Воображение и деятельность. Воображение в жизни человека

Лекция 5

Воображение

§ 1. Понятие о воображении. Что такое воображение. Чем воображение отличается от восприятия. Каковы основные виды воображения человека.

§ 2. Роль воображения в жизни человека. Для чего человеку нужно вооб­ражение. Какую роль воображение играет в планировании управления дея­тельностью человека. Какова роль воображения в регуляции процессов удовле­творения потребностей человека. Какова роль воображения в различных ви­дах творческой деятельности человека.

§ 3. Природные факторы и социальные условия, влияющие на вообра­жение. Каким образом воображение человека связано с процессами, происходя­щими в организме. Как органические процессы, влияют на воображение челове­ка. Каким образом психические процессы и состояния человека воздействуют на его воображение. Какова связь воображения с тем, что происходит в жиз­ни человека, вокруг него.

§ 4. Развитие воображения. Можно ли развивать воображение. Что следу­ет понимать под развитием воображения. Каковы основные направления раз­вития воображения. Что представляют собой средства развития воображения.

Понятие о воображении

Что такое воображение. Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, при­чем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содер­жится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный мо­мент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в се­бя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека име­ет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмо­трим отличия воображения от названных выше познаватель­ных процессов.



Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления. Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с од­ной стороны, об отличиях воображения как познавательно­го процесса от указанных выше других познавательных про­цессов, а с другой - об отличиях образов, рождаемых вооб­ражением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов. Время от времени мы бу­дем говорить как о первых, так и о вторых отличиях вооб­ражения от восприятия, памяти и мышления.

Восприятие - это процесс порождения образов в резуль­тате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация ка­сается реально существующих предметов и явлений, кото­рые воздействуют на органы чувств в данный момент вре­мени. Восприятие - это процесс порождения образов в от­сутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, ко­гда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств чело­века, а в воображении образы возникают, когда соответст­вующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключа­ется первое отличие воображения от восприятия.

Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отража­ют объективно существующие явления и предметы и обыч­но не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предме­тах и явлениях. Образы, рождаемые воображением челове­ка, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действи­тельности. Иногда они являются продуктом чистой фанта­зии, то есть ничему в реальной действительности не соответ­ствуют вообще.

Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может вос­произвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, дол­говременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случай­ными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождае­мые воображением, всегда имеют в себе нечто ранее несущестовавшее в памяти.

Воображение, особенно творческое, напоминает мышле­ние. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не сущест­вует. В творческом воображении рождаемый фантазией че­ловека образ непредсказуем, появляется и изменяется в са­мом процессе и почти всегда является в чем-то неожидан­ным для самого человека.

Теперь, определив, что такое воображение, и выяснив его отличия от восприятия, памяти и мышления, попробуем от­ветить на вопрос:

Каковы основные виды воображения человека. Таких видов у человека несколько. Это - пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Рассмотрим каждый из этих видов воображе­ния в отдельности.

Пассивным называют воображение, в котором образы рож­даются самопроизвольно, без участия сознания и воли челове­ка. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожи­данно, и человек не в состоянии их контролировать. Приме­рами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болез­ненных изменений сознания человека, например в бреду.

Активное воображение - это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, предста­вить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Примерами активно­го воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумыва­ет что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.

Репродуктивное воображение - это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порож­даемых им образах значительную долю фантазии. Так, напри­мер, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то от­личается от оригинала. Репродуктивным можно также на­звать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комби­нации. Если, к примеру, ребенок сложил известную мозаич­ную фигуру из предложенного ему набора элементов, то вооб­ражение такого ребенка будет репродуктивным.

Продуктивным называют воображение, порождающее со­вершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение ху­дожника, писателя, инженера, которые создают новое про­изведение искусства, литературы или новую технику.

Роль воображения в жизни человека

Для чего человеку нужно воображение. Каковы основ­ные функции воображения. Человек, по-видимому, являет­ся единственным из всех живых существ, обладающих ак­тивным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на воп­рос о том, какую роль эти виды воображения играют в жиз­ни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. На­верное, и они решают важную задачу в жизни людей. Отве­тить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно, раскрыв его основные функции.

Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно вос­принимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо пред­мет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение худож­ника, писателя, актера в момент начала их творческой дея­тельности), и тогда он обращается к своему воображению.

Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных пред­метов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки ме­бели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпри­нимает соответствующие практические действия.

В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пре­делы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в про­шлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие дей­ствия. Например, анализируя уже совершенные нами по­ступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображе­нии представляем себе будущую ситуацию и различные ва­рианты своего поведения в ней.

У человеческого воображения есть и две специальные, психологческие функции. Одна из них называется психоди­агностической, а другая - психотерапевтической. Психо­диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно су­дить о его психологии.

Эта функция активно используется в психологических те­стах, где человеку предлагается что-либо придумать (напри­мер, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмот­реть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продук­тах фантазии человека непосредственно отражаются его пси­хологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать опреде­ленные выводы о его психологии.

Психотерапевтическая функция воображения в свою оче­редь состоит в том, что через него можно оказывать поло­жительное влияние на психологическое состояние и поведе­ние человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Предста­вляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внут­ренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы нахо­димся на морозе, мы начинаем ощущать холод.

1 Аутогенная тренировка - это метод практической психологии, включаю­щий в себя освоение человеком системы физических, дыхательных и других специальных упражнений, связанных с самовнушением и рассчитанных на эф­фективную психофизиологическую саморегуляцию человека.

Гештальттерапия - это метод групповой практической психологии, где во­ображение используется для того, чтобы представлять себе какого-либо челове­ка присутствующим в данный момент времени и вести с ним открытый диалог. Нейролингвистическое программирование - это также один из методов психо­терапии, основанный на активном использовании воображения в терапевтиче­ских целях, в частности, для образного представления самого себя, как бы наблюдающего за самим собой со стороны.

Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к ис­пользованию воображения. Эти случаи связаны с планирова­нием и управлением деятельностью человека, с регулирова­нием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.

Какую роль воображение играет в планировании и уп­равлении деятельностью человека. Когда человек планиру­ет свою деятельность, он, естественно, пытается предста­вить, как она может разворачиваться в будущем. Это буду­щее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое планирование будущего основано на достаточно активном воображении че­ловека, и чем богаче его воображение, тем детальнее и на бо­лее длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее.

В качестве примера планирования деятельности с участи­ем воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представ­ляет ее в своем воображении, прежде чем принять оконча­тельное решение.

То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая ка­кое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчиты­вая на то, что оно вызовет в обществе определенный резо­нанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития собы­тий в будущем выступает как одно из профессионально зна­чимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионально­го отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуаль­ной деятельностью человека, то есть деятельностью, кото­рой он занят в данный момент. Дело в том, что планирова­ние человеком любой его деятельности, особенно целенапра­вленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управля­емая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой дея­тельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.

Какова роль воображения в регуляции процесса удов­летворения потребностей. Далеко не все свои потребности в силу тех или иных причин человек в состоянии постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает у него хроническое состояние неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло та­ким образом, что у человека не было другого пути избавле­ния от чувства неудовлетворенности, кроме полного удовле­творения соответствующих потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния.

К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в вообра­жении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает о том, чтобы оказаться в ка­ком-либо привлекательном для него месте, но не может сде­лать этого вообще или в данный момент, то он может просто представить себе, что уже находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет полностью удовле­творена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится.

Обиженный человек может отомстить своему обидчику символически, в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Данный прием широко применяется, например, в Японии для самоуспокоения служащих, недо­вольных действиями своих начальников. Они могут войти в комнату, где находится фотография или манекен начальни­ка, и, заперевшись в ней, выразить фотографии или манеке­ну все, что хотели бы сказать или сделать реальному началь­нику. Популярная психологическая теория, объясняющая жиз­ненное назначение и содержание сновидений человека, ут­верждает, что одна из главных задач сновидений человека заключается в том, чтобы служить средством символическо­го удовлетворения актуальных, не полностью удовлетворен­ных потребностей и снимать напряжение, беспокойство, тревогу, порождаемые неудовлетворенными потребностями. Эта теория довольно популярна в психоанализе, с ней свя­зывается существование специального защитного механиз­ма 1 , который называется замещением. Суть его состоит в том, что, будучи не в состоянии удовлетворить свою потреб­ность с помощью одного, весьма привлекательного, объек­та, человек удовлетворяет ее с помощью другого, менее при­влекательного, и при этом в своем воображении искусствен­но поднимает цену доступного для него объекта, одновре­менно обесценивая менее доступный объект. Известным ли­тературным воплощением этой психологической ситуации является басня И.А.Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не добравшись до винограда, утешается тем, что он зелен и что именно поэтому ей якобы его не хочется.

Какова роль воображения в различных видах творче­ской деятельности человека. Без богатого воображения лю­бая творческая деятельность человека была бы невозмож­ной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в во­ображении творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем вообра­жении строит ее замысел.

Во-вторых, первончальный творческий замысел или про­ект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это из­менение задуманного в ходе творческой деятельности явля­ется именно ее неотъемлемым свойством и не может проис­ходить иначе, как в воображении.

1 Описано более 20 видов защитных механизмов. Начало исследованиям за­щитных механизмов было положено З.Фрейдом, рассматривавшим их как фор­мы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериори-зованными социальными требованиями и запретами, и А.Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации к социаль­ному окружению.

В-третьих, способности, талант любого творца не в пос­леднюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что останется от картин известного ху­дожника Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой творческой фантазии самого худож­ника, и оставить лишь то, что касается высокого техниче­ского мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Да­ли в ряд множества других, малоизвестных художников, ко­торые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оце­ниваем достоинство автомобиля, в частности, по оригиналь­ности его дизайна?

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения- показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,- такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают "полный простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что "она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности". Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. воображение творческий фантазия интеллектуальный

Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда "проводил эксперимент" своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.

Как уже известно, воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы? различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность - это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации-все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность. Такие периоды психологи называют "сензитивными". В эти периоды конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать "сензитивный" период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует "сензитивность" сразу многих функций.

При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон? это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая имела двух воображаемых товарищей? один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а другой? всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами душевного расстройства; с их точки зрения, такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане "перебрать" разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.

В одной из лабораторий США по созданию искусственного интеллекта перед учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы, все просто: поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет.

Задача была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему необходимо через зрительные органы узнавать огромное количество информации о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в пространстве, качество его поверхности, его размеры, цветовые характеристики, назначение и т.д.

Все это для машины представляет довольно большие трудности. Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно обладать стереоскопическим зрением, но эта проблема вполне разрешима. Гораздо важнее и труднее научить машину "понимать" какие-либо ситуации или сцены. Ведь ученые еще не совсем понимают, как этот процесс происходит у человека, чего уж говорить о машине!

Ясна только цель: нужно создать у машины искусственное воображение, и тогда, осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет представить ситуацию в целом и проанализировать ее. А значит, можно будет создать и искусственный интеллект.

план

1. Значение воображения в жизни человека

2. Воображение как познавательный психический процесс

3. Образы воображения, приемы их создания

4. Виды и индивидуальное своеобразие воображения

Значение воображения в жизни человека

Воображение - это специфически человеческий познавательный психический процесс, который называют также имажинативний деятельностью. Ее значение в жизни человека раскрывают функции воображения.

Функции воображения

Эвристическая: воображение - обязательный фактор всех видов творчества.

Предсказания: обеспечивает постановку цели деятельности как идеального образа будущего результата. Дом, который человек планирует построить, она сначала рисует в своем воображении.

А в дальнейшем действует в соответствии с этим мысленного образа. Эту особенность называют упреждающим отображением.

Практическая: человек создает мир культуры наряду с существующим миром природы. Каждый предмет культуры является реализованным замыслу человека, аналоги которого в природе отсутствуют.

Познавательная: человек открывает сущность явлений, недостижимых для чувств. Например, в неевклидовой геометрии приходятся утверждения, нельзя проверить на практике, но которые сбываются в воображаемых условиях. Ее основатель - М.К. Лобачевский - назвал свою теорию "воображаемой геометрией».

Эстетическая: конструирование человеком прекрасного, воплощение идей о гармоничности, пропорциональности в произведениях искусства.

Влияние на развитие личности через мечту и идеал, которые обеспечивают постановку жизненных перспектив и является выражением жизнетворчества.

Мечта - образ желаемого будущего. Она побуждает человека к действиям, мобилизует ее усилия.

Идеал - это представление о наивысшее совершенство, вроде, ицо определяет образ действий человека. Является составной частью мировоззрения; организует и направляет деятельность человека.

Воображение как познавательный психический процесс

Чтобы раскрыть сущность воображения, нужно ответить на два вопроса. Во-первых, можно считать воображение самостоятельным психическим процессом, в чем заключается принципиальное отличие воображения, прежде всего, по сравнению с образным мышлением и представлениями памяти? Во-вторых, можно считать воображение познавательным процессом?

Проанализируем первый вопрос. Долгое время психологи отождествляли воображение или образным мышлением, или с представлениями памяти и самостоятельно не изучали (Вольф, Рибо). Дело в том, что традиционное понимание воображения как создание нового четко не разграничивает ее с другими познавательными процессами. Эти же признаки присущи и другим познавательным процессам. Так, формирование образа восприятия - это уже создание нового (А. Леонтьев). Образ памяти тоже превращается со временем (активность хранения).

Чтобы отличить образы воображения от представления, нужно оценить, насколько творческим был процесс построения этих образов; насколько принципиальным является разрыв образа с реальностью. Для воображения свойственно более якраве выявления этих признаков. В представлении человек стремится воссоздать прошлый опыт как можно ближе к реальности. В творческом воображении человек ставит цель создать образ новый, несуществующий в реальности. Даже в воспроизводственный воображении ставится цель построить образ реально существующего, но того, чего не было в прошлом опыте (образ океана, если мы его не видели). Различается воображение от других психических процессов и динамикой своего развития в онтогенезе, как это видно из рис.9.

Рис. 9. Соотношением развития воображения и интеллекта в онтогенезе Условные обозначения: LK - развитие воображения; RO - развитие интеллекта; LR - возрастное развитие.

Как видно из рис. 9, развитие воображения особенно интенсивный на начальных этапах онтогенеза, а затем падает. Развитие интеллекта начинается позже и постепенно нарастает.

А.В. Петровский считает, что специфика воображения по сравнению с мышлением - в разном отображении проблемной ситуации. Если оно четкое, количество неизвестных не превышает возможности мышления для их нахождения, то задача решается на основе законов логики (работа инженера-практика). Ситуация со многими неизвестными, когда мышление неэффективно, решается с помощью воображения (работа инженера-изобретателя).

Некоторые психологи противопоставляют воображение другим познавательным процессам. Ведь последние - это отражение реально существующих явлений, а воображение - создает картины, которые не существуют в действительности. Воображение действительно представляет определенный отход от окружающей реальности, но в ней всегда сохраняется связь с действительностью. Эта связь подтверждается следующими фактами.

1. Новые образы возникают из жизненных впечатлений, элементы образа существуют реально, хотя в других сочетаниях (пегас, сфинкс, кентавр).

2. При создании новых образов учитываются известные закономерности. Благодаря этому образы воображения можно реально воплощать. Например, из 108 идей, описанных в произведениях писателя-фантаста Ж. Верна, нереализованными остаются десять, а с 50 идей, содержащихся в произведениях А. Беляева - три.

3. Благодаря воображению восстанавливаем картины, известные по описаниям: события прошлого, поверхности недосягаемых планет.

4. Через мысленные образы человек выражает свои эмоциональные состояния. С другой стороны, образы воображения вызывают у человека эмоции, сопровождающиеся реальными переживаниями. Так, ребенок по-настоящему боится страшных сказочных героев. Л. Выготский назвал этот факт "законом эмоциональной реальности воображения".

Таким образом, анализ поставленных вопросов приводит к выводу, что воображение - самостоятельный познавательный психический процесс, в котором оказывается активный опережающий характер познания человека.

Воображение - своеобразная форма отражения объективной действительности, психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, образованных в предыдущем опыте. Поэтому образы воображения называют вторичными.

Воображение в жизни человека


воображение мышление творчество образ

Формы проявления воображения

Психологический характер процессов воображения

Функции воображения

Воображение и мышление

Воображение и творчество


1. Понятие о воображении и его виды


Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью.

Нам мало, что известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

Виды воображения. По степени выраженности активности различают воображение:

Øактивное

Øпассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение может быть:

Øтворческим

Øвоссоздающим.

Творческое активное воображение, возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое активное воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Пассивное воображение может быть:

Øпреднамеренным,

Øнепреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.


2. Формы проявления воображения


Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся:

Øмечты,

Øгрезы,

Øгаллюцинации,

Øсновидения.

Одной из форм проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечта - отодвинутые во времени желания.

Мечты отличаются тем, что связаны с действительностью и. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие - фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями.

Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучительную попытку гоголевской героини из "Женитьбы" выбрать жениха из четырех претендентов: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась".

Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие 6олезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.


3. Психологический характер процессов воображения


Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), Так, новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим основные приемы и способы процесса воображения.

1)Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2)Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

3)Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

)Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5)Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы".

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

Øяркости образов;

Øстепени их реалистичности правдивости,

Øновизне,

Øоригинальности;

Øшироте воображения,

Øпроизвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

Øтипу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

Øустойчивости.


4. Функции воображения


Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие:

  1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному - воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
  2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Произвольная регуляция познавательных процессов и состоянии человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоции. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
  3. Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
  4. Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.
  5. Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

5. Воображение и мышление


Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что является общим и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

  1. воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

б) воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

  1. опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

б) в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи.

В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности:

Øорганизованная система образов и представлений,

Øорганизованная система понятий.

Таким образом, в основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления - возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны. Например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо также заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. При этом возможны следующие возможные варианты:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение пря отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.


Воображение и творчество


Английский ученый Г. Уоллес выделил следующие четыре стадии процессов творчества:

1)Подготовка (зарождение идеи),

2)Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений),

)Озарение (интуитивное "схватывание" искомого результата),

)Проверка.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно.

Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Так, например, в математике, в начале доказательства различных теорем приходится встречаться с высказываниями, которые начинаются со слов: "допустим, что...", "представим себе, что...". Именно они указывают на то, что процесс математического доказательства начинается с творческого представления или воображения.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

Если ученый имеет дело главным образом с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, которые возникают в голове писателя, затем оказываются пропущенными сквозь своего рода "обогащающее устройство", которым является эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей и слушателей сопереживать, страдать и радоваться.

В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.


Литература


1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2009

Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009

Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. - СПб: Питер, 2009

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2009

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2009

Микалко М. Взламывая стереотипы. 9 стратегий креативного гения. - СПб.: Питер, 2009

Немов Р.С. Общая психология. - СПб: Питер, 2009

Петровский А.В. Психология. - М.: Академия, 2009


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Автомобильно-Дорожный

Государственный Технический Университет (МАДИ)

Факультет: «Энерго-экологический»

Кафедра: «Социологии и управления»

«Воображение и деятельность»

Выполнил: студентка Казначеева А.А.

Москва 2014

Введение

1.1 Понятие воображения

1.2 Классификация воображения

1.3 Операции воображения

1.4 Функции воображения

3. Анализ управленческой деятельности в связи с воображениием

Список используемой литературы

Введение

Цель данной работы состоит в понимании определений «воображение» и объяснение его предназначения в деятельности человека.

Объектом реферата является воображение как психический познавательный процесс.

Предмет реферата: влияние воображения на деятельность человека.

Для выполнения этого реферата поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность понятий « воображение» и «деятельность» и описать факторы, влияющие на него;

Рассмотреть и оценить механизмы воображения;

Очень часто мы слышим такие слова «воображение разыгралось» или «ну и фантазия у тебя» и считаем эти слова должными, не вникая в суть этих понятий. Но мало кто задумывался над тем, что воображение- это одни из очень важных психических процессов в нашей жизни, без которых не было бы оценки образов, представления и идей и что самое главное - люди бы не способны бы были к моделированию, пространственному воображению, а, следовательно, первобытные люди не изобрели колесо и не был бы возможен технический прогресс.

Тема моего реферата очень актуальна и я считаю, что и к тому же очень интересна: на свете не существует ни одного человека, который никогда не мечтал или не представлял в своей фантазии какие-либо события из жизни или некие объекты. Воображение играет большую роль в деятельности любого человека. Безусловно, данный вопрос очень важный и вызывает интерес не только у общественности, а так же и у ученых и исследователей. Немаловажно то, что проведено очень много экспериментов на данную тему.

1. Общая характеристика воображения

1.1 Понятие воображения

Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на основе новых представлений, отсутствующих ранее

Воображение - отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта.

Воображение - это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще несуществующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических форм и идеалов.

1.2 Классификация воображения

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Характеристика отдельных видов воображения Активное воображение (преднамеренное)- создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Более активный вариант грез - мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательно регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации. Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированное возникшей в сознании изобретателя). Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Артистическое мышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки). Продуктивное воображение (творческое) - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е. с творчеством, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, т.к. содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим. Репродуктивное воображение (воссоздающее) - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных с другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем больше активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Характеристика отдельных видов воображений:

Сновидения - можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечты от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными.

Особенности мечты:

Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр. (рис 1)

Рис.1. Кентавр

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик-с-Пальчик. Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

1.3 Операции воображения

Для трансформации данных и создания продуктов в воображении, как и мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование.

Слияние - произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных разных объектов в одном образе. Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты.

Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные черты.

Акцентирование связано с намеренным усилием какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры. Другим способом придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что полностью игнорируются все специфические личностные качества.

Воображение тесно связано с другими сторонами психики - эмоциями, памятью, мышлением. Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д. положительные эмоции, например ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания. Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, т.к. у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими желаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Воображение заменяет мышление в затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.

Выделяют образную и вербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербально) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до 7-8 лет существенно опережает вербальную у всех детей. Развитие креативности подтверждает сензитивность творческого мышления в схеме, т.к. вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Важным моментом является несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

1.4 Функции воображения

1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.

2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.

3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).

4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.).

5 Основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)

6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).

7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

2. Сфера управленческой деятельности в воображении

2.1 Функции и управленческая культура руководителя

К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:

· информационно-аналитическую;

· мотивационно-целевую;

· планово-прогностическую;

· организационно-исполнительскую;

· контрольно-диагностическую;

· регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования предприятия влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.

Функциональные обязанности директора предприятия:

несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав людей;

представляет интересы предприятия в государственных и общественных органах;

создает необходимые условия для организации работы на предприятии;

проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку кадров предприятия;

по согласованию с советом предприятия устанавливает надбавки к заработной плате персоналу;

несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом.

2.2 Управленческая культура руководителя

Управленческая культура руководителя предприятия представляет собой самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении предприятием. (рис.2)

КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рис.2. Компоненты управленческой культуры

Аксеологический компонент представлен группой управленческо-педагогический ценностей, которые имеют значение в руководстве современного предприятия. Имеющие большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология управления внутри предприятия предполагает решение специфических задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора предприятия раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгометричности управления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценности управления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимости от личностных особенностей и особенностей объекта управления. То есть управление педагогическими системами выступает как область приложения и реализации способностей личности руководителя, сфера профессиональной и личностной самоактуализации.

2.3 Анализ управленческой деятельности

Взаимодействие участников целостного управленческого процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий управленческого анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования. (рис.3)

ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рис.3. Виды управленческого анализа

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Параметрический анализ осуществляется директором предприятия и его заместителями. Параметрический анализ - это не просто констанция фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах управленческого процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению деятельности предприятия. Опираясь на данные параметрического анализа, руководителя предприятия в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, из данных официальных отчетов.

Процесс управления любой управленческой системой предполагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (планирование). Управленческая деятельность целенаправленна.

Цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.

3. Значение воображения в деятельности человека

Воображение очень облегчает работу человека, во всех сферах жизнедеятельности: начиная от каких-либо житейских ситуаций и заканчивая тяжелыми инженерными проектами и т.д. Поэтому, хотелось обозначить некоторые функции или предназначение воображения;

· представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи и формирование внутреннего плана действий -- способности выполнять их внутри, манипулируя образами

Одна из основных функций человека. Любая задача, даже самая элементарная на наш взгляд - это тяжелая работа для нашего предсознания: прежде чем выполнить какое-то действие, мы моделируем его в своем сознании, при этом, не применяя практических действий. Мы можем представлять различные ситуации и манипулировать действиями и образами.

Пример: при моделировании какого-либо объекта или при построении чертежа, мы основываемся только на свое пространственное воображение, не пользуясь практическим материалом.

· регулирование эмоциональных состояний

Данная функция также может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.

Пример: человек легко и с большим интересом занимается работой, которая ему очень интересна и близка и наоборот: без энтузиазма выполняет работу, которая ему не интересна и скучна.

· психодиагностические функции воображения

Используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой - оптимистической.

· планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

· воображение помогает объединить прошлое, настоящее и будущее и даже выдуманную реальность в сознании человека, при этом сам человек может вспомнить или представить себе любой момент жизни, проанализировать его и даже исказить выдуманными событиями и т.д.

Пример: данный случай очень распространен среди детей, они очень часто придумывают и рассказывают несуществующие события из своей жизни: «страшилки» к примеру. Так же ложь обязана именно этой функции, т.к. ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна.

4. Роль воображения в познании и практической деятельности человека

Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность - мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.

К основным видам практической деятельности человека можно отнести: 1. Материальное производство, 2. Социально-политическую деятельность, 3. Научный эксперимент.

Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:

а) Практика является источником познания, т. к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т. к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,

б) Опосредованно практика является целью познания, т. к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира.

в) Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т. к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т. д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного - например, фантазию.

воображение познание управленческий культура

Во-первых, хотелось бы отметить, что тема моего реферата является очень интересной и актуальной и не на протяжении нескольких десятков лет этот вопрос всегда интересовал человечество.

Во-вторых, данный вопрос является очень информативным и в какой-то степени сложным и запутанным, так как психология человека, как сложного существа, априори не может быть простой и понятной на каждом этапе изучения.

В-третьих, значение воображения в деятельности человека очень велико и в этом мы убедились: невозможно сделать какой-либо труд, не представляя его себе и не зная конечного результата к которому мы будем стремиться.

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Философы еще в конце XIX века предложили словосочетание «человек воображающий» в качестве одной из видовых характеристик современного человека наряду с «человеком разумным».

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1950

2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., «Педагогика и психология»: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

3. Запорожец А.В. «Психология действия», Издательство: НПО "МОДЭК", 2000

4. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии. - М.: Высш. шк., 2000. - 120 с.

5. Карпов А.В. «Психология менеджмента», 2005

6. Козубовский В.М. Общая психология, познавательные процессы. -М.: Минск., 2008. - 356 с

7. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций. -- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

9. Николаенко Н.Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. -- 288 с. (Серия: «Современный учебник»)

10. Петровский А.В., Беркинблит М.Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.

11. Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. -- 2-е изд., испр. и доп. -- Мн.: Университетское, 1991. -- 342 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.

13. Щербатых Ю.В. (профессор психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность мер и способов творческой самореализации личности руководителя и компоненты управленческой культуры. Основные факторы, характеризующие стиль руководства, его модели. Функциональные обязанности директора общеобразовательного учебного заведения.

    презентация , добавлен 22.08.2010

    Современная философия и идеология управления, теоретические аспекты формирования управленческой (организационной) культуры на предприятии. Пути совершенствования управленческой культуры ЗАО "Связной Логистика" в целях формирования стабильного коллектива.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2017

    Изучение истории возникновения теории управления. Исследование подходов к управленческой деятельности, школ управленческой мысли. Анализ роли управленческой работы в обществе. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Менеджер как главное звено организации, его основные права и обязанности, оценка роли и значения на современном этапе. Общие и специальные способности в управленческой деятельности. Исследование и анализ практической деятельности менеджера предприятия.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2013

    Информационное и документальное обеспечение управленческой деятельности предприятия. Контроль исполнения документов управленческой деятельности предприятия. Кадровое обеспечение системы управления персоналом организации. Документация по личному составу.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Сущность, структура и функции управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. Принципы руководства ОУЗ. Проблемы и пути реализации ценностных ориентаций управленческой деятельности современного руководителя учебного заведения в СНО.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2012

    Основные функции и административные обязанности руководителя, этапы управленческой деятельности и их характеристика. Права руководителя в рамках его непосредственных обязанностей. Понятие и порядок реализации руководителем делегирования полномочий.

    реферат , добавлен 16.10.2009

    Понятие и социально-психологические характеристики "управленческой деятельности". Функции управления: целеполагание, планирование, стимулирования, организация, контроль. Способности руководителя к управлению коллективом и собственной жизнедеятельностью.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Исследование деятельности ООО "Кокон" - предприятия по производству светопрозрачных конструкций из металлопластика. Миссия и слоган организации, ее цели по SMART-принципу. Должностные обязанности руководителя отдела производства и его подчиненных.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Понятие лидерства и руководства, их стили и виды. Авторитет эффективного руководителя. Понятие стресса, экстремальные ситуации при принятии решений. Основные стрессоры управленческой деятельности руководителя. Стресс-менеджмент, его роль и значение.