Профилактика экстремистской деятельности в молодёжной среде. Мартинович В.А. Профилактика сектантства в школах Австрии Личности в деструктивных культах

За свою многотысячелетнюю историю человечество прошло в сфере социально-правового регулирования общественных отношений, а именно регулирования отношений между государством и различными религиозными и общественными организациями (объединениями, группами) путь от тотального контроля за ними, до утверждения принципа разумного (до определённых пределов) невмешательства в процесс их появления и развития, тем самым гарантируя каждому человеку соблюдение права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Основными этапами развития государственно – конфессиональных отношений можно считать четыре периода:

До I века нашей эры – идеологическое многообразие, при практически полном слиянии светской власти с религиозными институтами, или их активном и значительном совместном воздействии на все процессы, происходящие в обществе;

Начиная с I в.н.э. до второй половины XIX века – пресечение любого инакомыслия, которое могло бы составить конкуренцию господствующей религиозной или светской идеологии (чаще всего государственной, чей статус был закреплён законодательно);

В течении XX века – произошёл переход от моно-идеологизированной к поли-идеологизированной системе;

В настоящее время – в большинстве стран мира отмечается законодательное утверждение идеологического многообразия.

Первые два периода характеризуются жестокими репрессиями, которым подвергались представители религиозных и светских организаций, не разделяющих господствующие в обществе идеи, или открыто противопоставлявших себя обществу и государству, в том числе представители науки и искусства.

В 1951 году британский парламент последним из цивилизованных государств отменил принятые в минувшие века законы против колдовства. Таким образом, 500-летняя история гонений на ведьм закончилась, чем умело, и безнаказанно воспользовались сектанты всех мастей для активной антисоциальной, а зачастую и преступной деятельности.

В результате Европейский парламент в своих резолюциях и решениях вынужден был признать, что секты и «сектоподобные союзы» превратились в постоянно расширяющийся феномен, «который в различных формах можно наблюдать по всему миру» (п. С. Решение Европейского парламента от 12 февраля 1996 года). Постановление Европарламента «О сектах в Европе» указывает, что в сектах «нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, подстрекательство к насилию... торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность» и другие.

В целях усиления контроля за соблюдением прав человека в сектах Постановление Европарламента «О сектах в Европе» содержит рекомендации государствам-членам, в числе которых:

1. судам и правоохранительным органам действенно использовать существующие «на национальном уровне правовые акты и инструменты», «для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты»;

2. «усилить взаимный обмен информацией… о феномене сектантства»;

3. государства-члены должны проверить, «являются ли действующие их налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий»;

4. предотвращать «возможность получения сектами государственной регистрации»;

5. выявлять и использовать «лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности сект».

Гибель во Франции «16 человек, среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря 1995 года…в Веркоре» в результате деятельности одной из сект, заставили французских законодателей принять меры к ограничению свободы «исповедовать религию или убеждения…для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц» - как это и рекомендуется в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 18), и принять в 2001 году антисектантский закон.

В МВД Франции существует специальное полицейское подразделение по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в связи с деятельностью сект.

Даже в США, славящейся своей терпимостью по отношению к любым сектам (в том числе сатанистам), в Национальном управлении юстиции создан отдел по культово-ритуальным преступлениям, а разработанное этим отделом пособие «Контроль преступлений на культово-ритуальной почве: Законодательная основа для расследования, анализа и предотвращения» используется в качестве учебника Национальной ассоциацией инспекторов полиции США.

В России с конца 80-х годов провозглашённое идеологическое многообразие привело к сектантской вакханалии, при которой секты, запрещённые во многих странах мира, получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность. Некоторые исследователи взялись утверждать, что использование понятий «секта» и «сектанты» некорректно, хотя в законодательстве России не существует этих понятий, отражающих их негативный смысл. При этом публицистов, осмеливающихся писать на тему сектантской экспансии в России, стали прямо и недвусмысленно предупреждать о негативных последствиях отрицательного отзыва о деятельности сект.

Причём подобные угрозы звучат на фоне продолжающегося роста преступлений, совершаемых адептами сект (в особенности ритуальных преступлений), желания сект влиять на социально-политическую жизнь и экономику России, вербуя новых членов в государственных органах и общественных организациях, что может повлечь за собой дестабилизацию общественной жизни, обострение обстановки в стране. Данная ситуация требует скорейшего чёткого правового регулирования отношений государства с религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами.

Начало этому процессу положено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 года), а также постановлением Правительства России, утвердившим целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Однако, проблема правовой регламентации деятельности асоциальных сект остаётся в должной мере нерешённой. Ретроспективный анализ истории противодействия российского государства сектантству показывает, что в России издревле преступления в религиозной сфере (в частности, против церкви) считались самыми тяжкими, виновных почти во всех случаях предавали смертной казни (сожжению): так было уже при Иване III , при Иване Грозном, и в эпоху Петра Великого.

В последующем власть также жёстко боролась с преступлениями против веры, которые посягали не только на государственную религию и выражались в виде богохульства, ереси и святотатства, но и посягали на права и здоровье граждан. При совершении ряда преступлений против веры и религии в сектах прямо причиняли вред здоровью и самих адептов, как, например, при «оскоплении» в секте скопцов (за это преступление с 1822 по 1833 годы было осуждено и сослано в Сибирь - 375 человек) .

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года - 6 глава так и называлась «О тайных обществах и запрещённых сходбищах». В соответствии со статьёй 351 в самостоятельную норму выделялась ответственность лиц за предоставление места для собрания «зловредных обществ»; имущество тайных обществ согласно статьи 352 подлежало конфискации или уничтожению.

В конце XIX века в России в сфере правоохранительной теории и практики сложилось понятие «ритуальное преступление»: в 1844 году чиновником по особым поручениям МВД В.И. Далем (автором «Толкового словаря русского языка») было подготовлено и издано «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении их крови» (было зарегистрировано 13224 таких факта), в котором он отмечал, что «изуверский обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым» .

Необходимо отметить, что судебные процессы, в ходе которых рассматривали дела о ритуальных преступлениях, в большинстве случаев носили политический характер и заканчивались оправдательными приговорами. Например, в 1892-1896 годах расследовалось дело о ритуальном убийстве гражданина Матюнина одиннадцатью «вотяками» - удмуртами Вятской губернии, в результате обвиняемых оправдали после вмешательства «видных либерально-демократических деятелей и правозащитников» . В 1903 году по делу об убийстве подростка Михаила Рыбальченко, после осмотра места происшествия и медицинского исследования трупа, был сделан вывод «об инсценировке ритуального преступления» ; в последующем было выяснено, что убийца (родственник потерпевшего) инсценировал ритуальное преступление «в целях обвинения местной еврейской общины» .

В советский период также проходили судебные процессы, в ходе которых, рассматривали дела о ритуальных преступлениях: в 1935 году расследовалось дело о ритуальных убийствах около 60 адептов (путём утопления в реке, болоте и сожжения на костре) в секте зыряновцев под руководством их лидера - Христофорова (Зырянова).

Исторический опыт России по правовому противодействию сектантскому экстремизму и проявлениям преступности с участием членов сект необходимо учитывать при разработке системы превентивных мер, направленных на предупреждение и пресечение подобных негативных явлений в современной общественной жизни. В настоящее время многие представители общественности, осознающие всю опасность, которая исходит от деятельности различных деструктивных организаций, прямо заявляют о необходимости усиления правового противодействия развитию сектантского экстремизма в любых его проявлениях.

В частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, выступая на научно-практической конференции «Государство и религиозные объединения» 25 января 2002 года, высказал следующее мнение: «Деятельность ряда новых религиозных движений … нельзя квалифицировать иначе, чем экстремистскую … необходимо ограничить распространение деструктивных псевдорелигиозных организаций …. Для противодействия религиозному экстремизму, необходимо развивать законодательную базу…».

Поддержал представителя исполнительной власти депутат Государственной Думы, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Зоркальцев: «Страну заполонили всевозможные псевдорелигиозные организации, оккультно-мистические группы … пришло время создать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы позволили обогатить законодательство в этой сфере».

Нам представляется, что эта система нормативных актов, противодействующая распространению сект, должна устанавливать чёткий порядок их регистрации на основе предварительного изучения их идеологии и типа направленности, систематического общественного и государственного контроля за деятельностью сект, представления соответствующей документации об источниках финансирования и численности адептов. Правовой регламентации требует также деятельность сект, использующих различные прикрытия, в том числе в виде псевдонаучных учреждений. Подобные учреждения созданы и функционируют в ряде зарубежных стран. Например, «в США возник университет Махариши, деятельность которого весьма мало похожа на научную» .

Подобные тенденции наблюдаются и в России, что, несомненно, беспокоит научную общественность: в 2002 году «…академики Е. Александров, В. Гинзбург, Э. Кругляков направили письмо Президенту России В.В. Путину. В этом письме обращается внимание президента на опасный рост влияния лженауки в стране» . Псевдонаучные идеи составляют основу или являются частью учений большинства современных сект, что вызывает озабоченность не только у отдельных представителей Российской науки, но и у Президиума Российской академии наук, который постановлением № 58-А принял обращение «Не проходите мимо!». В нём, в частности говорится: «В настоящее время в нашей стране широко … пропагандируется псевдонаука: астрология, шаманство, оккультизм и т.д … Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества … Эти иррациональные и в основе своей аморальные тенденции бесспорно представляют собой серьёзную угрозу для нормального духовного развития нации...» .

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в своих информационных материалах прямо указывает на опасность деятельности сект в обществе: «Многие секты используют методы воздействия на психику человека», применение больших доз «психотропных средств в отношении своих членов позволяет … руководителям добиться необратимого зомбирования личности адептов, превратить их в слепых фанатичных исполнителей» чужой воли.

Сама жизнь заставляет решать вопрос усиления правовой профилактики антисоциальной деятельности сект. В этой связи необходимо вспомнить исторический опыт России, когда ещё в 1876 году был издан специальный нормативный акт – «Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений», в котором, в частности, были главы, направленные на борьбу с непотребными, соблазнительными сборищами. В 320 статьях данного свода содержалась система мер и норм материального, процессуального, исполнительного права, взаимодействия правоохранительных служб с местными светскими властями, религиозными иерархами, культурно-воспитательными центрами, земскими объединениями граждан.

Исключительную важность с этой точки зрения имеет Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвёртого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества «Свидетелей Иеговы» в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления». Данное постановление поставило точку в спорах о целесообразности и возможности использования термина «секта», прямо указав, что необходимо «не допускать легализации сект». Также в постановлении подчёркивается, что «Законодатель вправе устанавливать … определённые ограничения, затрагивающие конституционные права, но оправданные и соразмерные конституционно значимым целям…» .

Исходя из указанного Постановления Конституционного суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность сект – этого опасного феномена современной социальной жизни.

Прежде всего, в современном Российском законодательстве необходимо сформулировать и дать оценку таким понятиям, как «секта», «антисоциальная идеология», «антисоциальная религия», «ритуальное преступление», «методы подавления личности и манипулирования личностью», «контроль и деформация сознания», несмотря на то, что в законодательстве большинства стран мира эти понятия отсутствуют. Но как справедливо призывал А.Ф. Кони: «Не будем во всём подражать Западу и, где можно, пойдём своим, лучшим путём» .

Выделение преступлений, совершаемых в связи с созданием и деятельностью религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и закрепление соответствующих положений в законодательных актах Российской Федерации, будут выполнять не только правоохранительную функцию, но и информационную, ибо если ты предупреждён, то, значит, вооружён.

В Конституции Российской Федерации следует указать на особую государственную роль основных религий, прежде всего Русской Православной Церкви.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации следует прямо указать на то, что развитие сектантства, наряду с другими социально опасными феноменами, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности нашей страны.

Прецедент внесения такого положения в федеральное законодательство уже есть: в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечается (статья 6, глава 2), что: «Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: … возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности … тоталитарных религиозных сект» . В этом же документе делается акцент на то, что «Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются: … разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества…; противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров» . Эти положения, конечно, необходимо дополнить также указанием на опасность, исходящую и от действий псевдорелигиозных и светских сект, а также пропаганды псевдорелигиозных и секулярных учений различными иностранными проповедниками.

Изменений и дополнений несомненно, требует и уголовное законодательство России, в котором на данный момент не квалифицируются как особый вид преступлений - преступления, связанные с культово-ритуальными действиями, и поэтому не предусмотрена ответственность за их совершение или подготовку к ним - «нет преступления без указания о том в законе» . Применение уголовного закона по аналогии в Российском уголовном праве не допускается, что позволяет сектантам во многих случаях безнаказанно причинять вред физическому, психическому и духовному здоровью граждан.

В целях совершенствования уголовного законодательства и профилактики развития социально опасных форм сектантства в России, в отдельные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации следует внести следующие дополнения.

Ритуальные преступления – это особый вид преступлений, мотивом к совершению которых является отправление религиозного, псевдорелигиозного или светского культа, определённого обряда, ритуала, чаще всего, связанных с деятельностью религиозной, псевдорелигиозной, светской секты, то есть организации, имеющей тайное учение, в которой используются методы контроля и деформации сознания с целью манипулирования личностью.

В пункт «е» статьи 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» следует добавить после слов «совершение преступления» - «членами религиозной, псевдорелигиозной, светской секты».

Статья 105 УК РФ «Убийство» может быть дополнена понятием: «ритуальное убийство».

Ритуальное убийство человека – деяние, повлёкшее за собой смерть, совершённое путём физических и психических воздействий при отправлении или для отправления религиозного или светского культа, обряда, ритуала.

В отдельной статье следует предусмотреть ответственность «за склонение и отказ от оказания медицинской помощи по религиозным мотивам, а также получения медицинской помощи в связи с исполнением требований религиозного или светского учения, совершения культово-ритуальных действий». Ответственность за подобные деяния частично уже предусмотрены законодателями Кабардино-Балкарской Республики: пункты 1, 2 статьи 9 главы 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности» от 1 июня 2001 года.

Из этого же закона в Уголовный кодекс Российской Федерации следует заимствовать статью за «физическое или психическое понуждение, склонение последователей религиозного или светского учения к отчуждению принадлежащего им или их семьям имущества в пользу религиозной или светской организации», а также ответственность за «воспрепятствование выходу из религиозной или светской организации».

В отдельной статье Уголовного кодекса Российской Федерации, целесообразно предусмотреть ответственность за рекламу антисоциальных учений, в частности,- рекламу сатанизма, фашизма, оккультизма, чёрной магии и колдовства.

В целях пресечения социально опасной деятельности сект в обществе в статье 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан» следует прямо запретить «создание религиозной, псевдорелигиозной, светской секты, то есть организации, тайное учение которой противоположно официально пропагандируемому, к членам применяются методы подавления и манипулирования личностью (контроля и деформации сознания)» и предусмотреть ответственность «за создание и руководство религиозной, псевдорелигиозной, светской секты».

Статью 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» целесообразно дополнить, после слов «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды …» следующим положением - «пропаганду антисоциальных светских и религиозных учений, идеологий, в частности, фашизма, сатанизма, оккультизма и магии».

Скрытая от общества, законспирированная жизнь сект преступные проявления секстантов требуют повышенного внимания со стороны субъектов оперативно-розыскной деятельности. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых членами указанных сект, должна стать важным направлением служебной деятельности оперативных аппаратов, что должно найти соответствующее отражение в ведомственных нормативных актах, учебно-методической и иной документации. В предупреждении и пресечении преступных проявлений со стороны участников сект необходимо задействовать возможности оперативных аппаратов спецслужб, включая органы внутренних дел, исправительных учреждений. Профилактическая работа по линии противодействия антисоциальной деятельности сект должна предусматривать изучение личности сектантов, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, принятие мер для разобщения склонных к совершению преступлений адептов сект, использование возникающих конфликтных ситуаций в среде сектантов, инициирование таких ситуаций, подрыв источников финансирования находящихся в распоряжении этих объединений.

Активизация работы по данной линии требует широкого применения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Здесь особо важное значение приобретает реализация такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативное внедрение, которое позволяет «изнутри» выявлять преступные намерения сектантов, принимать исчерпывающие меры по их предупреждению. По этой категории дел важно также опираться на содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Документирование преступной деятельности сектантов представляет, как показала практика, повышенную сложность. Использование возможности арсенала оперативной техники, информационно-поисковых систем даёт возможность повысить уровень применения в борьбе с адептами сект, совершающими преступления, сил, средств и методов ОРД. Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следует дополнить нормами, определяющими возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, в том числе и по делам о совершении преступлений участниками сект.

В связи с тем, что среда осуждённых (то есть лиц с девиантно-деструктивной, делинквентной направленностью) является благоприятной для пропаганды антисоциальных учений и деятельности сект, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в частности, статью 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осуждённых следует дополнить в части 1 после слов «Они вправе исповедовать любую» указать «социальную (общественно одобряемую)» перед словами «религию либо не исповедовать никакой…» .

Особо в законодательстве следует отметить, что руководители религиозных, псевдорелигиозных, секулярных сект, несмотря на провозглашаемые официальные цели, в большинстве случаев стремятся получить максимальную материальную выгоду от своей деятельности, прибегая при этом к любым средствам и методам. Многие секты через суд пытаются доказать (и во многих случаях доказывают, как, например «Саентологи»), что их учение является новой религией, требуя от государства льгот при осуществлении их деятельности. В России созданием новых религий занимаются уже не только группы и объединения, но и отдельные граждане (например, некий врач Юрий Негрибецкий с 1994 года возрождает так называемую древнюю религию «Матрицы, которую исповедовали люди предшествующих цивилизаций»).

Данные факты доказывают необходимость создания «Межведомственного экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы» вместо «Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации». В действующий совет при Минюсте входят представители даже негосударственных институтов, но нет ни одного представителя ведомственной науки – Прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и, что самое удивительное самого Министерства юстиции. Создание Межведомственного совета позволило бы избежать ошибок, которые допускает существующий совет, признавая право сект, запрещённых во многих странах (в частности, «Церкви объединения» – в Германии), легально действовать на территории России.

Дополнения необходимы и в налоговом законодательстве, что позволит в какой-то степени лишить (что очень важно) экономической базы религиозные, псевдорелигиозные и светские секты.

Правовая база – является основой профилактики возникновения и деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект в обществе. Но сама профилактика должна представлять собой комплекс мер, направленных на создание в обществе условий, при которых развитие феномена сектантства не могло бы проходить беспрепятственно без контроля государственных органов и общественности.

В обществе должно сложиться объективное отношение к адептам асоциальных сект как к людям,- физическому, психическому и духовному здоровью которых причинён вред, и поэтому они требуют к себе повышенного внимания, правовой и иной и помощи. Оставлять без внимания данных лиц нельзя, ибо общение с ними, как и «общение с умалишёнными» в некоторых случаях приводит к тому, что «много людей теряют рассудок или делаются тяжкими нервнобольными на религиозной почве» .

Необходим и законодательный акт, который запрещал бы государственным служащим членство в нетрадиционных религиозных организациях (новых религиозных движениях), которые часто являются различного рода сектами. В случае их участия в деятельности такой организации (секты), гражданина необходимо лишать тех полномочий, которыми его наделило государство.

Многие правозащитники могут в данном случае указать на ущемление права на свободу совести и свободу вероисповедания, но следует учитывать, что гражданин, наделённый дополнительными правами (как, например, сотрудники правоохранительных органов, имеющие, в том числе, право ношения и применения огнестрельного оружия и специальных средств), должны иметь и дополнительные обязанности, так как от их повседневной деятельности зависит здоровье, а иногда и жизнь Российских граждан.

Целесообразно принятие Государственной программы научного изучения проблем, связанных с деятельностью сект, и, в частности, изучения методов депрограммирования и психологической реабилитации лиц, подвергшихся психическому насилию, в отношении которых были применены методы контроля и деформации сознания. Эта проблема актуальна не только в связи с опасностью распространения религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, но также потому, что данные методы используют в своей деятельности, угрожающей национальной безопасности России, специальные службы иностранных государств.

На данный момент изучением феномена сектантства занимаются в основном представители традиционных для России религиозных конфессий, в частности, Русской Православной Церкви: в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте существует кафедра «Сектоведение», на которой проводятся весьма успешные исследования. Но, как показывает практика, в России как в светском государстве используются и применяются только разработки, созданные светскими учёными.

Государство в лице своих органов (главным образом, правоохранительных) и общественные, религиозные организации могут и должны активно взаимодействовать в вопросах профилактики социально опасных форм сектантства.

Сотрудникам правоохранительных органов для эффективной работы в области профилактики и расследования культово-ритуальных преступлений необходимы соответствующие методические разработки и рекомендации.

В высших учебных заведениях, особенно, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных органов целесообразно преподавание хотя бы спецкурса по истории развития сектантства и деятельности наиболее опасных религиозных, псевдорелигиозных, светских сект.

Антисектантским комитетам, реабилитационным центрам, созданным в основном по инициативе представителей родственников адептов сект и представителей традиционных религиозных организаций (в Москве с 1993 года действует Центр святого Иринея Лионского при отделе катехизации Московской патриархии) государственные органы должны оказывать максимальную помощь и поддержку.

Для более успешной профилактики сектантства (а, значит, и преступности в целом) как в уголовно-исполнительной системе, так и во всём обществе следовало бы осуществить:

Внесение дополнений и изменений в действующие международные правовые нормы и законодательные акты Российской Федерации; создание новых уголовно-правовых норм, разработку проектов новых законов;

Создание «новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства» (в частности, такого органа, как Межведомственный комитет или комиссии по противодействию социально опасной деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект);

Разграничение полномочий и организацию согласованных действий (как и при координации борьбы с преступностью) государственных органов и общественности (очень важно, чтобы «каждый субъект профилактики … не подменял другие органы, избегал параллелизма и дублирования»).

Деятельность религиозных, псевдорелигиозных, светских сект затрагивает главным образом, духовную сферу, как мирового, так и Российского социума (влияя негативно на процессы в этой области). Профилактика антисоциальных (криминальных) форм сектантства является частью государственной системы по общему предупреждению преступности и включает в себя меры по оздоровлению не только экономической, социальной, политической, но и духовной сферы жизни общества.

В целях борьбы с сектантством на международном уровне Россия могла бы выступить с инициативой создания «Международного центра по изучению и профилактике социально опасных форм сектантства». Международный центр осуществлял бы взаимодействие в области:

Обмена информацией между соответствующими организациями по вопросам профилактики религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства;

Проведения сравнительного анализа и сбора информации о развитии международного сектантского движения, причин его появления, связи этого процесса с развитием организованной преступности и нестабильностью в социально-экономической сфере;

Укрепления научно-технического сотрудничества (обмен научными разработками в области депрограммирования адептов сект; создание единой базы данных, содержащих информацию о деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и социально – правовых методах профилактики развития сектантства, организации работы правоохранительных органов в этой области);

Оказания содействия в подготовке специалистов по культово-ритуальным преступлениям; создания Межведомственных центров взаимодействия по вопросам изучения и профилактики религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства в каждой стране.

Усилия государств по противодействию распространения сектантства должны носить совместный и плановый характер. Это актуально ещё и потому, что в последние годы происходит активное сотрудничество и даже объединение в той или иной степени религиозных, псевдорелигиозных, светских сект с преступными организациями, в том числе террористическими, по всему миру.

ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Духовно-нравственный и экономический кризис вызывает у многих людей чувство неуверенности, незащищенности. В этих условиях обостряется интерес к проблеме жизни и смерти, бессмертия. Испокон веков ответы на эти вопросы давала религия. К.Юнг считал, что религия придает жизни общую смысловую структуру, без которой жизнь казалась бы людям бессмысленной и которая позволяет установить связь с глубочайшими образами (архетипами) коллективного бессознательного.

Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.

Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX в. - обнаружила себя в нашей стране в последнее десятилетие, стала его характерной чертой. В США возникновение «новых религий» зафиксировано с 50-60 годов. С конца 50-х и до середины 80-х годов там было положено начало стольким религиозным новациям, что ученые стали говорить о настоящей эпидемии. Американский религиозный бум был импортирован в Западную Европу. наши страны открыли свои границы, когда этот процесс в Америке и Европе угасал. Поэтому на территории Беларуси функционирует очень ограниченное количество новых религиозных объединений - около 42, а новых проблем они принесли с собой множество.

Деструктивное религиозное объединение - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности, а так же к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществе в целом, практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам.

Псевдорелигиозные неокульты многие исследователи относят к деструктивным, так как они не оставляют за привлеченными никакого права, обрушивая на них поток специальных приемов, которые наносят психическому здоровью их членов непоправимый вред они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью.

Влияние деструктивных культов на развитие личности исследует ряд ученых и практиков педагогики, психологии, теологии, которые занимаются проблемами, связанными с критическим изменением, соотношения гуманность/религиозность в белорусском и росийском обществе, и среди них можно назвать А.И. Осилова, О.В. Дьяченко, А.Л. Дворкина, А.С. Майхровича, Т.П. Короткую, В.С. Прокошину и др.

На современном этапе в Беларуси, по данным Госкомитета по делам религии и национальностей Республики Беларусь, существует 11 организаций, деятельность которых признана деструктивной и противоречащей законам Республики Беларусь. Среди них: Великое Белое братство («Юс-малос»»); «Дети Бога» или «Семья»; «Церковь объединения», или «Церковь Муна», Сайентологическая церковь; «Аум Синрикё»; Церковь учеников Иисуса Христа»; «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»; «Лига духовного возрождения С.Дхарма»; «Ахмадиа»; «Сатанисты».

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).

Членство в деструктивном культе, как отметили участники научно-практической конференции «беларусь: Религиозное сектанство и молодежь», является результатом двух взаимодействующих факторов:

  1. тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать и удерживать культистов;
  2. личная уязвимость потенциального новичка.

Теоретическое исследование причин вступления в деструктивные секты, а так же исследование, проведенное нами с бывшими членами новых религиозных объединений и их потенциальными членами, помогло выявить основные предпосылки вовлечения в подобного рода организации: интеллектуальные, эмоциональные, социальные духовные. на первое место респонденты ставят эмоциональные причины, среди основных выделяют: одиночество, недостаток общения - 46,7%, желание почувствовать свою значимость - 26,7%; слабую волю в жизни - 13,3%; личные кризисы - 13,3%; непонимание со стороны окружающих - 13,3%; неустойчивую систему ценностей - 13,3% опрошенных.

Было проведено исследование на базе БГПУ им. Максима Танка, в анкетировнии приняло участие 83 студента (студенты 5 курса факультета белорусской филологии и культуры, студенты 2-3 курсов факультета социально-педагогических технологий, а так же магистранты БГПУ им. Максима Танка) в возрасте 18-25 лет. Из них мужчин 6 (7,2 %), женщин - 77 (92,8%).

Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодых людей, вовлеченных в секты, и молодежи, подвергаемой вовлечению в них, показал, что духовные ценности в системе приоритетов современной молодежи занимают далеко не первые позиции. Исследователи пришли к выводу, что в основе жизненного мира молодежи, состоящей в разнонаправленых религиозных образованиях, лежат именно духовные ценности (80% испытуемых).

Социально-значимые вопросы психологии религии в настоящее время привлекаю большое внимание социологов, психологов, педагогов, культурологов. Это связано с быстрым и широким распространением на территории Беларуси и России нетрадиционных религиозных учений, в том числе тоталитарных деструктивных религиозных сект, которые нередко наносят ущерб духовному, психическому и физическому здоровью человека, таят угрозу историко-культурным традициям общества в целом. Чаще всего в них вовлекается, подчас обманным путем, молодежь.

Информированность студенческой молодежи г. Минска по проблеме деструктивных культов характеризуется следующим образом: 61,7 % опрошенных не знакомы с деятельностью деструктивных сект, остальные имеют недостаточно четкие представления о деструктивных сектах и культах как социальном явлении. И.Е. Метлицкий отмечает, что легкость, с которой юноши и девушки позволяют сектантам увлечь себя, объясняется отсутствием у них осведомленности о действительных целях неокультистов.

По мнению респондентов, деструктивная секта — это группа, в которой есть жесткая структура управления (38,5 %% подавляется индивидуальность члена группы (40 %), люди объединены конкретной идеей, программой (28 .%), осуществляется обманная вербовка членов группы (41 %), от рядовых членов скрываются истинные цели и намерения (61,5 %).

На нашу просьбу назвать наименования религиозных организаций, которые, по их мнению, можно было бы назвать сектой, откликнулось 30% опрашиваемых. Оставшиеся 70% обнаружили слабую информированность, и в ответах часто фигурировали выражения "не знаю, затрудняюсь". Можно считать эту группу респондентов недостаточно защищенной против сектантской вербовки. Названия упомянутых в опросе религиозных организаций приведены в диаграмме в порядке убывания частности.

Деструктивные религиозные организации

1 — Сатанисты

2 — Свидетели Ие говы

3 — Баптисты

4 — Аум Сенрикё

5 —Общество сознания Кришны

6 — Пятидесятники

7 — Белое Братство

8 — Церковь Христа

9 — Учение А. Иванова

10 — Сайентология

11— Лига Возрождения

12 — Ахмадна

13 —Бахай

В этом перечне прослеживается заметное влияние средств массовой информации, так как в последние несколько лет наибольшее количество репортажей по телевидению было именно по поводу деятельности «Сатанистов», «Свидетелей Иеговы», «Аум Сенрикё», «Белого Братства».

Нами была разработана и апробирована лекция-аудиовизуализация (как одна из форм профилактики вовлечения в деструктивные секты) с последующим запланированным контролем усвоенной информации. Проведенные исследования показали: 60% магистрантов БГПУ им. Максима Танка усвоило 100 % прослушанной информации, остальные 40% - большую половину предложенной лекции-аудиовизуализации. Сравнительный анализ с исследованием, проведенным в 2003 году (в исследовании принимали участие подростки гимназии № 146 г. Минска н подростки СШ № 176 г. Минска, свидетельствует, что 69,4 % подростков гимназии № 146 усвоило 100% информации, подростки СШ № 176 - 38,4 % информации. Таким образом, проведение подобного рода лекций будет являться эффективным средством профилактической работы в учреждениях образования.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в проведении профилактики на всех ее этапах:

  • укрепление семьи;
  • обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;
  • соответствующая подготовка педагогических кадров;
  • активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения; объединение усилий государственных, негосударственных, молодежных, традиционных для Республики Беларусь религиозных организаций.

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Тенденция распространения новых нетрадиционных религиозных движений в Беларуси и в зарубежных странах говорит о ее увеличении. Расширить знания и обеспечить молодежь необходимой информацией по проблеме сектантства стало актуальной проблемой в современных условиях.

16 признаков тоталитарных сект

«Легче сопротивляться вначале, чем в конце».

Леонардо да Винчи

Вырвались на улицу тёплые весенние деньки. Это обрадовало не только праздно гуляющих, но и городских «охотников», которые стремятся заманить этих гуляющих в сети своих организаций. Я толкую о сектах. Как же с первых слов понять, куда вас приглашают? Как избежать опасности быть втянутым туда, куда ты не стремился?

Итак, ты должен брать ноги в руки и бежать, если: тебя встретили люди, утверждающие, что:

  1. В их группе ты найдешь то, что до сих пор напрасно искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча с ними открывает для тебя совершенно новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение их групп ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

В результате:

  1. Тебе трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить. Ты должен пережить это - пойдем сейчас с нами в наш центр».

Тебе говорят, что

  1. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  2. Учение группы считается единственным настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  3. Критика со стороны людьми, не принадлежащими к группе, считается доказательством ее правоты.
  4. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  5. Группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя
  6. Ты должен стать членом группы.

В результате:

  1. Группа ограничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  2. Группа желает, чтобыты разорвал свои «старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  3. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  4. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
  5. Тебе очень сложно оставаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  6. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно старался, участвовал действовал.

Запомни 16 признаков тоталитарных сект - и будь осторожен!

К вопросу о причинах возникновения религиозных групп деструктивной направленности.

После распада СССР утрата идеалов стала причиной определенного духовного вакуума, который естественно возник на месте ушедшей доминирующей идеологии. этот вакуум мгновенно попытались заполнить представители разного рода нетрадиционных религиозных и околорелигиозных систем, причем активность их стала столь высокой, что это начало вызывать определенное общественное беспокойствоэ. В отличие от религиозных религий, история которых насчитывает многие столетия, новые религиозные организации пояились в Беларуси сравнительно недавно - около одного-двух десятков лет. Несмотря на то, что общество, как правило, реагирует на все новое довольно осторожно, нетрадиционные религии нашли для себя благодатную почву, которой стала полная религиозная безграмотность и как следствие - беззащитность перед экспансией новых культов. Представители традиционных религий и государственных органов не смогли вовремя распознать приближающуюся опасность и спохватились уже тогда, когда это явление пустило глубокие корни. Поэтому, такие понятия как «неокульт», «деструктивная секта» и т.п., стали расхожими даже в повседневной речи.

Новые религиозные системы, появившиеся в последние десятилетия в Беларуси, известны под разными названиями: «нетрадиционные культы», «тоталитарные секты», «религия нового века». особую категорию составляет группа новых религиозных культов, получивших название «деструктивных», т.е. разрушающих сознание человека (6). Именно факт существования этих объединений делает данную проблему особенно актуальной. Под деструктивным культом понимается организация (как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах авторитаризма и иерархической форме управления. результатом может быть разрушение личности и волевых качеств на дегуманизацию человека.

Согласно целому ряду источников, в Беларуси в настоящее время действует несколько религиозных организаций, признанных деструктивными (4). Наиболее агрессивными, а как следствие - социально-опасными, являются культы, объединенные собирательным названием «сатанизм». несмотря н а то, что сатанизм уже давно стал серьезной проблемой духовной жизни нашего общества, никаких основательных исследований по этой теме в нашей республике до сих пор не велось. Сложность проблемы заключается в том, что данное явление находится на стыке нескольких областей знания - религиоведения, истории, социологии, философии и психологии. При этом необходимо ответить, что одной из закономерностей психологического развития в онтогенезе для молодежи является формирование мировоззрения, философская направленность личности и потребность разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении (3). Причем такая возвышенная философская, метафизическая установка и романтизм признаются характерными для юности всеми психологами независимо от того, в какай социально-экономической системе они живут. Несмотря на совершенно различное содержание высказываний, принадлежащих молодежи разных стран и слоев общества, все они отличаются все тем же стремлением понять жизнь, ее смысл и найти в этой жизни свое собственное место (2).

Этим явлением в некоторой степени может быть объяснено н то, что, например, среди немецких юношей н девушек массовый характер приобрело фашистское мировоззрение. Часто ошибочно думают, что воспитание в юношеском возрасте национал-социалистской идеологии и психологи заключалось якобы лишь в "развязывании", в "высвобождении" у молодежи примитивных "звериных" влечений и инстинктов. Нет, фашистская идеология и психология прививались юношам именно в соответствии с их возрастными особенностям "сверху" через извращение идеала," через "романтику" жестокости и убийства: и самые низменные, изуверские, жестокие поступки культивировались у молодежи через зловещую фашистскую романтику .

Аналогично и в соответствии с изложенными выше закономерностями действуют представители деструктивных неокультов Появление сегодня подобных организаций в нашей республике и усиление их активности закономерно совпадают с явлениями духовного кризиса в обществе. Люда ощущают неуверенность в завтрашнем дне. Испытывает тревогу и депрессию, социальную апатию.

Еще В.Фраякл обратил внимание, что все больше людей жалуется на бессмысленность, опустошенность, "внутреннюю пустоту", он назван это состояние "зкметенц&оштжьш вакуумом." Этнология экзистенционального вакуума, соптасно Франклу, происходит из отсутствия у человека побуждений н инстинктов, говорящих, что ему нужно делать, условностей, традиций ценностей, которые обеспечивают ему выбор того, что ему должно делать ; под ред.Ю.А. Харина. - Минск: Народная асвета, 2002. - Кн. 4: Человек в мире культуры. - 191 с.

Основные вопросы

    Религиозная секта как виктимогенный фактор социализации современной молодежи.

    Социальная природа и особенности современных нетрадиционных религиозных культов.

    Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.

    Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.

    Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты.

Ключевые понятия

Традиционная религия, секта, тоталитарная секта, деструктивная секта, адепт, неофит, неокульт, новые религиозные организации, консультация о выходе, педагогическая профилактика.

    Кутузова, Н. А. Новые религиозные организации в Беларуси: классификация и причины распространения в молодежной среде / Н. А. Кутузова // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - № 5. - С. 34-40.

    Маскалевич, Ю. А. Студенческая молодежь: взгляд на проблему деструктивных сект / Ю. А. Маскалевич // Сацыяльна-педагапчная работа. -2007. - № 6. - С. 25-27.

    Осипов, А. И. Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / А. И. Осипов; под ред. А. И. Осипова. - Минск: Беларусь, 2000. - 255 с.

    Прокошина, Е. С. Неокульты: идеология и практика / Е. С. Прокошина [и др.]; под общ. ред. А. С. Майхровича, Е. С. Прокошиной. -Минск: Четыре четверти, 2005. - 195 с.

Религиозная секта как виктимогенный фак­тор социализации современной молодежи

Религия и религиозные организации традиционно выступали и выступают в качестве важнейшего фактора социализации человека после семьи.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес молодых людей к вопросам религии, обращенность к религиозным традициям и верованиям. Вера для молодых людей приобретает многозначный смысл: это и групповая принадлежность, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время молодежь - это

наиболее уязвимая часть общества. Факторами риска для молодежи являются напряженная эмоциональность, романтизм, максимализм, непродуманность решений, потребность во внешнем одобрении. Подверженность этим факторам способствует переориентации молодых людей с традиционных религий на новые религиозные объединения (НРО), многие из которых имеют явно деструктивный характер.

Определяя сущность традиционных религий, следует сказать, что они составляют часть исторического, духовного, социального и культурного наследия определенной страны и этим определяют духовные и культурные традиции народов, населяющих государство.

В отличие от традиционных, тоталитарные религиозные объединения будут чужеродными в любой стране, ибо они разрушают систему ценностей, выработанных народом. Тоталитарные религиозные объединения, по сути, являются деструктивными, так как они разрушают личность. Термин «тоталитарность» в данном случае делает акцент на методах деятельности объединения (см. приложение Е).

В современной науке используется ряд синонимичных понятий для обозначения нового типа религиозных организаций: религиозная секта, религиозный культ, тоталитарная секта, нетрадиционная религия, новые религиозные движения. По нашему мнению, наиболее содержательным и целесообразным термином является «деструктивная религиозная секта».

Секта (лат. secta - учение, направление, школа) - это: 1) организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им; 2) тип религиозной организации, характеризующийся закрытостью, строгим членством, харизматическим лидерством, критическим отношением к действительности.

Тоталитарная секта (от лат. totalis - весь, полный) - организация, устанавливающая полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов.

Деструктивная секта (культ) - разновидность организации, чья культовая практика признается авторитетными социальными институтами общества разрушающей в отношении личности, ее духовного и физического здоровья, системы ценностей и образа жизни; нарушающей гарантированные права и свободы человека, нормы общественного порядка и нравственности.

Основными параметрами при оценке деструктивности религиозной секты, предложенными И. А. Галицкой и И. В. Метлик, являются отсутствие стабильного вероучения, нетерпимое отношение к другим религиям, обожествление лидеров, наличие абсурдных или опасных требований, апокалипсические запугивания, примитивность мировоззренческих доктрин, закрытость организации, навязчивое миссионерство, применение психического и физического насилия.

Главными критериями деструктивности религиозной организации являются : требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты; отвержение рационального, критического мышления у адептов религиозной организации; провозглашение исключительной мудрости, божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; искаженная интерпретация идей гуманизма, информационная блокада, обман или сокрытие части важной информации при вербовке, наличие тайных уровней посвящения и т. д.

Анализ причин ухода молодежи в деструктивные религиозные секты позволил выделить три блока причин данного явления. Первый блок составляют социальные причины, к которым относятся социально-экономическая и политическая нестабильность, социальное неравенство, девальвация нравственных ценностей и норм поведения. Второй блок - это причины социально-психологического и педагогического характера (кризис государственных институтов воспитания, дисгармония внутрисемейных отношений, отрицательное влияние социума). Третий блок включает в себя личностные причины (патохарактерологические особенности личности, деформация ценностных и смысложизненных ориентиров, некритичность мышления).

Эти причины выступают не изолированно, у каждого индивида они образуют свой причинный комплекс, который является неделимым целым, состоящим из детерминант первого, второго и третьего блока, которые в конкретных социально-педагогических и психологических условиях способствуют вовлечению молодежи в деструктивные религиозные секты.

Как показывает социально-педагогическая практика, основными причинами участия молодежи в деструктивных религиозных сектах являются мировоззренческий, деятельностный, экзистенциальный вакуум, социализационный и образовательный дефицит, в условиях которого у молодых людей возникают чувства ненужности и изоляции. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни толкают молодежь на поиск новой системы ценностей. Молодые люди, уходя от реальности в деструктивные религиозные секты, стремятся к самоутверждению и пытаются компенсировать свою отчужденность.

Белорусский исследователь Н. А. Кутузова называет следующие причины вступления молодых людей в НРО: 1) потребность в собственном игровом пространстве («Аркаим»); 2) рост популярных квазирелигиозных и паранаучных идей (астрология, парапсихология, уфология, психотроника, темпоралистика и др.); 3) пропаганда культа асоциального человека - борца с социумом, основанного на идеях вседозволенности,

биологического, расового, мировоззрения; 4) наличие социально-психологических и коммуникационных проблем.

Появление и широкое распространение различных религиозных сект является следствием аномии и отчуждения личности, которые характеризуются наличием состояния бессилия перед натиском внешних сил, ощущением бессмысленности своего существования, разрушением традиционных представлений о ценностях и нормах. В этих условиях некоторые люди могут легко оказаться жертвой иррациональных доктрин религиозного толка. Аномия побуждает к девиантным формам поведения и способствует виктимизации личности.

Социальную опасность деструктивных религиозных сект обусловливают следующие факторы: апокалиптическая направленность подавляющего большинства деструктивных религиозных сект, психические отклонения основателей и духовных лидеров большинства религиозных сект, наличие среди адептов и руководителей сект лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, высокая степень эзотеричности и конспиративности, приобщение молодежи к различным психоактивным веществам и наркотикам, проникновение сектантской идеологии в образовательные учреждения, а также религиозный фанатизм и экстремизм.

Культовые требования деструктивных сект направлены на превращение человека в асоциального или антисоциального индивида, ибо порицаются и отвергаются обычное поведение, нормы жизни и человеческие отношения (дружба, родство), требуется отказ от имущества (квартира, дача, вещи и др.) и передача их в общину, внушается пренебрежение к общественному мнению и национально-культурным традициям.

Многочисленные свидетельства показывают, что контроль сознания прихожан деструктивных культов осуществляется незаметно для рядовых членов объединения. Вновь приглашенного окружают заботой и вниманием, чтобы он ощутил мнимую заинтересованность в решении его проблем. В результате человек начинает проникаться сектантской идеологией и верить всем речам лидеров культа. Тонкая психологическая обработка, постоянные молитвы и песнопения, непрерывное общение с фанатичными членами секты приводят к тому, что у неофита быстро разрушается способность к критическому восприятию чуждого учения, а постоянная занятость делами организации, плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта в состояние, когда им легко управлять. Так завершается разрыв прежних социальных связей личности, так происходит ее «выпадение» из общества. Результаты страшны: для реабилитации члена секты требуется от 1,5 до 2 лет, да и то при помощи специально подготовленного психолога. Причем происходит такой возврат к реальной жизни далеко не в каждом случае; общее число

реабилитированных никогда не превосходит 20-22% от общего числа обратившихся за помощью.

Таким образом, среди негативных последствий приобщения к сектантской среде выделяются психические, психосоматические, соматические и социальные проблемы, а также нанесение эмоционального, финансового, физического и социального ущерба не только последователям секты, но и их семьям. Адепт деструктивной секты приобретает негативный опыт, вырабатывая на его основе индивидуальный стиль жизни, не совпадающий с приемлемым в обществе стилем и превращающий его в жертву социализации.

Социальная природа и Новые религиозные ортшнтащш

особенности современ- (НРО) активизировались в нашей стране в ных нетрадиционных 1990-х гг. Они настолько разнообразны, что религиозных культов в настоящее время в религиоведческой

практике используются различные основания для их классификации. НРО различают по источникам вероучения, степени вовлеченности в группу, способам организации групп, политическим и социальным ориентациям. Согласно классификации по источникам вероучения выделяются следующие группы НРО:

1. Псевдохристианские, основанные на идеях и культовых элементах христианского вероучения, но критикующие христианство, претендующие на роль «подлинных носителей откровения». К ним относятся «Богородичный центр» или «Вселенская церковь Божьей Матери Преображающейся» И. Береславского, «Дети Бога» или «Семья любви» Д. Берга, «Церковь Последнего Завета» Виссариона, «Церковь Христа», CARP и новая «Пророческая школа» С. М. Муна, «Адвентисты седьмого Дня», «Свидетели Иеговы» и др.

Идеи этих НРО далеко не безобидны. Например, в основе культа «Свидетелей Иеговы» лежат идеи, несовместимые с Православием. Так, иеговисты утверждают, что весь мир делится на «истинных христиан» (то есть членов секты) и «сатанистов» - всех остальных жителей планеты. Более того: они утверждают, что скоро начнется последняя битва Иеговы с окружающей действительностью, в результате которой все государства погибнут, а на их месте образуется единая империя во главе с Мировым правительством, после чего наступит «тысячелетнее царство добра». Таким образом, под видом агитации разжигается заурядная религиозная рознь и культивируется ненависть к своей стране, что противоречит не только всему Православному учению, но и Конституции страны.

В организации такого рода вступают молодые люди, имеющие примитивное представление о сущности христианства, психологически

    Неоориенталистские - организации провосточной ориентации, привлекающие экзотикой и «сохранением тайных знаний». Среди них -«Международное Общество Сознания Кришны», «Лига Духовного Возрождения Санатана Дхарма», медитационные центры Ошо, «Белорусский центр Всемирного духовного университета Брахма Кумарис», кружки изучения «трансцедентальной медитации». Членами данных организаций обычно становятся студенты «творческих» и гуманитарных специальностей в возрасте от 20 лет и старше, стремящиеся, по их словам, «познать истину».

Идеи ряда НРО этой группы весьма опасны. Так, например, кришнаиты считают благом убийство во имя своих религиозных принципов. Сама жизнь рассматривается ими как индивидуальная душа, постоянно меняющая свое тело, поэтому смерть - простая смена одежды.

    Оккультно-мистические, строящие свои доктрины на вере в сверхъестественные скрытые силы природы и человека. Эта группа представлена наибольшим количеством организаций. Наиболее известные из них: «Учение Живой этики» («Агни-Йога») Рерихов; теософские кружки, изучающие «Тайную доктрину» Е. П. Блаватской, «Великое Белое Братство» («Юсмалос»), «АУМ Синрике» Секо Асахары, «Сайентологическая церковь» или Центр Дианетики Р. Хаббарда, учение «РЕЙКИ», организация «Универсальная Энергия и человек» и др. В числе адептов этих организаций также преобладают студенты-гуманитарии. Особой популярностью пользуется «Сайентологическая церковь». Эта религиозная секта существует более трёх десятилетий, объединяет до 5 миллионов последователей и пропагандирует «постижение Истины» путем изнурительных упражнений в сочетании с аппаратными методами, которые воздействуют и на физическое, и на душевное состояние человека. Благодаря модернистским методам, деятельность Центра Дианетики вызывает большой интерес у студентов вузов, а также у творческой интеллигенции.

    Неоязыческие организации и магические культы, не имеющие постоянной организационной структуры, например «Растафари». Они строят свои доктрины на совмещении элементов языческой культуры и верований разных народов. Особое значение в доктринах придается экологической тематике. Организации этой группы достаточно популярны в различных возрастных группах. Их популярность основывается на магических практиках и вполне объяснима широким интересом людей к кино-, видео- и литературной продукции в жанре «фэнтези».

Некоторые организации этой группы основываются на идеях национальной и расовой исключительности. Примером таких организаций служат «Схорон Еж Славен» и «Коловрат».

5. Криминальные псевдорелигиозные структуры, использующие из религии только ритуальное оформление своей деятельности и не являющиеся религиозными по своей сути. Например, группы сатанистов, членами которых становятся чаще всего представители малообеспеченных и социально уязвимых кругов (учащиеся школ, ПТУ - дети в основном из неблагополучных семей). Настольной книгой каждого последователя этого культа является так называемая «Черная Библия», написанная американцем Ла Веем и требующая регулярных жертвоприношений на алтарь Дьявола.

Одними из основных проблем, характерных для НРО, являются проблемы сексуальных отношений, наркотиков и суицида.

Взаимоотношения полов в рамках НРО могут принимать совершенно разные формы: от безбрачия, соблюдаемого обществом Брахма Кумарис, до промискуитета, поощряемого движением Бхагвана Раджниша, и «революционного секса», практиковавшегося Детьми Бога, у которых половым актам велся счет, поскольку они использовались для привлечения в движение денег и новых приверженцев. Некоторые самые чудовищные сообщения о НРО касаются вовлечения в сексуальные ритуалы детей, что имело место в группах поклонников сатаны. Любое рода сексуальное насилие над детьми, безусловно, является серьезным преступлением, об известных случаях которого следует незамедлительно оповещать правоохранительные органы.

Многие движения, как, например, Церковь Сайентологии или буддийская Нитирэн Шошу, ничем не выделяются в своей позиции по этому вопросу. Их адепты практикуют такие же половые отношения, как и общество в целом.

Говоря о проблеме наркотиков , следует отметить, что в рамках НРО она выглядит неоднозначно. Существуют НРО, в которых поощряется употребление запрещенных законом наркотиков. Так, Растафари часто курят ганджу (вид марихуаны, выращиваемой на Ямайке), превращая это в своего рода таинство - ритуал, который может быть соотнесен с «приятием чаши». Некоторые неоязыческие и оккультно-мистические группы отстаивают право на употребление «священного вещества» как «могущественного орудия», используемого в сакральных целях («Великое Белое Братство»). Ряд НРО не мешают своим членам употреблять наркотики, хотя сами и не являются сторонниками подобной практики. Многие НРО (например, Общество Сознания Кришны или Брахма Кумарис) категорически запрещают использование наркотиков. Некоторые НРО продвигают широкомасштабные программы по борьбе с наркоманией. Например, у Сайентологической миссии есть программа «Нарконон», рекомендованная Минздравом РФ для ведения в школьную программу и впоследствии отмененная, однако не запрещенная и свободно действующая на территории России. В США программа

«Нарконон» является легальной и сертифицированной медицинской комиссией, хотя ее полезность оспаривается до сих пор многими противниками Сайентологических практик и методов.

Не менее актуальна для НРО и проблема суицида . Известен и получил широкий общественный резонанс случай с НРО «Великое Белое Братство», где только с помощью вмешательства властей было приостановлено предполагаемое массовое самоубийство членов секты. Следует отметить также, что в случае с НРО «Белое Братство», помимо подстрекательств к самоубийству, были еще и подстрекательства к массовым беспорядкам, а НРО «Аум Синрике» совершила акт массового отравления пассажиров токийского метро, что привело к закономерному и необходимому вмешательству юридических, законодательных и даже силовых структуры.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается около 600 неокультов, из них десятки функционируют под видом общественных, просветительских, лечебно-оздоровительных, спортивных объединений или различных школ, центров, курсов. Наряду с НРО, имеющими официальную регистрацию (бахаи, кришнаиты и др.), появились деструктивные НРО, не прошедшие процедуру обязательной регистрации в государственных органах (экспертный совет при Государственном комитете по делам религий и национальностей Республики Беларусь).

В настоящее время в РБ принят пакет документов, позволяющих в соответствии с международными нормами права более эффективно регулировать деятельность религиозных конфессий, защищать религиозные традиции народа от деструктивного воздействия НРО, гарантируя при этом каждому человеку свободу как религиозных, так и атеистических убеждений. В числе таких документов - Закон РБ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 1992 г. (в новой редакции от 31.10.2002 г. «О свободе совести и религиозных организациях»), в котором закреплен порядок взаимоотношений школы и религиозных организаций (ст. 9) (см. приложение Ж).

Профилактика вовле­чения молодежи в деструктивные религиозные секты

Исходя из степени вовлеченности в религиозное сектантство, педагогическая работа с учащимися подразделяется: 1) на общую воспитательную работу с детьми; 2) на воспитательно-коррекционную работу с учащимися группы риска; 3) на реабилитационную работу с учащимися, находящимися под воздействием религиозных сект.

По отношению к молодым людям, уже ставшим адептами какого-либо НРО, социальному педагогу совместно с психологом следует организовать реабилитационную работу с культистом, одной из основных

форм которой является консультация по выходу их из секты с привлечением членов семьи.

Консультация о выходе - это предоставление человеку информации о принципах и практических приемах восстановления его социальной идентичности. Консультация предполагает почтительный диалог в открытой обстановке, дополненный образовательными материалами в виде подходящих литературных, подлинных исходных материалов (первоисточников), сообщений средств массовой информации и личных свидетельств.

Главная помощь может быть оказана при хорошо спланированной работе близких и родственников адепта и специалиста, который помогает как семье, так и самому культисту. В качестве группы используются семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами «не деструктивного действия». Необходимо учитывать, что во время знакомства с культом завербованный получает только одностороннюю информацию со стороны культа, а вовсе не исследует обе точки зрения. Группа - это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.

Особенностями консультирования о выходе являются :

    значительная роль предварительного сбора информации;

    активное участие семьи и близких (но не семейная терапия!);

    «командная» работа консультантов;

    длительность и интенсивность;

акцент на предоставление информации как на единственную цель консультирования, т. е. на информирование вместо психотехники; участие бывших культистов.

Правильное понимание мышления культиста и расстановка приоритетов в его сознании - основа успеха по выводу человека из культа.

Чтобы обеспечить духовную безопасность общества и, прежде всего, молодежи, необходимы серьезные меры по ликвидации религиозной безграмотности как административных работников, педагогов, психологов, так и населения (и, в первую очередь, молодежи). Особая роль в решении данной проблемы отводится педагогической профилактике.

Педагогическая профилактика - это способ организации социальной среды ребенка, препятствующий приобщению к ее негативным явлениям (наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции, религиозным сектам и др.), предотвращающий формирование зависимого поведения и отрицательное влияние на гармоничное развитие личности.

Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты - комплекс социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и факторов вовлечения молодежи

в религиозные секты, на предупреждение развития и нейтрализация негативных личностных, педагогических и социальных последствий вовлечения в религиозные секты деструктивного характера.

Система предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты включает следующие виды профилактической работы:

первичную профилактику, целью которой является предупреждение вовлечения молодежи в секты;

вторичную профилактику, предотвращающую развитие негативных последствий психологических методов воздействия на личность молодых людей, имеющих опыт общения с сектантами;

третичную профилактику, являющуюся социально-педагогической реабилитацией адептов со сформированной зависимостью от сектантской среды.

Педагогическая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность учителя, психолога и социального педагога в образовательном учреждении, включающую устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности: медико-санитарное и правовое просвещение; воспитательно-разъяснительную деятельность; психолого-диагностическую деятельность и психокоррекцию; организационно-методические мероприятия, содействующие формированию здорового образа жизни учащихся; оформление карты развития личности. Она направлена на формирование смысложизненных ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности, развитию критического мышления и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, а также на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивного решения конфликтных ситуаций и навыков здорового образа жизни у молодых людей.

Задачами педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты являются: формирование культуры поведения, способствующего обеспечению психологической защиты в ситуациях риска; формирование смысложизненных ориентиров и позитивной самооценки; активизация критического мышления; развитие умений противостоять групповому давлению, конструктивно разрешать конфликтные ситуации; формирование навыков здорового образа жизни; недопущение в стены общеобразовательных учреждений миссионеров, проповедующих любые религиозные идеи; выявление молодежи группы риска, наиболее подверженной вовлечению в религиозные секты.

Педагогическими условиями , обеспечивающими эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, являются:

Выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

    проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями;

    повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

    повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

    реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих института гражданского общества: социального института государства, средств массовой информации, семьи.

Педагогическая модель Педагогическая модель предупреж-

предупреждения вовле- дения вовлечения молодежи в религиозные

чения молодежи в секты синтезирует три профилактических

деструктивные рели- компонента: психологический (системное тозпьм секты формирование знаний личности о себе, своих

чувствах и способностях; формирование адекватной самооценки, позитивной «Я-концепции»), образовательный (формирование знаний о здоровом образе жизни, умений делать выбор, ставить жизненные цели гуманного характера и стремиться к их достижению), социальный (формирование навыков общения, самореализации, самоутверждения).

Целью педагогической модели является создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка. Задачи модели :

повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

    воспитание культуры здорового образа жизни; формирование активной жизненной позиции подростков

и юношей, включение в позитивные социальные отношения; в самостоятельную творческую деятельность;

    выявление причин деформации личности;

активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов.

Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях включает теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический блоки.

Теоретико-методологический блок отражает создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей личности учащегося в саморазвитии, самоопределении, самовоспитании и самореализации, основанных на системном, деятельностном, комплексном и гуманистическом подходах.

Психолого-педагогический блок определяет содержание работы, учет личностных и возрастных особенностей учащихся. Необходимыми условиями предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях являются: выявление молодых людей группы социального риска; личностно ориентированное взаимодействие с культистами при проведении систематических антисектантских мероприятий; повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей.

В технологическом блоке представлена диагностика, последовательно раскрываются этапы реализации модели, каждый из которых ориентирован на достижение конкретных целей и представлен в следующей таблице:

Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в