Век просвещения

Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения». Термин «Просвещение» отражает дух этого времени, целью которого была замена религиозных или политических авторитетов такими, которые основаны на требованиях человеческого разума. Говоря о том, что новая эпоха не предписывала человеку догматической точки зрения, исследователи отмечают, что люди эпохи Просвещения «…чувствовали себя так, как чувствовал бы себя выздоравливающий после долгой болезни, или заключенный, вышедший на свободу» (А.Якимович).

Хронологически эпоху Просвещения определяют столетием между «Славной революцией» в Англии (1689 г.) и Великой Французский Революцией (1789 г). Это была эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет мир изменился: все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

Источниками новой культурной эпохи стали:

Возрожденческий гуманизм;

Рационализм Декарта;

Научные достижения XVII в.;

Политическая философия Локка (теория «естественного права»);

Скептицизм по отношению к религии (от эпохи Возрождения);

Ренессансная апелляция к античности;

Раннебуржуазный индивидуализм (от Северного Возрождения);

Идеи свободы совести (от Реформации).

Характерные черты идеологии Просвещения.

1. Создание нового социокультурного мифа – мифа о светлой душе, о стройном духе, о власти разума и силе разумной морали. Этот миф выстраивался и реализовался в полемике с «темными силами» исторического прошлого, а также религиозного или традиционного мировоззрения. Противостояние прошлому (которое оценивалось как «тупость, христианство и невежество»), борьба света и тьмы стали идеей новой эпохи Просвещения. В этом термине сами просветители видели в первую очередь не идею образования, а идею света, разгоняющего мрак.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Возрожденческий идеал свободной личности приобрел атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

2. Изменение религиозного мировоззрения.

Религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам врагом человека.

Статья «Население» в знаменитой французской «Энциклопедии» Д.Дидро и Ж.Даламбера начиналась так: «Цель христианства не состоит в том, чтобы населить землю; его истинная цель – населить небо…», и дальше авторы доказывали, что природа пересиливает все догматические религиозные установки. А в 1749 г. А.Бюффон издал «Естественную историю» где развитие жизни на земле изложено без упоминания Бога.

В основном, просветители выражали идеи деизма (от лат. – «Бог») - форма веры, возникшая в эпоху Просвещения и признающая, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Просветители призывали отделить веру от церкви, выступали против церкви и религиозного фанатизма: «Раздавите гадину!», - сказал Вольтер о католической церкви.

Идея веротерпимости и духовной свободы впервые в истории западноевропейской культуры была сформулирована также в эпоху Просвещения. Поразительный пример представляет ответ Прусского короля Фридриха II (почитателя Вольтера) на вопрос о религиозной политике: «Все религии равны и хороши, если только люди, их исповедующие, честны и порядочны; и ежели турки и язычники придут и пожелают населить страну, то мы построим для них мечети и святилища».

3. «Открытие» мировой культуры и идея космополитизма.

Эпохе Просвещения принадлежит возникновение интереса и начало изучения мировой культуры, т.е. всего того, что находилось за пределами Западной Европы. Одной из черт эпохи стала идеализация древности. Просвещение сочинило и пустило в обращение красивый миф о том, что история людей разных времен и народов демонстрирует их склонность к терпимости и свободе.

В качестве примеров приводятся язычники, чья религия была груба и примитивна, но не превращала их в фанатиков. Вольтер начинает свой «Опыт о нравах и духе наций» похвалами в адрес добродетелей индийской и китайской культур. На протяжении XVIII в. были созданы произведения художественной литературы, путевые заметки и философские сочинения, рассказы о «добрых дикарях» и «мудрых иноверцах». Примерами могут служить труды де Буленвилье «Жизнь Мухаммеда», У.Темпла «Опыт о героической добродетели», Д.Марана «Беседы философа с отшельником» о мудрости Востока, Монтескье «Персидские письма», капитальное исследование конфуцианства, изданное Орденом иезуитов. В этих трудах с симпатией рассматривались заморские культуры, нравы и религии, и в этой симпатии косвенно заложен упрек европейским обычаям и законам: на фоне остального мира европейское общество и христианская культура выглядели нелепостью и отклонением от мировой истории. К примеру, Дэвид Юм утверждал, что злоба, нетерпимость и религиозное неистовство явились в мир именно с христианством.

4. Научный дух эпохи.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма, признающего разум основой познания и поведения людей. В науке это привело к развитию естествознания, достижения которого часто использовались для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

Характерной чертой эпохи стал тот факт, что общепризнанное лидерство в обществе теперь имели не художники, как это было в эпоху Возрождения, а ученые и философы. Достаточно сказать, что Вольтеру, который написал 52 тома произведений, где, кроме художественных, были труды по эстетике, истории и философии, при жизни был поставлен памятник. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.

Если XVII в. был веком научных открытий, то XVIII в. стал веком знакомства публики с наукой. Эпоха Просвещения породила новый тип потребителя интеллектуального продукта – массового читателя. Для этого времени характерны огромные тиражи газет, журналов и книг (только произведений Вольтера (1694 – 1778) было издано 1,5 млн. томов и около 1 млн. томов произведений Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). Интерес к научной и художественной литературе быль столь велик, что в Англии, например, библиотеки открывались даже обществами парикмахеров.

Новым явлением эпохи стало издание словарей: когда в Парижской библиотеке появилось издание английского универсального словаря, у дверей ее каждое утро выстраивалась очередь. Ответом на эту интеллектуальную потребность общества стало издание французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств или ремесел» – многотомного издания по всем отраслям человеческого знания, под ред. Ж.Даламбера и Д.Дидро (1713 – 1784). За период 1751 – 1780 гг. было выпущено 35 томов, в создании которых принимали участие самые выдающиеся ученые того времени.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты, и что Вселенная и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.

5. Исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

Еще в конце XVII в., в 1684 г. вышел в свет «Словарь» П.Бейля - первый в мире «справочник ошибок и заблуждений», где критиковались общеизвестные религиозные тезисы, и где звучит своего рода декларация новой культуры: «Мы живем во времена, которые и впредь будут становиться более и более просвещенными, тогда как прежние века будут делаться, по контрасту, все более и более темными».

С историческим оптимизмом связана и идея прогресса, утвердившаяся в эту эпоху, согласно которой человек и его история прогрессируют от простого к сложному благодаря накоплению знаний.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который некоторые философы противопоставляли современной европейской цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

6. Абсолютизация воспитания.

Эпоха Просвещения выдвинула особое понимание воспитания, получившее название теории «чистой доски» («tabula rasa») (Д.Локк), согласно которой человек рождается абсолютно «чистым», без всяких положительных или отрицательных предрасположенностей, и только система воспитания формирует его личность. Задачей воспитания Просветители видели создание благоприятных условий и разрыв с традициями, т.к. новый человек должен быть свободен в первую очередь от религиозных постулатов.

При всей наивности подобных воззрений просветителей, необходимо отметить, что просветители впервые отвергали догму о «первородном грехе» и изначальной испорченности человека.

С этим связано и новое понимание природы. Для просветителей природа – разумное, естественное начало. Все, что создано природой, объявлялось добродетельным и естественным: естественный человек, естественное право, естественные законы… Природа представлялась матерью человека, а все люди, как ее дети, равными и отделенными от Бога.

Воплощением просветительского понимания природы и человека стал роман Д. Дефо (1660 – 1731) «Робинзон Крузо», где подчеркнуты идеи созидательной деятельности человека, живущего по естественным, природным законам.

7. Светский характер.

Эпоха просвещения сделала одной из главных ценностей человека его земную жизнь. Одним из ключевых тезисов эпохи могут быть слова Вольтера: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Жизнь воспринималась как праздник, а «быть» понималось отныне как «быть счастливым». Новой популярной философией становится «просвещенный эпикуреизм». В работе «О наслаждениях» Сент-Эвремон говорил: «Следует забыть времена, когда нужно было быть суровым, чтобы оказаться добродетельным… Люди деликатные называют удовольствием то, что люди грубые и неотесанные называют пороком».

Чувственность и эротическая энергия были объявлены «новой добродетелью». Дидро, громогласно призывая искусство осуждать пороки, подчас упоминает о том, что «порок, быть может, прекраснее добродетели».

«Любовь к наслаждению разумна и естественна», - заявил Лашапель в своих «Диалогах о наслаждениях и страстях», а одной из центральных книг XVIII в. стала книга Фонтенеля «О счастье». Она дает философское обоснование новых взглядов: поскольку абсолютное счастье недостижимо, нужно поддерживать иллюзию счастья (независимость, досуг, приятная беседа, чтение, музыка, развлечения и удовольствия разного рода).

Лучше всего эти идеи отразило искусство XVIII века, и особенно такое его направление, как рококо.

8. Антифеодальный характер.

Носителями идей Просвещения были, в основном, представители 3-го сословия: ученые и литераторы, писатели, учителя, юристы и медики. Одним из основных требований эпохи была борьба против наследственных привилегий и сословных ограничений: считалось, что люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворить которые можно путем установления разумных и справедливых форм человеческого общежития.

Умы просветителей волновала идея равенства не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Несовершенство существующего общественного строя гротескно осмеивается в произведении английского писателя Д.Свифта (1667-1745 гг.) «Путешествие Гулливера».

Родоначальником просветительских идей стал английский философ Д.Локк (1632 – 1704), развивавший идею естественного права человека (жизнь, свобода и собственность объявлялись основными и неотъемлемыми правами). Исходя из такого понимания прав, возникало и новое понимание государства: государство создано по договору свободных людей и должно защищать человека и его собственность.

Идея равенства всех людей перед законом - характерный признак эпохи Просвещения: «Естественные права личности, принадлежащие каждому по рождению, даны Богом каждому и не зависят от национальности, вероисповедания и происхождения».

9. Идея «Просвещенного абсолютизма».

Просветители не были, конечно, столь наивны, чтобы думать о реальности образования и перевоспитания каждого человека. И при всей своей приверженности к конституционным порядкам, они не могли не видеть, что реальная власть сосредоточена в руках монархов.

Следствием такой ситуации стала новая идея просветителей, согласно которой в обществе должен процветать не союз монарха и церкви, а союз монарха и философов. Действительно, популярность просветительских идей была так велика, что не только в аристократических салонах, но и при королевских дворах они получали все большую известность.

XVIII в. для многих стран стал веком просвещенных монархов: в Германии – Фридрих II, в Швеции - Густав III, в России – Екатерина II, в Австрии – Иосиф II Австрийский, в Испании, Португалии, Дании – министры, разделявшие просветительские взгляды и осуществлявшие реформы. Лишь две крупных европейских страны нарушили эту закономерность: Англия, т.к. она уже была конституционной монархией и Франция, в которой не было королей-реформаторов, за что она и поплатилась Великой французской революцией.

Национальные особенности эпохи Просвещения

Англия – страна первой буржуазной революции, где буржуазия и либеральная интеллигенция к XVIII в. уже получили политическую власть. Своеобразием английского Просвещения поэтому является его возникновение не до, а после буржуазной революции.

Во Франции на основе идей англичан Ф.Бэкона и Д.Локка, очень быстро развивались просветительские идеи, и со второй половины XVIII в. она стала общеевропейским центром Просвещения. Спецификой французского варианта Просвещения стала его «категоричность» и «непримиримость». Тотальная критика религии объясняется тем, что во Франции не было Реформации, а резкая критика феодальных порядков – политической отсталостью и бесправием буржуазии. «Старшим» поколением французских просветителей были Ф.Вольтер, Ш.Монтескье (1689 – 1755), к «младшему» принадлежат Д.Дидро, К.-А.Гельвеций (1715 – 1771), П.-А.Гольбах (1723 – 1789).

Немецкое Просвещение почти не касалось политических (Германия не была единым государством) и религиозных вопросов (Реформация решила их). Оно занималось проблемами духовной жизни, философии и литературы (И.Кант (1724 – 1804), формулирующий центральный принцип этики, основанный на понятии долга, Г.Лессинг (1729 – 1781), поэты И.Гете и Ф.Шиллер).

В Италии просветительские идеи проявились только в антиклерикальных настроениях интеллигенции.

В Испании небольшая группа министров, противостоящих церкви и двору, пыталась реализовать идеи Просвещения в государственной политике, без теоретического обоснования.

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры . Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств.

Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры .

1. Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.

2. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный И. Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!".

3. Культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в. естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В. И. Вернадский, окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией". То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

4. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе от Петербурга до Кадиса.

5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

6. Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. "Опыт о человеческом разуме " - философский трактат Джона Локка - стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и

справедливости.

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Ш. Л. Монтескье и Вольтер - тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента . Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов. Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию", воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.

Издание "Великой Энциклопедии " собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов , который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты - французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" - провозгласили целью многотомного издания - подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но и формой борьбы с общественными предрассудками, предназначалась для всего общества. Первый том вышел в 1751 г. Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784). В философских произведениях ("Мысли об объяснении природы", "Философские принципы материи и движения" и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературном творчестве он стремился к реализму ("Племянник Рамо", "Жак-фаталист", "Монахиня").

Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеции, Юм, Смит.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Вольтер был великим литератором, он умел изложить просто и доступно самую серьезную тему. Вольтер писал философские повести ("Кандид, или Оптимизм", "Простодушный"), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница"), философские трактаты ("Английские письма"), пьесы ("Заира", "Магомед"), фельетоны, статьи. В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры.

Крупнейшим представителем французского Просвещения был Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение - итог многолетних трудов - "Дух законов". Монтескье рассматривал законодательство народов в зависимости от состояния культуры общества. Исследуя различные формы правления (монархию, республику, деспотию), он разработал теорию зависимости общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм " по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Жан Жака Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности ("Рассуждение о начале и основаниях неравенства"). В своих литературных произведениях стихах, поэмах, романах, комедиях - Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы. Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций идеальную чистоту нравов жизни общества на патриархальной стадии развития. Его лозунг "Назад к природе!" отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате "Эмиль, или О воспитании". Его роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Исповедь" стали настольными книгами для многих поколений образованных людей в Европе. В "Общественном договоре" Руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем.

Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях, получил художественное воплощение в английской литературе. В знаменитом романе Даниэля Дефо (1661-1731) "Робинзон Крузо" наглядно доказано, что наделённый знаниями человек может выжить в любых условиях. Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт (1667-1745). Симпатичный доктор Гулливер также не теряется ни при каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе "История Тома Джонса, найденыша", в комедии "Судья в ловушке", сатирическом романе "Джонатан Уайльд" даётся яркая картина эпохи.

Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо - художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII в. и отражавший вкуса двора Людовика XV и аристократии. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Сфера рококо - убранство интерьера. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела чисто декоративный характер. Она избегала обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно иллюзорный безоблачный характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративными панно в овальном обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли в культуре рококо важное место. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались вычурной игрушкой в фантастическом интерьере.

Крупнейшим представителем рококо в живописи был Франсуа Буше (1703-1770). Искуснейший мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Купание Дианы". В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой. Просветители обоснованно упрекали его за отсутствие правды жизни. Сюжетами произведений Жана Оноре Фрагонара, напротив, становятся незамысловатые обыденные эпизоды ("Поцелуй украдкой", "Счастливые возможности качелей"). В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработка деталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в бытовой .

Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Их призывам вняли Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). С трудом верится, что шарденовские женщины ("Молитва перед обедом", "Прачка", "Женщина, моющая кастрюли") - современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях ("Отец семейства, читающий своим детям Библию", "Деревенская невеста", "Балованное дитя"). Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства, а Греза называл "поистине своим художником".

Предтечей критического реализма в живописи стал великий английский художник Уильям Хогарт (1697-1764). Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом ("Карьера мота", "Модный брак", "Прилежание и леность", "Выборы в парламент") переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра стала пропагандистом идей Просвещения.

Европейская скульптура XVIII в. отразила ту же смену общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи - Жан Антуан Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, втом числе статуи сидящего Вольтера.

Театр эпохи Просвещения и в драматургии, и в сценических приёмах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии "Севильский цирюльник" и "Безумный день, или женитьба Фигаро" Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро - символ простолюдина, за которым будущее. Король Людовик XVI, прочитав "Безумный день", заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена. И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этот острой, обличительной комедии.

Прогрессивные идеи в музыке воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый "Реквием", хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта органично связано с общим пафосом эпохи Просвещения.

В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово "культура" впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.

НАУКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII - КОНЕЦ XVIII В.)

Просвещение - интеллектуальное движение XVII-XVIII вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения, его рационалистических начал, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказа от религиозного миропонимания и обращения к разуму как единственному инструменту познания человека и общества.

Название закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Корневым словом здесь является «свет», от которого происходит термин «просвещение». Термин восходит к древней религиозной традиции, запечатленной как в Ветхом, так и в Новом Завете. Он связан с отделением Творцом при сотворении мира света от тьмы и определением самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысливая этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.

Просвещение зародилось в Англии в конце XVII в. в сочинениях его основателя Джона Локка (1632-1704) и его последователей. Здесь были сформулированы основные понятия просветительского учения: общее благо, естественный человек, естественное право, естественная религия, общественный договор. В учении об общественном праве, изложенном в работе «Два трактата об общественном правлении» (1690Л Дж. Локк обосновал основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми.

Еще на заре своей истории, стремясь упорядочить свою жизнь, люди добровольно заключили общественный договор, на основе которого и был создан особый орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре стало одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В XVIII в. центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Шарль Монтескьё (1689-1755) и Франсуа Вольтер (1694-177 8).

В трудах Монтескьё получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, который стал одной из основ политического либерализма.

Иных политических взглядов придерживался Вольтер. Он был сторонником просвещенного абсолютизма и пытался привить идеи Просвещения монархам. С этой целью он находился некоторое время на службе у прусского короля Фридриха II, а также вступил в переписку с русской императрицей Екатериной II. Вместе с тем его отличала ярко выраженная антиклерикальная позиция, он резко выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

Еще одним из наиболее известных деятелей французского Просвещения был Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Он стал наиболее известным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой, весьма радикальный путь переустройства общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. Согласно этой идее правительство получает свою власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничить, видоизменить или вовсе отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции конца XVIII в.

Во второй половине XVIII в. основную роль в развитии идей Просвещения стали играть Дени Дидро (1713-1784) и энциклопедисты. «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780) стала первой научной энциклопедией.

В ней излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусств. В большинстве случаев статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами энциклопедии явились Дидро и Жан Д’Аламбер (1717-1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескьё, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали ученые, писатели, инженеры.

Создатели Энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. Энциклопедия подвергалась жесткой критике в основном из-за тона, в котором она обсуждала религию - ее авторов обвиняли в том, что они наносят вред религии и общественной морали, и потому издание Энциклопедии неоднократно приостанавливалось. Религия в ней рассматривалась лишь как одна из ветвей философии, а не как последнее слово в науке и в морали. Только покровительство влиятельных лиц, в том числе маркизы де Помпадур, пользовавшейся особой благосклонностью короля, помогло создателям Энциклопедии завершить работу.

Роль Энциклопедии в развитии науки, в интеллектуальном и политическом развитии человечества трудно переоценить. По этому поводу авторы другой известной энциклопедии «Британника» пишут: «Не существовало никогда энциклопедии, политическая важность которой была бы так велика, равно как и энциклопедии, которая заняла бы такое видное место в жизни общества, истории и литературе своего века» .

В XVIII в. тираж книг редко превышал 1500 экземпляров. Но Французская энциклопедия сразу вышла тиражом 4550 экземпляров и затем много раз переиздавалась и во Франции, и за рубежом, в том числе и в России.

Энциклопедические издания стали создаваться и в других странах. В 1772 г. начала выходить Английская национальная энциклопедия «Британика», а с начала XIX в. свои энциклопедии появились в Германии, Испании и России. Все они были вдохновлены опытом первой Французской энциклопедии.

На протяжении всего этапа Просвещения в центре внимания его идеологов находилось понятие «разум». Разум в представлении просветителей дает человеку понимание природы, общества, а также самого себя. Это понимание помогает человеку изменить к лучшему, усовершенствовать и природу, и самого себя. Так обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы невежества в царство разума.

Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума стало признаваться научное познание как природы, так и общества.

Именно в эту эпоху систематический характер приобрели морские путешествия. Полоса новых географических открытий в Тихом океане (острова Пасхи, Гаити, Гавайи, Восточное побережье Австралии) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук.

Так, большой вклад в ботанику внес шведский ученый Карл Линней (1707-1778). В работе «Виды растений» (1737) он описал тысячи видов флоры и дал им двойные латинские наименования, которые выражали родовую и видовую принадлежность организма. Например, название рода - смородина, видовые - красная, черная, белая, а полное название: смородина красная, и т.д. В то время именно латынь являлась международным языком науки. Используя его для наименования растений и животных, Линней разрешил сложную проблему: ведь если бы названия давались на разных языках, то под многими наименованиями мог описываться один и тот же вид.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) выдвинул первый вариант теории эволюции, получивший наименование «ламаркизма». Ламаркизм усматривал главную силу, приводившую в движение эволюционный процесс, во внутреннем стремлении организмов к совершенству. Хотя ламаркизм скоро уступил место более глубокому пониманию эволюции, предложенному Ч. Дарвином, тем не менее именно Ламарк первым высказал идею о том, что все формы жизни на Земле являются результатом эволюции.

В математике Исаак Ньютон (1642-1727) и Готфрид Лейбниц (1646-1716) почти одновременно и независимо друг от друга открыли дифференциальное и интегральное исчисление.

Основатель современной химии Антуан Лавуазье (1743-1794) составил первый перечень химических элементов, открыл закон сохранения энергии. Лавуазье был казнен в возрасте 52 лет по ложному обвинению в растрате общественных средств. Прочитав многочисленные просьбы о его помиловании, М. Робеспьер - один из вождей Французской революции - заявил: «Революции ученые не нужны».

Развитие науки в период Просвещения имело ряд особенностей:

1. Влияние идей Исаака Ньютона было безраздельным.

Его классический труд «Математические начала натуральной философии» вышел первым изданием в 1687 г. В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, наблюдающаяся на Земле, является той же самой силой, которая удерживает Землю на орбите при ее вращении вокруг Солнца; что эта же сила удерживает на своих орбитах и все остальные небесные тела; что эта сила пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Многие ученые XVII в. подходили к мысли об универсальном значении силы тяжести (Г. Галилей, И. Кеплер), но только Ньютон четко сформулировал ее фундаментальную роль, обосновал строгими математическими вычислениями и вывел из закона тяготения основные законы небесной механики.

Именно поэтому, как считает один из выдающихся ученых современности И.Р. Пригожин, 1687 г. - одна из величайших дат в истории человечества.

Закон всемирного тяготения оставался незыблемым до конца XIX в.

По Ньютону, время и пространство абсолютны, неизменны, неподвижны, причем эта истина применима ко всем частям пространства. Эти выводы были поколеблены только в XX в. открытиями Альберта Эйнштейна и Нильса Бора.

Альберт Эйнштейн доказал, что при больших скоростях движения тел, достигающих скорости света, и огромных расстояниях, свойственных мегамиру, время и пространство, в которых движутся эти тела, как и их масса, отклоняются от законов, приписываемых им классической механикой Ньютона, обнаруживая ранее неизвестные свойства относительности.

Нильс Бор , исследуя явления микромира, доказал, что элементарные частицы также не подчиняются закону Ньютона, а их поведение может быть предсказано только на основе теории вероятности. Выражая принципиальную разницу между современной и ньютоновской картинами мира, Нильс Бор говорил: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной» .

Таким образом, если А. Эйнштейн впервые высказал мысль об относительности наших знаний о времени и пространстве, то Н. Бор пошел еще дальше, признав относительность всех наших знаний, включая, конечно, и закон всемирного тяготения Ньютона, который ему представлялся абсолютным.

2. Именно на данном этапе развития науки прочно утвердилось рациональное мировоззрение в противовес религиозному. Передовые мыслители этого времени, которое называют «веком разума», считали, что Вселенная развивается по свойственным ей законам без какого бы то ни было нематериального, божественного воздействия на нее.

Наиболее глубокое обоснование идея о самодостаточности Вселенной, развивающейся по абсолютным законам механики, нашла в многотомном труде великого французского математика и астронома Пьера Лапласа (1749-1827) «Небесная механика». Этот ученый, ставший во времена правления Наполеона одним из его министров, на вопрос императора о том, какая же роль в его системе отводится Богу, ответил: «Я не испытывал нужды в этой гипотезе».

3. Самым престижным занятием в «век разума» стала наука. В общественном сознании прочно утвердился предложенный английским мыслителем Френсисом Бэконом девиз «Знание - сила». Укрепилось убеждение в огромных возможностях познавательного и социального прогресса, умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма.

На этой почве возникли многочисленные социальные утопии. Вслед за «Утопией» англичанина Томаса Мора (1516) появилась книга итальянца Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1602) и утопическая повесть Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (1627), в которой впервые излагался проект государственной организации науки и образования.

Их идеи в XVIII-XIX вв. развивали французские социалисты-утописты Ш. Фурье , Р. Сен-Симон и англичанин Р. Оуэн , ставшие непосредственными предшественниками марксизма.

Задачами научно-технического центра, именуемого «Домом Соломона», по мысли Ф. Бэкона, должны были стать не только планирование и организация научных исследований и технических изобретений, но и их внедрение в хозяйство и быт.

Особую роль в развитии науки Ф. Бэкон отводил системе образования, и в частности повышению социального статуса преподавателей: «...Преподаватели для науки оказываются, так сказать, хранителями и стражами всех ее достижений, дающих возможность вести бой на поле науки и знания. А поэтому вполне справедливо требование, чтобы их оплата равнялась заработку тех же специалистов, занимающихся той же практической деятельностью. Если же пастырям науки не установят достаточно крупного и щедрого вознаграждения, то произойдет то, о чем можно сказать словами Вергилия:

“// чтоб голод отцов не сказался на хилом потомстве ”» .

4. Под влиянием этих идей усилился процесс институализации науки, стала складываться классическая система ее организации. Специализированными научными организациями, объединяющими профессиональных ученых, стали академии наук.

В 1603 г. была создана Римская академия наук, членом которой вскоре (1611) стал Г. Галилей. Академия защищала Галилея от нападок церкви.

Английская королевская академия возникла в 1662 г. С 1703 г. ее президентом стал И. Ньютон. В 1714 г. иностранным членом Академии был избран русский князь, известный сподвижник Петра I Александр Меншиков. Его заслуги перед наукой состояли в создании обсерватории, а также большой библиотеки в Петербурге. В своем письме к Меншикову И. Ньютон сообщал: «Все собрались, чтобы избрать Ваше превосходительство. При этом были единодушны» .

В 1666 г. была создана Французская академия наук. Ее членами избирались выдающиеся ученые, но только по указанию короля. Людовик XIV лично следил за работой Академии, рассчитывая таким образом повысить свой авторитет. Покровительство короля способствовало тому, что во Французской академии впервые государство стало платить академикам деньги.

В качестве иностранного члена в Парижскую академию в 1714 г. был избран российский император Петр I.

В 1700 г. открылась Берлинская академия наук, первым президентом которой был избран выдающийся немецкий философ, математик Готфрид Лейбниц.

Российская Императорская академия наук была создана при активной поддержке Петра I в 1725 г. Первыми членами Академии стали математик Леонард Эйлер, математик и биолог Даниил Бернулли. Позднее членом академии стал М.В. Ломоносов. В качестве иностранных членов Академии в нее были избраны И. Кант , Д. Дидро , Ф. Вольтер , И. Гёте.

Число иностранцев - членов Академии оставалось значительным вплоть до революции 1917 г. В течение XVIII в. из общей численности академиков - около 100 - три четверти составляли иностранцы, а в начале XX в. из 200 членов Академии иностранцами были около 50 человек.

С возникновением Академии наука в России стала формироваться в качестве особого вида социально-профессиональной деятельности. Этот процесс происходил в нашей стране фактически одновременно с его развитием в западноевропейских странах. Формирование науки в качестве обособленной социальной сферы осуществлялось при активном участии государства в процессе модернизации России, которую начал Петр I. Реализуя свой план преобразований в России, Петр осознавал, что нужно не только переносить на российскую почву достижения западной науки, но и одновременно создавать предпосылки для развития отечественной науки. Поэтому петровская программа формирования российской науки, хотя и была во многом навеяна немецким философом и ученым Готфридом Лейбницем, которого Петр I высоко ценил, но вместе с тем предполагала создание организационных структур не только для проведения научных исследований, но и для подготовки российских научных кадров.

В целях реализации этого плана и была создана Петербургская академия наук. Таким образом, Россия наряду с Англией, Францией и Германией стала одной из первых европейских стран, в которой была создана Академия наук в качестве специализированной общенациональной структуры. Идейной основой Российской академии, как и западных, стала рационалистическая философия, базировавшаяся на достижениях естественных наук.

Петербургская академия наук в некоторых отношениях выгодно отличалась от большинства западных академий. Так, в ее структуру помимо научных подразделений были включены учебные подразделения среднего и высшего уровня: гимназия и университет.

В 1755 г. по инициативе Ломоносова был основан Московский университет, ставший одним из центров научной мысли в России. С его созданием появился новый импульс в развитии гуманитарных наук: философских, юридических и экономических. На рубеже XVIII-XIX вв. возникли университеты в Дерите, Вильно, Казани и Харькове.

Вслед за университетами стали появляться и высшие учебные заведения другого типа - технические специализированные высшие учебные заведения. Первыми специализированными вузами стало Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др.

В качестве центров организации внутривузовских исследований в университетах и технических вузах появились кафедры. Возникло понятие научная и учебная дисциплина.

Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых, устойчивых направлений исследований, специальных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки Имре Лакатоса, в этот период сформировались следующие 6 основных направлений научных исследований:

  • 1. Исследования энергии и теплоты.
  • 2. Металлургия.
  • 3. Электричество.
  • 4. Химия.
  • 5. Биология.
  • 6. Астрономия.
  • Encyclopedia Britannica (электронная версия). - URL: ozon.ru
  • Цит. по: Уилсон РА. Квантовая психология. - Киев: Янус, 1999. С. 81.
  • Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1977-1978. С. 143.
  • Цит. по: Кудрявцев П.С. Исаак Ньютон. - М.: Учпедиз., 1963. С. 142.

Содержание статьи

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций , Гольбах, Монтескье, Руссо . Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо , 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Людмила Царькова

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..

Эпоха просвещения в Европе

XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.-- С. 16.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.