Культура древнего востока материалы для презентации. Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура» презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Культура Древней Индии

«Искусство индийского танца» - Манипури. Традиции индийского танца. Религиозные танцы. Бхарата-Натьям. Народные танцы. Правила позиций ступней. Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Танец со свечами. Катхакали. Национальный танец. Танец тесно связан с проявлением эмоций. Индийцы. Страна. Танцевальное искусство.

«Культура Древнего Востока» - Гармония человека и природы. Пещеры Аджанты. Религиозные представления в Древнем Китае. Буддийский храм в Индии. Фигурка в головном уборе. Индийцы поклонялись священным животным и растениям. Природа и человек. Храм на вершине. Научные и культурные достижения. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.

«Культура стран Арабского халифата» - Своеобразие культуры халифата. Особенности арабского искусства. Научные представления. Научные представления арабов. Арабская литература. Коран. Развитие образования. Культура стран Халифата. Медресе. Влияние культуры халифата. Карта Аравийского полуострова. Ислам. Культура.

«Философия Древнего Востока» - Философия Древнего Востока. Конфуцианство. Праведное отношение. Астика. В центре буддизма – учение о «четырёх благородных истинах». Веды. Инь и ян. Праведное усилие. Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий. Праведное занятие. Джайнизм. Основные идеи конфуцианства. Закон ахимсы. Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело.

«Древнеиндийская культура» - Математика. Культура Древней Индии. Эпос. Стенные росписи. Архитектура. Лингвистика. Буддизм содержал в себе идею о спасении. Медицина. Математика и Астрономия. Литература. Несколько школ скульптуры. Живопись. Философия. Скульптура. Ведизм. Индо-буддийская философия. Индуизм. Бог - творец. Буддизм. Атомистическое учение школы вайнишика.

«Особенности древнеиндийской культуры» - Древнеиндийское искусство. Особенности индийской культуры. Развитие древнеиндийской архитектуры. Религии древней Индии. Скульптуры. Буддизм. Рельеф. Джайнизм. Культура Древней Индии. Религия. Бюст жреца. Касты.

Всего в теме 19 презентаций


Шакья-Муни Будда У основателя буддизма не менее 30 имён. При рождении его назвали Сиддхартха, что означает «исполнение желаний». Имя его рода – Гаутама. Шакья-Муни – «отшельник народа шакья». Будда – «просветлённый». Его ждал путь Великого Правителя или Великого Учителя. Он выбрал путь Великого Учителя. ЗАДАНИЯ




































МИФИЧЕСКИЙ ДРАКОН Его облик представлялся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (или нескольких) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы. Иногда в состав такого комбинированного образа входили части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.) ЗАДАНИЯ










В произведении средневекового китайского писателя Вэй Гуан Фу «Новое продолжение Цзацзуань» говорится: «Не представляешь себе невесту, со слезами отправляющуюся в дом жениха, цветы – в волосах старушки…» А без чего, по мнению автора, не представляешь себе кабинет учёного? КИТАЙ - 10










ПАГОДА Это буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной). Возникли они в начале нашей эры в Китае, известны также в Корее, Японии, Вьетнаме. Сооружая высокие пагоды, зодчие стремились выразить величие буддизма и его духовную силу. ЗАДАНИЯ




Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты. Девочкам 4-5 лет стягивали бинтом стопу, подворачивая пальцы. Примерно через год такого бинтования стопа деформировалась и переставала расти. Идеалом считалась ножка в 3 дюйма (около 10 см) ЗАДАНИЯ






У средневекового китайского писателя Гу Лу можно прочитать: «Не может быть, чтобы на праздничных торжествах обошлось без давки; чтобы сезонную рыбу продавали без костей; чтобы не кусали комары, когда летом спишь без полога; чтобы хозяин лавки никому не отпускал в долг». А без кого не может быть зрелищ? КИТАЙ - 25




Древнейший трактат о военном искусстве в Китае приписывается полководцу Сунь Цзы (6 в. до н.э.). Согласно этом у трактату, на третьем месте в правилах ведения войны следует разбить войско противника, на втором – разбить его союзы, а на первом – разбить его … КИТАЙ - 25






ИКЕБАНА В икебану входят 3 основных компонента: природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и др), ваза, металлическая наколка («кэндзан»). Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала. ЗАДАНИЯ










С древних времён жизнь этого японского воина была подчинена строгому кодексу. Вот выдержки из него: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть». Как назывался этот японский воин? ЯПОНИЯ - 10





В нём нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни единого цветка. В нём нет ничего, что изменяется, растёт, увядает, подвергается воздействию времени. Но всё в нём создаёт атмосферу философского самоуглубления, сосредоточивает человека на главном – на переживании пространства. Он – это что? ЯПОНИЯ - 20




Список использованных источников htm htm podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/ podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/

Слайд 1

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Слайд 2

Учебные цели и задачи: Познакомиться с религиозными представлениями человека Востока, определить направления и особенности восточного искусства, учиться видеть эстетику восточного искусства. Учебные вопросы: 1 .Характеристика культуры Древнего Востока. 2. Индия – религиозные взгляды, их культурное отражение. 3. Религиозные представления в Древнем Китае. 4. Научные и культурные достижения Древнего Китая.

Слайд 3

Древний Восток – эпоха первых памятников письменности, первых городов, первых металлургов, первых денег и первых реформ. Древний Восток – «детство человечества». Древний Восток – это тайны и загадки, множество удивительных людей с удивительной судьбой. Они смотрят на нас сквозь тьму веков и ждут. Ждут тех, с кем бы они могли поговорить.

Слайд 4

На полуострове Индостан в древнейшие времена жили люди разных рас, культур и религий. Арии образовали на территории Индии ряд государств. Язык ариев – санскрит, на нем записаны древние предания. Индия – родина мировой религии: буддизма. В религии огромное значение придается царству животных. Любовь к природе – основная тема индийского искусства.

Слайд 5

Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Ступа монолитная и цельная, форма погребального кургана, полусферическая. Полусфера – символ Неба И бесконечности. Ступа – место захоронения реликвий.

Слайд 6

Ступа в Санчи при Маурьях (около 250 лет до н.э.)

Слайд 8

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина 17 века)

Слайд 9

Фрески пещер Аджанты

Слайд 10

Скальные храмы Кайласа 150 лет вырезали древние мастера этот храм в скале.

Слайд 11

Религиозные представления в Древнем Китае

Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Устойчивость цивилизации придавало однородное население, народ хань. Помыслы людей были устремлены в прошлое, а не в будущее. Ханьцы считали, что в мире существует порядок, и чтобы его не нарушать, нужно придерживаться строгих правил и жить по законам природы. Согласно учению Конфуция, каждый должен стремиться улучшить свою жизнь и найти свое счастье. В этом человеку помогали духи усопших предков. В семье хранили таблички с их именами, и выставляли перед табличками угощение.

Слайд 12

Гармония в мире ИНЬ и ЯН

Ханьцы верили, что образование и воспитание делают человека человеком, а силы ИНЬ и ЯН создают гармонию в мире. ИНЬ – женское начало (тень, сумрак, холод, влага). ЯН – мужское начало (свет, солнце, тепло, сухость). Все вокруг – сочетание пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Дерево порождает огонь, огонь – землю (зола после сгорания), земля – металл (добываемый из горных пород), металл – воду (плавясь, металл становится жидким), вода – дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает землю (вскапывает), металл рубит дерево, огонь плавит металл, вода гасит огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду.

Слайд 13

Научные и культурные достижения Древнего Китая

Потребности повседневной жизни привели к накоплению знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Китайцы достигли высот в каллиграфии и живописи, архитектуре, театре, литературе, парковом искусстве, китайской кухне, медицине и боевых искусствах. Китайцы изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас, порох, сейсмограф.

Культура Древнего Востока

Слайдов: 45 Слов: 1587 Звуков: 0 Эффектов: 11

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. Восток. Месопотамия. Художественная культура. Поход царя. Правитель Гудеа. Природа и человек. Природа. Великая китайская стена. Сторожевые башни. Гармония человека. Осень в долине Желтой реки. Человек подчинен природе. Гармония человека и природы. Храм на вершине. Религиозные представления в Древнем Китае. Гармония в мире. Научные и культурные достижения. Орнамент. Религиозные верования. Художественная культура Индии. Индо-буддийская философия. Раскопки. Индийцы поклонялись священным животным и растениям. Фигурка в головном уборе. - Культура Древнего Востока.pptx

Философия Древнего Востока

Слайдов: 46 Слов: 1210 Звуков: 0 Эффектов: 212

Философия Древнего Востока. План изучения нового материала. VI век до н.э. – интенсивное развитие философии на Востоке. Ведический период. Культурные истоки древней индийской философии. Веды. Основные понятия индийской философии. Карма – закон воздаяния. Ахимса – непричинение вреда живому. Закон сансары. Закон кармы. Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело. Закон ахимсы. Общее понятие всей древнеиндийской философии. Астика. Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий. Веданта. Джайнизм. Сиддхартха Гаутама Будда (623-544 до н.э.) – основатель буддизма. - Философия Древнего Востока.ppt

Архитектура Ближнего Востока

Слайдов: 14 Слов: 522 Звуков: 0 Эффектов: 0

10 архитектурных жемчужин Ближнего Востока. Архитектура острова Арвад. Петра (Иордания). Мечеть Омеядов (Дамаск. Сирия). Храмовый комплекс которому более 4-х тысяч лет. Центр древней Филадельфии. Мост через речку Хабур в иракском городке Захо. Самый старый арочный мост Ближнего Востока. Улу-Джами. Руины Храма Фортуны. Руины Храма Фортуны в римском Гелиополисе - Городе Солнца. Крепость в г.Алеппо (Сирия). Поражающие воображение и отлично сохранившиеся цитадель и крепость в г.Алеппо (Сирия). Город Эрбиль. Сельджукское кладбище в г.Ахлат (Восточная Турция). Какие еще интересные архитектурные сооружения Востока вы знаете? - Архитектура Ближнего Востока.ppt

Восточные танцы

Слайдов: 13 Слов: 707 Звуков: 0 Эффектов: 0

История зарождения восточных танцев. История зарождения восточного танца. Арабские танцы. Из истории арабского танца живота. Культура в восточном танце. Александрийский танец. Халижи. Асая. Бэлади. Нубия. Мужской танец. - Восточные танцы.ppt

Искусство Китая и Японии

Слайдов: 71 Слов: 363 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительное искусство стран востока. Китай. ПРОЕКТЫ: - китайская живопись китайская каллиграфия техника вырезания из бумаги роспись посуды в стиле китайского фарфора. Тема1 китайская традиционная живопись. Стиль «горы-воды». Стиль «цветы-птицы». ПРОЕКТ «Этюды в стиле китайской живописи». Работа Головлёва Александра, 2006. Тема 2 китайская каллиграфия. «На вершину горы не бывает прямого пути». ПРОЕКТ «Начертание китайских иероглифов». Работа Блинкова Никиты, 2006. ТЕМА 3 Искусство вырезания из бумаги – «Цзяньчжи». ПРОЕКТ «Вырезание из бумаги в традиционной китайской технике». - Искусство Китая и Японии.ppt

МХК Индии

Слайдов: 17 Слов: 654 Звуков: 0 Эффектов: 0

Художественная культура ИНДИИ. Архитектура. Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II тысячелетии до нашей эры. Храм Шивы – одно из знаменитых строений Индии. Ступа в Санчи. - один из архитектурных комплексов Индии. На вершине купола установлен макет горы Меру. Чайтья в Карли. В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы - чайтьи. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа -. Наружный фасад Чайтьи в Карли. Украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами. - МХК Индии.ppt

Индийские танцы

Слайдов: 15 Слов: 1092 Звуков: 0 Эффектов: 23

Искусство Индийского танца... Немного из истории… Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Шива-Натараджа, Владыка танца. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Танец бога - символ космического движения и обновления. Направления танца... Кучипуди. Именно с XV века Кучипуди стал исполняться исключительно мужчинами. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. Бхаратнатьям. Катхак. Термин "катхак" произошел от слова "катха", что означает "рассказ", "история". Одисси. Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. - Индийские танцы.ppt

Искусство индийского танца

Слайдов: 15 Слов: 587 Звуков: 0 Эффектов: 0

Национальный танец. Страна. Народные танцы. Индийцы. Танец со свечами. Традиции индийского танца. Танцевальное искусство. Правила позиций ступней. Танец тесно связан с проявлением эмоций. Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Религиозные танцы. Бхарата-Натьям. Катхакали. Манипури. - Искусство индийского танца.pptx

Древнеиндийская культура

Слайдов: 26 Слов: 1480 Звуков: 0 Эффектов: 24

Культура Древней Индии. Индо-буддийская философия. Религия. Ведизм. Индуизм. Бог - творец. Буддизм. Буддизм содержал в себе идею о спасении. Философия. Атомистическое учение школы вайнишика. Литература. Эпос. Лингвистика. Архитектура. Скульптура. Несколько школ скульптуры. Живопись. Стенные росписи. Математика. Математика и Астрономия. Медицина. - Древнеиндийская культура.ppt

Музыка и танцы Древней Индии

Слайдов: 18 Слов: 1312 Звуков: 0 Эффектов: 0

Музыка и танцы Древней Индии. Музыка. Древнейшая цивилизация. Музыка Древней Индии. Религиозные задачи. Истоки индийской музыки. Два самостоятельных пласта импровизации. Музыкальные инструменты Древней Индии. Вина и ситар. Флейта. Танцы Древней Индии. Театральное представление. Сцена из спектакля. - Музыка и танцы Древней Индии.ppt

Особенности древнеиндийской культуры

Слайдов: 12 Слов: 824 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура Древней Индии. Особенности индийской культуры. Бюст жреца. Касты. Религии древней Индии. Религия. Буддизм. Джайнизм. Развитие древнеиндийской архитектуры. Древнеиндийское искусство. Скульптуры. Рельеф. - Особенности древнеиндийской культуры.ppt

Буддийский храм

Слайдов: 12 Слов: 63 Звуков: 0 Эффектов: 57

Священные сооружения: БУДДИЙСКИЙ ХРАМ. Структура буддийского комплекса. Внутреннее убранство храма. Скульптура. Живопись, фрески. Каллиграфия. Эмакимоно – длинные горизонтальные свитки с изображением сцен из буддийской священной истории или из связанных с нею причт. Храм Нокогирияма Нихондзи, Канто, 1783 год. Храм Тоци, Киото, 796г. Храм Ицукусима, о. Миядзима, XII век. Храм Кинкакуци, Киото, 1393 г. Храм Гинкакуци, Киото, 1490 г. - Буддийский храм.ppt

Японский театр

Слайдов: 12 Слов: 713 Звуков: 0 Эффектов: 0

Традиции и история японского театра. Театр Японии. Традиции и история японского театра уходит корнями в очень далёкое прошлое. Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски. Театр Но. В наши дни, конечно же, представление театра Но может посетить любой желающий. Архаичный язык, на котором ведётся повествование, углубляет "великую загадку" масок. Театр Кёгэн. Но элегантен, поэтичен, Кёгэн прозаичен и простонароден. Театр Кабуки. Театр Дзёрури. Театр Ёсэ. Ёсэ - традиционный камерный театр комедии. Исполнитель, по обычаю одетый в кимоно, усаживается на сцене на подушке для сидения. - Японский театр.ppt

Японская гравюра

Слайдов: 20 Слов: 575 Звуков: 2 Эффектов: 2

Японская гравюра. Что такое гравюра. Цель работы. Гравюра. Различаются выпуклая и углублённая гравюра. Специфические особенности гравюры. Японская ксилография. Технику ксилографии японцы заимствовали из Китая. Процесс создания гравюры. Гравюры Японии занимают достойное место. Особенность японской гравюры. Лучший ответ на вопрос - это молчание. В искусстве XVII-XIX веков сформировался новый стиль- укиё-э. Асаи Рёи, японский литератор. Основоположник гравюры укиё-э Хисикава Моронобу (1618-1694). Тории Киёнобу (1664-1729). Кацукава Сюнсё (1726–1793). Судзуки Харунобу (1725-1770). Кацусика Хокусай. - Японская гравюра.pptx

Архитектура ислама

Слайдов: 7 Слов: 282 Звуков: 0 Эффектов: 10

Геометрия в архитектуре. Ислам. Наука-сакральная геометрия. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Мечети Средней Азии… Как лампы в темноте. Лучше: как кораллы - в пустыне. - Архитектура ислама.ppt

Исламская архитектура

Слайдов: 43 Слов: 1206 Звуков: 0 Эффектов: 19

Исламская архитектура. История возникновения. Стили. Мавритинская архитектура. Османская архитектура. Главные особенности внутреннего убранства мечети. Мечети. Глинобитная стена. Укрепляли стены редкими деревянными брусьями. Стены были ровными и «скучными». Выступы и ниши. Позднее стали украшать стены узорами. Углы больших построек. Глина. Своеобразная арка. Айван. Айван стал обязательной частью любой постройки. Иногда весь фасад состоял из айванов. Купол. Городские здания. Место учения. Караван-сарай. Мечеть. Комплекс. Высокие башни. Форма минарета. Пол в мечети. Фрески и витражи. - Исламская архитектура.ppt

Культура стран Халифата

Слайдов: 21 Слов: 415 Звуков: 0 Эффектов: 117

Халифата. Культура. Арабского. Карта арабского халифата. Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Особенности арабской культуры: Арабески- род орнамента в архитектуре и живописи, основанный на прихотливом переплетении листьев…БСЭ. Искусство. Арабская письменность. Наружная каллиграфия. Шехерезада. Развитие науки. Физика. Разработаны принципы увеличения стекол.Альхазеном написана книга «Сокровища оптики» . Химия. География. Шедевры арабской архитектуры. Кааба-святыня арабской культуры. Архитектура. Шедевры арабской Архитектуры. Мечеть в Кордове. Дворец в Альгамбре. - Культура стран Халифата.ppt

Культура Арабского халифата

Слайдов: 17 Слов: 310 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура стран халифата. Образование. Школы - медресе. Наука. Арабы заимствовали индийские цифры. Ученый аль-Бируни. Медицина. «Тысяча и одна ночь». Архитектура. Альгамбра. Мечети. Внутри мечеть представляла квадратное помещение. Минареты. Арабеска. Значение арабской культуры. - Культура Арабского халифата.ppt

Культура стран Арабского халифата

Слайдов: 14 Слов: 496 Звуков: 0 Эффектов: 28

Культура стран Халифата. Коран. Культура. Научные представления. Своеобразие культуры халифата. Развитие образования. Медресе. Научные представления арабов. Карта Аравийского полуострова. Арабская литература. Особенности арабского искусства. Ислам. Влияние культуры халифата. -

Лекция по курсу «Культура и религия», для
студентов 2 курса
2017-2018 уч. год

Вопросы лекции

1. Общие закономерности
2. Культура древней Месопотамии
3. Культура древнего Египта
4. Культура древней Индии

1. Общие закономерности

Одной из закономерностей исторического
процесса является неравномерность его
развития не только во времени, но и в
пространстве. В древности то одни, то другие
народы
становились
носителями
общественного прогресса. Причем на ранних
стадиях истории, когда человек был еще
значительно зависим от природы, очень
важным оказывался географический фактор.

В конце IV- начале III тыс. до н. э.
создателями первых цивилизаций на Земле
стали народы, заселявшие долины великих
рак – Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга,
Янцзы и Хуанхэ. Решающую роль в этом
сыграло
наличие
очень
плодородных
наносных земель, образующихся при частых
разливах рек.

2. Культура Древней Месопотамии

Месопотамией называют область между
реками Тигром и Евфратом (по-русски –
Междуречье или Двуречье). Эта территория
сейчас
принадлежит
Ираку.
Древняя
Месопотамия – историческая область, где,
раньше
всего
на
планете
складывается
государство.
Месопотамию часто называют колыбелью
человеческой цивилизации. Многое из того, что
составляет современную культуру и окружает нас
в повседневной жизни, возникло именно там.

Ирригация

В Месопотамии очень рано начинают
строиться
ирригационные
сооружения.
Ирригация
носила
планомерный,
крупномасштабный
характер.
Разливы
Евфрата
бывают
очень
сильными,
но
редкими.
Поэтому
рылись
огромные
котлованы, они заполнялись водой во время
разлива – так создавался запас воды на время
засухи. Геродот описывает судоходный
канал, прорытый между Тигром и Евфратом.

Градостроительство

В конце IV - начале III тыс. н. до н.э. на юге
Двуречья возникают и возвышаются несколько
городов-государств, объединенных историками
собирательным названием Шумер (по имени
жившего там народа).
В конце IV тыс. до н. э. шумеры строят первые
на планете города – Ур, Урук, Лагаш
Дело в том, что в Месопотамии нет готовых
строительных материалов – камня, дерева. Все
гигантские строения возводились из глиняного
кирпича.

Храмы и дворцы

Основными монументальными сооружениями
были храмы и дворцы. Храмы часто размещались
на вершине особой ступенчатой башни –
зиккурата.
Зиккураты состояли из нескольких, убывающих
кверху платформ, сложенных сплошной
кирпичной кладкой. Подняться к храму,
находившемуся на верхней площадке, можно было
по длинным, идущим в обход лестницам. Такие
шествия составляли часть религиозных церемоний.

Дворцы

Столь же величественными, как и культовые
постройки, были: дворцы правителей Шумера,
Аккада, Вавилонии и особенно Ассирии, так,
вход в царский дворец в Ниневии был украшен
множествам огромных изваяний божеств –
крылатых человеко-быков и крылатых человекольвов. На стенах залов – сюжетные рельефы,
подробно изображающие жизнь правителя.
Самый знаменитый из рельефов посвящен охоте
– любимому занятию ассирийской знати.

Письменность Месопотамии

Безусловно, величайшее достижение культуры
Месопотамии – письменность. Впервые создают ее
шумеры в IV тыс. до н. э. Появляется вначале
рисуночное письмо – пиктография. Затем постепенно
отдельные знаки начинают передавать уже не слово,
а слоги и звуки, меняют свое начертание – возникает
клинопись. Самый распространённый природный
материал в Двуречье – глина – стал использоваться
для письма. Из очень тщательно очищенной глины
изготавливали
табличку,
надпись
наносили
тростниковой палочкой или металлическим стержнем
(по форме клинообразных черточек письменность и
получила свое название); готовую табличку обжигали
в специальных печах.

Библиотека Ашшурбанипала

Замечательная находка была сделана при
раскопках
Ниневии

первая
в
истории
человечества библиотека. Ее создали по приказу
ассирийского царя Ашшурбанипала. Сохранилась
и табличка со строгим приказом, разосланным по
всей стране: собирать или переписывать глиняные
таблички. Библиотека была блестяще организована
даже по современным меркам: внизу каждой
таблички – полное название книги и номер
«страницы», ящики расставлены по полкам в
соответствии с темами, на каждой полке – бирка с
номером.

Научные знания Месопотамии

- наблюдение за звездами, установлена связь
Солнца со знаками Зодиака
- математические знания: четыре
арифметических действия, возведение в
квадрат и извлечение квадратного корня,
вычисление площади геометрических фигур.
- календарь (7 дней недели);
- две медицинские школы
- Оформлены первые письменные законы
царя Хаммурапи

3.Культура Древнего Египта

В Х-VI тыс. до н. э. по обширным
пространствам Северной Африки кочевали
разрозненные племена, занимавшиеся охотой,
собирательством и рыболовством. В связи с
изменением климата, приведшим к иссушению
саванн, племена вынуждены были осваивать
долину Нила. Создание сложной ирригационной
системы
позволило
перейти
к
высокопроизводительному
земледелию
и
скотоводству.
Произошло
объединение
родоплеменных коллективов, говоривших на
родственных
языках.
Возникли
крупные
племенные союзы, а позднее сформировался
египетский народ.

Летоисчисление древних египтян

Древние египтяне летоисчисление вели по
правящим династиям. С воцарением новой
династии история как бы начиналась заново.
В IV в. до н. э. египетский жрец - историк
Манефон разделил историю Египта на
Древнее, Среднее и Новое царства, по десять
династий в каждом.

Монументальная архитектура

В Египте уже в начале III тыс. до н. э.
складывается
монументальная
архитектура.
Причем
почти
не
сохранилось
построек
гражданского назначения, зато множество –
погребальных сооружений и храмов. Первым
погребальным сооружением, для которого
камень
явился
основным
строительным
материалом, была пирамида фараона Джосера
(Древнее
царство),
возведенная
под
руководством Имхотепа. Пирамида Джосера –
ступенчатая, впоследствии же стали строить
геометрически правильные пирамиды.

Пирамиды

Недалеко от современного Каира, в Гизе
находятся крупнейшие пирамиды: Хеопса,
Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса до
сих пор самая большая из каменных
построек
мира.
Пирамиды
окружены
храмами.

Скальные гробницы

С
возникновением
различных
экономических и политических трудностей
пирамиды постепенно «уменьшаются» в
размерах, а затем им на смену приходят
скальные гробницы и гробницы в «Долине
мертвых».
В
1920-1922
гг.
большим
событием в египтологии стало открытие
археологом
Говардом
Картером
не
разграбленной гробницы фараона Нового
царства Тутанхамона.

Храмовые комплексы

Во времена Нового царства были выстроены
самые знаменитые храмовые комплексы – храмы
Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, недалеко от Фив.
От
Луксора
к
Карнаку
ведет
прямая
двухкилометровая дорога – аллея сфинксов.
Ансамбль храмов очень сложен, строились они
веками. Самая характерная деталь – множество
огромных колонн (в одном из залов Карнака их
144). Ствол некоторых колонн могут обхватить
только пять человек. Колонны стилизованно
подражают нильским растениям и деревьям – их
капители (капитель – верхняя, украшенная часть
колонны) выполнены в виде закрытых или
распустившихся цветков лотоса, листьев пальмы.

Научные знания древних египтян

- Календарь (360 дней);
- Деление суток на 24 часа;
- Десятеричная система счёта;
- Умение мумифицировать и развитие
анатомических знаний

4.Культура Древней Индии

Одним из первых очагов человеческой
цивилизации, наряду с Месопотамией и
Египтом,
была
и
Древняя
Индия.
Полуостров Индостан представляет собой
своеобразный субконтинент, отделенный от
остальной Азии цепью гор и горных
хребтов, омываемый водами Индийского
океана. Уже в древности он был одним из
самых населенных мест планеты, приютив у
себя огромное количество народностей.

Центрами цивилизаций становились
бассейны рек Инда и Ганга (особенно
притоки Инда – «Пятиречье» или
«Пенджаб»), где местные обитатели
рано начали заниматься земледелием.
Именно в Индии стали выращивать рис,
который затем попал в другие регионы
Азии, Африки и Европы, сахарный
тростник
(само
слово
«сахар»
происходит от санскритского «сакхари»
– тростниковый сахар), хлопок, были
одомашнены зебу (горбатый бык),
слоны.

Градостроительство

С 20-х годов XX в. Начались планомерные
раскопки в Индии.
Были найдены крупные городские поселения –
Хараппа,
Мохенджо-Даро,
Калибанган.
Они
строились по сходным проектам и состояли из
«цитадели» – «верхнего» города, расположенного
на холме, и «нижнего» города с жилыми
постройками. Здания возводились из обожженного
кирпича, связывающим материалом был илистый
или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго
перпендикулярно, на перекрестках углы зданий
закруглялись, чтобы не препятствовать движению.
Дома не имели окон и украшений, выходящих на
улицу.

Во всех городах имелась система
канализации, причем осуществлялось
как водоснабжение, так и отвод
сточных вод. Ничего подобного в
других государствах того времени
еще не встречалось. Существовали
также
общественные
купальни,
которые служили, скорее всего, для
ритуальных омовений.

Древнеиндийская письменность

Письменность не была алфавитной и
состояла из рисунков (пиктограмм). Строки
располагались горизонтально и включали в
себя до 8 знаков. Писали справа налево.
Расшифровка этих надписей пока еще не
завершена. По рисункам на печатях можно
делать выводы и об определенной связи
религии жителей Хараппы с последующими Художественное творчествоИмператоры из династии Гуптов всячески
покровительствовали
художественному
творчеству.
На
основе
древнего
вида
театрального
искусства – пантомимы –
возникает
драматургия.
При
дворе
Чандрагупты II (380-415 гг.) жили лучшие
поэты его времени. Наиболее известен из них
Калидаса (353-420 гг.). До нас дошли три его
драмы, самой совершенной из которых
является
«Шакунтала».
Существовал
и
народный театр, соединявший музыку и
пластику танца. Индийцы очень любили
различные игры. Одна из них – чатуранга –
дошла и до нас в виде современных шахмат.

Общая характеристика древних цивилизаций

Общая характеристика древнейших на Земле
цивилизаций Востока – Месопотамии и Египта,
Индии и Китая – показывает, что они облазали как
общими
чертами,
так
и
значительным
своеобразием. К общим чертам относятся:
- исключительная роль государства во всех
областях жизни (в первую очередь, в лице
верховного правителя)
- отделение умственного труда от физического,
накопление немалых научных знаний пока без
выделения науки в самостоятельную сферу;
- ведущее место монументальной архитектуры в
искусстве, a в ней – склонность гигантским
формам.