Madeleine Vionnet – пурист моды. Мадлен вионне-"архитектор моды" Особенные черты творчества

Имя Мадлен Вионне малоизвестно в широких кругах. Гений и классик моды, она творила уникальные платья для аристократок и богемы и потому теперь ее имя служит своего рода паролем среди поклонников Высокой моды.

Madeleine Vionnet (1876 - 1975) - Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в бедной семье.

была известным французским модельером. Ее называли "Королевой косого кроя" и "архитектором среди портных". Родившись в бедной семье в Chilleurs-Окс-Буа, Vionnet начала работать, как швея, с возраста 11 лет

С детства Мадлен мечтала стать скульптором, а в школе проявила большие способности к математике, но бедность вынудила девочку оставить школу и стать помощницей портнихи. В 17 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, в поисках лучшей доли. Дела у молодых складывались прекрасно: Мадлен устроилась работать в известный Дом моды Vincent и вскоре забеременела и родила дочку. Однако здесь фортуна отвернулась от молодой портнихи: девочка умерла, брак распался и она потеряла работу. в 18 лет, она бросила мужа....

В таких условиях Мадлен решилась на отчаянный поступок: на последние деньги, не зная языка, уехала в Англию.
Довольно быстро Мадлен устроилась в ателье Кэт Рэйли(в качестве швеи) которое занималось копированием парижских моделей. Благодаря Мадлен за один год заведение известным и процветающим. Самым большим успехом ателье стало свадебное платье, созданное Вионне для невесты герцога Мальборо.

После этого триумфа Мадлен Вионне пригласили работать к себе сестры Калло. Вионне стала главной помощницей старшей сестры, мадам Мари Жербер, и благодаря ей смогла во всех тонкостях понять технику кроя и мир моды
В 1906 году модельер Жак Дузе пригласил Вионне обновить его старую коллекцию. Мадлен убрала корсеты и укоротила длину платьев, чем вызвала неудовольствие кутюрье.
Тогда Вионне создала первую собственную коллекцию. Платья были раскроены "по косой", что придавало изделиям дополнительную гибкость и позволяло облегать фигуру, подобно неизвестному тогда трикотажу. Во время показа Мадлен не хотелось нарушать гармоничность линий, и она потребовала, чтобы манекенщицы надевали платье на голое тело.

Последовал скандал, привлекший к моделям Мадлен внимание свободомыслящих женщин, богемы и дам полусвета. Благодаря этим клиентам Мадлен смогла создать свой собственный Дом моды.
Он открылся в 1912 году. Вот тогда Вионне смогла воплотить в жизнь свои самые разные идеи. Излюбленным методом Мадлен был раскрой "по косой", т.е. под углом 45% к направлению долевой нити, за что ее называли "мастер косого кроя". Вионне редко рисовала свои модели, обычно она делала эскизы, накалывая ткань на манекен около 80 см высотой, а затем увеличивала полученную выкройку и создавала очередной шедевр. Модели обходились минимумом швов, а рельеф достигался за счет разнообразных драпировок и складок. Мадлен восхищали одежды древних греков, но она утверждала, что современные люди должны идти дальше в умении создавать одежду. И она развивала искусство драпировки и кроя до невероятных высот. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы: "Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней".
Вместе с тем, платья Мадлен Вионне были настоящей головоломкой. Многим клиенткам приходилось обращаться к модельеру, чтобы научиться облачаться в платье. Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры. Чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Самой Мадлен ее творения представлялись простыми, поэтому с 1920 года она постаралась обезопасить себя от подделок: перед тем, как попасть к клиенту, каждое платье фотографировалось с трех сторон и снимки помещались в "Копирайт-альбом". Всего за время работы Дома моды Вионне набралось 75 таких альбомов, на страницах которых отображено около полутора тысяч моделей.

На каждое платье нашивался ярлык, на котором Мадлен ставила подпись и отпечаток своего большого пальца, и эта идея получше, чем наклейки с голограммой, которые тогда еще не были изобретены. Свои модели Вионне старалась не отдавать в магазины, опасаясь, что их будут копировать, зато регулярно устраивала распродажи старых коллекций, которые пользовались популярностью не меньше показов.

Личная жизнь у Мадлен Вионне складывалась неудачно. В 1923 году она вышла замуж за Дмитрия Нечволодова, с которым рассталась в 1943, а оставшуюся жизнь провела в одиночестве.

В 1939 году Вионне выпустила последнюю коллекцию и закрыла свой Дом моды.

Мадлен прожила 99 лет, оставаясь бодрой и в ясном сознании. До последних дней она читала лекции молодым модельерам, которые буквально молились на нее.

О моде Мадлен Вионне отзывалась так: "Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья".

Из нескольких тысяч изделий Вионне уцелело не так уж много вещей. То, что осталось, стало украшением музеев моды в Париже, Лондоне, Токио, Милане и частных коллекций.


выкройки брюк по косой и платья с шарфом.

платье Вионне с заковыристым рукавом:

(франц. Madeleine Vionnet; род. 22 июня 1876) – французская женщина-кутюрье. Ей принадлежит немало изобретений в области моды, которые актуальны до сих пор. Сегодня саму Мадлен знают единицы, но ее творения знакомы каждому. Эта женщина внесла огромный вклад в развитие моды ХХ века.

Биография и карьера

Мадам Вионе родилась в 1876 году в небольшом французском городке Альбервилле, который расположен в Альпах. Мадлен была из очень бедной семьи, поэтому ей пришлось рано начать самой зарабатывать деньги. Она мечтала быть скульптором, но в 11 лет девочка стала помощницей местной портнихи. Затем она отправилась в Париж, где устроилась работать швеей в Дом мод «Винсент» на улице Кадет. Мадлен тогда было 17, и ее перспективы не были радужными, ведь у девушки отсутствовало даже школьное образование. Однако она стала уже опытной и умелой швеей.

В 22 года Вионне отправилась в Лондон. Там она сначала устроилась прачкой, потом попала в мастерскую «Кэти О’Рэйли», которая занималась копированием модных моделей одежды из Франции. Судьба преподносила ей много трудностей и проблем. Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, родила дочь, но та умерла в совсем маленьком возрасте. Вионне тяжело переживала утрату, а ее семья сразу же распалась после смерти ребенка. Поэтому женщине ничего не оставалось, как с головой уйти в работу и творчество.

Впервые удача повернулась к женщине лицом в 1900 году. Это было в Париже, когда Мадлен начала работать в известнейшем в то время модном доме сестер Калло (). Очень скоро одна из сестер – мадам Гербер (Gerber), сделала Мадлен Вионне своей главной помощницей. Вместе они занимались руководством художественной части работы компании. Впоследствии Мадлен так вспоминала о своей наставнице:

«Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

После Дома Калло женщина перешла на работу к знаменитому Жаку Дусе (Jacques Doucet). Там она была закройщицей. Но работа у мэтра моды успешной для девушки не была. Она своим энтузиазмом и творческим порывом слегка обескуражила и напугала самого Жака Дусе, а также его клиентов. Вионне предлагала покончить с жесткими корсетами, различными подкладками и оборками, которые перестраивали фигуру. Она считала, что не корсет должен дарить женщине стройность, а гимнастика и здоровый образ жизни. Мадлен предлагала шить простые удобные наряды из мягких тканей, причем , которые их демонстрировали, должны были быть без белья. Такие взгляды были поистине революционными для того времени. И работа у Дусе закончилась большим скандалом.

В 1912 году Мадлен решила открыть собственное дело, именно тогда и появился модный Дом Madeleine Vionnet на парижской улице Риволи. Хотя фактически полноценную работу ателье начало только в 1919 году , помешала ему Первая мировая война. Однако сразу после ее окончания новая марка приобрела настоящую известность, именно в это время женщины смогли, наконец, понять и оценить взгляды Мадлен. Изменилось время, а вместе с ним изменилось отношение к дамам, их телу и одежде.

Мадлен создавала очень сложные и элегантные наряды. Она совсем не умела рисовать, но математический талант и превосходное пространственное мышление помогали Вионе творить шедевры. Впоследствии эту женщину стали называть архитектором моды. Ее эскизы рождались не на бумаге, а прямо на манекене. Правда, он был маленьким, в половину роста человека. Мадлен скрупулезно перекалывала ткань, пока не добивалась идеальной формы платья.

Новаторство Вионне

Главным и наиболее известным изобретение мадам Вионне является косой крой. Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы. Без нарядов с таким кроем невозможно представить себе моду 30-х годов. Подобные приемы применялись в моделировании одежды и ранее, но они использовались лишь в деталях, потому что платья с корсетами не давали полной свободы дизайнерскому творчеству. Мадлен, в свою очередь, создавала таким способом целые изделия. Этот раскрой наделял ткань естественной эластичностью и давал ей возможность идеально облегать фигуру. Материал, который выбирала , был струящимся и «текучим», таким как атлас, крепа и шелк. Именно она ввела моду на эти ткани.

Поставщиком для ателье Вионне была фабрика Бьянчини-Ферье (Bianchini-Férier) – крупнейший производитель текстиля в то время. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани, они достигали двух метров. Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета. Это была смесь шелка и ацетата. Впрочем, оттенок мало интересовал эту женщину, она всегда была довольно равнодушна к цвету. Главной страстью Мадлен была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела. По этому поводу она любила говорить:

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней».

Особенность творений мадам Вионе заключается в том, что они абсолютно бесформенны на вешалке, но невероятно живые и элегантные, когда надеты. Ведь главной задачей моды Мадлен считала приспособление под человека, под его нужды и потребности. Тело ни в коем случае не должно подстраиваться под форму и крой модного наряда.

В 1923 году маленькое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков. Поэтому мастерская перебралась в новое, более просторное помещение на улице Монтень. Внутреннее убранство студии и мастерской создавалось по эскизам таких художников, как Жорж де Фер (Georges de Feure), Рене Лалик (Rene Lalique) и Борис Лакруа (Boris Lacroix).

Через год появилось представительство Дома Мадлен в Нью-Йорке, расположившееся на Пятой авеню. А затем открылось отделение в южно-французском Биаррице – на этом курорте собирались самые богатые люди мира.

В 1925 году появились первые духи от Madeleine Vionnet , но выпуск их продолжался недолго, и вскоре о них забыли.

Еще одним изобретением Вионне стали наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Она придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она изобрела вечерние платья с капюшоном и с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь и новый расцвет в 60-е годы.

Мадлен очень любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти моделей. Однако платья пришлись по душе свободолюбивым женщинам, ведь теперь они могли справляться со своим туалетом сами, без посторонней помощи. К тому же такие наряды были просто созданы для того, чтобы танцевать модный джаз и управлять автомобилем. Мадлен шила платья, которые держались только благодаря банту, завязанному на груди. Этот наряд был настоящей гордостью мадам Вионне. Вообще, Мадлен каждую новую идею использовала впоследствии регулярно, с каждым разом стараясь довести ее до совершенства. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени. Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Именно к этому и стремится современная мода. Среди ее клиенток были Грета Гарбо (Greta Garbo) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

С наступлением 30-х годов Вионне почти перестает использовать косой крой, а предпочтение отдает классическим и античному стилю. В этом она не была первооткрывателем, а последовала примеру других модельеров, таких как Мадам Грэ (Madam Gres) и Агюстабернар (Augustaberbard). Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Манекенщицы позировали в образах нимф и богинь на фоне руин, колонн и античных орнаментов. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок, то тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи. Поэтому каждое изделие было подробно сфотографировано с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные модельер хранила в специальных альбомах. За все годы работы в своем ателье Мадлен собрала 75 таких книг. Позже они были переданы в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией. Произведения были для Вионне как произведения искусства, она считала, что они должны жить вечно, словно полотна художников, и со временем только прибавлять ценности.

Мадлен входила в число первых , которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц. Она внесла весомый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной. Отношения с сотрудниками в целом в Доме Вионне строились на высоком уровне. Перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными, к тому же работники могли уходить в отпуска и получать материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью. Более того, Мадлен создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

Упадок Дома Madeleine Vionnet

Однако финансовое состояние компании Мадлен, несмотря ни на что, было удручающим. Она была прекрасным модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом. У фирмы не было стабильности и хорошего заработка. Решающий удар Дому мод нанесла Вторая мировая война, она совсем подорвала бизнес.

Модный Дом Madeleine Vionnet был закрыт в 1940 году, сама она осталась почти без средств и после этого жила 36 лет, находясь в полном забвении публики. При этом она продолжала с интересом следить за событиями в мире высокой моды. Ее изделия разошлись по всему миру, их продавали с аукционов за огромные деньги, из которых Мадлен ничего не получала. Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия. Эта женщина обладала безупречным вкусом, она сама всегда идеально выглядела и превосходно одевала своих клиенток. Ее стиль заимствовали современницы и другие дизайнеры. Она была главной законодательницей всей парижской моды на протяжении 20-х и 30-х годов прошлого века.

Новая жизнь

В 80-е и 90-е годы ХХ века дизайнеры одежды нередко обращались к гениальным идеям мадам Вионне. Таким образом, она определила развитие моды на несколько десятилетий вперед.

В 2007 году модный дом Madeleine Vionnet вновь возобновил свою работу, когда прошло около трех десятилетий после смерти его создательницы. Принадлежит компания человеку по имени Арно де Люммен (Arno de Lummen). Его отец купил компанию в 1988 году. Он пригласил на работу Софию Кокосолаки (Sophia Kokosolaki) – модельера из Греции. Однако она вскоре покинула марку, чтобы работать на собственное имя. После нее стал Марк Одибе (Marc Audibet), который в прошлом трудился на

Разбор платься, показанного Гекубой в теме Интересные рукава" пост №7, где спинка переходит в руква, задрапированные у ворота.
Заранее прошу прощения за непрофессионализм у профессионалов.
Делаем выкройку облегающего лифа. Она хорошо садится

Вносим новые линии (зеленые, по ним разрезано). Одна на полочке - от вершины груди к пупку (Н), вторая на спинке от середины низа спинки (А) через вершину талиевой вытачки до пересечения с линией проймы. Тут мы ставим точку В, и она индивидуальна для каждого. Закрыв все вытачки, разрезаем по этим линиям. Полочку загибаем там, где хотим видеть вырез (например там, где измеряют ширину груди, очень мило). Ставим точку Е, она тоже индивидуальна. Строго подмышкой ставим точку С. В результате получили почти треугольный отрезок от спинки и грудку, которая приобретает такой вид
.
С передом более-менее все понятно, а вот спинку-воротник-рукава, имеющую вид бабочки ("Интересные рукава, пост №7, рис. 3), надо проектировать. Основу ее составляет этот отрезок спинки. От точки В мы по прямой строго перпендикулярно вниз откладываем расстояние, равное длине от той же точки В, но на передней части до т. С (подмышка). Переходим к верхней части бабочки. Она имеет вид длинной относительно горизонтальной кривой, слегка поднимающейся вверх. Высота этого "вверха" равна расстоянию от вершины спинки до уровня середины плеча+расстояние от середины плеча перпендикулярно вниз до уровня точки С. Длина же этой кривой равна расстоянию от вершины спинки вперед через плечо и вниз до точки Е (вырез)+ расстояние от Е до С. Остались еще три кривых сбоку. Две поменьше, устремляющиеся друг к другуи обозначеные СD, - это стороны рукава, которые надо сшить. По их пропорциям где-то 20 см. Теперь длинная относительно вертикальная кривая. В ее длину должно войти следующее: свободный обхват руки и еще дополнительая длина, достаточная для того, чтобы срез рукава притянуть к вырезу в точке Е и еще заложить в складочки. При этом полотнище рукава сзади д.б. длинее, ближе к полу, чем это полотнище спереди, поэтому бабочка имеет именно такой вид.
Начинаем собирать. Уголки полочки, заходящие на спинку, должны сойтись в точке А.

Начинаем монтировать туда спинку-бабочку. Соединяем спинку и полочку по линии АВ. Получили крылышки
.
Приспосабливаем прямую ВС от бабочки к кривой ВС на основной части.
.
Закидываем выступающие крылья вперед через плечи и фиксируем сначала точки Е друг к другу, а потом соединяем линии ЕС. Сформировались рукава, которые сшиваем (или сперва сшиваем рукава, а потом закидываем вперед...)
.
Теперь задираем край рукава к вырезу в точке Е и делаем складку.
.
Вот тут я до конца сделать не смогла, слишком широкий у куклы плечевой пояс оказался.
И все. Наверняка д.б. очень красиво, я такое себе сделаю, оно и руки прикрывает, очень выигрышное платье...
Простите, если говорила об очевидным. но так увлеклась процессом...
Боюсь, что картинки крупноваты, но вроде бы меряла...

Женщина – кутюрье…

Даже сегодня, в современном мире, где каждый день женщины что нибудь да отвоевывают у мужчин – подавляющим большинством кутюрье по-прежнему остаются мужчины.
А теперь представьте: Женщина – Кутюрье – Новатор и Революционер мира моды жившая и творившая 100 лет назад!

К сожалению, на сегодняшний день, Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) знают далеко немногие, но ее творения известны каждому, те новаторства и изобретения, что она делала в те далекие годы, актуальны и по сей день.

Родилась Мадам Вионне 2 июня 1876 в маленьком французском городке Альбервилле, расположенном в Альпах. Мадлен была из бедной семьи, поэтому с малых лет ей приходилось зарабатывать.

В 11 лет, мечтавшая стать архитектором, девочка устроилась работать помощницей к местной портнихе.

В 17 лет она отправилась в Париж, где получила работу швеи в Доме мод «Винсент». Из-за отсутствия образования у Мадлен были не самые светлые перспективы на будущее, но у нее появилось много навыков – она стала опытной швеей.

В 22 года Мадлен уехала в Лондон. Поработав некоторое время прачкой, девушка устроилась в мастерскую «Кэти О’Рэйли», занимающуюся копированием модных французских нарядов. В этот период Вионне вышла замуж и родила ребенка, но из-за того, что ребенок скончался, ее брак распался. Вионне, чтобы как-то справится с горем, решила с головой уйти в работу.

В 1900 году удача все-таки обратила внимание на молодую Мадлен – в Париже она устроилась в известнейший в то время модный дом сестер Калло, а одна из сестер - мадам Гербер, даже сделала ее своей главной помощницей. Работа с мадам Гербер сильно повлияла на сознание Вионне, позже она отзывалась о ней так: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

Следующим местом работы Мадлен стал Дом моды знаменитого Жака Дусе, там женщина работала закройщицей. Несмотря на свои очевидные таланты Вионне не смогла задержаться на этой работе долго из-за своих весьма революционных для того времени взглядов:

Вионне предлагала покончить с корсетами, подкладками и огромным количеством ткани которые перестраивали фигуру.

Она считала, что залог красивой фигуры гимнастика и здоровый образ жизни, а также то, что женщин нужно облачать в простые удобные наряды из легких тканей, которые манекенщицы смогут демонстрировать даже без белья!!!

Обычно владельцы знаменитых домов моды не слишком жалуют закройщиц – революционерок…
Работа у Дусе закончилась большим скандалом.

Но, как говорится: «Что ни делается - все к лучшему…»

Лишний раз это утверждение подтвердила и Мадлен, решив в 1912 году, что пора открывать собственное дело…

И...

В Париже на улице Риволи появился модный Дом Madeleine Vionnet.

Начать свой бизнес – дело не простое само по себе, но кроме обычных сложностей, полноценной работе модного дома мешали события Первой Мировой войны, полноценную работу ателье смогло начать только в 1919 году.

Проходят столетия, а кризисы лишь сменяют друг друга...

Интересно...

Что сказала бы Мадлен о кризисе сегодняшнем?

Простая женщина, влюбленная в кройку и шитье с собственным виденьем моды будущего... Жившая в обществе полном шовинизма и консерватизма, во времена первой мировой войны, когда впервые в истории мировые державы соревновались между собой в способах массового убийства...

Стала бы она отказываться от своей мечты и дожидаться благоприятной политической ситуации?

После войны Мадлен оказалась в выигрышной ситуации, у нее был налажен бизнес, кардинально изменились настроения в обществе и изменилось отношение к одежде, телу и дамам – теперь женщины смогли, наконец, оценить и понять Вионне - новая марка приобрела настоящую популярность.

Мадлен совсем не умела рисовать, но благодаря отлично развитому пространственному мышлению и математическому таланту она создавала очень сложные и элегантные наряды.

Помощником ей служил небольшой манекен (в половину роста человека), на котором она закалывала материалы, до тех пор, пока результат не удовлетворял ее.

Одним из главных изобретение мадам Вионне является косой крой.
Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы.
Целую эпоху моды 30-х годов невозможно себе представить без нарядов с таким кроем. Крой по косой применялся и ранее, но так изготавливались лишь детали, т. к. наличие корсетов и накладок не давали модельерам полноценной реализовать свои творческие фантазии. Благодаря своему нововведению Вионне могла создавать наряды облегающие фигуру из струящихся тканей, таких как атлас, шелк и креп. Именно Мадлен сделала эти материалы модными в то время.

Поставщиком для ателье Вионне был крупнейший производитель текстиля в то время - фабрика Бьянчини-Ферье. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани (до двух метров). Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета - смесь шелка и ацетата.

К слову, женщина всегда была довольно равнодушна к цвету, главной ее страстью была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела.

Мадлен говорила «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней» и они «улыбались», абсолютно бесформенные на вешалке наряды, невероятно живо и элегантно смотрелись на фигуре!

Вионне считала недопустимым подгонять тело под форму и крой модного наряда.

В 1923 году небольшое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков - мастерская перебралась в более просторное помещение на улице Монтень.

Спустя всего год появилось представительство Дома Мадлен на Пятой авеню в Нью-Йорке, а затем открылось отделение в южно-французском Биаррице.

Еще одним изобретением Вионне можно считать наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Мадлен придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она разработала вечерние платья с капюшоном и пальто с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь в 60-е годы.

Мадлен любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти модели. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени.

Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Среди ее клиенток были Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

К концу 30-х годов Вионне «заразив» весь мир косым кроем, сама практически перестала кроить по косой, предпочитая классические драпировки и античный стиль. Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок - тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи, поэтому каждый наряд был подробно сфотографирован с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные она записывала в специальные альбомы, которых за все годы работы в своем ателье собрала 75 штук. Позже они были переданы модельером в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией.

Чувство благодарности Мадлен должны испытывать и современные манекенщицы, именно она входила в число первых кутюрье, которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц и внесла немалый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной.

Отношения с сотрудниками в Доме Моды строились на высоком уровне - перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными.

Работники уходили в отпуска и получали материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью.

Более того, она создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

К величайшему сожалению у каждой истории есть конец.

А истории из жизни часто далеки от сказок, даже если и похожи на них...

Социальная политика имела обратную сторону - несмотря на успех, финансы компании пребывали не в самом лучшем состоянии - Мадлен была прекрасным, талантливым модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом.

Фирме, у которой и так не было стабильности, решающий удар нанесла Вторая мировая война.

Модный Дом Madeleine Vionnet закрылся в 1940 году.

Мадам Вионне осталась почти без средств и после этого прожила еще 36 лет, находясь в полном забвении публики.

Ее изделия разошлись по всему свету, продавались за огромные деньги с аукционов. Мадлен этих денег уже не видела.

Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия.

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», — сказала однажды Мадлен Вионне. Это стало ее жизненным принципом, который она пронесла через всю жизнь. Вы спросите, кем же была эта женщина с замысловатым именем: может быть, философом или заядлой феминисткой. Нет, Вионне была виртуозным модельером, оставившим неизгладимый след на страницах истории моды, она создала свой стиль, которому следовали миллионы женщин по всей планете.

Мадлен хоть и была названа критиками «королевой косого кроя», совсем не имела в своей родословной благородных кровей. Напротив, она родилась в бедной семье 22 июня 1876 года в маленьком французском городке Альбервилле. Девочка с ранних лет мечтала стать архитектором, однако им было суждено не воплотиться в жизнь. Вионне пришлось бросить школу в 12 лет и работать помощницей портнихи. Родители не возлагали на дочь надежд, отсутствие финансовой независимости не позволяли им жить ради Мадлен. Не имея полного образования, она не имела больших перспектив, казалось судьба уже все решила за девушку, однако та однозначно решила – все будет по-моему. И так и случилось: в 18 лет девушка переехала в Париж и устроилась в модный дом «Винсент» швеей. Перед ней открылся совершенно иной мир, в котором жила красота, которую бедная девочка из провинции никогда не видела.

О личной жизни Вионне известно очень мало, в юношеском возрасте Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, что потом обернулся трагедией. Девушка родила дочку, однако малышка скоропостижно скончалась. Этой потери брак не выдержал, вскоре супруги развелись. Потеря ребенка сказалась на всей жизни Вионне, как известно, она до конца жизни оставалась в одиночестве, один на один со своей тяжелой утратой. Мадлен видела одну единственную цель — начать творить, ведь мир моды так неожиданно захлестнул ее, мечты о карьере архитектора испарились. Однако в связи с личностными переживаниями девушка не смогла долго оставаться во Франции и отправилась в Англию.

В 22 года Вионне переехала в Лондон, трудности с поиском работы заставили девушку какое-то время работать прачкой. Это было очень сложное время для нее, однако Мадлен не опускала руки. Вскоре ее взяли в модный дом «Кэти О’Рэйли», в нем создавались копии одежды известных модельеров. Девушка работала с энтузиазмом, внезапно поняв, что способна на большее, чем просто копировать чужие идеи. Набравшись сил в Лондоне, Мадлен возвращается в Париж, полная новых идей и желания творить. Ей сопутствует удача: в 1900 году девушка устраивается в одно из самых престижных модных домов того времени Сестер Калло. Успехи и трудолюбие в работе тут же выделили Вионне, в коллективе она стала лучше, а позже одна из сестер сделала Мадлен своей главной помощницей. Многому Вионне научилась у своей наставнице, ведь именно она показала ей истинный мир моды. Так, Мадлен вспоминает мадам Гербер: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее я выпускала форды.»

Мадлен многому научилась в модном доме сестер Калло, но поняла, что нужно идти дальше. Перейдя к знаменитому Жаку Дусе, начинающий дизайнер работала закройщицей. Роскошные туалеты, влиятельные покупатели и шарм самого владельца модного дома внушали Вионне невероятный энтузиазм. Творческий порыв был настолько силен, что обескуражил и даже напугал метра моды. Политика Мадлен была слишком жесткой, она на прямую говорила Дусе о том, что стоит отказаться от корсетов и подкладок, меняющих фигуру. Залог красоты по ее мнению – усердная работа над собой и собственным телом, одежда должна подчеркивать все достоинства, но никак не скрывать недостатки. Работа у знаменитого модельера закончилась для нее громким скандалом, Вионне, посмевшая диктовать каноны моды самому Дусе, была отстранена от работы. Но это не отбило желание у начинающего дизайнера продолжить свой путь. В 1912 году Мадлен открывает свое ателье, однако и на этот раз жизнь словно ставит перед женщиной преграду – начинается Первая Мировая война, перечеркнувшая планы Вионне. Но модельер находит в себе силы переступить через это препятствие, ателье начало работать в 1919 году, Мадлен слишком долго ждала, пора начать творить.

Война изменила не только людей, но еще и их взгляды, постепенно мир моды начал склоняться к простоте, которую так прославляла Мадлен. Не умея рисовать, она подходила к созданию туалетов при помощи математического склада ума. Соблюдение пропорций и креативность мышления помогли ей прославиться. За эти навыки дизайнер и получила титул «архитектор моды». Изначально костюмы не создавались на бумаге, как это делали прочие кутюрье, Вионне создавали платья на манекене. Долгая, кропотливая работа не надоедала Мадлен, она стремилась к идеалу.

Один из первых показов Вионне поразил публику и затем породил целую вереницу скандалов. Мадлен всегда предпочитала в своих моделях использовать тонкие летящие ткани, не сковывающие движений. Так, она использовала шелк, атлас, кепа, которые так и струились по женской фигуре. Своим маникенщицам дизайнер запрещала носить нижнее белье, что стало настоящим откровением для общества того времени. Эту идею посчитали слишком откровенной даже для свободных нравов Парижа.

Главным новаторством в творчестве Мадлен считается именно косой крой, без которого невозможно представить моду 30-х годов. Этот способ шитья позволял ткани идеально облегать фигуру. Удивительность творений кутюрье заключалась в том, что на вешалке платья смотрелись совершенно бесформенно, однако стоило их примерить и они сидели как влитые. Этот успех она объясняла тем, что любой наряд должен подстраиваться под человеческое тело, под его особенности фигуры и потребности. Крой и форма наряда должны быть индивидуально подобраны под него.

Как ни странно, но Вионне была достаточно равнодушна к цветам, в ее моделях присутствовала практически вся цветовая палитра: от теплых до холодных тонов. Намного больше дизайнера интересовали ткани. По специальному заказу модельера поставщик материалов для ателье Вианни Бьянчини-Ферье создало новую ткань – смесь шелка и ацетата. Вскоре работами Мадлен заинтересовались самые богатые и влиятельные женщины по всему миру. Этому способствовало активное развитие бренда. В 1923 году количество клиентов было на столько велико, что пришлось открыть новое ателье намного больше и просторнее прежнего на улице Монтень. Через год о кутерье заговорила и вся Америка На пятой авеню открылось представительно модного дома Вианни в Нью-Йорке.

Платья Медлен производили настоящий фурор, ведь она придумала совершенно новые формы деталей в форме ромба и треугольника. Она являлась модератором образа вечернего платья с капюшоном и пальто с подкладкой того же цвета и ткани, что и сам наряд. Вианне прославляла не только свободу движений в одежде, она была уверена в том, что одежда освободит женщин от пустых стереотипов. Так, появились платья без застежек или пуговицах на спине. Модели долгое время учились самостоятельно одевать их без посторонней помощи. Эти туалеты были созданы для танцев, их обладательница могла свободно водить машину. В работах Вионне сочеталась простота и роскошь, которая покорила самых стильных и известных женщин всего мира.

В середине 30-х она почти отошла от косого кроя, последовав примеру других модельеров, стала интересоваться античным стилем. Узлы, жгуты, сложный крой, тякучие ткани — все это стало отражаться в работах Медлен, также пользовавшихся успехом.

Как и многие другие кутюрье того времени, Вианне боялась плагиата, поэтому она пришивала к своим моделям бирки и даже придумала лейбл своего модного дома. Новаторством в этой сфере стали альбомы, своего рода первые каталоги одежды, в которые дизайнер помещала фотографии платьев и нарядом с трех ракурсов. Таких альбомов за период своего творчества Вионне выпустила 75 штук.

Медлен стала первой, кто начал воспринимать работу манекенщицы всерьез, выплачивая большую зарплату, организовывая материальную помощь при болезни. Вионне создала даже туристическое агентство и больницу при модном доме для работниц. Именно она сделала работу модели престижной, этот стереотип остался и посей в нашем мире.

Однако при всем успехе и популярности бизнеса кутюрье, он потерпел крах. Наступление Второй Мировой войны поставило крест на дальнейшем его развитии, и в 1940 году модный дом Вионне был закрыт. Еще долгие 36 лет Мадлен следила за жизнью моды, но находясь в полном забвении.

Она умерла в 1975 году, совсем не много не дожив до своего 100-летия. Вионне показала миру пример, как можно подняться на ноги, не опускать руки при самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Она подарила женщинам ощущение легкости, нежности, в каждую свою работу она вложила часть души, наверное, именно это сделала ее одной из великих кутюрье 20 века.

Память о ней сейчас возрождается, в 2007 году модный дом Вионне снова открыл свои двери. Владелец компании Арно де Люммен ценит и чтит память о знаменитой владелице дома. Сейчас арт-директор компании Хусейн Чаян, который совсем не давно представил свою коллекцию. Стоит сказать, что дизайнер не отошел от тех принципов, которые заложила Медлен, все те же прямые линии легкие ткани, не сковывающие движения. Стоит только надеяться, что имя Вионне снова засияет на модном небосводе.