Если в предложении две грамматические основы. Как найти грамматическую основу предложения

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Ответы к заданию.

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?

Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое . Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое . Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.

Солнце встало . Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.

В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.

1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):

Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок будет учиться без усилий.

Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.

Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.

Сегодня я читаю

Мой ребенок учится без усилий.

Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.

Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Мой ребенок учился без усилий.

Вы восхищались достижениями учеников этой школы.

2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).

Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да) . Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.

Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).

Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).

Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется .

3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.

Я кататься с ледяной горки – и он за мной.

Мы работать , а они отдыхать.

4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.

Никиту как ветром сдуло с веранды.

Человечество постепенно сходит с ума.

Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого . В нем можно выделить:

* основной компонент – глагол в начальной форме,

* вспомогательный компонент – чаще всего глагол , но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.

Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.

1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.

Я хочу хорошо сдать экзамены.

Он не боится экспериментировать.

Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.

2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом ), а не другой частью речи.

Сравните.

Она стала актрисой (составное именное сказуемое).

Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).

3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.

Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).

Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).

Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).

Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).

4. Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.

Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).

Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.

Удачи в изучении русского языка!

Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого? Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых . Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.

Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части . Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть . Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были . Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.

В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.

Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения .

В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.

Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.

Любить – значит понять и простить .

Скачать материал

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
- Вася начал петь .
- Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Я хочу стать врачом .

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Я должен был стать врачом .

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю .
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою .
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Удачи в изучении русского языка!

Ответы к заданию.

Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить подлежащее, нужно помнить о том, что: 1) подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? 2) подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев именем существительным или местоимением в Им.п. 3) подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием: - слово с количественным значением + имя сущ. в Род.п. На съезд прибыло около двухсот делегатов. - слово в Им.п. + предлог ИЗ + слово в Род.п. Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. слово в Им.п. + предлог С + слово в Тв. п. (если сказуемое стоит во мн. числе). Сестра с братом учатся в разных школах. ПОМНИ:Обращение не является подлежащим.

4 слайд

Описание слайда:

Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что: 1) сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? КАКОВ предмет? ЧТО с ним ПРОИСХОДИТ? КТО ТАКОЙ предмет? ЧТО ТАКОЕ предмет? 2) сказуемые бывают простыми и составными. Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено: 1) глаголом в форме изъявительного наклонения, условного: + БЫ повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ) 2) инфинитивом 3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом).

5 слайд

Описание слайда:

Составное глагольное сказуемое (СГС) СГС 1 = вспомогательный глагол + инфинитив со значением 1) начала, конца,продолжения действия Он начал кашлять. 2) желательности, необходимости, возможности действия Надо учиться языку. 3) эмоциональной оценки действия В знойный день хорошо бродить по тенистой аллее. СГС 2 = краткое прилаг. + инфинитив Она согласна выйти за него замуж.

6 слайд

Описание слайда:

Составное именное сказуемое (СИС): СИС = глагол-связка + именная часть 1) быть -имя сущ являться -имя прилаг казаться -имя числит. становиться -местоимение стать -причасти сделаться -наречие оставаться остаться считаться выглядеть 2) со значением движения, положения в простанстве Примеры: Я обязательно буду учителем (быть + имя сущ.). На улице становится холодно (становиться + наречие). Осень пришла дождливая (глагол движения + имя прил.).

7 слайд

Описание слайда:

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ 1. Выделите грамматические основы в предложении. 2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН; ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ; НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО. 3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побывать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.

8 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. 2.Заходите, товарищ лейтенант. 3.По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.

9 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества. 2. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад. 3. Все сразу начали бы глядеть на него.

10 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт. 2. Он был как все. 3. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

11 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах. 2. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками. 3. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

12 слайд

Описание слайда:

1.Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 2. И моя работа делает меня молодым и счастливым. 3. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

13 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения: выпишите грамматическую основу) 1. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр? 2. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы. 3. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

14 слайд

Описание слайда:

Синтаксический анализ предложения(В3:выпишите грамматическую основу) 1.И положил на её ладонь маленькую золотую медаль. 2.. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей. 3. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

Предложение - основная единица вербального средства общения, главный предмет изучения синтаксиса. Ключевым смысловым и грамматическим центром предложения принято считать его предикативную основу.

Грамматическая основа предложения и её типы

Первичное понятие того, что такое грамматическая основа, даётся ученикам ещё в начальной школе. Более подробно и глубоко предикативные единицы изучаются при прохождении тем «Синтаксис простого предложения» и «Синтаксис сложного предложения». Именно тогда учащиеся узнают и учатся различать одно- и двусоставные предложения, полное и неполное предикативное ядро, разбираются в средствах выражения подлежащего и сказуемого.

Чтобы определить, что такое грамматическая основа каждого отдельно взятого предложения, нужно вычленить в нём главные члены и указать их средства выражения. При этом следует помнить, что в односоставном предложении грамматическая основа представлена только одним главным членом - подлежащим или сказуемым. А в двусоставном присутствуют оба.

  • Односоставное предложение.

Делятся на назывные и глагольные. Подлежащее, выраженное или другой частью речи в значении имени существительного, - вот чтотакое грамматическая основаназывного предложения (Вот и осень за окном; Тень от листьев на моей занавеске).

Предложения глагольного типа содержат в своей основе только сказуемые. Они, в свою очередь, подразделяются на четыре (некоторые исследователи выделяют три) типа: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные. В каждом из них роль сказуемого выполняют глаголы в форме определённого лица и числа. В предложениях последнего типа роль сказуемого выполняют слова категории состояния (В дверь звонили снова и снова, не переставая; На улице морозило не на шутку).

Несколько сложнее усвоить, что такое грамматическая основа неполного предложения. Важно научиться видеть пропущенное подлежащее или сказуемое и восстанавливать его из контекста. Основная путаница происходит с неразличением односоставных и неполных предложений. Например, в предложении «Повсюду - лужи и лужи, растаял недавний снег» первая часть представляет собой неполное. Из контекста мы можем легко восстановить пропущенное сказуемое - блестят. Таким образом, в данном предложении грамматическаяоснова -этоподлежащее "лужи", выраженное именем существительным, и пропущенное, но восстановленное сказуемое "блестят", выраженное глаголом во множественном числе, настоящем времени, третьем лице, изъявительном наклонении.

  • Двусоставное предложение

В двусоставном предложении подлежащее выражается любой самостоятельной частью речи в значении существительного или словосочетанием, в том числе и неделимым, т.е. В качестве самостоятельной части чаще всего выступают, кроме существительного, местоимение, прилагательное и причастие, а также :

Животные могут страдать и плакать, как люди;

Она громко вопила и размахивала руками;

Душевая наполнилась паром;

Приехавшие ночью разместились по своим местам;

Как это глупо - палить из пушек по воробьям!

Также в роли подлежащего довольно часто выступает глагол в разных формах: Зевать в лицо собеседнику считается признаком дурного тона.

Сказуемое в двусоставном предложении тоже имеет разные формы выражения, начиная от стандартных глагольных и заканчивая именными частями речи и словосочетаниями. Важно развить у учеников так называемую синтаксическую зоркость, чтобы они могли без особых затруднений находить и определять границы и тип грамматической основы.

Грамматическая основа в словообразовании

Основы присуще не только синтаксису, но и словообразованию. В словообразовании грамматическая основа слова - это часть слова без окончания. В неё входит, прежде всего, корень, а затем и другие составляющие - приставки, суффиксы, постфиксы.

Главная часть грамматической основы слова - корень. Он содержит в себе лексическое значение всех однокоренных слов. Без корня слова как самостоятельной лексико-грамматической единицы не бывает.

Таким образом, термин "грамматическая основа" в языкознании многозначен и реализуется на нескольких лингвистических уровнях.