Статуя Зевса в Олимпии: описание. Статуя Зевса в Олимпии (фото). Описание статуи Зевса Олимпийского

Олимпийские игры, которым столь много внимания уделяли греки, проводились, как правило, в честь языческого бога Зевса. Однако храма этого мифического персонажа не существовало! Лишь в 466-465 годах в Олимпии было построено уникальное здание, в котором через время появилась грандиозная статуя Зевса .

Интересные факты о четвертом чуде света

Строителем этого шедевра является известный афинский архитектор и скульптор по имени Фидий. К слову сказать, сохранились источники, свидетельствующие, что автор был очень требователен к тому материалу, из которого создавал скульптуру олимпийского Зевса. Итак, в 80 метрах от самого храма, по приказу Фидия была построена мастерская, в точности повторявшая размеры культового сооружения.


Раскопки мастерской Фидия

Таким образом, мастер работал и экспериментировал с реальными размерами. Тело Зевса было сделано из слоновой кости. В основании статуи была плита, шириной 6 метров и высотой 1 м соответственно. В целом же, по разным данным, высота монумента приближалась к 17 метрам, что приблизительно равно 5-этажному дому.

Соотношение олимпийского чуда света – статуи Зевса и непосредственно здания, в котором он был установлен, производили удивительный эффект. Казалось, что если бы громовержец захотел встать, то он бы разрушил крышу!

Грекам статуя была представлена в 435 году до нашей эры. Фидий приказал выкопать прямоугольный бассейн у подножия своего шедевра. Затем туда была залита вода, а сверху слой оливкового масла.

Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна.

Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.

Статуя Зевса - это третье чуда света, которое, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Располагалась она в Олимпии - древнегреческом городе, в 150 км к западу от Афин. Город был известен тем, что в нем проходили Олимпийские игры. Соревнования начали проводить в VII веке до н.э., но тогда они носили немасштабный характер. Со временем весть о состязаниях между мужчинами на силу и ловкость разнеслась по многим странам, и в Олимпию начали съезжаться представители из Египта, Сирии, Сицилии. Игры приобрели политический характер, и чтобы подчеркнуть их важность, было решено построить храм главному богу Зевсу и создать его статую.

Сначала был построен храм, над его возведением более 15 лет работал талантливый Лебон. Сооружение напоминало греческие святилища того времени, вот только было гораздо больше по размерам и роскошнее. Длина храма Зевса составляла 64 м, ширина - 28 м, а высота - 20 м. Его крыша держалась на 13 огромных 10-метровых колонах. Но все же грекам было мало одного святилища, они хотели, чтобы сам Зевс присутствовал на их Олимпийских играх, поэтому было решено создать его статую.

Статуя Зевса Олимпийского - это творение афинского скульптора Фидия. Согласно сохранившимся записям очевидцев, ее высота составляла около 15 м, из-за чего она еле поместилась в храм. Создавалось впечатление, что если Зевс поднимется из трона, то головой упрется прямо в потолок. Фигура громовержца была высечена из дерева. Затем на деревянный каркас Фидий прикрепил плиты из розовой слоновой кости, поэтому тело бога казалось живым. Борода, плащ, скипетр с орлом и фигурка Ники были вылиты из чистого золота. Венок из оливковых веток, украшающий голову Зевса, также был создан из этого драгоценного металла. На создание скульптуры ушло более 200 кг золота, а это чуть ли не 9 миллионов долларов.

Статуя Зевса в Олимпии была таким уникальным шедевром на то время, что весть о ней облетела многие страны, из близлежащих государств сходились люди, чтобы посмотреть на это великолепие. Бог выглядел настолько естественным, что казалось, он вот-вот встанет. Если верить легенде, после того как Фидий закончил работу над статуей, он спросил: «Зевс, ты доволен?». В то же время грянул гром, и греки восприняли этот знак как удовлетворительный ответ.

На протяжении семи столетий статуя Зевса благосклонно улыбалась всем участникам Олимпийских игр. В 391 году н.э. храм был закрыт римлянами, принявшими в то время христианство. Феодосий I, который был христианином, негативно относился ко всему, что связано с язычеством, он запретил проведение соревнований и поклонение Зевсу.

Статуя Зевса в то время подверглась разграблению, а то, что от нее осталось, было отправлено в Константинополь. Но скульптуре не суждено было сохраниться, там она полностью сгорела во время пожара. Остатки храма обнаружены в 1875 году, а в 1950 году археологам посчастливилось найти мастерскую гениального скульптора Фидия. Эти места были тщательно исследованы, в результате чего ученым удалось выяснить, как выглядела статуя Зевса, а также возродить сам храм громовержца.

Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света. Самая запоминающаяся работа скульптора Фидия — потрясала всех современников, увидевших ее.

Статуя Зевса в Олимпии: описание

Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. В процессе создания статуи помогали ученик Колот и брат Панен. Статуя Зевса в Олимпии предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. Даже сложилось мнение, что сам Зевс лично спустился к скульптору, чтобы попозировать. Так главный религиозный центр Греции обзавелся еще одной достопримечательностью.

За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Статуя Зевса в Греции подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли ей римляне. Так император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса. Но по легенде во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии.

В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры. После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она по сообщению византийского историка Кедрена полностью уничтожается в результате пожара 475 года.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале - 9,5 на 6,5 метров.

Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова - на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

не меньше поражали и размеры .

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.

Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.

Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе (единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке). По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Спустя примерно 10 лет после начала строительства, храм был построен. Но статуи Зевса в нём не было. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 миллионов долларов.


На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:

«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

В 435 г. до н.э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица -орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»
(Павсаний. «Описание Эллады».)

Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен.

Зевс Громовержец был самым главным богом у греков. Вместе с остальными богами - женой и детьми, он жил на высокой горе Олимп. А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 393 г. христианский император Феодосий. Он считал, что мужчины должны сражаться с оружием в руках I и убивать друг друга, а не тратить время на состязания в силе и ловкости.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло одно из чудес света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и сейчас собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.

Это - единственное «старое» чудо света, оказавшееся на Европейском материке. Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным столь высокого звания. Собственно, и во время последнего конкурса афинский Акрополь «сошел с дистанции» в финале. Так что, Зевс Олимпийский - своего рода Избранный «европеец». Впрочем, судя по всему, он вполне этого заслуживал...

Именно здесь, в Олимпии, началась его полная чудес жизнь. Из уст в уста передавалась история о том, как малютка Зевс спасся от кровожадного Крона, своего родного отца. Тот, в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся было их пожирать...

Жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и заглотил. А когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих божественных братьев и сестер...

Автор статуи Зевса Олимпийского

В честь победы Зевса над Кроном каждые четыре года в Олимпии собирались на состязания атлеты. Разумеется, покровителем Олимпийских игр считался Зевс. И в V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить ему храм.



Величественное здание было сооружено из огромных каменных блоков, его окружали массивные колонны. Но вот беда - не было статуи, достойной нового храма! И самому прославленному скульптору Древней Греции Фидию поручили создать величественный образ бога.

«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», - писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого мастера.

Фидий был знаменит статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом он разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось ваятелю. Враги его могущественного покровителя обвинили скульптора в том, что он утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины.

Но слава - великая вещь. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли это вполне достаточным, чтобы отпустить его работать в Олимпию.

На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал верховного бога, мастер ответил: «...Таким, как Зевс представлен Гомером в стихах “Илиады”».

...Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями;

Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида

Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный...

Изготовление статуи Зевса на троне

Статуя Зевса Олимпийского находилась в храме, длина которого достигала 64 м, а ширина - 28. Высота зала - около 20 м. Сидящий на троне Зевс подпирал головой потолок. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма.

  • Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева.
  • Тело покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы.
  • Голову Зевса украшал венок из оливковых ветвей - знак миролюбия.

Путешественники называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, несчастные искали утешения в созерцании творения Фидия. В одной руке он держал статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл.



  • Из золота и слоновой кости был сделан и трон. Его украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь.
  • Нижние стенки трона покрывали рисунки родственника Фидия, Панэна, ножки - изображения танцующих Ник.
  • Ноги самого Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной львами.

Пол выстлан темно-синим камнем. Высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был оберегать слоновую кость - чтобы не рассохлась и не потрескалась. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей. Поднявшись на них, люди могли увидеть лицо бога. Проникавший в двери полутемного храма свет, отражаясь от ровной поверхности жидкости, падал на золотые одежды Зевса; казалось, что сияние исходит от самого божества.

Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе и спросил: «Ты доволен?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Бог одобрил работу мастера.

После своего завершения в 435 году до н. э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света . Дом Фидия в Олимпии тоже бережно сохранялся, ибо и он считался священным. Уже в наше время сделали попытку найти мастерскую скульптора. Ведь для сооружения такой статуи Фидию и его многочисленным помощникам требовалось весьма солидное помещение!

Останки от былого величия

Внимание немецких археологов, которые проводили раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую церковь. Радости их не было предела - именно здесь располагалась та самая мастерская, сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем нашли орудия труда скульпторов и ювелиров, остатки литейного «цеха».



Но самые интересные находки обнаружились в яме, куда многие сотни лет мастера сбрасывали мусор. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, пластины слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, железные и бронзовые гвозди...

И в довершение всего, на свет божий было извлечено донышко кувшина, на котором выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

А римлянам так и не удалось завладеть знаменитой статуей. Позже уже византийские императоры перевезли ее в Константинополь. Хотя они и были христианскими фанатиками - рука на Зевса ни у кого не поднялась. Но, к всеобщему удовлетворению, бог христиан собственно-ручно покарал своего языческого соперника.

В V веке н. э. дворец императора Феодосия II сгорел - и деревянный Зевс стал добычей огня. Лишь несколько обугленных костяных пластинок да искры расплавленного золота остались от него...

В Олимпии же в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены, останки их покрыты илом. Это помогло многим фрагментам здешних сооружений просуществовать более тысячи лет. Кто знает - может, и сейчас мы любовались бы творением великого Фидия, останься Громовержец сидеть на своем троне...