Урок по биологии "Жизнь в морях и океанах " план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему. §23. Жизнь организмов в морях и океанах Условия жизни в морях и океанах

Урок «Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды» посвящен знакомству с понятием «природное сообщество», с животным миром морей и океанов. Вы узнаете, что такое планктон, донное сообщество, коралловый риф, а также о некоторых представителях морей и океанов (например, о рыбах-клоунах, летучих рыбах и др.).

Тема: Жизнь на Земле

Урок: Жизнь в морях и океанах

Растения и животные живут не изолированно друг от друга. Они образуют природные сообщества, где каждый отдельный организм влияет на другие и, наоборот, получает воздействие от других живых организмов. Можно назвать природным сообществом почку моховую, пень, лес, болото. Это лишь несколько примеров природных сообществ. Также живые организмы находятся под влиянием факторов неживой природы: света, температуры, влажности, особенности рельефа. Каждое природное сообщество населяют свои организмы.

Вместе живые организмы и окружающая среда образуют биогеоценоз .

Биогеоценоз (от греч.bio - жизнь, geo - земля, koinos - общий) - это система, включающая сообщество живых организмов в пределах одной территории, связанных между собой круговоротом веществ и потоком энергии.

Природное сообщество - Мировой океан.

Живые организмы населяют не только сушу, но и Мировой океан. В нем насчитывается около 10 тыс. растений и около 100 тыс. различных видов животных, среди которых около 15 тыс. млекопитающих. Хотя Мировой океан и представляет собой непрерывную водную оболочку, условно его можно подразделить на несколько экологических зон с различными сложившимися в нем условиями. В целом моря и океаны представляют собой огромный многоэтажный дом.

Рис. 1. Португальский кораблик

Самый верхний этаж - это сообщество поверхности воды. Здесь светло и тепло, много кислорода. Здесь обитает животное с необычным названием - португальский военный корабль . Свое название он получил по названию ярко раскрашенных португальских военных кораблей. Это животное является родственником медуз. Сверху располагается гребень, напоминающий чем-то парус. (Рис. 1). Вниз в толщу воды уходят щупальца, с помощью которых кораблик питается.

Рис. 2. Парусник

Его родственником является парусник. Его тело похоже больше на плот с треугольным парусом. Щупальца также уходят в толщу воды. (Рис. 2). На поверхности парусника можно увидеть и других обитателей: маленького рачка, морскую уточку, морские водомерки. На паруснике могут откладывать икру некоторые виды летучих рыб.

Следующий этаж - это сообщество толщи воды.

Рис. 3. Представители толщи воды

Здесь обитают планктонные организмы и активно передвигающиеся. (Рис. 3).

Планктон - это разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению. Для этого они имеют разные приспособления: воздухоносные камеры, ворсинки и щетинки, чтобы удерживаться в толще воды. Это кальмары, рыбы, некоторые млекопитающие, дельфины. Питание у них различное. Кит, несмотря на свои огромные размеры, питается планктоном.

Следующий этаж - это донное сообщество (Рис. 4).

Рис. 4. Донное сообщество

Здесь глубина до 200 м, потому что именно сюда могут проникать солнечные лучи. Зато здесь располагаются огромное количество растений и животных: креветки, актинии, раки отшельники, донные виды рыб и, конечно же, большое количество растений.

Одним из самых древних сообществ является сообщество коралловых рифов. Коралловые рифы представляют собой скелеты коралловых полипов (Рис. 5). Это особые кишечнополостные животные. Обитают они в достаточно теплой, хорошо освещаемой и насыщенной кислородом воде. Около 600 тыс. км 2 поверхности Земли покрыто коралловыми рифами. Это сообщество уникально еще и тем, что здесь обитает огромное количество живых организмов. Некоторые представители коралловых рифов снабжают человечество ценными веществами. Из некоторых получают лекарства.

Рис. 5. Коралловые рифы

Самый нижний этаж - это глубоководное сообщество.

Сюда не поступает абсолютно солнечный свет и, соответственно, растения находиться в таких условиях не могут, поскольку не будет проходить процесс фотосинтеза, за счет которого растения получают органические вещества. Животные организмы питаются за счет тех частичек, которые попадают из толщи воды. (Рис. 6). Некоторые животные (желеносая рыба, глубоководная креветка) могут светиться или излучать облачка. Эти приспособления возникли у одних для жищничества, у других для того, чтобы спасаться от жищников.Например, выпуская облако яркого света, в этот момент они могут уплыть и спрятаться от опасности.

Рис. 6. Электрический скат

Океан - это колыбель жизни, потому что именно отсюда появились самые первые живые организмы. И до сих пор океан, несмотря на то что многие организмы в нем уже изучены остается полной тайной.

Летучие рыбы - обитатели поверхности воды. По размеру отдельные представители могут достигать от 50 см до 15 см. Если соотнести длину грудных плавников с туловищем, то они будут примерно равны. Благодаря таким большим массивным грудным плавникам, эти рыбы могут какое-то время пролетать над поверхностью воды. Окраска летучих рыб соответствует их среде обитания. Спинка у них, как правило, темно-синего цвета, а брюшная сторона серебристая, светло-серая. (Рис. 7). Насчитывается около 60 видов родов этих рыб. Обитают летучие рыбы в теплых водах. Еще находясь в воде, они могут достигать скорость до 30 км/час. А, при вылете на поверхность их скорость - 60-75 км/час. Пролетают они 200-400 м.

Рис. 7. Летучая рыба

Всего известно около 30 видов рыб-клоунов, которые обитают в рифах Индийского и Тихого океанов. Свое название они получили из-за достаточно забавной окраски: имеют оранжевые, красные, черные и белые полоски. (Рис. 8). Рыба-клоун образует симбиоз с актинией. Рыбы клоуны - плохие пловцы, поэтому далеко от своей актинии они не уплывают. Поселяются они семьями: самцы и самки. Самцы защищают актинию от других самцов, самки - от самок. И сюда же они откладывают свою икру.

Рис. 8. Рыба-клоун

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. - М.: Баласс.

1. Энциклопедия Вокруг света ().

2. Географический справочник ().

3. Факты о материке Австралия ().

1. На какие экологические сообщества подразделяют Мировой океан?

2. Есть ли жизнь на дне океана?

3. Как образуются коралловые рифы?

4. * Подготовьте небольшое сообщение о необычных растениях и животных глубоководного сообщества Мирового океана.

Цели урока:

  • дать представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;
  • раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Оборудование:

  • таблицы;
  • компьютеры
  • электронный материал "Жизнь в морях и океанах"
  • коллекции морских обитателей
  • интерактивная доска

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

На прошлом уроке мы с вами познакомились с разными природными зонами Земли и их обитателями. Проверим ваши знания. Четыре человека на компьютере выполняют интерактивное задание. Остальные отвечают устно. Внимание на экран. Задание: назвать животное и его природную зону (презентация "Проверка знаний") - опрос индивидуальный - за правильный ответ вручать ракушку

3. Изучение нового материала

Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала такие необычные предметы? (ответ учащихся)

- Совершенно верно.

Тема нашего урока "Жизнь в морях и океанах" (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы. (слайд 2 ) Ваши цели совпадают с моими.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей - все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море. (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС ) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. (ГЛОБУС)

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой- многоэтажный. (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)

Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)

Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9 )

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, (Слайд 10 ) здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом - Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - Парусник . Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков

Следующий этаж - сообщество толщи воды. (слайд 11 ) Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы .

Планктон - множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их.)

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)

Стремительно носятся свирепые хищники моря Акулы . Но и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные - Тигровая и Гигантская акулы . Питаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров - людоед. Охотится по ночам на кальмаров (слайд 13 ) и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые "страшные улыбки". Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря). В толще воды живут и морские черепахи, и киты, и дельфины и многие другие животные. (слайд 14 )

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Следующий этаж - сообщество донных обитателей. (слайд 15)

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)

(слайд 16 ) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщикохотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие (слайд 17 )

Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)

Устали гулять, давайте искупаемся.

А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.

4. Самостоятельная работа учащихся. (закрепление изученного)

Работаем в группах. 4 группы. Задания группам:

1. Практическая работа "Рассматривание коллекции морских обитателей"

2. Просмотр видеосюжета.

3. Заполнение таблицы. (РАЗДАТЬ РАКУШКИ)

Какая группа первой выполняет всю практическую работу, та первой заполняет строчку в таблице на интерактивной доске. После заполнения проходите к компьютеру и выполняете тест -Заполняем таблицу на интерактивной доске (слайд 21 ) Группа 1 и 2- у доски, группа 3 и 4 - тесты на компьютере (меняются)

5. Диагностика прочности знаний, полученных на уроке.

Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?

6. Дом. задание. (слайд)

7. РЕФЛЕКСИЯ (С каким настроением уходишь с урока) МОРДОЧКи Но самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины - удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

8. Оценки. Спасибо за урок.

Карточка с заданием.

Практическая работа "Рассматривание коллекции морских обитателей"

Рассмотреть коллекцию

Вписать названия животных в таблицу.

Просмотреть видеосюжет на компьютере.

Вписать название животного в таблицу

Определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе.

О глубинах океана известно едва ли не меньше, чем о всей Вселенной. Хотя современные технологии помогают заглянуть в самые отдаленные уголки моря, постоянно наблюдать за жизнью в глубине морей и океанов невозможно. Однако даже из тех скудных знаний, что имеют в своем распоряжении ученые, можно с уверенностью сказать, что глубоководный мир более чем разнообразен и богат самыми различными обитателями.

Рассмотрим же некоторых из них.

Рыбы

Наверное, каждый смотрел мультфильм «В поисках Немо» и помнит момент, когда главные герои едва не погибают в пасти рыбы-удильщика.

Рыба-удильщик – один из самых распространенных обитателей глубин океанов и морей. На данный момент известно около 120 видов этих причудливых и уникальных созданий.

Абсолютно все обитают на больших глубинах – от 1500 до 3000 метров и глубже. В глубине морей и океанов царит кромешная тьма, и поэтому поиск пропитания в таких условиях затруднен. Но у неё есть уникальное приспособление, которое облегчает ей охоту: на голове у этих рыб находится своеобразная «удочка», помогающая приманивать жертв.

Благодаря эффективному охотничьему арсеналу удильщик никогда не остается без добычи.

Интересный факт: самцы этих рыб гораздо меньше самок: самка достигает обычно около метра в длину, а размеры самца не превышают 4 см!

Но не только рыбы-удильщики водятся в недрах Мирового океана. Есть там и такие, которых в ночных кошмарах не увидишь. Одним из таких «страшилищ» является бутылкообразный мешкорот, длина которого составляет 1,6 м, а вес — всего 1 кг.

Эта рыба встречается гораздо реже, чем удильщики,- она распространена только в Атлантическом океане, севернее Южной Америки.

Пасть мешкорота имеет светящийся вырост, который служит для подманивания добычи.

Интересный факт: практически весь череп рыбы составляет огромная пасть. Благодаря этой особенности мешкорот в состоянии проглотить рыбу больше себя самого!

Еще один интересный обитатель глубин – абиссобротулаявляется самой глубоководной рыбой из всех, известных науке. Она была обнаружена на глубине около 8370 метров.

Абиссобротула питается останками различных организмов и ракообразными, обитающими на дне океана.

Моллюски и другие беспозвоночные

Конечно, не только рыбы плавают на больших глубинах. Есть множество других организмов, еще более удивительных, чем рыбы.

Кальмары – самые распространенные и многочисленные моллюски. Даже огромная глубина не становится преградой для них.

Название этих существ происходит от итальянского слова «каламаио» (сalamaio) – «сосуд с чернилами», «чернильница». Дело в том, что все кальмары при опасности мгновенно выделяют облако черной слизи, которое служит своеобразной «дымовой завесой» и застает обидчика врасплох. Само же головоногое в это время стремительно уплывает, иногда с ускорением до 60 километров в час.

Большинство глубоководных кальмаров имеют светящиеся органы, благодаря которым светятся в темноте. В экваториальных водах на глубине около 3000 метров водятся некрупные (15 см) кальмары-вампиры.

Свое название кальмар получил за устрашающую внешность. Стоит отметить, что вживую этих кальмаров никто не видел, так как при поднятии на поверхность они буквально раздавливаются чудовищной сменой давления и представляют собой маленький неприглядный комок черной слизи.

Интересный факт: глаза этого кальмара около 2,5 см величиной. По отношению к размерам тела это очень много. Можно сказать, что самое «глазастое» существо на Земле – кальмар-вампир.

Но не только эти крохи населяют океанскую тьму. С ними соседствуют гораздо более крупные гигантские кальмары (архитевтисы), достигающие 15-20 м в длину.

Этих кальмаров живыми также никто не видел, но море иногда выбрасывает на берег их мертвые тела. Благодаря таким находкам ученые пополняют свои данные о глубоководных обитателях.

Охотятся эти головоногие практически на любую добычу, так как по своим размерам намного превосходят большинство представителей океанской пучины.

В свою очередь гигантские кальмары часто становятся добычей кашалотов, охотящихся на них. Как раз о кашалотах и пойдет речь в следующей главе.

Млекопитающие

Из-за сильного давления воды почти все морские млекопитающие не встречаются на глубине. Однако кашалоты не страдают от этого. Мощные легкие позволяют им погружаться на глубину до 3000 метров.

Нырять на такое огромное расстояние их вынуждают поиски пищи.

Кашалот – настоящий гигант: его длина может достигать 18 метров, а вес 50 тонн.

Технологическая карта.

Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов; выявлять черты приспособленности к определенным условиям

Объяснять сущность понятия «планктон».

Приводить примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.

Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности); -создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, изучают многообразие организмов, обитающих на разных материках).

Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

планктон, прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы.

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

I

Организационно- мотивационный

Цель активизация учащихся

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Приветствует учащихся

Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

Мотивирует учащихся на работу

Приветствуют учителя.

Встали ровно, повернулись.

И друг другу улыбнулись Садимся.

Вспомним правила поведения на уроке:

Если хочешь отвечать надо руку поднимать и конечно же вставать.

Девиз:

У того кто учится,

Всё всегда получится!

1 мин

Актуализация знаний

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Коммуникативные- планирование учебного Сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования

Как готовы вы сегодня к уроку?

Беседа по вопросам

1. Перечислите какие вы знаете приспособления организмов к окружающей среде? Приведите примеры.

2. Определите по карточке – какие примеры приспособлений вы видите? (Работаем в паре). Самооценка

3. индивидуально: заполняем таблицу – приспособления к условиям зимы, и делаем взаимопроверку с соседом по парте. Сверху подписываем свою таблицу. Самооценка

Отвечают на вопросы.

Используют индивидуальные карточки

Работа с таблицей.

Самооценивание себя в оценочном листе.

презентация.

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Цель: формулирование темы.

познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные : целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ребята! Мы с вами продолжаем изучать растительный и животный мир.

Что вы видите на слайде? Правильно, это вид Земли из космоса. Какой цвет преобладает? (синий, голубой) А почему? (обозначает водоемы на планете - океаны и моря)

Для того, чтобы правильно определить тему урока постарайтесь правильно отгадать загадки.

Загадки.

1. Состоит он из морей

Ну, давай, ответь скорей

Это – не воды стакан,

А огромный ………….. океан

2. Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли море

3. И долга и коротка,

А один одному не верит;

Всяк сам по себе мерит. жизнь

    (Слайд). Тема нашего урока: «Жизнь организмов в морях и океанах».

    И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы . Ваши цели совпадают с моими .

(Познакомиться с жителями морей и океанов, с особенностями условий обитания и приспособления животных к ним).

ВОПРОС по формулированию проблемы : Ребята, а вы знаете, в каком слое воды, какие живут водные организмы?

ПРОБЛЕМА? «Как заселены живыми организмами моря и океаны».

Для того, чтобы решить эту проблему и достичь желаемой цели- чего нам не хватает – ЗНАНИЙ

Предложите план ваших действий, где вы будете добывать знания.

Из каких источников вы будете добывать знания для решения своей проблемы? (Учебник, компьютер, дополнительный материал) .

Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь.

Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Ставят проблему.

«Как заселены живыми организмами моря и океаны»

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные – планирование, прогнозирование.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей - все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море . (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС ) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря .

Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой- многоэтажный . (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

РАБОТА с УЧЕБНИКОМ стр. 99-103. в ГРУППАХ по заданиям.

1 группа: Морские обитатели мелководий и открытой воды.

2 группа- обитатели открытой воды.

3 группа -обитатели морского дна и морских глубин.

Итак, чтобы начать свое исследование, каждая группа должна иметь карту -путеводитель. Эта карта, для исследования каждого этажа в конверте. Конверт находится на мелководье! Найдите этот конверт и начинайте работу.

Работа с учебником (работа в группах)

Работа с текстом.

(работа в группе)

Конверты с картой путеводителем (под партой на скотче)

Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Отчёт о выполненной работе.

У доски.

Работа в группах.

Самооценка работы в группе

Физкультурная минутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!

Первичное закрепление

Регулятивные : волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

А теперь мы закрепим полученные знания от наших товарищей во время вашего путешествия. Внезапно налетел шторм и собрал в одну кучу всех наших обитателей моря. Представителю 1 группы надо выбрать обитателей открытой воды и заселить их на свой этаж. А вторая группа проверит правильность выполнения задания.

Представитель второй группы выберет глубоководных обитателей моря и поможет им вернуться на свой этаж. А третья группа проверит.

И,наконец, 3 группа поможет обитателям мелководья вернуться домой. – 1 группа проверит.

Групповая работа.

САМООЦЕНКА

Анализ

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

Экологическая сказка. Жил был старик со старухой у синего моря. Закинул дед невод. Пришёл невод с тиной морской, стеклянными бутылками и мусором. Закинул во второй раз, выловил рваный башмак и ржавые банки. А среди них золотая рыбка. Не отпускай меня старче в синее море, я там погибну. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.

Рефлексия

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание.

Сегодня на уроке мне понравилось……..

До начала урока я думал (а), что…….,а сейчас знаю…….

Мне не понравилось…

Где будут необходимы изученные знания.

На доске заполняют пустой аквариум рыбами соответствующего цвета:

красного - усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе.

Синего - Если вам нужно еще повторить или прочитать.

Зеленого - плохо усвоили материал урока.

Записывают домашнее задание

Домашнее задание

    Всем § 23.

    По выбору: изучить дополнительный материал по теме.

    Творческое задание: написать мини-сочинение о каком-либо обитателе моря.

Составить кроссворд «Обитатели морей» из 7- 10 слов

Оценочные листы и тетради сдаем.

Карточка с заданием.

Практическая работа "Рассматривание карточек морских обитателей"

Рассмотреть карточки

Вписать названия животных в таблицу.

Определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе (пути решения проблемы).

Смотри стр. 135-137

Дополнительный материал

Морские обитатели мелководий . Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на морском научно-исследовательском корабле. На борту корабля находятся учёные, которые будут исследовать жизнь морских существ, составлять карту морского дна, измерять скорость морских течений, температуру и солёность воды на разной глубине и выполнять ещё много важных работ.

Корабль отходит от причала, и вы замечаете обитателей мелководья. На больших камнях видны многочисленные раковинные моллюски - мидии (рис. 87). Они прикрепляются к поверхности камней с помощью особых клейких нитей, поэтому волны прибоя не могут сорвать их с места. Другие моллюски, например устрицы, а также водоросли тоже прочно прирастают к камням. Мидии, устрицы, водоросли - это прикреплённые организмы.

Чуть дальше от берега на песчаном дне видны маленькие холмики. На вершине такого холмика видны круглые отверстия, ведущие в норку. Здесь живёт морской червь пескожил. Он питается так же, как дождевой червь на суше, - заглатывает грунт, в котором живёт, и переваривает всё съедобное, что там окажется.

Вот что-то пошевелилось у самого дна: это рыба - скат. У ската тело плоское и окрашено под цвет грунта, поэтому когда он неподвижно лежит на дне, то почти незаметен. Так же могут прятаться и другие морские жители, например камбала.

Жизнь на морском дне даёт ряд преимуществ его обитателям. Здесь легко можно спрятаться - закопаться в ил и песок, затаиться среди камней или среди водорослей (рис. 88). На мелководье не могут проникнуть крупные хищные рыбы (акулы). Но здесь есть другие опасности - прибойная волна, приливы и отливы, морские птицы.

Обитатели открытой воды . Корабль вышел в открытое море. Вдалеке показалась стая дельфинов. В толще воды можно заметить рыб. Среди самых быстроходных - акулы и тунцы (рис. 89). Это свободноплавающие организмы. В открытой воде негде спрятаться. Лишь быстрота плавания даёт преимущество в выживании. Поэтому обитатели открытого моря имеют обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость.

Учёные опустили с борта корабля ведро и зачерпнули морскую воду. В ней они обнаружили огромное множество мельчайших существ - микроскопических рачков, крохотных медуз, большое количество одноклеточных водорослей, инфузорий, личинок моллюсков (рис. 90). Такие парящие и плавающие в воде растительные и животные организмы называют планктоном (от греческого слова планктос - «блуждающий»).Планктон обитает в водах всех морей и океанов, это корм для рыб и некоторых китов. Самые богатые «планктонные пастбища» находятся в холодном Южном океане, окружающем Антарктиду, и в холодных северных водах Атлантического и Тихого океанов. Также много планктона обитает у побережий Чили, Перу, Намибии и некоторых других стран. Киты, питающиеся планктоном, регулярно преодолевают тысячи километров, чтобы доплыть от одного «пастбища» до другого.

Жизнь в глубине моря . На корабле готовят к погружению глубоководный аппарат - батискаф. В батискафе можно спуститься на глубину более километра. Здесь совершенно темно: солнечный свет не проходит через толщу воды, и водоросли здесь не растут - на глубинах более 15О м света для фотосинтеза недостаточно. В этой зоне оисина царят особые условия.веды и живут особые обита шли. Например, здесь обитают рыбы, которые всю жизнь проводят на большой глубине и никогда не поднимаются на поверхность. Таковы удильщики (рис. 91). Их тело покрыто тёмной кожей. Большой рот вооружён мощными зубами. Эти рыбы могут проглотить добычу, превосходящую их по размерам. На

голове или спине удильщика находится длинный гибкий вырост - «удочка» со светящейся приманкой.

Как и обитатели других зон моря, глубоководные рыбы отлично приспособлены к своим условиям обитания.

1) Укажите экологические факторы, наиболее значимые для обитателей водной среды.

2) Заполните таблицу «Обитатели мелководий».

3) Ответьте на вопросы о планктоне.

а) Каковы особенности организмов, которые входят в состав планктона?

    Ответ: Микроскопические парящие или плавающие животные или растения.

б) Каково главное отличие планктонных организмов от рыб (акулы, тунца)?

    Ответ: Маленькие размеры.

в) Каково значение планктона?

    Ответ: Они служат пищей для водных обитателей.

4) Опишите особенности организмов, обитающих в открытых водах морей и океанов.

    Ответ: Обитатели открытых вод имеют мощные плавники и обтекаемую форму тела

5) Рассмотрите рисунок, сравните строение показанных рыб и определите, в какой части водной толщи моря они обитают. Обоснуйте своё мнение.

    Ответ: 1. Камбала - это плоская донная рыба, обладает способностью к мимикрии (сливается с песком).

    1. Тунец - обитает в открытых водах: торпедное тело, постоянно двигается, имеет большой кожистый киль.
    2. Конёк-тряпичник - голова и тело покрыты отростками, имитирующими слоевища водоросли. Водятся на коралловых рифах и на мелководье.

6) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о глубоководных морских обитателях. Напишите план сообщения.

  • Ответ: 1. Условия жизни в глубоководье

    1. Растения - есть ли они в глубоководье?
    2. Планктон глубоководья
    3. Глубоководные рыбы.

Подведём итоги - что вы узнали о жизни живых организмов в разных уголках Земли

1) Заполните таблицу.

  • Функции организмов в природных сообществах

    Организм

    Растения

    Продуценты

    Животные

    Консументы

    Редуценты

    Бактерии

    Редуценты и продуценты

2) Объясните, какие приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают.

  • Ответ: Акула: обтекаемая форма тела, мощные плавники, жабры.

    Удильщик: мощная форма тела, благодаря которой он выдерживает давление воды и «удочка» с фонариком, помогающая удильщику видеть, т.к. на дно плохо проникает свет.

3) Выберите правильный ответ и отметьте его.