Порядок построения изображений на чертежах. Порядок построения изображений на чертежах Вписываем свои данные! Пример оформления

13.1. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Как вы уже знаете, большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей надо знать, как изображаются эти геометрические тела.

Теперь, когда вы знаете, как на чертеже изображаются такие геометрические тела, и узнали, как проецируются вершины, реб-ра и грани, вам будет легче прочитать чертежи предметов.


Рис. 100. Проекции детали

На рисунке 100 изображена часть машины - противовес. Проанализируем его форму. На какие известные вам геометрические тела можно его разделить? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним характерные признаки, присущие изображениям них геометрических тел.

На рисунке 101, а одно из них выделено условно коричне-пым цветом. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

Проекции в виде прямоугольников характерны для параллелепипеда. Три проекции и наглядное изображение параллелепипеда, выделенного на рисунке 101, я коричневым цветом, даны на рисунке 101, б.

На рисунке 101, в серым цветом условно, выделено другое геометрическое тело. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

С такими проекциями вы встречались при рассмотрении изображений треугольной призмы. Три проекции и наглядное изображение призмы, выделенной серым цветом на рисунке 101, в, даны на рисунке 101, г. Таким образом, противовес состоит из прямоугольного параллелепипеда и треугольной призмы.

Но из параллелепипеда удалена часть, находящаяся внутри коричневых штриховых линий и окружности на рисунке 101, д. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

С проекциями в виде круга и двух прямоугольников вы встречались при рассмотрении изображений цилиндра. Следовательно, противовес содержит отверстие, имеющее форму цилиндра, три проекции и наглядное изображение которого даны на рисунке 101, е.

Анализ формы предмета необходим не только при чтении, по и при выполнении чертежей. Так, определив, форму каких геометрических тел имеют части противовеса, изображенного на рисунке 100, можно установить целесообразную последовательность построения его чертежа.

Например,чертеж противовеса строят так:
1) на всех видах чертят параллелепипед, являющийся основанием противовеса;
2) к параллелепипеду добавляют треугольную призму;
3) вычерчивают элемент в виде цилиндра. На видах сверху и слева его показывают штриховыми линиями, так как отверс-I не невидимо.


Рис. 101. Анализ формы детали

30. Начертите по описанию деталь, называемую втулкой. Она состоит из усеченного конуса и правильной четырехугольной призмы. Диаметр одного основания конуса равен 30 мм, другого - 50 мм, высота усеченного конуса - 50 мм. Призма присоединена к большему основанию конуса, который располагается посередине ее основания размером 50 х 50 мм. Высота призмы 10 мм. Вдоль оси втулки просверлено сквозное цилиндрическое отверстие 0 20 мм. Ось втулки перпендикулярна профильной плоскости проекций.

13.2. Последовательность построения видов на чертеже детали.
Рассмотрим пример построения видов детали - опоры (рис. 102).


Рис. 102. Наглядное изображение опоры

Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму де-гали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.

Общая форма предмета, изображенного на рисунке 102, - прямоугольный параллелепипед. В нем сделаны прямоугольные вырезы и вырез в виде треугольном призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы - параллелепипеда (рис. 103. а).
Спроецировав параллелепипед на плоскости V, Н, W, получим прямоугольники на всех трех плоскостях проекций. На фронтальной плоскости проекций отразятся высота и длина детали, т. е. размеры 30 и 34. На горизонтальной плоскости проекций - ширина и длина детали, т. е. размеры 26 и 34. На профильной - ширина и высота, т. е. размеры 26 и 30.

Каждое измерение детали показано без искажения дважды: ш,кота - на фронтальной и профильной плоскостях, длинана фронтальной и горизонтальной плоскостях, ширина - на горизонтальной и профильной плоскостях проекций. Однако днажды наносить один и тот же размер на чертеже нельзя.

Все построения выполним сначала тонкими линиями. Поскольку главный вид и вид сверху симметричны, на них нанесены оси симметрии.

Теперь покажем на проекциях параллелепипеда вырезы (рис. 103, б). Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные линии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней грани детали провести отрезки горизонтальных прямых.


Рис. 103. Последовательность построения видов детали

Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие проекции вырезов.

В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом, и наносят размеры (рис. 103, в).

1.
Назовите последовательность действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.
2. Для какой цели используются линии проекционной связи?

13.3. Построение вырезов на геометрических телах. На
рисунке 104 приведены изображения геометрических тел, форма которых усложнена различного рода вырезами.

Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертеж, надо представить форму заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза. Рассмотрим примеры.


Рис. 104. Геометрические тела, содержащие вырезы

Рис. 105. Анализ формы прокладки

Пример 1. На рисунке 105 дан чертеж прокладки. Какую форму имеет удаленная часть? Какой была форма заготовки?
Проанализировав чертеж прокладки, можно прийти к выводу, что она получилась в результате.удаления из прямоугольного параллелепипеда (заготовки) четвертой части цилиндра.


Рис. 106. Построение проекций детали, имеющей вырез

Пример 2. На рисунке 106, а дан чертеж пробки. Какова форма ее заготовки? В результате чего образовалась форма детали?

Проанализировав чертеж, можно прийти к выводу, что деталь изготовлена из заготовки цилиндрической формы. В ней сделан вырез, форма которого ясна из рисунка 106, б.

А как построить проекцию выреза на виде слева?

Сначала изображают прямоугольник - вид цилиндра слева, .являющегося исходной формой детали. Затем строя г проекцию выреза" Его размеры известны, следовательно, точки а", Ь" и а, Ь, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как заданные.

Построение профильных проекций а", Ь" этих точек показано линиями связи со стрелками (рис. 106, в).

Установив форму выреза, легко решить, какие линии на виде слева надо обводить сплошными толстыми основными, какие штриховыми линиями, а какие удалить вовсе.


Рис. 107. Задания для упражнений

31. Рассмотрите изображения на рисунке 107 и определите, какой формы части удалены из заготовок для получения деталей. Выполните технические рисунки этих частей.
32. Постройте недостающие проекции точек, линий и вырезов, заданных учителем на чертежах, выполненных вами ранее.

13.4. Построение третьего вида.
Нам придется иногда выполнять задания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий.


Рис. 108. Чертеж бруска с вырезом

На рисунке 108 вы видите изображение бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала представить форму изображенной детали. Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10 х 35 х 20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размер 12 х 12 х 10 мм.

Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую - на уровне верхнего основания (рис. 109, а). Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок, равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще одну вертикальную линию - проекцию передней грани (рис. 109,6).

Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок в 12 мм и проведем еще одну вертикальную линию (рис. 109, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж (рис. 109, г).


Рис. 109. Построение третьей проекции

Третью проекцию можно строить на основе анализа геометрической формы предмета. Рассмотрим, как это делается. На рисунке 110, а даны две проекции детали. Надо построить третью.



Рис. 10. Построение третьей проекции по двум данным

Судя по данным проекциям, деталь слагается из шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра. Мысленно объединив их в единое целое, представим форму детали (рис. 110, в).

Проводим на чертеже под углом 45° вспомогательную прямую и приступаем к построению третьей проекции. Как выглядят третьи проекции шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра, вам известно. Вычерчиваем последовательно третью проекцию каждого из этих тел, пользуясь линиями связи и осями симметрии (рис. 110, б).

Заметьте, что во многих случаях на чертеже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображений предполагает построение только необходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение третьей проекции предмета является лишь учебной задачей.

1. Вы ознакомились с разными способами построения третьей проекции предмета. Чем они отличаются друг от друга?
2. С какой целью используется постоянная прямая? Как ее проводят?

33. На чертеже детали (рис. 111, а) не дочерчен вид слева - на нем не показаны изображения полукруглого выреза и прямоугольного отверстия. По заданию учителя перечертите или перенесите на кальку чертеж и дополните его недостающими линиями. Какие линии (сплошные основные или штриховые) вы используете для этой цели? Проведите недостающие линии также на рисунках 111, б, в, г

34. Перечертите или перенесите на кальку данные на рисунке 112 проекции и постройте профильные проекции деталей.
35. Перечертите или перенесите на кальку проекции, указанные вам на рисунке 113 или 114 учителем. Постройте отсутствующие проекции на месте вопросительных знаков. Выполните технические рисунки деталей.

Что такое влажность воздуха? В атмосфере всегда присутствует водяной пар. Он так же невидим, как и все остальные газы воздуха. Водяной пар появляется в атмосфере в результате испарения воды с поверхности водоемов и суши. Много воды испаряют растения.

Где больше водяного пара - в воздухе вблизи морей и океанов или вдали от них?

Количество водяного пара в воздухе характеризуется с помощью двух показателей: абсолютной и относительной влажности воздуха.

    Абсолютная влажность воздуха - это количество водяного пара в граммах, находящееся в 1 м 3 воздуха.

Абсолютная влажность растет при увеличении температуры воздуха и запасов влаги на поверхности.

Однако воздух не может поглощать водяной пар бесконечно. Существует предел его насыщения влагой, который зависит от температуры (рис. 89). Степень насыщения воздуха водяным паром характеризует относительная влажность воздуха.

    Относительная влажность воздуха - это отношение абсолютной влажности к тому количеству влаги, которое может содержать воздух при определенной температуре.

Относительную влажность выражают в процентах. Если при температуре +20°С 1 м 3 воздуха содержит 8 1/2. г водяного пара, то это только половина того, что может содержаться в воздухе при данной температуре. Относительная влажность в этом случае составляет 50%.

Рис. 89. Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от температуры воздуха

По рисунку определите, сколько водяного пара может содержать 1 м 3 воздуха при температуре -20°С; 0°С; +20°С.

Рассчитайте относительную влажность воздуха:

  • если абсолютная влажность составляет 6 г в 1 м 3 при температуре +30°С;
  • если абсолютная влажность составляет 2 1/2 г в 1 м 3 при температуре 0°С.

Относительную влажность измеряют с помощью специальных приборов - гигрометров (рис. 90).

Рис. 90. Волосяной гигрометр

Показатель относительной влажности воздуха имеет большое значение для жизни растений, животных и человека. При маленькой относительной влажности ускоряется испарение с поверхности тел, содержащих воду. Человек чувствует себя хорошо при относительной влажности от 40 до 75% . Отклонение от этих показателей отзывается в организме ощущением сухости или сырости.

Во что превращается водяной пар. Если воздух нагреть, он расширится и будет дополнительно поглощать водяной пар. При охлаждении воздух, наоборот, сжимается и не может содержать много водяного пара. Излишек влаги при этом выделяется в виде капелек воды, а при температуре ниже 0°С - в виде кристалликов льда. Это явление называется конденсацией.

    Конденсация - это переход воды из газообразного состояния в жидкое.

Рассчитайте, сколько граммов воды выделится из насыщенного воздуха с температурой +20 °С при его охлаждении до 0°С.

Рис. 91. Туман

Туманы часто наблюдаются в ясные прохладные ночи или ранним утром над низинами и водоемами.

Когда конденсация водяного пара происходит в слое воздуха, находящемся около земной поверхности, образуется туман (рис. 91).

    Туман - это мельчайшие капельки воды или кристаллики льда, парящие в приземном слое воздуха.

Как образуются облака. Водяной пар не всегда конденсируется близ поверхности. Когда воздух, нагреваясь от земной поверхности, поднимается вверх, вместе с ним поднимается и водяной пар. Поднимаясь, воздух постепенно охлаждается. На определенной высоте он достигает температуры, при которой водяной пар превращается в капельки воды или кристаллики льда. Так образуются облака (рис. 92).

Рис. 92. Основные виды облаков

    Облака - это видимые скопления капель воды и кристалликов льда, находящиеся на некоторой высоте в тропосфере.

Облака формируются в тропосфере вплоть до ее верхней границы. В зависимости от температуры они могут быть полностью водяными, полностью ледяными или смешанными.

По высоте образования и внешнему виду облака объединяют в три основные группы: слоистые, кучевые и перистые.

С помощью рисунка 89 определите, при какой температуре начнут образовываться облака в воздухе с абсолютной влажностью 5 г в 1 м 3 . Рассчитайте высоту, где будет такая температура, если у поверхности она +18°С.

Облака влияют на освещенность земной поверхности, выпадение осадков, обмен теплом между земной поверхностью и атмосферой. Степень покрытия неба облаками называют облачностью. Этот показатель выражают в баллах от 1 до 10.

Вопросы и задания

  1. Откуда берется влага в атмосфере?
  2. Что такое абсолютная и относительная влажность воздуха?
  3. Чем туман отличается от облаков?
  4. Назовите основные виды облаков. Опишите их внешний вид по рисунку 92.

1. На рисунке 25 в виде диаграммы представлен газовый состав атмосферы Земли. Подпишите названия газов и их долю в составе воздуха (в процентах).

2. Какова роль некоторых газов воздуха для жизни на Земле? Заполните таблицу 13.


3. Каково значение атмосферы для Земли? Дополните схему 17.


4. На рисунке 26 подпишите слои атмосферы и укажите высоту их верхних границ.


5. Отметьте характеристики тропосферы красным карандашом, стратосферы - синим.


6.Выберите правильный вариант ответа.
При подъёме вверх на каждый километр температура воздуха в тропосфере понижается на:
в) 6 °С.

7. Какова температура воздуха за бортом самолёта, если высота полёта 7 км, а температура у поверхности Земли +20 °С?
Узнаем, на сколько изменится температура воздуха:
7 км * 6° = 42°
Какая температура на высоте?
+20°-42°= - 22°

8. Можно ли в горах на высоте 2,5 км встретить летом ледники, если у подножий гор температура +25 °С? Почему?

Нет, так как горы невысокие, а температура воздуха у подножия большая.
2,5 * 6 =15°
25 – 15 = +10°

9. Подпишите на рисунке 27 сезоны года в каждом полушарии в зависимости от положения Земли на орбите вокруг Солнца.


10. Пользуясь рисунком 28 (а и б), ответьте на вопросы.


а) Под каким углом падают солнечные лучи на разных широтах? Заполните таблицу 14.


б) Какому сезону года - зиме или лету - соответствуют рисунки 28, а и 28, б? (Определите для Северного и Южного полушарий.)


11. Выберите правильный вариант ответа.
Параллель, на которой солнечные лучи падают отвесно один раз в год - 22 июня, называется:
в) Северным тропиком (23,5° с. ш.).

12. Параллель, на которой один раз в год - 22 июня бывает полярная ночь, называется:
г) Южным полярным кругом (66,5° ю. ш.).

13. Закрасьте на рисунке 29 жаркий пояс освещённости красным карандашом, умеренные пояса - зелёным, холодные - голубым.


14. Закончите предложение.
Разница между самыми низкими и самыми высокими показателями температуры называется амплитудой температур.

15. Пользуясь данными таблицы 15, вычислите средние годовые температуры воздуха и годовую амплитуду температур для городов Санкт-Петербург и Сочи.


16. Пользуясь данными таблицы 16, постройте график годового хода температуры воздуха (рис. 30).


Ответьте на вопросы.
а) Какой месяц на этой территории самый холодный, а какой - самый тёплый?

Самый холодный – январь. Самый теплый – июль.
б) В каком полушарии находится данная территория - в Северном или Южном?
В Северном, так как в летние месяцы температуры воздуха выше.
в) В каком поясе освещённости - жарком, умеренном или холодном - находится территория?
В умеренном.

17. Закончите предложение.

Линии на картах, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определённый промежуток времени, называются изотермами.

18. Заполните таблицу 17, вычислив относительную влажность воздуха.


19. Пользуясь рисунком 89 учебника, ответьте на вопросы.
а) Какова относительная влажность воздуха, если абсолютная составляет 3,6 г в 1 м3 при температуре +10°С?
При +10°С в воздухе может удержаться 9 г воды, а 3,6 г составляет 40%.
б) Сколько граммов воды выделится из 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +20 °С при его охлаждении до 0 °С?
При +20 °С в воздухе -17 г воды, при 0 °С – 5 г. 17-5=12(г)
в) Сколько граммов воды может дополнительно поглотить 1 м3 насыщенного водяным паром воздуха с температурой +10 °С, если его нагреть до +30 °С?
При +10 °С в воздухе 9 г воды, при 30°С – 30 г.
30 – 9 = 21 (г)
20. Пользуясь рисунком 89 учебника, вычислите абсолютную влажность воздуха, если его относительная влажность составляет 30% при температуре +10 °С.
При +10 °С в воздухе содержится 9 г воды. 30% от 9 составляет 2,7 г.

21. На схеме 18 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


22. Определите, какие типы облаков изображены на рисунке 31 цифрами 1-3.
1. Слоистые
2. Перистые
3. Кучевые

23. На схеме 19 с помощью стрелок установите соответствие между степенью облачности и условными знаками, которые применяют для обозначения облачности в дневниках наблюдений за погодой.


24. Подпишите, какие виды осадков обозначены различными условными знаками на рисунке 32.


25. Пользуясь данными таблицы 18, постройте на рисунке 33 столбчатую диаграмму распределения осадков по месяцам года и подсчитайте годовое количество осадков.


26. Закончите предложение.
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

27. Атмосферное давление измеряют с помощью:

в) барометра.

28. Какие причины, влияющие на атмосферное давление, вы знаете? Дополните схему 20.


29. Определите относительную высоту холма, если у его подножия атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине - 745 мм рт. ст.
Находим разность давления 750 – 745=5(мм рт. ст.)
10,5*5 =52 (м)

30. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при подъёме вверх, потому что уменьшается вес столба воздуха, который давит на земную поверхность.

31. Закончите предложение.
Атмосферное давление уменьшается при повышении температуры и увеличивается при её понижении, потому что при нагревании воздух расширяется, становится легким и давит на поверхность с меньшей силой. При охлаждении он сжимается, становится более тяжелым, и давление возрастает.

32. Выберите правильный вариант ответа.
Ветром называется движение воздуха:
в) вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого давления.

33. Пользуясь данными наблюдений за направлением ветра в течение месяца, представленными в таблице 19, постройте на рисунке 34 розу ветров.


34. По рисунку 35 определите, над каким участком земной поверхности (А или Б) атмосферное давление выше зимой, а над каким - летом.


35. Обозначьте на рисунке 36 (а и б) стрелками направление ветра.


Этот ветер называется бриз.
1. Зимой давление выше над участком А
2. Летом давление выше над участком Б.
Почему?
Летом континент нагревается быстрее, над ним формируется область низкого давления, океан нагревается медленнее, поэтому над ним область высокого давления. Зимой наоборот.

36. Выберите правильный вариант ответа.
Ветры, образующиеся на побережьях морей и океанов и меняющие направление на противоположное два раза в год, называются:
б) муссонами.

37. Какое значение для природы имеют муссоны, которые зимой дуют с континентов на океаны, а летом - с океанов на континенты?
Летние муссоны приносят с океана много осадков, что благоприятно сказывается на растительном мире. Зимний муссон приходит с континента и приносит похолодание и сухость.

38. Рассмотрите рисунок 37.


У какого из ветров (А или Б) скорость выше? Почему?
Скорость ветра будет выше у ветра А, потому что у него больше разница давления.

39. Выберите правильный вариант ответа.
Состояние атмосферы в данное время в данном месте называется:
в) погодой.

40. Какие элементы погоды и единицы их измерения вы знаете? Заполните таблицу 20.


41.Назовите главные причины разнообразия и изменчивости погоды. Дополните схему 21.


42. Отметьте красным карандашом характеристики воздушной массы, сформировавшейся над Северным Ледовитым океаном, а синим - над тропической пустыней Сахара.


43. Закончите предложение.
Характерный для территории многолетний режим погоды называется климатом.

44. Пользуясь климатической картой мира (рис. 109 учебника), заполните таблицу 21.


45. Какие опасные атмосферные явления вы знаете? Заполните таблицу 22.


46. Каковы главные источники загрязнения атмосферы? Дополните схему 22.


47. Чем опасно повышение содержания углекислого газа в атмосфере?
Увеличение содержания углекислого газа приводит к возникновению парникового эффекта, а это в свою очередь к повышению температуры, таянию ледников, повышению уровня Мирового океана, исчезновения некоторых видов животных, повышение заболеваемости среди людей.

ГДЗ ко второй части рабочей тетради Окружающий мир 3 класс >>

Ответы на задания в рабочей тетради по предмету Окружающий мир за 3 класс, 1 часть рабочей тетради, авторы Плешаков и Новицкая, программа Перспектива. Решебник поможет вам в выполнении домашнего задания. Рабочая тетрадь организована в том же стиле, что и за предыдущие 1 и 2 класс (ответы на них тоже есть у нас на сайте), но задания, что логично, более сложные, и все сложнее становится найти на них ответы. Наши готовые домашние задания помогут вам сориентироваться в окружающем мире и сделать домашнее задание легко и на 5 с плюсом!

Если вы уже закончили работу с первой частью рабочей тетради, переходите ко второй: ГДЗ ко второй части рабочей тетради Окружающий мир 3 класс >>

Ответы на задания по окружающему миру 3 класс 1 часть

Листайте страницы, чтобы посмотреть ответы к ним.

ГДЗ к теме Радость познания

Cтраница 3-5. Свет знания

1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.

Каков разум, таковы и речи.
Ростом с тебя, а разумом с теля.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Повторенье - мать ученья.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Умелые руки не знают скуки.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
За дурной головой ногам покоя нет.
Знание - венец на голове.

2. ...Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе.

Почему дует ветер?
Зачем медведь впадает в спячку зимой?
Как устроена Солнечная система?

Псевдотсуга Мензиса

3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении.

Это Псевдотсуга Мензиса. Второе название растения - Дугласова пихта. Это вечнозелёное хвойное дерево. Растет оно по всему побережью Тихого океана от Британской Колумбии до Калифорнии, в Монтане, Колорадо, Техасе и Нью-Мексико.

Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Что за красные цветы на веточках? Красные цветы - это молодые шишечки.
Какой высоты может вырастать это дерево? Может вырастать выше 50 метров в высоту.

4. Расскажи по фотографии на с. 5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве.

Красная площадь находится в самом центре Москвы. На ней расположены: храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей Ленина, Московский Кремль.

Составь и запиши вопросы о том, что тебе еще хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Какая высота Спасской башни? 71 м.
В каком году построен храм Василия Блаженного ? Собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года.

Страница 6-11. Ответы к уроку Как изучают окружающий мир

1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти ученики?

Слева направо: Определение природных объектов, наблюдение, опыт, моделирование, измерение.

2. Практическая работа "Наблюдение"

Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель наблюдения: узнать, какой корм рыбы любят больше, сухой или живой.
2. План проведения наблюдения: бросить в аквариум одновременно сухой и живой корм, понаблюдать за рыбками, какой корм они съедят первым.
3. Результаты наблюдения: Мы увидели, что рыбы сначала съели живой корм. Они проявили к нему большой интерес.
4 Выводы: Рыбы любят живой корм больше, чем сухой.

3. Практическая работа "Опыт"

Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель опыта: узнать, какие предметы на кухне сделаны из железа.
2. План проведения опыта: приложить магнит к предметам, пронаблюдать, прилипнет ли он к ним.
3. Результаты опыта: магнит прилип к нескольким предметам.
4. Выводы: при помощи магнита мы узнали, что на кухне есть железные предметы: холодильник, батарея ложки, ножи, вилки, раковина.

5. Практическая работа "Измерение массы".

Допишите.

Весы - это прибор для измерения массы.

6. Практическая работа "Измерение длины".

Допишите.

Линейка и рулетка - это инструмент для измерения длины.

Страница 12-13. ГДЗ от 7 гуру к уроку Книга - источник знаний

1. Запиши сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:

Название: Горячие факты про лед

3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека.

Марк Туллий Цицерон - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Сведения взяты из интернета, Википедия.

Константин Григорьевич Паустовский - русский советский писатель, писавший в жанре романтизм, более всего известен как автор рассказов и повестей для детей. Сведения взяты из интернета, Википедия.

4. Придумай свое высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.

Читая книги, мы узнаем много нового и познавательного, а также развиваем свою речь.

5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.

В энциклопедии, словаре, путеводителе, атласе.

Страница 14-17. Ответы сайт по теме Отправимся на экскурсию

2. Приведите по 1-2 примера.

Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж.

Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Дом-музей Чуковского, музей-усадьба Л.Н. Толстого.

Заповедники, национальные парки: Кавказский биосферный заповедник, Сочинский национальный парк, Лосиный остров (в Москве).

4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.

Страница 18-21. ГДЗ О чем расскажет план

План местности - это точный чертеж местности, выполненный с помощью условных знаков.

2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.

город; фруктовый сад; луг и тропа; грунтовая дорога.

3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.

5. На уроке учительница спросила: "Что означает масштаб плана, изображенного в учебнике?" ... Кто ответил верно? Отметь галочкой.

Ответ: права Ира.

6. Практическая работа "Туристические планы"

1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:

а) тигры - в Северной части

б) львы - в Южной части

в) снегири и другие птицы - в Западной части

г) верблюды - в Восточной части.

2. Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы. Какие достопримечательности изображены на нем.

Ответ: МГУ, Воробьевы горы, Университет, стадион "Лужники", Ботанический сад, Олимпийская деревня.

3. Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.

Ответ: Нужно идти по Невскому проспекту до Дворцовой площади. По пути можно увидеть: Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну.

Страница 22-23. Ответы к теме Планета на листе бумаги

1. С помощью учебника допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

3. Раскрась, как обозначены на карте:

вода - голубым цветом, суша: равнины - зеленый и желтый, горы - коричневый.

4. Используя учебник, допиши определения.

Материк - это огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой.

Часть света - это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.

5. Впиши в таблицу названия всех материков и частей света.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

6. С помощью карты учебника приведи примеры.

Моря: Черное, Желтое, Охотское, Лаптевых, Баренцево, Красное.

Реки: Обь, Лена, Енисей, Волга, Миссисипи, Амазонка, Ганг.

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Крит, Тасмания, Врангеля.

Страница 24-25. ГДЗ по теме Страны и народы на политической карте мира

1. Рим - столица Италии. Соседи (соседние государства) - Швейцария, Франция, Австрия, словения.

3. Рассмотри представителей разных народов в традиционных костюмах. Запиши названия их стран и столиц.

Белорусы. Страна - Беларусь (Белоруссия), столица - Минск.

Мексиканцы. Страна - Мексика, столица - Мехико.

Турки. Страна - Турция, столица - Анкара.

Китайцы. Страна - Китай, столица - Пекин.

Страница 26-27. Путешествуя, познаем мир

Составь план подготовки путешествия по своему городу.

Если вы в Москве, напишите про краеведческий музей «Дом на набережной», в Санкт-Петербурге - про государственный краеведческий музей «Невская застава». Краеведческий музей есть в любом городе.

Цель путешествия: узнать больше об истории родного края.
Место путешествия: Областной краеведческий музей.
Источники сведений о месте путешествия: интернет.
Справочная литература: официальный сайт музея.
Карты, схемы, планы, путеводители: карта города, чтобы добраться до музея.
Оборудование: ручка и блокнот.
Прогноз погоды: не имеет значения.
Форма одежды: деловой костюм.
Мой спутник (спутники): родители.

В музее много интересных старинных вещей, экскурсовод подробно рассказал нам об истории нашего города и области.

3. На хуторе "На гранях" Белгородской области поучимся мастерству пчеловода. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчел и в заботах пчеловода.

Страница 28-31. Ответы к теме Транспорт

1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.

3. Проект "Любознательный пассажир"

Название проекта: автобус - аквариум .

Название средства транспорта: автобус.

Рисунки, фотографии и тексты для оформления внутри:

Тексты: названия рыб и их краткая характеристика (где живёт, чем питается)

Страница 32-33. Средства информации и связи

1. Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках.

Можно каждой букве алфавита присвоить выдуманный символ и этими символами записать слова.

2. Письмо другу..

Вписываем свои данные! Пример оформления:

От кого Иванова Ивана
Откуда г.Москва, улица Некрасова 67-98

Индекс места отправления 105120

Кому Смирнову Саше
Куда г.Москва, ул.Некрасова 67-99

Индекс места назначения 105120


3. Помести в рамку информацию из местной газеты или журнала о заинтересовавших тебя явлениях природы или событиях культуры, о людях своего края.

Если нет газеты или журнала, найдите на сайте новостей вашего города какую-нибудь интересную новость и распечатайте.

4. Запиши по памяти названия средств информации и связи.

Ответ: Телевидение, радио, газеты, журналы. интернет - средства информации.

Телефон, телеграф, почта - средства связи.

ГДЗ к разделу рабочей тетради Мир как дом

Страница 34-35. Мир природы в народном творчестве

1. Слово "экос" (ойкос) в переводе с греческого языка означает "дом", "жилище".

Слово "логос" в переводе с греческого языка означает "знание", "слово".

Словом "ойкумена" древние греки называли заселённую и освоенную человеком землю.

2. Фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено.

На этом фрагменте старинной прялки изображено два яруса. Верхний - царство света и солнца, а так же средний ярус - ярус, где живут животные и люди.

В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов. Вот одно из преданий.
Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром - на востоке.
Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.
В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус - место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг. Человек - внутри, в центре мира. Человек - срединная часть большого целого.

3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки "Куда, Фома, едешь?".

- "Куда, Маша, идешь?" - "В магазин." - "Зачем в магазин?" - "За продуктами." - "А зачем тебе продукты?" - "Обед готовить." - "Зачем тебе обед?" - "Семью кормить." - "Зачем тебе семья?" - "Яблоки собирать." - "Зачем тебе яблоки?" - "Пирог печь." - "Зачем тебе пирог?" - "Стол накрывать, пир закатывать!"

Страница 36-39. Из чего состоит всё

1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду. Объясните свой выбор.

Ответ: в верхнем ряду - кружка, так как это изделие человека, а все остальное - природные объекты. В нижнем ряду - синичка, так как это природный объект, а все остальное - предметы, созданные человеком.

2. Приведи примеры природных объектов:

Объекты неживой природы: камень, песок, вода, воздух, облако.

Объекты живой природы: птица, рыба, кошка, паук, кактус, медуза.

3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу.

Твердые тела, жидкости и газы.

Твердые тела: камень, карандаш, кровать, часы, стекло.

Жидкости: вода, молоко, подсолнечное масло, сок, керосин.

Газы: кислород, водород, углекислый газ.

4. Узнай по описанию вещества и впиши их названия в клеточки.

Это вещество входит в состав любого живого организма. тело человека на 2/3 состоит из этого вещества. - ВОДА

Это вещество встречается в виде камня под землей, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встретить и в каждом доме на кухне. СОЛЬ .

Это вещество добавляют во многие продукты - конфеты, пирожные, торты. В природе оно содержится в растениях. САХАР .

Это вещество - наш помощник на кухне, потому что но хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по всей квартире, а это очень опасно. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ .

Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий. ПЛАСТМАССЫ .

5. Подчеркни синим карандашом названия твердых тел, а зеленым - названия веществ.

Твердые тела (синим карандашом): гвоздь, подкова, проволока, канистра для бензина, сосулька, льдина, конфета, солонка .

Вещества (зеленым карандашом): соль, железо, алюминий, медь, пластмасса, бензин, вода, сахар .

Страница 40-41. Ответы 7гуру к уроку Мир небесных тел

1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов Цельсия , а в центре Солнца - 15 миллионов градусов по Цельсию .

2. Заполни таблицу.

Различие звезд по цвету.

Белые: Регул, Денеб.

Голубые: Сириус, Вега.

Желтые: Солнце, Капелла.

Красные: Альдебаран, Цефея.

4. Разгадай кроссворд.

2. Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца - САТУРН.

5. Планета, на которой мы живем - ЗЕМЛЯ.

6. Планета - соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля - ВЕНЕРА.

7. Планета - соседка Земли, расположенная дальше от Солнца, чем Земля - МАРС.

8. Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном - УРАН.

5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщения о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать.

Марс - четвертая планета от Солнца. Ее называют "красной планетой" из-за ее красноватого цвета. У Марса два спутника - Фобос и Деймос. Ученые давно изучают Марс. В настоящее время на поверхности планеты работают марсоходы. Источник - Википедия, интернет.

Страница 42-43. ГДЗ от сайт Невидимое сокровище

1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.

3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.

1. Воздух прозрачен или непрозрачен? - прозрачен.

2. Имеет ли воздух цвет? нет

3. Имеет ли воздух запах? нет

4. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

Этот опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется.

Этот опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.

5. Как воздух проводит тепло?

Ответ: Воздух плохо проводит тепло.

Страница 44-45. Самое главное вещество

Практическая работа "Исследование свойств воды".

Опыт 1. Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Палочка видна. Это говорит о том, что вода прозрачна.

Опыт 2. Сравните цвет воды с цветом полосок, изображенных на этой странице. Что вы видите? О чем это говорит?

Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

Чистая вода не пахнет, значит, она не имеет запаха.

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Вывод: Вода стала подниматься по трубке вверх. Это говорит о том, что вода при нагревании расширяется.

Опыт 5. Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Вывод: Уровень воды опускается, значит вода при охлаждении сжимается.

Общий вывод: вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Страница 46-47. Ответы к теме рабочей тетради Природные стихии в народном творчестве

1. Вырежи из приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительного искусства народов твоего края.

Образы огня, воды и воздуха в искусстве народов твоего края.

2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.

Загадки об огне, воде и воздухе в творчестве русского народа:

Накормишь - живет, напоишь - умрет. (огонь)

Красная корова всю солому поела. (огонь)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (огонь)

К низу летит капельками, к верху - невидимкою. (вода)

Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (вода)

Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (воду)

Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река)

Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (воздух)

Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать - ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам. (воздух)

3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.

Образ воды - это волны внизу, образ воздуха - птица. Образ огня обычно изображают колесом или солнцем. В середине рисунка есть солнышко - это образ огня.

Страница 48-49. ГДЗ Кладовые земли

1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.

Минералы - это природные вещества.

Горные породы - это природные соединения минералов.

2. Практическая работа "Состав гранита"

По результатам исследования заполните схему.

Состав гранита. Гранит: полевой шпат, слюда, кварц.

3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежите из приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.

4. Запиши названия полезных ископаемых твоего края: нефть, мергель, песок, глина, мел, сланцы (Краснодарский край).

Страница 50-51. ГДЗ к уроку окружающий мир Чудо под ногами

Практическая работа "Исследование состава почвы"

Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.

Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.

Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха.

Вывод: В почве содержится перегной.

Опыт 4. Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала, и что через некоторое время. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том, что в почве содержатся минеральные соли.

Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Страница 52-55. Мир растений

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ

У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ .

У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ .

У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ .

Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ .

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так... Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.

Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).

4. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши название вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.

Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.

Страница 56-57. ГДЗ Плодородная земля и растения в народном творчестве

1. Раскрашиваем узор как хотим. Второе полотенце:

2. Нарисуй иллюстрацию к сказке народов твоего края, в которой растение играет важную роль в развитии действия.

Сказки, в которых задействованы растения: Сказка "Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка" (зернышко боба или желудя проросло в доме и доросло до неба), "Репка", "Молодильные яблоки", "Дикие лебеди" (девушка плела рубашки из крапивы).

Иллюстрация к сказке "Репка"

3. Подбери и запиши загадки и пословицы народов твоего края о земле-кормилице и растениях.

Пословицы: Земелька черненька, а белый хлеб родит. Земля - тарелка: что положешь, то и возьмешь.

Загадки о земле: Дождик льет – она все пьет, все остальное зеленеет и растет. Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут.

Страница 58-61. Ответы к уроку Мир животных

1. Напиши названия групп перечисленных животных.

Лягушка, жаба, тритон - это земноводные .
Дождевой червь, пиявка - это черви .
Улитка, слизень, осьминог, кальмар - это моллюски .
Речной рак, краб, креветка - это ракообразные .
Морская звезда, морской еж, морская лилия - это иглокожие .
Паук, скорпион, сенокосец - это паукообразные .
Ящерица, змея, крокодил, черепаха - это пресмыкающиеся .

2. Определите животных. Подпишите названия животных и групп, к которым они относятся.

На стр. 58 слева направо: улитка янтарка (моллюск), щегол (птицы), паук-сенокосец (паукообразные).
На стр. 59 слева направо в верхнем ряду: выдра (звери), камчатский краб (ракообразные), жук-носорог (насекомые).
На стр. 59 слева направо в нижнем ряду: налим (рыбы), квакша (земноводные), уж (пресмыкающиеся).

3. Сравни лягушку и жабу по внешнему виду. Расскажи (устно), в чем их сходство, а в чем различия.

Сначала об отличиях. Жабы обычно более крупных размеров, чем лягушки. У жаб толстое, широкое тело и более короткие лапки. У лягушек нет крупных околоушных желез, располагающихся у жаб в задней части головы. Кожица лягушек нежная и влажная, у жаб - сухая и покрыта бугорками. Икра у лягушек круглой формы, а у жаб выглядит как длинные шнуры.
Сходство: и жаба, и лягушка - земноводные. Имеют выпуклые глаза. Задние лапы длиннее передних. Передвигаются прыжками. Обитают чаще у водоемов. Питаются насекомыми.

4. Вырежи детали из приложения и постройте модели развития.

Модели развития рыбы, лягушки, птицы.

5. Придумай и запиши 2-3 вопроса для викторины "В мире животных".

Через сколько дней из яйца вылупится цыпленок?
Чем лягушка отличается от жабы?
Кормит ли зайчиха молоком своих детенышей?

6. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов животных любой группы.

Горбуша. Горбуша - это рыба, которая обычно живет в море, но откладывает икру в реках. В длину горбуша достигает 50 см. Горбуша питается мелкой рыбой и рачками. Во время нереста у горбуши меняется окраска, а у самцов на спине вырастает большой горб. Отсюда и название рыбы. Горбуша - ценная рыба, нуждается в защите и охране.

Страница 62-63. ГДЗ к теме Наше путешествие в мир животных

Страница 64-65. Образы животных в народном творчестве

1. Заверши орнамент резьбы...

Можно приклеить фотографии полотенца с вышивкой петухами, фото с дымковской игрушкой в виде индюка, лошадки, деревянные украшения для сада и дома в виде животных.

3. Кратко запиши сюжет сказки народов твоего края, где волшебные животные помогают людям.

Вспомним сказки: "Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке", "Крошечка-хаврошечка", "Репка", "Волшебное кольцо", "Бычок - смоляной бочок".

Иван Царевич и Серый Волк.

Было у царя три сына. В саду у него росла яблоня с золотыми яблоками, и каждую ночь яблоки начали пропадать. Послал царь сыновей проследить, кто яблоки ворует. Два сына заснули, а Иван не спал, он увидел, что яблоки Жар-птица ест. Повелел царь сыновьям раздобыть жар-птицу. Поехали они каждый своей дорогой. Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет - будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой. Помог тот волк Ивану и жар-птицу добыть, и невесту, и живым остаться.

Конек-горбунок

У крестьянина было три сына. Отец послал их охранять пшеницу. Два сына проспали, а Иван поймал лошадь. Лошадь дала ему Конька-Горбунка. Конек-Горбунок помог другу найти жар-птицу, перстень и красавицу для царя. Царь захотел жениться, но нужно было искупаться в кипятке. Царь позвал Ивана первым купаться. Конек помог Ивану и он стал красавцем. А царь сварился. Иван и Царь-девица сыграли свадьбу. (Написал Максим Егоров)

Страница 66-67. ГДЗ от 7 гуру к уроку Невидимые нити в живой природе

1. Внимательно прочитай текст. Подчеркни разными цветами названия животных разных групп: зелёным - растительноядных, синим - хищников, красным - насекомоядных, коричневым - всеядных.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек . Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды лягушка охотится на комаров. В лесу находят свою добычу - мелких грызунов - лиса и сова . Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

13.1. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета . Как вы уже знаете, большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Следователыю, для чтения и выполнения чертежей надо знать. как изображаются эти геометрические тела.

Теперь, когда вы знаете, как на чертеже изображаются такие геометрические тела, и узнали, как проецируются вершины, ребра и грани, вам будет легче прочитать чертежи предметов.

На рисунке 100 изображена часть машины - противовес. Проанализируем его форму. На какие известные вам геометрические тела можно его разделить? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним характерные признаки, присущие изображениям этих геометрических тел.

Рис. 100. Проекции детали

На рисунке 101, а. одно из них выделено условно синим цветом. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

Проекции в виде прямоугольников характерны для параллелепипеда. Три проекции и наглядное изображение параллелепипеда, выделенного на рисунке 101, а синим цветом, даны на рисунке 101, б.

На рисунке 101, в серым цветом условно выделено другое геометрическое тело. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

Рис. 101. Анализ формы детали

С такими проекциями вы встречались при рассмотрении изображений треугольной призмы. Три проекции и наглядное изображение призмы, выделенной серым цветом на рисунке 101, в, даны на рисунке 101, г. Таким образом, противовес состоит из прямоугольного параллелепипеда и треугольной призмы.

Но из параллелепипеда удалена часть, поверхность которой на рисунке 101, д условно выделена синим цветом. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?

С проекциями в виде круга и двух прямоугольников вы встречались при рассмотрении изображений цилиндра. Следовательно, противовес содержит отверстие, имеющее форму цилиндра, три проекции и наглядное изображение которого даны на рисунке 101. е.

Анализ формы предмета необходим не только при чтении, но и при выполнении чертежей. Так, определив, форму каких геометрических тел имеют части противовеса, изображенного на рисунке 100, можно установить целесообразную последовательность построения его чертежа.

Например, чертеж противовеса строят так:

  1. на всех видах чертят параллелепипед, являющийся основанием противовеса;
  2. к параллелепипеду добавляют треугольную призму;
  3. вычерчивают элемент в виде цилиндра. На видах сверху и слева его показывают штриховыми линиями, так как отверстие невидимо.

Начертите по описанию деталь, называемую втулкой. Она состоит из усеченного конуса и правильной четырехугольной призмы. Общая длина детали 60 мм. Диаметр одного основания конуса равен 30 мм, другого-50 мм. Призма присоединена к большему основанию конуса, который располагается посередине ее основания размером 50X50 мм. Высота призмы 10 мм. Вдоль оси втулки просверлено сквозное цилиндрическое отверстие диаметром 20 мм.

13.2. Последовательность построения видов на чертеже детали . Рассмотрим пример построения видов детали - опоры (рис. 102).

Рис. 102. Наглядное изображение опоры

Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму детали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.

Общая форма предмета, изображенного на рисунке 102,- прямоугольный параллелепипед. В нем сделаны прямоугольные вырезы и вырез в виде треугольной призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы - параллелепипеда (рис. 103, а).

Рис. 103. Последовательность построения видов детали

Спроецировав параллелепипед на плоскости V, Н, W, получим прямоугольники на всех трех плоскостях проекций. На фронтальной плоскости проекций отразятся высота и длина детали, т. е. размеры 30 и 34. На горизонтальной плоскости проекций - ширина и длина детали, т. е. размеры 26 и 34. На профильной - ширина и высота, т. е. размеры 26 и 30.

Каждое измерение детали показано без искажения дважды: высота - на фронтальной и профильной плоскостях, длина - на фронтальной и горизонтальной плоскостях, ширина - на горизонтальной и профильной плоскостях проекций. Однако дважды наносить один и тот же размер на чертеже нельзя.

Все построения выполним сначала тонкими линиями. Поскольку главный вид и вид сверху симметричны, на них нанесены оси симметрии.

Теперь покажем на проекциях параллелепипеда вырезы (рис. 103, б). Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные линии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней грани детали провести отрезки горизонтальных прямых.

Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие проекции вырезов.

В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом, и наносят размеры (рис. 103, в).

  1. Назовите последовательность действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.
  2. Для какой цели используются линии проекционной связи?

13.3. Построение вырезов на геометрических телах . На рисунке 104 приведены изображения геометрических тел, форма которых усложнена различного рода вырезами.

Рис. 104. Геометрические тела, содержащие вырезы

Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертеж, надо представить форму заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза. Рассмотрим примеры.

Пример 1 . На рисунке 105 дан чертеж прокладки. Какую форму имеет удаленная часть? Какой была форма заготовки?

Рис. 105. Анализ формы прокладки

Проанализировав чертеж прокладки, можно прийти к выводу, что она получилась в результате удаления из прямоугольного параллелепипеда (заготовки) четвертой части цилиндра.

Пример 2 . На рисунке 106, а дан чертеж пробки. Какова форма ее заготовки? В результате чего образовалась форма детали?

Рис. 106. Построение проекций детали, имеющей вырез

Проанализировав чертеж, можно прийти к выводу, что деталь изготовлена из заготовки цилиндрической формы. В ней сделан вырез, форма которого ясна из рисунка 106, б.

А как построить проекцию выреза на виде слева?

Сначала изображают прямоугольник - вид цилиндра слева, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки a", b" и a, b, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как заданные.

Построение профильных проекций а", b" этих точек показано линиями связи со стрелками (рис. 106, в).

Установив форму выреза, легко решить, какие линии на виде слева надо обводить сплошными толстыми основными, какие штриховыми линиями, а какие удалить вовсе.


13.4. Построение третьего вида . Вам придется иногда выполнять задания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий.

На рисунке 108 вы видите изображение бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала представить форму изображенной детали.

Рис. 108. Чертеж бруска с вырезом

Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10x35x20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размер 12х12х10 мм.

Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую - на уровне верхнего основания (рис. 109, а). Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще одну вертикальную линию - проекцию передней грани (рис. 109, б).

Рис. 109. Построение третьей проекции

Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок в 12 мм и проведем еще одну вертикальную линию (рис. 109, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж (рис. 109, г).

Третью проекцию можно строить на основе анализа геометрической формы предмета. Рассмотрим, как это делается. На рисунке 110, а даны две проекции детали. Надо построить третью.

Рис. 110. Построение третьей проекции по двум данным

Судя по данным проекциям, деталь слагается из шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра. Мысленно объединив их в единое целое, представим форму детали (рис. 110, в).

Проводим на чертеже под углом 45° вспомогательную прямую и приступаем к построению третьей проекции. Как выглядят третьи проекции шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра, вам известно. Вычерчиваем последовательно третью проекцию каждого из этих тел, пользуясь линиями связи и осями симметрии (рис. 110, б).

Заметьте, что во многих случаях на чертеже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображений предполагает построение только необходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение третьей проекции предмета является лишь учебной задачей.

  1. Вы ознакомились с разными способами построения третьей проекции предмета. Чем они отличаются друг от друга?
  2. С какой целью используется постоянная прямая? Как ее проводят?

Рис. 113. Задания для упражнений

Рис. 114. Задания для упражнений

Графическая работа № 5. Построение третьего вида по двум данным

Постройте третий вид по двум данным (рис. 115).

Рис. 115. Задания к графической работе № 5