Святая варвара о чем. История мученицы Варвары. Житие святой Варвары

Великомученица Варвара – христианская святая, жизнь свою положившая во славу Господа нашего, Иисуса Христа. Чудотворные мощи и иконы с ее ликом вот уже семнадцать веков даруют верующим помощь. Люди рискованных ремесел – шахтеры, горняки, ракетчики, артиллеристы, строители – видят в святой Варваре свою небесную охранительницу и просят ее уберечь от внезапной, преждевременной смерти без христианского покаяния. Обратитесь к святой Варваре, и она поможет вам в нежданной беде, на краю гибели и при тяжелой болезни. Молитвы ей помогут в материнстве и защитят детей. Обращение к ней спасет вас от душевных мук и терзаний, утешит в печали.

Из серии: Святые вам помогут

* * *

компанией ЛитРес .

Покровительница и спасительница – святая великомученица Варвара

Благодаренье святой Варваре

Многим людям помогала святая Варвара, некоторые рассказы об этой помощи вы найдете в этой книге. Но вначале позвольте привести собственную историю.

Никогда не покидало чувство, что дата маминого ухода (4 декабря) должна для меня проясниться во всех отношениях: и обрести смысл, и высветиться из черноты восприятия. Чернота долго была необоримой, вследствие несправедливости судьбы – мама ушла за 2 недели до дня моего рожденья: мне исполнялось 17 лет, ей было 43.

Православный праздник Введения во Храм Богородицы, который приходится на 4 декабря, значительно утоляет печаль, но сопряжение «смерть – Причастие» все равно не укладывалось в сознании окончательным разъяснением. Кроме того, в отличие от меня, православной, мама была католичкой по крещению, а по взглядам и укладу жизни, видимо, агностик.

С детства зная, что я родилась в день памяти святой великомученицы Варвары по православному обряду, – о западном обряде я не задумывалась ни разу. Когда прочла, что католики почитают св. Барбару 4 декабря, предощутила радость в абсолютном понимании, радость – как задачу христианина: радуйся несмотря ни на что!

«…радуйся яко радость твоя вечна есть во светлости святых…»

Акафист св. вмчц. Варваре, Икос 12

Это не просто эмоция, это уверенность – и путь к ней долог, и, может быть, непреодолим. Но предощущение пришло, поскольку остро болезненно было долгое время сознавать, что мама ушла без покаяния и без молитвы, без отпевания… и даже без меня в смертный час. Но была, оказалось, святая Варвара – рядом, в свой день календаря. Святая Варвара, просящая Бога о нераскаявшихся рабах Его. И ее присутствие – это мамино и мое спасение, самое памятное – душевное спасение, хотя было потом и другое, физическое.

Истории о нездоровье обычно забываются, но благодарность остается. История нехитрая: по нелепому стечению обстоятельств и вследствие разрыва кровеносных сосудов мне довелось оказаться на краю жизни-смерти. Врачебная помощь была поблизости, но все время чем-то затруднена: поздний вечер и нет хирурга, ремонт в одной операционной, нет ключа – от другой операционной… Я на каталке и сопровождающие медсестры умудрились застрять в лифте между этажами… Когда лифт, наконец, поехал и хирурга привезли – реаниматолог запаниковал: у нее агония!

Агония имела традиционно художественное наполнение, но вместо бесконечного туннеля в моем видении был сквер, раскинутый широко, как киноэкран. В сквере прогуливались радостные люди, и к ним следовало бы присоединиться. Но не очень хотелось, а главное, меня крепенько держал за предплечья некто, не отпуская за парапет сквера, будто парапет – рампа (а я, стало быть, – зритель): стой здесь!

Очнувшись от наркоза, не узнала обстановку и механически (никого рядом не было, мне казалось) произнесла вслух:

– В больнице. Чего-нибудь хочешь?

Точно помню, что подумала и помедлила прежде, чем ответить.

Мне дали воды и на всякий случай поинтересовались:

– Еще чего-нибудь хочешь?

– Больше нельзя!

Моим собеседником был реаниматолог, он не различал в слабом шепоте «жить» и «пить» (я это угадала, но промолчала: мне было хорошо, хоть мало сил). Через некоторое время мы с реаниматологом веселились над его непонятливостью и моей настырностью, но доктор при этом заметил: ты оказалась очень живучей.

Моей заслуги в живучести нет, но есть чудо: «жить» я просила 8 августа, в день Четырнадцати святых помощников, который давно-давно почитался у католиков.

Среди тех Четырнадцати – и святая великомученица Варвара. Меня ли она оберегает или над маминой судьбой витает, Господь один ведает! Но прямо в больницу мне передали особенный нательный крест из Ясногурского монастыря в Польше (мой племянник учился тогда на ксендза). Монастырь называется Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногурской. Мне не довелось быть в Ясной Гуре, поэтому спустя несколько лет я рассматривала устройство тамошнего монастыря по книжке.

«Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:

Бастион Морштынов

Бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)

Королевский бастион (или бастион Потоцких);

Бастион Св. Троицы (бастион Шанявских).»

В тот момент не только на имени святой Барбары остановила взгляд, но и на князьях Любомирских: городок, в котором живу, триста лет назад был в их владении. Оказалось, наши местные средневековые князья почитали святую Варвару. И Святая Троица рядом – все, как должно быть!

Из Тбилиси в Киев прилетела моя подруга. Грузины верят, что святая Барбаре покровительствует Тбилиси. И мы отправились во Владимирский собор поклониться бесценным мощам нашей общей покровительницы. Когда же вышли из собора, подруга сообразила и изумилась: вчера ведь 8 августа было, знаешь что это?!. С тбилисским темпераментом она поведала мне историю праздника Четырнадцати святых и, не давая опомниться и вставить слово, спросила:

– У тебя ничего не связано с 8 августа, ты же на Варвару родилась… а католическая Варвара, знаешь когда?.. А мы елки ставим на православную…

Мне бы вот что еще хотелось сказать в этом отступлении в автобиографию: я не ищу наперед знаков присутствия святой великомученицы в своей судьбе, поскольку не заслуживаю ее участия. Мне хочется только при малейшей возможности бывать рядом с ней, в ее памятных местах. Надмирная жизнь святых от нас сокрыта. Но великодушию святой Варвары к прихожанам, открытым к взаимной любви, видимо, нет границ. Поэтому разговор о ней – это всегда рассказ о многих, в том числе о себе.

Хочу рассказать о святой великомученице Варваре. Очень прошу передать это всем знакомым христианам, кто потерял родных.

У меня почти все близкие знакомые посещают храм, некоторые работают в церкви, рассказывают друг другу о Божиих откровениях, что посылает Господь в разных случаях. Одна наша знакомая потеряла мужа 37 лет. Он просил во сне поставить свечку св. вмч. Варваре, потому что он редко причащался. Как известно, она молится за усопших, умерших без Причастия.

Светлана Е., 18 февраля 2010 года

Чудо исцеления от мощей великомученицы Варвары

В. Григорян в одном из номеров Христианской газеты Севера России «Вера»-«Эском» (№ 490, май 2005 года) рассказывает о матушке Виктории и о чуде ее исцеления от мощей святой великомученицы Варвары.


В миру матушку Викторию звали Зинаидой. Зина росла в послевоенное время в обычной советской семье. В Бога никто не верил, старые иконы на ее глазах часто шли на растопку печи. И Зина выросла комсомолкой и поступила работать на должность машинистки в серьезном учреждении. Однако, незадолго до этого тайно крестилась. Не оттого, что приняла Бога, а оттого что настоятель церкви указал ей на ее грехи и напугал ответом за них. А дальше было вот что.

Однажды мать одноклассницы позвала ее на гулянье по случаю ноябрьских праздников. Про эту женщину ходили разговоры, что она колдунья, но Зинаида не придавала этому никакого значения. Увидев девушку на месте, условленном для встречи, знакомая явно испытала облегчение. Кто-то играл на гармошке, собравшиеся пели революционные песни, запела и Зина, как вдруг колдунья стремительно приблизила к ней лицо и дунула в рот, открывшийся с тем, чтобы по-птичьи весело пригрозить старому миру полным разрушением. Это был последний день Зининой юности.

Какой-то сгусток или червь покатился по горлу девушки, застрял, она начала задыхаться и в ужасе отпрянула от колдуньи. Домой шла, держась за голову, которая страшно разболелась. Понимала, произошло что-то очень плохое, но надеялась, что наутро все пройдет. Не прошло. Отправилась к одному врачу, другому, третьему. Они разводили руками, наконец, отправили в психиатрическую клинику, в которой Зинаиду обследовали по месяцу каждый год, не в силах поставить диагноз, а голова все болела и болела…

Обрекая на гибель святые иконы, мать Зинаиды – Мария – отеческие образа сберегла. В их числе свою венчальную икону святой Варвары. Для Зины это стало спасением.

Вглядываясь в лик великомученицы, она чувствовала, как страдание отступает. «Меня тянуло к ней», – говорит матушка Виктория. Сначала молилась своими словами, потом кто-то из ссыльных батюшек подарил комсомолке Зине Лыткиной потрепанную книжечку с акафистом святой деве. С этого момента она стала читать его каждый день. Вспоминает: «Мне так утешительно было молиться! Дома не разрешали, а я в бане спрячусь, карандашом крестик на оконной раме нарисую и читаю. А в другой раз на вышку поднимусь и там молюсь. А слезы льются. Прижму книжку к груди, потом опять читаю. И так тепло, хорошо становится». В какой-то момент поняла, что помнит акафист наизусть.

– Что такое вышка? – спрашиваю я.

Матушка теряется, не знает, как еще можно по-русски сказать.

– Чердак! – догадываюсь я.

– Да, да, – радуется инокиня.

Слушая ее, с удивлением отмечаю несомненное сходство с житием великомученицы, которая вот так же тайно молилась в башне и велела высечь третье окно в бане в честь Пресвятой Троицы. Сходство тем поразительнее, что Зинаида сама о нем не догадывалась. Две девушки, жившие в разные тысячелетия, одна комсомолка, другая язычница, все больше сближались, возрастая в вере. Их встреча была неизбежна…

Сильные головные боли, между тем, не оставляли девушку, но ее связь с великомученицей Варварой все укреплялась. Узнав, что мощи святой пребывают в Киеве, она стала мечтать о поездке туда…

Накануне поездки героиня нашего рассказа увидела во сне чудную девушку в венце света, которая произнесла:

– Я Варвара-мученица. Скажи, что тебе нужно, я буду молиться.

– Меня выгнали с работы на вечное проклятие (на службе узнали, что Зинаида ходит в церковь – прим.) , и очень сильно болит голова, – ответила Зина. – Хотелось бы, чтобы я уверовала и спаслась и чтобы родители мои спаслись.

– Если все до конца вытерпишь, венец получишь, а еще я тебе райский цвет пошлю, – смиренно ответила великомученица.

Потом Зинаида оказалась вдруг на улице и увидела, как святая опускает ей с неба чудный цветок с большими лепестками, который менял цвета от красного к алому – будто дышал. Лучи от него исходили, словно от солнца.

– Цвет, цвет, какой чудный, – радостно воскликнула девушка.

Когда она рассказала об этом в храме отцу Иосифу, тот, подумав, сказал:

– Господь тебя исцелит через Варвару Великомученицу. Только ты до Киева ничего не пей и ничего не ешь.

В Киев приехала, а никого там не знает. Пришла к Владимирскому собору, где покоились мощи святой, а он закрыт – санитарный день. Какая-то женщина подошла, спросила:

– Откуда ты, такая больная?

– Я с Севера приехала, чтобы меня исцелила Варвара Великомученица, – ответила Зинаида.

– А где ночевать собираешься?

Девушка показала на заросли неподалеку (университетский ботанический сад на бульваре Т. Шевченко – прим.) :

Стоял теплый июль, так что и верно – можно было жить среди растений, но женщине эта идея не глянулась, и она повела северянку устраиваться в Покровский монастырь.

На следующий день Зинаида полюбовалась на красоту храма и приложилась к мощам святой Варвары. Оказалось, однако, что для исцеления нужно еще потрудиться. Девушка исповедалась, рассказав, как богохульствовала и жгла иконы, но исцеление не наступило. То же самое было и в третий день, но Зина не беспокоилась, доверяя святой покровительнице. В день отъезда она вошла в храм в последний раз. Настоятель отец Николай дал согласие отворить раку великомученицы. Потом из алтаря вышел маленького роста священник – отец Виктор, открыл мощи и, взяв из рук святой Варвары венец, с молитвой возложил его на голову девушки…

В тот момент все и произошло. Венец, словно клещи, врезался в голову Зины, и она, издав леденящий, громкий, как сирена, и совершенно нечеловеческий крик и услышав гром в отдалении, лишилась чувств, упав лицом на нетленное тело Варвары-мученицы. Когда очнулась, страшный голос продолжал исходить из ее горла, затем захлебнулся и стих. Демон оставил свою жертву. Вокруг стояли люди, улыбаясь и радуясь. Они объяснили, что подобные сцены, сопровождающие исцеления, случаются в соборе нередко…

Как добралась до дома, Зинаида помнит не очень хорошо, опять ничего не ела, не пила, да и не до того было. Хотя венец остался в Киеве, но девушка продолжала чувствовать, как он сжимает ей голову, пока не увидела во сне, как спускаются к ней три угодницы в белых облачениях с крестами в руках, а святая Варвара посередине. Зина только-то и произнесла: «Варвара Великомученица». Та посмотрела на нее с состраданием и коснулась ее тела, положив крестное знамение. Проснувшись, Зинаида вдруг поняла, что совершенно здорова и семь страшных лет остались позади.

«Ты полюбила святую Варвару, и она тебя возлюбила», – откликнулся в письме к Зине на чудо протоиерей Владимир Жохов (духовный отец Зины – матушки Виктории – прим.)

– Слава Богу за все, – заканчивает матушка Виктория главную часть своей повести… С собой отец Владимир (Жохов) привез частицу мощей св. Варвары, к которой приложились в кочпонском храме многие православные сыктывкарцы. А когда пришла пора уезжать, батюшка услышал голос святой Варвары: «Оставь мои мощи здесь, в келье».

Речь шла о кладовке в квартире Зинаиды, оборудованной для молитвы. Стены ее покрывают иконы, иные очень красивы. Чудное место, центром которого является маленькая прозрачная коробочка со святыней и горящей над ней лампадкой. Повеление великомученицы отец Владимир Жохов исполнил, оставив Зинаиде и документ, удостоверяющий передачу частицы мощей. Она была счастлива и озаряется всякий раз, когда вспоминает, какой чести была удостоена:

– Святая Варвара обещала мне дать райский цвет, – говорит матушка Виктория и, показывая на святыню, добавляет: – Вот он…

Приложиться к мощам приходят многие. В день памяти святой Варвары святыня доставляется в храм. Однажды их захотел забрать один из монастырей республики. Давление было очень большим. Матушка Виктория скорбела, пыталась объяснить про райский цвет, про то, как тепло и утешно ей жить, пока мощевик рядом, но ее не слушали. Потом как-то во сне увидела, как черный ворон набрасывается на святыню, но дважды отступает перед вспышками пламени. В третий раз монастырь атаковать не решился. И все как-то обошлось.

Святыню матушка завещала после смерти передать кирульской Свято-Вознесенской церкви, где сейчас трудится. Показала мне заверенный нотариусом текст завещания. Странно видеть на этом официальном документе слова: «Святая Варвара, моли Бога о нас…»

Постриг она (Зинаида) приняла, став Варварой, потом пришло распоряжение принять имя Виктории в честь мученика Виктора. Матушке не хотелось расставаться с тем именем, которое так любила с молодых лет. Две недели плакала, а как-то раз ночью проснулась опять в слезах, сказала: «Святой мученик Виктор, вы уж простите, что огорчаю вас. Но ведь святая Варвара сколько мне помогала! А я даже лица вашего не знаю». Прикрыла глаза и словно в яркой вспышке увидела лицо святого. Утром попросила в храме найти образ мученика и убедилась – да, она видела именно этот лик. После этого смирилась.

Святая дева – покровительница будущих матерей

«…Профессиональные акушерки появились в российских землях только в 1797 г., при царствовании императрицы Марии Федоровны, которая основала Повивальный институт. До этого повивальное искусство передавалось от матери к дочери или у повитух были помощницы, которым они передавали свои секреты. Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой, трудолюбивой.

Повитуха приходила в дом, крестясь, переступала порог и читала молитву, а потом принималась за дело. Перед иконами теплилась лампада, зажигались Сретенские, Пасхальные свечи, кто-то из членов семьи читал молитвы, Евангелие, призывая на помощь Господа.

В родах испрашивали помощи у святых великомучениц Варвары и Екатерины».

магистр Манчестерского Университета Иванна Братусь «Как рожали в старину»

Эта история не подслушана, а пережита вместе с фигурантами, поэтому изобилует подробностями.

Одна знакомая (С. Г.), человек зрелый и состоявшийся – к.т.н., доцент, жена прекрасного мужа – забеременеть не могла довольно долго, слишком долго. Причина была известна: фибромиома матки внушительных размеров со всеми сопутствующими обстоятельствами: кровопотеря, анемия, бесплодие.

Анемия была предельно допустимой, и речь об удалении матки шла давно. Поэтому надежды на беременность почти не оставалось. Кто-то мог бы принять реальность такой, какая уж есть. Но С. Г. не могла. Церковь, свечи перед иконами, зазубренные механические молитвы с утра и на ночь, пост, соблюдаемый годами – не помогали. А фибромиома росла – ждать уже нельзя.

162. Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно силам, обстоятельствам времени, места, трудам предшествовавшим, есть благоразумие. Хорошо, например, молиться от чистого сердца, но коль скоро нет соответствия молитвы с силами (энергией), различными обстоятельствами, местом и временем, с предшествовавшим трудом, то она уже будет не добродетель. Потому апостол Петр говорит: покажите в добродетели разум (то есть не увлекайтесь одним сердцем) в разуме же воздержание, в воздержании – терпение (2 Петр. 1, 5, 6)).

Об умеренности в молитве

С. Г. была в отчаянье, обращалась к бабкам-знахаркам, которых верней всего называть – ведьмы. Их чудовищным советам не последовала бы даже студентка, а доцента уже ничего не отталкивало – все принималось на веру и воплощалось со средневековым мистицизмом.

161. Если не имеешь твердой, непостыдной веры в Бога, как Всеблагого и Всемогущего, не приступай поспешно просить Его о даровании какого-либо блага: иначе диавол сразит и уязвит тебя маловерием или неверием в возможность исполнения твоей молитвы, и отойдешь от лица Божия посрамленным, унылым и мрачным. – Не будь легкомыслен, но наперед сядь, разочти, по слову Господню, свое имение душевное, или взвесь веру свою – аще имаше елика суть на соверщение. Аще ли же ни, – видящие твою несообразность бесы начнут смеяться над тобою…)

Иоанн Кронштадский «О Молитве» из Главы XVII Об умеренности в молитве

После одной из проверок состояния здоровья в столичной клинике врачи вынесли вердикт: срочно оперироваться! Оставался только шанс суррогатного материнства.

Удрученные супруги вернулись в свой город и обратились еще к одному врачу – заведующему отделением патологии беременных при роддоме. Доктор оказался очень душевным: немногословный, но умеющий внимательно слушать и понимать. Он попросил С. Г. пройти с ним в палату и познакомил с беременной женщиной, у которой достаточна большая фибромиома матки: «Поговорите, потом вернитесь ко мне…»

С. Г. вернулась с новым светом в глазах, а врач негромко сказал: «У нас еще есть время, а Всевышний творит чудеса – вы же видите». И определил план дальнейшего лечения.

В ближайшее воскресенье супруги поехали в Свято-Троицкий собор, молились, ставили свечи и зашли в придел святой великомученицы Варвары. Церковная служительница, проходя мимо красивой четы, сказала: «Молитесь, Варвара беременных охраняет!»

С. Г. молча кивнула, реплика была для нее горькой: фибромиома большого размера спровоцировала увеличение матки, и живот выглядел, как у беременных. А вот муж не думал о плохом – воспринял, как знамение, и ободрил жену. Супруги привезли домой икону св. Варвары и молитвенник.

Не будем вторгаться в таинство их моления, но вот результат от зрелых молитв был замечательный.

Беременность С. Г. вел все тот же доктор – он не выказал ни тени удивления по поводу случившегося зачатия, а, как обычно, благожелательно и вдумчиво назначил тактику поведения будущей мамы. Кесарево сечение назначили на 4 недели раньше положенного срока, поскольку фибромиома стесняла рост плода, но день не оговаривали. Врач зашел в палату, где беременная проводила предродовые дни, и предложил рожать «этой ночью». С. Г. была в замешательстве: это не просто роды – кесарево сечение и удаление матки, пораженной фибромиомой. Но врач сказал:

– Андрей торопится, а у нас все готово.

– Какой Андрей?

– Ваш! Ночью примем ребенка, а завтра день Андрея Первозванного…

Что тут еще скажешь… Декабрь в этой семье ждут: в день святого Андрея лепят вареники и тянут Андрюшу за уши, в день святой Варвары ведут его в Свято-Троицкий собор, а святой Николай уже восьмой год присылает Андрюше подарки.

Нашу семью пять лет назад постигло большое горе, умер наш четырехлетний сын. Мы с женой считаем себя виноватыми – не уберегли. Очень долго не могли смириться с потерей, но потом решили попробовать начать жизнь сначала и родить ребенка.

Забеременеть жена не могла. Врачи говорили, что лечить нечего, все нормально. Но мы оба перенесли большой стресс, который не может не сказаться на здоровье.

Жена и раньше знала, что святая Варвара покровительница беременных. И что ей надо молиться о детях. Стали ходить в Вознесенскую церковь, там есть престол святой Варвары. Подолгу молились, чтобы она простила, что не уберегли старшего сыночка и просили не бросать нас в нашем горе, подарить еще ребенка.

Сейчас мы очень счастливы, у нас родился младший сын. Когда я сказал жене, что думаю еще о дочке, она сказала: «Я тоже!» Мы всем обязаны нашей святой. Святая Варваро, моли Бога обо всех страждущих!

В. Ищук, Волынская обл.

Моя дочка во время беременности перенесла травму, она поскользнулась на улице и упала очень тяжело. Было сотрясение мозга и угроза преждевременных родов. В больницу ее завезла скорая помощь, и сразу сообщили нам.

Врач сказал, что будут несколько часов наблюдать. Мы боялись отойти от больницы хоть на шаг, и все время с зятем были рядом с дочкой. Я молилась великомученице Варваре, потому что и дочка должна была родить к Варварину дню, и великомученица Варвара молит Бога за детей.

Врач через какое-то время обнадежил, что с ребеночком все нормально, главное, чтобы дочка пришла в норму. На следующий день я передала и ей в палату иконку святой Варвары. Слава Богу, все обошлось, внук родился почти в срок! Великомученица Варвара упросила за нас Бога!

А. Нефедьева, Столин, Брестская обл.

Спасение от греха уныния и от нервных недугов

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет». Однако же, «чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние» (св. Иоанн Златоуст).

Я хочу рассказать о чудесах от иконы святой великомученицы Варвары в самарском храме святых Апостолов Петра и Павла. Я уже сорок лет стою в храме у этой иконы, отвечаю за подсвечник, всегда молюсь святой Варваре. И довелось мне увидеть немало удивительных случаев. 17 января этого года (2005 год – прим. ), накануне Богоявления, к иконе подошла женщина лет сорока, в шубе и в шапке, в руке держит свечку. Она захотела поставить свечку на подсвечник возле иконы, но эта свеча вдруг словно воздухом выносится из гнезда и падает. Женщина подняла свечу и поставила ее еще раз, и снова свеча вылетела из подсвечника. А на третий раз свеча вылетела так, что ее уже не могли найти, сколько ни искали… Чудо это видел не я один, рядом у подсвечников стояли Павел, Семен и Екатерина, тоже работники храма. И всем было на диво, как свеча пулей вылетает из гнезда подсвечника… Видно, не захотела святая Варвара принимать от этой женщины свечу!

Александр Баранов, прислуживающий в церкви Святых Петра и Павла, г. Самара

Святая Варвара перенесла много душевных терзаний, поэтому считается заступницей всех, кто в унынии и печали. Помните, Достоевский оберегом от святой великомученицы спас от греха Дмитрия Карамазова, своего любимого героя: «Вот, – вскрикнула в радости г-жа Хохлакова, возвращаясь к Мите, – вот что я искала!» Это был крошечный серебряный образок на шнурке, из тех, какие носят иногда вместе с нательным крестом. «Это из Киева, Дмитрий Федорович, – с благоговением продолжала она, – от мощей Варвары великомученицы. Позвольте мне самой вам надеть на шею и тем благословить вас на новую жизнь и на новые подвиги…»

Хочу сказать слова благодарности святой Варваре! Мой сын был на краю беды. Попал в плохую компанию, бросил учебу. По нескольку дней не появлялся дома, мог прийти пьяным. Стал очень агрессивным, совсем мы потеряли общий язык. Отец Даниил дал мне ладанку с мощами святой Варвары. Я зашила ее сыну в подкладку куртки. А сама много молилась. Отец Даниил молился вместе со мной о заступничестве святой Варвары.

Сын начал со мной говорить, я боялась спрашивать лишнее, но он сам захотел. Старалась не рассердить его. Один раз сын очень расплакался, мы вместе много плакали. Он согласился сходить со мной в церковь, отец Даниил исповедал сына. Я верю, что у нас все хорошо будет, как раньше.

Н. Юрьева, 17 декабря 2004 года

…Уже много лет хожу в церковь Варвары-великомученицы. Хочу рассказать случай, который произошел с моей приятельницей. Она бывшая учительница. Три с половиной года назад она похоронила мужа и долго не могла оправиться от такого горя. Мало выходила из дому, только, если было крайне необходимо. Раньше они с мужем прогуливались по вечерам (он тоже был учитель), лето проводили на даче. Приятельница продала дачу, сказала, что одной ей уже не нужно. Она, как говорится, таяла на глазах. Сын с невесткой живет далеко, не знаю, или он ее звал к себе, но приезжал по возможности.

Я пригласила приятельницу на Пасху святить кулич в нашу церковь, она согласилась. Отстояли службу, идем домой. Нас догоняет молодая женщина. Оказалась, что она была их ученицей. Разговорились, видно, что приятельница обрадовалась встрече. Женщина пожаловалась, что младший ребенок не справляется в школе, что его постоянно ругают, и он уже не хочет ходить в школу. Приятельница как-то горячо поинтересовалась, что же там не ладится. И неожиданно договорились, что она позанимается с ребенком. И действительно, они созвонились и стали заниматься. С этого момента у нее стал появляться интерес к жизни, появились какие-то дела…

Я воспринимаю этот случай, как то, что Варвара-великомученица не позволила унывать, помогла.

И. Н. Мацковская, пенсионерка

Спасение от нежданной беды

Святая Варвара, спасающая от внезапной смерти без покаяния, считается покровительницей горняков и шахтеров. В шахтерских поселках уповают на помощь святой Варвары и обращаются к ее заступничеству в трагических обстоятельствах жизни.

История жительницы Донецкого поселка Горловка, которая произошла в декабре 2007 года – тому подтверждение.

Незадолго до Варварина дня Веру Тихоновну избил до полусмерти знакомый сына, бывший заключенный, чтобы похитить главный семейный скарб – старинные иконы и Библию.

Вот что писала «Комсомольская правда Украины» в апреле 2008 года: «Цель у преступника, жестоко избивавшего старенькую женщину кирпичом по голове, была одна – завладеть древними иконами и религиозной литературой…

Что удивительно, Вера Тихоновна не держит зла на подонка, поднявшего на нее руку. Она со слезами на глазах повторяет, что иконочки были очень ей дороги, ведь передавались они из поколения в поколение издавна. Украденные иконы пережили и голодное время, и не одну войну, а вот уцелеть от рук рецидивиста им, видимо, было не суждено.

– А ведь он такой хороший был, когда сын первый раз привел его ко мне переночевать, все восхищался ликами святых, говорил, у вас как в церкви.

Именно тогда у преступника созрел план. Около шести вечера декабрьским днем, зная, что старушка одна дома, он выманил ее на улицу, где принялся избивать… Всю ночь она, изнемогая от боли, пыталась выпутаться из плена веревок, которыми была связана. Невероятно, но она каким-то чудом освободилась. Едва добравшись с веранды в комнату, упала и так пролежала до следующего дня. Потом с трудом выбралась на улицу, стала звать на помощь соседку».

Когда самое страшное было позади, женщина рассказала, что молилась к святой Варваре – так писал Епархиальный вестник автокефальной церкви: «Великомученица Варвара спасла меня от наглой смерти», – то и дело повторяет 84-летняя горловчанка Вера Тихоновна».

С юности занимался альпинизмом. Проводил в горах все каникулы. Иногда походы бывали очень сложные. Родители сначала запрещали, но потом поняли, что это увлечение серьезное. Мама просила брать с собой в поход иконку святой Варвары. Говорила, что спасет от внезапной беды и от смерти. Я брал всегда.

И всегда возвращался здоровым, не было никаких серьезных травм.

Не думал, что придется обращаться к помощи святой Варвары для родителей. У отца есть серьезные проблемы с ногой, из-за сахарного диабета. Началась гангрена, пальцы ноги хотели отнимать. Делали все, что могли, но нога продолжала гнить. Я привез отцу икону святой Варвары и молитвы. Отец потихоньку стал читать молитвы. Считаем спасением, что операции пока удалось избежать. Для отца очень важно, что он сам может водить машину, вести активную жизнь.

Констанин Ч., 39 лет

Целый свод свидетельств о чудесах, происходивших по молитвам ко святой великомученице Варваре о заступничестве перед Господом оставил в 17 веке отец Феодосий Сафонович. Свидетельства много раз переписывались и легли в основу жизнеописания святой Варвары в «Четьи-Минеях». Вот три из них.

«Года 1650, мая месяца в праздник святого Феодосия пришел в Печерский монастырь. И во время службы Божией увидел болящего иеродиакона Афанасия, и спросил, что это за болезнь у него. Он мне ответил, что когда служил службу Божию, то напала на него лихорадка, и еле дослужил, а теперь, говорит, каждую неделю на третий день его охватит лихорадка и сильно трясет. Я сказал: “Такие болезни исцеляет святая Варвара. Приходи к ее мощам во вторник и отслужи службу Божию во приделе святой Варвары, вот и поздоровеешь”. Послушал меня иеродиакон Афанасий и пришел в понедельник вечером в монастырь, поужинал, а на завтра, во вторник, когда стал бы приступ болезни, прослужил службу Божию. Когда он целовал образ святой Варвары, то сразу вышла с него болезнь, он стал здоровым и благодарит свою чудотворную спасительницу, святую Варвару».

«Иван Алексеевич Мещеринов, стрелецкий голова, если когда у него бывают трудности или нужда в чем-то, он всегда приходит к мощам святой Варвары: “И как только, прослезившись, я помолюсь святой, то сразу и большую помощь от нее в своей нужде получу. Поэтому и стрельцам своим, когда кто заболеет, прикажу идти за лучшим лекарством к святой Варваре, бросивши все другие лекарства. Они ж, послушавшись меня, быстрое исцеление получают от мощей святой Варвары”».

«Афанасий Алексеевич Ушаков плыл водой из Чернигова со стрельцами. Когда приближался до Остра, то напало на них врагов больше, чем их было, и стали по ним много стрелять. Досталась рана и самому Афанасию, хоть и не очень сильная, но он усомнился в своих силах. Тут один стрелец говорит Афанасию: “Дай обет при святом Михаиле и святой великомученице Варваре; молись, верь и будем целы”. Афанасий, услышав, с радостью дал обет святой Варваре и стал молиться, прося помощи. Как только то сотворил, на берегу появились другие стрельцы, взяли неприятеля, а сам Афанасий к своим из лодки вышел и целыми со своими лодочными людьми был. Вот так чудесно уцелевший благодаря молитве святой Варвары приехал он в Киев, заказал молебен при мощах святой Варвары и сам мне рассказал про ту чудесную оборону, поданную от пресвятой Варвары».

Спасение от внезапной смерти, без христианского покаяния

Святая заступница Варвара-великомученица приходит на помощь, когда наглая смерть хочет унести с собой нераскаявшегося христианина. Молиться о возможности возвращения ближнего к жизни могут и должны – все.

Во время службы в Успенском храме села Тетеринское у женщины остановилось сердце, пишет газета «Жизнь за всю неделю». Однако оно забилось опять, когда на голову женщине надели венец святой Варвары.

Среди молящихся в храме оказался врач Сергей Вагнеров. Когда начался переполох, он бросился к неподвижно лежащей женщине и попытался нащупать пульс, но сердце уже не билось.

Через некоторое время кто-то из верующих предложил надеть на голову женщины венец святой Варвары, который хранится в церкви, и на голову умирающей возложили латунную посеребренную корону.

«Бабушка задышала, порозовела, глаза открыла. Я поразился – такого никогда не видел. На моих глазах с того света вернулась», – рассказал доктор.

«Я почувствовала себя хорошо, даже отстояла до конца службы», – призналась прихожанка.

Венец из посеребренной латуни с цветными стеклянными вставками не принадлежал великомученице Варваре, но долго хранился на ее мощах в Киево-Печерской лавре (во время Великой Отечественной войны нетленные мощи покоились в Киево-Печерской лавре – прим.)

Москва. 16 мая 2007 года ИНТЕРФАКС

В июле 2001 года в руках солдата-срочника Георгия Губелашвили взорвалась противотанковая мина, после чего врачи объявили родителям, что ранение несовместимо с жизнью. Стоявшая у дверей реанимации мать рядового, Нино Ахобадзе, дала обет святой Варваре, покровительнице всех пострадавших от несчастных случаев, построить храм в честь святой великомученицы, если она спасет ее сына.

«Произошло настоящее чудо. Юноша не только вернулся буквально с того света, но зажил полноценной жизнью – хирургам удалось приживить пальцы с его ног на кисти рук. Ему было сделано 9 операций. С тех пор Нино Ахобадзе, давшая обет на строительство храма, не имея на это никаких средств, организовала Фонд строительства церкви святой Варвары», – рассказала заместитель руководителя этого фонда, член Союза писателей Грузии Белла Кебурия.

По словам Беллы Кебурия, ранее родители солдата не были церковными людьми. Но после свершившегося чуда в корне изменили образ жизни, переехали из города в село Сачамисери, и отец Георгия, светский человек, всегда ценивший комфорт, все эти годы денно и нощно собственноручно обтесывает камни и возводит стены храма.

Храм святой Варвары в селе Сачамисери Чохатаурского района Аджарии хранит частицу мощей святой великомученицы Варвары – часть от перста: бесценный дар передали из Киева.

Газета «Благовест-инфо» от 7 марта 2008 года

«Чудо милости Божьей по молитве святой великомученицы Варвары»

Под этим заголовком в «Киевских Епархиальных ведомостях» за 1896 год появилось такое сообщение.

«Священник села Болотина Бессарабской губернии, Василий Скалецкий имеет двух дочерей: Эмилию и Анну, которые учатся в кишиневском епархиальном женском училище. В начале 1895–1896 учебного года они были отправлены родителями в училище.

Старшая – Эмилия, в начале года, в сентябре месяце, заболела горлом, и ее положили в училищную больницу. Врач испробовал все возможные способы, но напрасно: девочка так охрипла, что ее речь едва можно было услышать. Училищное начальство сообщило родителям, которые поспешили приехать в Киев и, обратившись еще к нескольким городским лекарям, забрали свою дочку домой, поскольку о продолжении ее учебы не может быть и речи.

Дома родители обратились ко многим местным врачам. Последние, как и все предыдущие врачи, в диагнозе болезни разошлись и, по своим убеждениям, назначали разные препараты. Кое-кто из врачей говорил, что у больной парализованы голосовые связки.

Вместе с тем, проходило время, и родители начали впадать в отчаяние, имея во всех отношениях здоровую, но только утратившую голос девочку. Пишущему эти строки не раз приходилось видеть больную девочку; ее разговор можно было отчетливо расслышать, только подставивши к ее рту ухо. Как всегда бывает, со стороны знакомых посыпались разнообразные советы: везти девочку в Одессу, в Киев, за границу и такое прочее.

Как истинно верующие люди, родители больной решили ехать в Киев, рассчитывая в этом университетском городе обратиться и к медицине, а прежде – к мощам святых, кои почивают в этом святом граде. Во второй половине января этого года, с разрешения епархиального начальства, священник Скалецкий, с больной дочерью и женой, отправился в Киев. Приехав в город, он остановился в гостинице Михайловского Златоверхого монастыря и в тот же день обратился к доктору Жуку, который прописал его дочке полоскание (обычное в таких случаях) и посоветовал священнику Скалецкому явиться на другой день до 10 час. утра, чтобы он, вместе с другими врачами, осмотрел больную. Вечером того же дня родители пришли в монастырскую церковь, где почивают нетленные мощи святой Варвары. Поклонившись святым мощам, Скалецкие попросили иеромонаха, который служил в этот день, отслужить молебен святой Варваре и, горячо помолившись, вернулись в свой номер. Перед сном родители просили и свою дочку горячо помолиться святой великомученице Варваре, чтобы святая помогла ей. После молитвы все улеглись спать.

Ночью родители пробудились от крика дочки: “Мама, папа, встаньте, я говорю!” Потрясенные родители, сами не веря своим ушам, услышали прежний голос своей дочери, который она потеряла пять месяцев тому назад. Что же оказалось? – больная Эмилия увидела во сне какую-то девочку, которая, взяв ее за руку, повела в ярко освещенную комнату, где в изысканном кресле сидела неимоверной красоты женщина; эта последняя позвала больную к себе, и со словами “хочешь ли говорить” развязала как бы платок с шеи, после чего девочка проснулась и разбудила своих родителей.

Это чудесное видение разнеслось по всему монастырю, и радостные родители направились в церковь благодарить Бога, чудотворного в святых своих. Благодарственный молебен отслужить пожелал преосвященный Яков, епископ Чигиринский, настоятель Свято-Михайловского монастыря. Счастливые родители вернулись из Киева с полностью здоровой дочкой домой. Вскоре привезли ее в Кишинев, где она теперь продолжает учение в епархиальном женском училище и полностью здорова».

Спасение для новой жизни

Юрий Плескач живет в Борисове под Минском. Его мама была учительницей, отец работал начальником цеха на промышленном предприятии – обычная советская семья. В 1968 году Юрия призвали в армию. Служить довелось в Подмосковье.

Поскольку после школы парень успел поработать на стройке, и в армии ему тоже выпало быть строителем. Поначалу Юрий даже обрадовался такому обстоятельству: его стали учить профессии сварщика. Хорошие сварщики везде в цене, и солдат рассуждал: «Вернусь, на гражданке получу высокий разряд – можно думать о больших стройках и хорошем заработке…» Поначалу и работать очень нравилось: условия нелегкие, но парень спортивный, закаленный – ветер, холод переносил легко, служба ладилась.

На последнем году службы Юрий работал на трудном и очень ответственном объекте. Сроки работ были сжатыми, времени на отдых почти не давали, но самым сложным обстоятельством было то, что работы велись под землей.

Усталость, тяжкие условия труда, сырость, загазованность подкосили здоровье: неизбежные при работе ожоги не заживали, начался фурункулез.

Но сварщиков было мало, от работы не освобождали – приходилось терпеть. Юрий писал домой бодрые письма, только они становились все короче и короче: «Некогда писать, мама, много работы!»

Тревогу забила Юрина бабушка, которая жила на Украине. Однажды в увольнение парень вышел в город и отправил ей по почте 7 рублей: боялся, что умрет и деньги пропадут.

Бабушка получила перевод, всполошилась и дозвонилась к родителям:

– Зачем бы это Юра мне деньги высылал?

– Не волнуйся, мама, это же хорошо: внук любит тебя! Наверно, подарок хотел сделать.

– Так ему же самому нужны – курит ведь! Да и сладкое любит…

В Москве жили дальние родственники, бабушка разыскала их и попросила съездить к внуку.

К моменту их приезда Юрий был уже в медсанчасти – поднялась температура, началось заражение крови. Родственникам удалось добиться, чтобы солдата отправили в хирургию, после этого они сразу известили бабушку о юриной болезни.

Спать солдат уже совсем не мог: бесконечная боль от множественных нарывов не давала глаз сомкнуть. Становилось хуже, лечение, казалось, совсем не помогает.

Пожилая санитарка присаживалась у его постели, жалела его и принесла в какой-то день старую тетрадочку – стала что-то из нее читать. Юре казалось, что бабушка на ночь читает сказку, он болезненно задремал под нее. Вечером, перед концом дежурства, санитарка еще раз зашла:

– Юра, почитайте сами на ночь из тетрадки? Я вам оставлю…

– А что это?

– Почитайте, послезавтра расскажу, – мудрая женщина старалась не задеть юрину «комсомольскую сознательность».

Ночи солдат боялся больше всего – из-за боли. Поэтому взял тетрадь и стал разбирать слова: «К тебе, яко ко истинному скораго исцеления и многочуднаго врачевания источнику, святая дево Варваро великомученице, аз немощный прибегаю и к твоим святым мощам усердно припадая, молюся: виждь раны греховныя и всетелесную язву, виждь неможение души моея, и сие, обычным твоим милосердием и благостию понуждаема, исцелити потщися. Вонми гласу моления моего, не призри от окаяннаго ми сердца приносимое стенание, и вопль мой услыши, яко ты еси мое прибежище…»

Юра уснул, разбудили его к обеденному времени, потому что приехала бабушка. Она плакала у его постели, а внук все твердил:

– Вот ты приехала, и мне не больно…

Бабушка просила медсестер, чтоб позволили поговорить с врачом. Врача позвали в палату, и он заметил, что повязки мокрые. Назначил перевязку: часть нарывов прорвало, дело, спасибо святой Варваре, пошло на поправку.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вам поможет святая Варвара (Виктория Карпухина, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром -

Житие святой великомученицы Варвары.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца.

Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Икона Святой великомученицы Варвары.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Икона св. вмц. Варвары с частицей святых мощей. Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Москва.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.


Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца.


Варвара великомученица. Галерея икон Щигры .

Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Москва.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.


Вмц. Варвара. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство — бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: «Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного «. Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: «Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую «.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.

Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира .


Рака с мощами св. Варвары во Владимирском соборе Киева

Мощи святой Варвары

В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умереть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Великомученица Варвара

Житие святой великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.). Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем. Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.

————————
Библиотека Русской веры
Житие святой великомученицы Варвары. Великие Минеи Четьи

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле (1596/1597 – 1647 гг.) часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В тот же период левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл (1612–1655 гг.), взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675 г.), а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь святителя Николы, где мощи почитались как источающие чудесные исцеления. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр (Коссов; кон. XVI / нач. XVII века – 1657 гг.) передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675 г.). При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой великомученицы Варвары были изъяты и переданы в музей. В настоящее время они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой великомученицы Варвары находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык; 1898 – 1968 гг.), который с 1952 года служил в Канаде.

Кондак и тропарь святой великомученице Варваре

Тропарь, глас 4

Агница всеблаженная, божественне озарившися светом Святыя Троицы. Трисолнечное утвердивши в купели, в побежение льсти отеческия. И веру исповедавши Христову. Тем ти честная Варваро, свыше благодать даровася, сцеляти болезни и недуги вся. Тоя молитвами Христе Боже, спаси душа наша.

Кондак, глас 4

Иже в Троице благочестно певаемому присно, последовавши Богу страстотерпице, еллинския оставила еси жертвы. Посреде же судища страждущи Варваро, мучителей не убояся прещения богомудрая. Велегласно поющи присно. Троицу чту едино Божество.

Святая великомученица Варвара. Иконы

Один из первых сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.

В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой или без венца и плата, с покрытой головой. В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда с непокрытой головой.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам.

Храмы на Руси во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящена церковь в Пскове. Храм был построен в 1618 году. Ныне это единственная в Пскове деревянная срубная клетская церковь трехсотлетнего возраста.

Во имя святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина XVII века). В советское время храм был закрыт. Сейчас в церкви Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.

Во имя святой Варвары имеется придел в соборе Сошествия Святого Духа в Минске. Собор построен между 1633 и 1642 гг.

Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящен храм РПсЦ в Новосибирске и часовня РДЦ в Улан-Удэ в Республики Бурятия.

Образ святой великомученицы Варвары в искусстве

В западно-христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок, страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка. Были распространены сцены ее мучений. Многие мировые живописцы изображали великомученицу на своих полотнах, среди них Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 – 1441 гг.), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 – 1516 гг.), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503–1540 гг.), Лукас Кранах Старший (1472–1553 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942 гг.) и многие другие.

Народные традиции в день святой великомученицы Варвары

Близость к большому годовому празднику - Николе зимнему - предопределила отношение к Варвариному дню как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. «Варвара мосты мостит (на юге) - домащивает (на севере)! ». «На Варвару зима дорогу доваривает! », «Все тепло да тепло, погоди - придет Варвара: заварварят и морозцы! », «Трещит Варюха - береги нос да ухо! » - можно услышать в народе в эту пору. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой также тесно связано с памятуемым в следующий день преподобным Саввою. По записанным В. И. Далем поговоркам, «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит! », «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует! »

Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Никольщину: приносили в дома свои образа из церкви, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Власию, св. Николе Чудотворцу, освящали воду и вместе с тем служили панихиды по умершим родственникам.

Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите от внезапной, скоропостижной смерти, чтобы не умереть без исповеди и причастия, за умерших без принятия причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали.

Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обет Варваре при трудных родах.

Чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли «варенье», в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни варили кутью и компот. Чешские девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, а словацкие ставили в землю и каждый день поливали изо рта, чтоб она к Рождеству распустилась. Существовало поверье, что если веточка ещё и зацветёт - в наступающем году быть свадьбе. В Словении срезали и ставили в воду вишнёвые веточки по числу членов семьи, и если какая-либо веточка к Рождеству не распускалась, это было дурной приметой для того, кому она предназначалась. В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству.

У южных славян как православное, так и католическое население довольно широко отмечало этот день. В большинстве сербских и хорватских областей в этот день или накануне специально варили обрядовое блюдо, сходное с коливом сочельника, - из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т. д. - варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; опускали туда различные сухие травы и цветы, а потом вынимали их и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанными и чисто одетыми, здоровались с ней, как с одушевленным существом. Варицу ели холодной на второй или чаще третий день; бытовала даже особая поговорка: «Варварица варит, Савица студит, Николица ест» . Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по застывшей поверхности определяли, урожайным ли будет год.

Слагатели русских народных духовных стихов посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах поются разные стихи: в одном именуется она «красной невестой небесна чертога », в другом - «красною девой », которую «кровь (пролитая за Христа) украшает »; третий заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная! »; по словам четвертого, она - «закон благодати ». Большую ценность также имеет сочиненное народом повествовательное сказание, в котором пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной цветистой речи.

Скульптуры святой великомученицы Варвары

Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской области, Новокузнецке и Кемерове.