Неистовая маркиза жизнь и легенда маркизы казати. Экстравагантный мир от «Луизы Казатти. В леопардовом плаще на вечный покой

Luisa Casati Stampa di Soncino, Marchesa di Roma , урожденная Luisa Adele Rosa Maria Amman , , — , ) — итальянская богачка, красавица, муза поэтов и художников, покровительница искусств.

Младшая из двух дочерей богатого хлопкоторговца Альберто Аммана, выходца из Австрии, мать Лючия Амман — полуитальянка, полуавстрийка. Отец получил от титул графа. Детство провела в . Потеряла мать в тринадцатилетнем возрасте, через два года умер отец. Луиза и её сестра стали богатейшими наследницами Италии, опеку над ними взял их дядя Эдуардо Амман.


Джованни Болдини. Лежащая обнаженная

В вышла замуж за Камилло Казати Стампа ди Сончино, маркиза ди Рома, родила ему дочь. После этого супруги жили раздельно (расстались в , развод оформили лишь в : Луиза стала первой католичкой в мире, получившей официальный развод). Параллельно продолжались отношения Луизы и , известного в те годы поэта. В маркиза поселилась в особняке Веньеров на в (теперь здесь размещается ) и отреставрировала его. В течение трёх десятилетий маркиза Казати была одним из центров европейского общества, избранного круга писателей, художников, актеров. Она путешествовала по миру, посещала , , , . Собирала экзотических животных и шокировала венецианцев, выходя на прогулку с двумя и нося живых вместо украшений. Устраивала балы прямо на . Была известным меценатом, поддерживала , , , и многих других деятелей искусства. Немыслимая роскошь и экзотика ее званых вечеров вошли в легенду.

Многие считают, что светский образ Луизы складывался под влиянием , о которой говорили, что она увлекается чёрной магией. Луиза даже назвала Кристиной свою дочь, родившуюся в .

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Маркиза Луиза Казати - культовая фигура европейского масштаба первой трети 20 в. Ее магнетизм завораживал известных художников, поэтов, артистов того времени: среди близких друзей и знакомых Луизы актриса Сара Бернар, глава и теоретик футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, скульптор Джейкоб Эпстайн, футурист Джакомо Балла, художник Огастас Джон, модельер Поль Пауре, художник Лев Бакст, писатель Габриеле д’Аннунцио, художник Кес ван Донген, театральный деятель Сергей Дягилев, балерина Айседора Дункан, танцовщик Вацлав Нижинский, фотограф Сесил Битон.
Образ экстравагантной маркизы создавали на сцене Вивьен Ли, Ингрид Бергман и др. Джон Гальяно в 1998 году вынес на суд публики коллекцию от-кутюр, посвященную эксцентричной аристократке, затем его примеру последовал молодой итальянский дизайнер Марко Коретти. Под обаяние Луизы Казати попал великий Карл Лагерфельд, возродив дух божественной маркизы в серии своих творений (2003). Муза Казати витала и над коллекцией Армани (2005).
Единственная биография маркизы изложена в книге Скотта Райерсона и Майкла Яккарино Infinite Variety. Текст написан на основе документальных источников, воспоминаний современников, приведены отрывки из произведений писателей и поэтов из ее окружения (цитаты снабжены ссылками).
После выхода книги в 1999 году возродился бурный интерес к загадочной Луизе. Infinite Variety перевели на французский и итальянский языки, вышло отдельное британское издание.

Неистовая маркиза - это романтизированная биография маркизы Луизы Казати, чья экстравагантность была притчей во языцех, и мало кто догадывался, что это способ изживания детских комплексов робкой дурнушки из богатой семьи. Став взрослой, эта итальянка изумила Европу необычной (подчёркнутая стройность, огромные подведённые глаза, и копна рыжих волос) и пристрастием к монохромной гамме в нарядах и интерьерах (даже собак и кошек она подбирала под цвет гостиной и платьев). Её имя приянто называть в одном ряду с Габриэле Д Аннуцио, Сергеем Дягилевым, Львом Бакстом, Айседорой Дункан, Вацлавом Нижинским. Издание выполнено во вкусе самой мвркизы - мелованная бумага, лаковый узор на обложке, роскошные иллюстрации.-Le Figaro Madame (Россия)

«Хочу стать живым шедевром», - ещё в молодости заявила Луиза Казати, и у неё это отлично получилось. Живя то в Венеции, то в Риме, то в Париже, то на Капри, маркиза только и делала, что эпатировала публику: коллекционировала дворцы, выгуливала на поводке гепардов, обожала змей, спускала целые состояния на роскошные пиршества. Её боготворили Д’Аннуцио и Дягилев, Пуаре, Бакст и Эрте шили для неё наряды, Больдини, Мартини, Ван Донген и Сулоага писали портреты, Мэн Рей, Битон и де Мейер запечатлевали на фотоплёнке пронзительный взгляд её огромных глаз…Это первая книга о легендарной маркизе, вышедшая на русском языке.

Не было в истории женщины удивительнее маркизы Луизы Казати - поскольку вся жизнь её была один большой спектакль, который она с настойчивостью до самой смерти продолжала; один большой, как бы сейчас сказали, перфоманс, удивительное представление, для которого она старательно создавала костюмы и оформляла интерьеры, что в итоге стоило ей состояния, и умерла маркиза в нищете. Однако, к её образу дизайнеры и художники возвращаются по сю пору. Каждый модельер с образованием (а в случае с Европой и без образования) слышал о Луизе Казати и знает, что густо обведённые чёрным, огромные глаза, бледное вампирье лицо и волосы а ля медуза Горгона - это она. В 70-е годы о ней активно снимали кино: самый известный фильм назывался «Время покажет», где играла Лайза Миннелли и Ингрид Бергман. Издательство «Слово» выпустило книгу "Неистовая маркиза".

Судьба легендарной Луизы Казати» с шикарными иллюстрациями (наверное, нет такого человека на земле, не считая политических лидеров, которого бы так часто рисовали). Родилась в богатом и благородном семействе, красотой особенной по молодости лет не отличалась, была отдана замуж за красивого, беспечного отпрыска столь же благородного семейства, родила дочь, познакомилась с французским писателем Габриэле д’Анунццио, и тут, что называется началось. Ну, для начала мужу она изменила, а потом стремительно начала менять себя. Она стала произведением искусства - таким, какой её, казалось, видел любовник. И стала такой, какой её даже эсцентрик д’Анунццио не мог вообразить. Она купила венецианский палаццо, которое почти разваливалось и начала вкладывать в него невероятные средства: за стенами, которые, казалось, готовы были обвалиться, всё сверкало неимоверной роскошью: канделябры из мастерской знаменитых стеклодувов, подсвеченные изнутри алебастровые вазы с цветами из слоновой кости, стаи белых павлинов и дрозды-альбиносы в роскошном саду - Луиза специально выдержала всё в чёрно-белом цвете, а один раз наделала шума, выкрасив свою гондолу в белый цвет, вопреки городским правилам. Из Рима привезли её чёрных и белых борзых.

Просторный сад наверняка порадовал их больше, чем соседи - пара гепардов: Луиза стала появляться на веранде с пятнистыми хищниками, которые сопровождали её и в прогулках по лагуне. Вдобавок она наняла себе экзотического слугу - исполинского негра по имени Гарби. Он стал одним из главных действующих лиц в карнавалах, которые она устраивала. А карнавалы она любила, всякий раз заказывая для них костюмы знаменитому Льву Баксту, ни много, ни мало. Внешность маркизы с годами становилась всё более шокирующей: оттенок пудры был всё более мертвенным, изумрудные, обведённые угольно-чёрными кругами (до бровей) глаза, пугали. На веки Луиза накладывала индийскую тушь и наклеивала тонкие полоски чёрного бархата. Длина её накладных ресниц год от года увеличивалась; пламенные губы могли поспорить с геенной огненной откуда она, по мнению многих и появилась. Из многочисленных источников известно о необычных ночных прогулках маркизы: накинув меховой палантин на голое тело, она расхаживала по площади Сан-Марко со своими гепардами в бриллиантовых ошейниках. Сзади шествовал мавр с двумя горящими факелами, освещая эту потрясающую картину для публики.

«Я хочу стать живым произведением искусства»

Луизы Казатти, самая экстравагантная женщина Европы, создала поистине фантастический мир вокруг себя – с неповторимым стилем жизни, модой, интерьером, чувствами и эмоциями. Маркиза, муза, богиня, ведьма, актриса, меценат, покровительница искусств.

Ее осыпали многообразными и самыми неожиданными эпитетами: «Медуза Горгона с волосами, пропитанными икрой и шампанским, сумасбродка, ведьма…» Ей удалось успешно реализовать в жизнь свой девиз: «Я хочу стать живым произведением искусства». В своих многочисленных храмах-виллах она проводила знаменитые театрализованные костюмированные праздники-карнавалы, посвящая их великим людям прошлого.

Луиза Казати воплотила в жизнь вечную и неистребимую мечту многих женщин о свободной, красивой и независимой жизни, более того – жизни роскошной и эпатажной, возведенной в ранг Искусства. Она жила красиво и свободно, в свое удовольствие, как настоящая Богиня.

В ее садах роскошных, утопая,

Средь райских птиц, махровых роз цветы,

Раскрыв себя, цвели благоухая,

Вокруг кружились мотыльки,

Что облака, над всем порхая;

Кругом фонариков пестрели уголки.

И в сем саду – небес альков,

Была маркиза краше всех цветов.

Луиза всегда резко отличалась от всех окружающих своей необычной внешностью и одеждой. Представьте себе, маркиза выходит на прогулку с двумя гепардами на поводках с бриллиантовыми ошейниками, набросив на свое голое тело леопардовую мантию или роскошную меховую шубку. А вместо украшений она часто носила на шее ожерелье из живых змей, с которыми она целовалась.

Мужчины в жизни Луизы Казати

Говорят, что за всякой успешной женщиной стоит мужчина. За Луизой Казати их было несколько. Началу ее творческого восхождения поспособствовал ее муж. Очень милый маркиз Камилло Казати Стампа ди Сончино маркиз ди Рома, выходец из старейшего миланского рода, познакомился в один прекрасный день с юной и скромной Луизой и почти сразу сделал ей предложение, ему был 21 год , а ей – 18. А в девятнадцать она уже вышла замуж за Камилло, и в браке родилась их дочь Кристина. У обедневшего м аркиза были титул, круг известных и знаменитых людей. Луиза была младшей дочерью богатого хлопкоторговца Альберто Аммана, выходца из Австрии, которому король Италии Умберто I пожаловал титул графа.

Для маркиза Казати самым главным было иметь возможность заниматься любимым делом – охотой. Он охотился, а она формировалась как будущая звезда европейского бомонда, постепенно завоевывая видное место в высшем свете.

Вскоре Л уиза завела себе любовника. Им стал знаменитый поэт Габриэле д’Аннунцио. В то время были очень популярны не только ее многочисленные портреты, выполненные знаменитыми художниками, но и одна карикатура, на которой Луиза была изображена в обнимку с этим знаменитым любовником, поэтом д’Аннунцио, посреди кровати маркиза.

Хотя маркиза Казати провела свое детство и отрочество в Милане, но страсть к Венеции ей привил именно д’Аннунцио, рассказывая ей часто об этом удивительном городе. Сначала он был ее любовником, а потом другом. Более того, он был одним из тех, кто помог раскрыть в ней ее редкий талант Богини и «завоевать» Европу.

Говорят, что маркиз Казати среагировал на любовный роман своей жены почти безразлично, по крайней мере обошлось без семейных скандалов. У Луизы все-таки было много достоинств, и он оцени л их в полной мере. Она не ограничивала его свободы, родила ему прекрасную дочь и что очень важно, обогатила его казну. И все-таки она не была создана для брака, супруги расстались, оформив развод только через десять лет. Согласно легенде, Луиза Казати стала первой в мире разведенной католичкой. Это тоже способствовало созданию ее имиджа.

Если муж положил начало ее восхождению, то поэт и писатель д’Анунцио был главной фигурой, главным ее учителем и советником, с помощью которого молодая маркиза успешно продолжила свое восхождения к вершинам славы. Он увлек ее и как мужчина, и как поэт и литератор, познакомил со многими представителями европейской богемы. Он посвятил ей свои произведения и именно он впервые открыл в ней страсть к необычному поведению, театрально-мифическим эффектам, будучи непревзойденным профессионалом в этом деле. Они были родственными душами. Луиза была моложе д’Аннунцио на 18 лет.

Как известно, д’Аннунцио в каждой женщине видел богиню. Луиза стала для него Корой (это одно из имен греческой богини Персефоны). Их связь, сначала любовная, а потом дружеская, длилась всю жизнь. Он вспоминал о ней всегда с нежностью и восхищением:

«Луиза Казати – женщина удивительной красоты. Когда я спросил, с каким ощущением носит она свою гордую маску, она ответила, что ей кажется, будто, проходя, она с триумфом оставляет свой образ в самом воздухе, словно бы это гипс или воск, и таким образом увековечивает себя всюду, где бы ни побывала. В этих словах она выразила, быть может, безотчетное стремление к власти и к бессмертию, свойственное всякой красоте».

Луиза Казати и Венеция

В 1910 году Луиза купила в Венеции старинное палаццо – дворец Веньеров, окна которого выходили на Большой канал. Казати прекрасно вписывалась со своей экстравагантной внешностью в этот удивительный город столь же непохожий на все другие и индивидуальный, как и она сама. Она устраивала балы прямо на площади Сан-Марко. Но даже привыкшие к разным ярким представлениям и чудесам венецианцы, проявляли интерес к ее дворцу и саду. В ее зеленом саду разгуливали два гепарда, резвились дрозды, попугаи, павлины, причем она где-то достала белых дроздов и павлинов… Кроме них были многочисленные приматы и любимые ею кошки. Вся эта живность обожала Луизу и слушалась свою Богиню беспрекословно.

Гепарды, львы, пантеры, змеи

Среди дорожек, у дверей,

Ее ласкались рук, коленей,

Служа защитой от людей,

И, может, средь земных волнений

Надежней были всех друзей.

Они, свои подставив гривы, хохолки

Глядя в глаза, икали ласк Ее руки…

Как же ей удалось трансформировать себя в живое произведение искусства? Разумеется, Луиза Казати не сразу стала ярким произведением искусства, робкая уточка постепенно превращалась в роскошного лебедя. Вначале она была скромной девочкой с огромными выразительными глазами, которая все свободное время предавалась творческим фантазиям. И только потом эта робкая девушка превратилась в законодательницу мод, музу художников и поэтов, в организатора своих знаменитых спектаклей-карнавалов и в самую экстравагантную женщину в Европе.

Луиза начала с создания своего внешнего образа. Ее страсть к перевоплощениям проявилась еще в юности: уже тогда ей нравилось, надев необычное одеяние, быть яркой и заметной. Позже она стала выстраивать свой ошеломляющий образ, используя невероятную смелость, фантазию, связи и материальную основу. Потом она искусно научилась обнажаться, используя для этого особую одежду, как будто бы в наряде и как будто бы обнажена, это было очень эротично с ее прекрасными физическими данными, не зря популярная шутка венецианцев о маркизе Казати «из одежды на ней были только духи» быстро распространилась повсюду.

Муза, покровительница искусств и щедрый меценат

Неудивительно, что Луиза Казати стала живой Музой для многих известных творческих людей того времени, итальянских футуристов, художников и скульпторов, героиней нескольких популярнейших романов. Известно более 130 ее портретов кисти самых знаменитых художников. Поэты строчили стихи о ее необычной красоте, кутюрье шили для нее сногсшибательные наряды… Известно, что она была способна развлечь даже самых пресыщенных и капризных аристократов в своих спектаклях, режиссируемых ею самой… Но прежде всего она развлекалась сама, все это она делала прежде всего для себя, для своего собственного удовольствия.

Луиза была законодательницей моды, покровительницей искусств, вдохновительницей гениев и щедрым меценатом. Она спонсировала многих художников, композиторов, писателей, музыкантов, кутюрье, помогая известным и неизвестным, среди которых были Филиппо Томмазо Маринетти, Альберто Мартини, Джованни Больдини, Артур Рубинштейн, Пабло Пикассо и многие другие.

Костюмированные балы и маскарады чередовались один за другим. Она выбирала определенную эпоху, под эту эпоху стилизовали интерьеры и гости прибывали на бал в костюмах героев выбранного времени. Однажды она заявилась на бал в образе византийской императрицы Феодоры (супруги Юстиниана). Жизнь, которую она создавала вокруг себя, была сродни и театру, и кинематографу – она сама была и режиссером, и актрисой, и сценаристом.

Средь темноты, Ее пиры наполнены огня,

Здесь оживали древние картины Рима,

В тунике белой, полночи звезда,

Она лозе была подобна среди пира;

От наваждения смыкаются глаза,

Пред них разверзся праздник мира.

Сорвав тунику средь полунагих рабов,

Маркиза встала; пурпурный покров.

Кроме Венеции был Рим, Париж, Капри, Индия, Америка, Лондон и другие места, где она играла свои спектакли в естественном жизненном ландшафте или в своих многочисленных дворцах, создавая эффектные декорации с помощью экзотических животных, дорогих антикварных произведений искусства, дополняя все это самыми знаменитыми людьми ее эпохи, которые развлекались на проводимых ею карнавалах и праздниках.

Эльза Скьяпарелли, известная итальянская стилистка, дизайнер, художница сказала о ней: «Эта высокая худая женщина с дико накрашенными глазами тянула за собой век былого великолепия, век богатых индивидуалисток, единственной целью которых было потрясение публики«.

Балы и карнавалы Луизы Казатти

Одна из современниц вспоминает великолепие бала, который маркиза устроила в своем парижском дворце «Пале роз»: «Мы прибыли около полуночи в страшное ненастье. Нам показалось, перед нами возникло сказочное видение. Дом был окружен вереницей крохотных электрических лампочек… По тропинкам сновали лакеи в роскошных, шитых золотом камзолах, атласных штанах и шелковых чулках. В доме, невзирая на потоп, собрались все звезды “Комеди Франсез” и самые знаменитые поэты и художники того времени. Прием воистину поражал великолепием… При своем высоком росте она вдобавок надела очень высокую черную шляпу, усеянную звездами. Лица было не видно под маской, из-под которой сверкали под стать бриллиантам, усыпавшим руки, шею и плечи, огромные глаза. Как сомнамбула, прошла она по залам, раскланиваясь со всеми…» Всем гостям при входе дарили золотые розы, пахнущие розовой эссенцией.

Находит сумрак; полновластная Луна

Висит как яблоко над тихою рекою;

Как будто смерть, маркиза холодна,

Глаза очерчены, сияют темнотою,

Другая современница вспоминает еще один бал, посвященный памяти графа Калиостро: «Приготовления к празднику были грандиозными. Перед приездом гостей дворцовый сад был уставлен горящими факелами, столы изобиловали яствами, прислугу нарядили в парики и костюмы, соответствующие духу времени великого чародея. Кого здесь только не было! Петр Великий, Мария Антуанетта, граф Д’Артуа… Но действо развернули вспять сами силы природы, началась такая гроза, что молния, казалось, вот-вот спалит всех присутствующих. Возникла жуткая паника, и гости в ужасе стали разбегаться во все стороны прямо по потокам воды, да еще и поливаемые сверху. Все смешалось: костюмы, кринолины, парики, грим растекался по их лицам ручьями. Это было страшное зрелище…»

Говорят, что у Луизы был стервозный характер и ей доставляло удовольствие то, что ее экстравагантные выходки работали на ее имидж. Она предпочитала больше общаться с мужчинами, чем с женщинами, которых часто просто игнорировала. Рассказывали, что во время известного парижского маскарада, устроенного Казати в память о графе Калиостро, маркиза заперла одну из дам в шкаф на весь вечер, в отместку за то, что она пыталась скопировать ее костюм.

На устраиваемых ею званых балах, пирах и вакханалиях весело проводили время Айседора Дункан, Феликс Юсупов, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский… Дом Луизы Казати был частым местом встреч самых ярких личностей той эпохи, которые являлись неотъемлемой частью великолепных декораций этих мероприятий. На одном из ее приемов, где присутствовали Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский, описывается следующий случай:

«Как-то в один из пиров после двух бокалов вина Айседора Дункан пригласила Нижинского на вальс. «Да, – произнесла Казати после танца. – Жаль, что этот мальчик не встретился мне, когда ему было года два. Уж я бы его научила танцевать».

Иногда Казатти играла в куклы. Луиза выходила в свет с восковым манекеном – со своей точной копией – которого усаживала рядом с собой за стол и так проводила вечера.

В леопардовом плаще на вечный покой

«В жизни эта женщина ни разу не изменила легенде», – сказал писатель Филипп Жюлиан. Так она неслась по жизни – как яркая комета, освещая все вокруг ослепительным пламенем. В этом пламени славы она и сгорела, истратив впоследствии все свое состояние. Эта была еще одна странная ее черта – чрезмерная щедрость. Она чувствовала себя слишком великой, чтобы мелочиться и промотала на воплощение своих праздников все, что у нее было, все свои дворцы и деньги, более того – у нее был не выплаченный кредиторам долг в $30 млн. Но до конца дней своей жизни Луиза неизменно представляла собой живое произведение искусства. Став бедной, она продолжала притягивать к себе людей своим обаянием.

Бывало, Лу, забывшись, розы устилала

На черный бархатный ковер,

Свечу взяв в руки, умирала:

Ложилась в гроб; ее безумный взор

Тускнел; она во мраке угасала,

Даря последний луч; дворца простор

Пред нею саваном навеки одевался,

И уносясь, в небытие терялся…

В 1957 году, в возрасте 76 лет, все еще изысканная и эффектная, Луиза Казати ушла в мир иной – так же театрально и экстравагантно, как и жила. На протяжении всей своей жизни она увлекалась оккультизмом и магией, и последним событием в ее жизни стал спиритический сеанс, после которого она скончалась

Разумеется, ее не посмели облачить в черную одежду. Ее любимая внучка Мурея, с которой она провела свои последние годы в Лондоне, одела ее в легендарный леопардовый плащ. В последние минуты жизни рядом с ней был и ее самый последний друг Сидни Фармер. Он принес для нее новые накладные ресницы и чучело любимого пекинеса. Прекрасную и загадочную маркизу похоронили в Лондоне на богатом Бромптонском кладбище. На могильном камне в ыбиты известные строки из шекспировского « Антония и Клеопатры»: “Age cannot wither her, nor custom stale. Her infinite variety” («Ее разнообразью нет конца. Пред ней бессильны возраст и привычка»).

Когда цветок прекрасный умирает

С ним вместе мир

Горюет и страдает.

Есть такие места на земле, истории которых совершенно не согласуются с их внешним видом. Может быть страшное, вроде как негостеприимное место- а с ним связаны только самые счастливые и теплые истории, а бывает и наоборот...

Изумрудно-зеленые воды, ослепляющее голубое небо и холмистый пейзаж - миниатюрный остров Заннон, затерявшийся в Тирренском море, представляет собой, казалось бы, типичный итальянский остров для любителей спокойствия и единения с природой. Однако репутация у этого острова иная. Его название связывают с сексуальными оргиями.

Если подплыть к острову поближе, то можно увидеть белеющую вдалеке виллу в колониальном стиле. Там жил маркиз Казати Стампа, который устраивал роскошные сексуальные вечеринки, и его красавица-жена, которая, в свою очередь, питала страсть к незнакомым молодым людям и с удовольствием этой страсти потворствовала.
И в один прекрасный солнечный день в 1970 году маркиз вдруг сорвался, убил жену с очередным любовником и пустил пулю себе в лоб.

Маркиз с женой

Сейчас на острове нет ничего, кроме полуразрушенной виллы, которая напоминает о кровавой трагедии.

А в 1960-х там гремела музыка, яхты с моторными лодками прибывали к причалу и высаживали многочисленных гостей раскрепощенной парочки, вино лилось рекой и практиковалась вседозволенная любовь.

Маркиз Казати Стампа отличался свободными взглядами на брак и был вуайеристом - любил смотреть и фотографировать, как его жена Анна Фалларино, бывшая актриса, предается любви на пляжах острова с другими мужчинами.

По-видимому, ревность не была одним из недостатков маркиза, потому что он уезжал на охоту, а его супруга соблазняла молодых людей или плавала в чем мать родила в римских бассейнах виллы перед баронами, графами и миллиардерами.

На острове часто устраивались маскарады, которые заканчивались оргиями, что стало нормой. Ходили слухи о существовании на вилле комнаты, сплошь состоящей из зеркал - видимо, для лучшего обзора не только участников, но и зрителей.

Факт распутных вечеринок недавно подтвердился в ходе ремонта. Были обнаружены тысячи пустых бутылок, а также 1500 фотографий с обнаженной Анной, которая, к слову, стала первой женщиной в Италии, сделавшей операцию по увеличению груди - в 1970 году.

Бесконечное веселье закончилось трагически в августе 1970 года.

Анна влюбилась в одного из своих многочисленных любовников. И когда маркиз вернулся в их дом в Риме, то обнаружил свою жену в постели с другим, что, видимо, было против правил. Он застрелил обоих и пустил себе пулю в лоб.

Великие меценаты и филантропы

5.082 Бесшабашная меценатка маркиза Луиза Казати

Маркиза Луиза Казати (Luisa Casati Stampa di Soncino, Marchesa di Roma, урожденная Luisa Adele Rosa Maria Amman) - такая же знаковая фигура в истории мирового меценатства, как и Гай Цильний Меценат. Между ними разница в 19 веков, но место благодеяний одно и то же - Италия.

С известной натяжкой можно сказать: Меценатом история меценатства началась, а на Казати закончилась. Во всяком случае, более феерической фигуры, чем итальянская маркиза, мир искусства не знал, да и вряд ли уже когда узнает.

Красота и ум, артистизм и бесшабашность, богатство и расточительность - все это «в одном сосуде» - такое надо поискать. Среди облагодетельствованных Луизой талантов Вергилия и Горация не было, но зато сколько было других!

Сдерживаемые форматом книги, не станем перечислять всех их - осчастливленных поклонников и любовников (как правило, это одно и то же) «рыжеволосой колдуньи», упомянем лишь некоторых, кем восхищалась 100 лет назад интеллектуальная Европа.

Двух популярных итальянских поэтов и писателей: Г. д;Аннуцио, повесу, имевшего большой «послужной» список охотниц до его эротических сочинений, и Ф.Т. Маринетти - основателя футуризма, футуристических журналов и издательства «Poesia», автора первого манифеста футуризма, в 1914 г. посетившего Россию.

Знаменитого французского писателя, художника и режиссера, предтечу сюрреализма - Ж. Кокто. Итальянского живописца, одного из лучших портретистов конца XIX - начала XX в. (портреты Дж. Верди, А. Тулуз-Лотрека, С. Бернар и др.) - Дж. Болдини. Замечательного нидерландского художника, одного из основоположников фовизма - К. ван Донгена.

Выдающегося польского и американского пианиста и музыкально-общественного деятеля Артура Рубинштейна.

Известного французского фотографа барона А. де Мейера. Модного парижского кутюрье П. Пуаре, создателя молодежного стиля. Пожалуй, хватит.

В этой выборке охвачена большая часть спектра Луизиных обожателей, но лишь малая часть списка.

Жизнеописаний Казати множество. Оставив в стороне ахи и охи восторженных биографов маркизы, вытянем из искрометных летописей канву ее жизни - тоже усыпанную бриллиантами.

Будущая меценатка явилась на свет 23 января 1881 г. в Милане, в семье текстильного магната Альберто Аммана, выходца из Австрии, и Лючии Амман - полуитальянки, полуавстрийки. В детстве и юности росла дичком, увлекалась одним лишь искусством.

В 15 лет оставшись круглой сиротой, Луиза унаследовала графский титул и огромное состояние. Через 4 года графиня вышла замуж за Камилло Казати Стампа ди Сончино, маркиза ди Рома, и тоже стала маркизой. Спустя год у них родилась дочь.

Маркиз по своему статусу занимался спортом, охотой и женщинами, а маркиза - балами, нарядами и оккультизмом. Года через три увеселения наскучили, Луиза увлеклась мужчинами. Супруги стали жить раздельно, в 1914 г. расстались и еще через 10 лет оформили развод.

Казати от одиночества не страдала и скрашивала дни как могла. Роскошные благотворительные маскарады, балы на главной площади Венеции - Сан-Марко, экстравагантные причуды синьоры (прогулки с двумя гепардами, леопардовая накидка на обнаженное тело, живая змея на шее вместо ожерелья и пр.) остались не только в памяти обывателей, но и во множестве воспоминаний деятелей искусства. Говорят, она любила встречать званых гостей, возлежа на медвежьей шкуре и одетая только в пару капель духов.

Первым в веренице кавалеров стал д;Аннуцио. Он, собственно, «раскрепостил Луизу» и приохотил любовницу к экзотике, расточительности и щедротам. Маркиза долго не могла остановиться.

В 1910 г. Казати поселилась в полуразрушенном особняке Веньеров на Большом канале в Венеции, отреставрировала палаццо, превратила его в настоящий зоопарк, населенный диковинными зверями, птицами и гадами.

«Загадочные восковые манекены сидели как гости за ее обеденным столом, и ходили слухи, что в них она хранит прах своих прежних любовников» (http://www.casatiball.com/). 20 лет дворец был центром чуть ли не всей европейской элиты и богемы.

К тому же маркиза была неутомимой путешественницей по свету - европейским столицам и Индии. За ней всюду тянулся шлейф приключений, блеска, немыслимых трат - в т.ч. и на опекаемых Луизой художников - старых знакомцев и неофитов.

Как-то Луиза, большой знаток живописи, произнесла: «Я хочу стать живым произведением искусства» - и стала. Но не только моделью, натурой, явлением, но и сохранилась во множестве полотен.

Одних только портретов Казати, написанных лучшими художниками той поры, было собрано в ее дворце свыше 130!

Надо ли говорить, что каждый живописец помимо счастья запечатлеть на полотне «вечную музу» получил за холст еще и приличный гонорар, а то и первое признание благодаря ее покровительству. Почти все картины - живописные шедевры. Скажем, полотно Болдини «Маркиза Луиза Казати с борзой» снискало в 1908 г. «бурю оваций в парижском Салоне». А холсты ван Донгена, по мнению знатоков, «источают необыкновенный аромат соблазна».

Продолжать повествование о Казати - значит вновь и вновь писать о том, как она вдохновляла художников, писателей, музыкантов, модельеров. Даже после смерти она осталась музой не только для знавших и любивших ее, но и просто слышавших о ней или видевших ее фотографии и портреты. Так, например, ее образом вдохновлялись Л. Висконти, Т. Уильямс, Дж. Керуак, В. Ли, К. Диор, М. Дрюон, Коко Шанель и т.д.

И хотя Казати до последних своих дней потрясала и покоряла, шикарная жизнь ее закончилась в 1930 г., когда маркиза вдруг обнаружила, что она банкрот, и ее долги составляют 24 млн. долл.

Через 2 года все ее дворцы, картины, мебель, наряды и пр. ушли с молотка. Обедневшая, но не потерявшая жизненной энергии, синьора переехала в Лондон, где скромно жила до своей кончины, позволяя иметь из «роскоши» только несколько пикенесов. Луиза «довольствовалась диваном, набитым конским волосом, старой ванной и сломанными часами с кукушкой».

«Среди предметов, окружающих ее в последние дни, значился футляр из хрусталя, в котором, как она поясняла, хранилась фаланга святого Петра: он кинул ею в Казати во время спиритического сеанса». На склоне лет Луизе помогали старые друзья, которых у нее поубавилось, но все равно осталось множество.

Маркизу похоронили на богатом Бромптонском кладбище. На могильном камне были выбиты строки из Шекспира: «Ее разнообразью нет конца. / Пред ней бессильны возраст и привычка».

Полвека назад на Кенсингтонском кладбище в Лондоне появился скромный памятник. Три слова, выбитые на могильном камне, - «Маркиза Луиза Казати» - в начале ХХ века повергали в трепет всю Европу. Дружбой с этой женщиной гордились вдохновитель и организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев и пианист Артур Рубинштейн, балерина Анна Павлова и модельер Эльза Скьяпарелли, ее портреты писали Джованни Больдини и Пабло Пикассо, костюмы для нее создавали Поль Пуаре и Лев Бакст. Получить приглашение на балы и карнавалы, устраиваемые маркизой в лучших дворцах мира, было делом чести для самых знатных фамилий…


Джованни Болдини. Маркиза Луиза Казати со своей борзой, 1908


Это любимый портрет Казати, написанный Ромейн Брукс в 1914 году

«Из одежды на ней были только духи» - эта популярная шутка венецианцев была посвящена именно маркизе Луизе Аделе Розе Марии Казати.
Джованни Больдини. Маркиза Луиза Казати с павлиньим пером. 1914 год

Титул маркизы Луиза Аделе Роза Мария получила в 19 лет, выйдя замуж за двадцатитрехлетнего Камило Казати Стампа. Впрочем, еще неизвестно, кто от этого брака выиграл больше - знатное, но обедневшее семейство Казати Стампа или богатейшая фамилия итальянских промышленников Аман, в поместьях которых часто гостил король Умберто I. Детство будущей маркизы проходило между миланскими музеями и соборами, по которым ее и старшую сестру Франческу водили гувернантки, и старинной виллой «Амалия» с потолочными росписями великого Луини. Гордостью родителей была красавица Франческа. Но судьба распорядилась иначе..И известной стала..


Маркиз Казати жену побаивался и позволял ей все. А она увлеклась оккультизмом и черной магией. Она буквально боготворила знаменитую Кристину Тривульцио, о которой говорили, будто она ведьма, будто в квартире хранит труп семнадцатилетнего любовника... Маркиза Казати даже дочь назвала в честь Кристины. И решила стать не менее знаменитой.

Дочь, кстати, тут же сдали нянькам и мать ею не интересовалась совсем. Потом отправили в частный пансион – где девочку лет до тринадцати перед визитами мамы переодевали в короткие платьица, панталоны и чепчики, чтобы мама не чувствовала своего возраста рядом с взрослеющей дочкой...

Главным человеком ее жизни на долгие годы становится самый знаменитый поэт и драматург того времени Габриэль Д’Аннуцио.

Невысокий, лысый и бесконечно энергичный, Д"Аннунцио был откровенным дамским угодником, имел многочисленные романы с состоятельными женщинами, среди которых числилась и неподражаемая актриса Элеонора Дузе. Луиза к этому времени уже заскучала в замужестве, Камилло больше всего интересовали охота и собаки, а она занималась поддержанием порядка в их многочисленных домах и виллах. На некоторых фотографиях этого периода в глазах Луизы - тоска.
Их знакомство состоялось на охоте, и первое впечатление маркизы от поэта было чудовищным.

Казати тоже не остается равнодушна к чарам драматурга. Об их романе судачат все кому не лень, а газеты публикуют карикатуры на тройственный союз Луизы, Камило и Габриэля. Но скандальная слава не только не расстраивает влюбленных, но и, кажется, наоборот, вдохновляет. А вскоре о маркизе Казати начинают говорить как и о самой элегантной женщине Европы. Миллионы мужа, проводящего время в конюшне или на псарне, открывают для нее двери лучших портных. Во время карнавальной недели в Риме Луиза каждый день появляется в свете в новом наряде, потрясая воображение публики их роскошью и элегантностью. Газеты сменяют гнев на милость, а затем и вовсе переходят на восторженный тон, описывая костюмы маркизы.

Мэн Рей. Портрет Луизы Казати
Она покупает дворцы, она меняет наряды, во время карнавала в Риме меняет роскошнейшие костюмы каждый день! Ее современник вспоминал: «В первый вечер маркиза Казати появилась в наряде Сары Бернар. Во второй - в точной копии одеяния византийской императрицы Феодоры. В третий - в платье из белых кружев и черной атласной накидке, отороченной горностаем. Что дальше?»
Лев Бакст создал для нее около 4 тысяч нарядов, а великий Фортуни – еще больше!

Влюбленный в нее Габриэле Д’Аннуцио описал ее в одном из романов:
«Она завернулась в длинный восточный палантин из тех материй, что маг Мариано Фортуни погружает в свои красильные чаны и вынимает окрашенными в цвета грез… Ей нравилось подчеркивать свою двадцатипятилетнюю свежесть красным и черным: густо чернить веки над горящими глазами и кровенить уста киноварью… При всем при том ее хрупкость, гибкость и сладострастие были сродни творениям Микеланджело. Платья были неотделимы от нее, как зола неотделима от угольев… Всем своим существом она демонстрировала, что колдовство есть искусно внушенное помешательство».
И Луиза действительно гуляет по набережным в алом плаще от Фортуни – как живая иллюстрация к роману.
Эльза Скьяпарелли

Это она последняя попробовала покрыть мальчика позолотой на каком-то празднике в ренессансном стиле – и он чуть не умер. После мальчиков позолотой уже не покрывали.


Это она ночами прогуливалась по набережным Венеции в сопровождении сначала – двух великолепных борзых, черной и белой, в ошейниках, усыпанных бриллиантами, а потом – в сопровождении живого павлина... Потом появился гепард и чернокожий слуга с факелом.

Каждый сезон, приезжая в Венецию из Рима, маркиза перевозила черно-белое мраморное покрытие полов. Лишь одна комната выделялась по оформлению среди других залов - ее стены украшали пластины из старинного золота.
В разбитом во дворе палаццо саду Казати устраивает зоопарк. На ветвях деревьев сидят дрозды-альбиносы, которых каждый день перекрашивают под цвет волос маркизы, по дорожкам разгуливают белые павлины. Компанию самой хозяйке дома составляют змеи и два гепарда, вместе с которыми она на гондоле прогуливается по венецианским каналам. Однажды она даже вызвала гнев городских властей, позволив себе перекрасить гондолу из традиционного черного цвета в белый. Прохожие, завидевшие с мостов приближение гондолы маркизы, неизменно встречали ее бурными аплодисментами...»

Ее балы, на которые мечтали попасть все европейские знаменитости, устраивались прямо на площади Сан-Марко – главной площади Венеции. У Казати хватало для этого денег и влияния. Горожане арендовали окна, выходящие на площадь, чтобы посмотреть, как веселится знать...
Светский обозреватель тех лет Габриэль Луи Пренгуэ так описывает в своих мемуарах вечера Казати: «Дверь в комнате, где мы сидели и беседовали, вдруг распахнулась и вошла покойница. Ее великолепная фигура была туго обтянута платьем из белого атласа с длиннющим шлейфом, грудь прикрывал букет белых орхидей. Огненно-рыжие волосы подчеркивали алебастровую бледность лица, которое полностью пожирали два огромных глаза; расширенные угольно-черные зрачки составляли зловещий контраст с ярко-алыми губами, казавшимися открытой раной на фоне этой бледности. На руках у нее примостился детеныш леопарда.
Она поглядела на гостей в маленький, усыпанный бриллиантами лорнет и пригласила всех на маскарад, который должен был состояться через несколько дней в ее дворце на берегу Большого канала… В ночь карнавала маркиза прислала гондолы с разодетыми в пух и прах гондольерами, чтобы перевезти приглашенных (человек двести) на небольшую пристань, выделенную ей по особому распоряжению городского головы… Там гостей уже ожидал оркестр. По всему периметру площади стояли на расстоянии метров десяти друг от друга черные великаны в алых шелковых одеяниях. Между ними была натянута золотая цепь, преграждавшая доступ толпе…

Под восторженные выкрики собравшихся маркиза Казати вышла из гондолы. Гигантские черные и белые перья фламинго колыхались на атласном платье цвета лунного сияния, перехваченном в талии черным бархатным поясом; одной рукой она обхватила букет черных ирисов, в другой держала на поводке двух леопардов. Вечер был сказочным».

Прогулка маркизы Казати. Худ. Ольга Балабанова
В 1924 году Пабло Пикассо создает для нее необычный костюм, главным элементом которого были электрические лампочки. Но поразить публику на сей раз маркиза не успела - головной убор застрял в дверном проеме и его обладательницу ударило током. Да так сильно, что какое-то время Казати в конвульсиях билась на полу.

Маркиза окончательно рассталась с супругом в 1914 году, а официальный развод получила лишь в 1924-м. Кристине в 1914-м исполнилось 13 лет, она осталась с матерью. Хотя что означает «осталась»? Дочь сначала жила в строгом римско-католическом монастыре, а потом училась в Оксфордском университете, который так и не окончила. А карнавал жизни Луизы по-прежнему продолжался, правда, теперь с меньшим размахом: увеселительные мероприятия европейского бомонда сократились в связи с Первой мировой войной. А после войны мир и вовсе стал другим, и это не могла не почувствовать Казати. Изменился и ее образ жизни, хотя, конечно, менее эксцентричной она не стала.

Судьба Кристины оказалась совсем непохожей на судьбу матери. В 1925 году она вышла замуж за Фрэнсиса Джона Кларенса Уэстерна Плантагенета, виконта Гастингса, вопреки воле родителей возлюбленного и обосновалась в Англии. Ее супруг занимался живописью и даже создал впоследствии портрет своей скандально известной тещи. В 1928 году Кристина родила девочку, которую назвали Мурея.

Внучка маркизы сыграет в ее закатной жизни особую роль: она одна из немногих будет рядом с Луизой в старости. Кристина расстанется с Гастингсом, выйдет замуж второй раз, но уйдет из жизни в 51 год. Так, постепенно близкие люди будут покидать маркизу…

Особо громкую и подчас скандальную славу Казати придали события, связанные с чередой ее балов 1927 года. Один из них, майский (он, правда, оказался, наиболее «тихим»), запечатлела помощница Айседоры Дункан Мэри Дести в книге «Нерассказанные истории»: «Мы прибыли около полуночи в страшное ненастье. Нам показалось, перед нами возникло сказочное видение. Дом был окружен вереницей крохотных электрических лампочек… По тропинкам сновали лакеи в роскошных, шитых золотом камзолах, атласных штанах и шелковых чулках. В доме, невзирая на потоп, собрались все звезды «Комеди Франсез» и самые знаменитые поэты и художники того времени. Прием воистину поражал великолепием… Росту в этой худой женщине было что-нибудь метр восемьдесят, и вдобавок она надела очень высокую черную шляпу, усеянную звездами. Лица было не видно под маской, из-под которой сверкали под стать бриллиантам, усыпавшим руки, шею и плечи, огромные глаза. Как сомнамбула, прошла она по залам, раскланиваясь со всеми, будто одна из приглашенных…» Это называлось балом Золотой розы. Далее Мэри Дести отмечает, что в память об увиденном великолепии она долго хранила золотую розу, внутри которой находилась крошечная капсула с розовой эссенцией - золотые цветки раздавали гостям перед разъездом. Этот бал прошел на удивление спокойно, а вот другой - в память о графе Калиостро, устроенный месяцем позже, провалился. Он готовился в парижском особняке Казати - Пале-Роз, принадлежавшем до нее графу Роберу де Монтескью. Приготовления к празднику были грандиозными. Перед приездом гостей дворцовый сад был уставлен горящими факелами, столы изобиловали яствами, прислугу нарядили в парики и костюмы, соответствующие духу времени великого чародея. Кого здесь только не было! Петр Великий, Мария Антуанетта, граф Д"Артуа… Но действо развернули вспять сами силы природы, началась такая гроза, что молния, казалось, вот-вот спалит всех присутствующих. Возникла жуткая паника, и гости в ужасе стали разбегаться во все стороны прямо по потокам воды, да еще и поливаемые сверху. Все смешалось: костюмы, кринолины, парики, грим растекался по их лицам ручьями. Это было страшное зрелище.

Оплатить все счета за этот маскарад Луиза сможет с большим трудом, изыскивая средства уже из остатков своего состояния.

И с этого момента ее долги неуклонно росли. С молотка пошло сначала содержимое дворца, а потом и само сооружение, а главное - необыкновенный «Эрмитаж» Казати, где, говорят, насчитывалось около 130 посвященных ей работ. И если представить, какие имена присутствовали в этой галерее, то можно составить представление о величине долга. Хотя маркиза никогда не умела быть рачительной, чего стоят такие факты, что она могла расплачиваться с таксистом драгоценными камнями. Кстати, одну из золотых газелей приобрела в то время Коко Шанель…

В 1938 году умер ее самый задушевный друг - Д"Аннунцио. На его похороны Казати не поехала.

В преклонном возрасте маркиза продолжала оставаться Луизой Казати и все так же как магнитом притягивала к себе людей. Последние пятнадцать лет не единожды проверили ее на прочность, и она не изменила своей жажды жизни. Как пишут биографы, Скот Д. Райерссон и Майкл Орландо Яккарино, обстановка, в которой она пребывала, совершенно не походила на прежнюю. Некогда одна из самых богатых женщин Европы довольствовалась диваном, набитым конским волосом, старой ванной и сломанными часами с кукушкой. При этом Казати продолжала развлекать себя и навещавших ее друзей, число которых сильно сократилось: она составляла коллажи из газетных и журнальных вырезок. И ее творчество как всегда было проникнуто выдумкой и оригинальностью.

1 июня 1957 года Луиза Казати стала частью вечности. Она умерла за любимым развлечением - по окончании спиритического сеанса. В другом месте я прочитала, что причиной смерти стало острое нарушение мозгового кровообращения..хотя одно не исключает другого.
Внучка одела ее в легендарный леопардовый костюм, последний друг маркизы, Сидни Фармер, принес для нее новые накладные ресницы, а также чучело любимого пекинеса, который приютился в ногах дражайшей хозяйки.

На похоронах светской королевы Европы присутствовало всего шесть человек. Некогда одна из самых богатых женщин мира оставила после себя набитый конским волосом матрас, сломанные часы с кукушкой и букетик искусственных цветов…
Похоронена она в Лондоне на Бромптонском кладбище