Что в ссср делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята? Влксм: история, цели и задачи организации. справка В каких продуктах содержится кальций

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

"АиФ" вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1–3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) - 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» - вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем - на уровне школы - пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют - поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» - призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера - исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба - вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное - ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие - один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

АиФ.ru вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1-3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) — 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» — вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем — на уровне школы — пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют — поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера — исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба — вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие — один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

Всесоюзная пионерская организация была сформирована 19 мая 1922 г. Именно тогда, на Всероссийской конференции комсомола, было принято решение о создании в СССР массовой детской организации, руководство которой осуществлял ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем, 19 мая стало считаться Днем пионерии. Ежегодно проводилось организованное и торжественное празднование этого события. Вначале пионерская организация носила имя «Спартак», а затем, после смерти лидера страны, официальное название было изменено на Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. С тех пор прошло много лет. перестали принимать в пионеры, уже мало кто помнит.

Первоначально примером для пионерского движения служил скаутинг. В 1917 году в стране существовали детские скаутские объединения, охватывающие до 50 тысяч человек. Скаутами проводилась большая общественная работа по оказанию помощи беспризорным детям. Вскоре это движение разделилось на несколько направлений, основные принципы которых существенно различались. Скаутские отряды возглавляли известные деятели, такие как издатель и путешественник, редактор журнала «Вокруг света» В.А. Попов, знаменитый скульптор-самоучка и педагог И.Н. Жуков и другие. С идеей создания юк-скаутов (юные коммунисты - скауты) выступила Вера Бонч-Бруевич, активный партиец и литератор. Но в 1919 году на съезде РКСМ все скаутские отряды были распущены.

Н.К. Крупская в конце 1921 года несколько раз читала доклад «О бойскаутизме», где обращалась с призывом к комсомолу создать детское объединение «скаутское по форме и коммунистическое по содержанию». Позже была выдвинута идея о создании детского коммунистического движения. И.Н. Жуков выдвинул предложение назвать будущую организацию пионерской. Символика была выбрана следующая - красный галстук, белая блуза, девиз «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!». Это было аналогично традициям скаутского движения, но было частично изменено. Также целью детского пионерского движения стала борьба за свободу угнетенных народов во всем мире. В дальнейшем, пионеры должны были помогать взрослым в борьбе с антисоветскими элементами, согласно гражданскому долгу каждого передового человека, строителя коммунистического общества.

К началу сороковых годов структура Всесоюзной пионерской организации была полностью сформирована в соответствии с уже оправдавшим себя школьным принципом. Каждый класс был отрядом, а школа являлась пионерской дружиной. В детских коллективах проводилась военно-патриотическая работа, образовывались кружки связистов, санитаров, юных стрелков.

Перед началом Великой Отечественной войны распространилось «тимуровское движение», названное в честь героя детской книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы активно собирали металлолом, сушили лекарственные травы, оказывали посильную помощь старикам и больным людям, следили за малышами. Трудно переоценить все, что сделали пионеры в это время не только для отдельных граждан, но и для всей страны.

С началом Великой Отечественной войны многие дети и подростки мгновенно повзрослели. Горе и непосильные испытания тяжким грузом легли на их плечи. Пионеры состояли в партизанских отрядах, внезапные налеты которых на позиции фашистов наносили им существенные потери. Некоторые из них были удостоены звания «Героя Советского союза», высшей награды государства, а именно:

Пионеры служили в Красной Армии, им присваивали неофициальное звание «Сын полка». Они были разведчиками, связистами, подпольщиками. Большинство из них заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, работали за станками и на полях, ухаживали в госпиталях за ранеными, выступали перед ними с концертами. Не всем из них удалось дожить до Дня Великой Победы, дети наряду со взрослыми испытали все тяготы и ужасы военного времени.

В пятидесятые годы в пионерской организации происходили определенные процессы, которые повлекли за собой изменение активной позиции и потерю самостоятельности в принятии решений, ее работа становилась все более формальной. В 1960-е годы ленинградские педагоги во главе с И.П. Ивановым на базе нового всесоюзного лагеря «Орленок», который был открыт на черноморском побережье, пытались развить у детей творческое начало вкупе с былыми идеалами. Но коммунарское движение, дать начало которому пытались эти активисты, не смогло выйти за границы небольшой области и осталось на вооружении отдельных отрядов и пионерских дружин.

До какого года были пионеры в СССР?

С началом перестройки в стране резко активизировалась общественная и политическая жизнь. Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века руководители детской организации пытались изменить ее цели и методы работы со школьниками. В связи с тем, что проводилась пропаганда о необходимости исключения пионерии из идеологической работы, появились детские организации различной направленности.

На десятом слете пионеров, который проходил в Артеке, 1 октября 1990 г. делегаты постановили преобразовать Всесоюзную пионерскую организацию в объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», сокращенное наименование СПО - ФДО. Но ЦК ВЛКСМ не утвердил это решение.

27 - 28 сентября 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было объявлено о завершении деятельности организации и ее роспуске. Вместе с комсомолом автоматически была расформирована и Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Здание Центрального совета в Москве частично перешло в пользование СПО - ФДО. Дворцы пионеров перешли в подчинение муниципалитетов и стали называться «Домами детского творчества», а пионерские лагеря стали турбазами и пансионатами.

На основании этих исторических данных можно с уверенностью сказать, до какого года были пионеры. Именно в сентябре пионерская организация в прекратила свою работу. Теперь уже можно точно ответить, в каком году перестали принимать в пионеры. А немного позднее, 26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР объявил о принятии декларации, в которой говорилось о прекращении существования СССР.

У композитора Владимира Дашкевича, автора музыки к таким полюбившимся массовому зрителю фильмам, как «Бумбараш», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Собачье сердце» и многим другим, отец был репрессирован, поэтому школьнику не стоило и мечтать о комсомоле. Дашкевич, тем не менее, беспрепятственно поступил в институт, и о членстве в ВЛКСМ за время учебы не задумывался. Однако потом, во время работы мастером на заводе, Дашкевича выбрали… в комсомольское бюро. Будущему композитору признаваться в том, что он не комсомолец, было неловко, и он смолчал. Какое-то время, до ухода в Гнесинский институт, Владимир Сергеевич даже возглавлял заводскую бригаду коммунистического труда. Президент Ассоциации каскадеров России, продюсер, актер и кинорежиссер Александр Иншаков был только пионером. Однако сегодня о ВЛКСМ Александр Иванович в целом хорошего мнения, и жалеет, что в современной России нет столь авторитетной молодежной организации, занимающейся массовой социализацией подрастающего поколения. Питерский журналист, режиссер и общественный деятель Александр Невзоров не только не попал в ряды ВЛКСМ, но, по собственному утверждению, был изгнан из пионеров за то, что ковырялся пионерским галстуком в носу.Певица Людмила Сенчина в комсомол вступить не успела – ее родители много ездили по стране. Поэтому никаких комсомольских премий заслуженная артистка России, в отличие, к примеру, от Льва Лещенко и Валентины Толкуновой, не получала.

С одной стороны - даже в последние годы существования советского Комсомола он по-прежнему был первой «школой жизни» для многих видных политиков и бизнесменов современной России. С другой - это можно объяснить, что ничего другого, где в 1970-1980-е годы молодой человек смог бы реализовать свои таланты и начать строить карьеру, просто не было: однопартийная система не предполагала никакой конкуренции в идеологическом поле. Комсомольцы последних лет существования СССР вспоминают ту эпоху и кризис своей организации.

Ровно 20 лет назад, 27 сентября 1991 года, начался XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, имевший на повестке дня один-единственный вопрос «О судьбе ВЛКСМ». По окончании своей работы съезд объявил историческую роль этой организации исчерпанной, а ее саму - распущенной. В завершение работы съезда (и я не шучу) делегаты стоя спели: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и приступили к «дерибану» имущества этой небедной организации.

Ну да бог с ними - нас к этому «дерибану» к сожалению не допустили, поэтому вспомним каждый свой комсомол (у кого он был, конечно).

Этапы развития общественной жизни любого советского школьника напоминали стадии развития насекомых. Но если у беспозвоночных членистоногих они протекали в порядке: яйцо -> личинка -> куколка -> имаго, то у позвоночных советских школьников они проходили в такой последовательности: первоклашки становились октябрятами, октябрята - пионерами, а пионеры по достижении 14 лет автоматически превращались в комсомольцев, и это не обсуждалось.

Правила принятия в комсомол были следующие: надо было собрать рекомендации либо 1 коммуниста, либо 2-х комсомольцев со стажем; заполнить бланк для приема в комсомол; сдать две фотографии 3×4; получить характеристику и выучить ответы на следующие вопросы:

Кто Генеральный секретарь ЦК КПСС?

Кто первый секретарь ЦК ВЛКСМ?

Ваш любимый герой-комсомолец?

Сколько орденов у ВЛКСМ?

И что такое «демократический централизм»?

(в идеале, конечно, желательно было бы почитать Устав ВЛКСМ - но это на любителя).

Принятие в комсомол нашего класса происходило в два этапа - весной и осенью. Весной в комсомол принимали «лучших» (отличников и хорошистов), осенью «худших» - (троечников и разгильдяев, а также тех кто родился летом). Меня приняли, естественно, осенью. Причем тогда меня еще жизнь не «обломала» и я любил выпендриваться - когда все принесли рекомендации от комсомольцев-старшеклассников, я принес рекомендацию от знакомого коммуниста-Героя Советского Союза.

После публичного обсуждения кандидатов на школьном комсомольском собрании происходил торжественный прием в районном/городском комитете ВЛКСМ с вручением билетов и значков (иногда торжественный прием заменялся простым вручением комсомольского билета в «Пионерской комнате»).

После этого действа советский школьник получал полное право:

б) платить ежемесячно комсомольские взносы в размере 2-х копеек;

в) скучать на комсомольских собраниях;

г) после школы поступить в институт.

Вы скажете - были ведь такие, кто отказывался вступать в комсомол: в Бога там верили, или «Роллинг Стоунз» слушали. Были, конечно, и такие. Но потом обычно в их жизни была Советская Армия, а там плевать хотели на то во что ты веришь или что ты слушаешь. Плевали там, также, на установленные «на гражданке» правила приема в комсомол и незнание солдатом ответов на вышеперечисленные вопросы. Там просто-напросто в один прекрасный день на утреннем построении оглашали: «Рядовой Пупкин, выйти из строя! Поздравляем Вас со вступлением в славные ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи! Встать в строй!» Воин кричал: «Служу Советскому Союзу!» и вставал в многомиллионный строй советских комсомольцев.

А я, вот, в армии отказался стоять в едином комсомольском строю. Мне претило состоять в этой насквозь прогнившей, формализованной организации в которую загоняли всех скопом в погоне за процентами и отчетностью. Меня тошнило от этих лживых лозунгов и от комсомольских функционеров, которые сами не верили в то, что говорили с высоких трибун. От их показухи, карьеризма и лицемерия...

Нет, я отказался во всем этом участвовать и в армии стал кандидатом в члены КПСС.

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1986-1990 гг..). Специальный советник президента СССР М. Горбачева. Историк, кандидат исторических наук...

Комсомол не развалился. Его время прошло. Заметьте - как только наша страна стала становиться тем, чем она должна быть, она развалилась и перестала существовать. Вот где нужно задуматься и спросить себя: что же произошло? Нужно разобраться - что произошло с нашей страной в двадцатом веке? Что началось в 1905-м и закончилось, надеюсь, в 91-м? Что это было? С исторической точки зрения разобраться в нагромождении мифов, которыми окутан весь двадцатый век, просто невозможно. Мы живём в совершенно ложной системе координат. Мы живём в полностью мифологизированном историческом пространстве. Оказывается, у нас была первая русская революция в 1905-м. Потом, оказывается, была Февральская буржуазно-демократическая революция. Потом через полгода происходит уже социалистическая революция. А как можно назвать революцию, которая произошла в 91-м году? Капиталистическая, получается? С моей точки зрения как кандидата исторических наук, это полный бред.

В России в начале двадцатого века началась буржуазно-демократическая революция. Но она очень отличалась от тех, что состоялись раньше, - от английской, французской, североамериканской. Все они были в совершенно другой исторический период. Наша революция запоздала, как и всё у нас. Она началась в то время, когда начали проявляться процессы глобализации. Наша революция отличается от всех остальных тем, что она оказалась, как ни странно, революцией не столько для нашей страны, сколько революцией для всего остального мира. Все другие революции тоже оказывали влияние на окружающий мир, но это было косвенное влияние. Наша революция оказала колоссальное влияние на весь мир. Весь мир изменился. Джон Рид был не прав, назвав книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Они изменили мир...

- Виктор Иванович, с уходом со своего поста вы ведь потеряли не только работу, но и привилегии.

Какие привилегии? О чём вы говорите? Мне иногда сегодня жена тычет пальцем вокруг и спрашивает: «А какие у тебя были привилегии?»

Я был руководителем организации, у которой только на депозитном счету в банке лежало два миллиарда долларов. Я получал пятьсот рублей, у меня была машина «Волга» и мне ещё давали талоны для спецмагазина. Да, ещё была поликлиника, из которой меня сразу же исключили. Теперь я нормально себя чувствую в районной поликлинике. Но я даже никогда не обращался в цековскую поликлинику, потому что был молодой и здоровый.

- Простите, а куда девались те два миллиарда долларов, о которых вы сказали?

Не знаю. Я оставил их в сохранности там, где они были...

У в комментариях вспомнил, что я ж в горкоме ВЛКСМ работал. Попросили рассказать - как это было.

Увы, грязных подробностей в стиле фильма «ЧП районного масштаба» - не будет. Не было в нашем горкоме пьянок в саунах, ​********, воровства и прочего, что приписывалось тогда, в эпоху перестройки партийным и комсомольским функционерам. Была обычная работа по организации жизни и досуга небольшого района - Слободского района Кировской области.

Кабинетов у нас было четыре - кабинет Первого секретаря, Второго и бухгалтерия с орготделом. А я работал И.О.третьего секретаря - должность по работе с учащейся молодежи. В одном кабинете со Вторым. В кабинете было два стола, печатная машинка «Ятрань», кажется, десяток стульев, шкаф для одежды и шкаф с книгами. А! Еще ротатор был - это такая хрень для печатания листовок.

Была машина - то ли «пятерка», то ли «москвич» - не помню. Но точно не «Волга». Это чудо ломалось раз в неделю, потому в командировки по району частенько ездили рейсовыми автобусами. Зарплата была 250 рублей. Советских. Правда, в 1990-1991 купить особо нечего было. Я лично газеты выписывал домой - десятками. От «Советской России» до «Литературки» и «Футбола-Хоккея». На обед уходило в столовой где-то около рубля. Столовая, кстати, была общая для горкома партии, комсомола, райисполкома, горисполкома и прочих советов.

Вход в столовую был свободен для всех желающих. Никаких пропусков, никаких милиционеров на входе. И ананасов в шампанском тоже не было. И черной икры тоже не было. По-моему, в фабричных и заводских столовых кормили вкуснее. Там же были подсобные хозяйства. Что-то вроде колхоза при заводе. Каких-то особых привилегий, доп.пайков, дач с бассейнами тоже не было. Единственная «привилегия», которой я воспользовался - это два раза взял отпуск за свой счет, сходил в лыжный поход по области в феврале и в пешую единичку по Крыму. Расходы свои). Все. Поработав там год, я, наверное, тогда стал лет на десять антисоветчиком.

Потому что, пацану в семнадцать лет надо подвига - преодоления себя. Раньше у комсомольцев была борьба с разрухой, буденновки, ОСОАВИАХИМ, война, восстановление, целина, БАМ... У нас был городской конкурс КВН и отчетно-выборные конференции. Кстати, с тех пор я квн-щиков терпеть не могу. Кривляки с натужным юмором и огромным комплексом превосходства. Как организовывался фестиваль?

Очень просто.

Пишешь положение на двух страницах - тема КВН, жюри, призы. Распечатываешь на ротаторе, перемазываясь черной краской. Вызываешь к себе секретарей школьных комитетов ВЛКСМ. Раздаешь им положение и указивку, чтобы к такому-то числу была команда. Потом едешь в Дом Культуры - у нас это был ДК им. Горького - договариваешься о предоставлении сцены и зала на такое-то число. Никаких денег, все бесплатно. Покупаешь призы в магазине спорттоваров, готовишь бланки грамот. Уговариваешь важных людей посидеть в жюри. Опять за бесплатно. Месяц обзваниваешь секретарей - чо там как у них с подготовкой команды?

Вот и все. И где подвиг-то?

И постоянные отчеты в обком - месячные, квартальные, годовые. Основная часть отчета - сколько новых членов ВЛКСМ приняли. В апреле отчетно-выборная конференция. Проведено столько-то мероприятий: тогда любили называть коллективно-творческие дела - КТД. Сколько принято в члены. Сверху спускали план по прирему - 90% должно быть охвачено и все тут. Ну и непременные горбачевские заклинания - демократический централизм, гласность, тормоз перестройки. Скукота.

Кстати, громких выходов из партии и комсомола у нас я не припоминаю. Комсомольские билеты не жгли. Панков и металлистов массово не было. А кто и был - те, порой, были комсоргами. Вроде бы и комсомольский рок-клуб был. Я даже подумывал об открытии комсомольского видеосалона, где после просмотра фильма было бы обязательное обсуждение. Не успел.

Летом организация районного лагеря актива, отправка делегации в областной лагерь комсомольского актива «Стремительный» и лагерь областного пионерского актива «Звездный». Сверхцели же всех этих КТД, лагерей актива, отчетов и выборов - не было.

Катилось все по инерции в пропасть. Но мы этого не замечали. Казалось, что вот-вот все кончится. ВЛКСМ и СССР вот-вот выйдут из кризиса обновленными.

Сейчас, конечно, хорошо с высоты лет утверждать - мол, надо было то то сделать или то то. Та хоть голым скачи на площади Революции в Слободском - решалось все не в райцентрах, а в Кремле и на Старой Площади. Именно там исчезли Сверхцель и Сверхзадачи. А без них СССР невозможен. Спрашивайте, может, упустил что?

Комсомол к окончании мною школы почти развалился... На ежегодном собрании школы мы вынесли работе комсомольской организации неудовлетворительную оценку, это было смело! Но, мы тешили себя принципиальностью и смелостью, не зная, что пинаем труп. Комсомол через год прекратил существование. Всем, кто помнит, пионерию и комсомол, рекомендую пересмотреть это фильм - «ЧП районного масштаба».

Еще, этот фильм о том, каким на самом деле является человек, а именно - мужчина. Всем мужчинам, ведущим двойную жизнь, идущих на сделки с совестью ради карьеры, посвящается. Самое интересное, когда мужчины делают неблаговидные поступки, но, при этом, прикрываются высокими словами: я поступаю так ради семьи. Комсомольцы, добровольцы...

А меня в свое время на эту номенклатурную карьерную лестницу: «пионерия-комсомол», папа не пустил! Он ненавидел партийные привилегии, и считал, что единственной настоящей привилегией партийца было встать и повести взвод в атаку. Папу расстроило, что совет дружины школы собирался на новогодний праздник отдельно от остальных учеников школы. Он кричал и гневался. Спасибо ему, и Царствие небесное! Он все правильно понимал.

Из комментов.

ИМХО в Комсомоле (не в милитаризованном, а в обычном) есть положительная сторона - юноши остаются без старших и сами, самостоятельно берутся за какие-то дела (напр., проводят заседания ячейки), сами берут на себя ответственность. Такое различие между людьми, что один человек - комсорг, а другой человек - просто комсомолец, структурирует общество. Структурирует. И тем самым способствует его осмыслению.

Комсомол помогает остаться без старших, и самому, без старших, что-то делать.

Родился в 1984 г. и думаю, что моё детство и юность очень сильно испорчены отсутствием всеобщей, общераспространённой организации типа Комсомола.

Недавно посмотрел фильм «ЧП районного масштаба» (перестроечный фильм о том, какой Комсомол плохой и как много в нём лицемерия и лжи). Фильм понравился. Советский Союз плохой. Комсомол плохой. Но лучше пусть лживый Комсомол, чем никакого! Он, при всей своей лживости, даёт опыт самостоятельности, даёт опыт жизни без зависимости от старших!

Ну не в лживости - положительная сторона Комсомола, а в том, что он давал бы возможность проводить мероприятия без участия старших. Самим, самостоятельно. А в моём поколении никто не задумывался о том, что кому-то поручено быть «ответственным» за происходящее в классе (как комсорг ответственен). Не учитель берёт на себя ответственность (как в нашем поколении), и не папа, и не мама - а кто-то из молодых.

И Комсомол указывал на моральные ценности (которые записаны в уставе) - правдивость, взаимопомощь и т. д. В нашем поколении никто не говорил: «вы должны быть правдивы, потому что вы члены такой-то организации, а члены этой организации должны соответствовать высокому моральному уровню». Нам говорили про мораль - но это было расплывчато, нечётко. Не было аргумента - «ПОТОМУ ЧТО ВЫ ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ». Этот аргумент мог бы быть более убедительным. И спец. билетов нам не выдавали, взносы мы не платили. Наличие билета в кармане и какой-то атрибутики могли бы НАПОМНИТЬ о моральном долге. А без атрибутики его легко забыть.

Да и вообще, в Уставе Комсомола есть идеи, которые скорее ближе к пацифизму, чем к милитаризму:

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый - за всех, все - за одного;

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Когда человеку об этом обо всём расскажут - это может помочь развитию критического мышления. А современной молодёжи просто об этом не говорят! И на них не возлагается ответственность, что «вы должны соответствовать высокому моральному уровню». Есть ещё один антисоветский фильм - «Завтра была война». Но комсомолки из этого фильма были в какой-то степени вдохновлены именно комсомольской идеологией. И это в фильме оправдывается. Они были способны думать - Искра, напр., могла изменить свои взгляды под воздействием какие-то аргументов. И комсомольская лапша на ушах этому не помешала. Скорее наоборот, комсомольская идеология этому поспособствовала.