Канонизация снизу: два жития Матроны Московской. Встреча блаженной Матроны со Сталиным: было или нет


И все же был человек, оставивший нам, потомкам, живые свидетельства о жизни Матроны Московской. Этот человек – Зинаида Жданова, в доме которой на Арбате Матронушка жила почти восемь лет. Она написала книгу о Матроне Московской. Но и в этой книге тоже лишь отрывочные сведения, из которых полная картина жизни святой складывается с трудом. К тому же церковь, например, не признала книгу Ждановой в качестве основы для официального жития святой, потому что, по мнению многих исследователей, в этой книге порой очень трудно отличить вымысел от правды.

Но мы должны быть благодарны Зинаиде Ждановой за то, что она оставила нам свой труд. По сути, нигде больше не собрано столько свидетельств современников о жизни маленькой святой.

Зинаида Владимировна Жданова родилась в 1917 году. К ее судьбе, как и к судьбе ее матери, Матрона Московская имеет самое прямое отношение. Мать Зинаиды Евдокия, односельчанка Матроны, была некрасивой девушкой из простой крестьянской семьи. В 28 лет она все еще была не замужем, и в деревне на нее уже повесили ярлык вековухи, старой девы. Но Матрона посоветовала Евдокии поехать в Москву, устроиться там на работу, и предсказала, что она выйдет замуж за богатого барина, да к тому же красавца.

Евдокия последовала совету, и в Москве устроилась кухаркой в знатную семью Ждановых, у которых был единственный сын Владимир. Когда он, студент института путей сообщения, поехал на практику, родители отправили с ним и Евдокию в качестве прислуги. Он и внимания не обращал на неказистую кухарку, но ему было несколько знамений: то какой-то голос во сне просил жениться на Евдокии, то случайно встреченный старец, очень похожий на святого, говорил то же самое. В итоге Владимир и правда женился на ней, чем вызвал крайнее неудовольствие семьи. А когда случилась революция, выяснилось, что Владимира от большевистской расправы спасло лишь то, что он женат на простолюдинке.

Через много лет Евдокия и Зинаида Ждановы приютили Матрону у себя в Москве. Давали они приют и другим праведным, блаженным людям – за что Зинаида и пострадала: в 1950 году ее арестовали по нелепому обвинению в организации церковно-монархической группы. Проведя несколько лет в лагерях, она вернулась в Москву после разоблачения культа личности Сталина и была полностью реабилитирована. Прожила Зинаида Жданова долгую жизнь, и умерла, дожив до преклонных лет, в 2007 году.

Ее свидетельства ценны для нас еще и тем, что сама Матрона Московская благословила ее написать книгу. Зинаида однажды посетовала, что через много лет люди ничего не узнают о Матроне и творимых ею чудесах. «Как же не узнают? Узнают», – ответила ей Матрона. «Но откуда?» – удивилась Зинаида. – «Ты напишешь».

Но собралась написать она эту книгу только через сорок восемь лет после смерти Матронушки.

Первый раз книга «Сказание о житии блаженной старицы матушки Матроны» была издана в 1993 году.

В книге Зинаиды Ждановой указано, что Матрона Московская родилась в 1881 году. Но в официальном житии святой мы видим другую дату рождения – 1885 год. Но и эту дату нельзя считать полностью достоверной, так как выведена она на основе косвенных источников. Дело в том, что комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла нигде никаких документов, свидетельствующих о рождении Матроны. Удалось найти лишь документ о ее смерти, где было сказано, что она скончалась в 1952 году в возрасте 66 лет. Поскольку известно, что родилась она в ноябре (по святкам ей дали имя в честь святой Матроны Царьградской, чья память отмечается 9 ноября по старому стилю), то был сделан вывод, что год ее рождения – 1885.

В последнее время появились свидетельства, подвергающие сомнению и эту дату. В средствах массовой информации были публикации о том, что исследователи-генеалоги уже после канонизации Матроны изучали тульские архивы и, просмотрев все метрические записи с 1880 по 1890 год, нигде не нашли сведений о рождении в Себино девочки по имени Матрона. Однако в деле за 1893 год почти все страницы оказались вырваны. Так, методом исключения, и был сделан предположительный вывод, что настоящим годом рождения Матроны Московской мог быть 1893. А в кладбищенской книге, где сделана запись о смерти, цифры различимы неотчетливо, там мог быть указан как возраст 66, так и 68 лет.

Впрочем, так ли это для нас важно? У святых ведь нет человеческого возраста, живут они по другим законам. И даже смерти нет для них в нашем обычном человеческом понимании. Жива Матронушка для всех, кто любит ее и почитает, и всегда она рядом с нами.

Рождение необыкновенного ребенка

Биография блаженной Матроны обросла невероятным количеством народных домыслов. Встречалась ли она со Сталиным? Видела ли бесов, влетающих через форточку? Занималась ли она заговариванием водички и прочими колдовскими делами?

«Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году.

Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны?

Нежеланный ребенок

В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

Матрона родилась в 1885 (по другим данным — в 1881) году. Незадолго до появления дочери на свет Наталье Никоновой приснился сон: ей на плечо садится белая птица с человеческим лицом и плотно сомкнутыми веками. Женщина, вспомнив этот сон, сочла его за знак и передумала отдавать дитя. И тем больше утвердилась во мнении, что сон не пустой, когда увидела новорожденную дочь: девочка появилась на свет с пороком развития, анофтальмией: глазные яблоки отсутствовали или были крайне недоразвиты, веки — сомкнуты.

В жизни многое причудливо переплетено, и стоит упомянуть о приюте, который чуть не стал будущей блаженной домом. Этот приют организовали граф Юрий Александрович Олсуфьев и его жена, Софья Владимировна. Богобоязненный и деятельный человек, чьим духовником был оптинский старец Анатолий (Потапов), Юрий Александрович руководил и строительством храма-памятника в честь Сергия Радонежского тут же, на Куликовом поле, а в годы советской власти спасал от разграбления Троице-Сергиеву лавру. В 1938 году его жизнь оборвалась на расстрельном Бутовском полигоне, а жена Юрия Александровича, Софья Владимировна, скончалась пятью годами позднее в заключении, в Свияжском монастыре…

Первые чудеса

В Москве есть несколько мест, связанных с блаженной Матроной. Самое известное - Покровский монастырь, где находятся мощи святой, но есть и другие места, связанные с ее именем - где жила Матрона Московская, где ее отпевали.

С ужасами советской власти Матрона столк-нется позже, а сейчас она простая маленькая слепая девочка. Только во время совершения над ней таинства Крещения стало ясно, что все-таки — не простая. Вот как это вспоминал староста церкви Успения, где крестили будущую блаженную, Павел Иванович Прохоров: «За два дня до крестин в церковную сторожку заходил священник о. Василий из деревни Борятино, что в 5 км от села Себино. Это было накануне какого-то праздника. Этот-то священник и крестил Матрюшеньку. Когда во время крещения священник окунул ее в купель, из купели до потолка поднялся столб или пара, или легкого благоухающего дыма, я точно не помню. Священник был крайне удивлен, сказав при этом: “Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят“».

Окружающие все больше замечают, что подрастающую девочку выделяет среди сверстников не только врожденное увечье, но какая-то нездешняя мудрость и… прозорливость. Нет, это еще обычный ребенок, который тянется к играм и с радостью бегал бы босиком по деревенским улицам. Но на этих улицах — другие крестьянские детишки с их детской еще жестокостью. Возьмут крапиву, окружат Матрону и бьют ее, обжигают то с одной стороны, то с другой: отгадай, кто тебя лупанул, ну, отгадай, ты же особенная! Однажды дети посадили Матрону в яму и потешались, наблюдая, как слепая девочка пытается выбраться на ощупь.

Видя переживания своей маленькой прихожанки, отец Василий утешал ее, говоря: игры не то, к чему ты призвана, у тебя есть нечто большее, чем у этих детей.

Так с ранних лет незрячая ушла туда, где не нужны глаза, — во внутреннюю жизнь души. Сама добиралась до храма, где отстаивала службы в уголке. А ночью еще в очень малом возрасте пробиралась в красный угол, неизвестно как, но снимала иконы — и они были ее первыми «игрушками».

Было множество случаев, которые не оставили сомнений в том, что девочке открыто гораздо больше, чем взрослым. Одним из них стало предсказание смерти отца Василия: однажды ночью Матрона перебудила всех, сказав, что батюшка умер. Кинулись к нему в дом и действительно нашли священника только что скончавшимся. В другой раз девочка предсказала пожар, который произошел на следующую же ночь.

Родственница Никоновых рассказала и такой случай: «Однажды Матрюшенька говорит: “Мама, сходи к батюшке, у него в архиве на таком-то ряду, от низу четвертый, лежит книга, а в ней изображена икона Царицы Небесной «Взыскание погибших». У нас в храме нет такой иконы. Сходи и скажи батюшке, чтобы он ее принес”. Книгу с изображением действительно нашли, икону для храма написали, а список с нее Матрона впоследствии везде возила с собой, когда начались ее скитания.

Был и такой случай. Однажды отец Матроны, Дмитрий Никонов, не захотел идти в храм вмес-те с женой, и она пошла одна. Отец молился дома, читал службу, а мать, по-видимому, больше переживала из-за мужа и отвлекалась на свои мысли, чем молилась. Когда она вернулась, Матрюша сказала: “Отец был в храме, а тебя там не было”. — “Как это? Откуда же я только сейчас вернулась?” А девочка говорила о внимательной молитве, а не о фактичес-ком присутствии в стенах церкви».

Узнав о необычной маленькой крестьянке, в Себино потянулись люди. И просили: пусть помолится. Так ребенок, который грозил стать «лишним ртом» и обузой семье, стал ее кормить.

Первое путешествие и переезд в Москву

В 14 лет Матрона уехала за пределы своей деревни: в первое и единственное большое путешествие в жизни ее взяла дочь помещика, жившая по соседству, Лидия Янькова. Паломницы побывали в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевой лавре и, по преданию, в Кронштадте, где маленького слепого подростка подозвал к себе сам праведный Иоанн Кронштадтский: «Иди, иди ко мне, Матронушка. Смена моя идет…».

А в 17 лет у девочки отнялись ноги. С этих пор блаженная принимала людей сидя. И тогда впервые стала говорить о грядущих страшных днях: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать»… Но, казалось, никто не принимал ее слова за близкое пророчество: будет, может, но — вряд ли с нами.

Для нее гонения начались с ее дома: оба брата, вступившие в партию, не могли терпеть рядом с собой блаженную сестрицу, к которой вереницей шли люди. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и жила там уже до конца своих дней. «Жила» не всегда повернется язык сказать — скиталась по подвалам, сараям, по квартирам, где нельзя было долго задерживаться, чтобы не подставить хозяев. На Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне, наконец, в Староконюшенном переулке. И еще не раз умудрялась возвращаться в родное село, навещать своих престарелых родителей.
Много раз чудом избегала ареста: уезжала за считанные минуты до приезда милиции. Однажды «служитель порядка» все же выследил слепую старицу, победоносно пришел забирать и услышал от нее: «Беги скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался, уехал домой и обнаружил там обгоревшую от полыхнувшего керогаза жену — успел отвезти ее в больницу, все закончилось благополучно. Слепая действительно никуда не делась, но на следующий день, придя на работу, милиционер наотрез отказался ее забирать.

Как ребенок…

Годы идут, и перед нами уже зрелая женщина. Мы знаем ее по редким фотографиям, на самой известной из которых Матрона сидит на кровати, положив маленькие пухлые ручки на коленки, сидит с совершенно неподдельной бесхитростной улыбкой на лице. Какая она теперь?

Есть один рассказ, который может это передать.

Из деревни Тульской области, соседней с Себино, шли брат с сестрой — продавать корову в Жаворонках, под Москвой. А по дороге потеряли документы: и свои личные, и на корову… Брат запаниковал: «Найдут без документов, подумают, что корову украли! Сейчас не забалуешь, кругом вооруженный патруль. Всё, позору не оберешься! Удавлюсь я! Удавлюсь!» — «Эх, дурак ты, дурак! Как тебе не стыдно такое говорить! Давай просить Матронушку — авось поможет», — сказала сестра. «Да как поможет, если сама сидит на койке где-то в Москве, слепая от рождения?»

Но все-таки попросили…

До Москвы добирались 10 дней и везде находили ночлег, хотя кому интересно в лихое время пускать домой чужих, да еще без документов, да еще с коровой на привязи. Однажды в избу, где брат с сестрой остановились, приехал патруль. Но хозяева как-то неожиданно стали гостей выгораживать: «У нас все свои». Те благополучно добрались до места, продали корову и, возвращаясь, решили заехать к Матроне. Блаженная им предстала такой: сидит на высокой кровати, в синем платье, волосы расчесаны на две стороны, ножки свесила, как малый ребенок, а сама смеется. Пришедшие и рта не успели открыть, а она им:

— Ну и задали вы мне работку! Всю дорогу вела их корову за хвост! Вот, веди им корову, а еще показывай, где живут хорошие люди, где на ночлег пустят.
А когда прощались, Матрона повернулась к брату и сама едва смех сдерживает.
— Как так вышло, Ваня, что сестра, которая тебя моложе, обозвала тебя дураком? Ай-яй-яй! — И продолжала, пока бедный Ваня замер с открытым от удивления ртом: — Паспорт можно выправить за десять рублей… «Удавлюсь! Удавлюсь!» — уже по-доброму передразнивает парня. — Больше таких глупостей не говори! — И погрозила маленьким пальчиком.

Пожалуй, вот и портрет. Пожалуй, потому и «Матронушка»: маленькая женщина, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой на лице — нет ни одного фото, где бы она не улыбалась.

Страшные годы

Жизнь Матроны в Москве пришлась на самое страшное время: конец Гражданской войны, нищета, голод, «ежовщина» — страшные 1937-1938 годы, когда пропадали люди, повсюду царила атмосфера страха и доносительства, а потом — пришла война. Огромное море человеческого горя. И люди тянулись за утешением и надеждой, за исцелением души и тела. Свидетельствуют, что нередко Матроне Бог открывал судьбы воюющих на фронте, по ее молитвам возвращались те, кого считали без вести пропавшими. Одной женщине, которой трижды приходила «похоронка» на мужа, блаженная сказала: «Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко», и действительно, муж вернулся в 1947 году.

Она говорила людям слова, ни в коей мере не противоречащие христианству: верьте, что Бог есть и Его силой все уладится; носите крест, молитесь, чаще причащайтесь, не верьте снам, не теряйте никогда надежду, учитесь владеть собой. Она не учительствовала, жалела людей, гладила их по голове, давала конкретные советы в конкретных ситуациях, часто — с юмором, всегда — с радостью. Болеющим советовала причащаться чаще, и болезнь — даже серьезная, будь то туберкулез или эпилепсия — отступала. «Надо владеть собой, терпеть»; «Господь сам все управит!»; «Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу».

И совершались чудесные вещи — эти истории можно рассказывать бесконечно — а поток посетителей не иссякал.
Сохранилось множество свидетельств помощи святой, но о ней самой, о подробностях ее жизни в столице известно меньше, чем о ее делах. По сути вся ее жизнь сводилась к молитве и помощи людям. Знавшие ее при жизни вспоминали, что у Матроны на лбу даже образовалась ямка от постоянного крестного знамения: старица молилась и ночами.

Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти?» — «Боюсь», — бесхитростно ответила блаженная. И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Отпевал ее в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице священник Николай Голубцов. 4 мая, на день Жен Мироносиц, при большом стечении народа блаженная была похоронена на Даниловском кладбище, рядом с одним из не-многих действовавших тогда храмов.

1 мая 1998 года, по благословению Патриарха Алексия II, честные останки старицы были перенесены в Покровский ставропигиальный женский монастырь на Таганской улице, где они находятся и по сей день. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2013 году Священный Синод установил дополнительный (помимо 2 мая) день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта (по н. ст.).

«Бабьи басни»

К сожалению, в сложившемся почитании блаженной Матроны есть вещи, частично или полностью противоречащие православному мировоззрению.

Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.

«Книга Ждановой содержит слишком много оскорбительных для христианского слуха высказываний, которые звучат от имени Матроны. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон…» — пишет участник одной из интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться, что в народном сознании после таких историй имя блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской колдуньи Ванги?

Во-первых, книга Зинаиды Ждановой — первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее в свое время колоссальный успех, — была рассмотрена Синодальной комиссией по канонизации святых и подвергнута жесткой критике. Церковь не рекомендовала ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на то, что Жданова лично знала старицу. Впоследствии и сама автор призналась, что в этой книге очень много придуманного ею…

Комиссия ориентировалась на другую версию жития — «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы». И в частности, в этом тексте можно найти следующие слова: «Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых “целитель“ входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты (об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни). Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много таких примеров <…> Матрона читала молитву над водой <…> Содержание этих молитв мы не знаем, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает <…> вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей».

Во-вторых, увы, нельзя откреститься от времени, в которое жила блаженная. Ни для кого не секрет, что в деревнях процветали и колдовство, и обрядоверие. Один пожилой житель Ижевска, перебравшийся в город из деревни, рассказывал, как не могла умереть его родственница, старуха-колдунья, чей ведовской «дар» не приняли ни дочь, ни внучка — а, не передав свои знания, согласно народному поверью, ведьма не может умереть. Как разбирали деревенские жители крышу и совершали другие действия, чтобы душа несчастной старухи могла освободиться от тела. Такие истории — казалось бы, в атеистическое время — были почти обыденностью в деревнях и вместе с жителями перекочевали в советские города. В сознании непросвещенных людей до сих пор перемешаны гадания на святки и святой праздник Рождества Христова, «Битва экстрасенсов» и телетрансляция пасхального богослужения, молитвы и гороскопы — все это так!

Поэтому некоторые почти оккультные моменты, которые можно найти в первом «житии» Матроны, до сих пор многими воспринимаются в порядке вещей.

Так, безусловно, одобрение рвоты после причащения для христианина немыслимо. Даже если священник случайно прольет Причастие на пол, богослужение останавливается, и это место в полу выжигается огнем или вырубается — настолько серьезно Церковь относится к пре-творенным в Тело и Кровь Господни хлебу и вину. Когда оптинского старца Иосифа (Литовкина) спрашивали, как поступать, если у больной, причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была рвота, он отвечал: «От Причастия прошло много, и тут укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты». Это благоговейное отношение, не в пример описываемому З. Ждановой.

Цитаты о бесах — тоже иллюстрация совершенно нехристианского отношения к темным силам. Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери».
Приписанные блаженной Матроне слова о наградах от Господа — еще одно противоречащее духу христианства свидетельство. Оптинский старец Макарий писал о подобном: «Из одного этого, что странник говорит вам <…>, что “весь град его молитвами держится”, нельзя поверить его святости; нигде не видим в житиях, чтобы святые или праведные сами о себе так проповедовали, а напротив, считали себя прах и пепел и недостойными, а благодать Божия действовала чрез них».

Вот еще один не согласующийся с православным мировидением рассказ, якобы записанный со слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Будто накануне блокады Ленинграда солдаты пытались вскрыть гробницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, за что он, восстав, грозил «утопить в крови и уморить голодом» Петербург… «Рассказ об “утоплении в крови”, — пишет церковный историк Андрей Зайцев, — полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в новозаветный канон). Например, в “Евангелии детства Христа” есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним». Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием, способен вычленить нечто несродное ему из «народных житий». Если же знакомство поверхностное — возникают такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной». Если такова осторожность даже к словам самих святых, то тем более — к словам о них других людей…

Очередь

Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал некоторых верующих (или называющих себя таковыми) в том, что они стремятся больше к чудесам, колдунам и исцелениям с помощью «водички», «землички», чем к Причастию и молитве… И современные священники с болью говорят: «На Крещение, на “медовый“ Спас, в Вербное воскресенье — храм битком, яблоку негде упасть. Люди толкаются, спешат освятить мёд, яблоки, вербы, набрать побольше святой воды <…>, тогда как Христос предлагает каждый день на литургии нечто несоизмеримо большее — Самого Себя. А нам подавай мёд и водичку!…»

Потому бывает, что человеку, подкованному в вопросах церковного учения, и нелегко дается очередь в Покровском монастыре, где столько разговоров можно услышать и о том, с какой ноги правильно к мощам блаженной подступать, и о снятии сглаза при помощи иконы, и еще много «удивительных» вещей.
Но достойно ли порицать людей, которые в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить христианство? Малую лепту, оформленную в труд, — приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот, задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками, тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе просвещенными, знающими, что христианство прежде всего — о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут?

«Ледяной дождь, пронизывающий ветер, очередь людей огибает храм… Я одета в легкие демисезонные туфли, на плечах плащик. И таких — раздетых, как я — много… Топчусь, молюсь, прошу подарить здоровье моей мамочке. Прошло два часа. От холода с колен пошла жгучая боль по всему телу. И тут я понимаю, все… больше не могу. “Господи, смилостивись, дай сил!“ Еще час прошел, холод сковал диафрагму, чувство, что легкие перестают дышать. Звоню родной сестре, плачу, жалуюсь, прошу поддержать меня в решении уйти, сил больше нет. Сестра слушает, ей очень жалко любимую сестренку, всхлипывает вместе со мной, но молчит. Она понимает, это ради мамы… ради мамочки…» Это рассказ Елены Александровой (Елена Александрова. Мама и матушка. — Сайт ), одной из женщин в очереди, одной из тысяч. И здоровье мамы, кстати, пошло на поправку…

Какими словами можно было бы описать трудную и праведную жизнь блаженной Матроны, и эту очередь, и сотни и сотни рассказов-благодарностей людей за помощь, полученную по молитвам святой? Быть может, этими? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28)

Встреча блаженной Матроны со Сталиным: было или нет?

Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки.

Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала игумена Дамаскина (Орловского), а также священников, лично знавших З. В. Жданову

«Матушка Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу, - вспоминает Зинаида Жданова, - и одерживала победу. Она никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига. Не могу себе простить, что ни разу не пожалела Матушку, хотя и видела, как ей было трудно, как она болела за каждого из нас. Свет тех дней согревает до сих пор. В доме перед образами теплились лампады, любовь матушки и ее тишина окутывали душу. В доме были святость, радость, покой, благодатное тепло. Шла война, a мы жили как на небе». Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы. Остались некоторые ее наставления общего характера. Матушка учила не осуждать ближних. Она говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Матрона учила предавать себя в волю Божию. Жить с молитвой. Часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых Тайн. «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады». Учила также любить и прощать старых и немощных. «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали». Матронушка не позволяла придавать значения снам: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого - расстроить человека, опутать мыслями». Матрона предостерегала не бегать по духовникам в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. Вот ее слова: «Мир лежит во зле и прелести, и прелесть - прельщение дущ - будет явная, остерегайся». «Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет». Учила не интересоваться священниками и их жизнью. Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (черной одеждой и т. д.). Она учила терпению скорбей. 3. В. Ждановой она говорила: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону». Подобное наставление есть также у преподобного Серафима Саровского и других святых отцов. Вообще в наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы вразрез со святоотеческим учением. Матушка говорила, что краситься, то есть употреблять декоративную косметику - большой грех: человек портит и искажает образ естества человеческого, дополняет то, чего не дал Господь, создает поддельную красоту, это ведет к развращению. Про девушек, которые уверовали в Бога, Матрона говорила: «Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст». Матронушка говорила: «Враг подступает - надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом - ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую - добрые дела. Чаще креститесь! Крест - такой же замок, как на двери». Она наставляла не забывать крестить еду. «Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!» О колдунах матушка говорила: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят». Матушка часто говорила близким, что сражается с колдунами, со злой силой, невидимо воюет с ними. Однажды пришел к ней благообразный старик, с бородой, степенный, пал перед ней на колени весь в слезах и говорит: «У меня умирает единственный сын». А матушка наклонилась к нему и тихо спросила: «А ты как ему сделал? На смерть или нет?» Он ответил: «На смерть». А матушка говорит: «Иди, иди от меня, незачем тебе ко мне приходить». После его ухода она сказала: «Колдуны Бога знают! Если бы вы так молились, как они, когда вымаливают у Бога прощение за свое зло!» Матушка почитала покойного священника Валентина Амфитеатрова. Говорила, что он велик перед Богом и что на могилке своей он помогает страждущим, некоторых из своих посетителей посылала за песочком с его могилы. Массовое отпадение людей от Церкви, воинствующее богоборчество, нарастание отчуждения и злобы между людьми, отвержение миллионами традиционной веры и греховная жизнь без покаяния привели многих к тяжким духовным последствиям. Матрона это хорошо понимала и чувствовала. В дни демонстрации матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери - полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» - так святые отцы называют человеческие чувства.) 3. В. Жданова спросила матушку: «Как же Господь допустил столько храмов закрыть и разрушить?» (Она имела в виду годы после революции.) А матушка отвечала: «На это воля Божия, сокращено количество храмов потому, что верующих будет мало и служить будет некому». «Почему же никто не борется?» Она: «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие... Эта сила существует в воздухе, проникает везде. Раньше болота и дремучие леса были местом обитания этой силы, потому что люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по их неверию и отвержению от Бога». Желая приоткрыть завесу над ее духовной жизнью, некоторые любопытные посетители старались подсмотреть, что Матрона делает по ночам. Одна девушка видела, что она всю ночь молилась и клала поклоны... Живя у Ждановых в Староконюшенном переулке, Матронушка исповедовалась и причащалась у священника Димитрия из храма на Красной Пресне. Непрестанная молитва помогала блаженной Матроне нести крест служения людям, что было настоящим подвигом и мученичеством, высшим проявлением любви. Отчитывая бесноватых, молясь за каждого, разделяя людские скорби, матушка так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и только тихо стонала, лежа на кулачке. Внутренняя, духовная жизнь блаженной все же осталась тайной даже для близких к ней людей, останется тайной и для остальных. Не зная духовной жизни матушки, тем не менее люди не сомневались в ее святости, в том, что она была настоящей подвижницей. Подвиг Матроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и горячей любви к Богу. Именно о таком терпении, которое будет спасать христиан в последние времена, пророчествовали святые отцы Церкви. Как настоящая подвижница, блаженная учила не словами, а всей своей жизнью. Слепая телесно, она учила и продолжает учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности ходить, она учила и учит идти по трудному пути спасения. В своих воспоминаниях Зинаида Владимировна Жданова пишет: «Кто такая была Матронушка? Матушка была воплощенный ангел-воитель, будто меч огненный был в ее руках для борьбы со злой силой. Она лечила молитвой, водой... Она была маленькая, как ребенок, все время полулежала на боку, на кулачке. Так и спала, по-настоящему никогда не ложилась. Когда принимала людей, садилась, скрестив ножки, две ручки вытянуты прямо над головой пришедшего в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед ней на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится. Она жила, не имея своего угла, имущества, запасов. Кто пригласит, у того она и жила. Жила на приношения, которыми сама не могла распоряжаться. Была в послушании у злой Пелагеи, которая всем распоряжалась и раздавала все, что приносили матушке, своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть... Матушка, казалось, знала все события наперед. Каждый день прожитой ею жизни - поток скорбей и печалей приходящих людей. Помощь больным, утешение и исцеление их. Исцелений по ее молитвам было много. Возьмет двумя руками голову плачущего, пожалеет, согреет святостью своей, и человек уходит окрыленный. А она, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков, от частого крестного знамения. Крестилась она медленно, усердно, пальчики искали ямку...» Во время войны много было случаев, когда она отвечала приходившим на их вопросы - жив или нет. Кому-то скажет - жив, ждите. Кому-то - отпевать и поминать. Можно предполагать, что к Матроне приезжали и те, кто искал духовного совета и руководства. О матушке знали многие московские священники, монахи Троице-Сергиевой лавры. По неведомым судьбам Божиим не оказалось рядом с матушкой внимательного наблюдателя и ученика, способного приоткрыть завесу над ее духовным деланием и написать об этом в назидание потомкам. Часто ездили к ней земляки из ее родных мест, тогда из всех окрестных деревень ей писали записочки, а она отвечала на них. Приезжали к ней и за двести, и за триста километров, а она знала имя человека. Бывали и москвичи, и приезжие из других городов, прослышавшие о прозорливой матушке. Люди разного возраста: и молодые, и старые, и люди средних лет. Кого-то она принимала, а кого-то нет. С некоторыми говорила притчами, с другими - простым языком. Зинаида как-то пожаловалась матушке: «Матушка, нервы...» А она: «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов... Надо владеть собой, терпеть». Матушка наставляла, что лечиться нужно обязательно. Тело - домик,. Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя. Своим близким матушка сочувствовала: «Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут - выбирайте!» «Мы выберем крест, - отвечали они, - а как же тогда можно жить будет?» «А мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, помолимся Богу, съедим и сыты будем!» В другой раз она говорила, подбадривая в тяжелой ситуации, что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно. «Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы! Господь сам все управит!» Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!» Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы. До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» «Боюсь». 2 мая 1952 года она почила. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? - взволнованно спросил он.- Что, она умерла?» (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону.) Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец Николай Голубцов, все присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам. 4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих действующих московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией. Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет... Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Еще перед смертью она сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого». Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями. Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви - вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни. Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Где помолиться и поклониться Матронушке

Молиться можно по этой книге, где бы вы ни были, в любое время, в любом месте.

Молиться можно как перед иконой в храме, или иконой, которую вы приобрели в храме и держите у себя дома, так и перед образом в этой книге.

Помните, что святые всегда и везде услышат нас. Потому что в Божественном мире нет пространства и времени в нашем понимании. Некоторые люди думают, что с Матроной можно встретиться только в Покровском монастыре или на ее могилке на Даниловском кладбище, или в храмах, где есть ее икона. Там действительно очень сильные, намоленные места. Но встреча с Матронушкой может произойти и в любом другом месте. Потому что душа не привязана к какому-то определенному месту в земном мире. Матронушка с небес видит и слышит все просьбы, все молитвы одновременно. И помогать она может одновременно всем нам, кто верит в ее помощь и ждет ее. Нам не всегда понятно, как это может быть – но в Божественном мире невозможного нет.

Однако если будете в Москве, посетите хоть раз Покровский монастырь, а может, и Даниловское кладбище. После канонизации мощи Матронушки перенесли в монастырь, в могилке останков уже давно нет – но по сей день и там молятся верующие, и там встречаются с Матронушкой, потому что держит она свое обещание: помогать всем, кто на ее могилку придет.

Даниловское кладбище находится недалеко от метро «Тульская», у 3-его транспортного кольца. На кладбище есть указатель к могиле Матроны, заблудиться трудно – могила недалеко от входа. Принесите цветы, помолитесь, поговорите с Матронушкой как с живой. И еще возьмите немного песка из специальной емкости на могиле. Это особый песок, он обладает чудодейственными, в том числе и исцеляющими свойствами. Можно посыпать его дома, можно немного зашить в мешочек и носить с собой.

Если хотите помолиться у мощей и иконы Матроны Московской, поезжайте в Покровский Ставропигиальный женский монастырь, расположенный по адресу: улица Таганская, 58 (метро «Таганская», «Марксистская», «Пролетарская» или «Крестьянская застава»). Монастырь открыт ежедневно с 7.00 до 20.00 (в воскресенье с 6.00 до 20.00). Ехать лучше пораньше, обычно там большие очереди.

Удивительна история и самого Покровского монастыря, и обретения им святых мощей Матроны Московской. Когда-то на месте монастыря были так называемые «Убогие дома» – а попросту братская могила, где хоронили всех, кто умер без покаяния. Это были как правило нищие, бездомные, другие безвестные люди, найденные мертвыми на улице, а также казненные преступники. Рассказывали, что именно здесь оказалось в свое время и тело самозванца Григория Отрепьева – Лжедмитрия, убитого восставшим народом.

В 1626 году на Покров день царем Михаилом Федоровичем Романовым вблизи Убогих домов был основан Покровский монастырь. Сами же Убогие дома прекратили свое существование при правлении Елизаветы II, дочери Петра I: тогда в России была отменена смертная казнь, а вместе с ней ушла в прошлое и традиция без разбору хоронить погибших и убиенных таким нецивилизованным способом. К тому же нагрянувшая эпидемия чумы сделала братские могилы опасным источником инфекции. Тогда они и закончили свое существование, и Елизавета распорядилась больше никого не хоронить в городской черте, устроив для этого кладбища за пределами Москвы.

Отстроен монастырь был лишь через двадцать лет после основания, уже при царе Алексее Михайловиче. Знал он и очень хорошие времена, когда цвели здесь фруктовые сады, сияли куполами церкви, и годы разрухи, и следующего за ними возрождения, пострадал во время войны 1812 года, после вновь был восстановлен, и еще не раз перестраивался. После революции 1917 года его постигла печальная участь большинства российских монастырей: обитель закрыли, с церквей сняли купола, и в обезображенных зданиях разместили какие-то учреждения и организации.

Лишь в 1994 году монастырь, до революции бывший мужским, был возобновлен, но теперь уже в качестве женской обители. Настоятельницей его стала инокиня Ольга (Мискина), в монашестве получившая имя Феофания. И все тяготы по восстановлению разоренного, изуродованного монастыря взяла она на себя вместе с первыми сестрами-насельницами. Денег не реставрацию не было, и, казалось, помочь могло только чудо. И Феофания знала, у кого просить о чуде. Конечно, у святой Матроны Московской. Стала она вместе с сестрами молиться на могиле Матронушки – тогда еще запущенной, мало кем посещаемой. И деньги находились – действительно чудом, приходили самыми неведомыми путями.

Так обрел монастырь свою небесную покровительницу. А когда поднялся монастырь из разрухи, мощи Матроны Московской были перенесены с Даниловского кладбища сюда, чтобы после канонизации святой стать его главной святыней.

Сегодня благодаря Матроне Московской Покровский монастырь стал самым посещаемым в Москве: сплошным потоком изо дня в день идут сюда люди, чтобы поклониться святым мощам праведницы и чудотворицы.

Помолитесь возле иконы Матроны Московской. Если хотите, можно положить за раму записочку с вашей просьбой. Но можно и просто постоять, мысленно с Матроной поговорить. Помните, что мысленное обращение она тоже слышит, а не только слова. Потом подойдите к раке с мощами, приложитесь к ней трижды. Все, кто так делает, знают, что после этого особенно сильная связь с Матроной устанавливается, и остается на всю жизнь, где бы вы ни были и что бы ни делали.

Тут возможны самые разные чудеса. Многие люди чувствуют присутствие Матроны, даже слышат, как она говорит с ними, или, как сама Матрона говорила, вкладывает мысли в их головы. А некоторые чувствуют особый аромат, благоухание. Так дает о себе знать святая.

Однако если вы ничего такого не ощутите, все равно знайте, что Матронушка рядом и слышит вас.

И еще, если уж окажетесь в монастыре, постойте и помолитесь возле иконы Богоматери «Взыскание погибших». Это особая икона, написанная когда-то по просьбе Матроны, для чего всей деревней собирали деньги, чтобы заплатить художнику. Икона это долгое время хранилась у Матроны и приютивших ее добрых людей – матери и дочери Ждановых. Икона почитается чудотворной, и спасает она и людей от гибели, и души погибшие из плена всякой нечисти вызволяет.

Есть и еще одна замечательная возможность поклониться Матронушке – для тех, кто готов отправиться в поездку в деревню Себино Кимовского района Тульской области, на родину святой. От Москвы ехать недалеко, на машине часа три-четыре. Можно ехать и на автобусе с пересадками: сначала до Новомосковска, оттуда – до Кимовска, а после сесть в автобус, следующий до Устья, он и привезет вас в деревню Себино. Правда, автобусы там ходят редко, поэтому если соберетесь, о расписании справьтесь заранее. А любители организованных поездок могут найти турфирму, организующую паломнические поездки, сейчас таких немало.

Деревня Себино расположена в необыкновенном месте. Всего в одиннадцати километрах отсюда находится Куликово поле, где в 1380 году войсками Дмитрия Донского были остановлены орды кочевников под предводительством хана Мамая. Именно этим событием было положено начало освобождения России от трехсотлетнего золотоордынского ига. Именно тогда было предотвращено нашествие завоевателей через Россию на Европу. До сих пор здесь служат молебны по убиенным воинам, ходят ежегодно крестным ходом.

Есть вокруг и другие достопримечательности: целебный источник в расположенной неподалеку деревне Ховань, крайне живописные речные берега, являющиеся охраняемым памятником природы, да и сама вода в речке Мокрая Табола, говорят, целебная, обладает особыми омолаживающими свойствами благодаря содержанию некоторого количества растворенного в ней минерала целестина, в изобилии присутствующего в береговых породах.

Рассказывают, что в этих местах не так уж редко рождались люди с особыми способностями к исцелению – немало таких и сейчас живет поблизости. Но, конечно, нет и не было равных Матронушке по масштабу этого дара, а главное, по праведности ее жизни и прирожденной принадлежности к святому воинству Господнему.

Себино – деревенька небольшая, домов в ней много заброшенных, народу живет не так много. Но все жители помнят и почитают Матронушку, и паломников встречают с радостью.

Сохранился в Себино даже дом, где родилась и жила Матрона – правда, находится он в весьма плачевном, полуразрушенном состоянии. А вот церковь Успения Пресвятой Богородицы, где крестили Матронушку, и где она сама молилась в течение сорока лет, прежде чем переехала в Москву, хорошо сохранилась, и поддерживается силами прихожан и благотворителей. Церковь хоть и перестраивались, но стены ее – те самые, старые, которые помнят Матронушку. Есть здесь такие святыни как частица ее мощей и частица гроба. И еще сохранилась одна удивительная, драгоценная святыня – та самая купель, в которой крестили Матрону.

В Успенской церкви приезжему всегда подскажут, у кого из сельчан можно остановиться на ночлег. Здесь по сей день Матронушкиным духом все дышит, будто она продолжает жить в каждом доме. Очевидцев ее чудес здесь уже не осталось, но местные жители с удовольствием рассказывают о ней, передают предания из уст в уста. Говорят, что некоторым из сельчан Матронушка являлась во сне, велела привечать всех людей, что будут приезжать сюда, чтобы ей поклониться. Вот и выполняют они заветы Матронушкины – и впрямь привечают и заботятся как могут. Помолившись в храме, здесь принято благодарить Матрону: для этого на иконе есть специальная цепочка, куда люди вешают в благодарность украшения или крестики.

Как и предсказывала Матронушка, Успенская церковь в ее родной деревне закрывалась только на десять лет – с 1937 по 1947. К счастью, ее не разрушили, не взорвали в эти годы, как было со многими другими храмами. По ходатайствам местных жителей в 1947 году храм был открыт снова, став действующим. А в 2002 году там открыт придел Матроны Московской. Множество лю дей свидетельствуют, что после посещения этого храма и болезни проходят, и невзгоды отступают.

Просите с открытой душой – и дано будет вам

Множество записок кладут люди к иконе Матроны Московской, обращаются к ней устно и письменно, оставляют свои просьбы и на множестве форумов и сайтов в Интернете, посвященных святой. Наберите в поисковике «Матрона Московская», и сами найдете их.

О чем же просят наши соотечественники святую, с какими мольбами взывают к ней? С обычными, человеческими, всем и каждому понятными. Вот некоторые из них, в которых просто-таки бьется чистая, открытая, страдающая душа:

Матушка Матронушка, мне очень, очень плохо одной! Помоги встретить своего суженого для счастливого замужества, родить ему здоровых детишек.

Святая Матрона, помоги мне, рабе Божией, забеременеть, услышь мои молитвы, чтобы родился у меня крепкий здоровенький ребеночек.

Матронушка, помоги, подскажи мне путь верный в моей жизни. Если Виталий – это моя судьба, пусть у нас все сложится, а если нет – подскажи, как и где найти свою вторую половинку.

Святая Матронушка, прости мне все грехи мои, прошу, помоли Бога обо мне, чтобы восстановилась моя семья. Пусть муж мой Алексей на путь праведный встанет и ко мне вернется.

Святая матушка Матронушка, помоги мне в моей жизни обрести любовь, гармонию. Чтобы светом и радостью душа моя заполнилась. Чтобы жизнь благополучной и счастливой была.

Матронушка, матушка, помоги мне от недугов моих избавиться и с финансами решить проблемы.

Святая матушка Матрона, я одна осталась с ребеночком, мой муж погиб. Прошу, помоги мне с этим горем справиться, слезы мои утри. Уже три года его нет, а я все плачу, и жизни не вижу. А ведь моему мальчику нужен отец. Вдруг случится такое чудо, и я еще встречу человека, который будет любить меня и моего сына…

Матронушка, помоги мне хорошую работу найти, чтобы я могла детям моим достойную жизнь обеспечить.

Матушка Матрона, помолись Боженьке о моем отце, чтобы он с болезнью справился и снова на ноги встал.

Матронушка, моему сыну 27 лет, помоги ему найти хорошую девушку, чтобы он с ней обвенчался с Божьего благословения, чтобы детишки у них родились, а мои внуки. Помоги ему от старой его любви освободиться, а то сил нет видеть, как он мучается и страдает…


Пишите, просите вслух или про себя, обращайтесь к Матронушке – и вы сразу же почувствуете, что страдания отступают, словно проясняется небо над вами, и появляется надежда, а вместе с ней и вера, что все у вас будет хорошо. Главное – будьте искренни, говорите то, что на душе, и верьте, верьте, верьте.

Себино. Начало удивительной истории маленькой святой

«Какой великий дух жил в этом маленьком теле!»

Почему так любят Матронушку в народе, почему слава ее возрастает год от года? Конечно, потому что редким даром чудотворства и помощи людям наделена она. А еще и потому, что кажется очень близкой и понятной нам, ныне живущим – и не удивительно, ведь обычно истории святых воспринимаются нами почти как мифы или легенды, и сами они отделены от нас огромными пластами времени… Матронушка же – почти что наша современница. И жила она как обычный человек, в недавнее и знакомое нам советское время, и еще живы люди, которые лично знали и помнят ее. Такая простая, обычная, маленькая, ростом с ребенка, слепенькая – и при этом наделенная великой силы духом, святая чудотворица, какие очень редко отмечают наш земной мир своим присутствием.

Матронушка пришла поддержать нас в самые тяжелые времена, отмеченные революцией, гражданской войной, сталинскими репрессиями, кровавой борьбой с фашизмом, разрушением и осквернением церквей, попранием самой православной веры. И сколько душ спасла она, скольким людям помогла выстоять, выдержать во всей этой круговерти, сохранить себя и дух свой укрепить, к Богу прийти, даже когда святыни рушились кругом. Помогла она нам главную святыню обрести – в сердце своем, которое может оставаться чистым, Богу преданным, что бы ни творилось кругом. Сам Господь ее и прислал нам, для помощи, поддержки, для спасения нашего.

И продолжает Матронушка спасать нас ежедневно и ежечасно, как при жизни земной делала, так и после ухода в жизнь вечную.

«Какой великий дух жил в этом маленьком теле! Сам Господь Бог смотрел на нас через ее закрытые веки. И чудеса вершила она волей Божией», – прочитал я в тетради моей мамы выдержки из письма К. И. Иванова, который сам посещал Матрону и испытал на себе ее чудодейственную помощь: она вылечила его от затяжного бронхита. Я не знаю, кто был этот человек – видимо, знакомый матери, с которым она какое-то время переписывалась. Таких свидетельств сохранилось очень мало, приходится собирать их буквально по крупицам.

В биографии Матроны Московской еще много загадок и тайн

Несмотря на то, что, по историческим меркам, совсем недавно жила святая, но далеко не все ясно сейчас в биографии Матроны Московской.

Причина, как мне представляется, в том, что мы, как известно, «что имеем – не храним». Жила рядом с людьми чудотворица, прозорливица, исцелительница, великая святая душа, ходили люди к ней за помощью, помощь эту получали, но никому не пришло в голову биографию ее писать при жизни, или хотя бы собрать об этой жизни точные данные. А вот когда посмертная слава пришла к ней – спохватились, что знаем-то, оказывается, очень мало. А ведь, по большому счету, надо было бы за ней каждое слово записывать – какой бы это был богатейший материал! Но, увы, не нашлось тогда такого человека.

Однако не будем никого осуждать, может, Господу было так угодно, чтобы урок нам преподать – давайте будем ценить то, что имеем, дорожить каждым мигом жизни, интересоваться теми людьми, с кем нас жизнь сводит, расспрашивать их, записывать, оставлять для потомков те знания, которые нам довелось получить…

И все же был человек, оставивший нам, потомкам, живые свидетельства о жизни Матроны Московской. Этот человек – Зинаида Жданова, в доме которой на Арбате Матронушка жила почти восемь лет. Она написала книгу о Матроне Московской. Но и в этой книге тоже лишь отрывочные сведения, из которых полная картина жизни святой складывается с трудом. К тому же церковь, например, не признала книгу Ждановой в качестве основы для официального жития святой, потому что, по мнению многих исследователей, в этой книге порой очень трудно отличить вымысел от правды.

Но мы должны быть благодарны Зинаиде Ждановой за то, что она оставила нам свой труд. По сути, нигде больше не собрано столько свидетельств современников о жизни маленькой святой.

Зинаида Владимировна Жданова родилась в 1917 году. К ее судьбе, как и к судьбе ее матери, Матрона Московская имеет самое прямое отношение. Мать Зинаиды Евдокия, односельчанка Матроны, была некрасивой девушкой из простой крестьянской семьи. В 28 лет она все еще была не замужем, и в деревне на нее уже повесили ярлык вековухи, старой девы. Но Матрона посоветовала Евдокии поехать в Москву, устроиться там на работу, и предсказала, что она выйдет замуж за богатого барина, да к тому же красавца.

Евдокия последовала совету, и в Москве устроилась кухаркой в знатную семью Ждановых, у которых был единственный сын Владимир. Когда он, студент института путей сообщения, поехал на практику, родители отправили с ним и Евдокию в качестве прислуги. Он и внимания не обращал на неказистую кухарку, но ему было несколько знамений: то какой-то голос во сне просил жениться на Евдокии, то случайно встреченный старец, очень похожий на святого, говорил то же самое. В итоге Владимир и правда женился на ней, чем вызвал крайнее неудовольствие семьи. А когда случилась революция, выяснилось, что Владимира от большевистской расправы спасло лишь то, что он женат на простолюдинке.

Через много лет Евдокия и Зинаида Ждановы приютили Матрону у себя в Москве. Давали они приют и другим праведным, блаженным людям – за что Зинаида и пострадала: в 1950 году ее арестовали по нелепому обвинению в организации церковно-монархической группы. Проведя несколько лет в лагерях, она вернулась в Москву после разоблачения культа личности Сталина и была полностью реабилитирована. Прожила Зинаида Жданова долгую жизнь, и умерла, дожив до преклонных лет, в 2007 году.

Ее свидетельства ценны для нас еще и тем, что сама Матрона Московская благословила ее написать книгу. Зинаида однажды посетовала, что через много лет люди ничего не узнают о Матроне и творимых ею чудесах. «Как же не узнают? Узнают», – ответила ей Матрона. «Но откуда?» – удивилась Зинаида. – «Ты напишешь».

Но собралась написать она эту книгу только через сорок восемь лет после смерти Матронушки.

Первый раз книга «Сказание о житии блаженной старицы матушки Матроны» была издана в 1993 году.

В книге Зинаиды Ждановой указано, что Матрона Московская родилась в 1881 году. Но в официальном житии святой мы видим другую дату рождения – 1885 год. Но и эту дату нельзя считать полностью достоверной, так как выведена она на основе косвенных источников. Дело в том, что комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла нигде никаких документов, свидетельствующих о рождении Матроны. Удалось найти лишь документ о ее смерти, где было сказано, что она скончалась в 1952 году в возрасте 66 лет. Поскольку известно, что родилась она в ноябре (по святкам ей дали имя в честь святой Матроны Царьградской, чья память отмечается 9 ноября по старому стилю), то был сделан вывод, что год ее рождения – 1885.

В последнее время появились свидетельства, подвергающие сомнению и эту дату. В средствах массовой информации были публикации о том, что исследователи-генеалоги уже после канонизации Матроны изучали тульские архивы и, просмотрев все метрические записи с 1880 по 1890 год, нигде не нашли сведений о рождении в Себино девочки по имени Матрона. Однако в деле за 1893 год почти все страницы оказались вырваны. Так, методом исключения, и был сделан предположительный вывод, что настоящим годом рождения Матроны Московской мог быть 1893. А в кладбищенской книге, где сделана запись о смерти, цифры различимы неотчетливо, там мог быть указан как возраст 66, так и 68 лет.

Впрочем, так ли это для нас важно? У святых ведь нет человеческого возраста, живут они по другим законам. И даже смерти нет для них в нашем обычном человеческом понимании. Жива Матронушка для всех, кто любит ее и почитает, и всегда она рядом с нами.

Рождение необыкновенного ребенка

Есть, конечно, в биографии Матроны Московской и факты, абсолютно точно установленные и неопровержимые.

Один из таких фактов – что Матрона родилась не просто слепой, а вообще без глаз. Под плотно сомкнутыми веками не было глазных яблок.

Такое случается крайне редко. Медицине известны буквально единицы подобных случаев. Но бывало это и раньше, бывает и в наши дни. И медики до сих пор ничего не могут сказать о причинах. Ссылаются на плохую экологию, большое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах. Но во времена, когда родилась Матрона, такой химии еще и не было. Значит, дело все же не в экологии.

Как мы знаем, все в мире происходит не случайно. И то, что не может объяснить наука, легко объясняется Божьим промыслом. Многие считают, что болезни и немощи даются людям только за грехи. Но на самом деле это не так. А что если Бог таким образом не только посылает испытание, но еще и взывает к силе нашего духа, чтобы одержал победу над немощной плотью? Чтобы не сдавались мы немощам, а лишь сильнее становились, принимая их как брошенный судьбой вызов, чтобы крепчали духом.

Святым болезни не могут за грехи даваться, ибо нет у них грехов – а лишь для еще большей святости. По моему же мнению, Господь отметил Матрону таким знаком, чтобы продемонстрировать всем нам: великий дух может жить даже в немощном теле. И сила духа может преодолеть эти немощи, возвыситься над ними и победить их.

И дух Матроны, всегда пребывающий в единстве с Богом, явил чудеса. Матрона была наделена духовным зрением. И это не иносказание: она действительно видела, видела даже без глаз, чему есть немало свидетельств.

Например, Евдокии, будущей матери Зинаиды Ждановой, она в точности рассказала, как будет выглядеть ее жених, «барин с усиками». Как она могла это вообразить себе, если никогда в жизни не видела ни одного человеческого лица? Значит, все же видела.

Есть свидетельства, как она рассказывала приходившей к ней в Москве женщине, что знает все иконы в церкви Ризоположения, и описывала, как эти иконы выглядят и где размещены.

Удивительный случай рассказан Зинаидой Ждановой в ее книге. После войны Зинаида заканчивала архитектурный институт, собиралась защищать диплом, но ее руководитель говорил, что проект недостаточно хорош, и ее скорее всего завалят на защите. Со слезами пришла она к Матронушке, но та сказала: «Защитишься!». А затем посоветовала взять пример с итальянских мастеров, построивших дворцы во Флоренции. И рассказала Зинаиде, как выглядит один из таких дворцов, какие у него великолепные арки для въезда. Добавила: «И ты сделай так же».

Матронушка, которая никогда не была в Италии, не могла видеть флорентийские дворцы ни наяву, ни на картинках или фотографиях – все же говорила о них так, будто воочию видит их.

Зинаида, внеся изменения в свой проект, как советовала святая старица, и впрямь легко защитилась.

А еще известны такие слова Матроны: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек».

Как же мы мало еще знаем о человеческих возможностях… Даже не подозреваем, что ограничения плоти могут быть преодолены Божественным духом. Что можно видеть даже без глаз. Что можно путешествовать по всему миру, даже не сходя с места.

Дары эти даны лишь единицам, таким великим душам, как Матронушка. Но, может, пришла она в наш мир еще и для того, чтобы показать нам, на что в самом деле способен человек, чтобы воодушевить нас, продемонстрировав огромный нераскрытый потенциал, таящийся в человеческой натуре.

Святые ведь приходят в наш мир не для того, чтобы мы молились им, как Богу. Они приходят, чтобы показать пример, помочь и нам дотянуться до них, и стать ближе к Богу – так, как близки к Богу они, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от нас, обычных людей, а подчас даже более слабые, немощные, те, кого мы привыкли называть калеками.

Но гораздо больше заслуживают названия калек те, у кого в крепком здоровом теле слабый, не укрепленный верой, ничтожный дух.

Все мы знаем поговорку: «В здоровом теле – здоровый дух», но мало кому известно, что смысл ее сильно искажен, а изначально она звучала примерно так: надо, чтобы в здоровом теле был еще и здоровый дух. То есть одного лишь здорового тела – мало. И здоровое тело – вовсе не гарантия здорового духа. Над духом-то надо трудиться и трудиться, чтобы он здоровым стал. И самым здоровым становится тот дух, что преодолевает немощи и ограничения тела.

Матронушка отличается от большинства известных нам святых тем, что была отмечена святостью уже с рождения. Обычно бывает иначе – судьба хоть и предрекает человеку обрести святость, но по пути к этой святости он проходит через обычную жизнь обычного человека, полную грехов, искушений, суетных дел, мыслей и желаний. И требуется большой подвижнический труд, чтобы душа смогла возвыситься, очиститься, отринуть мирскую суету и прийти к служению Богу. Матронушка же была святой с первого дня своей земной жизни. Ее чистая детская душа никогда не была замутнена никакими грехами, и ни один соблазн внешнего мира над ней не имел и не мог иметь власти. Жила она по сути как ангел во плоти, чуждая человеческим страстям, целиком и полностью пребывающая в Боге, и несущая свет Божественной любви всем людям без исключения.

Была она не только святой, но блаженной – так называют тех, кто отмечен особой благодатью Божией, кто несет в себе особое душевное тепло, мягкость, смирение перед невзгодами, кто даже на зло способен ответить добром и не озлобиться, а оставаться любящей чистой душой, что бы ни происходило вокруг. Если вдуматься, то слабый духом человек на такое не способен – очень сильным должен быть дух, чтобы не ломаться от испытаний и невзгод, а становиться все более умиротворенным, светлым, тихим и любящим.

Конечно, недостаточно просто родиться святым – надо еще суметь сохранить эту святость, и всей жизнью своей подтвердить свою богоизбранность – неустанным служением Богу и бескорыстной самоотверженной помощью людям. В этом смысле жизнь Матроны Московской – настоящий подвиг.

Поверьте, совсем это не просто, и труд требуется колоссальный, чтобы прожить жизнь праведную, святую. Это мы сейчас с вами знаем, что Матрона Московская – святая. Это сейчас она почитаема и всеми признана как великая чудотворица и подвижница. А тогда, когда родилась она, никто ведь об этом не знал. И для всех поначалу она была просто больная девочка, калека, обуза для семьи. Родители были простые, бедные, многодетные, уже не очень молодые. Никто Матроной и ее развитием особо не занимался, ничему ее не учили, книжек ей не читали. Почему она выросла не жалким забитым ребенком, страдающим от своих немощей и жалости к себе – а великой душой, которая и сама никогда не жаловалась, и людям помогала, от бед их спасала? Не ее, калеку, спасали – она спасала, вдумайтесь только! Да потому что с Богом возможно все. Душа, в Боге пребывающая, все побеждает, и вершит чудеса.

Но тогда никто об этом и не подозревал. Тогда думали – родился больной ребенок, калека, наверняка долго не протянет. Смертность в младенчестве в те времена была делом обычным. Есть свидетельства, что и у супругов Никоновых, Дмитрия и Наталии, родителей Матроны, целых четверо детей один за другим умерли во младенчестве. Боялись, что и эта девочка умрет, и чтобы не умерла некрещеной, решили поскорее покрестить.

И вот тут начались настоящие чудеса и знамения, которые всегда указывают на рождение святого.

ЗИНАИДА ВЛАДИМИРОВНА ЖДАНОВА единственный автор книги о МАТУШКЕ МАТРОНЕ дала интервью последнее в её жизни 11.06.2007г. Она встретила меня словами: "МНЕ СЕГОДНЯ ВО СНЕ ЯВИЛСЯ АНТИХРИСТ И СКАЗАЛ, ЧТО Я ЗДЕСЬ ИЗ-ЗА МОИХ КНИГ О МАТУШКЕ". Я ЕЙ СРАЗУ СКАЗАЛ "ПРАВИЛЬНО, ИЗ-ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ВСЕХ ИЗДАНИЙ КНИГ О МАТУШКЕ МАТРОНЕ. Я - АНТИХРИСТ" . З.В.ЖДАНОВА замахала руками - "ДА, ЧТО ВЫ.." - Я понял, что разговор не получится и сказал, что "ПОШУТИЛ". На мой вопрос "КТО ТАКОЙ АНТИХРИСТ?" З.В.Жданова "НУ, ЭТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ..." (больше ничего не добавила). Я ОБРАТИЛСЯ С ПРОСЬБОЙ К ЗИНАИДЕ ВЛАДИМИРОВНЕ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО ОДНУ КНИГУ О МАТУШКЕ МАТРОНЕ - 1-е ИЗДАНИЕ СВЯТО-ГОЛУТВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ 1997Г., ПРО КОТОРУЮ З.В.ЖДАНОВА НАПИСАЛА НА МОЁМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ КНИГИ 14.10.2006-ГО - "САМАЯ ПРАВИЛЬНАЯ КНИГА О М.МАТРОНЕ". ОНА СОГЛАСИЛАСЬ В ПРАВОТЕ МОЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО СКАЗАЛА, ЧТО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПО ПРИЧИНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РУКОВОДСТВА ПОКРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ (Москва, ул. Таганская, 58, проезд от метро Таганская, Пролетарская, Римская до Абельмановская застава) И ДОБАВИЛА "ТАМ У МЕНЯ БРАТ СЕРГЕЙ... И Я НЕ МОГУ ". НА МОЙ ВОПРОС "ЧТО ВЫ БОИТЕСЬ?", - "БОЮСЬ СНОВА ПОПАСТЬ ТУДА (З.В.Жданова была арестована в 1949г. и провела в заключении много лет) ПРИ МНЕ СТОЛЕТНИХ СТАРИКОВ ТАСКАЛИ НА ДОПРОС! ". Как показали дальнейшие события, после больницы, где была наша встреча, Зинаиду Владимировну заточили в Покровском монастыре и с ней я больше не смог встретиться как ни пытался - её не было больше даже на службах в Храме Покровского монастыря, где её держали взаперти. Служители монастыря начали распространять про неё будто она "СУМАСШЕДШАЯ" - это 11.07.2007г. передал мне монах Харитон (Евстигнеев) директор православных курсов Троице-Сергиевой Лавры. Пришлось мне обратиться в милицию и прокуратуру с заявленим о лишении свободы и возбуждении уголовного дела. Настоятельница монастыря иг.Феофания (Минкина) перед смертью З.В.Ждановой (умерла 17.10.2007г.) принудила её и брата Сергея написать клеветническое заявление 02.10.2007г. с просьбой оградить их от домогательств Заморина (меня)... Во время интервью три раза просила меня прочесть опубликованную мной ПРАВДА о ГИТЛЕРЕ в книжках расписаний электричек (имеется на сайте http://zamorin.ru/in dex42-2.htm ) - последний третий раз при расставании и всякий раз говорила "ВСЁ ПРАВИЛЬНО ". Во время первого зачитывания ПРАВДА о ГИТЛЕРЕ З.В.ЖДАНОВА ПРИЗНАЛАСЬ: ЗИНАИДА ЖДАНОВА СВИДЕТЕЛЬ - ВИДЕЛА ВСТРЕЧУ МАТУШКИ МАТРОНЫ С ГИТЛЕРОМ В МОСКВЕ осенью 1941г.: "Я ОТДЁРНУЛА ЗАНАВЕСКУ, ... СМОТРЕЛА И НЕ МОГЛА НИКАК ПОНЯТЬ - ВЕДЬ ГИТЛЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАМ!... УТРОМ МАТУШКА УКОРИЛА МЕНЯ: НУ, ЗАЧЕМ ПОДГЛЯДЫВАЛА? ДА, ЭТОЙ НОЧЬЮ БЫЛ ГИТЛЕР С НИМ ГОВОРИЛА. ПОСЛЕ ЭТОЙ ВСТРЕЧИ ГИТЛЕР ВЫЙДЕТ ИЗ ВОЙНЫ, ПРИМЕТ ПРАВОСЛАВИЕ, С ЕВОЙ ОНИ ПОВЕНЧАЮТСЯ... ЖИЛИ В АРГЕНТИНЕ И БЫЛИ ПРИХОЖАНАМИ ХРАМА СВМЧ. ЗИНАИДЫ. ВОСПИТАЛИ 12-ть СИРОТ В ОСНОВНОМ РУССКИХ (на этом З.В.Жданова сделала акцент). ИЗ АРГЕНТИНЫ ПРИЕЗЖАЛИ, ИСКАЛИ МЕНЯ, НО Я НЕ СМОГЛА (ДВАЖДЫ ГОВОРИЛА ОБ ЭТОМ И ВО ВТОРОЙ РАЗ ДОБАВИЛА) ... БОЛЕЛА. З.В.Жданова отказала мне в просьбе назвать её книгу о Матушке Матроне "РУССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ" - она думала всю ночь и сказала мне об этом на следующий день 12.06.2007г. 11.06.2007г. З.В.Жданова передала слова Матушки Матроны о Гитлере, эти слова - слово в слово, как давно выученный урок, она повторяла мне раз пять: ГИТЛЕР ЭТО БИЧ БОЖИЙ ОБЕРНУТЬ РОССИЮ В ПРАВОСЛАВИЕ З.В.Жданова пояснила как она понимает эти слова: "ЛЮДИ ЖИЛИ - ВСЕМ ДОВОЛЬНЫ - ПИЛИ, ЕЛИ, КАКАЛИ И О БОГЕ ЗАБЫЛИ. ПОЭТОМУ БОГ ПОСЛАЛ ГИТЛЕРА ОБЕРНУТЬ ЛЮДЕЙ В ПРАВОСЛАВИЕ. " ПРАВДА О ГИТЛЕРЕ БЫЛА ПОЛОЖЕНА МНОЙ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА БОГА В ЭТОЙ ЖИЗНИ ЕСТЬ ОДИН ПУТЬ - БОЖЕСКИЙ. ДЛЯ ВЫБРАВШИХ ПУТЬ ЖИЗНИ И ПРЕНЕБРЕГШИХ СМЕРТЬЮ БОГ НАЗНАЧИЛ ОДНУ ЕДИНСТВЕННУЮ ВЕРУ - ПРАВОСЛАВИЕ. АТАС - американ телеграф агенств совейского союз РАЗОСЛАТЬ ЭТУ ВЕСТЬ ПО БЕЛУ СВЕТУ - АТАС