Подлодка проект 675 картины художников

Назначение ПЛАРК пр.675: Атомная подводная лодка 1-го поколения проекта 675 с ракетным комплексом П-6 предназначалась для нанесения ударов крылатыми ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника на океанских и морских коммуникациях. ПЛАКР пр.675 могла нести крылатые ракеты П-5М для нанесения ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам противника.

Торпедное вооружение ПЛАРК пр.675:
4 носовых 533-мм торпедных аппарата с глубиной стрельбы - ?? метров. 4 торпеды (53-65М или 53-65К)
2 кормовых 400-мм торпедных аппарата с глубиной стрельбы - ?? метров. 6 торпед (СЭТ-40 или МГТ-1)
Прибор управления торпедной стрельбой - «Ладога»

Ракетное вооружение ПЛАРК пр.675: Ракетный комплекс П-6 с 8-ю противокрабельными крылатыми ракетами П-6 или П-5Д. Старт надводный, из поднятых ракетных контейнеров

Внешний вид ПЛАРК пр.675:

Строительство ПЛАРК пр.675:
Тактический Завод Заложена Сдана Соединение
1 К-166, К-71 СМП
(Северодвинск)
зав. №-530
30.05.61 31.10.63
2 К-104 СМП
(Северодвинск)
зав. №-531
11.01.62 16.12.63
3 К-170, К-86, КС-86 СМП
(Северодвинск)
зав. №-532
16.05.62 26.12.63
4 К-172, К-192 СМП
(Северодвинск)
зав. №-533
08.08.62 30.07.64
5 К-47, Б-47 СМП
(Северодвинск)
зав. №-534
07.08.62 31.08.64
6 К-1, Б-1

СМП
(Северодвинск)
зав. №-535
11.01.63 30.09.64
7 К-28, К-428 СМП
(Северодвинск)
зав. №-536
26.04.63 16.12.64
8 К-74 СМП
(Северодвинск)
зав. №-537
23.07.63 30.07.64
9 К-22 "Красногвардеец" СМП
(Северодвинск)
зав. №-538
14.10.63 07.08.65
10 К-35, Б-35 СМП
(Северодвинск)
зав. №-539
06.01.64 30.06.65
11 К-90, К-111 СМП
(Северодвинск)
зав. №-540
29.02.64 25.09.65
12 К-116 СМП
(Северодвинск)
зав. №-541
08.06.64 29.10.65
13 К-125, Б-125

СМП
(Северодвинск)
зав. №-542
01.09.64 18.12.65
14 К-128, К-62 СМП
(Северодвинск)
зав. №-543
29.10.64 25.08.66
15 К-131, Б-131 СМП
(Северодвинск)
зав. №-544
31.12.64 30.09.66
16 К-135, Б-235 СМП
(Северодвинск)
зав. №-545
27.02.65 25.11.66
17 К-175, Б-175

"им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-171
17.03.62 30.12.63
18 К-184 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-172
02.02.63 31.03.64
19 К-189, К-144, Б-144 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-173
06.04.63 24.07.65
20 К-57, К-557, Б-557 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-174
19.10.63 31.10.65
21 К-31, К-431 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-175
11.01.64 30.09.65
22 К-48 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-176
11.04.64 31.12.65
23 К-56, Б-56 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-177
30.05.64 26.08.66
24 К-10 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-178
24.10.64 15.10.66
25 К-94, К-204, Б-204 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-179
20.03.65 27.12.66
26 К-108 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-180
24.07.65 31.03.67
27 К-7, К-127 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-181
06.11.65 30.09.67
28 К-23 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-182
23.02.66 30.12.67
29 К-34, К-134, Б-134 "им.Лен.Комс."
(Комс.-на-Амуре)
зав. №-183
18.06.66 30.12.68

Проектирование ПЛАРК пр.675:
17.08.56 - СМ СССР принял Постановление о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 675 с ракетным комплексом П-6. Проектирование поручалось ЦКБ-18, Главный конструктор Пустынцев П.П. Главный наблюдающий от ВМФ М.С. Фаддеев, в последующем - В.Н. Иванов.

10.58 - технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение.

06.60 - работа над техническим проектом 675 была закончена.

Устройство ПЛАРК пр.675:

Двухкорпусная, двухвальная с 4-х лопастными винтами, десятиотсечная.
Корпус сварной, из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности прочного корпуса имели форму усеченных конусов. Легкий корпус из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием.
1 отсек - торпедный.
2 отсек - аккумуляторный-жилой.
3 отсек - управления ракетами.
4 отсек - центральный пост.
5 отсек - дизель-генераторный.
6 отсек - реакторный.
7 отсек - турбинный.
8 отсек - турбогенераторный.
9 отсек - жилой.
10 отсек - торпедный.

Тактико-технические данные ПЛАРК пр.675:
- Кораблестроительные элементы
Lmax = 115,4 метров; Вmax = 9,3 метров; Тmax = 7,9 метра;
Wнп = 4 450 тонн; Wпп = 5 760 тонн; ЗП = 27%
Нраб. = ?? метров; Нпред. = 300 метров;
Начальная метацентрическая высота: в НП - ?? метра, в ПП - ?? метра.
- Оперативно-тактические элементы
Vнп = 14 узлов; Vпп = 23 узла;
Днп = ?? миль; Дпп = ?? миль;
- Обитаемость и запасы
Экипаж - 104 человека; Автономность - 90 суток;
Запасы регенерации на - ?? часов.
Пресная вода - ?? тонн;
Питательная вода - ?? тонн;

Чертёж ПЛАРК пр.675:

1 - антенны различных ГАС; 2 - носовой горизонтальный руль; 3 - 533-мм ТА; 4 - баллоны системы ВВД; 5 - носовой входной люк; 6 - якорные шпили; 7 - аварийные буи; 8-контейнер ПКРК П-6; 9 - привод гидравлического подъемника контейнера ПКРК П-6; 10-основной АП системы «Аргумент» и его привод; 11 - прочная рубка; 12 - ходовой мостик; 13 - перископ ПЗНГ-10; 14-перископ ПР-14; 15 - ПМУ АП PЛK «Альбатрос»; 16 - ПМУ АП радиопеленгатора; 17- ПМУ ВАН-С; 18-репитер гирокомпаса; 19-ПМУАП СОРС «Накат-М»; 20-ПМУ «Ива» (в заваленном положении); 21 - компенсаторы объема; 22-главный циркуляционный насос; 23 - главная паровая турбина; 24 - зубчатая передача; 25 - навесной турбогенератор; 26 - ГЭД; 27 - кормовой входной люк; 28 - запасная 400-мм торпеда; 29 - привода кормовых рулей; 30 - 400-мм ТА; 31 - ЦГБ; 32 - десятый (кормовой торпедный) отсек; 33 - кормовая дифферентная цистерна; 34 - девятый отсек; 35 - главный упорный подшипник; 36 - восьмой (электроэнергетический) отсек; 37 - седьмой (турбинный) отсек; 38 - конденсатор; 39 - парогенераторы; 40-шестой (реакторный) отсек; 41 - реакторы; 42 - пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 43 - цистерна дизельного топлива; 44 - дизель-генератор; 45 - шахта подачи воздуха к дизель-генераторам; 46 - центральный пост; 47 - четвертый (центрального поста) отсек; 48 - группы АБ; 49 - третий (кормовой аккумуляторный и жилой отсек); 50 - каюты офицеров и мичманов; 51 - второй (носовой аккумуляторный и жилой отсек); 52 - первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 53 - носовая дифферентная цистерна; 54 - цистерна кольцевого зазора.Навигационное вооружение ПЛАРК пр.675:
Навигационный комплекс «Сила-Н-675»
Астронавигационная система «Лира-11»
Эхолот НЭЛ-5
Радиопеленгатор АРП-53 или АВП-53Р
Перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗНГ-10
Перископ ПР-14

Ракетный комплекс П-6
8 противокрабельных крылатых ракет П-6 или рылатых ракет П-5Д
Старт надводный, из поднятых на 15º ракетных контейнеров
Система управления ракетной стрельбой и наведения на цель «Аргумент»
Система подготовки старта «Север Д-675»
Морская радиолокационная система целеуказания МРСЦ-1 «Успех».

Радиолокационное вооружение ПЛАРК пр.675:

Радиолокационная станция «Альбатрос» (РЛК-101)
КСС «Молния»
Станция опознавания «Хром-М»
СОРС «Накат-М»

Гидроакустическое вооружение ПЛАРК пр.675:
ГЛС-ШПС «Арктика-М»
ШПС кругового обзора МГ-10
ГЛС миноискания «Плутоний»
ГАС ЗПС «Свияга»
ГАС ОГС «Свет-М»
ГИСЗ «Береста-М» (МГ-23)
Средства связи:

Энергетическая установка:
Главная энергетическая установка
Два водо-водяных реактора типа ВМ-А с тепловой мощностью по 70 мВт каждый;
Два парогенератора ПГ-13
Два турбозубчатых агрегата ГТЗА-601.
Два турбогенератора ГМП-21 - 1 400 кВт;
Вспомогательная энергетическая установа:
Два дизель-генератора ДГ-400 (М-820/ПГ-117.)
3 группы аккумуляторной батареи по 112 элементов 28-СМ
Два электродвигателя ПГ-116 по 450 л.с.
Основная силовая сеть - 380А 50гц.


Этим подлодкам повезло с обилием прозвищ. За шумность специалисты НАТО называли их «Эхо II » (Echo II), а советские - «ревущая корова». Конструкция субмарины была необычной. Ракеты устанавливались горизонтально, а перед пуском пусковые контейнеры поднимались. За эту способность подводную лодку прозвали «раскладушкой ».

Атомные подводные лодки 675 проекта относились к первому поколению, но несмотря на это они выполняли свои задания до XX века.

В 50-е годы «холодная война» рассматривалась как прелюдия практически неизбежной настоящей войны. Старая колониальная система разваливалась. Страны Азии, Африки, Латинской Америки одна за другой выходившие из-под опек колониальных держав искали помощи и покровительства у Советского Союза. Смириться с мировой гигимонией СССР, США с союзниками просто так не могли, тем более что в тот период отставание «советов» в сфере ядерных арсеналов было очень заметно. Главным оружием США в борьбе за мировое господство в послевоенный период окончательно становятся . Само появление лишь одного такого гиганта в любой точке земного шара влияло на расстановку сил в регионе. всегда надежно охраняется группой состоящей примерно из десятка кораблей охранения, куда входят крейсера, фрегаты, эсминцы и атомные подводные лодки. Основной показатель защищенности авианосной ударной группы - глубина противоздушной и противоракетной обороны. В 50-е годы США предпринимают усиленные меры по улучшению защиты своих авианосцев. Благодаря новинкам глубина возросла до 300 км. Было очевидно - страна конкурент неспособная нанести урон главной ударной силе противника, обречена на поражение. СССР предстояло разработать эффективное средство для борьбы с авианосцами.

В спешном порядке в СССР под личным присмотром Н. С. Хрущева сделавшего ставку на ракеты началось создание противокорабельных ракетных комплексов. В Конструкторском Бюро под руководством В.Н. Челомея была создана крылатая ракета П-6 с максимальной дальностью 300 км. Эта ракета способна поражать цели ядерной или фугасно-осколочной боеголовкой большой мощности. 17 августа 1956 года вышло постановление Совета министров СССР о начале разработки атомной подводной лодки 675 проекта оснащенных противокорабельными ракетами П-6 и стратегическими крылатыми ракетами П-5М способными поражать береговые цели. Проектирование атомохода началось в КБ «Рубин » под руководством главного конструктора П. П. Пустынцева. Времени на строительство и полную разработку оригинального корабля как всегда не было, поэтому за основу была взята дизельная подводная лодка 651 проекта вооруженную четырьмя ракетами. Энергетическая установка подводной лодки состояла из двух реакторов. Также как и паро-производящая турбинная установка относилась к первому поколению, но к моменту постройки 675 проекта их эксплуатация уже была отработана на АПЛ проекта 627. Реакторы по 25 лет служили без замечаний, кроме происшествия на советской подводной лодке « ».

Строительство ракетоносцев развернулось в Северодвинске и Комсомольск-на-Амуре. Уже в октябре 1963 года первая подлодка К-166 вошла в состав ВМФ СССР. Всего было построено 29 АПЛ 675 серии , которые несли службу в составе Северного флота и Тихоокеанского флота. Субмарины дежурили в Индийском океане и Средиземном море, принимали участие в научно-исследовательских экспедициях.

атомные подлодки 675 проекта фото

атомная подлодка «Echo II» по натовской классификации

пуск крылатой ракеты с подлодки 675 проекта

модификации 675 проекта: 675МК, 675МУ, 675МКВ

подлодки проекта 675 уже давно сняты с вооружения

По замыслу инженеров пуск восьми ракет производился в надводном положении из контейнеров, которые поднимались на угол 14 градусов. Для производства первого пуска с момента всплытия требовалось всего 3 минуты вплоть до того как головка самонаведения ракеты захватывала цель. Крылатую ракету вел оператор с подлодки . Крупногабаритная решетка антенны управления размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Для размещения антенны конструкторы придумали необычное решение, чтобы привести антенну в боевое положение передняя часть рубки разворачивалась на 180 градусов. В случае опасности подводная лодка могла погрузиться с тремя открытыми контейнерами, но все равно после ракетного залпа вероятность уничтожения подлодки противником была близка к 100 процентам.

Считалось что эти подводные корабли одноразового использования. Изначально субмарины 675 проекта создавались как часть единого комплекса. Было ясно, что без новейших систем поиска и наведения на цель действия подлодок не могли быть эффективными. Конструкторы разработали уникальную разведывательную ударную систему, включавшую в себя средства разведки, вооружения и их носители морские и воздушные. Впервые в мире получили «всевидящее око». Теперь могла обозревать практически весь мировой океан и прибрежные территории.

Начальное наведение на цель осуществляла авиация самолетами целеуказаний Ту-16 и Ту-95. Благодаря большой дальности полета Ту -95, подлодка «видела» на расстоянии 7500 км. Комплекс давал возможность уничтожать надводные и береговые объекты одновременно двенадцатью крылатыми ракетами с различных носителей, преодолевая противовоздушную оборону ударных авианосных соединений США. Кроме того на подлодках 675 проекта впервые в мировой практике была реализована возможность избирательного поражения боевых кораблей противника, которые находились в составе соединений, с помощью залповой ракетной стрельбы. Позже с оснащением атомных субмарин аппаратурой космической связи для получения целеуказаний со спутника, они всплывали на перископную глубину, получали цель и готовились к стрельбе. В самый последний момент ПЛАРК всплывала в надводное положение, и в течение 15 минут выполняла пуск ракеты. Для пуска ракеты на два залпа требовалось около 30 минут. Залп был ограничен четырьмя ракетами из-за невозможности полного отвода пороховых газов. В последующих модификациях подлодок 675 проекта недостаток был устранен. Ракета шла на высоте 7 км со скоростью в два раза превышающая скорость звука и была по меркам тех лет уже не велика, ее мог сбить даже истребитель.

На этих подлодках были и другие недостатки - надводный старт, несовершенные ракеты, высокая шумность, но несмотря на них субмарины проекта 675 давали определенное преимущество Советскому флоту в борьбе с крупными военными кораблями противника. Главной целью их были .

АПЛ 675 проекта были достаточно шумными на больших скоростях, но несмотря на это подводные корабли хорошо проявили себя в реальных боевых условиях. В 1967 году одна из подлодок К-135 в течение 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за американской подводной лодкой «Patrick Genre » и это только один из примеров.

Подлодки проекта 675 стали, пожалуй, самым модернизирующимся среди . Менялось оборудование, ракетные комплексы. На смену ракетам П-6 пришел более совершенный комплекс П-500 «Базальт ». На атомных подводных лодках проекта 675 МКВ предусматривалось применения крылатых ракет класса «Вулкан ». Модернизация, с одной стороны давала большую возможность поражения противника и большую вероятность выживания для экипажа - с другой.

Не секрет что в области автоматики, электроники и телеметрии СССР серьезно отставал от стран запада. Именно на АПЛ проекта 675 от автоматики зависело немного. Советские подводники говорили, что это делало их подлодки значительно надежнее и многократно повышало живучесть подводного корабля. Поломки случались, ведь ломается даже самая надежная техника, но простота конструкции позволяла экипажу устранять большинство из них прямо в походе, а феноменальная живучесть подлодок нередко спасала жизни подводников .

От своих предшественниц АПЛ 675 проекта получили достаточно хорошую надводную плавучесть, и в надводном положении экипаж чувствовал себя уверенно. Но условия проживания личного состава на этих подлодках , как и на дизельных субмаринах, оставались достаточно тяжелыми. Мест для одновременно отдыха большей части подводников предусмотрено не было. Спать могли только 2/3 моряков, остальные находились на боевом дежурстве. Такие условия были ненормальными, поэтому в последующих модификациях, чтобы увеличить количество спальных мест пошли даже на сокращение вооружения. В годы «холодной войны» экипажи ПЛАРК 675 проекта почти не бывали дома. Наплаванность доходила до 180 суток в год. От советских подводников много требовали, ведь именно они находились на «острие атаки», проще говоря - были той силой, которая сдерживала угрозу третьей мировой войны.

Массивные шумные подлодки ухитрялись незаметно проходить в Средиземное море через узкое горло Гибралтарского пролива. Причем совершали подобные проходы регулярно. Благодаря «господству» советских подводников в Средиземном море, оно по умолчанию принадлежало несколько десятков лет СССР.

Задачи подлодок проекта 675 были сложнейшими. Прежде всего - это ведение целей. Подлодка должна была всегда находиться недалеко от своего надводного подопечного. Мастерство, мужество и дерзость пытались проявить и советские и американские моряки. Советские подводники не раз давали повод для беспокойства и даже самого откровенного страха. В 1966 году Израиль мог бы быть стерт с лица земли. Но подлодка К-172 в одиночку преодолела заслон, состоящий из трех ударных авианосцев, нескольких десятков боевых кораблей и торпедных была в готовности произвести залп ракет П-6 с ядерными боеголовками мощностью почти в мегатонну.

Огромный резонанс в мире вызвал исторический переход двух АПЛ 675 проекта с баз Северного флота на Камчатку. Подлодки шли, огибая Евразию с юга, на дистанции 60 миль друг от друга, регулярно сближаясь для связи по УКВ или каналу звукоподводной связи. Почти через полгода дальнего автономного плавания благополучно достигли берегов Камчатки и вошли в бухту Авачья губа. Экипажи были награждены орденами и медалями, пятеро участников были удостоены звания «Герой Советского Союза », а подлодка впервые получила звание «гвардейская » в мирное время. Но следует подчеркнуть, что практически все походы ПЛАРК 675 проекта были не менее дальними и не менее опасными.

Боевые службы, маневры, переходы - много соленой и пресной воды утекло с тех пор. Подлодки

В США, после того, как в ноябре 1960 г. был принят на вооружение комплекс БР «Polaris A1», интерес к КР как к стратегическому оружию угас. Как средство борьбы с надводными кораблями они также мало интересовали американцев, имевших мощную палубную авиацию. В нашей стране дело обстояло иначе. По целому ряду причин ей начали искать альтернативу, одной из которых и стали КР. Такой подход во многом определялся взглядами Н.С. Хрущева на вопросы развития ВМФ. Он полагал, что самолет морально устарел, и что ракетное оружие будет гораздо более эффективным средством ведения войны на море.

Если БР, оснащенные СБЧ, могли с успехом использоваться для нанесения ударов по береговым объектам, то для борьбы с движущимися морскими целями они мало годились. Прежде всего, из-за сложности обеспечения целеуказания и наведения боевой части на конечном участке траектории полета, в том числе, и при использовании МКРЦ «Легенда». Вместе с тем, сама по себе идея оказалась настолько привлекательной, что в нашей стране с середины 60-х по конец 70-х годов прошлого столетия ее пытались реализовать в комплексе Д-5 с ракетой Р-27К. Хотя результаты его испытаний сочли успешными, заказчик данной системой вооружения не заинтересовался.

В нашей стране, создавая лодочный ПКРК первого поколения, проблему целеуказания решили за счет использования морской разведывательной авиации (впоследствии, за счет уже упоминавшейся МКРЦ «Легенда»), а проблему наведения – за счет использования телеуправления и радиолокационной головки самонаведения.

В процессе развития отечественных противокорабельных ракетных комплексов оперативного назначения целеуказание так и не удалось обеспечить радиотехническими средствами носителя.

В западных ПКРК, находившихся на вооружении подводных лодок, данную проблему решили, главным образом, за счет сравнительно небольшой дальности полета ракет и совершенства самих радиотехнических средств. Возможные ошибки в распределении целей вполне компенсировались массированным применением ракет. Необходимо отметить, что зарубежные ПКРК, как правило, были универсальны по носителям. Данное обстоятельство позволяло использовать палубную или базовую авиацию не только для нанесения ударов по корабельным группировкам противника, но и для ведения разведки в интересах других носителей – надводных кораблей и подводных лодок. Несмотря на очевидный прогресс в развитии технологий, проблема избирательного наведения ПКР на цели во время нанесения удара по крупной корабельной группировке и в настоящее время остается трудно разрешимой задачей, особенно в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

В 50-х годах прошлого столетия о непреодолимых препятствиях старались не думать, и руководство Советского Союза видело в ПКР реальную возможность достижения паритета с ВМС США. Считалось, что именно они станут наиболее эффективным средством борьбы с авианосными соединениями вероятного противника, составлявшими основу ударной мощи его флота. В первом квартале 1956 г. (т.е. за три года до принятия на вооружение П-5) в ОКБ-52 в инициативном порядке начались работы над самонаводящимся самолетом-снарядом, получившем литерное обозначение П-6. Предполагалось, что он будет являться модификацией П-5, оснащенной радиолокационной головкой самонаведения и новой БСУ. Инициативу ОКБ-52 сначала поддержал руководитель ЦКБ-18 П.П. Пустынцев, а затем и Главком ВМФ.

Как следствие, 17 августа 1956 г. вышло постановление Правительства, предусматривавшее создание двух противокорабельных ракетных комплексов с самолетами-снарядами П-35 и П-6. Первый должен был стоять на вооружении надводных кораблей и частей береговой обороны, а второй – на вооружении лодок-носителей комплекса П-5. Собственно последнее требование и предопределило конструктивные особенности каждой из этих ракет.

Изначально предполагалось получить П-6 простым внедрением на П-5 радиолокационной головки самонаведения. С целью испытаний был построен самолет-снаряд П-5РГ. Помимо головки самонаведения он имел новую БСУ. В частности, автопилот прототипа получил доплеровский измеритель пути и сноса. Кроме того, вместо барометрического был использован радиовысотомер, дозволявший более точно поддерживать заданную высоту полета самолета-снаряда.

Однако уже после первых испытаний стало очевидным, что обеспечить П-6 эффективное боевое использование, ограничившись лишь этими нововведениями, практически невозможно. С одной стороны, радиотехнические корабельные средства не позволяли обнаруживать цели на дистанции, равной дальности ее полета. С другой стороны, даже значительным образом модернизированная БСУ этого самолета-снаряда не обеспечивала требуемой точности стрельбы, и в момент выхода на заданную дальность цель могла не попасть в сектор обзора головки самонаведения.

Таким образом, проблема обеспечения целеуказания стала одной из основных в процессе разработки первого лодочного ПКРК. Для ее разрешения, П.П. Пустынцев и В.Н. Челомей сначала предложили разместить на каждом из носителей этого комплекса один или два малогабаритных беспилотных самолета-разведчика. По габаритам эти аппараты должны были быть меньше, чем ПКР П-6 и по два размещаться в штатном контейнере. Предполагалось, что они будут обнаруживать корабельные группировки противника и передавать информацию о них на носитель.

В процессе проведения проектных работ от использования беспилотных самолетов-разведчиков было решено отказаться. Задачу обеспечения целеуказания возложили на специальные самолеты берегового базирования с большим радиусом действия (Ту-95РЦ или Ту-16РЦ), а задачу наблюдения за целью, уточнения координат, передачи данных на носитель и ракеты залпа – на одну из ракет этого залпа.

Данное решение привело к необходимости размещения на корабле двух дополнительных (по сравнению с АПЛ пр. 659) антенных устройств с соответствующей аппаратурой. Первое из них называлось «Аргумент» и размещалось в носовой части ограждения рубки. Оно предназначалось для двухсторонней связи с ракетами залпа, корректировки траектории их полета и распределения между ними целей. Второе устройство – «Успех» – служило для приема целеуказания от самолетов базовой авициии, патрулировавших в районе действия АПЛ. Его антенный пост располагался на одном из ПМУ корабля.

В июне 1958 г. ЦКБ-18 выступило с предложением о разработке пр. 675 на основе дополнений к ТТЗ на пр. 659, которые вытекали из необходимости установки ПКРК П-6. Данное предложение было поддержано совместным решением ВМФ и Госкомитета Совмина по судостроению. Технический проект 675 ЦКБ-18 представило на утверждение в октябре 1958 г. Он был разработан под руководством П.П. Пустынцева и под наблюдением М.С. Фадеева, а затем В.Н. Иванова.

В отличие от базового проекта АПЛ пр. 675 вооружалась ПКРК П-6 (в случае необходимости стратегическими КР П-5Д) и имела восемь (а не шесть) ТПК, а также более длинный (на четыре метра) ПК за счет внедрения дополнительного отсека, в котором размещались системы «Аргумент» и «Успех». Кроме того, корабль должен был получить ГАК «Керчь» (вместо ГАС «Арктика-М»). Изначально предполагалось, что в двух носовых контейнерах будут храниться исключительно ПКР П-6, а в шести других – либо ракеты П-5Д, либо П-6. Во всем остальном АПЛ пр. 675 повторяла прототип и также была в высокой степени унифицирована с АПЛ пр. 658и пр. 627А. Так как к моменту принятия на вооружение ГАК «Керчь» (1967 г.) большая часть кораблей пр. 675 была уже построена, их было решено оснастить теми же гидроакустическими средствами, что и АПЛ пр. 659. «Штатное» гидроакустическое вооружение они получали в процессе средних ремонтов или модернизаций.


Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

– нормальное.4450

– подводное 5760

Главные размерения, м:

– длина наибольшая 115,4

– ширина корпуса наибольшая 9,3

– осадка средняя 7,9

Запас плавучести, % 27

Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный

Глубина погружения, м 300

Автономность, сут 90

Экипаж, чел 104

Энергетическая установка:

– тип атомная

– количество х тип (марка)ЯР 2 хВВР (ВМ-А)

– суммарная тепловая мощность ЯР, мВт 140

– количество х мощность (марка) ГТЗА, л.с. 2 х (ГТЗА-601) 17 500

– тип ТГ. навесные

– количество х мощность (марка) ТГ, кВт 2 х (ГПМ-21) 1400

– количество х тип движителей 2 хВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

– количество х мощность (марка) ДГ, кВт. 2 х 460 (М-820)

– тип АБ. свинцово-кислотная (38-СМ)

– количество групп АБ х элементов в группе 3 х 112

– количество х мощность ГЭД на линии вала, кВт. 2 х 450

Дальность плавания под ГЭД (со скоростью хода, уз), мили. 500 (5-6)

Скорость хода, уз:

– наибольшая надводная 14

– наибольшая подводная 23

Вооружение:

Ракетное:

– наименование комплекса П-5Д или П-6

– боезапас (тип) ПКР 8 (П-5Д или П-6)

– вид старта надводный, из поднятых РК

– система управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент»

– система подготовки и старта «Север Д-675»

– система ЦУ по данным от самолетов. «Успех»

Торпедное:

– количество х калибр ТА, мм 4 (Н) х 533

– боезапас (тип) торпед 4 (53-65М или 53-65К)

– количество х калибр ТА, мм 2 (К) х 400

– боезапас (тип) торпед 6 (СЭТ-40 или МГТ-1)

– ПУТС «Ладога»

Радиоэлектронное:

– НК «Сила-Н-675»

– астронавигационная система «Лира-11»

– ГЛС-ШПС «Арктика-М»

– ШПС кругового обзора МГ-10

– ГЛС миноискания «Плутоний»

– ГАС ЗПС «Свияга»

– ГАС ОГС «Свет-М»

– РЛС «Альбатрос» (РЛК-101)

– КСС «Молния»

– станция опознавания «Хром-М»

– СОРС «Накат-М»

– эхолот НЭЛ-5

– радиопеленгатор АРП-53 или АВП-53Р

– перископ зенитный, с навигационным устройством ПЗНГ-10

– перископ ПР-14

26* Поступала на вооружение кораблей с ноября 1964 г. АПЛ пр. 675, вступившие в строй ранее этого срока получали эту систему в процессе проведения средних ремонтов.

27* Устанавливался на всех кораблях серии в процессе проведения среднего ремонта или модернизации вместо ГАС «Арктика-М, «Плутоний», «Свияга» и «Свет-М».

28* Устанавливался на всех кораблях серии после среднего ремонта и модернизации.


АПЛ пр. 675 была разработана ЦКБ-18 под руководством П.П. Пустынцева на базе пр. 659. Она предназначалась для нанесения ударов ПКР П-6 по движущимся надводным кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также КР П-5Д по береговым объектам, расположенным в глубине территории противника.

Корабль имел двухкорпусную архитектуру, с развитыми надстройкой, ограждением выдвижных устройств и боевой рубки. Прочный корпус был изготовлен из высокоуглеродистой стали АК-25 (толщиной 22-35 мм). На большей части длины он был выполнен в форме цилиндра, а в оконечностях – в виде усеченных конусов. Он делился плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 , на 10 отсеков. Легкий корпус был изготовлен из маломагнитной стали и облицован противогидролокационным покрытием.


Внешний вид АПЛ пр. 675


ЦГБ размещались в 16 цистернах. Четыре из них являлись аварийно-балластными и служили для восстановления плавучести лодки при трех затопленных контейнерах. Вентиляция всех ЦГБ раздельная. Управление кингстонами и клапанами вентиляции дистанционное при помощи гидравлических приводов. На АПЛ пр. 675 были установлены (в отсеках-убежищах) три колонки аварийного продувания ЦГБ (на прототипе она была одна – в центральном посту). Быстродействующие клапаны этих колонок были оснащены перепускным устройством, регулирующим скорость нарастания давления в трубопроводе аварийного продувания. Замещение массы выпущенных ракет производилось приемом забортной воды в специальные прочные цистерны. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты.

Схема размещения прочных транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) была, в принципе такой же, как и у прототипа. Однако они бьши сведены не в три, а в четыре парных блока (один блок в нос, один побортно и два – в корму от ограждения рубки). Каждый из блоков поднимался гидравлическими подъемниками, размещенными во втором, четвертом, шестом и восьмом отсеках. Причем каждый из контейнеров второго блока имел свои подъемник и направляющие, проходившие по ограждению рубки. ТПК оснащались: системой пожаротушения; системой внутреннего орошения; системой газоанализа воздуха контейнеров; системой вентиляции, осушения, газоочистки и поддержания давления воздуха; системой обогрева; системой наружного орошения; приборами измерения температуры и давления, а также приборами определения уровня и наличия воды. На носовой крышке ТПК располагались специальные антенна и аппаратура, позволявшие проверять работоспособность радиолокационного визира ракеты. Наружные поверхности ТПК сверху прикрывались обтекателями, образующими одно целое с обводами надстройки.

ПКРК П-6 (или П-5Д) обеспечивал возможность как одиночных пусков КР из любого контейнера, так и проведение двух четырехракетных залпов с интервалом 12 минут. При этом исключалась возможность стрельбы различными типами ракет за одно всплытие лодки. Первый залп производился из контейнеров 4-3-7-8, а второй – из контейнеров 1-6-2-5. Оба залпа осуществлялись по схеме «крест на крест через блок». Интервал между ними определялся временем предстартовой подготовки ракет второго залпа. Для старта контейнеры поднимались на угол 15°. Подъем и стопоре- ние контейнеров, открытие, закрытие и стопорение их крышек производились гидравлическими приводами. Схема старта предусматривала аварийный сброс неисправных ракет за борт с помощью их стартовых двигателей. ПЛ могла погрузиться на любом этапе предстартовой подготовки ракет после закрытия крышек всех контейнеров или с открытыми крышками трех контейнеров.

Система управления ПКРК П-6 решала задачи управления полетом ракеты и наведения ее с помощью радиолокационного визира на цели, находящиеся как в пределах геометрической видимости носителя, так и за пределами ее. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции с крылатой ракеты на ПЛ радиолокационного изображения и передачи команды с лодки на ракету о выборе цели.

Определение пеленга и дальности до цели производилось корабельной аппаратурой «Аргумент» по данным, получаемым от средств разведки и от навигационных средств ПЛ. Основная антенна системы «Аргумент» представляла собой пароболическую конструкцию, площадью около 10 м2 , с выступающими примерно на 1,5-2 м излучателями передающего тракта системы. Эта антенна размещалась в ограждении боевой рубки на поворотной мачте. В нерабочем положении антенна несколькими последовательными операциями автоматически заводилась в ограждение, а обтекатель являлся лобовой частью ограждения рубки.

29* Пневматическое управление запорным клапаном колонки аварийного продувания настолько ускоряет открытие клапана, что при перепуске воздуха в незаполненный трубопровод воздух мгновенно нагревается. В случае, если на внутренних стенках труб имеются отложения масла, может произойти взрыв масляных паров. Такие случаи имели место на АПЛ пр. 659.



Продольный разрез АПЛ пр. 675:

7 – антенны различных ГАС; 2 – носовой горизонтальный руль; 3 – 533-мм ТА; 4 – баллоны системы ВВД; 5 – носовой входной люк; 6 – якорные шпили; 7 – аварийные буи; 8-контейнер ПКРК П-6; 9 – привод гидравлического подъемника контейнера ПКРК П-6; 10-основной АП системы «Аргумент» и его привод; 11 – прочная рубка; 12 – ходовой мостик; 13 – перископ ПЗНГ-10; 14-перископ ПР-14; 15 – ПМУ АП PЛK «Альбатрос»; 16 – ПМУ АП радиопеленгатора; 17- ПМУ ВАН-С; 18-репитер гирокомпаса; 19-ПМУАП СОРС «Накат-М»; 20-ПМУ «Ива» (в заваленном положении); 21 – компенсаторы объема; 22-главный циркуляционный насос; 23 – главная паровая турбина; 24 – зубчатая передача; 25 – навесной турбогенератор; 26 – ГЭД; 27 – кормовой входной люк; 28 – запасная 400-мм торпеда; 29 – привода кормовых рулей; 30 – 400-мм ТА; 31 – ЦГБ; 32 – десятый (кормовой торпедный) отсек; 33 – кормовая дифферентная цистерна; 34 – девятый отсек; 35 – главный упорный подшипник; 36 – восьмой (электроэнергетический) отсек; 37 – седьмой (турбинный) отсек; 38 – конденсатор; 39 – парогенераторы; 40-шестой (реакторный) отсек; 41 – реакторы; 42 – пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 43 – цистерна дизельного топлива; 44 – дизель-генератор; 45 – шахта подачи воздуха к дизель-генераторам; 46 – центральный пост; 47 – четвертый (центрального поста) отсек; 48 – группы АБ; 49 – третий (кормовой аккумуляторный и жилой отсек); 50 – каюты офицеров и мичманов; 51 – второй (носовой аккумуляторный и жилой отсек); 52 – первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 53 – носовая дифферентная цистерна; 54 – цистерна кольцевого зазора.


В 1963-1968 гг. на ССЗ-402 (с 1966 г. СМП) и ССЗ-199 (с 1966 г. ССЗ им. Ленинского Комсомола) было построено 29 кораблей пр. 675. В процессе эксплуатации большая часть из них прошла следующие модернизации и переоборудования:

– пр. 675МУ- модернизированная ПЛ (К-28) с заменой системы «Аргумент» системой «Аргон» и системы «Успех» – системой «Успех-У», разработан в 1967 г. ЛПМБ «Рубин»;

– пр. 675К – модернизированные ПЛ (К-47 и К-125) для испытаний комплекса «Касатка-Б» системы МКРЦ, разработан в 1969 г. ЛПМБ «Рубин»;

– пр. 675МК- модернизированные ПЛ (К-23, К-56, К-57, К-94, К-104, К-128, К-175, К-184 и К-189) с заменой комплекса П-6 комплексом «Базальт», системы «Аргумент» – системой «Аргон-К», а также с установкой комплекса «Касатка-Б» системы МКРЦ (вместо системы целеуказания «Успех»), разработан в 1975 г. ЛПМБ «Рубин»;

– пр. 675МКВ – модернизированные ПЛ (К-1, К-22, К-34 и К-35) с заменой комплекса П-6 комплексом «Вулкан», системы «Аргумент» – системой «Аргон-КВ», а также с установкой комплекса «Касатка-Б» системы МКРЦ (вместо системы целеуказания «Успех»), разработан в 1980 г. ЛПМБ «Рубин»;

– пр. 675НК- переоборудованная ПЛ (К-170) в носитель сверхмалых ПЛ, разработан в 1977 г. СПМБМ «Малахит».

АПЛ пр. 675, находившаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, всплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал данные о надводных целях. Эти данные вводились в корабельную систему управления ПКРК. После оценки вероятности поражения намеченной цели лодка ложилась на боевой курс, и начиналась предстартовая подготовка ПКР. Для осуществления ракетной стрельбы она всплывала в надводное положение. После подъема РК при помощи гидравлического привода на угол 15°, открывались крышки, производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет.



Внешний вид и продольный разрез ограждения прочной рубки с развернутым в боевое положение основным АП системы «Аргумент» (слева) и внешний вид АП системы «Аргумент»



Продольный разрез АПЛ пр. 675, оснащенной ГАК «Керчь» и системой «Успех»:

1 – основные антенны ГАК «Керчь»; 2 – носовой горизонтальный руль; 3 – 533-мм ТА; 4 – баллоны системы ВВД; 5 – носовой входной люк; 6 – якорные шпили; 7 – аварийные буи; 8 – контейнер ПКРК П-6; 9 – привод гидравлического подъемника контейнера ПКРК П-6; 10 – основной АП системы «Аргумент» и его привод; 11 – прочная рубка; 12 – ходовой мостик; 13 – перископ ПЗНГ-10; 14 – ПМУ АП системы «Успех»; 15 – ПМУ АП РЛК «Альбатрос»; 16 – ПМУ АП радиопеленгатора; 17 – ПМУ ВАН-С; 18 – репитер гирокомпаса; 19 – АП СОРС «Накат-М»; 20 – ПМУ «Ива» (в заваленном положении); 21 – компенсаторы объема; 22 – главный циркуляционный насос; 23 – главная паровая турбина; 24 – зубчатая передача; 25 – навесной турбогенератор; 26 – ГЭД; 27 – кормовой входной люк; 28 – запасная 400-мм торпеда; 29 – привода кормовых рулей; 30 – 400-мм ТА; 31 – ЦГБ; 32 – десятый (кормовой торпедный) отсек; 33 – кормовая дифферентная цистерна; 34-девятый отсек; 35 – главный упорный подшипник; 36 – восьмой (электроэнергетический) отсек; 37- седьмой (турбинный) отсек; 38 – конденсатор; 39 – парогенераторы; 40 – шестой (реакторный) отсек; 41 – реакторы; 42 – пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 43 – цистерна дизельного топлива; 44 – дизель-генератор; 45 – шахта подачи воздуха к дизель-генераторам; 46 – центральный пост; 47 – четвертый (центрального поста) отсек; 48 – группы АБ; 49 – третий (кормовой аккумуляторный и жилой отсек); 50 – каюты офицеров и мичманов; 51 – второй (носовой аккумуляторный и жилой отсек); 52 – первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 53 – носовая дифферентная цистерна; 54 – цистерна кольцевого зазора.


После всплытия АПЛ, на предстартовую подготовку ракет первого залпа требовалось три минуты. При проведении предстартовой подготовки, лодка могла прервать ее в любой момент и начать погружение с незакрытыми крышками не более чем трех контейнеров. Продувание предусмотренных для этих целей аварийно-балластных цистерн компенсировало потерю плавучести корабля в подводном положении при плавании с затопленными контейнерами.

Стрельба осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты с интервалом между залпами 12 минут. После старта последней ракеты в рабочее положение (на 180°) разворачивалось установленное в носовой части ограждения рубки антенное устройство системы «Аргумент». Управление полетом каждой ПКР в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При достижении ракетой расчетной дальности по команде операторов включались радиолокационные визиры и передатчики радиоканала для трансляции, полученной визирами информации.

После захвата цели радиолокационным визиром ПКР, она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения. В случае необходимости имелась возможность избирательного поражения цели путем трансляции с ПКР на лодку радиолокационного изображения целей и передачи с корабля команды о выборе цели. После окончания режима телеуправления ПЛАРК погружалась, а ракеты спускались и на малой высоте подлетали к целям, имея с ними контакт при помощи головки самонаведения. Обеспечивалась возможность нанесения удара 12 ПКР с различных носителей. Эффективность АПЛ пр. 675 была невелика из-за надводного старта ракет, и необходимости управлять ими в полете. Кроме того, небольшое количество ПКР в залпе и большая дальность стрельбы, делали их уязвимыми от средств ПРО противника.



Одна из АПЛ пр. 675 СФ в период проведения ходовых испытаний


В 1961-1968 гг. в Молотовске (г. Северодвинск) и Комсомольске-на-Амуре было построено 29 кораблей пр. 675. Интересно то, что головная лодка серии – К-175 (зав. №171) – была заложена в Комсомольске- на-Амуре, где имелся опыт постройки АПЛ пр. 659. Однако первой ввели в строй К-166 (зав. №530), заказанную ССЗ-402. Технология постройки АПЛ пр. 675 была в Комсомольске-на-Амуре такой же, как и у кораблей пр. 659: после полного формирования корпуса, они выводились из эллинга №3 и по наклонным направляющим спускались на воду, лагом к ее урезу. В Молотовске постройка велась точно так же как и постройка АПЛ пр. 658, и на тех же технологических «нитках» цеха №50.

С началом постройки кораблей пр. 675 в ЦКБ-18 под руководством П.П. Пустын- цева начались проработки по пр. 675М. Этот корабль должен был иметь на вооружении 10 ПКР П-6, чьи ТПК предполагалось свести в четыре блока (два кормовых строенные). В качестве главной энергетической установки на нем предполагалось использовать ЖМТ новой модификации. Данные работы продолжения не получили, т.к. в середине 60-х годов предпочтение стали отдавать ПКР с подводным стартом.

Серия советских атомных подводных лодок с крылатыми ракетами. Всего в 1960-1968 годах было построено 29 субмарин проекта. Этот проект стал развитием ДЭПЛ проекта 651. Проектирование АПЛ началось в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора П. П. Пустынцева.

История

В ОКБ В.Н.Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели - авианосцы ВМС США - имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150-200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении новых истребителей-перехватчиков F-4 “Фантом”, оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух-воздух AIM-7 “Спэрроу”, а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А “Хоукай”, глубина обороны должна была возрасти до 250-300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность.

Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н.Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности.

Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованном в НПО “Гранит”), возглавляемым Н.А.Чариным.

Создание “противоавианосной” системы с использованием подводных лодок было невозможным без обеспечения надежной разведки и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО “Квант”) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева была создана авиационная разведывательная система “Успех”, размещенная на специально разработанных носителях Ту-16РЦ и Ту-95РЦ (ОКБ А.Н. Туполева). На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных и выдавались целеуказания ракетному комплексу.

Таким образом, в нашей стране впервые в мире создавалась разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные).
Корабельная автоматизированная система “Аргумент” решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей.

Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛАРК радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты.

На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех).

Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости).
Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛАРК с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН.

Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал Советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Кроме того, программа активно поддерживалась и лично Н.С.Хрущевым. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675-проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей.

Проектирование атомохода, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ “Рубин” под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева. ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника.

Конструктивно ПЛАРК проекта 675-двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов. Шпангоуты изготавливались из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 240 м. Шпация - 600 мм.

Прочный корпус разделялся на 10 отсеков:
1 - торпедный
2 - жилой и аккумуляторный (в нем же размещалась и кают-компания)
3 - пост управления ракетами
4 - центральный пост
5 - дизель-генераторный
6 - реакторный
7 - турбинный
8 - турбогенераторы, электродвигатели, распределительные щиты
9 - жилой
10 - кормовой торпедный

Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. При ракетной стрельбе компенсация массы стартующих ракет производилась путем приема воды в специальные цистерны замещения.
Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием.
Энергетическая установка (39.000 л. с.) включала два реактора ВМ-А (2х70 мВт), две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата 60-Д1. Имелось два дизель-генератора ДГ-400 (дизели М-860) и два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х900 л. с.).

Антенна управления системы “Аргумент” размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения.

Основное вооружение лодки - восемь крылатых ракет П-6 (4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении.

Ракета имела длину 10,8 м, максимальный диаметр корпуса - 0,9 м, размах крыла - 2,5 м и стартовую массу - 5300 кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовыми твердотопливными ракетными двигателями. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35-380 км, максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400-7500 м, перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100 м.
На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа - за 20-30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.

Для приема информации о целях от авиационной системы разведки и целеуказания имелась радиолокационная система “Успех-У” (прием мог осуществляться как в надводном, так и в подводном положении ПЛАРК).
Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533-мм (максимальная глубина стрельбы-100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы - 250 м). Суммарный боекомплект - 20 торпед.
Главная энергетическая установка (номинальная мощность - 35.000 л. с,) по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подверглась.

Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом “Арктика-М”, комплексом навигационных систем “Сила-Н-675”, гирокомпасом “Маяк”, астронавигационной системой “Лира-11” и другим оборудованием.
Строительство лодок 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль - К-166 - вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. В дальнейшем в состав СФ и ТОФ вошли ПЛАРК 675-го проекта К-1, К-7 (с 1968 г. - К-127), К-10, К-22, К-23, К-28 (в дальнейшем - К-428), К-31 (К-431), К-34 (К-134), К-35, К-47, К-48, К-56, К-57 (К-557), К-74, К-86, К-90, К-94, К-104 (К-144), К-108, К-116, К-125, К-128, К-131, К-135, К-172, К-175, К-184 и К-189. Всего ВМФ получил 29 кораблей проекта 675.

Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане.

В ноябре 1965 г. директивой главкома ВМФ командующему Северного флота была поставлена задача подготовить две атомные подводные лодки для перехода на ТОФ одним из южных маршрутов. Было решено выделить для участия в походе ракетоносец К-166 (командир капитан 2 ранга В.Т. Виноградов), а также торпедную лодку проекта 627А (капитан 2 ранга Л.Н. Столяров). 2 февраля 1966 г. корабли начали движение. Дистанция между кораблями, следовавшими в подводном положении, составляла 60 миль. Иногда они сближались для связи на УКВ или по каналу звукоподводной связи. 20 марта 1966 г., преодолев почти 25 тыс. миль, подводные лодки вошли в бухту Авача на Камчатке. Переход, умело поданный Советской официальной пропагандой, получил большой политический резонанс. Все члены экипажей лодок были награждены орденами и медалями, а пяти участникам было присвоено звание Герой Советского Союза.

Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей Советского флота. Это в значительной степени было обусловлено быстрым совершенствованием их основного противника - авианосцев ВМС США. Ракеты П-6 были модернизированы в вариант П-6М (4К48). С 1959 г. в НИИ-49 под руководством А.П. Цветкова велись работы по созданию станции “Молния”, обеспечивающей автономное загоризонтное целеуказание за счет использования явления тропосферного рассеивания СВЧ-радиоволн. В декабре 1969 г. станция “Молния” была принята на вооружение ВМФ для установки на ПЛАРК 675-го проекта, а также на дизельные лодки проекта 651. Гидроакустический комплекс “Арктика-М” на части кораблей был заменен на более совершенный ГАК “Керчь”.

Шло совершенствование и ракетного оружия. В середине 60-х годов началась разработка нового универсального (предназначенного для размещения как на подводных лодках, так и на надводных кораблях) комплекса П-500 “Базальт”. Новая элементная база и цифровые вычислители позволили (впервые в мире) создать систему распределения целей между ракетами внутри залпа, а также оптимизировать алгоритм выбора главной цели в ордере. На ракете (также впервые) было решено установить систему радиотехнической защиты (РТЗ), разработанную Таганрогским НИИ связи и обеспечивающую отвод зенитных ракет, а также ракет класса воздух-воздух от КР.

Ракета П-500, оснащенная маршевым ТРД и стартовыми ускорителями, имела массу 4800 кг, длину 11,7 м и диаметр корпуса 0,88 м. Она несла обычную или ядерную часть массой 500 кг, могла развивать скорость, соответствующую М=2,5 и обладала максимальной дальностью стрельбы 500 км. Для облегчения преодоления ближнего рубежа ПРО надводных кораблей она имела частичное бронирование.

В 1975 году ПКР П-500 “Базальт” была принята на вооружение ВМФ. 10 ПЛАРК 675-го проекта в 1960-70-е годы прошли модернизацию по проектам 675МК и 675МУ. Кроме новых ПКР на них была размещена аппаратура системы приема космического целеуказания “Касатка-Б”. Водоизмещение лодок возросло на 600 т.
В конце 80-х годов началась модернизация ПЛАРК по проекту 675МКВ. Лодка получила новый ракетный комплекс “Вулкан”, обладающий значительно увеличенной дальностью стрельбы, а также современный гидроакустический комплекс “Керчь”.

Разработка комплекса П-1000 “Вулкан” была начата в соответствии с правительственным постановлением от 17 мая 1979 г. ПКР имела аналогичный П-500 турбореактивный двигатель, однако за счет использования более мощного стартового ускорителя, а также более современных конструкционных материалов (в частности, титановых сплавов), а также ослабления броневой защиты имела увеличенную до 700 км дальность. Для управления ракетной стрельбой корабль получил комплекс “Аргон-675КВ”.
Для обеспечения обороны от воздушного противника ПЛАРК 675-го проекта в ходе модернизации получили переносной зенитный комплекс (ПЗРК) “Стрела-ЗМ”. Водоизмещение кораблей возросло на 1000 т. Всего модернизацию по проекту 675МКВ прошло пять кораблей.

Для расширения зон действия Советских подводных лодок велся поиск новых маневренных пунктов базирования. С этой целью в 1967 году в экваториальные воды Атлантики была направлена комплексная экспедиция “Прилив” под руководством адмирала Л.А. Владимирского. В ней приняла участие и АПЛ К-128 (капитан 2 ранга П.Ф. Шаров).

В 1970 году в Индийский океан для несения боевой службы была направлена первая Советская атомная подводная лодка - К-7 (капитан 2 ранга ГА. Хватов). Там же эта лодка выполнила ракетные стрельбы по уголковым отражателям (для обеспечения целеуказания был задействован самолет Ту-95РЦ). В 1971 году в течение трех месяцев в Индийском океане несла службу и К-31 (капитан 2 ранга Л.П.Хоменко).
Лодки 675-го проекта использовались не только для слежения за надводными кораблями, но иногда “портили жизнь” и американским атомоходам, несшим боевое дежурство. Так, К-135 в 1967 году в течение 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за ПЛАРБ “Патрик Генри”.

Основные ТТХ ПЛАРК проекта 675

Длина наибольшая
115,4 м
Ширина наибольшая
9,3 м
Осадка по КВЛ
7,8 м
Водоизмещение нормальное
4500 м³
Водоизмещение полное
5760 м³
Глубина погружения рабочая
240 м
Глубина погружения предельная
300 м
Номинальная мощность ЭУ
39000 л.с.
Скорость полная подводная
29 узл.
Скорость полная надводная
15 узл.
Автономность
137 сут.
Экипаж
50 чел.
Вооружение
8 ПКР П-6 (4К88);
4 533-мм (16 торпед) и 2 406-мм ТА