Самоходная установка зсу 57 2. Заочная дуэль. Применение в бою

Основные характеристики

Кратко

Подробно

7.7 / 7.7 / 7.7 БР

6 человек Экипаж

103 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

13 / 15 / 10 корпуса

15 / 13 / 13 башни

Подвижность

28,0 тонн Масса

992 л/с 520 л/с Мощность двигателя

35 л.с/т 19 л.с/т удельная

54 км/ч вперёд
8 км/ч назад 50 км/ч вперёд
7 км/ч назад
Скорость

Вооружение

296 снарядов боезапас

2,0 / 2,6 сек перезарядка

4 снарядов размер обоймы

120 выстрелов/мин скорострельность

5° / 85° УВН

Экономика

Описание


Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения машины, а также о её ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

Необходимость прикрытия наземными средствами ПВО танковых и механизированных частей в наступлении и на марше от ударов с воздуха стала очевидной в годы Второй мировой войны. Практически во всех воюющих странах были созданы различные образцы зенитных самоходных установок (ЗСУ). С сожалением приходится признать, что в этой области Советский Союз не оказался в числе лидеров. В годы Великой Отечественной войны в СССР не удалось создать эффективных зенитных самоходных установок. Самой же массовой ЗСУ Красной Армии стала американская М17, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу.

Наиболее же удачной отечественной установкой стала ЗСУ-37, разработанная в 1944 году на базе самоходной установки СУ-76М. 37-мм автоматическая пушка 61-К, смонтированная в неподвижной открытой сверху рубке этой ЗСУ, была оснащена зенитным прицепом по-строительного типа. В прицел входил стереоскопический дальномер с базой 1 м для определения наклонной дальности до цепи. Угол вертикального наведения пушки колебался в пределах от -3° до +85°. Приводы наведения - ручные. Боекомплект состоял из 320 выстрелов, из которых 130 - в обоймах по пять штук, а остальные 190 - без обойм. В 1945 году было изготовлено 75 самоходок ЗСУ-37.

В то же время американская ЗСУ М19, созданная на базе легкого танка М24 и выпускавшаяся с августа 1944 года, имела две автоматические 40-мм пушки «Бофорс» М2, установленные во вращающейся на 360° открытой сверху башне.

Управление вращением башни и качающейся частью пушек осуществлялось с помощью электрогидравлического привода. В остальном американская и советская машины были близки. До конца Второй мировой войны заводы США выпустили 285 ЗСУ М19, которые, как и советские ЗСУ-37, в боевых действиях участия не принимали. Единственной ареной боевого применения М19 стала Корея, где эти ЗСУ использовались для ведения огня по наземным целям.

Понимая, что отставание в оснащении войск этим видом вооружения недопустимо, советские специалисты уже в конце Великой Отечественной войны начали проектирование новых артсистем на перспективу. Так, в 1944 году в ЦКБ под руководством В.Г.Грабина приступили к разработке новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство. С-60 стала первой отечественной полевой зениткой, наведение которой осуществлялось с помощью радиолокационной станции орудийной наводки. Однако для ПВО танковых и моторизованных войск буксируемая пушка не годилась. Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством все того же В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, предназначавшейся для установки на гусеничное шасси, созданное на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500, а армейское - ЗСУ-57-2. Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году, а приняли на вооружение в 1955-м. Ее серийное производство осуществлялось на Омском заводе им. Октябрьской революции с 1955 по 1960 год.

1 - 40-мм спаренная автоматическая пушка М2А1; 2 - орудийный шит; 3 - труба для отвода пороховых газов из казенной части орудия: 4 - орудийный барбет; 5 - кронштейн крепления пулемета М60; 6 - сиденье наводчика; 7 - воздушный фильтр; 8 - двигатель: 9 - трансмиссия; 10 - сиденье механика-водителя; 11 - штурвал; 12 - сиденье командира

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную (максимальная толщина брони не превышала 13 мм) гусеничную машину с вращающейся открытой сверху башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Для их установки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни была сделана съемной, что создавало удобство при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник. В башне находилось пять сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика, - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами. Спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Автоматы соединялись между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа: наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Суммарный темп стрельбы составлял 200 - 240 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 1000 м/с. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - 8800 м, горизонтальная - 12 000 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°. Скорость вертикального наведения - 20 град./с, горизонтального - 30 град./с.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

1 - дульный тормоз (правый и левый); 2 - ствол пушки С-68 (правый и левый); 3 - люлька (правая и левая); 4 - башня; 5 - тент башни; 6 - гильзосборник; 7 - выхлопной патрубок; 8 - люк механика-водителя; 9 - люк запасного выхода; 10 - антенный ввод; 11,12.13 - наружные топливные баки; 14 - заливная горловина переднего топливного бака

Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у среднего танка Т-54 и состояли из 12-цилиндрового V-образного четырехтактного дизеля жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с., гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота и двух бортовых передач. Все агрегаты ходовой части также были заимствованы у танка Т-54, но число опорных катков на борт было сокращено с пяти до четырех. Боевая масса машины составляла 28 т. Максимальная скорость движения - 50 км/ч.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из четырех ЗСУ. Там, где не хватило ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152. ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. Видимо, по причине этих недостатков Советская Армия с начала 1960-х годов начала постепенно избавляться от не слишком удачных боевых машин. В разное время их продавали или передавали в порядке военной помощи армиям дружественных стран: ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, Кубы, Египта, ДРВ, КНДР, Анголы, Сирии, Египта, Финляндии, Ирака и Ирана.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, в последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территорию Югославии.

Ну а что же за океаном? К началу 1950-х годов установку М19 признали устаревшей и, хотя она еще некоторое время продолжала состоять на вооружении армии США, полным ходом начались работы по созданию новой боевой машины. После принятия на вооружение в 1953 году ЗСУ получила обозначение М42 «Дастер». Базой для нее послужило шасси легкого танка М41. При этом носовая и средняя части корпуса были спроектированы заново. В носовой части корпуса располагалось отделение управления, увеличенного по сравнению с танком объема, в котором находились рабочие места механика-водителя и командира. Лобовой лист корпуса устанавливался под меньшим углом к вертикали, чем у танка М41. В крыше над отделением управления имелись два посадочных овальных люка, а в лобовом листе - большой прямоугольный люк для загрузки боекомплекта, с крышкой, откидывавшейся в сторону. Над средней частью корпуса установлена цилиндрическая башня кругового вращения, заимствованная у ЗСУ М19. Вооружение - две 40-мм автоматические пушки «Бо-форс» М2А1 и 7,62-мм пулемет «Браунинг» для самообороны. В передней части башни имелись корытообразный щит и перемещавшийся вместе с орудиями в вертикальной плоскости бронещиток. Для ведения огня из ЗСУ использовались автоматический зенитный прицел с коллиматором и кольцевой прицел. Наведение пушек осуществлялось с помощью электрогидравлического привода или вручную. В башне размещались сиденья еще четырех членов экипажа. Заряжались пушки вручную кассетами по четыре снаряда в каждой. Основная часть боекомплекта, включавшего 400 выстрелов, находилась в специальных ящиках по бортам машины. В бортовом контейнере хранились и запасные стволы орудий.

Темп стрельбы обеих пушек составлял 240 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 875 м/с. Вертикальная дальность стрельбы - 4650 м, горизонтальная - 9857 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°.

Заимствованный у танка М41 карбюраторный двигатель «Континенталь» AOS-895-3 мощностью 500 л.с. позволял машине массой 22,7 т развивать максимальную скорость 64 км/ч. В 1956 году ЗСУ подверглась модернизации, которая, правда, свелась в основном к установке нового двигателя AOS-895-5 с непосредственным впрыском топлива. Модернизированная машина получила обозначение М42А1. Предпринимались неоднократные попытки оснащения М42 РЛС обнаружения и наведения, но ни один из опытных образцов на вооружение не принимался.

ЗСУ «Дастер» находилась в серийном производстве до конца 1950-х годов. За это время было выпущено 3700 боевых машин, которые поступили на вооружение частей ПВО армии США и ряда стран НАТО (только в ФРГ, например, поступило 496 установок). В конце 1960-х годов М42 признали устаревшей и начали активно продавать в страны «третьего мира». В это же время три батальона армии США, вооруженные этими установками, отправили во Вьетнам. Здесь они, правда, использовались не для стрельбы по воздушным целям, а для обороны периметров военных баз и аэродромов. После вывода американских войск из Вьетнама М42 достались южновьетнамским войскам, которые использовали их в боевых действиях вплоть до 1975 года. Иорданские М42 применялись против израильской авиации во время войны 1967 года. В Ливане ЗСУ этого типа воевали во время гражданской войны в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Что же касается США, то последние М42 были изъяты из резерва Национальной гвардии в 1990 году.

Самоходной зенитной установке М42 были свойственны такие же недостатки, что и ее советскому аналогу - ЗСУ-57-2. Она имела несколько меньшую дальность стрельбы, хотя скорости вертикального и горизонтального наведения были несколько выше (по-видимому, в силу меньшей массы артсистемы). Однако эффективно бороться со скоростными реактивными самолетами она тоже не могла. Для этого нужны были, по крайней мере, на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения 50 - 100 град./с и полностью автоматизированная радиопокационная система управления огнем. Первой в мире машиной, отвечавшей этим требованиям. стала советская зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», но это тема для отдельной статьи.

М. БАРЯТИНСКИЙ

После окончания Великой Отечественной войны, критически оценивая опыт боевого применения войсковых средств ПВО, советские военные специалисты не могли не признать низкую эффективность зенитных подразделений танковых и механизированных частей и соединений. Беда нашей войсковой ПВО подвижных частей и соединений заключалась как в слабой организационной структуре зенитных подразделений (в составе танковой бригады имелась лишь зенитно-пулеметная рота, вооруженная девятью зенитно-пулеметными установками 12,7 мм ДШК), так и в несоответствии вооружения зенитно-артиллерийских дивизионов (задн) танковых и механизированных корпусов, укомплектованных буксируемыми 37 мм зенитными пушками 61-К или 25 мм 72-К, маневренному характеру боевых действий этих соединений. Действительно, зенитно-артиллерийские подразделения, вооруженные упомянутыми орудиями, зачастую просто не успевали развернуться с марша на огневых позициях для отражения воздушного нападения авиация противника на танковые и мотострелковые подразделения. В связи с завершением серийного производства 25 мм и 37 мм зенитных пушек 72-К и 61-К, исходя из анализа опыта боевых действий войсковой ПВО в минувшей войне, СМ СССР 9 апреля 1947 г. издал постановление № 935-288сс о создании новой 57 мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения (ЦНИИАВ, в последствии - ЦНИИ-58, г. Королев Московской области) под руководством известного конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина. Проектирование шасси и установки в целом поручалось отделу главного конструктора завода № 174 (г. Омск, ныне ФГУП "Омский завод транспортного машиностроения"). К ноябрю того же года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. В ЦНИИАВ, тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57 мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57 мм зенитной пушки С-60, созданной в ЦННИАВ в 1944 г. В 1948 г. был собран опытный образец С-68 (так назвали спаренное орудие), который и был представлен на испытания совместно с электроприводом ЭСП-76. Испытания прошли в целом удовлетворительно. Дальнейшая работа по созданию ЗСУ продолжилась на основании постановления СМ СССР № 2252-935сс от 22 июня 1948 г. В соответствии с ним ответственность за создание и подготовку к производству ЗСУ возлагалось на ОГК завода № 174. Общее руководство проектом осуществлял ведущий конструктор ОГК Э.Ш. Палей. Шасси установки, которой был присвоен заводской индекс "объект 500", было решено проектировать на основе узлов и механизмов нового среднего танка Т-54, что было вполне оправдано с точки зрения унификации производства образцов бронетанковой техники. В качестве артиллерийской части рекомендовалось использовать 57 мм спаренную автоматическую зенитную пушку С-68 разработанную в ЦНИИАВ. В начале 1949 г. в Научно-технический комитет бронетанковых и механизированных войск Министерства Вооруженных Сил СССР (НТК БТ и МВ ВС СССР) был представлен совместный проект ОГК завода № 174 и ЦНИИАВ и комплект технической документации новой ЗСУ. После его рассмотрения и одобрения руководством НТК БТ и МВ, ОГК приступил к отработке рабочих чертежей и сборке опытного образца, начавшаяся уже в мае 1949 г. Однако, в виду того, что конструкторы ОГК при сопряжении проектов орудия С-68 и шасси установки столкнулись с неожиданными трудностями, первый опытный образец был готов только к июню 1950 г. С конца июля по ноябрь того же года проходили заводские испытания новой установки, которые были признаны неудовлетворительными. В течении месяца в проектную и техническую документацию по итогам испытаний были внесены необходимые изменения и к концу декабря 1950 г. был изготовлен второй опытный образец машины, который и был представлен в феврале 1951 г. на государственные испытания. Испытания продолжались включительно по март того же года и по их итогам объект 500 был признан не отвечающим в полной мере тактико-техническим требованиям НТК БТ и МВ. Работа по устранению недостатков в ОГК завода № 174 была проведена в период апрель - май 1951 г. и в начале июня 1951 г. на заводе приступили к изготовлению серии опытных ЗСУ в количестве шести единиц, которые были представлены для прохождения войсковых испытаний. По итогам войсковых испытаний конструкция ЗСУ была признана в общем удовлетворительна, но с большим количеством указаний на недостатки, устранение которых затянулось до начала 1953 г. В апреле 1953 г. доработанный образец ЗСУ был представлен на контрольно-сдаточные испытания, по итогам которых представители заказчика в очередной раз выявили ряд недостатков. Наконец, в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки после испытаний стрельбой и пробегом был рекомендован к серийному производству и принятию на вооружение. Постановлением СМ СССР № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом объект 500 была принята на вооружение под названием 57 мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2. Серийное производство ЗСУ-57-2 было организованно на заводе № 174 в сентябре 1956 г. и продолжалось до начала 1960 г. Производство артиллерийской части С-68 было размещено на производственных мощностях завода №1001 (г. Красноярск, ныне ОАО "Красноярский машиностроительный завод") . Всего было изготовлено 867 ЗСУ-57-2. Установками комплектовались зенитно-артиллерийские батареи танковых полков. Машина поставлялась на экспорт в армии государств - участников организации Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.
ЗСУ-57-2 относится к классу легкобронированных гусеничных боевых машин, в состав которой входят бронированный корпус, вращающаяся открытая башня с установленной в ней артиллерийской частью, силовая установка, ходовая часть, трансмиссия, электрооборудование и средства связи. В корпусе размещены отделение управления, частично боевое отделение и силовое отделение. Корпус собирался посредством сварки из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний бронелист был съемный. В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57 мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева - заряжающего левого орудия, за ним в центре башни - наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа - заряжающий правого орудия, сзади в центре башни - рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Качающаяся часть С-68 состояла из двух 57 мм автоматов по устройству аналогичных качающейся части автоматической зенитной пушки С-60, противооткатных устройств (ПОУ) и люльки Узлы и механизмы правого автомата представляли из себя зеркальное отражение левого. Работа автоматика была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Ствол-моноблок состоял из трубы, копира и дульного тормоза. С боков казенной части были выполнены фигурные вырезы в форме профиля снаряда. Поршневые продольно скользящие затворы располагались в люльке. Открывание затвора при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка затвора в переднее положение и закрывание его осуществлялось с помощью пружин досылающего механизма, расположенных на гидравлическом буфере и в корпусе затвора. Накатник - пружинный. Тормоз отката - гидравлический, веретенного типа. Цилиндр тормоза отката при стрельбе оставался неподвижным. Прицельные приспособления - автоматические зенитные, построительного типа. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП. Необходимо отметить, что эффективность стрельбы по воздушным целям батареи ЗСУ-57-2 по результатам была на порядок ниже показателей батарей 57 мм буксируемых зенитных пушек С-60, из-за невозможности применения штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО).

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 6
2 Вооружение 57 мм автоматическая спаренная зенитная пушка С-68
3 Длина ствола клб. 76,6
4 Масса артиллерийской части кг 4500
5 Боекомплект шт. 300
6 Мощность двигателя В-54 л.с. 520
7 Масса двигателя кг 895
8 Максимальная скорость км/ч до 50
9 Боевая масса т 28,1
10 Запас хода по топливу км 420
11 Бронирование мм 8-13
12 Длина по корпусу мм 6220
13 Ширина мм 3270
14 Высота мм 2750
15 Дорожный просвет мм 425
16 Скорострельность выстр./мин. 105-120
17 Начальная скорость полета снаряда м/сек 1000
18 Дальность стрельбы при поражении наземных целей м 12 000
19 Дальность стрельбы по высоте м 8 000
20 Вес осколочного снаряда кг 2,8
21 Угол возвышения минимальный град. - 5
22 Угол возвышения максимальный град. +85
23 Угол горизонтальной наводки град. 360
24 Бронепробиваемость максимальная мм 110
25 Средства связи: радиостанция

переговорное устройство

1

1

10РТ-26Э

ТПУ-47

Идея установки зенитных орудий на самоходное шасси довольно стара. Первые зенитные орудия на самоходной платформе появились еще в годы Первой мировой войны, а уже в годы Второй мировой войны они получили широкое распространение. Особых успехов в создании ЗСУ добились немцы, создавшие множество различных зениток на подвижной платформе. Они же начали использовать шасси массового серийного танка Pz4 для установки на него различных вариантов башен с зенитными орудиями. Так в конце войны мелкими сериями на фронт попали ЗСУ«Wirbelwind» (4х20-мм орудия) и «Ostwind» (1х37-мм орудие). После войны идея установки зенитных орудий на шасси танков получила дальнейшее развитие. Далее в статье мы рассмотрим три ЗСУ, созданных на базе основных боевых танков: советскую ЗСУ-57-2, немецкую ЗСУ «Гепард» и в некотором роде экзотичную финскую ЗСУ Т-55 «Стрелок».

ЗСУ-57-2 (СССР)

В 1947 году в СССР под руководством конструктора В. Г. Грабина приступили к разработке спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, разрабатываемой на базе С-60 и предназначенной для установки на колесное или гусеничное шасси. При этом от колесного варианта установки отказались, оставив лишь гусеничный. В качестве базы был взят средний танк Т-54, машина получила название изделие 500, а в армейской классификации ЗСУ-57-2.

ЗСУ-57-2 представляла из себя легкобронированную гусеничную машину, имеющую вращающуюся башню, которая позволяла вести круговой зенитный огонь из автоматических пушек. Броневой корпус был разделен на 3 отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления размещалось слева в носовой части корпуса. В нем было расположено место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и в башне, силовое отделение располагалось в корме и отделялось от боевого специальной бронеперегородкой. Корпус сваривался из легких броневых листов толщиной в 8-13 мм. Экипаж состоял из 6 человек: механика-водителя, командира, наводчика, наводчика-установщика прицела, двух заряжающих для каждого из орудий, все они кроме водителя размещались в башне.

Немецкая ЗСУ «Wirbelwind» времен Второй мировой войны


Открытая сверху башня была сварной и размещалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки орудий в передней части корпуса были 2 амбразуры. Задняя стенка башни имела окно для выброса гильз и была выполнена съемной, что облегчало монтаж орудий. В походном положении сверху башня закрывалась складным брезентовым тентом, в котором были смонтированы 13 смотровых плексигласовых окон.

Автоматическая спаренная пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, обладающих одинаковым устройством. При этом детали правого автомата были зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики заключался в использовании энергии отдачи при коротком откате ствола орудия. Практическая их скорострельность составляла 100-120 выстрелов на ствол. Однако на практике продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40-50 выстрелов, после чего орудия необходимо было охладить.

Спаренное орудие оснащалось автоматическим, зенитным прицелом построительного типа. Данный прицел был предназначен для решения задачи по определению места встречи цели со снарядом при ведении огня. Для этого предварительно необходимо было определить и внести в прицел следующие данные: скорость цели (определялась по типу самолета), курсовой угол (определялся по видимому направлению движения цели) и наклонная дальность (определялась на глаз или при помощи дальномера).

Боекомплект зенитной установки состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, которые были размещены в специальных боеукладках в корпусе и башне. Большая часть боекомплекта (248 выстрелов) перед погрузкой в ЗСУ снаряжалась в обоймы и укладывалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Оставшиеся 52 выстрела в обоймы не снаряжались и складировались в специальном отсеке, расположенном под вращающимся полом башни. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами укладывались в корме башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм к орудиям осуществлялась заряжающими в ручном режиме.


ЗСУ-57-2 оснащалась 12 цилиндровым, V-образным, четырехтактным, дизельным двигателем жидкостного охлаждения. Дизель развивал мощность в 520 л.с. и разгонял установку по шоссе до 50 км/ч. Двигатель устанавливался перпендикулярно продольной оси ЗСУ на специальном постаменте, который был приварен к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя равнялся 38,88 литрам, а его масса составляла 895 кг.

Машина оснащалась 3 топливными баками общей емкостью в 640 литров, баки были расположены внутри корпуса. Дополнительные наружные баки емкостью по 95 литров устанавливались справа по ходу ЗСУ на надгусеничной полке, запас хода составлял 400-420 км. по шоссе. Механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел находилась в корме корпуса. Она включала в себя пятискоростную коробку передач, главный фрикцион сухого трения, два планетарных механизма поворота, две бортовых передачи, приводы компрессора и вентилятора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 осуществлялась при помощи радиостанции 10РТ-26Э, а внутренняя при помощи танкового переговорного устройства ТПУ-47. Установленная на самоходке радиостанция обеспечивала надежную связь при движении на дистанции в 7-15 км., а в режиме остановки на дистанции в 9-20 км.

ЗСУ «Гепард» (ФРГ)

В начале 60-х годов прошлого века бундесвер заинтересовался возможностью создания новой ЗСУ, которая бы была в состоянии бороться с авиацией противника в любое время суток. В ходе разработки конструкторы и военные остановили свой выбор на модифицированном шасси основного боевого танка Леопард-1 и спаренной 35-мм орудийной установке. Созданная боевая машины 5PZF-B, приглянулась также армиям Бельгии и Нидерландов. В итоге бундесвер заказал 420 ЗСУ 5PZF-B «Гепард», Нидерланды 100 5PZF-C, оборудованных собственными РЛС, а Бельгия 55 машин.

ЗСУ «Гепард»


ЗСУ «Гепард», имеющая на вооружении спаренную 35-мм зенитную установку, предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями на наклонных дистанциях от 100 до 4 000 м. и на высотах до 3 000 м., которые летят со скоростями до 350-400 м/с. Также установка может использоваться для борьбы с наземными целями на удалении в 4 500 м. ЗСУ предназначается для прикрытия механизированных частей бундесвера на марше на открытой местности со сложным рельефом. Выполнению данной задачи как нельзя лучше способствовало шасси танка «Леопард», которое было положено в основу «Гепарда». ЗСУ была принята на вооружение в 1973 году.

Корпус ЗСУ «Гепард» имел сходство с корпусом основного боевого танка «Леопард 1», но обладал облегченным бронированием. Основное различие заключалось в установке дополнительного двигателя мощностью в 71 кВт, который использовался для обеспечения энергией электрооборудования установки. Место механика-водителя располагалось впереди справа, слева от него находилась вспомогательная силовая установка, башня располагалась в центре корпуса, а МТО в корме. Машина имела подвеску торсионного типа, состоящую из 7 сдвоенных опорных катков и 2 поддерживающих, направляющие и ведущие колеса заднего расположения. Поисковый радар, смонтированный в задней части башни, в случае необходимости можно было сложить. Радар сопровождения целей расположен в передней части башни.

Артиллерийская часть «Гепарда» состоит из двух 35-мм орудий Oerlikon KDA и механизма двойного ленточного питания, который позволяет вести огонь снарядами различных типов. Пушки смонтированы в баше кругового вращения и могут наводиться в вертикальной плоскости в секторе от -5° до +85°. Привод орудий полностью электрический, но на случай выхода из строя имеются и приводы механической наводки. Общий темп стрельбы установки составляет 1100 выстрелов в минуту (по 550 на ствол).

Каждая пушка имеет специальный датчик, которые измеряет начальную скорость полета снаряда, передавая затем эти данные бортовой СУО. Боекомплект установки состоит из 680 выстрелов, из которых 40 являются бронебойными. Для того чтобы сменить тип боеприпасов, наводчику необходимо лишь несколько секунд. Стреляные гильзы в ходе стрельбы удаляются автоматически. Наводчик может самостоятельно устанавливать требуемые режимы стрельбы и вести огонь одиночными выстрелами, либо очередями по 5 или 15 выстрелов, либо непрерывной очередью. При стрельбе по воздушным целям дальность стрельбы не превышает 4 км. Дополнительно ЗСУ «Гепард» оснащается двумя блоками дымовых гранат (по 4 гранатомета в каждом), которые крепятся на бортах башни.

ЗСУ Т-55 «Стрелок»


«Гепард» оснащается двумя РЛС – станцией обнаружения целей MPDR-12 и РЛС сопровождения целей «Альбис». Дальность их действия составляет 15 км. Во второй половине 70-х годов прошлого века в Германии также была разработана новая версия РЛС целеуказания MPDR-18S, обладающая дальностью обнаружения в 18 км. Обе РЛС работают независимо друг от друга, что позволяет независимо осуществлять сопровождение выбранной для обстрела цели и поиск новых воздушных объектов. Для ведения огня в условиях сильного радиоэлектронного подавления у командира и наводчика машины имеются оптические прицелы с 1,5 и 6 кратным увеличением.

После того как цель появилась на экране, происходит ее идентификация. В том случае, если это самолет, то следить за ним начинает РЛС сопровождения целей, расположенная на башне. При необходимости данную РЛС можно развернуть на 180°, укрыв ее, таким образом, от воздействия осколков. Наведение орудий на цель происходит автоматически, в тот момент, когда цель входит в зону поражения, экипаж ЗСУ получает соответствующий сигнал и открывает огонь, такой режим позволяет экономить боеприпасы. На полную перезарядку магазинов орудий требуется о 20 до 30 минут.
ЗСУ «Гепард» оснащается навигационным оборудованием, средствами связи, средствами противохимической и противоатомной защиты, а также механизмом автоматического приведения машины из походного в боевое положение. Часть машин бала оснащена лазерными дальномерами компании Siemens.

ЗСУ Т-55 «Стрелок» (Финляндия)

ЗСУ Т-55 «Стрелок» появилась на свет в результате тесной кооперации нескольких известных европейских компаний. Данная система была полностью разработана итальянской компанией «Маркони», которая в частности поставила собственный радар для данной ЗСУ. В качестве основного вооружения были использованы швейцарские 35-мм автоматические пушки Эрликон, такие же установлены на немецком «Гепарде». Базой для ЗСУ стал танк Т-55АМ польского производства. В финской армии данная ЗСУ получила индекс ItPsv 90, где 90 это год принятия ЗСУ на вооружение. Машина считается достаточно эффективной, процент поражения ей целей оценивается в 52,44%, что является очень высоким показателям для такого рода машин.

Сама концепция боевого модуля, используемого на ЗСУ, была разработана в Великобритании в 90-х годах пошлого века. Данный модуль мог устанавливаться на шасси танка Chieftain, однако британской армии такая ЗСУ оказалась не нужна. При этом созданный модуль мог устанавливаться на обширное количество шасси различных танков: новый Challenger, экспортный Vickers Mk3, старый Centurion, американский M48, немецкий Leopard 1, советский Т-55, китайский Тип 59 и даже южноафриканский G6. Но востребованным оказался лишь вариант с установкой на шасси польской модификации Т55 – Т55АМ. Финляндия заказала для своей армии 7 таких машин.

ЗСУ Т-55 «Стрелок»


Основное предназначение ЗСУ Т-55 «Стрелок» - это борьба с низколетящими самолетами, вертолетами и БПЛА противника. Эффективная дальность стрельбы составляет 4 км. При этом РЛС компании Маркони в состоянии засекать цели на расстоянии до 12 км, осуществлять слежение за ними с дистанции в 10 км, а с 8 км. включать лазерный дальномер. Темп стрельбы орудий составляет 18 выстрелов в секунду (по 9 выстрелов на ствол). Помимо основного вооружения каждая ЗСУ оснащается 8 дымовыми гранатометами.

Помимо борьбы с воздушными целями, установка в состоянии поражать и легкобронированные наземные цели, для этого в ее боезапасе имеется 40 бронебойных снарядов. Общий боезапас ЗСУ Т-55 «Стрелок» состоит из 500 снарядов. Созданная машина получалась совсем нелегкой. Она существенно превзошла своего донора – средний танк Т-55. В отличие от Т-55АМ, который весит 36 тонн, ЗСУ –55 «Стрелок» обладает массой в 41 тонну. Увеличение массы машины заставило разработчиков форсировать двигатель до 620 л.с. (номинальная мощность двигателя Т-55АМ составляет 581 л.с.).

История создания

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60 , предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.

Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500 , а армейское - ЗСУ-57-2 .

Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 проходили в 1950-54 годах. В 1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омке с 1955 по 1960 год (по данным книги "История... ПВО сухопутных войск" серийное производство ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году.

Конструкция

ЗСУ-57-2 представляла собой легобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основые части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходоваячасть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка
башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола.

Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки-автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавлиались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость кажого - 95 л. Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя -танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Боевое применение

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или передано Венгрии, ГДР, Польше, Финляндии, Анголе, Сирии, Египту, Кубе, КНР, КНДР и Ирану. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».

Сравнение

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели среагировать на него - никто даже не повернул голову в сторону самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50-100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.

Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.

Проекции

Тактико-технические данные

Калибр, мм
Число автоматов
Индекс артчасти
Тип автомата
Вес снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м/с
Боекомплект, выстр.
Общий вес автоматов, кг