Как работает автокондиционер. Как пользовать автомобильным кондиционером правильно

В большинстве случаев принцип работы автомобильного кондиционера объединен с системой отопления и вентиляции. Летом эта система может использоваться для охлаждения воздуха в салоне, а зимой для его обогрева. Климатическая система с полным набором функций и автоматическим управлением называется климат-контролем. Подробнее читайте в статье…

Устройство кондиционера автомобиля, состав:

Компрессор приводится в движение от приводного ремня двигателя. Причем только тогда, когда включена соединительная муфта. Он всасывает газообразный фреон (красная линия ) из испарителя и нагнетает в конденсор (радиатор), в котором сжатый газообразный фреон переходит в жидкое состояние, отдавая тепло в атмосферу. Жидкий фреон низкого давления (желтая линия ) проходит через испаритель (испаритель это тоже радиатор, но находится он в салоне)

При прохождении испарителя фреон интенсивно поглощает тепло, выделяя при этом холод. Воздух вблизи испарителя становится холодным. Он под действием вентилятора и подается в салон. Далее все повторяется по кругу. На рисунке представлен общий принцип работы кондиционера в машине.


Контроль за состоянием системы

Система не может работать бесконтрольно. Для контроля температуры охлаждения и предотвращения обледенения испарителя используется датчик температуры в испарителе и электронный блок управления кондиционером. Блок преобразует сигналы датчика и управляет реле электромагнитной муфты, то включая, то выключая компрессор. Таким образом температура хладагенда поддерживается в заданных пределах.

Для снижения нагрузки на мотор система управления двигателем в некоторых случаях может отключать кондиционер. Например компрессор может отключаться при трогании с места, при интенсивном разгоне или при превышении предельных оборотов двигателя.

При помощи датчика давления система так же отслеживает состояние фреона. Если давление фреона будет слишком низким (менее 0,196 МПа) датчик давления размыкается и муфта компрессора выключается.

При слишком высоком давлении (выше 3,14 МПа) датчик давления тоже отключает кондиционер. Принцип работы его такой, что если давление в норме (1,77 МПА) или выше. то датчик давления замыкается и блок управления получает сигнал на включение дополнительной скорости вращения вентиляторов.

Когда температура хладагента в испарителе достигает +3,5 С. муфта компрессора выключается. Если температура фреона превысит 110 С, компрессор выключится с целью защиты от перегрева.

Система в автомобиле заправлена фреоном R-134a объем заправки измеряется в граммах и может значительно отличаться на разных авто. Так же в систему добавляется масло для смазки деталей компрессора. Заправляется фреон только по весу. Заправка кондиционера «по давлению» недопустима, это шарлатанство.


Принцип действия кондиционера: Компрессор сжимает газообразный хладагент, температура фреона в компрессоре поднимается до 110 градусов Цельсия, а давление на выходе из кондиционера достигает 1500 кПа (что примерно равно 15 атмосфер).

В радиаторе горячий фреон отдает тепло в окружающий воздух и, соответственно, охлаждается. Температура его снижается уже до 50-70 градусов. При отдаче тепла хладагент конденсируется (переходит в жидкое состояние).

Дальше, все еще находясь под высоким давлением, фреон поступает в осушитель. Осушитель может быть совмещен с радиатором. В нем из фреона отделяется влага и очищенный фреон поступает в расширительному клапану.

Расширительный клапан снижает давление хладагента в системе. После клапана давление и температура падает. Давление снижается до 200 кПа (2 атмосферы), а температура снижается до 0-2 градусов.

В испарителе фреон отдает холод, потому что радиатор отопителя выдувает его через испаритель. Холодный воздух по воздуховодам поступает в салон. При отдаче холода фреон нагревается. В испарителе он превращается снова в пар (испаряется), а при испарении происходит поглощение тепла. Именно поэтому температура воздуха при продуве испарителя значительно ниже температуры окружающего воздуха.

Принцип работы компрессора, смотрите видео:

Устройство автомобильного кондиционера позволяет фреону, отдавая холод поглощать тепло, из-за этого он нагревается. И на выходе испарителя его температура поднимается до +(5-8) градусов. Давление все еще низкое 200 кПа. Теперь оно поднимется только после комрессора. И дальше весь цикл повторяется..

Как известно, личный автомобиль уже давно перестал быть заоблачной роскошью, перейдя в разряд удобного и практически общедоступного средства передвижения. В этой статье речь пойдет об устройстве, позволяющем нам чувствовать себя наиболее комфортно, находясь в салоне авто, а именно – об автокондиционере. Вы узнаете, как правильно эксплуатировать и обслуживать автомобильный кондиционер, ознакомитесь с принципом его работы, получите полезные советы по выбору хладагента и заправке кондиционера. Не забывайте, что только правильная эксплуатация автокондиционера может дать гарантию его эффективной работы без лишних материальных затрат с вашей стороны.

Конечно, обойтись без автокондиционера вполне возможно, но… Знойная погода, посторонние запахи, повышенная влажность – все эти факторы иногда способны сделать поездку невыносимой, даже не смотря на удобные сидения, наличие аудиосистемы и первоклассные ходовые качества автомобиля. Простаивать в долгой пробке в июльскую жару, безуспешно пытаясь поймать хотя бы дуновение легкого ветерка из открытого окна – это, безусловно, достаточно изощренная пытка. А ведь выход так прост!

На сегодняшний день кондиционер можно установить даже на самые простые – выбор фирм, занимающихся производством и установкой автомобильных кондиционеров, поистине огромен. Однако, после того как вы оборудовали свой автомобиль этим чудом современной техники, возникает ряд вопросов, главным из которых является следующий: как эксплуатировать и обслуживать автомобильный кондиционер, чтобы избежать его и скорой замены? Спешим заверить, что это совсем не сложно – достаточно лишь иметь представление о принципе работы кондиционера и соблюдать некоторые простые правила, ведь правильная эксплуатация кондиционера – это залог его долгой и эффективной работы без лишних материальных затрат со стороны автовладельца.

Как это работает?

Чтобы правильно эксплуатировать автомобильный кондиционер, стоит знать, как он работает. Принцип работы автокондиционера достаточно прост – по своей схеме он напоминает работу обычного бытового холодильника. Автокондиционер представляет собой герметичную систему, периодически требующую заправки маслом и фреоном. Выражаясь образно, «сердцем» автомобильного кондиционера является компрессор, а «кровью» — хладагент. Этот хладагент в виде газа под давлением прокачивается насосом через всю систему кондиционера в несколько этапов. Сначала он поступает в конденсатор, где превращается в жидкость, благодаря охлаждению воздухом, поступающим снаружи при движении авто или нагнетаемым специальным вентилятором. После этого хладагент попадает в ресивер-осушитель – устройство, фильтрующее микрочастицы грязи и износа компрессора, затем в расширительный клапан и в испаритель (в виде охлажденного газа). Испаритель расположен возле приборной панели авто, а рядом с ним находится вентилятор, прогоняющий салонный или уличный воздух через испаритель. Воздух охлаждается и возвращается в салон, после чего хладагент попадает в – и система замыкается.


При работе автокондиционера воздух в салоне автомобиля становится суше и чище. Этот эффект достигается благодаря тому, что влага из воздуха, проходящего через испаритель, капает на землю, заодно унося с собой частицы пыли и гари. Вот откуда берутся небольшие лужи под машинами, долго стоящими на одном месте с одновременно включенными двигателем и кондиционером.

Как эксплуатировать автомобильный кондиционер?

Для того, чтобы кондиционер в вашем авто прослужил вам долго – необходимо уметь правильно обращаться с ним. , автокондиционеры нуждаются в своевременном специальном уходе и соблюдении правил эксплуатации. Итак, в чем же заключается правильная кондиционера? На этот счет существуют некоторые простые правила, которые, к сожалению, не всегда соблюдаются автовладельцами. Например, никогда не следует забывать о том, что кондиционер в вашей машине будет по-настоящему эффективно работать только в том случае, если закрыты все окна и люк (если таковой имеется). Для наиболее быстрого охлаждения салона в жару, нужно на несколько минут открыть все двери, чтобы автомобиль «продуло» сквозняком, а затем закрыть их и включить кондиционер (двигатель при этом должен работать).


Если климатическая система вашего авто предусматривает параллельную работу печки и кондиционера – полезно иногда включать их одновременно. В этом случае, благодаря осушающему воздействию автокондиционера, уменьшится запотевание ветрового и боковых стекол машины.

Помните о том, что в системе кондиционеров содержится масло, циркулирующее в совокупности с хладагентом. В случаях, когда система долго находится в бездействии, некоторые из ее деталей могут пересохнуть, разрушиться и начать протекать (в частности это относится к неопреновым прокладкам). Чтобы перестраховаться от этой неприятности, нужно включать автокондиционер раз в неделю (в том числе и в зимнее время) на 10–15 минут, чтобы масло смазало все важные узлы – это поможет избежать пересыхания.

Выбор хладагента

Правильная эксплуатация кондиционера также зависит от правильно подобранного хладагента. Долгие годы самым распространенным хладагентом являлся всем известный фреон – R-12 (CFC), который использовался и в работе тех же бытовых . Однако в первой половине 90-х годов двадцатого века использование фреона в охлаждающих системах было приостановлено, поскольку стало известно, что он разрушает озоновый слой земли. Несмотря на это, фреон до сих пор используется на автомобилях до 1993 года выпуска, но автокондиционеры на более новых моделях заправляются другим хладагентом – R134a (HFC). Этот хладагент позволяет системе автокондиционирования работать более экономично и потреблять гораздо меньше бензина. Также он выгоден в плане своих небольших потерь по сравнению со «старым добрым» фреоном и занимает меньше места в моторном отсеке.


Но главное, что всегда следует помнить для правильной эксплуатации автокондиционера – два этих хладагента не могут работать вместе! Они имеют различный состав и поэтому требуют разного давления для своей нормальной работы.

Итак, никогда не пытайтесь залить R-12 в новую машину, а R134a – в автомобиль-«ветеран». Для R134a нужны шланги с нейлоновой оплеткой внутри, а старые шланги и прокладки из обычной резины он попросту разъест, вызвав протечку.

В перспективе развития европейской автомобильной индустрии прогнозируется повсеместное использование еще более нового хладагента для автомобильных кондиционеров – R744, который наносит еще меньший урон окружающей среде, чем R134a. Однако, по тем же прогнозам, при использовании этого вещества сильно усложнятся процессы обслуживания, заправки и , поскольку этот хладагент требует очень высокого давления для своей эффективной работы. Ну что ж, поживем – увидим.

Правильная заправка автокондиционера

Итак, мы уже выяснили, что разные типы хладагентов несовместимы между собой, и нельзя заменить один из них каким-нибудь другим. Конечно, из этого правила имеются небольшие исключения. Например, если автокондиционер в вашей машине заправляется фреоном R-12, то в крайних случаях можно заменить его другим видом фреона. Однако это следует делать, соблюдая крайнюю осторожность, предварительно заменив ресивер-осушитель и промыв всю систему. Поскольку все эти манипуляции обойдутся вам в кругленькую сумму – проще все-таки найти СТО, у которой имеется запас фреона R-12 и заправиться там.


Кстати, если ваш – то заправлять автокондиционер хладагентом в первое время можно один раз в 2–3 года. Однако в дальнейшем скорость испарения будет повышаться, и кондиционер необходимо будет дозаправлять минимум раз в 1–2 года даже в том случае, если явных проблем не будет наблюдаться. Большое значение при этом имеет масло, добавленное в хладагент – циркулируя в системе, оно смазывает уплотнители, значительно продлевая срок их службы.

Вообще главное, что хотелось бы порекомендовать автовладельцу при выборе сервиса для заправки автомобильного кондиционера: надежней всего заправляться в тех сервисах, где заправка кондиционеров является профильной услугой. Узкоспециальные сервисы дадут вам более высокую гарантию правильной и качественной заправки автокондиционера, чем точки «широкого профиля», берущиеся за любую работу, связанную с техобслуживанием автомобилей.

Помните, что если, например, автомобильный кондиционер недозаправлен – в нем не будет достаточного давления для правильной работы, из-за чего он станет работать с большей нагрузкой и в итоге быстро выйдет из строя. А если же автокондиционер, наоборот, излишне перезаправлен – он может банально взорваться из-за переизбытка давления.

Помимо этого губительно воздействуют на кондиционер такие факторы, как:

  • проскальзывание муфты компрессора;
  • переизбыток масла;
  • влага или воздух, попавшие в систему;
  • грязь и посторонние частицы на ребрах конденсатора и испарителя;
  • неисправная (перегревающаяся) система охлаждения авто.

Если на станции техобслуживания для заправки автомобильных кондиционеров используются баллоны под давлением или хладагент взвешивается на обычных весах для определения нужного количества – немедленно уезжайте оттуда, поскольку там явно не имеют представления о том, как обслуживать автомобильный кондиционер. Заправка автокондиционера должна осуществлять исключительно по правильной технологии и на оборудовании, рекомендованном его производителем. Неправильная, непрофессиональная заправка в дальнейшем может повлечь за собой достаточно дорогой ремонт автомобильного кондиционера.

Самостоятельная проверка автокондицонера

Помимо прочего, правильная эксплуатация автокондиционера подразумевает и самостоятельную проверку его качественной работы. Запомните, что наиболее эффективно это устройство будет работать, если правильно соблюдено количество хладагента. Загляните в руководство по эксплуатации автокондиционера: в нем указан оптимальный уровень хладагента (единица измерения – обычно миллилитры), и старайтесь не допускать его повышения/понижения.

Чтобы самостоятельно проверить нехватку хладагента – прислушайтесь, не раздаются ли щелчки компрессора при включении системы. Если вы слышите щелкающие звуки – значит, ваш автокондиционер нуждается в заправке.

Утечку хладагента тоже можно продиагностировать самостоятельно – обратите внимание на трубки автокондиционера: если на них имеются масляные разводы, значит, есть утечка (это дает о себе знать масло, «в паре» с которым обычно работает хладагент).


Если в салоне автомобиля при включении автокондиционера появляется неприятный специфический запах – значит, кондиционер требует антибактериальной обработки. Такой запах обычно возникает из-за бактерий, которые заводятся в испарителе автокондиционера. Вдыхать бактериальный коктейль вместо чистого воздуха – вредно для здоровья.

Не забывайте о своевременной диагностике

И последний на сегодня совет. Обязательно помните о том, что корректное обслуживание автомобильного кондиционера включает в себя своевременную диагностику его системы. Такая диагностика должна проводиться не реже одного раза в год. Желательно проводить ее весной, после долгого зимнего простоя автокондиционера.

Заключение!

Еще раз обратим ваше внимание на то, что диагностику, равно как заправку и чистку автомобильного кондиционера стоит доверять исключительно профессионалам в этой области. Такой подход не только избавит вас от излишних материальных затрат в дальнейшем, но и сэкономит ваши деньги и нервы.

Итак, желаем всем автовладельцам удачного выбора кондиционеров для своих автомобилей и чистого воздуха в салоне!

  • Новости
  • Практикум

Группа ГАЗ показала немцам Газели, Газоны и Урал

В Ганновер, где проходит выставка, Группа ГАЗ привезла только модели из линейки Next. В частности, на стенде компании выставлены бортовые «Газель-Next» и «Газон-Next», а также самосвал «Урал-Next». Притом «Газон» представлен и в дизельном, и в метановом исполнениях. Что касается пассажирских машин, то посетителям выставки покажут 16-местный цельнометаллический микроавтобус на шасси второго поколения...

Названа дата дебюта нового поколения грузовиков Scania

Вывод на рынок новой линейки грузовиков произойдет в несколько этапов - то есть строительные, дальнобойные и развозные линейки дебютируют в разное время. При этом параллельно продолжит продаваться и техника текущего, четвёртого, поколения. Отметим, что для грузового мира дебют действительно нового поколения машин - очень большое событие. Обычно коммерческая техника...

Мотоциклисты просят, чтобы им напоминали ПДД

Столичные мотоциклисты предлагают размещать на дорожных табло информацию, касающуюся Правил дорожного движения для мотоциклистов, сообщает портал М24 со ссылкой на руководителя столичного движения «МотоМосква» Андрея Иванова. Иванов также добавил, что Правила дорожного движения стоит напоминать и водителям автомобилей, поскольку «не нужно ставить автомобилистов и мотоциклистов по разные стороны импровизированных...

Formula 1 в Сочи: как попасть на гонку бесплатно

Получить бесплатные билеты на гран-при Сочи смогут победители викторины, которую «Авто Mail.Ru» организует совместно с Pirelli. Всё очень просто: чтобы принять участие в викторине, необходимо перейти на спецстраницу и быстрее и правильнее всех ответить на все вопросы. Важно, чтобы ответы были не только быстрыми, но и верными, поскольку за каждый промах участнику...

Как отдохнуть недорого: скоро появится интересная альтернатива

По словам руководителя Ростуризма Олега Сафонова, на автомобильные поездки по России есть высокий спрос как у россиян, так и у иностранцев. Однако удовлетворить этот спрос мешает отсутствие комфортной инфраструктуры, говорится в официальном сообщении ведомства. Одновременно в ходе пресс-конференции Сафонов заявил, что пилотный проектом в данном направлении станет развитие туристической инфраструктуры...

Старый американский автомобиль превратили в копию Bugatti Veyron

Видеоролик с участием необычного авто опубликовал на YouTube пользователь Subaruwrfan, который заснял машину во время слёта поклонников необычных машин Cars & Coffee. Как можно убедиться по видео, клон Bugatti Veyron получился очень похожим на оригинальный суперкар. К примеру, авторам проекта удалось не только сохранить пропорции настоящего «Вейрона», ...

Названы компании, продающие в РФ наибольшее число настоящих иномарок

Как свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», всего за указанный период в РФ было ввезено 153,5 тыс. легковых автомобилей. И тем интереснее узнать, какие же марки продают в России наибольшее число «настоящих иномарок», привезенных из-за границы. Как оказалось, больше всего автомобилей за отчетный период импортировала компания Toyota ...

Видео дня: трехлетний мальчик дрифтует на BMW

В сети набирает популярность новый ролик, на котором трехлетний ребёнок отправляет в управляемый занос BMW 5-й серии. Если верить описанию к видео, дело происходит в Ираке, а в качестве оператора выступает отец маленького мальчика. Обращает на себя внимание и тот факт, что все действия ребенка выглядят вполне осознанными: хотя мальчик еле...

Будущий бестселлер Lifan: мы увидели его первыми

Напомним, что Lifan Solano, дебютировавший в 2008 году, недавно пережил уже вторую за свою жизнь модернизацию. Ранее сообщалось, что продажи радикально обновлённых седанов стартуют только осенью, однако корреспонденту «Авто Mail.Ru» неожиданно удалось встретить живую машину во Владимирской области. Водитель Solano II отказался комментировать, откуда взялась машина, но позволил...

Nissan возобновит в России сборку одной из моделей

Об этом «Авто Mail.Ru» рассказал директор по связям с общественностью представительства Nissan Роман Скольский. Nissan Tiida продается в России с 2007 года. В январе 2015 года на заводе в Ижевске началась сборка «Тииды» нового поколения. Автомобиль предлагался с 1,6-литровым 117-сильным двигателем в сочетании с механической трансмиссией или вариатором. Однако уже в августе 2015 ...

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

В последние годы с приходом лета в наши широты зачастую приходит аномальная жара. Температура +40С и повышенная влажность стали обычным явлением. Все это приводит к необходимости пользоваться кондиционером. Если он есть. Ну, а в случае отсутствия – автолюбители все чаще задумываются о его установке.

Раньше кондиционер считался атрибутом роскоши. Сегодня же его можно встретить даже в бюджетных авто. Тем не менее, есть значительное количество автомобилей (в основном б/у), в которых нет, и не было кондиционера.

В этой статье мы расскажем о принципах работы автомобильного кондиционера, его обслуживании и анализе и предотвращении всякого рода неисправностей.

Принцип работы автомобильного кондиционера



Схема работы кондиционера проста и принципиально не отличается от работы бытового холодильника. Кондиционер представляет собой герметичную систему, в которой происходит циркуляция фреона. Принцип работы основан на законе физики, который гласит, что при переходе вещества из жидкого состояния в газообразное тепло поглощается, а при переходе вещества из газообразного состояния в жидкость - тепло отдается. Веществом, которое циркулирует в системе кондиционирования, в нашем случае является фреон, именуемый хладагентом. Его задача поглощать тепло в салоне автомобиля, поддерживая таким образом комфортную температуру. В газообразном состоянии фреон поглощает тепло, а в жидком выделяет. Так тепло из салона автомобиля переносится за его пределы.

Компрессоры кондиционеров бывают нескольких видов. Отличаются приводом и типом. Наибольшее распространение получили компрессоры поршневого или роторного типа, приводящиеся в движение коленчатым валом автомобиля, как наиболее простые и имеющие высокий КПД. Преимущество компрессоров с собственным приводом в том, что они могут работать при выключенном двигателе автомобиля. Для машин с системами старт-стоп компанией Sanden разработаны компрессоры, которые работают от двигателя или от собственного привода, в зависимости от режима.

Для каждой модели авто существует своя компоновка системы кондиционирования



Отличаются кондиционеры и по схеме работы. Их разделяют на два типа. Первый предусматривает регулировку потока хладогента с помощью ресивера-осушителя и терморегулирующего вентиля (ТРВ), второй – посредством аккумулятора и дросселя. К первому типу относятся кондиционеры японских, французских, итальянских и корейских автомобилей. Ко второму - большинство американских машин, а также модели Audi, Volkswagen и пр.

Конденсатор - алюминиевый или медный теплообменник, в котором конденсируется хладагент. Испаритель - источник прохлады в автомобиле. Представляет собой теплообменник, в алюминиевом или медном исполнении, в котором хладагент переходит из жидкой фазы в газообразную.

Вентиляторы обдува . Задача вентилятора конденсатора снимать с него избытки тепла. Задача вентилятора испарителя - подавать прохладный воздух в салон автомобиля.

Система управления кондиционером представляет собой набор датчиков и исполнительных устройств, в частности:

  • Блок управления. Обрабатывает сигналы от датчиков и управляет исполнительными устройствами, обеспечивая постоянное давление в контуре хладагента и заданную хладопроизводительность.

    Электромагнитная муфта. При включении системы кондиционирования "запускает" компрессор.

    Манометрический выключатель. При аварийно низком или высоком давлении манометрический выключатель посылает сигнал на отключение компрессора. При избыточном давлении подается команда на включение вентилятора конденсатора на одну ступень выше.

    Предохранительный клапан стравливает хладагент, до восстановления нормального давления в системе, при критическом повышении давления.

    Термовыключатель вентилятора конденсатора. Включает вентилятор при высокой температуре хладагента.

    Датчик температуры испарителя. Отключает компрессор при угрозе обледенения.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости. Отключает компрессор при высокой температуре фреона.

Температура охлажденного воздуха обычно значительно ниже, чем необходимо, поэтому часть его с помощью заслонки направляется через теплообменник обогревателя, где нагревается. В системах с ручным управлением водитель сам определяет температуру в салоне, устанавливает скорость вращения вентилятора подачи свежего воздуха и регулирует степень открытия температурной заслонки.



В большинстве современных автомобилей предусмотрено автоматическое управление системой кондиционирования. Существует несколько климатических систем, отличающихся своим функционалом. Заданная водителем температура в салоне поддерживается и корректируется автоматически, с учетом полученных данных от разнообразных датчиков, информирующих о солнечном излучении, температуре наружного воздуха и пр.

Микроклимат в салоне может быть разбит на несколько зон (зачастую 1, 2 или 4 – в люксовых авто), для каждой могут быть заданы свои параметры.

Вся информация, полученная от датчиков, обрабатывается в блоке управления, который управляет исполнительными устройствами. Заданная температура в климатических зонах поддерживается при помощи приводов, которые управляют соответствующими заслонками.

Микроклимат в салоне может быть разбит на несколько зон. Диапазон температур, в которых работает климатическая система в автоматическом режиме - обычно от 18ºС до 28ºС. Если кондиционер находится в режиме "Авто", он включается вместе с зажиганием, выводя на панель управления показания датчиков и значение заданной температуры. Можно задать температуру за рамками этого диапазона, в этом случае установка будет работать с максимальной хладо- или теплопроизводительностью. При температуре наружного воздуха менее 5ºС система автоматически выключается.

Как правильно эксплуатировать автомобильный кондиционер?

Все очень рады использовать кондиционер в автомобиле, но не все знают, как сделать это правильно. Как следствие, ставят под угрозу свое здоровье и своих близких. Кроме здоровья пострадать могут также наши карманы вследствие возросшего потребления топлива или даже дорогостоящего ремонта. Вот 10 правил для правильного использования автомобильного кондиционера:

1. Проветрите машину перед включением кондиционера. Садясь летом в нагретый автомобиль, прежде проветрите его на стоянке или во время езды, открыв на минуту окно. Только потом включите кондиционер. Салон транспортного средства быстрее охладится, а кондиционер меньше наработается.

2. Для собственного здоровья помните, чтобы разница температур снаружи и внутри автомобиля была максимум в 10 градусов.

3. Настройте кондиционер так, чтобы охлаждение воздуха происходило постепенно.

4. Не устанавливайте кондиционер на максимальную мощность. Это простой путь к простуде и сокращению срока службы компрессора.

5. Во время езды с включенным кондиционером нужно закрыть окна и люк на крыше.

6. Воздух из кондиционера должен быть направлен на окна, а не на тело, в противном случае это может привести к простуде и отрицательно сказаться на суставах.

7. Выйдя из салона прохладного автомобиля на горячий воздух летом, мы можем пережить тепловой удар. Поэтому лучше выключить кондиционер за минуту до прибытия на место.

8. Кондиционер может не только охлаждать воздух в летнее время, но и сушить воздух осенью или зимой. Чтобы использовать кондиционер для сушки воздуха, включите обогрев и кондиционирование воздуха одновременно. Это помогает быстро выпарить оконное стекло. В новых автомобилях при низкой температуре воздуха система кондиционирования автоматически переключается в режим сушки.

9. Для обеспечения правильной работы кондиционера он должен периодически работать, как летом, так и зимой.

10. Раз в год необходимо сделать обзор системы кондиционирования воздуха в специализированном сервисе.

Обслуживание автомобильного кондиционера



Мы перечислим несколько простых правил, которые помогут избежать больших проблем. Самое простое и самое главное - чистота. Посчитайте, сколько раз за год Вы моете свой автомобиль? А как часто Вы промываете радиаторы? Мало кто уделяет этому важнейшему моменту внимание. А зря. Дорожная грязь, скрепленная тополиным пухом, может так забить радиаторы вашего автомобиля, что они совершенно перестанут пропускать воздушный поток. Не поленитесь по весне взять картонку, расстелить ее перед машиной, встать на колени и с фонариком заглянуть в воздухозаборные отверстия бампера. Весьма вероятно, что Вы будете удивлены. Не дожидайтесь жары, устраняйте проблему.

Нередко бывает так, что грязи снаружи вроде не видно, но на самом деле она в виде стены из пуха и пыли есть между радиатором кондиционера и радиатором охлаждения двигателя. Вычислить такую грязь можно по косвенным признакам. Кондиционер работает как-то не так. Когда Вы едете по трассе - холодит прекрасно. Но стоит встать в пробке, кондиционер не холодит. Далеко не на всех машинах радиаторы можно промыть без разборки, порой они так закрыты, что и разглядеть-то их едва удается.

Чтобы подобраться к грязным радиаторам, часто приходится снимать бампер и вентиляторы. Нередко отказывает дополнительный вентилятор кондиционера. Это тоже нарушает отвод тепла от радиаторов. Опасность грязи и нерабочих вентиляторов в том, что в системе сильно повышается рабочее давление. Это ведет к преждевременной поломке компрессора кондиционера. Общее правило таково: если вы чувствуете, что в пробке кондиционер хуже холодит - удостоверьтесь в чистоте радиаторов, в правильной работе вентиляторов, либо не откладывая поезжайте к специалистам. До устранения проблемы кондиционером лучше не пользоваться.

Следующая частая причина проблем с кондиционером в автомобиле - утечки хладагента. Хотя бы иногда осматривайте трубки, шланги, радиатор и компрессор кондиционера. Если Вы увидите на них масляные подтеки или запотевания, это тревожный симптом, свидетельствующий, скорее всего, об утечке фреона. Если кондиционер у Вас вышел из строя в конце лета или осенью - не откладывайте ремонт до следующей весны, так как на долго не работавшем кондиционере количество болячек увеличивается. Не слушайте всякие глупости про то, что кондиционер надо "перезаправить" или "заменить фреон". Вас просто хотят обмануть.



Первый признак, что с кондиционером что-то не так - он плохо холодит. Если кондиционер в вашем автомобиле хорошо холодит на всех режимах - ничего "перезаправлять" не надо - 2 раза в год меняйте салонный фильтр, если он у Вас есть. Если фильтра нет - раз в 5 лет желательно помыть испаритель кондиционера.

И еще - если Вам обслуживали кондиционер, всегда после этого проверяйте, накрутили ли вам на место пластмассовые колпачки на заправочные порты. Если даже колпачки потерялись, замотайте порты хотя бы изолентой или другими подручными материалами, чтобы внутрь не попадала грязь. Если у Вас зашумел подшипник шкива компрессора кондиционера, постарайтесь не ездить так, а как можно быстрее подшипник поменять. Иначе лишитесь всего компрессора.

Признаки неисправности автомобильного кондиционера



Причина неэффективной работы автомобильного кондиционера может таится в каждом из узлов системы кондиционера. Помимо физического износа компонентов системы существует опасность их механического повреждения, загрязнения или коррозии.

В этой части статьи мы детально рассмотрим самые основные составляющие системы автомобильного кондиционера, неисправности каждого из них и возможные причины.

Компрессор кондиционера

Является основным узлом системы кондиционирования, он же и самый дорогой по цене. Основная функция - обеспечивать требуемую степень сжатия хладагента и его циркуляцию в системе.

Симптомами неисправности компрессора являются:

Повышенный шум;

Наличие следов масла на компрессоре.

Причины неисправности:

Износ и ослабление натяжения приводного ремня;

Износ сальника вала;

Грязь в системе;

Недостаточное количество хладагента в системе;

Нарушение электрических цепей.

Конденсор кондиционера

Предназначен для охлаждения и конденсации сжатого хладагента.

Симптомы неисправности конденсора:

Маслянистые пятна на конденсоре;

Снижение эффективности работы кондиционера.

Причины:

В результате действия коррозии либо механических повреждений происходит;

Разгерметизация системы;

Нарушение теплообмена как результат загрязнений.

Испаритель кондиционера

Предназначен для передачи низкой температуры хладагента воздушному потоку, проходящему через него.

Симптомами неисправного испарителя есть:

Неприятный запах в салоне;

Снижение эффективности работы кондиционера;

Вода в салоне.

Причины:

Внутренняя и наружная коррозия;

Закупорка дренажной трубки;

Загрязнение испарителя.

Фильтр-осушитель (ресивер-осушитель)

Удаляет из системы влагу и очищает циркулирующую хладагеномаслянную смесь от продуктов износа компрессора.

Симптомы неисправности:

Частые отключения компрессора;

Снижение эффективности работы кондиционера;

Обмерзание фильтра и исходящих шлангов.

Причины:

Не соблюдение технологии заправки, ремонта и обслуживания автомобильных кондиционеров, что повлекло за собой сильное загрязнение системы.

Терморегулирующий вентиль (ТРВ)

Его еще называют расширительный клапан. Обеспечивает контролируемое снижение давления и температуры хладагента. В некоторых автомобилях используется дроссельная трубка, выполняющая аналогичные функции.

Симптомы неисправности ТРВ в следующем:

Обмерзание трубок испарителя;

Нестабильная работа кондиционера (холодный воздух поступает в кондиционер циклически);

Частые отключения компрессора.

Причины:

Загрязнение системы автомобильного кондиционера продуктами износа элементов системы;

Механическое повреждение ТРВ;

Неправильная регулировка ТРВ;

Наличие в системе влаги или воздуха.

Вентилятор

Предназначен для увеличения эффективности охлаждения хладагента в конденсоре.

Симптомы неэффективной работы вентилятора или неисправности:

Повышенный шум;

Отсутствие вращения лопастей вентилятора;

Неэффективная работа автомобильного кондиционера.

Причины:

Износ подшипника;

Нарушение электрических цепей (реле, щетки, контакты, предохранители);

Механические повреждения.

Датчики давления

Отключают систему кондиционирования при аварийных значениях давления.

Симптомы неисправности:

Не стабильная работа системы.

Причины:

Загрязнение системы приводит к неисправности датчика;

Нарушение электрических цепей (предохранители, контакты, реле).

Подписывайтесь на наши ленты в

Эффективная работа двигателя транспортного средства, а также всех его узлов и механизмов в первую очередь зависит именно от правильного использования. Особенно, если речь идет о климатической системе. В этой статье мы расскажем, как правильно использовать кондиционер и как этот автомобильный агрегат можно поддерживать в чистоте.

Принцип работы автомобильного кондиционера



Для чего нужен агрегат, мы объяснять не будем, и так понятно, что система кондиционирования способствует более комфортному управлению транспортным средством. Принцип функционирования автомобильного кондиционера в сети на 12 вольт довольно простой — он ничем не отличается от работы простого холодильника. Сам агрегат по своей конструкции являет собой полностью герметичную систему, где сам электрокондиционер — это «сердце», а расходный материал — это «кровь». Перекачка хладагента осуществляется по всей магистрали системы, только здесь фреон находится в газообразном состоянии.

Когда газ попадает в конденсатор, он преобразуется в жидкость, которая охлаждается с помощью вентилятора. При попадании в осушитель, вещество очищается от всевозможного мусора и грязи, после чего через расширительный клапан она попадает в испаритель, установленный рядом с контрольным щитком. Рядом с испарителем установлен вентилятор, подающий воздушный поток в салон авто, так воздух и охлаждается. Далее жидкость передается в компрессор, на этом круг системы замыкается.

Воздушный поток, попадающий в салон, является сухим благодаря испарителю, где расходный материал отдает всю влагу. Впоследствии этот конденсат выходит из системы вместе с отфильтровавшейся грязью.

Правильное использование

Как правильно пользоваться кондиционером? Использовать кондиционер для автомобиля необходимо с умом, чтобы не допустить его преждевременного выхода из строя.

Соблюдение чистоты



Разумеется, каждый автолюбитель хочет, чтобы универсальный кондер в автомобиле всегда выдавал только чистый воздух. Однако такое желание с трудом выполнимо, особенно, если учесть плохую экологию в крупных городах. Чтобы система кондиционирования, установленная в электро сети на 12 вольт, всегда выдавала более очищенный воздух, в не зависимости от типа авто, должны использоваться салонные фильтры. Так что водителю необходимо время от времени менять фильтр, чтобы не допустить скопления выхлопных газов в салоне авто.

Наиболее правильно проследить за чистотой устройства, установленного в электро сети на 12 вольт, могут на специализированном СТО. Процедура очистки системы позволит избавить ее от вредоносных микробов и даже плесени, которая может скапливаться на испарителе. Особенно это актуально для автомобилей, электро кондеры на 12 вольт в которых работают длительно и без должной эксплуатации. По мнению экспертов, процедура очистки должна осуществляться не реже, чем один раз в год, при этом нельзя забывать об обработке системы антибактериальными средствами. Подробнее о самостоятельной очистке вы можете узнать (автор видео — Телеканал ICTV).

Перед тем, как пользоваться кондиционером, подключенном к 12-вольтной сети, необходимо учесть некоторые нюансы. Ведь неправильная эксплуатация приведет не только к поломке устройства, но и возможным заболеваниям для водителя, постоянного использующего автокондиционер электрический. Делайте вовремя ТО и он вас не подведет!

Итак, что нужно знать и как пользоваться кондиционером в автомобиле, подключенном к сети в 12 вольт:

  1. Основным требованием к нормальной работе системы является полная герметичность салона. Но это правило скорее информационное, чем обязательное. Разумеется, если окна во время движения будут открытыми, система все равно будет дуть холодный воздух, однако охладить салон она не сможет. Тем более, что использование автокондиционеров приводит к увеличению расхода топлива. Так что герметичный салон позволит держать холодный воздух внутри и немного сэкономить на бензине.
  2. В жаркое время года ставить машину на стоянку лучше в тени, также целесообразно использовать различные аксессуары от нагрева салона, к примеру, фольгированную накладку на лобовое стекло. В жару нужно постараться, чтобы кондеру досталось меньше работы.
  3. Что касается эксплуатации, то если транспортное средство во время стоянки сильно нагрелось, то перед тем, как завести мотор, необходимо проветрить салон. По мнению многих специалистов, во время стоянки из воздуховодов в салон могут проникать вредоносные для человеческого организма бактерии. А их воздействие на организм будет еще более опасным, если сразу после стоянки включить кондер. Когда салон проветрился, необходимо начинать движение на минимальной скорости и с открытыми окнами — это позволит улучшить циркуляцию воздушного потока. Только когда салон полностью проветрится, можно закрывать окна и включать автокондиционер.
  4. Ни в коем случае при начале езды не активируйте систему кондиционирования на максимум — установка может попросту не справиться с задачей. Особенно это актуально для более подержанных авто — с начала движения система не сможет работать на всю мощность. Соответственно, это может привести к ускоренному износу. Если у вас , то здесь все намного проще — система автоматически перейдет в необходимый режим работы из начального минимума.
  5. Используйте режим рециркуляции воздушного потока — от этого использование кондера будет еще более эффективным. В салон не будет попадать горячий воздух с улицы, а будет использоваться только тот воздушный поток, который используется климатической установкой.
  6. Особое требование уделяется именно выключению системы. Выключать кондер необходимо за две-три минуты до остановки мотора — так как устройство работало ранее, воздух внутри авто будет прохладным и большой разницы вы не ощутите. Когда кондер выключится, вентилятор печки можно оставить включенным — благодаря этому на испарительном элементе не будет собираться влага, соответственно, под днищем авто перестанут появляться лужи. Кроме того, благодаря именно работе вентилятора вероятность появления плесени в системе минимальная.
  7. Не следует использовать систему на максимум даже в сильную жару. Если прикинуть объективно, то даже 22-24 градусов будет вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя комфортно во время езды. Тем более, что резкие перепады температур, когда водитель выходит из прохладного салона авто в жару, также негативно влияют на здоровье человека. Особенно это актуально для людей, у которых есть проблемы с сердцем.
  8. Всегда помните о необходимости регулярного обслуживания климатической системы — как минимум, раз в год. Должна производиться замена расходного материала в установке, фильтра. Если вы слышите, что воздух, доносящийся из системы, стал неприятным, возможно, следует произвести антибактериальную очистку узла. В любом случае, профилактика всегда стоит дешевле ремонта, об этом следует помнить.
  9. В некоторых транспортных средствах предусмотрена одновременная работа системы кондиционирования, а также печки. Эксплуатация этих узлов позволит уменьшить запотевание стекол зимой.
  10. Как минимум один раз в месяц, даже зимой, необходимо включать кондер. В любом случае, простои в работе установки только вредят ей. Такая практика позволит увеличить ресурс эксплуатации узла.