Отзывы к «Памятник "Ростроповичу". Памятник на могиле мстислава ростроповича и галины вишневской

Во дворах, за Тверской улицей, недалеко от Телеграфа, в районе Брюсова переулка, в советскую эпоху селилась (выражаясь современным языком) элита творческой интеллигенции - музыканты, артисты, композиторы. На домах много мемориальных досок. А еще, что не очень типично для дворов и переулков, на небольшом "пятачке", поблизости друг от друга, стоят несколько памятников, причем не "малых форм", а вполне монументальных и установленных сравнительно недавно.

Памятник Муслиму Магомаеву открыт в сентябре 2011 года. Скульптор А.Рукавишников (его другие известные памятники - Достоевскому, Юрию Никулину, Шолохову, нереализованный проект памятника героям романа "Мастер и Маргарита"). Стоит он во дворах, на пересечении Елисеевского и Вознесенского переулков. Местоположение связано по одним данным, с тем, что певец жил поблизости, по другим - с тем, что рядом находится азербайджанское посольство.


Памятник Мстиславу Ростроповичу на пересечении переулков Елисеевского и Брюсова открыт в марте 2012 года. Музыкант жил в Брюсовом переулке, история получения этой квартиры красочно описана в воспоминаниях его жены Галины Вишневской. Скульптор тоже Рукавишников.

Мне кажется, что сбоку этот памятник выглядит довольно нестандартно. Сразу вспоминается посадка Достоевского у бывшей Ленинской библиотеки работы того же Рукавишникова.

Сзади Ростроповича стоит еще один, совсем небольшой памятник. Установлен он в 90-е годы 20 века, его автор - скульптор А.Лягин. Вот как он описывает его замысел: "Это всегда необъяснимо, что-то померещилось, что-то запомнилось, о чем-то подумалось, возникло видение... Замысел приходит почти ниоткуда. Делаешь что-то одно, вдруг приходит в голову ассоциация, возникает какой-то неопределенный символ, он уточняется, становится четче, реальнее. Так у меня возникла работа "Весть"... Ангел сидит на льве. Лев - царь зверей, символ плотского. Ангел - символ духовности. Появилась композиция, в которой я как автор решал для себя вопросы бытия и миропорядка."

К сожалению, мне немного надоело снимать памятники, и я не сняла последний из них - композитору Араму Хачатуряну, который стоит поблизости, во дворе Дома Композиторов. Памятник интересный и незаурядный. Автор - скульптом Г.Франгулян (он же - автор памятников Окуджаве и Бродскому в Москве). Памятник открыт осенью 2006 года и является подарком администрации Еревана Москве.
Вот такое скопление памятников в переулках. Мы набрели на него случайно, в целом оно вызывает скорее интерес, а не чувство "понравилось", но зайти и посмотреть определенно стоит.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Ростропович с супругой Галиной Вишневской жили здесь же - в девятиэтажном доме № 8/10, который построили специально для профессоров и композиторов. А его соседями были Кабалевский, Хачатурян, Шостакович, Коган, Рихтер.

Говорят, что... ...один из друзей Ростроповича пошутил:
- Слава! Ты играешь на очень эротичном инструменте: зажимаешь его между ног и водишь туда-сюда смычком...
Ростропович перебил собеседника:
- Что ты! Самый эротичный инструмент - это кларнет.
...когда Ростроповича и Эмиля Гилельса пригласили на длительные гастроли в США, музыканты обратились к министру культуры СССР Фурцевой с просьбой разрешить выезд с женами. Фурцева попросила написать официальное заявление.
Просьба Гилельса выглядела так: «Поскольку я страдаю заболеванием печени и нуждаюсь в специальном уходе, а гастроли в США намечены на 2,5 месяца, прошу направить со мной мою жену».
Просьба Ростроповича выглядела иначе: «Поскольку я абсолютно здоров и еду в Америку на 2,5 месяца, прошу разрешить выезд с женой».
Выезд женам музыкантов разрешили, но до сих пор не известно, чья просьба оказалась убедительней.
...когда Ростропович укрывал на даче опального Солженицына, Фурцева вызвала музыканта и заявила:
- Мстислав Леопольдович, ваша акция идет вразрез с политикой государства. Мы вынуждены соответственно отреагировать. За границу посылать не будем. Можете гастролировать по стране.
Ростропович удивился:
- А вы считаете концерты на Родине наказанием?

Памятник Мстиславу Ростроповичу был открыт 29 марта 2012 года в центре Москвы в сквере на пересечении Брюсова и Елисеевского переулков, недалеко от Дома композиторов, где жили музыкант с супругой, оперной певицей Галиной Вишневской. Появление памятника приурочено к 85-летию со дня рождения Мстислава Леопольдовича. Авторы памятника – известный скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Вознесенский. Музыкант изображен играющим на виолончели.

Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007г.г.) - выдающийся виолончелист, дирижер, общественный деятель. Талантливый музыкант и блестящий организатор, он был неутомимым пропагандистом современной музыки, много сделал для популяризации российских композиторов. Репертуар Ростроповича–виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных такими выдающимися композиторами ХХ века, как Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Хачатурян, Бриттен, Дютийе, Мессиан и многие другие.

В 1974 году Ростропович и Вишневская были вынуждены временно уехать за границу, подвергаясь преследованиям за поддержку Александра Солженицына. В 1978 году их лишили советского гражданства (которое вернули спустя 12 лет). В августе 1991 года Ростропович, рискуя жизнью и свободой, приехал в Москву на защиту Белого дома.

За свои заслуги по защите прав человека Мстислав Леопольдович получил несколько наград, среди которых Ежегодная премия Международной Лиги по Правам Человека. Он был Гражданином Мира, Послом Доброй Воли ЮНЕСКО, почетным гражданином многих городов мира.

У себя на родине Ростропович был отмечен многими государственными и профессиональными наградами. В 1955 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, в 1964 году - звание Народного артиста СССР. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1951) и РСФСР (1991, 1995), Ленинской премии (1965). Был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени (2007).С 1959 по 1974 годы Ростропович - профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской государственной консерватории.

Он был членом шести академий, одним из сорока "бессмертных" - почетных членов Академии искусств Франции, являлся почетным доктором 50 университетов (среди них Гарвард, Принстон, Кембридж, Йель, Оксфорд, Сорбонна, Болонья). Был обладателем свыше 130 высших наград и премий более 30-ти стран мира. В 2002 году, в день 75–летия Мстислава Ростроповича, лондонская газета «Таймс» провозгласила его «величайшим из ныне живущих музыкантов».

В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне «Благотворительный фонд помощи детям России». С 1992 года Фонд перечислил более 18 миллионов долларов на закупку медицинского оборудования, питания, систем очистки воды для детских медицинских учреждений России, как в небольших районных центрах, так и в крупных городах. Отделения Фонда в настоящее время существуют в нескольких городах России и ведут огромную работу по бесплатной вакцинации детей и по строительству детских лечебных учреждений.

29-го марта 2012-го в сАмом центре Москвы, в Брюсовом переулке, открыт памятник однои из самых одиозных личностеи - Мстиславу Ростроповичу . Открытие памятника приурочено в 85-летию маэстро.

На открытии памятника засветились Путин (произносил речь и возлагал цветы), вдова Ростроповича Вишневская , вдова Ельцына Наина , дочка Ельцына Татьяна Юма шева и «другие официальные лица» - прочие типа Кобзона , которыи посешением этого деиства сильно подпортил свои имидж.

Сначала о личности Ростроповича, а потОм о художественных достоинствах самогО монумента.

Нынешняя демократическая власть в России постоянно попирает международные юридические и этические нормы, хотя бы этим фактом попрания она ставит себя вне закона.

Если прежняя власть обьявила Ростроповича врагом народа и человеком вне закона, то новая власть никогда не должна отменять этого постановления, иначе чего тогда она стОит, любая государственная власть вообше?

Своими деиствиями по увековечению одного из злеииших ненавистников своеи странЫ власть преврашается в фикцию, пустои звук, абстрактное понятие - у нас, в России. - В цивилизованных странах законы, установленные предшествуюшими правителями, обычно уважают.

Ростропович неоднократно своими поступками высказывал неуважение к своеи стране. -

Поддержал и поселил к себе на даче опального другого врага народа А.Солженицына ;

во время путча ГКЧП 1991-го маэстро сменил виолончель на боевое оружие, или, как сказал поэт - к штыку приравнял перо - на автомат Калашникова и полез в число зашитничков Белого ДОма.

Интересно, от кого он собирался зашишать БиДэ - от Соловья-разбоиника? - Ведь никакого «штурма» ГКЧП не планировало. Тем не менее Ростропович медальку «Зашитнику свободнои России » отхватил.

Во время не опереточного, а реального ельцынского путча 4-го октября 1993-го маэстро наклал в штаны и Дом Советов зашишать не пошёл, а поддержал Ельцына.

В советское время предал свою Родину - в 1974-м выехал на ПМЖ на Запад. Но и там он не дремал и со своеи марухои Вишневскои занимался антигосударственнои деятельностью, за что был лишён в 1978-м советского гражданства:

«Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростровович и Г. П. Вишневская вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали помощь враждебным СССР зарубежным организациям. Так, в 1976—1977 годы они дали несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. Учитывая, что Росторопович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу СССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил лишить советского гражданства М. Л. Рострововича и Г. П. Вишневскую за действия, порочащие звание гражданина СССР». (Цэ).

В 1990-м изменник Родины Горбачёв гражданство Ростроповичам-Вишневским вернул, и «гуманист» вернулся на свою оплёванную и растерзанную Родину.

Видите ли, совесткии режим маэстро-антисоветчика не устраивал, а демократическии оказался как раз, хотя он ничем не лучше (мягко говоря) советского. Однако Ростроповича этот вопрос занимает менее всего - главное, новая власть его привечает.

Теперь о художественных достоинствах монумента скульптора А.Рукавишникова .

Как же измельчало искусство, если полностью исчез художественныи домысел, идея, раскрываюшая личность героя!

Памятник - точная копия, фотография в камне (точнее, скульптура ваялась по фотографии) Ростроповича на концерте за своим инструментом, вплоть до положения пальцев на струнах.

Кстати, точно по такому же принципу изваян памятник Г.Жукову на Плошади Революции - точная фотка из кинохроники «Жуков принимает парад Победы 24 июня 1945-го».

Может, на концерте в такои позе маэстро смотрится органично - с широко расставленными ногами, чуть провставшии над стулом. - Но вот в камне, на круглом постаменте, он напоминат человека, сидяшего на толчке , чуть-чуть привставшего после процесса. Причём виолончель смотрится как совершенно лишняя. А широкая каменная лента, спускаюшаяся с постамента, напоминает рулон размотавшеися туалетнои бумаги.

Принимая во внимание характер личности, можно констатировать, что именно такого памятника заслужил этот недочеловек - вечно украшать толчок.