Оптинские старцы – поучения преподобных. Старцы оптиной пустыни

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г. Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г. Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г. Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г.

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г. Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.
Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г. Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г. Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г. Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г.
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Кончина (день памяти): 26 декабря / 8 января 1938 г.

Основой и утверждением православной веры на Руси долгое время являлось старчество. Это - уникальное явление, центром которого с момента основания являлась обитель близ Козельска - Оптина Пустынь.

Изначальным основателем и вдохновителем старчества был стяжавший обильные дары Духа Святого иеросхимонах Лев - образец смирения и самой горячей любви к Богу и ближенму.

Принял подвиг старческого служения и окормления паствы после физической смерти преподобного Льва иеросхимонах Макарий, с именем которого связано начало издательской деятельности монастыря. Издавали первоначально труды старцев, но в итоге организованный процесс вовлек в свою орбиту лучшие умы России.

Под руководством Макария цвела не только Оптина пустынь, но и прочие монастыри, а изданные при его правлении письма святых старцев до сих пор являют собой драгоценный пример руководства по благочестию для монахов и мирян.

Обитель стала крупным странноприимным домом при настоятельстве схиархимандрита Моисея - уникального человека, сумевшего сочетать железные качества управленца со строгим подвижничеством, смирением и нестяжательством.

Благодаря его умелому и мудрому руководству обитель буквально расцвела.

Перечислим самых известных и любимых народом старцев:

Схиигумен Антоний - брат и сподвижник Моисея, настоятель скита, наставник и утешитель всех приходящих к нему за помощью. Через земную жизнь мужественно и благородно нес тяжкий крест болезней тела.

Иеросхимонах Илларион - ученик и преемник святого старца Макария, славный своим ревностным исповеданием православной веры, которое помогло многим людям, отпавшим от веры, вернуться в лоно Святой Матери Церкви.

Иеросхимонах Амвросий - великий угодник Божий, ревнитель и исповедник истинного Православия. Любимый старец народа, невероятно почитаемый как при жизни, так и после блаженной кончины. Господь свидетельствовал благодатность святого старца многими чудесами, происходившими по его молитве и предстательству.

Схиархимандрит Исаакий - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, деликатнейший и умелый пастырь, великий подвижник и хранитель традиций и духовных заветов старчества Оптиной пустыни.

Иеросхимонах Анатолий - скитоначальник и старец, наставник иноков Оптиной пустыни и обители в Шамордино, и прочих монастырей. Наиболее удавался старцу Анатолию Божественный дар утешения и избавления от уныния.

Иеросхимонах Иосиф - духовный преемник преподобного Амвросия, образец незлобия, смирения, постоянного молитвенного делания. Многие современники вспоминают, что еще при жизни блаженного старца видели его осиянным Божественным светом. Неоднократно за время своего старческого подвига удостаивался явлений Божией Матери

Схиархимандрит Варсонофий - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил: Божья благодать в единую ночь сотворила из блестящего воина сделала великого старца. Он исполнял пастырский долг на войне (с Японией), обладал даром прозорливости - предрекал события и видел насквозь сердца прибегавших к нему за помощью, наставлением и защитой.

Иеросхимонах Анатолий II, прозванный «Утешителем», был наделён великими дарами любви и утешения скорбящих, был прозорлив и умел исцелять болезни. Старцу выпала нелегка пастырская доля - в годину революции он утверждал и укреплял в вере своих духовных чад, давая им силы быть с Богом до самого конца, даже и до смерти.

Иеросхимонах Нектарий - последний Оптинский старец, избранный собором. Подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел драгоценные дары прозорливости и чудотворения, скрываемые зачастую под видом юродства. Неустанно, не щадя себя, окормлял народ во дни суровых гонений на Святую Церковь.

Иеромонах Никон - любимейший ученик старца Варсонофия, после закрытия Пустыни не отрекся от заветов старчества, исполнял пастырский долг самоотверженно и горячо. Претерпел от безбожных властей поругания и умер в изгнании.

Архимандрит Исаакий II - последний Оптинский старец, бывший настоятелем Оптиной пустыни, на долю которого выпало тяжкое испытание - видеть разорение, разграбление и поругание любимой Святой Оптины. Сам старец четыре раза пережил тюремное заключение, но ни разу не возроптал на Господа, а нес свой крест покорно - как и заповедал Господь Иисус Христос. Расстрелян в самый разгар ежовщины - 8 января 1938 года, последний приют нашел в братской могиле на Симферопольском шоссе.

Сейчас в пустыни подвизается схиигумен Илий - духовник Оптиной пустыни и духовник Святейшего Патриарха Кирилла. Схиигумен Илий - сосуд, преисполненный христианских добродетелей, большая из которых - любовь.

Наставления Святых Отцов

Такая обширная и богатая духовная культура, как та, которую взрастили и на развитие которой положили жизни великие угодники Божии, святые преподобные Оптинские старцы, не могла не оставить духовных плодов . И плоды эти воплотились в творениях преподобных старцев - высказывания и советы оптинских старцев можно найти практически по любому жизненному поводу.

Традиционно к наставлениям Оптинских старцев относят Душеполезные поучения Макария и Амвросия - наиболее опытных и сильных духом старцев. Кроме того, под именем старца Амвросия были издан также «Советы супругам и родителям», также он горячо защищил чистоту Веры православной - для этого создал «Ответ благосклонным к Латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви».

Также изданы были Дневник и Завещание духовным детям преподобного Никона.

Старцы отличались столь чистым и поистине христианским существованием, что каждая веха их святого жития сама по себе - наставление, вразумление и утверждение в истинной вере.

Монастырь старцев

Место, взрастившее такое количество святых угодников Божиих, само по себе заслуживает внимания. Оптина пустынь названа по имени основателя - раскаявшегося разбойника Опта (в иночестве - Макария).

Упоминания летописные относятся к царствованию Бориса Годунова, обитель во времена царствования Дома Романовых была крупным центром духовной жизни.

После революции действовала до 23 января 1918, после чего был обращен в сельхозартель, музей, дом отдыха, концлагерь, и множество монахов приняло мученическую кончину в стенах обители, иные - арестованы или разогнаны.

В 1987 году Пустынь возвращается Православной Церкви. Начинается возрождение монашества, восстановление храмов, возобновление духовной и хозяйственной жизни.

Икона святых старцев

Святые старцы Оптинские, несмотря на то, что жили в разное время, и зачастую друг друга не видели - изображены на иконе «Собор Преподобных Отец наших, Старцев Оптинских». Святые отцы изображены в иеромонашеских одеяниях со свитками поучений в руках. Традиционно на этой иконе сверху изображают Пресвятую Владычицу Богородицу, как знак и символ особой любви и благосклонности Царицы Небесной к Святым Старцам.

Кроме того, на иконе практически во всех случаях изображается вдалеке роскошная белокаменная Оптина Пустынь - оплот и утверждение Православия на Русской земле.

Видео: Оптинские старцы

    Доброго времени суток! Оптинские старцы - это монахи. Они в четырнадцатом веке основали монастырь в Калужской области - Оптину Пустынь. Они особенно почитаются в Православной церкви. Основателем и вдохновителем ихним считается- монах Лев Наголкин.

    Оптинские старцы - монахи Оптиной Пустыни, причисленные к лику святых. Это преподобные отцы Иеросхимонах Лев (Наголкин),Иеросхимонах Макарий (Иванов),Схиархимандрит Моисей (Путилов),Схиигумен Антоний (Путилов), Иеросхимонах Иларион (Пономарев),Иеросхимонах Амвросий (Гренков), Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов),Схиархимандрит Исаакий (Антимонов), Иеросхимонах Иосиф (Литовкин), Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), Иеросхимонах Анатолий (Потапов),Иеросхимонах Нектарий Оптинский, Иеромонах Никон (Беляев),Архимандрит Исаакий II (Бобраков).

    Оптинские старцы - это божьи сыновья, предсказатели будущего. Никто из лекарей не владел такими способностями и знаниями, как старцы. Монастырь Оптина пустынь пользовался большой популярность у паломников, которые приезжали очистить свой разум и свое тело, узнать о своем будущем. Главное духовное богатство храма -это его старцы.

    Оптинские старцы-это монахи, которые в 14 веке в Калужской области организовали монастырь-Оптину ПУстынь...

    монах ЛЕв(наголкин)-считается основателем и вдохновителям оптинского старчества...

    прототипом старца Зосимы в Братьях Карамазовых у Достоевского был старец Амвросий у которого писатель был в Оптиной Пустыни...

    Не далеко от Козельска на реке Жиздра, в Калужской области есть Монастырь Оптина Пустынь. Самый известный из Оптинских старцев-преподобный Амвросий Оптинский. Не менее почетные: Макарий, Лев, Иларион, Моисей, Антоний, Исаакий, Иосиф, Варсонофий, Нектарий, Аатолий, Нектарий, Никон. Старцы имеют особый дар, они направляют души к спасению. СТАРЧЕСТВО - это особое дарование. В Монастыре, обретены мощи почти всех этих святых. Это замеч ательное святое место!

    Оптинские старцы - это монахи, которые еще в далеком 14 веке в Калужской области недалеко от поселения Козельск возвели монастырь. Оны особенно являються почетаемые в Православной церкви. Они имели дар - направляли души к спасению.

    Оптинские старцы - православные святые отцы. Проживали в Оптинской пустыни недалеко от Козельска. Это недалеко от Козельска, что в Калужской губернии. Известны своими трудами, почитаются в Православии.

Оптина пустынь всегда славилась своим оптинскими старцами, которые могли направить на путь спасения. Они помогали страждущим, утешали скорбящих и вразумляли нерадивых.

В наше время монастырь возрождается и, конечно же, у многих православных возникает вопрос: Есть ли в Оптиной прозорливые старцы? Пусть не такие как те, которые были в обители 100 лет назад, но все же, чтобы могли указать дальнейший жизненный путь, подсказать выход в сложной жизненной ситуации и т.д.

Начну с того, что старцы тоже люди, и они так же спасаются, как и все. А потому необходимо и нам позаботится о том, чтобы не стать искушением и препятствием ко спасению для них. Нельзя, к примеру, прийти и сказать: «Батюшка, скажите, сколько мне осталось жить?» или «выйду я замуж или нет?» Старец не гадалка и даже если ему открыто Богом, то вряд ли станет он прямо отвечать на такой вопрос. Истинные старцы отличаются глубоким смирением и тщательно скрывают свою прозорливость и другие дары от окружающих.

Следовательно, надо сделать вывод и просить у старца совета, и молитвенной помощи, а не искушать вопросами «кукушки». Причем называть старца прозорливым при жизни так же не принято. Мы говорим о таких старцах «духовно опытные».

Теперь о современных старцах Оптиной пустыни. Старчество было и будет до скончания века. Это мы знаем из пророчеств тех же Оптинских старцев. Считать, что старцев в наше время уже нет, будет неправильным. Как то спросили одного пустынника о том, будут ли еще старцы. Он ответил: «Старцы есть и будут, а вот послушание умирает».

Поэтому, приходя к старцам за советом, необходимо не только услышать, что скажет старец, но обязательно постараться это исполнить.

Я бывал в Оптиной пустыни несколько раз и то же искал там старцев, могущих помочь мне мудрым советом. И вот что я там нашел.

Не могу сказать, что мое утверждение претендует на непогрешимость. Пусть простят меня те отцы, которые, действительно, получили от Бога дарования старчества, но мне не посчастливилось с ними побеседовать. Назову лишь тех, с которыми меня свел Господь.

Есть в Оптиной схимонах Евфимий - очень смиренный и добрый старец. В разговоре с ним нельзя не заметить искреннего участия, сострадания и желания помочь.


фото иеромонаха Виталия (Белова)

Есть схимонах Иринарх. Этот старец родом из Украины.

Многие верующие люди, которые изучают различную информацию о церквях, храмах и монастырях, знающие очень много обо всем этом часто задаются вопросом: оптинские старцы - кто это такие? Откуда они произошли? В этой статье собрана вся информация о великих старцах оптинской пустыни.

Оптина пустынь: что это?

Оптина пустынь — древнейший монастырь , который и был основным центром оптинских старцев. Этот монастырь расположен в 60 километрах от Калужской губернии. И славится он своими целителями которых ещё называют оптинскими старцами .

Еще во времена Бориса Годунова оптинский монастырь притягивал паломников из разных уголках России, которые приходили чтобы исцелить своё тело и разум, а также узнать дальнейшую свою судьбу. Никакие знатные лекари не владели такими навыками исцеления, как старцы оптины.

Старцы являлись также самыми лучшими предсказателями будущего . Они знали все о том что произойдет в будущем и то, что уже происходило. Многие считали старцев божьими сыновьями, а некоторые чародеями и порождением тьмы. Так давайте же узнаем правду об оптинских старцах?

Подлинная история Оптиной Пустыни

Первое упоминание об тогда еще Калужском храме было в Записях Бориса Годунова, который писал Екатерине Первой о своих планах восстановить все храмы, разрушенные в 1724 году от Литовского набега.

Выдержка из записи Бориса Годунова, обращение к Екатерине 1: "Калужский храм должен быть восстановлен, это одна из главных наших святынь, мы недопустим повторного его разрушения, прошу вас предпочтенная императрица помочь храму вновь возродиться ".

Спустя несколько месяцев императрица Екатерина дала указ, в котором было ясно сказано о восстановлении храма. Своим Новым Возрождением пустынь также обязана "Московскому" Митрополиту Платону, посетившего Калужский монастырь в 1795 году.

Выдержка речи Платона: " Место является спокойным и подходящем для проживания пустынских придворных. Пусть здесь возведут новый храм по образу Песношского монастыря . Отныне здешний монастырь будет носить своё название Оптина Пустынь".

Митрополит обратился к настоятелю Песношского монастыря с многочисленными просьбами дать ему церковного служителя, который будет наставником в Оптине Пустынь. Наставником был назначен иеромонах Авраамий , который лишь через 19 лет смог навести порядок в монастыре. В монастырь были приглашены здешние старцы - люди, которые владели определенными навыками: целители, знахари, предсказатели, проповедники. Которые смогли бы искоренить монастырскую пустоту.

И теперь главным духовным богатством оптинского храма считались его старцы , которых стали почитать за праведные дела.

Оптинский старец и Архимандрит Моисей

Слава монастыря росла с каждым годом, но расцветом своим оптинский храм обязан новому настоятелю, старцу и архимандриту Путилова Моисею, благодаря которому Оптина обрела большую известность среди других монастырей. Моисей принял свою должность в 1826 году. И тут же незамедлительно основал другую систему старчества, первым старцем которой, считался Лев Данилович.

Старцы это были большее чем люди, главными особенностями их были:

  1. Владение каким-либо даром.
  2. Вера в праведные дела (вера в Бога).
  3. Служение народу.
  4. Покаяние за всех верующих.

Эти способности считались самыми главными, так как не каждый мог соответствовать им.

Старцы оптинского монастыря

  • Старец Лев Данилович. Лев Данилович славился своим даром исцеления, он лечил недуги людей маслом из неугасаемой лампы, которая стояла возле Владимирской иконы Божьей Матери. Тех, кого не удавалось излечить, Лев Данилович отправлял в Воронеж в здешний собор. Пройдя большое расстояние, больной самоисцелялся и спешил обратно в храм к старцу, чтобы выразить ему свою благодарность.
  • Старец Серафим Преподобный. (Саровский Праведник и Чудотворец) В то время, как Лев Данилович лечил больных в Оптине, по всей Стране славился своим даром праведности Преподобный Серафим. Тысячи паломников приезжали в Саровск за проповедью Серафима. В дальнейшем Преподобный Серафим переедет в Оптину где будет служить в монастыре 7 лет а в 1835 отойдет в священную истину.
  • Послушанник Льва, Макарий. Ученик Льва Даниловича, который владел даром предсказателя, с помощью которого он предсказывал будущие революции.

Оптина - Миф из Ярославского собора

В то время, когда по всей стране ходили слухи об оптинских старцах и об Чудотворном монастыре, в маленьком церковном придворье Ярославского храма сочиняли различные мифы про божьих посланников, которые исцеляют верующих.

Речь шла про Серафима Преподобного, так как Серафим Преподобный имел дар праведника, он легко мог определить верующий ли человек пришёл в монастырь или нет. В качестве проверки он задавал ему вопросы, на которые по его мнению легко мог бы ответить верующий. После такой проверки, Серафим брал клятву у исповедующего, который должен был держать тайну о содержании этих вопросов . Взамен он давал ему масло из лампады, которое может излечить абсолютно все недуги.

Но при использовании нужно полностью уходить в веру господа. После каждого сеанса исповеди, Серафим омывал свои руки освященной водой, после чего брал икону и читал молитвы. После которых на стене монастыря появлялся божий облик, который очищал душу Серафима от чужих грехов, который он брал на себя. При очередном сеансе исповеди, к Серафиму пришла женщина в порванной одежде и весьма непристойным видов, она излила душу, ответила на все вопросы и уходя, сказала Серафиму какие-то слова, после которых его дух, покинул телесный сосуд. Правда это или ложь никто не знает. Но посетители храма не раз видели силуэт какого-то мужчины, который в ночное время стоял в святилище перед иконами и читал какие-то молитвы.

Теперь те, кто задавались вопросом: Оптинские старцы - кто это и откуда они произошли? Смогут сами ответить на свой вопрос.

Оптинские старцы - это явление русской духовности, святости, сострадания и веры, а также явление духовной гармонии и чистоты души. Центр их происхождения Калужская губерния. Монастырь Оптина пустынь.

Видео про оптинских старцев

В этом видео вы узнаете об оптинских пустынях, о русском старчестве, момент основания и становления: