Как правильно держать пост, календарь постов

Как соблюдать Великий пост? Каждый год все больше россиян задаются этим вопросом. Какое значение и смысл несет в себе Великий пост? И какая же у него история?

Великий пост в православии — самое что ни на есть доброе, чудное, божественное время. Верующие с нетерпением его ждут и чтят. Это тот самый момент, когда нужно просить прощения за свои грехи у Господа Бога. История православного поста хранит в себе много тайн. По мысли первых христиан, это время, когда Христос был отнят у верующих, с момента его гибели, которая послужила началом поста, до Воскресения. Сам Спаситель, подвергшийся пыткам дьявола, совершенно не пил и не ел эти сорок дней. Великий пост — это период воздержания от определенных видов пищи в течение конкретного периода и время молитв для успокоения души. Его также называют днями приготовления к Пасхе.

Почти 7 недель или 48 дней длится пост. Первая и последняя неделя отличаются от других недель своей требовательностью и строгостью. А молитвы в эти недели более длительны, чем в остальные. Пост подразделяется на два периода: первые 40 дней (Четыредесятница) и неделя перед Святой Пасхой. и праздник воскрешения святого Лазаря, или , находятся между ними. Четыредесятница берет свое начало с понедельника, его еще называют Чистым понедельником.

Четыредесятница состоит из 5 воскресных суток (Вербное Воскресенье в данном случае не считается). Литургия по понедельникам, вторникам и четвергам не состоится. Под литургией понимается серия духовных песнопений, одно из самых важных богослужений. По средам и пятницам проходит литургия Преждеосвященных Даров. В (в последнюю неделю поста, или в неделю перед Пасхой) также проводится литургия, но для этой недели отведены четверг и пятница.

Как же соблюдать Великий пост? Для людей в нормальной физической форме, с нормальным состоянием здоровья не составит труда отказаться от нескольких видов еды. А именно:

  • рыбы,
  • мяса,
  • растительного масла,
  • молочных продуктов.

Безусловно, отказаться от еды — это одно дело. А вот правильно соблюдать Великий пост — совсем другое. Нужно помнить о том, что пост подразумевает очищение не только тела, но и духа. Поэтому большое внимание уделено именно исцелению души.

Если отказ от пищи вызывает у человека злость, раздражительность, нервозность и тому подобное, то ни о какой пользе от такого поста и речи быть не может. Здесь необходимо сразу оценивать свои возможности по поводу воздержания, а также направлять свой дух молитвой и огораживать его от разрушительных эмоций.

Это касается и людей, не имеющих возможность соблюдать Великой пост в связи с состоянием здоровья. Им как никому нужно оценивать свой рацион в любое время. Действительно, для людей пожилого возраста нелегко менять свой режим питания: его смена может повлечь за собой обострение заболеваний, снижение трудоспособности, развитие усталости и недомогания. Беременные и дети, вне всякого сомнения, тоже относятся к этой категории.

Путешественники, у которых нет возможности по дороге приобрести ту или иную пищу, работники, нагруженные физической или умственной работой также не обязаны соблюдать пост, так как это может привести к ухудшению здоровья. Как уже упоминалось, Великий пост – это освобождение души от негативных воздействий, и только после — ограничение в еде.

Правила соблюдения Великого поста

Первое правило — это особенная организация духовной жизни. Ведь ритм жизни в современном мире бешеный. Мы устаем, срываемся на близких людях, не хватает времени для духовной близости с родными и для молитв. И православный пост становится самым подходящим моментом, чтобы заняться успокоением своей души. Поэтому стоит отложить ненадолго учебу, работу и прочие дела.

Второе правило — это воздержание от определенной пищи. Далее следует очищение организма. При соблюдении Великого поста происходит очищение органов человека после зимнего рациона.

Злаки, фрукты, овощи — это и есть в основном постная еда.

Калорийность всех приемов пищи в сутки не должна превышать 2000 ккал. Питание в постные дни делится на категории, по которым в одно время можно пить только воду, в другое — включить в рацион только растительную пищу, затем есть варенные овощи.

Перед началом поста нужно будет составить свое ежедневное меню. Следует помнить о достаточном объёме жидкости. Но не более 2 литров в день. В него входит зелёный чай, вода, напитки без газа. Слабые алкогольные напитки разрешены в некоторые дни, а также по субботам и воскресеньям. На первый взгляд, кажется, что питаться предстоит только кашами, но комбинирование продуктов может быть самое разное. Например: капустные котлеты, тушеные грибы или овощи, салаты. Вариантов масса.

Для тех, кто будет придерживаться поста впервые, будет сложно, для начала им необходимо воздержаться только от мяса, яиц и молока. Ни в коем случае не надо сразу начинать поститься, это может оказаться вредно для здоровья.

Третье правило — пост супружеской жизни.

Супругам в православии надлежит чтить правила Великого поста. Особые ограничения тела подразумевают больше, чем можно думать изначально.

Пост в 2019 году

Выживая в городах и мегаполисах, мы стали жёстче, грубее. Главная проблема современных людей — равнодушие. Мы перестали сочувствовать окружающим. В Великий православный пост 2019 года нужно учесть эти неутешительные тенденции. К примеру, совершить добрый акт по отношению к любому человеку, поддержав его добрым словом в сложной ситуации. Не следует забывать о себе. Душа нуждается в оазисе, маленьком уединенном уголке, которого так не хватает в современном большом городе. Читайте молитвы, не скупитесь на тёплые слова своим родным и не забывайте ходить в церковь. Это позволит сделать эти 40 дней не просто диетой, но особенным периодом осознания, сопереживания и успокоения.

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для крупных городов России на 2018 год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат)

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы – это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост – это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, в которые желательно держать уразу:

  • День Арафа – за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура – постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) – имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа – об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам – ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха – Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан – ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль – так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца – Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг – именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, – говорил он. – И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения – при ифтаре – произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу – такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, – попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

В Ша‘бан пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) постился большее количество дней .

Также однажды у ‘Аиши спросили: «Постился ли Пророк каждый месяц по три дня [вне месяца Рамадан]?» Она ответила: «Да». — «А в какие дни?» — уточнили у нее. «Он (да благословит его Всевышний и приветствует) не обращал внимания на то, в какие из дней поститься», — ответила ‘Аиша .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост каждый месяц .

Однажды посланник Всевышнего сказал Абу Зарру: «Если будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа [по лунному календарю]» .

Также Пророк говорил: «Кто постится три дня в месяц [каждый месяц], то это подобно посту на протяжении века » .

Безусловно, во всех этих хадисах имеется в виду дополнительный пост (нафиля), который соблюдается по желанию. Можно поститься в срединные три дня (по лунному календарю) или выборочно в любые три дня. За каждый из них — десятикратное вознаграждение, по милости Творца; этот пост засчитывается как если бы человек постился целый месяц. К месяцу Рамадан, конечно же, эти хадисы отношения не имеют. В Рамадан нужно поститься весь месяц. И пост этот обязателен.

Кроме того, в пророческом Наследии есть упоминание о дополнительном посте по понедельникам и четвергам .

Некоторые аспекты касательно дополнительного поста следующие: 1) намерение относительно него делается в сердце и можно произнести следующее ду‘а: «Навайту ан асума савма нафиля миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля» («Я намереваюсь соблюдать дополнительный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего»); 2) после захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: «Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту» («Господи, ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошлые и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»).

Также из достоверной Сунны мы знаем, что нельзя выделять пятницу и субботу соблюдаемым специально именно в эти дни постом. Можно поститься в эти дни, если соблюдаешь также пост за день до этого или один день после .

Непосредственно за день или два до начала месяца Рамадан поститься нежелательно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан , то не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» ; «Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» .

В праздничный день Ураза-байрама и в праздничные дни Курбан-байрама соблюдение поста запрещено (харам) .

6 дней поста в месяце Шавваль

Правда ли, что если после праздника Ураза-байрам держать пост в течение шести дней, то это засчитывается как пост за весь год? Рашид.

«Кто постился [весь] месяц Рамадан , а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль , тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» .

В какие дни правильнее держать 6 дней поста месяца Шавваль? В Интернете нашла противоречивую информацию: либо сразу после первого дня праздника, либо в течение месяца в любые дни? Малика.

Главное — пропустить один праздничный день, а после вы можете поститься любые шесть дней месяца.

Считается ли обязательным непрерывно держать шестидневный пост после месяца Рамазан или можно его распределить по возможности?

Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

В силу уважительных причин я держала пост не весь месяц Рамадан. Нужно ли сначала восполнить все дни поста и только потом держать дополнительные 6 дней в месяц Шавваль (я всегда держу пост в эти дни)? Или же можно подержать 6 дней, а дни поста за Рамадан восполнить позже? Алия.

Любой из вариантов возможен.

Слышал, что пост в месяц Шавваль и долг за Рамадан можно держать одновременно. Насколько это правда и есть ли достоверные хадисы, подтверждающие это? Арай.

Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Хадисов, прямо говорящих об этом, нет. Имеется только косвенная аргументация. Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль .

Если долг превысит один месяц (не 29-30 дней, а больше), 6 дней поста в месяц Шавваль можно перенести на следующий месяц? Д.

Шесть дней вам следует держать только в месяц Шавваль, а восполняемый пост, например, можно перенести на короткие зимние дни.

В достоверном хадисе сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

Относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 259, 261, хадисы № 1715 и 1716; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302, хадис № 527, «сахих», а также. С. 303, хадис № 531, «хасан».

Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 262, 263; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 304, хадис № 532, «сахих».

См.: Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 189, хадис № 627.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 588, хадис № 1981; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 99, хадис № 760.

См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 761, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1728; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 539, «хасан».

Это может быть и в начале месяца, и в середине, и в конце. То есть не принципиально. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 270.

Имеется в виду случай, когда человек из года в год соблюдает пост на протяжении всего месяца Рамадан, а в последующие месяцы лунного календаря постится по три дня. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1729; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 536, «сахих».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 2. С. 588, хадис № 1979; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 100, хадис № 762, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 269, хадис № 1731; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 305, хадис № 535, «сахих».

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 264, 265, хадисы № 1718-1720; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 306, хадис № 541, «хасан».

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Особенно, при разумном подходе приносит только пользу. Не один век назад сложилась эта традиция, и современным диетологам остаётся лишь подтвердить мудрость наших прадедов. Чередование постных и скоромных периодов способствует тренировке иммунитета и очищению организма от шлаков. Если вы часто болеете ангиной или ОРВИ, у вас имеются заболевания суставов, повышен холестерин или есть склонность к полноте, знайте, что именно пост способен помочь устранить многие проблемы со здоровьем.

Как правильно поститься. По церковным законам рекомендуется в течение семи недель воздерживаться от животной пищи: мяса, рыбы, молока, яиц и т. д. На первый взгляд такой срок кажется невероятно долгим, а отказ от всех этих продуктов чрезвычайно сложным и даже вредным. Но, поверьте, если знать, как правильно поститься, и придерживаться определённых правил и рекомендаций, эти недели пролетят довольно быстро, удивляя разнообразием новых, интересных и вкусных блюд, которые вы никогда не готовили ранее. При правильном подходе пост принесёт только пользу и радость.

Повара из монастырей говорят, что постное меню не должно слишком сильно отличаться от обычного, привычного нам: пусть это будут любимые фаршированные перцы, борщ, щи, вареники или плов, но только без мяса, вегетарианские. Великий пост - отличная возможность разнообразить свой рацион новыми натуральными продуктами растительного происхождения и вкусными полезными блюдами. Одних овощных салатов в период поста можно приготовить великое множество. Взять ту же капусту: салат из капусты с морковью, капусты и свежих огурцов, капусты и сырой или варёной свёклы, капусты и сельдерея, капусты со свежими огурцами и помидорами, салат из морской капусты с солёными огурцами… И уж, конечно, салатных вариантов, приготовленных из других овощей, тоже немало. Кроме салатов, из овощей можно приготовить ещё столько разных удивительно вкусных блюд! Это овощные голубцы с рисом, морковь, тушенная с сельдереем и сладким перцем в томатном соусе, протёртая варёная фасоль, заправленная жареным луком, сладкий перец, фаршированный овощами… И это лишь малая часть того, что можно приготовить в пост, приводимая для примера, чтобы немного сориентировать вас и разбудить аппетит и фантазию.

Дабы не нанести организму вред и улучшить здоровье, отнеситесь к питанию во время поста со всей серьёзностью и ответственностью. Что для этого нужно? Прежде всего, знать, как правильно поститься, что можно есть во время поста, а что нельзя и как не скатиться в унылое однообразие, сев на картошку с капустой. Любой рацион должен быть сбалансированным и разнообразным, а постный - особенно!

Существуют общие законы соблюдения постов, но есть правила, характерные только для Великого поста, во время которого самое строгое воздержание приходится на первую и последнюю (Страстную) недели поста, когда продукты употребляются в сыром виде, без термической обработки и без масла. В другие дни поста можно есть исключительно вегетарианскую пищу. Добавлять в приготовленные блюда растительное масло можно только в выходные дни. Мидии, кальмары, креветки и другие морепродукты не считаются рыбой, поэтому некоторые верующие едят их в субботу и воскресенье. К рыбным дням относятся только Благовещенье и Вербное воскресенье. Запрещён в пост и алкоголь, однако даже во время самого строгого поста возможны некоторые исключения. Так, натуральное красное вино можно употреблять по субботам и воскресеньям, кроме Страстной недели. Все эти ограничения строго обязательны для служителей церкви и монахов, мирянам же достаточно придерживаться мягкого поста. Кроме того, от поста освобождаются тяжело больные люди, маленькие дети, беременные и кормящие мамочки, а также люди, занимающиеся тяжёлым физическим трудом, военные и путешественники. Впрочем, решение поститься каждый принимает для себя сам.

Приступая к разработке меню на период поста, помните, что пищеварительные функции организма меняют свою активность не только в течение месяца, но и в течение суток. Действуют так называемые биологические часы. По биологическим законам самое благоприятное время для приёма пищи с 12.00 до 20.00 часов, а вот с 22.00 до 4.00 часов организм наиболее активно занимается перевариванием и усвоением пищи. На отдых и самоочищение остаётся время приблизительно с 4.00 до 12.00 часов. На это тоже стоит обратить внимание, планируя приём пищи.

Чрезвычайно важен не только рацион, но и порядок питания в Великий пост. На нашем сайте вы легко найдёте множество статей, в которых подробнейшим образом рассказывается о принципах питания во время поста по дням недели - мы же преследуем другую цель. Вне зависимости от намерения (духовного или физического очищения) поститься нужно правильно, без фанатизма, героизма и гордыни. Конечно, держать пост, особенно тем, кто решился на это впервые, трудно, и ваш привыкший к скоромной пище организм будет требовать от вас любимых блюд, давая знать о себе в первые дни поста чувством голода. Попытайтесь отвлечь его употреблением фруктов, питьём свежевыжатых овощных и фруктовых соков, травяных чаёв и настоев, а также питьевой негазированной воды. Приучите себя пить чистую воду в тёплом виде - так вы избежите отёков и разгрузите почки.

Теперь непосредственно о продуктах. Перечень продуктов, которые можно употреблять во время поста, внушает уважение. Это разнообразные домашние заготовки (соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья, сушёные и вяленые продукты), свежие и замороженные овощи, фрукты и грибы, орехи, бобовые, семечки, сухофрукты, зелень и пряности во всех видах (они разнообразят любые постные блюда), постные продукты (соевые майонез, йогурт, молоко, творог и сыр), а также постные сладости, которые можно купить во всех супермаркетах, крупы, макароны, хлеб и хлебобулочные изделия, не содержащие сдобы. Пост не исключает и употребление сахара, но гораздо полезнее заменить его мёдом.

На страницах нашего сайта вы можете найти невероятное количество постных блюд - загляните хотя бы в раздел "Постный стол " и убедитесь сами! Но вне зависимости от того, будете ли вы удивлять домочадцев кулинарными изысками или предпочтёте простые блюда, вам следует быть твёрдо уверенными в том, что основной баланс полезных веществ не будет нарушен. Известно, что резкое исключение из рациона мяса, рыбы и молока приводит к потере многих нужных витаминов и микроэлементов. Поэтому есть смысл перед началом поста внимательно ознакомиться с составом продуктов растительного происхождения, которые могут восполнить этот пробел.

Так, основными поставщиками белка в наш организм в постные дни становятся фасоль, горох, семена подсолнечника, орехи, грибы (их не зря в народе называют растительным мясом), сухофрукты. Блюда, приготовленные из этих продуктов, с успехом могут заменить мясо и рыбу, пусть не в полном объёме, но и не без пользы. Иногда, когда позволяют условия поста, вводите в рацион рыбу, креветки и другие морепродукты. А вот морскую капусту можно есть хоть каждый день. Покупайте консервированную или сушёную ламинарию, спирулину и другие морские водоросли - помимо ударных доз белка, они обогащают организм жизненно необходимым йодом и многими микроэлементами.

За поставку жиров во время поста отвечают растительные масла. Лучше всего использовать нерафинированные масла, так как всем привычное «масло без запаха» ничего полезного в себе не несёт. Заправляйте растительным маслом салаты из свежих или квашеных овощей и добавляйте немного масла в блюда при тушении. Нерафинированное подсолнечное и кукурузное масла тяжеловаты, на время поста их лучше заменить льняным, рапсовым и другими растительными маслами. Оливковое в этом смысле самое доступное, кедровое - самое полезное. Жарить на растительном масле не рекомендуется. И это отличный повод дать себе отдохнуть от жареных продуктов, которые уж слишком часто появляются на нашем столе.

Пост хорош ещё и тем, что в это время в организм поступают в основном полезные, так называемые «медленные» углеводы. Широкий выбор круп и бобовых даёт возможность не только внести приятное разнообразие в рацион, но и способствует постепенному и более полному насыщению. И когда ещё, как не в пост, попробовать «экзотику», о которой так часто читаешь на страницах «Кулинарного Эдема»! Булгур, амарант, кус-кус, маш, нут, дхал - всё это разнообразие можно купить сейчас как на рынках, так и в супермаркетах. «Быстрые» углеводы можно добыть из мёда, сладких фруктов, а также из погреба, достав баночку душистого варенья - главное, не объедаться! «Быстрые» углеводы хороши в качестве перекуса и «скорой помощи» при острых приступах голода, особенно в первые дни поста. Приготовьте конфеты и энергетические батончики по рецептам сыроедов и веганов - вот кто знает толк в растительной пище! Используйте орехи, семечки, сухофрукты, мёд, цветочную пыльцу и пергу - все эти продукты дают нам не только углеводы, но и множество других полезных веществ.

Недостаток железа можно возместить с помощью орехов, тыквы, плодов шиповника, сельдерея, болгарского перца и трав (петрушка, кинза, укроп). Есть железо в клюкве, бруснике и малине. Свёкла, морковь, орехи, яблоки, мёд, шпинат, гранат и изюм восполнят наши потребности в железе, витаминах и других микроэлементах, а также улучшат работу сердечно-сосудистой системы, печени и мозга. Пополнить запасы кальция помогут кунжут и орехи. Их можно есть в «чистом», так сказать, виде, но лучше приготовить ореховое молоко, замочив кунжут или миндаль на сутки в прохладной кипячёной или фильтрованной воде, а затем измельчив при помощи блендера вместе с водой. В таком молоке кальция в десятки раз больше, чем в коровьем.

Свежие фрукты и овощи несут в себе не только витамины, но и клетчатку, которая улучшает перистальтику кишечника, и энзимы - незаменимые вещества, помогающие пищеварению. Витамины и энзимы разрушаются при нагревании, поэтому так важно ежедневно включать в меню хотя бы один салат из свежих овощей и съедать яблочко в полдник.

Итак, подводим итоги. Утро начинаем со стакана горячей воды, завтрак - ранний или не очень - сытный, с блюдами из круп, обеды и ужины с постными рецептами из растительных продуктов, перекусы из орехов, сухофруктов и полезных сладостей, больше зелени и свежих овощей и фруктов, и на ночь - снова стакан горячей воды, способствующей очищению и похудению. Учитывая то разнообразие постных блюд, которые можно найти на нашем сайте или выдумать самим, голодать точно не придётся.

И напоследок - ни в коем случае не воспринимайте пост как тяжкое бремя. Он дан нам в укрепление, относитесь к нему как к лекарству, способному исцелить от недуга, как к чудесной возможности что-то изменить в себе. Только в этом случае вы ощутите не только физическую лёгкость, но и душевное равновесие, которого так не хватает нам в нашей суетной жизни.

Лариса Шуфтайкина