности в целом, а также его профессиональных качеств. Это было выявлено Е. Г. Еделевой в отношении оценки школьниками учителей физической культуры: если учитель не нравился и с ним у учащегося были конфликтные отношения, то он оценивался низко и как профессионал, а не только как личность.