В каких предложениях используется сравнительный оборот. Определение термина "сравнительный оборот". Как подчеркивается сравнительный оборот

Подобный оборот может быть выражен разными частями речи, но чаще всего встречаются:

  • Имена существительные в Именительном падеже: Он всегда был трусливым, как заяц .
  • Имена существительные в косвенных падежах: И он любил ее, как прежде .

Важно отличать сравнительные обороты от сравнительных придаточных предложений. Во втором случае будет присутствовать полноценная грамматическая основа, в то время как в обычном сравнительном обороте ее не бывает (даже в том случае, когда он состоит более, чем из одного слова). Например:

Тогда он поднял голову и закричал, как зверь. — И тут он закричал так, как зверь кричит от боли.

В обоих случаях мы видим союз «как». Однако в первом предложении он присоединяет сравнительный оборот, а во втором — придаточное предложение (грамматическая основа — «зверь кричит»).

Поскольку сравнительные обороты достаточно часто имеют обстоятельственное значение, они подчёркиваются штрих-пунктирной линией, как и обычные обстоятельства. Иногда оборот входит в состав сказуемого, и в этом случае его необходимо подчеркнуть двумя чертами.

Примеры использования сравнительных оборотов

Приведем несколько вариантов применения сравнительных оборотов в речи:

  1. А он просто взял и отказался от нее, как от надоевшей игрушки!
  2. И моя жена рассмеялась звонко и весело, как в первый день нашего знакомства.
  3. Неожиданно небо потемнело, будто во время бури.
  4. Он прицепился ко мне словно банный лист.

В первом предложении оборот присоединяется с помощью союза «как», перед которым нужно поставить запятую. Имеет значение образа действия.

Во втором случае оборот имеет обстоятельственное временное значение. Он также выделяется запятой.

В третьем предложении сравнительный оборот имеет характерное для него значение образа действия.

В последнем примере оборот не выделяется запятой, поскольку является фразеологизмом. Имеет обстоятельственное значение образа действия.

Члены предложения,составляющие грамматическую основу, и части речи, выражающие её

В грамматическую основу включены подлежащее и сказуемое, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и «кто делает?», «что делает?» соответственно. Местоимение и существительное становятся подлежащими чаще, чем прилагательное или числительное.

  • местоимение: «Они построили снежную крепость».
  • числительное: «Десять умножается на восемь».
  • прилагательное: «Старший отвечал за порядок».
  • существительное: «Лестница ведёт на чердак».

Итак, первым этапом в распределении ролей является разбор предложения. Рассмотрим пример того, как подчеркивается подлежащее в предложении: «Дни рождения года в крепостях снежных спали».

Последовательность разбора
Слово Грамматическая основа

группа подл.

группа сказ.

Зависимость

от членов

Значение Часть речи Ответ на вопрос
дни Подлежащее предмет сущ. что?
рождения определение сущ. чего?
года дополнение сущ. чего?
в крепостях обстоятельство сущ. где?
снежных определение прил. каких?
спали сказуемое действие сказ. что делали?

В результате разбора становится ясно, что ключевым признаком, позволяющим определить тип подчёркивания, является значение слова как члена предложения, а не его принадлежность к той или иной части речи. Сказуемое — прерогатива глагола. Но случается, что и числительное, если оно означает действие, подчёркивается двойной чертой, как подчёркивается сказуемое. Остаётся подчеркнуть подлежащее одной, сказуемоедвумя чертами, определение волнистой чертой, обстоятельство точкой-тире, дополнение — пунктиром.

Местоимение может быть членом главным (подлежащим) и второстепенным (дополнением или обстоятельством). В роли подлежащего местоимение подчеркивается одной чертой, в роли дополнения — пунктиром; в составе обстоятельства — штрихпунктиром. Подчеркиваются не слова как части речи, а слова как члены предложения. В разборе предложения ключевыми моментами являются поиск грамматической основы и установление схемы подчинительной связи с помощью вопросов, адресуемых к каждому слову, по смыслу, следующему за основой. Сочетания «рождения года»; «в крепостях снежных» подчёркиваются пунктиром и волнистой линией соответственно, как подчёркиваются второстепенные члены. В разбираемом предложении грамматическая основа — «дни спали»:

  1. Первый уровень подчинительной связи: «дни» какие? и «спали» где? («дни рождения»; «спали в крепостях»).
  2. Второй уровень связи: «рождения» чего? и «в крепостях» каких? («рождения года»; «в крепостях снежных»).

Слово как часть речи и как член предложения. Части речи в роли сказуемых. Числительное в предложении. Функции прилагательного и подлежащего, выраженные числительным

Как различить глагол-сказуемое и глагол-дополнение? Чем отличается числительное-подлежащее от числительного-определения? Какие функции в предложении возложены на прилагательное? Такие вопросы уже ассоциируются с ролью слова в предложении. Глагол в составе грамматической основы представляет собой сказуемое и подчёркивается двойной чертой. Очень ярко выражена многозначность у прилагательного, и если не задавать себе очередной некорректный вопрос из серии «как подчёркивается прилагательное», а попытаться проанализировать его роль в предложении, можно будет подчеркнуть его роль:

  • волнистой линией как определение: «песни радостные, звонкие, весёлые»;
  • точкой-тире (дополнение обстоятельства): «хмурым серым утром»;
  • сплошной линией как подлежащее, если прилагательное означает имя собственное или нарицательное: «Лютый не знал пощады»; «Бурый любил мёд, растительную пищу, а серый был хищником». Прилагательное в значении существительного называют субстантивным, т. е. раскрывающим «субстанцию», сущность предмета.

Числительные представляют:

  • подлежащее: «тысяча не стоит его одного» (тип подчёркивания — одна черта);
  • именная часть сказуемого: «пятью восемь — сорок» (двойная черта);
  • определение: «первый праздник года» (волнистая черта);
  • дополнение: «сто делится на пять, на четыре» (пунктир);
  • обстоятельство: «когда тебе девятнадцать» (точка-тире).

Решая вопрос о том, как подчеркивается числительное, необходимоустанавливать его значение и уровень подчинения.

Обстоятельство поясняет, а дополнение распространяет сказуемое, определение же уточняет подлежащее. По закону управления подлежащее влияет на сказуемое, дополнение и обстоятельство подчиняются сказуемому. Таким образом, определение и обстоятельство относятся к разным грамматическим группам — подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены:

  • группы подлежащего — определение;
  • группы сказуемого — дополнение, обстоятельство.

Как подчёркивается определение и обстоятельство, рассмотрим после того, как познакомимся с дополнением. Дополнение обозначает предмет, переданный существительным или местоимением:

Пунктирной линией оформляется любое существительное и местоимение в роли дополнения. Попробуем заменить слово «кукла» местоимением: «Только и разговору, что о ней».

Модель управления и грамматические признаки дополнения. Как подчеркивается местоимение. Коммуникативная роль дополнения. Структурные особенности

Грамматические признаки дополнения — его управляемость с точки зрения морфологии и синтаксиса. Для того чтобы определить тип подчёркивания дополнения, достаточно увидеть первые два уровня иерархической модели предложения. Основная информативная функция дополнения — показывать возможности сказуемого, множество его значений. Основная коммуникативная роль дополнения — быть компонентом цели сообщения. К одной грамматической основе может относиться несколько дополнений. По структуре дополнение может быть простым, аналитическим (в т. ч. составным), комбинированным единым и комплексным единым.

Простое дополнение выражается:

  • Местоимением: «Встречаю её» (как подчёркивается местоимение в роли каждого члена предложения, мы уже разобрались).
  • Именем собственным: «Начальник вызвал Петрова».
  • Синтаксически цельным сочетанием: «Задорнов забавно высмеивал США».
  • Нарицательным существительным с определением: «Слыл большим оригиналом».

Структурные особенности аналитического, комбинированного и комплексного дополнений. Прямое дополнение

Аналитическое дополнение выражается:

  • сочетанием «служебное слово + знаменательное дополнение»: «надеюсь на успех»;
  • сочетанием «полуслужебное слово + полнозначное»: «факт непричастности», «сорт вина»;
  • фразеологическим сочетанием: «пожарище заросло иван-да-марьей».

Комбинированное единое дополнение выражается:

  • Двумя морфологическими дополнениями: «подарил мне колечко»; «попросил руки и сердца».
  • Сочинённой формулировкой из двух и более дополнений: «Шерочке с Машерочкой — парочке не разлей вода»; (перед тем как подчёркивается подлежащее, определяется сказуемое, выраженное существительным).
  • Количественной группой: «потратил столько времени»; «подать стакан воды»; «любовь к трём апельсинам».

Комплексное единое дополнение выражается:

  • группой «существительное + инфинитив + наречие»: «попросим наглеца убраться прочь»;
  • группой разнопадежных существительных, местоимений: «считал царя тираном»; «звали её колдуньей»;
  • придаточным дополнительным предложением: «верил, что всё наладится» (верил чему, во что?).

К одному сказуемому могут относиться несколько дополнений, соблюдающих между собой определённую иерархию. Главное дополнение занимает относительно сказуемого прямую позицию, определяемую ролевым падежом либо очерёдностью. Остальные дополнения считаются косвенными. При разборе предложения с комплексным единым дополнением необходимо различать, как подчёркивается глагол инфинитивной формы в роли дополнения (пунктиром) и как — в роли сказуемого (двойной чертой).

Функция определения и вопросы, на которые оно отвечает. Части речи, выражающие определение

Определение указывает на признак предмета
Части речи Примеры определений
существительное Река (которая?) Волга всегда влекла к себе туристов.
прилагательное Величественный (какой?) монумент «Родина-мать зовёт!» является эмблемой Волгограда.
Ответ (какой?) навскидку бывает порой точнее глубокомысленных выводов.
причастие Неверующий (какой?) Фома — один из библейских персонажей.
причастный оборот Гонец (какой?), изнемогший от долгого бега , упал перед царём.
фразеологический оборот Герой (какой?) от горшка полчетверти вершка ничуть не смутился.
инфинитив Время (какое?) собирать урожай.

После проверки вопросом «влекла» (как? ) подчеркивается сказуемое «влекла» двойной чертой и только потом подчёркивается штрихпунктиром наречие «всегда». Вопросы как?, которая? определяют уровень второстепенных членов. Обстоятельства объясняют причину, указывают место, объясняют цель, устанавливают время, характеризуют целевые варианты сказуемого, направленность действий. Выражаются существительным, наречием или местоимением, подчёркиваются точкой-тире (штрихпунктиром). Слово «Волга», подобно определениям, выделенным курсивом в каждом примере, подчёркивается волнистой линией. Каждое из этих определений расширяет понятие качества подлежащего, а в целом они являются совершенно разными частями речи или речевыми оборотами.

Вопросы, устанавливающие признак обстоятельства. Модель управления и падежный контроль. Как подчёркивается сравнительный оборот

Модель управления обстоятельством отражает:

  • его синтаксическую зависимость от сказуемого с опорой на падежи;
  • лексическую связь управляющего слова и обстоятельства.

Анализ с опорой на падежный контроль помогает более точно установить роль второстепенного члена: «Таня шла быстрыми шагами». Здесь «быстрыми шагами» эквивалентно понятию «быстро», следовательно, является обстоятельством (как?), а не дополнением (чем?). При первоначальном разборе словосочетание «быстрыми шагами» подчёркивается штрихпунктиром. Лексическая связь более ассоциативна, она помогает находить точные комбинации слов, руководствуясь стилем изложения, специальной терминологией, личным активным словарём. Наиболее характерными приёмами составления словосочетаний являются приёмы противопоставления, сопоставления, тождества и однородности.

Однородные члены могут стать:

  • Распространёнными: «Воробышек подмигивал, припадал на одну лапку, работал синкопами, словом, хамил».
  • Нераспространёнными: «Дама примерила туфельку и загрустила».

Чтобы понять принцип однородности второстепенных членов предложения, рассмотрим пример: «Здесь получают посылки и отправляют письма. Мы забыли, как приятно отправлять и получать письма. Сколько ненаписанных, неуслышанных, добрых и прекрасных слов хранятся в памяти души!»

1. Выделяем однородные члены:

  • обстоятельства сказуемого, выраженные инфинитивом: получать и отправлять ;
  • определения подлежащего, выраженные отглагольными прилагательными: ненаписанных, неуслышанных ;
  • определения подлежащего, выраженные прилагательными: добрых и прекрасных .
  • два дополнения одного сказуемого, выраженные существительным: посылки, письма .

2. Группируем члены по уровню подчинительной связи с главным словом согласно вопросу, на который они одинаково отвечают.

3. Устанавливаем их функции (образа действия, признака или распространения);

4. Определяем, как подчёркиваются однородные члены, и делаем вывод, что они:

  • являются ответом на один общий для них вопрос;
  • чаще всего служат одному члену в предложении;
  • передают значение одного и того же члена предложения;
  • подчёркиваются одинаково.

Исключение — два обстоятельства одного сказуемого. Это порой разные части речи: «Он шёл медленно, слегка пошаркивая на ходу».

  • шёл (как?) медленно — наречие в роли обстоятельства времени (подчёркивается штрихпунктиром);
  • шёл (каким образом?) пошаркивая — деепричастие от глагола «шаркать» в роли обстоятельства действия (штрихпунктир).

Уровни подчинения. Однородные и неоднородные обстоятельства и определения. Лексические единицы прилагательного

Группа однородных членов:

Виды оборотов. Сравнительный оборот

Сравнительные обороты могут означать:

  • Признак: «Балда, сам себе голова , обвёл попа вокруг пальца» (Балда какой? ).
  • Обстоятельство: «Он, как в заколдованном кругу , блуждал в своих воспоминаниях» (блуждал каким образом? ).
  • Дополнение: «Падать камнем в воду » (падать подобно чему? ).

В роли обстоятельства может выступать деепричастный оборот: «Это восхищение, возвращаясь вновь и вновь , перерастало в его сознании в трогательное поклонение метафоре, которой славился русский язык». Как подчёркивается дополнение и обстоятельство, можно определить, отталкиваясь от сказуемого «перерастало»:

  • дополнение (подчёркивается пунктиром): (перерастало во что?) в поклонение ;
  • обстоятельство (подчёркивается штрихпунктиром): (перерастало как?) возвращаясь .

Сравнительный оборот чаще всего выступает как усиление определения или обстоятельства: «лёгкими, как сон » (лёгкими «насколько?»); «тебя только за смертью посылать » («куда?» в значении превосходной степени). В этих примерахсравнительный оборот подчёркивается волнистой линией как определение (как сон ), штрихпунктиром как обстоятельство (за смертью ).

Единство склонения сравнительного оборота и дополнения — объекта сравнения

Сравнительный оборот уподобляет друг другу явления или предметы по общему для них признаку. Усиление или снижение значения дополнения с помощью сравнительного оборота требует склонять и подчёркивать его так же, как подчёркивается дополнение. Определениетипа подчёркивания иногда требует не только анализа предложения, но и понимания подтекста оборота. В результате сравнения актуализируются свойства обсуждаемого объекта: «Кем станешь ты: творцом, огонь дарящим, или чуть тёплым местом на Земле»? Здесь обороты: «огонь дарящим» и «тёплым» — дополнения к слову «творцом», хотя и противостоят друг другу по значению. Поэтому каждая из этих частей фразы подчёркивается пунктиром.

Виды сравнений:

  • при помощи союзов словно, точно, будто, как : «холодный словно лёд»;
  • с помощью творительного падежа существительного: «рассыпался бисером »;
  • бессоюзные, с составными именными сказуемыми: «Мои дети — сила моя и надежда »;
  • отрицающие: «горе не беда ».

Только господствующий член в обороте решает, как подчёркивается сравнительный оборот в целом. Это видно и по вопросу, на который он отвечает наиболее точно.

1. Оборот-определение, опирающийся на существительное в им.п.:

  • Несогласованное определение к инфинитиву: «ощетиниться, как зверь» (как ощетиниться?).
  • Согласованное определение, добавленное к опорному слову самого оборота: «Он чувствовал себя уверенным, счастливым, как будто заново рождённым человеком» (каким?); «И даже тополь стоял застывший, будто дежурный на часах» (тополь какой?).

2. Оборот-обстоятельство, опирающийся на часть речи в косвенном падеже: «Он запел знакомую с детства песню глубоко, серьёзно. Как пел её отец» (запел как, каким образом?).

В отличие от придаточного сравнительного предложения этот оборот не содержит грамматической основы и ничего не утверждает сам по себе.

В каких случаях союз «как» подчёркивается. Вопрос «чем»? Подчёркивание союзов, частиц, дежурных слов в оборотах

1. Союз «как» вносит в предложение элемент сравнения.

2. Сравнительный оборот или придаточное предложение сравнения с союзом «как» подчёркивают волнистой чертой, как определение.

3. Союз «как» может присоединять придаточные предложения и других типов: «Взгляни, как море спокойно сегодня» (как спокойно = насколько спокойнее);

4. Обороты с союзом «как», помимо сравнения, несут нагрузку дополнения обстоятельства причины: «От мороза, как от ожога , горело лицо»:

  • обстоятельство — «горело (каким образом?) как от ожога «;
  • дополнение — «горело (от чего?) от мороза в степени ожога «; сравнительный оборот — тождественное дополнение; как подчёркивается сочетание «от мороза », так должен подчёркиваться и оборот «как от ожога », — пунктиром.

5. Вопрос «чем?» относится к творительному падежу, на него отвечает дополнение: «Чем вызвано такое внимание?» Местоимение «чем» подчёркивается пунктиром.

6. Если на первый взгляд трудно определить принадлежность сравнительного оборота к обстоятельству, его заменяют существительным творительного падежа или наречием — смысл высказывания не должен искажаться.

7. Следует обращать внимание на частицы, союзы, слова, свойственные оборотам (просто, именно, совершенно, вроде, как будто ). Каждый из этих элементов помогает достичь определённой степени сравнения.

8. Вместе с частицей «не», союзом «как» подчёркиваются члены предложения, к которым они относятся.

Изысканной или красочной, выразительной и интересной. Одними из них являются сравнительные обороты. Это приемы, достаточно легкие в использовании, но требующие соблюдения некоторых правил. Правильность применения обеспечит выразительность как письменной, так и устной речи.

Определение

Сравнительный оборот - это особый прием, который выражает сравнение и при этом является частью простого предложения (не содержит утверждения). Вариантов образования существует несколько. Оборот может состоять из:

1) Имени существительного, стоящего в именительном падеже, и пояснительных слов (или идет без оных). Пример: "Она вскрикнула, словно подстреленная птичка» (вариант согласованного определения к главному слову сравнительного оборота).

2) Имени существительного не в именительном, а в косвенном падеже или быть словом иной части речи и выступать в роли обстоятельства. Пример: "Столь же прекрасна, как в сказке, была тогда погода".

3) Сравнительное придаточное предложение может быть неполным, лишенным сказуемого или только со сказуемым, обладающим зависимыми словами. Пример: "Мы стали легко общаться, словно целый век были вместе".

Используемые союзы

Данная часть предложения может начинаться сравнительными союзами словно, будто, точно, как, что, как будто, нежели, чем, как правило и отделяется или выделяется при помощи запятых. Примеры: "Тополиный пух, словно морская пена, окутывал город". "Небо чистое, как на картинке". "И вдруг неведомая сила нежней, чем вешний ветерок, ее на воздух поднимает" (Пушкин А.). "Дни недели, точно быстрые птицы, проносятся мимо".

Важные моменты

Сравнительный оборот с союзом «как» всегда выделяется в тех случаях, если:

1) В предложении (в основной его части) есть слова «такой, так». Пример: "От таких встреч, как наши с тобой посиделки, она всегда уклоняется".

2) Вводится оборот при помощи союзов «как и». Пример: "К ней, как и ко всей ее группе, я питаю неизъяснимую ненависть".

3) Если оборот с союзом «как» обладает причинным смыслом. Пример: "Так как он был добрым и честным человеком, он просто не мог никого обмануть".

4) Если сравнительный оборот выражается при помощи сочетаний как исключение, как правило, как обычно, как прежде, как всегда, как сейчас, как нарочно, как теперь . Пример: "Ну что ж такое! Как нарочно, ни одной души во всей округе!"

5) Если в выражении присутствуют словосочетания не что другое (иное), как; не кто другой (иной), как . Пример: "Парень был не кто иной, как мой старый знакомый с соседнего двора".

Замечание

Кроме того, оборот может находиться в середине предложения, но отделяться всего одной запятой. Это происходит в том случае, когда нужно выразить, к какому члену предложения он относится. Пример: "В то самое лето, когда Маша, влюбчивая как пылкая гимназистка, кидала на Олега пламенные взоры, я разговаривал с Ольгой".

Когда оборот не выделяется знаками препинания

Это происходит в тех случаях, если:

1) Оборот является частью сказуемого. Пример: "Ее лицо было ужасно белым, глаза словно стеклянные".

2) Оборот по смыслу связан все с тем же сказуемым или является устойчивым выражением (как зеницу ока, как облупленный). Пример: "И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье" (Паустовский К.).

3) Если перед союзом «как» стоят: совсем, почти, точь-в-точь, просто, именно . Пример: "Она все делает не как нормальные люди".

На что следует обратить внимание

Знаками препинания не выделяются предложения, в которых союз «как» употребляется в значении «в роли, в качестве, в функции». Пример: "Венеция вошла во всемирную историю живописи как место жизни и творчества многих знаменитых художников". Такое выражение - это не сравнительный оборот.

Не образует предикативной единицы, так как не содержит утверждения, что связано с характером его состава. В состав сравнительного оборота обычно входит:

а) имя существительное в именительном падеже, без пояснительных слов или с пояснительными словами - согласованным либо несогласованным определением, потенциально выступающее в роли господствующего состава, если сравнительный оборот развернуть в двусоставное предложение. Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь (Пушкин). Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица (Л. Толстой) (согласованное определение к опорному слову сравнительного оборота). И уже смешались облака и дымы, будто рядовые одного полка (Маяковский) (несогласованное определение к опорному слову);

б) имя существительное в форме косвенного падежа или слово другой части речи, выступающие в роли второстепенного члена предложения (чаще всего обстоятельства). Так же непринужденна, как в Стальхейме, была ее походка (Федин). И сон, и сладостный покой, как прежде, посетили снова мой угол тесный и простой (Пушкин).

Промежуточное положение между придаточным сравнительным и сравнительным оборотом занимает неполное сравнительное придаточное предложение, в котором представлены состав подлежащего и состав сказуемого без самого сказуемого, восстанавливаемою из основной части предложения, или только сказуемое с зависимыми словами. Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов) (предложно-именное сочетание е скорлупу не определяет слово яйцо и представляет второй состав). Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (Пушкин).

Таким образом, по степени полноты состава и по связанным с этим особенностям конструкций располагаются в порядке нисходящей градации:

1) придаточное сравнительное (представленное двумя составами). Служите мне, как вы ему служили (Пушкин). Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески (Куприн). Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов (А. Н. Толстой);

2) неполное придаточное сравнительное. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского (Пушкин). Литвинов был весьма недоволен, словно в рулетку проигрался или не сдержал данного слова (Тургенев);

3) сравнительный оборот. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Л е р м о н т о в). Она глядела на него, как на икону, со страхом и раскаянием (Ч е х о в). Как невесту, Родину мы люби.”, бережем, как ласковую мать (Лебедев-К у м а ч).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "сравнительный оборот" в других словарях:

    сравнительные обороты - Специфический вид обособленных конструкций, проявляющий себя как в значении, так и в оформлении. По П.А. Леканту, сравнительный оборот – это особое синтаксическое явление – оборот со значением признака предмета, признака действия и др.: Черные,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    сравнительные обороты - Специфический вид обособленных конструкций, проявляющий себя как в значении, так и в оформлении. По П.А. Леканту, сравнительный оборот – это особое синтаксическое явление – оборот со значением признака предмета, признака действия и др.: Черные … Синтаксис: Словарь-справочник

    Союз. 1. сравнительный. Вводит в состав простого предложения сравнительный оборот, поясняющий какой л. член этого предложения, выраженный формой сравнительной степени прилагательного или наречия, а также словами: „другой“, „иной“, „иначе“ и т. п … Малый академический словарь

    1) То же, что придаточное предложение. 2) Слова и словосочетания, вводимые в предложение при помощи подчинительных союзов и близкие по выполняемой ими функции к придаточному предложению, но не образующие предикативной единицы в составе… …

    Предложение, состоящее из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое. Единство и цельность сложного предложения создаются для отдельных его типов… … Словарь лингвистических терминов

    что - союз, член предложения, частица 1. Союз. Присоединяет придаточную часть сложного предложения. Знаки препинания ставятся в соответствии с правилами оформления сложноподчиненных предложений. Известно, что Слоны в диковинку у нас. И. Крылов, Слон и… …

    Союз сравнит. книжн. Вводит в состав простого предложения сравнительный оборот, поясняющий какой л. член этого предложения, выраженный формой сравнительной степени прилагательного или наречия, а также словами: „другой“, „иной“, „иначе“ и т. п.;… … Малый академический словарь

    не - частица Употребление частицы «не» на письме связано со следующими пунктуационными трудностями. Если частица «не» стоит перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, то между подлежащим и сказуемым не ставится тире. Так вот… … Словарь-справочник по пунктуации

    I. союз. (в сравнит. оборотах и сравнит. придат. предл.). Как, точно, будто. Крадётся, с. кошка. Несётся, с. угорелый. Смотрит, с. сыч. // Употр. для выражения условно предположительного сравнения в значении: как будто, как если бы. Мотор урчит,… … Энциклопедический словарь

    словно как - см. словно; в зн. союза.; разг. Присоединяет сравнительный оборот или сравнительную придаточную часть предложения; точно, как будто. Звук высокий, словно как поёт кто то … Словарь многих выражений

Книги

  • Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка , . Указатель отражает сюжетный состав сказок восточных славян, опубликованных в XVIII-XX вв., и построен по системе Аарне-Томпсона. Составители ставят своей целью облегчить труд исследователя по…
  • Пунктуация в заданиях и ответах. Сложносочиненное предложение. Сравнительный оборот. Ввводные и вставные предложения , Михайлова Светлана Юрьевна, Михайлова Наталья Евгеньевна. В серию 7 ступенек к пятерке входят тематические пособия по орфографии и пунктуации в объеме всей школьной программы. В каждой теме достаточно заданий (20-40): от простых до самых сложных.…

Что такое Сравнительный оборот?


Сравнительный оборот – это оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения (См. придаточная часть во 2-м значении). В отличие от сравнительного придаточного предложения сравнительный оборот не образует предикативной единицы, так как не содержит утверждения, что связано с характером его состава. В состав сравнительного оборота обычно входит:

а) имя существительное в именительном падеже, без пояснительных слов или с пояснительными словами - согласованным либо несогласованным определением, потенциально выступающее в роли господствующего состава, если сравнительный оборот развернуть в двусоставное предложение. Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь (Пушкин). Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица (Л. Толстой) (согласованное определение к опорному слову сравнительного оборота). И уже смешались облака и дымы, будто рядовые одного полка (Маяковский) (несогласованное определение к опорному слову);

б) имя существительное в форме косвенного падежа или слово другой части речи, выступающие в роли второстепенного члена предложения (чаще всего обстоятельства). Так же непринужденна, как в Стальхейме, была ее походка (Ф е д и н). И сон, и сладостный покой, как прежде, посетили снова мой угол тесный и простой (Пушкин).

Промежуточное положение между придаточным сравнительным и сравнительным оборотом занимает неполное сравнительное придаточное предложение, в котором представлены состав подлежащего и состав сказуемого без самого сказуемого, восстанавливаемою из основной части предложения, или только сказуемое с зависимыми словами. Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Чехов) (предложно-именное сочетание е скорлупу не определяет слово яйцо и представляет второй состав). Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (Пушкин).

Таким образом, по степени полноты состава и по связанным с этим особенностям конструкций располагаются в порядке нисходящей градации:

1) придаточное сравнительное (представленное двумя составами). Служитемне, как вы ему служили (П у ш-к и н). Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески (Куприн). Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов (А. Н. Т о л с т о и);

2) неполное придаточное сравнительное. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения. Дубровского (Пушкин). Литвинов был весьма недоволен, словно в рулетку проигрался или не сдержал данного слова (Тургенев);

3) сравнительный оборот. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Л. е р м о н т о в). Она глядела на него, как на икону, со страхом и раскаянием (Ч е х о в). Как невесту, Родину мы люби.”, бережем, как ласковую мать (Лебедев-К у м а ч).

§1. Выделение сравнительных оборотов запятыми

Сравнительные обороты выделяются запятыми. Это:

1) сравнительные обороты с союзом как , например:

Там лёд ровный, как зеркало.

2) сравнительные обороты с союзами будто , словно , как будто , точно, подобно , что , чем , нежели , например:

Там лёд ровный, будто зеркало.
На катке лёд ровнее, чем на реке.

3) сравнительные обороты с сочетанием как и , например:

Она была красива, как и мать.

4) сравнительные обороты с сочетаниями: как обычно , как и обычно , как всегда , как и всегда , как раньше , как и раньше , как прежде , как и прежде , как сейчас , как и сейчас , как теперь , как и теперь и др. под., например:

Я встала, как обычно, в шесть.

5) предложения, имеющие в своём составе указательные местоимения тот , такой или местоименное наречие так , например:

Она была такой же красивой, как мать.

§2. Обороты с союзом как — разные случаи

Вопрос: выделять ли запятыми оборот с союзом как , — возникает:

  • во-первых, потому что формальный показатель — союз как — не является признаком сравнительного оборота.

Если перед вами не сравнительный оборот, то запятая не нужна.

1) оборот с как может выражать обстоятельственное значение, например:

Ты ведёшь себя как маленький.

2) оборот с как может передавать значение «в качестве», например:

Как мать я лучше знаю, как поступить.

Как профессионалу ему цены нет;

  • во-вторых, бывают случаи, когда союз как выражает сравнительное значение, но запятая не нужна, потому что:

1) сравнение выполняет роль сказуемого или входит в состав сказуемого, например:

Для многих будущее как туман.

2) перед союзом как есть слова совсем , почти , просто , прямо , совершенно , абсолютно , например:

В декабре в шесть уже было темно почти как ночью.

3) перед как есть частица не , например:

Ты ведёшь себя не как девочка: девочки не дерутся.

4) сравнительный оборот выражен устойчивыми сочетаниями, например:

стройна как тополь, хитра как лиса, труслив как заяц, вертеться как белка в колесе.