Значение имени адам

Адам – первый человек на Земле, основатель рода человеческого. Бессмертное творение Бога посмело ослушаться создателя, за что ему пришлось обрести самостоятельность и окунуться в жестокую реальность жизни с ее болезнями, нелегким добыванием пропитания и смертью.

История появления

Адам есть и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. В Ветхом Завете сотворение первого человека представлено в двух вариантах. Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри. Другая интерпретация такого значимого события – Бог создал Адама и по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.

На долю героя выпали долгие годы жизни: судя по библейской хронологии, Адам увидел белый свет в 3760 году до нашей эры и прожил 930 лет. Возраст первого мужчины стал предметом споров у исследователей. Одни утверждают, что в те времена человеческое бытие тянулось столетиями. Другие уверены – возраст стоит считать в лунных месяцах. Тогда, если 10 лет принимать за один год, то Адам прожил всего 75 лет.

В Коране библейский сюжет повторяется, но с некоторыми изменениями. Мужчину Аллах сделал из глины, чтобы поставить своим наместником на земле. Информация о продолжительности жизни первого человека в исламе не указана.


В славянских апокрифах исследователи встречают другую историю сотворения первого мужчины. Бог «собирает» Адама из того, что оказалось под рукой. В ход идет горсть земли для создания тела, из моря образуется кровь, из солнца глаза, облака – это мысли, а ветер и огонь подарили дыхание и телесную теплоту.

Жизнь в Эдеме

И Бог, и Аллах поселили Адама в райский сад Эдем, утопающий в зелени фруктовых деревьев. Мужчине, назначенному хранителем и «садовником» чудесного места, разрешалось употреблять плоды любых растений, кроме одного – создатель строго настрого запретил прикасаться к фруктам Древа познания Добра и Зла. Адам знал, что ждет его страшная кара в виде смерти, если он ослушается отца.


Первый человек наслаждался благодатной жизнью в Эдеме, нежился под теплым солнцем и горя не знал. Однажды Бог привел к мужчине только что созданных животных, чтобы Адам смог дать им имена и выбрать равного помощника. Однако среди живности не оказалось существа, подобного человеку. Тогда Бог вынул у Адама ребро и сотворил Еву, которая отныне стала его женой. Супруги щеголяли по райскому саду абсолютно нагими, но в душе еще не ведали такого чувства как стыд.

Изгнание

Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.


Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.

Отобрал создатель у детей и еще один бонус – бессмертие. С тех пор людей преследовали старость и непременная гибель, которая возвращает прахом в землю, откуда и появился когда-то Адам. Но, отправляя в изгнание жителей Эдема, Бог хотя бы даровал им «кожаные одежды».


В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.

Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом , и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.

В культуре

Литераторы и художники славятся любовью к этому персонажу и сюжету в целом, который подарил сразу несколько ярких символов, открывающих широкое поле для фантазии. Писатели и поэты с удовольствием используют в прямом и иносказательном смысле Эдем, запретный плод, Древо Жизни, змея-искусителя.

Запечатлеть на бумаге образ и интерпретировать судьбу Адама брались в «Божественной комедии», немецкий драматург Ганс Сакс в «Трагедии о сотворении Адама и изгнании его из рая» и германский поэт Фридрих Клопшток, заставивший первого земного человека в трагедии «Смерть Адама» покаяться в грехах перед Богом.


В 16 веке поэт и драматург из Нидерландов Йост Вондел удивил литературный мир необычным взглядом на грехопадение Адама: в драме «Адам в изгнании» ангел утешает эдемских изгоев, что теперь те обретут «рай внутренний», который таится в глубине души. А, пожалуй, самое знаменитое творение принадлежит перу Джона Мильтона – автор прославился поэмой «Потерянный Рай».

В русской литературе особняком стоит произведение «Моление», в котором писатель Даниил Заточник в тяжелой судьбе Адама винит Еву.

Над библейским сюжетом, где фигурирует Адам, представители художественных и литературных кругов вволю поглумились, создав антирелигиозные произведения с юмористическим оттенком. Позволить себе богохульство смог Жан Эффель, представив публике забавный сборник рисунков «Адам познает мир». Жанр сатиры выбрал и для создания рассказов под общим названием «Дневники Адама».

Изобразительное искусство тоже гордится копилкой полотен на тему Адамовых страданий и жизни в Эдеме. Художники в основном выбирают четыре иконографические сцены – это сотворение Адама и Евы по отдельности, грехопадение персонажей и изгнание из рая.


Любопытными картинами считаются работы итальянского живописца Мазаччо и немецкого графика . А самым известным полотном стала фреска великого «Сотворение Адама», которая украшает потолок Сикстинской капеллы. На картине изображен лежащий на изумрудной скале прародитель человеческого рода, в котором постепенно пробуждается жизнь.

Восхищает ценителей искусства богатое скульптурное наследие. Фонтан «Адам» входит в дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Датчанин Карл Боннесен подарил миру композицию «Адам и Ева оплакивают смерть Авеля». Широко известен и шедевр с библейскими героями в исполнении немца Иоганна Готфрида Шадова.


Современные художники тоже не остаются в стороне. В 2013 году около ЗАГСа города Краматорск (Донецкая область) выросла скульптура, посвященная Адаму и Еве. Автор стального памятника - художник Вячеслав Гутыря. Изваяние прародителей человечества весом 700 кг появилось накануне Дня семьи.

Экранизации

Адам также попал в круг интересов зубров киноиндустрии. На счету персонажа – пара нашумевших экранизаций:

«Библия» (1966)

Режиссер Джон Хьюстон позаимствовал для фильма сюжеты из Книги Бытия. За основу взяты события жизни первых людей на Земле, вехи судьбы Авраама и рассказы о Ноевом ковчеге.

В ленту включены «короткометражки» о Содоме и Гоморре и Вавилонской башне. Адама играет Майкл Паркс, а его отпрысков (Каин) и Франко Неро (Авель).

«Ной» (2014)

Эпическая кинолента, созданная с в главной роли (актер играет ), повествует о важном для планеты событии – Всемирном потопе. В картине нашлось место и для Адама, в образ которого перевоплотился Адам М. Гриффит.


Фильм вызвал гнев у исламского сообщества за неправдивость изложения религиозных учений, поэтому его запретили в Малайзии, Индонезии, Пакистане и даже Китае. Зато в России постановка вызвала зрительский восторг – в первые выходные киноманы отдали за просмотр на большом экране 600 млн. рублей.

  • В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
  • В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
  • По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
  • По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли .

Полное имя:

Церковное название:

Значение: от древнееврейского имени Адам, что в переводе означает «человек»

Отчество: Адамович, Адамовна

Значение имени Адам – толкование

Мужское имя Адам – одно из самых известных в мире. Оно распространено как у христиан, так и у мусульман. Имеет древнееврейские корни. Буквальный перевод – «созданный из красной глины». Позже это имя обрело другое, весьма символическое значение − «человек». Благодаря своему созданию «по образу и подобию Божьему» Адам был назван «сыном Бога», что привело к типологическому сопоставлению с образом Иисуса Христа. Во многих религиях мужчина с таким именем – прародитель человечества. Узнаем больше о его особенностях.

Астрология имени Адам

Благоприятный день: суббота

Через года

Адам – упрямый мальчик, который редко бывает похож на своих родителей. Если ему что-то необходимо, проявляет редкое упорство, очень настойчив. Отличается повышенной моральной ранимостью, весьма эмоционален, иногда неуравновешен.

Общителен, всегда окружен друзьями. С детства испытывает тягу к спорту, поэтому из него может вырасти отличный спортсмен. С ранних лет имеет влечение к порядку, поэтому в комнате такого мальчика всегда чисто. Любит учиться, получает хорошие оценки, всегда стремится к новым ощущениям и знаниям.

Внешность мальчика отличается от родительской. Он постоянно окружен большим количеством друзей.

Юноша Адам весьма популярен у противоположного пола, отличается влюбчивостью. Умеет ухаживать за девушками и производить на них неизгладимое впечатление. Выделяется решительностью и смелостью, что вызывает симпатии у других людей.

Старается выглядеть модно и стильно, ухаживает за собой, очень требователен к своему внешнему виду. Всегда и всюду стремится обрести популярность, так что может без зазрения совести отодвинуть учебу на второй план.

Парень достаточно честолюбив и никогда не откажется от возможности стать первым в том или ином соревновании или конкурсе. Любит умеренные физические нагрузки.

В зрелом возрасте Адам мыслит трезво. Он вообще является обладателем аналитического ума. Требователен к себе и окружающим, но никогда вслух не скажет, что кем-то недоволен. Скоропалительных выводов не делает, а сначала изучает ситуацию, что помогает избавиться от проблем и ссор с людьми.

Друзей у него немного, но тем, с кем сблизился, всегда готов помочь. Не вытерпит предательства, запомнит обиду на всю жизнь, никогда больше не доверится такому человеку.

Взрослый Адам становится гораздо более спокойным, чем подрастающий юноша или малый ребенок. Наверное, в связи с его большой любовью к противоположному полу, к выбору избранницы сердца подходит не очень осторожно и взвешенно.

Характер Адама

Адам доброжелателен и прост. К окружающим людям всегда вежлив и почтителен. У него веселый нрав, он открыт и бесхитростен. С огромным удовольствием помогает друзьям, которые так или иначе нуждаются в его поддержке.

Такого человека легко расположить к себе, для чего достаточно выразить ему одобрение или похвалить, но обязательно заслуженно. Этот мужчина всегда будет помнить о доброте, проявленной по отношению к нему, и умеет отвечать добром на добро.

Адам раним и мнителен. Иногда предъявляет к себе слишком высокие запросы. Рано начинает стремиться к популярности, из-за чего забывает об учебе. Это, безусловно, приводит его к успеху у противоположного пола и, в целом, у людей. Но пробелы в образовании неизбежны.

Воспринимает большинство мужчин как соперников, иногда агрессивно. Этот человек отличается злопамятностью, поэтому ни в коем случае нельзя причинять ему боль и страдание. Часто Адам излишне уверен в себе, что может пагубно отражаться на его карьере.

Судьба Адама

Упорство и настойчивость Адама помогут ему добиться в жизни успеха. Он с легкостью достигнет высот в спортивной сфере, но может воспользоваться и склонностью к творчеству. Его достаточно рано начинает тянуть к представительницам противоположного пола. Бывает даже так, что Адам необдуманно вступает в брак, что влечет за собой проблемы.




Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Адам – имя разностороннего человека, который имеет не только наклонности к спорту, но и предрасположенность к творчеству. Адам обладает огромной жаждой знаний и новых ощущений. Он любит организованность, порядок, определенность во всем. Трудолюбив, отличается аналитическим складом ума. Это человек, привыкший к дисциплине, чего требует и от других. Наделен задатками лидера.

Мужчина, которого так назвали, может стать отличным музыкантом, художником или писателем. Из Адама получится неплохой руководитель, так как он отлично умеет управлять людьми. С коллегами поддерживает доверительные отношения, нередко занимает лидерскую позицию в коллективе.

Для этого мужчины важно, чтобы выбранная профессия вызывала у него интерес. Адаму сложно заниматься каждый день одним и тем же рутинным делом. Идеальный вариант – работа, связанная с путешествиями. Бизнесмен из такого мужчины не лучший по той причине, что он не мастер просчитывать ходы. Экономить тоже не любит, так что есть риск обанкротиться. При правильном выборе профессии Адам будет жить в достатке, с удовольствием тратя деньги на семью.

Брак и семья

Брак Адама может оказаться неудачным, так как он неразборчив при выборе. Хотя мужчина может не найти взаимопонимания с женой, все равно окажется прекрасным отцом. Никогда не позволит женщине руководить собой, но скандалы терпеть способен. Очень ревнив, измена жены обязательно приведет к разводу.

Сам, хоть и продолжает испытывать сильный интерес к женскому полу, сохраняет верность жене, на подлость не пойдет. Если Адаму повезет с супругой, которая будет относиться к нему с пониманием и не станет требовать того, чего муж не сможет сделать, гарантирована крепкая семья.

Секс и любовь

Адам – тот человек, который начинает интересоваться противоположным полом раньше сверстников. Еще подростком он привлекает внимание окружающих дам, часто влюбляется сам, но такие отношения не длятся долго. Носитель этого имени стремительно утрачивает симпатию к девушке, которой добился. У него будет много романов, которые вряд ли перерастут во что-либо серьезное.

О женитьбе такой человек думает только после тридцати лет, понимая, что молодость ушла, а одному оставаться не хочется. Главным в девушке для него является внешность, из-за этого он часто не замечает недостатки в характере избранницы. Готов терпеть скандалы и упреки, но не вынесет предательства.

Больше всего Адаму нравится заниматься спортом. Он уделяет этому много времени, что положительно сказывается на здоровье мужчины. С удовольствием путешествует, обожает отдыхать на природе.

Адам любит творить, создавать изумительные по своей красоте и уникальности вещи. Предпочитает оставаться наедине с матушкой-природой.

Адам - первый человек, прародитель всего человечества. Обладал величайшим духовным уровнем, знанием сокровенной мудрости и даром пророчества . Адам и его жена Хава (Ева) были созданы Всевышним на шестой день Творения . Еврейская традиция считает днем сотворения человека первое Тишрея - день Рош аШана , еврейское Новолетие (Новый год). Слово «адам» стало нарицательным и означает в иврите само понятие «человек». А, например, слово «люди» в иврите произносится как «бней адам», буквально - «дети адама/человека». С другой стороны, «адам» - того же корня, что и «адама» - земля, почва. Ведь, согласно мидрашу, тело первого человека было сотворено Всевышним из элементов земли, а вот душу в человека Творец «вдохнул», как образно пишет Тора . Адам и его жена были помещены в Ган Эден - райский сад, «сад Эдемский». Однако, ослушавшись воли Творца, Адам и Хава были изгнаны оттуда. В Писании сказано, что Адам прожил 930 лет. Там же упомянуты 3 сына Адама и Хавы: Каин, Авель (был убит Каином) и Шет .

Сотворение первого человека

Как уже было указано выше, Адам и его жена Хава (Ева) созданы Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана - первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а ).

И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7 ), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).

Тело Адама было «изготовлено» из тех же природных элементов, что и тела животных. Поэтому он подобен им по строению органов. Но высшая душа (нешама ), благодаря которой человек обрел мышление и речь, сродни обитателям высших миров, не имеющим материального тела и не подверженным смерти (Рамбан , Берешит 1:26 ). В высшей душе заключалась основная суть человека, и именно к ней относится слово «сотворил» (бара ) и выражение «по Своему образу» (Берешит 1:27 ). Но тело называется лишь «плотью человека», а не самим «человеком» (Виленский Гаон , Адерет Элияу 1:27 ).

Адам был сотворен на горе Мория , на месте, где впоследствии был возведен Иерусалимский Храм (Пиркей дераби Элиэзер 11:20 ). Он появился на свет взрослым (как двадцатилетний) (Берешит раба 14:7 ) и обрезанным (Авот дераби Натан 2:5 ). Его кожные покровы состояли из «тонкой материи», подобной свету, и его лицо излучало сияние (Зоар 1, 36б, 3:261б; Эц Йосеф, Берешит раба 8:10 ).

Тело первого человека было огромным: когда он лежал, его голова находилась далеко на востоке земли, а ноги достигали крайнего запада (Санхедрин 38б, Раши ). Некоторые комментаторы полагают, что указания Талмуда на то, что Адам был ростом «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» (Хагига 12а ), являются лишь образными сравнениями, подобно тому, как в Торе сказано: «Города большие и крепости до небес» (Дварим 1:28 ). Просто он был очень высокого по человеческим меркам роста (Яд рама, Санхедрин 38б ). А есть толкователи, относящие указания Талмуда вообще не к росту, а к мудрости, которой наделил Адама Творец: постижение первого человека охватывало все «от земли до неба» и «от одного конца мира до другого» ().

Сотворив Адама, Всевышний показал ему всех людей, которым еще предстоит прийти в мир до эпохи воскрешения мертвых: «каждое поколение и его вождей, каждое поколение и его мудрецов, каждое поколение и его пророков» (Берешит раба 24:2, Эц Йосеф; Шохер тов 139 ). Адам особенно обрадовался, когда дошел до времени раби Акивы : его восхитили мудрость и праведность этого человека. Но затем он был поражен его мученической смертью (Санхедрин 38б ).

На пятый час дня Адам «встал на ноги» - и его голова уходила высоко в небеса (Санхедрин 38б , Раши). Когда все прочие создания увидели человека, сотворенного «по образу Б-га» (Берешит 1:27 ), они решили, что это и есть их Творец, и склонились перед ним в трепете. И тогда Адам указал им на истинного Владыку Вселенной, которому, действительно, следует поклоняться (Пиркей дераби Элиэзер 11 ).

На шестой час Всевышний провел перед Адамом всех созданных животных и птиц, и Адам «нарек им имена» (Берешит 2:19-20 ): одно из животных он назвал шор (бык), другое - хамор (осел), третье - сус (конь), четвертое - гамаль (верблюд) и т.д. (Берешит раба 17:4 ). Каждое живое существо он назвал в соответствии с его природой, разделил их по видам, внутри которых возможно размножение (Рамбан, Берешит 2:20 ). И имя, данное им на святом языке, точно соответствовало духовному корню каждого из живых существ. Поэтому-то в Торе сказано: «И как Адам назовет каждое живое существо - таково его имя» (Берешит 2:19 ) - т.е. «таково его подлинное имя, отражающее его духовный источник в высших мирах» (Эц Йосеф, Берешит раба 17:4 ).

Когда ангелы-служители впервые увидели человека, они тоже впали в заблуждение, решив, что перед ними - (проявление Творца в сотворенном мире), и они стали прославлять его как Творца: «Кадош, кадош, кадош!» . Чтобы указать ангелам на их ошибку, Всевышний «навел на человека глубокий сон» (Берешит 2:21 ), и обитатели небес сразу поняли, что увидели всего лишь Адама (Берешит раба 8:10, Раши ).

Сотворение Евы (Хавы)

На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21-22 ). Первоначально человек был создан двуполым - «с двумя ликами» (Брахот 61а; Берешит раба 8:1 ). И об этом сказано: «Мужчиной и женщиной Он их сотворил и назвал их именем Адам (Человек)» (Берешит 1:27 ). Его тело было создано так, что семя передавалось от его мужской половины к женской, и таким образом одна половина «помогала» другой при размножении. Но затем Творец отделил эту «помощницу» от Адама, чтобы она была «напротив него» (кенегдо ) и он мог бы соединяться с ней по своему желанию (Рамбан, Берешит 2:18 ). Виленский Гаон отмечает, что у двух «половин» первого человека была общая душа - нешама , и Творец разделил только их тела, но в отношении души они остались целостным существом (Адерет Элияу 1:27 ).

На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость (Санхедрин 38б ). Они не скрывали своей близости и «не стыдились» (Берешит 2:25 ), поскольку выполняли повеление Творца: «Плодитесь и размножайтесь» (там же 1:28 ). Поэтому соитие «было для них подобно еде и питью, а органы близости - рту, лицу и рукам» (Сфорно и Альшейх , Берешит 2:25 ).

Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б ) - в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1 ), и девочка (Раши, Берешит 4:1 ). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2 ), и двух его сестер (Берешит раба 22:2-3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б ).

Сад Эдена

На девятый час дня Всевышний поместил Адама и его семью в саду Эдена (Берешит 2:8; Брахот 34б; Пиркей дераби Натан 1:7 ). В этом месте, обладающем наивысшей на земле святостью, человек способен пророческим путем «постигать основы всего Творения» и «все тайны высших миров» (Рамбан, Шаар агмуль 81 ).

В саду Эдена Адам обладал абсолютным ясновидением: он воспринимал все, что происходит «от конца до конца Вселенной» (Берешит раба 12:6 ). Ему были открыты имена всех ангелов, серафимов и других обитателей высших миров, и он также знал, какую функцию во Вселенной выполняет каждый из них (Тикуней Зоар 57, 91б ). Ангелы прислуживали ему в саду и готовили для него пищу (Санхедрин 59б ).

Древо Познания и первый Грех

Поместив первого человека в саду Эдена, Творец повелел ему под страхом смерти «не есть от Древа Познания добра и зла », растущего посередине сада (Берешит 2:17, 3:3; Санхедрин 38б ). Помимо этого, Он дал ему еще шесть заповедей: запрет идолослужения , запрет проклинать Творца, запреты убивать, развратничать и грабить, а также повеление установить правосудие (Берешит раба 16:6; Дварим раба 2:25; Рамбам , Мелахим 9:1 ).

Однако, передавая женщине запрет относительно плодов Древа Познания, Адам, стремясь отдалить ее от греха, сделал «ограду закону»: он сказал ей от имени Творца, что запрещено даже прикасаться к этому Древу (Берешит 3:3; Авот дераби Натан 1:5 ). Это и привело к греху: когда женщина прикоснулась к Древу и увидела, что ничего страшного не произошло, она решила, что запрет не так уж серьезен, - и съела плод (Берешит 3:6; Авот дераби Натан 1:7; Берешит раба 19:3, Эц Йосеф ).

На десятый час дня, когда до наступления первого Шабата оставалось всего два часа, женщина дала плод от Древа Познания Адаму, и он тоже ел от него (Берешит 3:6; Санхедрин 38б).

И как только он вкусил этот плод, в его сердце вошло дурное влечение (Раши, Берешит 2:25 ). Прежде он действовал в соответствии со своей природой и предназначением - подобно небесным светилам, которые выполняют волю Всевышнего, не руководствуясь в своих «поступках» любовью или ненавистью. Но у отведавшего плод Древа Познания пробуждалось стремление к выбору того или иного действия, которое представляется ему добром или злом. Теперь Адам мог по своей воле приносить зло и благо - как себе, так и другим (Рамбан, Берешит 2:9 ).

В Талмуде сказано, что в момент греха Адам «стал еретиком» и «вероотступником» (Санхедрин 38б, Раши и Эц Йосеф ), поскольку «нарушил волю Творца» (Берешит раба 16:1 ). Однако некоторые комментаторы говорят в его оправдание, что женщина дала ему плод в момент близости, когда он утратил контроль над собой; лишь поэтому уступил ее настояниям (Сфорно, Берешит 3:6 ).

Осознав свое новое духовное состояние, Адам и его жена попытались укрыться от Всевышнего среди деревьев Сада (Берешит 3:8 ). А на одиннадцатый час дня Всевышний подверг Адама и его жену суду (Санхедрин 38б ). И с тех пор первый день месяца Тишрей, Рош аШана, стал днем Б-жественного суда для всех поколений.

На суде Адам не только не раскаялся (Шохер тов 100 ), но и назвал косвенным виновником своего греха самого Творца, сказав Ему: «Женщина, которую Ты даровал мне, дала мне от этого дерева, а я съел» (Берешит 3:12, Радак; Авода зара 5б, Раши ). Но, согласно другой интерпретации, сначала Адам даже не подозревал, что плод, которым угостила его жена, был от Древа Познания: ведь он не обязан спрашивать, откуда жена взяла то, чем его угощает. И поэтому, оправдываясь перед Б-гом, Адам подчеркнул: «Жена, которую Ты даровал мне» - т.е., поскольку Ты дал мне ее для помощи и для пользы, а «с Небес не исходит зло», я не должен проверять каждый ее шаг. А, следовательно, согласно этой интерпретации, Адам совершил не намеренный, а невольный грех (Ор ахаим, Берешит 3:12 ).

Всевышний объявил приговор: теперь Адам будет зарабатывать свой хлеб «в скорби» и «в поте лица» - пока не «возвратится в прах» (Берешит 3:17, 19 ). Ведь даже если Адам, действительно, не знал, что этот плод - от Древа Познания, и преступил запрет неумышленно, - все же, как только он отведал запретный плод, «в него вошло дурное влечение, и он ел уже сознательно», понимая, что тем самым нарушает волю Творца. И поэтому он был наказан (Китвей Аризаль; Пардес Йосеф, Берешит 3:12, 76 ).

Последствия Греха

После греха Всевышний уменьшил рост Адама до ста амот (около 50 метров) (Санхедрин 38б; Бава батра 75а; Берешит раба 12:6 ). По другой версии, согласно которой Адам был просто высоким человеком, но не гигантом, - из-за греха была «уменьшена» его мудрость (Шиурим беагадот хазаль, Хагига 12а ).

Вследствие греха, совершенного первым человеком, была упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей ?!» (Берешит раба 24:5; Седер адорот ). Но если бы Адам устоял в испытании с Древом Познания, мир сразу бы достиг конечной точки развития: и он, и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

На двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б ). Ведь, поскольку первый человек по-прежнему не раскаялся в совершенном грехе, он мог «протянуть руку и к Древу Жизни » (Берешит 3:22 ), плоды которого наделяют бессмертием, и тогда смертный приговор оказался бы неисполнимым (Берешит раба 21:6; Рамбан, Берешит 3:22 ).

Но уже наступал первый Шабат Вселенной, и изгнание было отложено на одни сутки. И всю субботнюю ночь небо над садом Эдена было озарено первозданным светом, который сиял лишь в первые семь дней Вселенной (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 12:6 ).

На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23-24 ). При этом Всевышний заменил световую оболочку тела Адама и его жены покровом кожи (Зоар 3, 261б ), исчезло также сияние, окружающее лицо Адама (Берешит раба 12:6, 16:1, Эц Йосеф ). Они были изгнаны на гору Мория , так как врата сада Эдена расположены вблизи нее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92 ).

Когда Адам увидел, что наступает полная тьма, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил!». Он еще не знал, что таков порядок, установленный на земле. Но затем он нашел два камня-кремня и, ударяя один о другой, сумел разжечь огонь. Адам произнес благословение: «…Борэ меорей аэш (Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка Вселенной, создавший свет огня» (Авода зара 8а; Берешит раба 11:2, 12:6; Шохер тов 92 ), - и к этому восходит обычай благословлять на свет огня в знак отделения Шабата от будней (Йерушалми, Брахот 8:5 ).

Всю ночь Адам и его жена постились и плакали. А утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему быка в жертву (Авода зара 8а ). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние. И был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20 ). В дни покаяния Адам подобрал для себя погребальную пещеру у самого входа в сад Эдена, к югу от горы Мория (ныне район Хеврона) и углубил ее (Пиркей дераби Элиэзер 20; Зоар 1, 57б ).

И в дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б ). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

Дети Адама

Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2 ).

На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан , сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель - лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35 ).

Затаив обиду, Каин […] нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8 ) - и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21 ).

Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля , но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, - как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5 ).

У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17-22 ). На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11 ).

После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25 ), и у них родился сын Шет . И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот ). Адам стал называть свою жену именем Хава («Дающая жизнь»), потому что она была матерью всего человечества (Берешит 3:20, Раши ).

Адам - в числе величайших праведников

Адам стал патриархом и старейшиной юного человечества. В мидраше он назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» - Адам, Ноах и Авраам (Шохер тов 34 ).

Его ум обладал совершенством, предельно возможным для человека (Кузари 1:95 ), и он превосходил в познании и мудрости не только своих современников, но и всех будущих людей (Рамбан, Шаар агмуль 81 ).

Тайные познания Адама собраны в книге, названной Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава ), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль . После греха и изгнания эти знания были утрачены, но затем - в ответ на молитвы и покаянные мольбы Адама - книга была вновь восстановлена в его памяти и записана (Зоар 1, 37б; Зоар хадаш 57, 91б ).

Впоследствии Адам передал свои тайные познания Шету и Ханоху , прадеду Ноаха, а затем по цепи традиции они дошли до царя Шломо . Рукопись книги Разиэль аМалах передавалась от учителя к ученику и была впервые напечатана в еврейской типографии Амстердама в 5461 /1701/ году.

К Адаму восходит также ряд псалмов , включенных в книгу царя Давида [см. книгу Теиллим на нашем сайте ] (Бава батра 14б ). Это: «Мизмор шир лейом аШабат» (Песня на день Субботний), сложенная Адамом в первый Шабат в саду Эдена. В последующих поколениях она забылась, но затем Моше Рабейну обновил ее (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 22:13 ) - а царь Давид включил ее в свою антологию (см. Теилим 92). Адаму принадлежат и некоторые фрагменты псалма «Хакартани ватеда» («Ты изучил и познал меня») (Шохер тов 139; Раши, Бава батра 14б; см. Теилим 139).

В последний период жизни Адама самым близким к нему учеником был сын Ханоха Метушелах , который представлял уже седьмое поколение от Шета (Седер олам раба 1 ).

Адам умер в 930 году от Сотворения мира (Берешит 5:5 ).

Еще в саду Эдена, повелевая Адаму не есть от Древа Познания, Творец предупредил его, что он умрет «в день, когда поест от плода» (Берешит 2:17 ). Однако Творец не уточнил, имеется ли в виду «день Б-га», который равен тысяче лет, или обыкновенный день человека. И Адам, прожив 930 человеческих лет, умер в тот же «день Б-га», когда и был сотворен (Бемидбар раба 14:12; Раши, Теилим 90:4 ).

Когда Всевышний показывал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе царя Давида вообще не отпущено жизни - этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни: он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Адам жил только 930 лет, а 70 оставшихся перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41 ).

Адама похоронили его сын Шет, а также его ученики Ханох и Метушелах, и по нему скорбело все человечество (Седер олам раба 1; Седер адорот ). Адам и его жена Хава погребены в пещере Махпела, приготовленной им для этой цели еще при жизни (Эрувин 53а; Седер адорот ).

Как указывают знатоки кабалы, душа Адама вновь пришла в мир в праотце Аврааме, а душа Хавы - в Саре (Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Адам ).

История Адама и Евы берет начало в Эдемском саду, где разворачиваются события, которые впоследствии повлияют на все человечество.

Жизнь Адама и Евы делится на до и после, на радостные и печальные события. Начнем с начала.

Великий Бог имел план создать человека подобного Себе.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)

Для этой цели Он сотворил великолепный сад под названием Эдем, в котором было все необходимое для счастливой жизни.

Из праха земного Господь создал тело Адама. Это имя в переводе означает «красная глина» или «земля». Но человек еще не имел дыхания жизни, его тело было безжизненным.

Кто такой Адам

Когда Творец вдохнул в него дыхание жизни, тело Адама стало живым, имеющим дух и душу.

Так появился первый человек, сотворенный по образу и подобию Божию, венец творения. Бог одел его в одежду неувядающую (которая не изнашивается), сияние славы.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)

Адам жил в саду, окруженный красотой и великолепием - это был настоящий рай. Его окружали животные, которым чуть позже он даст имена. Господь сказал человеку царствовать и следить за садом.

Увидев, что у Адама нет помощника, Бог создал женщину из его ребра, которая будет называться Ева.

События изменившие жизнь

Господь благословил свое творение и повелел плодиться и размножаться, есть все, кроме плодов с одного дерева.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)

Не надо забывать, что Адам и Ева были без пятна и порока, и они не знали горя и слез, ссор, обид, злости и разочарований. Их жизнь была в любви и покое, без стрессов и забот, в общении с Самим Творцом.

Многообещающая жизнь Адама изменилась с приходом непослушания Богу. Человек лишился славной одежды, потерял общение с Богом. В его жизнь пришли страх, болезнь, стыд, разочарование, зло, ссоры, разногласия, убийство - все это проявление греха.

Поскольку от Адама произошло все человечество, то оно и унаследовало последствия греха вплоть до сегодняшних дней.

Живя за пределами сада, человеку пришлось нелегко, но он выполнил повеление Бога плодиться и размножаться, и свидетельство этому — мы с вами, и окружающие нас люди.

Заключение

Грех до сих пор порабощает человека сегодня. Так и продолжалось бы, пока человечество не истребило само себя, если бы Господь не нашел решения, как вернуть человека обратно к той жизни, которую Бог приготовил для него.

Иисус Христос, Последний Адам, заплатил цену и стал спасением для человечества.

Всех дней Адама было 930 лет, и его история показывает нам пример Божьей любви и мудрости.

(30 голосов : 4.27 из 5 )

Ада́м – имя первого человека, родоначальника всего человечества, а также имя, обозначающее все человечество и всех людей, синоним слов «человечество/люди». Бог создал первого человека (евр. «адама») из земли (евр. «адамы»). Адам сотворен Богом в шестой день творения мира : «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ().
В Священном Писании () человек, созданный по образу и подобию Божьему как мужчина и женщина, завершает собой шестидневное Сотворение мира. При этом выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности, распространяется на представителей обоих полов и все порожденное ими человечество. Прародитель Адам заключает в себе все будущее человечество: «Божественные Провидение и Сила охватывают в первозданном весь род человеческий. Ибо образ Божий не заключен в одной части природы, ни благодать не заключена в одном только индивиде среди тех, которые относятся к нему, но действие их распространяется на род человеческий в целом… Нет никакого различия между человеком, образованным в начале создания мира, и тем, который придет в конце его: они одинаково носят в себе образ Божий» – учит св. .

Адам – венец творческого акта Бога. Он представляет существо, которое завершает собой творение мира и увенчивает его совершенство. Призвание сотворенного человека состояло в приобщении к Богу, в соединении с благодатной Божественной жизнью, которая через человека как царя всего тварного мира должна была преобразить всю тварную природу. По слову св. , Адам был призван «соединить любовью природу тварную с природой нетварной, являясь в единстве и тождестве стяжанием благодати». Цель творения человека заключалась в : «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности, и явились Ему подобными по обожению от благодати, через которую совершается всякое сущетворение существующего, и возникновение из не сущих» (св. Максим Исповедник).

Грехопадение человека трагически разъединило человека и Бога, поставив под угрозу осуществление цели, предначертанной человеку свыше. Возникновение греха, как болезни человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди повлияло на саму человеческую природу. Греховная природа не могла порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получил природу, зараженную грехом. Все силы человеческой души получили предрасположенность ко злу и страстям. От нарушения заповеди Божией человек сделался подвержен искушениям и падениям, стал доступным всеванию в него зла со стороны дьявола. Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (