От малого танка к лёгкому

Привет всем приверженцам танковых баталий, с вами сайт! Друзья, сегодня мы поговорим о довольно интересной машине, иткальнском легком танке второго уровня, перед вами L6/40 гайд .

Подробно о ТТХ L6/40

По уже сложившейся традиции начинать мы будем с того, что машина обладает маленьким, но в то же время типичным для ЛТ-2 запасом прочности, а также имеет усредненную дальность обзора в 320 метров.

Очень хотелось бы сказать, что у L6/40 характеристики бронирования хороши, но это будет не совсем правдой. Просто на этом уровне боев все друг друга пробивают довольно легко. Так что полагаться на бронирование не стоит.

Кроме того, не последнюю роль в плане выживаемости для легкого танка играют показатели незаметности и с этой стороны L6/40 танк весьма неплох.

Однако несмотря на то, что бронирование у нас не такое уж серьезное, L6/40 World of Tanks стал несчастливым обладателем очень посредственной подвижности. Да и максимальная скорость в нашем не самая лучшая, но и динамика довольно низкая и маневренность оставляет желать лучшего.

Орудие L6/40

С точки зрения огневой мощи, как это очень часто бывает, есть свои преимущества и недостатки. Можно сказать, что в нашем случае пушка заслуживает уважения, но далеко не во всем, сейчас вы сами поймете, о чем идет речь.

В первую очередь хочу отметить, что у L6/40 орудие имеет очень низкий разовый урон, но орудие мы имеем кассетного типа, то есть за выстрел мы будем разрежать сразу несколько снарядов, поэтому ДПМ получается весьма хорошим. Также бронепробитие мы получаем далеко не самое лучшего из-за чего часто придется использовать и премиумные снаряды.

В плане точности новости вновь неутешительные. Опять-таки, по сравнению с другими легкими танками на уровне, итальянский танк L6/40 не может похвастаться хорошей точность, как и разбросом

Но закончим обзор характеристик вооружения мы все-таки на приятной ноте, так как L6/40 танк WoT стал обладателем отличных углов вертикальной наводки. Наш опускается на 10 градусов вниз, так что играть от рельефа местности будет в удовольствие.

Преимущества и недостатки L6/40

Для уверенной и результативной игры, можно даже сказать доминирования на поле боя, важно не просто знать характеристики своего танка, но также понимать его преимущества и недостатки. Давайте же выделим основные сильные и слабые стороны L6/40 World of Tanks , а для простоты восприятия разобьем их по пунктам.
Плюсы:
Орудие кассетного типа;
Отличный ДПМ;
Неплохой обзор на уровне;
Комфортные углы вертикально наводки.
Минусы:
Небольшой запас ХП;
В целом посредственное бронирование;
Плохая подвижность (особенно динамика и маневренность);
Невысокое бронепробитие;
Медленное сведение и плохая стабилизация и разброс.

Оборудование для L6/40

Перечень доступных дополнительных модулей, которые можно установить на технику второго уровня, очень скромен, то есть возможности наши невелики. Однако даже из небольшого ассортимента доступных вариантов можно выбрать то, что нужно, то есть на танк L6/40 оборудование лучше устанавливать такое:
1. – при нашем долгом сведении данный модуль будет наиболее важным, ведь именно он позволяет улучшить данный параметр и упростить процесс прицеливания.
2. – очень хороший вариант и универсальный вариант, который даст небольшую, но в то же время необходимую прибавку к нескольким важнейшим параметрам.
3. – при слабой подвижности нашего танка и посредственном обзоре, такой выбор будет весьма кстати, так как он решает проблему кардинально.

Обучение экипажа L6/40

К счастью, в выборе умений для сидящих внутри танка бойцов мы не ограничены, однако, тут есть одно очень неприятно «НО» - наш экипаж состоит всего из двух человек, что накладывает серьезные ограничения на процесс прокачки. Правда, это обстоятельство не должно вас пугать, выбирая только самое главное, для L6/40 перки изучаются по следующему сценарию:
Командир (наводчик, радист, заряжающий) – , , , .
Механик-водитель –, , , .

Снаряжение для L6/40

Выбирать для L6/40 снаряжение придерживаясь экономичного варианта проще некуда, берем джентльменский набор в виде: , , . Если же проблем с серебром или золото вы не испытываете, смело выбирайте премиумные раходники , , , где последний вариант совсем неплохо заменяется на .

Тактика игры на L6/40

Не тяжело догадаться, что для уверенной игры на танке, необходимо прикладывать максимум усилий для того, чтобы использовать его преимущества и нивелировать недостатки. Следуя этому очевидному правилу для L6/40 тактика ведения боя будет состоять в том, чтобы придерживаться ряда советов.

В первую очередь нужно понять следующую вещь – несмотря на то, что броня во лбу у нас есть, сильно полагаться на нее не стоит, то есть лучше играть от маскировки, а для этого L6/40 танк должен позиционировать на второй линии в кустах, откуда он сможет беспрепятственно вести огонь по союзному, а иногда даже своему засвету. Но этому будет мешать наш посредственное бронепробитие орудие кассетного типа, так что много при такой игре на танке настрелять не получится.

Если вам все же пришлось вступить в ближний бой, ведь ситуации бывают разные, постарайтесь встречать врага лобовой проекцией, но при этом желательно поставить итальянский легкий танк L6/40 совсем небольшим ромбом, дабы увеличить приведенную броню. Тут уже кассетный тип орудия будет играть нам на руку.

Кстати, стоит также периодически вспомнить о хороших углах вертикальной наводки. Подобные преимущества не только дают возможность игроку на L6/40 WoT занимать удачные позиции, но и позволяют играть более активно. Вы можете стать на возвышенности, выкатываться из-за укрытия или холма, делать выстрел и откатываться назад, не получая урона в ответ.

В остальном действия ваши должны быть выверенными и осторожными, старайтесь всегда следить за мини-картой, не давайте себя объезжать и опасайтесь артиллерии.

Официальное обозначение: Carro Armato L6/40
Альтернативное обозначение: Carro Leggero L6/40, Pz.Kpfw.L6(i)
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускались в 1941-1942 гг.

После экспериментов с 5-тонными “танками поддержки”, которые по большому счету являлись увеличенными по габаритам танкетками с вращающейся башней и пушечно-пулеметным вооружением, инженеры фирмы Ansaldo пришли к выводу, что используемые ими технические решения не являются оптимальными. Так появился значительно модернизированный вариант легкого танка, который в наше время больше известен как FIAT-Ansaldo М6Т .

В отличии от своих 5-тонных предшественников М6Т получил доработанную ходовую часть. Применительно на каждый борт она включала следующие компоненты: четыре сдвоенных опорных катка с резиновыми бандажами блокированных попарно в две тележки с подвеской на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо заднего расположения. В целях улучшения сцепления с поверхностью направляющие колеса были опущены на грунт, как это позднее было сделано на американских танках серии М3 и М5. Правда, при такой конфигурации ухудшалась маневренность танка.

Корпус танка собирался из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины, крепившихся к металлеческому каркасу при помощи заклёпок и болтов. Бронирование М6Т не отличалась от опытных 5-тонных танков. Лоб корпус был защищен 30-мм бронелистами, борта – 15 мм, крыша и днище – по 6 мм. Масса танка оценивалась в 7000 кг. По аналогии с немецкими легкими танками передние бортовые бронелисты имели скошенные углы, теоретически улучшавшие пулестойкость. Компоновка корпуса была стандартной для итальянских танков того периода.

В передней части размещались агрегаты трансмиссии. Среднюю часть занимало боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Чтобы обеспечить двум танкистам (механик-водитель и командир, также выполнявший функции стрелка и заряжающего) приемлемые условия работы на М6Т была сохранена высокая надстройка, на крыше которой устанавливалась граненая одноместная башня с верхним командирским люком. Относительно продольной оси танка башня была смещена к левому борту. Относительно более ранних моделей лёгкого танка вооружение было заметно ослаблено и теперь состояло из двух 8-мм пулеметов Breda mod.38 установленных в башне. Для управления и наблюдения за местностью использовались смотровые щели в башни и в лобовой части корпуса, а также зеркальный перископ.

В кормовой части танка устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель SPA 18 мощностью 70 л.с., система охлаждения и топливные баки. Геометрические размеры М6Т почти не отличились от размеров танкеток CV33\CV35: длина – 3,78 м, высота – 1,83 м.

На испытаниях, проведенных в течении 1936-1938 гг., прототип легкого танка М6Т показал неплохие характеристики. Его максимальная скорость составила 42 км\ч при движении по шоссе, запас хода достигал 200 км. Танк мог преодолевать траншею шириной не более 1,7 м и вертикальную стенку высотой 0,7 м. Тем не менее, фирме Ansaldo было рекомендовано доработать танк, установив вместо спарки 8-мм пулеметов автоматическую 20-мм пушку Breda de 20/65. Конструкция М6Т практически не изменилась, за исключением небольших доработок корпуса и башни под установку нового орудия. Помимо этого, толщину бронирования лобовой части башни довели до 40 мм.

Первый прототип танка, получившего обозначение Carro Armato L6/40 , был предъявлен на испытания в 1940 году и получил положительную оценку. Обладая высокой технической надежностью и неприхотливостью в эксплуатации эта машина выгодно отличалась от танкеток более сильным вооружением во вращающейся башне. Незамедлительно был подписан контракт на поставку итальянской армии серийных L6/40, которые отличались от прототипа лишь наличием нового длинноствольного 20-мм орудия Breda mod.35. также была предусмотрена установка радиостанции RC 1CA со штыревой антенной на правом борту корпуса. Впрочем, часть серийных машин вообще не имела никаких средств связи.

Серийный выпуск L6/40 начался лишь в 1941 году, когда танк морально устарел. Примечательно, что пока шли испытания новой машины вплоть до конца 1939 года продолжался выпуск танкеток L3 последней модификации (СV3/38 с модернизированной ходовой частью и крупнокалиберным пулеметом), боевая ценность которых уже тогда была весьма сомнительной.

Итальянская армия планировала получить 697 новых лёгких танков уже в 1939 году, но заказ на L6/40, сокращённый до 583 единиц, был выдан лишь в марте 1940 года. Согласно другим данным в течении двух лет серийного производства завод Ansaldo поставил только 283 танка, большая часть из которых поступила на фронт.

Следует отметить, что запоздалое появление серийных танков L6/40 вовсе не означало, что они были полностью небоеспособными. По сумме боевых характеристик итальянский лёгкий танк находился на уровне советского Т-60, немного превосходя его по бронезащите. Вместе с тем, советский танк обладал лучшей подвижностью и более низким силуэтом, что в боевых условиях зачастую играло более существенную роль. Сравнительно с американским М3, который также был частым «гостем» на Восточном и Африканском ТВД, «Stewart» итальянский танк уступал буквально по всем параметрам. «Американец» облада более мощной силовой установкой (что положительно сказывалось на динамических качествах), лучшими приборами наблюдения и вооружался 37-мм пушкой, способной бороться с любыми лёгкими танками стран Оси. Тем не менее, при должном использовании L6/40 мог вполне оправдать себя в качестве средства разведки и преследования отступающего противника. К сожалению для итпльянских танкистов L6/40 далеко не всегда применялись по первоначальному назначению.

По мере приёмки готовой продукции новыми лёгкими танками оснащались элитные соединения итальянской армии. С конца 1941 года L6/40 ими стали комплектовать дивизии, которые у нас принято именовать “быстрыми” (Celere). Впрочем, эти соединения следует считать бронекавалерийскими, поскольку как таковые бронетанковые войска в Италии отсутствовали и большая часть танков и бронемашин находилась в распоряжении кавалерии. Новообразованные дивизии получили следующие названия: 1° Divisione Celere “Eugenio di Savoia”, 2° Divisione Celere “Emmanuele Filiberto Testa di Ferro” и 3° Divisione Celere “Principe Amadeo Duca d`Agosta”.

Формирование новых танковых частей совпало с отправкой на Восточный фронт подкреплений для итальянского экспедиционного корпуса (ARMIR), в состав которого входила небольшая бронетанковая группировка. В другой момент немецкое командование, не страдавшее излишним оптимизмом относительно боеспособности итальянских войск, отказалось бы от такого подарка, но жестокие сражения зимы 1941-1942 гг. оказались слишком тяжелым ударом не только для РККА, но и для вермахта. Союзников отправили на южное направление, где обстановка была не столь напряженной. Честь прибытия на Восточный фронт была удостоена 3 “Principe Amadeo Duca d`Agosta” (PADA) в состав которой на тот момент входил LXVII Battaglione Bersaglieri corazzato (36-й берсальерский танковый батальон, сформирован в феврале 1942 года), располагавший, по различным источникам, 55-56 лёгкими танками. Впрочем, на Восточный фронт отправились далеко не все – по последним данным прибыло не более 31 машины. Кроме того, вместе с танковым батальоном прибыла 13-ю кавалерийская группа штурмовых орудий (ХIII Gruppo Semoventi L6 47/32, Reggimento Cavallegeri Alessandria) в составе 19 САУ.

В южнороссийские степи итальянские танки начали прибывать с 12-го июля 1942 года, но в боевых действиях они начали принимать участие лишь месяцем позже. Первое «боевое крещение» состоялось в ходе так называемой «Первой оборонительной операции на Дону». Вместе с пехотными дивизиями «Pasubio» и «Sforzesca» подразделения дивизии PADA предприняли наступление близ станицы Верхне-Кривской. Итальянцы противостояли 197-я и 203-я советские стрелковые дивизии, а также 14-я гвардейская стрелковая дивизия, оснащенные артиллерией. По всей видимости, первый бой танки L6/40 приняли 1-го сентября, а в течении следующей недели они поддерживали контратаки альпийских стрелков из дивизии «Tridentina».

Один из самых ожесточенных боёв имел место у высоты 228,0, где танкам предстояло сопровождать наступление 6-го альпийского полка. Параллельно, 54-я и 55-я роты батальона «Vestone», с переменным успехом, пытались выбить советские части с высоты 195,8 и из совхоза «4-я ферма». Бой закончился отходом советских войск с высоты, но положительный результат был достигнут только при активном содействии итальянских танков и немецкой 769-й пехотной дивизии. На это месте пехотный батальон остановился, а наступление продолжали альпийские стрелки и рота 67-го танкового батальона. В течении следующих часов итальянцам удалось немного продвинуться вперед и выйти к высоте 209,6, где упорное сопротивление им оказали части 203-й стрелковой дивизии. На этот раз атака обернулась неудачей – оторвавшись от пехоты танки продолжали движение вперед, но у советских траншей они были остановлены артиллерийским огнем и вынуждены были отступить. Тем не менее, в тот же день итальянцам удалось овладеть высотами 209,6 и 236,7, где им в качестве трофеев досталось четыре орудия ЗиС-3. Впрочем, насладиться победой в полной мере не удалось – мощной контратакой советские войск выбили противника с высоты 236,7, но одно орудие итальянцам всё же удалось утащить с собой. Успех достался 67-му батальону дорогой ценой. Из 14 танков поддерживавших батальон «Vestone» один сгорел, два были подбиты, два были брошены экипажами и ещё один вышел из строя по техническим причинам. Все семь танков, участвовавших в атаках совместно с 6-й альпийской дивизией были выведены из строя. Таким образом, общие потери составили 13 машин, но большую часть из них удалось восстановить. По крайней мере, на начало октября 67-й танковый батальон вновь насчитывал 31 танк L6/40. Не исключено, что в общее количество также включили трофейные советские танки Т-34, Т-60 и Т-70. В течении октября танковые части итальянцев привлекались к боям эпизодически и в скором времени бои приняли позиционный характер.

Советский контрудар 19-го ноября 1942 года застал итальянское командование врасплох, но за двое суток всё же было сформировано две «боевые группы» смешанного состава по немецкому образцу. В течении двух суток они действовали раздельно, но в силу сложившейся обстановки они объединились 24-го ноября. На следующее утро в районе населенного пункта Верхняя Груша советские войска прорывали оборону румынских войск, создав угрозу выхода в тыл итальянцев. Есть упоминания, что группа под командованием генерала Чезаро Росси, пыталась использовать танки L6/40 в качестве неподвижных огневых точек, но по всей видимости, без особого успеха. Правда, потерь 67-й батальон также не понёс, отступив с остатками сил на новый оборонительный рубеж.

Спустя три недели, 12-го декабря, батальон был отмечен в центральном секторе обороны дивизии «Pasubio». Танки заняли позиции в разрушенной деревне Оголев, причем на бумаге итальянцы по прежнему располагали 31 танком. Получив около 20 противотанковых и зенитных орудий от немцев можно было надеяться на более-менее удачный исход оборонительной операции, однако уже 13-го декабря бои разгорелись с новой силой. Фактически, бои под Оголевом ознаменовали начала конца итальянских бронетанковых сил на Восточном фронте. Поначалу, при поддержке батальона «Tagliamento» CC.NN и 526-го немецкого пехотного полка, танкистам удалось отбить несколько советских атак, но на следующие сутки оборона не выдержала и итальянцы вновь откатились на несколько километров назад.
Несмотря на то, что официальные итальянские источники на 15-е декабря приводят цифру в 50 танков, на самом деле в боеспособном состоянии их было не более десятка. По крайней мере, к 17-му декабря в секторе обороны дивизии «Ravenna» имелось только два L/6/40 и три самоходки. Всё эта техника была сосредоточена в районе Кузьменков в 12 км от фронта и предназначалась для защиты богучарского направления. Кроме того, несколько танков числилось в составе подвижной группы, которая использовалась для «затыкания дыр» в обороне.

Последний оборонительный рубеж итальянцы попытались сформировать 22-23 декабря на реке Донец, протяженностью около 40 км. Известно, что рота лёгких танков обороняла позицию у Весёлой Горы, но фактически у итальянцев остался только один боеспособный танк L6/40 – все остальные танки и самоходки были брошены при отступлении. Оставшись без материальной части 67-й танковый батальон и 13-я группа штурмовых орудий в январе 1943 года отправилась в Италию.

На Африканский ТВД танки L6/40 попали с большим опозданием и в небольшом количестве, что не позволило в полной мере использовать все их преимущества. Первые машины прибыли в апреле-мае 1942 года и входил в состав полковых разведывательных групп кавалерии (Raggrupamento Esplorante Corazzato или Reparto Esplorante Corazzato — R.E.Co). В большинстве источников указывается, что в Ливии действовали следующие соединения: три полковые разведывательные группы кавалерии «Lancieri di Novara» и полковая группа «Lodi Cavalleria» , которые придавались штабам корпусов для разведки и связи.

Разведывательные группы «Lancieri di Novara», сразу после прибытия, были подчинены 133-й танковой дивизии «Littorio» и отправлены к Тобруку и Мерса-Матруху. В большинстве современных источников указывается, что в каждой из групп имелось по 30 лёгких танков L6/40 в каждой. Однако, в книге «Танковый удар. Советские танки в боях. 1942-1943» (Москва, 2007) приводятся несколько другие данные — 52 танка. Не исключено, что вторая цифра более точно отражает количество L6/40.

Несмотря на «иностранное» происхождение фактически все бронетанковые части итальянцев подчинялись Э.Роммелю, но от полного разгрома их это не спасло. Уже к июню «Lancieri di Novara» потеряла около 50% материальной части, а в ходе сражения под Эль-Аламеном 133-я танковая дивизия была полностью разбита и на протяжениее следущего года постоянно отступала к тунисскому побережью. К тому времени в составе «Lancieri di Novara» боеспособных танков L6/40 не осталось. Поскольку подкрепления из метрополии практически не поступали уцелевшие соединения дивизии «Littorio», вместе с остатками дивизий «Ariete» и «Trieste», были сведены в единую боевую группу «Ariete», которая была уничтожена в апреле 1943 года.

Полковая группа «Lodi Cavalleria» была сформирована в конце 1942 года, причем 1-й и 2-й эскадроны оснащалась не только танками L6/40, но и самоходными орудиями Semovente da 47/32. На Африканский фронт был отправлен только 2-й эскадрон, который прибыл в Триполи в ноябре 1942 года. Судя по последней информации общее количество лёгких танков не превысило 15 единиц. Уже по пути группа понесла первые потери, причем из Италии так и не удалось доставить всю амуницию и мотоциклетный эскадрон. Воюя в неполном составе «Lodi Cavalleria» периодически отправлялась в тыл, пока в мае 1943 года оставшиеся танки и САУ не были уничтожены в ходе оборонительной операции на территории Туниса.

Досталось танковым частям также и от югославских партизан. К 1942 г. группа армий, расположенных в Албании и бывшей Югославии, имела в своем составе порядка 140 танкеток L3 и 130 легких танков L6/40. Позднее к ним присоединились средние танки М13\40 и САУ Semovente da 47\32. Итальянские танковые соединения имели следующую дислокацию:

I° gruppo corazzato «San Giusto» — располагала 30 танкетками L3, 15 танками L6 и 21 бронеавтомобилем АВ-41;

III° gruppo di «Monte Reale» – действовала в Хорватии и Черногории, имела по 15 L3 и L6/40;

II° gruppo corazzato «Cavalleggeri Guide» – сформирована в 1941 г., находилась в районе Тираны (Албания), имела 15 L3 и 13 L6/40;

IV° gruppo corazzato «Nizza Cavalleria» – находилась в Албании, имела 2 эскадрона танков L6/40 – 15 единиц и 21 бронеавтомобиль АВ-41;

IV° gruppo corazzato «Monferrato» – Албания, 30 танков L6/40.

В 1943 году на территории бывшего Королевства Югославия также находилась IV° gruppo corazzato «Cavalleggeri di Alessandria», формирование которой было начато в 1940 г. Это соединение впоследствии было придано подвижной дивизии «Eugenio di Savoia», располагая на тот момент 9 САУ Semovente 47/32 и 13 танками L6/40. По другим данным количество танков составляло 324 единицы.

После подписания в сентябре 1943 года перемирия с союзниками большинство танковых частей находилось в центральной и северной части Италии. Нерешительность итальянского командования привела к тому, что немецкими войсками была проведена молниеносная операция по разоружению и захвату всеё материальной части бывшего союзника. Среди прочей бронетехники вермахту досталось, по меньшей мере, около 20 танков L6/40, которые поступили на вооружение под новым индексом Pz.Kpfw.L6(i) . Трофейные танки использовались в танковом батальоне горно-стрелковой дивизии СС «Prince Eugen» действовавшей в Югославии. Кроме того, единичные L6/40 экспдуатировались в составе 336-й пехотной и 26-й танковой дивизиях, находившихся на территории Италии и Словакии. По всей видимости, характеристики итальянского лёгкого танка вермахт вполне устраивали — по новому германскому заказу в течение 1944 года было изготовлено еще 17 L6/40 в стандартной комплектации.

Что-либо сказать об использовании трофейных танков L6/40 в армиях союзников достаточно проблематично. Так или иначе, к маю 1943 года вся итальянская бронетехника досталась американцам и силам Британского Содружества. Сколько среди них было лёгких танков — точно не известно. Возможно, их было не менее десятка, но в против своих бывших хозяев они, по всей видимости, не применялись.

Примерно таким же образом сложилась судьба танков 36-го берсальерского танкового батальона. На советских фотографиях, сделанных во ходе наступленя под Сталинградом, брошенные и подбитые L6/40 мелькают достаточно часто. Восстанавливать эти машины, а уж тем более использовать в боевых условиях, командование РККА так и не решилось. Тем не менее, один танк прошел ремонт и был испытан на танковом полигоне в Кубинке.

Несколько L6/40 в течении 1943-1944 гг. досталось югославским партизанам, которые применяли их против немецких, хорватских и словенских частей. По окончании Второй мировой войны оставшиеся танки передали во вновь созданную армию Италии, где они прослужили ещё несколько лет.

Исходя опыта применения танков L6/40 итальянское командование распорядилось создать на его базе вспомогательные боевые машины. Одной из первых таких разработок стал командирский танк Carro Commando L40 . Он отличался отсутствием башни и перепроектированным корпусом. Теперь в полуоткрытой рубке устанавливалась радиостанция RF 3С, с левой стороны корпуса монтировался 13,2-мм пулемет, а для защиты от авиации имелся зенитный 8-мм пулемет на корме. Точное количество переоборудованных командирских танков неизвестно.

Небольшое количество танков было выпущено в огнеметной модификации. Все отличия L6/40 Lanciaflamme сводились к установке в башне огнетеной установки вместо 20-мм пушки. Бак с горючей жидкостью устанавливался в корпусе.

Практически всю войну остро стояло проблема подвоза боеприпасов на передовую. Если в немецкой армии для этой цели использовали тысячи полугусеничных транспортеров и трофейных бронированных машин типа Renault UE или Lorraine L37\38, то итальянцы здесь ничем особым похвастать не могли. Чтобы решить эту проблему в 1941 г. разработали транспортеры боеприпасов Cingoletta L40 (на шасси легкого танка L6/40) и FIAT 2800 (его шасси было аналогично британскому транспортеру Bren Carrier). Обе машины вооружались 8-мм пулеметом и могли перевозить 4-х человек или порядка 500 кг груза. Об их серийном производстве точной информации нет.

Следующей машиной стала Carro Portamunizioni L40 , предназначавшаяся для подвоза боеприпасов самоходным орудиям Semovente 41M da 90/53. Башня и вооружение при этом демонтировались (хотя некоторые машины все же имели 8-мм зенитный пулемет), а освободившееся место использовали для перевозки 40 снарядов. Всего, в течении 1942 г., было переоборудовано 30 танков.

Но наиболее удачной стала САУ Semovente da 47/32 . В её открытой сверху рубке располагалось 47-мм противотанковое орудие, способное эффективно бороться не только с легкими танками типа Т-60 или БТ, но и с более тяжелыми машинами. Большая част этих САУ осталась в Италии, но 19 единиц использовались в 1942 г. в боях против советских войск, правда без особого успеха.

На шасси танка L6/40 пробовали установить более мощную артиллерийскую систему. В качестве объекта для экспериментов была выбрана 75-мм гаубица. Доработки танка сводились к демонтажу башни и надстройки корпуса, вместо которых устанавливалсь многогранная неподвижная рубка. Проект получил одобрение и в 1942(?) году был построен полноразмерный деревянный макет. Тем не менее, широко развернутая программа строительства разнотипных самоходных установок на шасси средних танков типа «М» позволяла достичь лучших результатов и в результате проект 75-мм самоходки на базе L6/40 был закрыт.

В послевоенные годы танки L6/40 находились далеко не в лучшем техническом состоянии и постепенно утилизировались. Пожалуй, что в наибольшей степени повезло машине, которая была захвачена под Сталинградом. После испытательного цикла этот L6/40 некторое время находился на временном хранении и впоследствии был передан Музею Бронетанковой Техники в подмосковной Кубинке, где к этому времени танковый полигон был уже закрыт.

Второй танк L6/40 в достаточно приличном состоянии находится в Италии. В последние годы войны он использовался немцами в качестве трактора (с демонтированной башней и вооружением), но в 1945 году был вновь передан итальянской армии. До середины 1950-х гг. «демилитаризированный» L6/40 продолжал свою службу в Леньяно (Legnano), вплоть до полного списания. Примерно в то же время итальянцы вспомнили, что ни одного танка этого типа у них не сохранилось. Находившийся в более-менее приличном состоянии «трактор» отреставрировали, установив башню-реплику с макетом вооружения. В настоящее время этот L6/40 установлен в качестве памятника в Caserma «Mara» (Solbiate Olona).

Третий танк L6/40 сохранился в Албании. Предположительно, эта машина ранее принадлежала IV° gruppo corazzato «Monferrato» и была захвачена югославскими войсками в ходе освобождения страны. Впоследствии танк был передан албанской армии и заетм помещен в военный музей, располагающийся в крепости Gjirokaster.

Источники:
М.Коломиец, И.Мощанский «Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945» (Бронеколлекция МК 1998-04)
Итальянские танковые войска
FIAT-Ansaldo L6/40 — музей в Кубинке
Italie 1935-45: Carro Leggero L6/40
Gruppi e reggimenti corazzati dell`arma di cavalleria

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Carro Armato L6/40 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 6800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3820
Ширина, мм 1860
Высота, мм 2175
Клиренс, мм 260
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка Breda de 20/65 и один 8-мм пулемет Breda mod.38
БОЕКОМПЛЕКТ 312 выстрелов и 1560 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 30 мм
башня — 40 мм
борт корпуса — 15 мм
корма — 15 мм
крыша и днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ SРА 18VT, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 70 л.с. при 2500 об/мин, рабочий объем 4053 куб. см
ТРАНСМИССИЯ механического типа: однодисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных обрезиненных катка, сблокированных попарно в две тележки, подвеска на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 42 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 40°
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция RC 1CA или RC 1CA

Итальянский легкий танк L6/40

Танки L6/40 (легкий, 6-тонный танк образца 1940 года) был довольно прочной и надежной машиной, однако слабо вооруженной и бронированной, поэтому мог использоваться лишь в качестве разведывательного. Его выпускали в двух модификациях, различавшихся вооружением. На второй устанавливалась 20-мм автоматическая пушка (бывшая зенитная) со стволом длиной 65 калибров, пулемета не было. Такое вооружение было весьма эффективно для борьбы с английскими бронеавтомобилями и бронетранспортерами в Северной Африке. Его итальянцы применяли и на советско- германском фронте.

4-цилиндровый карбюраторный мотор фирмы «Фиат» обеспечивая скорость 45 км/ч. Ходовая часть состояла из сблокированных попарно обрезиненных катков в тележке с выгнутым балансиром. Подвеска тележек – торсионная. Ведущее колесо – переднего расположения, ленивец для увеличения длины опорной поверхности гусеницы был опущен на землю и служил пятым опорным катком. Танк имел главный и бортовые фрикционы. Башня сдвинута влево. Водитель сидел справа в корпусе. Танк мог преодолевать подъемы в 40 в расчете на действия в горах. Среднее удельное давление на грунт составляло 0,61 кг/см 2 .

L6/40 состоял на вооружении до капитуляции Италии 3 сентября 1943 года, позднее использовался немцами. Всего в 1940 – 1942 годах выпустили 287 этих машин. На их базе в 1942 году построили немного противотанковых самоходных установок с 47-мм полуавтоматической пушкой со стволом длиной 43 калибра и с клиновым затвором. Бронебойный снаряд весом 1,65 кг имел начальную скорость 775 м/с. Боевой вес самоходки 6,8 т, высота 1,69 м, корпус полностью прикрыт 15-мм бронелистами. Экипаж, как и в танке, 2 человека. Остальные характеристики те же, что и у L6/40. Самоходная установка была слишком слаба для борьбы со средними и тяжелыми танками.

Итальянская САУ DA 47/32

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26-4 Состояние создан в 1937-38 гг.разработчик з-д. им. ВорошиловаИзготовитель з-д. им. ВорошиловаПроизводство небольшая сериябоевая масса, т 9,7Длина, мм:– с пушкой вперед 4620– корпуса 4620Ширина, мм 2445Высота по крышу башни, мм. 2500Клиренс, мм. 380Ср. уд. давление на

Из книги История танка (1916 – 1996) автора Шмелев Игорь Павлович

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-34 Состояние создан в 1934 году Производство опытные образцыБоевая масса, т 4,6Длина, мм:– с пушкой вперед. 3600– корпуса 3600Ширина, мм 2000Высота по крышу башни, мм. 1850Клиренс, мм. 300Ср УД. давление на грунт, кг/см #178; 0,38 Преодолеваемые препятствия:– подъем, град.

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 1 автора Брызгов В.

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60 Состояние принят на вооружение в 1941г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель. з-ды NN 37,38,264,ГАЗПроизводство. серия 1941-42гг.Боевая масса, т 5,8-6,4Длина, мм:– с пушкой вперед 4100– корпуса 4100Ширина, мм 2392Высота по крышу башни, мм 1750Клиренс, мм 300Ср. уд. давление на грунт,

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 3 автора Брызгов В.

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-70 Состояние принят на вооружение в 1942 году.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель. ГАЗПроизводство серияБоевая масса, т 9,2Длина, мм:– с пушкой вперед 4285– корпуса 4285Ширина, мм 2420Высота по крышу башни, мм 2040Клиренс, мм. 300Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178;

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-70М Состояние принят на вооружение в 1942 году.Разработчик КБ ГАЗИзготовитель ГАЗ и др. заводыПроизводство. серия с сент.1942 г.Боевая масса, т. 9,8Длина, мм:– с пушкой вперед 4285– корпуса. 4285Ширина, мм 2420Высота по крышу башни, мм. 2045Клиренс, мм. 300Ср. уд. давление на

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-80 Состояние принят на вооружение в 1943 году.Разработчик. Маш. з-д. МоскваИзготовитель Маш. з-д. МоскваПроизводство. серия с 1943 г.Боевая масса, т 11,6Длина, мм:– с пушкой вперед 4285– корпуса. 4285Ширина, мм 2500Высота по крышу башни, мм 2170Клиренс, мм. 300Ср. уд. давление

Из книги автора

Легкий танк МС-1 В ноябре 1929 года, во время конфликта на КВЖД, китайские войска попытались вторгнуться на территорию СССР, но части Красной Армии перешли в контрнаступление и в районе станции Маньчжурия окружили противника. Морозным утром 20 ноября красноармейцы в метель

Из книги автора

Легкий танк Мк VI (А. 5) Трехместный легкий танк Мк VI фирма «Виккерс- Армстронг» производила с 1935 по 1940 год Он оснащался подвеской типа Картмана. Четыре его модификации незначительно отличались устройством башни и ходовой части. Наиболее многочисленными были Мк VIВ: 108 из 321

Из книги автора

Легкий танк Pz-I К 1933 году несколько немецких фирм спроектировали легкий 5-тонный танк. Лучшим признали крупповский. 15 предсерийных машин, еще без башен, испытали весной 1934 года, и в июле танк пошел в серийное производство под маркой Pz- IA. Он имел смешанную подвеску ходовой

Из книги автора

Легкий танк Pz-II В июле 1934 года фирме MAN поручили разработку легкого танка с 20-мм пушкой. Прототип был готов в октябре 1935 года. К производству подключили фирму «Даймлер-Бенц», и к началу 1936 года 10 предсерийных машин сдали на войсковые испытания. Вскоре их дополнила серия из 25

Из книги автора

Легкий танк Lt-35 (S-IIА) Его разработала фирма «Шкода» (заводское обозначение S-IIA или Т-11) в 1935 году и приняли на вооружение в качестве танка сопровождения пехоты. На нем применили немало новшеств, появившихся на иностранных образцах гораздо позже. Ведущее колесо

Из книги автора

Легкий танк 7ТР После покупки в Англии в 1930 году «Виккерс-бт» поляки решили строить на его основе собственные танки. Первые два прототипа двухбашенного танка были готовы в 1933 году, одновременно на базе «Виккерс-Е» коструировали артиллерийский тягач.Существенным отличием

Из книги автора

Итальянский средний танк М13/40 На рассвете 10 июля 1942 года английские позиции на высоте 33 в районе Эль-Аламейна в Египте атаковали 19 окрашенных в желтый цвет танков. Они принадлежали 3-й роте 11 -го танкового батальона Королевской итальянской армии. Прежде, чем достичь высоты,

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-70 Разработан в 1942 году. Выпускался серийно с 1942 по 1943 гг. Состоял на вооружент Советской Армии. Использовался в боях Великой Отечественной войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 9,2Численность экипажа, чел 2 Габаритные размеры (длина х ширина х

Из книги автора

ИТАЛЬЯНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК "ФИАТ-АНСАЛЬДО" LG-40 Разработан в 1939 году фирмой "Ансальдо". Выпускался серийно с 1939 г. Состоял на вооружении армии Италии. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 6,8Численность экипажа, чел 2Габаритные

Из книги автора

ЛЕГКИЙ ТАНК T-IA Разработан в 1935 году фирмой "Крупп". Выпускался серийно с 1935 по 1939 гг. Состоял на вооружении армии фашистской Германии. Использовался в боях во время войны в Испании и во второй мировой войне.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 6Экипаж, чел..

Легкий танк L6/40 (вверху). Башня танка L6/40 с 20 мм пушкой (внизу)


Легкий танк для разведки и связи в танковых и кавалерийских соединениях. Разрабатывался фирмой Fiat-Spa с 1936 г. Выпуск серийных машин начался в 1939 г. и продолжался до сентября 1943 г. Изготовлены 283 единицы.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Башня и корпус – клепаные. Башня смещена к левому борту корпуса. В правом борту предусмотрен большой прямоугольный люк для посадки экипажа. Экипаж – 2 человека. Механик-водитель размещался в корпусе впереди справа, командир (он же наводчик) – в башне. Вооружение: 20-мм автоматическая пушка, представлявшая собой вариант зенитного орудия, и спаренный пулемет.

Танки L6/40 состояли на вооружении танковых батальонов (по 40 машин) подвижных дивизий кавалерии, дислоцированных в Югославии (1-я и 2-я) и на советско-германском фронте (3-я дивизия, 67- й берсальерский танковый батальон). В Северной Африке с мая 1942 г. использовались три полковые разведывательные кавалерийские группы, оснащенные 30 танками L6/40 каждая. Группы придавались штабам корпусов для разведки и связи.

За время боевых действий легкий танк L6/40 зарекомендовал себя надежной и неприхотливой, но слабовооруженной и недостаточно бронированной машиной.

После капитуляции Италии оставшиеся танки поступили на вооружение Вермахта под индексом Pz.Kpfw. L6(i) и использовались в танковом батальоне горнострелковой дивизии СС "Принц Евгений" в Югославии, а также в 336-й пехотной и 26-й танковой дивизиях в Италии и Словакии. По германскому заказу в течение 1944 г. было изготовлено еще 17 танков этого типа.

Несколько машин L6/40 досталось югославским партизанам, которые применяли их против немецких, хорватских и словенских частей. По окончании Второй мировой войны оставшиеся танки передали во вновь созданную армию Италии, где они прослужили еще несколько лет.

На базе L6/40 выпускались огнеметные танки и легкие самоходно-артиллерийские установки Semovente Da 47/32 с 47мм пушками.




Красноармейцы осматривают подбитые танки L6/40. Излучина Дона, 1942 г.





Красноармейцы проходят мимо брошенного итальянского танка L6/40. Юго- Западный фронт, декабрь 1942 г.



Опрокинутый взрывом авиабомбы легкий итальянский танк L6/40. Юго-Западный фронт, декабрь 1942 г.



Итальянская бронетехника, брошенная на Среднем Дону: легкие танки L6/40 и 47-мм самоходная установка Semovente. Декабрь 1942 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА L6/40

БОЕВАЯ МАССА, т: 6,8.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3820, ширина – 1860, высота – 2175, клиренс – 260.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая пушка Breda 35 калибра 20 мм, 1 пулемет Breda 38 калибра

БОЕКОМПЛЕКТ: 312 выстрелов, 1560 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 30, борт – 15, корма – 15, башня – 40.

ДВИГАТЕЛЬ: Spa 18D, карбюраторный, 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 70 л.с. (51 кВт) при 2500 об/мин, рабочий объем 4053 см #179; .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач,

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка, сблокированных попарно в две тележки, подвеска на цилиндрических пружинных рессорах, ведущее колесо переднего расположения.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42,

ЗАПАС ХОДА, км: 200.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 40; высота стенки, м – 0,7; ширина рва, м – 1,7; глубина брода, м – 0,8.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция RF.1CA или RF.2CA.