Зачем армии полевые банки. Полевые учреждения банка россии Военнослужащих на карты полевых учреждений

ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ КАК ИНСТИТУТ ДЕНЕЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Башашкина Г.Ю., к.э.н., Военный университет Тихоненко Е.В., соискатель Военного университета

Основное предназначение силовых структур состоит в обеспечении военной безопасности страны. Полевые учреждения Банка России обладают бесспорным преимуществом перед кредитными организациями по оперативному обеспечению наличными деньгами, практически все полевые учреждения Банка России являются полноценными участниками электронных расчетов в платежной системе Банка России, что позволяет совершать платежи, минуя промежуточные звенья в общей системе межбанковских расчетов.

Ключевые слова: денежное обеспечение элементов, целевая клиентура денежных средств, модель построения системы денежного обеспечения.

FIELD INSTITUTIONS OF THE BANK OF RUSSIA AS A MONETARY INSTITUTION

FOR MILITARY PERSONNEL

Bashashkina G., Candidate of Economic Sciences, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation Tikhonenko E., the applicant, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The main destination of power structures consists in ensuring military safety of the country. Field establishments of Bank of Russia have indisputable advantage over the credit organizations for expeditious providing with cash, practically all field establishments of Bank of Russia are full-fledged participants of electronic calculations in payment system of Bank of Russia that allows making payments, passing intermediate links in the general system of interbank calculations.

There are different views on participation offield establishments in system of bank providing the military personnel, from full transfer of all client base of the military organization of the state by it to the full in participation offield establishments in system of cash security of military work.

Keywords: cash security of elements, target clients of money, model of creation of system of cash security.

Вырабатываемая в условиях реформирования модель построения системы денежного обеспечения военнослужащих с участием института уполномоченных коммерческих банков, рассмотренного нами ранее, теоретически обладает необходимыми характеристиками для выполнения своих задач. Но, доказательств, подтвержденных практикой, ввиду краткосрочности проекта пока недостаточно для вынесения суждения о полной адекватности требованиям к его функциональности. При этом, результаты проведенного нами анализа выявили недостатки реализуемой модели, обуславливающие ограниченность функциональности механизма. К основным недостаткам нами относятся:

Отсутствие единой целеполагающей мотивации, внутренняя дифференциация целей деятельности элементов механизма;

Институциональная экстерриториальность по отношению к выгодополучателям и ограниченная мобильность;

Высокая подверженность стратегическому риску, ввиду предназначенности только для мирных «стандартных» условий деятельности;

Отсутствие безусловной гарантии информационной безопасности;

Отсутствие единых стандартов оформления документов на бумажных носителях и в электронной форме (например, ЭСИД1).

Основными целями функционирования механизма денежного обеспечения, нами выделяются, безусловное доведение до целевой клиентуры сумм денежного довольствия и прочих выплат, предоставление услуги по распоряжению этими средствами, их надежной сохранности и возможной противоинфляционной защиты.

Эта целевая функция, реализована на высшем уровне действующей модели системы денежного обеспечения. Однако, целевой вектор элементов более низкой ступени в иерархии механизма, не в полной мере соответствует основной цели, т.к. включение элементов коммерческой направленности (УКБ)2, накладывает на основную цель нагрузку необходимости учета, их частных целей - извлечение прибыли. Что существенно ограничивает функциональность такой модели, ведь то, что не прибыльно - не интересно коммерческим структурам. Таким образом, их участие в системе денежного обе-

спечения, в известной степени, условно и объективно ограниченно по времени, месту, спектру проводимых банковских операций.

Институциональный компонент системы расположен там, где находится основная клиентская база, т.е. тяготеет к крупным населенным пунктам, а рассматриваемая нами в качестве целевой клиентура требует институционального присутствия в местах отдаленных и специфических. То есть, качественная реализация функционала потребует от элементов системы дополнительных финансовых затрат, окупаемость которых встанет одной из первейших задач коммерческих структур, включенных в механизм.

Одним из условий жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ является необходимость периодической передислокации частей и соединений, как для выполнения текущих кратковременных задач, так и со сменой пункта постоянной дислокации. Это требует от структур, обеспечивающих доведение до целевой клиентуры, причитающимся им денежных сумм, определенной степени мобильности, т.е. перемещения обособленных структурных подразделений, либо специального оборудования, предоставляющего услуги дистанционного банковского обслуживания (платежные терминалы и банкоматы). Эти вопросы в настоящее время в абсолютном большинстве коммерческих банков из-за их относительно высокой себестоимости и технических проблем даже не рассматриваются.

Основное предназначение силовых структур состоит в обеспечении военной безопасности страны. Одним из важнейших элементов обеспечения военной безопасности Российского государства в мирное время является «формирование и подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию), а также повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности»3. В современных условиях, персонал Вооруженных Сил РФ должен быть готов действовать в

1 ЭСИД - электронный служебный информационный документ.

2 УКБ - уполномоченный коммерческий банк

3 Военная доктрина Российской Федерации// Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146

любых условиях обстановки, решая стоящие перед ним задачи не только по вооруженной защите Отечества, но и по оказанию помощи и ликвидации последствий в зонах климатических бедствий и техногенных катастроф. При этом потребности в банковских услугах личного состава должны быть полностью и своевременно удовлетворены. Но место коммерческих финансовых структур в зоне доступа целевой клиентуры в таких случаях не определено, да и в соответствии с действующим законодательством зачастую невозможно. Практическое решение вопроса банковского обслуживания войск в особых условиях не определено.

Включение в систему денежного обеспечения элементов, имеющих различные, абсолютно не связанные и независимые друг от друга внутрикорпоративные системы документооборота, влечет риски операционного плана, связанные с использованием внутри единого механизма документов разной формы и содержания, разных систем электронной обработки, передачи и хранения информации.

Все участвующие в доведении до целевой клиентуры денежных средств коммерческие банки выстраивают свои технологии на основе двух ведущих мировых платежных систем Visa International Inc., Eurocard/Mastercard. Эти системы имеют мировую репутацию и обладают солидными информационными мощностями, основанными на передовых технологиях. Однако, задачи обеспечения государственной безопасности, требуют учета национальной принадлежности платежных систем, используемых системой денежного обеспечения в качестве основной информационной технологии. Каким образом будет действовать система при возможном сбое или отказе функционирования этих платежных систем? Вопрос остается открытым. Недавний пример, блокировки карт, эмитированных российскими банками в качестве санкций со стороны США и их европейских союзников, требует выработки определенной защиты со стороны государства, обеспечивающей независимость механизма денежного обеспечения федеральных служащих РФ от свободы волеизъявления контрагентов-нерезидентов.

При этом, требует учета и тот факт, что даже процессинг, построенный на процессинговых центрах национальных банков включает прохождение информации через информационные мощности платежных систем, расположенные физически вне территории Российской Федерации, приводя к возникновению риска информационной безопасности национальным интересам нашей страны.

Все эти ограничения функциональности могут быть нивелированы при построении модели механизма денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России.

Результаты сравнительного анализа функциональных возможностей участием полевых учреждений Банка России в интересах качественной работы механизма денежного обеспечения свидетельствуют об их высоком потенциале:

1. как элемента институциональной структуры, обладающего:

Мобильностью;

Надежностью;

Универсальностью;

Высшим допуском к информации ограниченного распространения;

Принадлежностью к силовым структурам;

Широким территориальным присутствием в зонах доступа целевой клиентуры;

2. как организации осуществляющей банковские операции:

Широкого спектра банковских операций;

С использованием современных технологий обработки, передачи и хранения информации;

Наличием максимально возможной широкои корреспондентской сети на территории Российской Федерации.

Целесообразность включения полевых учреждений Банка России в систему денежного обеспечения подтверждается логикой исторического развития системы полевых учреждений Банка России. Как уже отмечалось ранее впервые упоминание о полевых банковских учреждениях (военно-полевых кассах) появились в мобилизационных планах Красной Армии4. Система полевых учреждений Банка России зародилась и достойно прошла испытания на живучесть, мобильность, надежность в суровые годы испытаний Великой отечественной войны, во время боевых действий в Демократической республике Афганистан, в вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации. Их целевой функционал полностью совпадает с целевой функцией системы денежного обеспечения - удовлетворение потребностей федеральных служащих, прежде всего, военнослужащих, в банковских услугах, в том числе расчетном и кассовом обеспечении, т.е. в любых условиях обстановки.

Полевые учреждения Банка России имеют структуру адекватную расквартированию Вооруженных Сил РФ, расположены в зоне доступа целевой клиентуры, т.к. сами являются воинскими частями. Следовательно, обладают необходимой степенью мобильности для перемещения вместе с обслуживаемыми частями, доступом к информации ограниченного распространения об объемах финансирования затрат на оборону. С другой стороны, принадлежность полевых учреждений к Банку России обуславливает их высочайшую надежность, возможность проведения всех видов банковских операций и использование самых современных технологий в интересах действующих и вновь формируемых воинских структур в военное время и в особых условиях5. Обеспечение денежными средствами перевода экономики страны с мирного на военное время и сохранение при этом способности банковской системы удовлетворять потребности национальной обороны, в том числе военнослужащих, в банковских услугах, является одной из основных задач Банка России и его полевых учреждений.

Таким образом, только при условии участия полевых учреждений в механизме денежного обеспечения может быть обеспечена государственная гарантия сохранности денежных средств военнослужащих и других клиентов целевой группы.

Степень участия полевых учреждений в системе денежного обеспечения военнослужащих может быть различной в мирное время, с готовностью принятия на себя полного объема банковского обслуживания военной организации государства в военное время и в особых условиях.

Мы полагаем, наиболее эффективной и устойчивой модель системы банковского обслуживания денежного обеспечения военнослужащих, представленную на рисунке 1.

Исходя из предварительной экспертной оценки возможностей полевых учреждений, нами определены основные направления совершенствования системы денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России в мирное время, которые заключаются:

В кассовом и расчетном обслуживании клиентов целевой группы на базе развертываемой национальной платежной системы;

В кассовом и расчетном обслуживании обособленных структурных подразделений уполномоченных коммерческих банков, удаленных от своих головных офисов;

Кассовом и расчетном обслуживании филиалов уполномоченных коммерческих банков вне территории РФ;

Инкассации автоматизированных устройств дистанционного

Рис. 1. Модель построения системы денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России

самообслуживания, принадлежащих уполномоченным коммерческим банкам;

В военное время и в особых условиях выработанная нами модель предполагает полное кассовое и расчетное обеспечение целевой клиентуры через систему полевых учреждений Банка России.

В мирное время полевые учреждения Банка России могут участвовать в системе денежного обеспечения военнослужащих по двум направлениям: во-первых, непосредственно обслуживая воинский персонал, во-вторых, осуществляя кассовое обслуживание обособленных структурных подразделений уполномоченных коммерческих банков.

Полевые учреждения Банка России обладают бесспорным преимуществом перед кредитными организациями по оперативному обеспечению наличными деньгами, в силу наличия у них резервных фондов банкнот и монеты. Кроме того, практически все полевые учреждения Банка России являются полноценными участниками электронных расчетов в платежной системе Банка России, что позволяет совершать платежи, минуя промежуточные звенья в общей системе межбанковских расчетов.

Существуют различные взгляды на участие полевых учреждений в системе банковского обеспечения военнослужащих, от полной передачи им всей клиентской базы военной организации государства до отказа в участии полевых учреждений в системе денежного обеспечения воинского труда.

До последнего времени естественным ограничителем участия полевых учреждений в действующей системе денежного обеспечения военнослужащих являлось отсутствие в арсенале Банка России основного на данный момент инструмента денежного обеспечения военнослужащих - банковских карт.

Казалось, что в связи с этим полевым учреждениям дорога в систему денежного обеспечения заказана. Однако, это не совсем так. Подтверждение тому организация банковского обслуживания военнослужащих на острове Новая Земля, где структурные подразделения коммерческих банков полностью отсутствуют, и где всем военнослужащим открыты текущие счета в полевом учреждении Банка России. Порядок расчетно-кассового обслуживания счетов физических лиц, открытых в полевых учреждениях Банка России изложен в специальном указании Банка России.

Следует отметить, что открытие счетов физическим лицам в других учреждениях Банка России (расчетно-кассовых центрах, отделениях) по-прежнему не предусматривается. А вот выплаты со счетов, открытых военнослужащими в полевых учреждениях могут осуществляться во всех подразделениях расчетной сети Центрального Банка Российской Федерации.

Не вызывает сомнений целесообразность открытия и обслуживания текущих счетов военнослужащим в полевых учреждениях Банка России в мирное время для их денежного обеспечения в отдаленных гарнизонах и в закрытых административно-территориальных образованиях, в которых отсутствуют другие банковские структуры. То же можно сказать и об иностранных территориях и зонах вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что полевые учреждения Банка России при необходимости могут обслуживать обособленные структурные подразделения и их автоматизированные устройства дистанционного самообслуживания. Основой для организации взаимодействия между полевыми учреждениями Банка России и другими элементами системы денежного обеспечения военнослужащих должен служить опыт организации банковского обеспечения в группах войск и закрытых административно-территориальных образований.

В условиях безналичного перечисления денежных средств, эффективность системы денежного обеспечения военнослужащих определяется не только доведением денежных сумм, но и исполнением распоряжений владельца счета относительно остатка средств на текущем банковском лицевом счете. Качественное и своевременное исполнение распоряжений владельца счета в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий.

Функциональность системы денежного обеспечения с участием полевых учреждений Банка России зиждется на использовании последними самых современных информационных технологий,

реализованных в единой расчетной коммуникационной информационной сети Банка России.

Предоставление доступа к системе электронных расчетов в мирное время минимизирует время исполнения перевода денежных средств, а наличие полной корреспондентской сети и территориальное покрытие расчетной сетью Банка России всей территории РФ - возможность скорейшего получения перевода контрагентом в любом месте страны.

Кроме того, в мирное время, при урегулировании вопросов технического доступа полевых учреждений Банка России могут предоставить клиентам услуги дистанционного банковского обслуживания, как через автоматизированные устройства дистанционного самообслуживания (банкоматы, терминалы и т.п.), так и с использованием коммуникационных линий военного командования.

В связи с введением в Вооруженных силах РФ института гражданских уполномоченных организаций, на которые возлагается тыловое и частично техническое обеспечение процесса боевой подготовки войск в мирных условиях у банковских институтов в отдельных гарнизонах расширяется клиентская база и спектр потенциальных потребителей современных технологий дистанционного банковского обслуживания. В интересах данных клиентов возможна реализация эквайринга, например, с гарнизонным подразделением ГУП «Военторг».

Реализация такого рода проектов в отдельно взятом гарнизоне предоставит дополнительные социальные блага физическим лицам, проживающим и проходящим службу на его территории.

Мы полагаем целесообразным использование чиповых технологий (смарт-карточек), ввиду их преимущества по сравнению с обычными пластиковыми карточками. Они гораздо надежнее защищены от подделки, позволяют значительно надежнее идентифицировать законного держателя карты, позволяют проводить расчеты в режиме off-line, т.е. в отсутствие связи с процессинговым центром (принцип электронного кошелька), значительно превосходят по надежности обычные пластиковые карты и больше вмещают информации.

Кроме того, Банк России обладает необходимыми полномочиями в части организации расчетов с применением электронных технологий для своевременного и полного финансового обеспечения соединений и частей в особый период.

Предлагаемый механизм позволяет военнослужащим сконцентрировать на счетах, открытых в учреждениях Банка России, все свои сбережения и в дальнейшем распорядиться ими в зависимости от сложившихся условий, в том числе направить их на содержание членов своей семьи при любом развитии событий.

Таким образом, полевые учреждения Банка России в настоящее время способны самостоятельно решать задачи денежного обеспечения военнослужащих в рамках действующего механизма. При этом, целесообразно уже в условиях мирного времени реализовать систему, основанную на опыте механизма денежного обеспечения военнослужащих в условиях боевых действий.

Выработанные предложения по формированию модели механизма денежного обеспечения, включающего:

Открытие текущих счетов военнослужащим параллельно в кредитных организациях и полевых учреждениях Банка России;

Перечисление денежных средств через органы федерального казначейства на текущие счета военнослужащих полевых банков при отсутствии в гарнизонах структурных подразделений коммерческих банков в мирное время; и полностью в особый период;

Внедрение в практику расчетов национальной платежной системы;

Использование технологии дублированного подтверждения остатка денежных средств в виде банковской карты национальной платежной системы и вкладной книжки;

Использование возможностей единой автоматизированной коммуникационной информационной системы Банка России в целях банковского обслуживания военнослужащих;

Участие полевых учреждений Банка России в системе денежного обеспечения военнослужащих позволит повысить эффективность и надежность денежного обеспечения военнослужащих в любых условиях обстановки, что будет способствовать решению общей задачи повышения боевой готовности Вооруженных Сил РФ на современном этапе развития.

4 Постановление Совета Труда и Обороны СССР от 11 августа 1926 г. «Положение о подготовительном к войне периоде».

5 Антонюк О.А. Некоторые вопросы банковского обслуживания Вооруженных Сил Российской Федерации / О.А. Антонюк // Деньги и кредит. - 2008. - № 9. - С. 32-36.

– специализированные структурные подразделения Центрального банка, которые являются воинскими учреждениями. Руководствуются в своей деятельности уставами и положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ РФ и Министерства обороны.

Система полевых учреждений служит для того, чтобы сделать расчеты Минобороны независимыми от системы коммерческих банков, а также для сохранения государственной тайны.

Впервые воинские банковские учреждения появились в России в годы русско-турецкой войны (1877–1878 годы) в форме полевых касс. В новейшей истории их создание датируется 1937 годом - как структурных подразделений Госбанка СССР.

Полевые учреждения реализуют следующие функции:

  • проведение расчетов между Министерством обороны и предприятиями и организациями различных отраслей экономики за вооружение, военную технику, разного рода имущество, продукцию и услуги;
  • обслуживание бюджета Министерства обороны, выделение воинским частям, учреждениям и организациям средств по смете Минобороны, проведение операций с этими средствами;
  • хранение свободных денежных средств воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны, осуществление безналичных расчетов, кредитование унитарных предприятий, строительных организаций и военторгов;
  • обеспечение подразделений наличными деньгами для выплаты зарплат, денежного довольствия и других расчетов воинских частей с личным составом.

Полевые учреждения не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют в соответствии с доверенностями, выдаваемыми ЦБ.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет исчерпывающий круг лиц, которых может обслуживать полевое учреждение: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны РФ, а также иные государственные органы; юридические лица, обеспечивающие безопасность России; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБ невозможно.

Согласно закону, деятельность полевых подразделений Центробанка должна регулироваться положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ и Министерства обороны. Однако к осени 2011 года такое положение официально не принято, поэтому данный вид подразделений имеет двойное подчинение: в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ЦБ, но, будучи военными структурами, в других вопросах обязаны исполнять распоряжения военного ведомства.


Смотреть что такое "Полевые учреждения Банка России" в других словарях:

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ - один из структурных элементов системы Банка России. П.у.Б.Р. являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а тж. Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка… … Юридическая энциклопедия

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ Юридический словарь

    Полевые учреждения Банка России - являются воинскими учреждениями и входят в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с Федеральным законом О Центральном… … Википедия

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ - воинские учреждения, входящие в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. В повседневной деятельности они руководствуются воинским уставом и Положением о полевых учреждениях Банка России, утвержденным… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ - один из структурных элементов системы Банка России. П.у.Б.Р. являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а т.ж. Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка… … Энциклопедический словарь экономики и права

    полевые учреждения банка россии - один из структурных элементов системы ЦБ РФ; являются воинскими учреждениями и руководствуются уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением ЦБ РФ и Министерства обороны РФ. Предназначены для… … Большой юридический словарь

Я.А. Гейвандов. Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации: особенности правового положения (статья была написана в ноябре 1997 г . – январе 1998 г . и опубликована в журнале «Деньги и кредит». - № 4. - 1998 г . – С. 58-63)


Полевые учреждения являются старейшими учреждениями, обеспечивающими войска на­личными деньгами и организующими денежное обращение в интересах обороны и безопасности Российского государства. Еще в годы русско-ту­рецкой войны (1877 - 1878 гг.) были созданы военно-походные кассы, полевые казначейства, на которые были возложены функции по выдаче денежной наличности войскам, приему вкладов и т. п. С 1939 г. полевые учреждения Государственного банка СССР (ныне полевые учреждения Цент­рального банка Российской Федерации) выполняют функции специализированныхподразделений, входящих в единую систему Банка России.

Полевые учреждения Банка России осуществляли и осу­ществляют банковское обслуживание воинских частей и других воинских формирований, где бы они ни находились в прошлом, например, на фронтах боевых действий, в группах советских войск в других странах (например, в Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Авст­рии, Румынии) либо в настоящем (в отдаленных местностях, в за­крытых административных территориальных образованиях, за рубежом) .

Впроцессе экономических реформ 1990-х годов многие органы и силы, обеспечивающие оборону и безопасность Российской Федерации, оказались на банковском обслуживании в ком­мерческих банках, где им были открыты банковские счета. Через коммерческие банки проходили значительные бюджетные средства, направляемые на цели обороны и безопасности. Вместе с тем негативные явления, возникавшие в процессе расчет­но-кассового обслуживания коммерческими бан­ками воинских формирований, потребовали со­здания более надежных гарантий независимости этих формирований от финансовой устойчивости и коммерческойдеятельностикредитных организаций. При этом принималось во внимание, что надлежащее финансирование Вооруженных Сил и других воинских формирований, а также доведение бюджетных средств до каждой воинской части, конкретного военнослужащего является важнейшей гарантией обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав и законных интересов военнослужащих. Кроме того, учитыва­лось, что значительная доля государственных расходов на оборону и безопасность является сведениями, составляющими государственную тай­ну (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", п. 54 раздела 2 Указа Президента от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в редакции от 24 января 1998 г.). Немаловажным является и то обстоя­тельство, что возможности государства непосредст­венно вмешиваться в хозяйственную деятельность конкретных кредитных организаций ограничены действующим федеральным законодательством. По­этому наиболее безопасным и эффективным с точки зренияобеспеченияинтересовнациональной безопасности было признано банковское обслужива­ниевоинскихформированийиорганов, обеспечивающих безопасность Российской Федера­ции через полевые учреждения Банка России.

Впервые в законодательстве Российской Феде­рации правовые нормы, регулирующие деятель­ность полевых учреждений Банка России как со­ставной части единой системы Банка России, их правовой статус, стоящие перед ними задачи и осуществляемые функции были закреплены в Федеральном законе "О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)" в редакции 1995 г. (в дальнейшем - Федеральный закон).

Полевые учреждения, как и другие терри­ториальные учреждения Банка России, не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. При этом они не могут принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручи­тельства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России (ст. 84 Федерального закона). В отличие от главных территориальныхуправленийи национальных банков полевые учреждения Банка России имеют особое (двойственное) положение. С одной сто­роны, они являются составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятель­ности действуют независимо от каких бы то ни было органов государственной власти, подчиняясь исключительно Центральному банку Российской Федерации. С другой стороны, полевые учреждения - воинские учреждения, комплектуются военнослу­жащими, руководствуются военным законодатель­ством и соблюдают установленный порядок про­хождения военной службы, предполагающие дей­ствие принципа единоначалия. Кроме того, полевые учреждения Банка России в отличие от главных управлений (национальных банков) Банка России, какправило,неосуществляютфункции банковского надзора и контроля. Их деятельность связана с организацией денежного обращения, эмиссией денег, расчетно-кассовым обслужи­ванием и с осуществлением иных банковских операций. Кроме того, в отличие от других тер­риториальных учреждений Банка России полевые учреждения, как часть российских войск, могут быть дислоцированынатерриторияхиностранных государств и выполнять там задачи банковского обслуживания воинских формирований Российской Федерации.

Основными функциями полевых учреждений Банка России являются банковское обслуживание юридических и физических лиц; осуществление по разрешению Банка России эмиссии наличных денег, а также организация денежного обращения в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц. Все из­ложенные выше обстоятельства позволяют выделить полевые учреждения Банка России в самостоя­тельную группу территориальных учреждений Банка России.

Реализуя возложенные на них функции, полевые учреждения Банка России, как представ­ляется, могут и должны осуществлять все виды предусмотренных федеральным законодательством банковских операций, в которых нуждаются об­служиваемые ими организации: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, во вклады (до востребования и на опре­деленный срок) на условиях, определяемых Банком России; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручениям юридических и физических лиц; кас­совое обслуживание физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных законом; осущест­вление валютных операций; кредитование обслужи­ваемых организаций, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным Банком России.

Решением Банка России на полевые учреж­дения может быть возложено осуществление иных банковских операций, предусмотренных федераль­ным законодательством. Так, согласно письму Банка России от 25 июня 1997 г. № 26-3-2/1469 от­крытие субкорреспондентского счета филиалу кре­дитной организации Российской Федерации в г. Байконур осуществляется полевым учреждением Банка России. При этом открытие субкорреспондентских счетов филиалам российских кредитных организаций осуществляется в соответствии с дей­ствующими в Российской Федерации правилами открытия счетов и на основании письма Депар­тамента лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных ор­ганизаций и присвоении ему порядкового номера.

В особых условиях, при невозможности функ­ционирования иных территориальных учреждений Банка России на некоторых территориях Рос­сийской Федерации (например, в ходе известных событий в Чеченской Республике), по решению Банка России на полевые учреждения могут быть возложены функции расчетно-кассовых центров, обеспечивающих межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных организаций, располо­женных на данной территории. В связи с этим соответствующим кредитным организациям предпи­сывалось открывать корреспондентские (субкорреспондентские) счета только в полевых учреж­дениях Банка России, действующих на опреде­ленной территории, и запрещалось устанавливать прямые корреспондентские отношения с другими кредитными организациями . Таким образом, в вышеупомянутых случаях полевые учреждения до­полнительно наделялись полномочиями в сфере банковского контроля и надзора.

С учетом особых функций и задач, стоящих перед полевыми учреждениями Банка России, законодательством предусмотрено создание на тер­ритории Российской Федерации учреждений Банка России по предметно-территориальному принципу. В соответствии с ним полевые учреждения Банка России создаются, размещаются и функционируют в местахдислокациилиц,длябанковского обслуживания которых они предназначены. Так, некоторые воинские части и организации могут быть дислоцированы на территории различных субъектов Российской Федерации, а их банковское обслуживание при этом осуществляется одним полевым учреждением Банка России. Кроме того, возможно создание и функционирование полевых учреждений в гарнизонах.

В соответствии с международными договорами нашего государства полевые учреждения Банка России могут создаваться и функционировать за пре­делами Российской Федерации для осуществления банковского обслуживания дислоцированных там российских войск и иных организаций, обеспечи­вающих безопасность Российской Федерации.

Круг лиц, банковское обслуживание которых осуществляется полевыми учреждениями Банка Рос­сии. Исчерпывающий перечень лиц, банковское обслуживание которых осуществляется Банком России через входящие в его систему полевые учреждения, определен в законе: воинские части, учреждения и организации Министерства обороны Российской Федерации, а также иные государственные органы; юридические лица, обеспечи­вающие безопасность России; физические лица, проживающие на территориях объектов, обслужи­ваемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территори­альных учреждений Банка России невозможно (ст. 86 Федерального закона). Как видно из со­держания упомянутой статьи, закон четко опре­деляет не только функции – банковское обслужи­вание, но и круг лиц, которые подлежат банковскому обслуживанию полевыми учреждениями Банка России.

Основным критерием, позволяющим выделить лиц, банковское обслуживание которых осущест­вляется полевыми учреждениями Банка России, является цель их деятельности – обеспечение безо­пасности Российской Федерации. При этом следует учитывать требования Закона РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" , согласно которому безопас­ность (личности, общества и государства) дости­гается проведением единой государственной поли­тикив области обеспечения безопасности, сис­темой мер экономического, политического, орга­низационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопас­ности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ "О безопасности"). На базе этих органов создаются соответствующие силы обеспечения безопасности, включающие: Во­оруженные Силы, федеральные органы безопас­ности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов государственной власти, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирова­ния гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; службы обеспечения безопас­ности средств связи и информации, таможни и другие государственные органы (ст. 12 Закона РФ "О безопасности"). В целях своевременного финан­сирования из федерального бюджета государственных органов и сил обеспечения безопасности, поддержания их в постоянной боевой готовности, а также обеспечения своевременности выплаты во­еннослужащим игражданскомуперсоналу этих органов и сил денежного довольствия и заработной платы, Президентом России принят Указ от 16 мая 1996 г. № 726 "О мерах по своевременному фи­нансированию государственных органов и сил обес­печения безопасности" . Этим Указом установлено, что банковское обслуживание Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внут­ренних войск МВД России, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, железно­дорожных войск и войск гражданской обороны производится полевыми учреждениями, расчетно-кассовыми центрами Банка России, а на тех тер­риториях, где они отсутствуют, - учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации (п. 1 Указа от 16 мая 1996 г. № 726). Другим Указом Президента России "О мерах по обеспечению военного строительствавРоссийскойФедерации"от 25 ноября 1996 года № 1592 предписывается с 1 января 1997 года распространить действие Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 726 на все государственные органы и силы обеспечения безопасности Российской Федерации (п. 2 Указа) . Названные указы являются одним из элементов осуществляемой Президентом России политики ук­репления обороноспособности и безопасности Рос­сийской Федерации, усиления социальных гарантий военнослужащих и других граждан, выполняющих служебные обязанности в интересах обеспечения безопасности России.

Полевые учреждения Банка России как воинские учреждения . Как воинские учреждения полевые учреждения Банка России руководствуются в своей деятельности военным законодательством, воин­скими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым со­вместным решением Банка России и Министерства обороны (ч. 2 ст. 86 Федерального закона). Так, Банк России и полевые учреждения в его составе руководствуются в своей деятельности военным законодательствомповопросамобеспечения обороны и безопасности, прохождения военной службы,обеспеченияправ,обязанностейи ответственности военнослужащих полевых учрежде­ний, организации и дислокации полевых учреж­дений (Федеральный закон "Об обороне" , Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" , Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих»). В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об обороне" воинские части (учреждения), в том числе и полевые уч­реждения Банка России, дислоцируются в соот­ветствии с задачами обороны и социально-эко­номическими условиями соответствующих территорий. При этом передислокация воинских частей и подразделений до уровня соединения в пределах территорий, переданных в пользование Минис­терства обороны России, осуществляется по ре­шению министра обороны. Но особенность полевых учреждений Банка России состоит в том, что вопросы их дислокации органами военного управ­ления должны согласовываться с Банком России.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" Президент Российской Фе­дерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство Во­оруженными Силами, другими войсками, воин­скими формированиями и органами (п. 3 ст. 4 Фе­дерального закона "Об обороне"). Поэтому в целях эффективного функционирования системы полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, в интересах обеспечения жизнедея­тельности Вооруженных Сил РФ и укрепления обороноспособности страны вопросы организации и деятельности полевых учреждений Банка России, помимо банковского законодательства, регули­руются указами Президента Российской Федера­ции. Например, Указом Президента РФ от 28 ок­тября 1993 г. № 1785 «О регулировании деятель­ности полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации» , которым до принятия законодательного акта, регулирующего деятельность полевых учреждений Банка России, предписы­валось руководствоваться Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Фе­дерации (Банка России), утвержденным постанов­лением Президиума Верховного Совета РФ от 1 июня 1992 г. № 2897-1.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля 1995 г. не предусматривает принятия отдельного законо­дательного акта по вопросу регулирования дея­тельности полевых учреждений, предписывая Банку России иМинобороны Россиисовместным решением утвердить Положение о полевых учреж­дениях Банка России (ст. 86 Федерального закона). Однако упомянутое Положение еще не принято.

Таким образом, согласно действующему зако­нодательству для системы полевых учреждений Банка России характерно "двойное" подчинение - Центральному банку Российской Федерации и органам военного управления - Министерству обороны России. При этом в соответствии с принципом независимости Банка России полевые учреждения по вопросам банковской деятельности подчинены только ему.

Вместе с тем полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями, в них предусмотрена военная служба. Поэтому вопросы прохождения военной службы, мобилизационной и боевой готовности, службы войск, обеспечения охраны полевых учреждений, подготовки военных кадров для системы полевых учреждений находятся в ведении органов военного управления.

Требует, очевидно, освещения часто обсуж­даемый в последнее время в банковских, фи­нансовых и научных кругах вопрос о переводе по­левых учреждений Банка России в систему фе­дерального казначейства в связи с переходом орга­нов и сил, обеспечивающих оборону и безопас­ность Российской Федерации, на систему расчетов через федеральное казначейство. В юридической литературе уже неоднократно отмечалось, что ис­пользование коммерческих банков при расчетах государства с получа­телями бюджетных денежных средств объективно ведет к их недоиспользованию по прямому назначению. В связи с этим отме­чается, что бюджетные деньги должны использо­ваться только через Банк России, его учреждения. При этом переход к казначейской системе ис­полнения бюджета вовсе не означает, что органы казначейства будут осуществлять расчеты самостоя­тельно. Все виды безналичных расчетов в Рос­сийской Федерации осуществляются через бан­ковскую систему, а при расчетах бюджетными средствами - через систему Банка России . Учиты­вая, что обслуживание счетов органов и органи­заций, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, возложено Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на полевые учреждения Банка России, органы казначейства должны открывать соот­ветствующие счета именно в полевых учреждениях.

Передача полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства может способ­ствовать разрушению банковской процедуры доведе­ния бюджетных средств до органов и лиц, обеспечивающих национальную оборону, а возмож­но, и появлению финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации воинских фор­мирований. Некоторыми авторами высказывается мнение, что уровень развития полевых учреждений Банка России намного выше, чем уровень развития казначейств (полевые учреждения Банка России функционируют практически при каждом соеди­нении). Поэтому сроки расчетов через казначейства могут увеличиться. Кроме того, высказывается мне­ние, что деньги, предназначенные на оборону, при прохождении их через казначейства могут ис­пользоваться руководством регионов для нужд соответствующих территорий .

Перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначейство повлечет необходимость создания значительного количества расчетно-кассовых центров (РКЦ) Банка России. Сами каз­начейства не вправе осуществлять банковскую деятельность и производить банковские операции. Кроме того, казначейства формируются по административно-территориальному признаку, и как ми­нимум в трех субъектах Российской Федерации они не сформированы вовсе, а за ее пределами их не может быть. В то же время полевые учреждения Банка России осуществляют банковское обслу­живание органов и сил, обеспечивающих безопас­ность, которые располагаются не по админист­ративно-территориальному признаку. В основе дислокации войск лежат задачи обороны страны, поэтому одно воинское формирование может располагаться на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Причем основная часть лиц, обслуживаемых полевыми учреждениями Бан­ка России, расположена на территориях, значитель­но удаленных от расчетно-кассовых центров Банка России, либо на территориях, где таковые отсутствуют вовсе (Новая Земля, приграничные тер­ритории Забайкалья, Дальнего Востока, территории иностранных государств). Исходя из этих обстоя­тельств формируется дислокация полевых учрежде­ний Банка России на основе принципа обеспече­ния задач обороны страны и ее безопасности.

В случае реализации проекта передачи системы полевых учреждений из Банка России в федераль­ное казначейство полевые учреждения лишатся возможности формирования резервных фондов; права выпуска денег в обращение; права прове­дениямежбанковских расчетов;возможности приема денежной наличности от войсковых частей, военно-строительных и иных организаций. В ре­зультате полевые учреждения Банка России поте­ряют свое значение для воинских формирований как учреждений, через которые осуществляются бан­ковские операции. Таким образом, если в настоя­щее время Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования осуществляют все необ­ходимые банковские операции непосредственно через учреждения Банка России, то реализация вышеупомянутого проекта создаст еще одно звено - федеральное казначейство. Федеральное казначей­ство все равно вынуждено будет открывать бан­ковские счета в учреждениях Банка России или в коммерческих банках. Помимо этого, остро встанет вопрос о банковском обслуживании воинских формирований, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации и в обособ­ленных закрытых военных городках. Среди них такие вопросы, как обеспечение войск иност­ранной валютой; урегулирование расчетов между ино­странными поставщиками и российскими воинскими подразделениями за границей, а также учреждениями Банка России; осуществление операций по вкладам военнослужащих и иных физических лиц, служа­щих или служивших в российских воинских формированиях за рубежом.

Кроме того, полевые учреждения Банка России утрачивают основное свое предназначение - мо­бильное банковское обслуживание воинских фор­мирований в особых условиях (планы мобили­зационной готовности войск предусматривают в случаях возникновения военных действий немед­ленное выдвижение полевых учреждений совместно с воинским формированием в пункт назначения, установленный Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации).

При таких обстоятельствах перевод полевых учреждений Банка России в федеральное казначей­ство повлечет фактическую ликвидацию банковской системы осуществления финансирования госу­дарственных органов и сил, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Все приведенные выше негативные обстоятельства в совокупности с уже имеющимися проблемами, безусловно, непосредственным образом могут повлиять на снижение уровня общего состояния обороноспособности и безопасности России. И по­следнее. Деятельность полевых учреждений вне пределов Российской Федерации регламентируется в ряде случаев международными договорами (в том числемежправительственнымиимежбанков­скими), в которых однозначно закреплено, что финансирование российских воинских форми­рований осуществляется через полевые учреждения Банка России, имеющие право проведения меж­государственных расчетов (Соглашение о статусе воинских формирований Российской Федерации на территории Казахстана от 20 января 1995 г., Федеральный закон от 24 октября 1994 г. "О рати­фикации Соглашения между Российской Федера­цией и Республикой Казахстан об основных прин­ципах и условиях использования космодрома "Бай­конур" и т.п.). Следовательно, расчетно-кассовое обслуживание контингентов российских войск за границей может осуществляться только полевыми учреждениями Банка России. Функционирование структурных подразделений федерального казна­чейства как структурного подразделения Министер­ства финансов России вне пределов России невозможно с точки зрения международных дого­воров Российской Федерации.

Вместе с тем нельзя исключать вовсе не­обходимость теснейшего взаимодействия Банка России и его учреждений, в том числе полевых учреждений, с федеральным казначейством. В постановлении Правительства Российской Федера­ции от 28 августа 1997 г. "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета" Министерству финансов России совместно с другими федеральными органа­ми исполнительной власти и при участии Банка России поручено осуществить централизацию до­ходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов России. Причем определено, что счета органов федерального казначейства Министерства финансов России по учету доходов и средств федерального бюджета открываются в установ­ленном порядке в учреждениях Банка России, а при их отсутствии - в коммерческих банках, при­влекаемых для обслуживания этих счетов на кон­курсной основе (п. 1 Постановления) . Реализация указанного постановления Правительства Россий­ской Федерации не только не исключает, но и в соответствии с Федеральным законом предполагает, что счета органов федерального казначейства по учету средств федерального бюджета, выделяемых на оборону и безопасность, должны быть открыты в специализированных (воинских) учреждениях Бан­ка России, каковыми являются полевые учреждения.

При этом следует учитывать, что практика реализации решения о переводе бюджетных расчетов в федеральное казначейство показывает, что этот процесс не так уж прост, бесспорен и без­опасен. Во-первых, в законе или ином нормативно-правовом акте необходимо закрепить положение о взаимодействии Банка России и его учреждений с федеральным казначейством по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета и финансовой дисциплиной. Во-вторых, следует иметь в виду, что продолжает действовать п. 2 ст. 15 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", устанавливающий в России банковскую систему кассового исполнения бюд­жета. Согласно упомянутому Закону Банк России и его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по поручению Банка России ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти . В-третьих, как свидетельствуют публикации в средствах массовой информации, перевод на казначейскую систему исполнения бюджета "внес пока только полную неразбериху", жертвой которой стала даже газета Правительства Российской Федерации, которая жа­луется на то, что казначейская технология много­кратно усложнила процесс доведения бюджетных средств до конкретного потребителя . Если слож­ности, о которых пишет "Российская газета", возникли в Москве у правительственной газеты, то можно себе представить масштабы реальных проблем, которые могут появиться и, безусловно, появятся у органов и сил, обеспечивающих безопасность России, дислоцированных в отдален­ных районах нашей Родины и за ее рубежами. Поэтому решение проблемы финансирования и банковского обслуживания органов и сил, обес­печивающих безопасность России, требует не толь­ко безусловного соблюдения действующего законо­дательства, но и тщательной оценки принимаемых решений с точки зрения их целесообразности. Исправлять допущенные ошибки, как правило, значительно сложнее, чем не допускать их вовсе.

С учетом изложенного, сохранение и развитие системы банковского обслуживания органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, через полевые учреждения Банка России, реализация указов Президента Российской Федера­ции от 16 мая 1996 г. № 726 и от 25 ноября 1996 г. № 1592 позволяет решать целый комплекс проблем финансирования юридических лиц, обеспечиваю­щих безопасность Российской Федерации, и в частности, полностью исключает опасность потери этими органами и силами выделенных им бюд­жетных средств в случае возникновения у ком­мерческих банков финансовых или иных труд­ностей. Кроме того, исключается возможность нецелевого использования средств государствен­ного бюджета, предназначенных и выделяемых для финансирования государственных органов и сил обеспечения безопасности. Создаются определен­ные организационно-правовые гарантии личной защищенности каждого сотрудника государст­венных органов и сил обеспечения безопасности и членов их семей, в части, касающейся выплаты им денежного довольствия, продовольственного и ино­го обеспечения. Сохранение системы финанси­рования органов и сил, обеспечивающих безопас­ность Российской Федерации, через полевые уч­реждения Банка России явится гарантией прекращения имевшего место косвенного кредито­вания коммерческих банков, исключения возмож­ности использования бюджетных средств, предназ­наченных государственным органам и силам обеспечения безопасности, для пополнения акти­вов кредитных организаций. Помимо этого, создаются реальные условия для экономии средств государственного бюджета, поскольку в соответ­ствии со ст. 23 Федерального закона в отличие от коммерческих банков полевые учреждения Банка России осуществляют операции со средствами федерального бюджета без взимания комиссион­ного вознаграждения. Кроме того, доведение бюд­жетных средств, выделяемых на оборону и без­опасность через систему полевых учреждений Банка России, способствует не только усилению государст­венного контроля за расходованием бюджетных средств, но и реальному обеспечению сохранения государст­венной тайны при осуществлении банковских опе­раций в интересах национальной безопасности.

Об истории становления и развития полевых уч­реждений Банка России см., напр.: Заставнюк В.П. Банкиры на службе ратной //Армейский сборник. – 1996. - № 8; Коречков Ю.В. Полевые банки России. – Ч.1. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; Коречков Ю.В. Полевым учреждениям Центрального банка РФ 55 лет. - Ярославль: Международный университет бизнеса и новых технологий, 1996; 3иберов Д. Военно-полевые банки // Бизнес и банки -1997. - № 38.

См., напр.: Указания Банка России от 4 декабря 1996 г. № 368 "Об организации расчетов с участием кредитных организаций (в том числе филиалов кредитных организаций),

У полевых учреждений ЦБ РФ появилась своя разветвленная сеть банкоматов. В воинских частях, гарнизонах и на военных базах Минобороны уже установлено около полусотни терминалов для получения наличных. Они обслуживают только специальные карты «Мир». На эти карты переводятся не только зарплаты, но и боевые выплаты военнослужащих. Эксперты отмечают, что такая сеть особенно необходима на заграничных военных базах. То есть в местах, где нет четко работающей банковской инфраструктуры.

В Минобороны «Известиям» рассказали, что Банк России открыл сеть банкоматов и пунктов получения наличных в гарнизонах, воинских частях и учреждениях военного ведомства.

Сейчас работает около полусотни специальных банкоматов. Российская география военных гарнизонов, где они появились, обширна - от Севастополя до Вилючинска. Терминалы для выдачи денег также есть на военных базах, расположенных за пределами страны, - в Канте, Тирасполе, Цхинвале, Гудауте и Гюмри.

Внешне военные устройства для выдачи денег не отличаются от гражданских. Но в начале работы аппарат предупреждает, что обслуживаются только карты полевых учреждений Банка России. Потом идет напоминание о том, что при попытке использования других карт они «могут быть задержаны банкоматом». Вернуть заблокированную карточку можно, обратившись в одно из полевых учреждений ЦБ.

Военнослужащим и гражданскому персоналу Минобороны для выплаты денежного довольствия и заработной платы в полевых учреждениях Банка России открывают текущие счета, к которым выпускают платежные карты «Мир». С их помощью можно получать и вносить средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных, оплачивать товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях и в интернете, а также совершать переводы с карты на карту, сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

Пункты выдачи наличных действуют в помещениях полевых учреждений, а специальные банкоматы ЦБ устанавливаются по согласованию с командованием подразделений Минобороны.

Владельцы карт могут написать заявление в банковское полевое учреждение с просьбой присылать SMS-оповещения о платежах и состоянии счета. Но работать с такой информацией могут не все операторы мобильной связи. Предоставлять эту услугу разрешено 13 компаниям - большой четверке (МТС, «Билайн», «Мегафон», Теле2) и ряду региональных.

Необходимость выпуска платежных карт полевыми учреждениями обусловлена тем, что зачастую в местах дислокации подразделений Минобороны слабо развита либо совсем отсутствует инфраструктура кредитных организаций, сообщили в пресс-службе ЦБ.

Система полевых учреждений и банкоматов нужна, чтобы обеспечить бесперебойность любых денежных операций Минобороны, отметил военный эксперт Виктор Мураховский.

Военно-полевые учреждения работают независимо от коммерческих банков, - рассказал он «Известиям». - Они позволяют Минобороны совершать все необходимые выплаты вовремя. Своя сеть особенно нужна там, где нет четко работающей банковской инфраструктуры, но при этом есть необходимость вовремя выдавать денежное довольствие военнослужащим, оплачивать выполнение вспомогательных работ местному населению и покупать те или иные товары.

Справка «Известий»

Полевые учреждения Банка России - специализированные структурные подразделения ЦБ, которые одновременно являются воинскими учреждениями. Они были созданы для проведения расчетов между Минобороны и предприятиями и организациями за вооружение, технику, имущество, продукцию и услуги. А также для обеспечения воинских частей наличными для выплаты денежного довольствия и ряда других расчетов.

В Российской империи воинские банковские учреждения появились в годы русско-турецкой войны 1877–1878 годов в форме полевых касс. После революции они закрылись. В Советском Союзе их возродили в 1937 году в качестве военно-полевых структурных подразделений Госбанка СССР.

Некоторое время назад наметилась тенденция перевода счетов органов федерального казначейства по обеспечению войск расчетами из полевых учреждений Банка России в расчетные кассовые центры и другие кредитные учреждения. По моему убеждению, такой подход к материальному обеспечению войск не имеет достаточно веских обоснований.
Полевые учреждения Банка России созданы и дислоцируются в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями соответствующих территорий согласно Федеральному закону «Об обороне». Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Указами Президента России установлено, что банковское обслуживание всех этих органов и сил производится полевыми учреждениями Банка Российской Федерации.
Бюджетным кодексом и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России обслуживает счета бюджетов и что средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.
Не следует забывать, что одна из основных задач полевых учреждений Банка России, как и Вооруженных Сил, заключается в готовности выполнять свои функции в условиях ведения боевых действий. Сегодня денежное обращение России функционирует в нелегких условиях, характеризуемых определенным продолжением процессов в экономике и банковской системе, деформацией платежной системы страны. Сохраняются неплатежи, в расчетах применяется бартер. Иностранная валюта, в основном доллар США, используется для накоплений гражданами России сбережений, а также обслуживает очень значительную часть криминальной и теневой деятельности, применяются денежные суррогаты.
При наступлении кризисов снижается надежность всей денежной системы, и именно в эти периоды возрастают роль и объем совершаемых при посредстве наличных денег операций. Во времена войн, социально-политических потрясений значение денежной наличности в выполнении повседневных расчетов и обеспечении функционирования денежной системы выходит на первый план. Указанная тенденция просматривается на примерах многих стран мира.
Не учитывать всего этого по крайней мере недальновидно.
Отсюда следует, что средства федерального бюджета в разделе, касающемся содержания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны и других государственных органов и сил, обеспечивающих безопасность государства, должны находиться на счетах органов федерального казначейства, а именно в полевых учреждениях Банка России. Именно поэтому наметившаяся тенденция перевода счетов органов федерального казначейства по обеспечению войск безналичными расчетами (в некоторых случаях и наличными денежными средствами) из полевых учреждений Банка России в РКЦ и другие кредитные учреждения, по моему мнению, пагубна. Ее последствия отрицательно повлияют на качество банковского обслуживания войск. В период мобилизационного развертывания и в военное время они будут отрезаны от финансовых потоков, предназначенных для обеспечения их действий.