Бмд ссср. Бмд - боевые машины десанта. Технические характеристики «Будки»

БМД - аббревиатура словосочетания «боевая машина десанта». Исходя из названия, БМД - это транспортное средство для перемещения подразделения Ее основное назначение - ведение борьбы с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах эта машина получила название «Будка».

Для выполнения своей боевой задачи БМД может транспортироваться военной авиацией к месту высадки. Десантирование может осуществляться с самолетов и вертолетов Ми-26 с использованием внешней подвески.

Как появилась боевая машина десанта БМД-2?

Первое поколение БМД конструкторы разработали еще в 1969 году, и после проведения испытания она была поставлена на Советского Союза. Серийная сборка боевой машины проводилось на Первые годы она выпускалась ограниченным тиражом. Для старта серийного производства использовали силы ВНИИ Стали, Института сварки им. Е. Патона.

В 1980 году советские конструкторы, изучив опыт использования БМД в реальных боях, перешли к улучшению существующей модели. Необходимость модернизации боевой десантной машины стала очевидна после Афганистана, где бронемашина активно применялась. Хорошо зарекомендовав себя в бою на равнинных участках, боевая машина десанта первого поколения проигрывала на высокогорной местности.

На вооружение в Советского Союза боевая машина десанта БМД-2 поступила в 1985 году. Машина второго поколения внешним видом особо не отличалась от БМД-1. На сравнительном фото БМД-2 и БМД-1 видно: изменения коснулись башни и вооружения. Корпус и двигатель остались неизменными. Боевое крещение бронемашина прошла в боевых действиях в республике Афганистан.

В последующие годы БМД-2 использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. На сегодня «будка» находится на вооружении в армиях России, Казахстана и Украины.

Конструкционные особенности БМД-2

Конструкция боевой десантной машины считается уникальной. В передней части по центру расположен водитель-механик, за ним справа располагается командир, а слева - стрелок. В задней части расположено отделение для десанта. В нем могут разместиться 5 десантников.

Корпус БМД-2 условно делится на 4 отделения:

  • отделение управления;
  • боевая часть;
  • десантное отделение;
  • моторно-трансмиссионный отсек.

Боевая часть и отделение управления объединены и находятся в передней и средней частях бронемашины. Задняя половина поделена на десантное и моторное отделения.

Бронированный корпус сварен из листов алюминия, которые прикрывают экипаж БМД-2. Характеристики этого металла позволяют достичь эффективной защиты при небольшом весе. Броня способная уберечь экипаж от пуль, маленьких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова в передней части составляет 15 мм, по бокам - 10 мм. Башня имеет броню толщиною 7 мм. Днище БМД усилено ребрами жесткости, что позволяет проводить успешное воздушное десантирование. Минимальная высота десантирования составляет 500 метров, максимальная высота - 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).

После модернизации БДМ-2 получил новую круговую башню. Она имеет меньший размер. Кроме этого, она получила возможность стрельбы по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол наведения по вертикали увеличили до 75 градусов.

Корпус БМД-2 герметичный. Это превратило «будку» в плавающую бронемашину. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, в основе действия которой лежит принцип реактивного движения. Перед началом движения через водное препятствие необходимо поднять спереди волнозащитный щиток. Благодаря свойствам машины-амфибии десантирование можно проводить с транспортных кораблей.

Двигатель и ходовая часть

При создании БМД-2 инженеры не проводили полную модернизацию двигателя и ходовой части. В боевой десантной машине установлен мотор 5Д20. Это дизельный двигатель с 6-ю цилиндрами. Он способен развивать мощность в 240 лошадок.

БМД-2 использует гусеничный ход. С каждой стороны 5 опорных катков и 4 ролика. Ведущая ось задняя, спереди находятся направляющие колеса. Ходовая часть имеет конструкцию, которая позволяет регулировать клиренс. Минимальный дорожный просвет составляет 10 см, а максимальный - 45 см. Подвеска независимая.

БМД 2. Характеристика вооружения

Модернизация боевой машины десанта в 80-х годах в основном коснулась башни и вооружения. Пересмотреть огневой арсенал заставил военный опыт в Афганистане.

В качестве основной огневой мощи используется 30 мм калибра. Она способна вести стрельбу в движении. Стабилизация ствола производится в двух плоскостях с помощью стабилизатора вооружения 2Э36-1 на электрогидравлике. В крыше башне находится основной прицел ВПК-1-42, наводящий орудие. «Будка» способна вести огонь на дальность до 4-х километров.

В паре с пушкой в башне расположен калибра 7,62 мм. Боевой комплект БДМ второго поколения составляет 300 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета.

Для усиления огневой мощи может использоваться дополнительное вооружение для БМД-2. Инструкция по эксплуатации определяет состав добавочного вооружения:

  • одна 9М113 «Конкурс»;
  • две ПТУР 9М111 «Фагот»;
  • пусковая установка 9П135М.

Ракетные установки способны прицеливаться в пределах 54-х градусов по горизонтали и от -5 до +10 по вертикали.

Для ведения успешного боя с воздушными целями в состав вооружения введены ракетные комплексы «Игла» и «Стрела-2».

Оснащение боевой десантной машины

БМД-2 оборудована штанным устройством для переговоров Р-174, радиостанцией Р-123 (позднее она была заменена Р-123М).

Кроме этого, на борту бронемашины находится:

  • комплекс автоматического пожаротушения;
  • система для фильтрации и вытяжки воздуха;
  • система защиты от средств массового поражения и атомного оружия;
  • система защиты от ;
  • приборы ночного видения;
  • вентсистема воздуха внутри корпуса боевой машины.

Технические характеристики «Будки»

Во время боя «будка» способна преодолевать различные препятствия. Без затруднения боевая машина десанта БМД-2 может выехать на стенку высотой в 80 сантиметров и преодолеть траншею шириной в 1,6 метра.

Модификации БМД-2

В десантных войсках используют две модификации боевой десантной машины:

  • БМД-2К - командирская версия машины, дополнительно оснащена радиостанцией Р-173, бензиновым генератором электрической энергии АБ-0,5-3-П/30 и гироскопическим полукомпасом ГПК-59;
  • БМД-2М - кроме штатного вооружения, имеет двойную установку ПТУР «Корнет», в дополнение установлена система управления оружием с возможностью наведения на цель с помощью тепловизора.

БМД-1

Боевая машина десанта

БМД-1 стала первой в мире боевой десантной машиной, выбрасываемой с самолёта вместе с экипажем. С нашими десантниками БМД-1 прошла и Афган, и Чечню, и Южную Осетию. В последнем конфликте экипаж одной БМД-1 разгромил грузинскую воинскую колонну .

А начиналась история БМД-1 в те славные времена, когда наша страна была великой и могучей державой, контролировавшей едва ли не половину мира. Советскими воздушно-десантными войсками командовал тогда знаменитый Дядя Вася – Василий Филиппович Маргелов . Он неустанно боролся за превращение ВДВ из лёгкой пехоты в полноценный род войск, и постоянно требовал от государства новой специальной воздушно-десантной техники.
«Чтобы выполнять свою роль в современных операциях надо, чтобы наши соединения и части были высокоманёвренными, укрытыми бронёй, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления », – говорил генерал Маргелов . Именно Маргелов и создал концепцию БМД – боевой машины десанта. Он лично переговорил с руководителями различных КБ страны, ведущих работы по танковой тематике, убедив их заняться десантируемой боевой машиной.
По тактико-техническому заданию БМД должна была по вооружению, маневренности, броневой защите лобовой проекции и номенклатуре установленного оборудования соответствовать разрабатываемой в те времена БМП-1 , но размеры и боевая масса жестко ограничивались условиями размещения и свободной вытяжки машины парашютом через грузовой люк серийного самолета Ан-12. Имевшиеся системы десантирования позволяли десантировать грузы весом не более 10 тонн; две тонны отводились на средства десантирования, а ещё полтонны – на резерв массы.
В те времена подрядчик определялся не величиной отката и даже не дешевизной предлагаемого проекта. Из трёх проектов, представленных разными заводами, лучшим оказался проект Волгоградского танкового. Во многом он напоминал будущую БМП-1 , но её двигатель – шестицилиндровый V-образный дизель УГД-20А – был расположен сзади, а экипаж и десант попадали в БМД через люк, расположенный за башней в крыше корпуса. Более мощный и менее пожароопасный двигатель выгодно отличал волгоградский проект от двух остальных, в которых применялся 140-сильный бензомотор от БРДМ, но, тем не менее, дизель пришлось дефорсировать с 300 до 240 л.с., чтобы снизить расход ГСМ, которые десантникам доставлялись по воздуху. В таком варианте двигатель получил индекс 5Д20.

Несмотря на дефорирование, двигатель обеспечивал удельную мощность в 35,7 л.с./т. Такую удельную мощность не имела на тот момент ни одна из боевых машин, имевшихся тогда на вооружении.

Охлаждение было эжекционным, и, следовательно, не съедало той

части мощности двигателя, которую должен потреблять вентилятор. Выпуск отработавших газов двигателя был направлен не вверх, как в других машинах с эжекционными системами, а вниз за корму, на гусеницы, что исключало попадание выхлопных газов в зону расположения экипажа при неблагоприятном направлении ветра. Такое расположение эжекторов и аправление выпуска отработавших газов обеспечивали хорошее шумопоглощение и тепловую маскировку.


Пуск двигателя на БМД-1 ранних выпусков производится при помощи основного электростартёра или дублирующей системы воздухопуска. С введением в 1973 году компрессора с приводом от двигателя, система воздухопуска стала основной. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель был снабжён включённым в систему охлаждения форсуночным подогревателем с электроприводом
.
Емкость топливных баков составляла 295 л, и запас хода по шоссе достигал 500 км.
Ходовая часть состояла из пневматической подвески и гусеничного движителя с электрогидравлическими механизмами натяжения гусениц и кормовым расположением ведущих колес. Пневматическая подвеска обеспечивала изменение клиренса от 100 до 450 мм. Движение на плаву осуществлялось двумя водометами, располагавшимися в МТО между двигателем и бортами корпуса.
Боевая масса машины составляла 6,72 т, масса при десантировании – 5,95 т.
Вооружение БМД включало 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 Гром, пусковую установку ПТРК «Малютка», один спаренный и два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ. Для стрельбы из спаренной установки оружия использовался комбинированный, бесподсветочный (дневной и ночной) прицел ТПН-22 «Щит». Механизм заряжания и прицельный комплекс БМД и БМП были унифицированы. Боекомплект состоял из 35 активно-реактивных выстрелов к орудию (впоследствии на серийной машине в боекомплект к орудию входили 40 активно-реактивных выстрелов – полная емкость механизма заряжания), трех управляемых ракет 9М14 ПТРК «Малютка» и 3000 патронов для пулеметов ПКТ.

Кроме того, в машине укладывались 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 10 сигнальными патронами.
Броневой корпус БМД-1 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию сложной формы, собранную при помощи сварки из катаных листов алюминиевой брони АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух гнутых двухскатных листов: верхнего, толщиной 15 мм, расположенного под наклоном 75° к вертикали и нижнего, толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 47°. В поперечном сечении корпус имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами по всей длине, сужающимися по ширине в носовой части. Борта корпуса вертикальны и собираются из 23-мм верхних листов, 20-мм нижних листов и наклонных надгусеничных полок. Над моторно-трансмиссионным отделением в корпусе образован проход в средней части, вследствие чего корма состоит из трёх листов: кормовых листов надгусеничных полок, имеющих толщину 15 мм и наклон в 38° и нижнего 20-мм листа, имеющего наклон в 9°.

Крыша корпуса имеет толщину 12 мм над средним отделением и 10 мм над моторно-трансмиссионным. Днище корпуса имеет толщину 10 мм и наклон в 70° в лобовой оконечности и 12 мм в остальной части. Так как днище имеет сравнительно малую толщину, его жёсткость дополнительно повышается тремя продольными выштамповками и продольной балкой. Лоб корпуса и башни обеспечивали защиту экипажа, десанта и внутреннего оборудования от 14,5-мм бронебойных пуль, борт – от 7,62-мм пуль.


Первые три опытные машины испытали пробегом от завода до рабочего поселка Ерзовка (Волгоградская область), на заводском полигоне – по фунтовой дороге, песку и грязи, а также на плаву – в глубоком овраге с водой. В ходе испытания проявилась «нехватка» боевой массы машины, не дающая возможности продолжительного устойчивого движения и наката машины. По результатам выбрали вариант с четырехскоростной коробкой передач, в ходовой части установили двухскатные обрезиненные катки и гусеницу с одним гребнем.
Всесторонние испытания БМД начались в 1967 году на полигоне НИИИБТТ в подмосковной Кубинке. Благодаря высокой удельной мощности двигателя, малому удельному давлению на грунт и удачной конструкции ходовой части, БМД-1 обладала исключительно высокой проходимостью на пересеченной местности. Сравнительно небольшое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи способствовало хорошей поворотливости. Кроме того, для управления от механика-водителя требовались сравнительно небольшие усилия на рычагах. Машина уверенно преодолевала подъем в 32°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м.

БМД-1 оказалась и удивительно манёвренной – радиус её поворота равен её ширине, составляющей 2380 мм. Учитывая то, что длина её составляет всего 5400 мм, БМД-1 помещалась в 20-ыутовый контейнер и могла скрытно перевозиться по стране, не привлекая внимания вражеских разведывательных спутников.


Применение пневматической подвески значительно повысило точность стрельбы сходу. Поэтому на сравнительных испытаниях с БМП-1 точность стрельбы сходу у БМД-1 оказалась значительно выше – несмотря на то, что из-за отсутствия на ней механизма заряжания наводчик-оператор вынужден был постоянно отрываться от прицела для заряжания орудия.
Благодаря применению водометов и подтягиванию опорных катков к корпусу на плаву новая машина чувствовала себя значительно увереннее, чем «пехотный» собрат. Скорость движения на плаву составляла 10,5 км/ч, при этом не происходило заметного провисания нижней ветви гусеницы. Изменение клиренса способствовало упрощению процесса входа машины в воду и выхода из нее – в последнем машине заметно помогало и наличие водометных движителей.
По результатам испытаний БМД приняли на вооружение под обозначением БМД-1 Постановлением Совета Министров СССР от 14 апреля 1969 года.
Серийное производство БМД-1 развернулось на Волгоградском тракторном заводе, а 5 января 1973 года на парашютодроме ВДВ «Слободка» под Тулой впервые в мировой практике было произведено десантирование БМД-1 на парашютно-платформенных средствах в комплексе «Кентавр» с двумя членами экипажа на борту. Командиром экипажа был сын Василия Филипповича, старший лейтенант Александр Васильевич Маргелов, а механиком-водителем – подполковник Леонид Гаврилович Зуев.
В 1971 году был принят на вооружение командирский вариант под обозначением БМД-1 К, отличающийся от базовой машины дополнительной аппаратурой связи, бензиновым зарядным агрегатом для обеспечения её работы при выключенном двигателе, съёмными столиками для командира и радиста, сокращённым боекомплектом пулемётов и постоянным экипажем из шести человек.

БМД-1П с парашютной системой ПБС-15
В 1978 году была принята на вооружение модернизированная модификация БМД , получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1 П.
Основным изменением, введённым на БМД-1 П, стала установка нового противотанкового ракетного комплекса 9К111, рассчитанного на поражение не только бронетехники и ДОТов, но и зависших вертолётов. Это повлекло за собой сокращение боекомплекта пулемётов на 300 патронов. Кроме того, на БМД-1 П начал устанавливаться гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения.

На базе БМД-1 была создана уникальная самоходная установка с пушкой-гаубицей-миномётом . Производство БМД-1 П осуществлялось с 1979 по 1986 годы. В настоящее время в ВДВ России сохранилось более 700 БМД-1 .


БМД-1 в Южной Осетии


Смотрите

С момента зарождения воздушно-десантных войск мысль конструкторов занимала проблема создания для них эффективного вооружения и военной техники. Опыт второй мировой войны показал, что "крылатая пехота" по своей защищенности, огневой мощи и подвижности не должна уступать пехоте наземной. Однако решение этой проблемы в первые годы создания воздушно-десантных войск сдерживалось уровнем развития военно-транспортной авиации, как средства их доставки к месту высадки. С появлением специально созданных военно-транспортных самолетов Ан-8 и АН-12 и новых направлений развития военно-теоретической мысли, возросшими возможностями промышленности, появились материально-технические предпосылки для создания образцов вооружения и техники способных десантироваться не только посадочным, но и парашютным способами.

Работы по созданию первой в мире БМД были начаты конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода в 1965 году. Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную, гусеничную, плавающую, авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями сухопутной БМП-1. В 1969 году такая машина была создана, принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1. В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.

БМД-1 построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное - в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит - впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня. Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства.

Броня защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7.62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали - на 78", зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50". Такое решение продиктовано стремлением увеличить обьем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой.

В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины, механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трёх перископов. Слева от механика-водитепя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из неё также через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается с помощью радиостанции Р-123.

С правой стороны от механика-водителя находится место стрелка, который обслуживает два пулемёта калибра 7,62 мм установленных в шаровых установках по обе стороны носовой части БМД и по этой причине имеющих ограниченные углы обстрела.

В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней. Башня изготавливается комбинированным способом, основная её часть выполняется методом литья, после чего к ней привариваются остальные фрагменты. Внутри башни размещается сиденье наводчика. Он обслуживает полуавтоматическую гладкоствольную пушку 2А28 калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект к пушке - 40 выстрелов - находятся в магазине, расположенном по окружности башни, как и в БМП-1. Стрельба из пушки ведётся кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Поскольку одним из важнейших требований к машине был её малый вес, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП) автомат заряжания. Транспортёр доставлял снаряд, выбранный наводчиком в точку заряжания, после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Вооружение башни дополняла пусковая установка для запуска противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14М "Малютка". Помимо одного ПТУРСа на пусковой установке, в машине перевозились еще два. Пусковая установка, ПТУРСы, приборы управления и, наконец, способ их установки на БМД-1 точно такие же, как и на БМП-1.

Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов. В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.

Для наблюдения за местностью и ведения огня, наводчик имеет в своём распоряжении монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Окно этого прибора расположено с левой стороны башни, перед люком наводчика. Прицел-дальномер может работать в двух режимах: дневном и ночном. Ведение наблюдения в тёмное время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на башне, справа от люка). В зависимости от погодных условий, максимальный предел видимости колеблется от 400 м до 900 м. В окуляре нанесена шкала дальномера, базой для которой принята высота цели равная 2.7 м. Непосредственно за башней предусмотрены места для трёх десантников. Двое обслуживают ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7, третий вооружён своим штатным оружием 7.62-мм автоматом АКМ. В бортах и крышке кормового люка расположены три перископа и три шаровые установки для ведения огня из личного оружия боевого расчета.

В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен шестицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20 развивающии мощность 176 кВт при 2600 об/мин. Двигатель сблокирован с трансмиссией, которая состоит из однодискового фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач (одна передача заднего хода), двух бортовых фрикционов с тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Все эти узлы составляют единый силовой блок. Кроме него, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водомётные движители.

Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса. По обе стороны от воздухозаборника на крыльях машины установлены два дополнительных топливных бака.

В состав ходовой части БМД-1, применительно к одному борту, входят пять обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков, выполненных из лёгкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические узлы, обьединенные в единую систему. Все элементы подвески и регулировки клиренса расположены внутри корпуса. Натяжные колёса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью гидравлического привода. Процессом натяжения и ослабления гусениц управляет механик-водитель БМД со своего места, не покидая машины. На БМД-1 применяются мелкозвенчатые гусеницы, у которых соседние траки соединяются между собой посредством общих пальцев. В средней части траков, на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре поддерживающих ролика, причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние - за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.

БМД-1 способна вплавь преодолевать водные преграды. Движение по воде осуществляется за счет водомётных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Водимёты смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водомётов приводит к повороту машины. БМД-1 отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания - до 10 км/ч - и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой переда машины.

В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД-1, входят фильтровентиляционная установка, автоматическая система пожаротушения, а также дымообразующая аппаратура. Кроме того, на БМД-1 установлен радиомаяк, сигналы которого указывают членам экипажа местонахождение машины, сброшенной на парашютной системе с транспортного самолёта. Все десантники - члены экипажа, сброшеные с парашютами отдельно от БМД-1, имеют радиодатчики, принимающие сигналы маяка. Это существенно облегчает и ускоряет поиск машины, что зачастую бывает довольно сложной задачей.

Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124.

Удачные конструктивные решения, заложенные при создании БМД-1, позволили использовать её в качестве базовой машины при разработке других образцов вооружения для воздушно-десантных войск. В 1971 году на базе БМД-1 создана командирская боевая машина десанта БМД-1К. В этой машине в отличие от БМД-1 были установлены две радиостанции и бензоэлектрический агрегат для автономного энергопитания.

В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск принимается гусеничный бронетранспортёр БТР-Д, созданный на узлах и агрегатах БМД-1. Он отличался от БМД-1 удлинённым почти на 400 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д зависело от его предназначения, однако, чаще всего оно состояло из двух 7,62-мм пулемётов, установленных в носу машины, автоматического 30-мм гранатомета АГС-17, одного-двух автоматов и четырех дымовых гранатометов. БТР-Д использовались в качестве машин управления, артиллерийских тягачей и вспомогательных машин (например, санитарно-эвакуационных и связи). Постоянный экипаж БТР-Д состоял из трех человек, в десантном отделении размещались десять солдат.

В начале шестидесятых годов командование воздушно-десантных войск потребовало от промышленности создать специализированную боевую машину. Боевая машина десанта (БМД) должна была иметь высокую подвижность и мощное вооружение. При этом главным качеством перспективной техники была возможность перевозки и десантирования с существующих военно-транспортных самолетов.


На этапе формирования требований к новой боевой машине нередко высказывались сомнения в самой возможности создания техники с подобными возможностями и минимальными габаритами. Тем не менее, командующий ВДВ генерал-полковник В.Ф. Маргелов смог убедить противников проекта в его необходимости. Согласно окончательным требованиям, новая БМД должна была иметь характеристики на уровне боевой машины пехоты БМП-1. Возможности самолетов Ан-12 сказались на требованиях к габаритам и весу машины. Так, боевой вес БМД с парашютной системой не должен был превышать 12 тонн.

В исследовательских работах по теме перспективной БМД были заняты несколько предприятий, в том числе Волгоградский тракторный завод. В 1964 году волгоградские инженеры закончили работу над двумя вариантами эскизного проекта боевой машины. Оба варианта разрабатывались в рамках одного проекта «Объект 915» и поэтому имели несколько общих черт. В двух вариантах проекта предусматривалось использование одного и того же двигателя, а также схожих компоновочных решений.

В двух эскизных проектах предлагалось разместить боевое отделение в средней части бронированного корпуса, а моторно-трансмиссионное – в корме. Различия в компоновке заключались в размещении экипажа и десанта. В первом варианте проекта три десантника располагались в передней части корпуса и могли использовать пулеметные установки. За местами трех десантников разместили боевое отделение, в котором предполагалось оборудовать рабочие места механика-водителя и командира-наводчика. Поскольку место механика-водителя перенесли во вращающуюся башню, его оборудовали специальным поворотным механизмом, предназначенным для сохранения положения вне зависимости от угла поворота башни. Подобные механизмы разрабатывались для некоторых предыдущих проектов легкой бронетехники. За боевым отделением удалось поместить еще два сиденья для десантников. Для посадки и высадки десант мог воспользоваться люками в крыше и корме корпуса.



Второй вариант проекта «Объект 915» был менее смелым в отношении примененных идей. Рабочее место механика-водителя поместили в носовой части корпуса. Слева от него предусмотрели сиденье командира, справа – десантника. Командир и десантник располагали пулеметными установками. В качестве комплекса вооружения второго варианта БМД использовали башню, заимствованную у БМП-1. Между боевым и моторно-трансмиссионным отделением поместили три сиденья для десантников. Набор люков в корпусе соответствовал первому варианту.

По результатам сравнения двух вариантов наиболее выгодным был признан первый. В апреле 1964 года был собран макет перспективной БМД «Объект 915» первого варианта, в котором механик-водитель располагался в боевом отделении. Несмотря на сравнительную сложность подобного расположения рабочего места водителя, в то время оно рассматривалось как удобное и перспективное техническое решение. В таком случае механик-водитель должен был следить за дорогой через перископические наблюдательные приборы, расположенные на крыше башни. Это положительно сказывалось на обзоре при движении как по суше, так и по воде. Тем не менее, были выявлены определенные проблемы психологического характера: привыкание к работе во вращающейся башне могло вызывать большие затруднения.

Сравнение высот танка ПТ-76 и полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) в положении при минимальном клиренсе, 1965 г

Строительство макета позволило определить плюсы и минусы новой компоновки, а затем доработать ее. В дальнейшем разработка проекта «Объект 915» велась путем развития первого эскизного проекта. Таким образом, в техническом проекте корпус перспективной БМД разделялся на три отсека. В передней части машины предусмотрели три сиденья для десанта, три пулеметные установки с пулеметами ПКТ, аккумуляторные батареи, стеллажи для коробок боекомплекта и части ЗИП. В средней части корпуса расположили боевое отделение с вращающейся башней. Слева от вооружения в башне поместили поворотную платформу с рабочим местом механика-водителя. Для наблюдения за обстановкой над платформой предусмотрели небольшую башенку с приборами ТНПО-170. Один из них можно было заменить прибором ночного видения ТВМ-26. Справа от вооружения в башне поместили сиденье командира и набор прицельного оборудования. Смотровые приборы командира были аналогичны приборам водителя. Там же, справа от вооружения, предусмотрели место для боеукладок орудия, пулемета и ракетного комплекса.

Сразу за боевым отделением, перед моторной перегородкой находились два сиденья для десантников и стеллажи для боекомплекта. Рядом с местами десантника находились шаровые установки для ведения огня из автоматов. Для посадки и высадки десантников в кормовом листе боевого отделения должен был находиться сравнительно крупный люк. В крышке люка также предусмотрели наблюдательный прибор и шаровую установку для стрельбы из автомата.

В кормовой части корпуса разместили дизельный двигатель УТД-20А мощностью 250 л.с. Примечательно, что двигатель для «Объекта 915» имел меньшую мощность в сравнении с базовым УТД-20, примененным на БМП-1. Перспективная боевая машина десанта получалась почти вдвое легче машины пехоты, что позволило выбрать двигатель меньшей мощности. 250-сильный дизель УТД-20А обеспечивал оптимальное соотношение удельной мощности и расхода топлива. Внутри корпуса удалось разместить несколько топливных баков общей емкостью 400 литров. Расчетный запас хода достигал 500 километров.

При разработке бронированного корпуса для БМД «Объект 915» волгоградские конструкторы применили наработки, полученные в ходе проекта экспериментального плавающего танка «Объект М906». Предполагалось широко использовать сплавы алюминия, которые позволяли снизить массу бронекорпуса до 1,5 тонны. Стальной корпус с аналогичным уровнем защиты получался на 500-550 кг тяжелее. Лобовые детали корпуса и башни новой машины десанта обеспечивали защиту от пуль калибра 14,5 мм при стрельбе с любой дистанции. Борт защищал экипаж и агрегаты от 7,62-мм пуль на расстоянии 400 м. Интересен тот факт, что одновременно с алюминиевым корпусом разрабатывался стальной. При массе около 2,5 тонн он обеспечивал больший уровень защиты.

Ходовая часть БМД «Объект 915» использовала регулируемую пневматическую подвеску. На каждом из бортов машины имелись шесть опорных катков с пневматической рессорой, гидравлическим амортизатором и ограничителем хода катка. Также на каждом борту БМД предусмотрели по три поддерживающих ролика, направляющее колесо с гидравлической системой натяжения гусеницы, а также ведущее колесо с цевочным зацеплением. Использование пневматической подвески позволило создать систему изменения клиренса. На рабочем месте механика-водителя предусмотрели пульт управления, при помощи которого он мог изменять клиренс в пределах от 100 до 450 мм и регулировать натяжение гусеницы.

В требованиях к проекту значилось пересечение водных преград вплавь. Герметичный корпус имел хороший запас плавучести (порядка 60%), что можно было использовать для перевозки дополнительного груза весом около 2 тонн. Для передвижения по воде в моторно-трансмиссионном отделении разместили два водомета. Расчеты показывали, что «Объект 915» сможет плавать со скоростью до 12 км/ч.

Для упрощения конструкторских работ боевую машину десанта «Объект 915» в первом варианте проекта оснастили башней, разработанной для легкого танка «Объект 911Б». В результате этого главным вооружением новой БМД стало гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм. В одной установке с пушкой предполагалось монтировать пулемет ПКТ. На крыше башни предусмотрели пусковую установку противотанковых ракет комплекса 9М14 «Малютка». Таким образом, комплекс вооружений перспективной машины десанта полностью удовлетворял требованиям заказчика относительно унификации с БМП-1. Для наведения орудия и пулемета командир мог использовать комбинированный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62. Углы вертикальной наводки составляли от -3° до +20°.

Три пулемета, размещенные в передней части корпуса, оснащались перископическими прицелами и перекрывали широкий сектор передней полусферы. Все три пулеметные установки позволяли вести огонь в горизонтальном секторе шириной 35°. Допустимые углы возвышения – от -3° до +15°. В проекте БМД «Объект 915» использовались пулеметные установки, разработанные в ходе предыдущего проекта боевой машины пехоты «Объект 914».

Боекомплект орудия 2А28 состоял из 40 активно-реактивных выстрелов, 27 из которых располагалось в механизированной укладке автомата заряжания. Последняя находилась в кормовой нише башни и состояла из 27 трубчатых контейнеров, соединенных в цепь. Электрические приводы по команде экипажа доводили на линию заряжания очередной контейнер и досылали выстрел в ствол орудия. Остальные 13 выстрелов предполагалось перевозить в укладках боевого отделения. В боевом отделении также удалось разместить укладки на 4000 пулеметных патронов, две ракеты комплекса «Малютка», 10 ручных гранат и сигнальный пистолет с боеприпасами.

На определенной стадии проекта конструкторы Волгоградского тракторного завода рассматривали иные варианты комплекса вооружений. Так, вместо орудия «Гром» предлагалось установить два 14,5-мм пулемета КПВТ и сохранить пусковую установку ракетного комплекса. Кроме того, предлагалось создать двухместную башню с автоматической пушкой калибра 30 мм, что было позже воплощено в проекте боевой машины пехоты БМП-2.

Развитие первого варианта проекта «Объект 915» привело к появлению новой смелой идеи. Конструкция этой боевой машины позволяла создать унифицированное шасси для военной техники различного назначения с боевой массой не более 10-12 тонн. Имеются сведения о создании эскизных проектов легкого танка, командно-штабной и санитарной машин, а также самоходной зенитной установки. В конце 1964 года началась сборка натурного макета второго варианта БМД, разработанного в рамках проекта «Объект 915».

Проект боевой машины десанта «Объект 915» выглядел многообещающе, но все же некоторые его нюансы не устраивали заказчика. Тем не менее, технический проект БМД, разработанный в 1964 году, определил направление дальнейшего развития этого класса техники. По результатам сравнения нескольких проектов министерство обороны выбрало Волгоградский тракторный завод в качестве разработчика новой боевой машины для десанта. В 1965 году стартовал проект, сохранивший старое обозначение. В ходе нового проекта «Объект 915» была создана боевая машина, принятая на вооружение под названием БМД-1.

По материалам сайтов:
http://dogswar.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://b-m-d.info/
http://arms-expo.ru/

Новейшая боевая машина. Перефразируя девиз десантников «никто, кроме нас», про «бээмдэшки» можно сказать: такое не может никто, кроме них!

Начата войсковая эксплуатация: стрельба, полевые испытания, преодоление препятствий. Когда три гусеничные машины, окутанные снежным вихрем, синхронно проскакивают мост, чуть не вставая на дыбы, - это, братцы, сильно! Ревут моторы, расторопно бегают десантники, здесь же - заводчане, «представители производителя».
Это - «подконтрольная войсковая эксплуатация», которой наша армия обязана нынешнему министру обороны Сергею Шойгу. Если раньше от появления новой военной техники до принятия ее на вооружение проходили годы (и результаты зачастую оказывались неудовлетворительными), то теперь новинки сразу отправляют в войска, где их гоняют «в хвост и гриву», выявляя слабые места и недочеты. «А заводчане удивляются: у них-то все работало нормально», - смеются военные.
БМД-4М, о которых пойдет речь, проходят такую эксплуатацию с конца прошлого лета, у блогеров каких только названий данных машин можно не услышать. Неудивительно: испытания проходят первые десять экземпляров.

БМД 4М фото боевая машина десанта

«Садовница», которое в интернете присвоили новым боевым машинам, не имеет к ним никакого отношения, равно как и «Бахча-У». Все это - обозначение башен с вооружением, но ни та, ни другая не стоят на новой машине. Поэтому - просто БМД-4М. «Четвертого поколения, модернизированная». А если быть точным - полностью переработанная.

  • Какие БМД - боевае машина десанта бывают

БМД-1, принятая на вооружение в 1969 году, произвела настоящую революцию: десантники получили доселе невиданную машину - легкую, компактную, плавающую... А главное - спускаемую на парашютах.
Помните о первом опыте парашютного десантирования КАМАЗа: после жесткого приземления у него помялся передок. А «бээмдэшки» должны приземляться не просто невредимыми, но с экипажем внутри - и сразу вступать в бой!
Поэтому подвеску сделали гидропневматической, кузов сварили из прочной, но легкой алюминиевой брони (говорят, впервые в советской истории), а с 1971 года водитель-механик и командир десантировались вместе с машиной - в дополнительных креслах, как у космонавтов.
За десять лет было выпущено больше двух тысяч БМД-1 - за это время модель претерпела ряд модернизаций и успела повоевать в Афганистане. Там и оказалось, что 73-мм пушка «Гром» малоэффективна. У нее не было стабилизатора, она не позволяла стрелять по вершинам гор, а снаряды плохо пробивали афганские глинобитные стены.

На 1 фото видна дымовая после стрельбы в БМД 2, на другом фото БМД 1 с короткоствольной 73 мм пушкой в Афганистане фото

Поэтому у БМД-2, принятой на вооружение в 1985 году, пушку заменили на другую - автоматическую, калибра 30 мм (ее называют «вертолетной», поскольку ставят и на боевые вертолеты). И машина получилась настолько удачной, что не просто до сих пор стоит на вооружении, но и остается основной «броней» российского десанта.

фото с башни БМД-2 пламя по бокам - от предыдущего выстрела

А вот БМД-3, которая появилась на рубеже девяностых, наоборот, оказалась неудачной: она получила новый бронекорпус, стала крупнее и намного тяжелее... Но вооружение то не изменилось! А поскольку производство пришлось на эпоху развала экономики, за восемь лет Волгоградский тракторный завод собрал всего 137 экземпляров.
Наконец, в начале двухтысячных появилась БМД-4 - по сути, та же «трешка», только с башней от БМП-3. Но и эту машину едва не постигла судьба предшественницы: завод в Волгограде обанкротился, внедрение в войска невероятно затягивалось...

Огонь из 30-мм автоматической пушки ведет экипаж БМД-2,за ней на заднем плане БМД-4М фото

А военные не просто просили - требовали новую технику. Вот цитата из интервью главнокомандующего ВДВ Владимира Шаманова «Российской газете» в 2012 году:

Машина нужна как воздух. Даже в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе нам не хватало огневой мощи. А если противник посерьезней? С одной 30-мм пушкой и одной срабатывающей через раз противотанковой ракетой на башне сегодня много не навоюешь!

А вот цитата из выступления начальник Генштаба РФ Валерия Герасимова

БМД-2 устарели и морально, и физически. Возраст машин составляет 20-25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности. По этой причине в ходе марша на полигон (речь идет о внезапной проверке боеготовности войск) вышли из строя две единицы БМД-2.

  • БМД 4М фото боевая машина десанта из Кургана

И вот, наконец, перед нами БМД-4М - разработанная и сделанная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не на корме, а справа) и катки (с канавкой, как у БМД-2). Зато «начинка»...
Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает боевые машины пехоты, новая «бээмдэшка» на 60% унифицирована с БМП-3: это ходовая часть, башня с вооружением, водометы, электрооборудование.
И «силовой блок» с двигателем - 500-сильным многотопливным УТД-29 завода Барнаултрансмаш. Кстати, на БМД-2 стоит дизель тоже из Барнаула, но 240-сильный. Так что мощность выросла больше чем вдвое! Тогда как масса - в 1,75 раза. И расход топлива вырос почти вдвое: у БМД-2 он равен, если судить по вместимости баков и запасу хода, 56 л/100 км, а у новой машины - 92 л/100 км. Зато сам запас хода остался прежним - 500 км.

Двигатели БМД-2 и БМД-4М фото

А вооружение - даже не сдвоенное, а строенное: 100-мм орудие, 30-мм автоматическая пушка и пулемет калибра 7,62 мм. Правда, конструкторам пришлось пойти на компромисс: поскольку «вертолетная» пушка сюда не помещалась, ее заменили на «самолетную», менее скорострельную. Но точность стрельбы, наоборот, выросла: поскольку 30-мм ствол жестко скреплен с толстой «трубой» 100-мм орудия, он не раскачивается при движении. И если раньше для поражения цели на ходу требовалось израсходовать десяток-другой снарядов калибра 30 мм, теперь для этого достаточно нескольких выстрелов.
А противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) запускаются прямо через 100-мм ствол, нажатием кнопки, - тогда как у БМД-2 для этого надо вылезать из машины.
Наконец, теперь БМД десантируется не только с механиком-водителем и командиром, а со всем экипажем и десантом. Это значит, что после приземления бойцам больше не надо искать свои машины - которые зачастую приземляются в нескольких километрах...
Конечно, за все надо платить - например, особенностями десантирования.

съемные крышки капотов, на переднем БМД-2, на заднем плане БМД-4М

Если БМД-2 может «прыгать» из разных самолетов, от АН-26 до Антея, то для покрупневших и потяжелевших БМД-4М подходит исключительно ИЛ-76, причем его сейчас модернизируют, чтобы можно было десантировать не две, а три машины.

фото сравнительные размеры БМД-2 (она слева) новая БМД-4М выглядит настоящим танком. Видна разница в вооружении: у БМД-2 - одна 30-мм пушка, у БМД-4М пушка этого калибра спарена со 100-мм орудием

Ну а теперь - пора почувствовать себя в роли механика- водителя и наводчика! Для начала - на заслуженных БМД-2. Ой, какие БМД-2 низкие по сравнению с бронетранспортерами! «Это чтобы спрятаться от врага, - комментируют военные. - Если БМД лягут на днище, опустившись на гидропневматической подвеске, то могут проползти незамеченными через поле пшеницы». Вдобавок такая подвеска позволяет обманывать электронные прицелы, куда заложены габариты различной бронетехники. Электроника теряется: мол, что это?
Сравним с БТР-82А (который наконец получил электропривод поворота башни и стабилизатор вооружения), присутствует ли что- либо из этого набора на БМД-2. И знаете,что оказалось? У «бээмдэшек» образца восьмидесятых!!!, в отличие от ровесника БТР-80, все это есть!
«ВДВ всегда получали все самое лучшее, - улыбаются десантники. - Поэтому «бээмдэшки» по конструкции лет на двадцать, а то и тридцать, опережают аналогичную технику пехоты».
Но с точки зрения механика- водителя БМД-2 - примерно то же, что и БТР, только с рабочим местом посередине и рычагами вместо баранки. Педалей три, приборная панель - древняя.

спартанское рабочее место механика-водителя БМД-2 приборная панель из советских времен, видна мешанина из трубок и тяг на полу

После запуска дизеля надо первым делом выставить регулятором обороты холостого хода (900-1000 об/мин). Потом, выжав сцепление, включаем первую передачу, тянем оба бортовых рычага на себя, отпускаем сперва сцепление, потом «бортовые» - и поехали. Правда, передачи за меня переключал механик-водитель, сидевший рядом: чтобы я сосредоточился на управлении!!!
Но оно вполне понятное: надо повернуть вправо - тянешь правый рычаг (правая гусеница тормозится, и машина крутится вокруг нее), влево - левый рычаг, затормозить - оба рычага. Рычаги тугие, однако «бээмдэшка» едет именно туда, куда ты хочешь, - хоть на заснеженной дороге, хоть в чистом поле. Да и комфорт езды куда выше, чем у БТРа, благо подвеска гидропневматическая.

БМД 4М фото боевая машина десанта паспортные данные

Модель БМД-2 БМД-4М
Боевая масса, т 8,0 14,0
Экипаж, чел. 2 3
Десант, чел. 5 4 (♦ резервное место)
Наружные длина 5970 6000
габариты, мм ширина 2700 3150
высота 2180 2700
Клиренс, мм мин. 100 100-30
макс. 450 500+30
Двигатель дизель 5Д20-240 многотопливный УТД-29
Макс, мощность, л.с. 240 500
Удельная мощность, л.с./т 30,0 35,7
Трансмиссия механическая гидромеханическая
Макс, скорость, км/ч по шоссе 60-61 70
на плаву 10 10
Емкость топливных баков, л 280 460
Запас хода, км 500 500
Вооружение орудие-пусковая установка (калибр) - 2А70 (100 мм)
пушка (калибр) 2А42 (30 мм) 2А72 (30 мм)
пулемет (калибр) ПКТ (7,62 мм), 2 шт. ПКТМ (7,62 мм)
Боекомплект выстрелов к орудию - 34
выстрелов к пушке 300 464
патронов к пулемету 2980 2000
ПТУР 3 4

А вот на месте наводчика, в башне, мне пришлось туго: в зимнем комбинезоне 56-го размера я еле поместился там. Кое-как протиснулся в люк, просунул ноги под сиденье. Мне говорят: «Видишь три кнопки на «Чебурашке»? Вклю-чай их!» «Чебурашка» - это пульт управления башней и оружием с двумя «ушками» наводки по бокам. А я не то что нажать кнопки, вздохнуть еле могу: «Чебурашка» уперлась прямо в грудь, придавив ее. С трудом включаю электроприводы и понимаю: в обычный прицел смотреть получается, а вот в зенитный (он левее) - уже с трудом.
«Наводчиками сюда надо брать маленьких и тощих», - вздохнул я, выбравшись наружу. Причем если наводчика ранят или убьют - внутри машины его не стащишь со своего места при всем желании. А после стрельб в башне - натуральная дымзавеса: наводчик открывает люк, а оттуда дым валит...

  • Описание БМД 4М фото боевая машина десанта

Неудивительно, что когда я направился к БМД-4М, был настроен скептически. Но был потрясен - вопервых, простором, а во-вторых, обилием сверхсовременных решений и электроники. (Если она выйдет из строя, экипаж просто перейдет на традиционное управление.)
Первый шок ждал меня на месте наводчика. Да я здесь могу не просто дышать, а вольготно двигаться и даже фотографировать! И «Чебурашка» ничуть не мешает. Если прежде «башнёр» сидел в одиночку (а командир - внизу, слева от механика-водителя), то теперь командир и наводчик - бок о бок. У обоих - одинаковые пульты тепловизоров, причем можно наводить и стрелять, глядя прямо в экран. Но есть и традиционные прицелы, и они расположены удобнее, нежели у БМД-2.

БМД-4М - простор, современная обстановка, всего две педали... и сообщениями борткомпьютера, цветным ударопрочным дисплеем

Не меньше шокировали простор и обстановка в «кабине водителя». Вместо рычагов - руль наподобие велосипедного, над ним - селектор переключения передач, напоминающий Волгу ГАЗ-21. Здесь стоит коробка-«автомат»? Именно так! Потому и педали сцепления нет, зато «тормоз» широкий, под любую ногу.
Над штурвалом - блок подсвеченных кнопок с четкими надписями, по левую руку - разноцветный (что вообще сразило наповал) противоударный монитор с изображением приборов и сообщениями борткомпьютера («К запуску готов», «Стояночный тормоз включен», «Внимание! Закрой люки!»). Ощущение - будто сидишь не в «танчике», а в звездолете!
Ну, люк я закрывать не буду, поскольку поеду, как и на БМД-2, «по-походному», - приподняв сиденье ножным рычажком у основания и высунув голову наружу. А как запускать мотор?
«Электростартером, воздухом или комбинированным способом, - инструктируют меня. - Нажимаешь нужную кнопку, потом ждешь 20 секунд, пока система завершит диагностику, выжимаешь педаль газа, жмешь кнопку стартера еще раз...»

Блок кнопок и селектор коробки-«автомата» фото БМД-4М

В бронетехнике - цветной монитор с изображением приборов У водителя-механика БМД-4М - простор, современная обстановка, всего две педали... и сообщения борткомпьютера? Не может быть! И штурвал вместо рычагов, блок кнопок и селектор коробки - «автомата» очень информативны. Три желтые кнопки (справа) отвечают за запуск двигателя.

Р-р-р-бац: загрохотавший двигатель внезапно заглох. Я что-то сделал не так? Слишком резко отпустил «газ»! Но со второго раза все получилось. Мне помогли выставить обороты, я снял машину с «горного тормоза» (аналог автомобильного ручника), передвинул селектор трансмиссии на «R» и, «бибикнув», аккуратненько сдал на-зад. А дальше все просто: первая передача, разгон, вторая - и погнал по полю, подруливая буквально одним пальцем. И если БМД-2 управляется отлично, то БМД-4 - еще и невероятно легко. И потому к выражению военных «красивая техника хорошо воюет» могу добавить: а в удобной и современной не устаешь! Наводчику в БМД-4М гораздо просторнее и удобнее, у наводчика, и у командира - тепловизоры, при помощи которых можно и наводить, и стрелять.

Рабочий клиренс БМД-4М 420 мм, но может изменяется от 500 до 100 мм

Знаете, чего я не ожидал? Того, как ответят десантники на мой вопрос, нравится ли им служба. Несколько человек из экипажей БМД, не сговариваясь, сказали, что им очень интересно: «Ну как же, новую технику изучаем». А служить с интересом - согласитесь, совсем другое, нежели осваивать машины, за рычагами которых сидели еще отцы нынешних ребят.
До 2025 года ВДВ должны получить около 1500 новых «бээмдэшек» - аналогов которым, как уверяют военные, в армиях других стран нет. Так что - за десант! И за то, чтобы эти машины стреляли только на полигонах.