Славянский языческий календарь (месяцеслов). Названия месяцев у славян Какой сегодня день по народным поверьям

Вашему вниманию предлагается несколько вариантов реконструкций славянского месяцеслова, сравнение и порядок месяцев на разных славянских языках, а также подробное объяснение происхождения и значения названий каждого из месяцев в году. Следует отметить тако же, что истинный славянский календарь был солнечным; его основу составляли 4 времени года (сезона), в каждом из которых отмечался праздник солнцестояния (коловорота, солнцеворота, равноденствия). С приходом христианства на Руси стали использовать лунный календарь, в основе которого лежит период смены фаз Луны, в результате чего к настоящему времени образовался некий "снос" дат на 13 дней (новый стиль). Даты же славянских языческих праздников (многие из которых заменены со временем христианскими названиями) считаются по старому истинному стилю и "отстают" от новоявленного календаря на 13 дней.

Современное название месяца I вариант II вариант III вариант IV вариант VI вариант
Январь Сечень Стужень Просинец Просинец Сичень
Февраль Лютень Лютень Лютень Сечень Снежень, Бокогрей
Март Березозол Березень Капельник Сухый Зимобор, Протальник
Апрель Цветень Кветень Цветень Березозол Брезень, Снегогон
Май Травень Травень Травень Травень Травный
Июнь Кресень Червень Разноцвет Кресень Изок, Кресник
Июль Липень Липень Грозник Червень Липец, Страдник
Август Серпень Серпень Зарев Серпень, Зарев Зорничник, Жнивень
Сентябрь Вересень Вересень Ревун Рюень Руен, Хмурень
Октябрь Листопад Жёлтень Листопад Листопад, Паздерник Грязник, Свадебник
Ноябрь Грудень Листопад Грудень Грудень Грудный
Декабрь Стужень Грудень Стужень Студень Студный

Таблица 1. Варианты названий славянских месяцев.

Происхождение названий месяцев

Первоначально у римлян был лунный год в 10 месяцев, начинавшийся мартом и заканчивавшийся декабрём; на что указывают, между прочим, и названия месяцев. Так, например, название последнего месяца - декабря происходит от латинского "deka" (дека), что означает десятый. Однако, в скором времени, по преданию - при царе Нуме Помпилии или Тарквинии I (Тарквинии Древнем) - римляне перешли к лунному году в 12 месяцев содержавшему 355 дней. Для приведения его в соответствие с солнечным годом стали прибавлять время от времени лишний месяц (mensis intercalarius) уже при Нуме. Но всё-таки гражданский год с праздниками рассчитанными на известные времена года, совершенно не сходился с естественным годом. Окончательно календарь был приведён в порядок Юлием Цезарем в 46 году до н.э.: он ввёл солнечный год в 365 дней со вставкой одного дня в каждом 4-м году (у нас этот день - 29 февраля); и установил начало года с января. Календарь и годовой цикл был назван в честь великого римского полководца и государственного деятеля юлианским.

Месяцы обозначались теми же названиями, что и теперь. Первые шесть месяцев названы в честь италийских богов (за исключением февраля, названного в честь римского праздника), июль и август назывались Quintilis (пятый) и Sextilis (шестой) до времени императора Августа, названия Julius и Augustus они получили в честь Юлия Цезаря и Августа. Таким образом названия месяцев были следующие: Januarius, Februarius, Martius, Aprilis, Majus, Junius, Quintilis (Julius), Sexlilis (Augustus), September (от лат. "septem" - семь, седьмой), October (от лат. "okto" - восемь, восьмой), November (от лат. "novem" - девять, девятый) и, наконец, December (десятый). В каждом из этих месяцев римляне считали столько же дней, сколько считается и в настоящее время. Все названия месяцев суть есть имена прилагательные при которых слово "mensis" (месяц) или подразумевается, или прибавляется. Calendae назывался первый день каждого месяца.

На Руси слово "календарь" известно лишь с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. До этого его называли "месяцесловом". Но, как не назови, цели остаются неизменными - фиксация дат и измерение интервалов времени. Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для выделения особых дней (дат) в календаре - праздников, и для многих других целей. Между тем, старинные названия месяцев у украинцев, белорусов и поляков в ходу до сих пор!

Январь назван так потому, что он был посвящён древними римлянами Янусу, богу Мира. У нас же, в старину, он назывался "Просинец", как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня и солнечного света. 21 января, кстати, и отмечается праздник Просинец. Приглядитесь к январскому небу и Вы поймёте, что он полностью оправдывает своё название. Малороссийское (украинское) название января "сечень" (сичень, січень) указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. Некоторые из исследователей выделяют в слове "просинец" корень "синь", полагая, что такое название дано январю за рано наступающие сумерки - с "просинью". Некоторые учёные связывали название со старинным народным обычаем ходить в "Святки" по домам и просить угощение. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счёту, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, то январь стал пятым; и, наконец, с 1700 года, со времени перемены, произведённой в нашем летоисчислении Петром Великим, этот месяц сделался первым.

Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. Коренными славяно-русскими названиями это месяца были: "сечень" (имя общее ему с январём) или "снежень", вероятно - от снежного времени или по глаголу сечь за метели, обычные в этом месяце. В Малороссии с XV века, по подражанию полякам, месяц февраль стал называться "лютым" (или лютенем), ибо он известен своими лютыми метелями; поселяне же северных и средних губерний русских и поныне зовут его "бокогреем", ибо в это время скот выходит из хлевов и обогревает бока на солнце, да и сами хозяева, отогревали бока у печки. В современных украинском, белорусском и польском языках этот месяц до сих пор носит название "лютый".

Март . С этого месяца начали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне, а также, когда-то давно, и наши славянские предки. Имя "март" дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса; к нам оно было завезено из Византии. Истинные славянские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался "сухый" (малоснежный) или "сухий" от весенней теплоты, осушающей всякую влагу; на юге - "березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель (отсюда ещё одно название капельник). Нередко месяц март носит название "пролётного", так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами - апрелем и маем - составляет так называемое "пролетье" (праздник которого отмечается 7 мая).

Апрель происходит от латинского глагола "aperire" - открывать, оно и указывает, собственно, на открытие весны. Древнерусскими именами этого месяца были березень (брезень) - по аналогии с мартом; снегогон - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или ещё цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

Май . Латинское имя этому месяцу дано в честь богини Маи, также, как и многие другие, оно пришло к нам из Византии. Древнерусским именем этого месяца было травный, или травень (травник), что отражало процессы, происходящие в природе в это время - буйство растущих трав. Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. Название сие известно в украинском языке.

Июнь . Название этого месяца происходит от слова "иуний", данное ему в честь богини Юноны римлянами. В старину исконными русским названием этого месяца был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Именуется сей месяц тако же и разноцветом, ибо природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений. Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от слова "крес" (огонь).

Июль происходит от имени "иулий", данное в честь Гая Юлия Цезаря, и, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь - червень - от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червлёный, красный). Народно-поэтическое выражение "лето красное" может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля - липец (или липень), которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. Июль ещё называют "макушкою лета", так как он считается последним месяцем летним (20 июля отмечается "Перунов День", после которого, по народным поверьям, наступает осень), или ещё "страдником" - от страдных летних работ, "грозником" - от сильных гроз.

Август . Как и предыдущий, этот месяц получил своё название от имени римского императора - Августа. Коренные древнерусские названия месяца были другие. На севере он назывался "зарев" - от сияния зарницы; на юге "серпень" - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название "зорничника", в которого нельзя не видеть изменённого старого имени "зарев". Название "жнивень" пояснять будет уже излишне, ибо в месяце сём приходило время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом "реветь" и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы.

Сентябрь - "сентемврий", девятый месяц в году, у римлян же был седьмым, отчего и получил своё название (от лат. слова "septem" - седьмой). В старину изначальным русским названием месяца был "рюинь" - от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Известна древнерусская форма глагола "рюти" (реветь), что в применении к осеннему ветру означало "реветь, дуть, зазывать". Имя "хмурень" он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идёт в природе. Ещё одно название этого месяца "вересень" объясняется тем, что о сию пору начинает цвести вереск.

Октябрь - "октоврий", десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил своё название (от лат. "octo" - восемь). У наших предков он известен под именем "листопад" - от осеннего падения листьев, или "паздерника" - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лён, коноплю, замашки. Иначе же - "грязником", от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или "свадебником" - от свадьб, которые справляют в это время крестьяне.

Ноябрь . "Ноемврием" (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил своё название (nover - девять). В старину этот месяц назывался собственно груденем (грудным или грудном), от груд замёрзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём. В словаре Даля областное слово "груда" означает "мёрзлые колеи по дороге, мёрзлая кочковатая грязь".

Декабрь . "Декемврием" (лат. december) называется у нас 12-й месяц в году; у римлян он был десятым, отчего и получил своё название (decem - десять). У наших пращуров он назывался "студень", или "студный" - от стужи и морозов, обыкновенных в ту пору.

Само слово "месяц" указывает на связь выделение такого хронологического отрезка с лунными циклами и имеет общеевропейские корни. Следовательно, продолжительность месяца составляла от 28 до 31 дня, более точно указать счёт дней по месяцам пока не представляется возможным.

Современное название Русский Украинский Белорусский Польский Чешский
Январь Сечень Сiчень Студзень Styczen Leden
Февраль Лютень Лютий Люты Luty Unor
Март Березень Березень Сакавiк Marzec Brezen
Апрель Кветень Квiтень Красавiк Kwiecien Duben
Май Травень Травень Травень Maj Kveten
Июнь Червень Червень Чэрвень Czerwiec Cerven
Июль Липень Липень Лiпень Lipiec Cervenec
Август Серпень Серпень Жнiвень Sierpien Srpen
Сентябрь Вересень Вересень Верасень Wrzesien Zari
Октябрь Листопад Жовтень Кастрынчнiк Pazdzernik Rijen
Ноябрь Грудень Листопад Лiстапад Listopad Listopad
Декабрь Стужень Грудень Снежань Grudzien Prosinec

Таблица 2. Сравнительные названия месяцев на разных славянских языках.

В "Остромировом евангелии" (XI века) и других древнейших памятниках письменности январю соответствовало название просинец (так как в это время становилось светлее), февралю - сечень (так как это был сезон вырубки леса), марту - сухий (так как в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю - березень, берёзозол (имена связанные с берёзой, начинающей цвести), маю - травень (от слова "трава"), июню - изок (кузнечик), июлю - червень, серпень (от слова "серп", указывающего на время жатвы), августу - зарев (от "зарево"), сентябрю - рюен (от "реветь" и рёва животных), октябрю - листопад, ноябрю и декабрю - грудень (от слова "груда" - мёрзлая колея на дороге), иногда - студень.

Таким образом, у славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. Из всей массы названий выявляются праславянские названия, что говорит о единстве происхождения календаря. Этимология названий также не всегда понятна и даёт повод для разного рода споров и спекуляций на эту тему. Единственное, в чём сходятся большинство реконструкторов, - это связь названий с природными явлениями, характерными для годичного цикла.

До внедрения европейских календарей, на Руси использовали свою систему летоисчисления. Лето или год состояло из 9 календарных месяцев, состоящих из, в среднем по 40 дней (нечётные месяцы или полные имели по 41 дню, а чётные или неполные по 40 дней), а каждая неделя насчитывала не по 7 дней как сейчас, а по 9 и назывались они так: Понедельникъ, Вторникъ, Третейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица и Неделя.Как ни странно, но всем нам все дни, кроме разве что, Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),
Вторникъ - второй день,
Третейникъ - третий день,
Четверикъ - четвертый день,
Пятница - пятый день,
Шестица - шестой день,
Седьмица - седьмой день,
Осьмица - восьмой день (в польском языке 8 - осемь, а у нас восемь),
Неделя - не делать (день, когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили два дня из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:2-3).
Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ - день, когда ничего не делают (в украинском языке осталось это слово до сих пор, а русскому языку навязали слово ВОСКРЕСЕНИЕ, которое имеет явный церковный характер).

Но крестители Руси нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия:
Березень - время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень - месяц цветения.
Травень - месяц роста трав.
Червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июне, отличаются особенною красноватостью (червленый, червлёный, красный). В южных местностях время покраснения вишни.
Липень - месяц цветения липы.
Серпень - от слова «серп». Время жатвы.
Вересень - по другому назывался Велесень - месяц бога Велеса.
Листопад - время пожелтения и начала опадания листвы.
Грудень - от слова "груда" — мерзлая колея на дороге.
Студень - студёный (стужа). Говорит само за себя.
Сечень - от слова "сечь" - рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также "Просинец", по появлению синего неба после долгой облачности.
Лютый - месяц метелей и морозов.

Древнерусские названия этого месяца — цветень, снегогон, водолей, ручейник, березозол (т.е. злой для берез: в это время заготавливали сладкий березовый сок, соковицу). Слово «апрель» произошло или от «апрекус» (согреваемый солнцем), или от «аперире» (открывать) — единого мнения на этот счет нет.

ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ

Апрель — зажги снега, заиграй овражки.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Апрель с водою — май с травою.

В апреле земля преет.

Солнышко в лето катится.

Гром в начале апреля — к сухому лету.

Если апрельский дождик начинается с больших ка-пель — он скоро перестанет.

В апреле ветер с юго-запада — погода ухудшится надолго.

Мокрый апрель — хорошая пашня.

Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит — что-то будет?

Из березы обильное сокотечение — к дождливому лету.

1 апреля

День Дарьи-пролубницы, память муче-ников Хрисанфа и Дарий . Верили: на том, кто сильно испачкается в этот день, висит неуплаченный должок. На реках тает лед, у прорубей образуется грязь, вода становится желтой:

Дарья — засори проруби.

Каково первое апреля — таково и первое октября.

Приметы этого дня:

Вода шумит — будут хорошие травы.

С этого дня хозяйки начинали белить сотканные за зиму холсты, а знахаркам полагалось «вымывать порчу».

2 апреля

День Фотинии Самарянки . Ей молились от лихорадки. В этот день ездить никуда нельзя: неудача, которая случится в дороге, будет преследовать до следу-ющей весны.

3 апреля

Катаник . Конец зимним потехам детворы. Начинает просыпаться водяной. Его задабривали гусем, а сами в этот день птицу не ели ни дикую, ни домашнюю — боялись навлечь на себя гнев водяного. Обиженный людь-ми, он все лето будет вредить на воде, а кроме того, под-говорит делать то же самое леших и лесовиков. В этот

день все светлые духи молятся о всеобщем согласии и мире и предлагают людям присоединиться к ним.

4 апреля

День Василия-солнечника, капельника , названный в честь священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Если в этот день при восходе солнца видны на небе красные круги, то год обещает плодородие.

На Василия Теплого солнце всходит в кругах — к урожаю хлебов.

5 апреля

День преподобного Никона . Пора возить в поле навоз:

Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Прилетает зяблик.

Примета этого дня:

Паутина на полях и на приусадебном участке — много помех к хорошему урожаю.

В этот день проходили дома с огнем — от порчи и сглаза.

6 апреля

День Захария Постника и Якова, канун Благовещенья .

Если на Захария ночь теплая, то весна будет дружная.

Для привлечения удачи, изгнания неприятностей, для поправки здоровья в этот день нужно обильно кормить всех птиц, и домашних, и диких — они вестники Богу. Строжайший пост.

Накануне Благовещенья сеяли горох.

7 апреля

Третья встреча весны, совпадающая с Благовещеньем Пресвятой Богородицы — праздником в честь принесения Архангелом Гавриилом благой вести Деве Марии о рождении Спасителя. Солнце в этот день «играет» — рано утром переливается всеми цветами ра-дуги. Благовещение — «самый большой у Бога праздник». В Священном писании сказано, что Дух Святой явился к Марии в виде голубя. С этим преданием связывают обы-чай отпускать на волю птиц ранней весной, в праздник Благовещенья.

Благовещенье — птиц на волю отпущенье.

Утром горожане покупали у ловцов птиц, чтобы тут же их выпустить:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Улетая ввысь с радостным щебетанием, птицы как бы уносили надежды людей на небеса. Яйца, полученные от кур на День Благовещения, выбрасывали или закапывали — иначе они принесут в дом горе и болезни.

Этот день — большой праздник. Поэтому работать — грех:

На Благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благо-вещение.

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят, под дымом не сидят.

Кто прядет, плетет, шьет и вяжет — узлом свою жизнь завязывает.

Грех и ругаться:

Кто ругается — себе яму роет.

С этим днем связано множество примет:

Каково Благовещенье, такова и святая Пасха.

На Благовещенье весна зиму поборола.

Весна до Благовещенья — много морозов впереди.

Если на Благовещенье снег сойдет — овса не будет.

На Благовещенье дождь — родится рожь.

На Благовещенье мороз — урожай на грузди, па яро-вые и на огурцы.

На Благовещенье солнечный день — пшеница уро-дится.

Мокрое Благовещенье — грибное лето. На Благовещенье гроза — к теплому лету, к урожаю орехов.

Если ветер холодный — будет холодное лето, а если ветер теплый, южный — то и лето будет теплое.

С Благовещенья медведь из сугроба встает.

С Благовещенья осталось сорок морозов.

Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.

На Благовещение ясно — будут пожары. На Благовещение звездно — хорошо будут нестись кури.

Ласточки прилетели — теплая весна, а нет — хо-лодная.

Этот день считается подходящим для удачных начина-ний. Пожилые женщины пережигали в печи соль, которая становилась целебной и помогала при разных болезнях, и пекли с ней бяшки (булки) из хлебного теста для излече-ния скота. Благовещенскую золу сохраняли для капусты и других огородных растений — когда они портились, их посыпали этой золой. Сор из дома не выбрасывали до следующего дня, «чтобы счастье не утекло». Крошки со стола отдавали «домашним» насекомым, мышам, кры-сам, птицам — чтобы не было в доме убытка. Кушать старались очень аккуратно: сколько крошек, столько и убытков. Новую одежду в это день не надевали — это порча здоровью и имуществу. Повсюду чистили и оку-ривали дома и дворы, отгоняя нечистое и нездоровое. В ночь под праздник в избах не тушили огня — «чтобы лучше уродился лен»; кое-где скакали через огонь, «чтобы очиститься и предостеречься от сглаза».

8 апреля

Собор Архангела Гавриила, день Гаври-ила-Благовеста. Строгий пост.

Кто Архангела Гавриила почитает, тому он тайны Бо-жественные открывает.

Гавриил — зачерпни сапог, промочи подметки.

Считается, что родиться на Гавриила — большая не-удача. В этот день и работа впрок не идет, и веселье не ладится. Ждали, когда зазеленеет черемуха: это означает, что пора сажать ранний картофель.

Приметы этого дня:

Капель — к теплой весне.

Кто кувыркнется в этот день на земле три раза — здо-ров будет весь год и не подвержен порче и сглазу.

Гром — к счастливому году и хорошему урожаю.

9 апреля

День Матрены-настовницы, полурепни-цы, названный в честь мученицы Матроны Солунской . По утреннему насту свозили на двор остатки сена из стогов, так как к полудню сходил последний снег. Реки готовы вот-вот вскрыться:

На Матрену щука хвостом лед разбивает.

Гола Матрена для всех страшна, лубком покрыта — для всех ходка.

Под порогом брод, а на улице переправа.

В этот день крестьяне отбирали годные для посева семена репы. В течение долгого времени репа и капуста были основными продуктами питания крестьян, и в этот день они отбирали годные для семян овощи, складывая их в отдельную, неприкосновенную половину, отсюда и название — полурепница. Об этих овощных культурах сложилось множество сказок, загадок и прибауток. Вот игра «Репка». Дети усаживаются на один стул друг другу на колени, обхватывая руками впереди сидящего. Водящий спрашивает:

— Тук-тук у ворот?

Репка отвечает:

— Кого черт приволок?

— Моя бабка упала с печи, ушибла плечи, охает, вздыхает, репки желает. Можно репочку сорвать?

Репка: Рви, да не с корнем.

Водящий тянет впереди сидящего.

Репка: Ручки у тебя слабенькие, ножки тоненькие.

Бывшая «репка» становится позади водящего, помогает тянуть следующего, и т.д.

В этот день ждали прилета чибисов.

Чибис кричит с вечера — к ясной погоде.

Чибис летит низко — к продолжительной сухой погоде.

Крестьянки ставили свечу перед образом святой Матре-ны, осуждающей нерадивых хозяек и покровительствую-щей отбеливанию новотканых холстов и льняной пряжи — самому ответственному процессу в ткачестве.

10 апреля

Мать-и-мачеха.

Цветок мать-и-мачехи теплит землю.

11 апреля

День Кирилла. Время слушать березы, пить березовый сок — «березовицу». Им отпаивали боль-ных, чистили кровь, выгоняли «немочь» из желудка.

12 апреля

День Иоанна-лествичника. Принято было печь из теста лесенки дая будущего восхождения на небо. В этот день особенно свирепствует «стень» — странное существо, которое наваливается на спящего и давит его так, что нельзя ни пошевелиться, ни слова сказать. В это время, по поверьям, стень ищет себе пару. Домового в этот день закармливают кашей, чтобы он был хорошим помощником хозяевам. Собирают траву Адамова голова.

13 апреля

День Ипатия, целебника Печерского.

Женщины молились ему от бесплодия, кормящие, мате-ри — о прибавлении молока. Еще этот день называли «огнище».

14 апреля

День Марьи , названный в память пре-подобной Марии Египетской. Начало половодья.

Марья половодье начинает.

Если разлив на Марью, то травы будет много.

Если лед сходит быстро — год будет легкий, хороший; если лед затонул — год будет тяжелый, много принесет бед и горя.

На Марью снег и под кустом растаял.

К этому дню выходил запас кислой капусты:

Марья — пустые щи.

Существовало и другое объяснение такому названию. Мария считалась покровительницей раскаявшихся блуд-ниц и блудников, а также судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, поэтому во многих местностях почиталось за грех есть в этот день что-либо кроме пустых щей.

В старину полагали, что в этот день (1 апреля по старому стилю) просыпается домовой, а поэтому нужно обманывать друг друга. Особенно старались девушки, так как считалось, что чем больше людей они обманут, тем меньше их будут водить за нос женихи.

Коли первого апреля не соврешь — когда еще вре-мечко найдешь?

В этот день нужно на счастье обновить в доме все покрывала, скатерти, занавески и полотенца.

15 апреля

День Тита-ледолома, Поликарпов день.

Назван в честь преподобного Тита и мученика Поликарпа. Начинается ледоход.

Прощай, ледок,

На весь годок,

На все летушко,

На всю зимушку!

Кричинка-кричинка, сказывай —

Синему морюшку поклон!

Лед ломается хрясно — ходить опасно.

В этот день наблюдали за птицами: кричат дергачи — к урожайному лету, кричит перепел — к хорошему урожаю и сочной траве. В лесах глухари выходят на ток.

16 апреля

День Никиты-водопола , названный.в честь преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской. Разливаются реки, водяной окончательно просыпается от зимней спячки. Чтобы задобрить его, мужики топили негодную лошадь.

Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.

17 апреля

День Иосифа-песнопевц а. Начинает петь сверчок, впервые подает голос журавль. Считается, что если сверчок кричит — пора пахать под рожь.

Отложи шашни, принимайся за пашню.

Зацветает ольха. Настоем из ее шишек лечили желудок и горло.

18 апреля

День Федула Теплого.

Память муче-ников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними. Пора выставлять из окон зимние рамы, чтобы выгнать из дома хворь и горе, и начинать регулярно проветривать жилище.

Федул — теплый ветряник.

Пришел Федул — теплый ветер подул, окна растворил, избу без дров натопил.

На Федула растворяй оконницу.

Если на Федула случалось ненастье, говорили так:

Федул губы надул.

На Федула сверчки просыпаются, оживают божьи ко-ровки.

Божья коровка,

Улети вверх ловко.

Принеси нам с неба:

Хлебу замену,

Грибам перемену,

Ягодам рост,

Редьке длинный хвост

19 апреля

День Евтихия , названный в честь свя-тителя Евтихия.

Евтихий — день тихий.

На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых.

Вода шумит — к грозовому лету, стонет — стонать весь год, человеческим голосом бормочет — к большой прибыли и добру, свистит — самое плохое: водяной че-ловека со свету сживает.

Если день случался ветреный, крестьяне горевали: «колос собьет».

20 апреля

День мученицы Акулины.

Если на Акулину дождь — хороша будет калина и плоха яровина.

Мороз и солнце — хороший хлеб и гречиха; дождь — много калины.

21 апреля

День Родиона , названный в честь апосто-ла Иродиона. Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды.

Родион — ревущие волны.

Родион воды принес — ставь соху, паши под овес.

Вешние воды и царь не уймет.

По поверьям, в этот день происходит встреча красного солнышка с ясным месяцем. Если день был светлый, по-гожий — встреча считалась доброй и предвещала семей-ное счастье, а если пасмурный — говорили, что солнце с месяцем недобро встретились, и ожидали ссор и разлук.

На Родиона встреча солнца с месяцем: добрая — ясный день и хорошее лето, худая — ненастье и плохое лето.

Солнечно — лето жаркое, пасмурно — лето такое же.

На Родиона проводили обряд чествования молодых — «вьюнины». Молодежь собиралась под окнами молодых семей, образовавшихся в истекшем году (молодоженов называли «вьюн и вьюница»). Парни и девчата стучали палкой о крыльцо и «окликали молодых», исполняя особые вьюнишные песни. В них содержались пожелания всяче-ских благ и, конечно, просьбы наградить славильщиков:

Ты вставай, молодец,

Ты снаряжайся, вьюнец.

Выходи на крыльцо,

Покажи свое лицо.

Как будешь нас дарить,

Мы станем тебя хвалить

Здравствуй, молодой,

С молодой своей женой!

Сколько в лесу пеньков

Столько вам сынков,

Сколько в лесу кочек —

Столько вам дочек!

Молодая молодица,

Подавай нам яйца!

Не подашь яйца —

Уведем молодца,

В хлев запрем,

Помелом дверь припрем

Ступой закатим

И не выпустим!

Молодые выходили на крыльцо с угощением. Доволь-ные славильщики благодарили их и, уходя, желали счастья, благополучия, достатка, а затем отправлялись к родителям молодоженов, чтобы прославить и старших (эти песни назывались «королюшками»):

Королю, Королюшечке —

Хлеба краюшечку!

Королю-то — ржаной,

Королюшечке — овсяной!

А нам по луковке,

По две брюковки —

Подавайте, не отказывайте!

22 апреля

День Евпсихия. Пожилые женщины проклинают темных духов, став лицом на восток.

23 апреля

День Терентия Маревного.

Если на Терентия взойдет солнце красное в туманной дымке — быть году хлебородному.

В этот день оживают до 24 ноября таинственные люди Лукоморья — помощники искателям кладов. Тем, кто собирается искать сокровища, следует задобрить духов подношениями.

24 апреля

День Антипа-водогона, водопола. Свя-щенномученик Антип почитался на Руси целителем разных человеческих болезней. Ему молились от зубной боли, а лечились так: брали мелкую монету и держали ее неко-торое время на больном зубе. В некоторых местностях к этому дню приурочивали первый выезд в поле.

Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.

Клад не ищи, а землю паши — и найдешь.

Реки не вскрылись — очень плохое лето.

25 апреля

День Василия Парийского, или Париль-щика . Медведь выходит из берлоги.

На Василия Парийского весна землю парит.

26 апреля

День мученицы Фомаиды Египетской.

Ей молились об избавлении от блудной страсти.

27 апреля

День Мартына-лисогона . Память святого Мартина исповедника, папы Римского. Лисы переселяют-ся в новые норы, а вороны — в новые гнезда. Вороний праздник (ворон кормили хлебными крошками).

На Мартына курячья слепота на лисиц нападает.

28 апреля

День Пуда-пчельника , названный в честь апостола Пуда. Последний день выноса пчел. Если его пропустить, то меда либо не будет вовсе, либо будет очень мало.

На святого Пуда вынимай ульи из-под спуда. У кого медок да маслице — у того и праздничек. К этому времени распускаются почки калины и рябины, из которых готовят целебные настои.

29 апреля

День Ирины-рассадницы. Память муче-ниц Агапии, Ирины и Хеонии. Пора пахать, сеять капусту и огурцы для рассады, обрезать кроны и белить стволы плодовых деревьев.

В день Ирины-рассадницы сей капусту на рассадниках. В лесах цветут подснежники, весенние воды «шумят весной».

Ирина — урви берега.

Не устоять берегу против Ирининой воды.

30 апреля

День Зосимы-пчельника. Память препо-добного Зосимы, игумена Соловецкого. В этот день поселяне вывозили ульи на пасеки. Разместив их, ставили посреди пасеки стол, накрывали его чистой скатертью, выставляли хлеб и соль, черепок с жаром-углями, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме, обходили пасеки с зажженной свечой, кропили ульи освященной водой. У ворот, через которые вносили на пасеку ульи, вбивали кол и говорили:

Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи...

Открыв летки, произносили:

Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась.

Никакую работу крестьянин не начинал без присказок, прибауток, примет, обращений или заклинаний. Так и в этст день:

Яры пчелушки,

Медоносушки,

Летите на лужок,

Садитесь на цветок,

Собирайте медок!

Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут,

С поля идут,

Медок несут.

Приметы этого дня:

На какой хлеб полетела пчела, тот на зерно будет хорош.

Если пчелы садятся на вишневый цвет, то вишни уро-дятся, а если нет — вишен не будет. Прилетают ласточки.

Ночь на 1 мая — Вальпургиева ночь, бал темных сил. Следует проводить канун этой ночи как можно спокойнее, чтобы не привлекать к себе их внимания.

Приближается Новый 2019, год по старославянскому календарю это Новое 7527 лето. Тотемом года признан Парящий Орёл. Символом года по восточному календарю является Земляной Кабан (у японцев) или Жёлтая (Золотая) Земляная Свинья (у китайцев). Жёлтый Лис по календарю Коляда-Дар или Славяно-Арийскому. Есть ещё и другие календари, майя, зороастрийский…Вот столько символов-тотемов!

Какой зверь вам ближе, тому и поклоняйтесь! Всё на ваш вкус! Год по китайскому календарю, наступает 5 февраля, новое Лето у славян — 21 марта, если уходить корнями в глубокую древность или 21 сентября, когда его праздновали славяне в последний раз перед переходом на Юлианский календарь, то есть до 1492 года.

Почему стали прислушиваться к китайскому календарю, встречать Новый год в восточных традициях, не задумывались? Причину назвать трудно, скорее всего в силу того, что своего русского исконно-славянского календаря не сохранили, традиции утратили, а таинственности и веселья хочется…. А между тем древнеславянский календарь-годослов (летослов) гораздо древнее восточного. Ему более семи с половиной тысяч лет.

Древние славяне год называли «лето». Они поклонялись своим языческим богам, наделяя каждого магическими силами, наблюдая и увязывая всё это с живой природой. Вся жизнь их была неразрывно связанная с природой и верой в своих богов, у которых они искали защиты и милости.

Новый год у славян приходился на 20-21 марта — День весеннего равноденствия. С 1492 года народы Руси стали праздновать его в сентябре. Петр I своим законом, разом перескочив с сентября 7208 года на 1 января 1700 года, ввёл новое летоисчисление по Юлианскому календарю. Таким образом, как минимум, на 5508 лет наша народность помолодела. А сейчас мы празднуем Новый год со всем миром по Григорианскому календарю в современном летоисчислении от .

Цикл в старославянском календаре равен не 12 годам, как у восточного, а 16 летам. Каждый тотем наделён характером своего зверя.

Тотемом лета 7527 или 2019 года признан Парящий Орёл. Кстати, уходящий 2018 год проходит под тотемом Свернувшегося Ежа. 2017 был Крадущегося Лиса.

Прогноз на Новый 2019 год (лето 7527 Парящего Орла) по старославянскому календарю

Парящий орёл — царь среди птиц, представитель воздушной стихии. Птица — олицетворяет храбрость, гордость и свободу. Парить под облаками и с высоты полёта зорко всматриваться вдаль — стиль жизни хищного охотника. Благородный и беспощадный, смелый и бесстрашный даже перед смертельной опасностью он жертвы своей не упустит. Провинившихся — серьёзно накажет, на то и царь!

Рождённые в год Парящего Орла дорожат свободой, знают себе цену и строят далеко идущие планы. Высоко чтут круг своего общения. Аристократичны. Представители тотема всегда придут на помощь близким. Для парящего орла редко возникают преграды для выполнения своей цели. Из них часто выходят отличные первопроходцы, учёные, артисты, военные, врачи-хирурги.

Каким будет 2019 год для России

Каким предполагает быть год. Что здесь сказать? Орёл — птица гордая и хищная, миролюбивой её не назовёшь, своего не упустит и будет защищаться до последнего дыхания. Олицетворение полёта и стремительно падения вниз за жертвой — таким непостоянным и обещает быть год. Периоды духовного воспарения будут чередоваться с жертвами, непредсказуемыми катаклизмами, мировыми спорами-санкциями и разборками.

В государственном гербе России Орёл — не только символ власти, имперского величия, господства, но и гордости, отваги, вдохновения, духовного подъема. На особые перемены уповать не приходится, но чтобы не упустить синицу из рук, придётся всем нам потрудиться сполна, может в два, а то и в три раза больше, чем раньше.

Сегодня у нашей страны, как никогда высоки шансы воспарить над миром в своем обновлении, продемонстрировав истинное величие и достоинство. Всё зависит от самих людей, их мудрости и желания.

Здоровье в 2019 год (тотем Парящего Орла)

Орёл — долгожитель среди птиц и отличается завидным здоровьем. Любителю горных пространств чужды сутолока, стрессы, он за чистый воздух, за экологию, покой и тишину. Так что всем в этом году следует избегать стрессов, излишних волнений, не допускать ссор, конфликтов и взрывов. Это и позволит сохранить здоровье. Помните, что работа важна, но и нельзя забывать об отдыхе.

2019 — год духовного роста

Всем, кто имеет целью высоко парить в мыслях и поступка — успех обеспечен. Люди, стремящиеся к личным изменениям в жизни в этом году словно обретут крылья и получат желаемые романтические отношения, карьерный взлёт, решение финансовых проблем и воплощение самых дерзких мечтаний. Главное, как все знают: желание и стремление к цели. А уж тотем года позаботится с высоты своего полёте о самых достойных и с полна их наградит их за усердие.

В наступающем году приветствуется активный отдых, путешествия и туризм, спорт, которые будут способствовать духовному росту и укрепят здоровье. И конечно, всё свободное время проводим в семье, с детьми, с родителями, разнообразив отдых, укрепляя семейные связи.

В целом 2019 год не обещает быть спокойным, не сулит резких перемен. Парящий орел будет благосклонен ко всем, кто движется вперед. Самое время осуществить свои самые невероятные мечты, даже если это потребует немало сил.

О том что ждёт каждого из нас в следующем году, в зависимости от года и месяца рождения, поговорим в скором времени. Не пропустите и заходите почаще на сайт.

И закончу тем с чего начала. Сегодня весь мир за исключением Таиланда, Эфиопии, Ирана и Пакистана живёт по Григорианскому календарю. Для яркости праздника, чтоб он был веселее, интересней, с конца 70-ых годов прошлого столетия в нашей стране, как и всюду в мире, стали продвигать символы древнего китайского календаря.

Абсолютно не зная ни традиций этой страны, особо не вдаваясь в суть происходящего, мы с радостью приняли эту теорию и каждый год верны ей. А может пришла пора проснуться? Люди, славяне, давайте возрождать свои исконно-русские традиции и праздновать свои праздники так, как и праздновали наши далёкие предки.

Гороскоп предсказания на 2019 год по годам рождения читайте .

Пусть всё желаемое сбудется и будет счастливым год Парящего Орла!

P.S: Статья обрела небывалую популярность в Сети, о чём говорят репосты в Соцсетях и выросший трафик на сайт. Автор и сам лишь пытается разобраться во всех тонкостях Славянского календаря не владея знаниями. Кто не желает принимать написанное на веру, кто ищет первоисточник — изучайте славянские, арийские веды. Для начала можно почитать Виктора Аполлоновича Смирнова “Легенды ведической Руси”

Сегодня мы ориентируемся во времени с помощью дней недели и названий месяцев. А как же это происходило у наших предков? В Древней Руси смену времен года позволял определять народный календарь. Приметы месяцеслова являлись основным советчиком и помощником славян на каждый день. Итак, в нашей статье мы рассмотрим основные праздники народного календаря, а также их приметы и обычаи.

Коляда

Коляда - традиционный праздник у славянских народов, имеющий языческое происхождение.

Торжество напрямую связывали с Празднования проходили с 25 декабря по 5-6 января. В этот период славяне надевали на себя костюмы, звериные маски, истинно веря в то, что таким образом можно повлиять на поворот солнца с зимы на лето. Считалось, что в это время колядующих следовало встречать гостеприимно, поскольку именно от щедрости хозяев дома зависит судьба наступающего года.

В более позднее время Коляду стали тесно связывать с Рождеством Христовым. Крестьяне объединялись в группы и ходили по домам, где их должны были наградить деньгами и угощениями.

Следует отметить, что в этот день славяне предсказывали обильность урожая. Так, если на Рождество будет иней, то хлеба народится много. А если в этот день небо будет звёздное, то в изобилии будет горох.

Считалось, что именно в этот период времени необходимо веселиться от души и совершать многочисленные обряды. Так, колядующие должны были надевать на себя яркие одежды, рога, маски и с большими мешками под звуки громких бубнов отправляться под окна богатых крестьян, восхвалять их имя и просить денег. Традиционной едой на праздник считалось печенье в виде коровы, кутья и узвар. Обязательно следовало вкатывать горящее колесо в гору со словами: «В гору катись - с весной воротись».

Святки

Продолжает зимний народный традиционный праздник, который отмечался с 6 по 19 января. В это время обязательно следовало раздавать детям подарки и сладости, бедным - подаяния, а старикам - еду.

1 неделя Святок считалась «святой» (поскольку именно в этот период времени отмечалось Рождество Христово), а 2-ая - называлась «страшной». Народ считал, что в это время среди людей бродит нечистая сила. Именно с этим было связано стремление народа погадать на будущее или приворожить вторую половинку.

На Святки люди гуляли и веселились, а некоторые проводили магические обряды. Целью празднования являлось колядование, ряжение, посевание, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи т. д.

В Сочельник считалось, что за столом следует вести себя тихо и спокойно, иначе год пройдёт нехорошо. Не разрешалось сажать незамужних и неженатых на угол стола, иначе существовала угроза остаться навсегда одинокими.

Люди верили, что если в Сочельник пойдёт снег, то год будет урожайным и денежным. Каждый полагал, что за столом необходимо попробовать все предложенные блюда, но ни в коем случае не съедать их до конца, иначе год обещал быть голодным.

На Крещение христиане радовались влажной и дождливой погоде, ведь ненастье предвещало обильный урожай. То же касается и снежной погоды.

Сретение Господне

Народный календарь (февраль) продолжает праздник Сретение Господне, которое отмечается православными крестьянами 15 февраля. Этот день наступает на 40-ой день после Рождества Христова. Считалось, что в это время зима весну встречает. Множество примет на Сретение было связано именно с погодой. Так, если утром выглянуло солнышко, то два времени года наконец встретились. Снежное утро означало обильный хлебный урожай. Если на Сретение полил дождь, то весна должна быть с грозой.

Масленица

Продолжает народный календарь, приметы которого считались у крестьян судьбоносными, Масленица. Этот праздник отмечался славянами за неделю до начала Великого Поста. Народ полагал, что именно в этот период должно происходить прощание с зимой.

Самый главный обычай в этот праздник - приготовление блинов, организация застолья, катание на санях, сжигание соломенного чучела.

Люди верили, что если не скупиться на угощения в этот период, то наступивший год будет удачным и щедрым. Считалось, что если хозяйка напечёт мало блинов, то урожая не будет.

Страстная неделя

Это последняя неделя перед празднованием Пасхи. Начинается она в понедельник и заканчивается в субботу. В этот период принято наводить порядок в доме, поминать умерших родственников, печь куличи, красить яйца и обязательно купаться. Крестьяне искренне верили, что крашеные яйца в это время обладают исцеляющими свойствами. Так, если подержать скорлупу на огне и приложить её к больному зубу, то он тот час излечится, то же касается и распространённой в то время болезни - куриной слепоты.

Народные обычаи и приметы в Страстную неделю также существовали. К примеру, если в Страстную пятницу посадить петрушку, то год обещает быть урожайным.

Считалось также, что испечённый в Страстную пятницу хлеб никогда не зачерствеет. А если сохранить его до конца года, то он защитит дом от разбойников и пожаров. Люди верили, что в Великую субботу солнечная погода принесёт тёплое и жаркое лето.

Пасха

Пасха - самый древний из всех христианских праздников. В этот день люди должны радоваться и встречать людей со словами «Христос Воскрес». Православные называют этот праздник «торжеством из торжеств» или «праздником праздников». В этот день люди ходят в гости и дарят друг другу разукрашенные яйца и кулич.

В ночь на Пасху считалось, что можно увидеть своего умершего родственника. Для этого следовало спрятаться возле храма со свечой.

Люди верили, что именно в этот день по народному календарю черти и вся нечисть особенно злы, поэтому народ очень боялся выходить из дому. Христиане также думали, что если покатать освящённое яйцо по перекрёстку, то черти должны обязательно выпрыгнуть и поплясать.

В это время также легко можно было опознать колдуна. Маги всегда стояли к алтарю спиной.

«Красная горка»

Этот день по народному календарю считался для христиан особенно важным. Отмечался он в первое воскресенье после Пасхи. «Красная горка» символизировала полный приход весны, именно поэтому крестьяне так любил отмечать этот светлый праздник. Народные гулянья начинались после захода солнца и продолжались до самого утра. Но больше всех это торжество ждала молодёжь. Именно девушки и парни должны были участвовать в праздновании. Тем, кто отказывался от гуляний, придумывали обидные прозвища. Считалось даже, что нежелание отмечать «Красную горку» приведёт к неудачному браку и несчастной любви.

Накануне праздника все крестьяне мыли иконы в тазике. Воду оставляли и умывались ею утром. Считалось, что жидкость, в которой мылись святые иконы, принесёт удачу и позволит разбогатеть.

Что касается примет на погоду, то люди верили, что если в этот день зацветёт черёмуха, то пора сажать картофель.

Женщины в этот день заканчивали прясть, иначе руки впоследствии могла поразить сухота. Считалось также, что если в этот день выйти замуж, то брак будет самым крепким.

Иван Купала

Народный календарь, приметы которого до сих пор соблюдаются многими, продолжает небезызвестный праздник Иван Купала. Народные гуляния проходили с 6 по 7 июля и напрямую связывались с Для обрядов, которые проводились в этот день, использовались вода, травы и огонь. В это время принято было разжигать костёр и прыгать через него, водить хороводы, петь песни, купаться в озере, гадать и плести венки.

Люди верили, что черти и духи на Ивана Купалу особенно опасны, поэтому нельзя было спать в эту ночь.

Считалось, что сильная роса на Ивана Купалу принесёт хороший урожай, а звёздное небо подарит много грибов. Если в этот день будет гроза, то орехи уродятся пустыми.

День Петра и Февронии

Народный календарь лета продолжает День Петра и Февронии. Этот праздник и в наше время отмечается православным народом В старину считали, что с этого дня следует отсчитывать 40 жарких дней, а затем последует осень.

Многие даже не догадываются, что День Петра и Февронии считается праздником влюблённых, состоящих в браке. Народ верил в то, что именно в этот день русалки начинают водить хороводы, поэтому купаться в праздник следовало с особой осторожностью, иначе «водная обольстительница» могла утащить к себе на дно.

Считалось, что если в День Петра и Февронии стоит засуха, то грибов не будет до самой осени. Мыши и свиньи начали есть сено? Тогда и покос будет плохим.

Если в этот день рассада хорошо пьёт воду, то в дни сенокоса будет сухо, и наоборот.

Ильин день

Традиции народного календаря тщательно соблюдались славянами. Так и в праздник Ильин день, который посвящён переходу лета к осени. Ночи уже становились холодными, световой день сокращался, а поведение животных и насекомых заметно менялось.

Немаловажное значение для славян имели и народные приметы о погоде в этот день. Считалось, что именно в это время должен пойти дождь и начаться сильная гроза. Девушки на Ильин день не распускали волос, иначе та, которая обронит хоть один, могла подвергнуться удару молнии.

Люди верили, что в этот день вся нечистая сила скрывается от Ильи, поскольку именно он считался их «истребителем». Народ на Ильин день выгонял всех животных из дома, так как именно в них чаще всего вселялись черти. Считалось также, что звери и рыба с красными глазами - нечистая сила.

Предметы роскоши также подвергались «гонению», поскольку в этот день не разрешалось обладать богатством. Грозы и молнии на Ильин день считались наиболее опасными. Народ даже боялся выйти на улицу. Считалось, что тот, кто в это время попадёт под удар молнии, обязательно окажется в раю.

Медовый Спас

Какой ещё очень важный день для православного народа выделял народный календарь? Приметы именно во время считались самыми достоверными. Этот важный день посвящён малому водосвятию. Именно 14 августа начинаются сбор мёда, его освящение и трапеза.

Люди верили, что в первый день Успенского Спаса необходимо обсыпать все углы в доме маковыми семенами, чтобы нечистая сила не проникла в жилище. Маковые головки стоило раскидывать вокруг хлева со скотом, чтобы ведьмы не наслали на животных болезни и не своровали молоко.

Яблочный Спас

В этот день (19 августа) народ собирался на гуляния, дети распевали песни, водили хороводы и дарили всем улыбки. На Яблочный Спас принято было срывать много яблок, освещать их, раздавать близким, нищим и больным.

Считалось, что до наступления праздника нельзя срывать плоды и уж тем более - вкушать их.

Люди верили, что в этот день наступают холода, журавли покидают родные края и улетают.

Успенье

Успенье - очень важный праздник окончания лета. Этот день отмечают 28 августа. Крестьяне посвящали Успенье окончанию жатвы и приветствию осени. Люди накрывали столы, приглашали гостей. Прихожане должны были преподнести в дар венок, сплетённый из колосков. Считалось, что именно он будет охранять и оберегать дом от несчастья и бедности.

Люди верили, что если уронить хоть одну крошку хлеба со стола, то это большой грех.

Народные приметы о погоде в этот день также соблюдались. Считалось, что погода в на Успенье должна быть ненастной, иначе на старое бабье лето (с 13 по 21 сентября) будет холодно.

Семён Летопроводец

Этот праздник отмечался 14 сентября и посвящался приближению холодной осени. В этот день крестьянами соблюдались обычаи и проводились обряды. Так, на Семёна Летопроводца необходимо было отмечать новоселье, разжигать костёр, совершать обряд пострига.

Считалось, что если в этот день ясная погода, то бабье лето будет тёплым, и наоборот. Много паутины? Осень будет долгой и сухой. Если в этот день улетают дикие гуси - стоит ждать ранней и холодно зимы.

Русский народный календарь. Покров

К торжеству Покрова Пресвятой Богородицы крестьяне старались закончить заготовку еды на зиму и собрать весь урожай. Народ верил, что если праздник провести весело, то жизнь будет лёгкой и беззаботной.

В этот день также завершался сбор последних плодов. Люди верили, что отлёт журавлей до наступления Покрова предшествует ранней и холодной зиме. Если в этот день ветер подует с востока, то зима также будет морозной.

Вот таким важным для крестьян являлся народный календарь. Приметы на каждый день соблюдались ими беспрекословно. Следует отметить, что и в наше время некоторые православные праздники отмечаются с особым размахом. Что ж, это говорит о том, что мы до сих пор ценим и уважаем традиции наших предков.