Кирилл (смирнов). Кирилл Казанский, сщмч

Дата рождения: 7 марта 1951 г. Страна: Россия Биография:

В 1968 г. окончил физико-математическую школу № 42. Закончил художественно-графический факультет педагогического института.

В августе 1978 г. поступил в , которую закончил экстерном за два года, и через год поступил в Московскую духовную академию, которую закончил также экстерном за полтора года.

В 1980 г. назначен священником в штат Крестовоздвиженского храма с. Алтуфьева г. Москвы.

1 января 1991 г. назначен настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы, где и служит до настоящего времени. Параллельно, по мере роста количества новых прихожан, стал настоятелем восьми храмов, два из которых находятся в Московской области.

Решением Священного Синода от 17 июля 2001 г. назначен исполняющим обязанности председателя . С 7 мая 2003 г. — председатель Отдела.

— член Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. () включен в состав ( — Патриаршая комиссия).

1 августа 2012 г. указом Президента РФ в состав Совета по делам казачества при Президенте России.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () освобожден от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и назначен первым заместителем председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и руководителем ее аппарата.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. () назначен председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Участвует в качестве ведущего в работе общественного православного . Проректор , декан факультета православной культуры Академии РВСН им. Петра Великого, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата.

Образование:

Московская духовная семинария.

Предшественник Платон (Рождественский) Преемник экзархат упразднён
Архиепископ Тамбовский и Шацкий
30 декабря - 1 апреля Предшественник Иннокентий (Беляев) Преемник Зиновий (Дроздов)
Епископа Гдовский ,
викарий Санкт-Петербургской епархии
6 августа 1904 - 30 декабря 1909 Предшественник Константин (Булычёв) Преемник Вениамин (Казанский) Образование Санкт-Петербургская духовная семинария ;
Санкт-Петербургская духовная академия Учёная степень кандидат богословия Имя при рождении Константин Илларионович Смирнов Рождение 26 апреля (8 мая) (1863-05-08 )
Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния Смерть 20 ноября (1937-11-20 ) (74 года)
близ Чимкента Похоронен
  • Лисья Балка
Принятие монашества 10 мая Епископская хиротония 6 августа Митрополит Кирилл на Викискладе

Митрополит Кири́лл (в миру Константи́н Илларио́нович Смирно́в ; 26 апреля [8 мая ] , Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния - 20 ноября , Лисий овраг , близ Чимкента) - епископ Русской православной церкви , митрополит Казанский и Свияжский . Один из лидеров умеренного крыла оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) .

Образование

Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию в и Санкт-Петербургскую духовную академию в ; степень кандидата богословия присуждена за работу «Никифор Феотоки и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы». Профессор Николай Барсов так охарактеризовал это сочинение: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его, после более тщательной обработки, в качестве диссертации магистерской».

Священник

Был одним из ближайших сотрудников петербургского митрополита Антония (Вадковского), с которым был знаком ещё со времени учёбы в академии, в которой тогда будущий владыка Антоний занимал пост инспектора (владыка Антоний также рукоположил его в священники). Отличался принципиальным характером: совершая в 1909 года Крещенское богослужение в присутствии царской семьи, владыка отказался выполнить требование полиции и освящать кипяченую воду. Как принято, была освящена речная вода.

Тамбовский архиерей

митрополит Казанский

В завещательном распоряжении Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года (7 января 1925 года), которое было оглашено в день погребения последнего 12 апреля 1925 года, был назван первым, к кому временно переходят «Патриаршие права и обязанности» в случае кончины Патриарха. Однако в связи с нахождением митрополита Кирилла (и второго кандидата - митрополита Агафангела) в ссылке в управление Патриархией по смерти Патриарха, последовавшей 7 апреля , вступил митрополит Петр (Полянский) . После ареста последнего, 10 декабря 1925 года Заместителем местоблюстителя стал, на основании завещательного распоряжения митрополита Петра (Полянского) от 23 ноября (6 декабря) 1925 года , митрополит Сергий (Страгородский) ; при этом другое его распоряжение от 22 ноября (5 декабря) 1922 года предоставляло временно его «права и обязанности как Патриаршего Местоблюстителя, до законного выбора нового Патриарха» митрополитам Казанскому Кириллу (Смирнову) или Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) .

Последние годы

2 января 1930 года постановлением митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода при нём предан суду собора архиереев, уволен от управления Казанской епархией на покой с правом священнодействия с разрешения местных епархиальных архиереев. Постановление вступало в силу с 15 февраля 1930 года в случае, если митрополит Кирилл до этого срока не сделает заявления об отказе от общения с отделившимися от митрополита Сергия и учрежденного при нем Синода. Митрополит Кирилл остался при своей позиции.

В письме митрополиту Сергию от 30 января 1930 года констатировал «совершенную безнадежность» возвращения Заместителя «с пути узурпации церковной власти» и заявлял: «Я в деле нравственно-архипастырского служения Св. Церкви, определяемого в своем внутреннем содержании не писанием резолюций и указов, а христианским душепастырством (1 Пет. 5, 2-3), остаюсь по-прежнему митрополитом Казанским и Свияжским для всех православных чад Церкви, не могущих разделять Ваши воззрения на церковные полномочия Ваши и на пути осуществления Церковию своего призвания в здешнем мире, ибо воззрения эти нарушают правду Церкви и искажают Её православное лицо».

Определением Временного Патриаршего Священного Синода № 28 от 11 марта 1930 года митрополит Кирилл был запрещен в священнослужении «за поддержку раскола и молитвенное общение с раскольниками, за демонстративный отказ от евхаристического общения с возглавлением Русской Патриаршей Церкви и неподчинение Заместителю» .

После этого произошла определённая эволюция взглядов митр. Кирилла на «сергианство», что можно проследить в его письмах и посланиях: если в 1929 году он пишет, что «с моей стороны ничуть не утверждается и не заподозривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств…, но только подчёркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. …в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду».

Наследие и почитание

В связи с известием о кончине Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) , на Архиерейском Соборе РПЦЗ в декабре 1937 года, архиереи РПЦЗ, расценив притязания митрополита Сергия (Страгородского) как незаконные, признали митрополита Казанского Кирилла законным Местоблюстителем, не зная о том, что митрополит был расстрелян. Однако, в виду гонений Собор признал невозможным открыто поминать митрополита Кирилла, постановив: «Поминать митр. Кирилла, как Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола и Возглавителя Русской Церкви за проскомидией и в частных молитвах, но от возглашения его имени за Богослужениями воздержаться, чтобы не навлечь на него тяжких гонений со стороны безбожной власти большевиков. Настоящий акт хранить без опубликования, во свидетельство будущим временам о законном преемстве возглавления Русской Церкви». Вместо открытого поминовения имени митрополита Кирилла Архиерейский Собор постановил поминать «Православное Епископство Церкве Российския» .

Прославлен в лике святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Это решение собора было положительно расценено некоторыми епископами Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая канонизировала владыку Кирилла ещё в 1981 году . Они в этом увидели, что современная Московская патриархия дистанцируется от деятельности митрополита Сергия (Страгородского), признав святым человека, который был одной из «знаковых» фигур в оппозиции ему. Канонизация запрещённого в священнодействии митрополита фактически дезавуировала те прещения, которым владыка Кирилл подвергся в 1930 году со стороны митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода при нём.

Сочинения

  • «Записка архимандрита Кирилла. По вопросу принадлежности Урмийских храмов Православной Духовной Миссии», 13 декабря 1903 года
  • Речь начальника Православной Духовной миссии в Урмии // Церковные ведомости. СПб., 1904. № 8. С. 271-279.
  • «Слово на Сретение Господне, сказанное за всенощным бдением в Тамбовском Казанском монастыре» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1910. № 7. стр. 239-242
  • «Слово во 2-ю Неделю Великого Поста, сказанное в Казанском монастыре» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1910. № 12. c.429-432
  • «В Тамбовской Духовной семинарии на благодарственном молебне перед роспуском на летние каникулы пяти первых классов» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1910. № 17-18. С.617-622
  • «Слово Епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла, сказанное под Вербное воскресенье» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1910. № 17-18. c.623-624
  • «О посте» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1911. № 12. стр. 727-729
  • «Слово Еп. Тамбовского и Шацкого Кирилла за всенощным бдением» // «Тамбовские епархиальные ведомости». 1912. № 35. стр. 1523-1526
  • «На всенощном бдении под праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1912. № 39. стр. 1649-1651
  • «По окончании литии в Михайло-Архангельской церкви посёлка при станции Сампур» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1916. № 9. стр. 235-237
  • «Поучение» // «Тамбовские епархиальные ведомости». 1915. № 9. стр. 239-240
  • «Поучение» // «Тамбовские епархиальные ведомости». 1915. № 10, стр. 283-284

Литература

  • «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее…»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. и примеч. Н. А. Кривошеевой и А. В. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. С. 326-351.
  • // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви, № 57 (2) / 2014
  • «Милость Господня да будет с тобою!» Письма священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) исповеднице Ираиде (Тиховой) 1934-1937 гг. / Публ. прот. В. Воробьева, свящ. А.Щелкачева, свящ. А. Мазырина, О. И. Хайловой и И. С. Казакова, вступ. ст. и коммент. прот. В. Воробьева, свящ. А. Мазырина и О. И. Хайловой // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 143-156.
8 апреля 1920 - 7 мая 1929 Церковь: Православная Российская Церковь Предшественник: Анатолий (Грисюк) Преемник: Афанасий (Малинин) 1 апреля 1918 - 8 апреля 1920 6 августа 1904 - 30 декабря 1909 Имя при рождении: Константин Илларионович Смирнов Рождение: 26 апреля (8 мая) 1863(1863-05-08 )
Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния Смерть: 20 ноября 1937(1937-11-20 ) (74 года)
близ Чимкента Принятие монашества: 10 мая 1902 Епископская хиротония: 6 августа 1904

Митрополит Кири?лл (в миру Константи?н Илларио?нович Смирно?в ; 26 апреля (8 мая) 1863, Кронштадт, Санкт-Петербургская губерния - 20 ноября 1937, близ Чимкента) - епископ Православной Российской Церкви; с 1918 года митрополит Казанский и Свияжский. Один из лидеров умеренного крыла иосифлянского движения. Причислен к лику святых Русской Зарубежной церковью в 1981 году, Русской православной церковью в 2000.

Образование

Окончил семинарию, Петербургскую духовную академию в 1887 со степенью кандидата богословия (за работу «Никифор Феотоки и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы»). Профессор Николай Барсов так охарактеризовал это сочинение: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его, после более тщательной обработки, в качестве диссертации магистерской».

Священник

С 15 ноября 1887 - диакон, с 21 ноября 1887 - иерей, назначен законоучителем Елисаветпольской гимназии Кавказского учебного округа. С 18 октября 1894 - настоятель церкви при второй Петербургской гимназии и законоучитель в ней. С октября 1900 - священник кронштадтской Свято-Троицкой кладбищенской церкви. Переход из столицы в небольшой храм может быть связан с желанием о Кирилла быть ближе к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, с которым отца Константина связывали крепкие духовные узы (именно он после смерти св. Иоанна отслужил по нему заупокойную литургию и произнёс надгробное слово).

Был женат на дочери священника Петербургской епархии Ольге Николаевне Азиатской, имел дочь Ольгу. Однако в Кронштадте его постигла семейная трагедия - вначале умерла дочь, случайно проглотившая иголку, а вскоре скончалась и супруга. Это определило его дальнейшую судьбу, связанную с принятием монашества.

Миссионерская деятельность

10 мая 1902 был пострижен в монашество с именем Кирилл и назначен начальником духовной миссии в Урмии (Персия, ныне Северный Иран) в сане архимандрита. Миссия действовала среди ассирийцев, которые издавна исповедовали несторианство, но затем их часть присоединилась к православию. За время его руководства миссией были переведены сборник ежедневных молитв, чин литургии св. Иоанна Златоуста, ряд богослужебных книг. Кроме того, была открыта типография, выпускавшая литературу на древнесирийском и современном сирийском языках. С 1902 при миссии действовала школа с интернатом. В 1904 в Петербурге при активном участии архимандрита Кирилла было учреждено Кирилло-Сергиевское Урмийское братство, целью которого являлось содействие утверждению православия в Урмии и обращению несториан в православие.

Викарный архиерей

6 августа 1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Финляндский и Выборгский Николай (Налимов), епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский), епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев) .

Был одним из ближайших сотрудников петербургского митрополита Антония (Вадковского), с которым был знаком ещё со времени учёбы в академии, в которой тогда будущий владыка Антоний занимал пост инспектора (владыка Антоний также рукоположил его в священники). Отличался принципиальным характером: совершая в 1909 Крещенское богослужение в присутствии царской семьи, владыка отказался выполнить требование полиции и освящать кипяченую воду. Как принято, была освящена речная вода.

Тамбовский архиерей

С 30 декабря 1909 года - епископ Тамбовский и Шацкий. Проявил себя энергичным архипастырем: проводил архипастырские беседы с народом, вводил в церквях общенародное пение, истово служил литургии. Занимался широкой благотворительностью, за что был очень почитаем в народе. Привлек монастыри к помощи ремесленно-воспитательному приюту для малолетних, активно содействовал успешной деятельности Крестовоздвиженского братства, содержавшего Тамбовское училище слепых детей.

6 мая 1913 года был возведён в сан архиепископа. С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его причисление к лику святых, активно участвовал в подготовке канонизации (прославление состоялось в 1914 году).

Участвовал в Поместном соборе 1917-1918. В качестве официального представителя Собора входил в состав делегации, которая в октябре 1917 вела переговоры с министром исповеданий А. В. Карташёвым и министром-председателем А. Ф. Керенским о судьбе церковно-приходских школ.

Экзарх Кавказский

1 апреля 1918 был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. В ситуации самопровозглашённой автокефалии Грузинской церкви выступал за включение в состав Кавказского экзархата Дагестана и Прикаспия. При этом Бакинское викариатство преобразовывалось в самостоятельную епархию, что должно было исключить претензии на управление им со стороны Грузинской церкви. Однако реально вступить в управление экзархатом ему не удалось из-за военных действий. В декабре 1919 - феврале 1920 находился в заключении по решению ВЧК.

Казанский митрополит. Вопрос преемства высшей церковной власти

С апреля 1920 - митрополит Казанский и Свияжский. 19 августа 1920 был арестован в Казани по телеграфному распоряжению ВЧК и перевезён в Москву, где помещён в Таганскую тюрьму. 27 августа осуждён к лишению свободы на срок «до конца гражданской войны» по обвинению: «Выехал из Москвы в Казань без разрешения ВЧК». Затем приговор был заменён на пятилетнее тюремное заключение. Князь Сергей Трубецкой, старший сын русского философа Евгения Трубецкого, вспоминая о днях, проведенных в тюрьме, писал о владыке Кирилле: «С достойной простотой нес он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих…».

В январе 1922 освобождён и вернулся в Казань. Отказался поддержать связанное с большевиками «обновленческое» движение. В августе 1922 вновь был арестован, находился в московской тюрьме, после чего выслан в Усть-Сысольск. Власти ненадолго ему разрешили вернуться в Москву, но в этот период он решительно выступил против всяких компромиссов с обновленцами. Попросил Патриарха Тихона не обменивать освобождение из ссылки архиереев на включение одиозных представителей обновленчества в состав высшего церковного руководства: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…». Был выслан в Зырянский край.

В завещательном распоряжении Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года (7 января 1925 года), которое было оглашено в день погребения последнего 12 апреля 1925 года, был назван первым, к кому временно переходят «Патриаршие права и обязанности» в случае кончины Патриарха. Однако в связи с нахождением митрополита Кирилла (и второго кандидата - митрополита Агафангела) в ссылке в управление Патриархией по смерти Патриарха, последовавшей 7 апреля 1925, вступил митрополит Петр (Полянский). После ареста последнего, 10 декабря 1925 года Заместителем местоблюстителя стал, на основании завещательного распоряжения митрополита Петра (Полянского) от 23 ноября (6 декабря) 1925 года , митрополит Сергий (Страгородский); при этом другое его распоряжение от 22 ноября (5 декабря) 1922 года предоставляло временно его «права и обязанности как Патриаршего Местоблюстителя, до законного выбора нового Патриарха» митрополитам Казанскому Кириллу (Смирнову) или Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) .

Осенью 1926 года, по инициативе епископа Павлина (Крошечкина) и архиепископа Корнилия (Соболева), среди епископата Патриаршей Церкви проходило тайное избрание Патриарха путём опроса (собирания письменных мнений), в результате которого большинство иерархов высказались за избрание Патриархом митрополита Кирилла как первого в списке поименованных в Завещании Патриарха Тихона. Процедура закончилась массовыми арестами архиереев, включая митрополита Сергия (Страгородского), а перед митрополитом Кириллом ответственным за советскую церковную политику чекистом Е. А. Тучковым была поставлена альтернатива: либо новая ссылка, либо - свобода и даже помощь в избрании на патриаршество, но с обязательством согласовывать свою церковную политику с ГПУ. В ответ владыка Кирилл заявил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов владыка был отправлен в новую ссылку теперь уже в Туруханский край, где находился до 1933.

В 1929 владыка Кирилл выступил против деятельности митрополита Сергия по перемещению с кафедр архиереев и запрещению в служении несогласных с его политикой достижения договорённостей с большевистским государством (которые значительная часть верующих считала предательскими). Выступил против создания при митрополите Сергии Временного Патриаршего Синода, считая, что это стало превышением его полномочий. В результате в 1930 был уволен от управления Казанской епархией и предан суду епископов. Право священнодействия с разрешения епархиальных архиереев за ним оставлялось, но лишь при условии поминовения местного православного архиерея.

Эволюцию взглядов митр. Кирилла на сергианство можно проследить в его письмах и посланиях: Если в 1929 году он пишет, что «с моей стороны ничуть не утверждается и не заподозривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств…, но только подчёркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. …в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду», к 1934 году митрополит Кирилл уже пересматривает своё отношение к «сергианской» церкви и пишет о том, что «Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположёнными во священнослужении, не запрещёнными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни».

Последние годы и мученическая кончина

До самой смерти находился в оппозиции к митрополиту Сергию, отказывался от совместного богослужения с его сторонниками, но при этом воздерживался от солидарности с наиболее радикальными оппозиционерами, которые считали совершаемые «сергианами» священнодействия и таинства безблагодатными.

В 1933 году был освобождён из сибирской ссылки, жил в городе Гжатске. 14 июля 1934 был вновь арестован, находился в Бутырском изоляторе в Москве. 2 декабря 1934 решением Особого Совещания при НКВД СССР выслан в Казахстан на три года. Жил в посёлке Яны-Курган, поддерживал отношения с представителями духовенства, негативно относившимися к деятельности митрополита Сергия. По некоторым данным, к концу жизни стал относиться к нему ещё более критично.

24 июня 1937 был арестован по обвинению в руководстве «контрреволюционной организацией среди церковников» в Южно-Казахстанской области. На допросе 20 августа отверг обвинения, держался мужественно и достойно.

Из протокола допроса:

  • Вопрос: Следствием установлено, что Вы входили в к.-р. центр церковников и являлись руководителем его. Дайте показания по этому вопросу.
  • Ответ: О существования такого центра мне ничего не известно, а потому и руководителем его быть не мог.
  • Вопрос: Следствие предлагает прекратить запирательства и дать откровенные показания.
  • Ответ: Иного показать ничего не могу.

Был расстрелян под Чимкентом по решению Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 и похоронен предположительно в Лисьем овраге вместе с митрополитом Иосифом (Петровых). В православных кругах циркулировали различные опровергнутые впоследствии слухи по поводу последнего периода жизни митрополита Кирилла. Так, утверждалось, что он скончался своей смертью в 1941 от укуса змеи (!) и незадолго до кончины примирился с митрополитом Сергием.

Канонизация

Прославлен в лике святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания. Это решение собора было положительно расценено некоторыми епископами Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая канонизировала владыку Кирилла ещё в 1981. Они в этом увидили, что современная Русская православная церковь дистанцируется от деятельности митрополита Сергия (Страгородского), признав святым человека, который был одной из «знаковых» фигур в оппозиции ему. Канонизация фактически дезавуировала и те прещения, которым владыка Кирилл подвергся в 1930 году со стороны Синода митр. Сергия (Страгородского).

Литература

  1. А. В. Журавский. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004.
  2. Иерей Александр Мазырин. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей // Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х - 1930-х годах . М.: Изд-во ПСТГУ, 2006, стр. 57-196.

Примечания

Ссылки

  • Житие святого священномученика Кирилла (Смирнова) Митрополита Казанского и Свияжского На сайте Казанской епархии
  • Кирилл (Смирнов) На сайте Русское Православие
1 апреля - 8 апреля Предшественник: Платон (Рождественский) Преемник: экзархат упразднён 6 августа 1904 - 30 декабря 1909 Предшественник: Константин (Булычев) Преемник: Вениамин (Казанский) Имя при рождении: Константин Илларионович Смирнов Рождение: 26 апреля (8 мая) (1863-05-08 )
Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния Смерть: 20 ноября (1937-11-20 ) (74 года)
близ Чимкента Принятие монашества: 10 мая Епископская хиротония: 6 августа

Митрополит Кири́лл (в миру Константи́н Илларио́нович Смирно́в ; 26 апреля (8 мая) , Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния - 20 ноября , близ Чимкента) - епископ Православной Российской Церкви ; с 1918 года митрополит Казанский и Свияжский . Один из лидеров умеренного крыла иосифлянского движения .

Образование

Был одним из ближайших сотрудников петербургского митрополита Антония (Вадковского) , с которым был знаком ещё со времени учёбы в академии, в которой тогда будущий владыка Антоний занимал пост инспектора (владыка Антоний также рукоположил его в священники). Отличался принципиальным характером: совершая в 1909 года Крещенское богослужение в присутствии царской семьи, владыка отказался выполнить требование полиции и освящать кипяченую воду. Как принято, была освящена речная вода.

Тамбовский архиерей

Архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл

Казанский митрополит. Вопрос преемства высшей церковной власти

В 1929 году владыка Кирилл выступил против деятельности митрополита Сергия по перемещению с кафедр архиереев и запрещению в служении несогласных с его политикой достижения договорённостей с большевистским государством (которые значительная часть верующих считала предательскими). Выступил против создания при митрополите Сергии Временного Патриаршего Синода, считая, что это стало превышением его полномочий. В результате в 1930 году был уволен от управления Казанской епархией и предан суду епископов. Право священнодействия с разрешения епархиальных архиереев за ним оставлялось, но лишь при условии поминовения местного православного архиерея.

Эволюцию взглядов митр. Кирилла на «сергианство» можно проследить в его письмах и посланиях: Если в 1929 году он пишет, что «с моей стороны ничуть не утверждается и не заподозривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств…, но только подчёркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. …в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду», к 1934 году митрополит Кирилл уже пересматривает своё отношение к «сергианской» церкви и пишет о том, что «Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположёнными во священнослужении, не запрещёнными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни».

В православных кругах циркулировали различные опровергнутые впоследствии слухи по поводу последнего периода жизни митрополита Кирилла. Так, утверждалось, что он скончался своей смертью в 1941 году от укуса змеи и незадолго до кончины примирился с митрополитом Сергием.

Канонизация

Прославлен в лике святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе для общецерковного почитания. Это решение собора было положительно расценено некоторыми епископами Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая канонизировала владыку Кирилла ещё в 1981 году . Они в этом увидили, что современная Русская православная церковь дистанцируется от деятельности митрополита Сергия (Страгородского), признав святым человека, который был одной из «знаковых» фигур в оппозиции ему. Канонизация фактически дезавуировала и те прещения, которым владыка Кирилл подвергся в 1930 году со стороны Синода митр. Сергия (Страгородского).

Кирилл (Смирнов) На сайте Русское Православие

Житие

Свя-щен-но-му-че-ник Ки-рилл, мит-ро-по-лит Ка-зан-ский и Сви-яж-ский (в ми-ру Смир-нов Кон-стан-тин Ила-ри-о-но-вич) ро-дил-ся в се-мье пса-лом-щи-ка 26 ап-ре-ля 1863 го-да в го-ро-де Крон-штадт Санкт-Пе-тер-бург-ской гу-бер-нии.
В 1887 го-ду Кон-стан-тин окон-чил Санкт-Пе-тер-бург-скую Ду-хов-ную Ака-де-мию со сте-пе-нью кан-ди-да-та бо-го-сло-вия. 21 но-яб-ря 1887 го-да он был ру-ко-по-ло-жен в свя-щен-ни-ка и опре-де-лён к Вос-кре-сен-ской церк-ви Об-ще-ства трез-во-сти в Санкт-Пе-тер-бур-ге, од-новре-мен-но ис-пол-няя обя-зан-но-сти за-ко-но-учи-те-ля Ели-са-вет-поль-ской гим-на-зии и 2-й гим-на-зии Санкт-Пе-тер-бур-га.
С 1900 го-да отец Кон-стан-тин был на-зна-чен на долж-ность на-сто-я-те-ля Крон-штадт-ско-го Свя-то-Тро-иц-ко-го клад-би-щен-ско-го хра-ма. 15 лет ба-тюш-ка про-слу-жил в свя-щен-ни-че-ском сане. Неожи-дан-ная смерть ма-лень-кой Оль-ги, му-чи-тель-но уми-рав-шей от про-гло-чен-ной иг-лы, вслед за тем и — же-ны, не пе-ре-жив-шей го-ря, по-двиг-ла 38-лет-не-го от-ца Кон-стан-ти-на в 1902 го-ду при-нять мо-на-ше-ство. Вско-ре он на-зна-ча-ет-ся на долж-ность на-чаль-ни-ка Ур-мий-ской Ду-хов-ной Мис-сии в Пер-сии с воз-ве-де-ни-ем в сан ар-хи-манд-ри-та.
6 ав-гу-ста 1904 го-да со-сто-я-лась хи-ро-то-ния ар-хи-манд-ри-та Ки-рил-ла во епи-ско-па Гдов-ско-го, ви-ка-рия Санкт-Пе-тер-бург-ской епар-хии. Же-лая, чтобы на-род пол-нее участ-во-вал в бо-го-слу-же-нии, Вла-ды-ка ввёл все-на-род-ное пе-ние за бо-го-слу-же-ни-ем в Алек-сан-дро-Нев-ской Лав-ре.
Свя-той пра-вед-ный Иоанн Крон-штадт-ский пе-ред смер-тью про-сил, чтобы его от-пе-вал мо-ло-дой епи-скоп Ки-рилл, ко-то-ро-го он знал по слу-же-нию его в Крон-штад-те. С 1908 по 1928 го-ды Вла-ды-ка управ-ля-ет Там-бов-ской и Шац-кой епар-хи-ей. Он стре-мил-ся как мож-но ча-ще со-вер-шать по-езд-ки в са-мые от-да-лён-ные ме-ста сво-ей епар-хии ра-ди об-ще-ния с паст-вой. В 1913 го-ду он воз-во-дит-ся в сан ар-хи-епи-ско-па. В 1914 го-ду тру-да-ми Вла-ды-ки со-сто-я-лось про-слав-ле-ние Свя-ти-те-ля Пи-ти-ри-ма Там-бов-ско-го (па-мять 28 июля).
Твёр-дость ве-ры Вла-ды-ки про-яви-лась в та-ком эпи-зо-де: ко-гда по рас-по-ря-же-нию са-ни-тар-ной ко-мис-сии в свя-зи с эпи-де-ми-ей хо-ле-ры в 1909 го-ду бы-ло да-но рас-по-ря-же-ние освя-щать на Бо-го-яв-ле-ние толь-ко ки-пя-чё-ную во-ду, Вла-ды-ка от-ка-зал-ся это де-лать и освя-щал реч-ную. За-ме-ча-тель-но, что это же убеж-де-ние: «Всё, что не от ве-ры — грех», — вы-ска-за-но и в од-ном из по-след-них его пи-сем от 8 мар-та 1937 го-да.
Во вре-мя фев-раль-ских со-бы-тий 1917 го-да Вла-ды-ка пре-ду-пре-ждал с ам-во-на: «Ес-ли не удер-жим-ся над сво-им про-шлым, то на-пи-шем та-кую стра-ни-цу сво-ей ис-то-рии, ко-то-рую сле-ду-ю-щие бу-дут чи-тать с крас-кой сты-да на ли-це, го-то-вы бу-дут вы-рвать её, но нет та-ких нож-ниц, ко-то-ры-ми мож-но бы-ло бы вы-ре-зать что-ли-бо из па-мя-ти ис-то-рии».
Во вре-мя вой-ны, по ини-ци-а-ти-ве Свя-ти-те-ля ор-га-ни-зу-ют-ся сбо-ры средств для нужд фрон-та, ла-за-ре-ты при мо-на-сты-рях, при-юты для де-тей, у ко-то-рых по-гиб-ли ро-ди-те-ли, раз-лич-ные ко-ми-те-ты по-мо-щи во-и-нам.
На По-мест-ном Со-бо-ре Вла-ды-ка был вы-дви-нут вто-рым в чис-ле пер-во-на-чаль-но из-бран-ных 25-ти кан-ди-да-тов на Пат-ри-ар-ше-ство. Так-же он был из-бран чле-ном Свя-щен-но-го Си-но-да при Свя-тей-шем Пат-ри-ар-хе Ти-хоне.
19 мар-та 1918 го-да Свя-ти-тель на-зна-ча-ет-ся на мит-ро-по-ли-чью Ти-флис-скую и Ба-кин-скую ка-фед-ру, а так-же на долж-ность Эк-зар-ха Кав-каз-ско-го, од-на-ко к ме-сту на-зна-че-ния вы-ехать ему не уда-лось. В 1919 го-ду его аре-сто-ва-ли в Москве по об-ви-не-нию «в контр-ре-во-лю-ци-он-ной аги-та-ции пу-тём рас-сыл-ки воз-зва-ний и сно-ше-ния с Кол-ча-ком и Де-ни-ки-ным» и за-клю-чи-ли в тюрь-му В. Ч. К.
В 1920 го-ду, по-сле осво-бож-де-ния, он на-зна-ча-ет-ся на Ка-зан-скую и Сви-яж-скую ка-фед-ру, но через ме-сяц вновь был аре-сто-ван в Ка-за-ни по об-ви-не-нию, что «вы-ехал из Моск-вы в г. Ка-зань без раз-ре-ше-ния В. Ч. К.». Вла-ды-ка при-го-ва-ри-ва-ет-ся к за-клю-че-нию в ла-ге-ре на 5 лет. В Та-ган-ской Мос-ков-ской тюрь-ме он на-хо-дит-ся в од-ной ка-ме-ре со свя-щен-но-му-че-ни-ка-ми ар-хи-епи-ско-пом Фе-о-до-ром (Поз-де-ев-ским) и епи-ско-пом Гу-ри-ем (Сте-па-но-вым). В 1921 го-ду его осво-бож-да-ют по ам-ни-стии и Вла-ды-ка воз-вра-ща-ет-ся в Ка-зань, но в 1922 го-ду его вновь аре-сто-вы-ва-ют и по-сле за-клю-че-ния в Мос-ков-ской тюрь-ме ссы-ла-ют в Усть-Сы-сольск (ныне Сык-тыв-кар).
В Мос-ков-ской тюрь-ме он си-дел в од-ной ка-ме-ре со свя-щен-но-му-че-ни-ком Фад-де-ем, ар-хи-епи-ско-пом Аст-ра-хан-ским (па-мять 18 де-каб-ря). Вме-сте они на-пи-са-ли об-ра-ще-ние к ве-ру-ю-щим по по-во-ду «Жи-вой церк-ви», ко-то-рое уда-лось разо-слать по Рос-сии. За-тем Вла-ды-ку ссы-ла-ют в Усть-Ку-лом (Ко-ми А. О.), где он на-хо-дит-ся вме-сте с епи-ско-пом Афа-на-си-ем (Са-ха-ро-вым), а поз-же его пе-ре-во-дят в го-род Ко-тель-ни-чи Вят-ской об-ла-сти. Есть све-де-ния, что из Усть-Ку-ло-мы на-чаль-ник от-де-ла Г. П. У. Е. А. Туч-ков вы-зы-вал мит-ро-по-ли-та Ки-рил-ла в Моск-ву для пе-ре-го-во-ров, пред-ла-гая «до-го-во-рить-ся», то есть пой-ти на ком-про-мис-сы, но за-вер-ши-лась эта по-пыт-ка неуда-чей для вла-стей.
В 1924 го-ду Свя-ти-тель воз-вра-ща-ет-ся из ссыл-ки и встре-ча-ет-ся в Москве с св. Пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном, успеш-но убеж-дая его от-ка-зать-ся от при-ми-ре-ния и со-труд-ни-че-ства с об-нов-лен-цем В. Крас-ниц-ким. Г. П. У. на-вя-зы-ва-ло эти дей-ствия Свя-тей-ше-му, обе-щая то-гда вы-пу-стить из тю-рем ар-хи-пас-ты-рей. На эти обе-ща-ния Вла-ды-ка ска-зал Свя-тей-ше-му: «Ва-ше Свя-тей-ше-ство, о нас, ар-хи-ере-ях, не ду-май-те. Мы те-перь толь-ко и год-ны на тюрь-мы...». Вы-слу-шав это, Свя-тей-ший вы-черк-нул из под-пи-сан-ной бу-ма-ги фа-ми-лию Крас-ниц-ко-го.
Из Моск-вы Вла-ды-ка пе-ре-ез-жа-ет под Ельск, за-тем в Пе-ре-рво-лок. По за-ве-ща-тель-но-му рас-по-ря-же-нию Свя-тей-ше-го Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на от 25 де-каб-ря 1924 го-да он на-зна-ча-ет-ся пер-вым кан-ди-да-том на долж-ность Пат-ри-ар-ше-го Ме-сто-блю-сти-те-ля. Вско-ре Свя-ти-те-ля сно-ва от-прав-ля-ют в ссыл-ку. По этой при-чине, по-сле кон-чи-ны св. Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на, он не смог вос-при-ять долж-ность Ме-сто-блю-сти-те-ля и им стал свя-щен-но-му-че-ник мит-ро-по-лит Пётр (По-лян-ский).
В 1926 го-ду сре-ди епи-ско-па-та воз-ник-ла мысль о тай-ном из-бра-нии Пат-ри-ар-ха. Под ак-том из-бра-ния мит-ро-по-ли-та Ки-рил-ла, у ко-то-ро-го ис-те-кал срок ссыл-ки, бы-ло со-бра-но 72 ар-хи-ерей-ские под-пи-си (в то вре-мя за мит-ро-по-ли-та Сер-гия (Стра-го-род-ско-го) все-го од-на. Та-ким об-ра-зом, мит-ро-по-лит Ки-рилл был из-бран Пат-ри-ар-хом, но ин-тро-ни-за-ция его не со-сто-я-лась, так как Г. П. У. ста-ла из-вест-на эта ак-ция.
Туч-ков, ко-гда ему ста-ли из-вест-ны ре-зуль-та-ты го-ло-со-ва-ния, за-явил, что до-пу-стит ин-тро-ни-за-цию мит-ро-по-ли-та Ки-рил-ла на Пат-ри-ар-ший Пре-стол толь-ко с усло-ви-ем, что в бу-ду-щем тот при по-став-ле-нии епи-ско-пов станет сле-до-вать его ука-за-ни-ям. Вла-ды-ка от-ве-тил «Ев-ге-ний Алек-се-е-вич, вы — не пуш-ка, а я — не сна-ряд, при по-мо-щи ко-то-ро-го вы на-де-е-тесь уни-что-жить Рус-скую Цер-ковь».
Вско-ре по-сле-до-ва-ла вол-на аре-стов. Был аре-сто-ван на-хо-див-ший-ся в ссыл-ке Вла-ды-ка Ки-рилл, ко-то-ро-го за-клю-чи-ли в тюрь-му го-ро-да Вят-ка. Вла-ды-ку при-го-во-ри-ли до-пол-ни-тель-но к трём го-дам ссыл-ки и с ап-ре-ля 1927 го-да он вы-сы-ла-ет-ся в ста-нок Хан-тай-ка Ту-ру-хан-ско-го рай-о-на Крас-но-яр-ско-го окру-га, а за-тем в го-род Ени-сейск.
По-сле вы-хо-да в 1927 го-ду Де-кла-ра-ции мит-ро-по-ли-та Сер-гия, Вла-ды-ка от-де-лил-ся от об-ще-ния с ним, так как не хо-тел участ-во-вать в том, что его «со-весть...при-зна-ла гре-хов-ным». В утвер-ждён-ном мит-ро-по-ли-том Сер-ги-ем Вре-мен-ном Пат-ри-ар-шем Свя-щен-ном Си-но-де он ви-дел угро-зу це-ло-сти Пат-ри-ар-ше-го строя и под-ме-ну его кол-ле-ги-аль-ным управ-ле-ни-ем.
В адми-ни-стра-тив-ной цер-ков-ной де-я-тель-но-сти мит-ро-по-ли-та Сер-гия, Вла-ды-ка (как и Ме-сто-блю-сти-тель, свя-щен-но-му-че-ник мит-ро-по-лит Пётр (По-лян-ский)) усмат-ри-вал пре-вы-ше-ние пол-но-мо-чий, предо-став-лен-ных ему зва-ни-ем За-ме-сти-те-ля Ме-сто-блю-сти-те-ля, что по-влек-ло за со-бой рас-кол в Церк-ви. Вла-ды-ка счи-тал бес-смыс-лен-ным и вред-ным со-хра-не-ние цен-траль-ной цер-ков-ной вла-сти та-кой це-ной. В усло-ви-ях, ко-гда ле-галь-ное устро-е-ние цен-траль-ной адми-ни-стра-тив-но-цер-ков-ной вла-сти невоз-мож-но, и ко-гда ста-ло яс-но, что «мит-ро-по-лит Сер-гий пра-вит Цер-ко-вью без ру-ко-вод-ства мит-ро-по-ли-та Пет-ра», он при-зы-вал ру-ко-вод-ство-вать-ся ука-зом св. Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на от 20 но-яб-ря 1920 г., со-глас-но ко-то-ро-му епи-ско-пы долж-ны бы-ли со-зда-вать мест-ное са-мо-управ-ле-ние, чтобы по-том при бо-лее бла-го-при-ят-ных усло-ви-ях дать от-чёт Со-бо-ру о сво-ей де-я-тель-но-сти.
С мая по но-ябрь 1929 го-да Вла-ды-ка вёл пе-ре-пис-ку с мит-ро-по-ли-том Сер-ги-ем, пы-та-ясь убе-дить его сой-ти с па-губ-но-го пу-ти ком-про-мис-сов. Эти пись-ма Вла-ды-ки, глу-бо-ко про-ду-ман-ные и чёт-ко ар-гу-мен-ти-ро-ван-ное, вскры-ва-ют ду-хов-но-нрав-ствен-ную суть про-бле-мы.
Мит-ро-по-лит Сер-гий от-ве-чал угро-за-ми ка-но-ни-че-ско-го пре-ще-ния, тре-буя со-хра-не-ния цер-ков-ной дис-ци-пли-ны. Вла-ды-ка же, за-щи-щая тех, кто ис-по-ве-дал своё несо-гла-сие с цер-ков-ным кур-сом За-ме-сти-те-ля Ме-сто-блю-сти-те-ля, не же-лая «участ-во-вать в том, что со-весть их при-зна-ла гре-хов-ным», так от-ве-ча-ет на это тре-бо-ва-ние: «Это ис-по-ве-да-ние вме-ня-ют им в на-ру-ше-ние цер-ков-ной дис-ци-пли-ны, но и дис-ци-пли-на спо-соб-на со-хра-нять свою дей-ствен-ность лишь до тех пор, по-ка яв-ля-ет-ся дей-ствен-ным от-ра-же-ни-ем иерар-хи-че-ской со-ве-сти со-бор-ной Церк-ви, за-ме-нить же со-бою эту со-весть дис-ци-пли-на ни-как не смо-жет. Лишь толь-ко она предъ-явит свои тре-бо-ва-ния не в си-лу ука-за-ний этой со-ве-сти, а по по-буж-де-ни-ям, чуж-дым Церк-ви или неис-крен-ним, как ин-ди-ви-ду-аль-ная иерар-хи-че-ская со-весть непре-мен-но встанет на стра-жу со-бор-но-иерар-хи-че-ско-го прин-ци-па бы-тия Церк-ви, ко-то-рый во-все не од-но и то же с внеш-ним „еди-не-ни-ем во что бы то ни ста-ло“». В де-каб-ре 1929 го-да мит-ро-по-лит Сер-гий пре-да-ёт Свя-ти-те-ля су-ду ар-хи-ере-ев и уволь-ня-ет его от управ-ле-ния Ка-зан-ской ка-фед-рой.
С 1932 го-да Вла-ды-ка на-хо-дил-ся в ссыл-ке в Ту-ру-хан-ском крае. Пол-го-да здесь длит-ся ночь, пре-ры-ва-е-мая толь-ко Се-вер-ным си-я-ни-ем, пол-го-да оби-та-те-ли это-го края ото-рва-ны от все-го ми-ра: ни пи-сем, ни га-зет, ни по-сы-лок. Мо-роз до-хо-дит до 60-ти гра-ду-сов. Ко-рот-кое по-ляр-ное ле-то и ми-ри-а-ды му-чи-тель-ных ко-ма-ров-гну-сов, цин-га, от-сут-ствие пред-ме-тов пер-вой необ-хо-ди-мо-сти... Та-ко-ва об-ста-нов-ка в ссыл-ках за По-ляр-ным кру-гом… Здесь мно-гие со-слан-ные епи-ско-пы жи-ли в ма-лень-ких по-сёл-ках да-ле-ко друг от дру-га, так что ви-деть-ся не мог-ли. Лишь со свя-щен-но-му-че-ни-ком епи-ско-пом Да-мас-ки-ным (Цед-ри-ком) уда-лось Вла-ды-ке недол-го по-об-щать-ся и с тех пор они ста-ли дру-зья-ми на-все-гда.
По-сле осво-бож-де-ния в ав-гу-сте 1933 го-да Свя-ти-тель непро-дол-жи-тель-ное вре-мя про-жи-вал в го-ро-де Гжат-ске. Еди-но-мыс-лен-ное ду-хо-вен-ство на-стой-чи-во про-си-ло Свя-ти-те-ля за-явить свои пра-ва и взять на се-бя бре-мя управ-ле-ния страж-ду-щей Цер-ко-вью. Но Вла-ды-ка счи-тал для се-бя невоз-мож-ным это сде-лать, по-ка пол-но-стью не уяс-нит со-здав-ше-е-ся по-ло-же-ние. В 1934 го-ду Свя-ти-тель при-е-хал в Моск-ву и явил-ся в Пат-ри-ар-хию. Учи-нён-ный страж пре-гра-дил ему вход, но вы-со-кий, ко-гда-то мо-гу-чий мит-ро-по-лит, от-стра-нив его, шаг-нул в ка-бинет мит-ро-по-ли-та Сер-гия. Через несколь-ко мгно-ве-ний Вла-ды-ка вы-шел; ви-ди-мо, ему всё ста-ло яс-но. Это бы-ла их по-след-няя встре-ча.
Вско-ре ле-том 1934 го-да он был аре-сто-ван в Гжат-ске по об-ви-не-нию в «контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти» и за-клю-чён во внут-рен-ний изо-ля-тор осо-бо-го на-зна-че-ния Бу-тыр-ской тюрь-мы г. Моск-вы. Свя-ти-те-ля при-го-во-ри-ли к 3 го-дам ссыл-ки, ко-то-рую от-бы-вал в пос. Яны-Кур-ган (Юж-но-Ка-зах-стан-ская обл.). Непо-да-лё-ку в той же ссыл-ке жил мит-ро-по-лит Иосиф (Пет-ро-вых) и два стар-ца-мит-ро-по-ли-та бы-ли уте-ше-ны хоть ка-кой-то воз-мож-но-стью об-ще-ния. «С мит-ро-по-ли-том Иоси-фом, — так пи-сал Вла-ды-ка, — я на-хо-жусь в брат-ском об-ще-нии, бла-го-дар-но оце-ни-вая то, что с его имен-но бла-го-сло-ве-ния был вы-ска-зан от Пет-ро-град-ской епар-хии пер-вый про-тест про-тив за-теи мит-ро-по-ли-та Сер-гия и да-но бы-ло всем предо-сте-ре-же-ние в гря-ду-щей опас-но-сти».
Вла-ды-ка, по сло-вам его вер-но-го по-сле-до-ва-те-ля-ис-по-вед-ни-ка епи-ско-па Афа-на-сия (Са-ха-ро-ва, па-мять 15 ок-тяб-ря), до-пус-кал в ка-че-стве про-те-ста непо-се-ще-ние «сер-ги-ан-ских» хра-мов, но при этом он осуж-дал ху-ле-ния нера-зум-ных рев-ни-те-лей в адрес со-вер-ша-е-мых там бо-го-слу-же-ний. Для се-бя же он до-пус-кал толь-ко в слу-чае смерт-ной нуж-ды ис-по-ве-дать-ся у «сер-ги-ев-ско-го» свя-щен-ни-ка. В од-ном из пи-сем 1929 го-да Свя-ти-тель на-пи-сал: «Со-вер-шён-ную им (м. Сер-ги-ем) под-ме-ну вла-сти, ко-неч-но, нель-зя на-звать от-па-де-ни-ем от Церк-ви, но это есть, несо-мнен-но, тяг-чай-ший грех па-де-ния. Со-вер-ши-те-лей гре-ха я не на-зо-ву без-бла-го-дат-ны-ми, но участ-во-вать с ни-ми в при-ча-ще-нии не ста-ну и дру-гих не бла-го-слов-ляю, так как у ме-ня нет дру-го-го спо-со-ба к об-ли-че-нию со-гре-ша-ю-ще-го бра-та». Непо-сред-ствен-но мит-ро-по-ли-ту Сер-гию он пи-сал: «Во всей пол-но-те своё воз-дер-жа-ние я от-но-шу толь-ко к Вам, но не к ря-до-во-му ду-хо-вен-ству и тем ме-нее к ми-ря-нам. Сре-ди ря-до-во-го ду-хо-вен-ства очень немно-го со-зна-тель-ных идео-ло-гов Ва-шей цер-ков-ной де-я-тель-но-сти». Од-на-ко, «для тех, кто хо-ро-шо по-ни-ма-ет су-ще-ству-ю-щую в сер-ги-ан-стве неправ-ду», — пи-сал Вла-ды-ка в 1934 г., — «... сво-им непро-тив-ле-ни-ем ей об-на-ру-жи-ва-ет пре-ступ-ное рав-но-ду-шие к по-ру-га-нию Церк-ви».
Но эта мяг-кая по-зи-ция Свя-ти-те-ля несколь-ко уже-сто-чи-лась в по-след-ние го-ды жиз-ни, воз-мож-но, бла-го-да-ря об-ще-нию в ссыл-ке со свя-щен-но-му-че-ни-ком мит-ро-по-ли-том Иоси-фом (Пет-ро-вых), а так-же то-му, что ис-тек-ли все сро-ки ожи-да-ния рас-ка-я-ния мит-ро-по-ли-та Сер-гия в па-губ-ном кур-се цер-ков-ной по-ли-ти-ки.
7 июля 1937 го-да Вла-ды-ка был аре-сто-ван в ссыл-ке и за-клю-чён в тюрь-му г. Чим-кент. На до-про-се, где об-ви-нял-ся в том, что «воз-глав-лял всё контр-ре-во-лю-ци-он-ное ду-хо-вен-ство», Вла-ды-ка дер-жал-ся очень му-же-ствен-но и всю от-вет-ствен-ность по об-ви-не-нию след-ствия взял на се-бя. 6 но-яб-ря он был осуж-дён трой-кой У. Н. К. В. Д. и при-го-во-рён к рас-стре-лу.
7 (20 н. ст.) но-яб-ря Свя-ти-тель был рас-стре-лян в Ли-сьем овра-ге под Чим-кен-том вме-сте со свя-щен-но-му-че-ни-ка-ми мит-ро-по-ли-том Иоси-фом (Пет-ро-вых) и епи-ско-пом Ев-ге-ни-ем (Ко-бра-но-вым).
Мит-ро-по-лит Ки-рилл — один из са-мых вы-да-ю-щих-ся иерар-хов в ис-то-рии Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви. Этот осо-бой ду-хов-ной си-лы ар-хи-пас-тырь был по-слан Гос-по-дом в эпо-ху неслы-хан-ных го-не-ний, как об-ра-зец твёр-до-сти в ис-по-ве-да-нии ве-ры. Он был Свя-ти-тель без-упреч-ный, со-еди-нив-ший мо-лит-вен-ный по-двиг с ак-тив-ной ар-хи-пас-тыр-ской де-я-тель-но-стью, до-сто-ин-ство вы-со-ко-го са-на с ис-тин-ной про-сто-той, сми-ре-ни-ем и лю-бо-вью. Во всех ме-стах слу-же-ния Вла-ды-ки про-яв-ля-ет-ся его осо-бый дар: к нему при-тя-ги-ва-ют-ся лю-ди, при-вле-чён-ные его ду-хов-ной кра-со-той, несо-кру-ши-мой ве-рой.
При-чис-лен к ли-ку свя-тых Но-во-му-че-ни-ков и Ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских на Юби-лей-ном Ар-хи-ерей-ском Со-бо-ре Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви в ав-гу-сте 2000 го-да для об-ще-цер-ков-но-го по-чи-та-ния.

Богослужения

Служба священномученику Кириллу (Смирнову), епископу Казанскому

На Г о́споди воззва́х , стихи́ры, глас 1:

Б огому́дре блаже́нне, Кири́лле, / очервле́ньми твоея́ кро́ве, свяще́нную твою́ оде́жду украси́л еси́: / от си́лы бо благоче́стну в си́лу, / и от сла́вы в сла́ву боже́ственную ра́дуяся преше́л еси́, / и ны́не моли́ся, дарова́ти душа́м на́шим // мир и ве́лию ми́лость.

Ж е́ртву пе́рвее Бо́гу принося́ безкро́вную, / я́ко свяще́нник зако́ннейший, богоглаго́ливе всече́стне, / по́слежде я́ко всепло́дие и прия́тну же́ртву, / тебе́ сама́го кро́вию, я́ко му́ченик и́стиннейший, / Христу́ прине́сл еси́, // его́же моли́ о пою́щих тя.

М у́ченик во́инства, / Христу́ о́тче, приве́л еси́ уче́нии твои́ми и наказа́нии, / уча́ и наказу́я, / и я́ве о́браз богому́дре, тебе́ сама́го предлага́я. / С ни́миже моли́ся, дарова́ти душа́м на́шим // мир и ве́лию ми́лость.

Слава, глас 6:

С вяще́нник зако́ннейший, / да́же до кончи́ны твоея́ был еси, блаже́нне Кири́лле / священноде́йствуя бо боже́ственная и неизглаго́ланная та́инства, / кровь твою́ излия́л еси́ за Христа́ Бо́га, / и же́ртву благоприя́тную себе́ приве́л еси́. / Тем дерзнове́ние име́я к Нему́, / приле́жно моли́ся о ве́рою и любо́вию соверша́ющих твою́ пречестну́ю па́мять, / и почита́ющим сию́ изба́витися напа́стей // и вся́ких бед и обстоя́ний.

И ныне, глас тойже:

К то Тебе́ не ублажи́т, Пресвята́я Де́во; / кто ли не воспое́т Твоего́ Пречи́стаго Рождества́; / безле́тно бо от Отца́ возсия́вый Сын Единоро́дный, / То́йже от Тебе́, Чи́стыя, про́йде, / неизрече́нно вопло́щься, / естество́м Бог Сый, / и естество́м быв Челове́к нас ра́ди; / не во двою́ лицу́ разделя́емый, / но во двою́ естеству́ / несли́тно познава́емый. / Того́ моли́, Чи́стая Всеблаже́нная, // поми́ловатися душа́м на́шим.

На стихо́вне стихи́ры, глас 6:

К ро́вию обагри́в твою́ свяще́нную оде́жду, / вшел еси́ во свята́я святы́х, / свят ты быв Кири́лле сла́вне, / и я́ве всегда́ наслажда́яйся обоже́ния, / украша́ем и муче́нием сия́я, / и а́нгел показу́яся чисте́йшим причаще́нии. / Тем тя чтим, и любо́вию пра́зднуем // твое́ свяще́ннейшее торжество́ достоблаже́нне.

Стих: П ра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, // и я́ко кедр, и́же в Лива́не умно́жится.

Ж еле́зом око́ван, непреткнове́нно стезю́ ше́ствовал еси́, преподо́бне, / к небе́сному гра́ду веду́щую, / честны́ми твои́ми ра́нами, Кири́лле, всему́дре, / я́коже у́тварию обложе́н. / В него́же вшед я́ко победи́тель и́стиннейший / и му́ченик непобеди́м, и священноде́йственник свяще́ннейший, / пое́ши со а́нгелы песнопе́ние боже́ственное чи́сто: // Свят, Свят, Свят, Тро́ице Единосу́щная.

Стих: Н асажде́ни в дому́ Госпо́дни, // во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.

В осхо́дный степе́нь Це́рковь стяжа́, / свяще́нныя твоя́ по́двиги, священному́чениче Кири́лле, / ю́же и храни́ши незы́блему и ненаве́тну от волко́в держа́вных, / пропове́дающую до́блести твоя́, и велича́ющую твоя́ страда́ния, // я́же за Христа́ зако́нно пострада́л еси́ блаже́нне.

Слава, глас 4:

В це́рковь небе́сную свяще́нно вшел еси́, / свяще́нно облива́ем, блаже́нне, кро́вию, / и Тро́ице предстои́ши, / бога́тно сия́я отту́ду блиста́нии истека́ющими, пребога́те. / Те́мже днесь, Кири́лле, твою́ па́мять светоно́сную соверша́юще, // чу́ствия души́ просвеща́ем.

Тропарь, глас 5:

Я ́коже со́лнце светоза́рное, / возсия́ днесь па́мять твоя́ святи́телю и испове́дниче, Кири́лле, / луча́ми благода́ти озаря́я ве́рных сердца́, / к прославле́нию ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га, / дарова́вшего тебе́ кре́пость во испове́дании и терпе́ние в ско́рбех, / не премолчи́ о нас, уго́дниче Христо́в, / и изба́ви нас от вся́каго зла, / Це́рковь Ру́сскую сохрани́ от раздо́ров и нестрое́ний, / мир ми́рови испроси́ // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

СЛАВА: И НЫНЕ:

Кондак, глас 3:

С толп и же́ртва Це́ркве Христо́вы о́тче быв, / сию́ непоколеби́му от искуше́ний лука́вого прему́дро соблю́л еси́, / и ко́зни вра́жия тве́рдым умо́м разори́л еси́, / и еди́ною Це́рковь апо́стольскую пропове́дал еси́, / Кири́лле блаже́нне, святи́телей Росси́йских похвало́, // моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

На хвалитех стихиры, глас 4:

Б лагода́ть духо́вная, Кири́лле, о́тче / тебе́ возсия́вши, све́тло просвети́ тя: / отсю́ду ума́ли страстну́ю нощь, и безсра́стия день пости́же, / чи́сте чисте́йшему све́ту совоку́плься. / О не́мже жи́тельствуя, не забу́ди богогла́се священному́чениче, // ве́рою пою́щих па́мять твою́.

Б лагода́ть жела́нную, священному́чениче Кири́лле, / нося́ небе́сную, земны́я же небре́гл еси́: / сего́ ра́ди я́ко безпло́ден, страда́льческое избра́л еси́ житие́, / я́ко присносу́щнаго пото́ка пи́щи, / благонаслади́тися хотя благоприя́тне, / и слеза́ми изсуши́л еси́, му́тный исто́чник страсте́й, // и напои́л еси́ душепи́щные кла́сы.

Слава, глас 4:

Н ов сад я́коже ма́слина, / на Бо́жией трапе́зе положи́лся еси́, / я́ко сын ходя́щих по пути́ Госпо́дню: / муче́ния ра́ди благослови́ тя Госпо́дь, / и у́зриши блага́я вы́шняго Сио́на, / наслажда́лся Боже́ственнаго ра́дования со все́ми, / священному́чениче Кири́лле, достойнопе́тый: // и́мже о́бщники нас бы́ти мольба́ми твои́ми сотвори́.

И ныне, глас тойже:

Б огоро́дице всех Цари́це, / правосла́вных похвало́, / ерети́чествующих шата́ния разори́, и ли́ца их посрами́, / не кла́няющихся ниже́ чту́щих Пречи́стая, // честны́й Твой о́браз.

Молитвы

Тропарь священномученику Кириллу (Смирнову), епископу Казанскому

Я́коже со́лнце светоза́рное,/ возсия́ дне́сь па́мять твоя́ святи́телю и испове́дниче, Кири́лле,/ луча́ми благода́ти озаря́я ве́рных сердца́,/ к прославле́нию ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га,/ дарова́вшаго тебе́ кре́пость во испове́дании и терпе́ние в ско́рбех,/ не премолчи́ о на́с, уго́дниче Христо́в,/ и изба́ви на́с от вся́каго зла́,/ Це́рковь Ру́сскую сохрани́ от раздо́ров и нестрое́ний,/ ми́р ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как яркое солнце, воссияла сегодня память твоя, святитель и исповедник Кирилл, лучами озаряя сердца верующих к прославлению удивительного во святых своих Бога, даровавшего тебе силу в исповедании и терпение в скорбях, не забудь о нас, угодник Христов, и избавь нас от всякого зла, Церковь Русскую сохрани от разногласий и беспорядков, мир испроси миру и душам нашим великую милость.

Кондак священномученику Кириллу (Смирнову), епископу Казанскому

Сто́лп и же́ртва Це́ркве Христо́вы о́тче бы́в,/ сию́ непоколеби́му от искуше́ний лука́ваго прему́дро соблю́л еси́,/и ко́зни вра́жия тве́рдым умо́м разори́л еси́,/ и еди́ною Це́рковь апо́стольскую пропове́дал еси́,/ Кири́лле блаже́нне, святи́телей Росси́йских похвало́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Столпом и жертвой Церкви Христовой, отче, ты был, Ее непоколебимой от искушений лукавого мудро сохранил, и вражеские силой ума разрушил ты, и единую Церковь апостольскую проповедовал, Кирилл блаженный, святителей слава, моли о спасении душ наших.