Арктическая экспедиция Полюс Холода. Начало. Экспедиции в арктику

Полюс холода - это условная точка на земном шаре, где наблюдается самая низкая температура планеты. Вопреки умозрительному представлению, географические полюса Земли не являются самыми холодными местами: например, зимой мороз в Арктике не опускается ниже -43 °C.

Однако в России есть два места, где были зафиксированы рекордно низкие показатели: Верхоянск (-67,8 °C) и Оймякон (-67,7 °C, неофициально −77,8 °C). Все они находятся в Якутии, и на днях я проехал каждый из них на пути к Северному Ледовитому океану. Это был самый яркий этап экспедиции "Полюс холода 2016", о которой я расскажу в ближайших постах.

В целом, поездка заняла 37 дней, а общая длина маршрута - 12 000 километров. Старт экспедиции состоялся в Иркутске, однако я присоединился к команде в Якутске. Оттуда и начну свой рассказ...

Наша команда. Ехали на трех Тойотах - Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Land Cruiser 80:

3.

Специальный гость экспедиции - якут на повозке мощностью в одну лошадиную силу:

4.

Я буду описывать наше движение по дням, чтобы записи имели практический смысл для тех, кто захочет поехать по нашим следам. В первый день выехали из Якутска и добрались до села Хандыга. Дорога скучная и неинтересная, за бортом было -45 градусов. В тот же день распределили и загрузили паёк на следующие дни. Как вы видите, рацион не баловал разнообразием и включал, в основном, одни консервы и каши. Организаторы сказали, что на консервах не умрем, а если кто-то хочет творожок, то пусть сам себе его покупает. Все согласились, что и консервы их полностью устраивают (они оказались очень даже неплохими, спасибо компании Atrus):

5.

Хандыга удивила зданием детского центра в виде летающей тарелки. Говорят, нарисовал это великолепие кто-то из администрации, после чего архитекторы воплотили творческий набросок в жизнь.

Выглядит необычно, правда, не уверен, что деткам по вкусу здание без окон:

6.

Городская заправка:

7.

95-го нет нигде, в наличии только 92-й и дизель. Цены вы видите на фото:

8.

Ни о каких сетевых заправках речи не идёт совершенно, тут одни допотопные бензоколонки со "скворечниками" в качестве санитарных удобств. Причем, чем дальше на север, тем дороже становится топливо:

9.

Федеральная трасса Колыма - одна из самых красивых дорог в России, я уже неоднократно об этом писал. Идет она от Якутска до Магадана. Промежуток до Хандыги не очень интересен, зато потом на горизонте поднимаются сопки и начинается красота-красота:

10.

Обочина выглядит ровной, но стоит съехать на неё одним колесом, как моментально проваливаешься в канаву:

11.

12.

Интересная агитация:

13.

14.

15.

Я раньше думал, что самые смешные названия населенных пунктов в Карелии, но оказалось, Якутия вполне может посоревноваться с русским севером:

16.

17.

18.

19.

20.

Тут, видимо, прошёл какой-то сель и оставил "лысину" на склоне:

21.

22.

Вечером помогли вытащить УАЗик из канавы:

23.

Проехав буквально полчаса, опять встретили нашего потерпевшего. В том же же самом положении. Сразу видно, счастливчик:

24.

Немного зимней сказки вам в ленту:

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Знаменитая заправка в поселке Кюбеме: отсюда дорога поворачивают на Оймякон. В какой-то момент здесь возникла традиция клеить стикеры всех проходящих экспедиций:

31.

Топливо пока ещё стОит столько же, сколько и в Хандыге, но очень скоро цены поползут вверх:

32.

Ещё этот поселок заменит своей "туристической инфраструктурой" - для редких путников открыто кафе с неожиданным названием "Куба": Правда, всё, чего у республики Саха есть общего с этой страной - это количество букв в названии:

33.

Хотя Кюбеме и расположен в соседнем часовом поясе, все тут живут по якутскому времени:

34.

Среди обитателей "Кубы" одни дальнобойщики:

35.

Объявление:

36.

На термометре автомобиля -38, хотя в реальности гораздо холоднее. Увы, оборудование рассчитано на максимальный мороз в -40 градусов, после чего начинает врать:

37.

А сейчас самое время представить партнеров экспедиции "Полюс Холода 2016". Текст предоставлен органихаторами:

Во первых, экспедиция едет на внедорожниках Toyota Land Cruiser , любимцах всех испытателей и регулярных участниках самых сложных путешествий на грани выживания. Это возможность посмотреть поближе на новый флагман Toyota и его техническую начинку.

У экспедиции есть важная социальная миссия - колоссальное количество энергии и движений, которые совершат участники на своем пути по самым холодным местам России, пойдут на по-настоящему доброе дело. Они будут конвертированы в баллы и переданы в фонд Добра проекта «Непотека 2.0 ». Накопленные баллы бренд Rexona переведет в деньги и направит на развитие и популяризацию спорта - строительство мобильных спортивных площадок в городах России."

Компания Toyo Tires предоставила для экспедиции несколько комплектов шипованной резины Observe G3-Ice, которая обеспечит нам комфорт и безопасность даже на труднопроходимых участках маршрута, где ехать придется по глубокому рыхлому снегу или по льду. Эти шины разработаны специально для экстремальных зимних условий, они дают отличную управляемость, резиновая смесь остается мягкой и не теряет своих свойств даже в сильный мороз, глубокий протектор «елочкой» хорошо гребет снег, а хитро расположенные шипы образуют 20 рядов на поверхности шины и позволяют уверенно тормозить на льду. Toyo Observe G3-Ice идеально подходит для путешествия в Заполярье.

Верхнюю одежду для экспедиции предоставила российская компания Sivera

Экспедиции в Арктику: сезонность путешествий, маршруты поездок, отзывы об арктических экспедициях.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Крайняя северная области Земли, Арктика - вечное царство холода, снега и льда. Простираясь почти на 27 миллионов километров, Арктика - больше, чем просто недоступный край. Эта овеянная легендами, воспетая и проклятая область планеты - один из самых желанных пунктов в послужном списке уже везде побывавшего туриста. Ежегодно Арктику посещают не более нескольких десятков тысяч путешественников - объёмы, сравнимые с каким-нибудь европейским городом средней руки. Но дело вовсе не в том, что здесь нечего смотреть: дороговизна туров в Арктику - вот что отсеивает львиную долю поклонников ледяной экзотики. Однако обеспеченному туристу, в придачу не боящемуся холода, Арктика открывает целый кладезь уникальных богатств: непередаваемой красоты гряды ледников, заснеженные долины, уходящие за горизонт, полярные день и ночь, северное сияние... - словом, чудеса, которые не увидишь больше нигде на планете.

Экспедиции в Арктику - простые...

При современном развитии туризма, когда посетить можно даже Космос - было бы желание клиента, подкрепленное соответствующими финансами, путешествие в Арктику уже не представляется уделом одних только профессиональных исследователей и учёных. Времена Пири и Амундсена канули в прошлое - и сегодня экспедиция в Арктику не требует почти никакой специальной физической подготовки.

Направления для так называемых простых экспедиций - прежде всего весьма приближенные к цивилизации датская Гренландия и норвежский Шпицберген . Размещение, питание и развлечения здесь практически не отличаются от популярных курортных направлений, лишь с поправкой на зиму. Также стоит обратить внимание на российские заповедники Арктики - во многих для туристов разработаны маршруты разной степени сложности, а в некоторых допускается самостоятельное перемещение - на автомобиле или на лодке.

В 2016 г. на рынок возвращается легендарный арктический ледокол «Капитан Хлебников» , который за 75 дней планирует посетить, кажется, все примечательные уголки красавицы-Арктики.

100-километровый лыжный переход к Северному полюсу от российской дрейфующей базы Барнео занимает около 5-7 дней.

...и сложные

Для «продвинутых» путешественников, в чьем активе восхождения в высокогорьях, сплавы по бурным рекам или многокилометровые пешие переходы, предназначены условно сложные экспедиции в Арктику. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Маршруты - самые разнообразные: от трекинга по просторам национальных парков Арктики в России , Норвегии , Канаде , США и Дании до лыжных экспедиций по следам первооткрывателей. В числе последних, например, 100-километровый лыжный переход к Северному полюсу от российской дрейфующей базы Барнео, занимающий около 5-7 дней. Ну а тем, в чьих жилах течет кровь отважных первопроходцев, можем порекомендовать присоединиться к профессиональным экспедициям в Арктику, к примеру, проводимым группой Шпаро.

В Арктике

Когда ехать

Несмотря на достаточно мягкий климат Арктики - годовая температура в большинстве посещаемых путешественниками пунктах колеблется от +10 °C до -15 °C - для «сложного» посещения этого региона имеет смысл выбрать весенне-летний период. Осенью и зимой здесь мало того что царит полярная ночь, когда солнце вовсе не поднимается над горизонтом, но также очень часты сильные пронизывающие ветра, «понижающие» температуру как минимум на десяток градусов, по ощущениям.

В то же время «цивилизованные» экспедиции - например, в Гренландию или на Шпицберген - проводятся практически в течение всего года. Зимой в Лонгйире путешественникам предлагается ничуть не меньший спектр активных занятий, нежели летом - в дополнение к сафари на снегоходах, экспедициям на собачьих упряжках и экскурсиям на снегомобилях - здесь можно практически ежедневно наслаждаться северным сиянием, ведь на дворе - полугодовая ночь.

Сама история России поистине парадоксальна. Мало того, что всему героическому и славному десятилетиями сопутствовало трагическое и постыдное – мы ухитрялись не замечать великого, не умели гордиться тем, что было достойно и гордости, и преклонения. История Арктики в этом отношении – горький и назидательный пример, на котором никогда не поздно учиться.

Все, что происходило в Заполярье в 20 – 30-е годы XX века, воспринималось жителями Большой земли с громадным интересом и восхищением. Само слово «полярник» стало символом всего героического в Стране Советов, а биографии тех, кого величали покорителями полюса, Центральной Арктики, Северного морского пути, печатались на первых страницах газет с не меньшими подробностями, чем впоследствии – биографии первых космонавтов.

Вряд ли можно установить с большой точностью, когда именно Арктика была «закрыта» от глаз простых смертных. Кто это сделал, естественно, секретом не является: «друг» и «отец» советских полярников, несомненно любивший своих арктических «детей» – Иосиф Сталин. Речь сейчас идет не о закрытии Севера от иноземцев – это началось еще в стародавнюю царскую эпоху, в XVII – XVIII столетиях. Правда, Сталин сделал одно любопытное послабление именно в этом: в навигацию 1940 году. трассу Северного морского пути на восток тайно преодолел германский вспомогательный крейсер "Комет". Его сопровождали наши ледоколы, на борту немца, находились лучшие советские арктические лоцманы, ледовая разведка искала для него безопасные проходы во льдах. Таков был итог предательского сговора между Сталиным и Гитлером, особенно зловещего еще и тем, что по выходе в Тихий океан «Комет» стал боевым кораблем, угрожавшим нашим будущим союзникам по антифашистской коалиции. Но разговор сейчас о другом – о прямом запрете на публикации об Арктике, о том, что повседневно происходило в высоких широтах, включая самые яркие, героические события, которые прославили бы наше отечество и укрепили его престиж.

Не писали о проводке военных кораблей по Северному морскому пути.

Не писали о грядущей высадке папанинцев на полюс, сообщив об этом постфактум, на следующий день. Позже такая порочная практика повторилась и во время полюсного рейса атомохода «Арктика» – как, добавим, и при всех космических запусках вплоть до 80-х годов.

Во время войны 1941 – 1945 годы побережье Ледовитого океана стало линией фронта, и, естественно, все четыре года почти никакой информации о том, как живет, бедствует, хоронит своих защитников Советское Заполярье, наш народ не получал (кроме сообщений о громких победах моряков Северного флота в Баренцевом море). Как бы по инерции все сведения о происходящем на Крайнем Севере, о погоде и льдах, об экспедициях и находках, обретениях и потерях на протяжении добрых десяти послевоенных лет также оставались под замком. У нас отнимали историю, право на знание имен и событий, дат и биографии! Вся страна погружалась во тьму самоизоляции, отгородившись мира невидимым, но непроницаемым «железным занавесом». А в Арктике тем временем вершили открытия и подвиги в масштабах, вполне сравнимых с тем, что творили в полярных морях и полярном небе прославленные первопроходец былых эпох. Ежегодно в высокие широты снабжались многолюдные экспедиции «Север», всесторонне изучавшие природу Центральной Арктики. А весной I960 года была высажена во льды вторая в истории дрейфующая станция «Северный полюс».

О том, что был такой дрейф, общественность нашей страны и зарубежный мир узнали лишь четыре года спустя, когда начинали свою работу в полюсных льдах станции «СП-3» и «СП-4». Через год после смерти Сталина произошло «обвальное» рассекречивание Крайнего Севера и появилось запоздалое желание восстановить справедливость. Оказалось, что станция «СП-2» прожила во льдах Восточной Арктики 376 суток, гораздо дольше папанинской, что 11 зимовщиков испытали и ледовые разломы, и неоднократные эвакуации лагеря, и пожар в палатке радистов, и летние наводнения, и случаи нападения белого медведя на человека, не говоря уже о всевозможных лишениях.

Но главное: они работали в обстановке невероятной, безумной секретности, без права быть собой, словно разведчики, заброшенные во вражеское логово. Даже в Арктическом институте, где готовилась та экспедиция, даже близкие тех, кто отправлялся на целый год во льды, не ведали ничего и вместо эффектного «СП» вынуждены были проставлять на конвертах номер безликого почтового ящика. Их и награждали секретным Указом Президиума Верховного Совета, по которому руководитель дрейфа Михаил Михайлович Сомов стал Героем Советского Союза, а остальные получили ордена Ленина.

И только совсем недавно выяснилось, что начальник станции имел приказ сжечь документацию и взорвать все постройки, если к льдине приблизится «американский враг». Одним из важнейших секретов Арктики стало создание в середине 50-х годах ядерного полигона на архипелаге Новая Земля. Свыше 30 лет там проводились испытания чудовищного водородного оружия, и сегодня Новая Земля изранена, тяжко травмирована. Невозможно даже в первом приближении составить список безвозвратных потерь, понесенных ее природой – бело-голубыми ледниками, огромными птичьими базарами на прибрежных скалах, тундровой растительностью, поголовьем тюленей, моржей, белых медведей.

Может быть, одним из самых последних по счету стало рассекречивание космодрома Плесецк в Архангельской области. О нем впервые открыто заговорили лишь в 1992 году. Теперь мы знаем и о его создании в 1959 году, и о страшной катастрофе 18 марта 1980 года, когда в результате мощнейшего взрыва погибло почти 60 человек. Стало известно и о том, что именно отсюда, с космодрома близ города с обязывающим названием Мирный, вожди собирались атаковать смертоносными ракетами заокеанского врага во время так называемого карибского (кубинского) кризиса 1962 года.

Особую «закрытость» придавали Крайнему Северу обстоятельства, весьма далекие от соображений здравого смысла или хотя бы разумной секретности военно-стратегического характера, виной тому были массовые политические репрессии.

Великий террор, бушевавший на Большой земле в 20 – 50-е годы XX века, громким эхом отозвался в высоких широтах. Не было в Заполярье ни одной сферы человеческой деятельности, ни единого самого что ни на есть медвежьего уголка, до которого не дотянулись бы карающие органы, откуда не повезли бы на суд и расправу полярников разных специальностей – моряков, пилотов, ученых, геологов, зимовщиков, хозяйственных и партийных работников, портовиков, строителей, учителей, врачей, включая представителей малочисленных коренных народностей Севера (а таковых по меньшей мере около 30).

Как и на Большой земле, на Севере в должных пропорциях обнаруживали «врагов народа»: вредителей и диверсантов, троцкистско-зиновьевских, бухаринско-рыковских наймитов, кулаков и подкулачников. Обнаруживали по доносам, клеветническим наветам, создавали немыслимую обстановку всеобщей подозрительности, слежки и взаимодоносительства, арестовывали, сажали в тюрьмы, отправляли в гибельные ссылки, уничтожали.

Казалось бы, кому могли помешать люди, живущие в Заполярье в условиях постоянных лишений, опасностей, смертельного риска? Чем досадили сталинскому режиму они, моряки-ледоколыщики, сотрудники полярных станций, геологи, искавшие золото и олово, нефть и уголь?

Да, именно так, из Заполярья в Заполярье, в жуткие северные лагеря везли энтузиастов-романтиков, которые отдавали жизнь изучению и освоению этих вольных, бескрайних, влекущих к себе краев. Везли по славной трассе Северного морского пути, в трюмах пароходов, на открытых баржах, и суденышки эти застревали во льдах, шли на дно вместе со своим живым грузом, выручать который не летели отважные летчики, не мчались на всех парах могучие ледоколы.

Одним из первых еще в самом начале 30-х годов был арестован маститый профессор-геолог Павел Владимирович Виттенбург, известный исследователь Шпицбергена, Кольского полуострова, Якутии, острова Вайгач. Вот туда-то, на Вайгач, где он успел до того сделать крупные открытия, и повезли ученого на свинцово-цинковые рудники. К счастью, ему удалось выжить и через много лет вернуться в родной Ленинград. Но скольким его коллегам, друзьям, соратникам это было не суждено.

Был расстрелян в 1939 году профессор Р. Л. Самойлович. Та же участь постигла его доброго товарища, генерального консула СССР на Шпицбергене и отца будущей прославленной балерины (которая девочкой зимовала вместе с родителями в Арктике) Михаила Эммануиловича Плисецкого. Погиб профессор Павел Александрович Молчанов, участвовавший вместе с Самойловичем в экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин». Пали жертвами репрессий герои-челюскинцы Алексей Николаевич Бобров, Илья Леонидович Баевский, Павел Константинович Хмызников, фанатик радиодела Николай Рейнгольдович Шмидт, первым услышавший сигналы бедствия из Красной палатки Нобиле, ветеран Северного морского пути, строитель города и порта Игарки Борис Васильевич Лавров.

Лишь в одном только Гидрографическом управлении Главсевморпути было арестовано и уволено с работы свыше 150 сотрудников, объявленных «чуждыми элементами». Так поступали с полярными гидрографами, первопроходцами ледовой трассы, знатоками ее грозных опасностей, хранителями маяков – с людьми, без которых невозможна нормальная жизнь Северного морского пути!

Ученых Арктического института, которым руководил Самойлович, в те годы уважительно называли «сборной СССР». Эта уникальная «команда» единомышленников, самоотверженных патриотов своей страны была в считанные месяцы истреблена почти полностью. Из ведущих ученых не тронули одного лишь профессора Владимира Юльевича Визе, но как же его шельмовали, как оскорбляли, как угрожал ему долгие-долгие годы. На огромные, немыслимые сроки отправились в тюрьмы и лагеря знаменитый геолог и географ Михаил Михайлович Ермолаев, ведущий знаток льдов и морских течений Николай Иванович Евгенов, легендарный полярный исследователь Николай Николаевич Урванцев.

Именно Урванцев еще в 20-е годы XX века открыл богатейшие месторождения меди, никеля, угля, графита, кобальта на Таймыре, в районе будущего Норильска. И, по «доброй» традиции, заведенной карательными органами, был в 1940 году насильственно отправлен туда же, к месту своей былой (и будущей!) славы. Он и в заключении продолжал работать геологом, бывал в экспедициях, писал научные работы, однако все они оседали в недрах «спецхрана» (этим словцом обозначались сверхсекретные архивы и книгохранилища, в которых содержались бесценные труды людей, объявленных «врагами народа», потерявших право на собственное имя).

Даже на таком фоне совершенно чудовищными выглядят репрессии времен Отечественной войны. Прямо в море арестовывали самых именитых арктических капитанов, предъявляя им нелепые обвинения во вредительстве и измене Родине.

Восемь лет отсидел в лагерях архангельский судоводитель Василий Павлович Корельский, а его однофамилец, капитан ледокольного парохода «Садко» Александр Гаврилович Корельский, был приговорен к расстрелу за то, что его судно наскочило в штормовую погоду в Карском море на необозначенную на карте мель.

Были арестованы в военные годы прославленные полярные пилоты Фабио Брунович Фарих и Василий Михайлович Махоткин, после войны к ним добавились еще несколько авиаторов, а также известный арктический капитан Юрий Константинович Хлебников, удостоенный редчайшего для моряка гражданского флота ордена Нахимова. Его отправили на «сталинский курорт» – в Воркуту, где заключенному Хлебникову предстояло десять лет добывать заполярный уголь.

Полярников хватали и на самых удаленных от материка зимовках. Были арестованы и сгинули начальник полярной станции на Земле Франца-Иосифа Филипп Иванович Балабин, молодой талантливый океанолог, сотрудник одной из чукотских станций Александр Чаусов. Начальника зимовки на острове Домашнем в Карском море Александра Павловича Бабича, известного радиста, одного из первых в стране почетных полярников, девять лет добивали в камере смертников и в забайкальских лагерях, выколачивая из него признание, будто он хотел «передать врагу наш арктический флот». В мае 1950 года, за два месяца до смерти в концлагере, Бабич отправил семье в Ленинград последнее письмо: «Иногда я искусственно убеждаю себя, что я продолжаю зимовку и просто в силу обстоятельств не могу возвратиться на Большую землю. Но ведь когда-то и эта «зимовка» кончится?»

Страшные «зимовки» кончились для подавляющего большинства невинно осужденных, вычеркнутых из истории и из народной памяти людей лишь после 1956 года.

Это инновационный проект САФУ, Росгидромета и Русского географического общества. Он создан для изучения природы Арктики, и подготовки научно-производственных кадров для региона. Экспедиции проводятся на научно-исследовательском судне первого ледового класса «Профессор Молчанов». На борту есть всё необходимое для научной деятельности экипажа: три лаборатории, помещения, адаптированные для проведения лекций и семинаров, оборудование для проведения метеорологических и океанографических измерений. В нашей стране аналог такого плавучего университета есть только во Владивостоке.

Ежегодно исследовательский корабль отправляется из порта Архангельска в экспедиции по территориям Белого, Баренцева и Карского морей. 375 студентов побывали на борту судна «Профессор Молчанов» за пять лет существования проекта, 35 из них - иностранные студенты. АПУ объединяет более 20 ведущих научно-образовательных учреждений России, Европы и Америки.

Автор фото: Ирина Скалина

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭКСПЕДИЦИИ В АРКТИКУ?

Какие ассоциации возникают с Арктикой? Холод, скромная природа, да зима круглый год. Казалось бы, зачем туда отправлять целую научную экспедицию, если там ничего нет, кроме снега и льда? На самом деле, флора и фауна Арктических зон не такая уж и скудная, как может показаться на первый взгляд. Да, лето здесь длится всего сорок дней, но какой чудесный мир успевает показать Арктика за такое короткое время. На этих территориях множество неизвестных видов растений, поэтому с каждой экспедицией расширяются гербарные фонды. В подтверждение этому стоит посмотреть учебный фильм медиа-центра САФУ «Арктический мост» «Природные зоны Арктики » .


Автор фото: Ирина Скалина

На борт АПУ могут попасть представители самых различных специальностей. Студенты естественно-научных направлений изучают разнообразие биологических видов Арктических зон, технических - механизм работы судна «Профессор Молчанов», проводят метеорологические исследования, а студентам-гуманитариям будет интересно изучить историческое и культурное наследие архипелагов Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, островов Вайгач и Колгуев.

Благодаря деятельности «Арктического плавучего университета» получают новые знания о состоянии окружающей среды Арктического региона, а также разрабатывают рекомендации по сохранению арктической экосистемы. Не каждый университет может похвастаться такой научной деятельностью, это доказывает уникальность и научную ценность проекта.


Автор фото: Ирина Скалина

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЭКСПЕДИЦИИ?

Участники экспедиции - это студенты и научные сотрудники, которые хотят повлиять на сохранение самобытности арктической среды и обеспечить устойчивое развитие региона для будущих поколений. Они проводят исследования в области ботаники, океанологии, метеорологии, гидрохимии, психологии, истории, археологии.

,
аспирантка 1 курса направления подготовки «Биологические науки»:

«В экспедиции была четыре раза. В 2012 году мой научный руководитель предложила поучаствовать, и я согласилась. Раньше занималась общественной деятельностью, а после участия в экспедициях серьёзно заинтересовалась наукой. Для меня наука - это занимательные книги, общение с интересными людьми, открытие чего-то нового. Она даёт возможность показать себя. Экспедиции „Арктического плавучего университета“ - это продолжение моей научной деятельности, так как занимаюсь изучением почв Арктики. Эти территории достаточно долго не исследовались, а в настоящее время арктическим зонам уделяют особое внимание».

Экспедиция длится в среднем около тридцати дней. Нужно быть готовым к суровому климату, возможным штормам и к тому, что стабильной связи, а тем более интернета, не будет. Зато будет компания интересных людей, объединённых жгучим интересом к изучению мира Арктики. Нужно действительно любить своё направление в науке и «болеть» им. Стать участником АПУ - это возможность получить бесценный опыт, шанс внести свой вклад в развитие Арктики. Он выпадает не каждому.


Автор фото: Ирина Скалина

Критерии, которым должны соответствовать участники резервного фонда:

  • студент 2–4 курсов, магистрант или аспирант;
  • соответствие специальности задачам и направлениям экспедиционных работ;
  • отсутствие хронических заболеваний, препятствующих к нахождению в длительном рейсе;
  • владение английским языком на уровне Intermediate;
  • увлечение научной деятельностью по своему направлению исследований, наличие научных публикаций и выступлений в конференциях;
  • отсутствие академической задолженности;
  • наличие загранпаспорта;
  • наличие научного руководителя для согласования программы исследований.

Если чувствуешь, что для твоих научных открытий необходимо путешествие в Арктику, что не сможешь спать спокойно, не увидев её своими глазами, да еще и соответствуешь всем критериям, заполняй анкету участника резервного фонда «Арктический плавучий университет». Возможно, именно ты станешь следующим участником научной экспедиции АПУ.

История исследования «страны ледяного ужаса», как некогда называли Арктику, неразрывно связана с историей развития технического прогресса и человечества в целом. Как проект государственного масштаба полярные экспедиции впервые были задекларированы при Петре Первом.

В середине 16 века русские землепроходцы и поморы по притокам рек Сибири ходили вдоль побережья Северного Ледовитого океана. В 1648 году группа мореходов вместе с Семеном Дежневым и Федотом Поповым вышли к Тихому океану, обойдя Чукотский полуостров. Плыли на одномачтовых поморских гребных парусных суднах – кочах.

Начало исследованиям Новосибирских островов положили экспедиции 1686-1688 гг. И.Толстоухова и 1712 г. М.Вагина и Я.Пермякова. Объединила несколько полярных экспедиций в 1733-1742 гг. к Северному Ледовитому океану Великая Северная. В ее составе был поход Витуса Беринга, благодаря которому была выполнена большая работа по исследованиям северной части Сибири от устья реки Печоры и о.Вайгач до Командорских островов и Чукотки с Камчаткой.

Это был первый грандиозный проект в истории России в Арктике. На карту были нанесены Курилы, береговая часть острова Хонсю, побережье Ледовитого океана в диапазоне от Архангельска до Колымы. Следующим значимым событием в этой области стали экспедиции Семена Челюскина, посвятившего всю жизнь освоению северо-восточных границ России, в частности, Таймыра. В честь его северная оконечность Азии получила название мыс Челюскина.

Необходимо отметить также русских мореплавателей Врангеля и Матюшкина, в активе которых четыре полярных экспедиции по дрейфующим льдам. Крупным исследователем арктической земли считается Ф.Литке. Во время своего кругосветного плавания (начавшегося в 1826 г.) он исследовал и описал множество островов, определил ключевые пункты Камчатского берега от Авачинской губы по направлению к северу и пр. Это одно из самых успешных полярных предприятий того времени.

Хорошо известно имя адмирала Степана Макарова, по идее которого был построен в Англии ледокол «Ермак» в 1899 г. (первое мощное судно того времени). Предназначался для систематического сообщения через Карское море с Енисеем и Обью, а также для полярных исследований.

Экспедиции на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр» с 1910 по 1915 гг. выполнили большой объем работы по географической описи от мыса Дежнева до устья реки Лены, оставив на побережье навигационные знаки. Среди других известных исследователей Арктики – Георгий Седов, Николай Зубов и ряд других.

Большое значение российский арктический регион имел при советской власти. С 1923 по 1933 года на островах Северного ледовитого океана и побережья начали свою радиометеорологическую работу 19 полярных станций.

Особую страницу и принципиально новое осуществление возможностей изучения в историю исследований вписали экспедиции 1930-1940 гг. на ледоколах «Литке», «Красин», «Сибиряков» и «Г.Седов». С 1991 по 2001 гг. в связи с непростым экономическим положением России была прервана более чем полувековая деятельность в северных широтах.

В настоящий момент ведущие научные институты разрабатывают различные программы по изучению Арктики, работает более чем десяток экспедиций.

Шестая арктическая экспедиция

Многие страны и путешественники предпринимали попытки пройти полярные просторы, изучив побережье Ледовитого океана. Мужество людей этих может вызывать только восхищение.

До сих пор ходят легенды о советской экспедиции 1960 года на судне «Обь». Помимо того, что исследователи год зимовали в непростых полярных условиях и выполняли важные научные работы, молодому хирургу Леониду Рогозову пришлось самостоятельно удалить себе аппендикс. Участники экспедиции были отрезаны льдами от Большой Земли и могли рассчитывать только на свои силы. Российский врач решил делать срочную операцию.

Если говорить о более современных исследованиях, то необходимо отметить шестую экспедицию на север, «Кара-зима-2015», которая была организована компанией «Роснефть». В ее ходе, помимо узкоспециальных, были получены уникальные данные, которые можно классифицировать как прорыв в освоении Арктики. За последние 20 лет это был самый масштабный проект в мире.

Полярные экспедиции на Арктику

Полярные путешествия в царство льда предпринимаются с давних времен. Первые сведения о Сибири и прилегающих границах Северного Ледовитого океана в России были получены еще в 14 веке. С тех пор было предпринято множество попыток (удачных и не очень) освоения морских и сухопутных путей в Арктике.

В общей сложности количество исследовательских походов на сегодняшний день уже приближается к сотне.

Морская арктическая геологоразведочная экспедиция

В 1972 году в Мурманске было создано полярное объединение, впоследствии получившее название Морской арктической геологоразведочной экспедиции. Цель – изучение шельфа Арктики и определение перспектив разработки в районах Карского, Баренцева и Белого морей нефтяных месторождений, газа и твердых полезных ископаемых.

На сегодняшний день это уже целый российский институт, работающий по ряду направлений, связанных как с геологоразведочными, так и научными полярными работами.

Высокоширотная арктическая экспедиция

В Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды работает высокоширотная арктическая экспедиция, которая организует дрейфующие исследовательские поездки во льдах Северного Ледовитого океана.

Этот российский центр выполняет научно-исследовательские, океанологические, гидрологические, геодезические, геофизические и другие виды работ, проводит полярные аэрологические, ледовые наблюдения и т.д.

Арктическая экспедиция и аппендикс

Российская арктическая экспедиция на Северный полюс 1960 года стала известной на весь мир после того, как хирургу Леониду Рогозову на четвертом месяце зимовки пришлось самому себе удалять аппендикс. Он был единственным врачом в составе экспедиции и по симптомам определил острый аппендицит. Консервативное лечение не помогло, возможности вернуться на материк тоже не было.

Чтобы выжить в Арктике, Рогозов при ассистировании сотрудников станции в течение двух часов провел самому себе операцию, вырезав аппендикс. Уже на следующий день он пошел на поправку и через неделю снял швы. Вернуться домой участники полярных исследований смогли только через год. Всем известная песня «Пока вы здесь в ванночке с кафелем» Высоцкого посвящена хирургу Рогозову.

Оперировал без перчаток, практически на ощупь. По возвращении из Арктики он был отмечен наградами, в том числе и орденом Трудового Красного Знамени.

Достижение молодого хирурга в полярных условиях числится в Книге рекордов СССР и Книге рекордов России.