О е после шипящих и ц диктовка. Диктанты по русскому языку. Буквы е - о после шипящих в корне

Диктанты, 5 класс

Буквы е - о после шипящих в корне.

Буквы и - ы после ц

Словарные диктанты

I. Черный цвет; четкий рисунок; неровный шов; щелкал семечки; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; тяжелая ноша; тонкая жердочка; красные щеки; желтый песок; громкий шепот; красивые шорты.

II. Темный шоколад; деревянная трещотка; трущоба; шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Идти на цыпочках; большая цистерна; цыплячий пух; улицы города; свежие огурцы; братцы; желтая акация; бледнолицый мальчик; моя станция; черная смородина; поющий цыган; спелый желудь; цыганская песня; на циферблате часов; теплая цигейковая шубка; щетка для одежды; учеба в школе; четкий ответ; мягкая шерстка; интересная ситуация; цитата из сочинения; лисицын след; короткая челка; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Распределить в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Продукция, милиция, Царицыно, дикция, скворцы щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, спицы, грация, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, смуглолицый, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, столицы, гусеницы, куницы, птицы мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы - были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции - и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. 2) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин)4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9). Шорох за спиной заставил его оглянуться (А. Казанцев)10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. 14). Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) . 15)А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 16) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 17) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 18) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Мороз покусывает нос и щеки.

ДИКТАНТ-ШУТКА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонема тического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

· Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т. е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т. е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

· Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи , что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д. Розенталь, И. Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией .

P. S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Главная > Документ

ДИКТАНТЫ ПО ОРФОГРАФИИ

«Правописание О и Ё после шипящих и Ц»

Диктант №1

Послеоперационный период я переносил тяжело. Получить по голове тяжёлой кошёлкой и попасть под машину, гружённую кирпичом, вполне шоковая ситуация. Милицию вызывать не стали: бережёного Бог бережёт. Лечил меня учёный-специалист, по прозвищу Пижон, чопорный человек в чесучовом пальто, холщовой рубашонке, кожаной кепчонке и замшевых перчатках, большой друг отца. Он держал всех стажёров в ежовые рукавицы, заставляя их очень много работать над диссертациями. Доктор лечил от жёсткой цинги, латал пациентов на операционном столе и делал инъекции шприцем, прищурив глаза-щёлочки. Он приезжал на машине со станции, продираясь сквозь лесные чащобы и городские трущобы, оставлял ее с шофёром у решётки нашей дачи, заросшей плющом, поднимался на крыльцо по камышовой циновке и затем выпивал кружку горячего чёрного шоколада. Мать говорила с врачом шёпотом и ходила на цыпочках. Шов после операции разошёлся в тот день, когда прилетели скворцы, в соседнем доме начали циклевать половицы, а у курицы появились жёлтенькие цыплята. Меня навещали многие: французский герцог в национальной одежонке, коммивояжёр в коротких шортах и с дешёвым товаром, чопорный сестрицын ухажёр, смуглолицый дирижёр с зубной щёткой в кармане, розовощёкий жокей, удручённый пацифист и друзья-молодожёны. Забегала смышлёная соседская девчонка, одетая в красивое пончо. Играя на банджо, она исполняла грустную шотландскую песню, расчёсывала мою короткую чёлку, выпивала стакан боржоми и убегала танцевать чечётку. По вечерам приезжал смущённый отцовский студент, вооружённый неподъёмным багажом, шомпольным ружьецом и обладавший отвратительным меццо-сопрано, напоминавшим щёлканье электросчётчика. Ожог моей детской ручонки принципиально не хотел заживать. Мама поила меня кипячёным молоком, кормила мочёными яблоками, спелым крыжовником, цитрусовыми фруктами и паштетом из печёнки. Я превратился в ненасытного обжору и со здоровым цинизмом тоннами поедал пшённую кашу, давился лапшой, перчёной тушёнкой, толчёными орехами и печёным пирожком. Процесс выздоровления был поставлен в жёсткие условия, и я уже мог возмущённым полушёпотом чётко выговаривать слова: « Не смейте надевать мои новые чёботы и пальто с капюшоном!»

Диктант №2

Иванова Наталья, ЭЭ-74
Вечером на улице было свежо, и я, прислушиваясь к малейшему шороху, лежал в своей комнате, где было хорошо слышно жужжание пчёл в кустах акации. По водосточному жёлобу бежала вода. Было слышно, как работал жёрнов мельницы. Изредка раздавался цокот лошадиных копыт по мощёному шоссе. Рядом протекала реченька, на берегу которой, возле свежей корчёвки, мы с товарищем, устраивая ночёвку с настоящим шалашом, свечой, костром, взлетавшим в небо, и ушицей, захватив при этом мешочек всяких яств, перевязанный бечёвкой, наслаждались освещённым последним лучом солнца пейзажем. За нашим шалашом была видна удручённо покосившаяся беседка. Как-то мой друг поджёг костёр и ожог щёчку и ручонку, но ожог был не очень тяжёл. Днем, переплывая речонку, мы следили за водяной крысой, чистившей на солнце свою шёрстку, лакомились печёным ельцом с чёрточками на кожице. Позже наблюдали за сонным сычом с куцым хвостом, крошечным зайчонком, разглядывали ежовые следы. Когда горизонт озарялся кумачовой зарей, мы, спеша домой, зарывали мусор у большого камня и заливали кострище. Уже дома, лежа в теплой постельке, хотелось, чтобы пришёл отец, зажёг свет, поправил одеяльце и поболтал со мной и моим дешёвым, но горячо любимым плюшевым медвежонком в парчовой распашонке. Затем мама, мельком взглянув в зеркальце и примерив песцовый воротничок, которым она очень гордилась, меняла шёлковое платьице на ситцевый халатик, давала мне жжёный сахар в ложечке, снимала с моих пяток перцовый пластырь, варила пшёнку с тушёнкой или, может быть, жарила печёнку. На сладкое мы с папой любили есть темно-жёлтую вареную сгущёнку и сладкий крюшон из сушёных вишен. Почистив зубы щёткой и смыв чёрные пятна с лица, я ложился спать, наслаждаясь порывами свежего ветра, влетавшего в отворенное окно.

Диктант №3

Красник Виктория, ЭЭ-72
Художник Иван Иванович, одетый в дешёвую холщовую рубашонку, напоминал плюшевого медвежонка. Он подошёл к конюшне, куда в пролетке, запряжённой парой лошадей, подъехал чопорный конюх. Конюх остановился, бросив поводья, и, привычным жестом стянув перчатку, снял с взмыленных вороных лошадок седла качественные изделия местного шорника. Хорошо зная особенности жизни лошадей, художник мог изобразить их как живых. На этот раз он решился нарисовать Пегую обладательницу роскошной чёрной чёлки. Резко выделяясь среди лошадей своей неповторимой статью, Пегая не отличалась покладистостью. В конюшню художник с мольбертом пробрался ещё затемно. Периодически встряхивая гривой, Пегая мирно дремала в загоне. Закончив установку мольберта, Иван Иванович выдавил на палитру краску из жёлтых жестяных тюбиков, заботливо смешав её с растворителем. Его лицо, выражавшее неподдельную радость, светилось творческим вдохновением. Приготовив краски, художник взял в руки кисть и тряпку. Пегая повернулась, цокая копытами, и Иван Иванович увидел её шею с рубцом от удара бечёвкой. Что-то нашёптывая, он начал рисовать. В соседнем загоне, наклонившись мордой почти до самого пола, где лежали примятые охапки овса, мирно дремала Рыжая. Её мягкая, шоколадного цвета шёрстка, заботливо вычесанная жёсткой щёткой, слегка поблескивала. Донеслись звуки включённого радио и лай собачонки. Художник, не выносивший шума во время работы, задвигался на неудобном стуле, чуть не опрокинув мольберт. Со вчерашнего дня его мучила изжога, и он не раз всуе поминал чёрта. Чувство недовольства собой редко являлось к нему, а явившись, никогда не охватывало сильно и надолго. Он горячо любил свою работу. Рыжая переминалась с ноги на ногу, прислушиваясь к шорохам мышей в соседних загонах, а потом, издав звук, больше похожий на хрюканье свиньи, обжора принялась за овёс. Художник встал со стула. У Ивана Ивановича была привычка во время разговора расхаживать взад и вперед, то и дело подёргивая и почёсывая бороду. Кучер спал, прислонившись к бочонку с кипячёной водой.

Диктант №4

В раннее весеннее утро, когда солнце ещё не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. Теперь ребята спешат к шалашу, чтобы повидаться со сторожем Кузьмичом. По тенистой аллее они бегут, не обращая внимания на шорохи и шёпот листьев в вершинах деревьев. Навстречу молодёжи выходит старик. Наружность деда необычна: голову покрывает шапчонка, из-под плаща выглядывает ворот холщовой рубахи, горло завязано кумачовым платком. Но держится старик молодцом. В камышовом шалаше всем не разместиться, а Кузьмич хочет показать ребятам щётки и кованые трещотки, которые он сам делает и сбывает по дешёвке. Затем дедушка рассказывает, как в лесной чащобе поймал медвежонка и научил его танцевать. Рассказ старика смешон: подражая медвежонку, он выступает то в роли дирижёра, то в роли танцора. Веселое настроение прерывает Кирилл, который поручает первой бригаде размежёвку участка под крыжовник, а второй - дает задание помочь облицевать кирпичом теплицу. К обеду они заканчивают работу. Старожилы угощают помощников тушёнкой, копчёностями, винегретом, корнишонами. А ребята предлагают хозяюшке принесенные с собой шоколадки. Прощаясь, дедушка Кузьмич приглашает помощников приходить почаще.

(По И. Голобу)

Диктант №5

Соседки

Две соседушки-трещоткиПокупали как-то щётки.Тихим шёпотом душевныйРазговор они вели.Ни о чём часа четыреПроболтали и ушли…Покупая щётки, ледиМыли косточки соседям –По площадке, по квартире –И народам всей земли.– Таня замуж за ФедотаВышла явно по расчёту!Мужичок-то простачок: Ведь никчёмная девчонка!А унюхала деньжонки –Завертела вмиг юбчонкой, И попался дурачок…– Вера трудится как пчёлка: Хочет сшить костюм из шёлка…Элегантный, чёрно-жёлтый, Бант парчовый под плечом.Приударил дирижёр!– Так в « Вечёрке» ведь писали, Он с принцессой обручён?– Ленка краше всех княжон, Что бы там ни бормотали!– Это да… А как там Галя?– Сын из армии пришёлИ в охранники пошёл.– Хорошо ему там платят?На троих с лихвою хватит!!!Нарядился, как пижон, Вечно лезет на рожон, А теперь прошёл слушок, Что всегда вооружён!Только ты смотри: молчок!– А ведь славный был мальчонка…Помню, маялся печёнкой, Да мечтал о собачонке, Да вертелся, как волчок!Слушай, как варить харчо?Рис, томат, а что ещё?– Лук, баранина, чеснок, Перца красного побольше(Чем перчёней, тем вкусней), После уксуса подлей…Да! На Щёлковской на рынкеЕсть дешёвые ботинки…– А Чечёткина МаринкаКаждый день пирог печёт, А всё жалуется бабам, Что рубли наперечёт…– А в Японии проводятСостязанья для обжор!И народ смотреть приходит!Надо быстро съесть и много…– И не мучит их изжога!Обжираться – вот позор!– То у нас! У них – почёт!Ба! А время как течёт!Нам с тобой домой пора…Час за часом кости мыли, Про Хрущёва не забыли, Только щёток не купили –Раскупили их с утра.

(По С. Евграфовой)

Диктант №6

Когда солнце коснулось последним лучом золочёного купола собора, а чёткий силуэт его решётки начал тонуть во мраке, у ворот остановились двое. Один из них был окутан длинным чёрным шёлковым плащом, и лицо его скрывалось под капюшоном. По его тяжёлой походке и уныло опущенным плечам можно было предположить, что путь им проделан неблизкий и что он чём-то весьма огорчён. Его спутник был вооружён арбалетом, который он крепко сжимал в левой руке, и большим мечом, висящим на кожаном поясе. Под одеждой угадывалось, что правое плечо его забинтовано и он лишён возможности двигать правой рукой. Первый опустил на землю свой стянутый бечёвкой мешок. А второй устало опустился рядом, когда за увитой плющом оградой вдруг послышался шорох и чуть слышный шёпот.

(По Служевской Т.Л.)

Диктант №7

Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусный танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорчённый чёрт куцей овцой кинулся к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. « Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», – чертыхнулся чёрт чертовской пословицей. (Из газеты «Русский язык»)

«Орфограммы на стыке приставки и корня»

Диктант №8

Въедливый адъютант изъявил желание получить въездную визу в связи с объективными обстоятельствами. Он давно уже был болен конъюнктивитом и, разъяренный этим курьёзным происшествием, надеялся на сверхъестественное чудо. Прочитав в каком-то интервью объявление о межинститутском съезде искусно лечащих врачей, он с трудом купил себе билет на трансъевропейский экспресс, следующий по транссибирской магистрали, и, прихватив с собой фельдъегеря, сагитировав своего компаньона и изыскав резервы из сэкономленных средств, отправился с друзьями на небезызвестный сбор.

Диктант №9

Субъективное мнение об адъютанте у фельдъегеря сложилось недавно. Предыстория их межиндивидуальных отношений была такова. Курьер, подъехавший в предыюльскую ночь, чтобы объявить об экстремальной ситуации, сложившейся в районе, вручил адъютанту, обладающему сверхизысканными манерами и потому раскладывающему пасьянс, пакет. В нем разъяснялось об объявленной тревоге. До отъезда на место военных действий всем надлежало сделать инъекцию от гриппа, взять дезинфицирующие средства, съестные запасы на полдня, закапать капли от конъюнктивита, изъять все секретные документы, изыскать возможность позвонить родным во избежание предынфарктного состояния, сэкономив тем самым деньги на лекарство, подытожить план предстоящих действий и не забыть надеть медальон. Фельдъегерь считал адъютанта несерьезным человеком, неспособным организовать людей. Однако адъютант, объединив все усилия, смог сагитировать людей за полчаса да ещё и собезьянничать при этом. Военные сборы батальона прошли успешно. Предубеждения фельдъегеря оказались беспочвенными. На пьедестале почета стояла вся рота.

Диктант №10

Ганыкина Наташа , ЭЭ-72

Однажды бесснежным, но морозным утром безработный фининспектор Иванов торопился на суперинтересный межинститутский матч по футболу. Игра должна была состояться в здании мединститута, которое находилось в пяти остановках от дома Иванова. Но был выходной автобусы ходили редко. Наш знакомый, чтобы попасть на игру, вынужден был преодолевать это расстояние пешком. Было десять часов утра, и народу на улице было мало. Лишь изредка попадались случайные прохожие. Вдруг послышался встревоженный крик. Иванов обернулся и увидел справа от дороги немолодую женщину, расставлявшую на лотке свои товары. Слева от лотка лежала разбитая и, судя по реакции торговки, какая-то бесценная ваза. Сбитая с толку неожиданным происшествием, она безрезультатно пыталась соединить осколки. Молча посочувствовав измученной, иссохшейся и сгорбленной женщине, Иванов устремился дальше. Увиденное заставило его взгрустнуть, но вскоре мысли его вернулись к матчу, и он предался мечтаниям. Через некоторое время взору Иванова предстало четырехэтажное здание мединститута. У входа седой привратник попросил предъявить документ. Пройдя по бесконечному коридору, фининспектор приоткрыл дверь спортзала, едва не споткнувшись о сваленный в кучу спортинвентарь, и прошёл на свободное место. Игра уже началась, и на трибунах творилось нечто невообразимое. Возбужденные болельщики вскакивали со своих мест, кричали, возмущались решениями судьи. Однако последний был невозмутим и бесстрастен. Когда команды отыграли первый тайм, никто не решился бы предугадать дальнейшее развитие событий. А исходом игры стала победа футбольной команды пединститута, за которую и болел Иванов. В результате удачной контратаки эта команда в очередной раз с триумфом взошла на пьедестал почёта. Иванов обсудил победу со своим соседом, который оказался превосходным рассказчиком и, кроме того, работал, как выяснилось, директором небезызвестной трансъевропейской компании. Узнав о том, что фининспектор не может найти работу, президент компании предложил ему место в финансово-экономическом отделе. Так Иванов нашёл небезынтересную работу и безупречного друга.

Диктант №11

Бестолковый, бесцельно слоняющийся по исхоженным улицам и изрядно иззябнувший человек тем не менее рассчитывал на совершение удачной сделки. Подавив бессильный вздох и прикрыв шарфом беззубый рот, он исподлобья взглянул в беззвездное небо, надеясь в этой бесформенной массе найти решение своей бесперспективной задачи. Он уже окончательно исчерпал свои душевные ресурсы, давно потерял репутацию сдержанного человека, и его бесформенная фигура, изношенные ботинки, испорченные нервы, ненужная вспыльчивость и бесконечное нытье раздражали рассерженных соседей. Когда-то он был здоров, считался веселым рассказчиком, вел беззаботную жизнь и пользовался безграничным доверием даже самых беспощадных судей. Всё изменилось: он истратил деньги, сгорел дотла его офис, навсегда сгинул бухгалтер, бесчисленные помощники своими глупыми рассуждениями и бесцеремонным поведением не могли восполнить иссякший источник финансирования. Всё кануло как в бездонную бочку. Он вернулся домой, взгрустнул о своей исковерканной судьбе, вздремнул немного, а вскоре предрассветную мглу пустого здания нарушил возглас удивления: оказывается, что в бессмертных произведениях литературы можно найти решение проблемы и что он ещё совершит восхождение на вершину и восполнит растерянное преимущество.

«Правописание НН - Н в разных частях речи»

Диктант №12

К даме пенсионного возраста был приглашён эрудированный поверенный в делах, чтобы в связи с достигнутой договоренностью вручить ей берестяные грамоты с дарственной надписью. Пройдя мимо хозяйственных построек, комиссионного магазина и конституционного суда, уверенной поступью с деланным выражением лица он прошествовал в стеклянные двери. Вымощенная испанской плиткой прихожая производила впечатление подлинного искусства, созданного недюжинным талантом искусного мастера-плиточника. Длинная вереница картин в старинных позолоченных рамах, развешанных по крашенным краской стенам, радовала глаз буйством масляных красок. Единственная современная картина со странным сюжетом была втиснута в проем между настенным шкафом и жестяным ящиком для овощей. Дарованная даме смышленым племянником, она была временно вставлена в эмалированную рамку.Дама была румяной особой с соболиными бровями, умело подкрашенными глазками, надменным выражением лица и царственной осанкой. Несмотря на телефонную договоренность о встрече, она встретила поверенного неприязненным взглядом, потому что никогда не доверяла охранным грамотам, выданным государственными учреждениями. Однако, сварив отменный кофе с пастеризованным молоком и предложив на выбор традиционные бутерброды с полукопчёной колбасой и гусиным паштетом, фирменный салат с вареным яйцом, соленым огурцом и маринованной селедкой, она медленно опустилась в глубокое лакированное кресло, инкрустированное золочёным орнаментом и обшитое тисненой кожей, заваленное огромными златоткаными подушками. Потягивая витаминизированный напиток из граненого стакана с посеребренным ободком, она заинтересованно уставилась на кожаные ботинки приглашённого поверенного и приготовилась выслушать условия получения невиданного богатства, оставленного ей пламенным поклонником.

Диктант №13

Жалсанова Б. , ЭЭ-72

Он вышел ранним, туманным утром, чтобы вернуться к обеду. Погода была безветренная. До деревни было километров десять-одиннадцать, дорога была знакомая, безопасная, хорошо утоптанная. Справа и слева непрерывно тянулись бездонные болота, из запутанной травы торчали длинные гнилые ветки, поднимались бесчисленные липкие шляпки странных огромных поганок, иногда возле самой дороги попадались покинутые раздавленные дома водяных пауков. Из плотно переплетенных древесных крон свешивались и уходили в бездонную мутную топь мириады перепутанных толстых зеленых колонн, длинных канатов, зыбких нитей жадная зелень стояла плотной стеной, скрывая всё, кроме звуков и запахов. Иногда какие-то бесформенные массы оседали, проваливались вниз и медленно раскачивались над головой. Время от времени в жёлто-зеленом сумраке что-то обрывалось и с приглушённым шумом падало, раздавался густой жирный всплеск, болото сонно вздыхало, чавкало, и снова наступала тишина, а минуту спустя наружу выбиралась утробная вонь потревоженной бездны. Степенно покачиваясь, проплывали по сторонам бесконечные заросли, кто-то сопел и вздыхал в воде, раздавался монотонный комариный писк, с тонким воем проносился рой жуков. Дорога под ногами становилась то мягкой от высокой спутанной травы, то жёсткой от щебня и крошеного камня. Беспрестанно мелькали жёлтые, серые, зеленые пятна утомленному взгляду не за что было зацепиться.Солнце, должно быть, уже поднялось высоко, духота постепенно усиливалась. Зато стало меньше открытой воды, появились заросли пружинистого мха, влажного, прохладного. Потом мох нечаянно исчез. Появилась высокая трава с неровными краями и какими-то невиданными цветами, затем начался лиственный лес. Воздух, раньше сырой и душный, заметно посвежел. Неожиданно под ногами появилась твердая дорога, мощённая камнем, и, приободренный, он уверенно зашагал дальше.

Диктант №14

Козлова Анна , ЭЭ-74

Мне тогда было лет четырнадцать. Я проснулся рано утром и решил пойти в лес за грибами. Пробирался я нехожеными тропами и сам не заметил, как забрел в самую гущу леса. Отовсюду до меня доносились соловьиные трели. Несколько часов спустя моя корзина была наполнена грибами. Каких только грибов в ней не было! Пора было возвращаться домой, но я неожиданно понял, что заблудился. Оглядевшись вокруг и не увидев мало-мальски знакомой тропинки, я решил идти куда глаза глядят. Время шло, и я начал было паниковать, как вдруг передо мной появилась ветхая деревянная лачужка. Я постучался мне открыл дверь какой-то старик. Одет он был в холстинную рубаху, потрепанные поношенные штаны и высокие кожаные сапоги, а на голову себе он водрузил старую шляпу с гусиным пером. Он улыбнулся и впустил меня на террасу. Запыленные окна террасы были занавешены потрепанными от времени занавесками. В проеме между окнами висела картина, вставленная в позолоченную рамку и изображающая какое-то сражение. Мы прошли в комнату. Рядом с печкой на крашенном масляной краской паркете стоял стол из лакированного красного дерева. На столе были выставлены разнообразные яства, как-то: пряное свиное сало, копчёная рыба, целая миска квашеной капусты, чугунный горшочек с вареным картофелем, масленые лепешки, глиняный кувшин с топленым молоком, стеклянная бутыль с клюквенной настойкой и ещё много всякой всячины. При виде такого изобилия мне захотелось есть. Взглянув на меня с улыбкой, лесник пригласил меня за стол. Утолив голод, мы долго разговаривали о странном и переменчивом характере природы, о том, как приятно наблюдать за багряным восходом и пурпурным закатом, прислушиваясь к шороху колеблющихся на ветру трав и щёлканью стрекочущих в траве кузнечиков и цикад, прогонять непрошеных гостей: оводов и комаров. Темнело. Лесник решил помочь мне найти дорогу домой. Шли мы недолго. Откуда-то слева выскочил испуганный стуком наших кованых сапог заяц и в бешеном темпе бросился бежать в противоположную сторону. Мы вышли на некошеный луг. Лесник попрощался и, пожав мне руку, скрылся в темноте. Вскоре я уже пил чай дома, любуясь корзиной, доверху наполненной грибами. Даже по прошествии многих лет я с теплом вспоминаю этого добродушного старика.

Диктант №15

Стасовская И. , ЭЭ-75

С приходом ранней весны южный берег Кубы, обласканный утренним солнцем, облачается в невиданный наряд. Точёные вершины Сьерра-Маэстры, окутанные туманной дымкой и своими очертаниями напоминающие золочёные купола, смутно вырисовываются на фоне пронзенного солнечными лучами ярко-голубого неба, а бесконечные лесистые склоны сбегают к белопесчаным малохоженым пляжам. Потревоженные посторонними звуками птицы с отчаянными криками вьются над берегом острова в поисках желанной пищи. Вдруг раздался неожиданный звук. Это один из рыбаков выстрелил в птицу, пытавшуюся полакомиться разложенным недалеко от него на деревянном столе обедом. И, раненая, она с неслыханным стоном упала в соленое бездонное море, обречённая на верную гибель. Встревоженные криками и выстрелами пассажиры небольшого парусника « Юный» собрались на свежевыкрашенной масляной краской палубе. С обветренными мужественными лицами, коротко стриженными нерасчёсанными волосами, они представляли собой весьма живописное зрелище. Большинство было облачено лишь в испачканные грязью рваные холстинные рубахи и обрезанные у колен поношенные штаны. Вооружены они были ножами и ржавыми, но остро наточенными шпагами. Здесь были люди всех возрастов, но самым болезненным и изможденным на вид старикам было на самом деле не больше сорока. Из-за безветренной погоды судну было суждено дрейфовать около берегов Кубы ещё несколько дней, и лица людей, заполонивших палубу, выглядели подавленно. Они не были очарованы диковинными красотами окружавшей их природы. Все их надежды были связаны с будущей долгожданной наживой. За душой у них не было ни монеты: всё награбленное в предыдущих экспедициях было спущено в бешеном загуле на берегу, проиграно или растрачено. Неожиданно раздался звук колокола, и, подбодренные этим звуком, искатели приключений спустились в освещённую свечами каюту, устроенную на корме и служившую кухней. Неструганые длинные доски, аккуратно составленные на вощёном полу и служившие пиршественными столами, предстали перед глазами собравшихся. Их покрывали старые, но некогда очень красивые самобраные скатерти. На столе не было никаких изысканных яств, и джентльменам удачи приходилось только мечтать о жаренных на углях крабах и о тушённых под бесчисленными пряными соусами румяных поросятах, которые обычно подавались на торжественных обедах у высокопоставленных особ. В их же оловянных тарелках было что-то очень похожее на сваренную на молоке овсяную кашу, а по граненым стаканам было разлито багряное вино. Солнце уже скрылось за горизонтом, Руководство

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА"

(с графическим заданием)

Словарные диктанты

1. Учёный, вёрстка, чёрточка, печёнка, шорох, жёлуди, пчёлы, шоссе, счёт, шёлк, шов, шоколад, учёба, шёлковый, холщовый, расчёска, пшённый, тяжёлый, жёсткий, щёки.

2. Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, чёрт, шёл, щёточка, почёт, шофёр, капюшон, расчёт, чёрствый, жернов, щёлочь, пощёчина, пчёлка, шоковый, щёлочка, решётка.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с буквой ё после шипящих в корне слова;

б) с буквой о после шипящих в корне слова.

Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной о - ё после шипящих в корне.

1. Зажёг свет, громкий шёпот, осторожный шорох, спелый крыжовник, жёлтый тюльпан, цирковой жонглёр, горький шоколад, чёткий почерк, пшенная каша.

2. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Ещё всё спит. Не слышно ни звука, ни шороха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим шёпотом - боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяжёлые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

(По К. Паустовскому)

Проверочный диктант

Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий челн, щёлканье соловья, мягкая шёрстка, почётный караул, поджёг бумагу, поджог сена, жёсткий диван, дешёвые товары, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.

Контрольные диктанты

Шёлковую нить прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом - понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никаких других не признаёт. Перед тем как стать куколкой, гусеница выпускает две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя "с головы до ног". Получается шёлковый кокон. А люди разматывают кокон - да не один, а миллионы, и в каждом - километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

Шёлковую нить прядёт для людей еще один шелкопряд - дубовый. Вернее, его гусеница. Из её шёлковой нити ткут более грубую, но очень прочную ткань. Она называется чесуча.

(М. Константиновский)

И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щёлкаю затвором фотоаппарата.

Первыми на меня уставились медвежата. Но для их неопытных глаз я, видимо, просто сошёл за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. Покопавшись в земле ещё минут двадцать, мохнатая семейка покосолапила в лес.

Я свистнул и хлопнул в ладоши. Медведи рассыпались в цепь и чёрными колобками укатились в кусты.

(По Н. Сладкову)

Мы пришли в цирк

Заиграла музыка, и все расселись. Вдруг из-за красной занавески вышли люди в красных костюмах с жёлтыми полосками. Между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он что-то прокричал, и заиграла музыка. А на арену выбежал жонглёр и началась потеха! Он кидал шарики и ловил их. Потом схватил полосатый мяч. Он подшибал его головой, затылком, лбом, по спине катал и каблуком наподдавал. Мяч катался по его телу как намагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул мячик в публику. Началась настоящая суматоха, потому что я поймал мяч и бросил его в Валерку, а Валерка - в Мишку, а Мишка нацелился прямо в дирижера, но не попал. Мяч попал в барабан, барабанщик рассердился и бросил его обратно жонглеру. Но мяч не долетел. Он угодил одной тетеньке в причёску. У неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

(По В. Драгунскому)

Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.

Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков.

Горностай - ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

(По А. Тамбиеву)

Графические задания:

1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова". Объясните выбор написания.

2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

ДИКТАНТ-ШУТКА

З.С. БУБЕНЩИКОВА,
г. Каргополь

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

ИГРА

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

При изучении темы «Фонетика» в 5-м классе для закрепления, для выработки навыков фонетического разбора я предлагаю ребятам игру под названием «Печатная машинка».
Наша машинка «печатает» не буквами, а звуками, поэтому для данной игры надо напечатать на карточках (например, размером в четверть альбомного листочка) все звуки, например: [а], [а], [ж], [н], [н’] – и так далее. Перед уроком карточки раздаются на парты по две или по нескольку штук каждому ученику (произвольно, кому что достанется). Из учащихся выбирается корректор, который будет контролировать игру.
Учитель называет слово, например, ягодки . К доске выбегают дети, у которых на парте оказались необходимые для «машинки» звуки. Выстраиваются по порядку, и каждый характеризует свой звук по известной схеме. Например:
Первый ученик: «Буква я , так как она стоит в начале слова, обозначает два звука: [й’] – согласный, звонкий, мягкий». Второй ученик: «Звук [а] – гласный, ударный». Третий ученик: «Буква г обозначает звук [г] – согласный, звонкий, твердый» – и так далее.
«Корректор» выслушивает объяснение, исправляет в случае необходимости и делает вывод: «В этом слове 6 букв и 7 звуков (можно еще добавить: в этом слове три слога, первый ударный)».
«Корректору» за работу можно поставить оценку.
Эта игра очень оживляет урок. И что еще очень важно: в работе участвуют практически все ребята, они с удовольствием анализируют ответы товарищей и непосредственно действуют, предлагая свои варианты звуков при «печатании».