Как л кэролл называл литературу. Льюис Кэрролл: любопытные факты. Юные годы писателя

В утопающей зелени крошечной деревушки на юго-востоке графства 27 января 1932 года Чешир родился Льюис Кэрролл – настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон – британский логик, математик, писатель. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным. Был левшой, по непроверенным данным, ему запрещали писать левой рукой, чем травмировали молодую психику (предположительно, это привело к заиканию).

Ещё с ранних лет мальчик развлекал свою семью волшебными трюками, марионеточными шоу и стихами. В начале 1851 года переехал в Оксфорд, чтобы поступить в один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете. Учился Льюис не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям он выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. 26 лет он читал эти лекции, которые Льюис считал скучными, но они давали неплохой заработок. По уставу колледжа он принял духовный сан диакона (что давало ему право читать проповеди без работы в приходе).

Будучи неженатым преподавателем на математическом факультете в Оксфордском университете, он наслаждался компаниями молодых девиц. Увлечения Кэрролла породили слухи о его педофилии. В современных биографиях Льюиса Кэрролла также упоминают этот факт. Однако в последние десятилетия стало известно, что почти всем маленьким подружкам автора было больше 14 лет, а многим из них - 16 и 18 лет. Кроме того, Льюис был заядлым холостяком и не дружил с противоположным полом.

В середине 1950-х Чарльз начинает писать работы на юмористическую и математическую тематику. И уже в 1856 году, методом перевода на латиницу и перестановки слов своего имени, создает псевдоним «Льюис Кэрролл». Однако его математические произведения вышли в свет под настоящим именем писателя. В 1856 году в колледже появился новый декан - Генри Лиддел, вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4-летняя Алиса. В 1864 году родился знаменитый роман Льюис Кэрролла о приключениях маленькой девочки в стране чудес. Произведение основано на историях, которые в молодости автор рассказывал своим друзьям.

Невероятный коммерческий успех первой книги «Алисы» изменил жизнь Доджсона, поскольку Льюис Кэрролл стал достаточно известным во всем мире, его почтовый ящик был наводнен письмами почитателей, он начал зарабатывать весьма существенные денежные суммы. Однако Доджсон так и не отказался от скромного быта и церковных постов.

В 1867 Льюис Кэрролл в первый и последний раз покидает Англию и совершает весьма необычное по тем временам путешествие в Россию. Посещает по дороге Кале, Брюссель, Потсдам, Данциг, Кенигсберг, проводит в России месяц, возвращается в Англию через Вильно, Варшаву, Эмс, Париж. В России Доджсон посещает в Санкт-Петербург и его окрестности, Москву, Сергиев Посад, ярмарку в Нижнем Новгороде.

В продолжении книги – , которая была написана в 1871 году, автор описывает дальнейшие приключения героини. Эти две книги, наполненные фантастическими персонажами и красочными пейзажами, а также остроумием и множеством головоломок, стали одними из самых известных и почитаемых детских книг в мире.

Также Льюис Кэрролл был почетным фотографом-портретистом. Он очень любил фотографировать детей и известных людей. Среди его последних натурщиков были Альфред Лорд Теннисон, Д. Г. Россетти и Джон Милле. В сплетении своих лучших качеств фотографа и автора фантастических комиксов, писатель стал самым незабываемым, талантливым и оригинальным человеком своего времени.

Не менее любопытный факт из биографии Льюиса Кэрролла, что он был изобретателем. Его главное и знаменитое изобретение - никтограф. Это приспособление для быстроты записей идей или заметок в темноте. Сам писатель часто просыпался ночью и хотел записать идею, но не желал при этом разжигать светильник (все мы помним, в какое время жил Кэрролл). Именно так и пришла идея сделать подобное приспособление, которое послужило открытию новой формы стенографии - никтографии. Первоначально писатель назвал устройство «тифлографом», но переименовал его в «никтограф» по предложению одного из товарищей. Также Кэрролл изобрел книжную суперобложку, надеваемую на переплёт или основную обложку и дорожные шахматы.

Умер Льюис Кэрролл 14 января 1898 в Гилфорде, графство Суррей, в доме своих семи сестер, от вспыхнувшей после гриппа пневмонии. Похоронен там же, вместе с братом и сестрой на Mount Cemetery.

Биография Льюиса Кэрролла не оставит никого равнодушным, ведь все мы любим замечательный цикл книг . Алису Льюиса Кэрролла экранизировали много раз, что свидетельствует о популярности и всеобщей любви к этому произведению.

Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Род деятельности: Произведения на сайте Lib.ru Произведения в Викитеке .

Льюис Кэрролл. Автопортрет

Биография

Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем. Одним из его увлечений была фотография .

Дружба с девочками

Льюис Кэрролл был холостяком. В прошлом считалось, что он не дружил с особами противоположного пола, делая исключение для актрисы Эллен Терри.

Наибольшую радость доставляла Кэрроллу дружба с маленькими девочками. «Я люблю детей (только не мальчиков)», - записал он однажды.

…Девочки (в отличие от мальчиков) казались ему удивительно красивыми без одежды. Порой он рисовал или фотографировал их обнаженными - конечно, с разрешения матерей.

Сам Кэрролл считал свою дружбу с девочками совершенно невинной; нет оснований сомневаться в том, что так оно и было. К тому же в многочисленных воспоминаниях, которые позже оставили о нем его маленькие подружки, нет ни намека на какие-либо нарушения приличий.

«Миф Кэррола»

Информация, а также цитаты, размещённые ниже, взяты из статьи А. Борисенко и Н. Демуровой «Льюис Кэрролл: мифы и метаморфозы », которая, в свою очередь, основана на работах Ги Лебейли и Каролин Лич (Hugues Lebailly и Karoline Leach ).

В последние десятилетия выяснилось, что большинство его «маленьких» подруг было старше 14, многие 16-18 лет и старше. Подруги Кэрролла в воспоминаниях часто занижали свой возраст. Так, например, актриса Иза Боумен пишет в своих мемуарах

В детстве я часто развлекалась тем, что рисовала карикатуры, и однажды, когда он писал письма, я принялась делать с него набросок на обороте конверта. Сейчас уж не помню, как выглядел рисунок, - наверняка это был гадкий шарж, - но внезапно он обернулся и увидел, чем я занимаюсь. Он вскочил с места и ужасно покраснел, чем очень меня испугал. Потом схватил мой злосчастный набросок и, разорвав его в клочья, молча швырнул в огонь. (…) Мне было тогда не более десяти-одиннадцати лет, но и теперь этот эпизод стоит у меня перед глазами, как будто все это было вчера…

В действительности ей было не менее 13 лет.

Другая «юная подружка» Кэрролла, Рут Гэмлен, в своих мемуарах сообщает, как в 1892 году родители пригласили на обед Кэрролла с гостившей у него в то время Изой. Там Иза описана как «застенчивый ребенок лет двенадцати», в действительности в 1892 году ей было 18 лет.

Сам Кэрролл также называл словом «ребёнок» (child) не только маленьких девочек, но и женщин 20-30 лет. Так, в 1894 году он писал:

Одна из главных радостей моей - на удивление счастливой - жизни проистекает из привязанности моих маленьких друзей. Двадцать или тридцать лет тому назад я бы сказал, что десять - идеальный возраст; теперь же возраст двадцати - двадцати пяти лет кажется мне предпочтительней. Некоторым из моих дорогих девочек тридцать и более: я думаю, что пожилой человек шестидесяти двух лет имеет право все еще считать их детьми.

Как показали исследования, больше половины «девочек», с которыми он переписывался, старше 14 лет; из 870 комментариев, сделанных им по поводу актёрской игры, 720 относятся ко взрослым актёрам и только 150 - к детям.

В викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными. Дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. С другой стороны, слишком близкое общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Это и могло заставить Кэрролла своих знакомых женщин и девушек объявлять «маленькими девочками», а их самих - занижать свой возраст.

Библиография

  • «Полезная и назидательная поэзия» ()
  • «Алгебраический разбор Пятой книги Эвклида» ()
  • «Сведения из теории детерминантов» (

Имя этого человека знакомо всем — но это лишь псевдоним, маска. О самом молчаливом затворнике мы знаем мало и уже не разгадаем его тайну никогда. Современники же знали о нём ещё меньше.

Причины мучительного «уродства», отравившего ему жизнь, просты. То были очень «правильные» времена, когда порядок считался превыше всего. Все были убеждены, что писать человек должен правой рукой. Склонность к леворукости — вредная привычка, от которой ребёнка легко отучить. Как отучали Чарльза Доджсона (более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл), мы уже не узнаем никогда, но именно в результате этого он начал заикаться.

Биография Чарльза Доджсона (Льюиса Кэрролла)

С окружающими Доджсон общался всё меньше, постепенно замыкаясь в собственном мире. Возможно, однако, за всем этим стояли какие-то высшие силы. Чарльзу в голову должны были приходить такие вещи, какие окружающие в принципе не смогли бы понять. И на уста его наложили печать. Чтобы не тратил время попусту на болтовню. Он попал в круг замкнутых эксцентричных людей — математиков Оксфорда. Но даже в этом кругу он стал «крем де ля крем», чудаком из чудаков и молчуном-рекордсменом.

Тратил время на какие-то головоломки, забавную, но никому не нужную чепуху. Умственные действия, которые с лёгкостью проделывает даже двухлетний ребенок, он раскладывал на составные части, словно бы пытаясь научить им машину вроде ткацкого станка. Но какой в этом смысл, если такой машины нет и быть не может? Да и зачем думающая машина, если думать могут сами люди?

Изданные им книги и брошюры мало кто даже перелистывал. Актуальность его работам придало лишь изобретение компьютера. Все эти математические досуги, алгоритмы перевоза козы и капусты теперь экономили миллионы долларов, определяли, кто выстрелит быстрее, и чья ракета точнее. То есть кому править миром. Однако до этого был еще целый век, а со взрослыми современниками Чарльзу Доджсону говорить было не о чем. Зато его недуг странным образом пропадал, когда он общался с теми, чей живой, свободный ум мог его понять — с маленькими девочками.

Чистая весна

Вначале Доджсона мучило, что недуг лишил его шансов на обычную, как у всех, жизнь, а потом он понял — на свете масса куда более интересных занятий. Однако ни одна женщина его интересов не разделяла. Их всех увлекала отделка мезонина, рецепты крыжовникового варенья и прочее мещанство.

Постепенно у него выкристаллизовалась теория, которая при всей своей экстравагантности имела много общего с христианством — он всё-таки был не только профессором математики, но и дьяконом. Религия считает детей куда более чистыми и совершенными существами, нежели взрослых. Того же мнения был и Доджсон. Только религия считает, что портят детей соблазны, а Доджсон проклинал воспитание и условности. Девочки, милые девочки, воплощающие красоту мира, интересующиеся всем вокруг, с возрастом неумолимо скучнеют и зацикливаются на быте, на всех этих унылых «а ты что, а он что». Их внешность обретает отталкивающую утилитарность приманки.

— ... Какой неудобный возраст! Если б ты со мной посоветовалась, я бы тебе сказал: «Остановись на семи!». Но сейчас уже поздно.

— Я никогда ни с кем не советуюсь, расти мне или нет, — возмущенно сказала Алиса.

— Что, гордость не позволяет? — поинтересовался Шалтай.

Алиса ещё больше возмутилась.

— Ведь это от меня не зависит, — сказала она. — Все растут! Не могу же я одна не расти!

— ОДНА, возможно, и не можешь, — сказал Шалтай. — Но ВДВОЁМ уже гораздо проще. Позвала бы кого-нибудь на помощь — и прикончила 6 всё это дело к семи годам!

Доджсон стал художником — точнее, одним из первых фотохудожников в Британии, да и в мире тоже. На половине снимков — девочки. В неофициальных, романтичных одеждах.

Правда, тяжкие подозрения в отношении Доджсона можно выдвигать лишь в силу крайней умственной примитивности. Педофил тащит ребенка во взрослый мир. Доджсон же, наоборот, сам бежал к своим девочкам от мира взрослых.

К слову сказать, это нас сейчас шокируют фразы из биографий Чарльза Доджсона вроде «он был мастером знакомиться с детьми, у него в саквояже всегда была масса игрушек». А по тем временам это считалось вполне нормальным. Современников Доджсона куда больше шокировали бы привычные для нас мини-юбки. Времена меняются, что тут скажешь.

Кролик прыгнул

Сейчас нам уже сложно понять, чем современников так поразила его сказка, которую он экспромтом придумал жарким июльским днем 1862 года на пикнике по просьбе 10-летней Алисы, дочери декана его колледжа Аиддела. Это начинаешь понимать, когда для сравнения перелистаешь другие книжки для девочек той поры: котятки-собачки, чай с печеньем, всё чинно и предсказуемо. Британия в высшей точке своего преуспевания. Её жизнь — чудо упорядоченности, смакование оной. Девушки добродетельны, негодяи обязательно отвратительны, чай ровно в пять, телеграмму на другой конец острова доставят минута в минуту.

Наука, в оплоте которой жили Чарльз и Алиса, одержима уверенностью всё на свете объяснить, рассчитать и предсказать. Казалось, мир уже познан, стихия покорена, остались лишь арьергардные бои. Возможно, от жары Доджсон впал в какой-то провидческий транс. Он пытался развлечь детей, а вместо этого описал им их будущее. Ему причудился какой-то мир хаоса, где наиболее вероятны именно невероятные события. Где все станут кроликами, опаздывающими на совещание.

Чтобы удержаться на месте, нужно бежать со всех ног, а высшая острота зрения — способность увидеть никого. «Собираясь на прогулку, надо запастись палкой, чтобы отпугивать слонов». Что за чушь, никаких слонов в Оксфорде нет. Как нет на свете черных лебедей.

Наука в этом твердо убеждена — ровно до того момента, когда она открывает этих лебедей в Австралии. После Доджсона ученым приходится говорить «мы ошибались» всё чаще — оттого они и полюбили первыми его сказки. От заносчивости XIX века не осталось и следа. Мы не смогли победить болезни и полететь к звездам. Мы не в силах узнать, что человек скажет через пять минут, потому что клеток в мозге больше, чем звёзд во Вселенной. Попытки перестроить общество строго по научным принципам обернулись Колымой и Освенцимом.

Мир непредсказуем, слишком многое в нём случайно. Или, формулируя по-другому, чтобы предсказывать, надо в точности знать, что где находится сейчас, а это невозможно. Нет никаких котов, есть лишь распределение вероятности нахождения кота в данной точке пространства. Это квантовая механика. Её и близко не существовало в тот момент, когда Доджсон придумал своего тающего Чеширского Кота. Он предвидел, все предвидел, как и компьютеры. Более того, мир, кажется, сам по себе становится всё хаотичней. Цветущий бульвар за неделю превращается в руины, снег по колено в конце апреля, 30 градусов на Урале в начале мая.

— Не может быть! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу!

— Не можешь? — повторила Королева с жалостью. — Попробуй ещё раз: вздохни поглубже и закрой глаза.

Алиса рассмеялась.

— Это не поможет! — сказала она. — Нельзя поверить в невозможное!

— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. — В твоём возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!

От Алисы к Алисе

Своими причудами Доджсон сам загнал себя в угол. Нет более недолговечной красоты, чем детская. Алиса Лиддел, его богиня с недетским мрачным взглядом, стремительно взрослела. Она становилась неинтересна Доджсону, но ещё быстрее стали неприличны его отношения с ней.

Тогда, в 1862 году, он записал свою сказку, оформил собственными иллюстрациями. Получилась настоящая книжка, которую он подарил девочке. Спустя несколько лет мать Алисы вернула ему подарок, сожгла все его письма к Алисе и запретила появляться в их доме. Оставались воспоминания: «Какой ты была, Алиса? Как мне описать тебя? Любознательной до крайности, с тем вкусом к жизни, который доступен только счастливому детству, когда всё ново и хорошо, а грех и печаль — всего лишь слова, пустые слова, которые ничего не значат !».

Доджсон стремительно терял интерес к жизни. Восторги окружающих по поводу « » его приводили в ярость, поскольку некстати напоминали об утраченном рае. В 1869 году он познакомился с прелестной и смышленой 7-летней дальней родственницей.

Её тоже звали Алиса. Из короткого забавного разговора с ней родилась «Алиса в Зазеркалье». Увидеть, как мир вокруг превращается в Зазеркалье, ему не довелось, он не дожил примерно год до наступления XX века. Жизнь повзрослевшей Алисы была ничем не примечательна, хотя в отрочестве она демонстрировала способности к рисованию. Она вышла замуж — и всё. Весь свой немалый вклад в мировую культуру она сделала до 10 лет.

"Алиса в Стране чудес" является настольной книгой многих детей из разных стран на протяжении почти двух столетий. Эта статья расскажет о том, каким был автор, пожалуй, одной из самых знаменитых сказок в мире, и какую жизнь прожил великий английский писатель.

Льюис Кэрролл - английский феномен

Писатель Льюис Кэрролл (биография, настоящее имя которого будут рассмотрены в статье) родился 27 января 1832 года в английской деревне Дарсбери, в семье приходского священника. Подлинное имя любимого детского автора - Чарльз Лютвидж Доджсон. Он был старшим из 11 детей в своей семье. Детство Кэролла было счастливым, ведь его мать всегда была мягкой и терпеливой женщиной, а отец, несмотря на свои религиозные обязанности, уделял особое внимание образованию каждого ребенка.

Вместе супругам удалось воспитать и вырастить достойных людей. Будучи ребенком, Чарльз придумывал разные игры, писал истории и поэмы для своих семерых сестер и трех братьев. Некоторые из тех ранних произведений очень похожи на поздние публикации работ автора.

Образование

Последующие годы Чарльз провел в школе Рагби и на протяжении четырёх лет обучения проявил себя как хороший ученик, преуспев в таких предметах, как математика и религия. После школы был вынужден поступить в колледж Крайст-Черч, чтобы преподавать в университете. Для этого было необходимо иметь сан священника.

После получения должности профессора в Оксфорде, Кэрролл обеспечил себя работой на 26 лет, а также продолжил свою карьеру в религиозной сфере. Он принял обет безбрачия и, согласившись со всеми условиями Англиканской церкви, в 1861 году стал диаконом.

Фотография и ранние публикации

В обществе старших юный Чарльз вел себя сдержанно, хотя и не избегал такого рода общения. Он часто посещал театры, а также был увлечен писательской деятельностью и фотографией. Больше всего Кэрролл любил делать снимки детей и знаменитостей того времени. Героями его фотографий в свое время были такие люди, как Альфред Теннисон (английский поэт), Д. Розетти (итальянский художник) и Джон Милайс (английский художник).

В середине 1850-х писатель работает над своими произведениями юмористического и математического характера. В 1856 году Чарльз Доджсон придумывает псевдоним "Льюис Кэрролл". Он перевел свое имя и фамилию на латинский язык, написал полученную версию задом наперед и снова перевел результат на родной английский язык. Однако, его математические труды издавались под его реальным именем.

Льюис Кэрролл, биография: "Алиса в Стране Чудес"

В 1856 году Кэрролл встретил Элис Лидделл, четырехлетнюю дочь главы Христианской церкви. На протяжении следующих лет автор регулярно сочинял разные истории для того, чтобы развлекать Элис и ее сестер. В 1862 году, во время пикника с сестрами Лидделл, Льюис Кэрролл рассказал историю о маленькой девочке, попавшей в кроличью нору. Элис попросила автора записать эту историю для нее. Он так и поступил, назвав историю - "Приключения Алисы под землей". В 1865 году произведение претерпело некоторые изменения и было выпущено вновь, уже под названием "Алиса в Стране чудес", совместно с иллюстрациями Джона Тенниеля.

Вдохновленный успехом книги, автор написал вторую часть - "Алиса в Зазеркалье", основанную на игре в шахматы, которую так любили дети семейства Лидделлов. Кроме того, во второй части книги, Кэрролл использует некоторые отрывки, которые были созданы еще до встречи с Лидделлами. Некоторые герои, использованные в первой части истории, также упомянуты в последующей (Шалтай-Болтай, Белый Рыцарь, Траляля и Труляля).

Памятники персонажам книг

По всему миру поклонники Кэрролла и его творчества оказывают знак уважения и преданности автору, устанавливая памятники известным персонажам его книг.

Первым примером является памятник, посвященный "Алисе в Зазеркалье", созданный скульптором Джейн Арджент и расположенный в Англии, в городке Гилфорд. Памятник, установленный в 1990-м году, изображает Алису, как бы проходящую через зеркало.

Следующим примером изображения героев книг Кэрролла является памятник, установленный в Центральном парке Нью-Йорка. Скульптура, установленная в 1959 году, изображает главных героев "Алисы в Стране чудес". Алиса устраивает прием своим товарищам на большом грибе. Памятник выполнен в бронзе и является одним из самых любимых и популярных во всём парке.

Критика

Рецензии на книги Льюиса Кэрролла в большинстве своем всегда несли положительный характер, ведь отрицать, что история Алисы - шедевр, невозможно. В отличие от других детских книг, произведения Кэрролла не пытаются явно преподать какие-либо моральные уроки. Также, несмотря на мнение многих критиков, эти сказки не содержат скрытых значений, относящихся к религии или политике. Эти истории повествуют о жизни здоровой маленькой девочки и ее реакции на реальность мира взрослых людей. Кроме того, эти сказки будут очень интересны самим взрослым, ведь умная реакция Алисы на смешной язык и действия героев не может не привлекать.

Поздние публикации

В последующие десятилетия Кэрролл публикует такие работы, как "Охота на Снарка" (1876), "Сильвия и Бруно" (1889), "Сильвия и Бруно. Заключение" (1890). Кроме того, он был автором ряда брошюр, высмеивающих университетскую жизнь. Некоторые работы издавались безымянными, а труды на тему математики выходили в свет под настоящим именем автора.

В 1881 году Кэрролл оставляет работу профессора и всецело отдает себя писательской деятельности. Однако, с 1882 по 1892 год Льюис Кэрролл, биография которого насыщена служением Богу, был куратором общей комнаты Христианской церкви. В его обязанности входило управление персоналом. В 1898 году, после непродолжительной болезни Чарльз Лютвидж Доджсон скончался в возрасте 65 лет.

Многогранность писателя

Льюис Кэрролл, биография которого долгое время поражала историков своей всесторонностью, умудрялся совмещать в себе интерес к огромному количеству направлений в культуре и науке. Преподобный Ч. Доджсон был сдержанным и суетливым холостяком, вовлеченным в политические и религиозные бури, которые в то время захлестнули Англию.

Писатель Льюис Кэрролл был восхитительным другом детей, для которых он создавал бесподобные истории и стихи. Кроме того, Льюис Кэрролл, биография которого свидетельствует о его разносторонности, был еще и фотографом. Он был знаком со знаменитым специалистом Гюставом Рейландером и даже брал у него несколько уроков мастерства. Кэрролл любил постановочные съёмки, и в своей коллекции имел альбом детских фотографий и личных работ первой признанной в Европе женщины-фотографа Клементины Гаварден.

Одним из возможных решений загадки биографии Кэрролла является предположение о том, что он вобрал в себя две личности: "Льюиса Кэрролла" и "Преподобного Доджсона". В этом человеке всегда было что-то странное. С раннего детства он заикался, чрезвычайно суетливо относился к собственным вещам, а также ежедневно проходил не менее 20 миль.

Но более правдивым является то, что "Доджсон" и "Кэрролл" были частью одной личности. Очевидно, что будущий писатель был безмерно счастлив в детстве и равно также несчастлив в дальнейшей жизни. Именно этим можно объяснить тягу Кэрролла к общению с маленькими девочками. Ведь именно в детстве, в те счастливые времена могла правильно развиваться его личность, и мог раскрываться его многогранный талант.

Льюис Кэрролл, биография: интересные факты

  1. Автор очень любил писать письма. В возрасте 29 лет он начал вести учет своей корреспонденции. На момент смерти Кэрролла в его журнале зарегистрировано около 100 тысяч писем.
  2. Королева Виктория настолько полюбила произведения Кэрролла об Алисе, что попросила раздобыть и другие сказки автора. К сожалению, в коллекции писателя не было подобных книг, все остальные издания были посвящены математике и религии.
  3. В странах, где английский является основным языком, "Алиса в Стране Чудес" -третья по цитируемости книга. Опередили сказку всего на две строчки - Библия и книги Шекспира.
  4. Как уже было сказано, Кэрролл много общался с маленькими девочками. Дети до 14 лет в Англии того времени считались бесполыми и поэтому абсолютно невинными. Историки предполагают, что некоторые подруги писателя намеренно занижали свой возраст, чтобы не навлекать на него проблемы. Ведь общение с девушками старше 14-летнего возраста могло повлечь за собой определенное осуждение общества и проблемы с репутацией.
  5. Алиса Лидделл, которая являлась прототипом главной героини "Алисы в Стране Чудес" в зрелом возрасте была вынуждена продать первую рукопись книги “Приключения Алисы под землей”. В 1928 рукопись была продана за 15500 фунтов ввиду того, что ее владелице не хватало средств к существованию.
  6. Впервые на русский язык книга "Алиса в Стране чудес" была переведена через 14 лет после выхода оригинала. К сожалению, автор первого перевода неизвестен, да и книга в то время не понравилась российскому читателю. Даже несмотря на то, что автор провел целый месяц в России с дипломатической миссией - с целью сотрудничества Англиканской и Русской православной церквей. Нина Демурова в 1966 году была первым человеком, кто детально перевел известный текст на русский язык, сохранив ее английский дух, не пытаясь адаптировать текст для русского читателя. Благодаря Нине Михайловне сегодня в России выпускается любимая сказка различными издательствами. Особым изданием является книга на русском и английском языках, которая помогает детям читать и понимать сразу два языка. Кроме того, в это издание входит и краткая биография Льюиса Кэрролла на английском языке.

Заключение

Льюис Кэрролл, биография которого наполнена столь яркими событиями, не может оставить равнодушным даже самого искушенного и опытного читателя. Этот человек был поистине разносторонне развит и интересовался как наукой. так и искусством. Писательская деятельность, математика, фотография, медицина, религия - все эти сферы деятельности Кэрролла помогли ему остаться в памяти людей и по сей день. Насыщенная биография Кэрролла Льюиса, памятники персонажам книг, фотографии - все это не позволит великому автору быть забытым.

Если бы автор сегодня вслед за Алисой повторил её слова: «Интересно бы поглядеть на то, что от меня останется, когда меня не останется»,- то он был бы однозначно удивлён. Ведь именно Алиса и прославила его на весь мир, и теперь биография и творчество Льюиса Кэрролла является достоянием человечества на многие годы вперед.

27 января 1832 года родился английский математик, логик, фотограф, изобретатель Чарльз Лютвидж Доджсон . О человеке, стремившемся сделать математику увлекательной, о логике, любившем нарушать логику, и о любителе писать по ночам рассказываем в сегодняшнем выпуске «Истории науки».

Чарльз Доджсон был как минимум четвертым Чарльзом в роду - вместе с отцом, дедом и прадедом. У его отца, кстати, были неплохие математические способности: он учился в Оксфорде и мог бы построить академическую карьеру, но вместо этого женился и стал приходским священником.

Самый младший из этих Чарльзов пошел по стопам отца: учился в Оксфорде, в том же колледже, что и отец. Он показал себя способным студентом, учеба ему легко давалась, даже несмотря на не самое ответственное к ней отношение.

Особенно отличился он в математике, окончив курс лучшим по этому предмету. После учебы он остался в том же колледже преподавателем. На тех или иных должностях наш герой будет числиться в Оксфорде до конца жизни.

В колледже Чарльз начал свою писательскую карьеру и там же придумал себе псевдоним, под которым мы все его и знаем. С этим Доджсону помог его издатель Эдмунд Йейтс. Идея состояла в том, чтобы найти латинские аналоги имен писателя, Чарльз и Лютвидж, немного их изменить и взять себе как псевдоним.

Наш герой последовал совету: аналог имени Чарльз - Карл - он изменил до Кэрролла , а Лютвидж через Людовика превратился в Льюиса. Ну и, вдобавок, он поменял их местами.

Было еще несколько вариантов псевдонима, например Эдгар Катвеллис (Edgar Cuthwellis), который можно было получить перестановкой букв в тех же Чарльзе и Лютвидже (Charles Lutwidge).

Как говорится в одной из его биографий, «Если бы Доджсон не написал „Алису“, его могли бы запомнить как „пионера“ фотографии, одного из первых, кто воспринимал фотографию как искусство, а не просто средство фиксирования изображения… Если бы Доджсон не написал „Алису“ и не был бы фотографом, его бы помнили как математика, к этой карьере он стремился, будучи лектором Крайст-Черч, крупнейшего колледжа Оксфорда».

Вот об этом фотографе, математике, логике и изобретателе и пойдет сегодня речь. О писателе мы больше не скажем ни слова.

Фотоаппарат появился у Доджсона в 1856 году, он был желанной (и недешевой в то время) покупкой. Фотография сразу увлекла Чарльза. Многие годы он снимал своих друзей и знакомых, взрослых и детей.

Его известность как писателя и навыки фотографа позволили ему заполучить в качестве моделей известных людей того времени: художника и поэта Данте Габриэля Россетти , живописца Джона Милле, писателя и художника Джона Рескина, дарвиниста Томаса Гексли и физика Майкла Фарадея. Да и себя в качестве модели он тоже с охотой привлекал.

Увлечение фотографией в середине XIX века требовало немало терпения и ловкости. Вот как Доджсон описывал в одном из своих рассказов фотографию с выдержкой в минуту и сорок секунд: «Весь дрожа от нетерпения, я спрятал голову под чехол и начал проявлять снимок.

Деревья довольно нечеткие… ладно! Ветер раскачивал ветви, но это не будет очень заметно. А фермер? М-да… он прошел несколько ярдов, и прискорбно видеть, как много рук и ног у него появилось. Бог с ним! Назовем его пауком, сороконожкой, чем угодно… а корова? С большой неохотой я был вынужден признать, что у коровы три головы, и, хотя такое животное имеет курьезный вид, его не назовешь живописным».

Доджсон-математик и логик занимался как «серьезной» наукой, так и составлением математических игр и головоломок. Он предложил графический способ логических задач и способ вычисления определителей матриц, называемый конденсацией Доджсона. Он написал довольно необычную по форме (в виде диалогов) работу о Евклиде, учения которого уже начали ставить под сомнение современники Чарльза.

Помимо этого Чарльз составил множество логических и математических задач для детей, геометрические головоломки, задачки на последовательности. Был среди его книг и «почти серьезный» учебник «Символическая логика». Также широко известны его «Полуночные задачи» (Pillow Problems) - сборник из 72 задач, предназначенных для решения в уме.

Значительная их часть относится к геометрии и теории вероятностей. Вот одна из них: «Урна содержит один шар, о котором известно, что он либо белый, либо черный. В урну кладут белый шар, после чего его содержимое перемешивают и вытаскивают наудачу один шар, который оказывается белым. Какова после этого вероятность вытащить белый шар?»

Доджсон предложил множество маленьких усовершенствований, в разной степени полезных: способ проверки делимости чисел на 17 и 19, два шифра, шкалу для определения количества налитого ликера, мнемонические правила для запоминания цифр, условия исключения из теннисных турниров и шахматы для путешественников.

Также известно его изобретение, позволяющее записывать что-либо в темноте, - никтограф (или тифлограф). Устройство несложное - кусок плотного картона с 16 квадратными вырезами. К нему прилагался шифр, вписывающий каждую букву в квадратик никтографа. Используя эту систему, Доджсон мог записывать пришедшие в часы бессонницы мысли (или те же «Полуночные задачи»), не утруждая себя поисками свечи.

Еще одна его выдумка - игра в слова, или дуплеты. Суть ее состоит в выстраивании цепочки слов между двумя данными в условии, чтобы каждое последующее отличалось от предыдущего лишь одной замененной буквой.

Само собой, все слова будут существительными, а количество и порядок букв менять нельзя. Примером таких дуплетов (пар первое/последнее слово) могут служить «волк и нора», «море и суша» или «four и five».