Кельты. друиды. язык и грамотность. письменность кельтов. Законы магии друидов. Кто такие друиды

Приблизительно в 1500—1000 гг. до н. э. на территории Центральной и Западной Европы, там, где сегодня располагаются Великобритания, Франция, Ирландия, Чехия и другие страны, властвовали кельты – близкие друг другу по языку и культуре племена.

Кельты (римляне называли их «галлами») считались одним из самых воинственных европейских народов. Перед началом боя они издавали громкие вопли и трубили в карниксы – духовые инструменты с раструбом в форме головы животного. Таким сильным и не слишком приятным шумом они устрашали противника перед битвой.

В наши дни литература и киноиндустрия несправедливо рисуют галлов вечно пьющим варварским племенем в рогатых шлемах. Современник кельтов Аристотель говорил о них, как о «мудром и искусном» народе.

Слова уважаемого древнегреческого философа подтверждаются археологическими находками, свидетельствующими о том, что у кельтов было отлично развито гончарное ремесло и обработка металла, ими также возводились мощные оборонительные сооружения и красивые архитектурные строения.


Многие исследователи считают, что именно кельты, завоевывая новые территории, принесли с собой в первобытную европейскую цивилизацию прогрессивные технологии.

Древние друиды

Огромным влиянием у кельтских племен пользовались друиды – жрецы, в чьих руках были сосредоточены религия, образование и судебная власть. Друиды являлись одновременно священнослужителями, врачевателями и летописцами. Именно они были движущей силой, ведущей кельтский народ к выполнению его высокой миссии.


Почти все сведения о друидах черпаются нами в древних греко-римских сочинениях, в том числе в «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря, в которых он повествует о том, как им была завоевана Галлия.

В сочинениях полководца друиды описываются не только жрецами, но и политиками, учеными, хранителями преданий и поэм, которые они доверяли по секрету своим ученикам.

Пару тысячелетий назад в Европе насчитывалось несколько сотен друидических учебных заведений, самыми лучшими из которых считались Тара, Оксфорд, Айона и Англси.

Чаще всего неофитами ордена становилась способная молодежь из высших слоев общества. Друиды приобщали галльских аристократов к тайнам природы, давали им глубокие знания в области астрологии и астрономии, прививали чувство военного патриотизма. Несмотря на то что сами друиды не были военнообязанными, они умело воспитывали воинственный дух в молодежи.

Они тщательно охраняли свои знания, поэтому обучение проводилось ими только в устной форме, а сами уроки проходили вдали от людей: в пещерах, лесах и скалистых ущельях.


Цезарь в своих «Записках» выдвигает предположение, что основной причиной, по которой ученикам запрещалось вести записи, было нежелание друидов делать тайные знания общедоступными, чтобы не потерять свое влияние. Кроме того, так ученики развивали и укрепляли свою память.

Известно, что попасть в касту жрецов-друидов было совсем непросто: сначала кандидаты проходили испытание одиночеством в лесу, затем обучались не меньше 20 лет в священных кельтских дубравах.

К концу обучения каждый ученик должен был знать наизусть около 20 тысяч стихов. По университетским правилам, детям до 14 лет запрещено было общаться с родителями.

Единение с природой и возможность управлять ее силами – вот основные аспекты обучения будущих друидов. Могущественная каста кельтских жрецов также передавала своим ученикам знания в области колдовства и магии.

Многие обряды друидов были связаны с лесом. Народ верил, что в священных рощах проявлялись необыкновенные способности жрецов: там они перевоплощались в животных, становились невидимыми, предсказывали будущее, изменяли погоду.

Друиды относились к деревьям, как к одушевленным существам, сравнивая их с людьми. Особое место в их культовой практике занимал : это дерево считалось носителем знаний и мудрости. Возможно, поэтому жрецы большую часть времени проводили в дубовых рощах.

Омела в обрядах

В друидических ритуалах почетное место отводилось омеле, которую они считали символом бессмертия, женской плодовитости и мужской силы.


Процесс сбора омелы был для друидов важным событием: сначала они долго выбирали подходящий кустарник, затем срезали его золотым серпом в определенное, астрономически вычисленное время – все это происходило при скоплении большого количества людей, прошедших очищение и исполнивших ритуальные танцы.

Чтобы растение не потеряло свою магическую силу, оно не должно было коснуться земли, поэтому друиды аккуратно подхватывали срезанную омелу белым платком. Процесс сбора омелы сопровождался закланием двух белых быков и хвалебной молитвой божествам.

Обряд жертвоприношения

Цезарь в своих сочинениях писал, что у галльских друидов были популярны жертвоприношения. По его словам, друиды могли рассчитывать на помощь своих богов только в том случае, если приносили в жертву человека. Жертва выбиралась из пленников, осужденных или даже ни в чем не повинных людей.

Древнегреческий историк и географ Страбон описывал друидический обряд человеческого жертвоприношения при проведении пророческого ритуала: обреченную на приношение жертву ударяли в спину мечом, а затем во время ее предсмертных судорог предсказывали будущее.

Но все же большинство исследователей считает, что кельты прибегали к человеческим жертвоприношениям только в особых случаях – когда их племенам угрожала опасность. Как раз таким случаем и было вторжение римлян на кельтскую территорию. Именно поэтому друиды в тот период часто приносили в жертву людей, пытаясь заручиться поддержкой своих богов в сражениях. Это подтверждается археологическими находками, относящимися к периоду завоевания римлянами Галлии.

К примеру, не так давно в торфяном болоте на северо-западе Англии было найдено хорошо сохранившееся тело молодого мужчины. Ученым удалось выяснить, что жертве сначала нанесли тяжелый удар по голове топором, затем перетянули петлей шею и перерезали ножом горло.

На теле мужчины была обнаружена пыльца омелы, поэтому исследователи связали это убийство с друидами, использующими растение при жертвоприношениях.

Считается, что убитый принадлежал к богатому сословию, об этом свидетельствует его аккуратная стрижка, маникюр и телосложение, присущее человеку, не занятому физическим трудом.

Принося в жертву человека из кельтской знати, друиды, скорее всего, рассчитывали на помощь богов в важнейших сражениях в период активного продвижения римских войск вглубь Британии. Так или иначе, жертвы эти были напрасны: в 60 году н. э. римляне захватили остров Мона – священную цитадель британских друидов – убив при этом всех защитников острова и уничтожив священные для друидов рощи.

Каннибализм древних друидов

Древнеримский писатель Плиний Старший в своих произведениях уверял, что друиды употребляли в пищу человеческую плоть. Этот факт подтверждается недавней шокирующей находкой археологов в пещере графства Глостершир на западе Англии.

Там были обнаружены кости приблизительно 150 человек, убитых, по мнению ученых, примерно в середине 1 века н. э. тяжелым острым оружием в жертвенных целях. Одна из найденных бедренных костей была расколота – археологи предполагают, что это было сделано для извлечения из нее костного мозга.

Традиции, дошедшие до наших дней

Удивительно, но некоторые современные праздники, а также выполняемые нами по привычке действия являются продолжением обрядов древних друидов. Например, праздник Самайн – день, когда над землей кружат сверхъестественные силы – считается предшественником отмечаемого в наши дни Хеллоуина.


Обычай целоваться под омелой в Рождество уходит своими корнями к празднованию друидами дня бога Юла. Пасхальные символы в культуре некоторых стран – крашеные яйца и «пасхальный кролик» – объясняются традиционными чествованиями богини Истары (ее тотемом, означающим плодородие, был кролик, яйца же служили символом новой жизни).

Традиция награждать золотыми и серебряными звездами наиболее сообразительных учеников тоже считается одним из дошедших до наших дней следов кельтской культуры. Даже привычка стучать по дереву, чтоб не спугнуть удачу, вполне возможно, является отголоском почитания друидами деревьев.

Современные друиды

Сегодня в Европе насчитывается несколько друидических организаций. В Ирландии действует открытый для вступления Орден друидов Уснеха, имеющий также представительство в РФ.

В Британии существует Орден бардов, оватов и друидов (сокращенно ОВОD). Согласно первой версии, своим происхождением сообщество обязано Древнему Ордену друидов, созданному в 1781 году Г. Херлом. По другим данным, организация OBOD уходит своими корнями к обществу, основанному Дж. Толандом в 1717 году.

В Англии также действует Британский орден друидов. В организацию, основанную в 1979 году Ф. Шаллкрассом и Э. Ресталл Орр, входит около 3 тыс. членов. Основатели сообщества убеждены: друидические традиции должны постоянно видоизменяться, учитывая особенности новых поколений.

В США и Канаде также присутствуют организации друидов. В Северной Америке, например, их движение началось с шутки: в 1963 году администрация Карлтонского колледжа в штате Миннесота потребовала, чтобы студенты обязательно посещали церковь, в ответ на это студенты придумали сообщество под названием «Преобразованные Друиды Северной Америки». Позже организация приняла более серьезный характер, превратившись в неоязыческую религию.

По неподтвержденным данным, в это общество сегодня входит около 5 млн. человек. Свои ритуалы с элементами спиритизма они осуществляют на алтарях из камней, до которых ранее не дотрагивался человек. Из этой организации вышло множество других, включая Arn Draiocht Fein (в переводе «наш собственный друидизм»), основанную А. Боневицом, и Henge Keltria.

На территории нашей страны, кстати, тоже действуют сообщества друидов. Правда, большинство из них похожи, скорее, на секты с дикими плясками вокруг костра в полуголом виде и непонятными денежными взносами.

Поэтому даже если вы очень горячо желаете поскорее ступить на путь просветления, овладеть колдовскими навыками, в общем, стать друидом, старайтесь все же сохранять бдительность при выборе организации, в ряды которой вы решите вступить.

Кастовая система была свойственна большинству ранних цивилизаций. И не правители или воины, как ошибочно думают некоторые, а именно жрецы стояли во главе таких обществ. Они определяли направление развития, устанавливали законы, были хранителями традиций и духовными лидерами. В Древней Индии они Брахманами, у – волхвами, а у – древней европейской цивилизации, такими жрецами были друиды.

Стать друидом мог далеко не каждый кельт. Это звание не передавалось по наследству. Жрецы, внимательно наблюдая за подрастающим поколением, выделяли наиболее способных мальчиков, которым предстояло многолетнее обучение, прежде чем они смогут войти в круг жрецов. Определить, кто достоин стать учеником друидов, помогали знамения. Принимались во внимание также и душевные качества кандидата. Считалось, что только благородный и чистый сердцем человек достоин приобщиться к великим знаниям: он не сможет исказить их или использовать для корыстных целей.

Знания свои друиды передавали из уст в уста. Хотя у них существовала письменность, древняя мудрость не записывалась. Зашифрованная в и песнях, она передавалась от старших жрецов к ученикам, и непосвященным не было доступа к тайне.

У друидов существовала определенная иерархия, и стать жрецом можно было, лишь пройдя все ступени посвящения. Это был длительный и сложный . Согласно некоторым источникам, не менее 20 лет должно было проходить обучение жреца прежде, чем он получит звание друида.

Барды

Сначала ученики обучались слушать ритмы и природы, изучали формы и . Они овладевали магией звука, силой молчать и силой . Постигнув эти премудрости в полной мере, они получали звание барда. Барды изучали древние кельтские песни и сказания, прославляли богов и поднимали воинский дух сражавшихся во время боевых походов. Они облачались в одежды голубого цвета, что символизировало гармонию.

Оваты

Следующей ступенью жреческого обучения было познание тайн природы, овладение техниками врачевания и обретение власти над ментальным планом бытия. Силой мысли они могли остановить воина и возжечь священный огонь. Они осваивали предсказания будущего по знакам, известным и понятным только им. Такие ученики назывались оватами и носили одежду зеленого цвета, что символизировало знание.

Собственно, друидами, назывались те, кто поднялся до высшей ступени в овладении жреческими науками. Обладая знаниями и умениями оватов и бардов, друиды продолжали изучать тайны природы, анализировать эти знания и применять для служения своему народу. Они были доверенными лицами, наставниками и советниками и командующих армиями. Легендарный Мерлин, учитель и наставник короля Артура, также был не кем иным, как друидом.

Видео по теме

Друиды – жрецы кельтских племен, их магия была тесно связана с деревьями. Они были также королевскими советниками, знахарями, учеными, судьями и посредниками между богом и людьми. Важную роль для друидов играл посох. Он был не просто тростью, служившей опорой человеку, а магическим предметом, символом, означающим власть и силу.

Из какого материала создавался посох?

Посох был неотъемлемым атрибутом для мага. Жезл оказывал ему помощь и увеличивал духовную власть. В этот предмет вкладывались определенные заклинания. Друид определял дерево, которое ему нравилось, и сам занимался изготовлением посоха.

Материалом для создания посоха были деревья различных пород: ясень, орешник, дуб, бузина и другие. Больше для этой цели подходили деревья твердой породы. От древесного материала зависели магические свойства посоха.

Ясеню приписывали чародейство, с древности его применяли для гадания и волшебства. Трость из ясеня сравнивалась с жезлом бога Солнца. У главного бога Одина было копье, сделанное из этого светлого дерева. Оно способно отгонять темные силы, ясеневая опора считалась волшебной, хорошо помогала при лечении и использовалась для общей и солнечной магии.

Дуб – король среди деревьев, его считали священным многие народы, он был символом долголетия, огромной жизненной силы и мудрости. Ветви этого дерева служили сырьем для создания магического посоха.

Лещина (орешник) также считалась деревом мудрости и волшебства. Жезл из нее использовали как магическую защиту от злых духов. Орешник также рассматривают как символ справедливости.

Сосна считается деревом знаний, рябина служит защитой для дома, тис ассоциируют с вечной жизнью, бузина – хорошее средство от колдовства и зла. Ольха является деревом, которое защищает семью.

Порядок изготовления жезла

Основой для посоха было маленькое цельное дерево или ветка большого. У него надо было попросить позволения пожертвовать жизнью и стать помощником друида. Дерево срезалось с чувством сожаления и с уверенностью, что надобность в нем этого стоит. При потребности в ветви, у дерева просили разрешения срезать ее. Лишь получив согласие, дерево или ветвь срубали, приносили ему или земле дары в виде зерна, полудрагоценных камней или пива.

У посоха должны быть удобные вес, длина и форма. Жрецы могли нанести на него символы или оставить чистым. После срубания деревца или отрезания ветви нужно было сразу приступить к обработке дерева. Обдиралась кора с помощью ножа, затем посох шлифовался, его вывешивали в темном проветриваемом помещении для просушки в течение трех месяцев.

Посох украшался резьбой или на нем выжигались руны и другие письмена. В набалдашник посоха вставлялся камень, который обладал силой и помогал друидам. Они обязательно давали посоху имя, так как считали его живым и поэтому обращались к нему по имени.

Посох подсказывал жрецу, как лучше поступить конкретному человеку или как действовать для всеобщего блага.

Древний магический алфавит друидов, известный под названием ОГАМ, был создан одновременно с рунами во 2-4 веке, но наибольшее распространение получил в 5-9 веке. Схематично изображается в виде черточек, где в основе земля из которой тянутся корни, стволы и ветви растений.

В совокупности образует ЩИТ ФИОНА или ОКНО ФИОНА.

Каждый знак несет в себе значение дерева и его энергию. Это словно печать, с помощью которой можно подключиться к нужному потоку.

Есть классический ОГАМ в которых включены растения, которые росли во времена и на землях друидов. Но точно также, другие растения имеют свою “печать”. Поэтому я дам тут расширенную версию.

Более подробно обучиться и узнать о возможностях использования в своей практике ОГАМа, можно у меня на занятиях.

В этой статье, я лишь слегка прикоснусь к древним знаниям. Более полную информацию вы найдете в моей книге

Древний Огам разделен на 5 частей (айкме -aicme) в каждой из которых по несколько знаков.

B. BEH. Beth.

Береза, дерево новых начинаний. Защита детей и женщин. Под ней проводят гадания и исцеление.

L. LWESH. Luis.

Рябина. Поддержка и помощь предков. Ясновиденье. Оберег от ведьм. Различения добра и зла.

F. FAIR-n. Fearn.

Ольха. Дерево управления собой, магии и обучения. Приносит эфеективность в действия и намерения. Мост между мирами. Сила. Энергия.

S. SAHL-yuh. Saille.

Ива. Управление внешними и внутренними ритмами женщины. Интуиция. Плодовитость.

N. NEE-uhn. Nuin.

Ясень. Двери между мирами. Магия.

H. HOO-ah. Huatha.

Боярышник. Терпение. Сдержанность.Очищение сердца. Управление своей тенью.

D. DOOR. Douir.

Дуб. Сила.Стойкость.Защита. Свет. Вдохновение.

T. Chin-yuh. Tinne. Holly.Падуб. Баланс. Правосудие. Правда.

K. Cull. Call. Орешник. Мудрость. Виденье. Справедливость. Гадания. Творчество.

Q. KWAIRT. Quert. Яблоня. Женское совершенство.

Груша. Женская сущность и внутрення опора.

M. MUHN. Muin. Виноград, ежевика. Освобождение от ограничений. Творчество.

G. GORT. Gort. Плющ. Связывание. Катаизатор магических процессов.

Ng. NYEH-tl. Ngetal. Тростник, ракитник. Исцеление. Мудрость. Музыка. Информация.

St. Z. STRAHF. Straif. Терновник. Защита.

R. RWESH. Ruis. Бузина. Завершение одного цикла и начало другого. Трансформация.

Пальма. Плодовитость. Скорость роста. Расширение.

A. AHL-m. Ailim. Пихта. Инсайт. Сила. Прогресс.

O. UHN. Ohn. Oon. Утесник, дрок. Знания. Защита. Мудрость.

U. OO-rah. Ur. Ura. Вереск. Удача. Достижение цели. Изменения к лучшему.

E. EH-yuh. Eadha. Белый тополь. Выносливость.

I. EE-yoh. Idho. Ioho. Iubhar. Тис. Связь с предками. Трансформация смерть-возрождение. Бессмертие.

Эвкалипт. Сила. Здоровье. Целостность.

Forfeda. Пятый айкме, присоединен в 4 веке и представляет собой греческие дифтонги.

K. Koad. Священная роща. Мудрость.

OI. Oir. Бересклет. Ось мира. Устойчивость. Социальная реализация.

UI. Pion. Сосна. Огонь в ночи. Маяк. Указывает и освещает путь. Носитель света. Помогает отпустить вину и трансформировать энергию в позитив.

IO. Vi. Vinllean. Жимолость. Мудрость. Праведный суд.

MOR. Мор. Море. Любовь.

F. PH. Phagos. Бук. Все знания мира, когда либо записанные в книгах. Весь год. Выход за пределы прошлого опыта.

AE. Гаммамелис. Колдовской орешник. Магия. Защита и очищение от черномагического воздействия.

P. PEITH. Pethbol. Калина. Женское здоровье. Танец жизни в лабиринте.

WUA. Вьюнок. Бесконечный потенциал.

Uchalwydd. Омела. Трансцендентность.

OIU. Солнце.

Подпись друида.

На обучающем семинаре я даю ввод в энергии знаков и как с ними работать. Это три дня медитаций и работы с знаками. Желательно уже иметь опыт работы с символьными системами.

После прохождения этого семинара можно получить ввод в

Семинар проводится по мере набора группы либо по запросу тех, кому это необходимо.

Copyright©Эжени МакКвин-2015. Любой перепост данного текста может быть сделан только с активной гиперссылкой на сайт автора.

Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите

ЯЗЫК И ГРАМОТНОСТЬ

Этот мир входил в группу тесно связанных между собой лингвистически индоевропейских языков. Дата, когда произошла дифференциация общего кельтского словарного запаса, не установлена. Но это явно произошло задолго до того, как появились первые упоминания о друидах. Разделились они на две основные группы: одна (кью-кельтская) сохранила исходный индоевропейский звук «Q» (кью), в то время как другая преобразовала его в «Р» (пи) - (пи-кельтская). Ирландские источники относятся к архаичной и консервативной кью-группе. Континентальный язык относился к пи-кельтской, галло-бриттской, представленной главным образом галльским языком и его островной британской версией. В Ирландии мы имеем изобилие свидетельств: устных пересказов, сохранявших и передававших из поколения в поколение поэзию, эпос, генеалогию, анекдоты, законы и обычаи, и можно полагать, что подобная традиция распространялась на весь кельтский мир. Относительно Галлии у нас есть неопровержимые утверждения Цезаря, что большое количество традиционных верований, изложенные в стихотворной форме, целенаправленно преподавали ученикам особые знатоки, бывшие, по сути, друидами. Другие упоминания у классиков о стихах и песнях, хвалебных одах и сатирах, сочиненных ранее упомянутыми профессиональными бардами, рисуют нам мир, весьма схожий с описанной в литературе раннеирландской традицией.

Хотя письменность не имела широкого употребления для закрепления традиционной творческой литературы, среди высших классов галльского общества до римского завоевания существовала относительная грамотность. (Однако в первой главе мы упоминали, как ограничено было ее использование в то время.) Долгая история греческих торговых отношений с варварской Западной Европой восходит к VII веку до н. э. и наверняка включала в себя не только импорт красивых бронзовых изделий и расписных ваз, но также существенный вклад в интеллектуальную жизнь людей, далеких от Массалии. Мы далее увидим, как некоторые элементы греческой математики и астрономических вычислений явились в кельтский мир именно таким путем. Нам следует также рассмотреть вопрос о взаимообмене идей в области начальной метафизики и различных теоретических рассуждений.

Кельтская монета с надписью

Во всяком случае, греческие буквы иногда использовались кельтами для письма: на железном мече I века до н. э. (из Швейцарии) есть кельтское имя «Korisios», выдавленное греческими буквами. Некоторые утверждения в иногда весьма неясных заметках Цезаря позволяют предполагать, что знание греческого алфавита было распространено среди галльских грамотеев. Ряд южногалльских надписей выполнен греческими буквами. Отмечено, по крайней мере, одно использование греческого в «галло-латинской транскрипционной традиции» (термин Джексона), когда латинское «X» использовалось как греческое «икс» для передачи кельтского звука «ch» (как в шотландском слове «лох»), особенно перед «т». Это известно по галльским надписям (см. ниже разбор календаря Колиньи: «TIOCOBREXTIO») и по британской надписи из южного Шильдса («ANEXTIOMARO»). Такое использование отмечено ранее как вариант надписей на монетах бриттского «короля» Таскиовануса (TAXCIAV), жившего примерно с 20 года до н. э. по 10 год н. э. Подобное использование предполагает сознательное изменение римского алфавита кельтскими «грамотеями» для передачи кельтского произношения, то есть звуков, присутствующих в языке кельтском, но не латинском. Другими свидетельствами этого являются орфографические инновации, включающие, в частности, перечеркнутое «D» (В или ВВ), одинарное или сдвоенное, перечеркнутое сдвоенное «SS» (SS) или использование греческой буквы «тета», то есть перечеркнутого «О» (8), для передачи группы звуков, напоминающих по слуху «ее». Имя «ADDEDOMAROS» было очень распространено в Галлии и Британии, где примерно с 15-го по 1 год до н. э. правил «король» с этим именем, а некий «ANTEDRIG>> чеканил монеты с такой надписью в начале I века до н. э.

Для передачи этого шипящего звука, который латинские авторы окрестили как «tau gallicum», то есть «галльское тау», использовалось несколько вариаций, и «это дает основание полагать, что иногда применяемые алфавиты были богаче, чем фонетические системы кельтских диалектов, которые они были призваны запечатлеть».

Календарь Колиньи: часть уцелевшей таблицы с названиями месяцев

Эти примеры показывают нам, какую заботу проявляли ученые кельтского мира, в том числе, несомненно, друиды, к стандартам грамотности. О том же свидетельствуют таблицы календаря Колиньи, которые будут рассмотрены в следующей главе. В последнее время было показано наличие косвенных свидетельств импорта папируса на Британские острова в период между походами Цезаря и Клавдия. Это дает серьезное основание полагать существование относительно большого числа грамотных людей среди ученых и торговцев, что подтверждают как надписи на монетах, так и надписи римскими буквами на керамике, произведенной до римских завоеваний в Камулодунуме (Колчестер).

Мир древней Ирландии в целом был миром неграмотных людей. Хотя существуют свидетельства не только изощренной техники устных рассказов, а также принятие Ирландией примерно с конца IV века н. э. алфавита «Огам», видимо берущего свое начало в латинских буквах. Но в следующей главе мы этого касаться не будем.

Мы всю ночь бродили по лесу опять,

Чтобы вызвать лета приход.

И теперь мы новость вам принесли:

Урожай будет нынче прекрасен,

Осветило ведь солнце с южной земли

И Дуб, и Терновник, и Ясень.

Р. Киплинг, «Гимн деревьям»

О древних друидах известно настолько мало, что (по мнению видного ученого, к которому я обратилась за консультацией) их можно считать «законной добычей».

М. Стюарт, послесловие к роману «Хрустальный грот»

Герои нашего сегодняшнего рассказа — настоящие звезды игрового экрана. Игры, в которых присутствуют друиды, исчисляются (на разных платформах) тысячами, и можно смело предположить, что наши читатели в большинстве своем хотя бы раз в жизни побывали друидами, или разгадали их страшную тайну, или, по крайней мере, водили их в битву. Настала пора познакомиться с ними поближе...

Из руин и забвенья

Из руин и забвенья, из пепла и крови,

Законам любым вопреки,

Возникает лицо, появляются брови,

Из тьмы проступают зрачки.

М. Щербаков, «Вечное слово»

Начнем с простого вопроса: кто такие друиды?

Это священнослужители древних кельтов, проживавших на территории Британии и Галлии (современная Франция). Не исключено, что друиды были и у других кельтских племен, но сведений об этом у нас нет.

Заметим, что так именовались не всякие кельтские жрецы; у галлов были, например, еще гутуатеры , которые исповедовали другую, вероятно — додруидическую веру; встречались жрецы Юпитера и других римских богов (да и германских, наверное, тоже).

Какую именно религию исповедовали друиды? О, тут мы понемногу вступаем на территорию, окутанную туманом влажных галльских лесов...


Если попытаться собрать информацию о друидах — кто они такие, что совершили, во что верили и чему учили, — можно найти материал на многие тома. Оказывается, что друидическая вера жива до сих пор (и есть несколько мест, где неодруиды отправляют свой культ), что они причастны ко многим великим событиям и сделали немало открытий.

Но если спросить, на чем основаны такие глубокие познания, — ответ может здорово обескуражить.


Все, что мы знаем о друидах, почерпнуто из источников, которые можно поделить на две группы:

    римские и, реже, греческие тексты;

    шотландские, валлийские, ирландские, корнуоллские предания средневековья.

Как нетрудно догадаться, у каждой группы есть свои недостатки. Британские тексты были записаны через несколько веков после того, как исчезли друиды, много раз пересказаны и перепутаны; к тому же порой христиане намеренно вносили в них правку. Римляне же смотрели на друидов «со стороны»; кроме того, упоминания о друидах в римских хрониках нужно собирать по капле. Чтобы напечатать все дошедшее до нас от античности по интересующей теме, понадобится буквально три-четыре страницы этого журнала!

Белые пятна и «новые хронологии»

В этой статье часто приходится констатировать: «нет данных», «мы можем только предположить, что...», «имеющиеся сведения очень скудны»... Где-то умозаключения приходится делать на заведомо недостаточном основании, порой ранее убедительные гипотезы разбиваются вдребезги новой находкой — как бывает, например, когда датировку постройки чего-либо «переносят» на пару тысяч лет раньше... В античной истории много белых пятен, а когда речь идет не о греках, римлянах или китайцах, а о тех же кельтах — белые пятна вообще оказываются основным фоном, на котором изредка появляются известные факты.

Когда несведущий человек сталкивается с такой ситуацией, ему легко предположить, что история вообще не может ничего сказать мало-мальски уверенно; так появляются всевозможные безумные теории и «новые хронологии».

И тут-то выясняется, что история знает больше, чем может показаться. Новая теория — таковы базовые принципы науки — должна объяснять существующие факты по меньшей мере не хуже старой, а для этого ее автор должен хорошо понимать, что на самом деле известно историкам и в какие рамки ему придется вписываться.

Хотя недостатка в желающих перевернуть традиционную историю не было, современная трактовка истории в ключевых своих точках стабильна. Можно строить самые различные предположения, например, о том, кто на самом деле стоял за цареубийством, сколько было бойцов в армии Дария или о том, могли ли корабли Хубилая достичь Японии при отсутствии «божественного ветра»; но тот, кто будет утверждать, что армии Дария не существовало в природе, а Хубилай завоевывал не Японию, но Австралию, будет почти наверняка обречен на поражение. Потому что каждое такое событие оставило достаточно много следов у самых разных народов — и следы эти на удивление хорошо «сходятся».

Впрочем, самую популярную из «новых хронологий» — теорию Фоменко и Носовского — можно опровергнуть, даже если вообще не знать историю. Достаточно всего лишь... изучить список литературы, который они приводят, и посмотреть, соответствуют ли данные, которые они цитируют, тем источникам, откуда якобы взяты. И сразу откроются секреты мистических корреляций (нетрудно добиться корреляции сроков правления, если придумать несколько новых правителей, убрать пару существовавших и переправить произвольно сроки правления остальных!), а также выяснится, что астрономические данные хорошо соответствуют как раз традиционной хронологии, а с «новой» вступают в решительное противоречие.

В этом и секрет поддержки, которую Фоменко поначалу получил от математиков и физиков: математическая часть работы была выполнена безупречно, а заподозрить грубую подтасовку исходных данных им и в голову не пришло. В самом деле, когда профессор математики пишет, что взял из такой-то книги такие-то цифры — трудно себе представить, что именно в этой части надо искать подвох. Поэтому сразу поняли, что происходит, только историки — они-то знали настоящие цифры, но им поверили далеко не все... К тому же источники авторы «новой хронологии» тоже подбирали с умом: старались выбирать учебники, которые сейчас не в каждой библиотеке найдешь, например — тридцатых годов издания.

Впрочем, нельзя сказать, что труды по «новой хронологии» совсем бесполезны. Ими можно пользоваться, например, как тестами для самопроверки: «Найдите двадцать ошибок в этой главе». Увлекательное, надо сказать, занятие!

Если о римлянах или греках, живших до нашей эры, у нас сведений много (конечно, они тоже не без пробелов, но, по крайней мере, многие ключевые факты и события восстанавливаются без труда), то о кельтах мы вынуждены судить по словам либо их соседей (что обычно означает «врагов»), либо далеких потомков. Сами друиды не написали нам ни строчки — то ли потому, что не умели, то ли их тексты попросту затерялись (есть все основания считать, что друиды владели письменностью, но писали по-гречески).

И все-таки на главные вопросы — чем занимались друиды, чему учили, во что верили — в общих чертах ответить можно. Приступим.

Кто такие друиды

Итак, у нас на дворе минус четвертый век, то есть IV столетие до нашей эры. Римляне понемногу прибирают к рукам остальные народы Италии, македонский царь Филипп проделывает тот же фокус в Греции и оставляет власть в наследство сыну Александру. А вокруг всей этой территории, условно называемой «цивилизованной», проживает множество кельтов (как их называют греки), или же галлов (если предпочитаете римское слово, означающее на тот момент в точности то же самое). На территории Франции и северной Италии (так называемая Галлия) живет десятка два кельтских народов (белловаки, аллоброги, эдуи), в Испании — смугловатые кельтиберы, в будущей Швейцарии — гельветы, неподалеку от северных границ Македонии — скордиски, и даже в самом сердце Малой Азии поселилось племя галатов; между прочим, нынешнюю столицу Турции Анкару основали именно галаты.

Вот именно в это время, судя по косвенным данным, культ друидов становится доминирующим в Галлии и Британии. Есть сведения о том, что гельветы также приняли друидизм, а вот насчет кельтиберов и других племен нет никаких данных ни за, ни против; как так вышло — мы обсудим чуть позднее.

Самый ранний упоминающий друидов источник, который дошел до нас, — хрестоматийные «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря. Это первый век до нашей эры, то есть друидизм уже в самом расцвете и представители этого культа играют важнейшую роль в жизни своих народов.

Процитируем Гая Юлия напрямую, благо изъясняется он предельно внятно:

Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. ...Вышеупомянутые два класса - это друиды и всадники.

Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом.

А именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах - решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто - будет ли это частный человек или же целый народ - не подчинится их определению, они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность.

Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, друиды решают дело голосованием; иногда спор о первенстве разрешается даже оружием.

В определенное время года друиды собираются на заседания в освященное место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их определениям и приговорам. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для ее изучения.

Уже из этого отрывка можно почерпнуть немало. Итак, друиды у галлов — особое сословие, и помимо жреческих они исполняют обязанности судей и учителей. Эта каста, как пишет Цезарь далее, не платит налогов и, как правило, не воюет. Суд друидов — высший в Галлии; заметим, что мера наказания в нем удивительно напоминает принятое впоследствии у христиан отлучение от церкви.

Хотя друиды и обособлены, они не «уходят от мира»; более того, даже кельтский вождь запросто мог быть по совместительству друидом. И это ему вовсе не мешало водить свой народ в битву: друид воевать не обязан, но — имеет право. Ничто человеческое друиду не чуждо.

Так, например, среди галльского народа эдуев был некто Дивитиак: знатный кельт, брат вождя, политик, бывалый вояка, человек довольно-таки ученый, прорицатель и, что характерно, сторонник Рима (эдуи много лет числились союзниками Республики). Он был другом Цезарю и в «Записках» выглядит чуть ли не самым влиятельным лицом своего народа — этакий галльский кардинал Ришелье.

Однако если друид сам не берет в руки оружия — он неприкосновенен. Множество авторов упоминает, что друиды останавливали сражающиеся армии, усмиряли гнев и так далее. На друида, который выходит к людям с пустыми руками, никто не поднимет оружие. А уж если он решил сразиться как простой смертный, то и его щадить никто не будет.

Вера

Не раз рождался я на свет,

Знавал победы, беды и обиды...

И как умел, уразумел: конца у жизни нет.

А. Иващенко, Г. Васильев, «Я жил»

Итак, друид — не всякий кельтский жрец, а священнослужитель определенной религии, которая, как мы знаем, казалась римлянам странной и чуждой. В чем же заключалась их вера?

Верховный друид из Heroes of Might & Magic V.

Практически все, кто описывает друидизм, указывают одну главную — и весьма необычную для Европы — особенность: переселение душ .

На этом основании, конечно, создано немало теорий: дескать, друиды позаимствовали эту идею в Индии, а может, и сами были индийскими мудрецами, да и слово «друид» происходит от индоевропейского корня (дерево, tree, дендро — корень все тот же)... Но при этом друидическое переселение душ сильно отличается от индийской реинкарнации.

Прежде всего, здесь душа умершего не находит себе новорожденное тело, а скорее воплощается в некоем узнаваемом виде. Легенды, восходящие к друидизму, рассказывают о том, как новое воплощение героя сразу же узнавали по характерным приметам или знамениям; причем иногда оно даже не было живым и оказывалось, к примеру, камнем. Есть также сведения, что кельтский обычай допускал такую странную идею, как отдача долга после смерти, в следующем воплощении. Не совсем понятно, как они это себе представляли, но идея сия точно не индуистская. И наконец, рано или поздно душа все-таки должна была оказаться «в мире ином», и этот самый иной мир созвучен греческим представлениям об Элизиуме и Тартаре, хотя не исключено, что тут сыграли роль уже греко-римское влияние и трактовка.

Если искать первоисточник для друидской веры в перевоплощение, гораздо правдоподобнее выглядит гипотеза не об индусах, а о пифагорейцах. Пифагор в своем учении тоже предполагал переселение душ, и вот он-то, по всей вероятности, действительно побывал в Индии и творчески переработал восточную религию. Греция от кельтов недалеко, да и сам Пифагор или его ученики вполне могли посетить Галлию.

Однако и это тоже сомнительно. Дело в том, что в друидской вере, похоже, нет непременной связи между деяниями человека при жизни и его перевоплощением. Если это и в самом деле так, логичнее искать истоки друидизма в примитивном анимизме, дикарских воззрениях о бессмертии души.

Переселение душ сохранилось и в постдруидских легендах кельтов; так, легендарный Туан Мак-Кайрилл переродился после смерти в оленя, затем в вепря, коршуна, лосося — и наконец в этом качестве был... съеден собственной женой, после чего вновь родился человеком.


Может показаться, будто друиды вообще не включали в свою веру понятие морали. Но это, конечно, не так; просто они не считали мир априорно справедливым . И здесь они в чем-то сближаются со стоиками с их знаменитым «делай то, что должен, — и свершится то, чему суждено».

Диодор Сицилийский излагает их жизненные принципы очень просто: «почитай богов, не делай зла, будь смелым». Смелость — и в самом деле основная добродетель кельта, что друидизм в полной мере поддерживал (и учение о бессмертии души тут было как нельзя более кстати).

Но ключевая добродетель для самого друида — справедливость. Если в мире нет изначально справедливого начала, это не значит, что оно не нужно; напротив — вместо бога или богов эту функцию должен взять на себя человек. И в первую очередь — друид. Вот поэтому они судят, и они же нередко отлучают неправого от веры. Хотя имеется у них, как мы увидим, и более осязаемое наказание...


Есть ли какие-то конкретные боги, которым служат друиды? Цезарь называет Дита, «аналог» Юпитера, и Меркурия; но это типично для римлян: считать, что боги других народов — это просто другие имена для тех, кому поклоняется Рим.

Кельтские имена, разумеется, тоже известны. Например:

    Кернуннос. Изображение этого бога очень легко опознать по оленьим рогам — примерно таким, какие носят друиды в Heroes of Might & Magic V. Еще при нем нередко бывает змей с бараньей головой. Покровительствовал плодородию и мужской силе, имя означает «рогатый», то есть самец-победитель. Иногда именуется также властелином животных или леса.

    Эпона — «мать лошадей», богиня, чаще всего предстающая в конском обличье, покровительствует лошадям и опять-таки плодородию, но уже в женском смысле.

    Есть и другое воплощение материнства — «Великая мать », она же Модрон; эту часто изображают триединой — дева, мать и старуха. Как утверждают многие специалисты, после крещения галлы аккуратно перенесли ее культ на Деву Марию практически без изменений.

    Луг — как считается, именно его Цезарь принял за Меркурия.

Но, если честно, суть не в них. Друидизм — вера пантеистическая : пантеизм — учение, гласящее, что весь мир есть бог . А Эпона, Кернуннос и прочие — просто отдельные его проявления; так, например, поклоняясь священному источнику как части мира, можно обратить молитвы к богине этого источника, всегда помня при этом, что они лишь часть священного мира.

Коль скоро бог для друидов — весь мир, неудивительно, что храмов у них обычно просто-напросто не было. Богослужения совершались в священных местах, а не в величественных соборах; и чаще всего такими местами выступали рощи .

Стоунхендж.

Вудхендж.

Роща, круг деревьев, осталась для них символом и впоследствии, когда они все-таки начали строить специальные места поклонения: многие из таких мест чрезвычайно напоминают... искусственные рощи. Таков, например, Вудхендж — святилище, в котором ключевым элементом была «колоннада» из стволов деревьев.

Но самый знаменитый друидский храм — конечно же, Стоунхендж !

Интересно, что вплоть до XVII века никто даже и не думал связывать Стоунхендж с друидами. Его считали то могилой Вортигерна или Боадицеи, то памятником «Ночи длинных ножей», устроенной саксонским королем Хенгистом бриттам, то храмом римлян. Однако все эти гипотезы не выдерживали критики по разным причинам, и к началу ХХ века никто особо не сомневался в друидическом происхождении Стоунхенджа. Правда, предполагалось, что это лишь малая доля храмового комплекса; в частности, внутри было еще несколько каменных кругов меньшего размера.

Как только гипотеза друидского святилища появилась и стала модной, друидам сгоряча приписали еще целую серию мегалитических (то есть состоящих из гигантских камней) строений: например, одинокие стоячие камни-менгиры или дольмены — строения наподобие карточного домика, одно из которых вы видите на фотографии. Однако менгиры намного древнее друидов — они скорее современники египетских пирамид; а дольмены, во всяком случае такие, как на фотографии, были гробницами — сейчас это уже практически доказано.

А Стоунхендж? Увы, и его принадлежность друидам, в которой практически не сомневались сто лет назад, сейчас вызывает очень серьезные возражения. Ныне наиболее достоверная датировка его постройки — около 1400 года до н.э., когда о друидах еще и речи не было (по другим данным — около 3000 до н.э.). Радиоуглеродный анализ и другие методы, недоступные сто лет назад, порой разрушают даже самые стойкие представления...

Таким образом, кроме Вудхенджа и еще пары более сомнительных руин, никаких друидических святилищ до нас не дошло — но это главным образом потому, что во времена расцвета соответствующей веры их практически не строили. Да и Вудхендж, по правде говоря, вполне может оказаться вовсе не храмом друидов — с его датировкой много неясного. А вот рощи, где молились друиды, кое-где и в самом деле сохранились.

Барды и прорицатели

— Дорогой Мисроп, — говорю, — черный бык с двумя желудками в тысяча девятьсот тридцать шестом году какое отношение имеет к моему горю? Черный бык с двумя желудками в тысяча девятьсот тридцать шестом году означает другое — будет тридцать седьмой год, и Сталин всех сожрет.

— Я это сразу понял, — говорит Мисроп, — и гаданье по бычьей лопатке то же самое показало. Но тогда ничего не мог сказать — время было такое.

Ф. Искандер, «Сандро из Чегема»

От Диодора Сицилийского и некоторых других мы узнаем, что каста священнослужителей распадается на три части:

    собственно друиды — помимо богослужений они ведают судом и обучением;

    прорицатели , или ваты — они специализируются на предсказаниях;

    барды — они, как нетрудно догадаться, складывают и исполняют песни, а заодно служат историками и хронистами.

Их всех иногда собирательно именуют друидами, и в этом, похоже, нет ошибки.

World of Warcraft: друид и все его формы.

Часто думают, что всякий поэт и музыкант у галлов относился к бардовскому сословию. Это совершенно неверно. Кельты вообще любили музыку и стихи, певцов у них было много, а вот бардов — единицы. Бард — лицо в некотором роде официальное, составитель хроники и трактователь происходящих событий. В поэтической форме, конечно, а как же: прозу труднее запомнить, и потом... это просто красиво.

Это интересно: эстетика у кельтов вообще играла гораздо более важную роль, чем у тех же римлян. Известна, например, такая история уже из христианских времен: галльские священники долгое время отказывались принять официальный, принятый в Риме набор песнопений, противопоставляя им свой канон. Их призвали на собор, где долго увещевали их: дескать, надо петь так-то, потому что так сказал такой-то авторитет давным-давно... Те выслушали и привели свой «решающий» довод: «Но ведь так, как поем мы, — гораздо красивее!»

Ваты заняты изучением трав и деревьев, зверей, а также гаданием — судя по Диодору, весьма похожим на римское: полет птиц, внутренности жертвенных животных (у римлян гадатели по полету назывались авгурами, а по внутренностям — гаруспиками). Но есть и свой, особенный путь: по агонии и истечению крови из принесенного в жертву человека...

Религиозные обычаи

Бог разгневался на Нуму и приказал ему произвести очищение «головами». «Луковичными?» — быстро спросил Нума. «Нет, человеческими...» — начал Юпитер. Желая избежать исполнения такого жестокого приказания, царь переспросил его: «Волосами?» — «Нет, живыми», — ответил Юпитер. «Рыбками?» — переспросил Нума. Бог смягчился и вознесся на небо.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания»

Думаю, не ошибусь, если предположу, что самая известная друидическая религиозная практика — это как раз человеческие жертвоприношения. О них пишут многие римские авторы, именно из-за них друидизм пытался уничтожить император Клавдий.

Известно несколько форм этих жертвоприношений; самая, по-видимому, знаменитая — сплетенное из ивы чучело великана заполняется людьми и сжигается. Цезарь по этому поводу пишет, впрочем, что кельтским богам угоднее всего, чтобы сжигали преступников — воров, убийц; но если очень нужно принести жертву, а никто любезно не попался на преступлении — можно сжечь пленника или даже невиновного соплеменника.

Правда, чаще все-таки в жертву приносятся белые быки — как и у римлян, заметим. Их, конечно, не запихивают в ивовую клетку, а режут у алтаря (и гадают потом по тому, насколько гладко все прошло, — вполне римский обычай). Это жертвоприношение подробно описывает Плиний:

Подготовившись к жертвоприношению и пиру под деревьями, они приводят туда двух белых быков, чьи рога тогда связываются в первый раз. Одетый в белые одежды, жрец взбирается на дерево и срезает омелу золотым серпом, а остальные принимают ее в белый плащ. Затем они убивают жертвы, молясь, чтобы бог отдал этот дар своей благости тем, кому он даровал его. Они верят, что омела, подмешанная в питье, вселяет плодородие в бесплодных животных и является противоядием ото всех ядов...

Римляне это безобразие прекратили — человеческих жертв они не терпели, хотя, по правде говоря, их собственный обычай умерщвлять вражеского предводителя во время триумфа до странного похож на принесение в жертву. Друиды поступили так же, как, видимо, и латиняне в свое время: частью сделали жертвы символическими, частью заменили людей скотом.


Обряды проводились не в дни солнцестояний и равноденствий, как часто считают сейчас, — если эти дни и отмечались, то не слишком пышно, поскольку для друидов Луна была важнее Солнца. Отмечались четыре главных праздника: Самайн (начало кельтского года, примерно 31 октября — ныне он дополнительно известен как Хэллоуин), Имболк (аналог славянской Масленицы — около 2 февраля), Бельтайн (майский день — около 1 мая), Ламмас (праздник урожая — около 1 августа). Кроме того, богослужения проводились в шестой день каждой луны. Такой приоритет Луны над Солнцем весьма своеобразен и примечателен.

Кое-что еще можно пытаться реконструировать по кельтским обрядам более позднего периода; именно это пытаются сделать неодруиды и викканцы (викка — современный культ Великой Матери, иногда почему-то именуемый «культом ведьм»).

Знания друидов

— Имеет место пишущая машинка «ремингтон» выпуска тысяча девятьсот шестого года в сравнительно хорошем состоянии. Шрифт дореволюционный, тоже в хорошем состоянии. — Я поймал умоляющий взгляд старикашки, вздохнул и пощелкал тумблером. — Короче говоря, ничего нового данная печатающая конструкция, к сожалению, не содержит. Содержит только очень старое...

— Внутре! — прошелестел старичок. — Внутре смотрите, где у нее анализатор и думатель.

А. и Б. Стругацкие, «Сказка о Тройке»

В средние века бытовало мнение, что чем автор древнее, тем он почтеннее и, соответственно, авторитетнее. Опыт, проведенный вчера, многие считали заведомо менее надежным, чем суждение, высказанное безо всякого обоснования Аристотелем. Древние, как полагали тогда, знали заведомо больше, чем любой современник.

В науке эту идею переломили примерно в XVII веке Галилей, Гюйгенс и Ньютон — создатели новой школы мысли. Но кое-где она жива до сих пор, в частности — в воззрениях всевозможных мистиков, эзотериков и искателей тайн прошлого. Они доселе убеждены, что всякая достаточно древняя каста обладала знаниями, которые как минимум не ниже наших нынешних; а если эти знания хорошенько осмыслить, за ними найдутся секреты бессмертия (тела, а не души), космических полетов или прикладного волшебства.

Вот и друиды пали жертвой любви к тайнам древности. Приписывается им, в общем-то, стандартная программа — примерно то же самое значится в досье египетских жрецов, тамплиеров и многих других. Целительские способности, контроль над чужой волей... ну и, конечно, невероятные, невозможные для своего времени (бессмысленность этой фразы очевидна, но это никому не мешает повторять ее вновь и вновь) познания в астрономии.

Начнем с последнего. Астрономию друиды и впрямь знали: так, в частности, у них был вполне правдоподобный календарь, дающий отклонение порядка одного-двух дней на год. Это намного лучше того, чем располагали в то же время римляне: до Цезаря у них вообще царил непередаваемый кавардак с датами, и январь мог порой начаться летом или закончиться в пору цветения . Но нет абсолютно никаких указаний на то, что друиды знали об астрономии больше, чем те же греки, скорее наоборот. Конечно, они «рассказывали ученикам о светилах и их движении» (свидетельство Цезаря), но то же самое делали мудрецы и богослужители множества народов.

Нередко можно прочесть, что друиды умели замечательно рассчитывать движение Солнца; это подтверждают «расшифровкой» Стоунхенджа — якобы сия постройка представляет собой точнейший астрономический инструмент. Оставим в стороне вопрос о том, насколько верна расшифровка, но она никак не может подтвердить друидских познаний (причина изложена в главе «Храмы»).

По части целительства успехи более уверенные: упоминается исцеление скота от самых разных проблем и множество противоядий (и ядов?), но даже в самых «оптимистических» рассказах древних не значится ничего такого, из-за чего, скажем, занемогшему знатному римлянину стоило бы поехать лечиться куда-нибудь в Косматую Галлию (так называлась Галлия, еще не попавшая под власть Рима).

Единственная область, в которой можно искать свершений, необычных как минимум для своего времени, — это приручение животных. Тут сведения исключительно косвенные, но есть одно довольно любопытное упоминание: Квинт Серторий, римский полководец, сделал своим другом лань — зверя, которого в то время не особенно умели приручать, — и кельты сочли это знаком того, что его следует слушать, потому что на такое способны только выдающиеся друиды. Правда, достоверность этого текста под серьезным сомнением.

Если друиды и впрямь умели находить со зверями общий язык, это необычно для тех лет, но на уровне наших нынешних знаний ничего исключительного в этом нет. Натуралисты ХХ века приучали носорога возить седока на спине, легко дрессировали африканских слонов, зебр и всех прочих «неприручаемых» животных...

Даже существование друидской письменности — помимо заимствованной у греков или римлян — и то под большим сомнением, хотя рассказов о ней можно встретить столько, словно ее не то что обнаружили, а еще и расшифровали.

Реинкарнация друидизма

Светская власть друидов начала быстро идти на убыль после завоевания Галлии Цезарем. Часто утверждают, будто бы римляне уничтожили ее напрямую; но на деле ничего подобного они не предпринимали.

Друид в представлении Стьюкли.

Есть интересная гипотеза, что причиной упадка друидов стало восстание Верцингеторикса: дело в том, что часть галльских племен и часть друидов оказалась на стороне повстанцев и активно агитировала за войну с Римом, а другая не менее активно поддержала «партию мира». Если во внутрикельтских спорах это выглядело более или менее нормально, то в судьбоносном для Галлии вопросе раскол между друидами, дескать, показал, что они более не едины, и уронил доверие к ним.

Возможно и простое объяснение: галлы, попавшие под влияние Рима, обычно довольно быстро «романизировались» — принимали римские обычаи, язык и даже имена. И друидическая вера получила сильного конкурента в лице веры римлян. А для светской власти необходимо было, чтобы авторитет друида признавался всеми, иначе что поддержит его решение?

Так или иначе, в Галлии друиды теряют влияние уже в первом веке нашей эры; постепенно слово «друид» начинает обозначать что-то вроде «волшебник» и даже «фокусник» (или, как вариант, «ученый»). Появляются сведения о странных, удивляющих самих кельтов обрядах, о женщинах-друидах (раньше таковых не водилось — ряд авторов называет их... дриадами) и других серьезных отклонениях от прежнего канона.

В Британии постдруидический культ проживет еще довольно долго — до массового крещения бриттов и саксов.


В средневековье друиды были практически забыты, и до XVII века о них почти не вспоминали. Образованный англичанин елизаветинских времен и слова-то такого мог не знать — разве что случайно вспомнит несколько строк у Цезаря, Диодора и Страбона.

Мода нагрянула внезапно. В 1598 году археолог Генбо обнаружил «могилу верховного друида», произведя научную сенсацию, — и тема вдруг оказалась востребованной. Сперва в научных кругах, а затем — ближе к XVIII веку — в литературных и в свете. Появились пьесы о друидах (и немало!), поэмы, картины.

Уильям Стьюкли объявил друидов строителями Стоунхенджа — и враз убедил практически всех; ободрившись этим, Стьюкли создал целый канон друидической легенды, со всеми подобающими атрибутами: друиды оказались выходцами из Финикии, при этом почему-то исповедующими иудейскую веру и чтящими Ветхий завет, рассказал об их тайных знаниях, о храмах в виде гигантских змей и других чудесах; в таких делах, единожды начав, нелегко остановиться.

Собрание неодруидов.

Вслед за Стоунхенджем друидам приписали буквально все «бесхозные» руины в Англии, Франции, да и в сопредельных странах тоже — так на преступника-рецидивиста порой вешают все, что ни случилось в округе, от уличного грабежа до кражи поросенка. Легенду расширили и дополнили; собрав все, что возможно, из валлийских и ирландских преданий, перемешав с теориями Стьюкли и домыслив от себя, создали (сами авторы предпочитали говорить «возродили») культ неодруидизма . Знаменитый поэт Уильям Блейк объявил друидов, хотите верьте — хотите нет, ранними христианами; многие, что характерно, поверили.

Неодруидизм существует до сих пор. Хотя, вероятно, правильнее сказать — «они существуют», потому что обществ неодруидов немало (в одной только Англии больше десятка, а есть еще ирландские, французские, американские, канадские...) и они домысливают детали культа каждый по-своему. Сходятся лишь в одном: друиды почитают Землю и природу священными и поклоняются им. В принципе, это довольно близкая к пантеизму формулировка, и можно принять ее как достаточно достоверную гипотезу. Священными символами разных кругов друидов стали знаки трискелиона и авена . Неодруиды составили немало священных песнопений, «канонизировали» виски как «живую воду» для обрядов и собираются раз в неделю на свои культовые мероприятия.

Друиды в играх

По большей части (хотя есть и исключения) образ игровых друидов навеян неодруидизмом и традицией Dungeons & Dragons , которая исходила как раз из неодруидских представлений.

Друиды драконьих подземелий

Друиды в Dungeons & Dragons — жрецы матери-природы, чаще всего у них вообще нет никаких «именных» божеств (хотя, например, в Забытых Королевствах они могут служить Сильвану или Чонтии, а в Кринне — Числев либо Хаббакуку). Основополагающим для них обычно бывает нейтральное (по отношению к добру, злу, порядку и хаосу) мировоззрение, причем в чрезвычайно странной трактовке: они оказываются покровителями равновесия.

Друид из Dungeons & Dragons.

С одной стороны, друиды — едва ли не единственные, по отношению к кому принцип равновесия вообще хоть как-то применим: ведь их основная задача — поддерживать баланс в природе и не допускать его разрушения (например, посредством некромантии или научно-технической революции). Временами это означает, как ни смешно, насильственное насаждение пацифизма...

С другой стороны, доктрина «равновесия» может претендовать на звание самой нелепой концепции в D&D. По этой логике, если где-то, скажем, установились добрые нравы и спокойная жизнь — «нейтралы» должны позаботиться о том, чтобы выпестовать из какого-нибудь полудикого племени свирепую и кровожадную варварскую орду, не то «сдвинется баланс». Их должны в равной степени не устраивать законность и анархия, любовь к ближнему и злоба... В общем, путь их настолько труден и нелеп, что никакая мать-природа не должна бы награждать за такое волшебной силой.

Впрочем, большинство авторов книг и приключений все-таки старается как-то вернуться к здравому смыслу и ограничить притязания друидов неуничтожением природных заповедников и не слишком бессовестной эксплуатацией окружающей среды. Подобный подход можно видеть у друидов в романах Анджея Сапковского (и в игре «Ведьмак »).

Друиды D&D — отнюдь не пацифисты, кровь им проливать не возбраняется (в том числе и животных: человек имеет такое же право охотиться, как и волк, лишь бы ради пропитания, а не для забавы). Более того, вплоть до 2-й редакции AD&D высшие посты в друидической иерархии доставались путем поединков с вышестоящими; как нетрудно заметить, эта идея позаимствована из Цезаря, как раз из процитированного текста. Такой поединок можно найти и в компьютерной игре — в Baldur"s Gate 2 .

Храмы друидов — священные рощи, изредка — какие-то строения в них. Впрочем, друиды D&D разнообразны, и далеко не все живут в лесах; у пустынного друида «роща» — оазис, у равнинного — каменный круг посреди степи, у полярного — ледниковая пещера, у подземного (бывают и такие!) — грот с редкими грибами...

Друид как ролевой класс

В ролевой игре друиды — по сути своей разновидность жрецов, а потому способны применять заклинания-молитвы (лечебные, защитные, а также управляющие погодой, флорой и фауной). В третьей редакции решили вспомнить о мрачных жертвоприношениях и добавили друиду немножко некромантии. Обычное оружие у друида ограничено, причем весьма сурово — он в принципе не может изучить ничего сверх скудного набора (кривой клинок, кинжал, копье, серп, дубинка, посох, праща, изредка также лук).

Друид может превращаться в зверей, птиц, рептилий — что полезно для разведки, скоростного перемещения, ускользания... ну и для боя, конечно. Он приручает животных, дрессирует их и при необходимости может заставить сражаться за себя.

Вот этот базовый набор перекочевал во множество игр безо всяких изменений. Акценты порой могут отличаться, но суть почти всегда та же. Он настолько характерен и узнаваем, что, например, культисты из Majesty — они умеют примерно то же, но нигде не названы друидами и вообще служат богу зла — повсеместно и регулярно упоминаются именно как друиды.

В классическом D&D магия была основным оружием друидов, а превращения все же вспомогательным; и эта ситуация сохранена в большинстве D&D-игр (серии Baldur"s Gate , Neverwinter Nights ). Однако в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark друидов снабдили классом престижа — shifter. Принадлежащие к нему могут научиться превращаться в разнообразных чудовищ, включая даже демонов, големов и драконов; у них основное оружие — как раз боевые формы.

Примерно таков же друид из World of Warcraft (игры, формально не имеющей никакого отношения к D&D): его можно делать и магом-целителем, но популярнее развитие медвежьей формы («танк») и кошачьей (скрытный наноситель урона); к ним добавляются беговая, плавающая и летучая формы, а также экзотика — совиный медведь, приносящий всем удачу, и древо жизни, активно исцеляющее. Друид из Diablo 2 делает акцент на приручении живности.

Baldur"s Gate 2: друидская роща.

Особняком стоит игровая серия Realms of Arkania : там друиды вообще не привязаны к D&D-образу, и они — существа довольно мрачные, отнюдь не чуждые некромантии. Не раз им еще выйдут боком те ивовые клетки!

В Might & Magic друид — просто-напросто гибрид мага и священника; в D&D, начиная с третьей редакции, его заклинания тоже больше похожи на такой гибрид, но в M&M ничего особенного, кроме них, у друида и нет. В Might & Magic VI друид не получает доступа к чарам Света и Тьмы (доступных и волшебнику, и священнику на высших уровнях), но сразу же может изучать все базовые школы обоих классов.

К сожалению, сравнительно мало в ролевых играх используется тема взаимодействия друида с его организацией. Исключением можно счесть тот же Baldur"s Gate 2 (там можно даже получить собственную рощу!) и отчасти Neverwinter Nights 2.

В фэнтези класса «наша история, но с магией» часто хочется смоделировать реальный политический расклад, но с магической подоплекой; и вот, когда речь идет о вражде Испании с Англией в XVI-XVII веках, оказывается, что ересь британцев — не англиканство, а как раз друидизм. Этот подход нашел отражение и в играх; вы можете увидеть друидическое святилище (и даже сразиться за него) в игре Lionheart .

Друид как боевая единица

За пределами ролевого жанра (и на его границах) друид рассматривается не как одинокий герой, а как часть армии. В стратегиях (Heroes of Might & Magic , Age of Wonders , Master of Magic ) и ролевках со стратегическим боем (King"s Bounty ) он традиционно показан в первую очередь как стрелок, иногда со спецэффектами (например, залпы друида в «Легенде о рыцаре » еще и опутывают жертву) или магией (молнии и каменная кожа в пятых «Героях »).

King"s Bounty: Легенда о рыцаре. Друид призвал медведей и стреляет по врагу волшебной субстанцией.

Но при этом он порой сохраняет связь с живой природой, выраженную в игровых терминах. Так, например, в первой King"s Bounty друиды любой ценой избегали стрелять по редким вымирающим существам — драконам, а в «Легенде о рыцаре» механика более приземленная — друид приручает и призывает зверье.

В других играх ключевая особенность друида — превращение и бой в звериной форме, хотя магии они тоже не чураются. Самые известные примеры — Warcraft III и уже упоминавшаяся Majesty, где наши герои скрываются под именем культистов.

Любопытная традиция делать друида источником магических сил или других ресурсов для прочего войска происходит из Magic: the Gathering . Правда, все компьютерные примеры (если не считать компьютеризаций той же MtG) довольно неудачны.

Конечно, есть игры, куда друида пытались взять не из D&D, а непосредственно из истории: например, Rome: Total War ... Правда, нельзя сказать, чтобы получилось уж очень реалистично. Друид мог участвовать в войне, но уж полком они на поле боя не приходили. Вселять храбрость и уверенность в себе — да, согласен, но применять друидов в качестве тяжелой пехоты — это, право же, чересчур.

По мотивам истории создана и серия Celtic Kings , но тут уже не стесняются вооружать друида самой что ни на есть откровенной магией — он делает отряд невидимым, призывает орлов, приручает животных, исцеляет мановением руки...

Любопытна еще игра по кельтским легендам — Celtic Tales , — где есть герои-друиды и барды. Ее можно смело рекомендовать вашему вниманию, хотя ей уже стукнуло очень много лет, — такого любовного воплощения кельтских мифов в играх больше нет, и не факт, что появится в дальнейшем.

Друид как носитель тайного знания

А вот в квестах друиды действуют в совершенно другой ипостаси — в качестве крайне таинственной и мистической организации, обладающей неземной мощью.

Они закладывают свое возрождение в обычных человеческих детей, чтобы сделать из них своих преемников (Mystery of the Druids ). Они строят таинственные замки, битком набитые головоломками, обсерватории и алхимические лаборатории. Они предсказывают конец света, а иногда активно его приближают. Они мечтают стереть с лица земли все города или смыть их в море...

При этом друидам повезло в этом жанре больше, чем тамплиерам: почти все проекты с их участием — третьего-четвертого сорта и до мало-мальски разборчивого игрока, отличающего друидов от дриад, обычно попросту не доходят. Но я сильно опасаюсь, что, когда тамплиеры окончательно осточертеют игроку, за друидов возьмутся и разработчики средней руки, а то и талантливые. И помоги им тогда мать-природа!



Мы обсудили с вами вкратце историю друидов и заблуждений, с ними связанных; впрочем, за пределами этой статьи осталось немало смежных тем. Можно было бы, например, подробнее поговорить о бардах и других понятиях, которыми обогатили игровой и литературный мир кельты. Не исключено, что эта статья начнет еще один цикл — о ролевых классах и их происхождении...

Как римляне достигали такого замечательного результата? У них в году было 355 дней, а время от времени вводился дополнительный месяц марцедоний. Когда именно его вводить, решали из сложных соображений... среди которых не последнее место занимало такое: как дела у тех, кто ведает календарем, с деньгами? Они дают деньги взаймы или одалживают? Если дают — надо, чтобы год кончился поскорее, а если берут деньги сами — стоит вставить еще месячишко... Понятно, что при таких порядках даты будут скакать, как горные козочки.