Ян стюарт милль современные транзакции. Современный трансактный анализ. Ян Сюарт и Вэнн Джойнс. Эго-состояния во взаимодействии, анализ трансакций

ВЭНН ДЖОЙНС

СОВРЕМЕННЫЙ

ТРАНЗАКТНЫЙ

АНАЛИЗ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

САНКТ-ПЕРЕТБУРГ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.

Упражнения. На курсах ТА, наряду с теорией, часто используются различные упражнения. За каждым положением теории следует соответствующее упражнение. Мы считаем, что это наиболее эффек­тивный способ, подкрепляющий знание теории. Чтобы получить максимальную пользу от книги, выполняйте каждое упражнение.

Рекомендуем завести тетрадь, где вы могли бы записывать ответы к упражнениям и другие мысли, которые могут возникнуть при прочтении книги. Это поможет эффективно изучить ТА и использовать полученные знания в жизни.

О чем эта книга. Когда вы прочтете эту книгу и проделаете упражнения, вы, вероятно, узнаете о себе гораздо больше, чем до ее прочтения. Возможно, вы сможете применить полученные знания для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Однако наша книга не может полностью заменить психолога. Если у вас серьезные личные проблемы, рекомендуем обратиться к квалифи­цированному специалисту, который окажет профессиональную помощь. Терапевты ТА рекомендуют своим клиентам изучить ключевые идеи ТА. Но для того, чтобы получить квалификацию практикующего специалиста по ТА, необходимо пройти курс по особой программе и стажировку под руководством специалиста. Необходимо также сдать экзамены в соответствии с требованиями организаций, представляющих ТА.

Наш теоретический подход. Наложенный в книге материал представляет собой совокупность идей, которые широко приняты в современной теории ТА. В базовом учебнике неуместно исследовать области, являющиеся спорными и противоречивыми. Тем не менее современный ТА сильно отличается от ТА десятилетней давности. Некоторые важные концепции, которые в настоящее время являются сутью основного направления ТА, не были известны основоположнику метода Эрику Берну. Поэтому при написании этой книги мы старались познакомить вас с новыми идеями.

Берн хотел, чтобы ТА был доступен всем. Для описания своего мышления он использовал простые слова, но идеи, в них заложенные, являются сложными.

Поскольку в 60-е годы ТА приобрел статус «популярной психо­логии», некоторые авторы, воспользовавшись поверхностной простотой ТА, излагали его в упрощенной манере. Поэтому представление о ТА, как о неглубокой и поверхностной психологии, не удалось поколебать до сих пор. При написании книги «Современный ТА» нашей целью было исправление этого ошибочного мнения. Мы попытались изложить оригинальную теорию ТА, сохраняя ясность и простоту языка. Это в первую очередь касается основы теории ТА - модели эго-состояний. В своей оригинальной работе Берн подчеркивал, что эго-состояния имеют временные рамки: Родитель, Ребенок и Взрослый. Все трем эго-состояниям присуще мышление, чувства и поведение. Целая пропасть разделяет это понимание модели эго-состояний и более поздний упрощенческий подход, который провозглашает следующее: «Взрос­лый - это мышление, Ребенок - чувственное восприятие, Роди­тель - чувство долга». Мы возвращаемся к оригинальной модели эго-состояний Берна, используя ее как основу для объяснения других положений теории.

При иллюстрации примеров используются вымышленные имена. Совпадение с именем конкретного человека чистая случайность.

Иан Стьюарт и Вэнн Джоинс


Первая монография по трансактному анализу, ставшая классическим текстом и основным источником по этому направлению. В книге содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях,- анализ игр и сценариев,- но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает. Предназначена для психологов и психотерапевтов.

Эрик Берн . Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра - своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка.

Эрик Берн . Игры, в которые играют люди
Перед вами одна из основополагающих культовых книг по психологии человеческих взаимоотношений.
Система, разработанная Берном, призвана избавить человека от влияния жизненных сценариев, программирующих его поведение, научить его меньше "играть" в отношениях с собой и другими, обрести подлинную свободу и побудить к личностному росту. В этой книге читатель найдет много полезных советов, которые помогут понять природу человеческого общения, мотивы собственных и чужих поступков и причины возникновения конфликтов. По мнению автора, судьба каждого из нас во многом определяется еще в раннем детстве, однако в зрелом возрасте она вполне может быть осознана и управляема человеком, если он этого захочет. Именно с публикации этого международного бестселлера в нашей стране начался "психологический бум", когда миллионы людей вдруг осознали, что психология может быть невероятно интересной.

Эрик Берн. Люди, которые играют в игры
Из нашумевшей работы Эрика Берна миллионы людей впервые узнали о том, что они играют в игры, причем зачастую отнюдь не по правилам, и именно неверный выбор сценария поведения обрекает их на хронические неудачи. Бестселлеры знаменитого американского психиатра полностью перевернули наш взгляд на "человеческие проблемы" и предложили совершенно новый подход, позволяющий нам сохранить психическое здоровье.

Эрик Берн. Групповое лечение
«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту...»

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

Йен Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ
Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

Харрис Т.А. Я - О"кей, ты - О"kей
Эта книга - результат поиска ответа для тех людей, которым нужны надежные факты, чтобы понять, как функционирует сознание, почему мы поступаем так, а не иначе, и как перестать делать что-то, если мы этого хотим. Ответ лежит в одном из самых ярких направлений в психологии - трансактном анализе. Он дал новый ответ тем, кто ориентирован скорее на изменение, чем на установление порядка, людям, желающим трансформировать, преобразовать себя. Он реалистичен, поскольку ставит пациента перед фактом, что тот ответственен за все, что случится в будущем, независимо от того, что произошло в прошлом...

Мэри Гулдинг, Роберт Гулдинг. Психотерапия нового решения
В книге известных американских психотерапевтов в живой и увлекательной форме описывается оригинальный метод позволяющий быстро и безболезненно изменить то что отравляет нам жизнь и мешает эффективной работе или полноценному общению.
Множество примеров из психотерапевтической практики автора убедят вас в том, что никогда не поздно пересмотреть свою жизнь и принять другое решение.

Мюриэл Джеймс, Дороти Джонгвард. Рожденные выигрывать
Роли, которые мы выбираем или роли, которые кто-то выбирает для нас… Право и свобода выбора, данные нам от рождения – что же с ними делать: отдать окружению ближнему и дальнему или, наконец, воспользоваться самим? Каждый решает сам, кем он предпочитает быть – Победителем или Побежденным. А потому – читайте и выбирайте...

Райнер Шмидт. Искусство общения
Прекрасная монография, посвященная вопросам делового общения и применению трансактного анализа в производственной деятельности.

Материалы найдены в открытом доступе в сети Интернет.
Просим сообщать о неработающих ссылках.

Ян Стюарт, Вэн Джойнс

«СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ»

НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Сценарный процесс

До сих пор в IV части книги мы анализировали содержание жизненного сценария, а в этой и следующей главе мы рассмотрим сценарный процесс, то, как мы проживаем его во времени.

Анализ жизненного сценария выявил один интересный факт, заключающийся в том, что, по-видимому, существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса. Независимо от того, кто я - китаец, африканец или американец - я буду проживать свой сценарий в соответствии с одним или несколькими из этих шести паттернов, которые также справедливы для любого возраста, пола, образования и воспитания. Впервые шесть типов осуществления сценария были разработаны Берном. После этого в его классификацию несколькими теоретиками ТА, в частности Таиби Калером, были внесены некоторые изменения.

Шесть сценарных процессов. Известны шесть следующих паттернов сценарного процесса: Пока не; После; Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария. Берн проиллюстрировал каждую тему древнегреческим мифом.

Сценарий «Пока не». Если я проживаю, свой сценарий в соответствии с этим паттерном, лозунгом моей жизни является: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу». Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом содержится мысль о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться»; «Жизнь начинается после сорока»; «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать»; «В другой жизни мне воздается по заслугам».

Как и все остальные темы, паттерн «Пока не» проживается в течение короткого и длительного времени. Например, Джонатан считает:

«Когда дети вырастут и покинут дом, у меня будет время отдохнуть и делать то, что я хочу». Ожидая реализации своего «Пока не», он день за днем проживает этот же паттерн в течение коротких промежутков времени. Он может говорить своей жене: «Я сейчас приду и выпью с тобой, подожди, пока я вымою тарелки». Паттерн «Пока не» проявляется у Джонатана даже в структуре употребляемых им фраз, в которых он часто использует вводные предложения. Например: «Я говорил жене - имей в виду, то же самое я сказал только вчера дочери, - нам что-то нужно делать с домом». Он прерывает себя, чтобы вставить еще одну пришедшую на ум мысль. Строя предложения таким образом, Джонатан подтверждает приверженность паттерну «Пока не»: «Прежде чем отдохнуть, я должен успеть сделать все».

В древнегреческой мифологии сценарий «Пока не» был у Геракла.

Чтобы стать полубогом, он должен был выполнить целый ряд трудных задач, одна из которых заключалась в очистке от навоза Авгиевых конюшен.

Сценарий «После». Паттерн «После» представляет собой обратную сторону процесса в сценарии «Пока не». Человек, выполняющий сценарий «После», следует девизам: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»; «Отличная вечеринка! Но завтра у меня будет болеть голова»; «После женитьбы (замужества) жизнь состоит из одних обязательств»; «День начинается у меня рано, но к вечеру я устаю». Человек, следующий сценарию «После», будет часто использовать структуру предложений первого и третьего примеров.

Сценарий «После» можно проиллюстрировать мифом о Дамокле, греческом царе, который все время пировал, а над его головой на конском волоске висел меч. Однажды он взглянул вверх, увидел меч и с тех пор не находил себе покоя, живя в постоянном страхе, что меч может упасть. Подобно Дамоклу, человек, имеющий сценарий «После», полагает, что он сегодня может веселиться, но завтра за это последует расплата.

Сценарий «Никогда». Тема этого сценария заключается в следующем: «Я никогда не получаю того, что больше всего хочу».

Например, Эндрю утверждает, что хотел бы иметь близкие взаимоотношения с какой-нибудь женщиной, но он никогда не ходил туда, где бы мог встретить незнакомых женщин. Он часто подумывал о том, чтобы поступить в аспирантуру, однако еще ничего не сделал для этого.

Сценарий «Никогда» Эндрю подобен Танталу, обреченному вечно испытывать муки жажды и голода. Стоя в бассейне, по краям которого находятся яства и кувшин с водой, он не может до них дотянуться.

Тантал не осознает, что ему лишь надо сделать шаг в сторону. Человек, имеющий сценарий «Никогда», также не понимает: чтобы добиться своего, нужно просто сделать первый шаг к цели. Однако он никогда его не делает.

Для этого типа сценария не было обнаружено характерного паттерна предложений. Однако люди со сценарием «Никогда» часто повторяются, изо дня в день, говоря о своих трудностях.

Сценарий «Всегда». Человек, имеющий сценарий «Всегда», задается вопросом: «Почему это всегда случается со мной?» Этому сценарию соответствует древнегреческий миф об Арахне - мастерице вышивать. Она неразумно вступила в спор с богиней Минервой, вызвав ее на состязание по вышивке. Разгневанная богиня превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.

Допустим, Марта следует паттерну «Всегда». Она три раза выходила замуж и два раза разводилась. Первый раз она вышла замуж за тихого, спокойного и не очень общительного человека, которого она бросила, сказав своим друзьям, что хочет жить с более энергичным мужчиной. Однако, к удивлению друзей, она вскоре объявила о помолвке с другим человеком, точной копией первого мужа. Их брак также длился недолго. Третий муж Марты - человек тихий, спокойный, и она уже начинает жаловаться на него своим друзьям. Люди с паттерном «Всегда» могут проигрывать этот сценарий, как Марта, меняя одни неудовлетворительные взаимоотношения, работу, место жительства на подобные.

Одним из вариантов сценария является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. Человек со сценарием «Всегда» может сказать: «У меня мало что получается с этим терапевтом, но, я думаю, мы будем работать, и надеюсь, что что-то получится». Марта часто использует один паттерн предложения, характерный для сценария «Всегда». Она начинает говорить о чем-то одном, затем прерывает фразу и говорит о другом, и так ее мысль бесконечно перескакивает с одного предмета на другой:

«Я зашла к тебе для того, чтобы… ах да, по дороге к тебе повстречалась с подругой, которая… - да, между прочим, у меня с собой немного денег и…».

Сценарий «Почти». Сизиф прогневал греческих богов. Он был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень. Когда он почти достигал вершины горы, камень выскальзывал у него из рук и снова катился к подножью. Подобно Сизифу, человек, имеющий сценарий «Почти», говорит: «В этот раз я почти достиг своего».

Фред берет у своего друга почитать книгу. Отдавая ее назад, он говорит; «Спасибо за книгу. Я ее прочитал всю, кроме последней главы». Когда Фред моет машину, он это делает почти до конца, оставляя колеса грязными. Проживая свой сценарий в течение долгого времени, Фред почти добился продвижения по службе. Хотя он и приблизился к креслу начальника, но не стал им. Каждый раз, когда предоставляется возможность занять место начальника, Фред не может показать себя во время собеседования.

Берн назвал этот тип сценария «Снова и снова». Однако последующие авторы обнаружили, что все паттерны проживаются снова и снова, и поэтому было принято название «Почти».

Таиби Кейлер выдвинул идею о существовании двух типов паттерна «Почти». Описанный нами выше паттерн он называет «Почти - 1 тип». «Почти - тип 2» характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако вместо того, чтобы оставить камень и отдохнуть, такие люди не замечают, что они на вершине. Они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень. Это повторяется бесконечно.

Человек с паттерном «Почти - тип 2» будет достигать значительных успехов. Джанет, например, хорошо закончила школу и сразу же поступила в колледж. Еще до успешного окончания вуза она уже решила продолжить учебу в аспирантуре. Сейчас она много работает, чтобы стать членом одного научного общества. Несмотря на зависть коллег, Джанет совсем не считает, что чего-то достигла. Став членом общества, она говорит друзьям о своем намерении стать профессором. Это потребует еще больше труда, поэтому у Джанет совсем нет времени на общение с друзьями.

Существует несколько типов предложений, указывающих на их принадлежность к сценарию «Почти». Человек может начать какое - то предложение, затем перейти к другой теме разговора и закончить ее, например: «Сегодня я хотел бы рассказать вам о… между прочим, у меня есть кое-какой материал, который я хочу вам сейчас раздать».

Кроме того, человек, имеющий сценарий «Почти», может сделать несколько положительных высказываний, за которыми следует одно отрицательное, например: «Деревья осенью прекрасны, не правда ли?

И солнце такое яркое. Однако воздух прохладный».

Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий). Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна.

Альфред после 40 лет службы недавно вышел в отставку. Он проводит время дома среди своих наград и мраморных часов, при этом он хочет хорошо отдохнуть. Но вместо того, чтобы наслаждаться отдыхом, он почему-то чувствует себя неспокойно. Чем ему заняться?

Как заполнить свое время? Анна прощается с младшим из четырех детей, когда тот, став взрослым, покидает дом, при этом она с облегчением вздыхает. После многих лет не надо будет хлопотать по дому, и заботиться о детях! Однако спустя несколько дней, Анна чувствует себя потерянной. Без хлопот по дому, связанных с детьми, она чувствует растерянность и не знает, что делать дальше.

Открытый сценарий может проживаться в течение короткого и длительного времени. Некоторые люди вообще ставят перед собой только кратковременные тактические цели. Поэтому достигнув их, они мечутся, не зная, что предпринять, пока не появится очередная цель.

Тогда они опять ставят перед собой тактическую задачу достигнуть чего-либо, и весь процесс повторяется заново. Девиз открытого сценария: «Достигнув очередной цели, я не знаю, что делать дальше».

Этот паттерн напоминает миф о Филемоне и Баукисе, пожилой супружеской паре, которые заслужили одобрение богов тем, что приютили их в обличий усталых путников в своем доме, в то время как другие отказали им в пристанище. В качестве награды за их доброту боги продлили им жизнь, превратив их в растущие рядом деревья с переплетающимися ветвями.

Комбинация сценарных тем. Каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса, но для многих из нас один из них является доминирующим. Джонатан в основном проявлял сценарий «Пока не», Марта проживает сценарий «Всегда» и так далее.

Некоторые комбинируют в своем поведении два паттерна. Обычно один из них главный, второй - подчиненный. Например, люди со сценарием «Почти - тип 2» могут проявлять паттерн «Пока не», что справедливо в примере с Джанет. Ее девиз заключается в следующем:

«Я не могу отдохнуть, пока не достигну вершины. Но я никогда не достигну ее, так как всегда где-то есть еще одна вершина. Поэтому мне, никогда нельзя отдыхать». Человек, сочетающий в себе сценарии «Пока не» и «Никогда», следует убеждению: «Мне нельзя веселиться, пока я не закончу работу. Но я никогда не закончу ее, поэтому никогда не смогу весело отдохнуть». Другими часто встречающимися комбинациями являются сценарии «После» и «Почти - тип 1», а также «Всегда» и «Никогда». Попробуйте сами разработать типичные для этих сочетаний девизы.

Происхождение сценарного процесса. Почему в сценарном процессе насчитывается только шесть тем? Почему они применимы для всех? Никто не может дать точные ответы на эти вопросы. Поиск решений этих проблем является перспективным направлением исследований в ТА. В целом мы имеем представление о том, как сценарный процесс передается от родителей к детям. По-видимому, он является частью контрсценария, передаваемого в основном путем копирования родителей.

Ломка паттернов сценарного процесса. Были вы неудовлетворенны своим сценарным процессом, то можете выйти из него. В ТА эта цель достигается легче всего. Необходимо начать с выявления своих паттернов сценария, их осознания, а затем, осуществляя контроль Взрослого над своим поведением, разрушить эти паттерны.

Если вашим основным паттерном является сценарий «Пока не», сломайте его, радуясь и получая удовольствие еще до завершения этой работы. Для человека со сценарием «После» выход из сценарного процесса заключается в том, чтобы жить и радоваться сегодня, предварительно решив, что и завтра он будет радоваться. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы у вас назавтра не болела голова. Для слома паттерна «Никогда» решите, что вы действительно хотите. Составьте список из пяти пунктов, которые можете осуществить для удовлетворения вашего желания, а затем ежедневно выполняйте один из этих пунктов. Если вы проживаете тему «Всегда», осознайте, что вам не следует постоянно повторять одни и те же ошибки. Если хотите, то можете бросить неудовлетворяющую вас работу, изменить плохие взаимоотношения или найти новое место жительства. Из паттерна «Почти - тип 1» можно выйти, убеждаясь в том, что доводите свои дела до конца. Если вы убираете комнату, не оставляйте ее неприбранной, если читаете книгу, читайте все главы.

Для ломки паттерна «Почти - тип 2» займитесь приятным занятием и радуйтесь любому достигнутому успеху. Составьте список ваших целей и при достижении вычеркивайте их. Не стремитесь к очередной цели, не добившись предыдущей.

Если вы считаете, что вам был передан сценарий с открытым концом, осознайте, что ваши родители, не ведая того, преподнесли вам подарок. Поскольку финальные страницы вашего первоначального сценария утеряны, вы можете свободно написать желаемую концовку.

Каждый раз, когда вы поступаете вразрез с вашим сценарным паттерном, то ослабляете его для будущего, облегчая себе задачу последующего выхода из своей старой сценарной темы.

Паттерн вашего сценарного процесса. Просмотрите приведенные выше описания различных типов сценарного процесса. Выберите паттерн или паттерны, которые подходят к вам больше всего. Будете ли вы чувствовать себя уютно, если поступите в соответствии с этим паттерном или паттернами? Если нет, то выработайте пять типов поведения, которые идут вразрез с вашим сценарным процессом. Начните их осуществление немедленно, выполняя в день по одному пункту.

Работайте до тех пор, пока не будете удовлетворены произошедшими изменениями.

Ян Стюарт, Вэн Джойнс «Современный транзактный анализ». Социально – психологический центр. Санкт – Петербург 1996 г.

Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …5
ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ В ТА
Глава 1. Что такое ТА? …7
Ключевые идеи ТА …8
Философия ТА …11
ЧАСТЬ II ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Глава 2. Модель эго-состояний …14
Определение эго-состояний …18
Действительно ли существуют различия между эго-состояниями? …20
Эго-состояния и суперэго, эго, ид …20
Эго-состояния — названия, а не вещи …22
Сверхупрощенная модель …22
Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний …24
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок …24
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель …28
Взрослый …29
Эгограммы …30
Глава 4. Структурная модель второго порядка …34
Структура второго порядка: Родитель …36
Структура второго порядка: Взрослый …37
Структура второго порядка: Ребенок …38
Отличие структуры от функции..41
Глава 5. Распознавание эго-состояний …43
Поведенческий диагноз …43
Социальный диагноз …48
Исторический диагноз …49
Феноменологический диагноз..50
Диагноз эго-состояний на практике …51
Исполнительное и реальное Я …52
Глава 6. Структурная патология …56
Контаминация …57
Исключение …60
ЧАСТЬ III ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции …63
Параллельные (дополняющие) трансакции …63
Пересекающиеся трансакции …66
Скрытые трансакции …69
Трансакции и невербальные факторы …72
Выбор …73
Глава 8. Поглаживания …76
Жажда стимула …76
Виды поглаживаний …77
Поглаживание и подкрепление поведения …79
Раздача и прием поглаживаний …80
Экономия поглаживаний …83
Профиль поглаживаний..86
Самопоглаживание …89
Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания? …91
Глава 9. Структурирование времени …94
Уход …95
Ритуалы …95
Времяпровождение …97
Деятельность …98
Игры …99
Интимность …101
ЧАСТЬ IV НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и происхождение сценария жизни …105

Природа и определение жизненного сценария …106
Происхождение сценария …108
Глава 11. Как проживается сценарий …114
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя …114
Сценарий во взрослой жизни …118
Почему необходимо понимание сценария …121
Глава 12. Жизненные позиции …125
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал …127
Изменение личности и ОК Коррал …131
Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица …134
Сценарные послания и восприятие ребенка (младенца) …134
Виды сценарных посланий …134
Сценарная матрица …138
Глава 14. Приказания и решения …143
Двенадцать приказаний …143
Эпискрипт …151
Связь между решениями и приказаниями …152
Антисценарий …156
Глава 15. Сценарный процесс …159
Шесть сценарных процессов …159
Комбинация сценарных тем …164
Происхождение сценарного процесса …164
Ломка паттернов сценарного процесса …165
Глава 16. Драйверы и минискрипт …166
Способы обнаружения драйверного поведения …167
Главный драйвер …170
Драйверы и типы сценарного процесса …171
Драйверы и жизненная позиция …175
Пять разрешений …175
Происхождение драйверов …176
Минискрипт …176
Четыре мифа …180
ЧАСТЬ V РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ
Глава 17. Игнорирование …182
Природа и определение игнорирования …182
Преувеличение …183
Четыре типа пассивного поведения …184
Игнорирование и эго-состояния …187
Обнаружение игнорирований …189
Глава 18. Матрица игнорирования …191
Области игнорирования …191
Типы игнорирования …192
Уровни (способы) игнорирования …192
Диаграмма матрицы игнорирования …193
Использование матрицы игнорирования …196
Глава 19. Мировосприятие и искажение …199
Мировосприятие (система отсчета) …199
Мировосприятие и эго-состояния..200
Мировосприятие и сценарий …201
Природа и функция искажения …202
Трансакции при искажении …202
Глава 20. Симбиоз …205
Здоровый и нездоровый симбиоз …210
Симбиоз и сценарий …211
Приглашение к симбиозу …213
Симбиоз второго порядка …214
ЧАСТЬ VI ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: РЭКЕТ И ИГРЫ
Глава 21. Рэкет и марки …217

Определение рэкета и чувства рэкета …219
Рэкет и сценарии …220
Чувства рэкета и аутентичные чувства …223
Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем …225
Рэкет как процесс …228
Марки …230
Глава 22. Система Рэкета …232
Сценарные убеждения и чувства..233
Рэкетные проявления …237
Подкрепляющие воспоминания …239
Выход из Системы Рэкета …242
Глава 23. Игры и анализ игр …245
Примеры игр …245
Футболки …248
Различные степени интенсивности игр …249
Формула И …250
Драматический треугольник …251
Трансакционный анализ игр …253
План игры …255
Определение игры …256
Глава 24. Почему люди играют в игры …258
Игры, марки и сценарная расплата …258
Подкрепление сценарных убеждений …259
Игры, симбиоз и мировосприятие …260
Игры и поглаживания …262
Шесть преимуществ игр Э. Берна …263
Позитивная расплата в играх …264
Глава 25. Как относиться к играм …265
Нужно ли давать название играм? …265
Некоторые известные игры …266
Возможность выбора …269
Как избежать негативной расплаты …271
Замена игровых поглаживаний …273
ЧАСТЬ VII ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА
Глава 26. Контракты на изменение …275

Четыре условия Стайнера …276
Зачем нужны контракты? …276
Как составить эффективный контракт …279
Глава 27. Цели изменения в ТА …282
Автономность …282
Свобода от сценария …283
Решение проблем …284
Различные подходы к проблеме излечения …284
Глава 28. Терапия ТА …287
Самотерапия …287
Зачем нужна терапия? …288
Характерные черты терапии ТА …289
Три школы ТА …290
Глава 29. ТА в образовании и организациях …295
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике …295
Применение в организациях …297
ТА в образовании …299
Глава 30. История возникновения ТА …301
Эрик Берн и истоки ТА …302
Ранние годы …304
Годы распространения …305
Международная консолидация …306
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …309