Мадлен вионне платья эскизы. Школа стильных образов и идей. Модели из ранних коллекций

Ее называют королевой косого кроя. Ее необычные идеи заимствованы ведущими модельерами, а необычные фасоны платьев полюбились женщинам многих стран. В нашей статье речь пойдет о знаменитой Мадлен Вионне, которая практически организовала революцию в мире моды.

Детство и юношество

Родилась Мадлен Вионне в июне 1876 года в маленьком французском городе под названием Альбервилль, который расположен в живописных Альпах. Местный чистейший воздух с детства настраивал девочку на творческие свершения, ведь не зря с ранних лет у Мадлен была мечта стать скульптором. Живя в малообеспеченной семье, она рано пошла зарабатывать деньги на пропитание. В 11 лет Мадлен предложили стать ассистенткой портной, которая жила неподалеку.

В 17 лет она покинула родные края и уехала покорять столицу. Здесь ей удалось устроиться работать швеей в модный дом «Винсент». В то время перспективы рисовались не очень радужными, поскольку у девушки не было элементарного среднего образования. Правда, она уже научилась неплохо шить и за плечами имела приличный опыт в этой сфере.

Жизнь в Великобритании

Через пять лет Мадлен Вионне, в биографии которой немало трудностей, уехала в Лондон. Сначала ей пришлось работать прачкой, затем она получила работу в мастерской, где занимались копированием модных французских моделей одежды. В Лондоне девушка вышла замуж за эмигранта из России. У них родилась дочь, но девочка умерла в раннем возрасте, что привело к распаду семьи. Мадлен долго и горько переживала утрату ребенка, поэтому полностью окунулась в работу.

Деятельность на родине

Первый успех пришел к Мадлен Вионне в родной Франции. Именно в Париже она получила неплохую работу в очень знаменитом в то время Доме мод сестер Калло. Вскоре одна из хозяек предложила девушке быть ее ассистенткой - они вместе руководили художественной частью деятельности компании. Здесь Мадлен очень понравилось, позже она с теплотой вспоминала о своих наставниках.

После дома Калло девушка перешла работать к известному Жаку Дусе, где ей досталась должность закройщицы. Однако здесь Вионне своими неординарными идеями обескуражила и самого модельера, и его клиенток. Ей казалось, что жесткие корсеты пора убирать, а тонкую талию должны обрисовывать гимнастика и диета, а не одежда. Плюс ко всему Мадлен предлагала демонстрировать модели без нижнего белья, что не пришлось по душе никому. Девушке пришлось покинуть эту работу со скандалом.

Собственное дело

В 1912 году Вионне решилась открыть свое собственное дело. Так и появился на свет Модный дом Madeleine Vionnet, который расположился в Париже по улице Риволи. Но полноценную деятельность новое ателье начало лишь в 1919 году из-за Первой мировой войны. Сразу после окончания боевых действий новый бренд стал стремительно набирать обороты: женщины приняли идеи Мадлен, прочувствовав на себе их практичность. Многое изменилось, на смену старым формам, силуэтам и общим взглядам на внешность и стиль пришли новые.

Мадлен Вионне - модельер по призванию - создавала необычные, сложные наряды. Ей даже не помешало то, что она не владела искусством рисования. Достаточно было математического склада ума и прекрасного пространственного мышления. Позднее ее назовут архитектором моды. Новые эскизы она создавала прямо на манекене, в отличие от многих других кутюрье, которые сначала делали наброски на бумаге. Вионне тщательно закалывала ткань и делала сборки до того момента, пока не получалось идеальное платье.

Новаторские идеи

Немного странные для того времени, но интересные и неповторимые идеи были только у Мадлен Вионне. Платья имели легкий, летящий силуэт, демонстрирующий достоинства фигуры. Но самой знаменитой новаторской идеей является косой крой. Мадлен пришла мысль подворачивать край ткани под углом в 45 градусов относительно основы изделия. В 30-е годы прошлого века моду невозможно было представить без использования подобного кроя. Похожие приемы были использованы ранее, но исключительно в мелких деталях, так как корсетные фасоны не позволяли «разгуляться» фантазии. Вионне решила создавать целые наряды. Подобный раскрой позволял ткани естественно ложиться по фигуре. Что касается материала, то Мадлен отдавала предпочтение струящемуся шелку, крепу, атласу.

Материалы и ткани

Для создания шедевров фабрика по производству текстиля Бянчини-Ферье поставляла ткани для модного мода Мадлен Вионне. Выкройки ее были настолько необычными, что приходилось для создания очередной новой модели закупать огромные полотна материи шириной до двух метров. По специальному заказу Вионне была создана ткань нежно-розового оттенка, которая представляла собой микс ацетата и шелка. Но модельера интересовал не цвет материала, а форма платья. Все должно было подчеркивать естественность и красоту женского тела. Как говорила сама Мадлен, платье должно улыбаться вместе со своей хозяйкой.

Особенные черты творчества

Не секрет, что самые популярные изделия Мадлен Вионне - платья. Фото моделей подтверждают их главную особенность - они практически не имеют формы на вешалках или плечиках, но оживают и играют совершенно по-другому на фигуре. Мадлен всегда придерживалась мнения, что одежда должна создаваться под человека и для человека, удовлетворять его нужды и потребности, поэтому тело не обязано подстраиваться под какой-либо силуэт или форму.

Карьерный рост

Начиная с 1923 года, небольшое ателье мадам Вионне получило очень широкую известность среди модниц и уже не могло справиться с тем потоком заказов, которые посыпались со всех сторон. Пришлось перебираться в более свободное и просторное помещение, дизайн которого был создан по эскизам знаменитых художников (Бориса Лакруа, Рене Лалика и др.). Буквально спустя год имя Вионне уже знали американцы - ее представительство было открыто в Нью-Йорке. Позднее, на одном из самых фешенебельных курортов Франции, - Биаррице - открылось новое отделение Дома моды. Туда приезжали отдыхать богатые люди со всего мира, было выгодно в таком месте иметь ателье Мадлен Вионне. Крой ее необычных и в то же время элегантных нарядов приводил в восторг даже самых капризных барышень.

Известно, что бренд в свое время даже выпустил собственный парфюм, однако популярен он был недолго.

Необычные изобретения

Опытные модельеры знакомы с еще одним важным изобретением мадам Вионне в мире моды. Ей принадлежит идея создать наряд без застежек - достаточно одного шва или одного узла. Мадлен является автором таких деталей, как воротник-труба, горловина-хомут. Кроме того, мелкие детали в виде ромба, треугольника и прямоугольника входят в копилку ее задумок. Какие еще творческие решения появились на свет в модном доме Мадлен? Конечно, это нестандартное вечернее платье с капюшоном, пальто с однотонной подкладкой (под цвет наряда). Последнее одеяние снова вошло в моду в 60-е годы минувшего столетия.

Мадлен обожала создавать платья вовсе без застежек или с застежками на спине. Были модели, которые держались благодаря лишь завязанному на груди банту. Эти наряды позволяли дамам с легкостью управлять автомобилем, танцевать джаз и свободно двигаться. Главная отличительная черта изделий Вионне - гармоничное сочетание роскоши и простоты, к которому стремится современная мода. Среди постоянных клиенток Мадлен были такие известные личности, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо и др.

Занимательные факты

Мадлен Вионне считается первой женщиной, которая боролась с подделками и контрафактной продукцией. Для этих целей она тщательно фотографировала каждое свое новое изобретение и фотографии вклеивала в специальный альбом. За годы своей работы дизайнер модной одежды насобирала 75 портфолио. Вещи были для Мадлен произведениями искусства, которые должны жить вечно, как картины великих живописцев.

Также мадам Вионне одна из первых начала нанимать для показа одежды профессиональных моделей. Благодаря Мадлен профессия манекенщицы стала более престижной. В Доме моды порядок работы был достаточно строгий, но сотрудники имели немало преимуществ: на территории была создана больница, столовая и свое турагентство.

Упадок Дома моды

Нестабильный доход и отсутствие коммерческой жилки привели к удручающему финансовому положению фирму Мадлен. С началом Второй мировой войны Модный дом пришлось полностью закрыть. Позднее великолепные изделия Вионне распродадут на аукционах за крупные суммы, из которых их автору ничего не достанется, поскольку дизайнер после закрытия своего детища была забыта всеми. Умерла Мадлен в 1975 году. Ее вспоминают как женщину с безупречным вкусом, которая сама всегда выглядела идеально и не менее великолепно одевала своих клиенток.

Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Как мы уже не раз отмечали, первая половина ХХ века оказалась щедрой на таланты, масштаб которых нам кажется великим даже с позиций нынешнего дня.

Сегодня нашей героиней является Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet), которую по праву называют «архитектором моды». Пусть ее имя не настолько известно широкой публике, как имена Коко Шанель или Эльзы Скиапарелли, и в модных журналах за последние полвека оно мелькало не часто, но! профессионалы моды - Баленсиага, Диор, Алайя, Иссей Мияке и Ёдзи Ямамото преклонялись перед ее гением. Почему? Об этом наш сегодняшний рассказ.

Мадлен Вионне - талантливое дитя французской провинции, всю свою жизнь она чуждалась парижского лоска и модных пиар-акций. С другой стороны, совершенно аристократический перфекционизм и математический склад ума позволили ей создавать истинные шедевры. Как пишет Бертран Мейер-Стабле, «у Мадлен Вионне простые вкусы: она признает только самое лучшее и самое красивое. Она требует от поставщиков даже не эксклюзивный товар, а такой, какого еще ни у кого не было». История Мадлен Вионне полна случайностей, которые при ближайшем рассмотрении выглядят вполне закономерными. В детстве она была настолько талантлива в учебе, что о ней даже писала местная пресса. Вероятно, уже сказывался врожденный перфекционизм, поэтому попав в скромную швейную мастерскую в качестве ученицы, Мадлен проявила удивительную настойчивость и тягу к совершенству. Затем в ее жизни были Париж, Лондон и вновь Париж. В двадцатипятилетнем возрасте Мадлен поступила на работу в модный дом Callot. Лучшую характеристику этому периоду своей работы, вернее, периоду наработки профессиональных навыков дала сама Мадлен: «Благодаря сестрам Калло я смогла делать «роллс-ройсы». Если бы не они, я делала бы «форды» .
Ее наряды, действительно, были роллс-ройсами моды. Поначалу терний было больше, чем звезд, и ей приходилось внедрять свои новшества, преодолевая непонимание коллег.

Только открыв собственное дело, она поняла всю прелесть творчества «без ссор, без постоянной изнурительной борьбы». Но настоящая история модного дома Vionnet началась после первой мировой войны. Что можно сказать об эстетике Мадлен Вионне ? У нее математический склад ума, поэтому ее выкройки больше напоминают головоломки, повторить которые практически невозможно. Для нее мода - это искусство окутать женщину тканью и добиться того, чтобы женщина и ткань максимально раскрыли и подчеркнули преимущества друг друга. Каждая ткань ложится по-своему, и надо хорошенько изучить ее, чтобы уложить по косой, идеально адаптируя под женскую фигуру. Здесь необходима ювелирная точность кроя, оптимальные пропорции и, конечно, достойная фигура модели! Впрочем, в 30-е годы ХХ века спортивный образ жизни, здоровый загар и подтянутая внешность приобрели популярность.

Дадим слово самой Мадлен: «Моя самая важная находка - это асимметрия. Я первая начала раскраивать ткань по диагонали. Мои коллеги сначала заявили, что это бессмысленная порча ткани…. а потом многие из них стали делать то же самое. Но для того, чтобы вам удался косой крой, нужно обладать задатками скульптора, чувством объема.»

Историки моды видят ее место между Полем Пуаре и Габриэль Шанель - «она - яркая, непреодолимо притягательная точка в пространстве, разделяющая эти две стилистические и идейные противоположности». Если Шанель - демократична, то Вионне - это то, что французы называют sur mesure (по мерке, т.е. индивидуально). Ее платья шьются для конкретных женщин, зато сидят они на них так безупречно, что модель может обойтись не только без корсета, но и без бюстгальтера, что явилось своего рода революцией на тот момент!

Madeleine Vionnet, Evening Dress, 1934, The Metropolitan Museum of Art, New York

Изумительная драпировка в стиле античных статуй ложится без каких-либо креплений, являясь исключительно результатом уникального кроя и особой системы надевания. В двадцатые и тридцатые годы обозначилось соперничество Мадлен Вионне и Коко Шанель. Скажем так, клиенты разделились на два дружественных лагеря: одним импонировала откровенная роскошь, пусть даже ее легко копировали все кому не лень, другим же была близка идея совершенства - того неброского и неподражаемого совершенства, которое органично сливается с женщиной, выделяя ее из общего ряда.

Бертран Мейер-Стабле пишет по этому поводу: «Мадлен Вионне - пуристка, виртуозно владеющая техникой кроя, а Шанель скорее следовало бы назвать стилистом, создательницей современной женской униформы и удобного силуэта».

Мадлен Вионне создала уникальный метод кроя по косой, который трудно было скопировать. В одном из писем она пишет: «Я сама изобрела новую систему кроя, а теперь превратилась в ее рабыню». Чтобы воспроизвести какое-нибудь платье Vionnet, его необходимо было распороть, разложить по частям на столе и собрать заново. Но при этом существовала масса деталей, в том числе, декоративная отделка, совершенно не поддающаяся копированию. Любопытный факт: американские оптовики закупили партию моделей Vionnet с конкретной целью - организовать их производство за океаном. Как известно, в этот период швейное производство в США уже было автоматизированным, платья вручную практически не шились.

Madeleine Vionnet, Quatre Mouchoirs Dress, Winter 1920

Но оказалось, машина не способна скопировать продукцию Vionnet, и у американских кутюрье не оказалось ни малейшего шанса угнаться за парижским домом моды. Под нажимом своей клиентуры, заокеанские закупщики вынуждены были приобретать оригинальные модели, невзирая на цену. Цена была, безусловно, высокой. Но ведь и продукция Vionnet не относилась к товарам массового потребления! Среди клиенток дома Vionnet можно перечислить таких замечательных дам, как поэтесса Натали Барни, княжна Наталья Палей, принцесса Марина Греческая, супруга автомобильного магната Кристина Луи-Рено, ….

Нельзя обойти вниманием устройство модного дома Vionnet. Конечно, творческий процесс требовал самоотверженности и кропотливой работы. Дом был устроен в соответствии с цеховой иерархией, которая позволяла соблюдать точность и порядок. Мадлен Вионне с большим вниманием отнеслась к организации труда своих работниц - удобные стулья, просторные мастерские, неслыханные по тем временам услуги: медицинский кабинет, услуги дантиста, библиотека, ясли. В фирме действовала система гарантийного обслуживания. Если звонила недовольная клиентка, то к ней сразу же направлялся грузовик с водителем, одетым в элегантную форму от Vionnet, и забирал платье для устранения неполадок.

Будучи чужда «парижскому снобизму Коко Шанель» , Мадлен Вионне сторонилась модных веяний, не завязывала громких связей, зато ее другом стал великий Рене Лалик, взявший на себя оформление интерьера дома Vionnet. В итоге, интерьер был столь же совершенен, как и модели Мадлен Вионне.

Мадлен Вионне задавала тон в парижской моде вплоть до 1936 года . Благополучно пережив повальное увлечение геометрическими силуэтами в стиле ар нуво и возврат к талии и скульптурным формам, она творила в полную силу. По словам Аззедина Алайи, «свои лучшие вещи Мадлен Вионне создала в тридцатые годы, это были платья с фантастическими драпировками, абсолютно современными, потому что они не пришиты к ткани и вообще никак не закреплены, их надо заново придумывать всякий раз, как надеваешь платье.»

Вторая половина тридцатых годов принесла коррективы в жизнь Европы. Пренебрегая теми условиями работы, которые мадам Вионне им создала, ее работницы присоединились ко всеобщей забастовке. По жизни словно прошла трещина… Произошел второй развод. Близилась война. Мадлен Вионне уже шел седьмой десяток, и она решила уйти на покой. Ей суждено было прожить еще тридцать лет в скромности и провинциальном забвении, приятно удивляясь тому факту, что ее наряды выставлены во многих музеях мира.

Если бы пришлось снимать фильм о жизни Мадлен Вионне, то начать надо именно с образа старой мудрой дамы, которая со светлой грустью вспоминает о своем прошлом. О революционном прошлом в парижской моде. Своим творчеством она внесла бесценный вклад в формирование образа современной женщины, для которой стремление к совершенству так же естественно, как и для Мадлен Вионне.

«…То, что я творила, нельзя назвать модой. Сделанное мною было создано для того, чтобы остаться навсегда. Я хотела, чтобы мои платья пережили время благодаря не только своему крою, но и своей художественной ценности. Я люблю то, что не теряет достоинств с течением времени…» Так незадолго до смерти Мадлен Вионне сформулировала то, чем она жила и дышала на протяжении всей своей жизни…

Крой по косой. Воротник – хомут и воротник – копюшон. Одежда без швов. Платья на голое тело. Искусные драпировки струящихся тканей. Необъяснимо…

Страсть к математике. Любовь к архитектуре. Головоломки выкроек, которые до сих пор не разгаданы. Имя, которое, увы, позабыто. Одежда из фондов музеев, до сих пор вызывающая восхищение ценителей прекрасного… Все это оставила в наследство Мадлен Вионне - классический гений Высокой моды.

Все будет по-моему

Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876-го года. С раннего детства она мечтала стать скульптором, в школе проявила значительные способности к математике, но бедность вынудила ее оставить школу и в одиннадцать лет стать помощницей портнихи, чтобы приносить хоть какую-то пользу своей семье. Перспективы у девочки, не получившей даже школьного образования, были весьма туманны, жизнь казалось предопределенной и не сулящей каких-то больших радостей. Однако Мадлен сумела все сделать по-своему. Впрочем, этим самым «по-своему» она занималась всю свою жизнь.

Очень рано выйдя замуж, она переехала в Париж – в поисках лучшей доли. Мадлен повезло – хорошие портнихи требовались повсюду, и ей удалось устроиться в известный Дом Моды. Вскоре она родила дочку, но случилось несчастье - девочка умерла. Вскоре распался и казавшийся таким крепким брак, а потом бедная девушка лишилась и работы. Отчаявшись, она на последние деньги купила билет и, не зная языка, уехала в Англию…

Как человеку проявить себя? Жизнь предоставляет немало возможностей для этого, главное – суметь воспользоваться хоть одной из них. Мадлен Вионне это удалось – причем, неоднократно, а, пожалуй, каждый раз, когда судьба дарила ей свою благосклонную улыбку. Начав работать в Туманном Альбионе скромной прачкой, вскоре она стала одной из самых знаменитых женщины этой страны, а вернувшись в Париж – признанной законодательницей моды и стиля…

Платье должно улыбаться

Собственный Дом Моды она создала благодаря… скандалу. На показе, где впервые были представлены ее уникальные, раскроенные по косой платья, облегавшие фигуру подобно неизвестному тогда трикотажу, Мадлен – дабы не нарушать гармоничность линий – потребовала, чтобы манекенщицы надевали их на голое тело. Это было «слишком» даже для богемного Парижа, но именно так прогрессивные и свободомыслящие женщины того времени нашли «своего» модельера… И пусть Модный Дом Мадлен Вионне проработал, в сущности, лишь от конца Первой мировой войны до начала Второй мировой – за эти годы ею было сделано столько открытий, воплощено столько новаторских идей, сколько нынешним дизайнерам и не снилось…

Именно Мадлен впервые – во всеуслышание! - заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет. «Когда женщина улыбается, то платье должно улыбаться тоже», - говорила Вионне. И создавала платья, которые лишь подчеркивали естественную красоту женщины, повторяя линии ее фигуры, приспосабливаясь к изгибам ее тела… В таких платьях дамам было так легко танцевать модный джаз и водить машину...

Хорошо зная математику, она никогда не забывала, что тело имеет три измерения, и не полагалась на плоское изображение на бумаге. Мадлен не столько шила, сколько конструировала, по-своему «лепила», создавая объемные модели, для чего использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками. Когда ткань садилась идеально, все то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Мадлен Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры.

Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры, а модели были похожи на скульптурные произведения, отличающиеся ассиметричностью форм. Впоследствии, чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Мадлен Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Чего греха таить, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно, или же каждый раз приезжать в Модный Дом Мадлен Вионне, дабы… одеться!

Великий экспериментатор

Основные эксперименты Вионне совершила в технике кроя: она ввела в обиход крой по косой - под углом 45 градусов к направлению долевой нити, благодаря которому умудрялась создавать одежду практически без швов. Однажды специально для нее сделали шерстяные отрезы шириной пять метров, из которых она создавала пальто… вообще без швов!

Дополнением к филигранному крою стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы. Она оказала влияние на всю моду XX века, хотя всегда заявляла: «Я не знаю, что такое мода, я никогда не думаю о ней. Я просто делаю платья». Ее чувственные платья из шелка, крепдешина, габардина и сатина носили всемирно признанные звезды: Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы. Модельер удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту, получая в результате ту желанную гармонию, которая востребована всегда… Античный стиль, который достаточно часто использовался в моде и до Мадлен, в ее коллекциях обрел вторую жизнь. Он считался символом элегантности на протяжении двух предвоенных десятилетий.

Новатор по жизни

Новое понимание одежды как естественного продолжения и украшения фигуры обеспечило безумную популярность Дома Моды Вионне. Чтобы защитить свои уникальные модели от подделок, мадам Вионне стала пришивать к ним метки с собственным именем - логотипом, каждую модель фотографировала с трех сторон, а позднее – используя трехстворчатое зеркало, и заносила всю подробную информацию обо всех моделях в специальный альбом. Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала семьдесят пять таких альбомов. В 1952-ом году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume). Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.

Новаторскими были и ее взаимоотношения с персоналом собственного Модного Дома. Именно Мадлен Вионне сделала уважаемой и престижной профессию манекенщицы. В ее Модном Доме всем сотрудникам были предоставлены необходимые социальные права, обязательно устраивались регулярные перерывы, всем работникам предоставлялись отпуска, выплачивались пособия по болезни. При ее Модном Доме специально для персонала были созданы поликлиника, столовая и даже маленькое туристическое бюро! К 1939-му году на Дом Вионне, изготовлявший до трехсот моделей в год, работало около трех тысяч человек.

Наследство вкуса

Однако ни новый подход к модным показам, ни разнообразные социальные программы, ни эксперименты в технике кроя не принесли Мадлен Вионне финансового успеха и стабильности. Вторая мировая война подорвала модный бизнес, ее Дом закрылся. Больше мадам Вионне созданием моделей не занималась, жила скромно, но живо интересовалась всем происходящим в мире Высокой моды. Ее модели распродавались на аукционах за огромные деньги, которые шли мимо нее…

Не дожив чуть меньше года до своего столетнего юбилея, она любила повторять: «Вкус - это чувство, которое делает различия между тем, что по-настоящему красиво, тем, что просто бросается в глаза, и также тем, что уродливо! Это знание передается по наследству - от матери к дочери. Но некоторые люди не нуждаются в обучении: чувство вкуса у них врожденное. Я думаю, я одна из таких людей…»

«Любовь к геометрии позволила Мадлен Вионне создавать изысканнейшие фасоны на основе простых форм, таких как четырехугольник или треугольник. Ее творчество – вершина искусства моды, которую невозможно превзойти…»

Секрет стиля

Никто так и не сумел разгадать секрет вечернего платья цвета слоновой кости, созданного Мадлен Вионне в 1935-ом году. Оно находится в Парижском Музее Моды и Текстиля и относится к тем чудесным творениям, идеальная форма которых достигается при помощи одного единственного шва.

Женщина – кутюрье…

Даже сегодня, в современном мире, где каждый день женщины что нибудь да отвоевывают у мужчин – подавляющим большинством кутюрье по-прежнему остаются мужчины.
А теперь представьте: Женщина – Кутюрье – Новатор и Революционер мира моды жившая и творившая 100 лет назад!

К сожалению, на сегодняшний день, Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) знают далеко немногие, но ее творения известны каждому, те новаторства и изобретения, что она делала в те далекие годы, актуальны и по сей день.

Родилась Мадам Вионне 2 июня 1876 в маленьком французском городке Альбервилле, расположенном в Альпах. Мадлен была из бедной семьи, поэтому с малых лет ей приходилось зарабатывать.

В 11 лет, мечтавшая стать архитектором, девочка устроилась работать помощницей к местной портнихе.

В 17 лет она отправилась в Париж, где получила работу швеи в Доме мод «Винсент». Из-за отсутствия образования у Мадлен были не самые светлые перспективы на будущее, но у нее появилось много навыков – она стала опытной швеей.

В 22 года Мадлен уехала в Лондон. Поработав некоторое время прачкой, девушка устроилась в мастерскую «Кэти О’Рэйли», занимающуюся копированием модных французских нарядов. В этот период Вионне вышла замуж и родила ребенка, но из-за того, что ребенок скончался, ее брак распался. Вионне, чтобы как-то справится с горем, решила с головой уйти в работу.

В 1900 году удача все-таки обратила внимание на молодую Мадлен – в Париже она устроилась в известнейший в то время модный дом сестер Калло, а одна из сестер - мадам Гербер, даже сделала ее своей главной помощницей. Работа с мадам Гербер сильно повлияла на сознание Вионне, позже она отзывалась о ней так: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

Следующим местом работы Мадлен стал Дом моды знаменитого Жака Дусе, там женщина работала закройщицей. Несмотря на свои очевидные таланты Вионне не смогла задержаться на этой работе долго из-за своих весьма революционных для того времени взглядов:

Вионне предлагала покончить с корсетами, подкладками и огромным количеством ткани которые перестраивали фигуру.

Она считала, что залог красивой фигуры гимнастика и здоровый образ жизни, а также то, что женщин нужно облачать в простые удобные наряды из легких тканей, которые манекенщицы смогут демонстрировать даже без белья!!!

Обычно владельцы знаменитых домов моды не слишком жалуют закройщиц – революционерок…
Работа у Дусе закончилась большим скандалом.

Но, как говорится: «Что ни делается - все к лучшему…»

Лишний раз это утверждение подтвердила и Мадлен, решив в 1912 году, что пора открывать собственное дело…

И...

В Париже на улице Риволи появился модный Дом Madeleine Vionnet.

Начать свой бизнес – дело не простое само по себе, но кроме обычных сложностей, полноценной работе модного дома мешали события Первой Мировой войны, полноценную работу ателье смогло начать только в 1919 году.

Проходят столетия, а кризисы лишь сменяют друг друга...

Интересно...

Что сказала бы Мадлен о кризисе сегодняшнем?

Простая женщина, влюбленная в кройку и шитье с собственным виденьем моды будущего... Жившая в обществе полном шовинизма и консерватизма, во времена первой мировой войны, когда впервые в истории мировые державы соревновались между собой в способах массового убийства...

Стала бы она отказываться от своей мечты и дожидаться благоприятной политической ситуации?

После войны Мадлен оказалась в выигрышной ситуации, у нее был налажен бизнес, кардинально изменились настроения в обществе и изменилось отношение к одежде, телу и дамам – теперь женщины смогли, наконец, оценить и понять Вионне - новая марка приобрела настоящую популярность.

Мадлен совсем не умела рисовать, но благодаря отлично развитому пространственному мышлению и математическому таланту она создавала очень сложные и элегантные наряды.

Помощником ей служил небольшой манекен (в половину роста человека), на котором она закалывала материалы, до тех пор, пока результат не удовлетворял ее.

Одним из главных изобретение мадам Вионне является косой крой.
Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы.
Целую эпоху моды 30-х годов невозможно себе представить без нарядов с таким кроем. Крой по косой применялся и ранее, но так изготавливались лишь детали, т. к. наличие корсетов и накладок не давали модельерам полноценной реализовать свои творческие фантазии. Благодаря своему нововведению Вионне могла создавать наряды облегающие фигуру из струящихся тканей, таких как атлас, шелк и креп. Именно Мадлен сделала эти материалы модными в то время.

Поставщиком для ателье Вионне был крупнейший производитель текстиля в то время - фабрика Бьянчини-Ферье. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани (до двух метров). Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета - смесь шелка и ацетата.

К слову, женщина всегда была довольно равнодушна к цвету, главной ее страстью была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела.

Мадлен говорила «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней» и они «улыбались», абсолютно бесформенные на вешалке наряды, невероятно живо и элегантно смотрелись на фигуре!

Вионне считала недопустимым подгонять тело под форму и крой модного наряда.

В 1923 году небольшое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков - мастерская перебралась в более просторное помещение на улице Монтень.

Спустя всего год появилось представительство Дома Мадлен на Пятой авеню в Нью-Йорке, а затем открылось отделение в южно-французском Биаррице.

Еще одним изобретением Вионне можно считать наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Мадлен придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она разработала вечерние платья с капюшоном и пальто с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь в 60-е годы.

Мадлен любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти модели. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени.

Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Среди ее клиенток были Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

К концу 30-х годов Вионне «заразив» весь мир косым кроем, сама практически перестала кроить по косой, предпочитая классические драпировки и античный стиль. Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок - тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи, поэтому каждый наряд был подробно сфотографирован с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные она записывала в специальные альбомы, которых за все годы работы в своем ателье собрала 75 штук. Позже они были переданы модельером в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией.

Чувство благодарности Мадлен должны испытывать и современные манекенщицы, именно она входила в число первых кутюрье, которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц и внесла немалый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной.

Отношения с сотрудниками в Доме Моды строились на высоком уровне - перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными.

Работники уходили в отпуска и получали материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью.

Более того, она создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

К величайшему сожалению у каждой истории есть конец.

А истории из жизни часто далеки от сказок, даже если и похожи на них...

Социальная политика имела обратную сторону - несмотря на успех, финансы компании пребывали не в самом лучшем состоянии - Мадлен была прекрасным, талантливым модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом.

Фирме, у которой и так не было стабильности, решающий удар нанесла Вторая мировая война.

Модный Дом Madeleine Vionnet закрылся в 1940 году.

Мадам Вионне осталась почти без средств и после этого прожила еще 36 лет, находясь в полном забвении публики.

Ее изделия разошлись по всему свету, продавались за огромные деньги с аукционов. Мадлен этих денег уже не видела.

Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия.

Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet, 1876-1975) до сих пор мало известна широкой публике, хотя ее вклад в моду ХХ века невозможно переоценить. Родившись в бедной семье, Мадлен была вынуждена работать с 11 лет – помощницей портнихи. Ее юные годы нельзя назвать безоблачными – она переезжала с место на место, работала в Лондоне и пригородах Парижа, вышла замуж и пережила смерть маленькой дочери. Но в 1900 г. удача впервые улыбнулась ей – она поступила на работу в один из самых известных в ту пору французских модных Домов – сестер Калло (Callot Soeurs), где вскоре стала правой рукой мадам Гербер – старшей из трех сестер, отвечавшей за художественное руководство Домом. Вионне всегда с благодарностью вспоминала это сотрудничество: «Она научила меня создавать «роллс-ройсы». Без нее бы я выпускала «форды». Затем последовала работа в другом модном Доме – Жака Дюсе (Jacques Doucet), после чего в 1912 г. Вионне созрела до открытия собственного Дома.

М. Вионне за работой, вторая половина 1930-х.

Настоящий успех пришел к Мадлен Вионне после Первой мировой войны, когда женщины оценили подлинную элегантность ее чрезвычайно сложных платьев. Мадлен не умела рисовать, но обладала блестящими математическими способностями и особенным пространственным мышлением. Она «лепила» свои платья на небольшом манекене в половину человеческого роста, перекалывая ткань сотни раз, добиваясь идеального облегания фигуры с помощью единственного шва.


Модель второй половины 1920-х гг. Бахрому таких платьев, предназначавшихся для танцев, Вионне требовала прикреплять не единым куском, а отдельными фрагментами, чтобы не нарушать пластики материала.

Ее наиболее известным изобретением, без которого трудно представить самую рафинированную и женственную моду прошлого века, моду 1930-х годов, остается крой по косой (под углом в 45 градусов относительно основы ткани), который она использовала со второй половины 1920-х для изделия в целом, а не для отдельных небольших деталей, как это было до нее. Такой крой предполагает использование струящихся, текучих тканей – шелка, атласа, крепа. У своего поставщика, крупнейшего текстильного производителя Бьянчини-Ферье (Bianchini-Férier) Вионне заказывала ткань двухметровой ширины; для нее на фабрике изобрели особый материал из смеси ацетата и натурального шелка бледно-розового цвета.


Платья 1920-х гг. Клиновидные вставки, заставляющие подол «дребезжать», появились при участии Вионне во второй половине двадцатых годов, разбивая четкие геометрические линии стиля la garconne.

Мадлен была равнодушна к цвету, но питала страсть к форме, которую она понимала как преданность естественным линиям женского тела. «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», - говорила она. Большинство ее творений выглядят бесформенными и вялыми, пока они висят на вешалке, но, будучи надетыми, оживают и начинают «играть». К числу ее заслуг следует отнести создание вещей, собранных с помощью одного шва или узла; изобретение и популяризацию горловины-хомута, воротника-трубы; деталей кроя в виде прямоугольников, ромбов и треугольников. Часто ее платья представляли собой один кусок ткани, застегивались сзади или не имели застежки вовсе, а клиентки были вынуждены учиться надевать и снимать их.


Такие модели были гордостью Вионне. Конструкция этой блузки держится исключительно на банте, завязанном узлом на груди.


Однажды найденную идею Мадлен использовала многократно, оттачивая и доводя до совершенства. «Деревенское» платье, модель № 7207, 1932 г.


Модель № 6256, 1931 г . Креповое платье со сложнейшим в изготовлении лифом, сплетенным из полосок ткани, дополнено накидкой с пелериноподобными рукавами. Пелерины пользовались большим спросом с 1930 г., тогда как рукава «крылышки» вошли в широкий обиход в 1932 г.



Возможно, самое известное изображение творения Вионне. Манекенщица имитирует нимфу с луврского античного барельефа, которым вдохновлялась Мадлен. 1931 г. Фотография Джорджа Гойнингена-Гюне.

В 1930-х она постепенно отказывается от кроя по косой в пользу классических драпировок и античной эстетики, разделяя тем самым увлечение таких дизайнеров, как Агюстабернар (Augustaberbard) и Мадам Грэ (Madam Gres). Нередко ее модели подражали античным образцам и наряду с текучими формами могли включать жгуты, узлы и сложносочиненные драпировки, а манекенщицы изображали небожительниц на фоне античных масок, колонн, руин и прочих древностей.


Платье из плиссированного серебряного ламе с горловиной «хомут», состоящей из стразов. Занавес на заднем плане имитирует каннелюры греческих колонн и вторит легкой плиссированной ткани платья. 1937 г.


Платье из вискозного атласа цвета слоновой кости, созданное из единого куска ткани, скрепленного драгоценными брошами в виде бантов. 1936 г.

Опасаясь подделок, Мадлен документировала каждое свое творение, фотографируя модели на манекенщицах перед трельяжем (спереди, с боков и сзади) и помещая фотографии в альбомы. За время работы ее Дома накопилось 75 таких альбомов, которые позже Мадлен передала в парижский Музей моды и текстиля. Вионне закрыла свой Дом в 1939 г. и прожила еще долгих 36 лет почти в полном забвении. Мадлен Вионне была самым талантливым инноватором своего времени; нет ни одного другого дизайнера, который мог бы сравниться с ней своим вкладом в техническую и технологическую копилку моды.