Производительные силы включают в себя. Производительные силы - структура и особенности

совокупность средств производства (совокупность предметов и орудий труда) и людей, приводящих их в движение. Главной производительной силой общества являются производители материальных благ – трудящиеся; сами люди и средства производства (предметы и орудия труда, а также наука). Понятие, выработанное в рамках марксистско-ленинской философии. С точки зрения, марксизма-ленинизма, в обществе действует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, т.е. производственные отношения зависят от материальных условий своего существования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

единство, система субъективных (рабочая сила) и вещественных (средства произ-ва) факторов, необходимых для преобразования вещества природы в нужные человеку продукты, составляющих активное отношение человеч. общества к природе на данной ступени его историч. развития; основа развития общества. В ходе историч. развития наряду с прогрессирующим развитием отд. элементов П. с. расширяется и усложняется их состав. На всех ступенях историч. развития П. с. включают людей как производителей материальных благ и средства произ-ва, т.е. средства и предметы труда, используемые в производств. процессе. Человек как производит. Сила – это работник, обладающий исторически достигнутыми устойчивыми трудовыми навыками и определ. кругом научно-технич. знаний, к-рые применяются им в процессе создания благ при данных историч. условиях произ-ва. Работник – творч. начало, активный субъект процесса труда. "Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 334). Среди средств произ-ва решающими являются средства труда, к-рыми человек воздействует на предмет труда, придавая ему нужную форму. Средства труда являются мерилом развития самой человеч. силы и показателем тех обществ. отношений, при к-рых совершается труд. "Экономические эпохи различаются не тем, чт? производится, а тем, как производится, какими средствами труда" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 187). Наиболее существ. часть совр. средств труда составляют механич. средства (орудия труда, орудия произ-ва) – инструменты, машины. Маркс назвал их "костно-мускульной системой произ-ва". Степень развития механич. средств труда является первостепенным показателем технич. прогресса. Гл. отличит. признак каждой из эпох обществ. произ-ва коренится именно в том, насколько развиты средства труда. Совершенствование их, приводящее к глубоким качеств. сдвигам в технике и технологии произ-ва, является конечной причиной изменения производственных отношений, определяет переход от одного типа производств. отношений к другому. "Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 133). Меньшее значение имеет "сосудистая система произ-ва" – трубопроводы, различные емкости. Но с развитием металлургич. и особенно химич. пром-сти роль этой системы необычайно возрастает; она превращается в важнейший элемент самой машины. К средствам труда Маркс относил также производств. здания, железные и шоссейные дороги, освоенные водные пути, каналы, средства связи и т.п., а также землю как производств. площадь и как носительницу естеств. свойств, используемых для воздействия на предмет труда. К средствам труда могут быть отнесены и др. покоренные человеком естеств. силы, напр. пар, электричество, энергия атома, света, ветра, рек и т.п. Веществ. часть П. с. образует материально-техническую базу общества. П. с. выполняют определ. обществ. функцию прежде всего в процессе труда. Ни машина, ни сам человек не являются П. с., если они не включены в процесс произ-ва. Вне действующего отношения человека к природе ни один из элементов произ-ва не выступает в качестве П. с. Понятие П. с. методологически надо выводить из объективного единства моментов трудового процесса как отношения людей к природе, неотъемлемой частью к-рого является и предмет труда. Предмет труда – это не первозданная природа, а обществ. функция, выполняемая веществом природы и приобретаемая им в тот момент, когда человек делает его объектом труда. Вопрос о предметах труда – это прежде всего вопрос о материалах, из к-рых производятся сами средства труда, различные виды сырья, а также предметы потребления. Но характер используемых в произ-ве материалов дает весьма существенный, хотя и не решающий, признак определ. эпох в развитии обществ. произ-ва. Использование человеком нового вещества или силы природы знаменует шаг вперед в развитии П. с. (см. тамже, прим. 5а). Взаимоотношение человека и средства труда, хотя и является важнейшим моментом внутр. диалектики самих П. с., тем не менее еще не исчерпывают диалектики самого труда как активного процесса воздействия на природу. В трудовом процессе средства труда выступают слитно с человеком как одно целое, направленное на обработку предметов труда. "Человек и его труд на одной стороне, природа и ее материалы на другой..." (Маркс К., Капитал, т. 1, с. 191). Это различие внутри единства, к-рое представлено в П. с. и к-рое содержит собственное движущее противоречие, реализующееся в условиях взаимодействия П. с. и производств. отношений. Необходимость включения в состав П. с. всех средств произ-ва вытекает также из наличия момента относительности и подвижности категорий "средства труда" и "предметы труда". "... Является ли известная потребительная стоимость сырым материалом, средством труда или продуктом, это всецело зависит от ее определенной функции в процессе труда, от того места, которое она занимает в нем, и с переменой этого места изменяются и ее определения" (там же, с. 189). Даже машина, подвергающаяся ремонту и усовершенствованию, превращается в предмет труда. А в таких отраслях произ-ва, как, напр., химич. пром-сть или сел. х-во, различие между средствами и предметами труда подчас провести вообще невозможно. Данная историч. ступень развития П. с. выражается в определ. уровне производительности обществ. труда, измеряемой количеством продуктов, произведенных в единицу времени. Понятия "П. с." и "производительность труда" неразрывно связаны. П. с – это факторы, потенции производительности труда, а последняя – реализация П. с. в результатах произ-ва. Поэтому уровень производительности труда в конечном счете играет ту же роль в развитии производств. отношений, что и уровень П. с. "Производительность труда, это в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 394). П. с. составляют только одну сторону способа производства и всегда связаны с определ. обществ. отношениями. Маркс открыл закон соответствия производственных отношений характеру П. с: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6). Производств, отношения, складываясь в соответствии с уровнем развития П. с., в свою очередь активно воздействуют на П. с., являются обществ. формой их движения. Конфликт между П. с. и производств. отношениями составляет материальную основу социальных революций в антагонистич. обществах, приводящих к победе новых производств. отношений. При социализме общество способно своевременно обнаруживать назревающие противоречия между П. с. и производств. отношениями и планомерно разрешать их. Возможность активного воздействия производств. отношений на развитие П. с. вытекает из глубокого единства и взаимопроникновения этих сторон произ-ва. П. с. являются материальными носителями производственных отношений. Работники произ-ва – не только главная П. с., но и участники производств. отношений. Вследствие этого элементы П. с. выступают как вещественно-натуральные формы производств. отношений и получают специфич. социальную сущность, определяемую производств. отношениями. Напр., в условиях капитализма средства произ-ва – капитал, является орудием эксплуатации одной частью общества другой, лишенной средств произ-ва. При социализме средства произ-ва являются объектом обществ. собственности. Социалистич. П. с., в отличие от капиталистических, развиваются без кризисов и спадов, планомерно и непрерывно. При капитализме значительная часть рабочей силы не находит себе применения в производстве, хищнически растрачивается, дисквалифицируется. В СССР безработица давно не существует. Социалистическое общество организует планомерную подготовку, распределение и использование рабочей силы с учетом изменений в составе и структуре П. с. Неуклонно растет общеобразовательный уровень населения СССР, идет процесс стирания существенных различий в общеобразовательном уровне работников физического и работников умственного труда. Социальная сущность П. с. проявляется и в том, что экономич. законы данного обществ. строя определяют структуру, размещение, пропорции, темпы и характер развития, формы концентрации и управления П. с., динамику роста культурно-технич. уровня и условия жизни работников. Кооперация и разделение труда, являясь формами совместной деятельности людей в произ-ве материальных благ, выступают как элементы П. с. общества. "... Способ совместной деятельности есть "производительная сила"..." (там же, т. 3, с. 28). Кооперация, разделение и организация труда образуют т.н. обществ. организацию П. с., выражают способ их функционирования и размещения по родам обществ. произ-ва. Пром. переворот привел к глубокому сдвигу в обществ. характере произ-ва, сделав кооперацию осн. формой труда в пром-сти и необычайно развив разделение труда в обществе. Совр. произ-во основывается на широком применении достижений науки. Предвидя органич. соединение произ-ва и науки, Маркс называл ее "... всеобщей общественной производительной силой..." (там же, т. 26, ч. 1, с. 400). Превращение науки в непосредственные П. с. начинается с появления машины, заменяющей ручной инструмент, и особенно бурно происходит в условиях совр. научно-технической революции. Формы, в к-рых наука действует как П. с., следующие: использование в произ-ве продуктов науч. труда – теоретич. исследований в области математики, физики, химии, биологии, технич. открытий и изобретений, направленных на совершенствование средств и предметов труда, на создание новых машин и механизмов, в т.ч. электронно-счетных машин и новых материалов, методов разведки полезных ископаемых и комплексной разработки природных богатств и т.д.; реализация практич. выводов экономических и системных исследований в области размещения П. с., организации труда и произ-ва, использование экономико-математич. методов в планировании и управлении произ-вом; научный труд конструкторов, лаборантов, инженеров, агрономов, рационализаторов как составная и неотъемлемая часть совокупного производит. труда по обслуживанию текущих технологич. процессов; научно-технич. оборудование совр. заводских лабораторий; конструкторских бюро, н.-и. ин-тов, работающих на произ-во. Развитие П. с. является основой строительства коммунизма в СССР и постепенного преобразования социалистич. обществ. отношений в коммунистические, создания изобилия материальных благ. Создание материально-технич. базы коммунизма определено в Программе КПСС (1961) как главная экономич. задача партии и сов. народа. Коммунистич. общество предполагает достижение несравненно более высокой ступени развития П. с., чем их нынешняя ступень, качеств. сдвиги во всех элементах, составляющих П. с. Техника и технология произ-ва будет развиваться в направлении полной электрификации всей страны, всех отраслей нар. х-ва, комплексной, т.е. всесторонней, механизации и все более полной автоматизации пром-сти, транспорта и связи, широкой химизации нар. х-ва и производств. применения атомной энергии. На совр. этапе в огромной степени возрастает роль химии в производств. процессах. Она открывает возможности изменять свойства природных материалов, создавать новые материалы, к-рые не встречаются в природе, революционизировать предметы труда, ускорять течение технологич. процессов и на этой основе повышать производительность труда, улучшать качество продукции, позволяет резко интенсифицировать с. х-во. По своему воздействию на производство химия приближается к электричеству. Будет создана рациональная организация обществ. произ-ва во всех отраслях нар. х-ва. Развитие П. с. коммунистич. общества предполагает также дальнейший подъем культурно-технич. уровня трудящихся путем осуществления всеобщего обязат. среднего образования, развития высшего и среднего спец. образования на базе сокращения рабочего дня и использования свободного времени для всестороннего и гармонич. развития человеч. личности. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, разд.: Фейербах; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Mapкс К., Введение (Из экономич. рукописей 1857–1858 гг.), там же, т. 12, разд. 4; его же, К критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же, Капитал, т. 1, гл. 5, 11, 12, 13, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, отд. 3, гл. 2; Архив Маркса и Энгельса, т. 2(7), М., 1933, с. 67, 99, 121, 129; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, вып. 1, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Замечания на книгу Н. И. Бухарина: "Экономика переходного периода", Ленинский сборник, т. XI, М.–Л., 1929, с. 371–74; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Чагин Б. А. и Xарчев А. Г., О категориях "производительные силы" и "производственные отношения", "ВФ", 1958, No 2; Шенкман Б. И., О нек-рых осн. тенденциях развития средств труда, в сб.: Проблемы политич. экономии социализма, М., 1959; Xейнман С., Проблемы развития материально-технич. базы коммунизма, в сб.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Гин Л. Т., К характеристике П. с. и материально-технич. базы общества как экономич. категорий, в сб.: Проблемы политич. экономии социализма, вып. 1963 г., М., 1963; Шик О., Экономика. Интересы. Политика, пер. с чеш., М., 1964, гл. 1; Ельмеев В. Я., Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества, М., 1964. См. также лит. при ст. Материально-техническая база общества, Коммунизм. В. Черковец. Москва.

Макро и микро- ЭКОНОМИКА

Раздел 1. Методологические основы формирования и развития рыночных отношений

Темы

1. Предмет и методы экономической теории

2. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

3. Собственность и рыночная экономика

4. Рынок: общая характеристика

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

План

1. Производственные силы общества

2. Экономика и экономическая теория

3. Методы познания экономических явлений

Производственные силы общества

Понятие, экономическая деятельность людей направлена и предлагает производство создания материальных и духовных благ.

Развитие общественного производства – предполагает наличие средств производства (средств труда и предметов труда).

Средства – то чем человек воздействует на природу (танки, машины).

Предметы труда – то на что человек воздействует в процессе туда (нефть, хлопок).

Сырьё – это предмет труда, предварительно подвергшийся воздействию человека.

Рабочая силасовокупность физических, духовных, интеллектуальных способностей к труду.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность людей, ведущая к экономическому результату.

В экономической деятельности заняты – экономические субъекты (агенты):

· наёмный работник;

· собственник;

· предприятие, фирма;

· государство.

Под давлением общественных потребностей формируются фазы общественного производства:

1 фаза: непосредственное производство;

2 фаза: распределение;

3 фаза: обмен (деятельностью, информацией);

4 фаза: потребление.

Система субъективных экономических интересов трансформируются в логику объективных экономических отношений.

Совокупность средств производства и рабочей силы составляют производительный силы общества.

Виды производительной силы общества:

1. естественные производственные силы (природные ресурсы);

2. общественные (средства производства, технологии, уровень экономической культуры общества);

3. всеобщие (образование, наука, информация).

2. Экономика и экономическая теория Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создаются богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества.

Существует два аспекта экономики: 1) экономика как наука;

2) экономика как хозяйство.

Как наука : система знаний об эффективном ведении хозяйства, о развитии экономических отношений между людьми; система знаний об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов, выступает как исследование различных форм хозяйства, как личное хозяйство.

Как хозяйство: включает в себя фирмы, предприятия, отрасли экономики.


Экономическая теория – изучает закономерности развития общественного производства, развития экономических производственных отношений.

Наиболее значимые современные экон-ие теории: трудовой стоимости - разработана эк-ми А.Смитом, Д.Риккардо и К.Марксом – центральное место в теории отводится роли труда в эк-ой жизни общества, исследованию потребительской стоимости и стоимости товара, ведущей роли капитала и прибыли в расширенном произ-ве, двойственной природе труда, методике расчёта цены на основе общественно необходимых затрат; спроса и предложения - теория предложения исследует мотивационный эффект изменений налоговой с-мы, оказываемый совокупное предложение.Основателями этой теории в конце 60-х г. 20 века были эк-ты М.Фелдетайн, М.Боскин, Л.Лаффер. которые обосновали возможность налогового стимулирования эк-го роста за счёт налоговых ставок ; благосостояния - основана на применении к эк-ке принципа ведущей роли потребителя и наличия эк-го оптимума. При определённых условиях конкретное равновесие производства и распределения ресурсов может быть достигнуто в рыночной эк-ке (закон В. Парето); большого толчка - разработана П.Розенштейн-Родоном, который предложил её для слаборазвитых стран европейской периферии для вывода эк-ки из состояния послевоенной стагнации; экономического роста – исследует взаимосвязи общих показателей развития нац-го хоз-ва и определяет предпосылки для обеспечения сбалансированного роста эк-ки. Основы этой теории были заложены эк-ом Г. Фельдманом при разработке первого пятилетнего плана развития народного хоз-ва СССР; кризисов - представляет собой часть эк-ой теории цикличности. Которая объясняет возникновение периодических кризисных фаз в эк-ом развитии. Теория сформулирована эк-ом Н.Кондратьевым в 30-е годы 20 века и развита К.Кларком.; индустриального общества - выдвинута эк-ом Р.Ароном и Дж.Гэлбрейтом в середине 20 века. Основная идея состоит в том, что в индустриальном обществе статус собственности на средства произ-ва теряет своё значение. Усиливается роль гос-го регулирования эк-ки, а ключевым факторами произ-ва становятся знания и умения инженерно-управленческого персонала ; цикличности эк-ки - описывает периодически повторяющиеся схожие фазы эк-ой динамики. Данной теорией занимались такие эк-ты как: к.Маркс. Н.Кондратьев, У.Митчел, К.Кларк и др.; и ряд др.

Цель экономической теории – в выработке и эффективном использовании экономических знаний.

Задачи экономической теории – в том, чтобы не просто описать экономические явления, а показать взаимосвязь между ними их взаимодействия, т.е. охарактеризовать экономическую систему в её целостности и развитии.

Объектом экономической теории является – экономические явления (производство, обмен, спрос, безработица, деньги и т.д.).

Предмет экономической теории является – система экономических отношений возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ т.е. взаимоотношение производственных сил и производственных отношений.

Экономический закон – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объёмом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства.

Наиболее важные законы:

Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньше удовлетворение, впервые сформулирован немецким эк-ом Г.Госсеном в 1854 г. «первый закон Госсена»

Закон предложения – показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Закон возрастания относительных издержек – характеризует взаимосвязь между увеличением произ-ва одного продукта за счёт уменьшения произ-ва другого продукта.

Закон денежного обращения – говорит о том, что количество денег в обращении должно обеспечивать соблюдение баланса между денежной массой и стоимостью блага, подлежащего реализации.

Закон Вальраса – денежная стоимость всех товаров на стороне предложения в условиях общего равновесия равна общей денежной стоимости товаров на стороне спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Закон убывающей отдачи – говорит о том, что в короткие временные периоды. Когда величина производных мощностей является фиксированной. Предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определённого уровня затрат этого переменного фактора.

Закон падения средней нормы прибыли – говорит о том, что рост производительной силы труда способствует повышению ограниченного строения капитала и приводит к падению нормы прибыли. Сформулировал К.Маркс.

Закон убывания производительности труда – отражает принцип снижающейся эффективности последовательных затрат труда, капитала и убывающего плодородия почвы.

Закон убывающей доходности капитала – отражает снижение доходности капитала в результате того, что возрастающий капитал используется постоянным числом работников.

Закон распределения доходов (закон Парето) – выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения доходов.

Закон Лаффера – отражает зависимость объёма налоговых поступлений в гос-ый бюджет от величины ставки налогооблажения и имеет максимум при определённом значении ставки.

Закон - отражает эмпирическую зависимость темпов отстаивания реального ВНП (внутренний национальный продукт) от превышения безработицей её «естественного» уровня: при росте «циклической» безработицы на 2% отставание реального ВНП от потенциального составляет 4%.

Закон C’z – исходный принцип моделирования условий макроэкономического равновесия (совокупный спрос = совокупному предложению), лежащий на основе «классической» модели равновесия.

3. Методы экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.

Метод познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

На стадии живого созерцания происходит сбор факторов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов.

На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е.образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность.

Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

Метод анализа – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путём исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений.

Синтез – это метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания предполагающий умолчание от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже а гражданской одежде вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономико-математический метод анализа данный метод достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания.

Метод экономического моделирования – основан на разработке экономических моделей. Экономическая модель – обобщённая статистическая картина развития экономической реальности.

Графический метод исследования – представляет нам наглядную картину развития экономических действий.

Производительные силы - это совокупное сочетание производства и человеческого общества, располагающего специфическими знаниями и достаточным для эффективной деятельности опытом. Задача людей - применить на практике познания, чтобы сделать возможным производство. В некоторой степени производительные силы - это одна из базовых потребностей общества, так как позволяет получить продукцию, требуемую для жизнедеятельности современного человека. Тема не раз привлекала внимание мыслителей мирового уровня, не менее применима и на практике. Производительные силы - это объект специфических исследований известнейшего Карла Маркса.

Важный момент

Производительные силы - это комплексное понятие. К нему относятся как организационные подходы, так и научные возможности. В рамках воплощения оптимальных производственных стратегий необходим корректный подход к разделению труда и удачные варианты кооперации. В настоящее время принято говорить, что производительные силы (ПС) - это один из ключевых общественных производственных факторов, определяемый характерной социуму экономической свободой.

Общественные отношения

Социальные, экономические, производственные - все эти категории принято относить к объективным отношениям, что позволяет говорить об их материальности. Успешность определяется волевыми усилиями, сознательным отношением к вопросу, но во многом справедлива обратная связь: сами отношения определяют сознание и волю. Историки, экономисты, политологи не раз рассматривали различные причины, их системы взаимосвязей для выявления, почему для конкретного периода развития общественных отношений в большей степени характерен некий определённый подход, меняющийся со временем. Перед учеными стояла задача определения наиболее значимых факторов, корректирующих природу взаимоотношений в социуме.

Отношения, обусловленные фактором собственности, принято делить на обмен, распределение. Через них формируется производственная структура, социальные аспекты производственного процесса. В такой ситуации производство можно определить как факт формирования социального продукта применением усилий. Именно эти усилия и называют основными производительными силами. Принято говорить о человеческих массах, располагающих специфическими орудиями. Не менее важно знать, каким образом заставить орудия работать.

Зачем это нужно?

Производительные силы, производительные отношения - базовое понятие для производства на уровне социума в принципе. Корректность функционирования такой системы позволяет получить необходимые продукты, используемые для дальнейшего развития и совершенствования. Социальные, экономические взаимоотношения, установившиеся в человеческом сообществе в некоторую систему, становятся незаменимой формой общественного производства.

А если попонятнее?

Производительные силы, производительные отношения бывают меньше, больше. В некоторой ситуации наблюдается прирост, другие условия провоцируют снижение показателя. На основании наблюдаемой динамики можно сформулировать теорию развития, раскрывающую закономерности размещения производительных сил, влияние фактора на социальные аспекты.

Для экономических, социальных отношений, характерных для общества современного типа, принято говорить, что уровень развития производительных сил - наиболее значимый фактор, позволяющий выявить доминирующий типаж взаимоотношений. Не меньшую значимость придают структуре производительных сил. Для выявления уровня, описывающего некоторый социальный, исторический организм, необходимо определить, насколько объемным был созданный общественный продукт, выявить соотношение с числом людей и рассчитать показатель, приходящийся на одного человека. Уровень развития производственных сил именуют продуктивностью. Таким параметром характеризуется социальное производство, как комплексный объект.

О продуктивности

Продуктивность - комплексное явление, определяющееся взаимодействием нескольких факторов. Немалое влияние оказывает рабочая сила, вместе с тем - техника, используемая в производственном процессе, а также ряд взаимосвязанных факторов, обусловленных общественным развитием. Что-то корректируется природными условиями, характеризующими конкретный рабочий процесс.

Предположим, рабочая сила задействована в процессе сбора некоторого урожая, ловит рыбу или охотится. Продукт, который будет получен в ходе такой активности, зависит от затраченного времени, использованных приспособлений, богатства природных запасов. Равный уровень технического обеспечения в различных естественных условиях существенно корректирует производительные силы региона.

Природа и производство

Ресурсы, которыми располагает общественность в силу проживания в конкретной местности, являются не только лишь узко применимой категорией предметов труда. Нередко это и фактор развития производительных сил, и средство. Классический пример: земля для сельского хозяйства, классифицируемая как важнейший элемент ПС. Процесс подобного осознания значения земли в рамках экономической системы , производственных процессов стал итогом исторического развития. Применение территорий как средства труда в настоящее время считается очевидным показателем совершенствования ПС.

Природные дары

В некоторой степени современные производительные силы в области сельского хозяйства зависят от естественных факторов. Показательный пример - плодородие. Именно оно определяет, насколько продуктивным будет процесс земледелия. Применяя одинаковые технические средства, прибегая к сходным системам исполнения работ, тратя равные временные промежутки и трудовые ресурсы, общественное производство будет значительно выше, если земля по качеству хорошая.

Впрочем, природное плодородие - не единственный фактор, связанный с натуральным состоянием среды. Так, есть регионы, где почву обработать легко, а вот в других местностях задача вызывает немалые затруднения. Климатические условия также во многом определяют продуктивность. В субтропическом, тропическом поясах круглый год можно выращивать растения и снимать урожай, а в умеренном поясе более одного урожая за год не получишь, причем период строго ограничен сезоном. Чем севернее, тем сложнее земледелие.

О чем это говорит?

Приведенные примеры очевидно свидетельствуют, что ПС имеют тесную связь с двумя явлениями:

  • природные особенности;
  • результат исторического, общественного совершенствования.

Принято говорить о естественной и социальной продуктивности, тесно взаимодействующих друг с другом. На основании этого выделяют суммарные ПС и социальные, для описания каждого явления выявляют уровень его развития.

Как было раньше?

Для социума до периода капитализма социальные ПС и суммарные различались. В некоторые периоды разность была больше, в другие эпохи - меньше. Со временем человечество перешло к индустриальной форме, что позволило существенно сократить разрыв. В некоторые моменты он исчезает полностью. В такой ситуации оценивают развитие ПС, не уточняя дополнительные характеристики.

Мыслители, экономисты, сформулировавшие базовые понятия исторического капитализма, формулировали такие идеи, из которых можно заключить: уже в тот момент многие интуитивно приблизились к пониманию разности социальных, естественных ПС. В то же время четкой формулировки высказано не было, так как реалии тех времен существенно отличались от современных. Формулировавшие базовые постулаты исторического материализма были «детьми своего времени», то есть воспитанниками капитализма.

Ни шагу назад

Прогресс ПС предполагает повышение социальной составляющей производственной продуктивности. Несомненно, увеличить ее можно, повысив производительность труда, что обусловлено ростом квалифицированности привлеченной рабочей силы, большей опытности каждого сотрудника. Не меньшее влияние оказывает усиление интенсивности рабочего процесса и применение самых современных технических, технологических решений для оптимизации труда. Важный аспект - организационное усовершенствование производственного процесса. Иные аналитики обращают внимание: все перечисленные приемы в какой-то момент времени исчерпываются, ситуация превращается в тупиковую.

Есть только один путь, который дает доступ к неограниченному росту ПС без каких-либо умозрительных пределов. Предполагается техническое, технологическое общественное развитие. С периода формирования капиталистических зачатков и по сей день производственный процесс развивается именно по такому вектору. Повышение продуктивности через технические аспекты для многих долгое время казалось единственным путем, не имеющим альтернатив. На фоне такого подхода эволюция ПС стала отождествляться с техническим прогрессом.

Маркс и Энгельс

Идея соответствия эволюции ПС и прогрессирования доступной общественности техники довольно четко выражена в сочинениях Маркса. Именно он писал, что приобретение ПС позволяет человечеству менять производственные способы, что дает возможности к корректировке жизнеобеспечения. Следовательно, перемены наблюдаются в общественных взаимоотношениях. Маркс формулировал это так: «пользующееся ручной мельницей сообщество возглавляется сюзереном, а вот получившие в свое распоряжение паровую люди возглавлены капиталистами».

Сходные постулаты можно найти и в идеях, собраниях сочинений Энгельса. Этот известнейший фундаменталист отмечал, что дикарские орудия формируют соответствующее общество, а новейшие приборы - капиталистическое.

Техника и не только

Современные специалисты, разрабатывающие методологию, анализирующие экономику, социальные аспекты, готовы поспорить с самыми известными мыслителями прошлого столетия. Безусловно, для уровня ПС качество техники, применяемой людьми в работе, важно, многое определяет, но нельзя назвать это единственным фактором. Социальные аспекты совершенствования ПС - это не только техника, но и ряд влияющих на человеческую производительность стимулов, первое место среди которых принято отдавать системе экономических, социальных взаимоотношений.

При равных условиях наличия современной техники и отличающихся экономических факторах, в ином социальном окружении люди производят существенно отличный объем продукта, важного для общественности. ПС - не единственное, что оказывает влияние на отношения в рамках трудового процесса, при этом подобные взаимоотношения всегда оказывают сильное воздействие на ПС. Некоторые мыслители наших дней предлагают все нетехнические факторы, корректирующие уровень ПС, объединить в категорию социальных гуманитарных.

А можно и попроще

Производственная техника не раз была в центре внимания специфических исследований, посвящённых ПС. Многие авторы стремятся к упрощению этого понятия, что привело к следующему его наполнению: комплекс машин, орудий. А вот более обширная трактовка предполагает включать специфические отраслевые системы, используемые в рабочем процессе средства. Для описания технического уровня ПС необходимо не только проанализировать, какие машины, орудия применяются в рабочем процессе, но и оценить технику, не принадлежащую к этой категории.

На примерах это можно проиллюстрировать довольно наглядно следующим образом: древние римляне располагали лошадиными упряжками, тягловая сила которых составляла половину тонны. В период Средневековья в европейских государствах это значение возросло в пять раз и достигло двух с половиной тонн. Обусловлен такой скачок изобретением восьмого столетия - конской упряжью, перенятой от евразийских кочевников. Такое усовершенствование рабочего процесса позволило задействовать в сельском хозяйстве не только быков, но и коней, на основании чего производительность отрасли существенно возросла.

И как повысить?

Из вышесказанного можно заключить, что повышение ПС допускается различными методиками. Это технический подход, социальные аспекты, некоторые другие. В частности, общественная производительность растет, если рабочее время удлиняется. Такой метод назвали темпоральным. Альтернативный путь - демографический, предполагающий рост доли способных к труду людей в обществе. Анализируя перемены в производственных способах в разные исторические периоды, нельзя охватить картину в целом, исключая из сферы внимания эти аспекты.

  • 1.Типы общественного производства: натуральное и товарное хозяйство.
  • 2.Первобытнообщинный способ производства.
  • 3.Рабовладельческий способ производства.
  • 4.Феодальный способ производства.
  • 5.Первоначальное накопление капитала.
  • Лекция 3. Товарное производство. Товар и его свойства. Деньги.
  • 1.Товарное производство: причины возникновения и основные черты.
  • 2.Товар и его свойства. Двойственный характер труда воплощённого в товаре. Основное противоречие товарного производства.
  • 3.Величина стоимости. Производительность труда и стоимость товара.
  • 4.Форма стоимости. Развитие формы стоимости и возникновение денег.
  • 5.Сущность и функции денег. Закон стоимости – основной закон товарного производства.
  • Лекция 4. Капитал и прибавочная стоимость. Основной экономический закон капитализма
  • 1. Превращение денег в капитал. Рабочая сила как товар.
  • 2.Производство прибавочной стоимости. Сущность капитала. Постоянный и переменный капитал.
  • 3.Два способа производства прибавочной стоимости.
  • 4.Три стадии развития капиталистического промышленного производства.
  • Лекция 5. Заработная плата при капитализме
  • 2. Основные формы и системы заработной платы.
  • 3. Номинальная и реальная заработная плата. Факторы, влияющие на уровень реальной заработной платы.
  • Лекция 6. Воспроизводство индивидуального капитала
  • 1.Производство и воспроизводство, простое и расширенное капиталистическое воспроизводство.
  • 2.Накопление капитала и факторы, влияющие на размеры накопления.
  • 3.Технический прогресс и накопление капитала.
  • 4.Накопление напитала и занятость населения.
  • Лекция 7. Оборот индивидуального капитала
  • 1.Кругооброт капитала и его три стадии.
  • 2.Оборот капитала. Основной и оборотный капитал.
  • 4.Оборот переменного капитала и его влияние на годовую массу и годовую норму прибавочной стоимости.
  • Лекция 8. Издержки капиталистического производства и прибыль
  • 1.Превращение прибавочной стоимости в прибыль.
  • 2.Норма прибыли и факторы её определяющие.
  • Норма прибыли (р) – это процентное отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу.
  • 3.Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товара в цену производства.
  • 4.Закон тенденции средней нормы прибыли к понижению.
  • Лекция 9. Торговый капитал и торговая прибыль
  • 1.Сущность торгового капитала.
  • 2.Торговая прибыль и механизм её возникновения.
  • 3.Формы капиталистической торговли.
  • Лекция 10. Ссудный капитал и ссудный процент. Капиталистический кредит. Акционерный капитал
  • 1.Ссудный капитал и ссудный процент.
  • 2.Капиталистический кредит.
  • 3.Акционерный капитал, акционерные общества и учредительская прибыль.
  • Лекция 11. Предпринимательство в аграрной сфере
  • 1.Сущность капиталистической земельной ренты.
  • 2.Дифференциальная земельная рента.
  • 3.Абсолютная земельная рента. Цена земли.
  • P d
  • Лекция 12. Воспроизводство и обращение общественного капитала. Национальный доход
  • 1.Совокупный общественный продукт и его составляющие.
  • 2.Простое и расширенное воспроизводство общественного продукта.
  • 3.Национальный доход: сущность национального дохода при капитализме.
  • 4.Производство, распределение и конечное использование национального дохода.
  • Лекция 13. Циклический характер капиталистического воспроизводства.
  • 1.Экономический (промышленный) цикл и его фазы.
  • I – фаза кризиса, II – фаза депрессии, III – фаза оживления, IV – фаза подъёма.
  • 2.Материальная основа экономического (промышленного) цикла.
  • 3.Аграрные кризисы.
  • 4.Немарксисткие теории экономических циклов.
  • Лекция 14. Закономерности и этапы развития экономической системы капитализма
  • 1.Империализм - высшая стадия капитализма.
  • 2.Финансовый капитал и финансовая олигархия.
  • 3.Вывоз капитала.
  • 4.Государственно-монополистический капитализм.
  • 2. Производительные силы и производственные отношения. Экономические законы, их объективный характер.

    Процесс труда всегда осуществляется индивидами, производящими в обществе и благодаря обществу. Только в коллективе могут развиваться творческие способности человека и его индивидуальность. В процессе исторического развития в рамках коллектива создавались, совершенствовались, и всё более дифференцировались орудия труда, открывались новые предметы труда. С развитием общественного производства взаимозависимость людей в обществе усиливается. Современный человек уже не в состоянии самостоятельно произвести все необходимые ему блага (дом, автомобиль, компьютер и программное обеспечение для него и т.д.). Поэтому индивид вынужден вступать в отношения с другими людьми с тем, чтобы обмениваться с ними результатами своего труда. Кроме того, даже труд в домашнем хозяйстве испытывает на себе воздействие общества, так как человек использует при этом накопленные обществом знания, а также созданные в обществе средства труда (агротехнологии, энергоресурсы, бытовые электроприборы и т.д.). Таким образом, труд и производство всегда имеют общественный характер.

    В отечественной политической экономии сложилась традиция выделять в общественном производстве две стороны: производительные силы и производственные отношения.

    Производительные силы – это средства производства и люди, приводящие их в движение и обладающие определёнными знаниями, опытом и навыками к труду.

    Производительные силы характеризуют отношения, складывающиеся между обществом и природой. Они выступают в качестве ведущей, наиболее активной, динамично развивающейся стороны общественного производства. При этом главной производительной силой общества является человек, трудящийся. К производительным силам относят также естественные производительные силы – плодородие почвы, энергию рек, ветра, солнца и т.д. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и соответствующим развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и накопленных научных знаний. В условиях современного научно-технического прогресса непосредственной производительной силой является наука. Таким образом, производительные силы неправомерно отождествлять только с техникой или только с элементами природы.

    Вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают и в общественные отношения между собой, посредством которых только и возможно само это взаимодействие. Определённые связи и отношения, в которые независимо от их воли и сознания вступают люди в процессе материального производства, называются общественно- производственными отношениями.

    Производственные отношения – это отношения возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

    Совокупность исторически определённых производственных отношений составляет экономический базис общества, в основе которого находятся отношения собственности на средства производства и результаты труда. Экономическому базису каждой исторически определённой стадии общественного развития соответствуют определённые идеологические представления и основанные на них политические, правовые, социальныеые учреждения (институты), называемые надстройкой общества . Ведущее место в надстройке занимает государство.

    Основу производственных отношений составляют отношения собственности на средства производства и результаты труда. От типа собственности на средства производства (частная, коллективная или общественная) зависят содержание и конкретное сочетание общих и частных экономических интересов членов общества, его социальная структура, место и положение людей в общественном производстве.

    Отношения собственности это отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов труда, что проявляется в отношении к ним людей как к своим или как к чужим.

    Отношения собственности возникают объективно и всегда связаны с вещами, т.е. со средствами производства и результатами труда. Поэтому отношение собственности есть, прежде всего, отношение одного человека к другому человеку через посредство вещи.

    Производительные силы и производственные отношения тесно связаны между собой, как содержание и форма общественного производства. Однако, если производительные силы представляют собой активную, динамично развивающуюся сторону общественного производства, то производственные отношения характеризуют относительно консервативную и инертную его сторону. Рассматриваемые в единстве эти две стороны представляют собой способ производства.

    Способ производства – это единство (соответствие) производительных сил и производственных отношений характеризующее определённую историческую ступень развития общества.

    В отечественной политической экономии принято выделять четыре исторически определённых способа производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. Кроме того, некоторые экономисты-теоретики прогнозировали также наступление коммунистического способа производства.

    Необходимым фактором социально-экономического развития является общественное разделение труда.

    Общественное разделение труда – это обособление различных видов трудовой деятельности.

    Существует два основных типа разделения труда: внутри общества и внутри предприятия. Разделение труда внутри общества выступает как общее – по родам производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и частное – разделение родов производства на виды и подвиды (добывающая и обрабатывающая промышленность, растениеводство и животноводство и др.). Кроме того, существует и территориальное разделение труда – по территориальным экономическим районам. Разделение труда внутри предприятия называется единичным . Важным условием развития (углубления) общественного разделения труда является рост производительных сил общества. В свою очередь, развитие общественного разделения труда служит фактором развития производительных сил, поскольку способствует накоплению у работников производственного опыта и навыков, повышению уровня их квалификации и знаний, развитию орудий труда.

    Таким образом, степень развития общественного разделения труда характеризует уровень развития производительных сил . Истории известны три крупных общественных разделения труда: первое – выделение скотоводческих племён; второе - отделение ремесла от земледелия; третье - обособление торговли. Все они способствовали повышению производительности труда и созданию материальных условий для возникновения регулярного обмена, частной собственности и разделению общества на классы. При капитализме, по сравнению с феодализмом, в результате развития машинного производства происходит дальнейшее углубление общественного разделения труда и окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства.

    Необходимость в постоянном и непрерывном удовлетворении потребностей общества и индивидов обусловливает необходимость непрерывного процесса производства материальных благ. С тем чтобы выделить это важное свойство общественного производства в политэкономии широко используется понятие «воспроизводство».

    Воспроизводство – это постоянно повторяющийся и возобновляющийся процесс производства.

    В структуре общественного воспроизводства экономисты обычно выделяют четыре основных процесса или сферы: 1 – непосредственное производство; 2 – распределение; 3 – обмен; 4 – потребление.

    Непосредственное производство – это совокупность отношений, связанных с распределением средств производства и людей по родам и видам деятельности.

    Распределение – это совокупность отношений, связанных с определением доли каждого участника общественного производства в произведённом продукте.

    Обмен – это совокупность отношений связанных с приобретением, созданной в непосредственном производстве и установленной распределением, доли общественного продукта.

    Потребление – это совокупность отношений, связанных с конечным использованием произведённых и полученных материальных благ для удовлетворения потребностей.

    При этом потребление бывает двоякого рода: производительное и личное. Производительное потребление представляет собой процесс конечного использования уже созданных и приобретённых средств производства для создания новых материальных благ . Личное потребление – это процесс конечного использования людьми материальных благ потребительского назначения (продуктов питания, одежды, обуви и т. д.).

    Непрерывно развиваясь, производительные силы вступают в противоречие с существующими производственными отношениями, что, в конечном счете, вызывает социальный конфликт (революцию) и смену одного способа производства другим. Переворот в экономическом строе общества, как правило, приводит к перевороту во всей общественной надстройке.

    Процессы становления, развития и упадка исторически определённых способов производства подчинены действию объективных , т.е. независящих от сознания и воли людей экономических законов.

    Экономический закон – это необходимая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями и процессами экономической жизни общества.

    Совокупность экономических законов образует систему законов, в структуре которой обычно различают общие (всеобщие), особенные и специфические экономические законы.

    Общие (всеобщие) экономические законы – это законы, которые действуют на всех этапах или стадиях исторического развития общества и связывающие все эти стадии в единый естественно исторический процесс. К ним относятся: закон неуклонного роста производительности общественного труда, закон экономии времени, закон опережающего роста потребностей по отношению к возможностям их удовлетворения и др.

    Особенные экономические законы – это законы, которые действуют в пределах нескольких способов производства или стадий социально-экономического развития. К ним относятся, например, законы товарного производства и, в частности, закон стоимости.

    Специфические экономические законы – это законы, действующие в пределах только одного способа производства или одной стадии эволюции общества. К ним относятся, например, закон прибавочной стоимости, закон средней прибыли и др.

    Политическая экономия изучает условия и законы хозяйственной жизни путём раскрытия сущности экономических явлений. В процессе их анализа и синтеза формируются логические понятия, более или менее полно отражающие реальную экономическую действительность в её развитии и изменении. Логические понятия, отражающие в обобщённом виде условия экономической жизни общества, называются экономическими категориями . Каждая из категорий отражает сущность какого-либо явления. Категории не произвольны, они истинны, поскольку существуют в действительности те отношения, абстракциями (отвлечёнными, общими понятиями) которых они являются. Экономические категории историчны. Их содержание, хотя и с некоторым запаздыванием, изменяется во времени вследствие изменений явлений или процессов, сущность которых они призваны отражать.

    В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму.

    Производительные силы это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида.

    Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

    Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

    К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

    Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.

    Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.

    Рабочая сила , есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом.

    Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются человеком в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом; сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал и полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлеченной в производство и преобразованной частью природы.

    Предмет труда не пассивный объект, он играет в системе производительных сил определенную активную роль. Он постоянно предъявляет требования к рабочей силе, к инструментам и технологии производства. В условиях НТР эта активная роль предмета труда повышается благодаря развитию науки (химии), появляются совершенно новые предметы труда.

    Средства труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Последним источником труда является природа. Человек пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи.

    В форме средства труда человеком создаются такие силы, которые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не могло бы достичь современных успехов в производстве.

    Состав средств труда весьма разнообразен и меняется от эпохи к эпохе. Главными их элементами являются орудия труда, техника и постоянно развивающаяся по мере усложнения производства инфраструктура, то есть комплекс отраслей хозяйства обслуживающих производство (дороги, мосты, каналы, склады, энергетическое хозяйство, транспорт, получающая все большее развитие компьютерная сеть и т.д.

    Техника это прежде всего совокупность различных устройств созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспортных средств и т.п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства, удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт результат производственной деятельности людей. Она поэтому составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства.

    Но технику нужно еще понимать и как совокупность различных навыков устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Те или иные устройства, созданные человеком, могут практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И, наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем, созданных человеком устройств и, в свою очередь, содействуют или препятствуют их совершенствованию.

    Техническая деятельность в условиях НТР носит сложный, противоречивый характер. Но современная техника не просто является "продолжением руки человека", многократным "усилием" его мускульной энергии, но и средством позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый ряд интеллектуальных задач. Передавая ряд рутинных интеллектуальных операций компьютерам, человек высвобождается для специфической человеческой, конструктивной и проективной деятельности. Опосредованно через систему общественных отношений техника влияет на весь образ жизни и мировоззрение человека.

    Таким образом производительные силы всегда образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие. Она осуществляет функцию целеполагания для деятельности и дальнейшего развития производительных сил, роста производительности труда. Вместе с тем технический базис производства предъявляет к человеку свои особые возрастающие требования.

    С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством.

    Процесс труда всегда имел кооперативную основу, т.к. люди могли и могут эффективно производить только постоянно взаимодействуя в труде. Однако, эффективность кооперации всецело зависит от степени разделения труда и развития обмена деятельностью, т.е. от индивидуализации и специализации производителей.

    Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества и таким образом становится важной производительной силой. Организация и управление развитием ПС так же становится производительной силой, если они всесторонне учитывают разделение (дифференциацию) и обобществление (интеграцию) труда в соответствии с закономерностями развития общественного производства. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений, а сами они, входя в систему производительных сил одновременно становятся элементами соответствующих производственных отношений.