Убитые священники в наше время. Почему был убит священник Александр Мень? Сергей селин, актер

22 года назад - 9 сентября 1990 года был убит Александр Мень. 11 сентября его похоронил Организацию его убийства приписывают КГБ, но у этой организации всегда есть заказчики. Кто ими был? История пока умалчивает, но смотря на его деятельность как вы думаете остался бы он в живых сейчас? Чем бы характеризовалась его деятельность?

Прочитав интервью брата священника, Павла Меня, и смотря на сегодняшнюю религиозную и политическую обстановку в стране как бы вы ответили на вышепоставленные вопросы?


— Мы снимали дачу недалеко от церкви в Новой Деревне, где служил Александр, чтобы чаще видеться и бывать на богослужении. В тот воскресный день мы с ребятами, как всегда, пришли на литургию в храм Сретения, Александр задерживался. Разнеся слух, что батюшка опаздывает, но я-то знал, что он никогда в жизни не опаздывал на службы. Я понял, что случилось что-то ужасное. Литургию отслужил другой священник. И сразу после этого в 11 часов утра мы узнали об убийстве Александра…

— Помните ли вы, как отреагировали на эту страшную новость?

— Мы — близкие Александра — просто растерялись, не зная, что и делать. Нам сложно было не то что осмыслить, вместить произошедшее. Ведь жизнь отца Александра оборвалась на самом взлете. Его назначили настоятелем, было образовано общество «Культурное возрождение», возобновлено «Российское Библейское Общество», он собрал редакцию журнала «Мир Библии», организовал группу милосердия в больнице, открыл воскресную школу в Новой Деревне. За день до убийства, 8 сентября, Александр прочитал первую лекцию в Общедоступном православном университете...

Последние годы жизни он очень часто выступал. У нас сохранилось примерно двести записей его выступлений, хотя на самом деле их гораздо больше. Его пригласили в РГГУ, он прочел курс «Введение в Ветхий Завет». Отдал в печать две свои книги, еще несколько находились в работе. Александр окончил работу над Библиологическим словарем — это семь
машинописных томов. Он планировал организовать издательство «Путь», даже подобрал директора, который после гибели
отца Александра издал несколько книг. Но работа была очень большая, начались трудности. Многие люди еще до 1992 года предлагали нам, семье отца Александра Меня, свою помощь. Чтобы осуществлять координацию уже начатой работы был создан Гуманитарно-благотворительный фонд имени Александра Меня.

— Как происходило расследование убийства отца Александра?

— Следствие по этому делу меня поразило. Я даже не представлял, что в гибели брата может быть замешано КГБ.

В первый раз меня вызывали, как понятого, при мне просматривали все вещи в кабинете Александра при храме. И в дальнейшем я все время присутствовал при расследовании. Разговаривая с простыми милиционерами, пытался им сочувствовать, мол, как вам трудно расследовать, на что они мне отвечали, что «мы здесь отдыхаем, ничего не расследуем, все решается наверху».

Когда меня в очередной раз вызвал следователь и начал задавать какие-то вопросы, совершенно не относящиеся к
делу, я не удержался, спросил его: «Почему вы ничего не ищите, ведь уже месяц прошел?» На что он цинично улыбнулся
и ответил: «Что вы, мы уже девять томов дела ""нашили""».

Через полгода я встретился с человеком, бывшим милиционером, из первого частного сыскного агентства «Алекс». Это агентство нанял Заславский — председатель исполкома Октябрьского района города Москвы. Он рассказал мне, что когда они пришли в милицию для расследования убийства Александра, им ясно объяснили, что никаких материалов дела не дадут. Хотя раскрываемость преступлений для милиции всегда была важной составляющей, как правило, от помощи специалистов органы не отказывались.

Однако в этот раз представители следствия сказали, что не могут ничего рассказать частным сыщикам. Те дошли до заместителя министра МВД, который также не разрешил выдать им никаких документов. Таким образом, милиционеры еще
тогда намекали, что убийство Александра Меня — дело рук КГБ.

— Отец Александр вел очень активный образ жизни, может, кому-то это не нравилось. Возможно, ему угрожали. Делился ли он свами подобной информацией?

— 1990-ые годы были неспокойным временем. Мы видели, как националисты тогда уже поднимали свои знамена. Бывали какие-то недовольства, высказанные в адрес Александра, но не угрозы. Люди на его лекциях писали записки несколько агрессивного содержания. О прямых угрозах он не говорил.

Два добровольных водителя из числа прихожан возили его только по Москве. Мы тогда думали, как бы организовать, чтобы Александра привозили домой и забирали из дома, но это желание так и осталось желанием. Александр ездил, как и все, до дома на электричке, где он, как и при езде в машине, продолжал работать, читать, писать.

— Как газеты отнеслись к убийству Александра Меня?

— Эта было очень громкое дело. Два президента, Горбачев и Ельцин, пообещали взять расследование под личный контроль. Я тогда всё думал, что вот-вот найдут убийцу. Пресса сообщила, что якобы и нашли подозреваемого, потом оказалось без всяких оснований.

При жизни Александр пробивал каждую свою статью в журналах, газетах. После смерти вдруг все издания захотели напечатать Меня. На момент смерти Александра Меня в России не была издана ни одна его книга. На сегодняшний день
разошлось уже около семи миллионов экземпляров. Книги Александра Меня востребованы, множество людей, читая их, меняются, обретают другое измерение в жизни.

— В чем особенность богословия отца Александра, о которой говорил патриарх Алексий?

— Православие — это большая конфессия, где существует несколько направлений.

Это связано с двумя традициями.
Одна традиция — охранительная, а другая призывает к открытости по отношению к миру и к необходимости дать современный ответ, как говорит апостол Павел, «в своем уповании». То есть мы должны внятно и на понятном языке объяснить миру, во что мы верим. У Александра в этом отношении были необыкновенные способности — сотни людей собирались на его лекции, большие залы были переполнены, все хотели услышать о Боге на понятном им языке.

Внутри православия есть христоцентричное направление, которое фокусируется не столько на традициях, сколько на Евангелии. Именно его и представлял Александр. После его смерти это направление в православии потеряло потенциального лидера и замедлило развитие.

В своих книгах он никогда ничего не утверждал, а просто предлагал идти вместе. Помню такой случай, когда из саратовской психиатрической больницы приехали врачи, чтобы купить большое количество экземпляров книги «Сын Человеческий». Они объяснили, что это как духовная терапия для больных. Мне даже в голову не приходило, что на людей с такой психодинамикой положительно может действовать эта книга. Александр всегда ценил свободу и говорил, что Евангелие — это самая анти-советская книга.

Мы часто видим и сегодня, как паства стремится отдать свою волю священнику, мол, «как батюшка скажет, так и будем
делать». Такая школа очень привлекательна, потому что так проще и прихожанам, и какой-то части священников. Немногие
призывают людей стать свободными через евангельский дух, который предлагает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». До сих пор у Александра есть много оппонентов, которые считают, что такая свобода — не церковная. Он же говорил: «Если люди развернутся к моей личности, то значит я, как священник, полностью потерпел фиаско. Они должны развернуться к Богу, и я им только помогаю в этом».

— Когда отец Александр писал книгу «Сын Человеческий», что он хотел донести человечеству?

— Книга «Сын Человеческий» претерпела пять редакций. Он написал эту книгу в двадцать один год. Самая главная задача этой книги, чтобы наш современник, не имеющий специального духовного и исторического образования, после ее чтения смог открыть Евангелие и понять его. И эта задача была выполнена. «Сын Человеческий» переведен на многие европейские языки. Александр сумел достучаться до сердца человека, чтобы тот понял евангельскую Радостную Весть!

— Как вас с отцом Александром воспитывали родители?

— Нас, детей, в семье было двое. Верующей была только мама Елена Семеновна. Еще девятилетней девочкой она прочла Евангелие и уверовала. Только в 28 лет мама крестилась. Ее вера была необыкновенной, живой. Наше окружение с детства — это люди Катакомбной православной церкви, многие из которых прошли лагеря, ссылки. Мама, конечно, повлияла на Александра. Она учила, что «если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».

Александр с детства мечтал стать священником, он был знаком с прекрасными священниками, которые являлись лучшими примерами служения Богу и людям. В 14 лет брат сознательно решил пойти учиться в духовную семинарию, которая только что открылась в Москве. Еще с детства у него были удивительные способности общения. Он очень много читал и любил всем рассказывать, в том числе и мне. Александр был очень щедрым в этом плане, если он что-то знал, то сразу делился этим знанием с другими. Я, в отличие от брата, никогда не чувствовал в себе такого терпения и любви к людям. До 9 сентября 1990 года я общался только с теми людьми, которые мне были приятны, а с другими — по необходимости. Но чтобы служить ближним в церкви, надо отказаться от себя. После убийства брата я по-другому начал смотреть на мир.

— Значит, дело отца Александра не умерло?

— Нет, конечно. Христоцентричное направление в Православной церкви никогда не умрет. Священник должен быть самоотверженным, показывать людям пример служения, как Иисус, когда омывал ноги своим ученикам. Но таких людей
всегда было немного, а Александр всегда был готов помочь людям.

Он разумно планировал свое время и многое успевал. Он нес многие тяжелые проблемы людей на себе, у него на нервной почве развился псориаз. Александр сильно переживал, когда один из его близких прихожан под давлением КГБ рассказал о работе в приходе. Такой случай, к сожалению, не был единичным.

В 1985 году Александра хотели арестовать после подслушивания его общения с иностранцами.

По свидетельству митрополита Филарета, с которым мы дружили с детства, от тюрьмы Александра спас митрополит Ювеналий. КГБ, убив брата, таким образом, отомстило ему за то, что он им не подчинился, за то, что его книги за рубежом печатались и тайно ввозились в СССР.

Первое издание «Сына Человеческого» вышло под псевдонимом Андрей Боголюбов.

Другие книги Меня выходили под псевдонимами Эммануил Светлов, А. Павлов. Когда отца Александра не стало, ему было всего 55 лет. За эти два десятилетия он смог бы столько всего сделать! Фонд его имени старается как-то восполнить его проповедь, издавая книги отца Александра. Совсем недавно мы напечатали его лекции «Введение в Ветхий Завет», которые не утратили актуальности. Один студент записал лекции на магнитофон и передал кассеты нам. Мы даже не знаем его имени. Эту книгу решили назвать «От рабства к свободе».

— Жить, как велит Господь, трудно?

— Безусловно, трудно. Но это наша задача! Каемся, говорим о том, что будем стараться жить лучше. Жить, как велит Господь — для Александра это было главным, проповедуя Евангелие, помогая людям. Он искренне радовался, когда
видел, что человек повернулся к Богу. Для него это было плодом его труда. Если человек отворачивался от Бога, Александр безутешно горевал. Он считал, что каждый человек имеет право на свой путь к Богу, главное, чтобы он к этому стремился.

Одной из самых опасных профессий в России является православное служение. Жизни священника угрожают с разных сторон: невменяемые сатанисты, озверевшие алкоголики, религиозные противники не брезгуют ничем. Имена Александра Меня, Андрея Николаева, Даниила Сысоева стали нарицательными – это жертвы нового времени, когда люди не считаются ни с какими моральными нормами.

Мы приводим далеко не полный список погибших и раненых за последние 20 лет православных священников.

XX век

9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции «Семхоз» ударом тяжёлым предметом по голове убит протоиерей Александр Мень. Убийца остался безнаказанным.

26 декабря 1990 года убит игумен Лазарь, секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. По подозрению в убийстве был задержан сотрудник Отдела внешних церковных сношений МП Михаил Потемкин, почти 2 года он просидел в Бутырском СИЗО, но дело так и не дошло до суда. Сейчас Потемкин стал епископом Мануилом.

2 февраля 1991 года игумен Серафим, настоятель храма Рождества в Путинках, найден убитым в своей квартире. Предполагаемая цель преступления – ограбление.

18 апреля 1993 г., в Светлое Воскресенье, убиты три монаха Оптиной пустыни – иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. По делу осуждён некто Николай Аверин, рассказавший, что «получил приказ от дьявола».

В ночь с 30 на 31 декабря 1993 года убит настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района Ивановской области. Пропала крупная сумма денег, предназначавшаяся для ремонта храма. Убийца выпустил из тела жертвы всю кровь – на этом основании суд счёл его не полностью вменяемым и приговорил лишь к четырём годам.

14 февраля 1996 года убит похищенный за две недели до этого священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма Грозного. Чеченцы приказали священнику потребовать, чтобы российские солдаты, державшие оборону на грозненском вокзале, сдались, но отец Анатолий благословил соплеменников на ратное дело.

14 сентября 1997 года найдено тело протоиерея Александра Жаркова, незадолго до этого перешедшего из лона РПЦ в Российскую Православную Церковь за Границей (РПЦЗ). Причина убийства – борьба этих церквей за храм св. Елисаветы в Петербурге, настоятелем которого был о. Александр. Согласно выводам следствия, исполнители преступления «находились в контакте» с некоторыми священнослужителями.

22 или 23 сентября 1997 года жестоко убит (множество ножевых ранений) в своей квартире священник Георгий Зяблицев, высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Патриархии (оттуда вышел тогдашний патриарх Алексий II). Предполагаемый мотив – попытка получить доступ к церковным деньгам.

В январе 1998 года зверски убит старообрядческий священноинок Димитрий. Убийцы – сотрудники риелторской фирмы «партнёр» – позарились на квартиру молодого священника.

16 июля 1999 года в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области убит протоиерей Борис Пономарёв – трое рецидивистов позарились на старинные иконы.

В 1999 году чеченские бандиты похитили и убили протоиерея Петра Сухоносова, настоятеля Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия).

23 августа 2000 года из корыстных побуждений убит иеромонах Симеон, настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле.

XXI век

8 января 2001 года скрывавшийся в монастыре дезертир убит иеромонаха Александра в селе Сабаево (Мордовия).

21 марта 2001 года ещё один дезертир убил иеромонаха Григория, настоятеля храма в поселке Тура Красноярского края. Голову жертвы преступник бросил на престол алтаря.

13 мая 2001 года в Кабардино-Балкарии убит священник Игорь Розин, суд признал убийцу невменяемым.

14 октября 2002 года грабитель убил 85-летнего настоятеля сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Татарстане

8 августа 2003 года убит иеромонах Нил, настоятель Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии.

25 декабря 2003 года ранее судимый молодой человек с неизвестной целью убит иеромонах Александр в селе Колосовка (Омская область).

26 июля 2005 года убит отец Герман в Чеховском районе Московской области, основная версия – ограбление.

В ночь на 2 декабря 2006 года было совершено самое резонансное убийство священника за весь период между гибелями Меня и Сысоева. В селе Прямухино Тверской области облили бензином и подожгли дом священника Андрея Николаева; кроме него, погибли трое его детей и жена. Основная версия – местные жители были недовольны тем, что священник мешает им разворовывать церковное имущество. Отец Андрей знал о готовящемся убийстве, но власти Тверской области (губернатором был и остаётся Дмитрий Зеленин) не сочли нужным защитить его.

После этой страшной трагедии преступники словно устыдились, приостановили кровавую вакханалию. Наступили более вегетарианские времена: некоторым священникам позволяли спастись.

В ночь с 6 на 7 января 2007 года (на Рождество) в Свердловской области убит настоятель храма Петра и Павла иерей Олег. Цель преступления – хищение икон из храма .

Без трагедии обошлось 12 февраля 2007 года, когда в Новосибирской области был подожжён дом настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона священника Дмитрия . Священнику удалось выбросить через окно в снег четырёх малолетних детей, спасти жену и успеть покинуть дом самому.

4 марта 2007 года 19-летний недоумок нанёс несколько ножевых ранений в лицо и шею настоятелю Никольского храма Воронежа отцу Петру. Нападавший оказался невменяемым .

9 июня 2007 года в Зеленограде на иерея Павла Ходзинского с ножом напал душевнобольной мужчина. Однако до задержания он успел нанести священнику лишь несколько порезов руки.

В ночь на 22 августа 2007 года в Ивановской области в собственном доме убит настоятель прихода Вознесения Господня игумен Авенир. Основная версия – грабёж.

24 ноября 2007 года в Архангельске подожжён дом настоятеля Свято-Ильинского кафедрального собора протоиерея Владимира Кузива. Священник, его жена и трое взрослых детей, отделались ожогами.

7 февраля 2008 года неизвестный в Москве ударил на улице ножом в шею священника Анатолия из храма Святителя Митрофана Воронежского. Пострадавший госпитализирован.

9 марта 2008 года собственным сыном убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин.

28 ноября 2008 года неизвестные сожгли дом руководителя миссионерского отдела Ярославской епархии иеромонаха Серапиона . Священнику удалось выбраться на улицу.

30 ноября 2008 года в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве (Москва) произошёл взрыв. Пострадали два человека.

В ночь со 2 на 3 января 2009 года двое молодых людей в Курской области избили до смерти 50-летнего иеромонаха Ефрема, который отказался дать им денег или алкоголя. Также жестоко избит послушник местного скита.

19 ноября 2009 года в стенах храма апостола Фомы в Москве убит настоятель отец Даниил Сысоев. Ранее ему угрожали воинствующие исламисты.

Поклонитесь памяти убитых, помолитесь за здоровье выживших.

* Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Трагедия в тверском селе Прямухино всколыхнула все общество. В огне погиб священник, его супруга (по некоторым сведениям – беременная) и трое детей. Это уже не первое покушение на эту семью: незадолго до трагедии отец Андрей обращался в СМИ за помощью, но помощи так и не дождался.

Со скорбью приходится признавать, что это, увы, далеко не первое убийство священнослужителя Русской Православной Церкви, произошедшее в последние годы. Таких было несколько десятков. Далеко не о всех из них сообщали в СМИ, даже церковных.

Чтобы разобраться с основными причинами этого явления, нам придется вспомнить о тех случаях, которые стали известны.

30 декабря 1993 г. произошло в селе Жарки (Ивановская область). Весной того же года церковь, где служил отец Нестор, подверглась ограблению, а сам он – покушению, но тогда бандитов поймали. 30 декабря батюшка вернулся из Москвы с пожертвованиями, полученными на строительно-ремонтные работы в храме. В ту же ночь местный житель А. Таламонов убил священника в его келье и украл деньги. Суд приговорил убийцу к 4 годам колонии общего режима.

23 сентября 1997 г. произошло убийство священника Георгия Зяблицева в Москве. Отец Георгий был сотрудником Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. После возвращения из загранкомандировки он был зверски убит в снимавшейся им квартире в Москве. Смерть наступила вследствие многочисленных ножевых ранений. Раскрыто ли это преступление – неизвестно.

16 июля 1999 г. совершено убийство протоиерея Бориса Пономарева , настоятеля храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода (Московская область). 84-летнего митрофорного протоиерея, ветерана Великой Отечественной войны, убили трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда их приглашал к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались в дом, связали его жену и родственницу, а самого протоиерея убили. Позднее преступники были задержаны. О приговоре суда по этому делу СМИ не сообщали.

23 августа 2000 г. произошло убийство иеромонаха Симеона (Аносова) , настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). Убийцей стал бывший водитель иеромонаха, Константин Шиленков, ранее неоднократно судимый. 23 августа, находясь в состоянии наркотического опьянения, Шиленков, придя к отцу Симеону домой, стал требовать денег на очередную дозу наркотиков. После категорического отказа преступник кухонным ножом нанес отцу Симеону несколько ударов, от которых тот скончался на месте. Уходя, Шиленков снял с убитого золотую цепь с нательным крестом и забрал из квартиры деньги. О приговоре суда по этому делу СМИ не сообщали.

8 января 2001 г. произошло убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия). Убийца, Алексей Максимов, скрывался в Иоанно-Богословском монастыре близ Саранска под именем «Алексей Светов». Во время службы в армии он убил сослуживца, а потом, скрываясь от трибунала, совершил еще ряд тяжких преступлений. В монастыре с ним и познакомился иеромонах Александр. Желая помочь молодому человеку, священник предложил ему стать алтарником в его храме в селе Сабаево, и тот с готовностью согласился. Спустя какое-то время беглый солдат зарубил топором своего благодетеля. В ходе следствия он не смог назвать мотивов убийства, заявив, что священник ему просто не нравился. В сентябре 2001 г. Пензенский военный трибунал признал преступника невменяемым.

12 октября 2002 г. произошло убийство игумена Ионы (Ефимова) , настоятеля Тихвинской церкви села Тюрнясево (Татарстан). 85-летнего священника-кряшена убил 29-летний Геннадий Горшков, ранее судимый за разбой и освободившийся из тюрьмы всего за месяц до этого. Ночью он пытался обворовать дом отца Ионы, а когда тот проснулся, убийца несколько раз ударил настоятеля тяжелым предметом по голове. В апреле 2003 г. решением суда Горшков получил 11 лет колонии строгого режима.

8 августа 2003 г. произошло убийство иеромонаха Нила (Савленкова) , настоятеля Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии. 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин, ранее судимый, после освобождения жил по монастырям, переезжая из одного в другой, нигде не умея ужиться из-за крайне вспыльчивого нрава. В 2003 г. он познакомился с другим трудником Алексеем Баженовым, вместе они решили отправиться в Ильинскую пустынь. Отец Нил принял их. Но Наседкин был очень раздражен на настоятеля – и тем, что курить запретил, и тем, что поселил не в самое лучшее, по его мнению, место. И когда вечером 8 августа отец Нил пришел пригласить трудников на ужин, Наседкин стал ругать иеромонаха. В ответ священник велел им забирать инструменты и идти за ним. Подумав, что отец Нил решил выселить их с острова, Наседкин впал в бешенство. Подбежав к уходящему священнику, он с размаху ударил его лопатой по голове и продолжал избивать до смерти. После этого трудники спрятали тело, забрали деньги из кружки для пожертвований и скрылись. 31 января 2005 г. решением суда Наседкин получил 8,5 лет колонии строгого режима, а Баженов за сокрытие преступления – год лишения свободы условно.

2 ноября 2003 г. произошло убийство иеромонаха Исаии (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан). Насельник Свято-Успенско-Казанского монастыря села Кузнецово Ивановской области, отец Исаия ехал в Раифский монастырь, чтобы договориться о паломничестве. Но приехал он в монастырь поздно вечером. Чтобы не будить братию, монах решил переночевать в салоне своего автомобиля на стоянке. В это время ранее судимый 19-летний местный житель Дмитрий Новиков, находясь в подпитии, пришел на стоянку и потребовал от священника отвезти его в ближайший город – Зеленодольск, чтобы там продолжить гулянку. Отец Исаия, сославшись на усталость, отказался, и тогда Новиков убил его, ударив ножом в сердце. В феврале 2004 г. суд приговорил Новикова к 12 годам колонии строгого режима.

25 декабря 2003 г. произошло убийство иеромонаха Александра (Тыртышного) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23-летний местный житель Дмитрий Литвинов поздно вечером пришел к отцу Александру и попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом и, нанеся несколько ударов, убил. У священника Литвинов нашел только 2 тысячи рублей, потому забрал крест, который лежал в чемодане, и нательный крест священника и попытался вырвать золотые коронки. Затем поджег Евангелие и отправился грабить церковь, но испугался, когда ему показалось, что в ней кто-то есть. 7 июня 2004 г. на суде Литвинов был приговорен к 16 годам в колонии строгого режима.

26 июля 2005 г. произошло убийство архимандрита Германа (Хапугина) , настоятеля монастыря Давидова пустынь в поселке Новый Быт (Московская область). Он был найден в своей келье со связанными за спиной руками. На теле настоятеля были многочисленные следы от побоев и применения электрошока. Это свидетельствует о том, что священника пытали. В келье были разбросаны вещи отца Германа, вскрыт и опустошен сейф. Одна из основных версий следствия – убийство с целью грабежа. Несмотря на то, что расследование взял под свой контроль губернатор Московской области Борис Громов, дело до сих пор не раскрыто.

Здесь перечислены убийства на криминально-бытовой почве. Однако известен ряд убийств и по религиозным мотивам.

18 апреля 1993 г. в Оптиной пустыни были зарезаны иеромонах Василий (Росляков) , иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев) . Их убийцей оказался 32-летний сатанист Николай Аверин, который рассказал следствию, что получил «приказ от дьявола». На орудии преступления – ноже – были выгравированы три шестерки. Суд признал Аверина невменяемым.

21 марта 2000 г. был убит иеромонах Григорий (Яковлев) , настоятель Свято-Троицкого храма поселка Тура (Красноярский край). Убийца, 26-летний Руслан Любецкий, назвал себя кришнаитом и сообщил, что, убивая помогавшего ему священника, действовал по указанию «бога Кришны». Суд признал Любецкого невменяемым.

Минимум троих священников убили мусульмане: 14 февраля 1996 г. был убит в чеченском плену священник Анатолий Чистоусов , настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный (Чечня), в 1999 г. был похищен чеченцами и убит протоиерей Петр Сухоносов , настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия). Виновных по этим убийствам не нашли. 13 мая 2001 г. в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкария) был убит священник Игорь Розин , которому до того неоднократно угрожали местные жители, а за две недели предупредили о готовящемся убийстве. Явившись в храм и уединившись со священником, 23-летний Ибрагим Хапаев нанес отцу Игорю три удара ножом. Позднее суд признал Хапаева невменяемым.

Мы перечислили только случаи нападения на священнослужителей в Российской Федерации. Вспомним же и убитых в последние годы существования СССР протоиерея Александра Меня (9 сентября 1990 г.), игумена Лазаря (Солнышко) (26 декабря 1990 г.) и игумена Серафима (Шлыкова) (февраль 1991 г.) – все три убийства нераскрыты, а также трагедии на Украине и в Белоруссии, как например убийство в Крыму архимандрита Петра (Посаднева) (20 августа 1997 года), иерея Петра Боярского (17 ноября 1993 г.), а в Бресте – протоиерея Михаила Сацюка (12 октября 1998 г.).

Разумеется, далеко не все убийства священников предаются огласке в СМИ, а количество неудавшихся покушений на священников в несколько раз превышает число убийств.

Почти во всех случаях убийств по явно религиозным мотивам бросается в глаза тревожная деталь: все пойманные преступники были признаны невменяемыми. Вполне возможно, конечно, что так и было, однако не исключена и целенаправленная политика, дабы таким образом, объявляя преступников ненормальными отщепенцами, «не нагнетать» напряжение в межрелигиозных отношениях.

На эту мысль наводит и то обстоятельство, что почти при каждом убийстве священника, еще до окончания следствия, представители власти спешат объявить, что это – убийство не на религиозной почве. Вполне возможно, что и убийство 12 сентября 1997 года осетинского священника Мануила Бурнацева , настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе (Северная Осетия), также было совершено по религиозным причинам, но мы не включили его в список, поскольку об этом преступлении очень мало информации.

Присмотревшись внимательней к первому списку убиенных пастырей, легко заметить, что подавляющее большинство этих убийств совершено в сельской местности.

И вряд ли это можно объяснить простым совпадением. В связи с гибелью семьи отца Андрея Николаева много муссировалась тема падения нравов в современной русской деревне.

Разумеется, нельзя, как отметили в сообщении информ-службы Тверской епархии, огульно обвинять в убийстве всех жителей села Прямухино и уж тем более обвинять всех нынешних крестьян в озверении.

Конечно, в разных областях России, да и в разных деревнях одной области, ситуации различны: где-то много лучше, где-то, наоборот, хуже.

И все же падение нравственности на селе очевидно. Этому есть и объективные причины: жуткая нищета, безработица, отсутствие каких-либо перспектив, неизбежный при таких условиях алкоголизм и крайне слабое функционирование правоохранительных органов – в некоторые села милиция приезжает лишь через неделю после вызова.

Признаемся себе честно: и в городе при таких условиях жизни, как в теперешней деревне, нравы бы упали весьма стремительно, а преступность возросла бы еще больше.

Не следует забывать, что крестьяне всегда более консервативны, чем горожане. Именно поэтому в ранние века христианство было по преимуществу религией горожан. Именно поэтому при крещении Руси были крещены именно города, а просвещение сельского населения растянулось еще на два века. Именно поэтому после Октябрьской революции крестьяне в большей степени сохраняли верность Православию. Именно поэтому нынешние крестьяне придерживаются атеизма и безверия в большей степени, чем жители городов.

Если в российском городе битком набитый храм на воскресной литургии – норма, то в сельском храме, даже если вокруг живут тысячи людей, редко встретишь такую же картину. И в откровенном разговоре почти с любым сельским священником можно услышать примерно то же, что говорил отец Андрей в своем предсмертном интервью.

Конечно же, бывают и исключения. Но эти светлые исключения не отменяют того факта, что служение сельского священника нередко связано со многими тяготами и опасностями. И что к этим опасностям нельзя относиться равнодушно.

Когда на нищету и алкоголизм накладывается безбожие, а также желание наживы, объектом агрессии нередко становится Церковь или ее служители. Думается, не в последнюю очередь виноваты в этом те светские журналисты, которые из года в год на страницах своих изданий культивируют образ «сказочно богатой Церкви», а также образ «корыстных попов, чьи карманы разбухли от купюр». Ряд убийств были явно совершены людьми под воздействием этого стереотипа.

В подавляющем большинстве случаев нападений на священнослужителей убийцами становились уголовники – люди с преступным прошлым.

Это особая тема. Церковь много времени и сил отдает социальному служению – в детских домах, больницах и, конечно же, в тюрьмах. Когда отсутствует эффективная государственная система реабилитации бывших заключенных, часто тем, кто вышел на свободу, просто некуда податься, кроме как в Церковь, если они не желают возвращаться в преступное сообщество или становиться бомжами.

Любому церковному человеку известно, сколь много бывших заключенных проживает при монастырях или церквах. Большинство из них искренне покаялись, встали на путь добра, самоотверженно работают над собой и стали настоящими христианами.

Но случается, увы, что греховные привычки берут свое. И это приводит к страшным трагедиям, когда священники страдают от тех, кому по-христиански оказывали благодеяния и поддержку.

Как тут быть, сказать сложно. Церковь открыта для всех, и она никогда не закроет своих врат для людей с криминальным прошлым, если те искренне желают покаяться.

Наверное, Церковь и не может изменить своего отношения к ним. Должно измениться общество, а вместе с обществом изменится и криминальное сообщество. Должны возродиться элементарные нравственные ценности, и тогда ограбление церкви станет позорным и в криминальной среде, а убийство священника – преступлением не только по Уголовному Кодексу.

Ведь когда сознательно убивают священника, то не просто на жизнь человека посягают, а посягают на Самого Христа в лице Его служителя!

Преступления против священников, как правило, успешно раскрываются, особенно в последние годы. Конечно, так происходит потому, что эти преступления привлекают общественное внимание.

Та волна возмущения, которую первыми подняли именно православные в интернете, добившись в итоге широкой огласки этого случая, без всякого сомнения, верный шаг. Результат не замедлил сказаться: к расследованию подключились столичные специалисты, его взяла на контроль Госдума, а это уже гарантия того, что, по крайней мере, в рядовой «висяк» это дело превращено не будет. Судя по реакции Тверской епархии, там к такому развитию событий не были готовы, и, быть может, изначально даже желали не выносить случившееся «на всеобщее обозрение». Вряд ли такой подход разумен. Если уж и случаются убийства пастырей, то их не замалчивать надо, а предавать широкой огласке, добиваясь справедливого и полноценного расследования с обязательным освещением его результатов.

Какой в этом смысл? Вполне конкретный.

А во-вторых, чем чаще общество будет слышать о неотвратимости наказания за убийство священника, тем меньше будет покушений. Да, добросовестным расследованием и наказанием убийц не вернешь погибших, но это поможет спасти ныне живущих и служащих отцов.

В истории гибели семьи отца Андрея Николаева есть одно очень горькое обстоятельство: он не раз говорил о том, что жизни его семьи угрожает опасность. Он обращался к «всесильным» СМИ, прося о помощи.

Но помощи не получил.

В последние дни по православному интернету прокатилась настоящая буря гнева и против «нерасторопных» светских СМИ, и против «неправильных» версий следствия, и против всех русских крестьян. Многие, вспоминая обращение отца Андрея, спрашивали: куда смотрело священноначалие? Где были казаки? Где были православные патриоты, так любящие собираться на разные митинги?

А значит, в том, что никто не откликнулся на зов отца Андрея о помощи, виноват не «кто-то», а все мы вместе и каждый из нас.

Отец Анатолий Чистоусов, служа в Грозном, обратил ко Христу и крестил нескольких чеченцев. Один из них впоследствии даже принял монашеский постриг и священный сан в Русской Православной Церкви. Мне доводилось слышать такую историю: когда боевики в первый раз покушались на священника, то один из православных чеченцев своим телом защитил отца Анатолия от пули.

И возникает вопрос: почему никому из тысяч православных, сидящих за компьютерами, не пришло в голову сделать для отца Андрея то, что сделал этот православный чеченец для отца Анатолия? Почему на Украине, едва становится известно об угрозе нападения на православный храм, собираются десятки и сотни людей, которые, жертвуя своим временем, обязанностями, а порой и здоровьем, самоотверженно дежурят круглые сутки, отстаивая святыни, а в России среди любителей осуждать священноначалие или охать по поводу «спившихся крестьян» не нашлось никого, кто бы поехал устроить такой пикет в Прямухине?

А ведь в данном-то случае не нужно было никаких героических поступков. К примеру, даже двадцати людей среднего достатка хватило бы, чтобы без особого ущерба для собственного бюджета в складчину нанять для отца Андрея телохранителя в какой-либо охранной конторе.

Но мы с вами не сделали даже этого.

Что помешало? Только равнодушие.

И кого теперь судить? И где на самом деле больше пали нравы – в деревне или в среде православных пользователей интернетом?

То, что к подобным просьбам священников, страдающих от угроз и насилия, стоит относиться гораздо серьезнее, надеюсь, теперь поняли все – и правоохранительные органы, и священноначалие, и, быть может, даже мы, «сетевые православные».

И, наверно, стоит затронуть еще одну тему.

У нас в Церкви до сих пор не существует эффективной системы материальной поддержки вдов и сирот священников. А таких много, и не только из тех, чьего мужа, сына или отца убили. Нередко, лишившись кормильца, они влачат существование за чертой бедности. Да, бывает, что родственники, друзья или духовные чада добровольно оказывают какую-то материальную помощь семье погибшего, где-то епархия помогает, где-то – нет, где-то – больше, где-то – меньше.

Но такой важный вопрос вряд ли стоит пускать на самотек. По крайней мере, до революции в нашей Церкви существовали особые фонды духовенства, из которых по определенным и единым принципам выплачивались пенсии вдовам и сиротам священников. Не хотелось бы, чтобы, обсуждая ту или иную трагедию, мы забывали о тех пострадавших, кому можем помочь.

В завершении хочется попросить помянуть в молитвах убиенных в недавнее время пастырей и служителей нашей Церкви:

архимандрита Германа
архимандрита Петра
игумена Ионы
игумена Лазаря
игумена Серафима
протоиерея Бориса
протоиерея Петра
протоиерея Михаила
протоиерея Александра
иеромонаха Василия
иеромонаха Григория
иеромонаха Нила
иеромонаха Александра
иеромонаха Александра
иеромонаха Симеона
иеромонаха Нестора
иеромонаха Исайи
иерея Андрея
иерея Анатолия
иерея Игоря
иерея Мануила
иерея Георгия
иерея Петра
инока Трофима
инока Ферапонта
Ксении
Давида
Анны
Анастасии

5 августа в Псковской области был убит известный священник о. Павел Адельгейм (РПЦ МП). Это злодеяние всколыхнуло российское общество. Губернатор Псковской области Андрей Турчак заявил, что «убийство священника — это вызов обществу, поругание над самыми основами морали, нравственности и веры».

Вместе с тем, интерес общественности вызывает и сама личность покойного. Он был известным писателем, знатоком церковного канонического права, в некоторых своих статьях затрагивал и тему старообрядчества. О трагической кончине о. Павла и его личности успели высказаться представители самых разных конфессий, общественные деятели и светские публицисты.

Сегодня наш сайт публикует мнения некоторых старообрядческих авторов.

«Эта пастырская жизнь была крайне опасной. Опасной для сатаны»

Мы опять узнали о насильственной смерти христианского священника в России.

Сейчас слышны возгласы о том, что с каждым таким случаем христианское священническое служение становится все более опасным. Я так не считаю. Священников убивали всегда. И не больше, чем представителей тех или иных социальных групп и профессий. Что во времена репрессий и гонений, что во времена относительного благополучия.

Если посмотреть на статистику убийств священнослужителей в России (очень интересную подборку подготовил портал «Православие и мир», в список убитых священнослужителей включен и старообрядческий священноинок Димитрий), то мы видим, что журналистов, бизнесменов, милиционеров за этот период было убито в разы больше. Поэтому я не поддерживаю высокопарные слова о том, что быть священником в России сейчас смертельно опасно.

С другой стороны, образ убитого отца Павла Адельгейма показывает нам, как опасно по жизни быть честным священником. Я не был с ним знаком лично. Но я доверяю мнению тех моих знакомых, которые знали отца Павла. По мнению этих людей, отец Павел являл собой деятельный пример пастырского служения.

Он образцово построил свои отношения с семьей, с церковным начальством, с сослуживцами, с собратьями и паствой. Он был включен в клир РПЦ МП, но при этом оставался полностью свободным человеком. Он смог оторваться от материального благополучия, но при этом совершенно не нуждался. Он судился со своим митрополитом, но при этом оставался у него в подчинении. А чего стоит рассказ его матушки о последних днях его жизни, о том, как отец Павел возился с совершенно незнакомым ему человеком, с его будущим убийцей! И, конечно же, для любого христианина понятен возглас убийцы после совершенного им злодеяния: «Сатана!» Такое жертвенное служение и становится опасным. Опасным для сатаны.

Кончина священника Павла Адельгейма более чем достойная для христианина и священника. Да, она не на смертном ложе произошла, не после красивого прощания с родными и не со свечкой в руке. Но и Христос умирал не очень красиво и художественно. И пусть утрут слезы его близкие и родственники. Они ничего не потеряли, а отец Павел приобрел. «Смерть мужу покой есть». А разве не к этому стремится каждый христианин?

Единственно, кто многое потерял со смертью Павла Адельгейма — это РПЦ МП. Отец Павел был одним из немногих священников, кого называют «человеком-совестью». Вот он был совестью РПЦ МП. Он был неумолкающим внутренним голосом, который реагировал на всякую неправду и несправедливость чиноначалия. Что очень важно — он был внутренним голосом. Он не просто критиковал и изголялся, он пытался вести и жить так, как он предлагал. И нести полную ответственность. РПЦ МП тоже понимала, что такие священники очень нужны — его не запрещали и не извергали.

Для того, чтобы семя проросло и принесло плод, ему нужно умереть. Вот отец Павел умер. Принесет ли его смерть плод для РПЦ МП? Услышат ли его глас после смерти? Поймут ли, за что он боролся и чему противостоял?

Неформатный священник

С отцом Павлом Адельгеймом я познакомился сперва заочно. Это случилось на страницах газеты «Община-XXI век», издававшейся в 2001-2005 годах.

Газету возглавлял ещё один религиозный диссидент эпохи СССР, отсидевший за свои убеждения — Александр Огородников. Публикации Адельгейма оказались удивительно созвучными с моими представлениями о развитии восточного христианства. Он много писал о народности Церкви, о её соборности, о роли мирян в жизни церковной общины.

В личности о. Павла меня, однако, интересовал не только его интерес к темам церковной демократии или старообрядчества. Он был из немногих, кого бы я назвал «старорежимным» священником. Священником, ставшим служителем алтаря не по воле случая, попав за парту духовной семинарии или начитавшись духовных книг, а непосредственно воспитанном в атмосфере духовной, эмоциональной и бытовой преемственности. Он с детства посещал храм втайне от всех и сохранил горение в вере не только в страшные советские, но и в нынешние лукавые времена. Он не поклонился советским спецслужбам, требовавшим от него сотрудничества, за что и был приговорен, по доносу своих же сослужителей, к лишению свободы.

Не стал он соглашателем и хоронякой в новой России. В отличие от многих новопризванных в 90-е годы священников, ставших обычными требоисполнителями, он мог себе позволить открыто высказывать своё мнение, подкрепленное не только обширными познаниями в области церковной истории и права, но и собственным исповедническим опытом открытого противостояния безбожной власти.

Священник Павел Адельгейм не вписался в духовный официоз. Церковь для него была не отвлеченной государственно-религиозной условностью, конфессиональной конструкцией, но единением людей во Христе, соборной общностью, подчиняющуюся не земным, но небесным законам. К сожалению, эти устремления о. Павла так и остались в его мечтах.

Подобно многим богословам эмигрантской волны и русского зарубежья, Адельгейм имел широкие взгляды. И не со всеми из них, наверно, я бы мог согласиться. Однако его пастырский и исповеднический опыт был важен для многих, особенно сейчас, после торжественного и помпезного празднования 1025-летия христианства на Руси. Наблюдая жизнь таких людей, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, можно с уверенностью сказать, что это время не прошло совсем бесследно для нашей земли.

Последний раз я видел о. Павла Адельгейма на богословской конференции в Москве. В промежутках между заседаниями к нему выстраивалась очередь из женщин в черных платочках, мужчин в наколках, заплаканных девушек и прочих людей, явно не участников этой конференции. Пожилой о. Павел внимательно выслушивал их длительные рассказы и что-то говорил им, невзирая на свою очевидную усталость, телесную немощь и явный «неформат» такой исповеди.

Смерть о. Павла — личная беда, указывающая на духовную беду куда более серьезного масштаба

Смерть священника от руки убийцы — всегда событие, выходящее за рамки обыденности. С одной стороны ХХ в. явил множество примеров таких убийств, и даже в массовых масштабах, но с другой стороны — те убийства были безличными, а произошедшее во Пскове в понедельник — особое. Обстоятельства убийства в целом довольно банальны — психически больной юноша обратил свою агрессию на ближайшего к нему человека. Схватил со стола нож и ударил.

Так, в ситуации бытовой поножовщины с психиатрической подоплекой, закончился жизненный путь далеко не ординарного священника Павла Адельгейма. И перед лицом смерти вдруг оказалось, что смерть его не вписывается в обстоятельства, она завершает некоторый путь и придает новое звучание тому, что пытался донести в своих книгах, интервью и проповедях о. Павел.

Священник Павел Адельгейм не был диссидентом в простом смысле слова, он был церковным правдолюбцем, вроде Бориса Талантова, о. Глеба Якунина, ксендза Ежи Попелюшко и других. В том смысле он отличался даже от убитого столь же ужасным образом и, вероятно, также сумасшедшим, о. Александра Меня. А именно такие правдолюбцы выполняют важную сигнальную функцию — они свидетельствуют о неправде или серьезных сбоях в работе института церкви.

Отец Павел очень много и часто говорил о кризисе православия, о том, что церковь «кончилась», имея в виду, прежде всего, слияние церковного и государственного, альянс, разрушающий сакральное. И в этом смысле существовал как запрос на то, что он говорит, так и запрос на то, чтобы он замолчал. Такой запрос иногда формулировался прямо, иногда косвенно, но он был.

Епископ Псковский Евсевий прислал о. Павлу на подпись «покаяние». Тот не подписал и продолжил бороться за правду, за что на него посыпались церковные наказания. Теперь, после смерти о. Павла, забот у псковского архиерея и всех, озабоченных предотвращением выноса сора из избы, станет поменьше. Запрос на герметичность среды, на «невынос», очень заметен в наших институтах, находящихся в кризисе, которые не могут справиться с обсуждением своего состояния: в армии, в полиции, в школе. Везде есть стремление закрыть институт для обсуждения, но в церкви этому стремлению придают искусственный статус «защиты святыни». Отец Павел сломал этот негласный корпоративный договор и поставил под вопрос соответствие РПЦ МП своему социальному месту. Его последние интервью не оставляют в этом сомнений. Смерть о. Павла означает дефицит правды и критики в церкви, находящейся в структурном кризисе.

Запрос на то, чтобы он говорил — объективный запрос всего института на изменение, прежде всего, на деполитизацию и дистанцирование от власти. Процесс, на который указывал покойный священник, крайне болезненный, но результат затягивания его — расцерковление той части населения, прежде всего, интеллигенции, которая пришла в церковь в 1990-х на волне чаемого возрождения православия. Вместо возрождения началось превращение РПЦ МП в идеологического контролера и идеологического гаранта. Отец Павел указывал, что возрождается отнюдь не вера и не религиозная этика, а проект «политическое православие». Со смертью о. Адельгейма в РПЦ остается мало человек, способных столь же авторитетно и свободно говорить обо всем этом. Лагерник, поэт, писатель, церковный публицист — такого больше нет. Поэтому смерть о. Павла означает и критический дефицит кадров для обновления.

В том, что сумасшедший юноша убил приютившего его старика, как зверь, который неожиданно кусает гладящую его руку, нет ничего невиданного. Такие вещи, увы, случаются — и с животными, и с безумными людьми. Необычно другое — как быстро все осознали, что эта смерть становится в ряд других убийств священников и иноков. Тем самым общество, и в особенности думающее и говорящее общество, выстраивает некий смысл, некое послание. Получается, что некая слепая сила, которую можно условно назвать энтропией, уничтожает в церковном институте лучшее, оставляя конформистов и карьеристов. Сердце церкви тем самым помещается в убитых священниках. Это есть выражение глубокого пессимизма и разочарования.

Убийца Сергей Пчелинцев приехал к отцу Павлу за помощью. Но получить эту помощь он не смог, не захотел, и в конце концов больное сознание сделало адский выверт. Для того, чтобы получить духовную помощь, надо уметь ее получать. А этот навык, похоже, утерялся, и научить этому сложно. Поэтому смерть о. Павла означает еще и потерю обществом важных социальных навыков, которые тысячелетиями реализовывались через церковь, а теперь их непонятно как реализовывать. Непонятно, как каяться, как получать отпущение, как соединяться с абсолютом. Этому не учат, или учат недостаточно и неверно. А значит, смерть о. Павла — личная беда, указывающая на духовную беду куда более серьезного масштаба

Екатеринбург, 8 января, В ночь с 6 на 7 января в поселке Нейво-Шайтанском Алапаевского района Свердловской области в храме Петра и Павла был убит настоятель этого храма, священник Олег Ступичкин.

У сорокалетнего священника осталась вдова и четверо детей.

Вот что сказал в связи с этой трагедией архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, обращаясь к прихожанам после заупокойной литии о новопреставленном иерее Олеге:

« В ы знаете, что накануне праздника Рождества Христова, после торжественного всенощного бдения, одного из священнослужителей нашей епархии постигла пагуба. Двое злых человек прямо в церкви, после богослужения, совершили убийство.

Чтобы скрыть свое злодеяние, они окутали отца Олега пеленой, облили маслом лампадным и хотели сжечь его. Слава Богу, к счастью, не произошло это. Но человек был убит накануне праздника Рождества Христова. И сейчас мы испытываем скорбь о утрате благочестивого священнослужителя нашей Церкви, который нёс свое пастырское служение в селе, и там старался к тому, чтобы возродить и восстановить эту церковь, которая была долгое время закрытая, и не было там настоятеля. Он, можно сказать, один из первых настоятелей, постоянных настоятелей этого храма после его возрождения и очень много потрудился, чтобы привлечь благотворителей, которые бы принялись за то, чтобы восстановить этот храм.

Злоумышленники взяли 21 икону из этого храма. Эти иконы не представляют такую ценность, как они думали. Иконы исполнены на оргалите, на бумаге. Это бумажные иконы.

Конечно, это тяжёлое для нас событие, говорит о том, что зло так сильно развивается в нашем обществе, что всем нам необходимо подумать, как бы остановить это зло, которое двигается на мирных жителей. Часто мы слышим известия о различных разбойничьих нападениях, об убийствах, и мы только выражаем соболезнования и больше ничего. Но эти события нас должны подвигать к тому, чтобы каждый человек, живущий в нашем обществе, укрепил себя в вере наших отцов, в вере православной и содействовал к тому, чтобы вся наша жизнь была основана на той высокой нравственности, православной нравственности, которая удерживала бы людей от делания таких злодеяний.

И, конечно, очень важно, как говорит Патриарх Алексий, необходимо преподавать в школах "Основы православной культуры", для того чтобы воспитывать в детских душах, с самого раннего возраста, воспитывать те высокие качества души человека, которые укрепляли бы в добре, укрепляли в делании добра и борьбы со злом. Чтобы ребенок уже в самом себе знал, как бороться со своими злыми помыслами, желаниями и делами.

Это событие нас настраивает на то, чтобы мы, дорогие братья и сестры, больше, более активно трудились в этой жизни для того, чтобы доброта, честность и любовь Христова преобладала в нашей жизни. Надо трудиться так, чтобы люди знали о Христе, следовали Христу, не были бы злыми и человеконенавистными, а были человеколюбивыми, кроткими, смиренными, послушливыми. И чем больше мы будем распространять эти идеалы христианской жизни, тем больше добра будет на нашей земле, и меньше опасностей мы будем испытывать в этой земной жизни.

Мы имеем проблемы в семье. Были оставлены, к сожалению, в последнее время, направления нашей семейной жизни к воспитанию детей в духе страха Божия, в духе веры во Христа, в духе христианской жизни. И сейчас мы имеем много проблем и эти проблемы мы можем решать только общими усилиями к тому, чтобы внедрять в нашу обыденную жизнь как можно больше добродетельных поступков, добродетельной жизни, и пример от нас, православных христиан, христианской жизни.

И вот такая наша общая работа, труд, искоренение зла в своем сердце, искоренение зла из нашего обществе, приведет к тому, что мы не будем иметь такие скорбные известия о таких страшных явлениях в нашей жизни, когда священнослужителя, совершающего свое служение в храме Божьем, убивают. Поэтому нам необходимо глубоко продумать и начинать такое исправление нашей жизни в нашем обществе, в нашем Отечестве.

Мы молимся сегодня за новопреставленного иерея Олега, чтобы Господь, пришедший в мир, чтобы вознести нас на небо, взял его в Свои обители небесные и даровал ему вечное блаженство в Царстве Божием".

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий .

«Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного».

Архимандрит Кирилл (Павлов)

СВЯЩЕННИКА УБИЛИ ЗА ТРИ ЧАСА ДО РОЖДЕСТВА

После вечерней рождественской литургии прихожане храма Петра и Павла начали расходиться по домам. Батюшка Олег задержался в церкви. Вместе с женой Ириной он привел все в порядок. Родителям помогали 7-летний Ваня и 15-летняя Ксюша. Выходя из храма, батюшка заметил двух парней, которые шли к церкви.

Видимо, припозднились к вечерней службе, - сказал жене священник. - Идите домой, я скоро вернусь.

Матушка Ирина, привыкшая к поздним посетителям, забрала детей и пошла домой. Поставила чай, дети сели вырезать из бумаги ангелочков к Рождеству. Прошло часа полтора.

Мам, давай я схожу за папой, - предложила Ксюша, но Ирина побежала за мужем сама.

Уже издали Ирина увидела: из окон церкви клубится дым. Внутри все разгромлено, иконы сорваны, некоторые - разбиты. На полу, придавленный горящей скамейкой, лежал изувеченный отец Олег... Убитый.

Били молотками

Нет Рождества в уральском поселке Нейво-Шайтанске. Место гибели 41-летнего батюшки Олега усыпано цветами. Прихожанки плачут. Плачет священник, читающий молитву над фотографией убитого. В трехтысячном поселке все знают друг друга в лицо. И никто понять не может, что понадобилось двум подонкам от священника, которого местные жители буквально боготворили.

«Отморозков» взяли быстро. После убийства Роман Сухачев и Сергей Давлятшин прямо с иконами пошли в Алапаевск, а это километров сорок, прямо по трассе. Их «прогулку» увидели водители машин, которые позже описали их внешность сотрудникам милиции.

Оба подозреваемых работали на местной пилораме, а жили в Алапаевске. В местной церквушке появились один раз - в день убийства, только на утренней молитве: присматривались к иконам. Вечером остались в поселке и крутились у продуктового киоска. Дождавшись, когда закончилась вечерняя литургия, вошли в церковь.

Оба были уже неоднократно судимы и за грабежи, и за погромы. К тому же употребляли наркотики. Видимо, как раз и хотели церковь ограбить, ища денег для «дури». Они и не скрывали, что решили убить священника после того, как батюшка не захотел отдавать иконы. Били молотками. А поняв, что убили, облили тело священника бензином, сверху швырнули скамейку, чиркнули зажигалкой.

До Рождества оставалось три часа...

Любимец поселка

Олег и Ирина Ступичкины прожили вместе 21 год. Поженились еще во время учебы в Оренбурге. О религии тогда даже не думали. Как-то зашли в церковную лавку, Олег купил несколько книг. С того все и началось. Сначала Ступичкины приходили в церковь трижды в неделю, потом каждый день. Так Олег стал священником. А два года назад отец Олег получил приход под Алапаевском - в историческом месте, там, где большевики расстреляли князей Романовых. Ящик книг, четверо детей - Зоя, Вера, Ксения и маленький Иван - вот и всё, с чем Ступичкины переехали в Нейво-Шайтанск. Батюшку полюбили сразу. Он был в церкви до поздней ночи, пока люди шли, выслушивал любого, говорил и с пьяными, и с сумасшедшими.

На Руси ведь спились самые добрые и самые настоящие люди, - говаривал отец Олег.

И двери избы Ступичкиных открывались для всех. Именно батюшка Олег научил прихожан петь хором, поднимал почти из руин ветхий храм. Сам сделал гигантский деревянный крест, вырезал на нем узоры и сам внес сотнекилограммовый крест на вершину местной горы.

Уметь прощать

Осиротевшая семья Ступичкиных не останется в поселке. Вдова и дети собирают вещи, они будут жить в монастыре под Верхней Пышмой.

Матушка Ирина не спала всю ночь, но её глаза излучают какой-то особый свет.

Ни я, ни дети ни в чем не нуждаемся, - говорит она нам тихим голосом. - Но если бы помогли восстановить до конца наш храм, это было бы замечательно.

Убийц мужа Ирина уже простила.

Не могу держать в сердце злобу. - 41-летняя женщина, мать четверых детей, вдруг улыбается. - Надо уметь прощать. А нам остается только молиться.

За последние пять лет в России разграблены более 1000 церквей. 35 000 икон объявлены в розыск.

Самым громким стало убийство священников в пасхальную ночь - 23 апреля 1993 года - в Оптиной пустыни. Тогда погибли иеромонах Василий (Рослянов) и иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Монахов зарезали ножом с выгравированным на нем «числом зверя» - 666. Убийца признан «не вменяемым».

Жена погибшего священника Ирина сделала невероятный по светским меркам шаг: простила убийц своего мужа - священника отца Олега. Но этот шаг понятен людям религиозным. И ещё тем, кто действительно богат духовно. В истории есть такие случаи: жена Великого князя Сергея Александровича, взорванного в Кремле бомбой революционера, пришла в тюрьму к бомбисту Ивану Каляеву и простила его. Каляева повесили. Но он был потрясён прощением, потому что был хоть и террористом, но в нормальной стране.

Сейчас убивают даже священников, к которым идут за спасением те же убийцы и наркоманы. Значит, не совсем у нас нормальная страна. Ещё пока нет. Так и не ясно, когда начнём думать о главном - о душе и человеческой жизни.

«В связи с этой трагедией очевидно, что относиться и далее с пренебрежением к нравственному состоянию людей - как совсем молодых, так и зрелых - преступно, недопустимо и грозит всё новыми и новыми бедами», - сказал священник Михаил Прокопенко, руководитель службы коммуникации Отд. вн. церк. связей М. П.

И он прав. Подумаем об этом, наконец.

Мария Соснина, Андрей Дятлов

ИМЕНЕМ ОТЦА ОЛЕГА

На убийство священника поселкового храма в Свердловской области накануне Рождества теперь отреагировали и официальные органы. Свое мнение о трагедии высказали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и региональная прокуратура. Местные священнослужители уже сделали выводы и с именем погибшего на устах добиваются введения уроков Православия в школах.
Драма в поселке Алапаевского района произошла вечером 6 января: отслужив службу, настоятель храма Петра и Павла Олег Ступичкин уже закрывал помещение, когда к нему подошли два молодых человека и попросили выслушать их. Священнослужитель решил, что пришедшие опоздали на службу и перед светлым христианским праздником хотят исповедаться. Поэтому он предупредил супругу, что задержится, и вернулся в храм. Когда с момента ухода отца Олега прошло два часа, матушка Ирина начала безпокоиться и отправилась узнать, как идет исповедь. Она увидела в окнах храма огонь, иконы со стен были сорваны, некоторые разорваны. Сам Олег Ступичкин лежал на полу придавленный скамейкой. На крик женщины сбежались жители посёлка: прихожане сами доставали тело священника, сами тушили храм. Вспомнить странных людей для посельчан не составило труда - в маленьком Нейво-Шайтанском они впервые появились утром 6 января.

Задержать преступников удалось уже через несколько часов. После убийства они пешком по трассе отправились в Алапаевск. Двое бредущих мужчин показались странными сразу нескольким автомобилистам, которые сообщили об увиденном в милицию. Описание водителей совпало с заявлениями посельчан. При задержании подозреваемых обошлось без жертв. На допросе работники алапаевской «Пилорамы» Роман Сухачев и Сергей Давлятшин признались в совершении преступления. Злоумышленники били 41-летнего батюшку молотками, после чего облили бензином и подожгли.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил соболезнование семье погибшего священника. « … С сожалением приходится констатировать - за последние годы подобный цинизм и жестокость по отношению к священнослужителям уже имели место, что свидетельствует о нравственной деградации общества».

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий считает, что убийцы забыли Христа и поэтому после смерти отца Олега свердловские священнослужители будут еще активнее нести религию в массы. «Это событие настраивает нас на то, чтобы мы более активно трудились в этой жизни для того, чтобы доброта, честность и любовь Христова преобладала в нашей жизни. Надо, чтобы люди знали о Христе, следовали Христу, не были бы злыми и человеконенавистными, а были человеколюбивыми, кроткими, смиренными, послушливыми. И чем больше мы будем распространять эти идеалы христианской жизни, тем больше добра будет на нашей земле и меньше опасностей мы будем испытывать в этой земной жизни», - заявил архиепископ. - Очень важно преподавать в школах «Основы православной культуры», для того чтобы воспитывать в детских душах с самого раннего возраста те высокие качества души человека, которые укрепляли бы в добре, укрепляли в делании добра и борьбе со злом. Чтобы ребенок уже в самом себе знал, как бороться со своими злыми помыслами, желаниями и делами», - завершил свою речь священнослужитель.

РАСКРЫТО УБИЙСТВО СВЯЩЕННИКА

В Свердловской области в ночь на Рождество убит православный священник. Убийство произошло в поселке Нейво-Шайтанский Алапаевского района. Сообщение об этом происшествии поступило в милицию 6 января в 22:40 по местному времени. После тушения незначительного пожара в храме Петра и Павла было обнаружено тело настоятеля храма иерея Олега Ступичкина 1966 года рождения. На голове настоятеля была рана, нанесенная тяжелым предметом. Из храма пропали иконы. По подозрению в совершении этого тяжкого преступления по горячим следам были задержаны двое ранее неоднократно судимые местные жители 1973 и 1974 годов рождения. У них была изъята часть похищенных икон, остальные найдены в сугробе на местном кладбище.

В Московской патриархии, в очередной раз потрясены убийством священника. Там отметили, что профессия священнослужителя становится опасной, что свидетельствует об ужасающем состоянии нравственности в российском обществе.

Отвечая на вопрос о мерах безопасности, в Московской патриархии сказали, что у каждого храма милиционера не поставишь. Нужно принимать меры для повышения уровня духовности и морали в обществе.

Отец Олег решил, что незнакомцы, как это случалось раньше, хотят исповедаться. Но незваные гости стали срывать со стен иконы. Батюшка пытался остановить осквернение церкви. Настоятеля убили прямо в церкви, ударом по голове. Напоследок преступники подожгли храм, вылив на пол масло из лампады. Из храма злоумышленники унесли около двадцати икон.

Следователи выясняют, что, а возможно и кто толкнул двух подельников на кражу икон и последующее убийство.

После убийства священника хотят переименовать название посёлка

Жители поселка Нейво-Шайтанский, где в канун Рождества был убит священник, считают причиной трагедии дьявольское название их селения. Как сообщили в местной администрации, первым вопрос о переименовании Нейво-Шайтанского в свое время поднял именно погибший священник Олег Ступичкин.

Нынешнее название, означающее в переводе с арабского «дьявольский» и «сатанинский», поселок получил пару столетий назад, поскольку в нем соединились две реки - Нейва и Шайтанка. Покойный священнослужитель ранее неоднократно обращался к местным жителям с предложением вернуть поселку его историческое название Сусанск, однако дальше разговоров дело не двигалось. После трагической гибели священника местные власти и население всерьез задумались о смене дьявольского имени.

Состоялись похороны единственного на всю округу священника. У 40-летнего отца Олега осталась вдова и четверо детей.

Озверение

В Московской патриархии убийство отца Олега из Петропавловского храма назвали "криминальной вакханалией", отметив, что общество находится в состоянии крайнего нравственного нездоровья. Что на самом деле происходит с нами? Как должно отреагировать общество на случившееся? Сегодня на эти вопросы ищет ответы режиссер П. Лунгин.

Российская газета : Вот опять мы с вами вынуждены говорить о трагедии. Опять убит священник... У вас нет ощущения, что убийство священнослужителей становится тенденцией нашего времени?

П.Л. Образ священника - это образ человека неагрессивного, того, кого легко убить, того, кто может стать жертвой. Видимо, превратно понятый образ доброты и христианского непротивления делает священника легкой жертвой. Это все равно, что убить ребенка, убить женщину.

РГ : В свое время у каждой семьи был духовник, священник играл очень важную роль в жизни каждого верующего, как вам кажется, какая роль сегодня отведена священнику?

П.Л : Для прихожан он играет огромную роль, а для общества, я пока не могу понять. Хотелось бы, чтобы он стал тем человеком, к кому можно прийти, посоветоваться, поговорить. Чтобы он был тем, кто может утешить слабого и смущенного.

РГ : Насколько я знаю, вы человек верующий, вы открыли что-то новое для себя, когда снимали ваш фильм?

П.Л : Когда мы делали фильм, я был в Троице-Сергиевой лавре у семинаристов - эти встречи с молодыми священниками меня настолько обогатили и обрадовали. Я встретил таких замечательных молодых, умных, чистых, светлых людей, которые сознательно хотят служить добру и Богу. Я увидел, что там идет зарождение общества, идет от этих молодых священников, которые на меня произвели очень сильное впечатление.

38-летний священник Олег Ступичкин появился в поселке Нейво-Шайтанский всего два года назад - как раз первую рождественскую литургию тогда провел.

Пришёл на разрушенное, как и по всей округе, церковное хозяйство. Когда церкви в начале девяностых начали возвращать храмы, этот представлял собой печальное зрелище. А говорят, был в свое время красив неописуемо.

Отец Олег начал с того, что своими руками стал ремонтировать храм. Собирал, где мог, церковную утварь, привлекал прихожан к реставрационным работам. Однажды увидел в присутственном месте какую-то треснувшую плиту, о которую в грязь люди сапоги вытирали. Оказалось - древняя памятная плита, еще со времен знаменитых владельцев железоделательных заводов и меценатов Демидовых. Выкупил батюшка эту плиту, вычистил и поставил в своем храме на видное место, чтобы прихожане знали и учились ценить свою историю.

Сам батюшка, по отзывам односельчан, не жалел сил, обращая оступившихся к вере. Многих окрестил в своем храме. Использовал каждую свободную минуту, даже перерыв на обед у рабочих местных предприятий, чтобы донести до них христианские ценности.

И у него получалось, - говорит бывший глава администрации поселка Александр Третиных. - Многие из тех, с кем он вел длительные беседы, например, бросили пить и травиться наркотиками. Детей рожать стали. Спасибо батюшке.

Вдова отца Олега, матушка Ирина плачет, вспоминая пережитый в сочельник ужас:

Шестого января, закончив службу, мы уже собрались домой, - рассказывает она корреспонденту "РГ". - Только закрыли дверь храма, как подходят двое незнакомцев в черном. Говорят: «Батюшка, удели нам немного времени, поговори с нами». А отец Олег никогда никому не отказывал, любил своих прихожан. Он и говорит мне: «Ступай домой, я через часок буду». Сам снова дверь в храм открыл, и они втроём туда вошли. Пока я печь дома затопила, воды принесла, час уже и прошёл. Дочка говорит: «Мама, что-то папы нашего долго нет». Я взяла крест и пошла с ним к церкви. А там дым стоит...

Матушка Марина вспоминает, как бежала тогда за сторожем в соседний дом, как разбила палкой окно храма, чтобы дать выход дыму. Как оказавшийся рядом прихожанин Андрей ползком проник-таки в церковь и увидел отца Олега в дымящейся одежде, лежавшего в крови, на полу у купели...

Подозреваемые - Роман Сухачёв и Сергей Давлятшин, 33 и 34 лет - задержаны. Оба уже были не раз судимы, закоренелые наркоманы. Как сказала нам одна пожилая прихожанка храма: «Пусть они радуются, что их вообще наши мужики в живых оставили, а не придушили сразу после злодейства...»

Когда о случившемся стало известно, мы сразу вызвали милицию, - рассказывает Александр Третиных. - Пока ждали, я вспомнил, что раньше вечером видел на улице незнакомых парней, которые шли к храму и которые не понравились мне сразу. Отыскал начальника службы безопасности одного из наших предприятий, рассказал ему об этих парнях. Он сразу вычислил логику их поведения: пошёл по следам вокруг церкви, да и нашёл обоих на дороге, ведущей из поселка. Тряхнули их как следует - у них из одежды две иконы и выпали. А ещё труба окровавленная...

Остальные 19 похищенных икон обнаружили на кладбище, в снегу (!!..), где их «спрятали» убийцы. Так, с уликами, их и отвезли в районное отделение милиции.

Похоронят отца Олега во внутреннем дворике Петропавловской церкви под березками, рядом с могилами прежних её настоятелей.

Прихожане переживают: найти нового священника будет сложно после случившегося.

« Убийц задержали в ту же ночь местные жители. При пойманных были похищенные иконы, и запираться им, в общем -то, не имело смысла. Сергей Давлятшин сразу во всём признался. Роман Сухачёв, наоборот, всё отрицал.

Дело из Алапаевской районной прокуратуры передали в отдел по расследованию особо важных дел прокуратуры области. И тут выяснилось невероятное: оказалось, Кировской районной прокуратурой Екатеринбурга ещё 22 ноября прошлого года, в отношении Романа Сухачева, было возбуждено уголовное дело, по факту совершённого им в столице Урала изнасилования. Но никто по этому поводу насильника не искал. Дело банально заволокитили в прокурорских кабинетах. За допущенную халатность прокурор Кировского района Алексей Горбунов был снят с должности и уволен из прокуратуры.

Отца Олега похоронили прямо во дворе храма, который он восстанавливал своими руками. Не забыли и о желании батюшки когда--нибудь переименовать поселок с "дьявольским" названием Нейво--Шайтанский и вернуть ему исконное имя Сусанка. Из местных жителей создана инициативная группа, которая выносит вопрос о проведении референдума по этому поводу в районную думу.

Вдова отца Олега по--христиански простила убийц мужа и теперь прислуживает в храме. У них осталось четверо детей.

От редакции «ПиП»: Как считают многие, знавшие о. Олега, он был убит за свои проповеди против глобализации и обличение многих «сильных мира сего». Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что награбленное преступники спрятали на месте преступления – в подсобном помещении храма. То есть, вовсе не собирались за ним возвращаться. Другие, по пути «спрятали», выбросили в снег на кладбище. А значит, и «похитили» вещи просто для вида .

СЛОВО, ОМЫТОЕ КРОВЬЮ

Эта трагедия, совершившаяся в храме Апостолов Петра и Павла (по сути, это теперь храм на крови) потрясла Россию, и верующие об этом еще не забыли. До января 2004 г. его приходом был храм св. вмч. Георгия Победоносца на станции Донгуз (пос. Первомайский) Оренбургской епархии.

Когда в 2000 г. перед всем народом воочию встала проблема кодов, то он отказался принять ИНН на приход. Также он выступал против новых российских паспортов и против переписи населения. Очень резко о. Олег выступал против «Кирилловичей», ибо некоторые круги стараются создать им определенный имидж. Отец Олег Ступичкин, безкомпромиссно стоял за Правду, за что и был при жизни гоним.

В январе 2004 г. указом Оренбургского архиерея о. Олег был лишён должности настоятеля прихода и выведен за штат. Целый год отец Олег находился не у дел; жил некоторое время в Дивеево, но там места для опального священника не нашлось, поэтому жил в скиту близ г. Среднеуральска (неподалеку от Екатеринбурга). В начале января 2005 г. отец Олег был принят в штат клириков Екатеринбургский епархии и назначен настоятелем храма (недействующего) Апостолов Петра и Павла в пос. Нейво-Шайтанский (т.е. - Ново-Сатанинский) что в 30-ти километрах от Алапаевска. Два последующих года отец Олег занимался восстановлением храма, и был взят Господом с мученическим венцом на месте своего служения: убит в своем храме после вечерни Рождества Христова 6-го января 2007 г. Внешняя причина убийства – «кража икон».

С уважением, Сороковиков Александр.

КТО НЕ ПРЕДОТВРАТИЛ УБИЙСТВО СВЯЩЕННИКА?

«Светлая радость праздника Рождества Христова омрачена в этом году скорбной вестью о злодейском убийстве священника Олега Ступичкина – настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Нейво-Шайтанский Екатеринбургской епархии, – говорится в Патриаршем послании. – Выражаю искреннее соболезнование и сочувствие Вашему Высокопреосвященству, клиру Екатеринбургской епархии, пастве прихода, матушке и детям, всем родным, близким и духовным чадам убиенного отца Олега».

«На долю покойного выпало нелегкое время пастырского служения. Он принимал самое деятельное участие в оказании духовной помощи жителям поселка и его окрестностей и в восстановлении храма. Отец Олег с любовью и усердием совершал свое служение, и еще многое предстояло ему сделать. Однако руками злодеев было совершено вопиющее преступление – после вечернего богослужения накануне Рождества в храме пролилась невинная кровь, был убит преданный служитель Церкви Христовой.

С сожалением приходится констатировать – за последние годы подобный цинизм и жестокость, по отношению к священнослужителям уже имели место, что свидетельствует о нравственной деградации общества».

Напомним, что в ночь на 2 декабря в Тверской области в селе Прямухино при похожих обстоятельствах погибла семья 31-летнего священника настоятеля Свято-Троицкого храма отца Андрея Николаева . Вместе со священником в огне пожара тогда сгорели его беременная жена матушка Оксана и их дети 9-летний Давид, 7-летняя Анна и 4-летняя Анастасия.

В связи с участившимися в последние годы жестокими убийствами священников Русской Православной Церкви, 18 декабря православная правозащитная организация в Государственную Думу, с просьбой выступить с законодательной инициативой, по внесению дополнений в Уголовный Кодекс России.

Печальная статистика преступлений против представителей православного духовенства за последние годы вкратце такова, вот лишь некоторые имена:

26 декабря 1990 г . Убит настоятель Крестовой церкви в Новодевичьем монастыре игумен Лазарь (Солнышко).

2 февраля 1991 г . Совершено убийство игумена Серафима (Шлыкова).

18 апреля 1993 г . В Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев).

20 августа 1997 г . В Крыму убит настоятель Форосской церкви архимандрит Петр (Посаднев).

12 сентября 1997 г . Убит настоятель храма Рождества Богородицы во Владикавказе иеромонах Мануил (Буранцев).

23 сентября 1997 г . Убит священник Георгий Зяблицев, сотрудник Отдела внешних церковных сношений.
16 июля 1999 г . Совершено убийство протоиерея Бориса Пономарева, настоятеля храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области.

21 марта 2000 г . Совершено убийство иеромонаха Григория (Яковлева), настоятеля Свято-Троицкого храма в поселке Тура (Эвенкийский автономный округ).

23 августа 2000 г . Убит священник Симеон Аносов, настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край).

13 мая 2001 г . В Тырныаузе (Кабардино-Балкария) убит священник Игорь Розин.

Ночь с 7-го на 8 июля 2002 г . В селе Чуфарово Майнского района убит священнослужитель из Ульяновска о. Федор Медков.

14 октября 2002 г . В Татарстане убит настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божьей Матери отец Илия Ефимов.

Август 2003 г . Убит иеромонах Нил (Савленков), настоятель Ильинской пустыни (Карелия).

26 июля 2005 г . Убит архимандрит Герман (Хапугин), настоятель Вознесенской церкви Давидовой пустыни в поселке Новый Быт Чеховского района Московской области.

Ночь с 1-го на 2-е декабря 2006 г . Сожжен с семьей священник Андрей Николаев, настоятель Свято-Троицкого храма села Прямухино Тверской области.

В ночь с 6 на 7 января 2007 г . Убит настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Нейво-Шайтанский Свердловской области священник Олег Ступичкин .

Священник Виктор Кузнецов