Грозные крейсера. История серии «Dresden
24 февраля 2006 года объединенная команда чилийских и немецких водолазов под руководством Вилли Крамера (Willi Kramer) обнаружила и извлекла из-под воды судовой колокол немецкого крейсера "Дрезден", затопленного командой вблизи чилийского острова Робинзона Крузо в 1915 г. в ходе Первой мировой войны.
Колокол, имеющий около 60 см в высоту и 80 см в диаметре, и несущий надпись "SMS DRESDEN", прекрасно сохранился на глубине 60 метров.
Немного истории. Легкий крейсер "Дрезден" был спущен на воду в 1908г. Это был первый немецкий крейсер оборудованный новыми по тем временам турбинными двигателями Парсонса, которые позволяли кораблю водоизмещением 3 364 тонны развивать скорость до 25 узлов (46,3 км/час). Еще до начала Первой мировой войны "Дрезден" около года провел в районе Карибского бассейна. После начала войны корабль в составе немецкой Восточно-азиатской эскадры принимал участие в боевых действиях в южной Атлантике. В декабре 1914 г "Дрезден" оказался единственным немецким кораблем, избежавшим потопления в ходе битвы за Фольклендские острова. Спасению крейсера весьма способствовали новейшие турбины, позволившие ему оторваться от преследовавших его кораблей британского военно-морского флота.
"Дрездену", обогнувшему мыс Горн, удавалось скрываться у побережья южного Чили вплоть до марта 1915 г, когда он был обнаружен британскими кораблями вблизи острова Робинзона Крузо. Выслав для переговоров лейтенанта Вильгельма Канариса (в последствии ставшего шефом Абвера - немецкой военной разведки), команда корабля, у которого были практически исчерпаны запасы топлива и боеприпасов, стала готовить его к затоплению. 14 марта, в 11:15 корабль ушел под воду. Более 300 членов экипажа, заблаговременно покинувших крейсер, было интернировано чилийскими властями вплоть до окончания войны. Скорее всего, жилось им в Чили совсем неплохо, т.к. около трети из них решило остаться в Чили и после войны.
В ноябре 2008 г., спустя ровно сто лет после спуска крейсера "Дрезден" на воду, Республика Чили передала колокол Музею немецких вооруженных сил в г. Дрезден, где он и будет экспонироваться после прохождения реставрации. Этот шаг чилийских властей в Германии вызвал вполне понятное одобрение.
Прожив несколько лет в Дрездене , мы, естественно, не могли не обратить внимание на сообщение о подъеме одноименного колокола и передачу его немецкому музею. Стоит отметить, что далеко не всегда подъем колоколов с затонувших кораблей заканчивается так мирно и даже, в какой-то мере, благостно. Так, подъем колокола, предположительно придлежавшего кораблю Колумба, привел даже к нешуточному конфликту между Испанией и Португалией, см. страницу
SMS Дрезден в Скапа-Флоу | |
Имя: | Дрезден |
Тезка: | Дрезден |
Строитель: | Howaldtswerke |
Заложена: | 1916 |
Запущенный: | 25 апреля 1917 |
Ввод в эксплуатацию: | 28 марта 1918 |
Судьба: | Затопленным в Скапа-Флоу в 1919 |
Статус: | Крушение остается в Скапа-Флоу |
Тип: | Легкий крейсер |
Водоизмещение: | Дизайн: 5620 т (5530 длинных тонн; 6190 коротких тонн)Полная нагрузка: 7486 т (7368 длинных тонн; 8252 коротких тонн) |
Длина: | 155,5 м (510 футов) |
Ширина: | 14,2 м (47 футов) |
Проект: | 6,01 м (19,7 футов) |
Силовая установка: | 31000 л.с. (23000 кВт), два вала |
Скорость: | 27,5 узлов (50,9 км / ч) |
Диапазон: | 5400 НМИ (10000 км; 6200 миль) в 12 кН (22 км / ч; 14 миль / ч) |
Дополнение: | 17 офицеров542 рядовых |
Вооружение: |
8? 15 см SK L/45 пушки3? 8.8 см (3.5 в) L/45 зенитки 4? 60 см (24 дюйма) торпедных аппаратов200 мин |
Броня: | Пояс: 60 мм (2,4 дюйма)Палуба: 60 см |
SMS Дрезден был второй и последний корабль Colnкласс легких крейсеров, будет завершена и сдана в эксплуатацию в Kaiserliche морской. Корабль был заложен в 1916 году и запущен 25 апреля 1917 года она была введена в эксплуатацию в открытом море флота 28 марта 1918 года. Она и ее сестра Coln были только двумя из ее класса, будет завершена; восемь из ее сестер были списаны, прежде чем они могут быть завершены. Корабли были постепенное улучшение по сравнению с предыдущим Кенигсберг класса крейсеров.
Дрезден был введен в эксплуатацию в эксплуатацию с открытом море флота восемь месяцев до конца Первой мировой войны, в результате, ее обслуживание карьеры был ограничен, и она не видела действие. Она принимала участие в операции флота в Норвегию, чтобы атаковать британские конвои в Скандинавию, но они не смогли найти никаких конвоев и вернулся в порт. Дрезден было приняли участие в кульминационной вылазки в последние дни войны, но восстание во флоте вынуждены адмиралы Reinhard Scheer и Франц фон Hipper, чтобы отменить операцию. Корабль был интернирован в Скапа-Флоу после окончания войны и затоплен с флотом там 21 июня 1919 года по приказу командующего флотом контр-адмирал Людвиг фон Ройтер.
- История 1 Строительство 2 Сервис 3 См. также 4 Примечания 5 Литература
Строительство
Основная статья: Coln крейсер класса
Дрезден было приказано под именем контракта "Ersatz Ариадна»И был заложен на верфи Blohm & Voss в Гамбурге в 1916 году. Она была начата 25 апреля 1917 года, после чего достройка работа началась. Она была введена в эксплуатацию в открытом море флота 28 марта 1918 года. Корабль был 155,5 метров (510 футов) в длину в целом и имел луч 14,2 м (47 футов) и проект 6,01 м (19,7 футов) вперед Она смещается 7486 т (7368 длинных тонн; 8252 коротких тонн). при полной Боевая нагрузка Ее силовая установка состояла из двух наборов паровых турбин питание от восьми угольных и шесть котлов Лодка типа на жидком Они обеспечили максимальную скорость 27,5 кн.. (50,9 км / ч; 31,6 миль в час), а также ряд около 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль) в 12 кН (22 км / ч; 14 миль / ч).
Корабль был вооружен восемью 15 см SK L/45 орудий в одиночных опор пьедестал. Двое из них были помещены бок о бок вперед на баке, четыре располагались в средней части судна, по два с каждой стороны, и два были организованы в супер стрельбы пары на корме. Эти орудия произвели 45,3 фунтов (20,5 кг) оболочку на морде скорость 840 метров в секунду (2800 фут / с). Орудия были на максимальной высоте 30 градусов, что позволило им для поражения целей, чтобы 17 600 м (57 700 футов). Они были снабжены 1040 патронов, на 130 снарядов на ствол. Дрезден также осуществляется три 8,8 см (3,5 в) L/45 зенитки, установленный на центральной кормой воронок, хотя один был удален в 1918 году. Она также оснащена парой 60 см (24 дюйма) торпедных аппаратов с восемью торпедами в палубный поворотными пусковых миделе. Она также осуществляется 200 мин. Корабль был защищен ватерлинии бронированный пояс, который был 60 мм (2,4 дюйма) в средней части судна. Боевая рубка было 100 мм (3.9 дюйма) сторон, и палуба была покрыта 60 мм толщиной брони пластины.
Сервисная книга
После ее ввода в эксплуатацию, Дрезден присоединился экран разведки для открытого моря флота. Она была последним легкий крейсер построен Kaiserliche морской. Корабль был назначен на Скаутинг группы II, наряду с крейсеров Кенигсберг, Пиллау, Грауденц, Нюрнберг, и Карлсруэ. Корабли находились на службе как раз к крупной операции флота в Норвегию в 23-24 апреля 1918 года. Я Скаутинг группы и II Скаутинг Группа, вместе со Второй миноносец флотилии, были напасть на усиленной охраной британского конвоя в Норвегию, с остальными в открытом море флота паром в поддержку. Немцы не смогли найти Конвой, который имел на самом деле плыл за день до флот покинул порт. В результате, адмирал Рейнхард Шеер прервал операцию и вернулся в порт.
В октябре 1918 года, Дрезден и остальная часть скаутской группы II были вести последнюю атаку на британском флоте. Дрезден, Coln, Пиллау, и Кенигсберг должны были атаковать торговое судоходство в устье Темзы в то время как остальная часть группы были бомбардировать цели во Фландрии, чтобы вытянуть британского Гранд Флита. Gro? адмирал Рейнхард Шеер, главнокомандующий флота, предназначенного для нанесения такой же ущерб, как это возможно на британском флоте, в целях обеспечения лучшего переговорные позиции Германии, любой ценой к флоту. Утром 29 октября 1918, был отдан приказ к отплытию из Вильгельмсхафен на следующий день. Начиная в ночь на 29 октября моряки на Тюрингия а затем в ряде других линкоров взбунтовались. Беспорядки в конечном счете вынуждены Hipper и Scheer, чтобы отменить операцию.
Во время восстания моряков, Дрезден было приказано пар в Эккернферде, чтобы служить в качестве ретранслятора в Киль. Коммуникации были разрушены по основным беспорядков там. Линкор Markgraf заложены в Дрезден"Ы путь, и ее непослушные экипаж отказался выйти из Дрезден"Ы путь; Markgraf направлена одна из ее 30,5 см (12,0 дюйма) орудийных башен на Дрезден, но тогда ее экипаж отступил, и пусть Дрезден покинуть порт. Затем корабль отправился в Свинемюнде, где ее экипаж частично затоплено ее после сообщений, что мятежные корабли были в пути, чтобы атаковать крейсеры, размещенных там. После них оказались ложными, Дрезден был вновь поплыл и вернулся в мореходное состояние. Это включало удаление боеприпасов для всех пушек и позволяя им высохнуть на воздухе. После капитуляции Германии в ноябре 1918 года, большинство судов в открытом море флота под командованием контр-адмирала Людвига фон Рейтера, были интернированы в британской военно-морской базы в Скапа-Флоу. Дрезден был одним из судов, интернированных, , но в связи с ее плохом состоянии после военно-морской мятеж, она не смогла в пар с остальной частью флота в ноябре. Она прибыла 6 декабря, утечка плохо.
Флот остался в плену во время переговоров, что, в конечном счете, произведенных Версальский договор. Фон Рейтер считали, что британцы предназначен захватить немецкие корабли 21 июня 1919 года, который был крайний срок для Германии подписали мирный договор. Не зная, что срок был продлен до 23, Ройтер приказал корабли потопили при следующей возможности. Утром 21 июня британский флот оставил Скапа-Флоу для проведения учебных маневров, и в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. Дрезден начал тонуть в 13:50. Ее крушение лежит по сей день на ее стороне порта в нижней части Скапа-Флоу на юго-востоке острова кавы, в глубине от 25 до 45 метров (82 на 148 футов). Ее верхние палубы были сильно повреждены, ее палубе обвалился, подвергая ее внутреннюю структуру. Ее оружие похоронены в грязи.
Статья была переведена автоматически.
Это первая модель, которую я выкладываю на всеобщее обозрение.У каждого моделиста есть любимая техника, кто то может вечно смотреть на мессеры, кого то вдохновляет Бисмарк, а у меня любимый корабль – Эмден. И купил я себе как то ревелловкский набор из Эмдена и Дрездена.
Поскольку просто так из коробки собрать Эмдена у меня рука не поднялась – собрал для начала брата близнеца.
О прототипе много рассказывать не буду, если вкратце: Дрезден старший брат Эмдена спущен на воду в 1907 году. В отличии от Эмдена, на Дрездене были установлены турбины, а не паровые машины, из за этого крейсер оснастили не двухвальной, а четырехвальной установкой.
В 1909 году крейсер совершает свой первый поход под флагом Кайзерлихмарине в США на военный праздник, после служит в Атлантике, на Балтике и Адриатике. После короткого ремонта в Киле отправляется стационером к побережью Мексики, где накаляется обстановка в связи с революцией.
В середине лета 1914 года Дрезден планирует сдать пост в Карибском бассейне новому легкому крейсеру Карлсруэ и отправиться на родину в ремонт. Но фитиль войны уже разгорался вокруг пороховой бочки Европы. Крейсер получает приказ готовится к войне в Атлантике. После обмена экипажами с Карлсруэ Дрезден берет курс на юг, и в режиме радио молчания уходит в известном одному капитану направлении.
С объявлением войны крейсер подстерегает несколько британских пароходов у побережья Южной Америки, бункируется трофейным углем и отходит на ремонт к острову Осте (Архипелаг Огненная земля). Оттуда Дрезден уходит в месячное патрулирование западного побережья Америки. Не Встретив ни один вражеский корабль за месяц, и исчерпав запасы угля капитан принимает решение идти к острову пасхи на встречу с эскадрой адмирала графа Шпее. Прибыв в точку рандеву на остров Пасхи, под пристальным взором истуканов капитан крейсера Эмиль Людеке получает звание –капитан цур зее, и вместе с Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой идет в кровавую мясорубку у Коронеля.
Из этой схватки немецкая эскадра выходит победителями, но все участники сражения прекрасно понимали что флот англичан более могущественный, и следующая эскадра посланная для уничтожения кайзеровского флота открытого моря будет на много сильнее.
Эскадра вместе с Дрезденом отходит обратно в Атлантику, и направляется на встречу гибели к Фолклендским островам. В этой бойне германия потеряла не меньше своих сынов чем Англия в бою у Коронеля. В этом же сражении пал граф Шпее и оба его сына. Единственным уцелевшим в этом бою кораблем оказался Дрезден.
став еще одним немецким крейсером ведущим войну в одиночку без базы, без эскадры, и даже без достоверных сведений о войне в Европе. Капитан Людеке принимает решение отойти к побережью Чили, обратно в Тихий океан.
Там преследуемый Британцами, с заканчивающимся углем, и с изношенными турбинами крейсер спасаясь от погони заходит в бухту Острова Робинзона Крузо у побережья Чили, но англичане настигают его. И открывают огонь по Дрездену, находящемуся на нейтральной территории.
Капитан принимает решение затопить корабль, поскольку последний рывок до Чили доконал турбины Дрездена. Уйти от Английских бронепалубных крейсеров не представлялось возможным. Вступать в бой с двумя более мощными кораблями было самоубийственно. К счастью Людеке понимал что он лично отвечает за жизни 360 человек экипажа, и не повел их на верную гибель.
В 10. 45 утра 14 марта 1915 года в носовом оружейном погребе звучит взрыв, и через пол-часа мачты Легкого крейсера Дрезден скрываются в волнах, оставляя на поверхности лиш водовороты. Через несколько минут на поверхности остается только пятно мусора, сорваного с палубы. Тихий океан забрал последний немецкий корабль в южных морях. Пережив своего брата на 4 месяца Дрезден упокоился в заливе Кемберленд на глубине 70 метров.
Модель ревелл. Краски ревелл, ганза, тамия. Сорка из коробки, решил по тренироваться перед пилением Эмдена, да и прросто что бы не залеживался. В начале хотел сделать Дрездена ходовым, но быстро понял что такой маленький корабль я на соревнованиях просто не увижу на воде, так что Дрезден стал в итоге стендовым. Из доработок только леера, и немного экипажа, который стоит просто что вообще понимать как эти тамиевские чудовища выглядят на корабле.
P.S.
Нормальные фотки были сняты кем то умелым на выставке Кубок университетов. Остальные фотки – делал как умел, а фоткать я совсем не умею, да и негде мне, так что уж извините.
Состав эскадры графа Шпее
Броненосные крейсера Шарнхорст(флагман) и Гнейзенау и лёгкие крейсера Лейпциг, Нюрнберг, Дрезден.
БКР Шарнхорст. БКР Гнейзенау-систер-шип. Заложены в 1905-1905гг. Вступили в строй 1907-1908гг.
Водоизмещение-11260 тонн
Паровые машины тройного расширения. Мощность машин
30 000 л.с. Дальность плавания до 5 тыс миль. бронирвание-от 170мм на башнях ГК до 51 мм на скосах палубы. ГБП-150мм.
Вооружение-2х2-210мм(в башнях)
4х1х210 мм (в спонсонах);
ТТХ лёгких крейсеров не привожу. Наиболее современными в эскадре графа Шпее были знаменитый Эмден(отпущенный в самостоятельное крейсирование) и ставший легендой рейдерской морской войны не только для ПМВ и Дрезден-единственный уцелевший в последующем разгроме и скрывавшийся более полугода в бухтах Тихоокеанского побережья Южной Америки. На Дрездене служил знаменитый в дальнейшем В.Канарис-начальник Абвера.
Бронепалубный крейсер Дрезден. Основное вооружение-12х1х102мм. Высокая скорость хода-до 25 узлов. Для судна с паровыми машинами это много.
Знаменитый Эмден, Карслруэ-очень похожи на Дрезден . Собственно это систер-шипы с небольшими различиями в конструкции.
Карта похода эскадры адмирала Шпее.
4 августа 1914 года за пределами Германии находились 8 крейсеров. Англичанам удалось справиться с ними довольно быстро. Призрак крейсерской войны, который всегда был кошмаром Адмиралтейства, примерно через полгода бесследно растаял. Ничего похожего на лихие рейды Джона Пола Джонса или Сюркуфа немцам предпринять не удалось. Паровая машина позволила кораблям не зависеть от прихотей ветра, они развивали скорости, о которых даже не смели мечтать командиры гордых фрегатов. Но эта же паровая машина по рукам и ногам сковала командиров рейдеров неснимаемыми кандалами, имя которым «Уголь». О переходах через океан пришлось забыть, рейдеры ковыляли от одной встречи с угольщиком до другой. Поэтому 2 тома истории крейсерской войны, написанные будущим гросс-адмиралом Редером выглядят неуместной похвалой более чем скромным достижениям германских рейдеров.
Из этих самых 8 крейсеров, которые на 4 августа находились в заморских водах, 5 входили в Восточно-Азиатскую эскадру вице-адмирала графа фон Шпее. Если вам интересно полное имя этого незаурядного адмирала, я приведу его: Максимилиан Иоханнес Мария Губертус рейхсграф фон Шпее. Эта семья была одной из наиболее древних и благородных в Пруссии и могла проследить свою родословную до 1166 года. Под его командованием находились: броненосные крейсера «Шарнхорст» (флагман) и «Гнейзенау» и легкие крейсера «Эмден», «Лейпциг» и «Нюрнберг». Это соединение также носило название Крейсерская Эскадра — Kreuzergeschwader . Оно базировалось на германской колонии в Китае — Циндао.
Кроме того, Германия имела легкий крейсер «Кенигсберг» в Германской Восточной Африке и легкие крейсера «Дрезден» и «Карлсруэ» в Карибском море. Они были отправлены туда, несмотря на все возражения фон Тирпица, желавшего сосредоточить максимальные силы в Северном море. Но для такой диспозиции имелись серьезные основания. Германия располагала обширными островными владениями на Тихом океане. Германские интересы в Мексике, Африке и Китае требовали держать там кое-что более существенное, чем пара дряхлых канонерок.
После короткой стоянки в Нагасаки броненосные крейсера взяли курс на юг. 29 июня радиостанции приняли сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда. Старший помощник «Гнейзенау» капитан 2 ранга Ганс Поххаммер вспоминал, что «боевые учения, которыми мы занимались очень усердно, теперь приобрели более серьезную окраску. Мы все ощущали, что приближаются трудные времена».
Крейсера прибыли на Трук, где снова приняли уголь, после чего направились к острову Понапе. Там был установлен памятник немцам, погибшим во время мятежа туземцев. Но последние мирные дни ушли в прошлое. 28 июля фон Шпее получил депешу из Берлина:
«Вероятно дальнейшее обострение отношений Центральных Держав и Антанты. Плавание на Самоа, вероятно, следует отложить. «Нюрнбергу» приказано идти в Циндао. Все остальное решайте сами».
Реакция фон Шпее была стремительной. Он понял, что Япония не упустит возможности захватить Циндао, используя войну в Европе. Поэтому он приказал «Нюрнбергу» следовать на Понапе. Поздно вечером 2 августа адмирал фон Шпее узнал о мобилизации германской армии. Это известие не застало адмирала врасплох. Он уже отозвал «Нюрнберг» и «Эмден». Первый прибыл на Понапе 5 августа, а вскоре на соединение с флагманом прибыл угольщик «Титания». 6 августа в 16.00 эскадра покинула Понапе и направилась на остров Паган (Марианские острова), который был выбран в качестве первой промежуточной базы. Туда же должны были прибыть УГОЛЬЩИКИ, суда снабжения, пассажирские лайнеры и «Эмден».
11 августа на горизонте показались вулканические пики Пагана. На якорной стоянке собралось множество германских кораблей. Прибыл угольщик «Статс-секретарь Кретке», торговые суда «Хользатия», «Лонгмор», «Принц Вальдемар». Вскоре появился внушительный лайнер «Принц Эйтель-Фридрих». 13 августа прибыл легкий крейсер «Эмден».
В тот же день адмирал созвал своих капитанов на совет. Присутствовали: командир «Шарнхорста» Шульц, командир «Гнейзенау» Меркер, командир «Нюрнберга» фон Шёнберг, командир «Эмдена» фон Мюллер и командир лайнера «Принц Эйтель-Фридрих» Тирекен. Адмирал предложил силами всей эскадры направиться через Тихий океан к берегам Чили. Это позволило бы использовать находящиеся там германские суда для доставки угля. Там же можно будет нанести серьезный удар по британской торговле. При плавании в Индийском океане появится возможность сорвать перевозки войск из Австралии и Индии, но там не будет никакой возможности обеспечить корабли углем. Правительство Чили всегда занимало традиционно дружескую позицию по отношению к Германии, и можно было даже рассчитывать на ремонт в доках.
С мнением адмирала согласились все, кроме фон Мюллера. Он сказал: «Я опасаюсь, герр адмирал, что мы практически ничего не сделаем за время долгого плавания через Тихий океан. И я не столь уверен, как вы, в действенности принципа «fleet in being ». Если вы считаете, что обеспечение углем всей эскадры в восточно-азиатских, австралийских и индийских водах вызовет слишком большие трудности, то, может быть, вы разрешите мне одному действовать в Индийском океане?»
После некоторых колебаний граф дал "добро" и "Эмден" вместе со своим капитаном стал легендой рейдерской морской войны.
Потом был поход через Тихий океан.
В результате 1 ноября он находился южнее Вальпараисо, когда в 2.50 пришла радиограмма от судна снабжения «Геттинген», отправленного в Коронель: «Британский легкий крейсер стал на якорь на рейде Коронель 31 октября в 19.00». Фон Шпее решил поймать его. «Шарнхорст» и легкие крейсера должны были перекрыть северный выход между островом Сайта-Мария и Коронелем. «Гнейзенау» должен был караулить проход Бока Чико. В случае необходимости, фон Шпее планировал послать в бухту легкий крейсер чтобы вынудить чилийские власти выполнять положение о 24-часовой стоянке. Однако «Нюрнберг» находился пока что слишком далеко на северо-востоке, да и «Дрезден» отстал от броненосных крейсеров на 12 миль. Впрочем, немцы не знали, что «Глазго» утром покинул бухту. Такова была дислокация сил обоих адмиралов, когда в 16.30 «Лейпциг» заметил справа по борту дым и повернул, чтобы проверить, кого он обнаружил.
В результате, когда эскадры встретились, ни один из адмиралов не подозревал об этом. Оба они надеялись отрезать и уничтожить одинокий крейсер противника. Надежды англичан окрепли, когда был замечен «Лейпциг», именно тот крейсер, который и ожидал встретить Крэдок. Немцы первым заметили «Глазго», на потопление которого рассчитывал фон Шпее. Однако на этом сходство закончилось. Немцы имели на 2 легких крейсера больше, хотя это преимущество не имело решающего значения. Важнее было то, что они имели почти двойное преимущество в весе бортового залпа, а артиллеристов «Шарнхорста» и «Гнейзенау» нельзя было даже сравнивать с резервистами, которые стали к орудиям «Гуд Хоупа» и «Монмута».
Исход боя всем известен броненосные Гуд Хоуп и Монмоут потоплены. Глазго благополучно ушёл.
Броненосный крейсер Дрэйк. Потопленные Гуд Хоуп и Монмоут-систер-шипы.
Основное вооружение-2х1х234мм; 16х1х152 (по 8 орудий на борт.)
Жребий был брошен. Германский адмирал принял роковое решение и обрек на гибель свою эскадру, себя самого и двоих своих сыновей. Он отдал приказ провести операцию, которая была грубой стратегической ошибкой. Но, если уж предпринимать такую атаку, ее следовало выполнить немедленно после боя у Коронеля, не тратя времени на отдых и бункеровки. Тогда события могли повернуться совершенно иначе. Стэрди мог потратить целые месяцы на поиски германских крейсеров, затерявшихся в океане. И, если говорить честно, он сделал все. в озможное, чтобы упустить Шпее. Только слепая удача, которая так долго вела адмирала Шпее, в самый решающий момент переметнулась на сторону противника. Как ядовито заметил Фишер в 1919 году: «Ни один человек в истории не попадал на пьедестал так незаслуженно, как Стэрди. Если бы ему дали собрать все рубашки, которые он хотел захватить с собой, и если бы Эгертон не получил жесткий приказ, Стэрди искал бы фон Шпее до сих пор!»
28 ноября эскадра Стэрди покинула скалы Аброльос. Линейные крейсера следовали за крейсерами Стоддарта, которые были развернуты широким фронтом, чтобы перехватить противника. Кроме того, приходилось считаться с возможностью встретить вспомогательный крейсер «Кронпринц Вильгельм», который, по мнению англичан, действовал в районе Ла-Платы. Вспомогательный крейсер «Орама» сопровождал угольщики. Их прибытие на Фолкленды ожидалось 11 декабря. Главные силы эскадры Стэрди прибыли на Фолкленды 7 декабря в 10.30. Губернатор и командир «Канопуса» капитан 1 ранга Грант испытали огромное облегчение, так как они ежечасно ожидали появления германских кораблей. Эта нервотрепка тянулась с 25 ноября как следствие ошибочного сообщения, будто Шпее обогнул мыс Горн.
Стэрди обнаружил, что население островов приготовилось к обороне настолько, насколько позволяли скудные ресурсы. Грант посадил свой броненосец (древний ЭБР Канопус )на отмель, превратив его в непотопляемый форт, и раскрасил борта под цвет окружающего берега. На береговых высотах были созданы наблюдательные посты, связанные с кораблем телефонами. Он отправил на берег несколько 12-фн орудий и взвод морской пехоты. Губернатор в свою очередь мобилизовал всех боеспособных мужчин, женщины и дети были отправлены вглубь острова. Но Стэрди не собирался задерживаться на Фолклендах, да и вообще архипелаг его не интересовал. Он был уверен, что Шпее находится в районе Вальпараисо, и спешил к берегам Чили. Поэтому он сообщил в Адмиралтейство, что заправится углем и вечером 8 декабря снова выйдет в море.
Немцы увидели берега архипелага в 2.30. День обещал быть исключительно хорошим, и это в том районе, где шторма и туманы считаются нормальной погодой, а солнце выглядит редкой диковинкой. В 5.30 Шпее приказал сыграть на кораблях боевую тревогу и поднять пары, чтобы увеличить скорость до 18 узлов. Больше изношенные машины броненосных крейсеров дать не могли. «Гнейзенау» и «Нюрнберг» отделились для выполнения операции, но Меркер тут же сообщил, что из-за навигационной ошибки его корабли будут в 5 милях от мыса Пемброк только в 9.30, то есть на час позже, чем планировалось. Но пока что немцы не предполагали, что эта задержка может иметь хоть какое-то значение. Примерно в 8.30 Меркер различил мачты радиотелеграфа, который находился между Стэнли и маяком Пемброк. Столб дыма указывал, что какой-то корабль входит в гавань — это был вспомогательный крейсер «Македония». Еще Меркер увидел густое облако дыма над островом, но решил, что англичане увидели его корабли и подожгли угольные склады. Только около 9.00, когда «Гнейзенау» и «Нюрнберг» находились менее чем в 10 милях от Порт Стэнли, капитан-лейтенант Буше, находившийся на фор-марсе «Гнейзенау», заметил мачты и трубы в гавани.
Меркер сразу решил, что он был прав, и эскадра Стоддарта не ушла в Южную Африку. Но это не могло вызвать серьезных опасений. Зато Меркер не сразу поверил другому сообщению Буше . Над низкой песчаной косой, которая связывала мыс Пемброк со Стэнли, он увидел медленно двигающиеся треногие мачты. Дредноуты в Южной Атлантике! Это было просто невероятно. Этого просто не могло быть! И Меркер радировал адмиралу, что в гавани вероятно находятся 3 броненосных крейсера типа «Каунти» и 1 легкий крейсер, а также 2 крупных корабля вроде «Канопуса». Однако он продолжал следовать к намеченной точке у мыса Пемброк. Один из офицеров «Лейпцига» вспоминал:
«Мы следовали к Фолклендам. Наш адмирал не предполагал встретить там превосходящие силы, и тем более горьким оказалось разочарование».
В 8.00 Стэрди узнал, что наблюдатели Гранта с вершины Саппер-хилл по телефону сообщили о замеченных ими германских кораблях. Первое сообщение гласило: «Четырехтрубный и двухтрубный военные корабли на SO идут на север». Британский адмирал почти не сомневался, что это эскадра Шпее. Но это сообщение ничуть его не взволновало. Он спокойно приказал «Кенту» поднять якорь и выйти из гавани. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были немедленно прекратить погрузку. Всем кораблям было приказано разводить пары и приготовиться дать 12 узлов. После этого адмирал спокойно отправился завтракать. Наблюдатели Гранта около 9.00 заметили на юге дымы еще 2 групп кораблей. Теперь к островам приближалось 7 кораблей, из них 5 военных.
Прошел еще час, прежде чем линейные крейсера, «Карнавон» и «Глазго» сумели поднять якоря, еще больше времени заняло приведение в порядок машин «Бристоля» и «Корнуолла». Черчилль так вспоминает об этом:
«Я работал в своем кабинете, когда Оливер принес телеграмму от губернатора Фолклендов. «Сегодня на рассвете прибыл со всеми кораблями адмирал Шпее и теперь ведет бой со всем флотом адмирала Стэрди, который принимал уголь». Мы уже получили столько неприятных сюрпризов, что последние слова заставили меня вздрогнуть. Неужели нас захватили врасплох на якоре и, несмотря на наше превосходство, разгромили?»
Адмирал Шпее действительно имел шанс подойти к выходу из гавани, потопить «Кент» и обстрелять остальные британские корабли, стоящие в порту. В этом случае англичане могли использовать лишь малую часть своей артиллерии. Шпее мог нанести противнику серьезные повреждения и помешать ему вести погоню. Но Стэрди предусмотрел и это. Он приказал «Канопусу» открыть огонь, как только «Гнейзенау» и «Нюрнберг» подойдут на дистанцию выстрела. Линейные крейсера получили приказ «быть готовыми открыть огонь в любой момент». «Карнавон» должен был «атаковать неприятеля, как только тот обогнет мыс».
Прошло еще 20 тяжелых минут, в течение которых тень поражения витала над британской эскадрой. В 9.20 Саппер-хилл передал, что «Гнейзенау» и «Нюрнберг» навели орудия на радиотелеграфную станцию. Когда дистанция сократилась до 13500 ярдов, гулкое эхо прокатилось по гавани. Поднятые на максимальный угол возвышения орудия «Канопуса» выплюнули 4 тяжелых снаряда. И снова удача улыбнулась англичанам. Один из офицеров броненосца вспоминает:
«Накануне вечером было приказано готовиться к артиллерийскому учению. Утром мы должны были показать Доветону Стэрди, что сумели решить проблему стрельбы вслепую через мыс по целям в море. Расчет кормовой башни, чтобы опередить извечных врагов из носовой , ночью втихомолку зарядил орудия практическими снарядами. Но на следующее утро начался настоящий бой, и времени на перезарядку орудий у них не осталось. Результат этого нарушения дисциплины оказался любопытным. «Гнейзенау» находился за пределами дальности стрельбы. Боевые снаряды из моей носовой башни взорвались при падении в воду недолетами. Зато болванки из кормовой башни срикошетировали, и одна из них попала в цель!»
Когда Меркер увидел покидающий гавань «Кент», то увеличил скорость, чтобы отрезать его. Но неожиданное попадание снаряда «Канопуса» в основание четвертой трубы заставило его круто повернуть на восток. В результате Грант после второго залпа приказал прекратить огонь. «Гнейзенау» и «Нюрнберг» подняли стеньговые флаги и направились к входу в Порт Стэнли. Однако они не успели выполнить этот поворот, как пришел приказ Шпее: «Не принимать бой. Повернуть на курс O -t -N и уходить полным ходом». «Канопус» не успел снова открыть огонь но свою роль он сыграл.
В этот день машинные команды британских кораблей действовали выше всяких похвал. «Глазго» развел пары и снялся с якоря в 9.45. Через 15 минут за ним последовал Стоддарт на «Карнавоне», за ним «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Последним к ожидающему у мыса Пемброк «Кенту» присоединился «Корнуолл». Когда «Инфлексибл» сообщил, что «противник уходит быстро, как только может», Стэрди скомандовал: «Погоня!» В 11.00 сумел дать ход и «Бристоль». Стэрди ясно представлял ситуацию по донесениям «Кента» и «Глазго». Позднее он сам увидел дымы 5 кораблей, корпуса которых пока скрывались за горизонтом. Стэрди понимал, что все козыри у него на руках. Его корабли имели преимущество в скорости около 5 узлов. Хотя противник находился на расстоянии около 20 миль, уже через 2 часа он будет под огнем тяжелых орудий «Инвинсибла» и «Инфлексибла». До заката еще останется более 8 часов, за это время он вполне успеет расправиться с немцами.
Со своим обычным ледяным спокойствием Стэрди оценил тактическую ситуацию и решил не спешить с началом боя. Чтобы дать максимальный ход, линейные крейсера жгли в топках одновременно нефть и уголь. Из их труб валил такой густой дым, что следить за противником было почти невозможно. Поэтому Стэрди снизил скорость до 24 узлов и приказал «Инфлексиблу» выйти на правую раковину адмиральского корабля. «Глазго» в это время находился в 3 милях у него на левом крамболе, откуда следил за неприятелем. Адмирал также приказал «Кенту» занять место у него на левом траверзе. Вскоре после 11.00 Стэрди снизил скорость до 19 узлов. Это позволило бы тихоходному «Корнуоллу», который еле выжимал 22 узла, догнать линейные крейсера. Шанс присоединиться к эскадре получил и «Карнавон», который мог дать только 20 узлов. Фактически отменив свой приказ о погоне, адмирал в 11.32 передал всем кораблям, что «команда имеет время обедать перед началом боя». Корабли покидали гавань в спешке, линейные крейсера так и остались запорошены угольной пылью. Экипажи кораблей Шпее тоже получили время пообедать, хотя немцам вряд лез кусок в горло. Они понимали, что попались в расставленную западню, и для многих из них этот обед будет последним.
Линейные крейсера Инвинсибл и Инфлексибл-систер-шипы и победители сражения у Фолклендов. Великолепные "кошки" адмирала Фишера. По сути-линейные корабли с тонкой бронёй, аналогичным линкорам ГК и высокой скоростью хода. Инфлексибл героически погиб в Ютландском бою.
Краткие ТТХ линейных крейсеров-водоизмещение-18200тонн, ГК-4х2х305мм, скорость хода-26 узлов, дальность плавания-3000 миль на 10 узлах. ГЭУ-турбины Парсонса прямого действия. ГБП-150мм.
Примерно в 11.30 только что вышедший из гавани «Бристоль» сообщил, что видит «угольщики или транспорты», приближающиеся к Порт Плезант. Стэрди решил, что немцы могут попытаться высадить десант на Фолклендах, и приказал Фэншо взять под команду «Македонию» и «уничтожить транспорты». Так как эти 2 корабля в бою участия не принимали, мы коротко опишем их действия. Около 15.00 Фэншо обнаружил «Баден» и «Санта-Исабель». Совершенно забыв «Боевые инструкции» Стэрди, которые недвусмысленно требовали «использовать любую возможность захватить вражеские угольщики», Фэншо, не утруждая себя лишними размышлениями, в буквальном смысле исполнил последнее распоряжение адмирала. Он снял экипажи и артиллерийским огнем потопил оба судна. «Бристоль» и «Македония» провозились с этим до 19.00, что спасло «Зейдлиц». Наступила темнота, и самое быстроходное из германских судов снабжения сумело удрать. Узнав о судьбе германской эскадры, его командир направился в бухту Сан-Хосе, где намеревался встретиться с «Дрезденом». Когда это не удалось, 18 декабря «Зейдлиц» прибыл в аргентинский порт Сан-Антонио, где и был интернирован.
На «Инвинсибле» «примерно в 12.20 капитан пришел на корму и сообщил, что адмирал решил начать бой. Матросы на палубе закричали «Ура!» Видя, что «Карнавон» находится в 6 милях за кормой линейных крейсеров и не может развить более 18 узлов, Стэрди решил начать бой, имея только 2 линейных крейсера и «Глазго». Он решил оставить позади даже делающие 22 узла «Кент» и «Корнуолл». Скорость была постепенно увеличена до 26 узлов, и в 12.47 на мачту взлетел сигнал «Открыть огонь и начать бой». Через несколько минут «Инфлексибл» с дистанции 16500 ярдов (прибл. 15 км) открыл огонь по «Лейпцигу», замыкающему немецкую колонну.
(Примечание-1 ярд = 0.9144 метра . Т.е. если расстояние указано в ярдах, то вы мысленно отнимаете прибл. 10% расстояния, убираете ноли и получаете его в км. Для простоты восприятия так сказать.)
Старший артиллерист «Инфлексибла» вспоминал:
«Это была изумительная картина: голубое безоблачное небо над головой и голубое спокойное море внизу. Воздух был исключительно прозрачным. Два линейных крейсера на полной скорости неслись по тихому морю, оставляя за собой хвосты белой пены. Кипящая вода часто заливала палубы на корме. Масса маслянистого черного дыма валила из труб, и на его фоне резко выделялись белые стеньговые флаги. Грохот орудий носовой башни, и над полубаком взлетают тяжелые клубы шоколадно-коричневого дыма. Потом долгое ожидание, и высокие белые всплески вырастают из моря позади далекого врага».
Британские корабли шли на юго-восток, а немцы в это время двигались почти параллельным курсом чуть справа по носу. Это означало, что каждый линейный крейсер мог вести огонь только из 2 башен, то есть давать 2-снарядные залпы каждые полминуты. Англичане располагали только самыми примитивными приборами управления огнем, и потому им потребовалось около 20 минут, чтобы пристреляться.
Но фон Шпее понял, что отстающий «Лейпциг» все равно скоро получит попадание, это лишь вопрос времени. Также стало ясно, что его броненосные крейсера не смогут уклоняться от боя со страшным противником слишком долго. Поход через весь Тихий океан привел к большому износу машин «Шарнхорста» и «Гнейзенау», и они не могли развить более 18 узлов. И тогда Шпее принял решение, которое делает честь ему и всему германскому флоту, хотя, справедливости ради, следует отметить, что это был единственный тактически правильный вариант. В 13.20 он сигналом приказал «Дрездену», «Лейпцигу» и «Нюрнбергу» «покинуть строй и попытаться спастись». Как только легкие крейсера повернули на юг, сам адмирал круто развернул броненосные крейсера на ONO и открыл огонь по британским кораблям.
Люс, Эллертон и Аллен превосходно помнили инструкции адмирала Стэрди.. Как только они увидели, что германские легкие крейсера поворачивают, «Глазго», «Кент» и «Корнуолл» повернули вправо и погнались за ними без специального приказа адмирала. Стоддарт сразу понял, что не угонится за ними. Кроме того, 2 броненосных и 1 легкого крейсера было вполне достаточно, чтобы уничтожить 3 легких крейсера немцев, и поэтому «Карнавон» продолжал следовать за линейными крейсерами. В результате бой распался на 2 независимых столкновения. «Глазго», «Корнуолл» и «Кент» гнались за уходящими германскими легкими крейсерами, а линейные крейсера и примкнувший к ним «Карнавон» преследовали главные силы германской эскадры. Бой начался на параллельных курсах, когда обе эскадры шли на восток. «Инвинсибл» открыл огонь по «Шарнхорсту», а «Инфлексибл» — по «Гнейзенау». Дистанция в этот момент составляла 13500 ярдов, линейные крейсера вели огонь из 6 орудий главного калибра. Хотя неравенство в силах было колоссальным, бой не стал учебной стрельбой по мишеням. Стрельба немцев «была превосходным зрелищем. Вспышка залпа одновременно пробегала по всему силуэту корабля. Облачко коричневого дыма с яркой точкой посередине отмечало выстрел каждого орудия... Их стрельба была превосходной. Они накрывали нас раз за разом», — вспоминает один из английских участников боя. В 13.44 «Инвинсибл» начал получать повреждения. Тут Стэрди сообразил, что его намерение расстреливать противника, не подходя на дальность действия его орудий, сорвано тем, что немцы находятся под ветром. Поэтому дым из труб линейных крейсеров и пороховой дым залпов несло на противника, что сильно мешало английским наводчикам. Стэрди не знал, что «Гнейзенау» уже получил 2 попадания, в том числе в подводную часть, и что «Шарнхорст» тоже пострадал. Адмирал не желал давать противнику даже тени шанса, поэтому он повернул на 2 румба влево и увеличил дистанцию. Из-за этого в 14.00 бой временно прекратился. Стэрди попытался вывести линейные крейсера на более благоприятную позицию, но Шпее парировал его маневр, повернув под ветер и взяв курс почти точно на юг. Стэрди оставалось лишь гнаться за ним. В 14.45 дистанция снова сократилась, и бой возобновился. На сей раз Шпее не пытался уходить от противника, а наоборот, повернул прямо на британские линейные крейсера. Дистанция быстро сократилась до 10000 ярдов, (прибл. 9 км) и «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сумели ввести в действие 150-мм орудия.
В этот момент на поле боя внезапно появился новый участник. Это был большой норвежский парусник «Фэрпорт», возвращающийся домой. К своему ужасу норвежцы вдруг оказались в самой гуще жестокого морского боя, причем в таком отдаленном районе океана, где этого можно было ждать менее всего. Норвежцы подняли все паруса и постарались побыстрее убраться прочь.
Стрельба немцев была очень меткой. Призовые корабли германского флота полностью подтвердили свою репутацию. В 15.15 Стэрди был вынужден описать циркуляцию, чтобы выйти из густого облака дыма, которое мешало стрелять. Дистанция увеличилась до 14000 ярдов. В этот момент осколок срезал фалы, на которых был поднят флаг Шпее. Меркер сразу запросил «Шарнхорст»: «Почему приспущен адмиральский флаг? Он убит?» Шпее немедленно ответил: «Со мной все в порядке. Вы получили повреждения?» Меркер ответил: «Дым мешает наблюдениям». После этого Шпее поднял свой знаменитый сигнал, признавая, что попытка атаковать Фолкленды, против которой возражал Меркер, была ошибочной. «Вы оказались совершенно правы». И все-таки, как бы хорошо ни стреляли немцы, начало сказываться подавляющее превосходство англичан в весе залпа — 6000 фунтов против 3000 фунтов. Германская официальная история говорит:
«Более тяжелые снаряды легко пробивали палубы казематови вызывали огромные разрушения в нижних отсеках.сила взрыва была меньше, чем можно было ждать от 305-мм снарядов, повреждения постоянно росли, особенно в средней части «Гнейзенау». Тяжело пострадали казематы 150-мм орудий. Котельное отделение № 1 было затоплено в результате попадания ниже ватерлинии, и его пришлось покинуть. Открылась течь в котельном отделении № 3. В незащищенных частях корабля на носу и корме начались пожары. Тушить их помогали всплески вражеских снарядов, падающих рядом с бортом. Массы воды лились сквозь пробоины в палубах».
«Шарнхорст» тоже серьезно пострадал. Он получил большие подводные пробоины в носу и корме и сел на 3 фута. В нескольких местах на корабле пылали пожары. В 15.30 английским снарядом была снесена третья труба. Огонь германского флагмана заметно ослабел. В то же время все попадания в британские линейные крейсера ничуть не снизили их боевую мощь.
Так как многие орудий левого борта германских крейсеров вышли из строя, Шпее повернул на 10 румбов вправо, чтобы ввести в действие орудия другого борта. Но этот маневр позволил Стэрди пройти под кормой у немцев и наконец-то занять подветренную позицию. Адмирал вспоминал:«Воздействие нашего огня на «Шарнхорст» станови-s ; лось все более очевидным . Он был окутан дымом пожаров и паром. Когда разорвавшийся снаряд делал в борту большую пробоину, сквозь нее были видны тусклые отблески пожаров. Но, несмотря на все полученные удары, его стрельба по-прежнему оставалась частой и меткой».
в 16-00 стрельба «Шарнхорста» резко прекратилась, словно кто-то щелкнул выключателем. Он повернул на нас, и мы увидели, что он имеет сильный крен. Трубы были снесены. Так как он явно тонул, мы прекратили огонь».
«В 16.04 «Шарнхорст» с поднятым флагом резко накренился на левый борт. Через минуту стало ясно, что он обречен. Крен увеличивался, и он лег на борт. В 16.17 он затонул».
Это произошло через 5 минут после того, как «Карнавон», наконец, сумел вступить в бой и дать несколько залпов из своих 190-мм орудий. Немецкий флагман затонул со всем экипажем, включая отважного адмирала.
К сожалению, Стэрди не мог прекратить бой и заняться спасением моряков с погибшего корабля — перед ним еще оставался один противник. Меркер успел получить последний приказ Шпее: «Попытайтесь спастись, если ваши машины еще действуют». Но все моряки на борту «Гнейзенау» прекрасно понимали, что судьба их корабля решена. Первая труба крейсера рухнула на вторую, а в четвертой зияла большая дыра. Фок-мачта была снесена. Повреждения котлов снизили скорость до 16 узлов, и все-таки «Гнейзенау» повернул на юго-запад, пытаясь уйти. Но 3 британских корабля, построившись кильватерной колонной («Инвинсибл», «Инфлексибл», «Карнавон»), открыли по нему огонь с дистанции 10000 ярдов. Густой дым плыл над морем, делая стрельбу исключительно трудной. Но Стэрди упрямо держал корабли в сомкнутом строю, что делало стрельбу «Инфлексибла» почти невозможной. Примерно в 17.00 его командир капитан 1 ранга Филлимор в отчаянии повернул на 16 румбов, чтобы выйти из дыма флагмана. Какое-то время он вел бой на контркурсах, а потом снова вступил в кильватер «Инвинсиблу» (Этот поступок Филлимора привел к небольшому скандалу. Команда «Инвинсибла» была возмущена тем, что «Инфлексибл» попытался якобы удрать. Филлимор после боя потребовал судебного расследования, но Стэрди заявил, что полностью удовлетворен действиями «Инфлексибла», и суд не состоялся). Избитый «Гнейзенау» держался, пока действовали его орудия. В 17.15 он добился последнего своего попадания в броневой пояс «Инвинсибла».
«В 17.30 он повернул прямо на наш флагманский корабль с сильным креном на правый борт и остановился, травя пар. Повсюду поднимались языки пламени и дым от попаданий. Я уже отдал приказ «Прекратить огонь», но прежде чем он был поднят, «Гнейзенау» начал стрельбу. Спорадический огонь вело одно орудие. В 17.40 три корабля приблизились к нему. Флаг, развевавшийся на фор-стеньге, был спущен, но флаг на гафеле оставался. В 17.50 был отдан приказ «Прекратить огонь».
Пока мы приближались, «Гнейзенау» сильно накренился и начал тонуть. Он медленно лег на борт, и экипаж получил достаточно времени, чтобы покинуть корабль. Потом он перевернулся. В таком положении он плавал еще секунд 10, а потом медленно скрылся под водой. Взрывов не было, но пар и дым продолжали вырываться из-под воды и образовали небольшую тучу в том месте, где он затонул. Через несколько минут мы начали подбирать уцелевших. Около 200 человек плавали, держась за обломки и спасательные пояса».
«Гнейзенау» расстрелял весь боезапас и потерял ход, около 600 человек его команды были убиты и ранены. И только тогда капитан 1 ранга Меркер отдал приказ затопить крейсер. Он трижды крикнул «Ура!» в честь Его Величества, и команда покинула корабль. Матросы, держась за плавающие обломки, пели патриотические песни: «Песнь о флаге», «Слава тебе в победном венце» и другие. По оценкам одного из офицеров, спаслось около 270 — 300 человек, но так как температура воды была всего 39° F , то уцелели немногие. Всего «Инвинсибл» спас 108 человек, «Инфлексибл» — 62 человека, «Карнавон» — 20 человек.
Каковы же были результаты боя? «Инвинсибл» израсходовал 513 снарядов калибра 305 мм, а «Инфлексибл» — 661 такой же снаряд, что составило около 66% боезапаса. Броненосный крейсер «Карнавон», несмотря на свое недолгое участие в перестрелке, выпустил 85 снарядов калибра 190 мм и 60 снарядов калибра 152 мм — практически все по «Гнейзенау». Британский флагман «Инвинсибл» подвергся наиболее мощному обстрелу немцев и получил 22 попадания, в том числе 12 снарядами 210 мм, 5 снарядами 150 мм и 5 снарядами неустановленного калибра. 11 попаданий пришлись в бортовую броню, 2 ниже ватерлинии, 1 в башню «А», 1 в фок-мачту. Серьезных повреждений корабль не получил, на нем был ранен 1 человек. Самое странное, что наибольшие повреждения были причинены снарядами, которые не разорвались. Один попал в носовую часть ниже ватерлинии и затопил 2 отсека. Другой попал в 10 футах ниже ватерлинии под башней «Р», сделал большую пробоину и раскололся о внутреннюю броневую переборку напротив погреба. Был затоплен угольный бункер, и корабль получил небольшой крен. В «Инфлексибл» попали 3 снаряда, нанесшие небольшие повреждения 102-мм орудиям на башнях «А» и «X ». На этом корабле был убит 1 человек и ранено 3.
Таким образом, решение Стэрди вести бой на больших дистанциях дало двоякий результат. Его корабли избежали серьезных повреждений, но расход боеприпасов оказался чудовищным. Совершенно неожиданно англичане выяснили, что учебные стрельбы мирного времени даже отдаленно не напоминают бой. О страданиях «Инфлексибла», которому мешал стрелять дым собственного флагмана, мы уже говорили. Старший артиллерист «Инвинсибла» лейтенант Даннрейтер жаловался, что страшная вибрация не позволяла ему пользоваться дальномерами. В результате и калькуляторы Дюмареска (примитивная система управления огнем) оказались такими же бесполезными.
Погоня «Кента», «Корнуолла» и «Глазго» за легкими крейсерами немцев завершилась потоплением Лейпцига и Нюрнберга. А Дрезден, пользуясь преимуществом в скорости хода удрал. Англичане искали в бухточках Ю.Америки ещё почти полгода.
На рассвете 14 марта 1915 года «Глазго» и «Орама» подошли к острову с запада, а «Кент» приблизился с востока. Они увидели «Дрезден», стоящий под самым берегом в бухте Камберленд. Люс в свое время спасся после гибели эскадры Крэдока, и его действия в бою у Фолклендов вызвали резкое неудовольствие Стэрди, так как именно он позволил «Дрездену» скрыться. Поэтому сейчас он не колебался и немедленно забыл всякие пустые бумажки, вроде международных законов. Люс помнил приказ Адмиралтейства: «Целью является уничтожение, а не интернирование». В 8.50 «Глазго» подошел на расстояние 8400 ярдов и открыл огонь и добился попаданий первыми же двумя залпами. Единственное, что сделал Люс — это удостоверился, что здания чилийского поселка не находятся на линии огня. «Дрезден» вполне мог согласиться на почетную капитуляцию, но это противоречило германским традициям. Когда в бой вступил «Кент», Людеке открыл ответный огонь. Однако германский крейсер стоял на якоре, и его тактическое положение было просто безнадежным. Через 3 минуты он получил серьезные повреждения, и Людеке поднял белый флаг.
Людеке отправил Канариса на переговоры с единственной целью - выиграть время для уничтожения крейсера. Он не мог допустить, чтобы «Дрезден» попал в руки англичан. Пока Канарис препирался с Люсом, Людеке свез на берег всю команду. В 10.45 со страшным грохотом взорвался носовой погреб «Дрездена». Британские крейсера подошли на расстояние одной мили, чтобы пронаблюдать за гибелью «Дрездена». Германская команда, стоя на берегу, разразилась радостными криками, видя гибель своего корабля. Но то же самое сделали и английские команды. «Дрезден» затонул под двумя флагами — белым и германским. 8 человек из команды «Дрездена» погибли, 16 были ранены. Так как на острове не было госпиталя, Люс благородно отправил их в Вальпараисо на борту «Орамы», не настаивая на интернировании. Людеке и остальным немецким офицерам пришлось дожидаться прибытия чилийского военного корабля, который перевез их в лагерь для интернированных. Впрочем, порядки там были довольно мягкими, и многие немцы сумели бежать. Первым стал, конечно же, лейтенант Канарис. Международный скандал утих довольно быстро. Британское правительство указало, что «Дрезден» неоднократно нарушал чилийский нейтралитет, поэтому капитан 1 ранга Люс был вынужден также нарушить его. Тем не менее, правительство Его Величества искренне сожалеет о происшедшем. Извинения были приняты, и на этом одиссея эскадры адмирала фон Шпее завершилась.
Спроектированы на основе типа «Bremen», от которого отличались увеличенным водоизмещением, заказаны в рамках программы 1905/1906. По сути, являлись опытными и строились для отработки оптимальной силовой установки («Dresden» - турбины, «Emden» - поршневые трехцилиндровые машины).
В итоге первый из кораблей на испытаниях смог развить 27-узловой ход. Преимущество турбинных механизмов стало очевидным, и «Emden» явился последним германским легким крейсером, оснащенным паровыми машинами.
К началу войны оба входили в состав Восточно-Азиатской эскадры. «Emden», действуя самостоятельно в качестве рейдера, с начала мировой войны уничтожил или захватил в Индийском океане 23 судна противника (70825 брт), потопил русский легкий крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Mousquet». 9.11.1914 он погиб у острова Северный Килинг (Кокосовые острова) в бою с австралийским крейсером «Sydney», вооруженным 152-мм артиллерией. Немецкий корабль подошел к острову и высадил на нем десантную партию для уничтожения местной радиостанции, однако радисты отправили в эфир просьбу о помощи, после чего англичане выслали к острову крейсер из состава проходившего неподалеку конвоя.
В 9.40 начался бой. В течение 20 минут «Emden» потерял две трубы и фок-мачту, были разбиты дальномер и торпедные аппараты. Горящий германский крейсер попытался сблизиться с противником, но был поражен несколькими снарядами, разорвавшимися в районе грот-мачты, почти потерял ход и сильно запарил. В 11 часов немцы прекратили огонь, крейсер направился к камням севернее острова Южный Килинг, где в 11.15 выбросился на мель.
«Sydney» ненадолго покинул место боя, чтобы догнать и уничтожить замеченный на горизонте вражеский угольщик, но затем вернулся. Поскольку на стеньге германского крейсера по-прежнему развевался боевой флаг, англичане вновь открыли огонь. Некоторые немецкие матросы, спасаясь от шквального огня, прыгали за борт и плыли к острову. Наконец на корабле подняли белый флаг. В ходе боя погиб 141 моряк из экипажа «Emden», 65 получили ранения.
Интересно, что десантная партия с крейсера, захватив стоявшую в порту парусную шхуну, сумела добраться до Суматры и пересесть на германский пароход. В январе 1915 немцы прибыли к Аравийскому полуострову, оттуда через пустыню перешли к Стамбулу и вернулись в Германию.
«Dresden» за время рейда по Тихому океану уничтожил 3 вражеских судна (8800 брт), после чего из-за нехватки топлива укрылся у острова Мас-Атиерра в Камберлендском заливе (побережье Чили), где был замечен англичанами.
На рассвете 14.03.1915 в бухту вошли броненосный крейсер «Kent» и легкий «Glasgow». Огонь по стоявшему без хода немецкому кораблю был открыт с дистанции 9000 метров, через несколько минут «Dresden» охватил пожар.
Поскольку дальнейшее сопротивление было бессмысленно, немцы пошли на хитрость: они прекратили огонь и подняли белый флаг, выслав к англичанам шлюпку с парламентером. Однако во время переговоров экипаж крейсера покинул корабль и взорвал его, чтобы тот не достался противнику. В ходе боя погибли 7 человек, 29 ранены. Остается добавить, что парламентером был лейтенант Вильгельм Канарис - будущий шеф Абвера.