Канон преображения господня. Преображение господне

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников - Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна - и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами - пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, - пишет преп. Ефрем Сирин, - тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, - повествует св. евангелист, - се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества… и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы… человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он - Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле - Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), - так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», - свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба - Илия Фесвитянин, а из мертвых - Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) - по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, - указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

Тропарь
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Кондак
глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание
Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

Молитва
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

с переводом и комментарием
Предлагаемая брошюра представляет собою третий по счету выпуск комментированных изданий богослужебных канонов на важнейшие праздники церковного календаря. Первые два, вышедшие в 2004 и 2006 гг., были посвящены канонам Пятидесятницы и Успения Пресвятой Богородицы. Теперь мы снова имеем дело с творениями двух выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Козмы Маюмского.
Жизнь обоих замечательных церковных поэтов представляет из себя удивительный пример духовного братства и, одновременно, многолетнего песенного сотворчества. Выросшие под одним кровом (Козма был приемным воспитанником в доме родителей Иоанна), среди мусульманского окружения имевшие счастье получить разностороннее образование в строго православном духе, оба они в зрелые годы вступили в иноческое братство обители прп. Саввы Освященного (близ Иерусалима) и здесь положили немалые труды, украшая богослужение Иерусалимской Церкви замечательными поэтическими гимнами. Песнопения Иоанна и Козмы звучат и до сего дня, и не только в церквах Палестины, но во всех без исключения храмах византийской традиции, на всех континентах.
Тринадцать веков – огромный исторический срок. Навряд ли можно найти такое произведение светской литературы, которое в течение столь многих лет имело бы число читателей, сравнимое с тем, сколько людей поет и слушает на молитве каноны святых песнописцев. Однако, правда и то, что молящиеся лишь в малой степени понимают их глубокий богословский смысл и прихотливую поэтику.
Дело здесь не только в трудности понимания славянского, древнегреческого, древнегрузинского или какого-то другого древнего языка, на котором совершается православное богослужение. Песнописцы не стремились сделать свои творения легкими и прозрачными для каждого. Оба автора сознательно ставили в качестве одной из своих задач – пробуждать тягу к исследованию Священного Писания и догматических творений отцов; они давали слушателям настоящие уроки кафолического Церковного Предания во всей его разносторонности – и уроки весьма напряженные.

В пору, когда арабское завоевание ослабило церковные связи Палестины с остальным православным миром, когда христианское население постепенно уступало свою веру фанатичным и нетерпимым магометанам, творения Дамаскина и Козмы, которые передавали учение великих богословов, и при этом выделялись своим тонким поэтическим вкусом и интеллектуальностью, – были настоящим прорывом религиозно-культурной блокады, прорывом к кафолическому сознанию. Они бросали вызов своему времени, отмеченному ослаблением духовного и культурного родства между разными частями христианского мира. Всем известен исход этого процесса – великий раскол Востока и Запада. А раскол, в свою очередь, стал источником неисчислимых бедствий и соблазнов, еще и поныне далеко не исчерпанных. Будучи убежденными в конечной победе Церкви, как Богочеловеческого организма, посредством которого совершается спасение мира, – мы не можем отрицать факты поражений исторического христианства. Великая схизма представляется едва ли не тяжелейшим поражением во всей его двухтысячелетней истории.


Дамаскин и его брат-соратник в церковно-иерархическом отношении не были светилами первой величины. Иоанн оставался до конца дней рядовым монахом-священником; Козма окончил жизнь в сане епископа небольшого приморского городка Маюмы. Мы не знаем о каких-то их путешествиях за пределы Палестины: скорее всего, они и не покидали ее, по обстоятельствам своего неспокойного времени. Но трактаты Дамаскина в защиту святых икон, которые он писал еще мирянином, были известны всему христианскому Востоку. Вооружаясь ими, православные Византии могли противостоять давлению и угрозам императоров-иконоборцев, склонивших на сторону ереси большинство епископата. А составленное им «Точное изложение православной веры» на многие века осталось основным богословским сводом, получившим общецерковное признание, и благоговейно изучалось повсюду – от киновий Сирии до британских аббатств.

Пафос братского общения разноплеменных христиан был воспринят нашими авторами еще с юности: в порабощенном Дамаске их учителем и наставником был сицилийский монах Козма, которого выкупил из арабского плена отец Иоанна – Сергий Мансур. Можно видеть особый промысел Божий в том, что в своих трудах прп. Иоанн внимательно разобрал все основные богословские темы, которые позднее стали предметом пререканий между Востоком и Западом. Как авторитет, сохраняющий свое значение для всех христиан, приверженных вере великих Вселенских соборов, он и сегодня указывает пути к восстановлению единства. Сквозь толщу долгих веков отчуждения слова его Пасхального гимна звучат как пророчество о грядущей встрече, когда разделенные братья снова обнимут друг друга:


Приидите, новаго винограда чада! Божественнаго веселия в нарочитом дни Воскресения, - Царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога, во веки!

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се убо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословяще Христа во веки!

Там, где рационально-дискурсивное обсуждение догматов не может привести к согласию, побеждает благоговейное удивление перед таинством, богословие ангельской хвалы. Повинуясь внушениям Духа, язык песнописцев изрек такие слова, которые с сердечной верою, «во гласе радования и исповедания», повторит и сегодня любящий Христа человек на скалах Афона, в сибирской тайге, среди виноградников Прованса, или на португальском побережье Атлантики.


Весьма важные перспективы в этом смысле открывает углубленное изучение канонов Козмы Маюмского и Иоанна Дамаскина на праздник Преображения Господня. Общеизвестно, что для богословского сознания Востока и Запада в 14 веке тема Фаворского света явилась полем очередной битвы. Свт. Григорий Палама в своих трудах о Фаворском свете многократно ссылается на тексты праздничных канонов; но похоже, что в свое время эти свидетельства не были в достаточной мере учтены его противниками. В нашем исследовании мы будем особо отмечать те места, где песнотворцы выступают свидетелями исконного церковного предания о Фаворской тайне. Но «исихастские» споры 14 века имели свой исторический контекст, и их предмет гораздо шире нашей темы. Поэтому, чтобы не усложнять чрезмерно свою задачу, мы в своих комментариях воздержимся от привлечения текстов самого свт. Григория, а будем преимущественно пользоваться свидетельствами авторов, наследие которых использовали в своем богословском и поэтическом труде сами святые песнописцы.
Праздник Преображения упоминается с 5 в. Самое раннее сохранившееся поучение на этот день принадлежит константинопольскому патр. Проклу (патриарх в 434-447 гг.). Имеющееся в нашем славянском Прологе «Слово на Преображение Господне», подписанное именем прп. Ефрема Сирина, – на самом деле, написано не менее чем лет на сто позднее. Оно сохранилось только на греческом, и по своему стилю не сродно ни медитациям «пророка сирийцев», ни живым беседам великих проповедников 4-го века, но очень напоминает подобные же похвальные «Слова» более поздних византийских авторов, рассчитанные на ритмическую декламацию.
Тогда же, когда у нас, Преображение празднуется у несториан, отделившихся от православной Церкви в 5 в.; также и у коптов-монофизитов, отколовшихся со второй половины то28 го же столетия. Возможно, праздник стал входить в церковный обычай незадолго до этого времени. У армян этот праздник – переходящий, включенный в пасхальный круг (празднуется в 7-ю неделю по Пятидесятнице). Наиболее ранние песнопения праздника Преображения до нас не дошли. От прп. Романа, который составил кондаки на праздники, принятые в его время (5 в.) в Константинопольской Церкви, не осталось каких-либо гимнов, посвященных этому дню. Впрочем, в единственной рукописи сохранился текст древнего кондака на Преображение, включающего в себя 18 икосов, написанного неизвестным автором.
Каноны преподобных Иоанна и Козмы, к изучению которых мы приглашаем читателя, написаны ими в годы пребывания в монастыре прп. Саввы Освященного. И содержание, и стилистика показывают, что поэты работали, находясь в живом и тесном общении. Нам, людям 21 века, было бы заманчиво представить себе своеобразный «поэтический конкурс». Но, с другой стороны, двухголосье поэтов – это прекрасный способ реализации единой общей творческой идеи. Вероятно, они составили оба канона по поручению священноначалия Иерусалимской Церкви, специально для храма Преображения Господня, воздвигнутого на Фаворе еще во времена императора Иустиниана. Тогда же Иоанном Дамаскином было написано и «Слово на Преображение Господне», которое было предназначено для чтения во время праздничной службы.
В канонах прп. Иоанна и Козмы на Преображение заметна та же закономерность, что и в канонах тех же авторов на Успение Пресвятой Богородицы: они содержат и смысловые, и буквальные заимствования из поучений Иоанна Дамаскина на тот же праздник. В своем комментарии к успенским канонам 1 я высказал предположение, что текст проповедей был «заготовкой», или, лучше сказать, сырым материалом для дальнейшей поэтической переработки. Теперь мне кажется более вероятным, что ранние каноны, по самому замыслу создателей этого жанра, составляли единое целое с поучениями. В одном потрясающем духовном порыве соединялись молитва, поэзия, музыка, высокое богословие и общедоступная катехеза. И это позволяет считать жанр канона, в его классических образцах, одним из наиболее монументальных и величественных произведений христианского духа.

Тропарь. Глас 7.
Преобразися на горе, Христе Боже, показав учеником Своим славу Свою, якоже можааху. Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущныи, молитвами Богородицы. Светодавче, слава Тебе.
У нас нет свидетельств того, что тропарь праздника принадлежит творчеству прп. Иоанна или Козмы. Разные части праздничных чинопоследований, сохраняемых в наших церковно-гимнографических сводах, нередко различаются по времени и месту создания. По своей главной мысли тропарь Преображению Господню очень близок к проповеди прп. Иоанна Дамаскина на тот же праздник. Лишь слегка касаясь вопроса о природе света, которым воссиял на Фаворе Господь, Дамаскин уже задает то направление мысли, которое развито было впоследствии свт. Григорием Паламой. Вот что он, в частности, пишет:
«Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, кем они видели Его прежде. И просветися лице Его , т. е. Того, Кто Своею властию осветил солнце и сотворил свет древнейший солнца, - Того, Кто есть истинный и невещественный Свет, Сияние славы, естественный Образ ипостаси Бога Отца (Евр 1, 3) . Просветися лице Его, яко солнце, не потому, чтобы оно было не светлее солнца, но потому, что столько могли вместить зрители (ибо не тотчас ли они были бы сожжены, если бы Он явил всю славу Свою!). Просветися лице Его, яко солнце : ибо, что солнце между предметами чувственными, то Бог между существами разумными. Ризы же Его быша белы яко свет . Как иное дело - солнце (оно есть источник света и не может быть ясно зримо) и иное - разливающийся от него по земле свет (на него премудрость Божия даровала нам возможность взирать): так и лице Господа сияет ясно, как солнце, а одежды Его становятся белыми, как свет, сияя сообщенным им светом Божественным».
Мы, однако, затрудняемся утверждать прямую связь тропаря с творениями Иоанна Дамаскина, потому что центральное и важнейшее слово тропаря – «свет присносущный» – у Дамаскина не присутствует ни в проповеди, ни в каноне на Преображение. Вместо этого, в его «Слове» упоминается «самосущий Свет» (т. е. существующий сам от себя, а не от другого начала или источника), и нам понятно, что это есть Само безначальное и сущее «прежде всех век» Единородное Отчее Слово – Христос. Но в тропаре ясно сказано: «да воссияет и нам свет Твой присносущный» , и эти слова обращены ко Христу. Значит, в данном случае имеется в виду свет, не тождественный с самой божественной сущностью, но имеющий Христа-Бога в качестве своего начала. Под «светом присносущным» может разумеваться благодать, просвещающая ум христианина-подвижника. Второе возможное значение – слава Божия, которая вполне откроется праведным в жизни будущего века. Оно может быть проиллюстрировано нескольким местами из Нового Завета: «Ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр 22, 5) . «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13, 43) .
Да возсияет… свет… присносущный (то фос то аидион) – выражение из библейской книги Премудрости Соломоновой (7, 26) : «Есть бо в ней дух разумен и свят, и сияние света присносущнаго , и зерцало непорочно Божия делания, и образ благостыни Его» (по слав. переводу Острожской Библии) .
Якоже можааху – сколько они могли (вместить). Апостолы, как никто из людей, и даже из высших ангельских чинов, не были в состоянии вынести непостижимую и безмерно превосходящую всё сотворенное славу Божества. Поэтому в Своем преображении Господь позволил им видеть ее лишь в меру, данную им по благодати Его.
Молитвами Богородицы (греч. презвиес тис Феотоку ) – обычная литургическая формула, сопровождающая многие молитвословия в византийском обряде.
Светодавче. – Податель света. В начале Евангелия от Иоанна Сын Божий называется « Светом истинным , Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (1, 9) . Св. Григорий Богослов комментирует эти слова так: «Если неведение и грех – тьма, то ведение и жизнь Божественная – свет» (О богословии слово 4-е) . Образ света, символически обозначающий познание истины о Боге и том жизненном законе, который Он дает человеку, проходит сквозь все Священное Писание. Особенно ярко представлен этот образ в Псалмах и книгах пророков. Надо полагать, что в нашем тропаре Христос именуется Подателем света в этом же смысле.
В «Слове на святое крещение» того же св. Григория мы находим яркое перечисление божественных светоявлений из истории Ветхого и Нового Заветов. Здесь в одном ряду приводятся знамения, так сказать, разного уровня: например, Преображение на Фаворе упоминается непосредственно после Вифлеемской звезды.
«…Но и еще многими светами украсим наше слово. Свет было и явившееся Моисею во огне, когда видение сие опаляло, но не сожигало купину, – чтобы и естество показать, и силу явить. Свет – и путеводившее Израиля в столпе огненном (…) Свет – вознесшее Илию на огненной колеснице, и не опалившее восхищаемого. Свет – облиставшее пастырей, когда довременный свет соединился с временным. (Имеется в виду осияние Божией славы с одновременным явлением ангела, которого чуть выше Григорий называет «вторым светом», а здесь – «светом временным». Здесь и далее курсив мой – С. С. ). Свет – и та красота звезды, предшествовавшей в Вифлеем, чтобы и волхвам указать путь, и сопутствовать Свету, который превыше нас и соединился с нами. Свет – явленное на горе Божество, впрочем, нестерпимое для слабого зрения. Свет – облиставшее Павла видение и поражением очей уврачевавшее тьму душевную. Свет – и тамошняя светлость для очистившихся здесь, когда «праведницы просветятся, яко солнце» (Мф 13, 43) , и станет Бог посреди их, богов и царей, распределяя и разделяя достоинство тамошнего блаженства. Сверх сего, свет, в собственном смысле, есть просвещение крещения, о котором у нас ныне слово, и в котором заключается великое и чудное таинство нашего спасения».
Св. Григорий, оставшийся в памяти Церкви как образец епископа, богослова, ритора и поэта в одном лице, не был склонен к категорическим высказываниям по спорным вопросам и даже призывал, ради мира, многое покрывать молчанием. Характерно, что он избегает теоретизировать о природе явленного свыше света в том или ином случае, а весь упор делает только на воспитательном, путеводительном значении знамений.
Преобразившись на горе, Ты, Христе Боже, показал ученикам Своим славу Свою, насколько они могли (вместить). Да воссияет и нам, грешным, свет Твой, вечно сущий, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Канон 1-й, творение преподобного отца нашего Козмы, епископа Маюмского. Глас 4
Акростих: Христос на вершине явил на лице свет безмерный.
Эта фраза составляется из букв, с которых начинаются тропари канона в греческом подлиннике.
Свет безмерный (греч. селас аплетон ). – Можно было бы счесть слово «безмерный» за поэтическую гиперболу. Однако все дальнейшее содержание обоих канонов покажет, что и прп. Козма, и его великий собрат уверенно утверждали божественность явившегося на Фаворе света.
Песнь 1. Ирмос
Лицы израильтестии, невлажными стопами Понта Чермнаго морскую глубину прогнавше, всадники тристояща враги видяще в ней погружены, с веселием пояаху: поем Богу нашему, яко прославися.
Лицы (в греческом – хори ). – Как повествуется в книге Исход (15, 1-19) , вознося Богу благодарственные хвалы за свое чудесное избавление от, казалось, неминуемой гибели, евреи разделились на два хора – женский и мужской. Пение мужчин возглавил пророк Моисей, а женщин, сопровождавших свое пение ударами в тимпаны (бубны) – его сестра Мариам.
Понта Чермнаго. – Красного моря. По-гречески море – фаласса . В собственном смысле Понтом издревле именовался Понт Эвксинский, Черное море. Но со временем в поэтической речи это название стали использовать как синоним моря вообще.
Морскую глубину. – В греч.: игрон вифон , т. е. «влажную глубину».
Прогнавше – в греч. диэласантес (от диалломе – перескакивать) – перескочившие. Пешие беглецы, будто верхом, «проскакали» пучину моря, а вооруженные конники потонули в ней.
Всадники тристояща. – Тяжеловооруженные всадники, ехавшие по трое в ряду.
Хоры Израиля, не замочив ног, перебежавшие через влажную глубину Красного моря, увидев вражеских вооруженных всадников потонувшими в ней, – в радости пели: Поем Богу нашему, ибо Он прославился.
Тропарь 1
Глаголы животныя другом Христос, и о Божественнем наказуя царствии, рече: во Мне Отца познайте, светом яко облистая неприступным, в радости поюще: поем Богу нашему, яко прославися.
Глаголы животныя (греч. римата зоис ) – буквально: речения жизни. Цитата из Евангелия от Иоанна: «Отвечал Ему Симон Петр: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни , и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Ин 6, 68) .
И о Божественнем наказуя царствии. – Песнописец отсылает нас к тексту евангелиста Матфея. Здесь словам о том, что произошло на Фаворе, непосредственно предшествует загадочное изречение Спасителя: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в царствии Своем » (Мф 16, 28) . Рассказ о Преображении как бы продолжает, поясняет слова Спасителя: «И 2 после шести дней взял Исус Петра, и Иакова, и Иоанна…» Вслед за многими древними богословами и экзегетами, прп. Козма тоже видит здесь логическую последовательность. Преображение было предзнаменованием грядущего второго пришествия Христа во славе. Эту мысль мы находим и в «Слове на Преображение Господне» его собрата и соавтора – прп. Иоанна Дамаскина.
Во Мне Отца познайте. – Эта мысль выражена в словах, обращенных к ап. Филиппу: « Видевший Меня видел Отца … Разве ты не веришь, что Я в Отце, а Отец во Мне (Ин 14, 9-10) . Прп. Козма привлекает для раскрытия темы слова из Иоаннова Евангелия, хотя именно в этом Евангелии о Преображении не упоминается. Замысел его можно понять: для Козмы, как и для Дамаскина, на Фаворе произошло явление Божества Сына. А о божественном достоинстве Единородного Сына-Слова Иоанн свидетельствует полнее и ярче всех других евангелистов.

Яко (что, как, потому что) – перевод греческого слова ос , которое имеет и значение «когда».
Облистая – вероятно, должно быть: облистаю . В греческих рукописях и изданиях здесь имеется разночтение. В одних стоит екзастрапсо (заблистаю, засверкаю), а в других – екзастрапсон (причастная форма того же глагола). Я склоняюсь к первому варианту, по аналогии со вторым стихом данной песни (см. ниже).
Светом… неприступным. – Это место имеет особенно большое значение в раскрытии богословия Фаворского света. Перед нами цитата из 1-го послания Павла к Тимофею. Павел завещает ученику соблюсти преданное ему учение «даже до явления Господа нашего Исуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете , Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим 6, 14-16) .
Очевидно, что в приведенном отрывке речь идет о Триипостасном Боге в самой сущности Его. «Неприступный свет» , как свидетельствует само слово, есть невыразимая, недомыслимая слава Божества, проникнуть в тайну бытия Которого не могут даже высшие ангельские силы. Однако, иногда слова «свет неприступный» используются для обращения к Самому единородному Слову Божию 3 . Во всех этих случаях речь идет о Сыне как о совершенном Боге, равночестном Отцу и Духу, имеющем единую с Ними непостижимую и беспредельную Божественную сущность. Говоря, что на Фаворе Христос просиял «светом неприступным» , прп. Козма свидетельствует о просвещении учеников сверхъестественным познанием единого Божества Отца и Сына.
В радости воспевая – относится к апостолам. В переводе я не переставляю частей предложения, – хотя это могло бы выразить мысль текста более последовательно, – потому что в данном случае мы имеем дело с поэтическим приемом, который очень распространен в византийской гимнографии. Тропари одной песни оканчиваются одинаковым словом или словосочетанием, которое звучит как настойчивый рефрен. Как правило, в канонах рефрен берется из той библейской песни, которой соответствует данная песнь канона. Этот прием помогает поэтам решать как богословско-назидательные, так и эстетические, и технические задачи: с одной стороны, он подчеркивает исполнение обетований Ветхого Завета в событиях новозаветной истории, а с другой, задает ритм, способствующий лучшему заучиванию канона и восприятию его на слух. Но линейная последовательность мысли в тексте при этом уходит на второй план 4 .
Христос, поучая, изрек друзьям речи (о) жизни и о божественном царствии: познайте во Мне Отца, ибо Я засверкаю неприступным светом, – в радости воспевая: поем Богу нашему, ибо Он прославился.
Тропарь 2
Силою язык облечетеся, друзи и ученицы, чудни же будете в богатстве их, яко славы наполнитеся, яко явлюся светлее солнца облистая, в радости поюще: поем Богу нашему, яко прославися.
Поэт использует здесь фрагмент 61-й главы пророчества Исаии, читаемой на вечерни Великой субботы, а также в службе Новолетия (1 сентября): «Вы воспользуетесь силой народов, и будете красоваться богатством их» (Ис 67, 6) . Слова, которые буквально можно было бы понять как обещание Израилю владычества над другими народами земли, явили свой истинный смысл в апостольской проповеди язычникам и соединении множества народов во единую кафолическую Церковь, которая есть наследие Божие, начаток Его царства на земле.
Облечетеся. – Этот перевод не соответствует слову катедесфе (воспользуетесь), стоящему как в книге Исаии (по греческому тексту 70-ти толковников), так и в современном греческом тексте канона. Или переводчик допустил странную вольность, или же в древнем греческом оригинале стояло иное слово: ендисисфе, так же, как в конце Евангелия от Луки (цитирую по славянскому переводу): «вы же седите во граде Иеросалимсте, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк 24, 49) .

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Преображение Господне) - это таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа пред тремя ближайшими учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) во время молитвы на горе Фавор.
Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 августа (19 августа) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.


Сущность Праздника.

О событии Преображения Господнем сообщают три евангелиста (Мф.17:1–6 , Мк.9:1–8 , Лк.9:28–36 ). Описания этого великого события у всех евангелистов очень схожи.
В последний год Своей земной жизни, пребывая в Кесарии Филипповой, Господь начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21 ). Эти слова сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал говорить Спасителю: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! » (Мф. 16:22 ). Видя скорбь учеников, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется после своей земной смерти. Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе » (Мк.9:1 ).
Спустя шесть дней Господь взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору Фавор помолиться.

Во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет » (Мф.17:2 ). Евангелия повествуют, что явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме » (Лк.9:31 ). Узрев это, поражённый Пётр проникся дерзновением и сказал:: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии » (Мк.9:5 ). Петр - один из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, показал тем самым, что он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте(Мф.17:5 ). При этих словах апостолы в страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь » (Мф. 17:7 ) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9 ). Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Богословское толкование.

Преображение есть откровение всех Лиц Святой Троицы. То есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. По словам Иоанна Златоуста, Преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами ». При Преображении Господнем божественная природа Иисуса Христа не менялась и была явлена в Его человеческой природе.
Знаменательным было явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки » предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле - Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Празднование Преображения Господня в Православной церкви.

Праздник Преображения Господня принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся Канон Преображению Господню , в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник - белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост.
Православное празднование (в XX-XXI веках) совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.
Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13 августа (26 августа).
Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения императрицей. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других.

Богослужение.

Богослужение в этот Праздник имеет ту особенность в том, что по окончании Литургии благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и древесные плоды - яблоки, груши, сливы и проч.
В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка этого евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т. д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона - то, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своём Божестве и показать, что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество».
Тропарь праздника.
Ты преобразился на горе, Христос Бог, показавший ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли видеть; да воссияет и нам грешным свет Твой, вечно существующий, по молитвам Богородицы. Податель Света, слава Тебе!
Тропарь праздника Преображение Господне, глас 7-й (прослушать и посмотреть):

Кондак праздника.
На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистину сияние Отца.
Кондак на Преображение Господне, глас 7-й (прослушать и посмотреть):

Задостойник.
Порождение Твое нетленно явилось: Бог из чрева Твоего произошел, как носитель плоти явился на земле, и с людьми жил. Тебя, Богородица, поэтому все величаем.
Задостойник (прослушать и посмотреть):


Народные традиции. Обычаи. Обряды.

Праздник Преображение Господня в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас. Так как в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы. Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день.
До Яблочного Спаса народными приметами запрещалось есть яблоки и вообще любые плоды, кроме огурцов. В этот день созревшие фрукты и овощи приносили в церковь на освящение, и только потом их можно было вкушать. Яблоки, освящённые в Преображение, считались особенными - молодёжь, проглатывая первый откушенный кусок, загадывала желание - считалось, что оно обязательно сбудется. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. В этот же день начиналось и массовое употребление гороха. В некоторых местностях даже специально устраивался «Горохов день», в ходе которого крестьяне в праздничной одежде выходили в поле, угощали друг друга горохом и пели соответствующие песни.
С Преображения начиналась жатва ярового хлеба и средний посев озимой ржи. К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гуляния.

Праздник называют также Второй или Яблочный Спас. Этот всегда отмечается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни . Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 7-й

П реобразивыися на горе Христе Боже, показав учеником Своим славу Свою, якоже можааху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущныи, молитвами Богородицы, Светодавче слава Тебе.

Канон, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

Л ицы израилевы немокреными ногами, понта чермнаго морскую глубину прошедше. Всадники тристаты враги зрящи в ней погружены, в радости пояху, поем Богу нашему, яко прославися.

Запев: С лава Господи Преображению Твоему (поклон) .

Г лаголы животныя другом Христос, и о божественем наказуя Царствии, рече, во Мне Отца познайте, светом яко облистая неприступным, в радости поюще, поем Богу нашему, яко прославися.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. С илою язык облечетеся друзи и ученицы, чудни же будете в богатстве их, яко славы наполнитеся, яко явлюся светлее солнца облистая, в радости поюще, поем Богу нашему, яко прославися.

И ныне. Д несь Христос на горе Фаворстей просияв, ясно божественою зарею якоже обещася, учеником обнажая зрака. Лученосныя же наполньшеся божественыя зари, в радости пояху, поем Богу нашему, яко прославися.

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Л ук сильных изнеможе, а немощнии препоясашася силою. Сего ради возвеселися о Господе сердце мое.

Запев. В о всего Адама облекся Христе, очерневшее изменив просветил еси древле естество, изменением зрака Твоего богосоделал еси.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. С толпом огнезрачным, и облаком древле, иже в пустыни Израиля ведыи, днесь на горе Фаворстей, неизреченно во свете Христос просия.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Слава, и ныне. Седален, глас 4-й. Ч еловеческое пременение, еже со славою Твоею Спасе на вторем и страшнем Твоем пришествии показав, на горе Фаворстей преобразися: Илия и Моисей глаголаста с Тобою, и три от ученик спризва, и видевше славу Владыко блистания Твоего ужасошася. Иже тогда сим свет Свой осиявыи, просвети душа наша.

Песнь 4. Ирмос

У слышах славное смотрение Твое Христе Боже, яко родися от Девы, да от лести избавиши вопиющия Ти, слава силе Твоей Господи.

Запев. З акон в Синаи писанием воображая Христе Боже, во облаце и огни и мраце, и в вихре явился еси носим, слава силе Твоей Господи.

Запев. Д а увериши славное смотрение Свое Христе Боже, яко сыи прежде век, и Той же на облаце восхождение положь, на Фаворе неизреченно просиял еси.

Слава. С оглаголюще предстояху, раболепно Тебе Владыце Христу, к ним же парою огня и мрака, и тонким хладом беседовал еси, слава силе Твоей Господи.

И ныне. В озвещаху славное Креста ради Твоего, на Фавор пришедша, иже во огни Тя и купине древле, предвиде Моисей, и взятыи на колеснице огненей Илия, Христе. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

И же от света отгнавыи первородную пагубу, яко во свете дела поют Тя Христе Содетеля, во свете Твоем пути наша направи.

Запев. П ред лицем Ти горы уклонишася, свет бо и пред ногама, неботечныя лучи Христе Солнце прииде, зрак землен яко прияти благоволил еси.

Запев. С е Спас, вопияху Моисей и Илия учеником, на горе святей Фаворстей оглашаемым, Христос, Его же древле провозвестихом сущаго Бога.

Слава. Н еизменное естество, человеческому примешься, обильно невещественаго Божества, свет изобнажив апостолом, неизреченно восия.

И ныне. Т я невещественое сияние во Отечестей славе, ученицы яко видевше восиявша Христе, Тебе вопияху, во свете Твоем пути наша направи. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

В негда скорбети ми, возопих ко Господу, и услыша мя Бог спасения моего.

Запев. С ияния паче солнца, свет яснейшии, Спас просия на Фаворе, нас просветил есть.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. В озшед на гору Фаворскую, преобразися Христе, и лесть всю омрачив, нас просветил еси.

И ныне. Т я Бога познавше славнии апостоли, на Фаворе же Христе удивльшеся, колени преклониша. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 7-й. Н а горе преобразися, якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою Христе Боже видевше. Да егда Тя узрят распинаема, страсть убо разумеют вольную, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Икос. В останите ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту божественаго восхождения: притецем к Петру и к Зеведеовыма, и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего, гласа же услышим, иже свыше слышаша, и проповедаша Отчее сияние.

Песнь 7. Ирмос

А враамския древле в Вавилоне дети, пещныи пламень попраша, и воспевающе пояху, отец наших Боже благословен еси.

Запев. О блиставшеся светом неприступныя славы, на Фаворстей горе апостоли, Христови вопияху, отец наших Боже благословен еси.

Запев. С иянием божественаго шума, и росодательным облаком Христе, и зарею Твоею наслаждаеми, апостоли пояху, отец наших Боже благословен еси.

Слава. В неприступне свете, яко виде Тя Петр, на Фаворстей горе облиставша Христе, возопи, отец наших Боже благословен еси.

И ныне. С начальником жизни Христом суще, дети Зеведеовы, яко испусти зрак света, возгремеша, отец наших Боже благословен еси. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

И же в Вавилоне дети, божественою опаляеми ревностию, мучителя и пламень прещение мужески попраша, и посреди огня ввержени, орошаеми пояху, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. М ановением вся носяи, ногама пречистыма, на гору взыде Христос, на ней же паче солнечныя лучи облиста лицем, иже закону старейшыя и благодати, показа поющия, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. Н еприступною славою, на горе явлься неизреченно Фаворстей, неодержимыи и незаходимыи Свет, Отчее сияние, тварь уяснив, человеки обожи поющия, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. С вященнолепно стояще, Моисей же и Илия на горе Фаворе, божественаго начертания ясно состав видевше Христа, во отечестей облиставша славе, воспеваху, благословите вся дела Господня Господа.

Слава. И же во мраце божественаго ради явления, лице прославися иногда Моисеово: Христос же яко ризою светом и славою одевается. Свет бо самодетелен сыи, озаряет поющия, благословите вся дела Господня Господа.

И ныне. О т светородна облака, Христа ученицы носима, зряще на Фаворе, и ницы на землю падше, ум просвещьше, со Отцем Сего пояху и Духом, благословите вся дела Господня Господа. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Р ожество Ти нетленно явися, Бог из боку Твоею пройде, плотоносец яко явися на земли, и с человеки поживе. Тем Тя Богородице вси величаем.

Запев с поклоном. У жасни новым светолитием, внезапу ученицы освещьшеся, друг друга зряху: удивльшежеся, и к земли преклоньшеся, Тебе Владыце всех поклонишася.

Запев. Ш ум из облака посылашеся богогласен, извествуя чудо: Отец бо светом, Сей есть Сын возлюбленныи Мой, апостолом вопияше, Того послушайте.

Слава. Н овая видевше и преславная, глас Отеческии внушивше, на Фаворе словесе слуги, от из преображения первообразнаго, Сей есть вопияху Спас наш.

И ныне. О бразе непременныи сущаго, недвижима печать, неизменне Сыне, Слове, мудросте и мышце, деснице, Вышняго сило, Тя воспеваем со Отцем же и Духом. Катавасия.

Задостойник: Р ожество Ти нетленно явися, Бог из боку Твоею пройде, плотоносец яко явися на земли, и с человеки поживе. Тем Тя Богородице вси величаем. (Поклон земной) .

Отпуст: П реобразивыися во славу велелепную на горе Фаворстей пред ученики Своими, Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.