Спиной к постыдному прошлому. «ЭТО НЕ ОН!»

Памятник поэту Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге – один из самых странных памятников в России. Он необычен и эпатажен, он бросает вызов, точно так же, как и сам поэт бросал вызов своим творчеством.

Все умолкнет вокруг.
Только черный буксир закричит
посредине реки,
исступленно борясь с темнотою,
и летящая ночь
эту бедную жизнь обручит
с красотою твоей
и с посмертной моей правотою.
© И. Бродский «Стансы Петербургу», 1962 год

Итак, памятник представляет собой чемодан, на котором установлена небольшая плита, а на ней голова поэта. Композиция носит название «Бродский приехал». Вот так скульптор Константин Симун захотел изобразить Бродского. Появление такой композиции вызвало противоречивые комментарии. Часть жителей города на Неве посчитали это дурным тоном, но большинство увидели в такой необычной скульптурной идее символизм и свежесть, и назвали памятник очень удачным решением.

К тому же композиция Симуна – это первый памятник Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге. Автор охотно объяснил, почему выбрал именно такую форму изображения. По мнению скульптора, Бродский был жестоко обижен на государство. Обижен до такой степени, что даже запретил себя хоронить на родине, в Ленинграде. Симун считает, что такое «нестандартное» появление поэта в родном городе примирит его дух с новой Россией.

Установили памятник во дворе филологического факультета СПбГУ. Многих такое решение удивило, но родственники поэта посчитали, что место как нельзя лучше подходит для скульптуры. В итоге бронзовый именной чемодан с биркой и головой поэта установленной на куске гранита обосновался в обители литературных критиков и начинающих писателей. Разместить памятник в этом месте предложил Дягилевский центр искусств.

«Чемодан, ступенька, голова и линия границы, проведенная на тротуаре – вот памятник Бродскому, который в последние годы думал о том, приезжать в Петербург или нет. Во дворе филфака он стоит в стороне от всех, как был в жизни – сам по себе», – отметила профессор Татьяна Юрьева, лично знавшая поэта. Автор проекта местом расположения памятника остался доволен, по его признанию, учитывая противоречивые мнения о своей работе, он не рассчитывал, что место будет столь удачным.

Минус только в том, что видят скульптуру только студенты. Кстати, этот проект Константина Симуна вышел в свое время в финал Международного конкурса на лучший эскиз памятника Иосифу Бродскому и занял седьмое место.


Памятник Иосифу Бродскому на фото

Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11 (во дворе филологического факультета СПбГУ)

GPS-координаты: 59.940076, 30.299179

Ещё одно стихотворение Бродского является аллюзией на работу Пушкина В прошлый раз мы анализировали, что хотел сказать автор в стихе «Я вас любил» , а этот раз снимем шляпу и разберём по косточкам строки «Я памятник воздвиг», написанное 22-летним поэтом в 1962 году.

В стихотворении автор в образе героя рассказывает, что он уже воздвиг себе памятник, но этот монумент отличается от классического пушкинского обелиска. У Бродского памятник иной по внешнему виду и по расположению и это монумент является отражением его мыслей и взглядов.

Спиной к постыдному прошлому

С первой строки стихотворения в нём чувствуется дух бунтаря, который шёл с Бродским рука об руку всю жизнь, подобно тени. Поэт является ярым противником текущей социалистической действительности, убивающей человеческое «я» и загоняющей индивидуума в стадо общества. Автору не нравится ближайшее прошлое страны, и он не стесняясь называет его постыдным.


Поэт противопоставляет постыдное прошлое потерянной любви, ставя последнюю наголову выше – памятник установлен к ней лицом. Внимательный читатель заметит, что грудь памятника смотрит в сторону любви, а ягодицы в сторону постыдного столетия. Любовь достойна выгнутой колесом груди, а море полуправд прошлого только взгляда на пятую точку.

Далее, уже во втором четверостишье, поэт говорит в строках, что образ и расположение памятника не случайно и он не собирается их менять. В 1962 году началось первое давление власти на Бродского, но автор стихотворения откровенного говорит, что останется при своём мнении и не изменит взглядов даже под давлением.


………………………………………………………..

Мой облик неизменен

Автор считает свой талант даром свыше – его подарила муза и этот огонь поэт обязан нести в чистом виде, не болтаясь с ним из стороны в сторону. Такое расположение памятника основано на фоне усталости от текущего дня, это не спонтанное решение, а продуманный выбор.

Бродский уподобляет себя этому памятнику, что видно из второй части стихотворения. Он говорит, что ничего не изменит даже если ему будет угрожать «демонтаж». Не за горами ссылка и полное презрение властей, которое вынудит покинуть страну. Бродский примет решение эмигрировать, но от своих взглядов и убеждений не откажется. Уже в 1962 году он принёс клятву верности своим убеждениям и не отречётся от них никогда.

Эта непреклонность видна в стихотворение и отражена в сцене возможного сноса памятника. Поэт буквально кричит, что его правда, его убеждения не останутся незамеченными, если обвинят, разрушат или даже расчленят, то правда вырвется сквозь незрячие глаза гипсовой статуи и ударит струёй в небеса.

сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Стихотворение достаточно легко читается, для понимания его смыла не надо долго просматривать через лупу межстрочное расстояние.

Текст

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию -- спиной.
К любви своей потерянной -- лицом.
И грудь -- велосипедным колесом.
А ягодицы -- к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, --
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, --

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Чтение стихотворения

Стих "Памятник" читает Павео Беседин.

Стихи этого поэта - визитная карточка сложной и противоречивой эпохи, а его творчество - манифест против всего несправедливого и косного. Но вот вполне ли соответствует концепция памятника Иосифу Бродскому в Москве образу поэта, сложившемуся в представлениях его почитателей?

Становление

Иосиф Александрович Бродский родился в 1940 году в Ленинграде в семье фотографа, а позже фотокорреспондента газеты. Мать его была бухгалтером. Так что к творческой эту семью отнести можно лишь наполовину.

Когда началась блокада Ленинграда, маленький Иосиф вместе с матерью отправился в эвакуацию в город Череповец Вологодской области, где и находился до конца Великой Отечественной войны.

После возвращения в Ленинград он пошел в школу, но проучился в ней лишь семь лет. Не закончив даже восьмилетнее образование, Иосиф поступил работать помощником фрезеровщика. Такое решение подросток принял самостоятельно, понимая, как тяжело было его семье.

Первые свои стихи Бродский написал в 16-17 лет, но всерьез занялся поэзией лет с 18. На формирование его поэтической стилистики оказало влияние творчество Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака. Первое выступление Иосифа состоялось в 1960 году в Ленинграде на "турнире поэтов". Прочитанное им тогда стихотворение вызвало настоящий скандал.

Поэт-изгнанник

В 1963 году И. А. Бродского публично обвинили в тунеядстве и предательстве Родины. Пасквиль опубликовала одна из центральных и уважаемых газет - "Вечерний Ленинград", поэтому клеймо прочно за ним закрепилось, а информация вызвала большой резонанс в обществе. В издательство стало приходить множество писем от возмущенных граждан, в которых звучало требование принять меры против поэта. Вскоре он был арестован. Преследования, ложные обвинения и арест привели в закономерному итогу: у И. Бродского случился сердечный приступ.

Позже его поставили перед выбором - эмиграция или психбольница. Иосиф Бродский покинул Советский Союз и стал гражданином США.

"...поэт, который прославит свою родину"

Жизнь Иосифа Александровича Бродского в изгнании была успешной. Он преподавал в университетах, проводил исследования в области языка, был удостоен Нобелевской премии. В Америке он вел активную творческую жизнь, занимался переводами, писал критические статьи. А поэзия его пользовалась неизменным интересом у иностранного читателя.

Признание на родине пришло к Бродскому после перестройки. Но поэт так и не нашел в себе сил вернуться. Здоровье его было сильно подорвано, в том числе и смертью родителей, с которыми в 1980-х годах советская власть не позволила ему увидеться.

Иосиф Александрович Бродский скончался в 1996 году, оставив большое поэтическое наследие.

Поэт-"математик" или поэт-"фантаст"?

Творчество И. А. Бродского можно сравнить с математической задачей, которую он решал всю свою жизнь. В ней есть "дано" - все то, что происходит вокруг, есть и "неизвестное" - вечные законы жизни, которые он старался постичь. Также поэт-исследователь пытался познать глубокую сущность человеческой природы. Стихи Бродского - это философские размышления об окружающем и создание своих воображаемых миров.

Особенности поэтической лексики

Для создания этих миров Бродский и лексику отбирает ту, которая наиболее выражает суть, не гнушаясь нецензурными, просторечными и грубыми выражениями. Часто его произведения написаны в сложной наукообразной манере. Мысли в них излагаются с использованием научных терминов и рациональных формул, поэтому его поэзия нередко характеризуется как математическая.

Поэт отвергал классические каноны, осознанно нарушая ритмическую основу и мелодику стиха. Он жертвовал музыкальностью ради объективности и наибольшей жизненности. Бродский намеренно отказывался от использования лирического героя в пользу эпического, зачастую лишенного проявления каких-либо чувств. Это было необходимо мастеру для наиболее объективного отражения картины жизни, которую путешествующий видит, передвигаясь из одной точки окружающего мира в другую. Позиция автора в произведениях Иосифа Бродского отсутствует. Каждый читатель сам составляет свое отношение к происходящему, испытывая лишь ему свойственные чувства.

Интонационно поэзия Иосифа Бродского очень богата. Автор использует нравоучительные изречения в форме афоризмов, умозаключений, парадоксов, ироничных высказываний.

Памятник Бродскому в Москве

Памятник поэту был установлен на Новинском бульваре в сквере у в 2011 году. На церемонии открытия собрались две категории россиян: сегодняшний читатель и современники поэта, знавшие его лично.

Памятник Бродскому в Москве выполнен из бронзы по проекту Георгия Франгуляна и Он представляет собой две группы безликих плоскостных фигур, центральной из которых является сам поэт. Все они установлены на гранитном постаменте.

Работа над памятником Бродскому в Москве продолжалась семь лет. Сначала планировалось, что он будет установлен в Петербурге, но поскольку работы не довели до конца, главный принял решение об установке монумента в столице.

Для почитателей поэзии Иосифа Бродского адрес памятника в Москве: Новинский бульвар, 22.

А что говорят "противники"?

Есть у концепции памятника Бродскому в Москве и противники. Они считают неуместным окружать поэта безликими соратниками, ибо таковых у него в нашем государстве не было.

Бродский был поэтом-одиночкой, непонятым и непризнанным в свое время. Хотя с образом автора удивительных стихов критики вроде бы согласны, поскольку очень созвучна поэту поза с поднятой к небу головой, где есть что-то неизведанное и непонятное. А быть может, через небо он всматривается и в самого себя?