Славная революция в англии 1688 1689 кратко. Предисловие. Смотреть что такое "Славная революция" в других словарях

  • 40 Вопрос. Индепендентская республика в Англии, этапы формирования, характеристика основных нормативно-правовых актов.
  • 1649-53
  • 41 Вопрос. Протекторат Кромвеля. «Орудие управления» о. 1653 г.
  • 42 Вопрос. Период Реставрации в Англии: правовая политика государства. Формирование политических партий.
  • 43 Вопрос. «Славная революция» 1688 г. В Англии. Билль о правах 1689 г. И его историко-конституционное значение. Формирование дуалистической монархии.
  • 44 Вопрос. Государственный строй Англии XVIII в. Особенности английской парламентской монархии.
  • 45 Вопрос. Эволюция государственного строя Англии в XIX – начале XX вв. Избирательные реформы 1832, 1867, 1884 – 1885 гг. Тенденция к усилению исполнительной власти.
  • 46 Вопрос. Кризис французского абсолютизма в середине XVIII в. Реформы Людовика XVI. Предпосылки буржуазной революции.
  • 47 Вопрос. Французское государство в начальный период буржуазной революции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
  • 48. Законодательная деятельность фельянов в начальный период Великой французской революции. Конституция 1791 г.
  • 2) 26 Августа 1789 - Декларация прав человека и гражданина
  • 7) 3 Сентября 1791 - Французская Конституция.
  • 49 Вопрос. Жирондистская (первая) республика во Франции и переход к якобинской диктатуре. Правовая политика якобинцев и ее результаты.
  • 50. Франция в конце XVIII – начале XIX вв. (Причины термидорианского переворота, сравнительная характеристика конституций 1795 и 1799 гг. Политический режим консульства. Первая Империя).
  • 51. Эволюция монархического государства в после наполеоновской Франции (1814 – 1830 гг.)
  • 53. Установление третьей республики во Франции. Конституционные законы 1875 г. Эволюция конституционного режима в конце XIX в. – начале XX вв.
  • Конституционные законы 1875 г.
  • 54. Образование сша. Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г.
  • 56. Конституция сша 1787 г. Принцип федерализма. Билль о правах 1791 г.
  • 57. Государство сша в конце XVIII – XIX вв. Увеличение числа штатов. Гражданская война 1861 – 1865 гг. И ее государственно-правовые последствия. «Реконструкция Юга».
  • 58. Правоспособность физических лиц в Французском гражданском кодексе 1804 г. Семейно-брачное право
  • 60. Германское гражданское уложение 1900 г.
  • 63. Сша в конце XIX - первой половине XX вв. «Новый курс» ф. Рузвельта: особенности правовой политики
  • 64. Германия во второй половине XIX. Конституция 1871 г.
  • 65. Ноябрьская революция 1918 г. В Германии и ее государственно-правовые последствия. Конституция Веймарской республики 1919 г.
  • 66. Юридическое оформление и государственный механизм национал-социалистической диктатуры в Германии (1933–1945 гг.). Правовая политика нацистов.
  • Механизм фашистской диктатуры
  • 67. Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г. Четвертая республика во Франции
  • Конституция 1946 года
  • 68. Франция в середине XX в. Конституция 1958 г.
  • 43 Вопрос. «Славная революция» 1688 г. В Англии. Билль о правах 1689 г. И его историко-конституционное значение. Формирование дуалистической монархии.

    «Славная революция» – принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688–1689 гг. в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского), в результате которой были ограничены права короны.

    В конце 1670–х гг. парламентская оппозиция в Англии оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первые опирались на дворянство и буржуазию, тогда как вторые – на старое феодальное дворянство, королевский двор, чиновников.

    При Якове II (1685–1688) феодально-абсолютистская реакция на оппозицию приняла наиболее свирепый характер. Всеобщий страх за свою безопасность побудил отшатнуться от короля даже значительную часть тори. Лидеры оппозиции подготовили заговор с целью изгнания Якова и приглашения на английский престол штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского. Организаторы переворота рассчитывали на то, что Вильгельм Оранский не будет претендовать на верховенство над парламентом, а кроме того, его приглашение на престол обеспечит Англии унию и союз с Голландией против Франции.

    В ноябре 1688 г. Вильгельм Оранский высадился с войском в Англии. Яков II бежал под защиту Людовика XIV. В начале 1689 г. парламент возвел Вильгельма Оранского на престол, а осенью того же года принял Билль о правах ,

    Лишавший короля права отменять или приостанавливать изданные парламентом законы,

    Вводить налоги и собирать войско без согласия парламента.

    Билль о правах окончательно закрепил в Англии верховенство парламента над королевской властью и режим ограниченной конституционной монархии.

    Этот документ юридически оформил свершившийся государственный переворот и заложил правовые основы конституционной монархии, т. е. буржуазной государственности, которая начала оформляться в Англии в результате революции середины XVII в.

    Переворот 1688 г. и Билль о правах были выражением компромисса между дворянством и буржуазией и содействовали дальнейшему капиталистическому развитию страны.

    Значение революции:

    новое дворянство и буржуазия получили возможность использовать государственную власть для ускорения капиталистического развития страны путем проведения массовых огораживаний и сгона крестьян с земли, выгодных государственных займов, налогового обложения, колониальных завоеваний, поощрения торговли и промышленности. Последствием этого было то, что Англия первая пережила промышленную революцию и в дальнейшем превратилась в первую великую промышленную капиталистическую державу, намного опередив в своем развитии другие государства Европы.

    Несмотря на ограниченный характер переворота 1688 г., он имел важное значение для последующего развития английского капитализма. Утверждение конституционной монархии означало реальный доступ крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства к власти. Для имущих классов Англии «Славная революция» 1688 г. действительно сделала весьма много, обеспечив им возможность безграничного накопления капитала за счет народных масс самой Великобритании и за счет ограбления и беспощадной эксплуатации населения ее многочисленных колоний, разбросанных в разных частях света.

    Главный итог переворота – упрочение конституционной монархии – соответствовал потребностям буржуазного прогресса в стране, означал передачу высшей власти парламенту, в руках которого сосредоточились законодательные и частично исполнительные функции, урезанные у короля. Окончательным устранением абсолютизма переворот закрепил в политической области успехи революции середины XVII в.

    Акт о престолонаследии 1701 г. (Акт об устроении)

    Акт об устроении 1701 г., именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти:

    Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви;

    Судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента;

    Запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (с целью уменьшения влияния короны на деятельность палаты, это положение было вскоре отменено);

    Все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты;

    Лишение короля права помилования своих ми­нистров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

    Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права:

      верховенство парламента в облас­ти законодательной власти;

      признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять во­енный контингент;

      принцип независимости судей.

    Акт об устроении заканчивается подтверждением незыблемости принципа соблюдения законов всеми королями и королевами, всеми министрами и их подчиненными.

    Вместе с тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государственный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия . Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, прошедших через парламент, безраздельное право на формирование своего правительства и осуществление с его помощью своей политики. Представление о триедином парламенте (король и две палаты) оставалось теоретически неизменным. Никакой ответственности перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который выделился из Тайного совета в составе коллегии из 5-7 наиболее важных министров-советников короля.

    Так завершилось оформление английской конституционной монархии, которую стали называть, с учетом верховенства властных полномочий парламента, также парламентарной монархией. Ее основными особенностями можно считать:

      верховенство законодательного собрания (парламента) в системе взаимоотношений трех властей (законодательной, министерской и судебной);

      ответственность министров за результаты своей деятельности перед парламентом;

      независимость судей;

      судебный надзор за законностью арестов и лишением свободы граждан с возмещением причиненного морального и иного вреда с пользу самого пострадавшего.

    "

    Революция 1688-1689 годов в Англии, получившая наименование «славной», является событием, которое по своему значению для дальнейшей судьбы этой страны, по воздействию на политическое и экономическое развитие Западной Европы, по влиянию на ход мировой истории превосходит английскую революцию 1640-1660 годов.

    При этом «славная революция» так же, как последняя, вызвала самый настоящий интеллектуальный взрыв в английском обществе, породила острейшие дискуссии среди политиков и правоведов о сущности действовавшей в Англии конституции, о природе английской монархии, о месте парламента в государственном строе, о правах и свободах подданных и о гарантиях их соблюдения государственной властью.

    Развитие политической и правовой мысли не только в английском обществе, но и во всей Западной Европе, и в североамериканских колониях Англии на протяжении последнего десятилетия XVII века и всего XVIII столетия шло под большим влиянием опыта «славной революции». Билль о правах 1689 года, ставший главным ее результатом в конституционно-правовой сфере и с тех пор являющийся неотъемлемой частью британской конституции, оказал огромное влияние на идеологов североамериканской революции 70-х - 80-х годов XVIII века. Американская Декларация независимости 1776 года, Конституция США 1787 года и первые десять поправок к ней - так называемый Билль о правах 1791 года повторили в своем содержании воплощенные в английском Билле о правах приемы политического и правового мышления, а также некоторые выраженные в нем политико-правовые идеи и принципы.

    Английская революция 1640-1660 годов1 представляла собой не только столкновение политических группировок внутри английского общества, но в определенной мере также конфликт межгосудар-

    См. об этой революции книгу: Томсинов В. А. Юридические аспекты английской революции 1640-1660 годов. M.: Зерцало-М, 2010.

    ственного характера - между Англией и Шотландией, между Англией и Ирландией. Ho этот конфликт был ограничен пределами Британии, да и межгосударственным он был лишь отчасти: указанные государства имели одного и того же короля, и не случайно поэтому были в ходе революции объединены в одно государственное сообщество - commonwealth. Кроме того, вовлечение Ирландии и Шотландии в события английской революции 1640-1660 годов произошло во многом благодаря сознательным усилиям английских политических группировок, которые в борьбе между собой не гнушались использовать любые средства, способные, по их мнению, привести K достижению победы над противником.

    Революция 1688-1689 годов также была столкновением английских политических группировок между собой, иначе это событие не называлось бы «революцией». Однако в отличие от предшествовавшей ей революции 1640-1660 годов, эти группировки не были в ней главными движущими силами. Началом «славной революции» стал не созыв парламента, как это было в 1640 году, а вторжение в Англию нидерландских войск под командованием штадхаудера1 Нидерландов Вильгельма III, принца Оранжского2.

    Ha нидерландском языке - Stadliouder, что дословно переводится как держатель или руководитель государства. Данным термином обозначался глава исполнительной власти в провинциях Нидерландов (нидерландской Республике Соединенных Провинций): Голландии, Зеландии, Утрехта, Гелдерланда, Оверэйссе- ла, Фрисландии и Гронингена.

    Штадхаудер избирался на эту должность представительными собраниями провинций - штатами и ими же наделялся властными полномочиями. Их объем был различным в разных провинциях Нидерландов. Как правило, штадхаудер являлся главой провинциального исполнительного аппарата и мог назначать глав администраций в городах из представленного ему штатами списка кандидатов, занимал пост председателя провинциального суда правосудия с правом помилования осужденных. Штадхаудеру дозволялось посещать заседания штатов, но без права голоса, в государственных советах провинций он имел только совещательный голос. Влиятельным лицом в управлении провинцией штадхаудер становился тогда, когда совмещал с этой должностью пост капитана-генерала - главнокомандующего вооруженными силами провинции. См. главу «William as Stadliolder: Prince or Minister?» в книге: Redefining William III. The Impact of the Prince-Stadholder in International Context / Edited by EstherMujersandDavidOnnekink.Aldershot, 2007. P. 17-37. Атакже: Levillain Ch.-E. William IIEs Military and Political Career in Neo-Roman Context, 1672-1702 // The Historical Journal. Cambridge University Press, 2005. Vol. 48. № 2. P. 321-350.

    Вильгельм III, принц Оранжский занимал пост штадхаудера в пяти из семи провинций Нидерландов: Голландии, Зеландии, Утрехте, Гельдерланде и Оверэйс-

    Конечно, в определенной степени указанное вторжение было способом, примененным политическими группировками внутриАн- глии для достижения своих целей, среди которых первой являлось свержение с престола законного английского короля Джеймса IIі. Ho это назначение военной экспедиции принца Оранжского в Британию было побочным и промежуточным. Данная экспедиция затевалась совсем не для того, чтобы помочь англичанам в борьбе против их короля.

    Это было очень рискованное и дорогостоящее предприятие, HO его главная цель оправдывала все затраты. Она заключалась в захвате штадхаудером Нидерландов королевского трона в Англии и получении им в свое распоряжение людских и материальных ресурсов этой страны. Ho для того, чтобы принц Оранжский мог занять английский королевский трон, его необходимо было освободить от Джеймса II. Таким образом, цели противников законного английского короля внутри Англии и штадхаудера Нидерландов совпадали в определенной мере. Ho можно ли сказать, что Вильгельм был орудием в их руках?

    Часто говорят: знание прошлого помогает понять, что нас ждет в будущем. Наверное, какая-то истина в этом высказывании есть, но мне все же кажется, что чаще все бывает как раз наоборот - не прошлое помогает понять будущее, а будущее таит в себе ключ к тайнам прошлого. Разгадка смысла «славной революции» находится в событиях, которые за ней последовали. Так, не прошло и трех месяцев после восшествия штадхаудера Нидерландов на английский королевский трон под именем Уильяма III, какАнглия оказалась втянутой в чрезвычайно разорительную для своих финансов и экономики восьмилетнюю войну с крупнейшей и могущественнейшей державой Западной Европы - Французским королевством. Чьи интересы защищали англичане в этой войне? Очевидно, что не свои.

    селе, одновременно являясь главнокомандующим их вооруженными силами. Власть государственного руководителя в этих провинциях давала, в сущности, власть над Нидерландами в целом. Поэтому фактически Вильгельм был штадхаудером Нидерландов, хотя юридически такого поста не существовало.

    B русской исторической литературе Джеймс II зовется, как правило, именем Яков II, образованным от латинского Jacobus. Я использую английский вариант его имени - James II, поскольку он применяется в подавляющей массе документов, на основе которых написана эта книга.

    Уже одно это показывает, что «славная революция» 1688- 1689 года была событием не только английской, но и европейской истории. Военный поход принца Оранжского в Англию и захват им королевского трона в этой стране был призван решить проблемы той западноевропейской финансовой и политической группировки, интересы которой представлял, защищал и проводил в жизнь штадхау- дер Нидерландов Вильгельм III, принц Оранжский. Непосредственной его задачей было спасение Нидерландов, терпевших поражение в войне с Францией, а более отдаленной - создание новой, защищенной от вторжений извне базы для этой группировки. Эти задачи принцу Оранжскому удалось успешно выполнить.

    C победой «славной революции» произошло заметное изменение в характере развития Англии. Политическая группировка, захватившая в этой стране государственную власть, сделала Английское государство инструментом служения своим эгоистическим интересам. A эти интересы распространялись далеко за пределы Британии. Уже в 90-е годы XVII века начался процесс превращения Английского королевства в космополитическое государство-корпорацию, ориентированное на финансовую, торговую, промышленную, идеологическую и политическую экспансию по всему миру. Данный процесс завершится во второй половине XVIII столетия. Ha Британских островах возникнет мощная держава под названием Великобритания, которая окажется способной к эффективному ведению такой экспансии и к извлечению из нее максимально возможных для себя выгод.

    Создание этого космополитического государства-корпорации, его устройство и развитие в течение XIX и XX веков, организация Британской империи на территориях нескольких континентов - тема отдельного произведения1. Настоящая же книга посвящена не-

    Один из аспектов данной темы - создание правопорядка в африканских колониях, обеспечивавшего более эффективную эксплуатацию их ресурсов, описан мной в кандидатской диссертации «Источники британского “колониального права” в Тропической Африке (начало XIX - середина XX века), защищенной в 1981 г. См. статьи на эту тему: Томстов В. А. Английское право как инструмент колониальной политики в Африке (конец XIX - начало XX в.) // Правоведение. 1980. № 6. С. 72-76; Томстов В. А. Британское колониальное право в Тропиче- скойАфрике: возниьсновение, развитие, крах // Правоведение. 1984. № 6. С. 64- 70.

    посредственно «славной революции». B ходе данного события легко выделяются три периода.

    Первый период охватывает время с 5/15 ноября 1688 года1 до 18/28 декабря 1688 года. Это период военной операции по захвату Лондона, которая окончательно завершилась вступлением штадхау- дера Нидерландов Вильгельма в английскую столицу.

    Второй период падает на время с 18/28 декабря 1688 года до 22 января / 1 февраля 1688/1689 года. Это период подготовки созыва Конвента.

    Третий период приходится на время с 22 января / 1 февраля 1688/1689 года до 13/23 февраля 1688/1689 года. По моему мнению, его можно назвать периодом «революции в Конвенте». Это дни, когда в рамках Конвента вырабатывались идеологические основания, с одной стороны, для объявления Джеймса II отрекшимся от королевской власти, а королевского трона - свободным, и с другой стороны, для провозглашения королем и королевой Англии принца и принцессы Оранжских. Указанные идеологические основания были выражены в резолюции Конвента о судьбе королевского трона, в его Декларации, принятой 12/22 февраля 1688/1689 года, и в изданной в тот же день прокламации.

    Последний период «славной революции» интересен тем, что в течение его была предпринята попытка провести через Конвент программу конституционной реформы, которая существенно ограничивала абсолютную прерогативу английского короля и усиливала власть парламента. Об этой попытке подробно рассказывается в шестой главе настоящей книги. Здесь же приводятся в переводе на русский язык и тексты проектов конституционной реформы.

    Торжественная церемония провозглашения принца и принцессы Оранжских королем и королевой Англии завершила этот пери-

    До 1 января 1752 г. в Англии применялся при летоисчислении Юлианский календарь, по которому новый год начинался с 25 марта. B Нидерландах же летоисчисление вели по Григорианскому календарю. Отсюда в исторической литературе при описании «славной революции» происходит путаница, когда даты одних и тех же событий обозначаются то по Юлианскому календарю, то по Григорианскому - разными числами и даже годами. A бывает и так, что при обозначении дат английской истории год называется по Григорианскому календарю, а день и месяц - по Юлианскому. Чтобы избежать такой путаницы, я указываю в настоящей книге даты одновременно: по Юлианскому календарю - слева и по Григорианскому - справа, разделяя их косой чертой.

    од, а вместе с ним и «славную революцию». Однако идеологическим основаниям восшествия на английский королевский трон штадхау- дера Нидерландов необходимо было придать юридический характер. Эту задачу призван был решить Билль о правах, принятый 16/26 декабря 1689 года. B седьмой главе настоящей книги описывается процесс разработки и принятия этого конституционного документа. Причем в таких подробностях, которые, насколько мне известно, излагаются здесь впервые не только в российской, но и вообще в мировой исторической литературе.

    Главной моей задачей при работе над книгой о «славной революции» было не только осмысление ее сущности, но и реконструкция действительного хода этого грандиозного по своим историческим последствиям события. Мне показалось, что конкретные факты и документы не подтверждают многих общепринятых схем, используемых в исторической литературе при его описании. Одна из самых распространенных среди таких схем предполагает деление участников «славной революции» на две группировки - тори и вигов. Содержание выступлений английских парламентариев по различным вопросам английского государственного строя, выразивших отношение их к монархии, парламенту, правам и свободам подданных, их представления о лучшей для страны форме правления, о наиболее оптимальном объеме полномочий у короля и у парламента, о наиболее эффективном способе управления Англией и т. д., показывает такое расхождение во взглядах этих политиков, которое совершенно не укладывается в их деление на две указанные группировки. Мне показалось, что если политические деятели, вовлеченные в события «славной революции», и делились на какие-то группы, то этих групп было намного больше двух.

    Как бы то ни было, я отказался от сложившейся в исторической литературе традиции описывать политическую борьбу в Англии во время «славной революции» в категориях «вигов» и «тори». Скорее всего, эти группировки в 80-е годы XVII века еще не сложились в более или менее сплоченные когорты политических воинов.

    Я постарался отбросить при изучении темы «славной революции» все вообще схемы, шаблоны, штампы и опирался при осмыслении этого события исключительно на конкретные факты и документы Настоящая книга написана на основе обширной массы документальных материалов, которую составили:

    Тексты деклараций, прокламаций, статутов;

    Протоколы заседаний Конвента и парламента в том виде, как они зафиксированы в журналах Палаты лордов и Палаты общин;

    Записи выступлений парламентариев, сделанных в частном порядке;

    Дневники, мемуары и письма людей, вовлеченных в события «славной революции» и наблюдавших их изнутри;

    Дипломатическая и частная переписка посланников различных стран, касающаяся событий, происходивших в Англии, Франции, Нидерландах и других европейских странах во второй половине 80-х годов XVII века;

    Трактаты, памфлеты, статьи английских интеллектуалов, посвященные событиям, связанным в той или иной мере со «славной революцией», а также английской конституции, состоянию английского общества, политике короля Джеймса II и т. д.

    Чтение этой огромной массы документов, многие из которых были напечатаны во время «славной революции» или в первые годы после нее и с тех пор никогда и нигде не публиковались, позволяет многое понять в том, что в действительности произошло в Англии B роковые для этой страны 1688-1689 годы.

    Еще по теме Предисловие:

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

    XVII века - это время смут и тяжелых потрясений. К этому периоду относится и «Славная революция» 1688 года. Многие исследователи считают это событие главным в истории Великобритании.

    История Англии: кратко об обстановке накануне революции

    После реставрации династии Стюартов до 1685 года в Англии правил После его смерти на престол взошел Яков II, младший брат короля. Карл не оставил после себя наследника, поскольку у него не было законных детей. Яков II стал последним английским королем-католиком.

    В 1677 году старшая дочь будущего короля Мария была выдана, вопреки его желанию, за Вильгельма Оранского. Она была предполагаемой наследницей престола из-за бездетности Карла II.

    Самого Якова либеральная партия парламента пыталась лишить права на трон из-за его приверженности к Его подозревали в участии в католическом заговоре, и он был вынужден бежать из страны. Но попытка лишить герцога Йоркского прав на престол вызвала протест его сторонников против либеральной партии парламента (вигов), и младший брат Карла II смог беспрепятственно взойти на трон после смерти короля.

    Правление Якова II

    Чтобы лучше разобраться в том, что такое «Славная революция», нужно рассмотреть время правления Якова II. При новом короле большинство в парламенте стали представлять тори (члены его приверженцы. Яков II не вызывал симпатий у англичан, поскольку был ревностным католиком.

    Свое правление ему пришлось начать с подавления восстания, которое организовал незаконнорожденный сын Карла II Джеймс Скотт. Он жил в Голландии, которую новый английский король ненавидел, и был протестантом. После Джеймс Скотт с матерью был вынужден отправиться в изгнание. Специально для него был создан титул герцога Монмута.

    Высадившись на побережье Великобритании, Скотт заявил свои права на английский трон. К нему примкнул шотландский маркиз Аргайл. В битве с королевскими войсками заговорщики потерпели поражение и были обезглавлены. Но король со своими судьями подавил восстание с такой жестокостью, что возмущение его действиями стало одной из причин изгнания монарха и вылилось в государственный переворот, получивший в историографии Англии следующее название - Glorious Revolution.

    Напрасные надежды

    Последние годы правления Карла II - это время реакции, когда парламент не созывался, а оппозиция в лице вигов была рассеяна королем и дезорганизована. И хотя о герцоге Йоркского тоже говорили как о реакционере, у оппозиции была надежда на изменение положения дел в стране и прекращение реакции.

    Надежды оказались напрасными. Яков II после подавления мятежа, уверенный в своих силах, стал собирать армию на постоянной основе под предлогом борьбы с мятежниками. На все ключевые государственные посты он поставил приверженцев католической веры. В год своего восшествия на трон он распустил парламент и больше за время своего правления не собирал его ни разу. Оппозицию и критику своих действий король абсолютно не принимал и сразу смещал с поста недовольных. Яков II предпринимал все действия для одной цели - установления в стране абсолютной королевской католической власти. В результате многие представители оппозиции вынуждены были бежать в Голландию. Крайне недовольные действиями короля, от него отвернулись и верные последователи - тори, которые опасались усиления власти католической церкви в стране.

    Непосредственный повод к свержению Якова II

    «Славная революция», произошедшая в Англии, имела веский повод для своего начала. Король, взошедший на трон уже в немолодом возрасте, не имел детей. Жена Якова II 15 лет считалась бесплодной. Поэтому у недовольных проводимой королем политикой была надежда, что после кончины трон перейдет к его старшей дочери Марии, которая приняла протестантскую веру и была замужем за Вильгельмом Оранским.

    Совершенно неожиданно для всех у пожилого короля в 1688 году родился наследник. Сразу же поползли слухи, что это чужой ребенок, которого тайно пронесли в королевский дворец. Эти разговоры были вызваны еще и тем, что при рождении наследного принца присутствовали только представители католической веры, и даже младшую дочь Анну не допустили к матери.

    1688–1689 Славная революция в Англии

    В 1685 г., после смерти Карла II, на английский престол вступил Иаков II Стюарт, который взял курс на реставрацию католицизма и усиление королевской власти, для чего распустил парламент и создал большую наемную армию. В 1687 г. он подписал Декларацию о религиозной терпимости, ослаблявшую ограничения для католиков, что вызвало недовольство англиканской церкви. В ответ на протесты король арестовал и заключил в Тауэр десять англиканских епископов. Словом, вскоре в среде английской верхушки созрел заговор, в 1688 г. заговорщики тайно связались с Вильгельмом Оранским, штатгальтером Нидерландов, который был женат на принцессе Марии, дочери короля Иакова, и пригласили супругов на английский престол. Вильгельм, который ранее опасался англофранцузского союза против Голландии, согласился участвовать в перевороте. 15 ноября 1688 г. он высадился в Англии с протестантской армией и не скрывал своего намерения восстановить позиции протестантизма, подорванные королем. Армия Иакова почти сразу же начала разбегаться, а следом за своими солдатами бежал во Францию и сам король. Победивший Вильгельм, воин и властолюбивый человек, отказался быть при жене-королеве принцем-консортом и в 1689 г. был коронован как Вильгельм III вместе с Марией. Новый английский король тотчас же присоединился к антифранцузской Аугсбургской лиге. Правление Вильгельма (он умер в 1702 г., а его супруга королева Мария скончалась в 1694 г.) оказалось принципиально важным для Англии, переставшей метаться из одной крайности в другую. Она стала конституционной монархией, Билль о правах английских граждан 1689 г. конкретизировал ограничения прав короля, который не мог приостанавливать действия законов или их исполнение, устанавливать и взимать на свои нужды налоги, формировать и содержать армию в мирное время. Подтверждалась свобода слова и дебатов, а также выборов в парламент, подачи петиций королю, запрещались штрафы и конфискации имущества без суда и т. д. Согласно новому «Акту о престолонаследии» королем Англии не мог стать католик или претендент, состоящий в браке с католиком. Вильгельм уделял много внимания флоту, и с его правления начинается новый подъем Англии как великой морской державы. Сторонники короля Иакова – якобиты – не раз пытались вернуть трон бывшему королю, устраивали заговоры, предпринимали высадки в союзе с французами то в Ирландии, то в Шотландии, но все было тщетно: Вильгельм – опытный полководец и государственный деятель – вместе с женой-королевой умело правил страной.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Славная революция (англ. Glorious Revolution) – принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт. В перевороте участвовал голландский экспедиционный корпус под командованием правителя Нидерландов Вильгельма Оранского, который стал новым королём Англии под именем Вильгельма III (в совместном правлении со своей женой Марией II Стюарт, дочерью Якова II). Переворот получил широкую поддержку среди самых разных слоёв английского общества. Маколей считал данное событие центральным во всей истории Англии.

    Данное событие встречается в исторической литературе под названиями «Революция 1688 года» и «Бескровная революция»; последнее название, однако, отражает только характер перехода власти в Англии и не учитывает войны с якобитами в Ирландии и Шотландии.

    Традиционная аристократия и «новые богачи», нажившиеся при Кромвеле, были согласны признать Стюартов в лице Карла II (1660–1685), которого сменил затем его брат Яков II (1685–1688). Имущие классы желали порядка, но также признания королем парламентского режима. Если Карл II добился того, что его более-менее признавали, то не так обстояло дело с его братом. Стремящийся к авторитаризму, Яков II был к тому же католик, в то время как почти все англичане – протестанты или англиканцы – к католичеству относились враждебно. Поскольку обе его дочери от первого брака были замужем за протестантскими князьями, англичане надеялись, что пребывание католического короля на престоле будет преходящим. Но когда Яков II вновь женился на итальянской принцессе, католичке, и в 1688 г. у него родился сын, перспектива видеть в Англии укрепившуюся католическую династию стала невыносимой для правящих классов. Они обратились к зятю Якова II протестантскому принцу Вильгельму Оранскому, правителю Голландии. Покинутый всеми, Яков II был вынужден бежать во Францию. Корона перешла к его дочери Марии и ее мужу Вильгельму Оранскому. Перед коронацией им пришлось подписать Билль о правах (1689), в котором подтверждалось, что законы и налоги принимает парламент.

    Революция 1688 г., которую ее организаторы окрестили «славной революцией», не была народной, как та, которую возглавлял Кромвель. Это была революция сверху, государственный переворот, совершенный правящими классами.

    «Акт об устроении» (1701) устранил всех католиков от наследования престола. После правления Анны (1701–1714) корона перешла к дальнему родственнику, но протестанту, курфюрсту Ганновера. Так установилась Ганноверская династия (принявшая в 1914 г. более «английское» название Виндзорской). Немецкие князья, мало жившие в Англии, первые короли этой династии Георг 1 и Георг II, кстати сказать, люди малоспособные, не препятствовали установлению парламентского режима, т.е. обычаю, по которому король назначает премьер-министром лидера парламентского большинства, по принципу «Король царствует, но не управляет».

    Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика Стюартов вызвала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты были свергнуты; в 1689 г. был принят «Билль о правах», закреплявший государственно-правовые гарантии законности и правопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием «Славная революция», оформил становление в Англии конституционной монархии.

    Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704 гг.).

    В произведении «Два трактата о правлении» (1690 г.; в иных переводах – «Два трактата о государственном правлении», «Два трактата о правительстве») Локк дал критику теологическо-патриархальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

    Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого».

    К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет «мое», «твое» от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью».

    Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

    В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей – каждый обладает властью охранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество».

    Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо «закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей».

    Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

    В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категории естественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английской буржуазной революции.

    Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. «Свобода людей в условиях существования системы правления, – подчеркивал Локк, – заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».

    Согласно теории Локка, абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда – одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

    Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

    Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К законодательной власти Локк относил также деятельность уполномоченных на то судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

    Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

    Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон – недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. В этих рассуждениях Локка, аналогичных некоторым идеям левеллеров, был выражен опыт времен революции, осуждение попыток «Долгого парламента» сосредоточить в своих руках всю полноту власти в интересах только какой-либо из политических группировок.

    Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы – право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства.

    Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента. Одним из частных случаев тиранического правления, давшего народу право на восстание, Локк называет взятый из английской истории пример, когда исполнительная власть препятствовала созыву и работе законодательного органа.

    Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность разума создавать общие правила и руководствоваться ими (отсюда законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям (отсюда суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои отношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, или федеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан (в том числе разделения властей, недопустимости политических привилегий).

    Теория разделения властей отражала опыт английской революции и ее итоги. Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие теоретики.

    Обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.

    Ряд идей Локка выходил далеко за рамки обоснования и защиты только буржуазных интересов. Уже понятие трудовой собственности давало логические обоснования для противоположных взглядов: от апологетического взгляда на любую собственность как на «продукт труда и бережливости» до радикального требования предоставления права собственности только тем, кто эту собственность создает и увеличивает (последний мотив позже часто звучал в эгалитарных и социалистических теориях). Разработанная Локком теория разделения властей применима к обоснованию защиты не только буржуазного правопорядка, но и вообще гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.

    Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень «формальных» прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.

    Господствовавшая после победы революции пуританская идеология не благоприятствовала расцвету искусства. В частности, приходит в упадок драма – ведущий литературный жанр английского Ренессанса: пуритане, придя к власти, запретили театральные представления. Суровые иконоборцы выбрасывали из церквей произведения искусства, покрывали толстым слоем гипса прекрасные мраморные статуи, чтобы скрыть наготу человеческого тела. Старинные народные празднества, игры и танцы были запрещены. «Старая веселая Англия», питавшая литературу Возрождения, ушла в прошлое. Однако революция имела свой величественный пафос и свою суровую поэзию. Ими проникнуто творчество самого большого поэта XVII в. Джона Мильтона (1608–1674).

    Первые произведения Мильтона, написанные в 30-х годах, обнаруживают связь с традицией гуманизма. Во время революции он прервал свою поэтическую деятельность, чтобы целиком отдать себя служению делу свободы. Один за другим появлялись его памфлеты, сыгравшие важную роль в развитии английского революционного движения: в «Ареопагитике» Мильтон ратует за свободу устного и печатного слова; в «Иконоборце» подвергает сокрушительно критике книгу роялиста Гаудсна «Образ короля», идеализирующую казненного Карла I; в первой и второй «Защите английского народа», основываясь на договорной теории происхождения государства, он отстаивает идею народовластия и оправдывает казнь короля.

    По своим политическим взглядам Мильтон был близок к индепендентам; крайне левые течения Английской революции с их требованием имущественного равенства встречали в нем решительного противника. Даже аграрный проект Гаррингтона казался ему слишком радикальным. Но, защищая устои новой, буржуазной Англии, Мильтон выступал как прогрессивный общественный деятель, отразивший в своем творчестве то новое сознание личности, которое пробудила в массах Английская революция.

    Реставрация Стюартов омрачила последние годы жизни Мильтона. Одинокий слепой поэт тяжело переживал поражение революции, но реакция не могла сломить его. В этот период написаны самые знаменитые его произведения: «Потерянный рай» (1667 г.), «Возвращенный рай» (1671 г.), трагедия «Самсон-борец» (1671 г.).

    В «Потерянном рае» Мильтон создает эпос пуританской революции, «апофеоз восстания против авторитета», как писал об этой поэме Белинский. Революционный дух «Потерянного рая» полнее всего проявляется в образе сурового и гордого мятежника Сатаны, предпочитающего изгнание из рая утрате свободы и смирению перед «небесным тираном». Возвеличение образа Сатаны, разумеется, находится в противоречии с религиозной темой поэмы, с пуританскими представлениями самого Мильтона. Но религиозный и революционный пафос поэмы образуют живое единство: Английская революция облекала свои идеалы в мифы, заимствованные из Ветхого завета, ее герои говорили языком Библии. Центральный эпизод поэмы – грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – представляет символическое изображение истории человечества, утратившего свою первоначальную свободу. «Потерянный рай» пронизан идеей прогресса. Архангел Михаил показывает Адаму грядущую судьбу человечества: через муки и страдания, труд и горе человек обретет новый рай, созданный его собственными руками и более прекрасный, чем тот, который был им утрачен. Причину победы реакции Мильтон видел в незрелости народных масс, в неподготовленности их к свободе. Но веру в идеалы революции он не терял никогда. Драма Мильтона «Самсон-борец» – вдохновенное пророчество о близости нового революционного подъема и неминуемой гибели тирании.

    Последним представителем пуританской традиции в английской литературе XVII в. был Джон Беньян (1628–1688), автор сатирической аллегории «Путь паломника». Эта аллегория проникнута пафосом морального осуждения всеобщей продажности и разложения нравов в эпоху реставрации.

    В годы реставрации возрождается светское направление в искусстве, в предшествующий период подавленное господством пуританской нетерпимости и строгой религиозной морали. После отмены парламентских декретов против театра вновь начала развиваться английская драма. Но в отличие от театра Возрождения театр реставрации, который ориентировался на придворное искусство французского абсолютизма, оставался чужд народу. Главой новой драматургии и поэзии был Джон Драйден (1631–1700), стремившийся внести в английский театр и литературу эстетические каноны классицизма. Хотя классицизм в Англии имел свои национальные корни, но широкой общественной почвы у него не было – идеи абсолютизма, с которыми было связано это литературное направление, давно утратили в Англии свое прогрессивное значение. Поэтому все попытки Драйдена создать на английской почве героическую трагедию оказались бесплодными.

    Из комедиографов эпохи реставрации наибольшим успехом в дворянских кругах пользовались Вильям Уичерли (1640–1716) и Вильям Конгрив (1670–1729), владевшие блестящей драматургической техникой. Тематика их не выходила за пределы светской жизни и галантных похождений. Но Уичерли показывал распущенные нравы высшего общества не обличая их, тогда как на произведениях Конгрива уже лежит отпечаток морализации, что в некоторой мере привлекало к нему симпатии и буржуазного зрителя.

    В 1688 году Яков II усилил гонения на англиканское духовенство и окончательно рассорился с тори. Защитников у него практически не осталось (Людовик XIV был занят войной за Пфальцское наследство). В июне семь видных английских политиков, представляющие радикальное крыло заговора – граф Т. Дэнби, граф Ч. Шрусбери, лорд У. Кавендиш, виконт Р. Лэмлэй, адмирал Э. Рассел, епископ Лондонский Г. Комптон и Г. Сидни – написали секретное приглашение Вильгельму, где заверялось, в частности, что 19 из 20 англичан будут очень рады перевороту и воцарению протестантского короля. Послание переправил в Гаагу адмирал Герберт, переодетый матросом. Остальные заговорщики разъехались по стране, чтобы собрать войска и деньги на предстоящую войну с королём. В августе свою поддержку письменно обещал Вильгельму генерал Джон Черчилль. Несколько месяцев Вильгельм выжидал, опасаясь, что Людовик XIV двинет войска на Голландию, но французский король предпочёл вторгнуться в Германию. Это решило судьбу операции.

    Скрыть цель и масштаб военных приготовлений Вильгельма было невозможно, и в октябре король Яков попытался смягчить враждебное отношение своих подданных. В частности, он объявил о восстановлении нескольких уволенных лордов-протестантов и прекращении деятельности католических школ. Но было уже слишком поздно.

    15 ноября 1688 года Вильгельм высадился в Англии с армией из 40 тысяч пехотинцев (включая матросов) и 5 тысяч кавалеристов. Армия вторжения состояла практически полностью из протестантов, в том числе английских вигов-эмигрантов и прусских союзников. На её штандарте были начертаны слова: «Я буду поддерживать протестантизм и свободу Англии».

    Армия Якова II сосредоточилась в Солсбери, однако ни одного серьёзного сражения не произошло, большинство военачальников сразу перешли на сторону Вильгельма, включая генерал-лейтенанта Джона Черчилля. Младшая дочь короля Анна, по совету своей наперсницы, жены Джона Черчилля Сары, также уехала в лагерь Вильгельма. По всей стране начались вооружённые выступления против короля – активно поддержали переворот горожане, протестантские и парламентские лидеры, министры правительства.

    Потеряв надежду на армию, Яков II вернулся в Лондон и оттуда попытался вступить в переговоры с Вильгельмом. Жену и сына он отправил во Францию. 11 декабря Яков II, брошенный всеми и всерьёз опасавшийся за свою жизнь, попытался бежать, но был пойман и доставлен в Лондон, уже перешедший под контроль Оранского. В конце декабря Вильгельм помог Якову бежать во Францию, откуда тот пытался осуществить реставрацию, но без всякого успеха.

    Вильгельм отверг предложение тори, чтобы на престол вступила Мария, а Вильгельм остался бы только консортом. В январе 1689 года парламент провозгласил Вильгельма и его супругу монархами Англии и Шотландии на равных правах. 9 сентября 1689 года (по григорианскому летоисчислению) Вильгельм III присоединился к Аугсбургcкой лиге против Франции. Спустя 5 лет Мария умерла, и в дальнейшем Вильгельм правил страной сам.

    В годы правления Вильгельма III были проведены глубокие реформы, заложившие основу политической и хозяйственной системы страны. В эти годы начинается стремительный взлёт Англии и её превращение в могучую мировую державу. Одновременно закладывается традиция, по которой власть монарха ограничивается рядом законоположений, установленных фундаментальным «Биллем о правах». Уменьшилась дискриминация протестантов (Акт о веротерпимости), но сохранилась, а затем усилилась дискриминация католиков – они, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса, см. Акт о престолонаследии.