История винограда.Легенды о вине. Легенды о винограде Легенды и были о вине

Приведем наиболее известные легенды о вине:

Фракийская легенда. (Фракия - древняя страна, была расположена на границе нынешней Греции и Болгарии). Фракийская легенда происхождения вина гласит: В одном из фракийских селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим. В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым. Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Персидская легенда. Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников. От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы, давшие множество плодов. Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем. Прошло несколько месяцев. Любимица царя - прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала несколько дней. Когда же она проснулась, то стала бодрой и здоровой. Все узнали о чудесном исцелении. Тогда царь пpизнал прокисший сок винограда и провозгласил его "царским лекарством".

Древнегреческая легенда. Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток - вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда - ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда - ампелографии. Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.

Виноград: Какова его история? Откуда он взялся? Как давно на земле существует? Многие-многие годы считалось, что волшебные эти ягоды занесены к нам финикийцами. Но постепенно с развитием знания явились новые факты: наряду с легендами природа открыла интересные страницы, из которых люди смогли прочесть историю винограда в виде отпечатка виноградного листа. Причем, древность этого отпечатка на миллионы лет превосходит древность не только финикийцев, но и всего человеческого рода.

Да, среди ископаемой флоры, среди доисторической растительности Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки и винограда. Оказывается, еще в ту эпоху, называемую третичной, когда на земле выросли, платаны и дубы, тополя и пальмы, появилось и семейство так называемых ампелидных (от греческого ampelos - виноград), то есть - виноградных растений.

Правда, тот дикий, первобытный виноград от нынешнего весьма отличался: Впрочем, об очень давней истории виноградной лозы свидетельствуют не только палеонтологи, не только геологи, но и языковеды, ибо эти слова - «виноград», «лоза», «вино» - были в одном из древнейших языков, санскрите, и в греческом, и в латинском, и во французском, и в китайском, и в древнеегипетском, и в древнеперсидском: Латинисты полагают, что латинское vinum заимствовано из какого-то средиземноморского языка. Специалисты по греческому уверяют, что «ойнос» (из фойнос») пришло из некоего кавказского источника. Но сколько на Кавказе было и есть языков! В общем, до истоков слова «вино» пока не добрались.

В старинных легендах мы можем прочитать, что виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных всемогуществом Бога; что выдавливание сока из плодов винограда было первоначально неизвестно, но Ной, побуждаемый человеческой природой, придумал это, подобно тому, как употребление в пищу мяса. Оказывается, идея посадить виноградную лозу и выжать сок из ее плодов была внушена Ною: козлом, которого он выпустил на волю в Киликии, у горы Корикум. Этот козел, поевши плодов дикого винограда, опьянел и стал бороться с другими животными. Увидев такое действие плодов винограда, Ной посадил их, полив кровью льва - для «сообщения крепости», кровью мистического агнца - для уничтожения в ягодах диких свойств, а потом собрал превосходные плоды.

Согласно другому распространенному преданию, Вакх научил культуре винограда жителей Индии, затем греков... Однажды в гостях у Вакха оказался знаменитый Икар, и узнал он там, как этот самый виноград выращивать, как вино готовить, что, впрочем, Икара и сгубило: один из его работников, которым Икар роздал новый напиток, напились, а другие, считая себя отравленными, своего господина зарезали.

В общем, у всех народов, которые оставили после себя писанные или устные предания, виноградная лоза в этих преданиях занимает особое, почетное место.

Легенды о вине
Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе, и напиток, который так прочно и повсеместно вошел бы в мифы и сказания, как виноградное вино.

Культура винограда и виноделие от самых своих истоков, в течение веков, вплоть до наших дней, сопровождались легендами и народными преданиями, часто очень занимательными и поэтическими. Вот легенда, в которой возникновение культуры винограда и виноделия связано с античным богом Бахусом.

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла.
Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями.

Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Вот почему пить нужно вина столько, чтобы петь подобно птицам или работать с силой льва. Но никогда не пить столько, чтобы повесить голову.

О том, как впервые было приготовлено вино, рассказывает и персидская легенда

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог всего сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня.
Но тем временем питье из сочных ягод винограда забродило, и когда Джамшид вздумал допить его, то после нескольких глотков почувствовал себя дурно. Тогда, желая предотвратить дальнейшую беду, он написал на каждом фиале "яд".

Вскоре после этого одна из его жен, впав в немилость, решила покончить с собой. Увидев "яд", она быстро отпила несколько глотков. Однако к величайшему своему удивлению вместо ожидаемых предсмертных страданий почувствовала такое блаженство, что пришла в неописуемый восторг. И всегда после того, как выпивала этот напиток, она становилась радостной и какой-то по-своему привлекательной. В конце концов, она совсем успокоилась, вернула милость своего покровителя и опять стала его любимой женой.
Женщина хранила свою тайну, пока полностью не выпила весь запас чудодейственного напитка. Но, когда Джамшид заметил, что фиалы опустели, ей волей-неволей пришлось сознаться. Она описала действие напитка такими удивительными красками, что Джамшид решил сам его попробовать. Попробовал и возликовал - мир отразился в волшебном напитке. Так было открыто вино.

Интересные легенды, связанные с виноградным вином, находим в грузинском фольклоре. Вот одна из них.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий - сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил - выпил, остальное слил в кувшины - не выливать же. Месяца через два открыл он кувшин, попробовал - еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток. Созвал он друзей, затеял пир.

Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал:

Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!
Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал:
- Кто еще выпьет, распетушится, как я!
Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал:
- Кто еще выпьет - вываляется в грязи, как я!
Наконец пришла лиса. Осушила чашу и сказала:
- А кто еще выпьет - вкрадется в него вино воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.
Вот так и действует вино на людей: немного выпьют - веселятся да поют; еще немного - петушатся да дерутся; еще выпьют - уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить - можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

Широко известна легенда о белокрылом аисте с виноградной гроздью в клюве, ставшем эмблемой молдавского виноделия.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы. Осажденным грозила гибель, и враги торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле - к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили.
С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия.

Еще одна молдавская легенда о виноградной лозе и вине перекликается со многими другими сказаниями, относящимися ко времени турецкого владычества.

Захватили Молдавию янычары Султана-паши. Продавали они молдаван как рабов на рынках в Стамбуле, Измире, Алжире. Но были и тогда смелые люди, которые свободу ценили выше жизни. Они уходили в Кодры и становились гайдуками.
Много было среди гайдуков отважных воинов, но среди всех первым считался богатырь Кодряну. Он возглавил борьбу против янычар.
И вот янычары, договорившись с боярами, решили окружить и уничтожить гайдуков. Окружили они леса, все тропы, все дороги заставили рогатками. Отвели в сторону и реку - Когыльник.
И тогда Ляна, невеста храброго Кодряну, вышла на скалу, повернулась лицом к востоку и, как только поднялось Солнце из-за Днестра, спросила его горестно:
- Солнце, Солнце! Неужели моему народу нет места под твоими лучами на этой земле?
Поразилось Солнце красоте Ляны, заглянуло в ее черные глаза и увидело глубокое горе.
- Это твоя земля. Была твоя и будет твоей.
- Как же моя, когда янычары обложили мой народ данью, отца моего и мать продали в Персию, как рабов? Осталась нас горстка смельчаков, да и то погибаем, нечаем избавления...
- Дам я тебе совет добрый,- сказало Солнце.- Посади ты среди этих камней виноградную лозу и поливай ее усердно. Вырастет на ней ягода чудесная. Кто ягоды этой отведает - станет во сто раз сильнее, мечом сможет разрубить дуб; кто вина, сделанного из этих ягод выпьет - станет во сто раз смелее, не страшен ему будет и легион янычар.
Посадила Ляна лозу и стала ждать восхода Солнца. Взошло по утру Солнце, улыбнулось, обласкало лучами своими лозу и девушку-красавицу. Стало им обоим так тепло и радостно, что лоза зазеленела в тот же день, а Ляна запела.
Но вскоре последний источник воды в горах иссяк. Лозу нечем было поливать, и Ляна, видя, как она увядает, плакала и поливала ее своими слезами. На следующий день опять взошло Солнце, и лоза зацвела. Потом настала ночь. И снова красавица Ляна поливала лозу слезами. Солнце взошло из-за Днестра. Оглядело оно лозу, сказало Ляне:
- Бунэ диминяца*, прекрасная девушка! Исполнилось твое желание. Иди, зови своих гайдуков. (Бунэ диминяца - доброе утро (молд.))
Пока ходила Ляна за гайдуками, на лозе появились грозди золотистых ягод, светлых и сочных. Отведал этих ягод первым богатырь Кодряну. Взмахнул своим мечом - и разрубил дуб в три обхвата. Только сталь зазвенела. Ягоды и вино с лозы Ляны сделали гайдуков непобедимыми.
Стали они во сто раз сильнее и во сто раз смелее. Вышли на бой против свирепых янычар и победили их.
Этими сказаниями не исчерпываются, конечно, произведения народного творчества, имеющие отношение к винограду или вину. Есть еще немало сказок и преданий, застольных обрядовых песен, пословиц и поговорок, в самой основе которых или в каких-либо деталях и сравнениях фигурирует то виноградная лоза, то "лист зеленый винограда", то вино "пенно-пурпуровое, огненное, искрометное".

Оригинал записи и комментарии на

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о винограде и виноградарстве.
Познакомить детей с легендой о винограде из книги Л. Згуровской «Август в Крыму». Учить понимать образный смысл легенды.
Словарь: виноград, виноградник, виноградарь, лоза, дегустация.
Закрепить умение рисовать пальцами.
Развивать любознательность, мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Гроздья винограда разных сортов, виноградный сок, изюм.
Зубочистки или шпажки для накалывания изюма.
Картинки с изображением виноградной лозы.

Виноградные побеги

Виноградная лоза

Виноградник

Плоды разных сортов винограда

Ход занятия:

Ребята, давайте попробуем совершить путешествие в далекое-далекое прошлое, когда на земле еще не появились люди. Произошло сильное землетрясение и из морских вод поднялась земная суша. Так появился наш Крым. Ветер и птицы принесли на крымскую землю семена разных растений. Среди них и виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами. Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта винограда: есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными ягодами и много-много других сортов.
А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь? Это человек, который занимается выращиванием винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется «виноградник».

Наша крымская земля очень подходит для выращивания винограда. Если придется вам ехать на автомобиле по нашему полуострову, вы увидите множество виноградников.

Существует множество разных сортов винограда. У нас сегодня есть три сорта: «Мускат», «Изабелла» и «Ркацители». И сейчас вы сможете их попробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах, это называется дегустация. Вот сейчас у нас будет дегустация разных сортов винограда. Помойте руки и приступайте к дегустации.

Дегустация винограда

После дегустации можно поинтересоваться у детей, какой сорт винограда понравился им больше всего.

Вы заметили, что ягоды винограда бывают окрашены в разные цвета. Какого цвета ягоды винограда, который вы сегодня пробовали – дегустировали? Розовый, желто-зеленый, почти черный. Ягоды, выросшие вместе, рядышком, называют виноградной кистью или гроздью.

А откуда взялись виноградные кисти разных расцветок рассказывается в старинной легенде. Мы с вами уже читали легенды, и знаем, что это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом деле.

Легенда о винограде

«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона».

Сейчас виноград созревает насколько месяцев: первый созревает в середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести виноградных кистей, виноградари подвязывают лозу к столбику.

Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы, осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные ягоды за щеку прячут в свою подземную кладовочку несут. А воробьи, грачи, вороны клюют сладкие ягоды прямо с лозы.

Давайте поиграем в подвижную игру «Птицы и виноград».

Динамическая пуаза «Птицы и виноград»

Дети изображая птиц бегают («летают»). Ведущий («сторож») по команде «Сторож идет» начинает ловить детей-«птиц».

Во все времена люди ценили виноград. В старину, когда на нашем полуострове бушевали войны, победители выкапывали и увозили к себе домой виноградные лозы.

Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно. (Показ изюма). Знаете, что это такое? Это изюм – сушеные ягоды винограда. Для изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию изюма и виноградного сока.

Дегустация изюма и сока

Оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и здоровье.

Давайте нарисуем виноградную гроздь. Но прежде подготовим к работе пальчики. Именно ими мы будем рисовать.

Пальчиковая гимнастика «Виноград»

Палец указательный самый любознательный.
Может кнопки нажимать, может дырки ковырять.
И зависит от владельца, как использовать умельца.
Палец мы потренируем – виноград он нарисует.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Рисование «Грозди винограда»

Дети рисуют пальцами ягоды винограда на листе бумаги с нарисованными листиком, усиком и веточкой. Воспитатель обращает внимание детей, что можно добиться разного размера ягод, изменяя силу нажима пальца. Можно предложить детям выбрать цвет своему винограду. Обратить внимание на форму грози: сверху ягод больше, чем ниже, тем меньше ягод.

Вопросы:

1. Чем отличается виноград культурный от винограда дикого?
2. Кто такие виноградари?
3. Как называют ствол виноградного куста?
4. Какого цвета бывают виноградные ягоды?
5. Перескажите легенду о винограде.
6. Что делают из винограда?
7. Что называют изюмом?
8. Кто, кроме человека любит виноград?

Во времена большого переселения народов на территорию, между Эгейским, Черным и Мраморным морями, пришли фракийцы воспетые в гомеровской «Илиаде» как отважные воины царя Резоса - союзника троянцев.

Начало начал

Они принесли с собой культ бога вина Севациоса и дали название Фракии. Именно здесь впервые появилось виноделие.

Ничего удивительного, что позже наиболее почитаемым божеством во Фракии стал греческий бог виноградарства и виноделия Дионис по прозвищу Вакх. Он был сыном Зевса и Семелы, родившимся при довольно драматичных обстоятельствах. Однажды Семела с капризностью, свойственной всем беременным женщинам, возжелала увидеть Зевса во всей красе.

Тот приехал на колеснице, запряженной огнедышащими лошадьми, и прихватил с собой парочку-другую молний. От них-то и загорелись покои Семелы, и она погибла, успев родить шестимесячного ребенка. От огня его спас густой зеленый плющ, внезапно выросший из земли. Вскоре подоспел отец и зашил малыша в свое бедро. Оттуда и появился на свет окрепший Дионис.

Гера, законная жена Зевса, еще долго преследовала ребенка. В частности, она послала безумие на Афаманта, мужа сестры Семелы, воспитывавшего Диониса. Тогда Зевс отдал сына нимфам из Нисейской долины, которых позже взял на небо и сделал созвездием Гиад.

Дионис вырос, нашел виноградную лозу и стал бродить по свету со свитой вакханок, сатиров и селенов, обучая людей виноделию. Благодарные смертные устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии. За отказ поучаствовать в одной из них вакханки растерзали легендарного фракийского певца Орфея. А ведь было время, когда его пение ублажало капризную Персефону и успокаивало бушующую стихию во время похода аргонавтов. Но после смерти красавицы жены поэт отрекся от дамских ласк и прочих радостей жизни.

Именно от «дионисий» со временем произошел театр, а от дифирамбов (похвальных гимнов в честь Диониса, исполняемых наряженными в козьи шкуры певцами) произошла трагедия — буквально «песня козлов».

Во Фракии существовал культ героя, мифического всадника, большого весельчака, великого винодела и воина, приносящего веселье и радость в каждый дом, где он появляется. Его образ был настолько популярен, что какое-то время фракийцы чеканили его на своих золотых монетах.

Рассказывают, что однажды, в ХIХ веке на свадьбу молодому виноделу Деяну подарили старинную фракийскую монету с изображением всадника.

Гость сказал, что эта монета веками хранилась в их семье и что она приносит удачу и радость. В то время Болгария находилась под гнетом турецкого ига. Турки уничтожали виноградники и запрещали производить вино. Но всякий раз, когда турецкие солдаты приходили вырубать виноградники, хозяйство Деяна счастливым образом избегало этой напасти.

Деян был уверен, что это заслуга чудесной монеты и даже сделал её гербом своего хозяйства, поместив изображение монеты с всадником на вина "Злата България". До сих пор потомки Деяна продолжают радовать людей винами с всадником марки «Злата България», и верить, что они приносят удачу.

Вот еще одна фракийская легенда. В одном из селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим. В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего козел снова становился унылым. Крестьян заинтересовали такие перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Персидская легенда

Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал за обучением своих лучников. От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим лучникам убить змею. Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли виноградные лозы, давшие множество плодов. Царь Джамшид очень полюбил сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем. Прошло несколько месяцев. Любимица царя - прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала несколько дней. Когда же она проснулась, то стала бодрой и здоровой. Все узнали о чудесном исцелении. Тогда царь пpизнал прокисший сок винограда и провозгласил его "царским лекарством".

Греция

Зевс - громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле: Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога - громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе. Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величиДиониси царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой. И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти. Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса, и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена (Город в Беотии, на берегу Капаидского озера), они должны были воспитать его. Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то, что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж - спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды.

Воспитательница Диониса и ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине. Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад [скопление звезд (звездная куча) в созвездии Ориона, одном из наиболее ярких созвездий на небе, среди других созвездий. Греческий бог Дионис появился на свет позже других богов, и поэтому не сразу был признан богом. Много стран прошел Дионис и повсюду учил он людей сажать виноград и делать вино. Чтобы показать свою божественную силу, Дионис совершал чудеса. Однажды похитили его пираты. Разбойники решили, что взяли в плен знатного юношу. Они уже подсчитывали, сколько золота они получат за Диониса, продав его на невольничьем рынке, но не тут-то было. Попытались пираты связать юношу, но путы спали с него сами собой. Стали злодеи искать, кто освободил пленника, но вдруг увидели, что по грязной палубе их корабля заструилось благовонное вино. Мачты увил темнолистый плющ и тут же покрылся яркими цветами; паруса украсили виноградные кисти. Казалось, весь корабль превратился в виноградник. Изумленные пираты попрыгали за борт, и Дионис превратил их в дельфинов, а сам на их ставшим прекрасным корабле поплыл дальше и встретил свою будущую жену Ариадну.

Вино существовало в Греции еще в Крито-микенскую эпоху, то есть 3000 лет назад. Но, проникнув в Грецию, виноградное вино долгое время (всю архаическую эпоху - с XV по VII вв. до н.э.) было дорогим и редким напитком, употреблявшимся в праздничной обстановке богатых пиров. В домашнем обиходе длительное время обычными были напитки из меда. Свидетельство об этом мы находим в ранних памятниках греческой литературы.

Уже первые греческие писатели воспевали вино и дали различные советы по культуре винограда. Так, Гесиод в своем дидактическом эпосе "Труды и дни" рекомендовал собирать виноград, когда "Орион и Сириус достигнут середины неба, снимай гроздья и неси их в дом. Выставь их на солнце на десять дней и десять ночей, а потом пять суток пусть они лежат в тени. На шестой же день наполни сосуды радостными дарами Диониса".

Основные сведения о приготовлении вина в архаике мы черпаем из единственных памятников литературы этой эпохи - из героических эпосов Гомера "Илиада" и "Одиссея". В "Илиаде" так изображается пора сбора винограда: "девы и юноши в резвости детской шли и в плетеных корзинах несли медосладкие гроздья".

Герои "Илиады" и "Одиссеи" невозможны без вина и обильных возлияний. Так, женихи, прослышавшие про гибель Одиссея и прибывшие свататься к его жене Пенелопе, воспользовавшись отсутствием хозяина, "пируют и вина искрящие пьют безрасчетно" (в своих домах они обычно пили только медовое вино). Гостей встречал и по возможности виноградным вином. В одном из эпизодов поэмы описывается, как служанки выносят для угощения Одиссея и его спутников "хлеба и мяса, сосуды с пурпурным вином искрометным". В другом эпизоде рассказывается, как, отдыхая после пополнения запасов козьего мяса на острове, расположенном по соседству с островом циклопа Полифема, путешественники "ели прекрасное мясо и сладким вином утешались".

Гомер упоминает названия вин по месту их изготовления. В VII книге "Илиады" царь острова Лемнос прислал ахейцам под Трою "корабли, нагруженные винами Лемна", "тысячу мер вина". После этого началась меновая торговля:

Прочие мужи ахейские меною вино покупали:
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловьи кожи или за волов круторогих,
Те за своих полоненных.

Вино помогает ахейцам выдержать долгую осаду Трои. Гекуба, когда Гектор вернулся с поля брани, предлагает ему вино, которое придает человеку силу и бодрость, исчерпанные военными трудами. Именно после битвы в осажденной Трое и в греческом лагере, куда прибыло много кораблей, нагруженных вином, происходит богатое пиршество. Вино спасает Одиссея и его спутников от жестокого циклопа Полифема: напоив циклопа, собиравшегося съесть всех моряков, привезенным с собой вином, Одиссей ослепляет его и ускользает вместе со своими товарищами...

От ахейцев культуру виноделия унаследовала классическая Греция. Особенно славились Хиосское, Лесбосское, Кипрское, Родосское и Фасосское вина. И по сей день со дна Средиземного и Черного морей поднимают в ходе подводных раскопок суда, груженые амфорами с вином. В некоторых из них, неповрежденных за две тысячи лет, оно под воздействием холодной воды превратилось в желе темно-красного, почти черного цвета... Эллины утоляли жажду вином, на две трети разбавленным водой: пить просто воду было не принято. Отношение греков к вину великолепно передано в пушкинском подражании Анакреонту:

Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне, мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно.

Естественно, и в древности были настоящие пиры и попойки, иногда приводившие к печальным последствиям. По словам Геродота, могущество скифов, которые в VII в до н.э. несколько десятилетий приводили в трепет народы Азии, нанося удары то по Ассирии, то по Урарту, то по Палестине, пришло в упадок после того, как мидийский царь Киаксар пригласил в гости скифских военачальников, напоил их вином, а затем перебил их, пьяных и беспомощных. Александр Македонский проклинал вино, после того, как на шумной пирушке в честь победы над персидским царем Дарием, он, напившись, убил за невинную шутку своего друга полководца Клита Черного...

В диалогах Платона философская беседа не обходится без рубинового напитка. Вино было непременным атрибутом мужских пиров - сисситий. До нас дошли многие обычаи греков, связанные с вином. Так, например, хозяин дома, уходя, запечатывал своим перстнем винный погреб: с читалось, что жена, как только муж уйдет, непременно залезет туда и напьется допьяна... У молодежи существовала игра: выпив чашу вина, несколько последних капель особым способом следовало выплеснуть на стену, и затем по форме винного пятна гадать о будущей возлюбленной...

Древнегреческая легенда

Однажды, во время охоты, языческий бог Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос. Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня.

С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток - вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда - ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда - ампелографии. Отрасль же медицинской науки, изучающей виноградолечение, получила называние ампелотерапия.

Древний Египет и Вавилония

Египте виноделы долго не могли решить: кому им следует поклоняться - богам земли и плодородия, давшим им виноград, или богу воды, питающему лозу? Сами боги не могли договориться, кому из них должны поклоняться люди. Решили проблему очень просто: создавали новое божество. Так и возник Шаи - маленький бог виноградной лозы. Шаи имел спокойный нрав и не устраивал буйных празднеств, как Дионис. Может быть, за его достойное поведение, а еще и потому, что веселящее вино мог позволить себе далеко не каждый, Шаи стали считать заодно и божеством довольства, изобилия и богатства, а потом его стали приглашать даже на суд Осириса, потому что боги решили, что именно Шаи лучше всех разбирается в человеческой жизни и способен точно определить срок, отпущенный каждому человеку.

Существуют доказательства того, что уже в Египте эпохи Древнего Царства было широко развито изготовление сбродившего виноградного сока. В Долине Царей, древнейшей усыпальнице фараонов, найдены многочисленные кувшины для сбродившего сусла. Их запечатывали смоляными пробками и клали вместе с другими предметами в могилу, чтобы умерший и в загробной жизни не был лишен веселящего душу напитка...

Конечно, это вино вряд ли понравилось бы современному ценителю - в Египте и Междуречье виноделие стояло на самой примитивной ступени развития. Климат бассейна рек Нила, Тигра и Евфрата гораздо лучше подходил для выращивания ячменя - основного составляющего пива. Судя по археологическим находкам и барельефам из шумерского города Урук (впрочем, это относится к ранней истории Шумерской цивилизации), вино в малых количествах, как особенную роскошь, пили только цари и их придворные. Шумерским богом виноделия был Энлиль, собственно, виноделие было одной из его многочисленных божественных функций - Энлиль был верховным божеством, повелителем вселенной, владыкой прочих богов. В шумерском эпосе так говорится о нем: "пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино".

Хотя, как уже сказано выше, виноград в Месопотамии рос плохо, и поэтому виноградное вино привозили с севера, то есть с Армянского нагорья. Тем не менее, и боги, и люди Шумера были знакомы с вином и его воздействием. Видимо, занятие виноторговлей, так же как и пивоварением, было почтенным в Шумере. Легендарная царица Ку-Баба была по происхождению корчмаркой.

Вино среди прочих подношений поступало во дворцы и храмы. Во время раскопок вышеупомянутого Урука был раскопан храм богини Иштар - аналога сидонской Астарты, греческой Афродиты и римской Венеры. Среди древнейших надписей (III тыс. до н.э.) на глиняных табличках была найдена и приходно-учетная документация храма о поставке различных продуктов, в том числе и вина.

Квасура — Дионис по-славянски

Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада — богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток — сурью.

Как-то, придя к нему, она велела смешать мед с водой и поставить смесь осуриваться на солнце. Позже Квасура дал рецептик прародителю славян Богумиру, который первым совершил жертвоприношение сурьей.

Прошло много лет, и славяне построили город на Днепре и назвали его Голунь. Прошло еще немало лет — и на Голунь напали греки, ведомые Сабазисом, сыном Дыя. И была битва не людей, но богов. Причем богов, покровительствовавших не чему иному, как виноделию.

На стороне греков сражался Дионис, а интересы славян отстаивали местные Квасура и Китоврас. Воспоминания об этом эпизоде греко-славянских отношений сохранились в мифологии наших народов. Так, грекам хорошо известен миф о путешествии Диониса в Индию (на самом деле — в Венедию). Мы же имеем русскую былину «О Вавиле и его волшебных помощниках».

Вавила был простым сельским тружеником. День и ночь он пахал землю. Именно за этим занятием застали его Квасура и Китоврас, решившие изгнать греков из Голуни. «Заиграй, Вавила, во гудочек, во звончатый переладец, а Квасура с Китоврасом приспособят!», — сказали веселые боги хмеля — и Вавила, привыкший держать в руках исключительно орало, заиграл на гудочке (струнный инструмент, не путать с современной дудочкой). Его игра была столь чудесной, что боги взяли его скоморошить. Согласно их плану, Вавила должен был «переиграть царя Собаку и сына его Перегуду».

По дороге в царство Собаки-Сабазиса освободители отечества награждали добрых людей и наказывали злых, объясняя таким образом, «что такое хорошо, и что такое плохо». К примеру, белье милой девушки они превратили в атлас, а на поле грубияна-земледельца наслали птиц, которые склевали его посевы.

Против чудесной игры Вавилы и его волшебных друзей не могли устоять ни животные, ни растения, ни даже стихии. Ничего удивительного, что они с легкостью переиграли царя Собаку вместе с его сыном Перегудой и дочерью Перекрасой и освободили славный Голунь. С тех пор новым правителем города стал скоморох Вавила.

Алкогольный интернационал

Альтернативными божествами алкогольных напитков у славян была супружеская чета — Хмель и его благоверная Сурица. У славян Сурица почиталась как солнечная богиня радости и света. Видимо, отсюда происходит и название хмельного напитка — сурья (иными словами — «мед питный»).

С хмельным весельем у славян был и Ярило. Он не был богом, но нашими предками почитался с не меньшей набожностью. Веселый красавиц Ярило олицетворял весеннее плодородие и сексуальною мощь. Не зря его культ, отмечавшийся весенней порой, оказался весьма живучим.

Еще в XIX веке в Белоруссии существовал обычай усаживать босоногую девушку на белого коня, (она играла роль Ярилы) и водить вокруг нее хороводы. Слухи о бесчинствах и пьяном разбое во время отбывания культа Ярилы в землях Российской империи доходили даже до царского престола.

Имена и функции славянских богов удивительным образом переплетаются с аналогичными божествами других народов.

Так, древнеиндийские мифы рассказывают нам о Сурье — солнечном боге, колесящем по небу на семи кобылицах, гривы которых подобны лучам солнца. Иногда его изображали в виде птицы или летящего ежа. У него была дочь — тоже Сурья (похоже, фантазия жителей Древней Индии не отличалась разнообразием). Она была замужем за Сомой, богом одноименного напитка — сомы.

В скандинавской мифологии есть Квасир, маленький мудрый человечек, родившийся из слюны богов. Как-то раз подлые карлики пригласили Квасира в гости и убили. Его кровь смешали с пчелиным медом и приготовили хмельной напиток, дарующий мудрость и поэтическое вдохновение — мед поэзии.

За право владеть этим чудесным напитком велись жестокие войны на скандинавском «Олимпе».

Наука Бахуса

А на диаметрально противоположном конце Земли, в еще неизвестной европейцам Америке жил народ майя со своим богом вина — Аканом. С ними соседствовали ацтеки, чьим богом виноделия был Патекатль. О нем говорили, что «он из страны лекарств». Патекатль был богом трав и кореньев, из которых готовили подобие вина — отклю. Ацтеки видели Патекатля непременно с топором и щитом, либо же с листом агавы и копательной палкой. Он был женат на Майяуель — богини агавы. Именно из «голубой агавы» (а не из колючек кактусов, как принято считать) готовят текилу. Внешне агава похожа на большой ананас весом более 100 кг.

Легенда рассказывает о том, что лет двести тому назад один крестьянин полол грядки голубой агавы и обнаружил дымящую трещину.

Она превратилась в вулкан, высота которого через пару недель составила 50 м, а через год — 200 м. Очевидно, поэтому считается, что лучшая агава весом в 250 кг растет на склонах вулканов.

Прародителем современной текилы был напиток пульке. Его богом считался Оме Точли — один из 400 детей Майяуель, у которой для них имелось ровно 400 грудей. Ацтеки позволяли пить пульке лишь четыре раза в год.

Знать меру призывала и древнеримская легенда. Однажды местный бог виноделия Бахус подобрал у дороги понравившееся ему растение. Он решил во что бы то ни стало посадить его в своем саду. День был жарок, а путь домой — не близок. Чтобы росток не завял, Бахус положил его в полость кости орла. Но вскоре росток начал активно развиваться, и прежнее убежище пришлось сменить на кость льва. Но и там растение долго не залежалось. Заботливый бог нашел для него более просторное жилище — кость осла. Через некоторое время из ростка выросла прекрасная виноградная лоза с изумительными плодами. Из них Бахус сделал напиток и явил людям вино. Оно, как оказалось, обладало невероятной генетической памятью. Так, отведавшие его люди стали чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в небесах. Те, кто не останавливался на выпитом, находили в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого казалось недостаточно, в результате превращался в глупого осла.

Римская империя. Бахус Караваджо

А в Риме покровителем виноградников, виноделия и вина был веселый бог Бахус (или Вакх), которого называли еще Либером. В венке из виноградной лозы, с которой свисали виноградные гроздья, в сопровождении шумной компании панов и силенов гулял Бахус по полям и лесам. 17 марта в честь Либера справлялся праздник Либералии, на котором выпивалось много вина, а также устраивались различные театральные представления и веселые игры. Во времена Римской империи вино уже имело широкое распространение. Несмотря на то, что римляне обучили завоеванные ими племена искусству виноделия, такие различные виды сортов винограда, как Рислинг, Пино Нуар, Шардонне и два вида Каберне, возможно, были получены из растений, уже произраставших на Рейде, в Бургундии или Бордо.

Китай

В Китае, согласно древнему преданию, некто Ю за 2000 лет до нашей эры был первым, приготовившим из винограда вино. Попробовав новый напиток, император запретил его употребление, изгнал Ю из Китая и предсказал гибель всем народам, которые станут пить вино. Однако в источнике 1122 г. до н.э. есть прямые указания на то, что виноград в Китае в ту пору уже был. В провинциях Шаньси, Шеньси, Пече-ли вино пили уже столь обильно, что это даже вызывало беспорядки. Застольные песни всех эпох свидетельствуют, что китайцы были большие охотники до вина.

В старинной книге "Большая ботаника" винограду посвящен особый параграф, где говорится: вино подносилось городами в виде почетного дара своим правителям, наместникам и даже императорам. В 1373 г н.э. Тай-Иссу, основатель последней династии, в последний раз принял этот дар из Шаньси и запретил поднесение вина на будущее время. При этом он заявил: "Я пью очень мало вина и не желаю, чтобы это незначительное количество могло причинить какие-нибудь хлопоты моему народу".

Таким образом, виноград в Китае испытал много превратностей судьбы: не раз подвергался запрещению, которое при некоторых правителях исполнялось столь строго, что всякое воспоминание об этом растении исчезало. Когда же виноград вводился опять, современники полагали, что он появился впервые. Именно поэтому считалось, что этот плод стал известен в Поднебесной очень поздно и занесен туда с Запада - из Самарканда, Персии, Тибета, Кашкара.

Правитель винного родника

Если хочешь забыть о собственной бедности — продай все, купи на вырученные деньги вино и выпей его. Если же хочешь разбогатеть, то возьми кредит и открой винный магазин. А при этом не забудь молиться Симе Сян-жу. Такой незатейливый рецепт богатства предлагает китайская мифология.

В ней Сима Сян-жу является наиболее авторитетным богом среди виноторговцев. В основе его образа лежит реальный исторический персонаж — поэт Сима Сян-жу, живший приблизительно в 179-117 гг. до н.э. Его постоянно терзали смутные мысли о безденежье. Ни всеобщий почет, ни признание его таланта, ни даже ласки красавицы жены не радовали его. Чтобы покончить с незавидным материальным положением, Сима Сян-жу решил одолжить деньги и открыть винную лавку.

Через некоторое время он заработал огромное состояние и незабвенную память. А после смерти стал считаться покровителем не только торговцев вином, но и всех тех, кто стремится разбогатеть.

В китайском пантеоне существует строгое распределение обязанностей между богами. Если Сима Сян-жу отвечает за успешную продажу вина, то его изготовление опекает Ду Кан, который прославился тем, что первым начал делать вино.

Ду Кан якобы жил при мифическом государе Хуан-ди («желтом предке»). Хуан-ди не стал богом ни виноделов, ни виноторговцев. Зато он вполне мог бы объединить под своим покровительством дровосеков, охотников и моряков. Ведь именно он изобрел топор, лук и стрелы, помог людям сделать лодку и даже колокол. На его алтарь следовало бы приносить дары Кельвину Кляйну, госпоже Шанель и господину Версаче, поскольку никто иной, как Хуан-ди смастерил первые туфли и пошил первую одежду, придумав разделить ее на мужскую и женскую.

Но оставим в покое кутюрье и вернемся к китайским виноделам, которые убеждены, что качество их продукции зависит от воды, из которой ее приготовили.

Не зря одно из прозвищ Ду Кана звучит, как Цзюцюань тайшоу, то есть «правитель винного родника». Одними из наиболее качественных считаются вина из провинции Шаньдун. Именно здесь расположен храм Шуня, а в нем находится родник, названный именем Ду Кана. Из его воды готовили наилучшие вина.

Ду Кан умер в день, находящийся под циклическим знаком «ю». С тех пор возделывать вино в такие дни строго запрещено.

Япония

Введение винограда в Японию совершилось так же давно, как и в Китай. И здесь также новая культура подверглась преследованию. Например, шесть или семь столетий назад император повелел уничтожить все виноградники, оставив лишь по одному кусту "на дым". Между тем, в маленьком местечке Джураку, недалеко от Киото, сорт vitis vinifera культивировался с незапамятных времен. Согласно древним хроникам, этот род культуры вообще пользовался предпочтением и когда-то занимал большие пространства. Виноград "Джураку" давал превосходные вина, похожие на португальские... Маленькие черные ягоды "Яма-буто" очень приятны на вкус, а их сок заключает в себе очень много красящих веществ - в частности, из него изготовляли превосходные красные чернила.

Винное братство

В представлении экзотичных жителей Месопотамии — шумеров — вино было тесно связано с властью. А богом виноделия считался Энлиль — бог богов, владыка Вселенной. Шумеры верили, что он «пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино». Точнее, им хотелось так верить.

На самом деле, с изобилием винограда в Месопотамии не сложилось: лоза в здешнем климате росла плохо. Поэтому вино чаще всего привозили с Армянского нагорья. Следовательно, виноторговля, как и пивоварение, у шумеров было на хорошем счету. Не случайно их царица Ку-Баба якобы происходила из рода корчмарей.

А вот ирландцы показали себя народом, умеющим не только изготавливать вино, но и охранять его. С этой целью они придумали клураканов, занимающихся сохранностью вина и пива в винных погребах.

Мифические старички пугают слуг, дерзнувших воровать хозяйское вино. Но сами не отказываются опрокинуть стаканчик-другой. После этого они седлают овец, крича и подбрасывая шляпы. Клураканы напоминают помесь домовых и гномов. А от бродячих фейри их можно отличить по красным курточкам. Как и домовые, они опекаются домом, а если хозяин решает переехать, то сопровождают его, забравшись в бочку с вином. Как и гномы-леприконы, они знают, где зарыты клады, и могут показать дорогу, если с ними подружиться. А, как известно, самый легкий способ завести знакомство — за бокалом хорошего вина.

Как видим, человеческий гений далеко продвинулся, чтобы оправдать свои маленькие слабости. Фантазия наших предков наплодила многочисленных богов виноделия и создала о них легенды, которые позволяют нам глубже узнать как ментальность отдельного народа, так и характер целой эпохи.

Древние секреты и открытия.

В древности вино выдерживали долго. Многие греческие и римские вина, запечатанные в глиняных сосудах - амфорах - и зарытые в холодную землю, хранились там 15-20 лет, и только после этого их могли счесть готовыми к употреблению. Хранить вино в деревянных бочках придумали галлы, а римляне использовали бочки для перевозки вина на кораблях, но для хранения вина они продолжали использовать амфоры, пробки и воск, чтобы предохранить вино от соприкосновения с воздухом. С распадом Римской империи пробку перестали использовать, и понятие о выдержке вина надолго исчезло.

В средние века многие вина хранились в бочках, которые никогда не накрывались; в результате соприкосновения с воздухом вина постепенно становились все более кислыми, и большую часть их выпивали к началу урожая следующего года. Первому идея изобретения долго хранящегося вина пришла владельцу Шато Хаут-Брюон (Высокий замок). Использование стеклянных бутылок с пробками через несколько лет произвело революцию в деле хранения всех вин. Эти вина очень сильно отличались от своих современных тезок. Описания этих вин встречаются редко, но мы знаем, что бордосские вина были розовыми, а не красными; что Вольне, самое элегантное вино среди современных бургундских красных вин, было розовым почти до конца XVIII века; что в Шампани из года в год вообще никто не знал, какого цвета будет вино.Однако именно в Шампани был сделан следующий шаг в истории виноделия. Как и во многих прохладных климатических зонах, вина в Шампани всегда имели природную склонность ярко искриться. Эта искристость является результатом действия температуры, замедляющей процесс превращения натурального виноградного сахара в спирт.

Остатки же сахара продолжают медленно бродить, вырабатывая при этом углекислый газ. Почти в то же время был открыт еще один древний секрет - чудесные свойства грибковой плесени "Botrytis". Виноградари в Токае в Венгрии из-за небрежности пропустили обычное время сбора ягод и были вынуждены делать вино из ягод, которые грозили засохнуть на глазах. А получилось у них прекрасное вино с новым вкусом, чудесный эликсир, которому вскоре воздали честь за столом французского короля Людовика XIV.

Подготовлено по материалам alcolist.ru

ЛЕГЕНДЫ О ВИНОГРАДЕ

Легенды о дочери Солнца и Земли, или Почему выпускницам Смольного вручали виноградные медали...

Прекрасная виноградная лоза родилась давным-давно от Солнца и Земли. Ее первые грозди наливались живительным соком очень быстро, с утра до сумерек. И те, что успели созреть на рассвете, покрылись нежным розовым румянцем утренней зари. Грозди, которые созрели днем, вобрали в себя золото полуденного солнца. Ягоды же, созревшие поздно вечером, с наступлением темноты приняли цвет южной ночи - темно-синий и восково-черный. Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе. И дело тут не только в конечном напитке.

Звезда Виноградица.

Было время, когда гроздья винограда росли на ветвях огромных вязов, так как виноградной лозы еще не было. И тогда щедрый Дионис решил подарить своему любимцу, юноше Ампелу, сыну сатира и нимфы, сочную виноградную гроздь. Но предложил ему самому взять подарок, находившийся на тонкой и длинной ветке очень высокого вяза.

Несчастный Ампел, не добравшись до грозди, упал с дерева и разбился насмерть. Горько оплакивая гибель своего любимца, Дионис превратил его тело в чудесную гибкую лиану с виноградными гроздьями и назвал растение «ампелос», а из души сотворил новую звезду - Виноградицу.

И сейчас можно увидеть эту звезду на небе или на звездной карте в созвездии Девы. А имя бедного юноши, данное Дионисом чудесному растению, осталось увековеченным в истории виноградных наук, так как от него позаимствовали свои названия науки ампелология и ампелография.

Для греков виноград был объектом настоящего культа, эмблемой цивилизации.

Как впервые был приготовлен самый популярный напиток из винограда

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее росток и пошел дальше. В руке юного бога растение стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки.

Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей, Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растение вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительная находка все росла и росла.

Тогда бог вложил его в большую кость осла. Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил его вместе с костями. Кустик быстро разросся.

К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первый напиток из винограда и стал услаждать им людей.

Но случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Персидская легенда.

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог его сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня. И он забродил...

Грузинская легенда.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий - сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил - выпил, остальное слил в кувшины - не выливать же.

Месяца через два открыл он кувшин, попробовал - еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток? Созвал он друзей, затеял пир.

Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал: - Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!

Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал: - Кто еще выпьет, распетушится, как я!

Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал: - Кто еще выпьет - вываляется в грязи, как я!

Наконец, пришла лиса. Осушила чашу и сказала: - А кто еще выпьет - вкрадется в него напиток воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.

Вот так и действует до сих пор виноградный напиток на людей: немного выпьют - веселятся да поют; еще немного - петушатся да дерутся; еще выпьют - уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить - можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

Легенда о белокрылом аисте.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы.

Осажденным грозила гибель, и враги уже торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле - к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили. С тех пор аист стал символом счастья, благополучия и богатства молдавской природы.

Божественная лоза.

В процессе превращения ягоды винограда из одного состояния в другое древние люди усматривали нечто магическое, вовлекающее в процесс брожения какую-то сверхъестественную силу. Поэтому всегда считалось, что вино имеет божественное происхождение.

Виноградная лоза - один из самых распространенных символов христианской религии, согласно словам Христа: «Я есмь виноградная Лоза» («Евангелие от Иоанна», 15:1). Ученики - это побеги, лоза и виноградные гроздья и хлеб в причастии символизируют тело и кровь Христа.

В древнееврейской символике виноградная лоза представляет израильтян как богоизбранный народ, вместе с фиговым деревом она - символ мира и достатка.

Виноград в геральдике.

Виноградная лоза и виноградные грозди вошли в гербы городов: Чугуев, Изюм, Аккерман, Ялта, Ташкент, Телави и др. В гербах Армении, Грузии, Молдовы, Туркменистана также имеются изображения винограда. На монетах древних государств, население которых занималось виноторговлей, имеются изображения винограда.

Самая древняя русская медаль с изображением винограда, относящаяся ко времени царствования Екатерины II, была учреждена для награждения воспитанниц Смольного института. На медали виден виноградник, а под ним надпись: «Тако созревают».