Ходовые испытания судов. Ходовые испытания и сдача судна. Испытания и сдача судов

И эксплуатационных качеств корабля (судна). Испытания корабля производят после его постройки , модернизации, переоборудования и ремонта : они бывают швартовными, заводскими ходовыми и государственными (приёмно-сдаточными для небольших судов серийной постройки, кораблей и судов, прошедших ремонт и (или) модернизацию) .

Виды испытаний корабля

Государственные испытания корабля проводит государственная комиссия с целью всесторонней проверки качества построенного корабля и соответствия его тактико-технических элементов утверждённому проекту. Приёмно-сдаточные испытания проводит приёмно-сдаточная комиссия .

Заводские ходовые испытания корабля производятся с целью проверки в ходовых условиях основных характеристик боевых и технических средств и всего корабля в целом на соответствие утверждённым тактико-техническим элементам, спецификации корабля, схемам, техническим описаниям и инструкциям по эксплуатации, формулярам и техническим условиям . Ходовые испытания являются одним из важных элементов, завершающих процесс строительства судов и кораблей, и заключают выполнение ряда ремонтных, восстановительных и реконструкционных работ.
В ходе ходовых испытаний, в условиях реального морского перехода, испытываются надёжность и жизнедеятельность энергетических установок, навигационного оборудования и других систем судового оборудования, а также управляемость, остойчивость , потери скорости (ходкость) и инерция. В ряде случаев, для успешного осуществления ходовых испытаний, суда и корабли проверяются в различных климатических и погодных условиях. В зависимости от назначения ходовых испытаний, их продолжительность может составлять от нескольких часов до нескольких суток. Также возможно проведение целой серии ходовых испытаний для контроля, проверки и наладки различных элементов судового оборудования.

Примечания

Литература

  • Испытания корабля // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н . - М. : Воениздат, 1990. - С. 165-166. - 511 с. -

После окончания монтажных и достроечных работ на судне, закрытия построечных удостоверений проводятся швартовные испытания судна с целью проверки в действии и определения основных характеристик механизмов, устройств, оборудования, приборов, систем, электрооборудования и всего судна в целом на соответствие чертежам, схемам, спецификации судна, формулярам и техническим условиям их поставки.

В целях экономии моторесурса штатных источников электроэнергии питание электрооборудования производится от береговых источников электроэнергии.

По результатам швартовных испытаний определяется готовность судна к проведению заводских и ходовых испытаний.

Заводские и ходовые испытания производятся с целью регулировки, наладки, отработки технических средств судна, а также определения основных характеристик технических средств и всего судна в целом.

По окончании испытаний проводится ревизия технических средств путем контрольного вскрытия и осмотра внутренних полостей и трущихся частей.

После ревизии технических средств и окончательной отделки и окраски помещений и всего судна в целом производится подписание приемного акта и передача судна Заказчику.

С целью экономии материальных и финансовых затрат для серийных судов приемосдаточные испытания проводятся у стенки завода без хода судна с применением имитационных методов испытаний. Для этого одновременно со швартовыми и ходовыми испытаниями технических средств проводятся сравнительные их испытания с целью проверки соответствия нагрузок и параметров работы механизмов и устройств, полученных при имитационных методах испытаний на акватории завода, нагрузкам и параметрам, полученным в условиях ходовых испытаний, проведенных на одном и том же судне.

Имитационные испытания главной судовой энергетической установки проводятся на параметрах, соответствующих параметрам, полученным во время стендовых испытаний двигателей. Создание этих параметров на судне, находящемся у стенки завода, достигается за счет применения разгрузочного устройства. Имитационные испытания рулевого устройства предусматриваются с помощью нагрузочного приспособления. Имитационные испытания якорного устройства предусматриваются методом натяжения якорной цепи. Параметры испытания рулевого и якорного устройств, при этом должны соответствовать параметрам испытаний в ходовых условиях. Проверка якорного устройства на рабочей глубине погружения якоря проводится на контрольном выходе при первом эксплуатационном рейсе судна.

Заключение

Проектная технология и организация постройки судна разработана с учетом производственных условий завода-строителя и конструктивно-технологических характеристик судна.

Основные принципиальные решения проектной технологии и организации предусматривают сокращение трудозатрат и продолжительности постройки судов за счет выполнения возможно наибольшего объема работ в цеховых условиях, приоритетного размещения выполнения наиболее сложных работ (формирование корпуса, и насыщение III строительного района, сборка и насыщение надстройки) также в цеховых условиях, выполнение работ механизированным способом, применение прогрессивных технологических процессов, сокращение объема работ, выполняемых на плаву и т. д.

Предварительная обработка металла осуществляется на механизированных линиях.

Вырезка деталей в зависимости от конфигурации и толщины выполняется на гильотинных ножницах, пресс ножницах, прессах или с применением тепловой резки на машинах "Кристалл", комплектация осуществляется в контейнерах.

Сборка и сварка, узлов и секций осуществляется на сборочных плитах, индивидуальных и универсальных постелях, кондукторах и механизированной линии сборки и сварки плоских секций при широком применении полуавтоматической и автоматической сварки. Правка корпусных конструкций осуществляется безударным методом.

Формирование корпуса в целом осуществляется из строительных районов (укрупненных блоков), строительных районов - из секций. Строительные районы при этом максимально насыщены механизмами, оборудованием при высоком проценте выполнения достроечных работ.

Изготовление труб осуществляется по технологическим картам с применением групповых запусков труб в производство, забойных труб - по шаблонам с места, индивидуально.

Монтажные работы выполняются в цеховых условиях и на судне. Предварительный монтаж выполняется в цехе по сборке агрегатов и монтажных блоков. Монтажные работы первоочередно выполняются в насыщенных районах судна (машинном отделении, надстройке).

Изготовление изделий отделки и оборудования судовых помещений осуществляется на станочном оборудовании в составе механизированных линий. Технология предусматривает применение модульной системы формирования и оборудования жилых и служебных помещений, изготовление унифицированных элементов обстройки, пакетов и щитов изоляции в цеховых условиях, применение нормализованной пластмассовой мебели.

Окрасочные работы выполняются преимущественно с использованием механизированного оборудования на местах сборки корпусных конструкций в цехе, на позициях формирования судна на открытом стапеле и на плаву. Сушка окрашенных изделий естественная.

Испытания судов выполняются на акватории предприятия с использованием имитационных методов. Указанным методом испытываются главные судовые силовые установки, рулевое и якорное устройства и радиолокационное оборудование с использованием радио полигона.

Список использованной литературы

1 Основы технологии судостроения: Учебник под общ. ред. В.Ф. Соколова, -СПб.: Судостроение, 1995.

2 Справочник по сборочно-сварочной оснастке цехов верфи. Л.: Судостроение, 1983.

3 Справочник по технологическому проектированию судостроительных верфей и цехов. А.К. Сырков, Л.: Судостроение, 1980.

4 Основы технологии судостроения: Учебник под общ. ред. В.Д. Мацкевича, -СПб.: Судостроение, 1971.

5 Методические указания для курсового проекта по технологии судостроения (электронная версия).

6 Технология изготовления судовых корпусных конструкций. В.В. Иванников, М.Г. Шайдуллин, П.Л. Спехов, Б.Р. Тимофеев, - Горький: Горьков. политехн. ин-т, 1988

Приложение1

85 86 87 88 89 ..

9.2. ПРИЕМОСДАТОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ СУДОВ

Приемосдаточные испытания проводятся в два этапа: швартовные

Испытания; ходовые испытания и приемка.

С целью сокращения трудоемкости работ и времени по сдаче судов после постройки или ремонта ГОСТ 21792-76 допускает для главных судовых дизелей проведение имитационных испытаний в ходовых режимах на швартовах. При имитационных испытаниях режимные швартовные и ходовые испытания дизельной установки не проводятся.

Приемосдаточные испытания ЭУ и судна в целом проводятся по программе, разработанной проектантом или заводом, согласованной и утвержденной в установленном порядке. Руководит испытаниями комиссия, состоящая из представителей завода, заказчика и Регистра СССР. Программа приемосдаточных испытаний определяет задачи, объем и порядок проведения всех этапов испытаний и приемки судна, устанавливает перечень документации, предъявляемой перед каждым этапом испытаний, а также объем измеряемых показателей и номенклатуру используемых измерительных приборов, перечень которых в основном соответствует указанному в табл. 9.1. При режимах испытаний продолжительностью до 1 ч замеры снимают один раз, свыше 2ч - через каждые 2 ч.

Швартовные испытания проводятся с целью проверки: комплектности и качества монтажа главных двигателей и вспомогательных агре-гатов с обслуживающими их механизмами, системами и устройствами; соответствия энергетического оборудования, систем и устройств техническим условиям на поставку, инструкциям по эксплуатации и чертежам; исправности действия силовой и пропульсивной установок судна; готовности оборудования, систем и устройств к ходовым испытаниям судна. Перед швартовными испытаниями комиссии предъявляются: технические условия на поставку оборудования, инструкции по обслуживанию, формуляры, паспорта, чертежи, описания, схемы и другая документация в соответствии с перечнем отчетной технической документации, а также список отступлений от утвержденной технической документации.

Вспомогательное энергетическое оборудование (котельная установка, насосы, сепараторы, компрессоры и др.) проверяются в действии по прямому назначению. Рабочие параметры, полученные при испытаниях, не должны превышать значений, оговоренных в инструкциях, паспортах или формулярах. Режимы и длительность их работы, а также перечень измеряемых параметров определяются их назначением и устанавливаются программой швартовных испытаний. Механизмы, системы и устройства, действие которых не связано с ходом судна, принимаются в процессе швартовных испытаний окончательно. Вспомогательные ДГпроверяются как при одиночной, так и при параллельной работе. Проверка в действии главных двигателей производится после проверки работоспособности обслуживающих их механизмов, систем и устройств.

Нагрузка дизельных установок в период швартовных испытаний в соответствии с ГОСТ 21792-76 должна изменяться:

Для главных дизелей и дизель-редукторных агрегатов, работающих на гребной винт фиксированного шага (ВФШ), - по швартовной винтовой характеристике видаА^р =,/ («);

Для главных дизелей и дизель-редукторных агрегатов, работающих на гребной винт регилируемого шага (ВРШ), - по винтовой характеристике вида N =.f(n), проходящей через режим номинальной мощности, или по нагрузочной характеристике вида N =.f(H/D) при п = const;

Для главных и вспомогательных дизелей, работающих на генератор, - по нагрузочной характеристике вида /V -/(Л/кр) при п = const.

Швартовные испытания дизельных установок, нагрузка которых изменяется по винтовой характеристике, производятся на режимах, указанных в табл. 9.2, по нагрузочной - на режимах, указанных в табл. 9.3.

Ходовые испытания и приемку проводят после устранения замечаний, выявленных в период швартовных испытаний и оформления технической документации (таблиц измерений, протоколов или актов) по результатам швартовных испытаний. Ходовые испытания проводятся с целью проверки: работы дизелей на сортах топлив, предусмотренных проектной документацией; основных показателей работы ЭУ; реверсивных качеств главных двигателей и ВРШ; ходовых и маневренных качеств судна.

Режимы и длительность ходовых испытаний судов при изменении нагрузки главных двигателей по винтовой характеристике приведены в табл. 9.4, по нагрузочной - в табл. 9.5.

В целях экономии средств и времени ходовые испытания заменяют имитационными. Имитационные испытания в ходовых режимах на швартовах проводятся для дизелей, работающих на гребной винт, если ходовые условия работы последнего и ходовая винтовая характеристика дизеля, проходящая через режим номинальной мощности и частоты вращения, мо- гут быть воспроизведены при неподвижном судне с помощью средств или методов имитации. Выбранный метод имитационных испытаний должен быть проверен путем сравнительных испытаний при ходе и без хода судна. Результаты сравнительных испытаний должны быть одобрены Регистром, после чего выбранный метод имитационных испытаний может быть распространен на всю серию судов данного типа. В качестве средства имитации используется ВРШ, который позволяет нагрузить главный двигатель в ходовых режимах при неподвижном судне.

К имитационным испытаниям допускаются дизельные установки серийных судов: после оформления приемной документации построечного (ремонтного) и швартовного периодов на механизмы, системы и устройства, обслуживающие дизель; стендовой или судовой обкатки; регулировки и опробования дизеля в действии в судовых условиях совместно с обслуживающими механизмами в течение 1 ... 2 чи устранения выявленных дефектов и замечаний. Имитационные испытания дизельных установок должны проводиться на режимах нагрузки, указанных в табл. 9.6.

В период имитационных испытаний точность воспроизведения ходо-

Вой винтовой характеристики, проходящей через режимы номинальных мощности и частоты вращения должна контролироваться по соответствию частоты вращения и основных параметров дизеля формулярным или паспортным данным, полученным в период ходовых испытаний.

Ввиду возможных отклонений технического состояния двигателей на отдельных судах после постройки или выхода их из ремонта контроль нагрузочных режимов двигателей в период имитационных испытаний следует производить по комплексу показателей, а не по одному из них. Так, для главного двигателя 8 ДР 43/61-В 1 комплекс таких показателей приведен в табл. 9.7.

При имитационных испытаниях необходимо соблюдать следующую последовательность выхода на установившийся режим: установить необходимую частоту вращения; развернуть лопасти ВРШ до 3,5 делений „вперед” по выносному указателю шага и на установившемся режиме работы двигателя зафиксировать расход топлива и температуру отработавших газов. Если они окажутся ниже указанных в табл. 9.7, то разворот лопастей ВРШ необходимо увеличить. Не следует допускать отклонений П р и м е ч а и и я: 1. Дли дизельных установок судов мощностью от 4000 кВт

И выше испытания на режиме 4 допускается проводить при крутящем моменте iio более 85 номинального. 2. Проверку работы дизеля на режиме S допускается проводить в период контрольных испытаний судна на свободной воде только

Но частоте- вращения.
час юты вращения o i заданной более +3 мощности на промежуточных режимах - ±5 . На режимах номинальной и максимальной нагрузок от-

Клонение мощности должно быть на 5 % меньше по сравнению с номинальной.

После окончания ходовых или имитационных испытаний и выполнения весх проверок, предусмотренных программой, производят технический осмотр и в случае необходимости контрольное вскрытие и осмотр деталей и узлов дизеля и обслуживающих его механизмов и устройств. Перечень механизмов и устройств, подлежащих контрольному вскрытию и осмотру, определяется приемной комиссией и согласовывается с Регистром.

Приемосдаточные испытания завершаются контрольными испытаниями. которые проводятся при ходе судна на свободной воде или имитационным методом (по согласованию с представителями заказчика и Регистра в зависимости от результатов контрольного вскрытия и технического осмотра узлов и механизмов). Контрольные испытания проводятся на режиме полного хода при номинальной частоте вращения и на режиме задне-;о хода. Продолжительность испытаний на режиме полного хода составляет: 1 ч для двигателей мощностью до 150 кВт, 2 ч - от 151 до 4000 кВт, 3 ч - выше 4000 кВт. На режиме заднего хода продолжительность испытаний составляет 0,25 ч независимо от мощности двигателя.

Полученные на приемосдаточных испытаниях материалы подлежат обработке с целью: определения средних значений измеряемых параметров; расчетных параметров и характеристик по измеряемым параметрам; расшифровки всех записей на осциллограммах и диаграммных лентах; построения отчетных графиков; определения степени точности полученных результатов измерений. Результаты приемосдаточных испытаний оформ-ляются актом и отчетом о проведенных испытаниях судна, включающим разделы: общие данные; результаты испытаний ЭУ; замечания по работе ЭУ; выводы и рекомендации. В приложении к отчету приводятся сводные таблицы основных параметров, а также графики и диаграммы, характеризующие работу энергетической установки в процессе испытаний.

Обслуживание энергетической установки судна после постройки производит сдаточная команда завода, после ремонта - судовой экипаж.

При приемке нового судна экипаж должен ознакомиться: с ЭУ, вспомогательным оборудованием, системами и технологическим оснащением судна; устройством и инструкциями по технической эксплуатации оборудования и систем; рекомендованными для работы оборудования сортами топлив и смазочных масел; номенклатурой и комплектностью контрольноизмерительных приборов; программой приемосдаточных испытаний, методами проведения испытаний, перечнем измеряемых параметров и используемых контрольно-измерительных приборов; заградительными параметрами энергетического оборудования, оговоренными в инструкциях по эксплуатации, паспортах, формулярах или технических условиях (ТУ).

Судовой экипаж обязан: активно помогать правильной организации и проведению всех видов приемосдаточных испытаний в полном объеме утвержденной программы; вносить предложения в приемную комиссию по перечню механизмов и устройств, требующих контрольного вскрытия; принимать участие в осмотрах механизмов и устройств при контрольных вскрытиях; требовать проверки работы двигателей и паровых котлов на всех сортах топлив, предусмотренных проектной документацией.

Реферат на тему:

ИСПЫТАНИЯ И СДАЧА СУДОВ


Подготовка к сдаточным испытаниям

При постройке судна производится постоянный технический контроль изделий, являющихся промежуточной продукцией корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механо-монтажных и других цехов. Объем проверок в течение постройки регламентируется перечнем обязательных приемок, который составляют совместно предприятие-строитель и заказчик. Технический контроль завершается испытаниями и сдачей судна. Цель испытаний - проверка соответствия технических и эксплуатационных характеристик судна характеристикам, указанным в проектной документации.

До начала испытаний судна должны быть завершены работы по монтажу всех трубопроводов, систем главных и вспомогательных механизмов; оборудованию помещений; испытаниям на непроницаемость; монтажу судовых устройств и дельных вещей. Все выполненные в процессе постройки.работы, входящие в перечень обязательных приемок, должны быть оформлены соответствующими документами - удостоверениями, подписанными ОТК и представителями заказчика.

Для сдачи судна заказчику назначается сдаточная комиссия, испытательная партия и ответственный сдатчик. В состав сдаточной комиссии включаются помощники ответственного сдатчика по корпусной и электромонтажной частям, сдаточный механик, мастера и рабочие из высококвалифицированных специалистов-монтажников по главным и вспомогательным механизмам, судовым устройствам, системам, электрооборудованию. Испытательная партия состоит из специалистов, ведущих наблюдение за работой отдельных агрегатов при испытаниях. Обо всех отклонениях от нормальных условий работы, регистрируемых испытательной партией, докладывается ответственному сдатчику или главному механику. Одновременно ведется журнал испытаний, в который заносятся результаты испытаний. Объем и последовательность испытаний устанавливаются специальной программой, которая является руководящим документом проведения испытаний.

Приемку судна осуществляет приемная комиссия, состоящая из представителей заказчика и Регистра. До начала испытаний приемной комиссии должны быть предъявлены договор на постройку, комплект чертежей общего расположения судна, книга монтажных удостоверений, журнал весовой нагрузки судна, журнал переделок и согласований, акты стендовых испытаний главных и вспомогательных механизмов и другого механического оборудования, а также инструкции, схемы, описания, формуляры оборудования и паспорта контрольно-измерительных приборов. После рассмотрения всех представленных документов комиссия выносит решение о готовности к выполнению сдаточных испытаний.

Кроме подготовки к испытаниям период испытаний судов включает следующие этапы: швартовные испытания, ходовые испытания, ревизию, контрольный выход, контрольные испытания.

Швартовные испытания

Швартовные испытания - технологический этап сдаточных испытаний, основной целью которого являются проверка качества постройки судна, монтажа и регулировки оборудования; предварительное опробование под нагрузкой главной энергетической установки и вспомогательных механизмов; проверка в работе систем и устройств, обеспечивающих живучесть судна; подготовка судна к ходовым испытаниям.

Для проведения швартовных испытаний готовятся специальные места с достаточной глубиной, оборудованные швартовными береговыми устройствами и имеющие набережную прочной конструкции.

Швартовные испытания проводят раздельно по механической, электрической и корпусной частям. Первой испытывают механическую часть, начиная с аварийных систем и механизмов, обеспечивающих безопасность судна в процессе испытаний (пожарной системы, системы затопления и откачки воды). После этого идут испытания средств вспомогательной энергетики: турбогенераторов и дизель-генераторов, вспомогательных котлов, испарителей, опреснителей и т. д. Испытания главной энергетической установки проводят в последнюю очередь. Судовые системы, трубопроводы, электросети, посты энергетики и живучести испытывают одновременно с главными механизмами. Перед испытаниями ГТЗА паротурбинной установки проверяют действие валоповоротного и валотормозного устройств, а также страгивание турбин на передний и задний ход. В процессе швартовных испытаний паротурбинной установки проводят гидравлические испытания трубопроводов всех систем, включая топливную, пожарную, паровую; выполняют проверку работы вспомогательных установок (растопочного, питательного, топливного насосов); осуществляют прокачку масла по маслопроводу машинного отделения; производят гидравлическую и паровую пробы паропроводов машинного отделения; проводят испытания циркуляционных и конденсатных насосов, а также трубопроводов, непосредственно связанных с турбинами; осуществляют проверку энергетической и осветительной сетей и пуск турбогенератора, а также пуск ГТЗА на холостой ход. Затем проверяют работу ГТЗА при частоте вращения, допустимой по условиям надежности швартовки, по состоянию береговых сооружений и глубине акватории.

Если на судне главная установка дизельная, то в начале ее испытаний проверяют исправность действия валоповоротного устройства, сигнализации падения давления и перегрева масла, выключения подачи топлива при повышении частоты вращения сверх допустимой; пусковые качества двигателя и запасы пускового воздуха. На следующих этапах испытывают работу главных двигателей при малой и средней частотах вращения. При наличии винта регулируемого шага или специальных разгрузочных устройств проверяют работу и при полной частоте вращения, соответствующей ходовому режиму.

По корпусной части на швартовных испытаниях проверяют водоизмещение судна посредством замеров осадки по маркам углубления, начальную остойчивость (методом кренования), а также работу якорного, рулевого, грузового, шлюпочного, швартовного и буксирного, леерного и тентового устройств, рангоута и такелажа, забортных трапов, световой и звуковой сигнализаций, прожекторов, ходовых огней, рынд.

При испытаниях рулевого устройства проверяют исправность действия привода руля, правильность работы указателей положения руля и действия ограничителей. Якорное устройство испытывают вытравливанием и выбиранием поочередно нескольких смычек якорной цепи на ленточном тормозе шпиля или брашпиля с проверкой прохождения звеньев якорной цепи через клюзы, винтовые стопоры и по звездочке якорного механизма. В грузовом устройстве проверяют надежность работы барабанов и тормозов грузовых лебедок, надежность крепления грузовых стрел по-походному, удобство открывания и закрывания крышек грузовых люков. Для шлюпочного устройства обязательны проверка легкости и правильности вываливания шлюпок, замер времени спуска и подъема шлюпок, проверка надежности крепления шлюпок по-походному.

К испытаниям корпусной части относятся также проверка работы камбуза, хлебопекарни, прачечной и других служб обитания на судне. Кроме того, испытывается надежность задраи-вания и непроницаемости дверей, люков, крышек, иллюминаторов и т. п. Проверяется также и бытовое оборудование: надежность его крепления, комплектность.

Имитационные испытания

В отечественной технологии судостроения было разработано достаточно большое количество имитационных испытаний, нашедших широкое применение в мировой практике. Имитационные испытания - это вид сдаточных испытаний судна, при которых проверка спецификационных параметров судового оборудования производится в процессе швартовных испытаний в условиях акватории верфи, максимально приближенных к натурным. Имитационные испытания проводятся с помощью специальных разгрузочных или нагрузочных устройств - имитаторов, воспроизводящих ходовые условия работы судового оборудования.

Разгрузочным устройством называется специальное технологическое устройство, применяемое для имитационных испытаний главной энергетической установки. Разгрузочное устройство служит для создания более легких условий работы оборудования. Так, для разгрузки гребного винта по упору и по моменту до расчетных используют уменьшение площади диска гребного винта за счет кольцевой насадки; потоконаправляющую камеру, обеспечивающую подток воды к винту со скоростью, равной его расчетной аксиальной скорости; подачу сжатого воздуха в зону винта с целью уменьшения плотности окружающей винт воды. Работу винта можно также облегчить, уменьшив осадку судна и, следовательно, уменьшив глубину погружения винта.

Нагрузочные устройства создают дополнительную нагрузку для проверки работоспособности оборудования. Например, при испытании дизель-генераторов и турбогенераторов нагрузочным устройством служит береговая сеть, куда передается с испытываемого судна лишняя электроэнергия.

Имитационные испытания якорного устройства на швартовах проводят несколькими способами: закреплением якорной цепи на берегу при работе главного двигателя на расчетных режимах на задний ход; навешиванием грузов на участок якорной цепи. Наиболее перспективным для имитационных испытаний якорного устройства считается способ с использованием универсального нагружателя, расположенного на понтоне и представляющего собой гидромеханический тормоз с дистанционным управлением. Этот способ имеет ряд преимуществ по универсальности, независимости технологического процесса испытаний, точности воспроизведения натурных условий.

С помощью имитационных устройств проводят также испытания навигационного и радиолокационного оборудования, гирокомпаса, гидродинамического лага, гидроакустической аппаратуры.

Для настройки радиолокаторов устраиваются специальные полигоны, вынесенные за пределы завода и оборудованные специальными отражателями. Направление и расстояние до отражателей известны. Радиолокационные станции обнаруживают отражатели, определяют курсовые направления и расстояния до отражателей. Данные сравнивают с истинными значениями и регулируют по отклонениям станции до необходимой точности определения искомых параметров.

Строительство любого судна заканчивается его испытаниями и сда­чей заказчику. Во время сдаточного периода проводится комплекс при­емно-сдаточных испытаний в целях всесторонней проверки соответствия комплектности и качества судна договору на его постройку. Затем принимают решения о сдаче-приемке судна в эксплуатацию. В ходе испытаний производится окончательная проверка работоспособности различного оборудования (в том числе главных и вспомогательных механизмов, систем, устройств и др.) и отрабатывается его взаимодей­ствие, проверяются характеристики мореходных качеств и обитаемос­ти судов. На долю рассматриваемых испытаний приходится до 7% трудоемкости постройки судна в целом.

Последовательность и объем приемно-сдаточных испытаний ездо­вого оборудования и судна в целом определяют программы, разраба­тываемые конструкторским бюро-проектантом судна в соответствии с требованиями Регистра России и положениями договора с заказчи­ком. На основе программ испытаний составляют журнал удостовере­ний и перечень приемок. Удостоверения оформляют на каждый объект, подлежащий приемке. Приемкой называется проверка или испытание, производимые в соответствии с чертежами или с перечнем приемок, и признание продукции, соответствующей установленным техническим условиям.

В удостоверениях указывают:

  • Период испытаний;
  • Сроки при­емки данного объекта;
  • Программу приемки и ее результаты.

Удосто­верения обычно группируют по конструктивной принадлежности:

  • Корпусная часть;
  • Энергетическая установка;
  • Системы;
  • Устройства;
  • Элек­трооборудование и др.

В перечне приемок удостоверения группируют по этапам проведения приемно-сдаточных испытаний.

В отдельную группу выделяют так называемые построечные удос­товерения, которые оформляют до начала испытаний.

К таким удосто­верениям относят, например:

  • Результаты проверки сертификатов на материал корпуса судна;
  • Удостоверения об испытании непроницаемо­сти отсеков корпуса;
  • Удостоверения о проверке соответствия конструк­ций корпуса проекту и т. д.

Общее количество удостоверений может быть весьма значительным. Так, для сухогрузного судна дедвейтом около 40 000 т журналом было предусмотрено около 700 удостоверений, из которых 300 — построечных.

Весь период приемно-сдаточных испытаний в общем случае включа­ет следующие этапы работ:

  • Подготовку к испытаниям;
  • Швартовные ис­пытания;
  • Ходовые испытания;
  • Ревизию механизмов;
  • Контрольный вы­ход.

Кроме того, для отдельных типов судов предусматривают еще один этап испытаний - эксплуатационные испытания головного судна серии. Их проводит после подписания приемного акта заказчик по программе, которую разрабатывает проектант судна. Например, для рыбопромысловых судов в программу включают проверку работоспособности про­мыслового, технологического и холодильного оборудования в эксплуа­тационных условиях и проверку соответствия технико-экономических показателей судна проектным требованиям. Для ледоколов и судов ле­дового плавания предусматривают ледовые испытания.

Все поступающие на судостроительные заводы механизмы и обору­дование для проверки качества сборки и установления параметров, вносимых в паспорт, подвергают стендовым испытаниям. Стендовые испытания сокращают сроки и стоимость последующих испытаний на судне. На заводах-изготовителях механизмов для таких испытаний соз­дают соответствующие испытательные стенды.

Основную долю подготовки судна к проведению испытаний состав­ляют:

  • Расконсервация судового оборудования;
  • Регулировка;
  • Наладка и опробование в действии;
  • Промывка и проверка чистоты трубопрово­дов и систем и т. п.

В связи с ростом энерговооруженности судов, расши­рением использования средств автоматики и контроля трудоемкость ре­гулировочно-наладочных работ возрастает и в ряде случаев достигает 50% от трудоемкости швартовных испытаний. После окончания подго­товительных работ приступают к проведению швартовных испытаний.

Швартовные испытания проводят в целях проверки качества монта­жа и работоспособности судового оборудования и определения готов­ности судна к проведению ходовых испытаний. Ранее такие испытания проводили только после спуска судна на воду и его швартовки у достро­ечной набережной завода. Отсюда и название - швартовные испытания.

Швартовные испытания выполняют по программам и методикам, разрабатываемым проектантом судна. В методиках кроме указаний на проведение испытаний приводят перечни оснастки, приспособлений и аппаратуры, необходимых для испытаний, а также формы таблиц для записи показателей работы оборудования и результатов их измерений.

Рис. 1 Схема кабельной мерной линии (а) и мерной линии, оборудо­ванной секущими створами (б)

По мере совершенствования судового оборудования, применения в его составе автоматизированных систем управления совершенствуются и технические средства, и методы измерений, которые являются основ­ным источником получения достаточного количества объективной ин­формации о работе оборудования. При испытаниях все чаще применя­ют аппаратуру, автоматически регистрирующую изменения параметров во времени и фиксирующую показатели на лентах осциллографов, са­мописцев или с выдачей цифровой информации на экраны соответству­ющих приборов. Объединенные в комплексы приборы и аппаратура непрерывно и синхронно регистрируют большое число быстро изменяющихся параметров как на установившихся, так и на неустановившихся режимах работы судового оборудования. Для измерения и регистрации различных параметров используют всевозможные датчики.

В ходе швартовных испытаний фиксируют показатели работы предъявляемого оборудования и отмечают выявленные недостатки. Если условия работы оборудования на швартовных испытаниях не от­личаются от условий его работы во время ходовых испытаний, то по полученным результатам данное оборудование сдают окончательно. Оборудование, системы и устройства, условия работы которых во вре­мя хода судна отличаются от условий проведения швартовных испы­таний, принимают дважды, предварительно на швартовных и окончательно во время ходовых испытаний.

К первой группе оборудования относится, например:

  • Судовая электростанция;
  • Оборудование камбуза;
  • Большинство судовых систем и др.

Ко второй:

  • Якорное устройство;
  • Винто-рулевой комплекс и т. п.

Значительная часть работ в период швартовных испытаний связа­на с главной энергетической установкой. Вначале налаживают и испы­тывают вспомогательные механизмы, обслуживающие эту установку, затем испытывают электроэнергетическое оборудование, различные аварийные механизмы (например, аварийный дизель-генератор). В це­лях экономии ресурса вспомогательных судовых механизмов в период испытаний судно обеспечивают электроэнергией, паром, сжатым воз­духом от береговых источников.

В начале швартовных испытаний главной дизельной установки проверяют:

  • Исправность действия валоповоротного устройства;
  • Сигна­лизации падения давления и перегрева масла;
  • Выключения подачи топ­лива при частоте вращения выше допустимой;
  • Пусковые качества дви­гателя и запасы пускового воздуха.

Затем проверяют работу главного двигателя на малых и средних оборотах, а при наличии винта регулируемого шага или специальных нагрузочных устройств - и на полных.

В период швартовных испытаний проверяют и сдают оборудование всех судовых помещений, заканчивают испытания помещений на гер­метичность, проверяют аварийно-спасательное имущество.

Швартовные испытания судна считают полностью законченными, если все разделы программы испытаний выполнены в полном объеме и все оборудование судна принято представителями отдела техничес­кого контроля завода, Регистра и заказчика в соответствии с журна­лом удостоверений швартовного периода. После окончания швартов­ных испытаний судно готово к выходу на ходовые испытания.

Ходовые испытания проводят в целях проверки надежности:

  • Действия механизмов;
  • Систем;
  • Устройств;
  • Приборов и всего судна в ходовых условиях;
  • А также соответствия договорной документации технических характеристик;
  • Мореходных качеств судна.

Испытания проводят в тех районах моря, водохранилища или реки, где возможно свободное маневрирование судна, имеются необходимые глу­бины и доступно техническое обеспечение проверок отдельных меха­низмов, устройств и различного оборудования судна.

Во время ходовых испытаний проверяют предусмотренные проектом спецификационные характеристики главных судовых двигателей (мощность, расход топлива и масла и др.) при разных режимах хода, в том числе:

  • Экономическом;
  • Полном;
  • Самом полном;
  • Заднем.

Одновременно с проверкой судовой энергетической установки на ходовых ис­пытаниях определяют скорость и маневренные качества судна.

Определение скорости судна необходимо для получения ее зависи­мости от частоты вращения гребных винтов и мощности главной энер­гетической установки. Скоростные испытания проводят в специаль­ных районах моря (реки, водохранилища) на мерной линии (мерной миле), показанной на рис. 1. Обязательными условиями для орга­низации такой линии являются достаточность глубины и наличие по концам измерительного участка свободных участков акватории, чтобы обеспечить безопасный поворот судна на обратный курс и набор ско­рости хода. Глубина акватории в районе мерной линии Н л должна быть не менее наибольшего значения, полученного по формулам:

  • В и Т - соответственно ширина и осадка судна, м;
  • V - наибольшая возможная скорость судна, м/с.

Измерительный участок мерной линии обозначают секущими ство­рами (рис. 1, б ). расстояние между которыми точно измерено. Для обеспечения достаточной точности измерений длина пробега на мер­ной линии должна составлять одну милю - при скорости до 18 уз., две мили при скорости 18-36 уз., три мили - при скорости свыше 36 уз.

Чтобы исключить влияние на результаты испытаний течения, ветра, а также случайных ошибок при измерениях, проводят несколько пробе­гов судна во взаимообратных направлениях при одной и той же частоте вращения винта. Обычно ограничиваются трехгалсовыми пробегами. Скорость определяют как среднее из замеров на нескольких галсах.

При электрических способах определения скорости судна приме­няют кабельные мерные линии, в которых роль поперечных створов, отсекающих мерный участок определенной длины, отводится электри­ческим кабелям. Установленная на судне аппаратура фиксирует момен­ты прохождения судна над кабелями и определяет промежуток време­ни прохода мерного участка (рис. 1, а ).

Скоростные испытания головного судна проводит специальная груп­па, распределенная по местам замеров. Места должны быть оборудова­ны надежной связью с руководителем измерений. Во время испыта­ний регистрируют частоту вращения гребного вала с помощью записывающих приборов, а также непрерывно через равные промежут­ки времени (не более двух минут) снимают показания счетчиков частоты вращения гребного вала. Требуемая точность измерения частоты вращения ±0,2%.

Во время маневренных испытаний определяют поворотливость суд­на и его инерцию на различных скоростях, дают оценку устойчивости судна на курсе.

Поворотливость судна характеризуется элементами циркуляции:

  • Тактическим диаметром (расстояние между линиями обратных курсов при повороте судна на 180°);
  • Продолжительностью циркуляции;
  • Углом крена судна при циркуляции;
  • Потерей им скорости.

Диаметр циркуля­ции замеряют штатными судовыми радиолокационными станциями, а также при помощи специальной навигационной аппаратуры.

В основе определения инерции судна лежит оценка его реверсив­ных качеств. Проверка реверсов необходима для определения продол­жительности изменения направления движения судна на противопо­ложное. Реверс характеризуется в основном длиной пути, проходимого судном от начала реверса до полной остановки. Путь этот называют выбегом. Выбег обычно выражают в длинах корпуса судна, например, «одна длина» , «две длины» и т. д. Измеряют его с помощью радиолокационной аппаратуры или с помощью деревянных брусков, сбрасы­ваемых в воду с носа судна по ходу его движения в момент подачи команды об изменении режима хода. По достижении кормой судна пер­вого сброшенного бруска сбрасывают второй и т. д. до полной остановки судна.

На ходовых испытаниях в ходовых режимах также проверяют не­которые элементы электрооборудования и навигационные приборы.

Ходовые испытания считаются законченными, если все разделы программы их проведения выполнены, а полученные результаты соот­ветствуют спецификационным данным оборудования или судна.

Ревизию судовых механизмов и оборудования осуществляют после окончания ходовых испытаний. В процессе ревизии производят конт­рольное вскрытие механизма и разборку отдельных его узлов для определения их состояния и выявления возможных дефектов. Особое внимание обращают на трущиеся и высоконапряженные узлы и дета­ли разобранных механизмов. Перечень судового оборудования, подлежащего ревизии с указанием ее объема, составляет приемная комиссия.

Одновременно с ревизией оборудования устраняют недостатки, выявленные на испытаниях. В это же время выполняют окончатель­ную окраску корпуса судна.

Контрольный выход в море (водохранилище, реку) проводят после:

  • Ревизии;
  • Устранения всех выявленных дефектов и недостатков;
  • Уста­новки на штатные места инвентаря;
  • А также запасных инструментов и приборов.

Цель контрольного выхода — проверить в действии обору­дование, подвергшееся ревизии.

Приемно-сдаточные испытания организует и проводит завод-стро­итель судна вместе с представителями заводов-контрагентов, участие которых оговорено отдельными соглашениями с ними. Подготовку и проведение испытаний ведет во главе с ответственным сдатчиком сда­точная команда завода, состоящая из высококвалифицированных ра­бочих и инженерно-технических работников как данного завода, так и некоторых контрагентов. Состав сдаточной команды назначается при­казом директора завода. В сдаточную команду включают и испытатель­ную партию, в обязанности которой входит обеспечение нормальной работы всех измерительных средств и запись их показаний в ходе ис­пытаний.

Приемку судна при сдаточных испытаниях осуществляет приемная комиссия, в состав которой входят представители организации, осу­ществляющей надзор за постройкой, капитан судна и представители заказчика и проектной организации. По окончании приемно-сдаточ­ных испытаний приемная комиссия подписывает акт приемки-сдачи судна. С этого момента судно считается сданным заказчику.