Домашние задания старшая группа животные жарких стран. Открытое познавательное занятие «Животные жарких стран. Физминутка «веселый Сафари – парк»

Методическая разработка логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе. Тема: «Зоопарк. Животные жарких стран» .

Цель :

  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме,
  • развитие импрессивной речи,
  • совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых предложений, использование предлога С(СО)),
  • работа над слоговой структурой слов,
  • обучение умению вести диалог,
  • развитие связной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного гнозиса,
  • внимания,
  • памяти,
  • логического мышления,
  • воображения,
  • тактильных ощущений,
  • мелкой и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия,
  • воспитание эмоциональности.

Оборудование:

  • трафареты (рамки и картинки) для игры «Подбери по силуэту», фланелеграф, картинки с изображением животных(для работы на фланелеграфе), «ступеньки» для составления предложений, картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: льва, слона, обезьяны, тигра), игрушки животных, «сухой бассейн» с пробками, сюжетные картинки для составления рассказа «Обезьянка и бегемотик» (демонстрационная и индивидуальные).

Ход занятия

1. Психогимнастика «Обезьянка». Воспитание эмоциональности.

Очень любит есть бананы.
Это точно…(Обезьяна) (Игрушка)

Раз, два, повернитесь, в Обезьянок превратитесь!

Любит покривляться Обезьяна -
всех дразнить готова постоянно!
Словно Заинька насторожилась,
Как лисичка доброй притворилась,
Будто глупый Ослик удивилась,
Как колючий ёжик рассердилась.
Словно Мышка в норке, испугалась.
И, как вы, ребята, рассмеялась!

Раз, два, повернитесь, и в детишек превратитесь!

2. Игра «Кто в домике живёт?» («Найди по силуэту»). Сообщение темы занятия.

Где мы можем увидеть обезьян?(В зоопарке) Отправимся в зоопарк!

Тот попадёт в зоопарк, кто угадает, с кем в зоопарке живёт обезьянка.

Зверюшки живут в своих домиках. У вас домики, а где же зверюшки?

Кто в твоём домике живёт? Угадал? Найди…

С кем дружит обезьянка? (Обезьянка дружит с жирафом.) Садись.

Кто в ваших домиках живёт? Ищите…(Помогите малышам! Проверьте друг друга! Правильно?) Много друзей у обезьянки! Садитесь.

С кем дружит обезьянка в зоопарке?

3. «Загадки».

Когда Соня впервые побывала в зоопарке, она удивилась! Расскажи, Соня! А вы СЛУШАЙТЕ внимательно, будем отгадывать Сонины загадки.

«В зоопарке»

В зоопарке были с мамой,
Я потом сказала маме:
Каждый зверь там самый-самый!
Здесь всё странно, непривычно,
Сходим в зоопарк обычный!
Кот – огромней не найдёте,
И с причёской как у тёти.
Полосатая лошадка
Словно новая тетрадка.
С длинной шеей великан.
Гномик в шубе ел банан…
Зверь огромный, словно дом,
С длинным носом и клыками…

Соня, почему ты удивилась? (Первый раз была в зоопарке и никогда ещё не видела животных жарких стран)

Кто же Соню удивил?!

Кот – огромней не найдёте, — Кто это? Давайте спросим Соню!

И с причёской как у тёти. — Спроси: «Соня, это был тигр?»

Или: «Соня, это был лев?»

(Да, это был лев.) Найди льва.

(Отгадавший находит перевёрнутую картинку по силуэту и крепит её на фланелеграф.)

Как называется причёска льва? (грива)

Полосатая лошадка Ребёнок: — Соня, это(была) зебра?

Словно новая тетрадка. (- Почему лошадку сравнили с тетрадкой?)

Какая лошадка? (полосатая)

С длинной шеей великан. Ребёнок: — Соня, это(был) жираф?

Почему жираф-великан?

Гномик в шубе ел банан. (Гномик- большой или маленький?

Гномик похож на человека? (Какое животное похоже на человека?)

Ребёнок: — Соня, это(была) обезьянка?

Зверь огромный, словно дом, — Как называется нос слона? (Хобот) У слона с длинным носом и клыками. Клыки? (Бивни)

Отгадали мы все твои загадки, Сонечка, садись, спасибо!

4. Составление предложений из 3 слов.

Итак, кого Соня видела в зоопарке?

Поднимемся по ступенькам и скажем 3 слова: «Соня видела…льва.»

Иди сюда, повтори.

(На фланелеграфе — 3 ступеньки, фигурка девочки поднимается по ступенькам, на верхней — меняются изображения животных) .

(Дети выходят к фланелеграфу.)

5. Работа над прилагательными.

С Сониными загадками вы справились, а теперь отгадайте мои загадки:

Кто длинноносый? (Слон длинноносый) Почему? (У СЛОНА длинный нос-хобот.) Какой слон?

Кто длинношеий? Почему?… (У жирафа…)

А ещё у жирафа длинные ноги. Какой жираф? Попробуйте составить слово. (длинноногий)

У кого острые зубы? Лев острозубый? (повторяют)

Кто длиннохвостАЯ? Почему? Какая обезьяна?

Кто быстроногая? Почему? (Как вы это понимаете?) Какая зебра?…

Похлопаем животным! (слон, лев, зе-бра…)

6. Развитие мелкой моторики пальцев.

Соня фотографировала животных, и мы сфотографируем:

Мы шагаем в зоопарк, (пальчики «бегут» по столу)
Побывать там каждый рад! (Хлопают в ладоши.)
Антилопы, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибают поочерёдно пальцы сначала на левой руке, потом на правой.)
У нас чудесный аппарат,
(Пальцами обеих рук делают прямоугольник.)
Фотографировать он рад!
(Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата».)
Сделаем вам фото.
(Руками от себя «предлагают».)
Вот такое фото!
(Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки. Выполняют несколько движений руками вперёд.)

Закройте глазки!

7. Развитие внимания и памяти. «С кем гуляла мама?»

Все фотографии получились? Кого нет?…(зебры, жирафа)

Кто появился? (тигр)

Чего нет на фотографии у слона? (бивней)

Потому что это ещё ребёнок: не взрослый слон, а маленький… (слонёнок).

Мамы гуляли со своими детёнышами:

Слониха гуляла с кем? — СО…(слонёнком)

Львица гуляла с кем? — СО…(львёнком) (Дети выходят показывать, повторяют)

Тигрица гуляла с кем? — С…(тигрёнком)

Львёнком славным так гордится

Его мама! Мама-…? (львица).

Тигрёнок совсем никого не боится,

Ведь ходит поблизости мама -…(тигрица).

Гулять зовёт слонёнок тихо:

Свою мамочку-…(слониху)

И мы пойдём погуляем!

8. Физминутка.

Это лев. Он царь зверей!В мире нет его сильней!
(Неторопливо идут с гордо поднятой головой.)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами,качаются.)
А вот этот добрый слон
Посылает всем поклон.
(Растопыренные пальцы рук прижаты к ушам. Выполняют наклоны туловища вперёд — вправо, вперёд — влево.)
Зебра очень быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Выполняют лёгкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.)
Львёнок бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(Идут по кругу, выполняют лёгкие подскоки. Руки двигаются вперёд — назад в такт движениям)

Львёнок бегает, и мы…(бегаем)

Зебра скачет, и мы…(скачем)

Обезьяна качается, и мы…(качаемся).

Лев идёт, и мы…(идём)

Слон поклонился, и мы…что сделали?(поклонились)

9. «Путаница».

Пока мы играли, шаловливая обезьянка порвала наши фотографии и перепутала. (поменяла части тела животных) Давайте разбираться!

Голова чья? (кого?) (льва) Львиная голова.

А туловище львиное? (обезьяны)

Лапы чьи? и т.д.

(логопед вызывает ребёнка к каждой фотографии)

Наведи порядок…

Склеили фотографии. Похвалим себя: МО-ЛОД-ЦЫ!

10. Рассматривание сюжетной картинки-подготовительная работа для составления рассказа по предложенному началу. Развитие творческого воображения и связной речи.

А вот ещё одна фотография- не цветная. Кого вы видите?

Наша обезьянка ловкая! Куда она забралась? Чем занята обезьянка на пальме?

Почему бегемотик разинул свою пасть?

Можно назвать обезьяну и бегемота друзьями? Почему?

Очень любит бегемотик бананы! Да высоко они растут- не достать малышу… -Вечером с воспитателем придумайте продолжение этой истории, завтра расскажете мне, а дома с мамой и папой раскрасьте картинки. Я вложу их в ваши тетради.

11. Итог занятия. Оценка работы детей. Поощрение.

Игра «Прятки» (сухой бассейн)

Итак, где мы сегодня побывали? Вам было интересно? Весело? Я рада!

Напоследок обезьянка предлагает вам поиграть в прятки с животными!(сухой бассейн)

Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте!

Кого ты нашёл (нашла)?…Сядьте, поиграйте.

Швердякова Е. В.,
учитель-логопед высшей кв. категории,
Государственное автономное учреждение социального обслуживания
Московской области «Московский областной центр реабилитации инвалидов»,
отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ,
г. Юбилейный

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Цель: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

Задачи:
Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики.

Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе.

Организационный момент. - Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано вашей группе. Давайте его прочтём: Письмо Молодой моряк в матроске Вышел к берегу реки. Снял матроску по-матросски, Снял морские башмаки, По-матросски раздевался, По-матросски он чихнул, По-матросски разбежался И … солдатиком нырнул. Здравствуйте ребята, вы наверное поняли кто вам пишет. Это я капитан дальнего плавания и я очень люблю путешествовать, и я решил сегодня отправиться в Африку. Хотите я и вас с собой возьму? - Скажите какое время года сейчас? (Весна) Да, за окном весна, но, мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело. Ребята, а попробуйте сами найти Африку на карте. (Показ детей) А, что это (глобус), а давайте посмотрим есть ли Африка на глобусе? (есть) Посмотрите, а что это вокруг нее синего цвета? (Вода) -А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно по ехать? (на корабле) - Правильно вот наш корабль. ДАВАЙТЕ МЫ ПРЕВРАТИМСЯ В МОРЯКОВ. Ну, что готовы? Все на корабль. -Занимайте места вставайте по три человека в ряд. -Послушайте какой есть хороший стих про Африку “Африка! Африка! Волшебная страна. Отправимся мы в Африку, Давно нас ждет она. Увидим в жаркой Африке, Как звери там живут… Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”. - Вот мы и приготовились к нашему путешествию. -Послушайте наш маршрут: “Доплывем до Занзибара, Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро, Погуляем с Гиппопо. И назад по Лимпопо» -И так в путь. Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/ Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, Можно в Африку прийти. Вот мы и добрались до Африки. С ходим с нашего корабля. Садимся на стулья. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Африка делиться пустыня, тропики, саванна, Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно) Совершим небольшую прогулку по пустыне. - Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море? - вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое. -Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать пустынное море и посмотрим как движется песок когда дует ветер. - А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы) Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (ответы) У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей). Кажется, в пустыне не может быть животных. Но есть одно очень выносливое животное которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте оком она? “Зверь я горбатый, Нравлюсь ребятам”. Кто это? (верблюд, показ иллюстраций) Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля) Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей). Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. Давайте отправимся дальше. Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись) Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации). - Давайте слезем с наших верблюдов. Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады Ребята, давайте отдохнем на берегу озера! (да) Давайте искупаемся, (под релаксационную музыку – купание) - ну, что отдохнули? Садимся на верблюдов и едем дальше. Ребята, пустыня осталась позади. Впереди - Африканская саванна Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями. - Давайте слезем с наших верблюдов и отпустим их пастись. Ну вот мы с вами и в саванне, послышался грозный рык. (Аудиозапись) Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации). Это царь зверей – лев. Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется среди желтой сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу) В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Например зебры. (быстро бегают) Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра). Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру. Что делать зебре? (защищаться) Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику. Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются. -Давайте и мы с вами превратимся в зебр и нарисуем на себе много полосок? - Посмотрите кто это идет к нам? Воспитатель: “Тут входит голову задрав Не потому, что важный граф Не потому, что гордый нрав А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного). В саванне живет самое высокое животное на земле. Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги). Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом. Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья). - А хотите мы и в жирафов превратимся? посмотрите у него тоже интересный окрас. В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: “И петь не поет И летать не летает… За что же народ Его птицей считает?” (Б.Заходер) Кто же это? (страус) Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).А еще у страусов есть одна интересная особенность он когда боится прячет голову в песок. “Есть очень много рогачей В зоопарке и в лесу У всех рога на голове А у него лишь на носу”(носорог, показать) Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. А что у него на лбу? (рог) А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны, показать) Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится). Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет). Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Африканский теремок» Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных животный Африки. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказк): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Лев. А ты кто? - А я - Жираф. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. У меня есть тоже хвост. Зебра Носорог Слон Страус А в каком уголке Африки мы еще не были. Были в пустыне были в саванне были, -Правильно тропики. В тропиках живет много обезьян, почему? (да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму, цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь. А наше путешествие продолжается. - Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы) Это – Килиманджаро. (показываю на карте). В переводе с суахили это язык народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает. Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо. “А по реке плывет бревно Ох, и злючее оно Тем, кто в речку угодил Нос откусит…” (крокодил) (показать) -В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные. По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Ну, что засиделись? Давайте немного отдохнем?

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф

(руки вверх, потягивание).
У меня над головой

(наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист

(руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

Ой, ребята, пока мы здесь с вами беседовали. все звери спрятались и оставили только свои фотографии на память. -Что - же видимо пара нам возвращаться домой, в детский сад? - Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь. - Вот мы и прибыли в детский сад, до свидания ребята, (до свидания) Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый) А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий). Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный) Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий) У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий) У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый) Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул) Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл) И передвигаются все по-разному. Как передвигается крокодил? (плавает, ходит) А носорог? (ходит) А черепаха? (ползает)

ИТОГ: Скажите, понравилось вам путешествие? Ребята, я сейчас вам раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную. Итак поехали: Мы сегодня путешествовали в Австралии. Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна. В Саване есть гигантские деревья – баобабы. Африка – это царство холода.
Ну, что ребята молодцы!
На этом наше путешествие закончилось. До свидания! (попрощаться с гостями)

Лексическая тема:

«Животные жарких стран»

Задание 1. Игра «Подбери признак»

Тигр – рыжий, хищный, полосатый, …

Жираф – высокий, пятнистый, с длинной шеей, …

Обезьяна – смешная, вертлявая, длтннохвостая, …

Слон – большой, большеухий, толстокожий, …

Лев – сильный, быстрый, гривастый, …

Задание 2. Игра «Чей? Чья? Чьи?»

Голова льва? – львиная

Хвост льва? – львиный

Лапы льва? - ….

Уши обезьяны? - ….

Хвост обезьяны? - …

Голова обезьяны? - …

Лапы крокодила? - …

Пасть крокодила? - …

Хвост крокодила? - …

Задание 3. Игра «Сосчитай»

Один слон, два слона, пять слонов

Один жираф, два ……, пять ……

Одна зебра, …….., ……..

Один носорог, …….., ……

Один бегемот, …….., ……

Один лев, …….., ………

Одна обезьяна, ……., ……..

Один тигр, …….., ………

Задание 4. Игра «Назови ласково»

Слон – слоник Зебра - ……

Крокодил - ……. Кенгуру - …..

Бегемот - ……. Черепаха - ……

Носорог - …….. Жираф - ……

Задание 5. Игра «Назови детёнышей»

У львов – львёнок, львята

У слонов – слонёнок, слонята

У черепах – черепашонок, черепашата

У верблюдов – верблюжонок, верблюжата

Задание 6. Игра «Назови новое слово»

У жирафа длинные ноги – он длинноногий

У бегемота толстая кожа – он толстокожий

У крокодила острые зубы – он ………

У льва длинная грива – он ………..

У носорога короткие ноги – он ………

У тигра длинный хвост – он ……….

Задание 7. Упражнение «Составь предложение»

Слон, джунгли, живёт – Слон живёт в джунглях

Зебра, охотится, тигр, хищный - …..

Черепаха, панцырь, крепкий - ………

Питается, листья, жираф, трава - ………

Бегемот, вода, живёт - ………

Задание 8. «Выучите вместе с ребёнком»

Посмотрите, бегемот

В жаркой Африке живёт

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать.

И затопчет все луга – тяжела его нога,

А потом опять поспать, заберётся в воду,

Так проходят его дни, так проходят годы.

С.Васильева

Задание 9. «Загадки»

Тем, кто в речку угодил, нос откусит… (Крокодил)

Что за коняшки, на всех тельняшки? (Зебры)

Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (Верблюд)

И петь – не поёт, и летать – не летает.

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

Панцырь каменный – рубаха, а в рубахе…. (Черепаха)

Ёжик вырос в десять раз, получился ….(Дикобраз)

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями,

Листьями леревьев (Жираф)

Хищника клык, страшный рык,

Слышат звери обомлев,

Царь зверей, конечно …. (Лев)

Скачет шустрый зверёк,

А в кормане сидит сынок (Кенгуру)

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен,

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

, Коррекционная педагогика

Презентация к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
  • Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.
  • Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
  • Закрепление слов сложной слоговой структуры.
  • Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.
  • Повторение схемы составления рассказа-описания животного.
  • Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.
  • Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).
  • Развитие слогового анализа и синтеза.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие плавного длительного выдоха.
  • Развитие внимания.
  • Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.
  • Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Оборудование: большая объемная снежинка, бумажные снежинки для детей (размером с детскую ладонь), спичечные коробки с изображениями животных внутри, 2 игрушечных телефона, проектор, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.

Логопед: Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. (Слайд 2.). Снежинка очень любила зиму (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.

Что может, ребята, присниться Снежинке?
Она не расскажет – расскажут картинки.

Составление детьми предложений о том, что снится Снежинке. Поощряется вариативность ответов.

Снятся Снежинке хорошие сны:
Африка снится, львы и слоны.
Доброе солнце, жаркое лето,
Снится земля зеленого цвета.

Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.

Кого еще нет в наших лесах?

– В наших лесах нет черепах и кенгуру (слайд 4)

– В наших лесах нет обезьян и жирафов (слайд 5)

– В наших лесах нет крокодилов и носорогов (слайд 6)

2. Постановка цели занятия.

– И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие – в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?

– Потому что от жары она может растаять.

– Правильно, молодцы. …Снежинка отправилась к своему другу Ветерку и попросила его помочь. …Сегодня мы тоже совершим путешествие с нашей Снежинкой, а потом расскажем обо всем, что видели и слышали.

3. Основная часть.

  • Упражнение на развитие длительной и плавной воздушной струи.

Логопед раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них, соблюдая правила не раздувать щеки и не поднимать плечи.

– Пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он ей рассказал, ребята? Что такое джунгли? Какие растения растут в джунглях?

– Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.

– Верно. Именно так и сказал Снежинке Ветерок. …Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела

…веселую длиннохвостую… (обезьяну). Слайд 8, щелчок 1

Потом она заметила…

…чешуйчатого острозубого… (крокодила). Слайд 8, щелчок 2

Затем она увидела …

полосатого хищного… (тигра). Слайд 8, щелчок 3

– “Я хочу увидеть и других животных!” – радостно закричала Снежинка. И тогда Ветерок понес ее в Африку.

И снова он рассказывал маленькой Снежинке. Что же он рассказал ей об Африке, ребята? Слайд 9, два щелчка.

– В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой.

– Правильно. А еще Ветерок рассказал, что в Африке живет

  • двугорбый … (верблюд) Слайд 10, щелчок 1
  • гривастый царственный … (лев). Щелчок 2
  • длинношеий пятнистый … (жираф). Щелчок 3
  • большеухие серые … (слоны). Щелчок 4
  • толстокожий воинственный … (носорог). Щелчок 5
  • полосатая … (зебра). Щелчок 6

И пока Ветерок говорил это, Снежинка очутилась в Африке.

  • Сравнение животных, выделение характерных признаков.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

– Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться!

Дети сравнивают гуся и жирафа:

И у жирафа, и у гуся длинная шея. НО:

Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.

Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.

Гусь покрыт перьями, а жираф нет.

У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский кот! Он очень похож на кота!

– Ребята, докажем Снежинке что это не кот?

Дети сравнивают льва и кота (аналогично). Отмечается сходство кота и льва. Логопед напоминает, что кот, тигр, пантера и леопард относятся к семейству “кошачьи”.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!

Сравнение лошади и зебры (слайд 16). Логопед хвалит детей за внимательность и говорит, что зебра и лошадь тоже представители одного семейства.

  • Развитие слогового анализа.

– Снежинке так понравились животные, что ей сразу же захотелось рассказать о них своей сестре Дождинке. Как же ей рассказать? Ведь Африка очень далеко!

– Можно отправить письмо, телеграмму или позвонить по телефону.

– Правильно. Именно так и поступила Снежинка. Она отправила телеграмму. Но некоторые слова в ней написаны неразборчиво. Что хотела сообщить Снежинка? Давайте разбираться!

Дети подбирают с помощью прохлопывания названия животных к схеме и доказывают правильность своего выбора.

  • Динамическая пауза.

Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку!

Слайд 18 с музыкой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.

  • Дидактическая игра “Фотоохота”. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных и названий детенышей животных. Развитие мелкой моторики.

– И тут Снежинка вспомнила про другую свою сестру – Пылинку. Надо и ей что-нибудь интересное рассказать. Пожалуй, я сделаю много чудесных фотографий! …Ребята, мы отправляемся на фотоохоту. Но будьте внимательны, животные любят прятаться. …Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался за деревом?

По очереди слайды 19, 20,21. Дети составляют предложения: За деревом спрятался жирафенок. И т.п.

Логопед раздает детям “фотоаппараты” (спичечные коробки), дети “фотографируют”, открывают коробки и называют, кого они сфотографировали. Логопед хвалит ребят и добавляет:

И Снежинка старалась,

Животных снимала.

Но что получилось?

Что в кадр поместилось?

Слайд 22. После каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например: Снежинка сфотографировала тигриную пасть. И т.д.

  • Составление рассказа-описания.

– Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить.

Логопед выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок – роль Снежинки, которая отвечает на вопросы.

С: Здравствуй, дорогая Пылинка! Я увидела столько необыкновенных животных!

П: Расскажи мне, пожалуйста!

С: Вот, например, жираф.

П: Чем покрыта его шкура?

С: Шкура жирафа покрыта коричневыми пятнами разной формы.

П: Что интересного есть в его теле?

С: Жираф – очень длинношее животное. На голове у жирафа рожки. Сзади – хвост, а на конце хвоста – маленькая кисточка.

П: Ух, как интересно! А чем питается жираф?

С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев. Поэтому ему очень нужна длинная шея.

П: А кто у жирафа детеныш?

С: У жирафа рождается маленький жирафенок.

П: Где можно увидеть жирафа?

С: Жираф живет в Африке.

П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ! Пока!

С: Пока! Увидимся!

– Ребята, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?

(Дети добавляют)

4. Закрепление.

  • Самостоятельный рассказ.

Логопед имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать еще об одном животном. Один-два ребенка рассказывают о выбранном животном.

Сопровождение рассказа ребенка – слайд 23. Второй ряд эффектов – для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.

  • Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.

– А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы ее рассказ получился красивым и интересным? (Дети вспоминают, задают вопросы.)

Слайд 23 (третий ряд эффектов).

5. Обобщение.

Логопед просит детей сказать, что им особенно понравилось в занятии и почему.

6. Итог.

Логопед хвалит детей и просит их дома нарисовать любое животное, которое живет в Африке, найти вместе с мамой и папой стишок и составить рассказ об этом животном.

Елена Скатькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Животные жарких стран»

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран , отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

Задачи :

*образовательная :

Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;

Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Продолжать учить высказывать собственные суждения;

Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование) ;

Закреплять умение строить общую композицию.

* развивающая :

Развивать интерес к представителям живой природы ;

Расширять активный понятийный словарь воспитанников;

Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

Поощрять оригинальность образов воображения;

Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;

Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

*воспитательная :

Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.

Оборудование и материалы :

1) Глобус;

2) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;

3) Детали животных в количестве более , чем присутствует детей на занятии , фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.

4) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?» , настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т. д. ;

5) Запись песни «Африка» , игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…» .

Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Предварительная работа

Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );

Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;

Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;

Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;

Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что это?

Дети отвечают.

Воспитатель : Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик .

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Дети : Африка.

Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент . Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Воспитатель : Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.

Дети отвечают : «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)

Воспитатель : Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.

Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран » . Дети по очереди называют животных Африки .

Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадку :

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации животном )

Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы) .

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет) .

На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры) .

Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных ).

Воспитатель : Следующая загадка :

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (зебра)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель : Послушайте о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд :

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд» , но это жираф)

Вот живой подъёмный кран ,

Обитатель жарких стран .

Со стволов многоэтажных

Рвёт и листья, и банан. (жираф)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья) .

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы , косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель : О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке ? СЛОН

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное , льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель : Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Только в Африке найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (бегемот)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .

Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель : А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель : Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.

(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…» )

Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя) .

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

Воспитатель : Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран , я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»

(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное )

Воспитатель : В Африке всегда очень жарко . А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные , когда хотят пить? (идут к водопою)

Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны : напиться, искупаться)

Воспитатель : Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев) . А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот) .

Воспитатель : На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?

(Дети : «Солнце, пальмы, водоём, траву» )

Кого нет на нашей работе? (животных ) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного , которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами) . Когда ваши животные будут готовы , вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных .

(Дети выбирают подносы с деталями животных , рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)

Воспитатель : Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику) .

В жарких странах

(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу) .

Носороги

(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы) .

Просто ходят по дороге.

(Руками производить передвижения вперед)

Мокнут в речке бегемоты.

(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы) .

Львы выходят на охоту.

(Раскрывать пальцы веером) .

Крокодилы,

(Раскрывать соединенные у запястий руки) .

Обезьяны,

(Руки приставить к голове, показать «уши» ).

Зебры – жители саванны.

(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»

движения по столу вперед).

И тропические птицы

(Большие пальцы обеих рук переплести между собой

взмахивать ладонями, как крыльями).

Есть чему тут подивиться.

(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз) .

Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий :

1. выложить изображение;

2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;

3. затем, когда всё животное будет наклеено , примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова) ;

4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т. д.)

5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.

По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.

Воспитатель : (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном , которое он создал сегодня.

(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ)

Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу

Волшебный глобус я кручу,

Попасть обратно я хочу!

(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)

Воспитатель : Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке) . Что вам запомнилось?

На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки , играть в неё вы сможете самостоятельно в группе .