Идеальное государство платона

Учение Платона о человеке.

Из сказанного ясно, что Платон достаточно резко разводит и противопоставляет душу и тело.

Телесное рождение, как уже говорилось, Платон отнюдь не считает началом нашего существования. Напротив, для Платона чрезвычайно важно показать и доказать, что душа человеческая по природе бессмертна (безусловно, всегда бессмертна, она такова, что не может быть иной).

В диалоге «Федон» Платон приводит аргументы в пользу бессмертия души. Наиболее существенный из них уже приводился: чтобы заключать, что эти бревна равны, или что эта девушка красива, нужно уже знать о равенстве и красоте как таковых. То есть, согласно Платону, просто наша способность мыслить /не соображать, - звери тоже бывают сообразительны, улавливая причинно-следственную связь явлений в данной ситуации, - а именно мыслить, подводить конкретную чувственно воспринимаемую вещь под общее понятие/, /наша способность, глядя на вещи, припоминать нечто большее, на что они намекают/, указывает на причастность человеческой души некой иной природе, иному миру , не знающему уничтожения и рождения, миру вне времени (божественному миру).

Если вам кажется, что Платон чересчур похож на теолога, обратите внимание, что доказательств бытия Бога вы у него не найдете. Платону, в сущности, не важно, существует ли Демиург, или это – всего лишь технический прием, чтобы объяснить отношение вещей и идей. А вот если убрать из платонизма тезис о бессмертной природе души, - и от него ничего не останется (в лучшем случае, лишь отдаленные отголоски).

Можно даже сказать, что идея бессмертной(по природе бессмертной) души конфликтует с идеей Бога: бессмертная по природе (безусловно бессмертная) душа самодостаточна и не в каком спасении или защите божества не нуждается.

Итак, согласно Платону, душа бессмертна, причастна божественному миру и ей здесь (в мире чувственно воспринимаемых вещей) не место. Ей необходимо вернуться назад.

Оказавшись связанной с телом, душа страдает. 1) Она как бы слепнет: перестает видеть вещи, как они есть, в истинном свете. 2) Она перестает понимать, чего же она действительно хочет, она начинает смешивать свои желания со страстями и животными импульсами тела. 3) И, конечно же, она все забывает, теряет память (все свои знания).

Согласно Платону, тело – темница души, клетка, в которую она попала и из которой ей нужно выбраться.

Как она в эту темницу попала? По слабости, не сумев удержаться в горнем мире. Телесное рождение, согласно Платону, - это падение, несчастливое событие.

Другой вариант ответа (из «Тимея»): по крайней мере, одну жизнь в теле прожить должны были все, это – испытание, экзамен, который не все сдали с первого раза.

Рассуждая о путешествиях души, о том, что с ней было и что ее ждет, Платон весьма часто говорит на языке поэтических метафор. Понятно, почему это происходит: он рассказывает некий миф, намекающий /на реальное положение вещей/ на истину.

В диалоге «Федр» Платон сравнивает душу с колесницей, запряженной двумя конями (возничий – разум). У человеческой души (в отличие от душ богов) один конь плохой, норовистый, и поэтому она со временем падает (съезжает) вниз, в чувственно воспринимаемый мир.

В «Тиме» Платон говорит, что душ человеческих было сотворено по числу звезд. И каждому нужно вернуться на свою звезду.

Душа упала и ей нужно вернуться назад. Смерть не решит проблемы, так как, будучи связанной с телом своими мыслями и желаниями, она слишком отяжелела, и не на какую звезду не попадет. Ей нужно еще при жизни очиститься, вспомнить, кто она такая, откуда она (вспомнить тот мир). А вспомнить тот мир она может потому, что этот мир напоминает тот. Путь очищения, согласно Платону, - это путь познания.

Чтобы избавиться от плена этого телесного мира, не рождаться вновь и после смерти попасть на свою звезду, - человеку нужно прожить жизнь философом (научившись правильно мыслить и проведя жизнь именно мысля). То есть философия, согласно Платону, - это средство спасения души .

Он так же называет ее «искусством умирания» («Федон»): философ, - это тот, кто еще при жизни научился разделять в себе душу и тело (желания души от желаний тела), и поэтому смерть (отделение души от тела) его страшить не должна.

Данный параграф называется «учение Платона о человеке». Но это название не является вполне точным: Платона только душа человеческая интересует. Тело же он считает всего лишь ее временным пристанищем (не самым лучшим). Поэтому он с легкостью заговаривает о возможности переселения душ: душа (человека) может вселиться в какое-нибудь другое тело, например, тело животного.

А как же человек? Но так именно Платон и говорит о человеке: как о теле и душе, не очень-то связанных, и в основном враждующих. /Платон не может ничего сказать о человеке (в целом), кроме, как о проблеме (проблеме отношения души и тела)/.

А когда Платон попытается дать некое внешнее (описательное) определение человека /как живого существа среди других существ/, у него получится глупость: «двуногое бесперое».

/В ответ на это Диоген, как рассказывает устное предание, пришел в «академию» Платона, принеся с собой ощипанного петуха, и сказал: «Вот тебе твой человек»/.

Роберт Шекли

Благополучно посадив корабль на Регул-V- члены экспедиции разбили лагерь и включили ГР-22-0134- своего граничного робота- которого они называли Максом. Робот этот приводился в действие голосом и представлял собой двуногий механизм- предназначенный для охраны лагеря от вторжения неземлян в случае- если экспедиции где-нибудь придется столкнуться с неземлянами. Первоначально в строгом согласии с инструкцией Макс был серо-стального цвета- но во время бесконечного полета его покрасили нежно-голубой краской. Высота Макса равнялась одному метру двадцати сантиметрам- и члены экспедиции постепенно уверовали- что он - добрый- разумный металлический человек- железный...

Дополнительная информация

  • Читать:
  • Скачать:

Случайный отрывок из книги:

СТОЙ!!! - загремел робот, когда Холлорен собрался было переступить границу.

Холлорен остановился как вкопанный. Фотоэлектрические глаза Макса вспыхнули, и негромкий двойной щелчок возвестил, что он привел в боевую готовность оружие малого калибра. Холлорен решил действовать осторожнее.

Я стою. Моя фамилия Холлорен. Ну как, все в порядке, Макс?

Пожалуйста, назовите пароль.

- "Колокольчики", - ответил Холлорен. - Ну, а теперь с твоего разрешения...

Не пересекайте границы, - предупредил робот. - Пароль неверен.

Как бы не так! Я же сам тебе его давал.

Это прежний пароль.

Прежний? Да ты лишился своего электронного рассудка! - воскликнул Холлорен. - "Колокольчики" - единственный верный пароль, и никакого нового пароля у тебя быть не может, так как...

Разве что...

Робот терпеливо ждал, пока Холлорен взвешивал эту неприятную мысль и, наконец, высказал ее вслух:

Разве что капитан Битти дал тебе новый пароль перед отлетом. Так оно и было?

Да, - ответил робот.

Мне следовало бы это сообразить, - сказал Холлорен, но он был раздосадован. Такие промашки случались и прежде, но в лагере всегда был кто-нибудь, кто помогал исправить положение.

Впрочем, оснований для тревоги не было. Если подумать хорошенько, ситуация складывалась довольно занятная. И найти выход ничего не стоило. Достаточно было немного поразмыслить.

Холлорен, разумеется, исходил из того, что ГР-22-0134 способны хотя бы немного поразмыслить.

Макс, - начал Холлорен. - Я понимаю, как это произошло. Капитан Битти дал тебе новый пароль, но не сказал мне об этом. А я затем усугубил допущенный им промах, не проверив, как обстоит дело с паролем, прежде чем вышел за границу лагеря. Робот ничего не сказал, и Холлорен продолжал:

В любом случае эту ошибку легко поправить.

Искренне надеюсь, что это так, - ответил робот.

Ну конечно же, - заявил Холлорен без прежней уверенности. - И капитан, и я, давая тебе новый пароль, всегда следуем определенным правилам. Сообщив пароль тебе, он тут же сообщает его мне устно, но на всякий непредвиденный случай - вроде того, что произошел сейчас, он его записывает.

В своей антропологии Платон такой же идеалист и дуалист, как и в метафизике (теории бытия). В человеке Платон различает, разделяет и даже противополагает низшее и высшее, зависимое и самостоятельное, тело и душу. Душа составляет истинно сущее в человеке. Она существует самостоятельно (в отличие от тела), и до рождения человека, и после его смерти, и ей подобает господство над телом. Душа – одно из главных слов любого платоника.

Философ заимствовал у пифагорейцев и орфиков учение о бессмертии души. А к аргументам Сократа (противоположности, «припоминание», душа – простая сущность = идеям) добавил следующее соображение.

Можно ли согласиться с тем, что душа – некая «гармония» тела, его «строй»? Если бы душа была всего лишь функцией тела, его составных частей то она не могла бы идти против тела, против его желаний, управлять телом и господствовать над ним. А именно в этом состоит деятельность души в отношении к телу, и нет большей беды, зла в мире, чем слишком крепкая привязанность души к телу. Такая привязанность заставляет душу целиком поставить себя на службу низшим и преходящим телесным потребностям. Высшее, бессмертное не должно служить в человеке низшему, смертному. Наоборот, низшее должно подчиняться высшему, тело должно служить душе.

Более того, цель души вполне достигаема лишь после освобождения её от временной оболочки.

И, наконец, душа не только движет сама себя, но и приводит в движение тело, одушевляет его, делает его живым. И как сущность жизни душа не может воспринять в себе противоположное самой своей сути – смерть, так число «три» не может стать чётным, а снег – горячим. Идея вечной жизни неотделима от понятия Бога.

Бессмертие души предполагает её предсуществование и жизнь после смерти человека. Душа «падает» на Землю и входит в тело из мира идей, или сферы Нуса (Ума), божественного в силу сохранившихся в ней чувственных вожделений, привязанности к бывшему телу. Эта привязанность и приводит к падению души: она заключена в теле как в могиле.

Человек – внутренне разорванное существо. Т.о. антропология Платона дуалистична. Связь же со сферой божественного, откуда и произошла душа, заключена в разумности человека. Разум – частица Бога, это причастность человека к миру вечному и истинному. В душе есть три силы (способности): разум, воля, желание (вожделение). Первая – высшая (божественная) сила, или часть, изначально связана с истинным бытием, Две низшие силы связаны с низшим миром изменчивого, телесного, чувственно воспринимаемого. Но воля – благородная часть, т.к. посредством воли разум подчиняет чувственное. А вожделение – низшая часть, т.к. чувственное здесь подчиняет себе разумное.

Каждая часть души имеет свою добродетель (пригодность, совершенство). Добродетелью разума является мудрость (полнота знания, совершенство ума). Добродетелью воли – мужество. Добродетелью вожделения (желания) является умеренность. Все три добродетели объединяются в одной, высшей – в справедливости. Она царит тогда, когда все три части души правильно выполняют своё назначение и гармонируют друг с другом.

Антропология и этика Платона подчиняются его метафизике и теории познания: чувственное и телесное не истинно. Но удовольствие допускается, поскольку оно не мешает разумному служению истине и добру.

На принципе идеализма базируется и учение Платона об обществе. Задача философа заключалась не столько в описании реально существовавшего общества (хотя и оно необходимо), сколько в постижении самой идеи государства, идеи вечной, неизменной и совершенной.

Такое идеальное государство Платона есть, так сказать, гигантография души и разума человека. Ведь люди стремятся к высшему благу, строят свою совместную жизнь сознательно, свободно. Они ставят себе определённые цели, поэтому они всегда могут определить, правильно или неправильно устроено общество, хорошо оно или дурно. В практической жизни, следовательно, необходимо какое-т мерило, критерий готовый оценить реально существующее общество: всё ли устроено так, как «надо» или общество необходимо изменить, исправить, перестроить.

В диалогах «Государство» и «Законы» Платон набросал проект такого «идеального» государства. «Быть может, - писал философ, - есть на небе его образец, доступный каждому желающему… А есть ли такое государство на земле и будет ли оно – это совсем неважно». Эта теория – первая в истории философии политическая утопия.

Отдельный человек способен лишь к чему-то одному, к определённой деятельности, а потому, нуждаясь во многом, он вынужден объединяться с другими. Отсюда, по Платону, возникновение государства связано со слабостью каждого отдельного человека. Объединение людей основано на разделении труда, на различии их способностей и талантов. Для того, чтобы люди могли жить совместно, необходимо, чтобы кто-то производил продукты питания, кто-то строил дома и шил одежду, кто-то защищал от врагов и т.т.

Как и душа, государство должно состоять из трёх главных частей, сословий соответственно тому, какая сила преобладает в душе того или иного человека:

1) Правителей – мудрых людей, учёных, «созерцателей истины», жизнью которых управляет разум;

2) Воинов (стражей) – мужественных людей, в поведении которых преобладает воля, «яростное начало»,сознание долга и чести;

3) Производителей (дельцов) – крестьян, ремесленников и торговцев – людей движимых по преимуществу вожделениями, направленными на чувственно воспринимаемые предметы.

Таким образом, сословия и классы различаются не столько занятиями и положением в обществе (это следствие), сколько уровнем духовного совершенства, нравственности.

Низшее сословие снабжает всех граждан вещами, необходимыми для жизни. Войны охраняют порядок, защищают граждан от внешних и внутренних опасностей. Управлять же городом должны философы, потому что политика – это забота об общем благе всех граждан государства. Делать это могут только они, люди, способные видеть это общее, понимать идеи, действительно знать, в чём состоит истинное благо человека, и в чём заключается справедливость вообще в том числе – социальная. Платон выдвигает, таким образом, идею научного управления обществом.

Если правители соединяют в себе мудрость и власть, то, напротив, собственность и власть должны быть непременно разделены. Ведь собственность – источник частного интереса и всякий, получивший власть, будет использовать её в частных, а не в общих интересах. А потому правители и воины должны быть лишены собственности, у них всё должно быть общим. Они должны вести спартанскую жизнь, целиком посвящённую общему благу, справедливости, миру и процветанию государства.

Частный, материальный интерес – первопричина всех общественных зол: алчности, властолюбия, насилия, ненависти, раздора, борьбы всех против всех, войн, разделения на бедных и богатых и т. п. Лишь низшему сословию нужна и даже необходима частная собственность в умеренных размерах. Личная материальная заинтересованность – средство поставить вожделения людей на службу высшим общественным интересам. «Но до тех пор, - писал Платон, - пока обществом не управляют философы – для человеческого рода нет конца злу».

Будущие правители должны отбираться лучшими воспитателями из особо одарённых детей из всех сословий и получать власть через 50 лет воспитания и совершенствования. Воспитание и образование для Платона – основа общества.

Правители сначала занимаются:

    музыкой, поэзией и гимнастикой (до 20 лет);

    затем математикой, астрономией, музыкальной гармонией (до 30 лет);

    наконец, практической деятельностью в государстве под руководством правителей (до 50 лет). После этого они могут выбрать либо должность правителя, либо созерцательную жизнь учёного.

Справедливость в общественной жизни заключается в гармонии частей. Она царит тогда, когда каждый выполняет свои обязанности соответственно своим способностям и положению. И если учёный торгует, а торговец управляет государством – добра не будет. Все сословия необходимы. Единство разумного – гармония.

Из реально существующих государств наилучшие, согласно Платону, монархия и аристократия (букв. – власть лучших). Такие государства – хорошие и правильные.

Остальные виды государственного устройства – ошибочные, неправильные, порочные, извращённые. В таких государствах и души людей становится соответствующими – испорченными, изуродованными.

Существует четыре вида порочного государственного устройства: тимократия, олигархия, демократия, тирания («крайнее заболевание государства»).

Тимократия – государственный строй, основанный на честолюбии. Он возникает из аристократического правления, представляет собой первую ступень деградации государственной власти. При определённых обстоятельствах в душе стражей может усилиться стремление к приобретению и наживе. Они захотят иметь землю, частные дома, золото и серебро и установят частную собственность среди стражей и правителей, разделив между собой общественное достояние. Всех же остальных они обратят в своих рабов. Так возникает нечто среднее между арстократией и олигархией. Власть получают не мудрые, но люди, «яростные духом», рождённые для соперничества, борьбы и войны. Такое государство будет вечно воевать, а в тимократическом человеке перемешано добро и зло. Он жаден до денег, но бережлив, стремиться к удовольствиям, но стыдится этого, он менее образован и жесток характером, чем философ и учёный, но всё же чтит науку и свободных людей, а власти послушан.

Так, вместе с частной собственностью и корыстолюбием, появляются богатые и бедные, злодеи и преступники, насилие и война.

Олигархия – это строй, основный на имущественном цензе: власть принадлежит богатым, а бедные вообще не участвуют в управлении. Накопление богатства у частных лиц губит тимократию: чем больше воинов любят деньги, тем меньше почитают они мужество и честь. И чем больше в обществе ценят богатство и богачей, тем меньше ценят добродетель и её обладателей.

Богачами восхищаются и назначают на государственные должности. В этом – главный порок такого государства – это всё равно, что назначить капитаном судна того, кто богаче, а не того, кто знает основы кораблевождения. А ведь управлять государством гораздо труднее и дело это несравненно более важное.

Поэтому олигарх в действительности и не правитель (управлять он не в состоянии), и не подданный (он ставит себя выше закона), «а попросту растратчик готового», «расточитель», «трутень». Подобный человек - «болезнь для государства», не его управление, а его бремя. Такое государство непрочно, внутренне раздвоено, в нём нет единства. Оно состоит, по сути, из двух государств – бедняков и богачей.

Чрезмерное богатство одних рождает чрезмерную бедность других. Ведь богачи не создают больше других, их богатство – лишь за счёт перераспределения: то, что получают они, отнимается у других. Поэтому в таком государстве чуть ли не все бедняки, кроме правителей. Собственный народ для них страшнее неприятеля. Богачи – плохие воины, а дать оружие беднякам они боятся. Олигархический человек поклоняется одному богу – алчности и корыстолюбию. Подобные люди богаты и обладают властью лишь благодаря малодушию бедняков, ведь эти господа, в сущности, «никчёмные люди».

Демократия, согласно Платону, вырастает из олигархии, из ненасытной погони за мнимым богатством., который, якобы, состоит в том, чтобы быть как можно богаче.

Конец олигархии кладёт восстание бедных и лишённых власти людей. Часть богачей убивают, часть выгоняют за границу, остальных уравнивают в правах. Богатства делят между собой поровну, как и власть.

Самое главное в демократии – полная свобода, возможность делать, что хочешь. Каждый имеет право ивозможность устраивать свою жизнь по собственному вкусу. Люди при таком строе необычайно разнообразны. На первый взгляд, пишет Платон, такой строй кажется самым лучшим. И, тем не менее, демократия основана на презрении ко всему, что «мы считали важным, когда основали наше государство».

Демократия «равнодушна» к тому, кто получает государственную власть. Её получают проходимцы и случайные люди. А потому, будучи приятен и разнообразен, такой строй не имеет должного управления. Хуже всего то, что демократия «уравнивает» равных и неравных. Человек умный выдающийся, мужественный, добрый, честный имеет точно такое же право на власть, как и последний трус, дурак и негодяй.

Такое общество способно дать человеку всевозможные наслаждения, самые пёстрые и разнообразные. Демократия выдавливает стыдливость, обозвав её глупостью, назовёт трусостью рассудительность. Опустошив, таким образом, душу юноши, демократия заполнит её наглостью, разнузданностью и распутством, прославляя их и увенчивая венками. Наглость назовут просвещённостью, разнузданность – свободой, распутство - великолепием, бесстыдство – мужеством. Демократический человек так же многолик, пёстр, текуч и разнообразен, как и его государство. Из этой бесконечной свободы и вырастает потихоньку тирания.

Тирания – следствие демократии. Как ненасытное стремление к богатству неизбежно губит олигархию, так и ненасытное стремление к свободе разрушает демократию.

Демократическое государство опьяняется свободой сверх должного. Всё принудительное вызывает здесь возмущение. Под предлогом свободы перестают почитать родителей, отец начинает бояться сына, учитель – ученика, школьник ни во что не ставит учителей.

Дело кончается тем, что люди перестают считаться с законом. Всё же чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону. Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Как ни ценит толпа свободу, ей необходимы идолы. Тиран и вырастает из этого корня, как ставленник народа, его представитель и выразитель.

Сначала тиран приветливо всем улыбается, даёт множество обещаний раздаёт народу землю. Потом он вовлекает народ в какие-то войны, «чтобы народ испытывал нужду в предводителе», обеднел и больше думал о хлебе насущном и меньше о политике. «А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю»,- пишет Платон.

Влиятельные люди будут высказывать своё недовольство происходящим. Тогда, чтобы сохранить власть «тирану придётся всех их уничтожить». Тиран зорко следит за теми, кто мужествен, кто разумен, кто влиятелен. Он не может быть спокоен, пока в государстве остаются такие люди, и не успокоится, пока не очистит от них государство.

Так народ впадает в худшее рабство – рабство у рабов. Всю жизнь тиран полон страха и мучается. Он тиранит не только государство, но и близких, и самого себя. Он – дальше всех от действительного блага, поэтому он несчастнее всех.

В следующей лекции речь пойдёт о философии ученика Платона - Аристотеля.

Из сказанного ясно, что Платон достаточно резко разводит и противопоставляет душу и тело.

Телесное рождение, как уже говорилось, Платон отнюдь не считает началом нашего существования. Напротив, для Платона чрезвычайно важно показать и доказать, что душа человеческая по природе бессмертна (безусловно, всегда бессмертна, она такова, что не может быть иной).

В диалоге «Федон» Платон приводит аргументы в пользу бессмертия души. Наиболее существенный из них уже приводился: чтобы заключать, что эти бревна равны, или что эта девушка красива, нужно уже знать о равенстве и красоте как таковых. То есть, согласно Платону, просто наша способность мыслить /не соображать, - звери тоже бывают сообразительны, улавливая причинно-следственную связь явлений в данной ситуации, - а именно мыслить, подводить конкретную чувственно воспринимаемую вещь под общее понятие/, /наша способность, глядя на вещи, припоминать нечто большее, на что они намекают/, указывает на причастность человеческой души некой иной природе, иному миру , не знающему уничтожения и рождения, миру вне времени (божественному миру).

Если вам кажется, что Платон чересчур похож на теолога, обратите внимание, что доказательств бытия Бога вы у него не найдете. Платону, в сущности, не важно, существует ли Демиург, или это – всего лишь технический прием, чтобы объяснить отношение вещей и идей. А вот если убрать из платонизма тезис о бессмертной природе души, - и от него ничего не останется (в лучшем случае, лишь отдаленные отголоски).

Можно даже сказать, что идея бессмертной(по природе бессмертной) души конфликтует с идеей Бога: бессмертная по природе (безусловно бессмертная) душа самодостаточна и не в каком спасении или защите божества не нуждается.

Итак, согласно Платону, душа бессмертна, причастна божественному миру и ей здесь (в мире чувственно воспринимаемых вещей) не место. Ей необходимо вернуться назад.

Оказавшись связанной с телом, душа страдает. 1) Она как бы слепнет: перестает видеть вещи, как они есть, в истинном свете. 2) Она перестает понимать, чего же она действительно хочет, она начинает смешивать свои желания со страстями и животными импульсами тела. 3) И, конечно же, она все забывает, теряет память (все свои знания).

Согласно Платону, тело – темница души, клетка, в которую она попала и из которой ей нужно выбраться.

Как она в эту темницу попала? По слабости, не сумев удержаться в горнем мире. Телесное рождение, согласно Платону, - это падение, несчастливое событие.

Другой вариант ответа (из «Тимея»): по крайней мере, одну жизнь в теле прожить должны были все, это – испытание, экзамен, который не все сдали с первого раза.


Рассуждая о путешествиях души, о том, что с ней было и что ее ждет, Платон весьма часто говорит на языке поэтических метафор. Понятно, почему это происходит: он рассказывает некий миф, намекающий /на реальное положение вещей/ на истину.

В диалоге «Федр» Платон сравнивает душу с колесницей, запряженной двумя конями (возничий – разум). У человеческой души (в отличие от душ богов) один конь плохой, норовистый, и поэтому она со временем падает (съезжает) вниз, в чувственно воспринимаемый мир.

В «Тиме» Платон говорит, что душ человеческих было сотворено по числу звезд. И каждому нужно вернуться на свою звезду.

Душа упала и ей нужно вернуться назад. Смерть не решит проблемы, так как, будучи связанной с телом своими мыслями и желаниями, она слишком отяжелела, и не на какую звезду не попадет. Ей нужно еще при жизни очиститься, вспомнить, кто она такая, откуда она (вспомнить тот мир). А вспомнить тот мир она может потому, что этот мир напоминает тот. Путь очищения, согласно Платону, - это путь познания.

Чтобы избавиться от плена этого телесного мира, не рождаться вновь и после смерти попасть на свою звезду, - человеку нужно прожить жизнь философом (научившись правильно мыслить и проведя жизнь именно мысля). То есть философия, согласно Платону, - это средство спасения души .

Он так же называет ее «искусством умирания» («Федон»): философ, - это тот, кто еще при жизни научился разделять в себе душу и тело (желания души от желаний тела), и поэтому смерть (отделение души от тела) его страшить не должна.

Данный параграф называется «учение Платона о человеке». Но это название не является вполне точным: Платона только душа человеческая интересует. Тело же он считает всего лишь ее временным пристанищем (не самым лучшим). Поэтому он с легкостью заговаривает о возможности переселения душ: душа (человека) может вселиться в какое-нибудь другое тело, например, тело животного.

А как же человек? Но так именно Платон и говорит о человеке: как о теле и душе, не очень-то связанных, и в основном враждующих. /Платон не может ничего сказать о человеке (в целом), кроме, как о проблеме (проблеме отношения души и тела)/.

А когда Платон попытается дать некое внешнее (описательное) определение человека /как живого существа среди других существ/, у него получится глупость: «двуногое бесперое».

/В ответ на это Диоген, как рассказывает устное предание, пришел в «академию» Платона, принеся с собой ощипанного петуха, и сказал: «Вот тебе твой человек»/.

Ученик Сократа, учитель Аристотеля - древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.

Жизненный путь

Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.

Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности - акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.

Платоновская Академия

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Учение Платона развилось на фундаменте с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Идея политического воспитания

Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику - асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.

Философские труды

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) - «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) - «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) - «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Отец идеализма

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении - эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы - это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.

Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи - это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека - это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы - непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная - инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос - весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Красота и Любовь - вечные понятия

Из всего этого следует, что познание мира - это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство - высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке - постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.

Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота - он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь - созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь - ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после - духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.

Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие - уровень эйдосов - существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.

Политические взгляды Платона

Биография и неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).

Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан - это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников - известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.

Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.

Мифы и верования

Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.

Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души

Платон - первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах "Государство", "Федр" он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название "циклическое". Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют "сами по себе". Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они - абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третий аргумент

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело - это часть природы, тогда как душа - часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое, последнее доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует и Кебета в "Федоне". Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его - смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа - бессмертна.

Значение идей Платона

Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт - еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.

Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.

Как выглядел философ, его характер

Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.

Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.

Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.