Танки британии world of tanks. Британские танки. Средние танки Великобритании

Мы продолжаем знакомить вас со всем многообразием бронетехники, которую можно встретить в Armored Warfare: Проект Армата . Сегодня мы поговорим о британских танках от холодной войны и до наших дней.

Вторая мировая война прочно утвердила роль танка как основы самостоятельного рода войск, но она же сделала очевидными его слабости. Среди военного руководства мировых держав зазвучали голоса, утверждавшие, что танк как вид оружия устарел, однако сдавать бронированных монстров в утиль никто не спешил. Пусть война кончилась, но о мире говорить было рано: на смену Второй мировой пришла холодная война, грозящая перерасти в ядерную, и танкам в ней готовилась ключевая роль. Кроме грозного оружия, они превратились в знак военного присутствия, внушительный символ военной мощи. Иметь собственный танк и не зависеть от союзников всегда было для великих держав вопросом престижа. Танкостроение продолжило развиваться — но в каждой стране по-своему.

Министерство обороны в штыки принимало идею «универсального» танка, и лишь в последние годы войны она постепенно получила признание и начала претворяться в жизнь. А после завершения Второй мировой британская армия сократила танковые войска до одной дивизии, разместив её в Германии как недвусмысленный намек Советскому союзу. К этому времени стали очевидны недостатки британской военной доктрины, строго делившей танки на «пехотные» и «крейсерские», что вело к калечаще узкой специализации.

«Центурионы» в пустыне Негев. Photo by Fritz Cohen (1913-1981); licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

Основным танком британской армии стал «Центурион», поставленный на вооружение в 1946 году. Он с блеском показал себя в Корейской войне 1950-1953 годов. Его боевые качества ценились так высоко, что в разное время он стоял на вооружении 20 различных стран, купивших его напрямую или, как Дания и Нидерланды, получивших в рамках американской военной помощи. На экспорт ушло больше половины от произведённых 4423 танков. Снятый с производства в 1962 году, кое-где до сих пор на вооружении стоит если не сам «Центурион», то его производные, например южноафриканский «Олифант».

Африканский «Олифант», младший брат британского «Центуриона». Photo by Danie van der Merwe; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

В самой же Британии с 1966 года на смену «Центуриону» пришел «Чифтен» — танк, инновационный во многих отношениях. Так, впервые в истории танкостроения водитель располагался полулёжа, что позволило значительно уменьшить высоту корпуса в передней части и одновременно увеличить наклон лобовой брони. Двигатель, основанный на немецком авиационном «Юнкерс Юмо», был приспособлен для работы на различных типах горючего, от бензина до дизельного топлива, — особенность, ставшая обязательным стандартом для боевой техники НАТО.

«Чифтен». Photo by Peeteekayy; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Параллельно с «Чифтеном» разрабатывалась и другая, куда более необычная бронетехника. Так, в 60-х годах в рамках программы Project Prodigial был создан прототип истребителя танков FV4401 Contentious. Сверхлегкий, с командой из двух человек, он был рассчитан на воздушную доставку и парашютирование в зону конфликта. Чтобы облегчить машину, конструкторы избавились от башни. Размещённая прямо в корпусе 84-мм пушка имела крайне ограниченный угол горизонтальной и нулевой угол вертикальной наводки: по вертикали орудие предполагалось наводить при помощи гидравлической подвески, наклоняя его вместе с корпусом.

Прототип FV4401 Contentious. Photo by Simon Q from United Kingdom; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Другая экспериментальная машина COMRES 75 была создана в рамках англо-германского проекта «Основной боевой танк будущего» и также не имела башни: орудие устанавливалось на выносном лафете, что уменьшало вес машины и повышало защищённость экипажа. Интерес к безбашенным танкам подхлестнул шведский Stridsvagn 103 — машина с уникальной компоновкой, чье орудие, жестко закрепленное в корпусе, наводилось, как и у Contentious, поворотом танка и наклоном корпуса на подвеске. В итоге, однако, командование Британской армии высказалось против безбашенных танков, отдав предпочтение классической компоновке бронетехники.

Экспериментальный COMRES 75 c 83,8-мм пушкой на выносном лафете. Crown copyright 1968

До конца 70-х «Чифтен» оставался лидером среди танков НАТО как по защищённости, так и по огневой мощи. Этому способствовала непрерывная модернизация. Хотя заметно усовершенствовать само орудие, несмотря на упорный труд, не удалось. Боевая мощь танка заметно выросла благодаря модернизации систем управления огнем: танк получил лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, приборы ночного видения, систему выверки прицела. Велись работы и над усовершенствованием брони: танк был оснащен комбинированной бронёй «Чобхэм» с керамическими вставками. Модернизированная модель «Чифтена», выпущенная в 1980 году, получила название «Челленджер». Параллельно Британия производила экспортную версию танка «Шир» для Иордании, где он был поставлен на вооружение под именем «Халид».

В 1998 году на вооружение британской армии поступил новый танк — «Челленджер 2», оснащенный усовершенствованным 120-мм нарезным орудием (это единственный современный ОБТ с нарезной пушкой) и секретной комбинированной броней нового поколения «Дорчестер» с возможностью установки дополнительных противокумулятивных экранов. Все это не могло не сказаться на массе и мобильности танка: 62-тонный «Челленджер 2» развивает на шоссе максимальную скорость 56 км/ч.

Crown copyright 2014

«Челленджер 2» хорошо показал себя в ходе Иракской войны, продемонстрировав отличную проходимость и феноменальную живучесть: в 2003 году в ходе городского боя один из этих танков выдержал полтора десятка попаданий из реактивных гранатометов, сохранив экипаж невредимым. В бою у Басры группа из 14 «Челленджеров» уничтожила равную по численности колонну иракских Т-55 без единой потери. На сегодняшний день «Челленджер 2» остается одним из самых тяжелых и защищенных танков мира. Тем не менее, в 2009 году производившая его корпорация BAE Systems объявила о сворачивании производства «Челленджеров» и закрытии заводов в Британии по причине отсутствия заказов. Возможно, когда придет время перевооружаться, британской армии придется осваивать немецкую или американскую бронетехнику.

На сегодня это все. В ближайшее время будут опубликованы подобные обзоры военной техники Франции и Германии.

Пионерами в мировом танкостроении являются англичане, за это надо благодарить У. Черчилля. Как известно, быстро переросла в позиционную войну. Для придания ей хоть какой-то динамики, в октябре 1914 года, секретарь комитета обороны полковник Э. Суинтон высказал предложение создать бронированную машину на гусеничном ходу, которая могла б прорывать линии обороны: пересекать окопы, траншеи и проволочные заграждения. Военный министр никак не прореагировал на идею, а вот первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль замысел поддержал, и спустя некоторое время при морском ведомстве был создан Комитет сухопутных кораблей.

История развития танков Великобритании по моделям

Командующий английскими войсками во Франции генерал Дж. Френч под впечатлением развернувшихся боев сформулировал основные требования к «сухопутному дредноуту»:

  • Сравнительно небольшие габариты.
  • Противопульная броня.
  • Гусеничный движитель.
  • Способность преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения.
  • Скорость не ниже 4 км/ч.
  • Наличие пушки и двух пулеметов.

Фактически это были первые в мире требования к характеристикам танков. И в январе 1916 года комитет представил первый в мире танк способный принимать участие в боях. Так с легкой руки Черчилля началось танкостроение в Британии, а через несколько лет во всем мире.

Первые танки создавались исключительно для прорыва обороны и подавления вражеских пулеметов, чему способствовала особая форма корпуса. Она представляла собой параллелограмм с гусеницами по внешнему обводу для преодоления вертикальных препятствий. Таким был .

Даже после ощутимых успехов от танков в бою английское военное руководство считало применение их мало перспективным, и только благодаря реальным успехам быстроходных французских «Рено», идея массового выпуска танков овладела умами военачальников. Дж. Фуллер, известный в последствии танковый теоретик, например, выступал за массовое создание быстроходных танков.

Английские танки периода Первой мировой войны

В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.

Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.

Вторая квалификация касается вооружения : танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».

Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».

Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.

Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.

Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно — танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.

До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.

Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.

В дневниках немецких солдат и в официальных сводках немало интересных фактов. Например, из-за загазованности внутри танков были нередки случаи удушения всего экипажа. Через примитивность подвески танки создавали такой грохот, что в целях маскировки передвижения танковых частей англичане сопровождали их артиллерийской канонадой. Из-за узких гусениц бывали случаи, что танки грязли в земле прямо перед окопами противника.

Про защищенность говорит один случай.

В ноябре 1917 в боях под Камбре, на окраине селения Флескьер, у брошенной прислугой пушки остался один немецкий офицер, он, не спеша, сам себе заряжая сам же наводя и стреляя, уничтожил по порядку 16 английских танков.

Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.

Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.

Танки в периоде между большими войнами

Первую мировую Англия закончила лидером танкостроения, но очень скоро все преимущества сошли на нет.

Во-первых , из-за того что жестко разделяли типы танков и их применение: англичане продолжали строить «пехотные» и «крейсерские» типы.

Во-вторых , в силу своего географического положения, командование отдавало приоритет в развитии флота, нежели сухопутной армии.

Реализацией одной из тактических идей Дж. Фуллера, к слову ею «заболели» практически все страны, было создание механизированной пехоты. Для этих целей идеально подходила танкетка « Карден-Ллойд» MkVI. Она в своей массе по замыслу стратега должны была исполнять роль «бронированного застрельщика». Несмотря на то, что признания на родине танкетка не получила, хотя на ее базе были построены разведывательные танки и тягачи, ее закупили 16 стран, а Польша, Италия, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. В СССР ее выпускали как Т-27.

Еще одним танком, который не был оценен соотечественниками, был «Виккерс – 6 тонн». В мировом танкостроении он сыграл не меньшую роль как в свое время «Рено ФТ». Легкий и дешевый в производстве, с пулеметом в одной башне и пушкой в другой, он являлся воплощением идеи танков Первой мировой: пулеметные танки действуют против живой силы, а пушечные поддерживают их.

Среди танков, принятых на вооружение в конце 20 в начале 30 годов были:

  • средний Мк I «Виккерс-12 тонн»,
  • тяжелый А1Е1 «Индепендент»,
  • разные модификации «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VII и Мк VIII.

В предчувствии большой войны, штаб сухопутных войск еще в конце 20-х, настаивал на создании и выпуске пехотных танков, но из-за экономического кризиса в стране, финансирование не было выделено.
После конфликта в Испании и нападения Италии на Эфиопию, британское руководство, предчувствуя приближение «большого конфликта» и понимая несоответствия времени созданной ими ранее техники, в срочном порядке финансирует создание и выпуск новых танков.

Появляются: «крейсерские Мк I (А9), Мк II (А10), Мк III, Мк IV и Мк VI «Крусейдер» (А15).

Мк IV и Мк VI реализованные на известной колесно-гусеничной базе американского изобретателя Кристи, но с применением одного движителя.

В 1939 году началось производство первого (!) танка с противоснарядным бронированием — пехотного А11 Мк I «Матильда», позже этим именем назовут другой танк. Скорость в 13 км/ч и пулеметное вооружение делало его посмешищем. В целом за период между «великими» войнами конструкторы Англии создали более 50 реальных моделей танков, 10 из которых приняли на вооружение.

Английские танки второй мировой

На момент начала бронетанковая техника Англии заметно устарела. Ни по качеству, ни по количеству она не могла ровняться с техникой СССР и Германии. Суммарное количество всех танков в армии Англии составляла около 1000 штук, в большей массе легких. Львиная доля которых, была потеряна в боях за Францию.

За время войны английские производители так и не смогли удовлетворить запросы армии, за период 1939-1945 было выпущено всего 25 тыс. единиц бронетехники, такое же количество поступило из США И Канады.

Вся новая техника была довольно посредственной, она на шаг отставала от германской и русской.

В основном выпускались крейсерские и пехотные танки и в незначительном количестве легкие авиадесантные.

После знаменитой послевоенной фразы Черчилля танки всего мира включились в гонку вооружения, и их развитие, в целом, похоже между собой. Для противостояния нашим ИС создается «Конкерор». После принятия в мире концепции основного боевого танка выпускается «Чифтен». Танком третьего поколения в Англии является «Челленджер».

Кроме основных, после долгого перерыва, в 1972году начали выпускать легкие танки «Скорпион».

28 июля 1914 года над Европой загремела канонада новой войны. Тогда ещё никто не предполагал, что этот конфликт станет глобальной борьбой на истощение. Все участники планировали разбить своих противников за несколько месяцев решительного наступления. Но в схватку ввязывались всё новые государства, армии несли огромные потери, и в конце концов Европа оказалась перечёркнутой линиями окопов от северных до южных морей. Наступления приносили всё меньше результатов: десятками, а то и сотнями тысяч убитых расплачивались буквально за несколько отвоёванных километров. В попытках как-то переломить патовую ситуацию участники войны изобретали всё новые средства уничтожения. Именно в эти годы появились отравляющие газы, огнемёты, впервые был применён самолёт-истребитель. И именно тогда в Британии изобрели танк.

Впервые танки участвовали в бою 15 сентября 1916 года на реке Сомма. Бронированные чудовища проломили немецкую оборону, однако результат был достигнут только на тактическом, но не на оперативном уровне. Вообще, в Первой мировой войне танки не сыграли решающей роли. Ещё более двух десятилетий должно было пройти, чтобы новая военная техника сполна раскрыла свой потенциал. За эти годы предстояло не только усовершенствовать конструкцию танков, но и научиться правильно их применять. Удивительно, но у британцев — пионеров танкостроения — проблемы возникли как с первым, так и со вторым аспектом.

Как обычно, главной причиной этих проблем был человеческий фактор. Начнём с того, что в Военном министерстве Британии было немало откровенных противников развития бронетанковых сил. Историк Д. Браун писал о том, что отношение военных чиновников к танковому корпусу было отмечено духом неудовольствия и зависти. Крайней степенью неприязни были заявления о том, что танки — напрасная трата военного бюджета.

В лагере сторонников тоже не всё было гладко. Здесь не могли прийти к единому мнению относительно того, какая роль должна в будущем отводиться танку на полях сражений. Отчётливо выделялись две точки зрения. Согласно первой, танк должен был наступать вместе с пехотой, прикрывать её броней и помогать сражаться с вражеской пехотой. Бороться с укреплёнными точками, танками и пушками врага должна была артиллерия. Сторонники второй точки зрения склонялись к тому, что танки надо применять так же, как кавалерию. По их мнению, танки должны были быстро прорываться в тылы противника, наносить удары по коммуникациям, складам, атаковать части, находящиеся на марше и не готовые к эффективному отпору.

В конечном счёте англичане решили, образно говоря, сесть на два стула сразу. Было создано разделение на пехотные и крейсерские танки. Первые были медленными и хорошо бронированными, а вторые отличались большой скоростью, но тонкой бронёй. При этом вооружение у них было приблизительно одинаковым. Хотя поначалу пехотные танки вообще планировалось оснащать только пулемётами. Потом всё-таки дошли до оснащения боевых машин орудиями. Но как у пехотных, так и у крейсерских танков калибр пушек был долгое время ограничен, а в боекомплект не включались осколочно-фугасные снаряды.

Рассмотрим немного внимательней оба «семейства» британских танков начального периода Второй мировой войны.

Пехотные танки, как уже говорилось, поначалу не имели пушечного вооружения. Типичным примером такой машины была Matilda I, выпуск которой начался в 1937 году. Это был неповоротливый, но хорошо бронированный танк. Когда в 1940 году британцы впервые схватились с немцами, оказалось, что германские противотанковые средства зачастую не в состоянии обеспечить пробитие этого танка. К сожалению, преимущество в защите напрочь стиралось очень малой огневой мощью машины.

В 1939 году начался выпуск пехотного танка Matilda II, ставшего наиболее тяжело бронированным английским танком начала войны. Его 60-мм броню гарантированно пробивали только 88-мм зенитные орудия и 76-мм пушки немецких противотанковых установок Marder II. В отличие от своей тёзки предыдущей модификации, Matilda II была вооружена 2-фунтовой пушкой. В принципе, для самого начала войны этого было достаточно. Но уже к середине 1942 года Matilda II перестала быть сколь-нибудь значимой в роли орудийного танка. А установить на неё более мощную пушку не представлялось возможным из-за малых размеров башни и диаметра погона.

Самым удачным пехотным танком начала войны признан Valentine. Эта машина получила боевое крещение в 1941 году в Северной Африке. Выпуск «Валентайнов» осуществлялся вплоть до 1944 года, хотя уже в 1942 году танк считался безнадёжно устаревшим. Однозначными его недостатками были малая скорость и слабое орудие. В отличие от «Матильды II», усилить вооружение «Валентайна» удалось: в 1942 году была разработана башня под 57-мм (6-фунтовое) орудие. Башня была тесной и вмещала всего двух человек, что отрицательно сказывалось на эффективности работы экипажа. Говоря о танке Valentine, нельзя не отметить, что около половины построенных машин были отправлены по ленд-лизу в СССР.

Что касается крейсерских танков Великобритании, то к началу Второй мировой войны они всё ещё были далеки от совершенства и отличались крайней ненадёжностью. Причём это было характерно для всей техники данного класса. Родоначальниками крейсерских танков были машины американского инженера Уолтера Кристи.

Первенцем среди крейсерских танков стал Vickers Mk I, выпускавшийся малой серией с 1934 года. Он практически не участвовал в войне, хотя небольшое количество данных машин оставалось в войсках вплоть до 1941 года. Остальные были отведены в тыл и использовались в качестве учебных.

Попыткой исправить это плачевное положение стал танк Vickers Mk IV. Толщину его брони сумели довести до 30 мм. Делалось это путём наваривания дополнительных листов на башню и прочие уязвимые места. Эта добавочная броня придала башне Mk IV необычную шестигранную форму, впоследствии перешедшую к крейсерскому танку Covenanter. Кроме этого, были проведены небольшие работы по улучшению ходовой части. Mk IV стал более боеспособным по сравнению со своими предшественниками, но всё равно ломался непозволительно часто.

В 1940-1941 годах англичане терпели серьёзные поражения практически на всех фронтах. Франция, Северная Африка, Греция — везде британские танки проигрывали своим противникам. Иногда это происходило по причине технического несовершенства, иногда — из-за некомпетентных командиров. Пришлось сделать выводы и принять меры.

Во второй части статьи мы расскажем, как развивалось бронетанковое вооружение Британии дальше.

Следите за новостями!

Также в разделе «Медиа» нашего портала вы можете посмотреть ролик , посвящённый британским танкам.

Сто лет назад британская армия первой применила танки в военных действиях, но мощь ее нынешних бронетанковых сил сильно ослабела и изменилась. Каково же их современное состояние и планы на будущее? С момента окончания Холодной войны британское министерство обороны было одним из многих, взявших на себя смелость заявить, что в современном оперативном пространстве не будет большой необходимости в основных боевых танках (ОБТ).

Подобная позиция государства послужила толчком к драматическому сокращению количества танков в британской армии и экипажей, на которых они могли быть служить, с 14 полков (британский эквивалент батальона) с общим количеством танков примерно 1000 танков в конце 80-х годов до трех полков в соответствии с текущей программой модернизации армии Army 2020.

Сегодня эти полки имеют в наличии достаточно танков и обученных экипажей и могут гарантировать, что всего каждый из них может развернуть эскадрон (британский эквивалент роты) – примерно 18 танков – с целью поддержки ведущей бронетанковой оперативной группы LATF (Lead Armoured Task Force). Эта группа после получения приказа должна выдвинуться в течение 30 дней.

После того как нынешний цикл преобразований будет завершен, срок выдвижения укомплектованной бригады, включая 56 танков, в общем случае будет составлять 90 дней.

На полигоне Каслмартин в Уэльсе танк Challenger 2 британской армии стреляет бронебойным подкалиберным практическим снарядом с укороченной дальностью. Боевые стрельбы остаются ключом к поддержанию высокой уровня боевой подготовки и слаженности экипажа

За последние 25 лет британские бронетанковые силы два раза демонстрировали свои возможности. Первая демонстрация состоялась в 1990-1991 годы, когда было принято опрометчивое решение бросить две бронетанковых бригады (включая три танковых полка Type 57 с 171 танком Challenger 1) на освобождение Кувейта в рамках операции «Granby».

Позднее в 2003 году два полка танков Challenger 2 (и часть подразделений третьего полка) должны были быть поспешно развернуты в Ираке в операции «Telic 1». Их число позднее было сокращено до одной эскадрона, который оставался на этом театре военных действий вплоть до завершения в 2009 году операции «Telic 13».

Несмотря на запрос, выдвинутый в 2006 году, британской армии не развертывались в Афганистане в операции «Herrick». Тем не менее, начиная с 2007 года британские войска в провинции Гельманд часто обращались за поддержкой танков своих союзников: взвода из трех датских танков Leopard 2A5DK; роты танков корпуса морской пехоты США M1A1 Abrams; и в период с 2006 по 2011 год усиленного эскадрона танков Leopard 2A6CAN и Leopard C2 из соседней провинции Кандагар.

В конечном счете, представительство тяжелой британской бронетехники с 2010 года в Афганистане было ограничено тремя машинами разграждения Trojan (инженерный вариант танка Challenger 2) и двумя бронированными ремонтно-эвакуационными машинами Challenger CRARRV, дислоцированными в провинции Гельманд.

С середины прошлого десятилетия британская армия в основном была сосредоточена на миротворческих операциях в Ираке и Афганистане, что привело к соответствующему сокращению боевой подготовки (в форме тактических учений и бронетанковых маневров) остальных общевойсковых формирований в Великобритании и Германии.

Тем не менее, возможности бронетанковых сил поддерживались за счет участия танков и боевых машин пехоты в базовой подготовке к гибридным боевым действиям (концепция «войны трех кварталов», суть которой заключается в том, что на относительно небольшой городской территории одно подразделение будет вынуждено проводить одновременно и боевые действия и операцию по принуждению к миру и миротворческую операцию), которую все боевые подразделения уже прошли.

Новый взгляд

В соответствии с пятилетним обзором стратегической обороны и безопасности, опубликованным в 2010 году, и итоговой структурой британской программы Army 2020 каждый из трех оставшихся танковых полков (аналоги батальонов) был приписан к одной из трех мотопехотных бригад быстрого реагирования, входящих в состав 3-ей дивизии. (В состав армии входят еще восемь боевых бригад: 16-ая десантно-штурмовая бригада и семь пехотных бригад подчиненных 1-ой дивизии, ни одна из них не имеет приданных бронетанковых подразделений.)

Каждый танковый полк имеет свое название: Королевский гусарский полк King’s Royal Hussars (KRH), гусарский полк королевы Queen’s Royal Hussars (QRH) и королевский танковый полк Royal Tank Regiment (RTR). Кроме того, расширенный боевой порядок включает один резервный полк, так называемый королевский территориальный полк Royal Wessex Yeomanry, который обеспечивает все три регулярных танковых полка запасными танковыми экипажами, но при этом не имеет ни одного собственного танка.

Все три полка имеют на вооружении , который был изначально разработан в конце 80-х годов компанией Vickers Defence Systems (в настоящее время BAE Systems). Компания BAE Systems поставила в 1994-2002 годы в общей сложности 386 серийных машин; нынешними планами предусматривается, что часть из них останется в эксплуатации до 2035 года.

Модернизированная система вооружения на базе 120-мм гладкоствольной пушки Rheinmetall и ряд усовершенствований в ходовой части и системе управления огнем были утверждены в начале прошлого десятилетия для танка Challenger 2 в рамках предложенной программы продления возможностей, но в связи с проблемами с финансированием в 2008 году она была остановлена. В 2012 году программа продления возможностей была включена в программу продления срока службы танка Challenger 2, в рамках которой будут модернизированы или заменены различные подсистемы танка. В соответствии с программой продления срока службы модернизацию пройдут 227 танков Challenger 2.

Отдельная схема финансирования, принятая для усовершенствования и поддержания в исправном состоянии штатных боеприпасов, на сегодняшний день позволяет проводить только такие минимально затратные мероприятия по восстановлению и модернизации, какие необходимы для продления срока хранения существующих складских запасов. На складах хранятся боеприпасы, которым исполнилось как минимум 25 лет и которые в настоящее в Великобритании не производятся. Ни один тип штатных боеприпасов не совместим с современными стандартами по малочувствительным (инертным) боеприпасам.

Возрождение

Первое ощутимое изменение в судьбе британских бронетанковых сил произошло в 2012 году, когда публично объявленное еще до вывода британского контингента в декабре 2014 года сокращение войск в операции «Herrick» позволило этим подразделениям не возвращаться в Афганистан и сосредоточиться на своей боевой подготовке к будущим задачам.

Первым танковым полком, вернувшимся из своего последнего афганского турне в октябре 2012 года, стал KRH, который действовал там в качестве ведущего подразделения для боевой группы Lashkar Gah. Не имея танков на этом ТВД, он в основном выполнял задачи спешенной пехоты, используя минозащищенные машины Mastiff 6×6 и гусеничные транспортеры высокой проходимости Warthog.

Общевойсковые учебные маневры Prairie Storm уровня боевой группы, проводимые на британской базе BATUS в Канаде, позволяют британским танкистам и пехотным подразделениям практиковаться в работе со своими обеспечивающими группами, включая инженерный эскадрон, занимающийся проделыванием проходов в минных полях. На фото удлинённый заряд разминирования Python, выпущенный с инженерного танка Trojan, детонирует, и, тем самым, обеспечивает проход боевой группы 1 Yorks

После необходимого восстановления и боевой подготовки два танковых эскадрона KRH («C» и «A») успешно были определены для поддержки промежуточной бронетанковой группы, ведущей боевой бронетанковой группы LABG (lead armoured battlegroup) и позднее ведущей бронетанковой оперативно-тактической группы LATF, развернутой своей головной 12-ой бронетанковой бригадой. С конца 2013 года эта бригада отвечала за выполнение особых задач (которые теоретически включают ведение боевых действий). Было принято решение, что ее заменит 1-ая мотопехотная бригада в январе 2016 года, а ту в свою очередь заменит 20-ая мотопехотная бригада в январе 2017 года.

В настоящее время британская армия находится в промежуточном состоянии, точнее в процессе перехода от старых структур к новым, смены зон ответственности, изменения дислокации своих баз и аудита военного имущества. Вот почему 12-ая мотопехотная бригада не была сменена вовремя, а срок ее боевого дежурства был продлен на 18 месяцев. Впрочем, как только «перестроечная» турбулентность успокоилась, стало возможным установить стандартную продолжительность готовности (12 месяцев на бригаду и 6 месяцев на боевую группу), считающуюся оптимальной для поддержания «правильного несения службы» в соответствии с пересмотренным адаптивным механизмом оперативной готовности боевых подразделений в рамках программы Army 2020 (A-FORM), введенным в 2015 году.

1-ая мотопехотная бригада вступила в свой «тренировочный» год в начале 2015 года, а ее штатный танковый полк RTR, который обеспечивает бронетанковые возможности для этой бригады, начал совместную боевую подготовку в Великобритании и Канаде (уровень совместной боевой подготовки Level 4/CT4).

20-ая мотопехотная бригада, которая последней покинет Афганистан, в настоящее время проходит восстановление и реорганизацию на своих базах в Германии и Великобритании и заступит на боевое дежурство в 2017 году. К 2020 году последнее подразделение этой бригады, включая QRH, должно наконец (после почти 70 лет) покинуть Германию и вернуться на свою родную базу в Великобритании наряду с другими подразделениями 3-ей (британской) дивизии, дислоцированной в районе Балфорда/Тидворта.

На полигоне как дома

В мае-июне 2015 года прошли боевые стрельбы танкового эскадрона «C» KRH на артиллерийском полигоне Каслмартин и тактические учения уровня взвода (CT1) в учебном районе Солсбери Плейн.

На базовых уровнях суть совместной боевой подготовки (дистанции и набор целей на британских артиллерийских полигонах значительно не изменились за прошедшие 40 лет) осталась традиционной, хотя некоторые изменения может быть и стоит провести.

С момента окончания Второй мировой войны британские танковые полки, как правило, имели по три танка на взвод, но в соответствии с программой Army 2020 была принята структура четыре танка на взвод. Это дает большую организационную гибкость и боевую избыточность, что позволяет каждому взводу потенциально выполнять больше задач при делении на пары, а также быть ближе к боевой подготовке танковых взводов американской и немецкой армий.

В Великобритании расположены четыре учебных полигона на которых возможно проведение огневой подготовки с боевыми стрельбами. Это Каслмартин, Киркудбрайт, Лалворт и Солсбери Плейн, но ни один из них пока не соответствует полностью новой структуре взводов.

Полигон Каслмартин имеет достаточно директрис для одновременной работы четырех БМП Warrior, но ограничения секторов стрельбы по длине затрудняют проведение боевых стрельб на уровне взвода из четырех танков Challenger 2. В связи с установкой в будущем новой 40-мм пушки на модернизированные БМП Warrior мотопехотных частей и новые машины Scout разведывательных подразделений также потребуется усовершенствование этих стрельбищ. Это забота штаба армии, который держит под контролем этот вопрос.

В то время как в прошлом было много жалоб касательно ограничений по пройденным километрам, практическим боеприпасам или запасам топлива, теперь для танкового эскадрона это не является особой проблемой. Возможно, это связано с тем, что имеющиеся складские запасы запчастей и боеприпасов в свое время предназначались для обеспечения существенно большего числа танков Challenger 2, чем это необходимо британской армии в настоящее время для развертывания.

Недавнее повышение активности в военно-политической сфере в странах Балтии влечет за собой необходимость в демонстрации компетенции британских бронетанковых экспедиционных возможностей и это, несомненно, также будет полезным при решении любых подобных проблем, препятствующих процессу планирования и выполнения поставленных задач.

Первым экспедиционным испытанием 12-ой боевой бригады высокой готовности LABG стали учения «Black Eagle», проведенные в Польше в октябре 2014 года. На заднем плане танк Challenger 2, укомплектованный экипажем из эскадрона «C» KRH, работающий в паре с танком польской армии Leopard 2A4. В ходе учений разработана и закреплена методика заблаговременной расконсервации танков, находящихся на длительном хранении. Интересно, что на британском танке нет привычной камуфляжной накидки.

Для того чтобы выполнить так называемый ежегодный тест экипажа ACT (annual crew test), экипаж танка Challenger 2 может рассчитывать на отстрел 83 боеприпасов из основного вооружения танка, а также 2940 патронов из 7,62-мм пулемета. В учебный год (раз в три года) экипажи также проводят оценочные боевые стрельбы на уровне взвода, во время которых можно отстрелять дополнительные 42 снаряда из пушки и 1200 патронов 7,62-мм пулемета.

Перед началом боевых стрельб личный состав проходит интенсивное обучение на тренажерах (включая 20 упражнений для операторов-наводчиков и 4 или 5 упражнений для экипажа в целом, включая ежегодное комплексное тестирование) в своем подразделении. Процедура целеуказания выполняется на уровне экипажа (на тренажерах и на стрельбище), а затем на уровне взвода как часть совместной боевой подготовки.

Дистанции до целей, по которым ведется огонь из танковых пушек (в основном это статичные корпуса танков) на полигоне Каслмартин, составляет 3 км и менее, тогда как для вспомогательного вооружения максимальная дистанция составляет около 1100 метров (время выгорания трассера). Процент попаданий из пушки для оператора-наводчика и командира во время ежегодного ACT должны составлять не менее 75%; подобный же норматив при стрельбе из спаренного пулемета (7,62-мм L94A1 Chain Gun), но в последнем случае стандартное упражнение заключается в отстреле трех очередей по пять патронов (одна пристрелочная и две «на поражение») на одну цель. Стрельба из спаренного пулемета считается более сложной с технической точки зрения, хотя если даже взять отдельный пулемет L94A1, то его характеристики рассеивания некоторые расценивают как «слишком недостаточные» для огня на подавление.

Одним из «наследий» Афганистана стало придание каждой роте по одному передовому авиационному наводчику (в 80-х годах было всего три наводчика на бригаду). Как следствие, эскадроны танков Challenger 2 в настоящее время сопровождаются модифицированным вариантом машины артиллерийского наблюдения Warrior, в которой размещаются командир группы огневой поддержки наряду с передовым наблюдателем и передовым авиационным наводчиком, осуществляющие координацию с реактивными самолетами или штурмовыми вертолетами

Оригинальное вооружение Challenger 2 и требования по системе управления огнем ранее определяли, что экипаж должен быть способен вести огонь из нарезной 120-мм пушки L30A1 отдельными боеприпасами со скорострельностью 10 выстрелов в минуту. Впрочем, необходимость в подобного рода длительном ведении огня будет возникать не так уж часто: в серии стандартных тестов одному танку, как правило, будет необходимо обстрелять в течение 55 секунд пять целей (включая одну для пулемета), выставленных на случайных азимутах и дистанциях в секторе более 120°.

По словам одного из офицеров эскадрона, создание правильной «атмосферы» и взаимодействие экипажа в башне является ключом к успеху в бою.

По окончании центра бронетанковых войск член экипажа обычно начинает как водитель, затем его повышают до оператора-наводчика и заряжающего и, в конце концов, до командира машины с вручением свидетельства о подготовке по нескольким специальностям.

Кроме своей основной функции обеспечения основного и вспомогательного вооружения боеприпасами заряжающий также выполняет функции радиооператора и стреляет из универсального пулемета 7,62-мм, установленного рядом с люком; он также вносит значительный вклад в обнаружение целей для оператора-наводчика и командира. Водитель также вносит свой вклад в целеуказание на ближних дистанциях, используя преимущества своих дневных и ночных приборов наблюдения с более широким полем зрения в переднем секторе обзора; он может также помогать заряжающему, ведя подсчет числа выстрелов оставшихся в магазине, тем самым, гарантируя, что при обстреле цели снаряды на закончатся в самый ответственный момент.

Командиры танковых экипажей находятся либо в звании капрала (младшего сержанта), сержанта (в возрасте 22-25 лет занимавшие место заряжающего, или старше в случае взводного сержанта), либо офицера (командир взвода, заместитель командира эскадрона, командир эскадрона и в бронетанковой боевой группе командир части). Пройдя 44-недельную общую офицерскую подготовку в королевском военном училище сухопутных войск в Сэндхерсте, офицеры бронетанковых войск посещают шестимесячные курсы командиров экипажа в бронетанковом центре в Бовингтоне, на которых их обучают вождению, артиллерийскому делу, связи и тактическим приемам. Взводные капралы, прошедшие через звания сержантского состава, посещают эти же курсы.

После окончания обязательного образовательного обучения, необходимого для получения квалификации ACT, новоиспеченные офицеры первоначально занимают должность командира взвода под надзором своего более опытного строевого сержанта. После того как новый командир взвода пройдет совместное обучение тактическим приемам и ведению общевойскового боя на учебно-тренировочной базе британской армии BATUS (British Army Training Unit Suffield) в Канаде, его зависимость от курирующего строевого сержанта может заметно снизиться (зависит от качеств новоиспеченного офицера).

В итоге, кандидат на должность офицера может уже командовать солдатами всего через два года после поступления на военную службу. (Например, в немецкой армии вновь назначенный офицер-танкист может занять должность в своем батальоне не ранее чем через 79 месяцев после начала своей военной карьеры.)

Решающее испытание

Достижения в области имитационного моделирования позволяют значительно сэкономить, в том числе и на расходовании боеприпасов. При этом боевые стрельбы все же остаются важнейшей частью учебного процесса; они подтверждают практические навыки в материальной части и стрельбе и позволяют проводить проверки эффективности системы и ежегодное тестирование экипажа ACT.

Результат ACT обуславливается в большей или меньшей степени эксплуатационными параметрами систем танка и, по мере его старения, степенью их «разболтанности» в башне, в особенности СУО. По мере того, как экипажи проходят свои испытания, они начинают понимать, что многое зависит от эффективности и слаженной работы всех систем конкретного танка и что от этого зависит их готовность и готовность их командиров к выполнению боевых задач.

К концу обучения все 18 экипажей танкового эскадрона «C» успешно прошли свои тесты ACT. Командующий эскадроном майор Питер Пироун сказал, что «эскадрон «C» теперь уверен в каждом из своих 18 танков». Это значительный прогресс по сравнению с 2014 годом, когда эскадрон имел всего 14 танков в своем распоряжении, а экипажи только трех танков показали достаточную боевую подготовку и выполнили нормативы ACT.

Пристанище

В рамках программы управления парком сухопутных войск, постепенно внедряемой британским министерством обороны в течение последних десяти лет для всех состоящих на учете транспортных средств, танки Challenger 2 двух из трех эскадронов, как правило, остаются на долговременном хранении на армейских складах техники в Эшчёрче. Условия хранения там позволяют поддерживать танки в рабочем состоянии, но в случае выдачи контрактов, промышленность сможет модернизировать их в соответствии с согласованным планом и стандартами без негативного влияния на плановую боевую подготовку подразделений.

Хотя такой подход не вызвал общего одобрения, но «коллективизация» или объединение в общий фонд подобного рода имеет свои преимущества касательно значительной экономии, а также влияния на согласованность действий военных. Это дает личному составу полка, не имеющему возможности работать со своими танками, «пространство для маневра», необходимое для повышения индивидуального мастерства, то есть возможность отбыть из части, записаться на курсы и повысить свой профессиональный уровень. Как сказал один из офицеров, «полк не может бесконечно жать на полный газ, в противном случае он не сможет выполнить требуемую от него дополнительную работу, одновременно поддерживая в рабочем состоянии весь свой парк».

Командира танкового эскадрона, в настоящее время выступающего в качестве бронетанкового компонента ведущей боевой бронетанковой группы LABG, майор Пироун заметил, что в отличие от своих коллег в двух других танковых эскадронах («A» и «B») он «владеет» всего 18 танками, которые держат на позиции как часть базового подразделения полка. Это базовое подразделение, как правило, состоит из 20 танков, два дополнительных танка служат в качестве запасных машин на случай поломки, а также в качестве резервных машин для подготовки.

Танк Challenger 2 TES, получивший обозначение Megatron, создан группой разработки и испытаний бронетанковой техники для городских операций в Ираке. Отметим систему глушителей самодельных взрывных устройств (похожую на кормушку для птиц), дистанционно управляемый боевой модуль Enforcer, установленный на люке заряжающего, а также установленные в передней части системы управления электронными сигнатурами. Пластиковая сетка CoolCam, наброшенная на верхние поверхности танка, уменьшает нагрев от солнечных лучей.

Королевский гусарский полк KRH имеет половину машино-мест на своей базе в Тидворте, которая располагает «гаражной» вместимостью на 72 танка, остальные 36 мест отданы полку RTR. Перед последним также поставлена задача обеспечить танковый эскадрон для боевой группы LABG 1-ой бригады, то есть обеспечить подкрепление базового подразделения за счет дополнительных танков для того, чтобы второй эскадрон может выполнять положенные стрельбы или тактические занятия или подготовку к большим учениям.

Танк Challenger 2 необходимо содержать в безопасном ангаре (будь то длительное хранение или эксплуатация в войсках) даже если он не оборудован электроникой и дополнительной броней в соответствии с модернизацией стандарта Theatre Entry Standard (TES). В этой связи он уникален, но подобные ограничения будут применяться и к перспективной машине Scout, которая должна заменить восемь машин Scimitar, состоящих на вооружении разведывательной группы каждого полка.

Текущими планами предусматривается передислокация третьего бронетанкового полка QRH из «родной» базы в Германии также на базу в Тидворт и в этом случае могут возникнуть сложности при размещении в существующих ангарах вместимостью 72 танка; тем более уже точно не будет дополнительных мест для размещения перспективной машины Scout. Впрочем, как сказал один из офицеров «новое финансирование позволит построить в Тидворте соответствующие ангары для размещения базовых подразделений всех трех бронетанковых полков».

Оперативная готовность танков базовых подразделений повышается также за счет большей доступности механиков эскадрона и подвижных полковых ремонтных мастерских. Также свой вклад вносят и экипажи танков, с воодушевлением использующие неофициальные средства. Майор Пироун в качестве примера привел простой пылесос (он чрезвычайно популярен у немецких танкистов и артиллеристов), который «привередливые экипажи» могут в полевых условиях использовать для поддержания в относительной чистоте заброневого пространства и систем башни, и, который, самое главное, позволяет избавиться от надоедливого песка.

Продолжение следует…

Танки Англии

На развитии английской бронетанковой техники в предвоенные годы отразилась борьба мнений относительно характера будущей войны. Сторонники создания механизированных армий, считавшие, что вторая мировая война с их участием должна закончиться быстро, единым стратегическим ударом, который в течение нескольких дней и даже часов решит исход боев и принудит противника к капитуляции, настаивали на создании "крейсерских" танков - легкобронированных, с повышенными скоростями движения и с пушками калибра 40 мм. Для проверки своих взглядов на будущую войну они добились создания в английских вооруженных силах в 1927 году первого экспериментального механизированного соединения.

Имелась также группа влиятельных военных, опиравшихся на штаб сухопутных сил Англии, которые считали, что основной удел танков - непосредственная поддержка наступающей пехоты. Для этого служат тихоходные сильно бронированные танки с пушками калибра 40-75 мм - так называемые "пехотные " танки. В качестве компромисса было решено иметь на вооружении как крейсерские, так и пехотные танки. К пехотным танкам относились танки типа "Матильда", "Валентайн" и "Черчиль", к крейсерским - "Крусайдер", "Кромвелл", "Комета". Таким образом, неразделимые боевые качества танка - броневая защита и подвижность были искусственно поделены между двумя типами машин. Ошибочность этой концепции выявилась в ходе боевых действий довольно быстро, но создать во время войны единый танк, способный выполнять задачи непосредственной поддержки пехоты и действовать в составе бронетанковых соединений, английским конструкторам не удалось. Поэтому лучшим танком английской армии стал американский М4 "Шерман".

Созданные в Англии перед войной легкие танки быстро исчезли с полей сражений, так как их броня и вооружение оказались неудовлетворительными. Поэтому в английской армии широко использовались американские легкие танки М3 и М5. В 1943 году было начато производство собственного легкого танка "Тетрарх", однако его боевые характеристики были ниже характеристик немецких танков. Самоходная артиллерия, как и в армии США, делилась на полевую, противотанковую и зенитную. Однако количество самоходных установок, выпущенных промышленностью Англии, было невелико и составило примерно 800 машин.

Характерными особенностями английской бронетанковой техники были:

  • большие габаритные размеры и вес, невысокая огневая мощь и подвижность танков;
  • создание полевых, противотанковых и зенитных самоходных установок на базе танков и автомобилей;
  • широкое использование шасси устаревших легких танков для создания бронетранспортеров;
  • создание и широкое использование бронеавтомобилей;
  • применение устаревших конструктивных решений и техноло гических методов: вертикальное расположение броневых листов, каркасная конструкция танков, соединение броневых листов на бол тах и заклепках, использование в основном карбюраторных двига телей и т.д.

Всего в годы второй мировой войны в Англии было произведено 25116 танков, еще 23246 танков и САУ поступило из США и Канады. Формирование бронетанковых соединений в Англии происходило довольно медленно. К концу второго года войны было сформировано пять бронетанковых дивизий и пять отдельных бригад.
Бронетанковая дивизия состояла из двух бронетанковых бригад, в каждой из которых было по три танковых полка, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов, артиллерийского и смешанного зенитно-противотанкового полков. В дивизии насчитывалось около 300 танков, но практически отсутствовала мотопехота. Кроме того, структура дивизии оказалась громоздкой и не позволяла оперативно руководить подразделениями в ходе боя. Поэтому в конце 1942 года дивизии были реорганизованы. Из них была исключена одна бронетанковая бригада, но введена бригада мотопехоты, артиллерийских полков стало два, введен полк противотанковой артиллерии. Дивизия образца 1942 года насчитывала 18 тысяч человек личного состава, 344 танка и более 150 орудий.

Для совместных действий с пехотными дивизиями формировались отдельные бронетанковые бригады в составе трех полков. В каждой бригаде было по 260 танков. Всего в годы второй мировой войны в Великобритании было сформировано 11 бронетанковых дивизий и 30 бронетанковых бригад. Танковые корпуса и армии не создавались, однако на разных этапах войны участвовали армейские корпуса, в которые входили по 2-3 бронетанковые дивизии.