Интеллект дельфинов. Что умеют дельфины? Необычные факты о мозге дельфина (7 фото) Насколько умны дельфины

Джон Лилли успел прочесть и одобрить мою статью, как раз перед своей смертью. Слава Богу, я упел ему сказать, что он был прав!

(Опуб. В трудах, THE 5TH WORLD MULTICONFERENCE ON SYSTEMICS, CYBERNETICS AND INFORMATICS SCI"2001,)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТОВ ЧЕЛОВЕКА И ДЕЛЬФИНА

А. Г. Ющенко

E-mail: [email protected]

Мозг дельфина (рис. Л. Крюгера и А. Бретнаха) Мозг человека (рис. Р. Коппа)
/А.Г. Томилин, «Дельфины служат человеку», М.: Наука, 1969, 248с./

Введение. Современное состояние глобального "человеческого муравейника" могла бы наглядно охарактеризовать картина изображающая строителя, который возводит грандиозное строение, вынимая для этого блоки из его фундамента. Здесь мы не будем анализировать причины возникновения "синдрома динозавра" у нашего антропошовинистического вида, поскольку это было проделано многими исследователями (наш вклад в это движение - работа "Этика живого вещества как основа этики человека"), а будем исходить из того, что думающее большинство проникнется духом Ванкуверской декларации, возвестившей от имени 24х ведущих экспертов мира еще 1989 году, что "сохранение жизни на Земле - одна из главных задач, стоящих перед человечеством" . В данном исследовании мы постараемся определить, с пантеистических позиций, логику пространственно - временного мегасинтеза не только на уровне человеческих индивидов , но и на уровне наиболее цефализованних форм жизни, к которым необходимо отнести некоторые виды дельфинов. Необходимость такой межвидовой кооперации понимается как закономерная ступень в интеграции сверхсознания ноосферы.

1. Информация и интеллект в современном мире

Наш современный мир, в отличие от предшествующих исторических эпох, успевает существенно измениться за время отдельной человеческой жизни. Ключевая роль в преобразовании мира принадлежит так называемым "информационным технологиям". Построение развитого информационного общества, в котором паутина компьютерных сетей опутает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, - приоритетная задача ЕС. В общем случае, информация представляет собой некую микроструктуру, связанную по определенному закону c соответствующим макрособытием. Информация избавляет нас от необходимости личного присутствия и наблюдения всех событий; владея информацией, мы имеем возможность увидеть их сколько угодно раз и в удобное время в своем воображении или на экране компьютера. Феномен интернет нам легче всего объяснить с эволюционно- биологических позиций. Современные взгляды на информацию позволяют заключить, что она является основой всех известных нам эволюционных процессов на различных уровнях структурной организации: биологическом, психическом, виртуальном . Для предмета нашего исследования будет важно рассмотреть роль информационного обмена у общественных насекомых: муравьев, пчел и термитов, которые установили коммуникативные связи задолго до появления человека. Сопоставляя роль нервной системы у многоклеточных организмов по синхронизации жизненных циклов отдельных органов и язык общественных насекомых, можно заключить, что они выполняют идентичные функции, а значит, и считать последних некой экзотической формой единого организма, состоящего из относительно обособленных подвижных частей . Очевидно: язык и коммуникация у других биологических видов, включая человека, служат той же цели на различных уровнях их ассоциации. Таким образом, развитие интернет представляет собой образование "нервной системы" в глобальном человеческом муравейнике. Интеллектуальная и культурная интеграция, ввиду демократической природы компьютерных технологий, становится доступной все большему числу людей; индивидуальные сознания последних, совместно с все более усложняющимися системами искусственного интеллекта имеют тенденцию образовывать единое биотехнологическое сверхсознание планеты. Уяснив логику современной фазы мегасинтеза, мы должны задаться вопросом о возможности подобной интеграции среди других биологических видов. Инструментом такого рассмотрения следует выбрать результаты анализа эволюционных причин возникновения и становления интеллекта человека.
Важно отметить, что условием духовно- нравственной интеграции человека с иными высшими формами жизни является принятие им современной биоэтической концепции, изложенной, например, в работе .

2. Tursiops Truncatus и Homo Sapiens

За последние десятилетия ни одно животное не привлекало к себе столько внимания ученых, да и общественности тоже, как дельфин. Долгое время считалось, что Телемах, сын легендарного Одиссея был "первым смертным" подружившимся с его спасшим дельфином. Сравнительно недавно обнаруженные в пещерах Южной Африки стилизованные рисунки с изображением человека плывущего рядом с дельфином оказались гораздо древнее . Эти находки интересно сопоставить с оригинальной и достаточно аргументированной гипотезой о решающем значении "водной фазы" в формировании Homo sapiens на островах вблизи Африки . Тогда вполне можно предположить, что дружба наших предков с дельфинами могла исчисляться тысячелетиями, а может и миллионами лет...
Семейство дельфинов насчитывает около 50-ти видов, среди них наибольшей славой пользуется Афалина или бутылконосый дельфин благодаря своей сообразительности, дружелюбному кроткому нраву, и не устрашающим человека размерам, в отличие, например, от семиметровой касатки. У человека и дельфина оказалось много общего: сходное строение мозга (см. рисунок), неожиданное появление в палеонтологической летописи, любовь к играм и подражательному поведению, альтруистическая любовь к потомству и т.д. Древнегреческие и древнеримские ученые описывали известные им случаи кооперативной ловли рыбы людьми и дельфинами, спасения последними утопающих (в их числе был и знаменитый певец Арион), защиты от акул; новейшая история полностью подтвердила достоверность таких сведений.
Последние десятилетия принесли еще один сюрприз - была обнаружена чудесная способность дельфинов благотворно воздействовать на нервную систему людей во время сеансов совместного плавания. Природа уникального целительного эффекта еще не раскрыта, несмотря на множество выдвинутых моделей от биополевой до биосонарной (диапазон частот сонара дельфина от нескольких Герц до двухсот МГц при мощности до 8 Ватт / см), что не мешает его многолетнему использованию в различных странах мира: США, Дании, Кубе, Японии, и др. Украина также одна из пионеров в данной области благодаря работам, проводимым в Научно-исследовательский центре “Государственный океанариум” Министерства обороны и НАН Украины (г. Севастополь, создан в 1966 году по указанию Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова). Уже несколько десятков лет дельфинов обучают инструктора Военно-морских сил США поиску затонувших военных объектов, морской охране баз и т.д. Проводились такие работы и в бывшем СССР. В целом представляется, что достижения в данном межвидовом сотрудничестве впечатляющие, но каковы же их перспективы в свете тех идей, которые взволновали в свое время мировую общественность? Кратко остановимся на самых ярких из этих идей, которые были высказаны заведующим отделом "Общих исследований коры головного мозга" Национального института психического здоровья (США) Джоном Лилли и Игорем Чарковским . В книге "Человек и дельфин" (1962 г.) , опираясь на собственные исследования и оценки уровня структурного развития мозга высших млекопитающих, доктор Лилли предсказывал, что " в ближайшие 10 - 20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов". Наиболее подходящим партнером он считал Афалину по ряду причин. Идея же Игоря Чарковского чисто био-эволюционная: технократическая цивилизация неизбежно приведет к экологической катастрофе на суше, и люди вынуждены будут спасаться в океане. Вместе с дельфинами они создадут новую цивилизацию, конечным продуктом которой будет более совершенное существо "гомо-дельфинус" . Утверждается, что последователи Чарковского умеют спать на воде и находить пищу в море; что они установили с дельфинами особые, по-видимому, телепатические контакты. По крайней мере, в группе Чарковского есть дети, благополучно рожденные в воде под присмотром дельфинов. Что ж, такое развитие событий, при неконтролируемом перенаселении нашей планеты и игнорированием экологических проблем - вполне возможно. Однако будет ли тогда океан еще пригодным для выживания высших млекопитающих? Вместе с тем, до сих пор никому не удалось установить речевой контакт с дельфином, что значительно увеличивает и без того огромное число скептиков данной волнующей перспективы. И все же есть основания считать, что смелые предсказания Лилли отчасти сбылись уже через пять лет! Это продемонстрировала знаменитая шимпанзе Уошо, когда в 1967 году впервые попросила "дать вкусненького" на языке глухонемых Северной Америки - "Амслене", т.е. на человеческом языке . Заметим, впоследствии была организована целая колония шимпанзе, употребляющая этот язык (до ста слов) как для внутривидового общения, так и для общения с человеком. Мозг шимпанзе примерно в три раза меньше, чем мозг человека и менее его развит структурно; мозг афалины по весу больше человеческого и даже превосходит структурно по некоторым параметрам. Так отчего же элементарные разумные контакты установлены с шимпанзе, а не с дельфином? Далее мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Homo sapiens и высшие виды дельфинов, включая Tursiops truncatus (Афалина) являются самими цефализоваными формами жизни в наземной и водной средах, соответственно, что обусловливает коренную особенность их межвидового положения . Строго научного объяснения причин эволюционной необходимости у высших дельфинов такого сложного и большого мозга до сих пор нет, как нет и явных доказательств наличия у них высокоразвитой речи и высших форм рассудочной деятельности. Тем не менее, распространенное мнение о том, что такое выдающееся развитие мозга дельфинов вызвано главным образом его ориентационно -локационными способностями, опровергается тем фактом, что у летучей мыши "чрезвычайно слабо цефализированный мозг и по диффенцировке височных долей она находится на одном из последних мест среди млекопитающих" , несмотря на её известные эхолокационные способности. Нам представляется, что возникновение такого совершенного мозга у дельфинов могло быть обусловлено в их эволюции информационной функцией направленной на социализацию. Наличие информационного обмена между дельфинами подтверждается согласованностью их действий, как во время групповой охоты, так и в экстремальных ситуациях, а также экспериментами по обмену информацией (по акустическому каналу) между дельфинами в изолированных бассейнах, проведенными учеными американского и советского военно-морских ведомств . Тем не менее, однозначная корреляция между частотно-модулированными сигналами и поведением дельфинов до сих пор не установлена. Учеными НИЦ “Государственный океанариум” недавно был обнаружен тонкий гармонический состав коммуникационных сигналов и обосновано положение об информационной значимости кратных высших гармоник, которые ранее не исследовались. Результаты их работы позволяют заключить, что для осуществления коммуникации в приповерхностной нестационарной морской среде дельфины используют тестовые информационные сигналы. В таком случае, по тест- сигналу становится возможным определить закон искажения кратных гармоник в каждом конкретном трафике и, применив обратное преобразование к искаженному информационному сигналу (для чего необходим высокоразвитый мозг), восстановить его достаточно полно. Заметим, что в НИЦ "ГО" разработана также и конструкция модернизированного транспонирующего устройства, преобразующего гармонический спектр сигналов дельфинов в область частот, воспринимаемых человеком. В целом представляется, что современные телекоммуникационные технологии позволяют преодолеть техническую проблему существенного различия естественных коммуникационных систем человека и дельфина. Однако проблема не только в этом. Очень важно понять, что формирование интеллекта отдельного человеческого индивидуума в конкретной исторической фазе органически связано с соответствующим уровнем культуры, обусловленной состоянием научно-технологического прогресса всего человеческого сообщества. Для формирования интеллекта личности в человеческом обществе служит институт семьи и создана многоступенчатая система образования, которая фактически исполняет роль репликатора культурного мимофонда . Следует обратить особое внимание на то, что способность к формированию интеллекта человека кардинально зависит от его возраста. Известные нам многочисленные случаи длительного воспитания детей вне человеческого общества, например, в семье волков, показывают, что они, возвращаясь обратно к людям, практически не поддаются обучению. По-видимому, нейроны их мозга утрачивают способность устанавливать дополнительные связи. Фундаментальные эксперименты, проведенные Марком Розенцвейгом, показали , что " у крыс, выращенных в "обогащенных" лабораторных условиях (т.е. в просторных клетках, где они содержались совместно с другими крысами и имели много разнообразных предметов для игры), кора мозга была развита лучше, чем у крыс, выращенных в пустых и тесных клетках. Расширение социального и физического опыта приводит к большему развитию нервной системы, и благодаря этому крысы быстрее и лучше решают различные задачи, например, задачи с лабиринтом". Иными словами, интеллект высокоорганизованных животных в большой степени зависит от воспитания и научения, т.е. от их информационного окружения. Очевидно, что чем выше биологическая организация мозга, тем большее значение в его активном формировании приобретает среда. Это означает, что интеллект человека реплицируется неким "социальным оператором" благодаря возрастной пластичности его мозга поскольку "нервная система человека должна развиваться в условиях человеческой жизни, чтобы порождать человеческое сознание"" . Возрастная пластичность мозга млекопитающих является фундаментальным фактом, значение которого, представляется, еще не осознано в должной мере. Приведем такой пример: у человека, имеющего "серьезное повреждение левой стороны мозга... мозг оказывается достаточно пластичным, чтобы передать управление речью неповрежденному левому полушарию. У взрослого человека эта пластичность не сохраняется". (выделено нами). По существу, наша цель - подойти к пониманию того, что в отношении наиболее цефализованных видов дельфинов правильно ставить задачу не об оценке уровня их интеллекта, как это делалось до сих пор, а о поиске методов его активного возрастного формирования, в известном смысле моделирующих репликационные функции социальных институтов человеческого сообщества!
Основными ожидаемыми результатами в случае успешной реализации проекта такого исследования могли бы быть :
(1) подтверждение фундаментальной возможности интеллектуального развития высших видов дельфинов, отвечающая “выдающейся величине neocortex” их высокодифференцированного мозга к информационному восприятию достижений человеческого культуры и, основанная на ней -
(2) новая форма межвидовой кооперации в практической и духовной сферах, соответствующая эволюционной тенденции формирования планетарного сверхсознания.
Естественно, лишь дальнейшие исследования могут определить истинные физиологические возможности мозга дельфинов и их готовность к восприятию достижений человеческого интеллекта. Конечно, априорно мы ничего не можем сказать о механизме мышления дельфина, он то и у людей бывает преимущественно левополушарный (речевой) или правополушарный (образный). В этой связи уместно будет вспомнить Норберта Винера, который "отметил, что ему случается думать и со словами, и без слов" и Альберта Эйнштейна заметившего по этому поводу следующее: "Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышле¬ния. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и скомбинированы" .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственной основой предложенного здесь исследования возможностей усвоения интеллектом наиболее цефализованных видов дельфинов исторических достижений человеческой культуры является осознание человеком себя как творения, созданного эволюционным мыслительным процессом а, значит, и необходимости этического соответствия своей деятельности логике общего планетарного развития, из которой следует, что научно-технические, а также духовные достижения человечества принадлежат общему феномену жизни на Земле. Заметим, обоснованная нами концепция о гомологичности психологии творчества сознания и природы позволяет нам трактовать эволюцию как рефлексирующий мыслительный процесс . Научным обоснованием возможности такой формы интеллектуальной кооперации является как фундаментальное свойство "пластичности" нервной ткани млекопитающих, которая является анатомической основой исторического развития человеческой цивилизации, так и высокоразвитый мозг наиболее цефализованных видов дельфинов. Техническим обеспечением конструирования канала связи для практической реализации отмеченной межвидовой кооперации являются выдающиеся достижения современных телекоммуникационных технологий в кодировании, передаче и обработке информационных сигналов, а также в распознавании сложных образов.
К сожалению, пластичность нервной ткани человека и дельфина может быть использована в негуманных целях для обеспечения эгоистичных корпоративных интересов влиятельных структур человеческого сообщества. Поэтому хотелось бы привлечь внимание демократической общественности к этой проблеме, и в особенности, альтруистических организаций в плане контроля над соблюдением как этических норм в сфере образования и массовой коммуникации, так и биоэтических - в области научных исследований.
Тот очевидный факт, что человеческая практическая деятельность и все еще сохраняющаяся вероятность ядерной катастрофы создали реальную угрозу существования жизни в современных высокоразвитых её формах , лишает человека права считать себя выше других безобидных живых организмов. Скорее всего, основная причина генетически детерминированной агрессивности человека заключается в том, что главной движущей силой в его сотворении был мальтузианский естественный отбор "вследствие перенаселения" : многочисленные ближайшие родственники человека были убиты, а во многих случаях даже съедены . В то же время как, высшим достижением отбора обусловленного "все возрастающим приспособлением" к среде являются киты и дельфины. Тот, кто обладает элементарным эстетическим чувством красоты, не может не восхищаться их совершенством в отношении среды обитания; эта последняя составляет 2/3 поверхности нашей планеты, назвать которую поэтому следует Океан, где жизнь и зародилась. В самом деле, исключительным морфологическим признаком китообразных является "общая редукция лимбических структур", которая "возможно, и определяет ярко выраженный "кроткий" характер дельфинов" .
Не является ли агрессивный и самодовольный человек ошибкой эволюционного мыслительного процесса, узнают уже наши ближайшие поколения. В целом представляется, что этическим правилом выживания современного человека является чувственная интеграция со всеми формами жизни посредством принятия этики живого вещества и, вероятно, логически дополняющая её интеллектуальная интеграция с остальными наиболее цефализованными творениями земного разума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курьер Юнеско. Ноябрь 1990 г.
2. П.Т. Шарден. Феномен человека. М.:Наука.1987.
3. К. Саган. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого мозга.
М.: Москва. 1986.
4. П. Кууси. Этот человеческий мир. Москва, Прогресс, 1988.
5. Р. Докинз. Эгоистичный ген. Москва: Мир, 1993.
6. Т.Н. Павлова. Биоэтика в высшей школе.
Уч. Пос. М.: МГВМиБ им. К.И. Скрябина, 1997.
7. Д. Колдуэлл, М. Колдуэлл. Мир бутылконосого дельфина.
Л. Гидрометеоиздат. 1980.
8. В. Белькович, С. Клейнберг, А. Яблоков. Наш друг-дельфин.
М.: Молодая гвардия. 1967.
9. Ян Линдблад. Человек - ты, я и первозданный. М.: Прогресс. 1991.
10. Друзей не держат в заточении- интервью Джона Лилли.
Газета "Социалистическая индустрия" №229, 4 октября, 1988 г.
11. Дж. Лилли. Человек и дельфин. М.Мир.1965.
12. Ю. Линден. Обезьяны, человек и язык. М.:Мир.1981.
13. Ф.Г. Вуд. Морские млекопитающие и человек. Л.:Гидрометеоиздат.1979.
14. А. Яблоков, В. Белькович, В. Борисов. Киты и дельфины. М.:Наука.1972
15. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедетер. Мозг, разум и поведение. М.:Мир.1988.
16. Д. Вулдридж. Механизмы мозга. М.: Мир.1965.
17. А. Ющенко. Загадка супермозга и её возможная разгадка.
Официальные ведомости, №40-41, стр.15-16, 1999.
18. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Изд-во "Советское радио", Москва, 1970.
19. А. Ющенко. Информация и интеллект в современном мире.
Официальные ведомости, №46-47, стр.16, 1999.
20. Ф. Энгельс. Диалектика природы. М.: Политиздат. 1987.
21. Т. Николов. Долгий путь жизни. М.: Мир, 1986

Пожалуй, первым человеком, воспламенившим общественный интерес к "интеллектуалам моря", как любят называть дельфинов морские биологи, был американский нейрофизиолог Джон Каннингам Лилли. Он заявил о себе в науке о китообразных целым каскадом удивительных открытий. Одна из книг Лилли «Человек и дельфин» была переведена на русский язык.

На дельфинье» пристрастие нейрофизиолога повлияли размеры и вес мозга этих животных: у взрослого дельфина афалнны мозг весит 1700 граммов, то есть на 350 граммов больше, чем у человека! На этом основании Джон Лилли заподозрил в дельфинах наших братьев по разуму и загорелся идеей проверить эту безумную гипотезу.

Развернув изощренную программу изучения рассудка и языка дельфинов, нейрофизиолог скоро стал получать желанные ему результаты! По его словам, однажды при нем один дельфин отчетливо произнес: "Лилли!". Однако нейрофизиолога опередил психолог Луис Херман из университета штата Гавайи (США), который обучил молодых дельфинов двум искусственным языкам! Один из них состоял из свистящих звуков, синтезируемых на компьютере, а другой - из знаков, формируемых жестикуляцией пальцами и руками. Каждый язык содержал 35 слов, комбинируемых по правилам грамматики более чем в тысячу фраз!

Цивилизация дельфинов?

Лилли все больше погружался в убеждение об особом положении дельфинов в животном мире. Более того, ученый постепенно уверовал в существование рядом с нами иной цивилизации! За миллионы лет подводной эволюции она постигла тайны океана и законы мироздания, создала культуру и своеобразную науку. Весь этот гигантский массив информации хранится в необъятной памяти «живых компьютеров» и передается из поколения в поколение - сначала предполагали, что изустно, а теперь, как оказалось, и в письменном виде!

Да, судя по всему, наши ближайшие родственники - обезьяны - постепенно отодвигаются от нас по шкале сообразительности. И действительно, по убеждению профессора А. Портмана из Зоологического института в Базеле (Швейцария), на второе место по интеллектуальному уровню после человека надо ставить дельфина, за ним слона, а уж потом обезьяну. Но высказывается мнение, что дельфин кое в чем даже превосходит гомо сапиенса!

Универсальный эхолокатор

Доктор биологических наук Борис Федорович Сергеев в своей книге «Живые локаторы океана» сообщает о немыслимой напряженности работы дельфиньего мозга при акустическом зондировании окружающего пространства. Звуковые излучатели животного генерируют непрерывно 20-40 сигналов в секунду, а в особых случаях - порядка 500 импульсов! Таким образом, мозг дельфина обрабатывает ежесекундно такую лавину разнообразных сигналов, с которой не справился бы даже современный компьютер. Рассылая в разные стороны щелчки, скрипы, свисты и уханья, дельфин ловит их отражения от встречающихся препятствий и создает в своем мозгу своеобразную мозаику эхо-сигналов. Можно предполагать, что эта мозаика воспроизводит окружающее пространство со всеми находящимися в нем объектами с такой информационной насыщенностью, какая просто не может быть достигнута зрительным восприятием!

По заявлению упоминавшегося выше Джона Лилли, он вплотную подошел к установлению голосового контакта с этими животными. Изучая магнитофонные записи, фиксировавшие все разговоры и звуки в дельфинариуме, исследователь обратил внимание на взрывчатые и пульсирующие серии сигналов. Это было похоже на смех! Более того, в магнитофонных записях, сделанных в отсутствие людей, проскальзывали в очень сжатом виде некоторые слова, принадлежавшие операторам и произнесенные ими в течение рабочего дня! Однако дальше процесс обучения дельфинов человеческому языку не пошел. Раздумывая о причинах этого, Лилли высказал ошеломляющую догадку: им стало скучно с людьми!

И все же очередной важный шаг в этом направлении сделали московские биоакустики В.И. Марков и В.М. Островская. Мало того, их результаты можно считать просто сенсационными! А дело в том, что человеческая речь состоит из трех уровней сложности: звук, слог и слово. Комбинацией слов можно в принципе выразить любую мысль. Так вот. в дельфиньем языке в последнее время насчитали шесть уровней сложности! Главное, по мнению специалистов, заключается в том, что эта в высшей степени своеобразная система сигнализации напоминает архаичные языки, на которых говорят эскимосы, ирокезы и некоторые племена, обитающие в Северной Америке! Первоосновой речи у этих народностей служит нечто вроде языкового иероглифа, объединяющего в себе и существительные, и прилагательные, и глаголы. Словом, эквивалент целой развернутой фразы! Так и у дельфинов: базовый элемент представляет собой длинный свист, причем в разных группах сигналов он различается началами и концами, подобно тому, как в человеческой речи существуют приставки, суффиксы и окончания при неизменном корне! И наконец, самое удивительное заключается а том, что в дельфиньих сигнальных рядах обнаружены математические закономерности, свойственные письменным текстам людей! Иначе говоря, в них замечаются признаки семантической иерархии типа "фраза - абзац - параграф - глава"!

Последние известия

В бывшем СССР почти все исследования дельфинов были засекречены. Об этом говорил и упоминавшийся выше московский биоакустик, доктор биологических наук Владимир Марков. По его словам, еще в 80-е годы прошлого века он с коллегами изучал письменность дельфинов. Ученые нанесли на бумагу десятки тысяч их сигналов! И поняли, что сигнал дельфина - это нечто большее по значению и информационному содержанию, чем наша лексическая единица - слово. А словарный объем этих сигналов огромен - около 7 тысяч! Человек, между прочим, обходится словарным объемом всего в 800-1000 лексических единиц! «На мой взгляд. - говорил В.И. Марков, - дельфины - разумные существа, способные получать, обрабатывать и использовать информацию, объем которой выходит за пределы их биологической потребности...". Жаль, что Джон Лилли не дожил до этого знаменательного признания!

Американские исследователи дельфинов Джек Кассевиц и его жена Донна осуществляют сейчас международный проект «Поговорим с дельфином». Энтузиасты надеются расшифровать "иероглифы", замеченные в поперечном сечении звуковых лучей, которыми животные "ощупывают" окружающее пространство. По словам консультанта проекта Хорейса Доббса, он давно подозревал, что мозг дельфина обрабатывает звуковые сигналы так же, как человеческий мозг обрабатывает визуальную информацию. Сейчас это удалось доказать. Таким образом, система коммуникаций у дельфинов может быть основана на визуальных образах, которые передаются звуком.

сайт - В течение достаточно длительного времени специалисты изучали язык дельфинов и получили поистине потрясающие результаты. Как известно, звуковые сигналы возникают в носовом канале дельфинов в момент прохождения через него воздуха.

Удалось установить, что животные используют шестьдесят базовых сигналов и пять уровней их комбинирования. Дельфины способны создавать «словарь» объемом 1012 слов! Едва ли дельфины пользуются таким количеством «слов», но и объем их активного «словаря» впечатляет - около 14 тысяч сигналов. Для сравнения: такое же количество слов составляет средний словарный запас человека. А в повседневной жизни люди обходятся 800-1000 словами.

Общение дельфинов выражается в звуковых импульсах и ультразвуке. Дельфины издают широкий набор разнообразных звуков: свист, щебет, жужжание, писк, визг, чмоканье, щелканье, скрежет, хлопки, рев, крик, скрип и т.д. Наиболее выразительным является свист, разнообразие видов которого насчитывает несколько десятков. Каждый из них означает определенную фразу (сигнал тревоги, боли, призыв, приветствие, предупреждение и др.) Американские ученые пришли к выводу, что у каждого дельфина в стае есть свое имя, и особь на него откликается, когда к дельфину обращаются сородичи. Ни у одного другого животного такой способности обнаружено не было.

Интеллект дельфинов

Мозг дельфина схож по весу с мозгом человека. Размер в данном случае не имеет значения. Швейцарские ученые, проводившие исследования способностей животных, обнаружили, что по уровню интеллекта дельфины занимают второе после человека место. Слоны оказались третьими, а обезьяны заняли только четвертое место. Не уступая по весу мозгу взрослого человека, мозг дельфина, при этом имеет более сложное строение мозговых извилин.

Многие ученые в наши дни проводят различные эксперименты с дельфинами и приходят к неожиданным выводам.

В частности, теория о том, что дельфины в отличие от других представителей животного мира используют «свой язык» - не только для общения на уровне инстинкта выживания, но и для накопления и усвоения значительных объемов информации. Вопрос зачем им это надо - если у них отсутствует в человеческом понимании «разумная жизнь». В этом направлении проводится масса исследований.

Важный аспект - дельфины «видят» ушами. Испуская ультразвук, они обсчитывают предмет, таким образом получая какое-то визуальное изображение. Слух этих млекопитающих в сотни раз острее человеческого. Он способны слышать звуки собратьев за сотни и порой тысячи километров.

Уровень их чувствительности уха дельфина расположен в диапазоне 10 Гц - 196 кГц. Возможно, низкочастотный предел еще ниже. Ни одно живое существо на Земле не обладает столь широким частотным диапазоном.

При так называемом акустическом зондировании пространства дельфины генерируют около от 20-40 сигналов в секунду (в экстремальных ситуациях до 500). То есть ежесекундно идет обработка информации сравнимая с мощностью самых сложных компьютеров, разработанных человеком (Борис. Ф. Сергеев «Живые локаторы океана»).

Предполагается, что из этого калейдоскопа информации воспроизводится окружающее пространство и все предметы в нем, по своей информативности не сопоставимая с привычным нам зрительным восприятием.

Стоит учесть, что человек 90 процентов информации получает через обработку зрительного сигнала. Так вот дельфины получают ее за счет слуховой и эхолокационной. При чем на таком уровне, на котором человек пока даже не может создать технические устройства.

«Язык» дельфинов

Речь дельфинов - всевозможные на человеческий взгляд «неразумные» звуки уже сейчас на основании опять же научных экспериментов, рассматривается по уровню сложности как любой человеческий язык.

Российские ученые Марков и Островская изучая речь дельфинов, пришли к выводам, что она превосходит по уровню сложности человеческую.

Современные языки имеют следующую структуру: звук, слог и слово. Из которых состоит речь. При анализе звуков, издаваемых дельфинами было выделено 6 уровней сложности, которое имеет строение схожее с древними, забытыми языками. В основе таких языков лежит что-то наподобие языковых иероглифов. Когда за одним звуковым обозначением (звук, слог) - в таких языках, заложен эквивалент смысловой фразы в нашем понимании. В случае с дельфинами это определенный свист.

В речи дельфинов также обнаружили математические закономерности, которые свойственны письменным текстам по иерархии расположения информации: фраза, абзац, параграф, глава.

Обучаемость

В чем же проявляются интеллектуальные способности дельфинов? Прежде всего, стоит отметить быструю обучаемость морских обитателей. Выполнять команды дельфины учатся иногда даже быстрее, чем собаки. Дельфину достаточно показать трюк 2-3 раза, и он с легкостью повторит его. Кроме того, дельфины проявляют и творческие способности. Так, животное не только способно выполнить задание дрессировщика, но и проделать в процессе еще какие-то трюки. Удивительно и такое свойство дельфиньего мозга: он никогда не спит. Правое и левое полушария мозга отдыхают поочередно. Ведь дельфину нужно всегда быть начеку: избегать хищников и периодически всплывать на поверхность для дыхания.

Дельфины обладают поистине удивительными способностями. Известный американский нейрофизиолог Джон Лилли, один из пионеров, изучавших физиологию мозга в Пенсильванском университете, назвал дельфинов «параллельной цивилизацией».

Джон Лилл вплотную подошел к установлению голосового контакта с этими животными. Изучая магнитофонные записи, фиксировавшие все разговоры и звуки в дельфинариуме, исследователь обратил внимание на взрывчатые и пульсирующие серии сигналов. Это было похоже на смех! Более того, в магнитофонных записях, сделанных в отсутствие людей, проскальзывали в очень сжатом виде некоторые слова, принадлежавшие операторам и произнесенные ими в течение рабочего дня! Однако дальше процесс обучения дельфинов человеческому языку не пошел. Раздумывая о причинах этого, Лилли высказал ошеломляющую догадку: им стало скучно с людьми!

Дельфинотерапия

Активно используется в современной медицине, официальными исследованиями подтверждаются следующие факты.

То, что пациент во время сеанса находится в измененном состоянии сознания, подтверждают электроэнцефалографические данные (измерения обычно проводятся до сеанса и сразу после него). Ритмы мозга человека значительно замедляются, снижается доминирующая ЭЭГ-частота, происходит синхронизация электрической активности обоих полушарий мозга. Подобное состояние характерно для медитации, аутогенного погружения, гипнотического транса, холотропного дыхания. Кроме того, психоиммунологические исследования доказали, что во время сеансов дельфинотерапии значительно возрастает выработка эндорфинов. Эндорфины помогают гармонизировать нервную систему и настроить ее на активное и позитивное мировосприятие.

В одном из нью-йоркских музеев американские ученые представили сорок фотографий, сделанных с компьютерного экрана. Они отражали поэтапное перерождение человека в дельфина. Это — при гипотетических условиях, если люди полностью переселились бы жить в Океан. Причем информация о дельфинах в компьютер не закладывалась.

Машина об их существовании и «представления не имела». Результат вычислений был ошеломляющим. ЭВМ со всеми своими процессорами выдала не только внешний облик «аристократов моря», но и их физиологические характеристики!

Увидеть дельфина в море, считается очень хорошим знаком. Пообщаться с ними поближе - счастье неимоверное. Эти славные существа с умными глазами, того и гляди скажут что-то в ответ.

А говорить они умеют. Это выяснили ученые, выдвинув версию, что дельфины общаются на своем языке. Есть предположение, что очень много лет назад мы говорили также, как и эти симпатичные млекопитающие. Просто наша речь потом эволюционировала, а их осталась на прежнем уровне. Можно ли нам вернуть былое взаимопонимание?

Люди, которые много времени проводят с дельфинами, говорят, что они поют песни об известных событиях, рыбах, и всех - кого они встречали, спасали или сопровождали. И их постоянное стрекотание очень приятно на слух.

Что интересно, подобным способом морские интеллигенты способны связываться с различными видами морских существ. Причем, дельфины умеют издавать и тихие звуки. Но лишь небольшой процент от населения всего земного шара имеет способность услышать их.

Ну а пока элементарное общение между дельфином и человеком происходит с помощью ручных сигналов и языка жестов. Хотя, тренеры этих улыбчивых существ утверждают, что порой и этого всего не требуется. Потому что, млекопитающие точно понимают все услышанное.

Работа с людьми вообще является забавой для дельфинов. И они всегда и во всем стремятся нам помочь. Часто обеспечивают эскорт для судов, прыгая и играя рядом. Еще одна интересная особенность этих созданий, что они живут сегодняшним днем и не дают грустным воспоминаниям испортить жизнь. Они хранят собственные истории, но не видят причин позволить истории столкнуться с сегодняшним днем. О, эти морские жители могли бы многое рассказать…

Интеллект удивил ученых

Ну а ученые уже много времени пытаются расшифровать непонятный язык дельфинов. И свой способ сделать это разработал лингвист из Гарвардского университета Джордж Зипф. Он подсчитал, сколько раз в типичном тексте на английском языке встречаются различные буквы. Ведь в осмысленном тексте не могут подряд стоять несколько одинаковых знаков, они встречаются с некоторой периодичностью.

Затем светила построил график для частот появления букв в определенном порядке и в логарифмическом масштабе. Получилась наклонная линия с угловым коэффициентом, равным -1. Для текстов на других языках угловой коэффициент получался таким же. Абсолютно случайный набор букв, который не несет никакой информации, на графике располагается горизонтально, без всякого наклона.

То есть всякая абракадабра, прошедшая сквозь сито математических формул, на таком графике покажет нулевой результат. Таким образом, ученые исследовали свист дельфинов, применив метод Зипфа, и получили такой же коэффициент наклона, что и у человеческих языков. То есть - несущим информацию!

«Значит, дельфины нам близки по интеллекту», - сделали вывод ученые. Теперь дело за тем, чтобы понять, что хотят сказать нам эти «свистуны»?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Научный сотрудник лаборатории биоакустики Владислава ТАРЧЕВСКАЯ, много лет занимается проблемой звукового общения дельфинов:

- Вполне возможно, что люди и дельфины - самые разумные существа во Вселенной. Морские обитатели таят в себе необыкновенные возможности. Диапазон частот звуковых сигналов у дельфинов значительно перекрывает человеческий. Судите сами: если наше звуковое общение происходит в полосе частот до 20 кГц (а музыканты способны различать до 40 кГц), то у дельфинов этот «потолок» поднят до 300 кГц. Более того, в итоге наших исследований оказалось, что у наших «братьев» примерно столько же уровней организации звуков, сколько и у человека: шесть. Звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст.

У человека смысловое значение возникает с 3-го уровня, то есть со слова. А вот с какого уровня оно начинается у дельфина, мы пока не знаем. Но по сложности организация звуковых сигналов у человека и дельфина почти одинакова. А вообще есть много заметных параллелей между двумя видами - Homo sapiens и Orcinus orca. Срок их жизни примерно тот же, что и у людей, они взрослеют в том же возрасте, очень общительны и живут семьями. И у них есть свои диалекты - нечто вроде наших языков.

Каждый имеет свое имя

Существует легенда, что дельфины - это перерожденные люди, прежде населявшие исчезнувшую под водами океана Атлантиду. Звучит красиво. А еще, есть версия, что у дельфинов, как и у людей есть имена, которыми они друг друга нарекают.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел Веденин, психолог:

- Это правда, что дельфины - вторые разумные существа на земле. И, если бы они жили на суше, Дарвин определил бы, что человек произошел именно от них. Дельфины читают человеческие мысли на большом расстоянии. Приходилось ли вам наблюдать в море резвящихся дельфинов? Они совершенно не боятся людей и любят подплывать довольно близко к купающимся. Наверное, они бы играли с нами и вблизи от берега, но, очевидно, что там для них слишком мелко. Известны случаи, когда дельфины проявляли довольно высокие «интеллектуальные» способности.

А в контакт с ними вступить достаточно просто. И это делается уже давно. Я не имею в виду простую дрессировку, хотя и она впечатляет. Но мне хочется акцентировать внимание на том, что эти животные не только дрессируются, но и способны к тренировкам, то есть к осознанному выполнению возложенных на них задач. Логические цепочки, которые выстраивают дельфины, намного длинней и крепче, чем может увязать любое другое животное.

Пришельцы из космоса живут в море

В одном из нью-йоркских музеев американские ученые представили сорок фотографий, сделанных с компьютерного экрана. Они отражали поэтапное перерождение человека в дельфина. Это — при гипотетических условиях, если люди полностью переселились бы жить в Океан. Причем информация о дельфинах в компьютер не закладывалась. Машина об их существовании и «представления не имела». Результат вычислений был ошеломляющим. ЭВМ со всеми своими процессорами выдала не только внешний облик «аристократов моря», но и их физиологические характеристики!

Имеются и другие косвенные свидетельства в пользу того, что дельфины — ближайшие родственники современного человека. Например, Китайский биолог поверг в изумление научный мир, утверждая, что дельфины являются потомками пришельцев из космоса. Тут поправка: профессор Хсу Сенсунг не сомневается, что у некоторых дельфинов коэффициент интеллекта выше, чем у людей. Он также уверяет, что поддерживает с ними телепатический контакт.

Подопечные профессора передают ему сигналы. Их он воспринимает как мысли и образы. Из коих он и почерпнул: предки дельфинов прилетели на Землю на межзвездных кораблях 100 тысяч лет назад. Они были вынуждены покинуть собственную планету из-за жутких экологических проблем. Однако, на Земле их технологии оказались непригодными, и спустя столетия цивилизация звездных пришельцев пришла в полный упадок...

Иногда «серые уфонавты» парализуют человека на расстоянии... Кто-то ухмыльнется, подумав, что это всего лишь современные мифы, сказки людей с обостренно-необузданной фантазией. Но не будем торопиться «подводить черту». То, что ныне открывает современная наука в области дельфинологии, и вовсе во сто крат перекрывает самые невероятные фантазии и легенды о жизни зубатых китообразных.

Одну из последних гипотез выдвинул астроном из Космического центра имени Кеннеди - Саймон Кларк. По его мнению, дельфины являются коренными обитателями одной из лун Юпитера. «Забудьте про «маленьких зеленых человечков» — самыми умными существами после человека в нашей Солнечной системе могут быть дельфины», — сообщил ученый.

Дело в том, что когда несколько лет назад запущенная НАСА космическая станция «Галилей» пролетала от луны Юпитера Европы всего в 400 километрах, ее чувствительные радиодетекторы зафиксировали под толщей льда в океане какое-то движение.

Звуковые сенсоры уловили исходящий прямо из-подо льда свист. Тогда директива из высших эшелонов власти обязала НАСА засекретить все данные о программе «Галилей». Поэтому подробности открытия стали известны лишь недавно.

— После того как эти факты были переданы на Землю и подвергнуты тщательному компьютерному анализу, — рассказал Кларк, — ученые были поражены. Аудиограф показал, что частота звуков, исходящих из океана Европы, была идентична звукам, издаваемым земными дельфинами! Вероятность ошибки составляет 0,001 процента.

Хотя на данный момент невозможно сказать, что за существа «переговариваются» в океанах Европы, ученые выдвигают гипотезу, что на далеком спутнике Юпитера обитают организмы, похожие на наших земных дельфинов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Государственного океанариума Украины (Севастополь) Людмила Лукина:

- Долгое время наука о морских млекопитающих считала дельфинов вторично-водными. В ледниковый период в условиях экстремального похолодания они ушли под воду, адаптировались, превратились в милых обаятельных существ. И тому приводилась масса доказательств. А сейчас появляется теория, что это — параллельная человеческой цивилизация.

О происхождении милых китообразных идут споры, обсуждаются различные гипотезы, но загадка родословной дельфинов до сих пор не раскрыта. Во всяком случае, об их происхождении ученые пока ничего путного сказать не в силах. Необозримые дали времен для нас так и остаются интригующей и, увы, неразгаданной загадкой.

http://cloudwatcher.ru

Уже в Древней Греции к этим морским хищникам относились с большим уважением. Но так ли они умны, как мы думаем? Джастин Грегг проводит расследование.

Лишь только американский нейрофизиолог Джон Лилли (John Lilly) вскрыл череп дельфина, как обнажилась выпуклая розовая масса. Он сразу понял, что сделал важное открытие. Мозг животного был огромен: даже больше человеческого. Шел 1955 год. Изучив мозги пяти усыпленных дельфинов-афалин, Лилли пришел к выводу, что эти похожие на рыб водные млекопитающие наверняка обладают интеллектом. Возможно, превосходящим интеллект человека.

Когда Лилли сделал свое открытие, связь между интеллектом и размером мозга казалось простой: чем больше мозг, тем умнее животное. Мы, с нашими огромными мозгами, запихнутыми в наши раздутые черепа, по этой логике, естественно, получались самым умным видом. Следовательно, дельфины тоже должны были оказаться теми еще умниками. Но проведенные с тех пор исследования показали, что «претензия» дельфинов на самый высокий интеллект (если не считать человека) не так уж обоснованна. Вороны, осьминоги и даже насекомые демонстрируют силу разума, сравнимую с дельфиньей, хотя у них даже близко нет столько серого вещества.

Так настолько ли дельфины умны, как мы думаем?

КЭ-тест

Коэффициент энцефализации (КЭ) - мера относительного размера мозга, вычисляемая как отношение фактической величины мозга к средней прогнозируемой величине для млекопитающего данного размера. Согласно некоторым измерениям, самый большой КЭ (7) - у человека, поскольку наш мозг в 7 раз больше ожидаемого. Дельфины стоят на втором месте, например у крупнозубых дельфинов КЭ приблизительно равен 5.
Однако, когда дело доходит до сопоставления КЭ с интеллектуальным поведением животных, результаты оказываются неоднозначными. Большие КЭ коррелируют со способностью приспосабливаться к новой окружающей среде или изменять свое поведение, но не со способностью использовать инструменты или подражать. Дело еще осложняется растущей в последние годы критикой самого принципа вычисления КЭ. В зависимости от данных, введенных в модель, у людей может оказаться нормальный мозг по соотношению с телом, тогда как у горилл и орангутангов невероятно большие тела по сравнению со стандартным мозгом.

Серое вещество

Само по себе наличие большого мозга - или большого КЭ - не гарантирует, что животное окажется умным. Но не только размер мозга заинтриговал Лилли. Внутри черепа дельфина он обнаружил внешний слой мозговой ткани, которая, совсем как человеческий мозг, была скручена, словно скомканная бумага, засунутая в наперсток.
Внешний слой мозга млекопитающего, который называется корой головного мозга, у человека участвует в сложных когнитивных процессах, включая нашу способность говорить, а также самосознание. Оказывается, у дельфина кора головного мозга больше, чем человеческая. Что же это может означать?

У многих видов, прошедших тесты на способность к самосознанию (например, тест с зеркалом), сравнительно большая часть коры головного мозга расположена впереди. Именно эта фронтальная кора головного мозга, по всей видимости, отвечает за способность шимпанзе, горилл и слонов узнавать себя в зеркале. Дельфины тоже успешно прошли этот тест. Но вот в чем подвох: у них нет фронтальной коры. Увеличенных размеров кора головного мозга у них втиснута в области по бокам черепа. Передняя часть мозга остается странно впалой. И поскольку у сорок, которые тоже опознают себя в зеркале, коры нет совсем, нам так и приходится чесать в затылке в попытке придумать, какие части мозга у дельфинов и сорок отвечают за самосознание. Возможно, дельфины, как и сороки, не используют кору головного мозга, чтобы узнавать себя в зеркале. Чем именно занимается дельфинья кора головного мозга и почему она такая большая, так пока и остается загадкой.

Назови этот свист

Это не единственная тайна, окружающая дельфиний интеллект. На протяжении многих лет споры про несоответствие мозга дельфинов их поведению были настолько яростными, что канадский специалист по морским млекопитающим Ланс Барретт-Леннард (Lance Barrett-Lennard) был вынужден заявить: «Будь мозг дельфина размером с грецкий орех, это никак не повлияло бы на то, что жизнь у них устроена сложным образом и высоко социальна».

Лилли мог бы выступить против замечания о грецком орехе. Но с идеей, что дельфины - сложные с точки зрения социального устройства существа, он бы согласился. Проводя довольно неприятные инвазивные эксперименты на мозге живых дельфинов, он заметил, что они часто зовут друг друга (с помощью свистков) и ищут друг у друга утешения. Он считал это доказательством теории, что дельфины - социально развитые животные и что их система коммуникации может быть не менее сложна, чем человеческий язык.

Спустя 15 лет появились доказательства того, что Лилли был не очень далек от истины. Во время экспериментов, когда дело доходит до понимания смысла знаков и их сочетаний в предложениях, дельфины справляются с заданиями почти так же, как человекообразные обезьяны. Наладить двустороннюю коммуникацию с дельфинами так же хорошо, как с высшими приматами, до сих пор не удавалось. Но способность дельфинов понимать знаки в лабораторных исследованиях поразительна.

Тем не менее сделанное Лилли предположение, что коммуникативная система дельфинов настолько же сложна, что и наша, скорее всего, не соответствует действительности. Справедливости ради надо сказать, что ученые вообще практически ничего не понимают в том, как проходит коммуникация у дельфинов. Зато им удалось выяснить, что у дельфинов есть особенность, не присущая остальному животному миру (за исключением человека). Среди некоторых видов дельфинов у каждого представителя вида есть свой особый свист, который тот использует на протяжении всей жизни и который служит его «именем».

Мы знаем, что дельфины умеют запоминать свисты своих родственников и товарищей по игре, помнят даже свисты, которые не слышали 20 лет. Согласно новым исследованиям, дельфины откликаются, когда слышат свой личный свист от других, из чего можно заключить, что дельфины время от времени зовут друг друга по имени.

Лилли, конечно, не мог этого знать. Но он вполне мог быть свидетелем именно такого поведения во время своих экспериментов полвека назад.

Как дельфин учится

Раз дельфины пытаются привлечь внимание сородичей, зовя их по имени, значит, они в какой-то мере осознают, что те обладают сознанием. В отличие от большинства человекообразных обезьян, дельфины, похоже, сразу понимают указующие жесты человека. Это позволяет предположить, что они умеют соотносить ментальные состояния, такие, как взгляд или указывание, с людьми, производящими эти указательные жесты. Как животное, не обладающее руками, способно понимать указательные жесты человека - просто загадка. И хотя нет доказательств, что дельфины полностью способны понимать мысли и убеждения других (некоторые называют это «моделью сознания»), они, желая привлечь внимание людей к объекту, указывают на него головой.

Некоторое осознание собственных мыслительных процессов (и мыслительных процессов других существ), видимо, и позволяет дельфинам разрешать сложные проблемы, как это происходило в лабораторных условиях. На воле женская особь индо-тихоокеанского дельфина-афалины была поймана на том, что удаляла скелет каракатицы, чтобы ее было проще есть. А это процесс долгий, требующий планирования.

При охоте может проявляться не меньшая изобретательность. Дикие афалины в Акульей бухте в Австралии используют морские губки, чтобы выгнать из убежища рыбу, - умение, передававшееся из поколения в поколение. Многие популяции дельфинов учатся приемам охоты у своих сверстников. Афалины Южной Каролины (США) собираются у обнажающегося при отливе берега, чтобы поймать рыбу в ловушку, а касатки в Антарктике объединяются в группы, чтобы создавать волны и смывать тюленей со льда.

Такое «социальное научение» - неотъемлемая часть теории о культуре у животных, определяемой как знание, которое передается от животного к животному. Вероятно, это лучшее объяснение тому, как молодые касатки выучивают диалект своей семьи.
Одна из гипотез о том, почему у дельфинов такой большой мозг, может реабилитировать исходные идеи Лилли: она предполагает у дельфинов своего рода социальный интеллект, который делает для них возможным решение проблем, культуру и самосознание. Многие виды дельфинов живут в сложных обществах с запутанными и постоянно меняющимися союзами, отношения между группами мужских особей в Акульей бухте напоминают сюжет мыльной оперы. Жизнь в обществе, пронизанном политическими интригами, требует немалых мыслительных способностей, ведь приходится запоминать, кто вам обязан и на кого можно положиться. Ведущая теория гласит, что у дельфинов развился такой большой мозг, потому что им требовались дополнительные «когнитивные мышцы», чтобы помнить про все эти сложные социальные связи. Это так называемая гипотеза «социального мозга».

Мозговитые твари

Это может объяснить, почему у других животных, ведущих сложную социальную жизнь, тоже большой мозг (например, у шимпанзе, воронов и людей). Но не списывайте пока обладателей маленького мозга с маленьким КЭ полностью со счетов. Многие примеры сложного поведения, которое мы видим у дельфинов, наблюдаются и у видов, не входящих в сложные социальные группы. Бордер-колли по кличке Чейсер знает более 1000 знаков, обозначающих предметы, - «словарь», размер которого заставил бы покраснеть дельфинов и человекообразных обезьян, испытывавшихся в аналогичных условиях. Осьминоги используют кокосовую скорлупу, чтобы защититься от хищников. Козы умеют следовать человеческим указующим жестам. Рыбы способны обзаводиться целым рядом умений через общение друг с другом, включая защиту от хищников и добычу корма. А муравьи демонстрируют поведение, называемое «тандемный бег», - это, вероятно, лучший пример обучения не у людей.

Ларс Читтка (Lars Chittka) - ученый, занимающийся поведением насекомых, - убежденный сторонник той идеи, что насекомые с маленьким мозгом гораздо умнее, чем мы считаем. Он вопрошает: «Если эти насекомые при настолько маленьком мозге способны проделывать такое, кому тогда нужен большой мозг?»

Чем больше мы узнаем о нейробиологии, тем больше понимаем, что связь между размером мозга и интеллектом в лучшем случае незначительна. Дельфины, без сомнения, демонстрируют богатый диапазон интеллектуальных характеристик. Но что именно делает этот орех-переросток в дельфиньем черепе, сейчас еще бо́льшая загадка, чем раньше.

Джастин Грегг (Justin Gregg) - участник проекта по изучению коммуникации дельфинов и автор книги «Дельфины и правда умные?» (Are Dolphins Really Smart)