Рекомендации родителям по теме деревья и кустарники. Консультация для родителей: «Деревья весной» консультация (средняя группа) на тему

  1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения
    (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).
  2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».
  3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лесных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он
    вырос, и расскажи, что где растет.
    (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И
    т. д.)
    Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».

4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели.... У дуба ствол толстый, а у березы....

У клена листья большие, а у березы.... У березы ствол светлый, а у клена....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:

6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы - березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опорным словам.

8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.

Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает
взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение поможет родителям расширить кругозор детей, обогатить их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Деревья весной»

По весне набухли почки,

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена:

Сколько носиков зеленых!

Т. Дмитриев

Каждую весну мы можем наблюдать одно и то же чудо - чуть становится теплее и выходит солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видимым зеленым "туманом" - набухающими почками.

Еще совсем недавно ветки были серые и тусклые. Все почки были темные, такие же как и сама древесина. Это маленькие жесткие чешуйки, как одеяльцем, закрывали почки от холодов. Но вот сильнее стало светить солнышко, ствол дерева прогрелся. Вода от тающего снега и пришедших за ним дождей напоила корень. И дерево почувствовало - пора. Начался процесс сокодвижения - сок от корней стал подниматься вверх по стволу и нести питательные вещества, которые корень хранил у себя под землей всю зиму. Теперь эти питательные вещества очень нужны почкам для того, чтобы дать силы раскрыться спрятанному в них листочку. Ведь внутри каждой почки, как в яйце цыпленок, сидит маленький побег. У него есть маленькая зачаточная веточка, маленькие и сморщенные зачаточные листочки и даже цветочки (если почка не листовая, а цветочная). И как только этот побег начнет питаться от сока, он начнет расти.

Есть деревья, у которых сокодвижение происходит особенно сильно. Например, береза или клен. Если в этот период на стволе этих деревьев сделать надрез, то из него закапает древесный сок. Кажется, что дерево "плачет". И этот сок можно пить. У березы он совершенно безвкусный, и в него специально добавляют сахар. А вот у клена сок сладкий.

Когда сок побежит по веткам, почки получат нужную им энергию и начнут усиленно расти.

Первенец весеннего цветения – ольха серая. Её висящие сережки с серовато-зелеными соцветиями трудно не заметить.

Вместе с ольхой, зацветает орешник. Орешник из рода деревянистых кустарников и деревьев семейства Берёзовые. Он – брат белоствольной березы, с простыми - круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Этот кустарник знаком многим из нас: у него к осени созревают вкусные орехи. Плоды орешника привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, - белки, лесные мыши.

Удивительно красивы серёжки осины и тополя. Бордовые с лиловым отливом, опушённые серой бахромой,- настоящее украшение дерева. Ветер поможет осине и тополю не только развеять пыльцу. Когда через два месяца осина и тополь дадут потомство семян, каждое из которых одето лёгким пушком-парашютиком, ветер подхватит их и унесёт далеко-далеко заселять новые места.
А какие ласковые названия дают серёжкам ивы! Кошечки, лапки, пушки… И впрямь, пушистые, лёгкие, нежные серебристо-серые цветки ивы напоминают шёрстку котёнка. Когда смотришь сквозь них на солнце, создаётся впечатление, что они светятся,- так красиво нежное опушение. Через некоторое время из серых цветы станут жёлтыми от пыльцы. Не только ветер разносит их пыльцу. Ива - один из первых весенних медоносов. Её цветение - радость всем летающим насекомым. Шмели и пчёлы, первые бабочки и мухи, привлечённые нектаром, слетаются на медовое пиршество, а заодно собирают пыльцу и опыляют растущие рядом зелёненькие цветки ивы.
Цветёт до появления листьев и ясень. Ранней весной также разносит его пыльцу ветер. Но цветки ясеня совсем не похожи на серёжки ив, осин, орешника. Эти цветы и серёжками не называются. Красивыми розовыми букетиками сидят они по краям толстых веток.
Жёлто-зелёной дымкой пыльцы окутаны деревья в парках до появления первых листочков.

Вообще, если рассматривать вопрос, "какие деревья цветут весной" , можно смело сказать, что все зимующие в средней полосе деревья (и кустарники) цветут весной и в начале лета. Исключения можно сосчитать по пальцам. К ним относят липу, которая цветет в первой половине лета.

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают родителям вместе с детьми погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №13 «Умка»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

Консультация для родителей по лексической теме «Деревья»

Уважаемые родители!

Для того чтобы ваш ребенок был хорошо подготовлен к школе, желательно что бы он имел представление и мог ответить на вопросы, связанные с различными лексическими темами. Ну, например, лексическая тема «Деревья». Рассмотрите вместе с ребенком различные деревья и назовите их. Расскажите ребенку, что деревья бывают лиственные, хвойные, фруктовые. Объясните ему понятие «Цветущие деревья». Рассмотрите любое дерево и назовите его части, его отличительные черты, (например отличие дуба и березы, ели и сосны). Расскажите о предназначении деревьев (например, о том, что деревья дают тень и прохладу в жаркий день, а также плоды, древесину и т. д.). Расскажите о временах года и об изменениях, происходящих с деревьями в различное время года.

Вот некоторые слова – названия, слова – признаки и слова – действия, которые помогут Вам в общении с ребенком на тему «Деревья».

Названия:

Дерево, деревья, клён, тополь, осина, черёмуха, липа, дуб, берёза, ива, рябина, ель, сосна, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, жёлудь, серёжка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад.


Признаки:

Хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, берёзовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, тёмно-зелёный, жёлтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые.

Действия:

Копать, сажать, поливать, расти, цвести, созревать, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, очищать, ломать, охранять.

Поиграйте с ребенком в игру: «Назови ласково»

Тополь – тополек, дуб – дубок, береза – березонька – березка, осина – осинка, рябина – рябинка – рябинушка, ива – ивушка, елка – елочка, сосна – сосенка, шишка – шишечка, ветка – веточка, лес – лесок, лист – листок - листочек.

Поиграйте с ребенком в игру: «Один – много»

Клен – клены – кленов. Тополь – тополя – тополей. Осина – осины – осин. Дуб – дубы – дубов. Липа – липы – лип. Береза – березы – берез. Ива – ивы – ив. Рябина – рябины – рябин. Ель – ели – елей. Ёлка – ёлки – ёлок. Сосна – сосны – сосен.

Поиграйте с ребенком в игру: «Игра «Назови, какой, какая?»

Лист березы какой – березовый. Лист рябины – рябиновый. Лист дуба – дубовый. Лист клена – кленовый. Ветка сосны – сосновая. Ветка ели – еловая. Ветка осины – осиновая. Ветка липы – липовая.

Составьте с ребенком описательный рассказ о любом дереве по плану.

Как называется это дерево? Какое это дерево: хвойное, лиственное или фруктовое? Где оно растет (в лесу, в саду)? Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)? Какую пользу приносит?

Желаем удачи Вам и вашим детям!


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ВАМ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ БУДЕТ ПОЛЕЗНА НЕ ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ, ПОКА ВАШ РЕБЕНКУ 3-4 ГОДА, НО И В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЫБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ САМИ, КОТОРАЯ ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ И ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ О ДЕРЕВЬЯХ И КУСТАРНИКАХ.

ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.


ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?


ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?


ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.


ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).


ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ


ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)