Праздник преставление апостола и евангелиста иоанна богослова. Преставление святого апостола Иоанна Богослова: история праздника. Служба на Преставление Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

) Православная Церковь вспоминает преставление св. славнаго и всехвальнаго апостола девственика и наперсника и возлюбленника евангелиста Иоанна Богослова (Бд.).

По случаю Праздника делимся обстоятельным рассказом о жизни и творениях св. ап. Иоанна от старообрядческой инокини Ливии, который она подготовила специально для наших читателей.

Святой апостол Иоанн Богослов – «апостол любви» и «сын громов», был одним из самых любимых учеников Господа нашего Исуса Христа. Вместе с верховным апостолом Петром и братом своим Иаковом Зеведеевым он был удостоен особых откровений при земной жизни Спасителя: чудесного Преображения на горе Фаворе; беседы на Елеонской горе о последних временах и судьбах мира. Он был свидетелем «моления о чаше» в Гефсиманском саду, когда Господь, в ожидании крестных страданий, отошел на молитву с теми же тремя избранными учениками, которым, в недавнем времени, являл и Божественную славу Свою. Среди всех апостолов он один стоял при Кресте Господнем, вместе с Пречистой Богородицею, и за то сподобился, по слову Господню, взять на себя сыновнее о Ней попечение.

Св.Иоанн Богослов в молчании

Св. Иоанн Богослов дожил до глубокой старости, избегая, с помощью Божией, многочисленные козни врагов христианства и терпя всевозможные искушения и напасти ради проповеди Слова Божьего. Так, после Успения Пресвятой Богородицы, он с учеником своим св. ап. Прохором направился в Ефес, корабль их затонул и, хотя все смогли благополучно добраться до берега, сам св. апостол Иоанн был только на сороковой день выброшен волной на остров.

о.Патмос Св.Иоанн Богослов с житием. Кострома, 16 век

При императоре Нероне св. Иоанна привели в Рим, где заставили выпить чашу с сильнейшим ядом, затем бросили в котел с кипящим маслом. Однако он, по благодати Божьей остался невредимым. После этого св. ап. Иоанна сослали на о. Патмос, где он написал Св. Евангелие и книгу «Откровение» (Апоколипсис), в которой содержится пророчество о последних временах перед Вторым Пришествием Христовым.


Апокалипсис трехтолковый, начало 17 века

Будучи глубоким старцем в возрасте ста с лишним лет, святой Иоанн живым лег в могилу и приказал ближайшим своим ученикам засыпать его землей. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения, чтобы попрощаться с телом, но, когда открыли гроб, увидели, что он был пустым. Сохранилось предание, что св. ап. Иоанн Богослов был взят живым на небо, чтобы вместе с пророками Енохом и Илией в последние времена спуститься опять на землю ради обличительной проповеди и принять мученическую смерть от руки антихриста.

Феофилакт Болгарский: Предисловие к Евангелию от Иоанна

Сила Духа Святаго, как написано (2 Кор. 12, 9) и как веруем совершается в немощи, но и разума, и красноречия. Это видно как из много другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом.

Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого или иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (4, 13). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимаются рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида.

Однако ж смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении не замечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и не могущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «и Слово стало плотию» (1, 14).

Св.Иоанн Богослов с учеником св.Прохором, 16 век

Иные говорят, что православные и просили написать его о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Исус был простой человек. Говорят также, что святый Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолам. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо «блаженны, – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 18).

Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник Пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужеского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господа, а посему сын ея Иоанн племянником Господу.

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ея. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью Божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с другими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться Божественной благодати.

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно, он один только, а матерей оказывается у него три: родная – Саломия; гром, ибо за великий глас в Евангелии он – сын громов (Мк. 3, 17), и Богородица, ибо сказано: «се Матерь твоя» (Ин. 19, 27). Сказав это прежде изъяснения, мы должны начать теперь и разбор самых речей Иоанновых.

В Евангелии и в посланиях св. апостола Иоанна с особенной силой и проникновенностью раскрывается заповедь Христа Спасителя о жертвенной любви к своим ближним. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет большей той заповеди, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12-13). «Любовь мы познали в том, что Он положил за нас душу свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1-е Ин., 3, 16). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Ин., 4, 20).

И вся земная жизнь святого апостола была высоким образцом искренней и нелицемерной любви к Богу и к людям, о чем говорят многочисленные повести, составленные по житию его. Здесь хочется привести целиком одну замечательную и очень трогательную историю, в пример того, как должны мы на самом деле исполнять свои первые христианские заповеди – заповеди о любви и милосердии. И не только к праведным и приятным нам людям, но и к согрешающим, чтобы помочь восстать и обратиться к покаянию.

Климент Александрийский (?-217):

Выслушай не сказку, а рассказ об апостоле Иоанне. Его нам передали, а мы его крепко запомнили. Вернувшись после смерти тирана с Патмоса в Эфес, он, по приглашению, навещал ближайшие местности – где поставить епископов, где устроить целые Церкви, где ввести в клир человека, указанного Духом.

Придя в один город неподалеку (некоторые называют и его имя), он водворил спокойствие среди братьев, и, заметив юношу, видного собой, красивого и пылкого, апостол обратился к тамошнему епископу, которого поставил: “Я целиком вверяю его тебе пред лицом Церкви и Христа”. Епископ юношу взял и все пообещал; а Иоанн повторил свои слова и просил вновь их засвидетельствовать.

Затем он отбыл в Эфес, а епископ, взяв к себе в дом порученного ему юношу, содержал его, опекал, оберегал и, наконец, окрестил. Теперь он стал менее заботлив и менее охранял его, считая вернейшей охраной печать Господа.

К юноше, преждевременно выпущенному на волю, на погибель ему, пристали сверстники - отъявленные бездельники, привыкшие к дурному. Сначала они водили его с одного роскошного пира на другой, затем повели ночью на воровство, а затем сочли способным участвовать и в больших преступлениях.

16 век. Третьяковская галерея св.Иоанн Богослов в житии

н постепенно привыкал и по своей богатой природе, словно мощный, норовистый конь, закусил удила, свернул с прямой дороги и понесся прямо в пропасть.

Отчаявшись наконец спастись в Боге, он стал замышлять дела немалые раз все равно погибать, так уж страдать наравне с другими, свершив нечто крупное. Он собрал разбойничью шайку из тех самых товарищей и стал истым ее главарем: насильником, убийцей, злодеем паче всех.

Между тем, по какому-то нужному делу пригласили Иоанна. Он, устроив все, ради чего прибыл, говорит: “Теперь отдай нам, епископ, залог, который я и Христос вверили тебе, чему свидетельницей Церковь, который ты управляешь”

Откровение св.Иоанна Богослова

Епископ сначала перепугался, думая, что его ложно обвинили в похищении денег, которых он не брал, он не мог согласиться с тем, чего не было, но не мог и не доверять Иоанну. “Юношу и душу брата твоего требую”,- сказал тот. Тогда епископ застонал из глубины сердца и сказал: “Умер он”.- “Как и какой смертью?” - “Умер для Бога: законченный негодяй и, более того, разбойник; вместо Церкви он теперь на горе с воинством ему подобных”.

Апостол разорвал на себе одежду и, громко стеная, осыпал ударами свою голову: “Хорошего же стража оставил я брату! Коня мне и кого-нибудь проводником”. И прямо тут же он, как был, поскакал от церкви.

Приехав, куда указали, он был схвачен разбойничьей заставой, но не стал ни убегать, ни отпрашиваться, а кричал: “Я за тем и пришел: ведите меня к своему начальнику”.


св.Иоанн Богослов в молчании, 17 век

Тот вооружился и стоял, поджидая, но, узнав подходившего Иоанна, кинулся от стыда бежать. Иоанн, забыв свои лета, погнался за ним что было мочи с воплем:

“Дитя, что ты бежишь от меня, своего отца, от безоружного, от старого? Пожалей меня, дитя! Не бойся, есть у тебя еще надежда на жизнь. Я отвечу Христу за тебя; если нужно, смерть за тебя приму, как принял ее за нас Господь. Душу отдам за тебя. Остановись же, поверь: Христос послал меня”.

Разбойник слушал, постоял, сперва потупившись, затем бросил оружие и, содрогаясь в горьких рыданиях, обхватил подошедшего старца; защитой ему был его плач, слезами он крестился вторично. Все время, однако, он прятал правую руку.

Апостол клятвенно поручился, что обретено ему прощение у Спасителя; умолял его, стоял на коленях и поцеловал правую его руку, как очищенную покаянием, и привел его таким образом обратно в Церковь. Непрестанно молясь за него, непрестанно упражняя его в посте и сам постясь с ним, наставляя его всячески умилительными сказаниями, он оставил его, говорят, не раньше, чем водворил в Церковь того, кто подал великий пример истинного покаяния, великое знамение возрождения и победный знак зримого воскресения».

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.

св.Иоанн Богослов, Данилов монастырь, 17 век

Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.
Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью.

Из кратких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Исус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 – 40; Лк. 9; 49 – 50: Лк. 9, 54 – 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова “сынами грома” (Боанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Исус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия.

Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью.

Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 – 9).

По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 – 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 – 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Исуса Христа (Ин. 1, 1 – 18; 1 Ин. 5, 1 – 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что “всякий, рожденный от Бога не согрешит” (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества

Символы евангелистов на меднолитых и писаных иконах

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Традиционно в господствующей церкви в наши дни при евангелисте Матфее изображается Ангел , как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом , в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом , подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.


Латинская иконография образов евангелистов

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.


Иконография XIX века, предположительно из Словении

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек , Марк – орел , Лука – вол , Иоанн – лев .

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек , Марк – лев , Лука – телец , Иоанн – орел .

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Исуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.


Миниатюра из “Евангелия Хитрова”, по имени одного из позднейших его владельцев – боярина Богдана Матвеевича Хитрова.

Объяснение блаженного Иеронима:

В Евангелии Матфея родословие Исуса Христа, в Евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в Евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в Евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Исусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Исуса Христа; телец – священническое служение Исуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Пример: Иоанн Богослов в молчании


Слева – гуслицкая икона второй половины XIX века. Фигура святого в красно-оливковых одеждах эффектно выделяется на золотисто-охристом фоне. Правой рукой апостол касается уст – знак безмолвия (что дало название иконе), левой указывает на текст Евангелия от Иоанна. Справа изображен ангел в восьмиугольном нимбе, олицетворяющий Святой Дух, символ премудрости. Символ евангелиста Иоанна-лев.

Справа-меднолитая икона XVIII века. Евангелист Иоанн изображен в виде орла.

Пример: Спас в силах

Справа -редкий меднолитой складень ХVI в. Оглавие и левая створка утрачены.

Данный народный праздник отмечается 9 октября 2019 года (дата по старому стилю - 26 сентября). Церковь в этот день справляет кончину апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Он был одним из трех самых приближенных учеников Иисуса Христа. Прошел с Учителем долгий и трудный путь до распятия. Заботился о Деве Марии до последнего ее вздоха.

После этого пошел по малоазийским городам проповедовать слово Божие. Был судим во времена гонений на христиан при императоре Нероне и приговорен к ссылке на остров Патмос. По истечении данного вида наказания вернулся в Ефес, где продолжил богоугодное дело.

Предчувствуя скорую кончину, Иоанн попросил своих учеников приготовить ему могилу в виде креста. Легши в нее, он наказал им засыпать его землей. Плача и прощаясь с учителем, ученики выполнили последнюю волю апостола Иоанна.

Традиции и обряды

В народе Иоанна Богослова считают покровителем художников и иконописцев. Люди искусства в этот день возносят ему молитвы с просьбой не лишать их вдохновения.

Почитаем Иоанн и путешественниками, а церковь называет его Божьим странником. Ему принято молиться при дальней дороге и не только. Если человека в пути застала ночь или местность безлюдная, ему следует попросить защиты у Богослова. Тот убережет от нечистой силы, живущей по обочинам дорог и запугивающей на перекрестках.

Приметы

Если выпал первый снег, зимы не будет еще больше месяца.

Если с вишни весь лист облетел и выпал снег, зима не за горами.

Если пошел дождь со снегом, значит, будет три потепления в январе.

Теплый солнечный день означает холодный дождливый июнь.

Внезапный ветер средь затишья - скоро будут осадки.

На закате небо окрашено в золотистый, желтый или розоватый цвет - погода будет хорошей.

После смерти императора Домициана апостол Иоанн был возвращен из ссылки и приехал в Ефес. Там ему представили три евангелия, которые он одобрил и по просьбе христиан написал свое Евангелие, дополняющее три прочих. В своем евангелии апостол Иоанн особенно подчеркивает Божественную природу Христа, а потому и начинает свою книгу с возвещения домирного существования Бога Слова. Именно поэтому апостол Иоанн получил название Богослова. Своим евангелием Иоанн также опроверг появившиеся ереси, отвергавшие истинность человеческой природы Христа. Кроме этого апостол написал три послания, в которых он учит христиан пребывать в любви и истине.

Обходя города и деревни, Апостол везде проповедал слово Божие. Однажды он обратил ко Христу одного юношу, которого отдал на попечение епископу. Тот обучил его основам веры, крестил и предоставил его своей воле. Юноша сошелся с плохой компанией и, в конце концов, стал атаманом разбойников. Когда Иоанн возвратился в город, то он потребовал у епископа отчета. На это епископ со слезами сказал, что юноша умер для Бога.

Хорошего же хранителя нашел я для брата моего! - воскликнул Иоанн. И, вскочив на коня, несмотря на глубокую старость, поскакал в горы разыскивать атамана. Тот, увидев его, бросился бежать, а Иоанн устремился за ним, обещая ему Божье прощение.

Юноша упал на землю и принес покаяние. Апостол облобызал его и сказал, что Бог простил его. Так Иоанн искал одну погибшую овцу стада Христова.

Когда апостол достиг уже глубокой старости, так что его приносили в церковь, то вместо длинных поучений он говорил только:

Детки, любите друг друга!

Однажды ученики спросили его, почему он повторяет одно и то же. Иоанн ответил:

Это заповедь Господня, и если ее соблюдаете, то и довольно.

Узнав Духом день своего преставления, Иоанн, попрощавшись со всеми, взошел с ближайшими учениками на вершину холма. Там ему вырыли неглубокую крестообразную могилу. Облобызав учеников и благословив их, Иоанн лег в могилу и приказал присыпать его землей. Что те и сделали. Когда об этом узнали другие христиане, то раскопали захоронение, но тела там не обнаружили. Иоанн был таинственно взят из этого мира в теле, и он ждет времени конца, когда исполнятся пророчества, открытые ему Богом.

А на пустой гробнице в Ефесе каждый год выступал розовый благовонный прах, исцелявший всех приходящих.

Тропарь, глас 2:

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны: приемлет тя припадающа иже падша на перси приемый, Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.

НАПИСАНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

Изначально Христова Церковь существовала без Писания. Дух Святой и устное предание апостолов руководили ею. Но вскоре дьявол поднял против Церкви лжеучения еретиков, которые стали извращать православное учение, ссылаясь на свои псевдоевангелия. Тогда апостолы, не желавшие, чтобы Откровение Божие было извращено, а истинные слова Господа были смешаны с ложью, Духом Святым написали четыре Евангелия. Первым, спустя восемь лет после Вознесения Господа, было написано евангелие от Матфея. Апостол Матфей писал его для Иерусалимской Церкви на еврейском языке, а позднее (спустя 10 лет) его перевели на греческий. Затем по просьбе римских христиан апостол Марк записал проповеди апостола Петра. Апостол Лука собрал все истинные предания о Христе у очевидцев и написал для новообращенного христианина Феофила Евангелие (спустя 15 лет после Вознесения), прибавив к нему и книгу Деяний апостолов. Как уже говорилось выше, все эти евангелия были одобрены любимым учеником Христа, Иоанном, который написал свое Евангелие около 100 г. Кроме этого, он написал книгу Откровения (Апокалипсис) и три послания к Церквам.

Также послания писали апостолы Петр (два), Иаков, Иуда. - Все эти послания называются соборными, т.е. всеобщими. Но особенно много посланий Дух Святой написал чрез апостола Павла (14).

Хронология написания книг Нового Завета такова:

Евангелие от Матфея - 38 г.

Евангелие от Марка - 40 г.

Евангелие от Луки - 45 г.

1 и 2 послание к Фессалоникийцам апостола Павла - 51 г.

Послания к Филиппийцам апостола Павла - 56 г.

Послания 1 и 2 к Коринфянам, к Галатам и к Римлянам его же - 57 г.

Послания к Колоссянам, Ефесянам и Филимону апостола Павла и 1 Послание апостола Петра - ок. 62 г.

Деяния Апостолов и Послание апостола Иакова - 63 г.

1 Послание к Тимофею и послание к Титу апостола Павла - ок. 65 г.

Послания апостола Павла: к Евреям, 2 к Тимофею, 2 Послание апостола Петра - 67 г.

Послание апостола Иуды - ок. 68 г.

Три послания апостола Иоанна - 80-е годы

Откровение - 95 г.

Евангелие от Иоанна - ок. 100 года.

В течение нескольких веков Церковь, Святым Духом руководимая, тщательно отбирала эти послания, отделяя их от фальшивок и подделок. Окончательно канон Священного Писания Нового Завета был принят на Карфагенском Соборе 419 года и Константинопольском Соборе 692 года.

ЭРА МУЧЕНИКОВ

Уже во времена святых апостолов начинается трехвековая эра мучеников, великих свидетелей славной победы Христа над смертью. Как и говорил Дух Святой апостолу Иоанну, «диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять» (Откр.2,10). Действительно, начиная с гонений императора Нерона, насчитывают около десяти гонений, охватывающих Церковь.

13. Первое гонение - императора Нерона 64–67 гг., когда казнили большинство апостолов.

14. При императоре Домициане - 91 г.

15. При Траяне - 98–107 гг.

16. Марк Аврелий - 177 г.

17. Септимий Север - 202 г.

18. Императоры Декий и Галл - 250–252 гг.

19. Валериан - 257 г.

20. Аврелиан - 275 г.

21. Диоклетиан - 304 г.

22. Максимиан - 311 г.

Духовную причину гонений указал Сам Господь наш, сказав: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир… Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин.15,19; 16,2–3). Христиане для мирового сообщества - это нечто чуждое, инородное. Они - как заноза в теле. Люди, живущие по страстям, чувствуют в учениках Воскресшего живое напоминание о небесном Отечестве, которое они отвергли ради царства земного, и потому начинают с ненавистью преследовать их, желая тем самым уничтожить голос Божий в своем сердце. Их хозяин - дьявол, зная, что ему осталась мало времени, в ярости преследует христиан, желая как можно больше созданий Божьих увлечь вместе с собой в вечную гибель. Тем более что язычество, разрушаемое Церковью, - это излюбленная вотчина сатаны, где он и его слуги получали служение под именами богов. Ему совсем не хочется лишаться почитающих его рабов. Поэтому до самого конца мира Церковь будут гнать, пока не придет Христос и не освободит нас, а все враги будут брошены к ногам Господа.

Внешняя причина трехвековых гонений на Церковь - это обвинение в отвержении государственного культа, проповеди новой нетрадиционной религии и тем самым - в подрыве самого общества.

Прекрасным примером аргументации языческих обвинителей служит цитата из мученических актов мученика Карпа (память его 13 октября). Правитель Валерий, увещая мучеников, сказал: «Не безызвестно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются бессмертным богам с древних времен, и это остается так до сего времени не только у нас, знающих греческий и римский языки, но и у варваров; ибо через усердие к богам города управляются добрыми законами, одерживаются победы над врагами и укрепляется мир… Почтите их и вы. И если, через слова невежественных людей, вы прельстились неразумной и недавно появившейся христианской верой, то образумьтесь ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас великие милости» (Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Октябрь).

Итак, для язычников указанием на доброкачественность какой-либо религии служила ее древность, степень распространения, и убеждение, что истинная религия должна поддерживать крепость государства и обеспечивать материальное благосостояние своим адептам. Христианство было для них опасной антигосударственной сектой, не лояльной к правительству (ибо отвергало обожествление императоров).

Обычно никто не протестовал против почитания Христа как Бога. От христиан требовали терпимости к иным верам и жеста вежливости по отношению к государственным богам. Но для учеников Господа было немыслимо поклониться статуям, зная, что в них таятся силы зла, как невозможно было и уважать явную ложь. Тем более что члены Церкви знали, что ценой этой лжи и даже простейшего воскурения ладана перед истуканом является вечная гибель. Поэтому каждый мученик, казненный за имя Христово, - не жертва трагических обстоятельств, а великий победитель сатаны и всякой лжи. Недаром, по точному слову древнего защитника христианства Тертуллиана, «кровь мучеников есть семя Церкви».

Другой причиной гонений являлись преследования и доносы со стороны иудеев, отвергших своего Мессию. Они начали гонения на Церковь в Иерусалиме, они же инициировали многие гонения на христиан в Римской империи, да и после победы христианства их ненависть к Распятому Господу не уменьшилась. Достаточно вспомнить страшные события 614 г., когда после захвата Иерусалима Иранским шахом Хозроем иудейские купцы специально выкупали христиан для того, чтобы их убить. Произошло это потому, что еврейский народ забыл Творца ради земли. Недаром тотчас после отвержения Христа вера пророков начинает перерождаться так, что становится неотличимой от язычества. - В иудаизм проникает и доктрина о переселении душ, и магия, и пантеистическое учение о происхождении мира из сущности Бога, и языческие концепции о расовом отличии евреев от других людей. Поэтому весть об истинном Мессии, исполнившем все чаяния пророков, спасшем всех людей, а не только иудеев, оказалась немыслимой для отступников.

Все эти богоборческие заблуждения разрушили своим подвигом святые мученики. Как писал священномученик Киприан Карфагенский, сам ставший мучеником, мученичество «есть основание жизни и веры, оно есть опора спасения, союз свободы и чести… Слава мучеников неоцененна, величие беспредельное, победа светлая, достоинство знаменитое, наименование бесценное, торжество бесконечное; потому что как бы самой кровью Христовой украшается тот, кто прославляется святым исповеданием» (Книга о похвале мученичеству к Моисею, Максиму и другим исповедникам).

Поэтому для нас гораздо важнее знать внутреннее расположение мучеников, чем видеть все злобные замыслы врага. Ведь мученики - граждане неба, наследники Христа. Сам их подвиг - это образец христианской святости.

Память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова Церковь чтит 9 октября (26 сентября по старому стилю). Этот день относят к , причтенным к двунадесятым. Апостол Иоанн занимает особое место среди учеников Христа. Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Апостол Иоанн является автором Евангелия от Иоанна, трех соборных посланий и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Иоанн Богослов - единственный из двенадцати апостолов, умерший естественной смертью.

Жизнь и проповедь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии (дочь праведного Иосифа Обручника). Иоанн вместе со своим старшим братом апостолом Иаковом, который являлся рыбаком, был призван Исусом Христом в число своих учеников, произошло это на Генисаретском озере. И они, оставив своего отца Зеведея, последовали за Спасителем. (Мф. 4:21; Мк. 1:19). Иоанн был одним из любимейших учеников Спасителя. Согласно Евангелию от Марка Христос назвал братьев Иакова и Иоанна «сыновьями грома» (Боанергес), вероятно, за порывистый их характер. Иоанн всегда следовал за Господом. Он стал свидетелем воскрешения Господом дочери правителя синагоги Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51) и свидетелем на горе Фавор (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28). Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

Апостол Иоанн следовал за Христом, когда Его, связанного, вели на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, также он находился в архиерейском дворе при допросах Спасителя и следовал за Ним по Крестному пути. У подножия Креста он скорбел вместе с Божиею Материю и услышал обращенные к Ней слова Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого периода апостол Иоанн заботился о Пресвятой Богородице до Ее Успения. После апостол Иоанн направился вместе со своим учеником Прохором проповедовать в Ефес. Корабль, на котором они плыли, потерпел крушение. Все, кроме апостола Иоанна, были выброшены волной на берег. На сороковой день волна и его вынесла на берег. В Ефесе проповедь апостола сопровождалась многочисленными знамениями, так количество уверовавших значительно увеличилось.

При правлении императора Нерона Иоанна схватили и повели в Рим, где дали ему выпить яд, затем бросили в котел с кипящим маслом, но Господь сохранил его. Тогда апостола сослали на о. Патмос. За время пребывания на острове Иоанн обратил всех жителей в христианскую веру, изгнал множество бесов из идольских капищ и исцелил болящих. Особенно сильно сопротивлялся проповеди апостола Иоанна волхв Кинопс, но с помощью молитвы, силой действующей через него благодати Божией, Иоанн разрушил все бесовские ухищрения Кинопса, и гордый волхв погиб в морской пучине. На о. Патмос апостол Иоанн написал книгу «Откровение» (Апокалипсис), в которой образно возвестил тайны судеб Церкви и конца мира. После окончания ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где продолжил труды по благовестию, поучая христиан остерегаться лжеучений. Здесь он написал Евангелие и три соборных послания, в которых говорится о значении любви к Богу и ближним, без которой невозможно спасение.

Иоанн Богослов на Патмосе, XVII век, Нижний Новгород

Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви , поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Будучи уже старцем, Иоанн узнал, что один юноша отошел с истинного пути и стал предводителем разбойников. Апостол отправился в пустыню на его поиски. Увидев Иоанна, юноша принялся скрываться от него, но апостол бросился за ним, умоляя его остановиться, обещая взять на себя грех юноши, лишь бы тот покаялся и оставил душепагубный путь. Юноша был тронут добротой и любовью апостола, покаялся и взялся за исправление своей жизни.

Библиотека Русской веры

Преставление апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн закончил свой земной путь в возрасте свыше ста лет. Он лег живым в могилу и повелел ученикам засыпать его землей, что они и сделали, скорбя о нем. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но она оказалась пуста.


Преставление апостола Иоанна Богослова. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

В IV веке на месте могилы Иоанна Богослова была построена небольшая церковь, а при императоре Юстиниане здесь была возведена огромная базилика с шестью куполами (каждый высотой по 30 м.). В настоящее время от нее остались только напольные плиты и колонны.


Руины базилики святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ежегодно из могилы апостола Иоанна выступал тонкий прах в виде манны, с помощью которого христиане исцелялись от болезней. В воспоминание этого чуда было установлено 21 мая праздноватьпамять святого апостола и евангелиста Иоанна . Также память святого апостола совершается 13 июля - в день собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, и 9 октября - в день преставления апостола Иоанна Богослова.

Тропарь и кондак святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Тропарь, глас 2:

Апостоле Христу Богу возлюбленне, потщися избавити люди безответныя, приемлет бот я припадающа, иже возлегша тя на перси приемыи. Его же моли Богослове, належащее прещение языческое, яко облак разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя девьствениче кто исповест; источаеши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися за душа наша, яко Богослов и друг Христов.

Библиотека Русской веры

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы

Святая Церковь дала только святому апостолу Иоанну, как тайнозрителю судеб Божиих, наименование Богослова. Иконографическим символом апостола и евангелиста Иоанна является орел. Также апостол Иоанн изображается с Ангелом, который передает ему Божественное Слово. В раннехристианском искусстве апостол Иоанн Богослов чаще изображался юным, в частности, таким он изображен на мозаиках в Равенне: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на западной арке церкви Сан-Витале (546-547 гг.).


Однако есть и древнейшие изображения апостола в виде старца в церкви Сан-Витале в Равенне.

Апостол Иоанн Богослов. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. 546–547 гг.

На более поздних иконах апостол Иоанн изображен в виде старца с чернильницей, пером, книгой в руках и в присутствии ангела или орла.

Апостол Иоанн, 1408 г., преподобный Андрей Рублев. Фрагмент фрески «Страшный суд» из Успенского собора г. Владимира
Апостол Иоанн. Икона. Русь. XVI в. Рязань
Апостол Иоанн с житием. Икона. Русь. Начало XVI в. ГТГ. Москва

Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был освящен храм в Варяжках в Смоленске, построенный между 1160 и 1180 гг.


Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. Смоленcк

В 1547 году в Пскове в местечке Мишарина гора был построен храм во имя Иоанна Богослова.


Церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Мишариной горе. Псков

В 1455 году в Псковской земле преподобным Савой Крыпецким (ум.1495г.) был основан Иоанно-Богословский монастырь .


Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь

В 1462 году святителем Ионой (ум.1470 г.), епископом Пермским, на берегу реки Колвы был основан Чердынский Иоанно-Богословский монастырь.


Церковь Иоанна Богослова Чердынского Иоанно-Богословского монастыря

В 1478 году был основан Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, расположенный на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения. Первое упоминание обители относится к 1498 году. Согласно преданию, во времена царствования Иоанна III (1440-1505гг.) в 1478 году на острове, где находится обитель, крестьянину Мокию явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Князь, узнав об этом явлении, велел основать на острове монастырь во имя апостола.


Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Фотография начала XX века

Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова

В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня престол в и в (р-ка Татарстан), а также в Одесской области; в Русской Древлеправославной Цекрви - в поселке Нижегородской области.

Храм апостола Иоанна Богослова. Старая Некрасовка
Храм апостола Иоанна Богослова. Тонкино

Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи

Среди художников, изображавших апостола и евангелиста Иоанна Богослова, известны мировые живописцы: Эль Греко «Иоанн Богослов» (1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид); Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (1504-1505 гг., Берлинская картинная галерея, Берлин), «Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе»; Ганс Мемлинг «Апостол Иоанн» (ок. 1468 г.); Доменикино «Святой Иоанн Богослов» и другие.

Эль Греко «Иоанн Богослов», 1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид
Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе», 1504-1505 гг., Берлинская картинная галерея, Берлин

Душеполезное поучение

Слово о юноше, которого спас Иоанн Богослов

Когда великий ученик Христов Иоанн Богослов пришел в град Асийский, то встретил там юношу, доброго рода, и высокого ростом, и красивого на лицо, и пожелал спасти душу его, чтобы он стал верным. Поучив его довольно заповедям Божиим, он привел его к епископу того города и сказал: «епископ, сего юношу предаю тебе, при свидетельстве Святого Духа, да соблюдешь его от всякого зла». И, сказав так, Иоанн отошел в другие страны, чтобы учить их вере Христовой.

Епископ же, принявши юношу, учил и хранил его и наставлял прилежно. И вскоре крестил его, думая, что утвердит его крещением. Юноша же стал понемногу расслабляться и сближаться с другими юношами и безумными мужчинами, ходить с ними на пиршества, и на пьянство, и на всенощное любодеяние. Потом и на грабительство, и в конечном итоге злые друзья его взяли его с собою в горы. И, поскольку велик он был телом, разбойники поставили его в старейшины себе и сделали его во всем немилостивым и безбожным, горьким и лютым.

Потом, по прошествии года, пришел Иоанн в Ефес и перед всеми сказал епископу: «приведи мне юношу, которого поручил тебе». Епископ же, глубоко вздохнул, прослезился и ответил Иоанну: «умер юноша». Иоанн же спросил: как и каким образом? Душевною смертью или телесною? И сказал епископ: «ей, душевною. Большой губитель есть и конечный лютый разбойник». И сказал Иоанн к епископу: «не тебя ли поставил я хранителем души юноши сего, как доброго пастыря для овцы Христовой? Но приведи мне теперь коня, и поеду на место, где скрывается юноша».

Севши на коня, Иоанн скоро погнал его, ища погибшую овцу Христову. Когда же дошел он до горы, где скрывались разбойники, то был схвачен разбойническими сторожами. И молил их Иоанн, чтобы отвели его к их старейшине, они же, взявши его, повели. Юноша стоял вооруженным, и когда увидел идущего к нему Иоанна, то от стыда побежал прочь. Иоанн же, забывши старость, быстро погнался за юношей и кричал ему: «что ты бежишь от меня, чадо, от отца своего? И зачем так утруждаешь меня, сын мой? Стань, не бойся, имеешь ты надежду спасения. Я за тебя душу свою положу, как за нас Господь Исус Христос. Не бойся, чадо, остановись, не ужасайся. Христос меня послал, чтобы дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю, и на мне будет кровь, которую ты пролил. На моей выи будет бремя грехов твоих, чадо!»

Услышав все это, юноша остановился и поверг оружие свое, много содрогаясь и плача. Он со слезами подошел к Иоанну и лобызал его. Десницу же свою скрывал, потому что она была еще в крови. Взявши его от разбойников, Иоанн возвратился в Ефес. Там он ввел его в церковь, дав всем нам известный пример покаяния, чтобы никто из нас, впадши во многие грехи, не отчаялся во своем спасении. Но, приходя к покаянию, получил бы Божию милость. Хочет же Господь всех нас спасти и привести в разум истинный.

Слово о святом Иоанне Богослове, как научил он человека писать иконы

Вблизи от Царьграда стоял некий небольшой городок, в котором проживал юный сирота по имени Гусарь. Он подрабатывал тем, что нанимался пасти гусей. Был же на воротах того города образ Иоанна Богослова, написанный красками. И всегда, когда гуси паслись перед городскими воротами, Гусарь писал перстом на песке, глядя на образ Иоанна Богослова. При этом он говорил: «Господи, дай мне, чтобы научиться мне написать образ сей, ибо желает этого душа моя». Когда же не получалось у него изобразить руки, или главу, или очи, то заглаживал свой рисунок и писал заново.

Так делал он в течение трех лет. И однажды, когда писал он, пришел к нему Иоанн Богослов в образе седовласого старца, как и был изображен он на воротах. И спросил его: «что ты делаешь, Гусарь, рисуя на песке?» Гусарь же ответил: «посмотри на ворота, где образ Иоанна Богослова. Сей образ три года учусь я написать на песке». Сказал ему святой Иоанн: «хочешь ли изучить иконное письмо?» Сказал Гусарь: «так, господин, желаю того». Тогда Иоанн взял трость и чернила и написал грамоту: «я, Иоанн Богослов, возлегший на перси честные Господни и пивший тайную Его чашу, к тебе, Хинарь, посылаю сего отрока Гусаря, чтобы научил ты его лучше себя самого писать иконы». И, запечатав грамоту перстнем, дал ее Гусарю, говоря: «иди в Царьград, там есть царский иконописец, по имени Хинарь. Он пишет в золотых царских палатах и ездит к утрене к церкви святой Софии. Дождавшись его, отдай ему эту грамоту. Скажи же, что дал мне ее Иоанн Богослов, и потом иди вместе с ним». Сказав все это, Иоанн стал невидим.

Гусарь же скоро пошел в город и, когда было утро, увидел там сего царского иконописца, возвращающегося от церкви святой Софии, отдал ему грамоту и пошел за ним вслед. Иконописец же, прочитав грамоту, подивился тому, что в ней было написано. Гусарь рассказал ему все, что было. Тогда зависть объяла сердце иконописца, чтобы не учить Гусаря.

В то время некоторый царев муж поставил каменную церковь и заказал Хинарю написать икону святого Иоанна Богослова. Иконописец, отлучившись по некоторому делу, велел Гусарю растирать краски. По Божьему смотрению, Хинарь замедлил до обеда, тогда пришел к Гусарю Иоанн Богослов и спросил его, что он делает. Отвечал Гусарь: «тру краски, чтобы мой мастер смог писать икону Иоанна Богослова». Сказал ему Иоанн: «встань и пиши». Гусарь же, испугавшись, ответил: «я, господин, и кисть держать не учился». Иоанн сказал: «смотри на меня и пиши». Взяв же трость и вложив ему в руку, стал писать образ на доске. И, написав, отошел от него. Тогда просветилась вся палата от иконы, как от солнца.

Гусарь же стал плакать, помышляя, что будет ему теперь от мастера. Возвратившись, мастер удивился случившемуся. И с той поры стал Гусарь искуснее мастера. Возвестили же и царю, что есть у иконописца его ученик, который третий день пришел учиться, а вчера так написал икону Иоанна Богослова, что и палата светится от нее, как от солнца, как и на ум человеку не может прийти. Взявши икону, отнесли ее к царю. Царя же объял страх от света, исходящего от иконы, и было это на зазор царскому иконописцу посреди мужей царевых. Одни говорили, что ученик искуснее мастера, другие - что мастер искуснее. Сказал же царь: «я по правде смогу рассудить, кто кого искуснее. Пусть напишут два орла в моих палатах и поставят их на стену. Я же возьму и пущу ястреба. И которого орла начнет хватать ястреб, тот мастер и будет искуснее». И ответили все: «право, царь, говоришь ты».

Они же, скоро пришедши, написали два орла, каждый своего, и дивились все, глядя на обоих. Смотря на писание мастера, говорили, что нет другого такого на свете. Подошедши же к писанию ученика, дивились и изумлялись на великое его искусство. Царь же, взяв ястреба, пустил его. И начал ястреб хватать птицу ученика на стене. От той поры взял царь Гусаря к себе в палаты, чтобы писать иконы, и было его писание искуснее учителя его Хинаря. Есть же те две птицы и доныне в тех царских палатах, где и были написаны. А икону святого Иоанна Богослова отнесли в церковь и освятили эту церковь во имя святого Иоанна Богослова, и праздновали с радостью о Христе Исусе Господе нашем. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком.