Золотым немецким крестом. Немецкий крест и его история. Кресты военных заслуг и «Яичница Гитлера»

Введение

Глава 1. Знания, навыки и умения в процессе обучения

Глава 2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике

Глава 3. Практические аспекты усвоения знаний и умений

Заключение

Введение

Актуальность . Как известно, переход из состояния необученности в состояние определенной обученности осуществляется через овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству их формирования у обучающихся за заданное время.

До 80-х гг. ХХ столетия традиционно считалось, что содержание подготовки специалиста сводится только к этим компонентам. Позже были выделены еще два – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.

Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.

Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.

Цель исследования – рассмотреть проблему формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.

Задачи исследования :

1. Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.

2. Проанализировать функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике.

3. Определить практические аспекты усвоения знаний и умений.

Объект исследования – основополагающие характеристики знаний и умений в процессе обучения. Предмет исследования - определение особенностей формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.

Гипотеза исследования : мы исходили из того, что усвоение знаний и умений – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.

1. Знания, навыки и умения в процессе обучения

Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области .

Знания - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.

Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость - наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать - значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.

Связность знаний - наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально .

Активность знаний - способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.

Данные - это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.

Различают знания декларативные - утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные - описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания - это правила связи, а процедурные знания - это правила преобразования.

· хранятся (запоминаются);

· воспроизводятся;

· проверяются;

· обновляются, в том числе переструктурируются;

· преобразуются;

· интерпретируются.

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Прочность усвоения знаний - одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон» .

Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?

Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.

Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.

В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное .

Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.

Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.

Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.

Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.

Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.

Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.

Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.

В практике обучения ещё нередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний,- одна из причин формализма в обучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

Повторение- возвращение к ранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения. Повторение эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений; если в его построении соблюдаются преемственность и системность. Закрепление знаний- деятельность, направленная на прочное усвоение учебного материала. Закрепление условно подразделяется на: воспроизводящее (вторичное осмысление пройденного), тренировочное, творческое (не только воспроизведение и совершенствование усвоенного, но и раскрытие новых сторон изучаемого).

Подлинное освоение- это умение оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Этой цели служат различные виды практической и самостоятельной работы учащихся. Применение теоретических знаний, правил и т.п. к разнообразному материалу приводит с одной стороны, к выработке соответствующих умений, навыков, а с другой- и к более глубокому осмысливанию и усвоению применяемых таким образом знаний .

Способами проверки прочности усвоения знаний являются:

Отсроченный контроль. Проводится через какое-то время после завершения обучения по курсу (пол года, год или более) с целью измерения остаточных знаний. В реальном образовательном процессе проводится редко, обычно при проведении исследований.

Входной контроль. Одной из целей входного контроля является проверка остатка знаний по ранее изученному курсу и необходимых для текущего курса. По результатам выполнения тестовых заданий выявляются пробелы в знаниях обучаемых, которые необходимо компенсировать дообучением. При обучении с участием компьютера частота входного контроля может и должна быть существенно выше. Это обеспечит успешное обучение текущему предмету (теме).

2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике

Очень часто под знаниями понимается осознанно воспринятая человеком и фиксированная в его памяти информация об объективной действительности. Однако в такой трактовке знания являются продуктом субъект-объектного взаимодействия. Более емким представляется определение Ж. Пиаже, уделявшего много внимания изучению природы креативности. Он полагал, что знание есть результат структурирования реальности, а не просто ее копия, и что развитие интеллекта есть процесс конструкции, осуществляемой субъектом, который привносит ее во внешнюю реальность, а не извлекает оттуда. С Ж. Пиаже солидарны современные отечественные педагоги. По их мнению, научные знания, включающие в себя факты, понятия, законы, закономерности и теории, должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Следует иметь в виду, что понятия «учебная информация» и «знания» суть не одно и тоже. Учебная информация – это определенная знаковая система, которую должен воспринять и усвоить студент. Для понимания новой информации обучающийся, как известно, использует уже имеющиеся у него знания. Информация получается реципиентом в результате взаимодействия восприятия, мышления, кратковременной и долговременной памяти. Знание же, подчеркнем, не есть просто перекодированная на языке мозговых структур информация. Знание является подструктурой личности, включающей не только отражение предметов объективной действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного. …Чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту необходимо совершить двойной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли – к действию, поступку.

Ж. Пиаже также выдвинул постулат о том, что знание есть действие.

Очевидно, что знание об объекте, в конечном счете, определяет действия, которые можно над ним совершить. Постепенно действия все более интериоризуются, становятся достоянием психики обучающегося в форме умений и навыков. Причем доведение действий до уровня сознательных по генезису умений и навыков наиболее эффективно осуществляется при их поэтапной интериоризации на основе непроизвольной памяти. В теории поэтапного формирования умственных действий дается обоснование механизма сознательного формирования умений и навыков, и последний, таким образом, перестает быть «черным ящиком» (метафора П. Я. Гальперина).

Как известно, в основе этой теории (П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Талызина) лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека, согласно которой умственное развитие, как и усвоение навыков происходит путем поэтапного перехода от внешней деятельности во внутренний умственный план.

Практика показывает, что студенты предпочитают не получать готовую информацию, а исследовать область знания, выявляя определенные закономерности и «добывая» правила. Такие знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта студентов и служат мощным средством их мотивации .

Многие специалисты в области когнитивной психологии (Р. Стернберг, Р. Нисбет, К. Холлиак и др.) задавались вопросом о механизмах получения выводного знания. Исследования позволяют сделать вывод, что здесь имеет место сочетание стратегий двух типов: «снизу-вверх» (базирующихся на сенсорном опыте) и «сверху-вниз» (основывающихся на том, что уже известно или предварительно получено в качестве выводного знания).

Планируя процесс обучения, необходимо учитывать, что единичные знания приобретают значимость только при включении в систему существующих знаний, и именно эта система обеспечивает установление новых связей. «Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего».

Следует также учитывать, что единицы знаний не равны по значимости, и что хорошо усвоенное генеративное правило повышает потенциал для последующего учения, обеспечивая достижение высокого уровня компетенции.

Ряд авторов (Б Г. Ананьев, Л. С. Выготский и др.) рассматривают процесс усвоения профессиональных знаний как обеспечивающий своеобразный «иммунитет» к трудностям, когда даже отрицательный результат поиска только углубляет знание о предмете и означает, что одно направление поиска должно быть заменено другим .

Согласно теории оптимизации системы обучения А. Л. Бердичевского, продуктивность обучения определяется через уровни усвоения знаний (дидактическая характеристика) и уровни познавательной активности обучающихся (психологическая характеристика). Можно «развернуть» эту концепцию, добавив еще две характеристики – мотивационную и техническую.

Так, усвоение знаний (по А. Л. Бердичевскому) происходит на четырех уровнях: осознанного восприятия, запоминания (воспроизведения), применения знаний по образцу (в знакомой ситуации) и в творческом применении знаний (в незнакомой ситуации). Четыре уровня усвоения (знакомство, репродукция, полноценное знание, трансформации) характеризуют достигнутые результаты, четыре уровня познавательной активности (информационный, репродуктивный, проблемный, эвристически-исследовательский) – пути их достижения. Обе характеристики взаимозависимы и дополняют друг друга.

Очевидно, специалисту нужны знания всех уровней, однако динамика процесса обучения проявляется в восхождении от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Причем знания должны все время активизироваться, использоваться, углубляться, поскольку игнорирование фактора непрерывности ведет к постепенной утрате некогда приобретенных знаний.

Те же уровни характерны и для формирования умений и навыков.

3. Практические аспекты усвоения знаний и умений

В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном.

Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвосхищение определенных результатов в развитии навыков и умений, которые должны быть сформированы в процессе работы над определенным материалом, на определенном занятии. Сюда также включается личная заинтересованность студента в запланированном результате. Осознанность предмета деятельности основывается на знаниях о качестве и признаках предмета изучения. Осознанность процесса учебной деятельности включает операционные знания о последовательности шагов для усвоения определенного учебного материала. Осознанность же результата стимулирует автоэвалюацию (самооценку) и самокоррекцию и способствует совершенствованию профессионально релевантных навыков.

Учебные умения и навыки представляют собой частично и полностью автоматизированные компоненты учебной деятельности и соответствующие операции, необходимые для развития содержательных навыков и умений.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации умений и навыков. Так, согласно одной из них, умения и навыки делятся на двигательные, познавательные, теоретические и практические. Первые составляют внешний, моторный аспект деятельности, вторые соотносятся с основными психическими процессами, третьи предполагают формирование знаний, связанных с абстрактным интеллектом, последние могут быть приравнены к учебным. Согласно другой классификации, выделяют навыки двигательные, перцептивные и интеллектуальные, причем последние две группы регулируют первую и включены в нее. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно-контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Заключение

Итак, в самом общем виде навык определяется как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля». Навык можно расценивать как уровень совершенства действия, его качество. Поэтому формирование навыков является одной из самых важных проблем педагогической психологии.

Процесс формирования навыка включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению. Образование навыков характеризуется переходом от сознательных актов к автоматическим, и этот период сознательного усвоения имеет решающее значение для правильности и быстроты образования навыка.

По П. Я. Гальперину, процесс формирования навыков осуществляется более быстрыми темпами при использовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающих активный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных и перцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическому применению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессе обучения.

Мы полагаем, что основными психолого-педагогическими предпосылками формирования прочного навыка являются следующие:

а) целенаправленность обучения;

б) наличие у субъекта деятельности внутренней мотивации;

в) автономность обучающегося;

г) внутренняя системность – понимание, осмысление обучающимся выполняемого действия, полнота уяснения содержания операции;

д) уровень развития субъекта, наличие фоновых знаний и умений;

е) аффективный фактор;

ж) знание и оценка качества результатов выполнения действия.

Целенаправленность обучения предполагает четкую организацию учебного процесса, селективный подбор упражнений, нацеленных на выполнение конкретного действия, и их правильное распределение во времени обучения.

Итак, этапами организации предметных действий являются следующие: формирование системы понятий (знания) – автоматизированные умственные операции (навыки) – сложные умственные действия (умения).

Дидактический принцип системности и последовательности требует непрерывности функционирования триады «знания-умения-навыки», а анализ ее составляющих помогает выявлять оптимальные методы усвоения содержания изучаемых дисциплин и реально формировать высокий уровень профессиональной компетенции будущего специалиста.

Список использованной литературы

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2009.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2009.

3. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4. Есина Е.В. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.

6. Косихина О.С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. - 2007. - № 1. - С. 79-80.

7. Потапова М.В., Шахматова В.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников // Физика в школе. - 2008. - № 8. - С. 35-42.

8. Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.


Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 72.

Есина Е.В. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 102.

Косихина О.С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. - 2007. - № 1. – с. 79.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 83.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 96.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – с. 125.

См.: Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.

Потапова М.В., Шахматова В.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников // Физика в школе. - 2008. - № 8. – с. 36.

Младшая награда

Военный орден Немецкого креста (нем. Der Kriegsorden des Deutschen Kreuzes ) - немецкий военный орден, учреждённый Адольфом Гитлером 28 сентября 1941 года как промежуточная ступень между Железным крестом первого класса и Рыцарским железным крестом .

История появления на свет

Несмотря на наличие достаточного количества военных наград, руководство Третьего рейха ощущало серьёзную необходимость учреждения ордена, который был бы почетнее Железного креста , но при этом находился бы на наградной лестнице ниже Рыцарского креста железного креста . Поэтому 28 сентября 1941 года было объявлено о появлении Немецкого креста .

Описание

Изготовление

В целом орден представлял собой очень сложную конструкцию (в диаметре 6.5 см) - он состоял из пяти элементов, а цвет венка определял его степень.

Статус

Важно отметить, что это была абсолютно самостоятельная награда, и её не обязательно было иметь для получения более почётного Рыцарского креста , однако ограничение было со стороны процесса получения её самой - обязательным было наличие у награждаемого либо Железного креста 1-го класса (для награждения Немецким крестом в золоте), либо Креста за военные заслуги 1-го класса (для награждения Немецким крестом в серебре) .

Степени

Крест, разработанный Робертом Кляйном, имел две степени:

  • Немецкий крест в золоте - за храбрость на поле боя;
  • Немецкий крест в серебре - за успехи в командовании без непосредственного участия в бою.

Степени были независимы друг от друга - то есть для награждения Немецким крестом в золоте не нужно было иметь Немецкий крест в серебре . Учитывая вышеописанные требования относительно Железного креста, получалась в своём роде двуединая награда из четырёх степеней различной зависимости меж собой.

Правила ношения

Крест носился на груди справа на булавке. Поскольку он был довольно массивен и тяжёл, позднее была разработана его матерчатая версия для повседневного ношения на мундире в полевых условиях.

Впоследствии была разработана ещё версия с бриллиантами, которая располагалась между Рыцарским крестом железного креста и Рыцарским крестом железного креста с дубовыми листьями , но ни одна из этих наград так и не была вручена.

Фронтовики за помпезный внешний вид называли орден «яичница Гитлера», а летчики в шутку называли его «Партийный значок для близоруких»:

В середине января (1942 г.) меня вызвали к дивизионному командиру. Генерал фон Функ принял меня крайне тепло.

Люк, у меня для вас две важные новости. Я представил вас к награждению Рыцарским крестом. Несколько недель назад Гитлер учредил новый орден, Золотой Немецкий крест, который будет занимать место между Железным крестом 1-го класса и Рыцарским крестом. Все представленные к Рыцарскому кресту получат новую награду. Вы тоже. От имени фюрера я имею честь вручить вам новый орден за храбрость перед лицом неприятеля.

Я был поражен - здоровенная «звезда» со свастикой в середине. Этот помпезный знак полагалось носить на груди справа. Генерал улыбнулся:

Солидно смотрится, правда? Тем не менее позвольте поздравить, - в голосе его звучала ирония.

Скоро кто-то придумал меткое прозвище для этого монстра - «яичница Гитлера». Я надевал орден только при посещении штабов.

Категории награждённых

Современное положение

В соответствии с § 6 Закона Германии о титулах, орденах и почётных знаках от 26 июля 1957 года (нем. Gesetzes über Titel, Orden und Ehrenzeichen ) награждённым орденом разрешено ношение «денацифицированных» вариантов знаков без свастики, которая на знаке в золоте заменена изображением денацифицированного варианта Железного креста , на знаке в серебре - изображением денацифицированного варианта Креста Военных заслуг с мечами .

Галерея

    DeutschesKreuzinGold.jpg

    Немецкий крест в золоте

    Deutsches Kreuz in Silber.jpg

    Немецкий крест в серебре

    DeutschesKreuzinGoldStoff.jpg

    Матерчатый Немецкий крест в золоте для полевой формы

    DK Übersicht.JPG

    Исторические и современные знаки

Напишите отзыв о статье "Немецкий крест"

Примечания

II степени

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оригинальное название

Der Kriegsorden des Deutschen Kreuzes

Девиз

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна Тип Кому вручается

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Кем вручается

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основания награждения

за храбрость на поле боя

Статус

не вручается

Статистика Параметры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата учреждения Первое награждение Последнее награждение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Количество награждений

25352, в том числе 14 обеими наградами

Очерёдность Старшая награда Младшая награда Соответствует

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[] на Викискладе

Военный орден Немецкого креста (нем. Der Kriegsorden des Deutschen Kreuzes ) - немецкий военный орден, учреждённый Адольфом Гитлером 28 сентября 1941 года как промежуточная ступень между Железным крестом первого класса и Рыцарским железным крестом .

История появления на свет

Несмотря на наличие достаточного количества военных наград, руководство Третьего рейха ощущало серьёзную необходимость учреждения ордена, который был бы почетнее Железного креста , но при этом находился бы на наградной лестнице ниже Рыцарского креста железного креста . Поэтому 28 сентября 1941 года было объявлено о появлении Немецкого креста .

Описание

Изготовление

В целом орден представлял собой очень сложную конструкцию (в диаметре 6.5 см) - он состоял из пяти элементов, а цвет венка определял его степень.

Статус

Важно отметить, что это была абсолютно самостоятельная награда, и её не обязательно было иметь для получения более почётного Рыцарского креста , однако ограничение было со стороны процесса получения её самой - обязательным было наличие у награждаемого либо Железного креста 1-го класса (для награждения Немецким крестом в золоте), либо Креста за военные заслуги 1-го класса (для награждения Немецким крестом в серебре) .

Степени

Крест, разработанный Робертом Кляйном, имел две степени:

  • Немецкий крест в золоте - за храбрость на поле боя;
  • Немецкий крест в серебре - за успехи в командовании без непосредственного участия в бою.

Степени были независимы друг от друга - то есть для награждения Немецким крестом в золоте не нужно было иметь Немецкий крест в серебре . Учитывая вышеописанные требования относительно Железного креста, получалась в своём роде двуединая награда из четырёх степеней различной зависимости меж собой.

Правила ношения

Крест носился на груди справа на булавке. Поскольку он был довольно массивен и тяжёл, позднее была разработана его матерчатая версия для повседневного ношения на мундире в полевых условиях.

Впоследствии была разработана ещё версия с бриллиантами, которая располагалась между Рыцарским крестом железного креста и Рыцарским крестом железного креста с дубовыми листьями , но ни одна из этих наград так и не была вручена.

Фронтовики за помпезный внешний вид называли орден «яичница Гитлера», а летчики в шутку называли его «Партийный значок для близоруких»:

В середине января (1942 г.) меня вызвали к дивизионному командиру. Генерал фон Функ принял меня крайне тепло.

Люк, у меня для вас две важные новости. Я представил вас к награждению Рыцарским крестом. Несколько недель назад Гитлер учредил новый орден, Золотой Немецкий крест, который будет занимать место между Железным крестом 1-го класса и Рыцарским крестом. Все представленные к Рыцарскому кресту получат новую награду. Вы тоже. От имени фюрера я имею честь вручить вам новый орден за храбрость перед лицом неприятеля.

Я был поражен - здоровенная «звезда» со свастикой в середине. Этот помпезный знак полагалось носить на груди справа. Генерал улыбнулся:

Солидно смотрится, правда? Тем не менее позвольте поздравить, - в голосе его звучала ирония.

Скоро кто-то придумал меткое прозвище для этого монстра - «яичница Гитлера». Я надевал орден только при посещении штабов.

Категории награждённых

Современное положение

В соответствии с § 6 Закона Германии о титулах, орденах и почётных знаках от 26 июля 1957 года (нем. Gesetzes über Titel, Orden und Ehrenzeichen ) награждённым орденом разрешено ношение «денацифицированных» вариантов знаков без свастики, которая на знаке в золоте заменена изображением денацифицированного варианта Железного креста , на знаке в серебре - изображением денацифицированного варианта Креста Военных заслуг с мечами .

Галерея

    DeutschesKreuzinGold.jpg

    Немецкий крест в золоте

    Deutsches Kreuz in Silber.jpg

    Немецкий крест в серебре

    DeutschesKreuzinGoldStoff.jpg

    Матерчатый Немецкий крест в золоте для полевой формы

    DK Übersicht.JPG

    Исторические и современные знаки

Напишите отзыв о статье "Немецкий крест"

Примечания

Отрывок, характеризующий Немецкий крест

– Этому нельзя научить, Изидора. У людей должна появиться потребность к Свету, потребность к Добру. Они должны сами желать изменения. Ибо то, что даётся насильно, человек инстинктивно старается побыстрее отвергнуть, даже не пытаясь что-либо понять. Но мы отвлеклись, Изидора. Желаешь ли, чтобы я продолжил историю Радомира и Магдалины?
Я утвердительно кивнула, в душе сильно сожалея, что не могу вот так просто и спокойно вести с ним беседу, не волнуясь об отпущенных мне судьбой последних минутах моей искалеченной жизни и не думая с ужасом о нависшей над Анной беде...
– В библии очень много пишется об Иоанне Крестителе. Был ли он по-настоящему с Радомиром и рыцарями Храма? Его образ так удивительно хорош, что иногда заставлял сомневаться, являлся ли Иоанн настоящей фигурой? Можешь ли ты ответить, Север?
Север тепло улыбнулся, видимо вспоминая что-то, очень для него приятное и дорогое...
– Иоанн был мудрым и добрым, как большое тёплое солнце... Он был отцом для всех идущих с ним, их учителем и другом... Его ценили, слушались и любили. Но он никогда не был тем молодым и удивительно красивым юношей, каким его обычно рисовали художники. Иоанн в то время был уже пожилым волхвом, но всё ещё очень сильным и стойким. Седой и высокий, он был скорее похож на могучего былинного воина, чем на удивительно красивого и нежного юношу. Он носил очень длинные волосы, как впрочем, и все остальные, находящиеся с Радомиром.

Это был Радан, он был и правда необычайно красивым. Он, как и Радомир, с малых лет жил в Мэтэоре, рядом со своей матерью, Ведуньей Марией. Вспомни, Изидора, как много картин существует, в которых Мария написана с двумя, почти одного возраста, младенцами. Их почему-то рисовали все знаменитые художники, возможно, даже не понимая, КОГО по-настоящему изображала их кисть... И что самое интересное – это то, что именно на Радана Мария смотрит на всех этих картинах. Видимо уже тогда, будучи ещё младенцем, Радан уже был таким же весёлым и притягивающим, каким он оставался всю свою короткую жизнь...

И ещё... если бы и рисовали художники именно Иоанна на этих картинах, то как же тогда тот же самый Иоанн сумел бы так чудовищно постареть ко времени своей казни, свершённой по желанию капризницы Саломеи?.. Ведь по Библии это случилось ещё до распятия Христа, значит, Иоанну должно было быть в то время никак не более тридцати четырёх лет! Каким же образом из по-девичьи красивого, златокудрого юноши он превратился в старого и совсем уж несимпатичного еврея?!

– Значит Волхв Иоанн не погиб, Север? – обрадовано спросила я. – Или он погиб по-другому?..
– К сожалению, настоящему Иоанну и правда отрубили голову, Изидора, но это не произошло по злой воле капризной избалованной женщины. Причиной его гибели было предательство иудейского «друга», которому он доверял, и у которого в доме жил несколько лет...
– Но как же он не почувствовал? Как не увидел, что это за «друг»?! – возмутилась я.
– Наверное, невозможно подозревать каждого человека, Изидора... Думаю, им и так было достаточно сложно кому-то довериться, ведь им всем приходилось как-то приспосабливаться и жить в той чужой, незнакомой стране, не забывай этого. Потому, из большого и меньшего зла они, видимо, старались выбрать меньшее. Но предугадать всё невозможно, ты ведь сама прекрасно знаешь это, Изидора... Смерть Волхва Иоанна произошла уже после распятия Радомира. Его отравил иудей, в доме у которого Иоанн в то время жил вместе с семьёй погибшего Иисуса. В один из вечеров, когда весь дом уже почивал, хозяин, беседуя с Иоанном, преподнёс ему его любимый чай с примесью сильнейшего травяного яда... На следующее утро никто даже не сумел понять, что же такое случилось. По словам хозяина, Иоанн просто мгновенно уснул, и уже никогда не проснулся более... Его тело нашли утром в его окровавленном ложе с... отрубленной головой... По словам того же хозяина, иудеи очень боялись Иоанна, так как считали его непревзойдённым магом. И чтобы быть уверенными, что он никогда уже не воскреснет – они обезглавили его. Голову же Иоанна позже выкупили (!!!) у них и забрали с собою рыцари Храма, сумев сохранить её и привезти в Долину Магов, чтобы таким образом дать Иоанну хотя бы такое малое, но достойное и заслуженное почтение, не разрешая иудеям просто глумиться над ним, выполняя какие-нибудь свои магические ритуалы. С тех пор голова Иоанна была с ними всегда, где бы они ни находились. И за эту же голову через две сотни лет рыцарей Храма обвинили в преступном поклонении Дьяволу... Ты ведь помнишь последнее «дело Тамплиеров» (Рыцарей Храма), не так ли, Изидора? Именно там их обвинили в поклонении «говорящей голове», которая бесила всё церковное духовенство.

– Прости меня, Север, но почему Рыцари Храма не привезли голову Иоанна сюда, в Мэтэору? Ведь, насколько я понимаю, вы все очень любили его! И откуда тебе известны все эти подробности? Тебя ведь не было вместе с ними? Кто рассказал тебе всё это?
– Рассказала нам всю эту печальную историю Ведунья Мария, мать Радана и Радомира...
– А разве Мария вернулась к вам после казни Иисуса?!.. Ведь, насколько известно мне, она была с её сыном во время распятия. Когда же она вернулась к вам? Возможно ли, что она всё ещё жива?.. – затаив дыхание, спросила я.
Мне так хотелось увидеть хотя бы кого-то из тех достойных, мужественных людей!.. Так хотелось «зарядиться» их выдержкой и силой в моей предстоящей последней борьбе!..

November 24th, 2011

По просьбе моего френда Netumenya (кстати - отличный журнал, всем советую http://netumenya.livejournal.com/) я решил сделать несколько постов о наградной системе Третьего Рейха. А также о системе наград Соединенных штатов Америки.
Начну, пожалуй, с немцев. Чуть меньше одиннадцати лет существовало это государство, а разговоров, споров и вопросов оно возбуждает больше, чем какое-либо из существовавших на этой планете, хочется это кому то или нет. Давайте для начала определимся, почему именно Третий, и почему, собственно говоря, Рейх. В буквальном переводе Drittes Reich звучит как Третья империя и надо понимать, что название это неофициально. Считается, что придумал его немецкий переводчик и публицист А. Мёллер ван ден Брук в 1923 году, выпустив одноименную книгу. Третьим этот самый Рейх был по счету после Священной Римской империи германской нации, просуществовавшей с 962 по 1806 года (Первый Рейх) и Германской империи с 1871 по 1918 год (Второй Рейх). Этот самый Третий Рейх сами наци еще любили называть «Тысячелетним», тем самым указывая планируемые минимальные временные рамки для его существования, но к счастью их расчеты несколько не оправдались. Но факт остается фактом - в начале 30-х годов 20 века германцы начали строить новый тип государства, который по сути своей должен был стать империей. Одним из важных отличительных черт любой империи всегда была внешняя атрибутика, а значит и помпезная наградная система. Не стал исключением и Третий Рейх. Взяв за основу наградную систему Германской империи, нацисты ее частично переработали, убрав некоторые из наград и основательно дополнили, введя в обиход новые. Давайте разбираться.

Я бы разделил всю систему наград Третьего Рейха на несколько подгрупп:
1) Военные награды
2) Гражданские награды
3) Партийные награды.
Позволю себе сконцентрироваться только на военных наградах, ибо, во-первых в любом военизированном государстве, каковым в те года была и Германия, этот вид награждений превалирует, а во-вторых, что партийные, что гражданские награды это отдельная тема для разговора, к которому я попросту и не готов сейчас J
Итак, военные награды можно поделить на несколько подгрупп:
А) Ордена
Б) Медали
В) Щиты
Г) Нагрудные знаки и пристежки
Д) Иные (кубки, ленты, знаки, нашивки, кольца и проч.)

Железный крест

Начнем мы естественно с Орденов. Ордена я бы формально подразделил на основные и второстепенные. К основным можно отнести Железный Крест, Военный орден Немецкого креста, Рыцарский крест Железного креста. К второстепенным Крест Военных заслуг, Испанский крест, Почётный крест ветерана войны, ордена «за храбрость» и «за заслуги» (для восточных народов). Отдельного разговора требует так называемый Большой крест.
Самой знаменитой и, наверное, самой узнаваемой немецкой наградой является железный крест. Учрежденный еще в 1813 году прусским императором Фридрихом Вильгельмом III. Согласно статусу Железный Крест был боевой наградой и потому вводился только с началом войны, в мирное же время им никто не награждался. Нацистская версия 1939 года Железного креста была 4 по счету. Кроме даты утверждения существовали еще версии 1870 и 1914 годов. От последней Гитлеровский крест отличала свастика, а не инициала Кайзера в центре ордена, отсутствие в верхней части креста стилизованной прусской короны и дата на нижнем луче креста. Ну и орденская лента естественно. Черно-белые имперские цвета сменила красно-черно-белая гамма.
Железный крест имел 2 степени - соответственно 1 и 2. Сначала вручалась 2степень или как немцы писали «Железный крест второго класса» Критерием для вручения этой награды дословно «было проявление храбрости перед лицом врага в отдельно взятой операции или бою, или героические действия, выходящие за рамки обычных обязанностей солдата или офицера».

Ношение ленты Железного креста 2 класса

Железный крест второй степени практически никогда не носился награжденным. Вместо него носили или орденскую планку, или более часто распространено, красно-бело-черную орденскую ленту во второй пуговичной петлице кителя. У этой награды был еще один оригинальный девайс - так называемая пристежка. Эта самая Пристежка представляла cобой значок в виде имперского орла с распростертыми крыльями, держащего в когтях свастику. Чуть ниже свастики на пластинке прописывалась дата — 1939. Пристежка была специально введена для тех, кто получал ранее Железный крест 2-го класса, еще Германской империи, но вновь отличился уже во время второй мировой войны. Пристежка носилась на орденской ленте. Награждено «Железным крестом второго класса» было огромное количество народа, но самым парадоксальным награждением я бы назвал награду 2 -х финских офицеров - Лео Скурника и Соломона Класса. Парадоксальны эти награждения тем, что оба финна были евреями, и соответственно от награды отказались.

Пристежка к Железному кресту 2 класса

Следующей по ранжиру наградой был Железный крест 1 степени, или точнее сказать «Железный крест 1 класса». Для получения этой награды нужно обязательно было владеть или Железным крестом 2 класса или же пристежкой к нему. В отличие от креста 2 класса появляется градация получение Железного креста 1 степени.
для Вермахта и Ваффен СС - Проявление отваги в бою и выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий, требующих мужества и личной храбрости.
для Люфтваффе - накопление 5 баллов. Дело в том, что у экспертов, а именно так называли немецких ассов, подсчет производился не столько количеством сбитых самолетов, сколько их качественным характеристикам. Если эксперт подбивал (а не уничтожал, кстати) одномоторный самолет ему начислялся 1 балл, 2-х моторный - 2 балла, ну и, наконец, 4-х моторный - 3 балла)
для Кригсмарине - За потопление кораблей общим водоизмещением не менее 50 000 тонн или за от 3 до 5 особо трудных заданий и проявление отваги в бою.

офицер Кригсмарине К.Рецинг с Железным крестом 1 класса

Железный крест 1 степени носился слева на груди, на булавке, подобно современным значкам, только сама булавка была помощнее. Для потенциально награждаемых на клапанах (карманах) немецких кителей еще на фабрике делали несколько отверстий - вот он немецкий прагматизм.
Также как и с железным крестом 1 степени у данной награды была пристежка. Только размеры орла были чуть больше.
Носилась эта пристежка над самим крестом.

П ристяжка к железному кресту 1 класса

Награждено Железным крестом 1 класса было по разным сведениям от 300 до 450 000 человек. Наиболее знаменитой носительницей этой награды была, наверное, Ханна Рейч, женщина-летчик, обладательница многочисленных рекордов, которая в самом конце апреля 1945 года чуть было не вывезла Гитлера из осажденного Берлина. Сам канцлер Германии, кстати, постоянно носил на кителе Железный крест 1 класса, но образца 1914 года. Он стал кавалером Железного креста за личную храбрость в Первую мировую войну. 4 августа 1918 года ефрейтор Адольф Шикльгрубер (Гитлер) был награжден крестом 1-го класса, за захват в плен вражеского офицера и 15 солдат.

Ханна Рейч

Следующей по важности наградой должен был стать, но не стал Военный орден Немецкого креста, или как его неофициально называли «Восточная звезда», так как готовили его перед предполагаемым триумфом на Восточном фронте. Первоначально задумывалось, что этой наградой должны был отмечать подвиги, которые выше уровня Железного креста, но еще недостойны Рыцарского креста, а сам Военный Орден Немецкого креста должен был стать переходной ступенью между Железным и Рыцарскими крестами. На деле получилось, что эта награда стала самостоятельной. То есть для получения Рыцарского креста наличие «Восточной звезды» не требовалось. В Германии не очень любили этот Орден, а некоторые остряки даже прозвали его «яичницей». Восточная звезда имела 2 степени - 2 класс - в серебре, и 1 класс - в золоте.

Полковник Вермахта еврейского происхождения Вальтер Холландер с Орденом "Восточная звезда"

Военный орден Немецкого креста в серебре по статуту могли получить только обладатели Креста за военные заслуги 1-го класса. Давалась «Восточная звезда» в серебре за успехи в командовании без непосредственного участия в бою.

Германский крест в серебре

Военный орден Немецкого креста в золоте получали кавалеры Железного креста 1-го класса за храбрость на поле боя. Надо отметить, что для получения Военный орден Немецкого креста 1класса, второго можно было и не иметь.
Носился этот крест на груди справа на булавке. Ввиду больших размеров и тяжести нередко заменялся тряпично-нитяной копией.

Германский крест в золоте

За время существование Военным орденом Немецкого креста было награждено около 30 000 человек. 14 из них имели обе степени награды. Наиболее известным из этого списка 14 был, наверное группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции кровавый мясник Одило Лотарио Глобочник.

Продолжение следует.........

Орден "Германский крест" был чрежден 28 сентября 1941 года.

Награждались :
Личный состав вермахта и военных партийных организаций, а также таких вспомогательных служб, как полиция, железнодорожные войска и др. (несколько членов таких организаций были удостоены этой награды за рейды против партизан и успехи в организации противовоздушной обороны).

Условия награждения:
Германский Крест в золоте вручался за:
— совершение от 6 до 12 поступков в боевых условиях, достойных награждения Железным Крестом 1-го класса.
— для награждения Крестом в золоте необходимо было иметь Железный Крест 1-го класса.

Германский Крест в серебе вручался за:
— совершение от 6 до 12 поступков в боевых условиях, достойных награждения Крестом военных заслуг 1-го класса.
— для награждения Крестом в серебре необходимо было иметь Крест военных заслуг 1-го класса.

Первое представление: 18 октября 1941 года - 38 человек.
Общее представление награжденных Сухопутные войска - 14 639 человек, кригсмарине - 1 481 человек, люфтваффе - 7 248 человек, полиция и СС - 822 человек, 14 иностранцев.
Серебряный вариант награды получили:
Сухопутные войска- 874 человека, кригсмарине - 105 человек, люфтваффе - 65 человек, СС и полиция - 70 человек. Всего - более 25 318 человек.

Описание награды:
Награда имела форму восьмиконечной металлической звезды. В центре на белом фоне находилась чёрная свастика (покрытие эмаль), обрамлённая лавровым венком. Германский Крест в Золоте и Серебре внешне идентичны, единственным исключением, являлся венок листьев лавра, с цифрами 1941. (В случае с Золотым Германским Крестом, венок имеет золотое покрытие.)

Размеры награды равно как и цвет эмали свастики с годами претерпевали изменения, в основном диаметр в самом широком месте варьировался от 62,5 до 63.5 мм. Ранние экземпляры изготовлялись из томпака, затем из купаля (сплав 99,95% алюминия и 0,05% меди). Награда была самой сложной в изготовлении и состояла из 5 составных частей. Задник крепился на заклепках (как полых, так и цельных), колличество которых было различным. Крепился на широкой застежке, изделия на винте следует относить к фальшивкам, так как коммерческое изготовление ордена, равно как и большинства остальных наград было строжайше запрещено в 1941 году, то есть до начала производства ордена.

Крест носился по центру правого нагрудного кармана мундира. Если карманов на кителе не было, то крест был приколот на правой стороне груди на расстоянии 15 см. ниже эмблемы войск. В очень редком случае награждения двумя разновидностями, носилась только золотая степень. На каждой награде имелось клеймо фирмы изготовителя (на булавке, или реверсе ордена).
Германский Крест имел достаточно крупный для награды размер и был достаточно тяжёл. Его было неудобно носить на форме военнослужащим на подводных лодках и пилотам самолётов, кабины и отсеки которых имели весьма небольшие размеры. В результате 5-ого июня 1942 г. была учреждена версия награды выполненная из ткани, качество изготовления которой было весьма высоко.

Версия Золотого Германского креста имела три основные разновидности в цветовых тонах формы:
для Вермахта и Waffen SS - поле награды серое
для Люфтваффе - сине-серое
для танковых войск и Кригсмарине - чёрное
Германский Крест крепился на заколке, на правой стороне мундира под нагрудным карманом.

История награды:
Немецкий крест был создан как переходная ступень от Железного креста 1-го класса к Рыцарскому кресту. На момент учреждения награды германская армия достигла пика своей славы, и награда готовилась специально для чествования войск, штурмовавших стены Москвы. Награда была разработана в двух вариантах: золотая и серебряная. "Золотого" варианта награды удостаивались люди, проявившие храбрость непосредственно на поле боя, "серебряный" же вариант присуждался за грамотное руководство и принятие решений, приведших в конечном итоге к победе в сражении.

В 1942 г. Гитлер заказал специальную версию награды, Германский Крест в Золоте с Бриллиантами (Deutsches Kreuz in Gold mit Brillanten) , и в октябре того же самого года, опытный образец, стоящий 2,800 Рейхсмарок был поставлен в Берлинскую Рейхсканцелярию. Награда была почти идентична Серебряной и Золотой разновидностям ордена за исключением того, что к венку были добавлены небольшие бриллианты. Орден должен был цениться выше Рыцарского креста к Железному Кресту, но ниже Дубовых листьев к Рыцарскому Железному Кресту. При награждении также предполагалось вручать наградную папку, как при награждении Рыцарским железным крестом.
Всего фирмой Rath Munchen было произведено 20 экземпляров этого ордена. Однако постоянное ухудшение военной ситуации на всех фронтах не давало поводов для награждения. В результате, эти награды так до конца войны и пролежали в сейфе руководителя Орденской канцелярии доктора Доэле. В последние дни войны он забрал их с собой в замок Клесхайм (Klessheim), позднее захваченный американцами. Награды были растащены и только три из них попали в музей.