Как разговорился с сатанистом

Святой Августин Блаженный учил, что Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть Богочеловека. Для нас очень важно, что именно западный отец Церкви давал правильную оценку этому явлению - папизму. С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава - Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: "Жених, готовый отойти (То есть, перед вознесением на Небо. - О.С.), поручил Невесту Свою друзьям Своим (То есть, апостолам. - О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же - только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви".

Также Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха». Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская Церковь».

И, на мой взгляд, очень важно дать именно святоотеческую оценку этим притязаниям Рима. Первенство кафедры - это особое положение Римской Церкви в столице Римской Империи как столичной кафедры. Ведь назначение епископа и Папы как Патриарха Запада заключалось в том, чтобы он печаловался перед властями, а Императоры были в Риме. И этим было обусловлено особое положение этой кафедры. Но, с точки зрения святоотеческого богословия, позиция Августина Блаженного по этому вопросу наиболее выверенная, потому что соответствует духу Писания, ибо все рассуждения о примате Римского папы вращаются вокруг правильного или неправильного понимания XVI главы Евангелия от Матфея. Нам надо усвоить и понять, что Церковь созидается не на иерархической должности, а на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть на Самом Христе. В противном случае мы присваиваем друзьям Жениха статус Самого Жениха, то, что Августин называет преступной любовью. Это совершенно недопустимо.

И хотя Златоуст и называет в своем истолковании на XVI главу Евангелия от Матфея апостола Петра «уста всех апостолов, глава того братства, предстоятель всей Вселенной", однако ни он (Златоуст), ни другие авторитетные отцы Церкви не рассматривали личность апостола Петра и его положение в Церкви в той особой исключительности, как то делают современные нам римо-католики. Первоверховный апостол Петр был именно, как пишет Златоуст, "глава того братства", то есть старший, возможно и по возрасту, в общине уверовавших в Иисуса из Назарета как в Сына Божия (то есть Богочеловека). "Глава того братства", то есть братства как союза, основанного не на преимуществах должности или иерархического положения, но на любви и братских взаимоотношениях.

Его Святейшеству Святейшему Алексию
Патриарху Московскому и всея Руси

от клирика Храма Рождества Иоанна Предтечи
в Сокольниках протоиерея Олега Стеняева

Ваше Святейшество!

Обращаюсь к Вам по проблеме, возникшей вокруг «Альфа-Курса», ныне переименованного председателем Миссионерского Отдела РПЦ МП в миссионерскую программу «Путь».
Этот курс широко распространен среди пятидесятников и неопятидесятников на территории нашей Страны.
Православный «клон» данного курса действует с акцентом именно на харизматический способ проведения программ «Альфа-Курса», хотя при этом заявляется о его происхождении из Англиканской церкви «традиционного крыла».
Мною было проведено несколько встреч с игуменом Евмением (Перистым), бывшим клириком Ивановской епархии, ныне по благословению председателя Миссионерского Отдела возглавляющим проведение данного курса как в самой Москве, так и за ее пределами.
Также мне удалось опросить посещавших этот курс и просмотреть цензурируемую отцом Евмением видеоверсию данного курса (прилагаемую мною к данному рапорту).
Выяснилось, что практикующие этот курс веруют в особую миссию данной программы (эффект «малой группы»). Ценностные ориентиры у них смещаются от церковного понимания ценностей духовной жизни в сторону субъективного «личного религиозного опыта».
Так, например, личные «общения с Духом Святым» противопоставляются ими самим Таинствам Церкви, т. н. «уикенды Святаго Духа» становятся средоточием и смыслом их жизни.
Ими подчеркивается, что в молитвах РПЦ сделала «перекос от христоцентричности к молитвам, обращенным к святым и Божией Матери». Внешне они не отрицают возможность молитв Деве Марии и святым, но при любом удобном случае противопоставляют их посредническому служению Сына Божия. По отношению к Таинству Божественной Евхаристии употребляется определение «символы» (видеозапись: 1-я часть на 35-й минуте).
Ими используется неопятидесятнический сленг типа: «кайф Святаго Духа», «святой смех» и т. д.
Игумен Евмений во время проведения курса Альфа-Центр и на т. н. «уикендах Святаго Духа» использует техники нейро-лингвистического программирования (NLP) , о чем сообщается в «Вестнике НЛП» (смотрите приложение к рапорту: статья игумена Анатолия (Логинов), прот. Сергия Гончарова: «NLP - практика игумена Евмения»).
В личной беседе с игуменом Евмением меня поразила оценка им фильма «Остров». Евмений сказал: «Как человек мог творить такие чудеса, если он считал себя грешником?» На мое возражение, что он и творил чудеса, потому что считал себя грешником, отец Евмений проявил полное непонимание моей позиции.
Программа воспитания «лидеров» в «Альфа-Курсе» предполагает развивать в будущих лидерах завышенную самооценку, в связи с чем не рекомендуется читать Канон Андрея Критского и др. покаянные молитвы.
Лично мне, свидетельствую христианской совестью своею и готов дать присягу на Кресте и Евангелии, по поводу прошедших Рождественских Чтении (2007) игумен Евмений сказал: «Нет! Это не Его Церковь, они говорят о чем угодно, о патриотизме, но только не о Любви к Богу».
Опрашивая разных участников «Альфа-Курса» об их понимании Любви, я встречал любые определения, кроме библейского и святоотеческого определения Любви как стремления исполнить Божий Закон (1Ин.5,2-3; Рим.13,9). Во время встреч участников «Альфа-Курса» имеют место «дружилки», «обнималки» и молитва в кругу, практикуется молитва друг за друга с возложением рук на голову того, за которого молятся (т. н. исцеления). Многие намекают на то, что имеют «крещение Духом Святым» со знамением иных языков. Но эта часть практики их ночных «уикендов Духа Святаго» остается закрытой для непосвященных, но все же информация о ночных радениях «евмениан» получила огласку.
Игумен Евмений на страницах своих книг исповедует «теологию процветания, обогащения и успеха», лидерами которой являются такие неопятидесятники как Ульф Экман, Алексей Ледяев и Сандей Аделаджа (один из идейных вдохновителей «оранжевой революции» на Украине). В книге игумена Евмения (Перистого) «О побеждающем христианстве» мы можем найти следующие высказывания: «…в Церковь потекут люди без долгов, без ущербности… которые свой талант и бизнес будут посвящать Господу» (стр.32); «Если в Церкви будет уважаема и чтима мудрость, то она сделает так, чтобы таланты, интеллект, финансы, связи и возможности были сосредоточенны в ней» (стр.33); «мудрый и сильный человек обладает магнетизмом» (стр.32); «Нам нужно быть в курсе не только вопросов веры, но и приоритетных направлений современной мысли в психологии, философии, бизнесе, и поэтому мы приглашаем в наш Просветительский Центр специалистов из самых разных областей, они проводят учебные семинары, которые в дальнейшем помогают нам быть эффективными представителями Небесного Царства на земле» (стр.36); «самыми запоминающимися были семинары по навыкам эффективного публичного выступления, по фондрайзингу (технология сбора благотворительных пожертвований), по любви к себе …задача семинара - помочь людям прежде всего обрести любовь к самому близкому на земле человеку - самому себе» (стр.37).
На мой вопрос: почему после прохождения курса люди впадают в состояние некоего восторга, часто смеются и даже впадают в хохот, близкий к истерическому, игумен Евмений ответил мне: «Это святой смех». Данная терминология также используется неопятидесятниками, на собраниях которых игумен Евмений появляется отнюдь не ради миссионерского служения среди заблудших, но «для обмена опытом».
Его личное отношение к иноверным следующее: он считает, что, в какой бы секте не находился человек, при условии его «личной встречи с Богом он может считаться спасенным». На т. н. «уикендах Духа Святаго», со слов Вадима В., в совместных молениях с «евменианами» принимают участие харизматики различных неопротестантских направлений.
Мною, после личного общения с игуменом Евмением (Перистым) и после обличения его с двумя свидетелями, была предпринята попытка придать церковной огласке данную проблему, так как «Альфа-Курс» (переименованный из конспиративных соображений в движение «Путь») стал активно распространяться по епархиям РПЦ МП, вызывая немалое смущение и огорчение среди верных.
Были проведены две радиопередачи на радио «Радонеж», без упоминания с моей стороны имени игумена Евмения, а также Миссионерского Отдела (аудиозаписи передач прилагаются к рапорту). В первой передаче от 10.03.07. был дан богословский анализ харизматическому движению «лидеров». Во второй передаче от 24.03.07., с участием психолога-публициста Медведевой И. Я., была дана оценка технике нейро-лингвистического программирования (NLP) и освещено происхождение программы «Альфа-Курса» от неопятидесятнических и харизматических групп Англиканской церкви, переживающей в настоящее время серьезный нравственно-моральный и теологический кризис.
Странно, что, перенимая опыт Англиканской церкви, наши священнослужители не обратили внимание на то, что и само харизматическое движение, в его отличие от пятидесятничества, возникло в лоне Англиканской церкви ее епископального крыла.
После последнего эфира как со стороны игумена Евмения, так и его сподвижников, посыпались в мой адрес угрозы применить по отношению ко мне церковно-административные наказания и прещения.
Учитывая, что прошедшие «Альфа-Курс» получают дипломы психологов-катехизаторов и получают доступ к разным возрастным группам, а в случае с программой «Путь» данные дипломы будут подтверждены репутацией Миссионерского Отдела, можно только догадываться, какое распространение может получить эта псевдоправославная программа на территории Российской Федерации.
Римо-католическая церковь столкнулась с проблемой проникновения в ее ряды харизматиков в первой половине 60-х годов. Заняв по отношению к новому для себя явлению «настороженно-доброжелательную» позицию, Римская церковь выработала со временем следующую тактику поведения: харизматически настроенного священнослужителя переводили на приход с крепкими церковными традициями, под наблюдение опытных священников. В сами харизматические общины ставили консервативно настроенных священнослужителей. Которые изучали с прихожанами традиционную для церкви теологию, объясняли, что в центре духовной жизни должна стоять евхаристическая чаша, а не собственный субъективный опыт, в результате чего интерес к харизматическим экспериментам вскоре ослабевал, и приходы возвращались в прежнее религиозное и эмоциональное русло.

Недостойный послушник Вашего Святейшества
протоиерей Олег Стеняев

От себя добавлю. Как-то был в харизматической секте и стал свидетелем знакомства двух пасторов - харизмата и пятидесятника (они собирались в одном помещении в разное время, поэтому не знали друг о друге). И вот пятидесятник спрашивает - занимаются ли они говорением на языках? Харизматический пастор сказал, что они это признают, но не занимаются. И тогда этот увидев нас заявил, мол и православные уже этим занимаются. В удостоверение своих слов он рассказал про Евмения, с которым они вместе молились и занимались другими нехорошими вещами в Крыму. Было это в 2008 году.

Рассказывает о своём пути к служению в Церкви.

Священник Олег Стеняев

Как мы жили отдельно от государства

Семья у нас была православной, во главе с бабушкой Журавлёвой Матреной Федоровной, которая работала в храме. Она вырастила 11 детей, мать-героиня. Самым ругательным словом у нее было «коммунист».

Дедушка–фронтовик после войны работал где угодно, только не на государство. Был строителем, печником, столярничал. Не получал ни официальной зарплаты, ни пенсии. Мои родители, все мои дяди и тети венчались, крестили своих детей. Даже в комсомол никто из них не вступал.

Мы как бы отделились от государства, жили в Орехово-Зуево, в большом частном доме на берегу Клязьмы, неподалеку от действующего храма Рождества Богородицы. Без телевизора, с Библией. Очень хорошее было детство.

…В детсаду один мальчик закричал: «У Олега крестик!» Прибежали здоровые тетки и стали его с меня снимать. Я зажал его, плакал, они разжали руку, выхватили… Бабушка потом просила вернуть крестик. Воспитательница сказала: «Мы его выбросили». Было очень обидно.

В школе знали, что я верующий. Однажды педагоги собрали комиссию и явились в наш дом. На моем столе лежала огромная Библия. «Что читает ваш ребенок?!» Бабушка схватила веник и прогнала их со словами: «Не то время!» Тогда, в 70-е годы, верующие уже могли вести себя достаточно смело.

Ко мне, конечно, приставали: давай в пионеры, давай в комсомол… Я отказывался. При этом я не был затюканным, наоборот – в гуще событий, весь класс болел за меня. Конфликт был у взрослых по отношению ко мне, а дети меня понимали, им было забавно наблюдать. Особенно когда у нас появлялись практиканты. Им давали задание со мной работать, и они начинали меня агитировать, а те, кто меня знал, говорили: теряете время…

Наш учитель литературы Станислав Андреевич, инвалид войны, на одной ноге, как-то увидел, что практикантка хочет меня от Бога отвлечь, осерчал, замахнулся на нее костылем и закричал: «Оставь в покое ребенка! У меня нормальный ученик! А ты сделаешь его безбожником – что из него будет?» Та возмутилась: «Но вы же коммунист!» А он отвечает: «Я еще к тому же и человек, читающий русскую классику».

После школы я работал токарем-расточником. В армии служил в войсках МВД. Хотел стать милиционером, как мой дядя, но бабушка сказала: «Хватит с нас одного милиционера. Иди в церковь, поступай в семинарию, учись». И я стал чтецом, а вскоре – семинаристом.

Как обратил в православие семью баптистов

В Троице-Сергиевой Лавре, где семинария, я познакомился с парнем-баптистом. Он интересовался, какие фонды есть в нашей библиотеке, можно ли взять что-то почитать.

С баптистами приходилось встречаться и до этого. Один раз в армии иду без комсомольского значка, а навстречу незнакомый новобранец и тоже без значка. Он как увидел, обрадовался: «Вы не комсомолец?» – «Нет». – «Баптист?» – «Православный». Пожали руки и разошлись.

А здесь, в Лавре, разговорились, и мой знакомый стал регулярно приезжать. Его родители (баптисты во втором поколении) узнали, что их сын общается с семинаристом, захотели со мной познакомиться. В выходной день я приехал к ним в Москву. Говорили о вере, о Библии. И к моему удивлению (они были уже немолодые люди), они внимательно меня слушали и проявляли большой интерес к православию. В итоге и они, и их сын стали православными. Более того, сын стал священником и сейчас служит в одном из московских храмов.

Мне в юности казалось, что сектанты – начетчики, назубок знают Писание. Но, беседуя с ними, убедился, что это не совсем так. И тогда я стал читать книги о сектах. Осилил объемистый трактат «Камень веры» . И еще до того, как стал диаконом, нескольким людям помог прийти к православию.

Ничего удивительного в этом нет. К семинаристам часто проявляется повышенный интерес. Чему у вас там учат? Какие предметы? Что за жизнь в Лавре? Я ездил домой в темном кителе, в электричке люди всегда заговаривали… Так что многие семинаристы оказываются миссионерами.

Как увели невесту

После учебы в семинарии обычно стоит выбор: либо жениться и стать батюшкой, либо принять монашество. У меня была невеста с Западной Украины, из Червонограда, был уверен, что женюсь на ней.

Но началась перестройка, Горбачев встретился с Папой Римским, и в СССР легализовали Украинскую Греко-католическую Церковь (обряд там православный, а вера – католическая). В итоге три епархии – Ивано-Франковская, Львовская и Гомельская – ушли из Московского патриархата. Мы тогда потеряли несколько тысяч храмов и миллионы прихожан.

Для меня это был шок. Я часто ездил в Червоноград. И после отделения униатов стал спрашивать: «Как это вы были православными и вдруг в один момент все стали католиками?» Отец Михаил Нискогус, местный священник, мне объяснил: «Мы никогда и не были православными». Я говорю: «Ну как же, вы ведь поминали московского Патриарха за службой!» – «Это мы для сельсовета кричали про вашего Патриарха. А в алтаре, на проскомидии мы всегда поминали Папу Римского».

Родители невесты мне тогда сказали: «Если хочешь жениться на нашей дочери – переходи в нашу веру». Я говорю: «Да вы что? Не могу я стать католиком». И невеста не могла изменить веру, пойти против воли семьи (там, в Западной Украине, люди очень привязаны к своему священнику, к общине, к родителям – всё очень серьезно).

Вскоре моя возлюбленная ушла в католический монастырь, стала монахиней, а я – целибатным священником. Вспоминаю её с добрым чувством, это светлый момент в моей жизни. Даже переписку наладили одно время… Но в их ордене есть порядок: письма, приходящие монахиням, читают перед всеми. А мы завязали дискуссию о вере, и их игуменья запретила нам переписываться.

Возможно, после этого у меня возник особый задор в полемике с инославными. Ведь, можно сказать, невесту увели.

Протоиерей Олег Стеняев ведет занятия библейских курсов

Как сектанты хотели отомстить

В 1993 году мы создали Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. К нам приходили сотни людей, пострадавших от сектантов. Однажды пытались угрожать.

Тогда в Москве шел судебный процесс, решался вопрос о закрытии в России «Аум сенрикё». А у нас как раз проходили реабилитацию бывшие аумовцы. Мы их консультировали и направляли в суд как свидетелей.

Надо сказать, что в те времена секта Асахары была в Москве весьма популярна: имела недвижимость, собирала целые стадионы. Сам Асахара приезжал сюда, чтобы агитировать новых сторонников. Я тогда предложил ему открытый диспут, он отказался и назначил своего представителя. Словесный поединок длился два часа. После первого же диспута 25 человек ушли из секты и явились в наш центр. Впоследствии они стали православными.

И судебный процесс мы выиграли: секта была запрещена.

На меня, видимо, сильно разозлились. Иду как-то из своего храма на Большой Ордынке, и вдруг вплотную ко мне подъезжает «Вольво». Открывается дверца – и двое крепких мужчин с характерной восточной внешностью начинают силком втягивать меня в салон. А я с моими габаритами не поддаюсь, застрял. Тут мимо проходил наряд милиции. Мне даже не пришлось звать на помощь – японцы увидели стражей порядка, вытолкнули меня наружу и поскорей уехали.

На следующий день я поехал в центр аумовцев. У них был огромный офис на Звездном бульваре. Говорю: «Вчера меня ваши ребята хотели в гости пригласить. Так я сам приехал. Может, какие вопросы есть?» Мне отвечают: «Это не мы. Это – Сакагая!» – «Какая Сакагая?» – «Это секта. Они портят нам всё! Они хотели вас похитить, может быть, убить – и всё свалить на нас!» Я говорю: «Представьте ситуацию: в центре Токио русские старообрядцы ведут разборки с православными и, чтобы скомпрометировать православных, берут в заложники монаха-синтоиста. Как к этому отнесётся японская общественность?» – «Очень плохо», – отвечают мне японцы.

Тем дело и кончилось. Как я понял, они ожидали, что после случившегося у метро к ним придет или милиция, или я. И заранее заготовили ответ про «сакагаю».

Как разговорился с сатанистом

К нам в центр приходят самые разные люди. Одна учительница привела девочку-вампира. С виду типа «эмо» – черные ногти, черная помада на губах. Разговорились.

Выяснилось, что она пьет кровь и ее кровь пьют. Показала надрезы на руке. Рассказала, как попала к сатанистам: «Подошли ребята и говорят: ты чего, святая, что крестик носишь? Мы знаем, с кем ты спала и дорога тебе одна – в ад. А знаешь, что и там можно неплохо устроиться? Кочегаром будешь, или других пытать. Надо только на этом свете служить дьяволу». Такая вот «аргументация».

Я ей объясняю: пойми, дьявол – это источник зла. Он больше всего ненавидит тех, кто ему служит. Кто ближе к нему – тот больше объемлется его ненавистью. Кто дальше от него, тот меньше. Святых, причастников – дьявол боится. Святые отцы говорили: как человек причастится – бесы от него врассыпную…

Однажды пришли родители, плачут: наш сын в секте, с сатанистами, в храм идти не хочет… Попросили приехать к ним домой. Приехал, а парень в своей комнате заперся. Папа с мамой ему: «Выходи, тут батюшка, хочет поговорить». А он: «Я с ним поговорю! Только на ножах!!!»

Я мирно ему отвечаю: «Ну, давай на ножах, если желаешь. У меня шашка есть казачья. Могу привезти, будем с тобой фехтовать». – «Давай! – кричит. – Я тебе голову отрублю!» – «А какой у тебя нож?» – интересуюсь. – «Какая разница? На тебя хватит!» – «У меня вот есть нож из Кизляра. Очень хороший. Ты видел такие?» – «А у тебя он с собой? Ты зарезать меня пришел?» – «Да не с собой, дома. Отличный нож. Купил, когда из Чечни ехал. Там в Кизляре лучшие клинки…»

Так на почве интереса к холодному оружию разговорились. Он открыл дверь, побеседовали, сели пить чай… Позже этот парень стал нормальным верующим.

Главное для миссионера – найти с человеком общий язык. Тему, нейтральную, которая позволит выстроить нормальные отношения, а потом уже можно говорить о самом главном.

Как принёс плод покаяния

Священник Олег Стеняев

В 1990 году, незадолго до распада Союза я перешел в РПЦЗ. Поводом стал номер газеты «Правда», где была статья с заголовком: «Патриарх молится за единство в рядах КПСС».

Тогда образовали Компартию РСФСР, и она стала в оппозицию ко «всесоюзной». Сейчас я сильно сомневаюсь, что Патриарх молился о КПСС, но тогда был молод, поверил этой статье и возмутился: как можно молиться о благе коммунистов? Наоборот, надо молиться, чтоб их партия полностью развалилась! В общем, ушел к «зарубежникам» и стал там священником.

А когда советский режим рухнул, решил вернуться назад. В тот момент служил в Москве, в Марфо-Мариинской обители, где была община РПЦЗ. Обратился с прошением в Московскую Патриархию. Написал, что приношу покаяние, что меня обуяла гордость, по молодости… Владыка Арсений сказал мне: «Стеняев, ты всё делаешь очень громко. Если ты громко умеешь нарушать церковную дисциплину, то надо уметь и каяться. Нужен достойный плод покаяния». Я предложил: «Давайте вернем нашей Патриархии !». – «Если ты это сделаешь, будет здорово».

Я провел собрание с духовенством и прихожанами обители. Напомнил завещание основателя Зарубежной церкви : когда коммунистический режим рухнет, и Церковь в России обретет свободу, нам надо возвратиться в единую Церковь.

Священники РПЦЗ, которые со мной служили, выразили желание вернуться в Московскую Патриархию. И все прихожане это поддержали. Я рассказал владыке Арсению, отдал ключи от обители – вот, можно поехать, посмотреть. Он радостно воскликнул: «Правда? Ну, Стеняев, ты умеешь и плод покаяния приносить».

Встреча с двойником

В 1999 году я ездил в миссионерскую поездку в Индию. Посещал там российские культурные центры, встречался с русской диаспорой, крестил детей, выступал с лекциями.

Индийцы очень открыты, искренни. Когда говоришь им о радостном – «Христос воскрес!» – хлопают в ладоши и кричат «Джай!». А когда говоришь о Его страданиях, плачут. По характеру очень спокойные. Словно пребывают в каком-то мистическом состоянии, нам даже трудно понять.

Один мой знакомый, который много лет там живет, увидел однажды, как пассажирский автобус, полный местных жителей, сорвался и падает в ущелье с огромной высоты. «Никто не кричал, не паниковал. Руки сложили и с любопытством смотрели в окна. Полная тишина». У них иное состояние духа.

В Дели зашел в центр для детей. Спел им песню – рождественскую колядку. Мне сказали: у нас дети разных каст, есть и неприкасаемые. «А есть хуже неприкасаемых?» – «Да, есть – уборщики улиц. А один ребенок даже хуже уборщика». – «Почему?» – «А он при этом еще и христианин. Его другие дети стараются не касаться». – «А можно мне его увидеть?» Привели мальчика. Я обнял его и сказал: «Брат, мы с тобой одной веры». Ему перевели, он улыбнулся, обрадовался. Подарил ему четки.

Был и в бедных кварталах. И однажды встретил там человека, как две капли воды похожего на меня.

Мне показали на него: «Смотри, это – ты!» Гляжу: через дорогу сидит высокий толстый мужик, в набедренной повязке, и ему тоже на меня индусы пальцем показывают. Подошел к нему ближе – и мы так и застыли, глядя друг на друга, словно в зеркало. Бородка как у меня, выражение лица такое же…

Потом он махнул рукой и отошел. А я тогда подумал: ведь я мог родиться здесь и быть на его месте, индуистом… Но, слава Богу, родился в России, в православной семье.

«Это круче бронежилета»

В конце 90-х годов я не раз ездил в . Шла война. Сначала приезжали на военный аэродром в Чкаловск, оттуда военным бортом до Дагестана, там пересадка на боевой вертолет, и ночью – в Чечню. Гасится весь свет, чтоб вертолет не было видно, полная тишина, никаких разговоров – могут сбить. Летели в совершенной темноте. Были там под Гудермесом, а потом ездили по Чечне, в том числе сотни километров на БТР.

Перед лекцией меня иногда предупреждали: «У нас тут солдаты – наполовину мусульмане». Я это учитывал. Однажды после проповеди я стал раздавать крестики. Смотрю: ребята-мусульмане тоже тянут руки. «А вам зачем?» Один парнишка отвечает: «Так мы ж Россию защищаем». – «Но ты же мусульманин». – «Да, но мы за Россию». Я дал ему крестик и посоветовал зашить его в погон: «Если попадешь в плен, и его найдут – совсем плохо будет».

Привозили солдатам шерстяные носки, а в каждый носок клали письма от детей из гимназии «Радонеж»: «Я Катя, мне 8 лет», или «Я Миша, мне 12 лет, пишу тебе, солдат, я не знаю тебя, но буду за тебя молиться…» И когда бывалые солдаты при мне вынимали и читали эти письма, у них слезы текли по щекам. А один сказал: «Это письмо меня будет хранить. Это круче бронежилета».

Однажды объявил солдатам, в какое время завтра будет Крещение. Утром смотрю: идут ко мне по двое, парами. Удивился. А мне объясняют: «Так крестный же должен быть!» То есть каждый некрещеный выбрал себе крестного отца из крещеных солдат. А я как-то не догадался предложить вот так породниться, скрепить армейское братство.

На прощание сказал ребятам: «Вернетесь на гражданку, и некоторые из вас разбегутся по всяким сектам». А они: «Нет, если к нам сектанты подойдут, мы скажем: мы вас в Чечне не видели, а вот православный батюшка приезжал».

Проверка на дороге

Под новый, 2000-й год, нас около леса остановили боевики. Мы ехали на микроавтобусе, шел дождь, и вдруг на дороге показались вооруженные люди в камуфляже. Бородатые, с зелеными повязками… «Куда едете? Кто такие?»

А я там уже был не первый день и до этого раздавал вещи и продукты в Грозном, на площади Минутка. Местные жители подходили и брали (Патриарх благословлял помогать всем, без различия на «наших и не наших»). Один из чеченцев узнал меня и сказал: «Он не продает, он вправду раздает крупу, сгущенку, одежду детям». Услышав это, старший разрешил нам двигаться дальше. Водитель нажал на газ – ни с места. Мотор заглох.

Подошел боевик: «Чего не едете?» – «Что-то с мотором». – «Сейчас наш механик посмотрит». Выходит из леса чернокожий человек, настоящий негр с пулеметом. Пулемет положил на землю и начал с нашим водителем в моторе копаться.

А следом вышла целая толпа чеченцев – все с оружием, говорят между собой, на нас показывают. Думаю: дело плохо. А тогда в плену сидели трое наших священников. Что стоит и нас в холодную яму посадить?

У меня с собой было немного спирта. Решил заранее глотнуть, чтоб согреться. После этого вылез из машины, подошел к толпе и спрашиваю: «А почему наших священников в плену держат?» Мне чеченец отвечает: «Это не священники, а парашютисты». – «Как?» – «Да я их видел, такие подтянутые, спортивные – это ФСБ-шники. А тебя здесь никто не тронет». Я удивился: «А как вы решаете, кто парашютист, а кто нет?» – «Ну, это сразу видно! Вот ты – настоящий русский поп: толстый, пьяный, наглый и ничего не боишься! Если кто тебя тронет – его Аллах накажет!» Я вернулся, сел в машину, они ее подтолкнули, и мы поехали дальше.

…Война – это место, где люди начинают ценить друг друга. В обычной жизни так: если вы с утра поздоровались с человеком, то больше уже не здороваетесь. А на войне, сколько бы раз люди в течение дня ни встречались, они всякий раз здороваются. В обычной жизни вы пошли за хлебом, вернулись, и ничего не произошло. А на войне, если ты добежал до булочной, нашел там хлеб и вернулся назад, – это целое событие.

Там всё событие. Такой подъем… Там не бывает атеистов. Все становятся верующими, когда смерть рядом.

В сокращении интервью было опубликовано в московской православной газете «Крестовский мост» . Распространяется «Крестовский мост» по храмам и социальным учреждениям столицы бесплатно.

«В этом году Неделя молитв о единстве христиан (18-25 января) проходит под исключительно благоприятной экуменической звездой. Тема Недели взята из первой главы Первого послания к Коринфянам, в которой Павел решительно призывает к единству и задает вопрос, бросающий вызов нашей совести: "Разве разделился Христос?" (1 Коринфянам 1,13). После такого вопроса сразу приходит на ум трагическая ситуация разделённого христианского мира, так как существующее и поныне разделение Церкви следует понимать как разделение того, что по своей природе является неделимо, то есть единства Тела Христова. Именно эта болезненная проблема была поводом к созданию декрета Второго Ватиканского собора на тему экуменизма "Unitatis redintegratio", который был обнародован ровно пятьдесят лет назад», - говорится в обращении президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха. Документ опубликован на сайте «Радио Ватикана».

«В самом деле, - продолжил он, - там, где агапэ существует по-настоящему как церковная действительность, она, чтобы быть достоверной, также должна стать агапэ евхаристической. Это общее убеждение выразили в Иерусалиме Патриарх Афинагор и папа Павел VI, а также подтвердил сам Патриарх в 1968 году в своём пламенном заявлении: "Пришло время христианского мужества. Мы любим друг друга, исповедуем общую веру, вместе отправляемся в путь к славе священного общего алтаря". (Tomos Agapis, 277). Эта памятная встреча в Иерусалиме проложила путь историческому событию 7 декабря 1965 года, когда, незадолго до завершения Второго Ватиканского собора, в константинопольском кафедральном соборе Фанара и в базилике Святого Петра в Риме самые высокие представители двух церквей удалили "из памяти и церкви", - по словам их совместной декларации, - взаимные решения об отлучении от церкви (экскоммуникации) от 1054 года, чтобы они не стали "препятствием для сближения в любви". Патриарх Афинагор и папа Павел VI, действуя от имени своих церквей и создавая чёткий правовой акт, заявили в обязующей форме, что трагические события 1054 года больше не принадлежат к официальному содержанию церквей . Этим актом яд отлучения был удалён из тела церкви, а знак разделения был заменён символом любви, - говоря словами тогдашнего профессора богословия Йозефа Ратцингера: "Отношения ‘охлаждённой любви’ и ‘оппозиций, недоверия и антагонизма’ были заменены на отношения любви и братства, символом которых стал братский поцелуй"».

«Встреча 1964 года и постановление 1965 являются отправной точкой экуменического диалога любви и истины между Католической церковью и Православными Церквами, - диалога, который в дальнейшем должен быть углублён, как и в наши дни, так и в будущем. Поэтому мы надеемся, что празднование исторической встречи, прошедшей в Иерусалиме пятьдесят лет назад, и прежде всего благодаря повторной встрече представителей обеих Церквей - Патриарха Варфоломея и папы Франциска - сможет снова дать надежду на дар церковного общения, а также углубить желание единства в Евхаристии, - желание, которое в 1964 году присутствовало особенно сильно. Особенно в свете этого юбилея мы искренне надеемся, что 2014 год, в ходе которого мы отмечаем обнародование трёх важных документов Второго Ватиканского собора, будет находиться под счастливой звездой, и прежде всего с точки зрения экуменизма. Догматическая конституция о Церкви, Декрет об экуменизме и Декрет о Восточных Католических Церквах являются сегодня Великой хартией Католической Церкви и пребудут таковыми и в будущем», - заключил кардинал.

Данное обращение анализирует в интервью « » известный священник, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова, протоиерей Олег Стеняев :

«Я думаю для того, чтобы диалог между Православием и католицизмом был нормальным, надо говорить не только о том, что нас объединяет, но и том, что нас разделяет. Без этого никакого литургического общения быть не может. Надо касаться спорных вопросов и со своей стороны православные должны призывать Римскую церковь к пересмотру тех нововведений, которые противоречат вере единой Церкви до 1054 года.

Если люди, которые собираются для переговоров, друг с другом во всем согласны, то им просто не о чем говорить. А когда у каждого своя позиция, то может возникнуть живая интересная дискуссия. Экуменизм 60-70 годов родился от некоей идеологической беспринципности на волне тех революционных новаций, которые переживало западное богословие. Благодаря милости Божией православная теология держится за веру единой Церкви и отражает её в полном объеме. В этом наше великое достояние. Мы должны оберегать чистоту веры, потому что когда в Католической церкви начнутся какие-то процессы, именно православные смогут предложить им выход из того положения, в котором они оказались.

Католическая церковь пребывает в глубочайшем кризисе. Католики потеряли Западную Европу, об этом уже говорили Иоанн Павел II и Бенедикт ХVI. Они констатировали, что Европу надо заново обращать в христианство. В современном католическом богословии есть группы теологов, которые стоят на консервативных позициях и готовы к нормальному диалогу. Нормальный диалог - это именно диалог, а не взаимные овации и соглашательские позиции.

К сожалению, сейчас в нашей теологии очень много элементов униатского характера. Униатский настрой особенно виден в работах молодых теологов. Но униаты не выражают суть Православия. Это как раз попытка уйти от естественного разрешения теологических споров. Просто уйти в мир латинской схоластики, капитулировать, сдаться в плен».

И паки о встрече Римского Папы и русского патриарся,

"Прекрасно сознавая, что ныне лучше воздержаться от излишне эмоциональной оценки, всё же не могу её не дать: Православному миру, Русской Православной Церкви и мне лично, как малой её части, была открыто нанесена хлёсткая пощёчина (что точнее характеризуется как плевок). Нас открыто предали — сдали, как немое стадо, коварно и вероломно, папистам-еретикам, безблагодатным, духовно безпомощным, вот уже тысячелетие руководимым и ведомым исключительно силами от мамоны. Сдали в плен.
Ещё вчера мы - все, кому дорого Православие, многое внутренне прощали нашим первоиерархам, видя, как они избегали и сторонились этой встречи, которая домокловым мечом десятилетиями нависала над Церковью.

Ещё вчера мы — наивные православные — об этой «эпохальной» встрече и не могли догадываться. А между тем, в сумрачных кулуарах международных институтов скрытно, как некое ГОТОВЯЩЕЕСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, шла активная подготовка к ней.

Соответственно масштабу преступления организован размах информационной поддержки такового: широко, пафосно и сверхнесомненно в своей непогрешимости - как тот самый папа, в фактическое подчинение которого нас с вами сдают…

При этом было разительно противоположно по сути и содержанию то, что вещал с российского экрана В.Легойда и то, что говорили католические комментаторы ТВ «Ватикан», освещая в прямом эфире встречу двух мировых религиозных лидеров…

Было отвратительно смотреть, с каким умильным раболепством склонялись сопровождавшие патриарха священнослужители перед главой Ватикана, принимая из его рук папские подачки-подарки. Целовать его руку на камеру, видимо, было запрещено - впрочем, кое-кто уже и «отличился», обозначив оный поцелуй чётко и явно… Посмотрите - на 20 минуте видео .

Было гадливо сегодня читать Совместное заявление Папы Римского Франциска и Патриарха РПЦ МП Кирилла (именно в такой последовательности имён(!)), начинающееся со святых и трепетно звучащих для любого искренне верующего православного сердца слов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13)…

Ещё раз свидетельствую: я принадлежу и буду принадлежать Русской Православной Церкви.
Никогда не состоял в общении с другими юрисдикциями.
Никогда не учил и не буду учить отступлению от Истины Христовой, от верности Русской Православной Церкви.

Прекрасно сознаю, что мои суждения расходятся с «официальной точкой зрения», которую уже неоднократно озвучена во всех СМИ.
Моя точка зрения - это моё видение ситуации, и как бы я хотел ошибиться… Но факты - вещь упрямая."