Грозные крейсера. История серии «Dresden

24 февраля 2006 года объединенная команда чилийских и немецких водолазов под руководством Вилли Крамера (Willi Kramer) обнаружила и извлекла из-под воды судовой колокол немецкого крейсера "Дрезден", затопленного командой вблизи чилийского острова Робинзона Крузо в 1915 г. в ходе Первой мировой войны.

Колокол, имеющий около 60 см в высоту и 80 см в диаметре, и несущий надпись "SMS DRESDEN", прекрасно сохранился на глубине 60 метров.

Немного истории. Легкий крейсер "Дрезден" был спущен на воду в 1908г. Это был первый немецкий крейсер оборудованный новыми по тем временам турбинными двигателями Парсонса, которые позволяли кораблю водоизмещением 3 364 тонны развивать скорость до 25 узлов (46,3 км/час). Еще до начала Первой мировой войны "Дрезден" около года провел в районе Карибского бассейна. После начала войны корабль в составе немецкой Восточно-азиатской эскадры принимал участие в боевых действиях в южной Атлантике. В декабре 1914 г "Дрезден" оказался единственным немецким кораблем, избежавшим потопления в ходе битвы за Фольклендские острова. Спасению крейсера весьма способствовали новейшие турбины, позволившие ему оторваться от преследовавших его кораблей британского военно-морского флота.

"Дрездену", обогнувшему мыс Горн, удавалось скрываться у побережья южного Чили вплоть до марта 1915 г, когда он был обнаружен британскими кораблями вблизи острова Робинзона Крузо. Выслав для переговоров лейтенанта Вильгельма Канариса (в последствии ставшего шефом Абвера - немецкой военной разведки), команда корабля, у которого были практически исчерпаны запасы топлива и боеприпасов, стала готовить его к затоплению. 14 марта, в 11:15 корабль ушел под воду. Более 300 членов экипажа, заблаговременно покинувших крейсер, было интернировано чилийскими властями вплоть до окончания войны. Скорее всего, жилось им в Чили совсем неплохо, т.к. около трети из них решило остаться в Чили и после войны.

В ноябре 2008 г., спустя ровно сто лет после спуска крейсера "Дрезден" на воду, Республика Чили передала колокол Музею немецких вооруженных сил в г. Дрезден, где он и будет экспонироваться после прохождения реставрации. Этот шаг чилийских властей в Германии вызвал вполне понятное одобрение.

Прожив несколько лет в Дрездене , мы, естественно, не могли не обратить внимание на сообщение о подъеме одноименного колокола и передачу его немецкому музею. Стоит отметить, что далеко не всегда подъем колоколов с затонувших кораблей заканчивается так мирно и даже, в какой-то мере, благостно. Так, подъем колокола, предположительно придлежавшего кораблю Колумба, привел даже к нешуточному конфликту между Испанией и Португалией, см. страницу

Карьера (Германская империя) Общие особенности
SMS Дрезден в Скапа-Флоу
Имя: Дрезден
Тезка: Дрезден
Строитель: Howaldtswerke
Заложена: 1916
Запущенный: 25 апреля 1917
Ввод в эксплуатацию: 28 марта 1918
Судьба: Затопленным в Скапа-Флоу в 1919
Статус: Крушение остается в Скапа-Флоу
Тип: Легкий крейсер
Водоизмещение: Дизайн: 5620 т (5530 длинных тонн; 6190 коротких тонн)Полная нагрузка: 7486 т (7368 длинных тонн; 8252 коротких тонн)
Длина: 155,5 м (510 футов)
Ширина: 14,2 м (47 футов)
Проект: 6,01 м (19,7 футов)
Силовая установка: 31000 л.с. (23000 кВт), два вала
Скорость: 27,5 узлов (50,9 км / ч)
Диапазон: 5400 НМИ (10000 км; 6200 миль) в 12 кН (22 км / ч; 14 миль / ч)
Дополнение: 17 офицеров542 рядовых
Вооружение:

8? 15 см SK L/45 пушки3? 8.8 см (3.5 в) L/45 зенитки

4? 60 см (24 дюйма) торпедных аппаратов200 мин

Броня: Пояс: 60 мм (2,4 дюйма)Палуба: 60 см

SMS Дрезден был второй и последний корабль Colnкласс легких крейсеров, будет завершена и сдана в эксплуатацию в Kaiserliche морской. Корабль был заложен в 1916 году и запущен 25 апреля 1917 года она была введена в эксплуатацию в открытом море флота 28 марта 1918 года. Она и ее сестра Coln были только двумя из ее класса, будет завершена; восемь из ее сестер были списаны, прежде чем они могут быть завершены. Корабли были постепенное улучшение по сравнению с предыдущим Кенигсберг класса крейсеров.

Дрезден был введен в эксплуатацию в эксплуатацию с открытом море флота восемь месяцев до конца Первой мировой войны, в результате, ее обслуживание карьеры был ограничен, и она не видела действие. Она принимала участие в операции флота в Норвегию, чтобы атаковать британские конвои в Скандинавию, но они не смогли найти никаких конвоев и вернулся в порт. Дрезден было приняли участие в кульминационной вылазки в последние дни войны, но восстание во флоте вынуждены адмиралы Reinhard Scheer и Франц фон Hipper, чтобы отменить операцию. Корабль был интернирован в Скапа-Флоу после окончания войны и затоплен с флотом там 21 июня 1919 года по приказу командующего флотом контр-адмирал Людвиг фон Ройтер.

    История 1 Строительство 2 Сервис 3 См. также 4 Примечания 5 Литература

Строительство

Основная статья: Coln крейсер класса

Дрезден было приказано под именем контракта "Ersatz Ариадна»И был заложен на верфи Blohm & Voss в Гамбурге в 1916 году. Она была начата 25 апреля 1917 года, после чего достройка работа началась. Она была введена в эксплуатацию в открытом море флота 28 марта 1918 года. Корабль был 155,5 метров (510 футов) в длину в целом и имел луч 14,2 м (47 футов) и проект 6,01 м (19,7 футов) вперед Она смещается 7486 т (7368 длинных тонн; 8252 коротких тонн). при полной Боевая нагрузка Ее силовая установка состояла из двух наборов паровых турбин питание от восьми угольных и шесть котлов Лодка типа на жидком Они обеспечили максимальную скорость 27,5 кн.. (50,9 км / ч; 31,6 миль в час), а также ряд около 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль) в 12 кН (22 км / ч; 14 миль / ч).

Корабль был вооружен восемью 15 см SK L/45 орудий в одиночных опор пьедестал. Двое из них были помещены бок о бок вперед на баке, четыре располагались в средней части судна, по два с каждой стороны, и два были организованы в супер стрельбы пары на корме. Эти орудия произвели 45,3 фунтов (20,5 кг) оболочку на морде скорость 840 метров в секунду (2800 фут / с). Орудия были на максимальной высоте 30 градусов, что позволило им для поражения целей, чтобы 17 600 м (57 700 футов). Они были снабжены 1040 патронов, на 130 снарядов на ствол. Дрезден также осуществляется три 8,8 см (3,5 в) L/45 зенитки, установленный на центральной кормой воронок, хотя один был удален в 1918 году. Она также оснащена парой 60 см (24 дюйма) торпедных аппаратов с восемью торпедами в палубный поворотными пусковых миделе. Она также осуществляется 200 мин. Корабль был защищен ватерлинии бронированный пояс, который был 60 мм (2,4 дюйма) в средней части судна. Боевая рубка было 100 мм (3.9 дюйма) сторон, и палуба была покрыта 60 мм толщиной брони пластины.

Сервисная книга

После ее ввода в эксплуатацию, Дрезден присоединился экран разведки для открытого моря флота. Она была последним легкий крейсер построен Kaiserliche морской. Корабль был назначен на Скаутинг группы II, наряду с крейсеров Кенигсберг, Пиллау, Грауденц, Нюрнберг, и Карлсруэ. Корабли находились на службе как раз к крупной операции флота в Норвегию в 23-24 апреля 1918 года. Я Скаутинг группы и II Скаутинг Группа, вместе со Второй миноносец флотилии, были напасть на усиленной охраной британского конвоя в Норвегию, с остальными в открытом море флота паром в поддержку. Немцы не смогли найти Конвой, который имел на самом деле плыл за день до флот покинул порт. В результате, адмирал Рейнхард Шеер прервал операцию и вернулся в порт.

В октябре 1918 года, Дрезден и остальная часть скаутской группы II были вести последнюю атаку на британском флоте. Дрезден, Coln, Пиллау, и Кенигсберг должны были атаковать торговое судоходство в устье Темзы в то время как остальная часть группы были бомбардировать цели во Фландрии, чтобы вытянуть британского Гранд Флита. Gro? адмирал Рейнхард Шеер, главнокомандующий флота, предназначенного для нанесения такой же ущерб, как это возможно на британском флоте, в целях обеспечения лучшего переговорные позиции Германии, любой ценой к флоту. Утром 29 октября 1918, был отдан приказ к отплытию из Вильгельмсхафен на следующий день. Начиная в ночь на 29 октября моряки на Тюрингия а затем в ряде других линкоров взбунтовались. Беспорядки в конечном счете вынуждены Hipper и Scheer, чтобы отменить операцию.

Во время восстания моряков, Дрезден было приказано пар в Эккернферде, чтобы служить в качестве ретранслятора в Киль. Коммуникации были разрушены по основным беспорядков там. Линкор Markgraf заложены в Дрезден"Ы путь, и ее непослушные экипаж отказался выйти из Дрезден"Ы путь; Markgraf направлена одна из ее 30,5 см (12,0 дюйма) орудийных башен на Дрезден, но тогда ее экипаж отступил, и пусть Дрезден покинуть порт. Затем корабль отправился в Свинемюнде, где ее экипаж частично затоплено ее после сообщений, что мятежные корабли были в пути, чтобы атаковать крейсеры, размещенных там. После них оказались ложными, Дрезден был вновь поплыл и вернулся в мореходное состояние. Это включало удаление боеприпасов для всех пушек и позволяя им высохнуть на воздухе. После капитуляции Германии в ноябре 1918 года, большинство судов в открытом море флота под командованием контр-адмирала Людвига фон Рейтера, были интернированы в британской военно-морской базы в Скапа-Флоу. Дрезден был одним из судов, интернированных, , но в связи с ее плохом состоянии после военно-морской мятеж, она не смогла в пар с остальной частью флота в ноябре. Она прибыла 6 декабря, утечка плохо.

Флот остался в плену во время переговоров, что, в конечном счете, произведенных Версальский договор. Фон Рейтер считали, что британцы предназначен захватить немецкие корабли 21 июня 1919 года, который был крайний срок для Германии подписали мирный договор. Не зная, что срок был продлен до 23, Ройтер приказал корабли потопили при следующей возможности. Утром 21 июня британский флот оставил Скапа-Флоу для проведения учебных маневров, и в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. Дрезден начал тонуть в 13:50. Ее крушение лежит по сей день на ее стороне порта в нижней части Скапа-Флоу на юго-востоке острова кавы, в глубине от 25 до 45 метров (82 на 148 футов). Ее верхние палубы были сильно повреждены, ее палубе обвалился, подвергая ее внутреннюю структуру. Ее оружие похоронены в грязи.

Статья была переведена автоматически.

Это первая модель, которую я выкладываю на всеобщее обозрение.
У каждого моделиста есть любимая техника, кто то может вечно смотреть на мессеры, кого то вдохновляет Бисмарк, а у меня любимый корабль – Эмден. И купил я себе как то ревелловкский набор из Эмдена и Дрездена.
Поскольку просто так из коробки собрать Эмдена у меня рука не поднялась – собрал для начала брата близнеца.
О прототипе много рассказывать не буду, если вкратце: Дрезден старший брат Эмдена спущен на воду в 1907 году. В отличии от Эмдена, на Дрездене были установлены турбины, а не паровые машины, из за этого крейсер оснастили не двухвальной, а четырехвальной установкой.
В 1909 году крейсер совершает свой первый поход под флагом Кайзерлихмарине в США на военный праздник, после служит в Атлантике, на Балтике и Адриатике. После короткого ремонта в Киле отправляется стационером к побережью Мексики, где накаляется обстановка в связи с революцией.
В середине лета 1914 года Дрезден планирует сдать пост в Карибском бассейне новому легкому крейсеру Карлсруэ и отправиться на родину в ремонт. Но фитиль войны уже разгорался вокруг пороховой бочки Европы. Крейсер получает приказ готовится к войне в Атлантике. После обмена экипажами с Карлсруэ Дрезден берет курс на юг, и в режиме радио молчания уходит в известном одному капитану направлении.
С объявлением войны крейсер подстерегает несколько британских пароходов у побережья Южной Америки, бункируется трофейным углем и отходит на ремонт к острову Осте (Архипелаг Огненная земля). Оттуда Дрезден уходит в месячное патрулирование западного побережья Америки. Не Встретив ни один вражеский корабль за месяц, и исчерпав запасы угля капитан принимает решение идти к острову пасхи на встречу с эскадрой адмирала графа Шпее. Прибыв в точку рандеву на остров Пасхи, под пристальным взором истуканов капитан крейсера Эмиль Людеке получает звание –капитан цур зее, и вместе с Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой идет в кровавую мясорубку у Коронеля.
Из этой схватки немецкая эскадра выходит победителями, но все участники сражения прекрасно понимали что флот англичан более могущественный, и следующая эскадра посланная для уничтожения кайзеровского флота открытого моря будет на много сильнее.

Эскадра вместе с Дрезденом отходит обратно в Атлантику, и направляется на встречу гибели к Фолклендским островам. В этой бойне германия потеряла не меньше своих сынов чем Англия в бою у Коронеля. В этом же сражении пал граф Шпее и оба его сына. Единственным уцелевшим в этом бою кораблем оказался Дрезден.
став еще одним немецким крейсером ведущим войну в одиночку без базы, без эскадры, и даже без достоверных сведений о войне в Европе. Капитан Людеке принимает решение отойти к побережью Чили, обратно в Тихий океан.
Там преследуемый Британцами, с заканчивающимся углем, и с изношенными турбинами крейсер спасаясь от погони заходит в бухту Острова Робинзона Крузо у побережья Чили, но англичане настигают его. И открывают огонь по Дрездену, находящемуся на нейтральной территории.
Капитан принимает решение затопить корабль, поскольку последний рывок до Чили доконал турбины Дрездена. Уйти от Английских бронепалубных крейсеров не представлялось возможным. Вступать в бой с двумя более мощными кораблями было самоубийственно. К счастью Людеке понимал что он лично отвечает за жизни 360 человек экипажа, и не повел их на верную гибель.
В 10. 45 утра 14 марта 1915 года в носовом оружейном погребе звучит взрыв, и через пол-часа мачты Легкого крейсера Дрезден скрываются в волнах, оставляя на поверхности лиш водовороты. Через несколько минут на поверхности остается только пятно мусора, сорваного с палубы. Тихий океан забрал последний немецкий корабль в южных морях. Пережив своего брата на 4 месяца Дрезден упокоился в заливе Кемберленд на глубине 70 метров.

Модель ревелл. Краски ревелл, ганза, тамия. Сорка из коробки, решил по тренироваться перед пилением Эмдена, да и прросто что бы не залеживался. В начале хотел сделать Дрездена ходовым, но быстро понял что такой маленький корабль я на соревнованиях просто не увижу на воде, так что Дрезден стал в итоге стендовым. Из доработок только леера, и немного экипажа, который стоит просто что вообще понимать как эти тамиевские чудовища выглядят на корабле.
P.S.
Нормальные фотки были сняты кем то умелым на выставке Кубок университетов. Остальные фотки – делал как умел, а фоткать я совсем не умею, да и негде мне, так что уж извините.

Состав эскадры графа Шпее

Броненосные крейсера Шарнхорст(флагман) и Гнейзенау и лёгкие крейсера Лейпциг, Нюрнберг, Дрезден.

БКР Шарнхорст. БКР Гнейзенау-систер-шип. Заложены в 1905-1905гг. Вступили в строй 1907-1908гг.

Водоизмещение-11260 тонн

Паровые машины тройного расширения. Мощность машин

30 000 л.с. Дальность плавания до 5 тыс миль. бронирвание-от 170мм на башнях ГК до 51 мм на скосах палубы. ГБП-150мм.

Вооружение-2х2-210мм(в башнях)

4х1х210 мм (в спонсонах);

ТТХ лёгких крейсеров не привожу. Наиболее современными в эскадре графа Шпее были знаменитый Эмден(отпущенный в самостоятельное крейсирование) и ставший легендой рейдерской морской войны не только для ПМВ и Дрезден-единственный уцелевший в последующем разгроме и скрывавшийся более полугода в бухтах Тихоокеанского побережья Южной Америки. На Дрездене служил знаменитый в дальнейшем В.Канарис-начальник Абвера.

Бронепалубный крейсер Дрезден. Основное вооружение-12х1х102мм. Высокая скорость хода-до 25 узлов. Для судна с паровыми машинами это много.

Знаменитый Эмден, Карслруэ-очень похожи на Дрезден . Собственно это систер-шипы с небольшими различиями в конструкции.

Карта похода эскадры адмирала Шпее.

4 августа 1914 года за пределами Германии находились 8 крейсеров. Англичанам удалось справиться с ними до­вольно быстро. Призрак крейсерской войны, который всегда был кошмаром Адмиралтейства, примерно через полгода бесследно растаял. Ничего похожего на лихие рейды Джона Пола Джонса или Сюркуфа немцам пред­принять не удалось. Паровая машина позволила кораб­лям не зависеть от прихотей ветра, они развивали скоро­сти, о которых даже не смели мечтать командиры гордых фрегатов. Но эта же паровая машина по рукам и ногам сковала командиров рейдеров неснимаемыми кандала­ми, имя которым «Уголь». О переходах через океан при­шлось забыть, рейдеры ковыляли от одной встречи с угольщиком до другой. Поэтому 2 тома истории крейсер­ской войны, написанные будущим гросс-адмиралом Редером выглядят неуместной похвалой более чем скром­ным достижениям германских рейдеров.

Из этих самых 8 крейсеров, которые на 4 августа нахо­дились в заморских водах, 5 входили в Восточно-Азиат­скую эскадру вице-адмирала графа фон Шпее. Если вам интересно полное имя этого незаурядного адмирала, я приведу его: Максимилиан Иоханнес Мария Губертус рейхсграф фон Шпее. Эта семья была одной из наиболее древних и благородных в Пруссии и могла проследить свою родословную до 1166 года. Под его командованием находились: броненосные крейсера «Шарнхорст» (флагман) и «Гнейзенау» и легкие крейсера «Эмден», «Лейпциг» и «Нюрнберг». Это соединение также носило название Крей­серская Эскадра — Kreuzergeschwader . Оно базировалось на германской колонии в Китае — Циндао.

Кроме того, Германия имела легкий крейсер «Кенигс­берг» в Германской Восточной Африке и легкие крейсе­ра «Дрезден» и «Карлсруэ» в Карибском море. Они были отправлены туда, несмотря на все возражения фон Тир­пица, желавшего сосредоточить максимальные силы в Северном море. Но для такой диспозиции имелись серь­езные основания. Германия располагала обширными ос­тровными владениями на Тихом океане. Германские ин­тересы в Мексике, Африке и Китае требовали держать там кое-что более существенное, чем пара дряхлых ка­нонерок.

После короткой стоянки в Нагасаки броненосные крейсера взяли курс на юг. 29 июня радиостанции при­няли сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда. Старший помощник «Гнейзенау» капитан 2 ранга Ганс Поххаммер вспоминал, что «бое­вые учения, которыми мы занимались очень усердно, теперь приобрели более серьезную окраску. Мы все ощу­щали, что приближаются трудные времена».

Крейсера прибыли на Трук, где снова приняли уголь, после чего направились к острову Понапе. Там был уста­новлен памятник немцам, погибшим во время мятежа туземцев. Но последние мирные дни ушли в прошлое. 28 июля фон Шпее получил депешу из Берлина:

«Вероятно дальнейшее обострение отношений Цент­ральных Держав и Антанты. Плавание на Самоа, вероятно, следует отложить. «Нюрнбергу» приказано идти в Циндао. Все остальное решайте сами».

Реакция фон Шпее была стремительной. Он понял, что Япония не упустит возможности захватить Циндао, используя войну в Европе. Поэтому он приказал «Нюрн­бергу» следовать на Понапе. Поздно вечером 2 августа адмирал фон Шпее узнал о мобилизации германской армии. Это известие не застало адмирала врасплох. Он уже отозвал «Нюрнберг» и «Эмден». Первый прибыл на Понапе 5 августа, а вскоре на соединение с флагманом прибыл угольщик «Титания». 6 августа в 16.00 эскадра покинула Понапе и направилась на остров Паган (Марианские острова), который был выбран в качестве первой промежуточной базы. Туда же должны были прибыть УГОЛЬЩИКИ, суда снабжения, пассажирские лайнеры и «Эмден».

11 августа на горизонте показались вулканические пики Пагана. На якорной стоянке собралось множество германских кораблей. Прибыл угольщик «Статс-секретарь Кретке», торговые суда «Хользатия», «Лонгмор», «Принц Вальдемар». Вскоре появился внушительный лайнер «Принц Эйтель-Фридрих». 13 августа прибыл легкий крей­сер «Эмден».

В тот же день адмирал созвал своих капитанов на совет. Присутствовали: командир «Шарнхорста» Шульц, коман­дир «Гнейзенау» Меркер, командир «Нюрнберга» фон Шёнберг, командир «Эмдена» фон Мюллер и командир лайнера «Принц Эйтель-Фридрих» Тирекен. Адмирал пред­ложил силами всей эскадры направиться через Тихий океан к берегам Чили. Это позволило бы использовать находя­щиеся там германские суда для доставки угля. Там же можно будет нанести серьезный удар по британской торговле. При плавании в Индийском океане появится возможность со­рвать перевозки войск из Австралии и Индии, но там не будет никакой возможности обеспечить корабли углем. Пра­вительство Чили всегда занимало традиционно дружес­кую позицию по отношению к Германии, и можно было даже рассчитывать на ремонт в доках.

С мнением адмирала согласились все, кроме фон Мюллера. Он сказал: «Я опасаюсь, герр адмирал, что мы практически ничего не сделаем за время долгого плава­ния через Тихий океан. И я не столь уверен, как вы, в действенности принципа «fleet in being ». Если вы считае­те, что обеспечение углем всей эскадры в восточно-ази­атских, австралийских и индийских водах вызовет слиш­ком большие трудности, то, может быть, вы разрешите мне одному действовать в Индийском океане?»

После некоторых колебаний граф дал "добро" и "Эмден" вместе со своим капитаном стал легендой рейдерской морской войны.

Потом был поход через Тихий океан.

В результате 1 ноября он находился южнее Вальпараи­со, когда в 2.50 пришла радиограмма от судна снабжения «Геттинген», отправленного в Коронель: «Британский легкий крейсер стал на якорь на рейде Коронель 31 октября в 19.00». Фон Шпее решил поймать его. «Шарнхорст» и лег­кие крейсера должны были перекрыть северный выход между островом Сайта-Мария и Коронелем. «Гнейзенау» должен был караулить проход Бока Чико. В случае необхо­димости, фон Шпее планировал послать в бухту легкий крейсер чтобы вынудить чилийские власти выполнять по­ложение о 24-часовой стоянке. Однако «Нюрнберг» на­ходился пока что слишком далеко на северо-востоке, да и «Дрезден» отстал от броненосных крейсеров на 12 миль. Впрочем, немцы не знали, что «Глазго» утром покинул бухту. Такова была дислокация сил обоих адмиралов, ког­да в 16.30 «Лейпциг» заметил справа по борту дым и по­вернул, чтобы проверить, кого он обнаружил.

В результате, когда эскадры встретились, ни один из адмиралов не подозревал об этом. Оба они надеялись отре­зать и уничтожить одинокий крейсер противника. Надежды англичан окрепли, когда был замечен «Лейпциг», именно тот крейсер, который и ожидал встретить Крэдок. Немцы первым заметили «Глазго», на потопление которого рас­считывал фон Шпее. Однако на этом сходство закончилось. Немцы имели на 2 легких крейсера больше, хотя это пре­имущество не имело решающего значения. Важнее было то, что они имели почти двойное преимущество в весе бор­тового залпа, а артиллеристов «Шарнхорста» и «Гнейзе­нау» нельзя было даже сравнивать с резервистами, кото­рые стали к орудиям «Гуд Хоупа» и «Монмута».

Исход боя всем известен броненосные Гуд Хоуп и Монмоут потоплены. Глазго благополучно ушёл.

Броненосный крейсер Дрэйк. Потопленные Гуд Хоуп и Монмоут-систер-шипы.

Основное вооружение-2х1х234мм; 16х1х152 (по 8 орудий на борт.)

Жребий был брошен. Германский адмирал принял роковое решение и обрек на гибель свою эскадру, себя самого и двоих своих сыновей. Он отдал приказ провести операцию, которая была грубой стратегической ошиб­кой. Но, если уж предпринимать такую атаку, ее следо­вало выполнить немедленно после боя у Коронеля, не тратя времени на отдых и бункеровки. Тогда события могли повернуться совершенно иначе. Стэрди мог потратить целые месяцы на поиски германских крейсеров, зате­рявшихся в океане. И, если говорить честно, он сделал все. в озможное, чтобы упустить Шпее. Только слепая уда­ча, которая так долго вела адмирала Шпее, в самый ре­шающий момент переметнулась на сторону противника. Как ядовито заметил Фишер в 1919 году: «Ни один чело­век в истории не попадал на пьедестал так незаслужен­но, как Стэрди. Если бы ему дали собрать все рубашки, которые он хотел захватить с собой, и если бы Эгертон не получил жесткий приказ, Стэрди искал бы фон Шпее до сих пор!»

28 ноября эскадра Стэрди покинула скалы Аброльос. Линейные крейсера следовали за крейсерами Стоддарта, которые были развернуты широким фронтом, чтобы пе­рехватить противника. Кроме того, приходилось считаться с возможностью встретить вспомогательный крейсер «Кронпринц Вильгельм», который, по мнению англи­чан, действовал в районе Ла-Платы. Вспомогательный крейсер «Орама» сопровождал угольщики. Их прибытие на Фолкленды ожидалось 11 декабря. Главные силы эс­кадры Стэрди прибыли на Фолкленды 7 декабря в 10.30. Губернатор и командир «Канопуса» капитан 1 ранга Грант испытали огромное облегчение, так как они ежечасно ожидали появления германских кораблей. Эта нервотрепка тянулась с 25 ноября как следствие ошибочного сообще­ния, будто Шпее обогнул мыс Горн.

Стэрди обнаружил, что население островов пригото­вилось к обороне настолько, насколько позволяли скуд­ные ресурсы. Грант посадил свой броненосец (древний ЭБР Канопус )на отмель, превратив его в непотопляемый форт, и раскрасил борта под цвет окружающего берега. На береговых высотах были созданы наблюдательные посты, связанные с кораблем телефонами. Он отправил на берег несколько 12-фн ору­дий и взвод морской пехоты. Губернатор в свою очередь мобилизовал всех боеспособных мужчин, женщины и дети были отправлены вглубь острова. Но Стэрди не собирал­ся задерживаться на Фолклендах, да и вообще архипелаг его не интересовал. Он был уверен, что Шпее находится в районе Вальпараисо, и спешил к берегам Чили. Поэто­му он сообщил в Адмиралтейство, что заправится углем и вечером 8 декабря снова выйдет в море.

Немцы увидели берега архипелага в 2.30. День обещал быть исключительно хорошим, и это в том районе, где шторма и туманы считаются нормальной погодой, а солн­це выглядит редкой диковинкой. В 5.30 Шпее приказал сыграть на кораблях боевую тревогу и поднять пары, чтобы увеличить скорость до 18 узлов. Больше изношенные машины броненосных крейсеров дать не могли. «Гнейзенау» и «Нюрнберг» отделились для выполнения операции, но Меркер тут же сообщил, что из-за навигационной ошибки его корабли будут в 5 милях от мыса Пемброк только в 9.30, то есть на час позже, чем планировалось. Но пока что немцы не предполагали, что эта задержка может иметь хоть какое-то значение. Примерно в 8.30 Меркер разли­чил мачты радиотелеграфа, который находился между Стэнли и маяком Пемброк. Столб дыма указывал, что какой-то корабль входит в гавань — это был вспомога­тельный крейсер «Македония». Еще Меркер увидел гус­тое облако дыма над островом, но решил, что англичане увидели его корабли и подожгли угольные склады. Толь­ко около 9.00, когда «Гнейзенау» и «Нюрнберг» находи­лись менее чем в 10 милях от Порт Стэнли, капитан-лейтенант Буше, находившийся на фор-марсе «Гнейзе­нау», заметил мачты и трубы в гавани.

Меркер сразу решил, что он был прав, и эскадра Стоддарта не ушла в Южную Африку. Но это не могло вызвать серьезных опасений. Зато Меркер не сразу поверил дру­гому сообщению Буше . Над низкой песчаной косой, ко­торая связывала мыс Пемброк со Стэнли, он увидел медленно двигающиеся треногие мачты. Дредноуты в Южной Атлантике! Это было просто невероятно. Этого просто не могло быть! И Меркер радировал адмиралу, что в гавани вероятно находятся 3 броненосных крейсера типа «Каунти» и 1 легкий крейсер, а также 2 крупных корабля вроде «Канопуса». Однако он продолжал следо­вать к намеченной точке у мыса Пемброк. Один из офи­церов «Лейпцига» вспоминал:

«Мы следовали к Фолклендам. Наш адмирал не пред­полагал встретить там превосходящие силы, и тем более горьким оказалось разочарование».

В 8.00 Стэрди узнал, что наблюдатели Гранта с вер­шины Саппер-хилл по телефону сообщили о замечен­ных ими германских кораблях. Первое сообщение гла­сило: «Четырехтрубный и двухтрубный военные кораб­ли на SO идут на север». Британский адмирал почти не сомневался, что это эскадра Шпее. Но это сообщение ничуть его не взволновало. Он спокойно приказал «Кен­ту» поднять якорь и выйти из гавани. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были немедленно прекратить погрузку. Всем кораблям было приказано разводить пары и приготовиться дать 12 узлов. После этого адмирал спо­койно отправился завтракать. Наблюдатели Гранта око­ло 9.00 заметили на юге дымы еще 2 групп кораблей. Теперь к островам приближалось 7 кораблей, из них 5 военных.

Прошел еще час, прежде чем линейные крейсера, «Карнавон» и «Глазго» сумели поднять якоря, еще боль­ше времени заняло приведение в порядок машин «Брис­толя» и «Корнуолла». Черчилль так вспоминает об этом:

«Я работал в своем кабинете, когда Оливер принес телеграмму от губернатора Фолклендов. «Сегодня на рас­свете прибыл со всеми кораблями адмирал Шпее и те­перь ведет бой со всем флотом адмирала Стэрди, кото­рый принимал уголь». Мы уже получили столько непри­ятных сюрпризов, что последние слова заставили меня вздрогнуть. Неужели нас захватили врасплох на якоре и, несмотря на наше превосходство, разгромили?»

Адмирал Шпее действительно имел шанс подойти к выходу из гавани, потопить «Кент» и обстрелять осталь­ные британские корабли, стоящие в порту. В этом случае англичане могли использовать лишь малую часть своей артиллерии. Шпее мог нанести противнику серьезные повреждения и помешать ему вести погоню. Но Стэрди предусмотрел и это. Он приказал «Канопусу» открыть огонь, как только «Гнейзенау» и «Нюрнберг» подойдут на дистанцию выстрела. Линейные крейсера получили приказ «быть готовыми открыть огонь в любой момент». «Карнавон» должен был «атаковать неприятеля, как толь­ко тот обогнет мыс».

Прошло еще 20 тяжелых минут, в течение которых тень поражения витала над британской эскадрой. В 9.20 Саппер-хилл передал, что «Гнейзенау» и «Нюрнберг» навели орудия на радиотелеграфную станцию. Когда ди­станция сократилась до 13500 ярдов, гулкое эхо прокати­лось по гавани. Поднятые на максимальный угол возвы­шения орудия «Канопуса» выплюнули 4 тяжелых снаряда. И снова удача улыбнулась англичанам. Один из офице­ров броненосца вспоминает:

«Накануне вечером было приказано готовиться к ар­тиллерийскому учению. Утром мы должны были пока­зать Доветону Стэрди, что сумели решить проблему стрельбы вслепую через мыс по целям в море. Расчет кормовой башни, чтобы опередить извечных врагов из носовой , ночью втихомолку зарядил орудия практичес­кими снарядами. Но на следующее утро начался настоя­щий бой, и времени на перезарядку орудий у них не осталось. Результат этого нарушения дисциплины ока­зался любопытным. «Гнейзенау» находился за пределами дальности стрельбы. Боевые снаряды из моей носовой башни взорвались при падении в воду недолетами. Зато болванки из кормовой башни срикошетировали, и одна из них попала в цель!»

Когда Меркер увидел покидающий гавань «Кент», то увеличил скорость, чтобы отрезать его. Но неожиданное попадание снаряда «Канопуса» в основание четвертой трубы заставило его круто повернуть на восток. В резуль­тате Грант после второго залпа приказал прекратить огонь. «Гнейзенау» и «Нюрнберг» подняли стеньговые флаги и направились к входу в Порт Стэнли. Однако они не успе­ли выполнить этот поворот, как пришел приказ Шпее: «Не принимать бой. Повернуть на курс O -t -N и уходить полным ходом». «Канопус» не успел снова открыть огонь но свою роль он сыграл.

В этот день машинные команды британских кораблей действовали выше всяких похвал. «Глазго» развел пары и снялся с якоря в 9.45. Через 15 минут за ним последовал Стоддарт на «Карнавоне», за ним «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Последним к ожидающему у мыса Пемброк «Кенту» присоединился «Корнуолл». Когда «Инфлексибл» сообщил, что «противник уходит быстро, как только может», Стэрди скомандовал: «Погоня!» В 11.00 сумел дать ход и «Бристоль». Стэрди ясно представлял ситуа­цию по донесениям «Кента» и «Глазго». Позднее он сам увидел дымы 5 кораблей, корпуса которых пока скрыва­лись за горизонтом. Стэрди понимал, что все козыри у него на руках. Его корабли имели преимущество в скоро­сти около 5 узлов. Хотя противник находился на расстоя­нии около 20 миль, уже через 2 часа он будет под огнем тяжелых орудий «Инвинсибла» и «Инфлексибла». До за­ката еще останется более 8 часов, за это время он вполне успеет расправиться с немцами.

Со своим обычным ледяным спокойствием Стэрди оценил тактическую ситуацию и решил не спешить с началом боя. Чтобы дать максимальный ход, линейные крейсера жгли в топках одновременно нефть и уголь. Из их труб валил такой густой дым, что следить за против­ником было почти невозможно. Поэтому Стэрди снизил скорость до 24 узлов и приказал «Инфлексиблу» выйти на правую раковину адмиральского корабля. «Глазго» в это время находился в 3 милях у него на левом крамбо­ле, откуда следил за неприятелем. Адмирал также при­казал «Кенту» занять место у него на левом траверзе. Вскоре после 11.00 Стэрди снизил скорость до 19 узлов. Это позволило бы тихоходному «Корнуоллу», который еле выжимал 22 узла, догнать линейные крейсера. Шанс присоединиться к эскадре получил и «Карнавон», ко­торый мог дать только 20 узлов. Фактически отменив свой приказ о погоне, адмирал в 11.32 передал всем кораб­лям, что «команда имеет время обедать перед началом боя». Корабли покидали гавань в спешке, линейные крей­сера так и остались запорошены угольной пылью. Эки­пажи кораблей Шпее тоже получили время пообедать, хотя немцам вряд лез кусок в горло. Они понимали, что попались в расставленную западню, и для многих из них этот обед будет последним.

Линейные крейсера Инвинсибл и Инфлексибл-систер-шипы и победители сражения у Фолклендов. Великолепные "кошки" адмирала Фишера. По сути-линейные корабли с тонкой бронёй, аналогичным линкорам ГК и высокой скоростью хода. Инфлексибл героически погиб в Ютландском бою.

Краткие ТТХ линейных крейсеров-водоизмещение-18200тонн, ГК-4х2х305мм, скорость хода-26 узлов, дальность плавания-3000 миль на 10 узлах. ГЭУ-турбины Парсонса прямого действия. ГБП-150мм.

Примерно в 11.30 только что вышедший из гавани «Бри­столь» сообщил, что видит «угольщики или транспорты», приближающиеся к Порт Плезант. Стэрди решил, что нем­цы могут попытаться высадить десант на Фолклендах, и приказал Фэншо взять под команду «Македонию» и «унич­тожить транспорты». Так как эти 2 корабля в бою участия не принимали, мы коротко опишем их действия. Около 15.00 Фэншо обнаружил «Баден» и «Санта-Исабель». Совершен­но забыв «Боевые инструкции» Стэрди, которые недву­смысленно требовали «использовать любую возможность захватить вражеские угольщики», Фэншо, не утруждая себя лишними размышлениями, в буквальном смысле испол­нил последнее распоряжение адмирала. Он снял экипажи и артиллерийским огнем потопил оба судна. «Бристоль» и «Македония» провозились с этим до 19.00, что спасло «Зейдлиц». Наступила темнота, и самое быстроходное из герман­ских судов снабжения сумело удрать. Узнав о судьбе гер­манской эскадры, его командир направился в бухту Сан-Хосе, где намеревался встретиться с «Дрезденом». Когда это не удалось, 18 декабря «Зейдлиц» прибыл в аргентин­ский порт Сан-Антонио, где и был интернирован.

На «Инвинсибле» «примерно в 12.20 капитан пришел на корму и сообщил, что адмирал решил начать бой. Матросы на палубе закричали «Ура!» Видя, что «Карнавон» находится в 6 милях за кормой линейных крейсеров и не может развить более 18 узлов, Стэрди решил начать бой, имея только 2 линейных крейсера и «Глазго». Он решил оставить позади даже делающие 22 узла «Кент» и «Корнуолл». Скорость была постепенно увеличена до 26 узлов, и в 12.47 на мачту взлетел сигнал «Открыть огонь и начать бой». Через несколько минут «Инфлексибл» с дистанции 16500 ярдов (прибл. 15 км) открыл огонь по «Лейпцигу», за­мыкающему немецкую колонну.

(Примечание-1 ярд = 0.9144 метра . Т.е. если расстояние указано в ярдах, то вы мысленно отнимаете прибл. 10% расстояния, убираете ноли и получаете его в км. Для простоты восприятия так сказать.)

Старший артиллерист «Инфлексибла» вспоминал:

«Это была изумительная картина: голубое безоблач­ное небо над головой и голубое спокойное море внизу. Воздух был исключительно прозрачным. Два линейных крейсера на полной скорости неслись по тихому морю, оставляя за собой хвосты белой пены. Кипящая вода ча­сто заливала палубы на корме. Масса маслянистого чер­ного дыма валила из труб, и на его фоне резко выделя­лись белые стеньговые флаги. Грохот орудий носовой башни, и над полубаком взлетают тяжелые клубы шоколадно-коричневого дыма. Потом долгое ожидание, и высокие белые всплески вырастают из моря позади да­лекого врага».

Британские корабли шли на юго-восток, а немцы в это время двигались почти параллельным курсом чуть справа по носу. Это означало, что каждый линейный крей­сер мог вести огонь только из 2 башен, то есть давать 2-снарядные залпы каждые полминуты. Англичане распо­лагали только самыми примитивными приборами управ­ления огнем, и потому им потребовалось около 20 ми­нут, чтобы пристреляться.

Но фон Шпее понял, что отстающий «Лейпциг» все равно скоро получит попадание, это лишь вопрос вре­мени. Также стало ясно, что его броненосные крейсера не смогут уклоняться от боя со страшным противни­ком слишком долго. Поход через весь Тихий океан при­вел к большому износу машин «Шарнхорста» и «Гнейзенау», и они не могли развить более 18 узлов. И тогда Шпее принял решение, которое делает честь ему и все­му германскому флоту, хотя, справедливости ради, следует отметить, что это был единственный такти­чески правильный вариант. В 13.20 он сигналом прика­зал «Дрездену», «Лейпцигу» и «Нюрнбергу» «покинуть строй и попытаться спастись». Как только легкие крей­сера повернули на юг, сам адмирал круто развернул броненосные крейсера на ONO и открыл огонь по бри­танским кораблям.

Люс, Эллертон и Аллен превосходно помнили инструкции адмирала Стэрди.. Как только они увидели, что германские легкие крейсера поворачивают, «Глазго», «Кент» и «Корнуолл» поверну­ли вправо и погнались за ними без специального приказа адмирала. Стоддарт сразу понял, что не угонится за ними. Кроме того, 2 броненосных и 1 легкого крейсера было вполне достаточно, чтобы уничтожить 3 легких крейсера немцев, и поэтому «Карнавон» продолжал следовать за линейными крейсерами. В результате бой распался на 2 независимых столкно­вения. «Глазго», «Корнуолл» и «Кент» гнались за уходя­щими германскими легкими крейсерами, а линейные крейсера и примкнувший к ним «Карнавон» преследова­ли главные силы германской эскадры. Бой начался на параллельных курсах, когда обе эскадры шли на восток. «Инвинсибл» открыл огонь по «Шарнхорсту», а «Инфлексибл» — по «Гнейзенау». Дистанция в этот момент составляла 13500 ярдов, линейные крейсера вели огонь из 6 орудий главного калибра. Хотя неравенство в силах было колоссальным, бой не стал учебной стрельбой по мишеням. Стрельба немцев «была превосходным зрели­щем. Вспышка залпа одновременно пробегала по всему силуэту корабля. Облачко коричневого дыма с яркой точ­кой посередине отмечало выстрел каждого орудия... Их стрельба была превосходной. Они накрывали нас раз за разом», — вспоминает один из английских участников боя. В 13.44 «Инвинсибл» начал получать повреждения. Тут Стэрди сообразил, что его намерение расстреливать про­тивника, не подходя на дальность действия его орудий, сорвано тем, что немцы находятся под ветром. Поэтому дым из труб линейных крейсеров и пороховой дым зал­пов несло на противника, что сильно мешало англий­ским наводчикам. Стэрди не знал, что «Гнейзенау» уже получил 2 попадания, в том числе в подводную часть, и что «Шарнхорст» тоже пострадал. Адмирал не желал да­вать противнику даже тени шанса, поэтому он повернул на 2 румба влево и увеличил дистанцию. Из-за этого в 14.00 бой временно прекратился. Стэрди попытался вы­вести линейные крейсера на более благоприятную пози­цию, но Шпее парировал его маневр, повернув под ве­тер и взяв курс почти точно на юг. Стэрди оставалось лишь гнаться за ним. В 14.45 дистанция снова сократи­лась, и бой возобновился. На сей раз Шпее не пытался уходить от противника, а наоборот, повернул прямо на британские линейные крейсера. Дистанция быстро сокра­тилась до 10000 ярдов, (прибл. 9 км) и «Шарнхорст» и «Гнейзенау» су­мели ввести в действие 150-мм орудия.

В этот момент на поле боя внезапно появился новый участник. Это был большой норвежский парусник «Фэрпорт», возвращающийся домой. К своему ужасу норвеж­цы вдруг оказались в самой гуще жестокого морского боя, причем в таком отдаленном районе океана, где этого можно было ждать менее всего. Норвежцы подняли все паруса и постарались побыстрее убраться прочь.

Стрельба немцев была очень меткой. Призовые кораб­ли германского флота полностью подтвердили свою ре­путацию. В 15.15 Стэрди был вынужден описать циркуля­цию, чтобы выйти из густого облака дыма, которое ме­шало стрелять. Дистанция увеличилась до 14000 ярдов. В этот момент осколок срезал фалы, на которых был под­нят флаг Шпее. Меркер сразу запросил «Шарнхорст»: «Почему приспущен адмиральский флаг? Он убит?» Шпее немедленно ответил: «Со мной все в порядке. Вы получи­ли повреждения?» Меркер ответил: «Дым мешает наблю­дениям». После этого Шпее поднял свой знаменитый сигнал, признавая, что попытка атаковать Фолкленды, против которой возражал Меркер, была ошибочной. «Вы оказались совершенно правы». И все-таки, как бы хоро­шо ни стреляли немцы, начало сказываться подавляю­щее превосходство англичан в весе залпа — 6000 фунтов против 3000 фунтов. Германская официальная история говорит:

«Более тяжелые снаряды легко пробивали палубы ка­зематови вызывали огромные разрушения в нижних отсеках.сила взрыва была меньше, чем можно было ждать от 305-мм снарядов, повреждения постоянно росли, особенно в средней час­ти «Гнейзенау». Тяжело пострадали казематы 150-мм ору­дий. Котельное отделение № 1 было затоплено в резуль­тате попадания ниже ватерлинии, и его пришлось поки­нуть. Открылась течь в котельном отделении № 3. В неза­щищенных частях корабля на носу и корме начались по­жары. Тушить их помогали всплески вражеских снаря­дов, падающих рядом с бортом. Массы воды лились сквозь пробоины в палубах».

«Шарнхорст» тоже серьезно пострадал. Он получил большие подводные пробоины в носу и корме и сел на 3 фута. В нескольких местах на корабле пылали пожары. В 15.30 английским снарядом была снесена третья труба. Огонь германского флагмана заметно ослабел. В то же время все попадания в британские линейные крейсера ничуть не снизили их боевую мощь.

Так как многие орудий левого борта германских крей­серов вышли из строя, Шпее повернул на 10 румбов впра­во, чтобы ввести в действие орудия другого борта. Но этот маневр позволил Стэрди пройти под кормой у нем­цев и наконец-то занять подветренную позицию. Адми­рал вспоминал:«Воздействие нашего огня на «Шарнхорст» станови-s ; лось все более очевидным . Он был окутан дымом пожаров и паром. Когда разорвавшийся снаряд делал в борту большую пробоину, сквозь нее были видны тусклые отблески пожаров. Но, несмотря на все полученные удары, его стрельба по-прежнему оставалась частой и меткой».

в 16-00 стрельба «Шарнхорста» резко прекратилась, словно кто-то щелкнул выключателем. Он повернул на нас, и мы увидели, что он имеет сильный крен. Трубы были снесены. Так как он явно тонул, мы прекратили огонь».

«В 16.04 «Шарнхорст» с поднятым флагом резко на­кренился на левый борт. Через минуту стало ясно, что он обречен. Крен увеличивался, и он лег на борт. В 16.17 он затонул».

Это произошло через 5 минут после того, как «Карнавон», наконец, сумел вступить в бой и дать несколько залпов из своих 190-мм орудий. Немецкий флагман зато­нул со всем экипажем, включая отважного адмирала.

К сожалению, Стэрди не мог прекратить бой и за­няться спасением моряков с погибшего корабля — пе­ред ним еще оставался один противник. Меркер успел получить последний приказ Шпее: «Попытайтесь спас­тись, если ваши машины еще действуют». Но все моря­ки на борту «Гнейзенау» прекрасно понимали, что судьба их корабля решена. Первая труба крейсера рухнула на вторую, а в четвертой зияла большая дыра. Фок-мачта была снесена. Повреждения котлов снизили скорость до 16 узлов, и все-таки «Гнейзенау» повернул на юго-за­пад, пытаясь уйти. Но 3 британских корабля, построив­шись кильватерной колонной («Инвинсибл», «Инфлексибл», «Карнавон»), открыли по нему огонь с дистан­ции 10000 ярдов. Густой дым плыл над морем, делая стрельбу исключительно трудной. Но Стэрди упрямо держал корабли в сомкнутом строю, что делало стрель­бу «Инфлексибла» почти невозможной. Примерно в 17.00 его командир капитан 1 ранга Филлимор в отчаянии повернул на 16 румбов, чтобы выйти из дыма флагмана. Какое-то время он вел бой на контркурсах, а потом снова вступил в кильватер «Инвинсиблу» (Этот поступок Филлимора привел к небольшому скандалу. Коман­да «Инвинсибла» была возмущена тем, что «Инфлексибл» попытался якобы удрать. Филлимор после боя потребовал судебного расследова­ния, но Стэрди заявил, что полностью удовлетворен действиями «Ин­флексибла», и суд не состоялся). Избитый «Гнейзенау» держался, пока действовали его орудия. В 17.15 он добился последнего своего попадания в броне­вой пояс «Инвинсибла».

«В 17.30 он повернул прямо на наш флагманский ко­рабль с сильным креном на правый борт и остановился, травя пар. Повсюду поднимались языки пламени и дым от попаданий. Я уже отдал приказ «Прекратить огонь», но прежде чем он был поднят, «Гнейзенау» начал стрельбу. Спорадический огонь вело одно орудие. В 17.40 три корабля приблизились к нему. Флаг, развевавшийся на фор-стеньге, был спущен, но флаг на гафеле оставался. В 17.50 был отдан приказ «Прекратить огонь».

Пока мы приближались, «Гнейзенау» сильно накре­нился и начал тонуть. Он медленно лег на борт, и эки­паж получил достаточно времени, чтобы покинуть корабль. Потом он перевернулся. В таком положении он пла­вал еще секунд 10, а потом медленно скрылся под водой. Взрывов не было, но пар и дым про­должали вырываться из-под воды и образовали неболь­шую тучу в том месте, где он затонул. Через несколько минут мы начали подбирать уцелевших. Около 200 чело­век плавали, держась за обломки и спасательные пояса».

«Гнейзенау» расстрелял весь боезапас и потерял ход, около 600 человек его команды были убиты и ранены. И только тогда капитан 1 ранга Меркер отдал приказ зато­пить крейсер. Он трижды крикнул «Ура!» в честь Его Вели­чества, и команда покинула корабль. Матросы, держась за плавающие обломки, пели патриотические песни: «Песнь о флаге», «Слава тебе в победном венце» и другие. По оцен­кам одного из офицеров, спаслось около 270 — 300 чело­век, но так как температура воды была всего 39° F , то уце­лели немногие. Всего «Инвинсибл» спас 108 человек, «Инфлексибл» — 62 человека, «Карнавон» — 20 человек.

Каковы же были результаты боя? «Инвинсибл» из­расходовал 513 снарядов калибра 305 мм, а «Инфлексибл» — 661 такой же снаряд, что составило около 66% боезапаса. Броненосный крейсер «Карнавон», несмотря на свое недолгое участие в перестрелке, выпустил 85 сна­рядов калибра 190 мм и 60 снарядов калибра 152 мм — практически все по «Гнейзенау». Британский флагман «Инвинсибл» подвергся наиболее мощному обстрелу нем­цев и получил 22 попадания, в том числе 12 снарядами 210 мм, 5 снарядами 150 мм и 5 снарядами неустанов­ленного калибра. 11 попаданий пришлись в бортовую броню, 2 ниже ватерлинии, 1 в башню «А», 1 в фок-мачту. Серьезных повреждений корабль не получил, на нем был ранен 1 человек. Самое странное, что наиболь­шие повреждения были причинены снарядами, кото­рые не разорвались. Один попал в носовую часть ниже ватерлинии и затопил 2 отсека. Другой попал в 10 футах ниже ватерлинии под башней «Р», сделал большую про­боину и раскололся о внутреннюю броневую переборку напротив погреба. Был затоплен угольный бункер, и корабль получил небольшой крен. В «Инфлексибл» попа­ли 3 снаряда, нанесшие небольшие повреждения 102-мм орудиям на башнях «А» и «X ». На этом корабле был убит 1 человек и ранено 3.

Таким образом, решение Стэрди вести бой на боль­ших дистанциях дало двоякий результат. Его корабли из­бежали серьезных повреждений, но расход боеприпасов оказался чудовищным. Совершенно неожиданно англи­чане выяснили, что учебные стрельбы мирного времени даже отдаленно не напоминают бой. О страданиях «Инфлексибла», которому мешал стрелять дым собственно­го флагмана, мы уже говорили. Старший артиллерист «Инвинсибла» лейтенант Даннрейтер жаловался, что страш­ная вибрация не позволяла ему пользоваться дальноме­рами. В результате и калькуляторы Дюмареска (прими­тивная система управления огнем) оказались такими же бесполезными.

Погоня «Кента», «Корнуолла» и «Глазго» за легкими крейсерами немцев завершилась потоплением Лейпцига и Нюрнберга. А Дрезден, пользуясь преимуществом в скорости хода удрал. Англичане искали в бухточках Ю.Америки ещё почти полгода.

На рассвете 14 марта 1915 года «Глазго» и «Орама» подошли к острову с запада, а «Кент» приблизился с востока. Они увидели «Дрезден», стоящий под самым берегом в бухте Камберленд. Люс в свое время спасся после гибели эс­кадры Крэдока, и его действия в бою у Фолклендов вы­звали резкое неудовольствие Стэрди, так как именно он позволил «Дрездену» скрыться. Поэтому сейчас он не колебался и немедленно забыл всякие пустые бумажки, вроде международных законов. Люс помнил приказ Ад­миралтейства: «Целью является уничтожение, а не ин­тернирование». В 8.50 «Глазго» подошел на расстояние 8400 ярдов и открыл огонь и добился попаданий первы­ми же двумя залпами. Единственное, что сделал Люс — это удостоверился, что здания чилийского поселка не находятся на линии огня. «Дрезден» вполне мог согла­ситься на почетную капитуляцию, но это противоречило германским традициям. Когда в бой вступил «Кент», Людеке открыл ответный огонь. Однако германский крей­сер стоял на якоре, и его тактическое положение было просто безнадежным. Через 3 минуты он получил серьез­ные повреждения, и Людеке поднял белый флаг.

Людеке отправил Канариса на переговоры с един­ственной целью - выиграть время для уничтожения крей­сера. Он не мог допустить, чтобы «Дрезден» попал в руки англичан. Пока Канарис препирался с Люсом, Людеке свез на берег всю команду. В 10.45 со страшным грохотом взорвался носовой погреб «Дрездена». Британские крей­сера подошли на расстояние одной мили, чтобы пронаб­людать за гибелью «Дрездена». Германская команда, стоя на берегу, разразилась радостными криками, видя ги­бель своего корабля. Но то же самое сделали и англий­ские команды. «Дрезден» затонул под двумя флагами — белым и германским. 8 человек из команды «Дрездена» погибли, 16 были ранены. Так как на острове не было госпиталя, Люс бла­городно отправил их в Вальпараисо на борту «Орамы», не настаивая на интернировании. Людеке и остальным немецким офицерам пришлось дожидаться прибытия чилийского военного корабля, который перевез их в ла­герь для интернированных. Впрочем, порядки там были довольно мягкими, и многие немцы сумели бежать. Пер­вым стал, конечно же, лейтенант Канарис. Международ­ный скандал утих довольно быстро. Британское прави­тельство указало, что «Дрезден» неоднократно нарушал чилийский нейтралитет, поэтому капитан 1 ранга Люс был вынужден также нарушить его. Тем не менее, прави­тельство Его Величества искренне сожалеет о происшед­шем. Извинения были приняты, и на этом одиссея эс­кадры адмирала фон Шпее завершилась.

Спроектированы на основе типа «Bremen», от которого отличались увеличенным водоизмещением, заказаны в рамках программы 1905/1906. По сути, являлись опытными и строились для отработки оптимальной силовой установки («Dresden» - турбины, «Emden» - поршневые трехцилиндровые машины).

В итоге первый из кораблей на испытаниях смог развить 27-узловой ход. Преимущество турбинных механизмов стало очевидным, и «Emden» явился последним германским легким крейсером, оснащенным паровыми машинами.

К началу войны оба входили в состав Восточно-Азиатской эскадры. «Emden», действуя самостоятельно в качестве рейдера, с начала мировой войны уничтожил или захватил в Индийском океане 23 судна противника (70825 брт), потопил русский легкий крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Mousquet». 9.11.1914 он погиб у острова Северный Килинг (Кокосовые острова) в бою с австралийским крейсером «Sydney», вооруженным 152-мм артиллерией. Немецкий корабль подошел к острову и высадил на нем десантную партию для уничтожения местной радиостанции, однако радисты отправили в эфир просьбу о помощи, после чего англичане выслали к острову крейсер из состава проходившего неподалеку конвоя.

В 9.40 начался бой. В течение 20 минут «Emden» потерял две трубы и фок-мачту, были разбиты дальномер и торпедные аппараты. Горящий германский крейсер попытался сблизиться с противником, но был поражен несколькими снарядами, разорвавшимися в районе грот-мачты, почти потерял ход и сильно запарил. В 11 часов немцы прекратили огонь, крейсер направился к камням севернее острова Южный Килинг, где в 11.15 выбросился на мель.

«Sydney» ненадолго покинул место боя, чтобы догнать и уничтожить замеченный на горизонте вражеский угольщик, но затем вернулся. Поскольку на стеньге германского крейсера по-прежнему развевался боевой флаг, англичане вновь открыли огонь. Некоторые немецкие матросы, спасаясь от шквального огня, прыгали за борт и плыли к острову. Наконец на корабле подняли белый флаг. В ходе боя погиб 141 моряк из экипажа «Emden», 65 получили ранения.

Интересно, что десантная партия с крейсера, захватив стоявшую в порту парусную шхуну, сумела добраться до Суматры и пересесть на германский пароход. В январе 1915 немцы прибыли к Аравийскому полуострову, оттуда через пустыню перешли к Стамбулу и вернулись в Германию.

«Dresden» за время рейда по Тихому океану уничтожил 3 вражеских судна (8800 брт), после чего из-за нехватки топлива укрылся у острова Мас-Атиерра в Камберлендском заливе (побережье Чили), где был замечен англичанами.

На рассвете 14.03.1915 в бухту вошли броненосный крейсер «Kent» и легкий «Glasgow». Огонь по стоявшему без хода немецкому кораблю был открыт с дистанции 9000 метров, через несколько минут «Dresden» охватил пожар.

Поскольку дальнейшее сопротивление было бессмысленно, немцы пошли на хитрость: они прекратили огонь и подняли белый флаг, выслав к англичанам шлюпку с парламентером. Однако во время переговоров экипаж крейсера покинул корабль и взорвал его, чтобы тот не достался противнику. В ходе боя погибли 7 человек, 29 ранены. Остается добавить, что парламентером был лейтенант Вильгельм Канарис - будущий шеф Абвера.