Материал теме животные жарких стран. Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группе Елена Данилова. Животные жарких стран

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Цель: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

Задачи:
Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики.

Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.

Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе.

Организационный момент. - Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано вашей группе. Давайте его прочтём: Письмо Молодой моряк в матроске Вышел к берегу реки. Снял матроску по-матросски, Снял морские башмаки, По-матросски раздевался, По-матросски он чихнул, По-матросски разбежался И … солдатиком нырнул. Здравствуйте ребята, вы наверное поняли кто вам пишет. Это я капитан дальнего плавания и я очень люблю путешествовать, и я решил сегодня отправиться в Африку. Хотите я и вас с собой возьму? - Скажите какое время года сейчас? (Весна) Да, за окном весна, но, мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело. Ребята, а попробуйте сами найти Африку на карте. (Показ детей) А, что это (глобус), а давайте посмотрим есть ли Африка на глобусе? (есть) Посмотрите, а что это вокруг нее синего цвета? (Вода) -А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно по ехать? (на корабле) - Правильно вот наш корабль. ДАВАЙТЕ МЫ ПРЕВРАТИМСЯ В МОРЯКОВ. Ну, что готовы? Все на корабль. -Занимайте места вставайте по три человека в ряд. -Послушайте какой есть хороший стих про Африку “Африка! Африка! Волшебная страна. Отправимся мы в Африку, Давно нас ждет она. Увидим в жаркой Африке, Как звери там живут… Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”. - Вот мы и приготовились к нашему путешествию. -Послушайте наш маршрут: “Доплывем до Занзибара, Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро, Погуляем с Гиппопо. И назад по Лимпопо» -И так в путь. Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/ Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, Можно в Африку прийти. Вот мы и добрались до Африки. С ходим с нашего корабля. Садимся на стулья. Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Африка делиться пустыня, тропики, саванна, Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно) Совершим небольшую прогулку по пустыне. - Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море? - вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое. -Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать пустынное море и посмотрим как движется песок когда дует ветер. - А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей. Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы) Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? (ответы) У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей). Кажется, в пустыне не может быть животных. Но есть одно очень выносливое животное которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте оком она? “Зверь я горбатый, Нравлюсь ребятам”. Кто это? (верблюд, показ иллюстраций) Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля) Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей). Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. Давайте отправимся дальше. Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись) Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации). - Давайте слезем с наших верблюдов. Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады Ребята, давайте отдохнем на берегу озера! (да) Давайте искупаемся, (под релаксационную музыку – купание) - ну, что отдохнули? Садимся на верблюдов и едем дальше. Ребята, пустыня осталась позади. Впереди - Африканская саванна Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями. - Давайте слезем с наших верблюдов и отпустим их пастись. Ну вот мы с вами и в саванне, послышался грозный рык. (Аудиозапись) Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации). Это царь зверей – лев. Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется среди желтой сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу) В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Например зебры. (быстро бегают) Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра). Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру. Что делать зебре? (защищаться) Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику. Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются. -Давайте и мы с вами превратимся в зебр и нарисуем на себе много полосок? - Посмотрите кто это идет к нам? Воспитатель: “Тут входит голову задрав Не потому, что важный граф Не потому, что гордый нрав А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного). В саванне живет самое высокое животное на земле. Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги). Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом. Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья). - А хотите мы и в жирафов превратимся? посмотрите у него тоже интересный окрас. В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: “И петь не поет И летать не летает… За что же народ Его птицей считает?” (Б.Заходер) Кто же это? (страус) Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).А еще у страусов есть одна интересная особенность он когда боится прячет голову в песок. “Есть очень много рогачей В зоопарке и в лесу У всех рога на голове А у него лишь на носу”(носорог, показать) Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. А что у него на лбу? (рог) А вот Африканские гиганты. Узнали вы их? (слоны, показать) Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится). Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет). Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Африканский теремок» Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных животный Африки. По одной карточке на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказк): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Лев. А ты кто? - А я - Жираф. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. У меня есть тоже хвост. Зебра Носорог Слон Страус А в каком уголке Африки мы еще не были. Были в пустыне были в саванне были, -Правильно тропики. В тропиках живет много обезьян, почему? (да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму, цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь. А наше путешествие продолжается. - Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы) Это – Килиманджаро. (показываю на карте). В переводе с суахили это язык народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает. Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо. “А по реке плывет бревно Ох, и злючее оно Тем, кто в речку угодил Нос откусит…” (крокодил) (показать) -В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные. По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. Ну, что засиделись? Давайте немного отдохнем?

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф

(руки вверх, потягивание).
У меня над головой

(наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист

(руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

Ой, ребята, пока мы здесь с вами беседовали. все звери спрятались и оставили только свои фотографии на память. -Что - же видимо пара нам возвращаться домой, в детский сад? - Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь. - Вот мы и прибыли в детский сад, до свидания ребята, (до свидания) Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый) А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий). Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный) Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий) У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий) У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый) Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул) Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл) И передвигаются все по-разному. Как передвигается крокодил? (плавает, ходит) А носорог? (ходит) А черепаха? (ползает)

ИТОГ: Скажите, понравилось вам путешествие? Ребята, я сейчас вам раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную. Итак поехали: Мы сегодня путешествовали в Австралии. Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна. В Саване есть гигантские деревья – баобабы. Африка – это царство холода.
Ну, что ребята молодцы!
На этом наше путешествие закончилось. До свидания! (попрощаться с гостями)

Елена Скатькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Животные жарких стран»

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран , отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

Задачи :

*образовательная :

Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;

Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Продолжать учить высказывать собственные суждения;

Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование) ;

Закреплять умение строить общую композицию.

* развивающая :

Развивать интерес к представителям живой природы ;

Расширять активный понятийный словарь воспитанников;

Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

Поощрять оригинальность образов воображения;

Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;

Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

*воспитательная :

Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.

Оборудование и материалы :

1) Глобус;

2) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;

3) Детали животных в количестве более , чем присутствует детей на занятии , фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.

4) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?» , настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т. д. ;

5) Запись песни «Африка» , игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…» .

Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Предварительная работа

Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );

Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;

Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;

Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;

Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что это?

Дети отвечают.

Воспитатель : Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик .

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Дети : Африка.

Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент . Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

Воспитатель : Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.

Дети отвечают : «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)

Воспитатель : Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.

Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран » . Дети по очереди называют животных Африки .

Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадку :

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации животном )

Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы) .

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет) .

На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры) .

Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных ).

Воспитатель : Следующая загадка :

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (зебра)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?

Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.

(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель : Послушайте о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд :

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд» , но это жираф)

Вот живой подъёмный кран ,

Обитатель жарких стран .

Со стволов многоэтажных

Рвёт и листья, и банан. (жираф)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья) .

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы , косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель : О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке ? СЛОН

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное , льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).

Воспитатель : Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Только в Африке найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (бегемот)

(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .

Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).

Воспитатель : А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель : Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.

(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…» )

Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя) .

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

Воспитатель : Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран , я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»

(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное )

Воспитатель : В Африке всегда очень жарко . А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные , когда хотят пить? (идут к водопою)

Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны : напиться, искупаться)

Воспитатель : Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев) . А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот) .

Воспитатель : На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?

(Дети : «Солнце, пальмы, водоём, траву» )

Кого нет на нашей работе? (животных ) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного , которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами) . Когда ваши животные будут готовы , вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных .

(Дети выбирают подносы с деталями животных , рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)

Воспитатель : Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику) .

В жарких странах

(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу) .

Носороги

(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы) .

Просто ходят по дороге.

(Руками производить передвижения вперед)

Мокнут в речке бегемоты.

(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы) .

Львы выходят на охоту.

(Раскрывать пальцы веером) .

Крокодилы,

(Раскрывать соединенные у запястий руки) .

Обезьяны,

(Руки приставить к голове, показать «уши» ).

Зебры – жители саванны.

(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»

движения по столу вперед).

И тропические птицы

(Большие пальцы обеих рук переплести между собой

взмахивать ладонями, как крыльями).

Есть чему тут подивиться.

(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз) .

Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий :

1. выложить изображение;

2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;

3. затем, когда всё животное будет наклеено , примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова) ;

4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т. д.)

5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.

По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.

Воспитатель : (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном , которое он создал сегодня.

(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ)

Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу

Волшебный глобус я кручу,

Попасть обратно я хочу!

(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)

Воспитатель : Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке) . Что вам запомнилось?

На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки , играть в неё вы сможете самостоятельно в группе .

Елена Чердынцева
Конспект занятия «Животные жарких стран»

Цель:

Обобщение знания детей о животный жарких стран.

Образовательная область «Познание».

Задачи:

Образовательные:

Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.

Активизация словаря по теме «Животные жарких стран».

Образование и усвоение притяжательных прилагательных.

Развивающие:

Развитие общей моторики, слухового внимания, зрительного восприятия, творческого воображения, словесно-логического мышления. Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам. Развитие связной речи (умение составлять описание животных)

Воспитательные:

Воспитание интереса к живой природе, навыков сотрудничества, активности. Воспитание положительной мотивации к занятиям.

Оборудование: Плакат с изображением Африки, предметные картинки с изображением животных жарких стран, разрезные картинки, панамки, магнитная доска.

Предварительная работа: рассказ по теме, чтение стихов, просмотр телепередач о животных жарких стран, рисование животных жарких стран.

Проведение НОД:

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей). Сегодня мы отправимся в путешествие, в далекую жаркую страну, под названием Африка. А как вы думаете, что это за страна такая? (Дети: там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т. д.) Правильно, Молодцы!

Посмотрите, у меня в реках есть панамки. Как вы думаете, зачем они нам нужны в путешествие? (Дети: чтобы не напекло голову, не было солнечного удара.) Правильно, молодцы! Давайте мы сейчас их оденем, чтобы отправиться в наше путешествие. Ну вот мы и готовы. Но вот только на чем или на ком мы отправимся в путешествие, ведь пешком нам будет тяжело идти. (детям показывают картинку) (дети: на верблюде). Правильно. А вы знаете, что верблюд это очень выносливое животное. Он может долго обходиться без воды и питаться колючками. Еще верблюдов называют кораблями пустыни, так как движения у них плавные, как у кораблей. Давайте мы сядем выпрямив спинки и представим как мы едим на верблюде, не забывайте, что движения должны быть плавными. Молодцы. На нашем пути мы будем встречать различных животных и выполнять задания.

Задание 1 «Опиши животное»

Первое животное, которое мы встретили – это жираф. Что вы знаете о жирафе (Дети: у него длинная шея, длинные ноги, он коричневый в пятнышку и т. д.) Правильно! А еще жираф считается самое высокое животное, он ростом с двух этажный дом. Благодаря такому росту он может доставать листья деревьев с самой макушки.

Второе животное – это зебра. (Дети: зебра полосатая, похожа на лошадь, живет в стаи и т. д.) Молодцы. Но благодаря такому окрасу, зебры почти незаметны в зарослях травы. И зебры живут табунами, что бы чувствовать себя безопаснее.

Третье животное – слон. (Дети: Большое животное, у него есть большие уши, нос. Есть большие бивни, он серого цвета и т. д) У слона нос называется хобот. С помощью хобота он может достать плоды, листья и поднимать тяжелые деревья. Так же чтобы охладится, слоны принимают душ, поливая себя водой из хобота. С помощью бивней он защищается от врагов.

Четвертое животное – лев. (Дети: это царь зверей, он сильный, хищник, у него большая грива и т. д) Еще львы не живут стаями. Они живут своей небольшой семьей. Львы охотятся не поодиночке, а объединяются. Так они могут поймать больше добычи. А если охота была неудачной львы могут отобрать пищу у других животных.

Пятое животное – Бегемот. (Он большой, добрый, у него маленькие ушки, большая пасть и т. д) Молодцы. Но бегемота еще называют гиппопотам. Он может поедать большое количество травы. Бегемот является толстокожим животным.

Физкульт минутка «про зверей»:

В Африке жирафы делают вот так! (вытягиваем шею и встаем на носочки)

Цветные попугайчики крылышками бяк-бяк-бяк (машем руками вверх и вниз)

А удавы в узелок жух-жух-жух (делаем моторчик)

А слонята топают топ-топ-топ (топаем ногами)

И ушами хлопают хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши)

Задание 2 «Узнай, кто спрятался»

Детей делят на 3-4 команды. Им на каждый стол, для каждой команды, выдаются разрезные картинки, из которых нужно собрать одно целое изображение животного. Назвать, кто из животных спрятался и описать его.

Задание 3 «Посчитаем животных»

Теперь посчитаем животных, которых мы увидели в Африке. Сначала встретился нам:

Жираф – один жираф, два жирафа, пять жирафов.

Зебра – одна полосатая зебра, две полосатые зебры, пять полосатых зебр.

Слон – Один огромный слон, два огромных слона, пять огромных слонов.

Лев – один хищный лев, два хищных льва, пять хищных львов.

Бегемот – один бегемот, два бегемота, пять бегемотов.

Задание 4 «Веселые загадки»

Воспитатель зачитывает загадки, дети отгадывают и показывают где это животное расположено на плакате.

1. Его увидишь - сразу ясно.

Царь зверей - шутить опасно.

Грозный рык и грозный вид,

Даже гривы не подстриг (лев)

2. У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это … (слон)

3. Этот зверь какой – то странный,

Шея, как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав

Вдвое сложится (жираф)

4. Любит он в грязи лежать,

От огромный открывать.

Неуклюжий, толстокожий,

На свинью чуть-чуть похожий (бегемот)

5. У нее в полоску платье.

И оно ей очень кстати:

Чтоб враги не увидали.

Эту лошадь вы узнали? (Зебра)

Заключение:

Молодцы! Вы справились со всеми нашими заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по Африке. С какими животными мы сегодня повстречались, что нового мы о них узнали.

Мне очень интересно было путешествовать с вами. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Ф.И.О. Пакляшова Анна Васильевна

Должность: Учитель-логопед

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 общеразвивающего вида» г. Бабаево

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Животные жарких стран».

Задачи:

Уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»

Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)

Употребление в речи предлогов из, из-за, на, с, к, в, под, из-под

Распространение предложения однородными членами

Употребление ИС в Р.п. мн.ч. («много кого?»)

Развитие связной речи

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности

Решение проблемных ситуаций (исследовательская деятельность)

Оборудование: фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, картинка «Кто за деревом?», листы бумаги с изображением верблюда, карандаши, контейнер с песком, палочки, поролон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети: Я слышал рык тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.

Логопед: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.

Логопед: Давайте вспомним, что это за жаркие страны такие?

Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.

Логопед: Правильно, ребята! В жарких странах всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё полупустыни, степи и джунгли.

Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.

Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями? (Ответы детей.)

2. Звуковой анализ слова.

Логопед: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.

Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, нож.

Дети: Слон.

Логопед: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?

Дети: Большой.

Логопед: А ещё какой?

Дети: Большой толстокожий слон.

3. Составление предложений по данному образцу.

Логопед: Слон не мог приехать один без своих друзей. Выберете из всех животных только тех, которые живут в жарких странах (На столе расставлены фигуры разных животных. Дети подходят к столу и выбирают только животных жарких странах).

Логопед: А теперь скажите, кого вы нашли.

Например: Я нашла огромного толстокожего слона.

Дети: Я нашёл огромного толстокожего носорога, быстрого ловкого леопарда, зелёного зубастого крокодила.

Логопед: Как вы думаете, правильно Вера составила предложение? (Ответы детей.)

4. «Скажи, какой?» (образование сложных слов).

Логопед: Я бросаю мяч и называю слова, а вы из этих слов должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».

Логопед: Если у носорога короткие лапы, значит он какой?

Дети: Коротколалый.

Логопед: Короткий хвост, острые зубы, большая голова и т.д.

5. «Заселим саванну (джунгли)» .

Логопед: Ребята, давайте поселим наших животных.

Даша, поставь льва за дерево. Где стоит лев?

Дети: За деревом.

Логопед: Откуда выходит лев?

Дети: Из-за дерева.

Логопед: Диана, положи крокодила в воду. Откуда выглядывает крокодил?

Дети: Из воды.

Логопед: Обезьяну на дерево, слона между деревом и водой, жирафа около дерева, зебру под дерево, бегемота под воду и т.д.

6. «Много кого?»

Логопед: Вот ребята, как много животных. Как скажем со словом « много» про льва?

Дети: Много львов. И т.д. с другими животными.

7. Физкультминутка .

Логопед: На какие две группы можно разделить животных? Где живут эти животные?

Дети: В саванне, в джунглях.

Логопед: Чем питаются хищники?

Дети: Другими животными.

Логопед: Чем питаются травоядные животные?

Дети: Листьями деревьев, травой, корнями.

Логопед: Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – встаёте.

8. «Кто внимательный?»

Логопед: Животным нужно быть очень внимательными, сосредоточенными, бдительными к окружающим звукам. Посмотрим, какие же вы внимательные. Вспомните животных, названиях которых начинаются на твёрдый согласный звук.

Дети: Слон, крокодил, жираф, носорог.

Логопед: А теперь назовите животных, названия которых начинаются на мягкий согласный.

Дети: Бегемот, тигр, зебра, леопард.

Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные.

9. «Найди маму».

Логопед: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?

Дети: Да.

Логопед: А как узнать, у кого какая мама? (Ответы детей).

Логопед: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).

Дети по данному им рисунку находят мам зебр.

10. Физкультминутка.

Пошли детки погулять,

А их мамы догонять,

Жирафята – бегом,

Черепашки – пешком,

А зебрята поскакали

И в конце пути упали. (Выполняют соответствующие движения).

11. «Кто за деревом?» (образование притяжательных прилагательных).

Логопед: Пока мы играли, животные спрятались за дерево. Расскажите, что видите. Постройте предложение со словами потому что .

Дети: За деревом прячется лев, потому что я вижу львиную гриву, крокодилий хвост, тигриное туловище, слоновьи уши и т.д.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень зоркие, внимательные.

12. Эксперимент с песком.

Логопед: Ребята, посмотрите, чьи-то следы? Как вы думаете, где это место находится?

Дети: Это пустыня.

Логопед: Ребята, скажите, а кто живёт в пустыне?

Дети: Верблюд, ящерицы, змеи.

Логопед: В пустыне жарко, а у верблюда густая шерсть? Как вы считаете, зачем?

Дети: Шерсть у верблюда густая, поэтому спасает его от солнечных ожогов.

Логопед: Ребята, посмотрите, верблюд большой, а когда идёт по песку, то ноги у него не проваливаются. Почему, как вы думаете?

Как мы можем это узнать? Что нам надо узнать? (Ответы детей.)

Логопед: Давайте проведём эксперимент и посмотрим, как устроена нога верблюда.

(Дети проводят эксперимент и приходят к выводу, что нога верблюда широкая).

Логопед: Как вы думаете, ребята, почему верблюд идёт босиком и не обжигает ноги, ведь песок очень горячий? (Ответы детей).

Логопед: А всё потому, что у верблюда на ноге очень толстая, твёрдая кожа, напоминающая мозоль (мозолистая подушка). Поэтому верблюдов иногда называют мозоленогими.

13. Пальчиковая гимнастика «За мамой» («Су-Джок»).

За мамой слонихой шагает слонёнок, (Поочерёдно одевают колечко на пальчики,

За крокодилихой – крокодилёнок, начиная с мизинца правой руки).

За львицей шагает маленький львёнок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебрёнок,

За кем же торопится каждый ребёнок. (Катают Су-Джок между ладонями).

14. «Кто быстрее и аккуратнее?» (Дети заштриховывают изображение верблюда).

Логопед: Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки. Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).

15. Итог занятия .

Логопед: Вот ребята, вы и справились со всеми заданиями. Трудно было? Чем мы занимались? Что нового узнали? Кому помогли? Как это удалось? (Ответы детей).

ТЕМА: Животные жарких стран

1.Рассмотрите с ребенком картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах. Вырежьте и наклейте их изображение в тетрадь

2.Выучите загадку по выбору, произнося правильно поставленные звуки

  1. Не олень он и не бык, в жарких странах жить привык,

На носу имеет рог и зовется…

  1. И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив,

Проживает в странах жарких, а в нежарких - в зоопарках.

  1. Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав, а потому, что он…

  1. На ветке он сидит, сам с собою говорит.

Ты загадку отгадай, эта птица…

  1. Очень много силы в нем, ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, будто тысячу лет рос.

  1. Путешественник отважный, он идет пустыней важно.

Не боится он жары, два горба, как две горы!

  1. Уж очень вид у них чудной: у папы локоны волной,

А мама ходит стриженой, за что она обижена?

3 .Проведите игу: «Подбери признак»

Жираф (какой?) - высокий, длинношеий, пятнистый и т.д.

Слон (какой?) - огромный, добрый, ит.д.

Зебра (какая?)- полосатая, быстрая, черно-белая

Львы (какие?)- большие, сильные, смелые…

4. Игра: «Назови семью»

Папа мама детеныш детеныши

Лев львица львенок львята

Слон слониха слоненок слонята

Верблюд верблюжиха верблюжонок верблюжата

5. Составьте описательный рассказ о животном по плану.

Как называется?

Внешний вид

Чем питается?

Как добывает пищу?

Где живет?

Какое у него жилище?

Как защищается?

Как называются детеныши?

Почему он тебе нравится?

6. Для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Дидактическая игра: «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Голова льва (чья?) львиная голова, хвост (чей?)- львиный хвост, туловище (чьё?) - львиное туловище, уши (чьи?)- львиные уши.

7. Игра: «Четвертый лишний»

Лев -тигр- морж -зебра

Верблюд -зебра - лев -жираф

Носорог -бегемот -тигр -волк